Что является гидротехническим сооружением. Гидротехнические сооружения: что это такое, общие нормы при проектировании и расчете

В. В. Абрамов , соискатель кафедры предпринимательского права УрГЮА

Легальное определение понятия «гидротехнические сооружения» сформулировано в ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» 1 . Гидротехнические сооружения – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, бере­гов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; уст­ройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Из приведенного определения можно сделать некоторые выводы. Во‑первых , практически все гидротехнические сооружения связаны с землей и в этом смысле отвечают признакам недвижимости. Во‑вторых , они связаны с водами и водными биологическими ресурсами, а также с жидкими отходами. В то же время, большинство из них используют водные ресурсы, а другая часть жидкие отходы промышленных и сельскохозяйственных организаций. В‑третьих , одни из гидротехнических сооружений предназначены для эксплуатации водных ресурсов как объектов природы (здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы и др.), другие – для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, третьи – ограждают хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, четвертые являются устройствами от размывов на каналах. Наконец , существуют сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Каждый из видов гидротехнических сооружений имеет некоторые особенности в своем правовом режиме.

Как видно, в Законе № 117-ФЗ понятие «гидротехнические сооружения» связывает, главным образом, с понятием «сооружение». Определение понятия «сооружение» сформулировано в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013 – 94, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359 2 . Согласно Классификатору к подразделу «Сооружения» относятся инженерно – строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом , выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например, плотина включает в себя тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.



Вместе с тем не трудно заметить, что сформулированное в Классификаторе определение сооружения носит технический характер.

В юридической литературе выделяют правовые признаки правового режима зданий и сооружений. Так, Кузьмина И. Д. считает, что для создания общего правового образа зданий и сооружений должно быть предложено такое определение, которое являлось бы средством установления пределов действия правового режима данных объектов недвижимости. По мнению названного автора, в определении следует указать на некоторую особую общность внутри рода объектов недвижимости. Прочная связь результатов строительной деятельности с земельным участком проявляется в их капитальности, стационарности и бессрочности (постоянстве. Кроме того, правовой режим зданий и сооружений отличается от правового режима других объектов градостроительной деятельности 3 . В частности, объекты строительной деятельности (в нашем случае – ГС) в процессе строительства до ввода их в эксплуатацию в установленном порядке нельзя относить к зданиям и сооружениям.



При этом справедливо мнение о том, что объекты незавершенного строительства по присущим им признакам (прочная связь с земельным участком, неперемещаемость) следует признать недвижимыми вещами. Вот что по этому поводу пишет В. С. Жабреев: «Независимо от степени готовности, будь то только фундамент или уже фактически достроенное здание, не сданное приемочной комиссии, такой объект, даже если он находится в процессе выполнения строительных работ, является недвижимостью» 4 .

Безусловно, основными элементами гидротехнического сооружения являются земельный участок и водный объект. В данном случае гидротехническое сооружение выступает как землепользователь и водопользователь.

Правовой режим земельных участков, занимаемых гидротехническими сооружениями, регулируется главой XVI Земельного кодекса РФ «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ эти земли используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики и т. д. В состав данных земель, в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и др., могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Иные земли могут находиться в собственности субъектов РФ, муниципальных образований. Отсюда можно сделать вывод о том, что, если гидротехническое сооружение находится в частной собственности, то занимаемый им земельный участок может находиться в частной собственности физических лиц (граждан) и юридических лиц.

Статья 89 Земельного кодекса РФ посвящена землям энергетики. К таковым относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики. Речь идет о размещении гидроэлектростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, воздушных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются правовыми актами Правительством РФ 5 .

Дискуссионным является вопрос о судьбе земельного участка и объекта недвижимости. По мнению И. Д. Кузьминой, правовое оформление судьбы этих двух объектов следует осуществить в рамках гражданского, а не земельного законодательства 6 . Между тем, согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ ­одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Этот принцип дополняется положениями ст. 273 ГК РФ, в силу которой при переходе права собственности на здание и сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Таким способом достигается, на наш взгляд, межотраслевое (комплексное) регулирование данных общественных отношений.

Гидротехнические сооружения, как правило, связаны с эксплуатацией водных объектов. Статья 1 Водного кодекса РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море РФ; подземные водные объекты. Гидротехнические сооружения в основном связаны с поверхностными водными объектами. Поверхностные водные объекты – постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Они состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники.

Поверхностные водотоки представляют собой поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К их числу относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов.

Поверхностные водоемы есть поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К ним относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) – это небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Они относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Поэтому положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству.

В России установлена федеральная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В частности, ст. 13 ГК РФ относит к недвижимым вещам обособленные водные объекты.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования – от трех до двадцати пяти лет.

Среди целей использования водных объектов Водный кодекс РФ (ст. 85) выделяет следующие: а) для промышленности и энергетики; б) для гидроэнергетики. Статья 137 Кодекса посвящена вопросам использования водных объектов для промышленности и энергетики, ст. 139 – для гидроэнергетики.

Итак , гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости. В свою очередь, признаки недвижимого имущества закреплены в ст. 130 ГК РФ и получили развитие в науке гражданского права. Так, И. Д. Кузьмина выделяет следующие особенности объектов недвижимости: 1)  рукотворное происхождение; 2)  прочная связь с другим самостоятельным объектом недвижимости – земельным участком; 3)  сложная внутренняя структура; 4)  необходимость постоянного обслуживания и ремонта для использования по назначению; 5)  постоянное «потребление» и «переработка» сырьевых и энергетических ресурсов, воды в процессе эксплуатации и одновременное «выбрасывание» вовне отходов, сточных вод 7 . При этом отмечается, что прочная связь с землей есть общий системный признак недвижимых вещей 8 .

В качестве объектов недвижимости гидротехнические сооружения выступают как предприятия, если они полностью соответствуют признакам предприятия, закрепленным в законодательстве. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Следовательно, одним из признаков предприятия является коммерческая направленность использования. Отсюда следует вывод: если гидротехническое сооружение как объект гражданских прав не используется для осуществления предпринимательской деятельности, то такой имущественный комплекс с позиции ст. 132 ГК РФ нельзя признать в качестве предприятия.

Конечно, можно подвергнуть критике положение Кодекса, указав на то, что признак коммерческой направленности для характеристики предприятия как объекта гражданских прав, не следует рассматривать как обязательный. Но, как говорится, закон (даже несовершенный) должен исполняться.

Предприятие не является вещью или сложной вещью; это совокупность имущества 9 . Предприятие есть особый объект гражданских прав, а потому было бы целесообразно дополнить ст. 128 ГК РФ нормой о предприятии 10 .

Признав предприятие недвижимостью, ГК РФ не подчиняет его автоматически всем общим правилам о недвижимости, а устанавливает более формализованный и строгий режим сделок с предприятиями 11 . При этом законодатель не признает, как правило, двоякую природу предприятия: как объекта права (имущественного комплекса), и как субъекта предпринимательской деятельности 12 . Термин «предприятие» в качестве субъекта предпринимательской деятельности применяется только в отношении унитарных предприятий. Этот вывод в полной мере касается и гидротехнических сооружений.

Для характеристики гидротехнических сооружений важное значение имеют их тип, год начала строительства, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость, процент износа, строительный объем, максимальная высота, длина, максимальная ширина по основанию, наличие оползневых участков, тектонических и деформационных нарушений в основаниях и береговых примыканиях, а также минимальное превышение отметки гребня водоподпорных сооружений и другие показатели. Именно эти показатели позволяют индивидуализировать гидротехническое сооружение как объект гражданского права.

Считаем целесообразным предусмотреть в Законе о гидротехнических сооружениях положения (правила) о паспорте ГС, в котором подлежат обязательному указанию соответствующие индивидуализиру­ющие показатели ГС.

Виды производственной деятельности гидротехнических сооружений также имеют правовое значение. В зависимости от типа сооружений это могут быть: а) регулирование режимов работы водных объектов (регулирование стока вод); б) выработка электроэнергии; в) выработка тепловой энергии; г) водоснабжение; д) другие виды деятельности. Соответственно, вид производственной деятельности ГС оказывает влияние на формирование правового режима того или иного гидротехнического сооружения.

Кроме земельных участков и водных объектов, гидротехнические сооружения включают в свой состав здания, сооружения, инвентарь и т. д.

Таким образом, в правовом режиме гидротехнических сооружений просматривается несколько направлений. Во‑первых , гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости и на них распространяется частноправовой режим имущества. Это касается вопросов возникновения и перехода права собственности, а также его прекращения, обязанностей собственников и организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения. Частноправовой режим гидротехнических сооружений касается также их аренды и возмещения вреда, причиненного в результате нарушений законодательства о безопасности гидротехнических ­сооружений. Во‑вторых , гидротехнические сооружения являются недвижимым имуществом с особым правовым режимом, что проявляется в том, что большинство ГС предназначены для использования водных ресурсов. Кроме того, ГС имеют свое целевое назначение. В‑третьих , будучи предприятием, гидротехническое сооружение подпадает под действие ст. 132 ГК РФ со всеми вытекающими последствиями. В частности, предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Далее, предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В тех случаях, когда гидротехническое сооружение не является предприятием (поскольку не преследует цели извлечения прибыли), его можно отнести к имущественному комплексу, не предназначенному для осуществления предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс – это самостоятельный вид объектов гражданских прав. Понятия «имущественный комплекс» и «предприятие» соотносятся как род и вид. Сфера применения понятия имущественного комплекса не должна ограничиваться имуществом коммерческих организаций. Данное понятие применяется и в отношении некоммерческих организаций с той лишь разницей, что имущественный комплекс не используется по общему правилу для осуществления предпринимательской деятельности 13 .

Наряду с термином «имущественный комплекс» современное законодательство и практика знают и термин «технологический комплекс». Так, совместным приказом Минюста, Минэкономразвития, Минимущества, Госстроя от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243 были утверждены Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества – энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы 14 . В Методических рекомендациях отмечается, что при проведении государственной регистрации прав на подобное сооружение и сделок с ним рекомендуется принимать во внимание, что в его состав могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению и рассматриваемые как одна сложная вещь.

Технологические комплексы представляют производственные системы, имеющие сетевое строение. В этой связи мы согласны с мнением О. А Григорьевой, которая предлагает в целях сохранения их целостности закрепить в гражданском законодательстве правовой режим данных имущественных комплексов в качестве сложной вещи и соответственной внести изменения в ст.134 ГК РФ в следующей редакции: «Сложной вещью является комплекс имущества, объединенный общей производственно-хозяйственной целью (трубопроводы, линии энергопередач, железные дороги, порты, транспортные терминалы и другие)» 15 . Однако технологический комплекс нельзя смешивать, на наш взгляд, с имущественным комплексом предприятия.

Гидротехнические сооружения можно подразделить на отдельные виды. Закон № 117-ФЗ с учетом целевого назначения и характера конструкции называет плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и т. д. В специальной литературе по условиям использования ГС делят на постоянные и временные 16 . Постоянные сооружения используются при эксплуатации объекта неограниченное время, временные – лишь в период его строительства или ремонта (перемычки, временные ограждающие стенки и дамбы, строительные туннели). В свою очередь, постоянные ГС подразделяются на основные и второстепенные. К основным относятся сооружения, ремонт или авария которых приводят к полной остановке работы объекта либо существенно снижают эффект его действия. Второстепенными являются ГС и их отдельные части, прекращение работы которых не влечет за собой наступление значительных последствий. В число основных ГС входят плотины, дамбы, водосбросы, водозаборные сооружения, каналы, туннели, трубопроводы и др. Примерами второстепенных ГС могут служить берегоукрепительные сооружения, ремонтные затворы.

7.Условно можно выделять три этапа современной земельной реформы:

На первом этапе существенное значение для развития современного земельного законодательства имел Земельный кодекс РСФСР 1991 года, который содержал некоторые начала прогрессивного развития рыночных земельных отношений. Но становление современной модели земельных отношений следует связать, прежде всего, с принятием конституционных норм о многообразие и равной правовой защите всех форм собственности на землю, гарантированности частной собственности. В связи с этим Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации», согласно которому из Земельного кодекса РСФСР было исключено 48 статей и он фактически перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым к кодифицированным нормативным правовым актам.

В дальнейшем правовые основы развития земельных отношений определялись Указами Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», от 16 декабря 2003 года № 2144 «О федеральных природных ресурсах», от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю». Данные нормативные правовые акты закрепили все существенные идеи, развиваемые современным Земельным кодексом Российской Федерации (это и придание земельным участкам статуса объектов недвижимости, и закрепление правила о судебном порядке разрешения земельных споров, и придание имущественного характера современным земельным отношениям в целом). В целом же земельное законодательство периода середины 90-х годов содержало многочисленные пробелы.

Земельное законодательство конца 90-х – 2000-х годов ознаменовало второй этап земельной реформы, реализующий тенденцию повышения нормативной значимости правового регулирования земельных отношений, которая выражалась в усилении роли федеральных законов в системе источников. Практически не осталось действующих Указов Президента Российской Федерации по вопросам регулирования земельных отношений в России, 25 октября 2001 года принят Земельный кодекс Российской Федерации, в последующем - целый комплекс специальных федеральных законов, реализуемых постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное законодательство об использовании и охране земель на данном этапе можно разделить на несколько групп. Это:

нормативные акты, устанавливающие унифицированные земельно-правовые нормы (Земельный, Градостроительный, Гражданский кодексы Российской Федерации);

нормативные акты, реализующие и развивающие идею частной собственности на землю (федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

нормативные акты, регулирующие организационно-управленческие отношения (федеральные законы «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»);

нормативные акты, регулирующие экономико-правовой механизм земельной реформы (Налоговый кодекс, подзаконные акты о кадастровой оценке земель) и

нормативные акты, регулирующие отношения по охране земель (федеральные законы «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «Об особо охраняемых природных территориях», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», Лесной, Водный кодексы, Закон Российской Федерации «О недрах»).

На данном этапе земельной реформы наблюдалась тенденция усиления специальных норм, что вполне объяснимо сложностью земельных отношений и их ярко выраженным региональным характером.

Современное земельное законодательство – уникальное явление в законотворческой деятельности России. Его комплексный характер порождает многочисленные противоречия. Законодательство об использовании и охране земель не свободно от недостатков и пробелов. Нормы Земельного кодекса имеют в большей части отсылочный характер, наблюдаются противоречия между нормами земельного и гражданского законодательства, особенно в части вещных прав на земельные участки. Законодательство в данной сфере находится на пути разработки и реализации оптимальной модели правового регулирования, способной учесть как частные интересы, так и публичный характер отношений по использованию и охране земель. Все это во многом ознаменовало наступление следующего - третьего этапа земельной реформы 1 .

Наступление данного этапа можно также связать с принятым в первом чтении 27 апреля 2012 года проекте федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на урегулирование механизма права собственности и ограниченных вещных прав на земельные участки и иные природные объекты. Одновременно на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Данные законопроекты по существу характеризуют собой разнонаправленные тенденции дальнейшего развития земельного законодательства, требующие коренного обновления большей части земельно-правовых норм, притом что законопроект № 47538-6 в части земельных отношений построен на категорийности земель.

К тому же, одновременное концептуальное изменение гражданского, земельного и градостроительного законодательства при отсутствии практики применения вносимых изменений отрицательно скажется на инвестиционном климате страны. В настоящее время земельное и градостроительное законодательство нуждается в унификации, гармонизации и устранении пробелов и коллизионных норм.

Следует признать, что действующее земельное законодательство, призванное способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет. Для преодоления сложившейся ситуации целесообразно разработать концепцию совершенствования земельного законодательства.

Помимо проблемы эффективного законодательного обеспечения, практическая реализация земельно-правовых норм не обеспечена информационно - налицо отсутствие полноты сведений о земельных участках и земельном фонде.

В настоящее время законодательные усилия должны быть сосредоточены на разработке пакета проектов федеральных законов, реализующих положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 47538-6, принятие которого повлечет возникновение большого числа коллизий, на время устранения которых практически невозможно осуществлять предоставление и использование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр. К тому же возникает проблема соотношения титулов, предлагаемых проектируемой главой 19.2 Гражданского кодекса с действующим земельным законодательством. В этой связи необходимо обратить внимание и на введение возможности установления публичных сервитутов для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры.

Весьма актуальной остается проблема уменьшения объема подзаконных нормативных актов вследствие внесения их норм в тексты федеральных законов с целью повышения эффективности практического применения земельно-правовых норм.

Остаются актуальными вопросы оптимизации условий предоставления земельных участков в собственность или в аренду, в том числе совершенствования механизма торгов, создания эффективной системы управления земельными ресурсами, завершения процесса оформления прав на земельные участки, повышения эффективности надзора (контроля) за использованием и охраной земель, совершенствования нормативной правовой базы землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель, завершения разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и другой градостроительной документации в соответствии с требованиями новейшего законодательства, существенного улучшения информационного обеспечения органов власти и заинтересованных лиц, в том числе посредством осуществления инвентаризации земель, консолида

12.Тема 4. Правовые формы использования земель

Глава 9 Гидродинамические аварии

9.1. Гидротехнические сооружения

Гидротехнические сооружения и их классификации

К гидротехническим сооружениям (TTC) относятся сооружения напорного фронта

и естественные плотины (плотины, шлюзы, дамбы, оросительные системы, перемычки, запруды, каналы, ливневая канализация и др.), создающие разницу уровней воды до и после них, предназначенные для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредными воздействиями вод.

Плотина - искусственное водоподпорное сооружение или природное (естественное) препятствие на пути водотока, создающее разницу уровней в своем верхнем и нижнем бьефе по руслу реки; является важным типом общего гидросооружения с водопропускными и другими устройствами, создаваемыми при ней.

Искусственные плотины создаются человеком для своих нужд; это плотины гидроэлектростанций, водозаборов в ирригационных системах, дамбы, перемычки, запруды, создающие водохранилище в своем верхнем бьефе. Естественные плотины являются результатом действий природных сил: оползней, селей, лавин, обвалов, землетрясений.

Бьеф - участок реки между двумя соседними плотинами на реке или участок канала между двумя шлюзами.

Верхний бьеф плотины - часть реки выше подпорного сооружения (плотины, шлюза).Нижний бьеф – часть реки ниже подпорного сооружения.

Рисберма - укрепленный участок русла реки в нижнем бьефе водосбросного гидротехнического сооружения, защищающий русло от размыва, выравнивающий скорость потока.

Водохранилища могут быть долговременными или кратковременными. Долговременным искусственным водохранилищем является, например, водохранилище верхнего бьефа Ириклинской ГРЭС. Долговременное естественное водохранилище образуется из-за перекрытия рек обвалом твердых скальных пород (горы Тянь-Шаня, Памира и др.).

Кратковременные искусственные плотины сооружают для временного изменения направления русла реки при строительстве ГЭС или других гидротехнических сооружений. Они возникают в результате перекрытия реки рыхлым грунтом, снегом или льдом (заторы, запоры).

Как правило, искусственные и естественные плотины имеют водостоки: для искусственных плотин – направленные, для естественных – случайно образованные (стихийные).

Существует несколько классификаций гидротехнических сооружений.

По месту расположенияГТС делятся:

на наземные (прудовые, речные, озерные, морские);

подземные трубопроводы, туннели.

По характеру и цели использования выделяются следующие виды ГТС:

водно-энергетические;

для водоснабжения;

мелиоративные;

В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

канализационные;

водно-транспортные;

декоративные;

лесоплавильные;

спортивные;

рыбохозяйственные.

По функциональному назначению ГТС классифицируются следующим образом:

водоподпорные сооружения, создающие напор или разность уровней воды перед сооружением и за ним (плотины, дамбы);

водопроводящие сооружения (водоводы), служащие для переброски воды в заданные пункты (каналы, туннели, лотки, трубопроводы, шлюзы, акведуки);

регуляционные (выправителъные) сооружения, предназначенные для улучшения условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек (щиты, дамбы, полузапруды, берегоукрепительные, ледонаправляющие сооружения);

водосбросные сооружения, служащие для пропуска излишков воды из водохранилищ, каналов, напорных бассейнов, которые позволяют частично или полностью опорожнять водоемы.

В особую группу выделяют специальные гидротехнические сооружения:

ГТС для использования водной энергии – здания ГЭС и напорные бассейны;

ГТС для водного транспорта – судоходные шлюзы, бревноспуски;

мелиоративные ГТС – магистральные и распределительные каналы, шлюзы, регу-

рыбохозяйственные ГТС – рыбоходы, рыбоводные пруды;

комплексные ГТС (гидроузлы) – ГТС, объединенные общей сетью плотины, каналы, шлюзы, энергоустановки и т. д.

Классы гидротехнических сооружений

Гидротехнические сооружения напорного фронта в зависимости от возможных последствий их разрушения подразделяются на классы: гидроэлектростанции мощностью 1,5 млн кВт и более относится к I классу, а меньшей мощности – ко II–IV. Мелиоративные сооружения с площадью орошения и осушения свыше 300 тыс. га относятся к I классу, а с площадью 50 тыс. га и менее – к II–IV.

Класс основных постоянных сооружений напорного фронта зависит еще от их высоты и типа грунтов основания (табл. 16).

Таблица 16

Классы основных постоянных гидротехнических сооружений напорного фронта в зависимости от их высоты и типа грунтов основания

В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

Безусловно, основными элементами гидротехнического сооружения являются земельный участок и водный объект. В данном случае гидротехническое сооружение выступает как землепользователь и водопользователь.

Правовой режим земельных участков, занимаемых гидротехническими сооружениями, регулируется главой XVI Земельного кодекса РФ «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ эти земли используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики и т. д. В состав данных земель, в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и др., могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Иные земли могут находиться в собственности субъектов РФ, муниципальных образований. Отсюда можно сделать вывод о том, что, если гидротехническое сооружение находится в частной собственности, то занимаемый им земельный участок может находиться в частной собственности физических лиц (граждан) и юридических лиц.

Статья 89 Земельного кодекса РФ посвящена землям энергетики. К таковым относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики. Речь идет о размещении гидроэлектростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, воздушных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются правовыми актами Правительством РФ .

Дискуссионным является вопрос о судьбе земельного участка и объекта недвижимости. По мнению И. Д. Кузьминой, правовое оформление судьбы этих двух объектов следует осуществить в рамках гражданского, а не земельного законодательства . Между тем, согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ ­одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Этот принцип дополняется положениями ст. 273 ГК РФ, в силу которой при переходе права собственности на здание и сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Таким способом достигается, на наш взгляд, межотраслевое (комплексное) регулирование данных общественных отношений.

Гидротехнические сооружения, как правило, связаны с эксплуатацией водных объектов. Статья 1 Водного кодекса РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море РФ; подземные водные объекты. Гидротехнические сооружения в основном связаны с поверхностными водными объектами. Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Они состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники.

Поверхностные водотоки представляют собой поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К их числу относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов.

Поверхностные водоемы есть поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К ним относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) - это небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Они относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Поэтому положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству.

В России установлена федеральная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В частности, ст. 13 ГК РФ относит к недвижимым вещам обособленные водные объекты.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.

Среди целей использования водных объектов Водный кодекс РФ (ст. 85) выделяет следующие: а) для промышленности и энергетики; б) для гидроэнергетики. Статья 137 Кодекса посвящена вопросам использования водных объектов для промышленности и энергетики, ст. 139 - для гидроэнергетики.

Итак , гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости. В свою очередь, признаки недвижимого имущества закреплены в ст. 130 ГК РФ и получили развитие в науке гражданского права. Так, И. Д. Кузьмина выделяет следующие особенности объектов недвижимости: 1)  рукотворное происхождение; 2)  прочная связь с другим самостоятельным объектом недвижимости - земельным участком; 3)  сложная внутренняя структура; 4)  необходимость постоянного обслуживания и ремонта для использования по назначению; 5)  постоянное «потребление» и «переработка» сырьевых и энергетических ресурсов, воды в процессе эксплуатации и одновременное «выбрасывание» вовне отходов, сточных вод . При этом отмечается, что прочная связь с землей есть общий системный признак недвижимых вещей .

В качестве объектов недвижимости гидротехнические сооружения выступают как предприятия, если они полностью соответствуют признакам предприятия, закрепленным в законодательстве. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Следовательно, одним из признаков предприятия является коммерческая направленность использования. Отсюда следует вывод: если гидротехническое сооружение как объект гражданских прав не используется для осуществления предпринимательской деятельности, то такой имущественный комплекс с позиции ст. 132 ГК РФ нельзя признать в качестве предприятия.

Конечно, можно подвергнуть критике положение Кодекса, указав на то, что признак коммерческой направленности для характеристики предприятия как объекта гражданских прав, не следует рассматривать как обязательный. Но, как говорится, закон (даже несовершенный) должен исполняться.

Предприятие не является вещью или сложной вещью; это совокупность имущества . Предприятие есть особый объект гражданских прав, а потому было бы целесообразно дополнить ст. 128 ГК РФ нормой о предприятии .

Признав предприятие недвижимостью, ГК РФ не подчиняет его автоматически всем общим правилам о недвижимости, а устанавливает более формализованный и строгий режим сделок с предприятиями . При этом законодатель не признает, как правило, двоякую природу предприятия: как объекта права (имущественного комплекса), и как субъекта предпринимательской деятельности . Термин «предприятие» в качестве субъекта предпринимательской деятельности применяется только в отношении унитарных предприятий. Этот вывод в полной мере касается и гидротехнических сооружений.

Для характеристики гидротехнических сооружений важное значение имеют их тип, год начала строительства, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость, процент износа, строительный объем, максимальная высота, длина, максимальная ширина по основанию, наличие оползневых участков, тектонических и деформационных нарушений в основаниях и береговых примыканиях, а также минимальное превышение отметки гребня водоподпорных сооружений и другие показатели. Именно эти показатели позволяют индивидуализировать гидротехническое сооружение как объект гражданского права.

Считаем целесообразным предусмотреть в Законе о гидротехнических сооружениях положения (правила) о паспорте ГС, в котором подлежат обязательному указанию соответствующие индивидуализиру­ющие показатели ГС.

Виды производственной деятельности гидротехнических сооружений также имеют правовое значение. В зависимости от типа сооружений это могут быть: а) регулирование режимов работы водных объектов (регулирование стока вод); б) выработка электроэнергии; в) выработка тепловой энергии; г) водоснабжение; д) другие виды деятельности. Соответственно, вид производственной деятельности ГС оказывает влияние на формирование правового режима того или иного гидротехнического сооружения.

Кроме земельных участков и водных объектов, гидротехнические сооружения включают в свой состав здания, сооружения, инвентарь и т. д.

Таким образом, в правовом режиме гидротехнических сооружений просматривается несколько направлений. Во‑первых , гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости и на них распространяется частноправовой режим имущества. Это касается вопросов возникновения и перехода права собственности, а также его прекращения, обязанностей собственников и организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения. Частноправовой режим гидротехнических сооружений касается также их аренды и возмещения вреда, причиненного в результате нарушений законодательства о безопасности гидротехнических ­сооружений. Во‑вторых , гидротехнические сооружения являются недвижимым имуществом с особым правовым режимом, что проявляется в том, что большинство ГС предназначены для использования водных ресурсов. Кроме того, ГС имеют свое целевое назначение. В‑третьих , будучи предприятием, гидротехническое сооружение подпадает под действие ст. 132 ГК РФ со всеми вытекающими последствиями. В частности, предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Далее, предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В тех случаях, когда гидротехническое сооружение не является предприятием (поскольку не преследует цели извлечения прибыли), его можно отнести к имущественному комплексу, не предназначенному для осуществления предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс - это самостоятельный вид объектов гражданских прав. Понятия «имущественный комплекс» и «предприятие» соотносятся как род и вид. Сфера применения понятия имущественного комплекса не должна ограничиваться имуществом коммерческих организаций. Данное понятие применяется и в отношении некоммерческих организаций с той лишь разницей, что имущественный комплекс не используется по общему правилу для осуществления предпринимательской деятельности .

Наряду с термином «имущественный комплекс» современное законодательство и практика знают и термин «технологический комплекс». Так, совместным приказом Минюста, Минэкономразвития, Минимущества, Госстроя от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243 были утверждены Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества - энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы . В Методических рекомендациях отмечается, что при проведении государственной регистрации прав на подобное сооружение и сделок с ним рекомендуется принимать во внимание, что в его состав могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению и рассматриваемые как одна сложная вещь.

Технологические комплексы представляют производственные системы, имеющие сетевое строение. В этой связи мы согласны с мнением О. А Григорьевой, которая предлагает в целях сохранения их целостности закрепить в гражданском законодательстве правовой режим данных имущественных комплексов в качестве сложной вещи и соответственной внести изменения в ст.134 ГК РФ в следующей редакции: «Сложной вещью является комплекс имущества, объединенный общей производственно-хозяйственной целью (трубопроводы, линии энергопередач, железные дороги, порты, транспортные терминалы и другие)» . Однако технологический комплекс нельзя смешивать, на наш взгляд, с имущественным комплексом предприятия.

Гидротехнические сооружения можно подразделить на отдельные виды. Закон № 117-ФЗ с учетом целевого назначения и характера конструкции называет плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и т. д. В специальной литературе по условиям использования ГС делят на постоянные и временные . Постоянные сооружения используются при эксплуатации объекта неограниченное время, временные - лишь в период его строительства или ремонта (перемычки, временные ограждающие стенки и дамбы, строительные туннели). В свою очередь, постоянные ГС подразделяются на основные и второстепенные. К основным относятся сооружения, ремонт или авария которых приводят к полной остановке работы объекта либо существенно снижают эффект его действия. Второстепенными являются ГС и их отдельные части, прекращение работы которых не влечет за собой наступление значительных последствий. В число основных ГС входят плотины, дамбы, водосбросы, водозаборные сооружения, каналы, туннели, трубопроводы и др. Примерами второстепенных ГС могут служить берегоукрепительные сооружения, ремонтные затворы.

10 См.: Белых В. С. Предприятие как имущественный комплекс и субъект предпринимательской деятельности /  / Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / под ред. В. С. Белых. Екатеринбург, 2002. С. 147.

11 См.: Степанов С. А. Недвижимое имущество в гражданском праве. С. 177-178.

12 Подробнее об этом см.: Белых В. С. Предприятие как имущественный комплекс и субъект предпринимательской деятельности: Монография. М., 2005. С. 288-296.

13 Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Монография. С.147-148.

15 Григорьева О. А. Правовое регулирование естественных монополий. Автореф. дис.… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С.7.

16 См.: Гидротехнические сооружения: Справочник проектировщика / под общ. ред. В. П. Недриги. М.: Стройиздат, 1983. С.11.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что гидротехнические сооружения подразделяются на следующие классы:

I класс - гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности;

II класс - гидротехнические сооружения высокой опасности;

III класс - гидротехнические сооружения средней опасности;

IV класс - гидротехнические сооружения низкой опасности.

2. Утвердить прилагаемые критерии классификации гидротехнических сооружений.

3. Установить, что если гидротехническое сооружение в соответствии с критериями, утвержденными настоящим постановлением, может быть отнесено к разным классам, такое гидротехническое сооружение относится к наиболее высокому из них.

Критерии классификации гидротехнических сооружений
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. № 986)

1. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от их высоты и типа грунта оснований:

Гидротехническое сооружение Тип грунта основания Высота гидротехнического сооружения
(метров)
I класс II класс III класс IV класс
1. Плотины из грунтовых материалов А более 80 от 50 до 80 от 20 до 50 менее 20
Б более 65 от 35 до 65 от 15 до 35 менее 15
В более 50 от 25 до 50 от 15 до 25 менее 15
2. Плотины бетонные, железобетонные; подводные конструкции зданий гидростанций; судоходные шлюзы; судоподъемники и другие сооружения, участвующие в создании напорного фронта А более 100 от 60 до 100 от 25 до 60 менее 25
Б более 50 от 25 до 50 от 10 до 25 менее 10
В более 25 от 20 до 25 от 10 до 20 менее 10
3. Подпорные стены А более 40 от 25 до 40 от 15 до 25 менее 15
Б более 30 от 20 до 30 от 12 до 20 менее 12
В более 25 от 18 до 25 от 10 до 18 менее 10
4. Морские причальные сооружения основного назначения А, Б, В более 25 от 20 до 25 менее 20 -
5. Морские внутрипортовые оградительные сооружения; береговые укрепления; струенаправляющие и наносоудерживающие дамбы и другие А, Б, В - более 15 15 и менее -
6. Ограждающие сооружения хранилищ жидких отходов А, Б, В более 50 от 20 до 50 от 10 до 20 менее 10
7. Оградительные сооружения; ледозащитные сооружения А, Б, В более 25 от 5 до 25 менее 5 -
8. Сухие и наливные доки; наливные док-камеры А - более 15 15 и менее -
Б, В - более 10 10 и менее -

Примечания: 1. Грунты подразделяются на: А - скальные; Б - песчаные, крупнообломочные и глинистые в твердом и полутвердом состоянии; В - глинистые водонасыщенные в пластичном состоянии.

2. Высота гидротехнического сооружения и оценка его основания определяются по данным проектной документации.

3. В позициях 4 и 7 вместо высоты гидротехнического сооружения принимается глубина основания гидротехнического сооружения.

2. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от их назначения и условий эксплуатации:

Гидротехническое сооружение
1. Подпорные гидротехнические сооружения мелиоративных гидроузлов при объеме водохранилища, млн. куб. м:
свыше 1000 I
от 200 до 1000 II
от 50 до 200 III
50 и менее IV
2. Гидротехнические сооружения гидравлических, гидроаккумулирующих, приливных и тепловых электростанций установленной мощностью, МВт:
более 1000 I
от 300 до 1000 II
от 10 до 300 III
10 и менее IV
3. Гидротехнические сооружения атомных электростанций независимо от мощности I
4. Гидротехнические сооружения и судоходные каналы на внутренних водных путях (кроме гидротехнических сооружений речных портов):
сверхмагистральных II
магистральных и местного значения III
5. Гидротехнические сооружения мелиоративных систем при площади орошения и осушения, обслуживаемой сооружениями, тыс. га:
свыше 300 I
от 100 до 300 II
от 50 до 100 III
50 и менее IV
6. Каналы комплексного водохозяйственного назначения и гидротехнические сооружения на них при суммарном годовом объеме водоподачи, млн. куб. м:
свыше 200 I
от 100 до 200 II
от 20 до 100 III
менее 20 IV
7. Морские оградительные гидротехнические сооружения и гидротехнические сооружения морских каналов, морских портов при объеме грузооборота и числе судозаходов в навигацию:
свыше 6 млн. тонн сухогрузов (свыше 12 млн. тонн наливных) и свыше 800 судозаходов I
от 1,5 до 6 млн. тонн сухогрузов (от 6 до 12 млн. тонн наливных) и от 600 до 800 судозаходов II
менее 1,5 млн. тонн сухогрузов (менее 6 млн. тонн наливных) и менее 600 судозаходов III
8. Морские оградительные гидротехнические сооружения и гидротехнические сооружения морских судостроительных и судоремонтных предприятий и баз в зависимости от класса предприятия II, III
9. Оградительные гидротехнические сооружения речных портов, судостроительных и судоремонтных предприятий III
10. Гидротехнические сооружения речных портов при среднесуточном грузообороте (усл. тонн) и пассажирообороте (усл. пассажиров):
свыше 15000 усл. тонн и свыше 2000 усл. пассажиров (1 категория порта) III
3501 - 15000 усл. тонн и 501 - 2000 усл. пассажиров (2 категория порта) III
751 - 3500 усл. тонн и 201 - 500 усл. пассажиров (3 категория порта) III
750 и менее усл. тонн и 200 и менее усл. пассажиров (4 категория порта) IV
11. Морские причальные гидротехнические сооружения, гидротехнические сооружения железнодорожных переправ, лихтеровозной системы при грузообороте, млн. тонн:
свыше 0,5 II
0,5 и менее III
12. Причальные гидротехнические сооружения для отстоя, межрейсового ремонта и снабжения судов III
13. Причальные гидротехнические сооружения судостроительных и судоремонтных предприятий для судов с водоизмещением порожним, тыс. тонн:
свыше 3,5 II
3,5 и менее III
14. Строительные и подъемно-спусковые гидротехнические сооружения для судов со спусковой массой, тыс. тонн:
свыше 30 I
от 3,5 до 30 II
3,5 и менее III
15. Стационарные гидротехнические сооружения средств навигационного оборудования I
16. Временные гидротехнические сооружения, используемые на стадиях строительства, реконструкции и капитального ремонта постоянных гидротехнических сооружений IV
17. Берегоукрепительные гидротехнические сооружения III

Примечания: 1. Класс гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций установленной мощностью менее 1000 МВт, указанных в позиции 2, повышается на единицу в случае, если электростанции изолированы от энергетических систем.

2. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 6, повышается на единицу для каналов, транспортирующих воду в засушливые регионы в условиях сложного гористого рельефа.

3. Класс гидротехнических сооружений участка канала от головного водозабора до первого регулирующего водохранилища, а также участков канала между регулирующими водохранилищами, предусмотренных позицией 6, понижается на единицу в случае, если водоподача основному водопотребителю в период ликвидации последствий аварии на канале может быть обеспечена за счет регулирующей емкости водохранилищ или других источников.

4. Класс гидротехнических сооружений речных портов, указанных в позиции 10, повышается на единицу в случае, если повреждения гидротехнических сооружений речных портов могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

5. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позициях 13 и 14, повышается на единицу в зависимости от сложности строящихся или ремонтируемых судов.

6. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 16, повышается на единицу в случае, если повреждения таких гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

7. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 17, повышается на единицу в случае, если повреждения берегоукрепительных гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

3. Классы защитных гидротехнических сооружений в зависимости от максимального напора на водоподпорное сооружение:

Защищаемые территории и объекты Максимальные расчётный напор
(метров)
I класс II класс III класс IV класс
1. Селитебные территории (населенные пункты) с плотностью жилого фонда на территории возможного частичного или полного разрушения при аварии на водоподпорном сооружении,
1 кв. м на 1 га:
свыше 2500 свыше 5 от 3 до 5 до 3 -
от 2100 до 2500 свыше 8 от 5 до 8 от 2 до 5 до 2
от 1800 до 2100 свыше 10 от 8 до 10 от 5 до 8 до 5
менее 1800 свыше 15 от 10 до 15 от 8 до 10 до 8
2. Объекты оздоровительно-рекреационного и санитарного назначения (не попадающие в позицию 1) - свыше 15 от 10 до 15 менее 10
3. Объекты с суммарным годовым объемом производства и (или) стоимостью единовременно хранящейся продукции, млрд. рублей:
свыше 5 свыше 5 от 2 до 5 до 2 -
от 1 до 5 свыше 8 от 3 до 8 от 2 до 3 до 2
менее 1 свыше 8 от 5 до 8 от 3 до 5 до 3
4. Памятники культуры и природы свыше 3 до 3 - -

4. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий:

Класс гидротехнического сооружения Число постоянно проживающих людей, которые могут пострадать от аварии гидротехнического сооружения (человек) Число людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены при аварии гидротехнического сооружения (человек) Размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца гидротехнического сооружения (млн. рублей) Характеристика территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии гидротехнического сооружения
I более 3000 более 20000 более 5000 в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации
II от 500 до 3000 от 2000 до 20000 от 1000 до 5000 в пределах территории одного субъекта Российской Федерации (двух и более муниципальных образований)
III до 500 до 2000 от 100 до 1000 в пределах территории одного муниципального образования
IV - - менее 100 в пределах территории одного хозяйствующего субъекта

Обзор документа

Установлены критерии классификации гидротехнических сооружений.

Выделено 4 класса их опасности: I класс - сооружения чрезвычайно высокой опасности; II класс - высокой опасности; III класс - средней опасности; IV класс - гидротехнические сооружения низкой опасности.

Классификация производится в зависимости от высоты гидротехнических сооружений и типа грунта их оснований, назначения и условий эксплуатации, максимального напора на водоподпорные сооружения и последствий возможных гидродинамических аварий.

Если гидротехническое сооружение можно отнести к разным классам, ему присваивают наиболее высокий из них.

Отметим, что с учетом класса определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

Гидротехни́ческие сооруже́ния (ГТС) – вид инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения разных видов пользования водами (водопользования) и/или для борьбы с вредными воздействиями вод посредством воздействия на режим и свойства природных водных объектов и содержащейся в них воды.

Первые гидротехнические сооружения

Строительство первых гидротехнических сооружений относится к эпохе IV и III тысячелетий до н. э., к эпохе цивилизации шумеров. Поселившись в Месопотамии, постепенно освоили ирригацию, мореплавание и судоходство по рекам и каналам . Были построены каналы Итурунгаль и И-нина-гена, Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, канал Зуби. Появление первых ирригационных систем относительно рано сформировало экономическую базу для возникновения в Двуречье разветвлённой системы хозяйственных отношений. Следствием сооружения каналов стало также строительство на их берегах новых городов, ставших экономическими, политическими и культурными центрами шумеров. Существует легенда, что разрушение Вавилона в VII в. до н. э. ассирийским царём Синахерибом было произведено с помощью специально созданного, а затем спущенного (путём разрушения плотины) водоёма на Евфрате.

В Европе первые водохранилища, насколько можно судить по имеющимся данным, появились ещё до нашей эры. Так, в Испании предположительно во II в. до н. э. на р. Альбаррегас была построена плотина Карнальбо с водохранилищем объёмом 10 млн м 3 (существует до сих пор). Вероятно, в эту эпоху водохранилища создавались в Греции, Италии, Южной Франции и других средиземноморских странах, однако конкретных сведений о них мы не имеем. Косвенно об этом можно судить, например, по сохранившимся остаткам гидротехнических сооружений в районе Рима. Подпорные сооружения возводились и в I тысячелетии н. э. в связи со строительством мельниц и для ирригации. В Галлии первые мельницы появились в III–IV вв.; так, вблизи г. Арля сохранились остатки комплекса из 16 мельниц. Широкий размах строительство мельничных плотин получило в VIII–IX и особенно в XII–XIII вв. Водоёмы, образованные мельничными плотинами, имели, конечно, небольшой объём и по современной классификации искусственных водоёмов их можно отнести большей частью к прудам . Более крупные водохранилища в Европе появились позднее, при развитии добычи руды, обработки металлов, лесопиления и т. д.

Значительные гидротехнические сооружения строились ацтеками, майя и инками в доколумбовой Америке. Несколько водоёмов для сбора талых вод существовало у подножья Анд, как, например, водохранилище в долине Непенья длиной 1,2 км и шириной 0,8 км. Много плотин для забора воды строилось народом майя; хорошо известно водохранилище у древнего города Тикаль. Для водоснабжения городов майя строили многочисленные открытые резервуары с противофильтрационным покрытием дна; некоторые из них сохранились до XIX в. Грандиозные по тем временам гидротехнические сооружения строили ацтеки, например дамбу Нецоуалькойотль длиной 16 км, которая разделила оз. Тескоко и образовала водохранилище Мехико. Испанские конкистадоры разрушили большинство древних гидротехнических сооружений ацтеков, инков, майя. Создававшиеся испанцами подобные сооружения по сложности и размерам часто уступали прежним. Всё же в этот период были построены некоторые большие водохранилища: Журурия объёмом 220 млн м 3 и площадью зеркала 96 км 2 (используется до сих пор) и Чалвири объёмом 3 млн м 3 для водоснабжения серебряных рудников в Потоси.

Россия богата водами, поэтому в древности надобности в гидротехнических сооружениях не ощущалось. Вместе с тем с Х–ХI вв. в городах сооружались водопроводные и канализационные системы. А поскольку реки использовались как пути сообщения, нередки были устройства каналов, спрямляющих излучины – под названием прость. Такие каналы, приобретшие за столетия вполне естественный облик, существуют в разных местах и поныне. Древнейшим гидротехническим проектом на Волге было расширение и углубление русла в районе озера Стерж (Волга представляет здесь собою маленький ручеёк) для обеспечения проводки судов в р. Полу и далее к Новгороду.

С глубокой древности широкое распространение получили гидросиловые установки – водяные мельницы. Они нередко приводили в действие не только мукомольные механизмы, но и лесопильные, металлургические и иные производства, всё равно сохраняя название мельниц («пильные мельницы» и др.). Устройство мельниц предполагало сооружение перегораживающей реку плотины, что на судоходных реках запрещалось (по Соборному Уложению 1649 г. – «чтобы по тем рекам судового ходу не переняти»), однако обилие малых рек, не пригодных для использования в качестве путей сообщения, открывало широкие возможности для использования их водной энергии. Водяных мельниц было в XVIII–XIX вв. очень много, они были настолько привычным атрибутом жизни и ландшафтов, что статистики и географы в своих описаниях их просто не замечали. Во второй половине XIX в. обмеление Волги стало угрожать России утратой её главного пути сообщения, «артерии земли Русской». И причиной обмеления определённо называли не только сведение лесов и распашку земель в её бассейне, но и уничтожение после реформ 1861 г. десятков тысяч мельничных прудов. Несмотря на это, в начале ХХ в. в бассейне Волги было 13326 гидросиловых установок, и по их суммарной мощности Россия, по данным ГОЭЛРО, занимала третье место в мире после США и Канады.

Крупномасштабное гидротехническое строительство началось при Петре I – для снабжения Петербурга хлебом с Волги была построена Вышневолоцкая судоходная система. В её состав входили каналы, плотины, судоходные шлюзы . С начала XIX в. вплоть до железнодорожного «бума» 1860–1880-х гг. строительство судоходных гидротехнических систем было чрезвычайно активным. Тогда Волга, в дополнение к Вышневолоцкой судоходной системе, получила ещё два соединения с Петербургом: Тихвинскую (1811) и Мариинскую (1810) системы (последняя с середины ХIХ в. приобрела доминирующее значение). Был построен канал имени герцога Александра Вюртембергского (ныне – Северо-Двинский канал), соединивший Волгу с Северной Двиной (1825–1829); закончена Северо-Екатерининская система (соединение Камы с Северной Двиной через р. Вычегду); возобновлено строительство начатого и брошенного Петром I в 1711 г. из-за потери Азова Ивановского канала (соединение Оки с Доном); строилось соединение Волги с Москвой по рекам Сестре и Истре и каналу между ними; построены соединения Днепра с Западной Двиной (Березинская система), Неманом (Огинская система) и Вислой (Днепро-Бугская система). Проектировались соединения Камы с Иртышом , Волги с Доном в районе Царицына, и т. д.

Поскольку и в грузоперевозках, и в заботах правительства Мариинская система (нынешний Волго-Балтийский канал) с середины XIX в. доминировала, за столетие её ремонтов и реконструкций несколькими поколениями инженеров были выработаны оптимальные типы деревянных гидротехнических сооружений – плотины и шлюзы «русского», или «мариинского» типа.

В XVIII–XIX вв. в России развивались торговые и военные порты на Балтике, Чёрном и Белом морях. В связи с эти были сооружены крупные оградительные и причальные сооружения.

Классификация ГТС

Согласно современной классификации гидротехнические сооружения можно разделить на следующие виды и типы:

В зависимости от водного объекта, на котором расположены гидротехнические сооружения , они могут быть речными, озёрными, морскими.

По расположению относительно земной поверхности различают наземные и подземные гидротехнические сооружения.

В соответствии с обеспечиваемыми видами водопользования гидротехнические сооружения разделяют на гидромелиоративные (осушительные, обводнительные, оросительные), воднотранспортные, гидроэнергетические, рыбохозяйственные, для водоснабжения и водоотведения, для использования водных недр, спортивных целей и др.

По характеру взаимодействия с водным объектом различают водоподпорные, водопроводящие, регуляционные, водозаборные и водосбросные гидротехнические сооружения.

Водоподпорные сооружения, подпирая водоток , создают напор или разность уровней воды в водотоке перед сооружением и за ним и воспринимают давление воды, возникающее вследствие возникновения напора. Это, прежде всего, плотины – сооружения, перегораживающие речные русла (а нередко и вышерасположенные части речных долин), с целью повышения уровня воды (например, для нужд судоходства) или создания резервирующего объёма воды водоёма (пруда, водохранилища). Подпорными могут быть защитные дамбы, отгораживающие прибрежную территорию и предотвращающие её затопление при паводках, при приливах, нагонах и штормах на морях и озёрах . Подпорными сооружениями являются также русловые здания гидроэлектростанций, судоходные шлюзы, некоторые водозаборные сооружения .

Водопроводящие сооружения (водоводы) служат для передачи воды (её подвода или отвода) из одних пунктов в другие. Это каналы, туннели (гидротехнические), лотки, трубопроводы.

предназначены для целенаправленного воздействия на условия протекания водотоков, защиты их русел и берегов рек от размывов, отложения наносов, воздействия льда и др. При регулировании рек используют струенаправляющие сооружения (дамбы, полузапруды и др.), дно- и берегоукрепительные сооружения («одежды»), сооружения, регулирующие движение льда и плавающих тел (запани, ледозащитные стенки, ледорезы и др.).

Водозаборные (водоприёмные) сооружения устраивают для забора воды из водоисточника и направления её в водовод. Их обычно снабжают устройствами, защищающими водопроводящие сооружения от попадания льда, шуги, наносов, плавающих тел и др.

Водосбросные сооружения (водосбросы) служат для выпуска («сброса») излишков воды из водохранилищ, каналов, напорных бассейнов и пр. Они могут быть русловыми и береговыми, поверхностными и глубинными, позволяющими частично или полностью опорожнять водоёмы. Для регулирования количества выпускаемой (сбрасываемой) воды водосбросные сооружения часто снабжают гидротехническими затворами.

По назначению различают общие гидротехнические сооружения, обеспечивающие все виды (или несколько видов) использования вод, и специальные, возводимые для какого-либо одного вида водопользования.

К гидротехническим сооружениям общего назначения относят все водоподпорные и водосбросные сооружения и, отчасти, водопроводящие, регуляционные и водозаборные сооружения – если они не являются частями сооружений специального назначения.

К числу специальных (отраслевых) гидротехнических сооружений относят следующие:

В некоторых случаях общие и специальные гидросооружения удаётся совместить: например, водосброс помещают в здание гидроэлектростанции, гидроэлектростанцию помещают в теле водосливной плотины («совмещённая ГЭС»), судоходный шлюз может служить водосбросом и т.д.

При осуществлении комплексных водохозяйственных мероприятий гидротехнические сооружения, объединённые функционально и располагаемые в одном месте, составляют комплексы, называемые узлами гидротехнических сооружений, или гидроузлами .

В настоящее время (с 1 января 2014 г.) действует классификация гидротехнических сооружений по степени их опасности. В соответствии с ней все гидротехнические сооружения делятся на четыре класса: низкой, средней, высокой и чрезвычайно высокой опасности.

В зависимости от класса назначается степень надёжности гидротехнических сооружений, т.е. запасы их прочности и устойчивости, устанавливаются расчётные максимальные расходы воды, качества материалов сооружений и т.п.

От всех гражданских и промышленных зданий гидротехнические сооружения отличаются наличием воздействий на них водного потока, льда, наносов и др. факторов. Эти воздействия могут быть механическими (статические и гидродинамические нагрузки, вынос частиц грунта фильтрационным потоком (суффозия) и др.), физико-химическими (истирание поверхностей, коррозия металлов, бетона), биологическими (гниение деревянных конструкций, истачивание древесины живыми организмами и пр.).

Кроме того, в отличие от гражданских и промышленных зданий, условия возведения гидротехнических сооружений осложняются необходимостью пропуска через русло реки и недостроенные сооружения в период их постройки (обычно – нескольких лет) так называемых строительных расходов реки, а также льда, сплавляемого леса, судов и пр.

Особенностью содержания и функционирования гидротехнических сооружений в Российской Федерации является их раздробленность по ведомственно-отраслевой принадлежности и формам собственности. Так, по суммарной балансовой стоимости сельскому хозяйству принадлежат 29% всех гидротехнических сооружений, промышленности – 27%, ЖКХ – 20%, гидроэнергетике – около 15%, водному транспорту – около 6%, рыбному хозяйству – 2%, на балансе структур Федерального агентства водных ресурсов – менее 2%. Кроме того, из 29,4 тыс. напорных гидротехнических сооружений 1931 объект (7%) относится к федеральной собственности, 7675 объектов (26%) – к региональной собственности, 16087 объектов (54%) – к муниципальной собственности, около 4 тыс. объектов (13%) являются бесхозными.

Ю.В. Богатырёва, А.А. Беляков