Права уполномоченного органа в отношении некоммерческой организации. Проверка финансово – хозяйственной деятельности некоммерческих организаций



Демидов А. В.,
эксперт журнала

В настоящее время развитие экономики страны неизбежно обусловливает необходимость повышения эффективности системы государственного управления. Государственный финансовый контроль, являясь важной функцией государственного управления, представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых средств, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.

Эффективность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Достижение в полной мере целей государственного финансового контроля предполагает:
- контроль за полнотой и своевременностью формирования и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования государственных и муниципальных финансовых средств;
- контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием государственных и муниципальных финансовых ресурсов, предоставлением и использованием налоговых и таможенных льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии государства, а также иных форм государственной поддержки;
- контроль за соблюдением законодательства при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о банковской деятельности и законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
- контроль за исполнением международных финансовых обязательств Российской Федерации, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
- противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и незаконному вывозу за рубеж российского капитала.

Различающиеся регламентом контрольного мероприятия формы государственного финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации – это внешний и внутренний финансовый контроль.

Финансовый контроль со стороны государства осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации.

Одной из основных задач органов внешнего государственного финансового контроля является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей соответствующих бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

Важнейшей прерогативой органа внешнего контроля является финансовая экспертиза проектов федеральных законов, анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, вопросы координации, методологии, научного и информационного обеспечения, подготовки кадров с учетом современной международной практики, своевременное повышение их квалификации, разработка необходимых методик по организации контрольных мероприятий, типового оформления актов и реализации материалов проверок, включая рекомендации по решению вопросов в различных ситуациях, которые возникают в ходе проведения контрольных мероприятий. Весьма перспективным представляется разработка системы обучения и аттестации специалистов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации с использованием интернет-технологий.

Региональные контрольно-счетные органы как органы, подотчетные законодательной власти и наделенные полномочиями проводить внешний аудит региональных бюджетов, осуществлять контроль за их исполнением, имеют право контролировать эффективность и законность управления региональными финансами.

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль позволяет оценить объективность представляемой исполнительной властью информации об итогах исполнения бюджета, достоверность прогноза макроэкономических параметров социальноэкономического развития страны и реалистичность бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год, ход реализации государственных программ и проектов, своевременность и полноту исполнения бюджетных назначений.

Контроль региональных целевых программ является одним из направлений государственного финансового контроля. В настоящее время контроль региональных целевых программ осуществляется властными структурами, создаваемыми в системе исполнительной власти, и является частью механизма программно-целевого управления для решения стратегических и текущих задач социально-экономического развития субъектов РФ.

Рассмотрим формы и методы внешнего государственного контроля за реализацией региональных целевых программ, предусматривающих поддержку некоммерческих организаций.

Формы и методы внешнего государственного контроля за реализацией региональных целевых программ, предусматривающих поддержку некоммерческих организаций
В настоящее время в государственном секторе осуществляется внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, что предопределяет необходимость формулирования целей и задач региональных целевых программ в новых условиях. Указанные цели и задачи должны совпадать со стратегическими целями и тактическими задачами, приводимыми в докладах главных распорядителей бюджетных средств – государственных заказчиков целевых программ об основных направлениях деятельности и результатах. Соответственно должны совпадать и значения показателей, характеризующих достижение целей и задач, с установленными в названном докладе.

Основной принцип организации бюджетного процесса, ориентированного на результат, заключается в обеспечении тесной взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования. Он реализуется посредством внедрения в бюджетный процесс комплекса соответствующих правил и процедур на всех уровнях бюджетной системы (рис. 1)

Руководство деятельностью субъектов бюджетного планирования осуществляет Правительство Москвы. Субъекты бюджетного планирования, под которыми понимаются департаменты, комитеты, управления, определяют вопросы городской политики в соответствующих сферах.

Формирование бюджета г. Москвы осуществляется в соответствии со стратегическими целями и приоритетами социально-экономической политики государства, определяемыми Правительством Москвы. Субъекты бюджетного планирования обосновывают объемы и структуру своих расходных потребностей исходя из стратегических целей, которые они намереваются достичь, формулируют их в виде конечных общественно значимых результатов реализации функций государства в сфере их деятельности, характеризуемых качественными социально-экономическими показателями.

Разработка этих целей осуществляется в тесной увязке с разработкой тактических задач и программ деятельности. Тактические задачи представляют собой краткое описание конечных, количественно измеряемых, общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения каждой стратегической цели.

Конкретные пути реализации стратегических целей и тактических задач определяются в разрабатываемых городских программах, которые должны содержать:
– четкую формулировку цели программы, соответствующей полномочиям и сфере ответственности администратора (координатора программы);
– описание ожидаемых, количественно измеримых результатов программы, которые включают как непосредственные результаты, то есть предоставление услуг определенного качества и объема, так и конечные результаты в виде эффекта от предоставленных услуг для их получателей;
– наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для оценки программы в процессе ее подготовки, осуществления и после завершения;
– обоснование потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
– описание системы управления программой, разграничения полномочий и ответственности различных субъектов управления, их отчетности.

В условиях организации бюджетного процесса, ориентированного на результат, задачей Контрольно-счетной палаты г. Москвы является определение степени достижения департаментами, комитетами, управлениями запланированных результатов их деятельности, а также результатов выполнения городских целевых программ.

Для реализации региональных целевых программ требуется согласование усилий многих органов и ведомств, отраслей региональной экономики. Как показывает опыт Контрольно-счетной палаты Москвы, снижение эффективности реализации целевых программ города Москвы, как правило, происходит при низкой координации совместных действий участников программ. Такая ситуация имеет место во многих субъектах РФ: ущерб региональной экономике наносится по причине отсутствия координации деятельности различных органов и ведомств при решении социально-экономических задач, рассеивания ответственности за качество разработки проектов целевых программ и организацию их реализации.

Управление целевыми программами, включающее анализ состояния экономики, социальной сферы и экологии региона, планирование мероприятий, их реализацию и контроль, направлено на достижение поставленных целей в условиях нестабильных межбюджетных отношений, конкурентной рыночной среды. Все эти условия в совокупности требуют наличия гибких механизмов управления целевыми программами.

Составляющей контроля региональных целевых программ, предусматривающих поддержку некоммерческих организаций (далее – региональные целевые программы), является движение различных ресурсов в процессе их распределения и перераспределения между программами и их мероприятиями, а также распределение функций, задач, полномочий и ответственности участников целевых программ, качество программ, достижение запланированных конечных результатов программ.

Кроме того, составляющая контроля региональных целевых программ связана с органами, осуществляющими контроль в сфере программно-целевого управления.

Орган программно-целевого управления, ответственный за реализацию программы, должен осуществлять текущий и периодический контроль выполнения программы. Сроки и порядок контроля должны регулироваться нормативным правовым актом. Контроль указанным органом может осуществляться также по разовым запросам законодательных и исполнительных органов власти субъекта РФ. Регулярность и порядок осуществления периодического контроля должны регламентироваться в ходе утверждения программы. При этом контролю и оценке подлежат:
– соблюдение регламента конкурсного отбора некоммерческих организаций – исполнителей;
– выполнение этапов программы, утвержденных программных мероприятий и их показателей по содержанию, объемам, ресурсоемкости, срокам и т. д.;
– затраты ресурсов (по видам, срокам поступления и освоения), а также эффективность их использования;
– экономическая эффективность программных мероприятий и выполняемых работ;
– сохранение программных показателей при планировании работ;
– соблюдение установленных стандартов, правил, ограничений.

Сведения, получаемые в ходе контроля, должны быть документально оформлены.

Отчет о результатах контроля должен направляться руководителю программы, государственному заказчику-координатору и, наконец, органу-координатору в сфере программноцелевого управления в субъекте РФ.

Органом-координатором должны рассматриваться промежуточные и окончательные итоги реализации программы, производиться оценка их экономической и социальной эффективности с привлечением финансового органа, органа программно-целевого управления программой, заинтересованных органов исполнительной власти, предприятий, организаций, научной общественности и экспертов.

По результатам обсуждения должны быть подготовлены предложения для главы субъекта РФ о продолжении работ и финансировании программы или об их прекращении, по улучшению управления программой, корректировки программы, уточнения перечня льгот и санкций участникам реализации программы.

Анализ практики использования методов контроля позволяет сделать вывод о том, что в порядке формирования и реализации региональных целевых программ, предусматривающих поддержку некоммерческих организаций, могут получить правовое регулирование следующие основные методы (табл. 1).

Рассмотрим более подробно приведенные в таблице 4.1 методы, используемые при проведении контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках реализации региональных целевых программ, предусматривающих поддержку некоммерческих организаций.

Ревизия – метод финансового контроля (документальный и фактический) законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. При этом ревизуемой единицей является подлежащая ревизии некоммерческая организация, программа, деятельность, функция или проект, которые подвергаются контрольному мероприятию.

Цель ревизии – соблюдение конкретных процедур, норм или правил деятельности, отчетности проверяемого хозяйствующего (экономического) субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству.

В процессе ревизии осуществляется изучение и анализ хозяйственных операций и деятельности объекта контроля на предмет их соответствия установленному законодательству, стандартам, нормам и правилам.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких определенных участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Документальной проверкой устанавливается правильность, законность и целесообразность хозяйственных операций. Объектом документальной проверки является информация, характеризующая хозяйственные операции. По своему содержанию, назначению и целям хозяйственные операции разнообразны и большей частью взаимосвязаны. Поэтому проверка направлена не только на познание содержания и сущности каждой хозяйственной операции в отдельности, но и ее взаимосвязей с другими операциями.

Проверки Контрольно-счетной палаты г. Москвы, объединенные в единый комплекс на основе общей тематики, позволяют в процессе работы всесторонне изучить различные вопросы и проблемы формирования и исполнения городского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

Проверки могут быть камеральными и выездными.

Примером камеральных проверок являются контрольные мероприятия, проводимые направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты г. Москвы в соответствии с порядком организации оперативного (текущего) контроля за ходом исполнения городских целевых программ на текущий финансовый год.

Выездные проверки осуществляются контрольно-счетными органами в виде тематических проверок, проверок полноты поступления, бюджетных и внебюджетных средств, а также экспресс-проверок, которые проводятся в форме оперативного контроля, как правило, для подтверждения результатов камеральных проверок.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах, например, выполненных строительно-монтажных работ, или же об объемах скрытых строительно-монтажных работ.

Надзор – осуществление действий за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Надзор как метод внешнего государственного финансового контроля предусматривает выдачу органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами организациям и гражданам лицензий на осуществление определенного вида деятельности или разрешений на осуществление ими контрольных действий. Результатом надзорных действий уполномоченного на то органа государственного финансового контроля может стать отзыв лицензии у субъекта экономических отношений, который систематически допускает нарушение установленных финансовым законодательством Российской Федерации норм и положений.

Анализ – изучение предмета контроля путем разделения его на составные части (по признакам, свойствам, отношениям). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого.

Целью анализа итогов контрольных ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий является исследование причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе исполнения целевых программ.

Аудит эффективности представляет собой оценку эффективности управления финансовыми потоками и государственной (муниципальной) собственностью, а также эффективности налогового администрирования. В широком смысле – это оценка эффективности и результативности целевых программ и длительных финансовых вложений, системный, комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности администраторов бюджетных средств.

Так как контроль региональных целевых программ является одним из направлений государственного финансового контроля, справедливо будет обратиться к положениям Бюджетного кодекса РФ (ст. 265), который под формами финансового контроля имеет в виду:
– предварительный контроль, который осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
– текущий контроль, который осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
– последующий контроль, который осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Указанная классификация форм финансового контроля находит отражение в контроле региональных целевых программ на стадии разработки проекта программы (предварительный контроль), в ходе реализации программы (текущий контроль) и при подведении итогов программы и обсуждении ее результатов (последующий контроль). Такой аспект контроля ученые называют временным.

В свою очередь, рассматривая временной аспект финансового обеспечения реализации социально-экономической политики государства и входящих в него субъектов РФ, можно выделить непрерывно следующие друг за другом стадии развития этого процесса с точки зрения контроля бюджетного процесса. Именно поэтому контроль региональных целевых программ должен быть интегрирован в основные составляющие бюджетного процесса и осуществляться непрерывно и последовательно в течение всего жизненного цикла программ в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

При этом жизненный цикл программ может как превышать продолжительность бюджетного процесса, так и быть меньше или равным ему. В большинстве случаев (при реализации программ, разработанных на период свыше трех лет) контроль региональных целевых программ выходит за рамки трехлетнего цикла бюджета субъекта РФ.

За последние годы усилилась роль внешнего контроля региональных целевых программ, и соответственно повысилась значимость работы в этом направлении контрольно-счетных палат субъектов РФ. Названные органы в течение каждого календарного года работают с бюджетами трех лет, а, в свою очередь, каждый бюджет находится на одном из этапов трехлетнего цикла.

В настоящее время контрольно-счетные палаты в течение текущего года проводят экспертизу проекта бюджета на последующие три года, осуществляют контроль исполнения бюджета текущего года, а также проверяют достоверность исполнения бюджета прошедшего года. Таким образом, контрольно-счетные палаты субъектов РФ являются, по сути, единственными органами внешнего контроля, обладающими возможностью контроля региональных целевых программ на всех стадиях бюджетного процесса в течение текущего года. Непрерывный пятилетний цикл внешнего контроля региональных целевых программ схематически представлен на рис. 2.

Вышеуказанные условия значительно способствуют повышению эффективности контроля региональных целевых программ. Однако следует сказать о том, что пока не во всех субъектах РФ контрольно-счетные палаты проводят экспертизу проектов региональных целевых программ.

Кроме того, положениями новой редакцией Бюджетного кодекса РФ, вступившими в силу с 1 января 2008 г., ряд контрольных органов ограничены в проведении экспертизы целевых программ.

В действующей редакции Бюджетного кодекса РФ указано, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами РФ и субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, проводят экспертизы проектов федеральных и региональных целевых программ. Однако в новой редакции указанные положения сведены только к экспертизе проектов долгосрочных целевых программ.

Вместе с тем, поскольку полномочия указанных органов определяются также законом, целесообразно установление законодательными актами субъектов РФ полномочий указанных органов по проведению экспертизы региональных целевых программ вне зависимости от срока, на который они разработаны.

С внедрением механизмов среднесрочного планирования расширяются возможности и стимулы повышения эффективности управления государственными ресурсами. Речь идет о происходящем в настоящее время переходе на среднесрочное бюджетное планирование, ориентированное на результат.

В целом систему контроля региональных целевых программ можно выстроить по следующей схеме:
1) контроль региональных целевых программ на проектно-прогнозной стадии с целью возможной оценки реализуемости приоритетов социально-экономического развития субъекта РФ, прогноза и программы социально-экономического развития РФ и субъектов РФ (предварительный контроль);
2) контроль распределения и доведения средств бюджета до исполнителей программных мероприятий, распределения полномочий участников региональных целевых программ (контроль исполнения или последующий контроль);
3) контроль эффективности реализации региональных целевых программ, включая контроль эффективности использования бюджетных средств (аудит эффективности, направленный на проверку соблюдения важнейшего принципа бюджетной системы – принципа эффективности и экономности использования).

Таким образом, в системе контроля региональных целевых программ выделяется особый метод контроля – аудит эффективности, осуществляемый в настоящее время контрольно-счетными органами (к чьим полномочиям региональным законодательством отнесен этот метод контроля).

Аудит эффективности как метод контроля региональных целевых программ, предусматривающих поддержку некоммерческих организаций, может осуществляться как на проектной стадии формирования программ, так и в ходе их исполнения и утверждения результатов.

На проектной стадии целями аудита эффективности (предварительного контроля) должны стать:
- оценка проекта региональной целевой программы как важнейшего инструмента реализации бюджетной политики, приоритетов социально-экономического развития субъекта РФ;
- определение обоснованности и достоверности показателей установленных в проекте региональной целевой программы, и их соответствия показателям прогноза и программы социально-экономического развития РФ и субъекта РФ;
- определение соответствия содержания проекта региональной целевой программы действующему законодательству;
- определение соответствия целей региональной целевой программы приоритетам, установленным на федеральном уровне, соотношения показателей развития субъекта РФ в проекте целевой программы с общероссийскими показателями;
- оценка реальности установленных в проектах региональных целевых программ предполагаемых объемов бюджетного финансирования;
- определение степени охвата мероприятиями региональных проблем; и т. д.

В целом важным методологическим обеспечением аудита эффективности проекта региональной целевой программы должен стать механизм, обеспечивающий проведение двух важных оценок:
1) оценки целесообразности решения социально-экономических проблем развития субъектов РФ с применением программно-целевого метода;
2) оценки соответствия представленного проекта требованиям федерального и регионального законодательства.

Для проведения первой оценки необходимо наличие в субъектах РФ критериев отбора проблем для программной разработки.

После принятия законодательными или исполнительными органами власти субъектов РФ региональных целевых программ, а также утверждения из их числа перечня финансируемых программ из бюджета субъекта РФ, органы исполнительной власти приступают к реализации функций по обеспечению выполнения программ (к текущему контролю).

На стадии исполнения региональных целевых программ контроль производится в ходе совершения финансовых операций с государственными средствами, а также в ходе совершения организационных, экономических мероприятий, направленных на выполнение мероприятий программ. Эта стадия контроля способствует соблюдению финансовой дисциплины и требований законодательства.

Текущий контроль региональных целевых программ представляет собой систему различных мероприятий (контрольных, экспертно-аналитических, организационных и иных), проводимых органами исполнительной власти субъекта РФ, руководителями программ, ответственными исполнителями мероприятий программ и контрольными органами.

Текущий контроль позволяет осуществлять путем анализа полученной, обработанной и обобщенной информации мониторинг хода реализации региональных целевых программ за соответствующий период. В процессе его осуществления выявляются негативные тенденции и нарушения в ходе реализации региональных целевых программ, вносятся предложения по их устранению.

Текущий контроль региональных целевых программ осуществляется и в ходе рассмотрения отдельных вопросов их исполнения РФ на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе парламентских слушаний, посредством депутатских запросов, контрольно-счетными органами.

Со стороны органов исполнительной власти текущий контроль может осуществляться как документальная проверка соответствия предполагаемых к оплате расходов утвержденной смете по программе, соответствия заключенных договоров требованиям программы и действующему законодательству, а также как проверка документов, подтверждающих надлежащую реализацию мероприятий целевой программы.

Таким образом, текущий контроль региональных целевых программ осуществляется и законодательной, и исполнительной властью с помощью различных методов и способов.

Для обеспечения текущего контроля важно, чтобы при подготовке данных о ходе исполнения бюджета субъекта РФ к указанной информации прикладывались материалы по исполнению региональных целевых программ в форме отчета.

С учетом нестабильности межбюджетных отношений требуется разработка гибких механизмов управления целевыми программами, мониторинг и контроль за исполнением целевых программ и их эффективностью.

Также по этой теме.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет"

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине: "Экономика некоммерческих организаций"

по теме: "Государственный контроль деятельности некоммерческих организаций"

Исполнитель: студентка группы ГМФ 12 Шад

Беляковцева Олеся Александровна

Екатеринбург - 2014

Введение

1. Контроль за деятельностью НКО

2. Финансовый контроль

3. Контроль и надзор за деятельностью иностранных некоммерческих организаций

4. Формы предоставления сведений о деятельности некоммерческих организаций

5. Формы финансового контроля

Введение

Согласно законодательству о некоммерческих организациях (далее - НКО) предусмотрено проведение контроля за их деятельностью.

В части осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций и общественных объединений также произошли серьезные изменения.

Наиболее существенными из них являются нормы, касающиеся представления отчетности, включая получение и расходование средств, право уполномоченного органа на проведение проверок деятельности НКО и самостоятельное право на обращение в суд с заявлением о ликвидации организации.

Контроль осуществляется уполномоченный органом. В настоящее время таковым уполномоченным органом выступает орган, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации НКО, Федеральной регистрационной службой (далее - Росрегистрация).

Контроль за деятельностью НКО проводится в форме проверок соответствия деятельности НКО:

целям, предусмотренным ее учредительными документами;

законодательству Российской Федерации.

1. Контроль за деятельностью НКО

Контроль уполномоченным органом (Росрегистрацией) за деятельностью НКО подразумевает:

2) запрос и получение информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

4) проведение проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

5) вынесение НКО письменного предупреждения в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения НКО действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами.

Контроль за деятельностью НКО проводится в форме проверок соответствия деятельности НКО :

Целям, предусмотренным ее учредительными документами;

Законодательству Российской Федерации.

Одной из форм невыездной (документальной) проверки НКО является предоставление НКО в Росрегистрацию документов, содержащие:

отчет о своей деятельности;

сведения о персональном составе руководящих органов;

сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании.

Формы и сроки представления указанных документов определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность НКО".

Одним из направлений государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций является осуществление государственного финансового контроля.

2. Финансовый контроль

Финансовый контроль включает:

1) налоговый контроль;

2) лицензирование отдельных экономических видов деятельности;

3) финансовый мониторинг.

Основными функциями финансового контроля являются:

1) оперативная - проведение контрольных мероприятий с целью выявления нарушений законодательства в финансовой сфере;

2) информационная - формирования массива информации о выявленных нарушениях и его систематизация;

3) регулятивная - внесение предложений, связанных с изменением содержания нормативно-правовых актов, касающихся финансовой сферы;

4) превентивная - предупреждение возможных нарушений финансового законодательства путем предоставления разъяснений, касающихся проведения операций с денежными средствами, а также путем проведения контрольных мероприятий в рамках предварительного контроля.

Органы , осуществляющие контроль за деятельностью некоммерческих организаций . Государственный финансовый контроль за деятельностью некоммерческих организаций осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти РФ:

1) Министерство юстиции РФ;

2) Федеральная регистрационная служба;

3) Федеральная налоговая служба;

4) Федеральная служба по финансовому мониторингу;

5) Федеральная служба государственной статистики;

6) Прокуратура РФ.

Основой организации финансового мониторинга денежных потоков некоммерческих организаций стало принятие Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с данным законом внесены изменения и дополнения в Закон № 7-ФЗ и Закон № 82-ФЗ. Данные правовые акты дополнены статьями, регулирующими надзор и контроль за деятельностью некоммерческих организаций и общественных объединений, в том числе за их финансированием.

В соответствии с новой редакцией ст.32Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Контроль и надзор за деятельностью иностра нных некоммерческих организаций

Контроль и надзор за деятельностью некоммерческих организаций также распространяется на иностранные некоммерческие организации, их подразделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: контроль надзор некоммерческая финансовый

1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;

4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом, или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, уполномоченный орган вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), предусмотренных Федеральным законом от 8.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются Правительством Российской Федерации.

В случае непредставления филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации в установленный срок информации, предусмотренной законодательством, соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

В случае если деятельность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации не соответствует заявленным в уведомлении целям, а также представленным сведениям, такое структурное подразделение может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных законодательством, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Уполномоченный орган принимает решение об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра в связи с ликвидацией соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Уполномоченный орган направляет структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации, заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или ее части. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами, а филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций - заявленным целям и задачам и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации, включении в реестр филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация вправе обжаловать действия (бездействие) государственных органов в суд по месту нахождения государственного органа, действия (бездействие) которого обжалуются.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

4 . Формы предоставления сведений о деятельн ости некоммерческих организаций

ПостановлениемПравительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" утверждены специальные формы предоставления сведений о деятельности некоммерческих организаций:

1) формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации;

2) перечень и формы документов, необходимых для внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

3) формыдокументов, содержащих отчет о деятельности некоммерческой организации (за исключением религиозной организации), сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

4) формы документов, содержащих информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании;

5) формы документов, содержащих информацию об объеме получаемых структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, целях расходования или использования, фактическом расходовании или использовании, расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества, а также о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах.

Некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Уполномоченный орган (его территориальный орган) не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления некоммерческой организацией обязан выдать расписку с отметкой об их получении.

Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их принятия уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Общественное объединение представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Уполномоченный орган (его территориальный орган) не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления общественным объединением обязан выдать расписку с отметкой об их получении.

Датой представления общественным объединением указанных документов считается дата их фактического получения уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации представляет в уполномоченный орган документы, содержащие информацию:

1) об объеме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования, - ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) о фактическом расходовании или использовании полученных этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества, - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;

3) о предполагаемых для осуществления этим структурным подразделением на территории Российской Федерации программах, - ежегодно, не позднее 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа.

При утверждении программы, о предполагаемом осуществлении которой структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный орган не был информирован до 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа, это структурное подразделение подает документы, содержащие дополнительную информацию, не позднее чем за 1 месяц до начала осуществления ранее не заявленной программы.

При принятии решения об изменении (в том числе дополнении) целей (задач) и мероприятий программы, о предполагаемом осуществлении которой структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный орган был информирован в установленном настоящим постановлением порядке, а также об изменении иных характеристик программы, информация о которых представляется в соответствии с требованиями настоящего постановления, это структурное подразделение подает документы, содержащие уточненную информацию, не позднее чем через 10 рабочих дней после принятия такого решения.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации представляет указанные документы в уполномоченный орган непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Уполномоченный орган не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации обязан выдать расписку с отметкой об их получении.

Датой представления структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации указанных документов считается дата их фактического получения уполномоченным органом, если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Данные требования распространяются на структурные подразделения международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

5 . Формы финансового контроля

Основными формами финансового контроля являются:

1) форма N ОН 0001 "Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов";

2) форма N ОН 0002 "Уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства";

3) форма N ОН 0003 "Информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, денежных средств и иного имущества, целях и расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании";

4) "Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании";

5) форма № РН 0001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации";

6) Форма № РН 0003 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы";

7) форма № РН 0007 "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации";

8)форма № РН 0008 "Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией";

9) форма N СП 0001 "Информация структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования";

10) форма N СП 0002 "Информация структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации о фактическом расходовании или использовании денежных средств и иного имущества, а указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества";

11) форма N СП 0003 "Информация структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах".

Особый финансовый контроль существует за деятельностью политических партий. Закон № 95-ФЗ устанавливает следующие требования о раскрытии финансовой информации такими общественными объединениями.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения осуществляют налоговый учет и бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для юридических лиц.

Политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии -в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала.

Политическая партия обязана ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году.

Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии должны содержать информацию об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного зарегистрированного структурного подразделения, о стоимости имущества, поступившего соответственно политической партии, ее региональному отделению, иному зарегистрированному структурному подразделению в качестве пожертвований, и жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества, о расходовании соответственно политической партией, ее региональным отделением, иным зарегистрированным структурным подразделением средств политической партии.

Сводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетном году, о расходовании этих средств, об имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации, а в отношении имущества, поступившего в качестве пожертвований, также сведений о жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества. При этом средства, израсходованные политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями на подготовку и проведение выборов, учитываются отдельно.

Форма сводного финансового отчета и форма сведений о поступлении и расходовании средств в печатном и машиночитаемом виде утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26.12.2005 г. N 163/1079-4 "О формах Сводного финансового отчета политической партии и Сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии в машиночитаемом виде".

Данные финансовые документы должны быть открыты для ознакомления любым заинтересованным лицам и размещаются в сети Интернет на специальном сайте ЦИК РФ не позднее чем через два месяца со дня представления политической партией указанных отчетов.

Проверка сводного финансового отчета политической партии осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Проверка финансовых (бухгалтерских) отчетов политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений осуществляется Федеральной налоговой службой России.

Проверка сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений осуществляется соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, в тридцатидневный срок со дня поступления к ним представления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязаны осуществить на безвозмездной основе проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении (перечислении) пожертвований на счет политической партии или ее регионального отделения, и сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию. Указанные сведения представляются по формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение особенностей организации финансовых некоммерческих организаций и учреждений. Общая характеристика способов определения видов и размеров специальных денежных фондов. Анализ свойств некоммерческих организаций, знакомство с особенностями.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2014

    Понятие некоммерческих организаций, их признаки, особенности и организационно-правовые формы. Механизм хозяйствования некоммерческих структур, их доходы и расходы. Налогообложение и особенности финансового планирования в некоммерческих организациях.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Виды некоммерческих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специфика финансовых отношений некоммерческих организаций. Источники формирования их имущества, доходы и расходы. Гранты как альтернативный источник финансирования.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Характеристика некоммерческой организации как юридического лица, причины ликвидации. Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели деятельности. Организационно-правовые формы создания общественных объединений. Налог на добавленную стоимость.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Основы функционирования некоммерческих организаций в РФ. Порядок создания некоммерческих организаций. Источники формирования имущества. Изменение правового поля, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. Возможности социального партнерства.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Правовые основы создания и функционирования некоммерческих организаций в РФ. Виды деятельности и источники формирования имущества некоммерческих организаций; их целевой капитал и порядок его формирования. Финансовые отношения некоммерческих организаций.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2011

    Понятие некоммерческих организаций и их особенности. Характеристика некоммерческой сферы. Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций. Пути совершенствования управления финансами. Финансовый план и контроль.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2010

    Некоммерческие организации: понятие, признаки. Материальная основа деятельности некоммерческих учреждений. Виды финансовых отношений. Источники финансирования организаций и учреждений некоммерческой деятельности. Классы категории "Текущие расходы".

    курсовая работа , добавлен 06.07.2011

    Особенности, назначение и сущность диверсификации источников финансирования некоммерческих организаций, возможности их расширения. Система управления и оценка экономической эффективности финансового обеспечения бюджетного учреждения здравоохранения.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Понятие некоммерческих организаций и их особенности. Основы функционирования некоммерческих организаций и источники их финансовых ресурсов. Оценка использования финансовых ресурсов предприятия. Финансовое планирование деятельности бюджетных организаций.

Предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, является:

1. Соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.

2. Соблюдение региональными отделениями политических партий и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

3. Соответствие деятельности религиозных организаций заявленным в их уставах целям и задачам.

4. Соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

С соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в отношении некоммерческой организации территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации вправе:

1. Запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы.

2. Запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

3. Направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях.

4. Не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

5. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

О порядке распределения общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между их подразделениями, осуществляющими некоммерческую деятельность, и подразделениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность см. Письмо Минфина РФ от 21.02.2002 N 16-00-14/67.

1. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Положения пункта 3 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
3.2. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
4. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Положения пункта 5 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

5. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:
1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
(п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
6. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, уполномоченный орган вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
(п. 6 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

Положения пункта 7 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

7. Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(п. 7 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
8. В случае непредставления филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации в установленный срок информации, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
(п. 8 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
9. В случае если деятельность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации не соответствует заявленным в уведомлении целям, а также представленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи сведениям, такое структурное подразделение может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
(п. 9 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

Положения пункта 10 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии", общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

10. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
(п. 10 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
11. Уполномоченный орган принимает решение об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра в связи с ликвидацией соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации.
(п. 11 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
12. Уполномоченный орган направляет структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или ее части. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.
(п. 12 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
13. В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.
(п. 13 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

Положения пункта 14 статьи 32, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, не распространяются на Внешэкономбанк, Российскую корпорацию нанотехнологий, Госкорпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Госкорпорацию "Олимпстрой", Госкорпорацию "Ростехнологии" общества взаимного страхования, Госкорпорацию по атомной энергии "Росатом", Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Федеральные законы от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ).

14. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами, а филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций - заявленным целям и задачам и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации, включении в реестр филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации.
(п. 14 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
15. Иностранная некоммерческая неправительственная организация вправе обжаловать действия (бездействие) государственных органов в суд по месту нахождения государственного органа, действия (бездействие) которого обжалуются.
(п. 15 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:

Запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;

Запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

Направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;

Не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.


Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами.