Положительный имидж органов местного самоуправления. Формирование имиджа властных структур

Управление на муниципальном уровне осуществляется через муниципальные органы власти. Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из своих интересов с учетом исторических и иных местных традиций .

В Российской Федерации муниципальная должность понимается как профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Муниципальная служба - это служба на должностях «Б» и «В», не являющихся выборными и замещаемых по трудовому договору . Таким образом, глава местного самоуправления, как представитель местной власти занимает муниципальную должность категории «А», но не находится на муниципальной службе и не является муниципальным служащим. Так, глава муниципального образования является высшим должностным лицом и наделяется уставом муниципального образования.

В этой связи весьма актуальной становится проблема формирования имиджа муниципальных органов власти, главы муниципального образования. Имидж - сам по себе феномен публичный. Не будет публики и ее массового сознания, некому будет воспринимать эмоционально окрашенный образ. Но если на федеральном и региональном уровнях данному вопросу следует уделять пристальное внимание, так как население отдалено от власти, и СМИ является главным источником информирования о деятельности власти, то на муниципальном уровне наоборот, местная власть намного ближе к населению, Иными словами, чем больше дистанция между носителем образа и носителями массового сознания, тем больше времени, усилий и финансовых средств тратится на информирование населения, создание его образа. И наоборот: чем короче дистанция, тем меньше уделяется внимания созданию и коррекции собственного имиджа .

Та же закономерность прослеживается и в отношении научного подхода к изучению механизмов формирования имиджа представителей властных структур. Чем выше уровень государственной власти, тем лучше изучены закономерности формирования имиджа его представителей, что касается муниципального уровня, то здесь - классическая инкогнито. Представители муниципальной власти редко задумываются над необходимостью прилагать дополнительные усилия и средства, а ученые редко проявляют исследовательский интерес к муниципальным лидерам и их окружению, не выбирая их в качестве объектов исследования как по причине больших затрат, так и по причине отдаленности ряда районов от областных центров.

Между тем основная работа по формированию имиджа муниципальной власти, должна проходить постоянно. Имидж невозможно создать за один вечер - на это уходят годы. Эта работа требует большого усердия, креативности и терпения.

Системный подход формирования имиджа предполагает изучение методов и механизмов формирования имиджа. С точки зрения конструктивистского подхода Мингалеева целесообразно изучить технологию формирования имиджа лидера. Имидж - это конструкт символической реальности и феномен общественно сознания, то есть специфический результат целенаправленного конструирования, с постановкой цели, задач и путей формирования и методов эффективного воздействия на массовое сознание .

Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Второй путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если: руководитель является «чужим» по отношению к организации (в случае антикризисного управления); руководитель не имеет большого опыта управления; в системе управления персоналом есть конфликтные точки; размер организации столь велик, что сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это приводит к снижению трудовой мотивации). Здесь создание имиджа связано с надеванием некоторой маски, и успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка личности самого руководителя. От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу корпоративной культуры и, следовательно, насколько он окажется эффективным. Второй фактор влияет на скорость и легкость процесса формирования имиджа, а также является предпосылкой гармоничного встраивания маски в структуру личности руководителя .

Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы и требует тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации .

В условиях жесткой конкурентной борьбы пристального внимания заслуживает любая представительская и публичная деятельность, поэтому работа над безупречностью имиджа является фактором, обеспечивающим интенсивное процветание.

Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно и различными средствами по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контекстному:

Визуальное измерение формирует внешний образ: соответствие нормам деловой и официальной одежды, аксессуары, прическа, манера поведения, мимика, жесты;

В вербальном измерении - культура общения: речь, публичные выступления, доклады, интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону;

Событийное измерение - это нормативно-этическая сторона поступка, поведения, деятельности в целом, т.е. речь идет о репутации человека: динамика формирования имиджа определяется репутацией субъекта;

Контекстное измерение рассматривают как присоединение имиджей других людей (родственники, друзья, окружение), что, также, оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом. Поэтому, в работе по формированию персонального имиджа, вопрос о репутации требует особого внимания.

Технология создания имиджа предполагает активное использование двух направлений:

Описательное (или информационное), представляющее образ (лидера, компании);

Оценочное, существующее как побуждающее оценки и эмоции, вызываемые информацией, различной интенсивности, несущей определенную эмоционально-психологическую реакцию.

Оценка имиджа происходит при использовании опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм, принципов. Оценка и образ имеют условные концептуальные различия и неразрывную связь.

Существует технология формирования имиджа руководителя и организации в целом, формирование имиджа региона, но нас интересует технология формирования имиджа политического лидера, при котором влияние лидера на последователей осуществляется, прежде всего, в результате коммуникаций между лидером и аудиторией с помощью средств массовой информации .

Имидж лидера формируется в результате коммуникации между политиком и аудиторией. В этой связи имеют место два важных свойства политического лидерства:

Лидер для публики выступает как сконструированный образ и поэтому может обладать практически любыми заданными характеристиками.

Для лидера значимыми становятся вопросы о том, какие личностные черты определяют его желание стать лидером. На второй план отступают традиционные проблемы психологии лидерства: выявление черт личности и характера, типа личности, требуемого в той или иной специфической ситуации.

Создание (коррекция) имиджа лидера в коммуникативном пространстве предполагает в качестве необходимого условия то обстоятельство, что образ политика не только сам является символом, но и существует в мире символов. Поэтому в процессе презентации образа необходимо создавать соответствующий фон, устанавливающий позитивное начало в восприятии политика. Имидж лидера достаточно чётко формируется в сознании населения, то есть существует определённый набор желаемых характеристик, удовлетворяющих требованиям основной части населения. Поэтому при формировании имиджа, прежде всего, необходимо добиться доверия, признания компетентности лидера. А это в свою очередь, предполагает системный характер работы имиджмейкеров, способных избежать наиболее часто встречающихся ошибок в формировании (коррекции) образа лидера. Речь идёт о том, чтобы в условиях презентации имиджа в системе коммуникативного пространства не допустить следующих ошибок: .

Эффекта пессимизма. Преодоление этого явления особенно важно, поскольку пессимист винит в своих проблемах других, а оптимист сам ищет пути выхода из кризиса;

Эффект «бумеранга», когда обвинения возвращаются к тому, кто их высказывал. Именно поэтому следует опираться не на деструктивную, а конструктивную критику, которая помогает не только нейтрализовать конфликтную ситуацию, но и продемонстрировать уровень своей компетентности;

Эффект «расслабления» аудитории. Апелляция к наиболее «острым» событиям, экспромт речи, эмпатичность - вот что позволяет держать аудиторию под контролем, завоевать доверие.

Понятно, что преодоление этих и других недостатков в имиджмейкере зависит от совокупности тех правил и методик, которые выбирает или разрабатывает дополнительно. Имиджмейкер в ходе сводит работы с клиентом, поэтому обратимся к методам, которые обеспечивают наиболее высокую степень эффективности самопрезентации в сфере коммуникативного пространства. Основным методом является позиционирование. Оно пришло в имиджелогию из маркетинга и означает интерпретацию цели и назначения объекта с учётом интересов потребителя. Одним из основных проводников позиционирования является реклама, законом которой ставится первичность преимуществ над характеристиками. На первое место выходит точка зрения и ожидания электората в данном контексте. Одной из существенных целей позиционирования становится приближение к определённому эталону, востребованному на подсознательном уровне. В данном случае на первый план выступают биологические характеристики, так лидер выступает в роли сильного и агрессивного, тем самым, выполняя миссию «вожак стаи», которому отдано право руководить и наказывать.

С помощью позиционирования можно представлять публике то или иное событие, выдвигая на первый план либо положительный, либо отрицательный аспект. Например, когда необходимо позиционировать интересующий нас объект в негативном аспекте, то образ реализуется в рамках отрицательных характеристик.

Беря за основу технологию манипулирования Е.Л Доценко, манипуляция понимается как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. В этом значении манипуляция, манипулирование заменяет термин «макиавеллизм» как образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами для достижения поставленной цели. Его использование применительно к средствам массовой коммуникации и политическим мероприятиям означает действия, направленные на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения. Конечная цель таких акций - это контроль над населением, его управляемость .

Манипулятивную технологию управления муниципальных органов власти можно определить как совокупность последовательных операций и процедур, осуществляемых данными органами тайно (скрыто) для достижения собственных целей, маскируя их и выдавая за интересы местного сообщества. В качестве наиболее универсальной манипулятивной технологии является преобразование и распространение тех или иных образов в зависимости от поставленных целей и задач. Ее суть заключается в конструировании имиджа конкретных лиц или организаций, который, как правило, не адекватно отражает реальные их характеристики и, таким образом, дезориентируют людей. Примером может служить современная практика формирования имиджа муниципальной власти, где посредством средств массовой коммуникации конструируется и распространяется привлекательный образ политика.

Местные органы власти должны быть максимально приближены к народу, соответственно, информация о них (позволяющая конструировать их имидж) - полноценной .

На сегодняшний день информационно-аналитические сообщения местных СМИ являются одними из основных источников передачи информации о реальных городских проблемах. От того, в какой степени они освещаются и насколько достоверна информация о них, зависит уровень осведомленности населения о деятельности местных органов власти и, соответственно образ населения о власти.

Существуют различные способы манипулирования информацией:

? искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства;

? утаивание одной из ключевых групп методов, связанная с конструированием имиджа лидера на муниципальном уровне при непосредственном общении с массами, то есть должна существовать прямая и обратная связь с населением. Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в сыром и/или несистематизированном виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла». Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях, тем не менее, заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.

В связи с этим манипулирование информацией может привести к активности либо пассивности в зависимости от того, что необходимо манипулятору. Таким образом имидж может быть как активный, так и пассивный (смотри Приложение А).

Активность в той или иной форме проявляется через соответствующее поведение, деятельность. Не существует активности вне деятельности, но не вся деятельность является активностью. Однако именно активная деятельность позволяе достигать цели за более короткие сроки, вовремя выявлять и устранять существующие недостатки, решать проблемные ситуации. В тоже время излишнее проявление активности чревато возникновением конфликтов, открытым противоборством, физическим насилием и т.д. .

Процесс формирования активности граждан может протекать стихийно, либо путем коллективной самоорганизации граждан, или целенаправленно (через воздействия, оказываемые теми или иными социальными группами, институтами, как правило, используя манипулятивные методы). В последнем случае манипуляторы для достижения запланированного результата, по мнению Доценко Е.Л., не только используют уже существующие особенности человека, воздействуя на потребности, обуславливающие его активность, но также стремятся создать новые - более удобные, легко доступные мишени, поражение которых вызывает необходимый манипулятору эффект. Такого рода воздействия выступают в качестве методов управления и в системах более высокого порядка, в том числе к сфере государственного и муниципального управления. Здесь манипуляторы осуществляют скрытую модификацию ценностей, установок, идеалов людей, меняя их мировосприятие, поведение и активность.

Таким образом, население должно участвовать в управлении городом местная власть и местное сообщество должны взаимодействовать по прямой и обратной связи. В развитом механизме прямой связи (от властных структур) должны быть заинтересованы сами граждане, чтобы быть «в курсе всех дел», ведь, в конечном счете, все это прямо или косвенно касается каждого гражданина лично. Система обратной связи (от населения к власти) позволяет населению информировать власть о своих проблемах, проблемах территории, реагировать на действия властей, давать оценку их деятельности и предлагать свои пути решения. Таким образом, формируется активный имидж местных органов власти посредством: .

Письменных обращений населения в органы муниципального управления;

Личного приема населения во властных структурах;

Организации встреч представителей власти с населением;

Периодической отчетности органов власти о проделанном и задуманном через средства массовой информации;

Проведения выборов, референдумов, а также социологических опросов общественного мнения по проблемам, волнующим население;

Пропаганды гражданской активности, возможности участия каждого в управлении муниципалитетом.

Пассивный имидж может характеризоваться отсутствием обратной связи, то есть как манипулятивное управление. Подобные методы управления руководителей властных структур, отношение к человеку как к средству удовлетворения собственных интересов не только дезорганизуют социально активную часть населения, вызывают психо - эмоциональную и социальную напряженность, но и сводят на нет институт социального контроля, как свидетельство социальной активности населения, его непосредственного участия в государственном и муниципальном управлении и гражданского контроля над ними.

Манипулирование проявляется как воздействие на толпу, где большую роль играет эффект финансового стимулирования, то есть абстрагирование от теоретического познания посредством внедрения тех или иных установок. Для достижения контроля над толпой используется эффект психологической заражённости как метод эмоционального обобществления людей, таким образом, чтобы привлечь к себе внимание массы, вызвать её живую поддержку, нет необходимости апеллировать по всем, эффективнее установить вербальный - невербальный контакт с социокритическим ядром, вызвать у него соответствующее отношение к себе.

Методы воздействия на массы:

Метод социально-психологической стратификации. Поскольку в массе велик разброс по демографическим, профессиональным, культурологическим и другим характеристикам, поэтому необходимо мысленно конструировать их социально-психологические слои, то есть группировать их по признакам (слои многодетных, безработных и так далее). Хоть они находятся в разных местах можно аппелировать к настроению этих слоёв, обращаясь к актуальным для них проблемам. Обычно этот подход вызывает симпатию у людей к выступающему.

Метод «игровой приём». Чем нестандартней строятся отношения с толпой, тем больше вероятность стать её властелином. Цель этого метода - это воссоздание яркого личного имиджа, который импонирует толпе, возбуждает положительные эмоции.

Формирование привлекательного имиджа политика относится к важнейшему фактору его политического успеха, к одному из условий завоевания электората на свою сторону.

В понимании сущности имиджа необходимо учитывать следующее: политический имидж несет обобщенную и упрощенную информацию не только о реальных особенностях политического сознания и поведения лидера, но и существующие исключительно в воображении людей. Имидж политика, складываясь в массовом сознании, эмоционально окрашенного стереотипа. В нем отражаются ожидания определенных социальных групп. Отсюда задача - уловить эти ожидания и воплотить их в лозунгах, призывах, действиях.

Имидж, как сконструированный образ, может обладать практически любыми заданными характеристиками, соответствующими ее ожиданиям .

Главная задача - сформировать новые ассоциации уже известных и закрепившихся в сознании публики черт с новыми задачами, имиджа уже известного политика необходимо:

Подчеркнуть черты, которые наиболее привлекательны для публики;

Избегать упоминания о непривлекательных чертах лидера.

Разрабатывая технологию формирования имиджа, важно учитывать следующее:

Имидж приносит успех, если он соответствует требованиям политического рынка и социальным ожиданиям избирателей. В этих целях должна вырабатываться программа, рельефно выделяющая политика и затушевывающая его слабые стороны;

СМИ производят огромное количество информации, и люди страдают от ее переизбытка. Поэтому при выборе политических предпочтений, население ориентируется на доступность информации, упрощающей процесс восприятия;

Необходимо свести к минимуму элементы случайности и использовать методы социально-психологического воздействия;

Поэтапное тиражирование портрета кандидата через СМИ.

Самое основное в формировании имиджа - это учитывать потребности электората, преломившиеся в его сознании и принявшие форму требований, обращаемых к политику. В силу этого, необходимо рассмотреть следующие его механизмы:

Политическая программа. В программе целесообразно отразить иерархию социально-экономических и политических проблем с точки зрения их актуальности. Для нее обязательна четкость и конкретность постановки задач, их понятность слоям электората. Предпочтения населения исходят как из текущей социально-экономической обстановки, так и из специфики национального развития, особенностей масштаба. Нужно отметить, что научно утяжеленные программные документы и лозунги трудно доступны для широкой аудитории и не обладают проникающей силой. Основные положения предвыборной программы должны легко поддаваться пропаганде и агитации. Поэтому необходима разработка технологии пропагандистко-агитационного подкрепления - внедрения лозунгов и призывов, идентифицирующих лидера с определенным курсом действий;

Соответствие имиджа политика социально-психологическим особенностям восприятия населения. Социально-психологическое восприятие личности политика последовательно проходит два этапа. На первом этапе демонстрируемый политиком набор качеств и характеристик сравнивается народом с образом «идеального» лидера, существующим в его представлении. Образ «идеального» лидера и связанные с ним представления о характере, осуществляемого им ролевого поведения, являются достаточно устойчивыми и формируются в процессе развития политической культуры, которая фиксирует типичные образцы политических лидеров. Сформированный в нашей культуре образ политического лидера ассоциируется, прежде всего, с мужчиной, демонстрирующим рациональность, компетентность, поведенческую жесткость, умение добиваться поставленных целей и т.д., то есть лидер «с жесткой рукой».

При позитивном отношении происходит последующий этап: политик должен быть воспринят населением как «один из нас». Электорат должен ощутить эмоциональную связь с кандидатом. В этом случае, в восприятии лидер выступает своеобразным агентом, в известной мере выражающим интересы народа. В имидже закрепляются моральные качества, демонстрация «покровительства» и «любви», а также доступность кандидата народу.

Осуществление политической борьбы и нейтрализация оппонентов. Эти акции являются составляющей формирования действительности лидера. Действительность - важнейшее качество лидера, центральным моментом здесь является не просто действие, но демонстрация того, что лидер видит проблемы и желает с ними справиться. Оптимизация данной базисной характеристики политика определяет умение оказывать постоянное психологическое давление на электорат. Стиль должен быть основан не на декларации ценностей, а на демонстрации того, что делается для народа.

Имидж политика нельзя рассматривать как раз навсегда данный, в нем в зависимости от ситуации могут формироваться новые грани .

Реальные качества политического лидера и, прежде всего оппозиционного, далеко не всегда совпадают с его имиджем, во многом формируемым в общественном мнении СМИ. Кроме того, приверженцы и противники политического лидера по-разному расставляют акценты в его характеристиках. Политические портреты, создаваемые PR-специалистами с целью дискредитировать оппозиционного лидера, обычно страдают излишней экспрессией и эмоциональным окрасом. По большим политическим мишеням обычно ведется прицельный и массированный огонь, организуются предупреждения о «негативных» последствиях доверчивого отношения к ним. Безжалостно высмеиваются наиболее уязвимые стороны характера лидера, обнародуются наименее привлекательные его поступки из личной жизни. В СМИ периодически на смену статьям, передачам пропагандистского характера, воспевающим руководителя - бессребреника приходят заявления, сообщения, намеки, компрометирующие государственную службу, других официальных политиков и неофициальных тем более. Бесследно подобного рода публикации (передачи) не проходят. Но нельзя и преувеличивать их роль. Создать имидж «на пустом месте», наделить лидера совокупностью черт и характеристик, которым он и близко не отвечает, еще никому не удавалось. В этой связи из центральных проблем темы является соотношение в имидже реальных качеств и тех, которые ему «приписывают» СМИ, PR- специалисты.

Политический лидер практически всегда на виду, и есть серьезный соблазн действовать по принципу «казаться, а не быть». Слова, жесты, поступки, решения, выбор друзей, привязанности - все становится доступно общественному «досмотру». Различные партии, элитарные влиятельные круги, «штабные» лица делают на лидера своеобразные политические ставки и стремятся сформировать его имидж таким, который, на их взгляд, является наиболее конкурентоспособным. Это, конечно, не означает, что при этом игнорируются реальные качества и характеристики лидера. Наоборот, основу, «каркас» имиджа как раз составляют его реальные качества. Задача создания имиджа как раз в том и состоит, чтобы ярко, образно высветить реальные достоинства лидера и «заретушировать» мало привлекательные. Поэтому далеко не всегда можно говорить, что имидж - это какой-то искусственно созданный продукт, призванный привлечь наибольшее число сторонников. Наглядный пример, появление известных политических лидеров, уже обладающих ярким образом, с готовым «каркасом» имиджа, который лишь достраивался в процессе политической борьбы теми характеристиками, которые наделяют лидера дополнительными, привлекательными чертами (в равной мере сглаживая те возможные неприятные личностные черты, которые могут негативно влиять на имидж) - харизматического лидера (греч. Сharisma - милость, божественный дар, харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным исключительно на качествах его личности). Обычно харизматическое лидерство отвечает потребностям консолидации сил, возрождения наций, преобразования социальной системы. Культивирование харизмы лидера, его реальных или мнимых заслуг, его сверх особенных одаренностей и возможностей означает стремление единомышленников и непосредственного окружения использовать для захвата или удержания власти привлекательный образ лидера и то эмоционально - иррациональное притяжение, которое испытывают к лидеру его сограждане .

Но при этом нужно отметить, что сам «каркас» имиджа должен оставаться практически неизменным. Радикальное изменение имиджа, это, скорее, крайняя мера, и возможна она только в процессе длительной, тщательно выверенной и просчитанной работы (не говоря уже о необходимых ресурсах, и в первую очередь финансовых, которые для этого требуется). В противном случае политический лидер рискует остаться без своих сторонников и не обрести поддержки тех, на кого он рассчитывал.

Нельзя не учитывать и необходимости обратной связи имиджа с реальностью то, что было актуально вчера, сегодня в связи с изменившейся общественно политической ситуацией, может быть не востребовано или востребовано в значительно меньшей мере .

Формирование имиджа общественного политического лидера невозможно без серьезной и продуманной работы со средствами массовой информации, как минимум - это бесперспективно.

На муниципальном уровне СМИ играет значительную роль в формировании имиджа местных властей. Местные власти приближены к населению в наибольшей степени, чем на государственном уровне, поэтому у населения формируется общественное мнение о главе муниципального образования с помощью средств массовых информаций и посредством личных контактов. При взаимодействии населения и лидера можно улучшить ситуацию в городе и районе, то есть без эффективной коммуникации не будет эффективного управления. На государственном же уровне формирование происходит с помощью PR-специалистов, а также через СМИ. Здесь нужно уделять особое внимание населению, поскольку население отдалено от власти и приближено только с помощью телевизионных программ и печатных изданий и очень сложно сформировать положительный имидж государственной власти.

СМИ же, как правило, достаточно жестко ограничены рамками собственного имиджа. Если речь идет о прессе, то можно говорить о про правительственных, оппозиционных, «красных», «левых», «умеренных», «желтых» газетах и т. п. Имидж, сформированный в сознании аудитории, во многом определяет позицию, которую занимает СМИ по отношению к тому или иному кандидату, той или иной политической силе. И это именно та позиция, которую постоянная аудитория ожидает от «своего» СМИ.

Фактически, выбирая (или постоянно «потребляя») газету, радио или телевизионную передачу определенной социальной направленности, избиратель нередко уже потенциально готов согласиться.

Политическое лидерство встроено во властную вертикаль, и какими личными качествами не обладал бы политический лидер в своей деятельности, он должен не только аккумулировать интересы большинства населения, но и соотносить свои возможности с возможностями государственных структур, осуществляющих власть с возможностями властных структур.

В научной литературе преобладает мнение, что для формирования имиджа политического лидера важны такие составляющие, как:

Степень проникновения в образ лидера, принятие его «типажа», речи, поступков, манеры держаться и т. д. ;

Степень инициативности лидера, ориентация на перспективу, модификация его замыслов и поведения. При этом известность повышает шансы политика на успех, банальность инициатив - понижает;

Степень усвоения населением его инициатив; здесь многое зависит от своевременной и неоднократной информации населения об инициативах, правдивой оценки их последствий и «цены» реализации;

Четкое определение форм и способов поддержки лидера со стороны населения и заинтересованных политических групп; при этом поощряется тактичное и умелое использование «чужой» социальной базы;

Степень противостояния другим политическим лидерам и умение быть гибким в тактике, не обострять отношения по непринципиальным вопросам, но и не «прогибаться» в принципиальных вопросах, важных для населения и собственной политической позиции.

Итак, имидж руководителя властных органов - это формируемый образ, который строится не на абстрактных понятиях, а на небольших и удивительных фактах из жизни.

Таким образом, крайне важно различать две стороны формирования имиджа лидера. С одной стороны, образ лидера есть отражение его политической деятельности, направленной на достижение конкретных результатов, а с другой - следствие специальных усилий по его формированию у населения. Вместе с тем конструирование имиджа лидера связано не только с выполнением задач по популяризации лидера у населения, пропаганде его личности, агитации в пользу его программы действий. В современном обществе этот процесс все в большей степени становится механизмом создания искусственного образа лидера для публики, замещающего в сознании людей реального политического лидера. Именно к этому сконструированному образу люди обращают свои ожидания и надежды, именно этот посредник между лидером и людьми начинает в процессе политической коммуникации выполнять некоторые важные функции лидера. Лидера пытаются «делать» политические консультанты, эксперты, средства массовой информации.

Полноценный, устойчивый, качественный имидж должен базироваться на глубокой профессиональной компетентности, богатом политическом опыте и, несмотря на то, что благодаря современным технологиям в области имиджирования рейтинг политика может быть значительно увеличен, при испытании такого политика делом вся его выверенная имиджевая конституция может рухнуть, как карточный домик. Не стоит забывать, что создание имиджа - это не только работа профессионалов в данной области, но и огромные усилия самого претендента, создание собственного имиджа требует не только мощного контроля, но и твёрдой веры в себя, в то, что он делает.

Таким образом, имидж руководителя властных структур формируется посредствам СМИ и с помощью коммуникации между населением и лидером. Также существует множество манипулятивных способов воздействия на массы с помощью психологических методов, подачи информации. Все зависит от того, какой объем и качество информации освещается в средствах массовой информации. В следующей главе целесообразно рассмотреть характер освещаемой информации о местных органах власти, в том числе о главе муниципального образования, а также выявить общественное мнение у населения города Нижнекамска об имидже главы муниципального образования.

В современных условиях проблема формирования позитивного имиджа актуализируется для всех без исключения элементов современного российского общества – от отдельного человека, вне зависимости от рода его деятельности, до органов управления всех уровней власти. Для органов местного самоуправления, в лице муниципальной администрации, задача целенаправленного формирования собственного позитивного имиджа представляется особенно актуальной. Успешное решение такой задачи позволяет обеспечить муниципальной власти необходимый уровень доверия со стороны населения, поддержку проводимой на территории муниципального образования социально-экономической политики. В то же время на практике целенаправленное формирование собственного имиджа муниципальной администрацией является скорее исключением, нежели правилом. В результате современные исследователи все чаще констатируют отсутствие готовности у местного сообщества к участию в осуществлении местного самоуправления, в том числе вследствие закрепления в сознании негативного восприятия местной бюрократии.

Отчасти, отсутствие практических действий по формированию имиджа муниципальной власти связано с дефицитом научных работ по данному направлению. В современной научной литературе существует большое количество трактовок понятия «имидж». В самом общем виде его можно определить как сложившийся в массовом сознании, эмоционально окрашенный образ предмета или явления, носящий характер стереотипа. В свою очередь, категория «имидж органов местного самоуправления» в современных научных работах встречается не так часто. Е.В. Мартынова определяет его как «образ, создаваемый по заданной схеме, с целью вызвать в массовой аудитории желательное восприятие его объекта и, соответственно, ту или иную активность в поведении населения» . С учетом специфики механизма формирования имиджа муниципалитета, данное определение может быть расширено. В таком случае, под имиджем муниципальной администрации следует понимать обладающий характером стереотипа образ, сложившийся под влиянием местных управленческих традиций, практики личного взаимодействия представителей исполнительно-распорядительного органа власти с гражданами, а также информационной политики, проводимой средствами массовой информации.

Основными каналами формирования имиджа являются местные средства массовой информации, пресс-службы, прямые контакты муниципальных служащих с населением. А, следовательно, каждое отдельное взаимодействие ее представителей с населением, другими органами власти, профессиональными и общественными объединениями определяет содержание образа муниципальной администрации в сознании местного сообщества. В связи с этим, в работе органа исполнительной власти муниципалитета одинаково важны как профессионализм муниципальных служащих при взаимодействии с представителями местного сообщества, так и профессиональные навыки руководителя администрации при осуществлении контактов с органами государственной власти региона, профессиональными и общественными союзами.

А, следовательно, структура имиджа муниципальной администрации, может быть конкретизирована следующими составными элементами:

Имидж профессиональных функций и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией. Он подразумевает представление о роли и значении местной администрации в качестве функциональной единицы в структуре органов местного самоуправления, о качестве предоставляемых ее специалистами услуг, сложившееся в среде местного сообщества;

Внутренний имидж: характеризует представления, сложившиеся в среде муниципальной бюрократии, о назначении и роли института местного самоуправления, целях и направлениях его развития;

Имидж руководителя местной администрации, ее структурных подразделений, а также отдельных функциональных единиц – муниципальных служащих;

Социальный имидж: целостное представление местного сообщества об институте местного самоуправления и муниципальной администрации, как его отдельном элементе;

Деловой имидж: представление хозяйствующих субъектов, представителей деловых кругов о предпринимательских возможностях, предпринимательской активности, а также о деловой культуре муниципальной администрации в лице ее представителей. На основании данных оценок строиться представление об общей инвестиционной привлекательности муниципального образования .

Конечная цель формирования имиджа местной администрации – это закрепление в сознании жителей муниципалитета, муниципальных служащих, других субъектов взаимодействия положительного образа исполнительной структуры власти. Так, для жителей администрация муниципального образования должна представляться информационно-открытой, социально-ответственной структурой. Для муниципальных служащих достижение цели формирования имиджа муниципальной администрации предполагает переосмысление самого понятия «муниципальная служба» – с «построения карьеры» до «служения народу». Цель формирования имиджа администрации по отношению к предпринимательскому сектору – это закрепление роли исполнительной структуры, как равноправного партнера в деловых отношениях. Таким образом, определенные представления об администрации муниципального образования в совокупности должны дать единый, целостный позитивный облик исполнительного органа местного самоуправления.

Достижение главной цели формирования позитивного имиджа муниципальной администрации возможно посредством решения ключевых задач, предполагающих целенаправленное формирование ее положительного восприятия в сознании жителей. Такими задачами, на наш взгляд, следует считать:

Повышение эффективности деятельности по взаимодействию местной администрации с общественностью (расширение представления о проблемах, волнующих жителей; формирование представления о доступности представителей власти для простых людей);

Обеспечение роста доверия к администрации муниципального образования со стороны населения;

Обеспечение поддержки деятельности местной администрации со стороны населения муниципалитета;

Обеспечение информационных каналов для формирования либо внесения изменений в массовое представление о муниципальной администрации;

Повышение престижа администрации муниципального образования в восприятии населения.

Формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования – это актуальная задача, на решение которой должен быть направлен целый комплекс последовательных мер. В основе формирования позитивного имиджа должен лежать ряд принципов, среди которых следует отметить принципы повторения, принцип непрерывного усиления воздействия, принцип «двойного вызова».

Принцип повторения предполагает учет в деятельности по формированию позитивного имиджа администрации свойств человеческой памяти – запоминается только та информация, которая неоднократно дублируется. Кроме того, следует учитывать фактор времени – чтобы информация из декламируемой из вне переросла во внутреннее убеждение человека, необходимо определенное количество времени.

Еще одним, немаловажным принципом является принцип непрерывного усиления воздействия, предполагающий последовательное, дозированное наращивание аргументированного и эмоционального посыла к местному сообществу. Особое значение данный принцип приобретает на начальной стадии целенаправленного формирования имиджа местной администрации.

Принцип «двойного вызова», наряду с вышеперечисленными, учитывает особенности психологического восприятия личности. В соответствии с данным принципом информационное воздействие должно быть направлено не только на сознательный уровень восприятия, но и на уровень подсознания .

Учет данных принципов в работе по целенаправленному формированию позитивного имиджа будет способствовать повышению эффективности данной деятельности.

Ряд авторов, в том числе В.А. Лобанова, отмечают необходимость структурных преобразований в муниципальной администрации, направленных на проведение регулярной целенаправленной работы по формированию имиджа органа исполнительной власти муниципалитета. Специализированная служба по связям с общественностью, по мнению данных авторов, призвана решить проблему позиционирования властных структур в среде местного сообщества. Как отмечается в публикациях по данной тематике, служба общественных связей, в настоящее время, должна стать неотъемлемой частью структуры муниципальной администрации. Следует подчеркнуть, что формальное наименование службы по связям с общественностью не имеет принципиального значения. Важно отметить, что все службы по связям с общественностью должны использовать в качестве механизма своей деятельности учет и согласование интересов (диалого-паритетный тип связей с общественностью) и не должны быть средством одностороннего воздействия на целевую аудиторию (пропагандистский тип связей с общественностью) .

В современных условиях, по мнению исследователей, процесс формирования имиджа муниципальной администрации осложнен рядом обстоятельств.

Во-первых, речь идет о феномене ассоциативного имиджа. Речь идет о явлении переноса в общественном мнении устоявшихся оценок, имиджевых представлений с тех или иных типичных или привычных действующих субъектов в обществе на других субъектов, чаще всего деятельностно с ними связанных. Этот феномен особенно ярко проявляется в автоматическом переносе населением на органы местного самоуправления своих социальных ожиданий, причем неразрешенность этих ожиданий по объективным социально-политическим причинам естественно работает на формирование негативного имиджа местной администрации. Это положение требует понимания и профессионального реагирования исполнительного органа муниципальной власти в целях формирования положительной противодействующей составляющей имиджа.

Другим проявлением этого феномена является перенос в общественном мнении негативных проявлений в поведении отдельных представителей властных структур (коррупция, злоупотребление властью, хамство), охотно тиражируемых в СМИ, на всех носителей властных полномочий, в т.ч. и местных функционеров. Противодействием здесь являются не только открытость и гласность в работе местной администрации и исключение любых случаев укрывательства нарушений, но и целенаправленное формирование положительного имиджа местных муниципалов на достойных примерах.

Во-вторых, требует внимания проявление феномена «отсутствия при наличии», проявляющееся в практическом отсутствии PR-предъявления обществу местной администрации в центральных СМИ. Являясь «рабочим» институтом социально-экономического развития муниципальных образований, муниципальная администрация не представляет «острого» интереса для СМИ, тем более – центральных, за исключением сенсационных случаев. Наличие немногочисленных, но достаточно профессиональных специализированных изданий по теории и практике местного самоуправления картины не меняет, поскольку предпослано ограниченному кругу муниципальных функционеров. Выход из данной ситуации видится в значительном усилении целенаправленной PR-активности по формированию позитивного имиджа местной администрации на всех уровнях профессионального муниципального сообщества.

В-третьих, речь идет о феномене профессиональной автаркии – ненайденном пока в деятельности местной администрации и их объединений оптимальном соотношении неизбежной и естественной профессиональной автаркии (замкнутости, корпоративности) и реализации публичной миссии по формированию гражданских характеристик местных сообществ .

Успешность имджмейкинга местной администрации может быть оценена по наличию либо отсутствию в образе, сформированном в сознании большинства жителей муниципального образования, таких характеристик местной администрации как доступность, информационная открытость, компетентность, законность, честность, доверие, отзывчивость, социальная ответственность.

Доступность, как элемент имиджа администрации муниципального образования, подразумевает наличие ряда условий, обеспечивающих наибольшую приближенность муниципальных служащих к населению. Во-первых, следует говорить о том, что администрация, ее сотрудники, оказываемые ими муниципальные услуги одинаково доступны всем жителям муниципалитета вне зависимости от пола, возраста, материального положения и иных критериев. Во-вторых, доступность местной администрации предполагает осознание ее большинством жителей и самими муниципальными служащими не в качестве обособленно стоящего привилегированного сословия, а как части единого местного сообщества, представляющей интересы всех жителей муниципалитета.

В свою очередь, под информационной открытостью следует понимать наличие в открытом доступе информации об администрации, ее сотрудниках, основных направлениях работы. Жители муниципалитета должны иметь представления о тех способах взаимодействия с муниципальными служащими, которые предусмотрены администрацией, а также о том, каким образом ими можно воспользоваться. Представляемая информация должна быть полезной и достаточной формирования целостного представления о роли местной администрации в процессе управления социально-экономическим развитием территории.

Компетентность муниципальных служащих – это не только составляющая позитивного имиджа местной администрации, но и необходимое условие поступления на муниципальную службу, предъявляемое законодательством как федерального, так и регионального уровней. Компетентный специалист – это, прежде всего, человек, обладающий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей на требуемо высоком уровне. Компетентный чиновник – это профессионал, который обладает всей необходимой для полноценного выполнения функциональных обязанностей информацией, умеет ее анализировать и принимать на ее основе управленческие решения. Компетентность – как элемент позитивного имиджа администрации – важнейшее условие, обеспечивающие доверие граждан, желание сотрудничать с властью.

Законность, применительно к имиджу местной администрации, следует определять как соответствие деятельности администрации, ее сотрудников, принимаемых управленческих решений требованиям законодательства. Отсутствие коррупции, бюрократизма среди местного чиновничества – основное содержание законности власти.

Честность в деятельности местной администрации, представляет собой достижение намеченных целей развития муниципалитета и выполнение данных жителям муниципального образования обещаний. Если местные чиновники стремятся к достижению декларируемых целей, то и сами местные жители стремятся помочь власти. Честная власть – это власть,

Доверие к власти со стороны местных жителей неразрывно связано с честностью властных структур по отношению к ним. Доверие местного сообщества к муниципальной администрации отражается на всей жизни муниципального образования: начиная от налоговой политики и заканчивая благоустройством территории. В связи с этим, тот факт пользуется ли власть доверием населения или нет, во многом определяет позитивный или негативный имидж сложился у нее в восприятии местного сообщества.

Обращаясь в местную администрацию, жители надеяться получить помощь: материального, организационного, юридического, а, иногда, и просто информативного толка. Чаще всего люди, обращаясь к представителям власти, заранее настроены агрессивно, что во многом объясняется теми стереотипами и тем стихийно сформированным имиджем, который сложился в восприятии жителей муниципалитета по отношению к местной власти. В связи с этим элемент отзывчивости в деятельности администрации и ее сотрудников чрезвычайно важен. А образ местной администрации, стремящейся прийти на помощь своим гражданам, – необходимый элемент позитивного имиджа данной структуры.

Социальная ответственность власти является обязательным условием поступательного развития всего муниципального образования, становления гражданского общества. Только социально ответственная власть может рассчитывать на поддержку со стороны местного сообщества и сотрудничество с гражданами при принятии общественно значимых решений. Под социальной ответственностью, как элементом позитивного имиджа муниципальной администрации, следует понимать осознание местной администрацией в лице ее чиновников собственной роли в социально-экономическом развитии муниципального образования, повышении качества жизни его граждан. Собственно говоря, низкий уровень социальной ответственности местной власти порождает традиционные стереотипные суждения в обществе, отождествляющие властные структуры всех уровней, в том числе и местной администрации, с преступными, коррумпированными организациями, заинтересованными лишь в собственной выгоде. В связи с этим, процесс формирования позитивного имиджа администрации неразрывно связан с закреплением за ней образа социально ответственной властной структуры.

Как уже упоминалось, наличие либо отсутствие перечисленных характеристик, либо некоторых из них, позволит сформировать общее представление о том, каков имидж местной администрации в настоящее время, и каких корректировок он требует в будущем.

Таким образом, в настоящее время жители муниципального образования выступают не только в роли потребителей муниципальных услуг, но и являются субъектом оценки работы местных органов власти. Однако объективному выполнению данной роли препятствует ряд факторов, среди которых: низкий уровень правовой грамотности населения; отсутствие гражданской инициативы; укоренившийся негативный имидж муниципальных органов власти как партнера в решении вопросов управления поселением, округом, районом. В связи с этим, проведение целенаправленной работы по формированию позитивного имиджа органов местного самоуправления, в частности, муниципальной администрации, приобретает большое значение для успешного развития муниципального образования и повышения качества жизни его жителей.

Http://web.snauka.ru/issues/2011/06/666 (дата обращения: 01.08.2014).

  • Виноградов В. Формирование корпоративного имиджа местного самоуправления: Электронный журнал для профессионалов местного самоуправления «Городское управление». URL: http://emsu.ru/um/default.asp?c=ishtm.asp&god=2001&nom=8 (дата обращения: 02.09.2014).

  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Разработка стратегии и тактики формирования имиджа органов ГВ и МСУ предполагает корректное использование понятийного аппарата. При всем обилии научной и практической литературы по управлению имиджами различных социальных и политических субъектов нельзя сказать, что имеет место единодушие и методологическая определенность в понимании категории имиджа.

    Имидж – «image» - иноязычное заимствование. При этом исходное «image» в английском языке имеет достаточно широкую семантику. В русском языке с этим словом корреспондирует слово «образ».

    Имидж – это действительно некоторый образ объекта, результат активности психики субъекта, связанной с объектом. Но при этом не любой образ объекта может с полным основанием трактоваться как его имидж. В результате имидж образуется в процессе обработки психикой человека некоего образа объекта, выступающего в свою очередь продуктом восприятия этим человеком определенного набора характеристик объекта.

    Определение Автор, источник
    Имидж (англ. «image» от латинского imago – вид, образ) целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т.п. Васюкова И.И. Словарь иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 640с.; Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунилович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Макарова и др. Сост., общ. ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2000. – 670с.; Современный словарь иностранных слов. – 3-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 2000. – 742 с.
    Имидж (англ. image < лат. imago - образ, подобие) - определенный образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературой или самим индивидом Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 672 стр.
    Имидж - (книжн.). Представление о чьём н. внутреннем облике, образе. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2009. - 736 стр.

    Исследование имиджа требует междисциплинарного подхода , обобщив смысловые определения понятия «имидж», можно выделить следующие области знаний, исследующие анализируемое понятие: социология, политология, философия, психология, культурология, педагогика, экономика.

    «Имидж (от англ. image – образ, представление) – это целенаправленно и активно формируемый с помощью различных средств эмоционально окрашенный привлекательный или непривлекательный образ (человека, политика, лидера, партии, организации и т.д.), призванный способствовать укреплению или ослаблению их престижа, репутации, роста доверия или недоверия к ним». Следовательно, для органов ГВ и МСУ имиджем будет являться их общее восприятие, оценка, впечатление, которое они производят на все категории и социальные группы (т.е. субъекты восприятия), проживающие на территории муниципального образования, а также – на представителей любых общественных институтов, на основе аккумулирования результатов их деятельности.

    Проанализировав определения имиджа, мы пришли к выводу, что имидж органов ГВ и МСУ – целостный образ органов ГВ и МСУ, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании населения. Имидж отражается в общественном сознании в результате взаимодействия (коммуникации) с данными органами.

    Имидж органов местного самоуправления у населения – целостный, устойчивый образ, воспроизводящегося в массовом и/или индивидуальном сознании населения, содержание которого определяется степенью удовлетворенности коммуникацией с органами местного самоуправления и муниципальными служащими, результативностью профессионального решения ими вопросов местного значения и реализацией ожиданий по поводу создания необходимых условий жизнеобеспечения.

    Осуществляя формирование (или создание) положительного имиджа органов власти, необходимо иметь четкие представления о структуре имиджа организации и особенностях процессов его формирования. Структура имиджа социальной организации имеет иерархическое строение. В исследовании модели имиджа организации М.В. Томинова к составляющим структуры имиджа организации относит: имидж услуги; имидж потребителя; внутренний имидж; имидж руководителя; имидж персонала; визуальный имидж; социальный имидж; бизнес-имидж.

    Компоненты данной структуры можно применить для формирования имиджа органов власти учетом специфики их деятельности.

    1. Имидж услуги представляет собой совокупные характеристики, которые выделяют органы власти в глазах населения, делают узнаваемыми и привлекательными. Для глобального восприятия необходимы функциональная ценность услуги и дополнительные услуги. Специфика деятельности органов власти заключается в том, что они оказывают публичные услуги. Предоставление названных услуг жителям осуществляется сотрудниками, занятыми в этих органах. Чтобы сформировать положительный имидж органов власти, оказание их должно осуществляться на высоком профессиональном уровне, что, несомненно, будет способствовать удовлетворенности населения, предприятий, организаций и пр. от качества оказания этих услуг.

    2. Имидж потребителей услуг (населения) включает представления о стиле жизни населения, их общественном статусе и психологических характеристиках. В формировании стиля жизни участвуют следующие компоненты: ценностные ориентации, интересы личности, мнения. Необходимо учитывать особенности потребителей услуг органов власти, влияние на них социокультурных факторов, сложившихся в той или иной местности, обычаев, традиций. Кроме того, следует принимать во внимание общественный статус населения – показатель положения населения в обществе, которое определяется полом, возрастом, образованием, профессией, жизненным циклом семьи, уровнем доходов, престижностью, уровнем репутации, карьерой и т.д.

    3. Внутренний имидж органов власти – совокупные характеристики, создающие определенное видение органов власти в глазах каждого члена трудового коллектива.Одним из элементов внутреннего имиджа органов гос. и мун. власти является культура данных органов, важнейший блок концепции управления корпоративным имиджем. Данный блок отражает материальные и духовные ценности, нормы поведения, систему стимулирования, систему подготовки и переподготовки кадров.

    На состояние коллектива оказывает влияние социально-психологический климат, отражающий модель психологического взаимодействия внутри коллектива, уровень межличностных отношений.

    4. Имидж руководителей . Этот блок в структуре имиджа представлен не только совокупными личностными характеристиками руководителей, внешним видом, манерой держаться, речевым поведением, но и умением защищать корпоративные ценности, понимать индивидуальные интересы сотрудников, уровни компетентности, образованности и заканчивая психологической устойчивостью к стрессам, выдержанностью. В перечень приведенных характеристик следует добавить профессионализм руководителя как основной фактор формирования его положительного имиджа.

    5. Имидж персонала включает в себя: профессиональную компетентность (мобильность – быстрота и качество обслуживания; аккуратность в выполнении должностных обязанностей; точность выполнения трудовых обязанностей; степень подготовленности сотрудника к различным видам усвоения знаний, владение широким кругом навыков, информированность; высокая квалификация и пр.); культуру (коммуникабельность сотрудников; правильность речи; социально-психологические характеристики); социально-демографические и физические данные; визуальный имидж персонала (стиль одежды). Особенности формирования и поддержания позитивного имиджа персонала органов власти в том, что требования к их профессиональной деятельности, ее виды, поведение и прочие аспекты труда государственных и муниципальных служащих определены законодательно.

    6. Визуальный имидж органов власти – представления на основе зрительных ощущений (символика).

    7. Социальный имидж органов власти – представления широкого круга общественности о социальных целях и роли данных органов в экономической, социальной и культурной жизни общества. Имидж органов власти должен быть связан с ценностями, которые имеют положительное общественное значение. Через имидж до сведения населения доводится мысль, что вся деятельность данных органов имеет своей целью удовлетворение потребностей людей, работу в интересах общества. Достижение поставленных социальных целей органов власти возможно только через профессионализм служащих.

    8. Бизнес-имидж – совокупность представлений об органах власти как одном из субъектов деловой активности, прежде всего деловой репутации. Применительно к органам власти - это добросовестность/недобросовестность в осуществлении профессиональной деятельности. Данный вид имиджа, по нашему мнению, включает соблюдение нравственно-этических норм служащими в осуществлении профессиональной деятельности.

    С учетом специфики функционирования органов местного самоуправления уточним структуру имиджа органов местного самоуправления (рисунок 1), которая будет состоять из следующих компонентов:

    1. Внутренний имидж органов местного самоуправления.

    2. Внешний имидж органов местного самоуправления, включающий:

    Имидж руководителей органов местного самоуправления;

    Имидж персонала органов местного самоуправления;

    Визуальный имидж органов местного самоуправления;

    Социальный имидж органов местного самоуправления, который представлен имиджем услуги и имиджем населения.

    Рисунок 1. Структура имиджа органов местного самоуправления

    Исследователи выделяют три типа имиджа : объективный, субъективный и моделируемый.

    1. Объективный (или реальный) имидж – впечатление об объекте (кандидат, организация), которое есть у целевой аудитории.

    2. Субъективный имидж – представление кандидата или организации о том, какими их видят окружающие.

    3. Моделируемый имидж – тот образ, который пытаются создать команда и привлеченные специалисты.

    Выделим основные функции имиджа органов государственной власти и органов местного самоуправления (рисунок 2):

    1) адаптивная функция – обеспечивает быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей;

    2) когнитивная функция и функция идеализации имиджа органов власти для соответствия ожидания аудитории;

    3) коммуникативная функция – облегчает восприятие имиджа органов власти массовой аудиторией в соответствии с ее особенностями;

    4) функция обеспечения потенциала и самореализации имиджа органов власти;

    5) номинативная функция – называет и обозначает органы власти;

    6) эстетическая функция – сглаживает шероховатости, подчеркивает достоинства органов власти;

    7) консервативная функция – ориентирована на защиту имиджа органов власти от размывающих явлений с одновременным его варьированием;

    8) адресная функция – ориентирует на определенные целевые аудитории, в которых имидж органов власти укореняется.

    Характеризуя имидж органов МСУ и ГВ, следует отметить его следующие особенности.

    Во-первых , имидж этих органов ассоциируется с их руководителями, главами местных администраций либо представительных органов. Иначе говоря, органы гос. и муниципального управления идентифицируется с высшими должностными лицами. В то же время, употребляя понятие «имидж», мы подразумеваем, что каждый служащий способен быть субъектом формирования имиджа. В качестве субъектов формирования имиджа выступают не только высшие должностные лица, но и служащие.

    Во-вторых , в процессе формировании имиджа органов власти необходимо учитывать сложность аудитории. При построении взаимоотношений органов ГВ и местного самоуправления с обществом население выступает основным участником взаимодействия. Однако категория «население» в целом слишком абстрактно и не позволяет отразить особенности всех социальных групп, учесть их отличительные характеристики. Необходимо, чтобы структурировать целевые аудитории, которые будут включать в себя различные организации, массового потребителя (население), отдельные его категории (профессиональные, возрастные и т.д.). Поэтому аудиторией органов ГВ и МСУ можно считать следующие целевые группы: массового потребителя (население) и отдельные его категории, собственно организации, как деловые (коммерческие, государственные и муниципальные организации и учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления), так и союзные (некоммерческие объединения). Информация, в предоставлении которой заинтересованы перечисленные группы, варьируется, что обусловлено их социальным статусом, интересами, особенностями деятельности. Это оказывает влияние на выбор методов работы гос. и муниципальных служащих с перечисленными целевыми аудиториями.

    В-третьих , поскольку потенциально каждый гос. и муниципальный служащий способен быть субъектом формирования имиджа органов ГВ и МСУ, то необходимо учитывать и некоторые аспекты процесса формирования имиджа служащих.

    Рисунок 2. Функции имиджа органов власти

    ВЫВОД. Таким образом, структура имиджа органов ГВ И МСУ включает в себя внутренний и внешний имидж. Внешний имидж органов местного самоуправления состоит из четырех компонентов: имидж руководителей органов; имидж персонала; визуальный имидж; социальный имидж, включающий в себя имидж услуги и имидж населения.

    Базовыми функциями имиджа органов ГВ И МСУ являются адаптивная, когнитивная, идеализации, коммуникативная, обеспечения потенциала и самореализации, номинативная, эстетическая, консервативная и адресная.

    В процессе формирования имиджа органов власти необходимо учитывать особенности формирования и специфику деятельности в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также особенности построения имиджа государственных и муниципальных служащих, что позволит выстроить положительный имидж органов власти и работающих в них служащих, который, будет способствовать усилению доверия со стороны населения органам ГВ и МСУ.

    Ключевые слова

    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ / АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / / LOCAL GOVERNMENTS / INFORMATION POLICY / LEVEL OF CREDIBILITY / ACTUAL TASK

    Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы - Комарова Татьяна Михайловна

    В статье рассмотрена роль органов местного самоуправления в формировании . Выявлена и обоснована актуальность формирования собственного положительного имиджа территории . Описаны различные существующие образы территорий, а также задачи для их изменения или сохранения. Изучено влияние органов власти в данном аспекте, воздействие которых непосредственно влияет на общий образ органов местного самоуправления в сознании жителей, населяющих эту территорию. Выявлена зависимость существующего сегодня уровня доверия общественности к органам представительной и исполнительной ветвей власти, и, соответственно, имиджа территории, от различных каналов деятельности средств массовой информации, а также непосредственно от информированности граждан об их деятельности. Проанализированы различные способы освещения деятельности органов местного самоуправления в целях усиления и укрепления достигнутого уровня доверия. Отмечена важность как профессионализма муниципальных служащих при взаимодействии с активистами местных общественных организаций и просто жителей, так и профессиональные навыки руководителей органов власти местного уровня при контактировании как с представителями органов государственной власти региона, так и профессиональными и общественными союзами. На основе проведенного исследования автором предлагается для влияния на процесс формирования положительного имиджа территорий в России серьезно изучить существующую проблему и начать поиски наиболее эффективных способов взаимодействия власти с общественностью, совершенствования деятельности в данном направлении, так как судьба властных структур сегодня стала напрямую зависеть от того, как они и их деятельность воспринимается электоратом.

    Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы - Комарова Татьяна Михайловна

    • Формирование позитивного имиджа муниципальных служащих в сознании жителей

      2018 / Зайцева Мария Владимировна, Кононенко Анна Игоревна
    • Имидж региональных органов власти: теоретические основы и проблемы формирования

      2014 / Молодов Олег Борисович
    • Местное самоуправление в городах Украины: различия оценок населения и представителей власти

      2015 / Лыска Алексей Григорьевич, Осланд Одне
    • Public relations In the municipality: concept, role and functions

      2018 / Кобина Яна Игоревна
    • 2013 / Биджиев Артур Сегидулович
    • Роль публичности в работе органов местного самоуправления

      2019 / Блудова Светлана Николаевна, Серяк Екатерина Владимеровна
    • Модели формирования имиджа и бренда региона (на примере Вологодской области)

      2019 / Сулиманова Екатерина Дмитриевна
    • Мобилизационно-управленческий механизм взаимодействия муниципальной власти с местными сообществами

      2015 / Шпак Лидия Леонидовна, Токмашева Юлия Владимировна
    • Имидж руководителя муниципального образования: опыт социологического исследования

      2014 / Турьянский Александр Александрович
    • К вопросу о роли PR в муниципальном управлении (социологический аспект)

      2007 / Радченко С. В.

    ROLE OF LOCAL GOVERNMENTS IN FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF MUNICIPALITY

    In article the author considered the role of local governments in formation of positive image of the territory , revealed and proved relevance of formation of own positive image of the territory , described various existing images of territories, and also tasks for their change or preservation, studied the influence of authorities in this aspect which influence directly influences the general image of local governments in consciousness of the inhabitants inhabiting this territory, revealed the dependence of the level of credibility of the public to bodies of representative and executive branches of the power existing today, and, respectively, image of the territory, from various channels of activity of mass media, and also directly from knowledge of citizens of their activity, analyzed various ways of publicizing of activity of local governments for strengthening of the reached level of credibility and noted importance as professionalism of municipal employees during interaction with activists of local public organizations and just inhabitants, and professional skills of heads of authorities of local level at engagement as with representatives of public authorities of the region, and the trade and public unions. On the basis of the conducted research for influence on process of formation of positive image of territories in Russia seriously the author offered to study the existing problem and to begin searches of the most effective ways of interaction of the power with the public, improvement of activity in this direction as the destiny of power structures began to depend on how electorate directly perceived they and their activity today.