Конституционно правовые гарантии прав и свобод граждан. Общие конституционные гарантии прав и свобод. Проблемы реализации гарантий прав человека

Гарантия (в иер. с фр. garantie) — ручательство, обеспечение, заверение. Гарантии прав человека и гражданина — это условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами.

Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить, т.е. создать такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах являются фактически действующими.

Основные социальные права отличаются от традиционных прав свободы и равенства в центральной точке. Последний защищает права граждан. Они требуют от государства воздерживаться от вмешательства и имеют юридическую силу. Основные социальные права оправдывают требования граждан. Они просят государство вмешаться. Проблема становится понятной при рассмотрении последствий: основное право на неприкосновенность дома, например, защищает человека от необоснованного государственного вмешательства в частную сферу.

Основополагающее право на жилье обязывает государство предоставлять каждому гражданину достаточное жилище. Квартиры должны строиться за счет государства и управляться государством. Это должно регулироваться законом, которое имеет право на каждое жилое пространство и сколько ему нужно заплатить.

В широком плане понятием «гарантии прав человека» охватывается совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неосуществления.

Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве:

Основополагающее право на работу заставило бы государство гарантировать каждому работу. Само государству придется создавать рабочие места или побуждать частный сектор предоставлять рабочие места. В любом случае государству придется стоять за финансовые последствия, если рабочие места окажутся неэкономичными. Необходимое государственное регулирование рынка труда ограничило бы фундаментальное право на свободный выбор профессии и работы, а также автономии коллективных переговоров.

Учитывая ограниченные финансовые ресурсы, права, вытекающие из основных социальных прав, могут быть только погашены ограниченным образом. Неосуществленные претензии должны приводить к разочарованию и могут вызвать сомнения в отношении связывающего характера конституции.

— условий,

— средств,

— способов,

— приемов,

— методов правильного его осуществления.

Большинство гарантий в виде условий служат обеспечению благоприятной обстановки, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имманентно присущи общественному и государственному строю.

В конституциях многих федеративных государств, в том числе всех новых земель, устанавливаются социальные права на работу, социальное обеспечение и жилье. Это государственные цели с общим обязательным характером и приверженность финансовым возможностям. Например, в Бранденбургской конституции говорится: «Страна обязана обеспечить, чтобы ее право на социальную защиту осуществлялось в пределах собственных ресурсов».

В отличие от Веймарской Конституции, в Основном Законе прямо не говорится об основополагающих обязанностях. Указаны лишь некоторые обязанности, такие как обязанность конституции для учителя, обязанность родителей ухаживать и воспитывать детей, обязательную военную службу и обязанность гражданской альтернативной службы.

Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, и используются ими для претворения в жизнь этих прав и свобод. Наряду с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

Каталог основных обязанностей противоречил бы духу демократической конституции. Демократия предполагает, что каждый выполняет свою обязанность перед обществом на свою ответственность. Очевидная комбинация прав и обязанностей обеспечивается статьей 33 (1): «Каждый немецкий имеет те же гражданские права и обязанности». Существование демократического конституционного государства зависит от понимания каждого гражданина того, что права и обязанности образуют неразрывное единство.

Конвенция о правах человека Совета Европы

Помимо гарантии основных прав в Основном законе, граждане Федеративной Республики Германии также пользуются основополагающими правами Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Совета Европы. Соглашение обязывает государства-члены защищать классические права человека.

Исследуя проблемы гарантий, ученые-юристы предлагают:

во-первых, рассматривать их в качестве элемента правовой системы;

во-вторых, не отождествлять гарантии с другими понятиями, а именно — мерами правовой охраны, мерами правовой защиты, юридической ответственностью;

в-третьих, изучать в качестве самостоятельной категории, имеющей свои черты, объект воздействия, структуру, систему, методы реализации, а также в аспекте формы определенной общности конституционных норм.

Каждое государство-член направляет судьи. Срок полномочий составляет шесть лет. Жалобы могут быть поданы государствами-членами в отношении других государств-членов. Но и граждане, после того как они исчерпали внутренний правовой процесс, могут подать в суд.

В этом году было принято 500 решений. 100 жалоб были признаны неприемлемыми. Реформа направлена ​​на сокращение хронической перегрузки Суда, в частности путем упрощенного отказа от неприемлемых жалоб. Все решения Суда являются обязательными, они должны соблюдаться государствами. Работа Суда внесла значительный вклад в высокую ценность прав человека и основных свобод в Европе. Многие основополагающие суждения, осуждающие государства, привели к изменениям в законах и отношениях государств-членов с правами человека.

Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных благ и интересов граждан. Содержание гарантий весьма динамично, обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития.

В общественной жизни право на свободу выражения мнений и информацию является основополагающим правом человека и является гарантией полного знания управления государством. В статье 9 его издатель или принтер наказуемы, когда он раскрывает анонимный секрет, без требования компетентного судьи.

Закон о печати создает процедуру и юрисдикционную демаркацию, поскольку журналисты не подлежат обычным судьям, а их судом назначаются граждане. Здесь идет конституционная деформация на праве информации: Закон № 164 о телекоммуникациях, который регулирует средства массовой информации, которые составляют инструмент, который делает возможным работу журналистов.

Классификация гарантий необходима, позволяет лучше и глубже проследить и раскрыть конституционные гарантии, указать на их достоинства и недостатки, сделать соответствующие выводы и рекомендации.

В науке принято различать общие и специальные (юридические) гарантии.

Общие гарантии — совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными. Некоторые ученые характеризуют такие гарантии как «материальные гарантии прав».

Искусство. 7 устанавливает все компетенции в области электросвязи для центрального уровня государства, денатурируя совместную компетенцию. Действующее законодательство не имеет ничего общего с другими уровнями власти. Искусство. 10 определяет распределение для аналогового радио и телевидения, 33% для государства, 33% для коммерческого предмета торгов, 17% общинных социальных и 17% коренных народов.

Отмены подлежат административным действиям, и обязательство передавать официальные президентские сообщения по радио и телевидению в случае несоблюдения являются основанием для отзыва лицензии. Все эти нормы искажают благородную службу печати и помещают ее в ситуацию беззащитности и постоянного давления и политических преследований.

Социально-экономические гарантии предполагают специальную среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод (социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности). В Конституции России не существует специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной, равно как и не предусмотрено ограничений для других форм собственности. Конституция обязывает государство обеспечивать свободу законной экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь ее монополизацию и недобросовестную конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34).

Вероятно, это является причиной существования слишком тонкой нити между владельцами СМИ и работниками прессы. Точно так же свобода печати и работа журналистов не чужды деинституционализации Многонационального государства и ненадлежащего поведения правителей, важно сохранить баланс и достоверность информации.

Нынешние - это времена, когда существуют нормы и формальная демократия, нет никаких гарантий в институционализации государства, будь то власти, прокуроры и суды, для обеспечения соблюдения политических и гражданских прав, закрепленных в Конституции. В этом желании народы Латинской Америки сталкиваются с процессом глубокой и необратимой интеграции, с формированием общего рынка, нарушением таможенных барьеров и исторических препятствий. Появление МЕРКОСУР определяет вклад новых теоретических проблем в сферу конституционного права, поскольку крайне важно отказаться от нынешней тенденции чисто таможенной интеграции, стремясь кристаллизовать культурную интеграцию между народами, в том числе с возможной гармонизацией правовых систем защита основных прав.

Политические гарантии предполагают проведение демократически ориентированной политики государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих:

Достойную жизнь и свободное развитие человека;

Устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровень политической культуры граждан;

Более того, в смысле Сильвио Добровольского 2 интеграция стран МЕРКОСУР будет возможна только в том случае, если соответствующие государства будут основываться на системах ценностей, совместимых друг с другом, чтобы их гармонизация и, следовательно, их правовых систем, из своих конституций. Основные права, предусмотренные в Конституции, осуждают степень эволюции народа, поскольку они олицетворяют гегемонистскую ценность и культурную систему в данный исторический момент. Поэтому интеграция предполагает, что различные конституционные тексты стран, подписавших МЕРКОСУР, совместимы друг с другом, особенно в отношении защиты, предоставляемой государством основным правам, с тем чтобы не было непримиримого разрыва в стоимости в отношении цели интеграция, то есть совершенствование народов.

Борьбу с бюрократизмом государственного аппарата, взяточничеством и другие политико-организационные факторы.

Политические гарантии — это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа, являющейся одной из важнейших в теории.

Цель этой работы - проверить возможность согласования гарантий основных прав, в том числе судебных, начиная с сравнительного изучения конституционных текстов стран-членов МЕРКОСУР, предполагая, что это фундаментальная юридическая интеграция для успеха любого проекта интеграция.

Термин «гарантии основных прав» используется для обозначения правовых механизмов, которые обеспечивают стабильность конституционного порядка и устанавливают принципы целостности его нормативной ценности. Классическое и очень современное - это нарушение основных прав, их структуры, характера и функции, прав самих себя или прав и свобод, с одной стороны, и гарантий, с другой стороны. Только одни права представляют определенные товары; гарантии предназначены для обеспечения пользования этими товарами; права являются основными, вспомогательными гарантиями и, многие из них, прилагательными; права позволяют реализовать людей и вставляются непосредственно и немедленно, поэтому в их соответствующих правовых сферах гарантии только прогнозируются в связи с их правами; в первоначальном справедливом смысле, права объявляются, гарантии устанавливаются 3.

Некоторые ученые в идеологических (духовных) гарантиях усматривают мировоззрение человека (гражданина), осознающего себя как личность, не отделяющую себя от Российского государства, понимающую все трудности и сложности переходного периода. Однако подобное определение представляется не совсем верным хотя бы потому, что существование одного только мировоззрения личности без учета роли государства (создания государством соответствующих условий (среды) возникновения и гармоничного развития личности), по сути, невозможно. Таким образом, идеологические гарантии — это деятельность государства и общества, направленная на создание (и поддержание) условий, посредством которых устанавливается свобода мировоззрения личности, осуществляется выбор духовных и нравственных ориентиров.

То есть, конституционный текст, намеревающийся сохранить свою нормативную силу, устанавливает юридические институты, цели которых сосредоточены в защите его основного ядра, средства, с помощью которых можно эффективно конкретизировать объявленные права в своем теле, а также защиту от атак на содержание конституционных предписаний. В этих правовых документах сохраняется выражение «гарантии основных прав»: с одной стороны, декларация прав; с другой стороны, к этим неразрывно связанным механизмам их защиты.

Предложенная дифференциация не осталась незамеченной гением Руи Барбосы, установив просто декларативный характер положений, которые предоставляют права и уступчивую функцию конституционного гаранта 5. Гарантии основных прав могут классифицироваться по-разному, в зависимости от теоретических предписаний, используемых переводчиком.

Иногда выделяют и организационные гарантии, которые воплощаются в деятельности государственных органов и общественных организаций.

Под юридическими гарантиями понимают совокупность правовых средств, установленных законами с целью обеспечения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охраны и защиты государством, институтами европейского и мирового сообщества. Являясь правовым выражением общих условий, эти гарантии непосредственно обеспечивают возможность правомерной реализации и охраны прав человека.

Конституционная жесткость основных прав понимается как заповеди, вставленные в конституционный текст, которые защищают основные права на изменение или подавление вмешательства будущего конституционного законодателя, ограничение полномочий на это чрезвычайно, создание неосязаемого существенного ядра или установление дифференцирующих процедур, когда в процессе обзор. Согласно Карлу Шмитту 7, сложная реформа является формальной особенностью Конституции, которая обеспечивает гарантию продолжительности и стабильности. 8.

Таким образом, гарантия конституционной жесткости характеризуется введением определенных пределов деятельности Общественной власти, людей в целом и законодательный орган по вопросам конституционного права в отношении защиты основных прав 9. Конституция Бразилии в своем искусстве. 60, § 4, вкл. Таким образом, в нынешней конституционной системе Бразилии основные права были классифицированы как «каменные оговорки», иммунитет которых является одним из наиболее эффективных инструментов их защиты.

Отличие юридических гарантий от других видов гарантий состоит в следующем. Если экономические, политические, социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии направлены на конкретное (непосредственное) осуществление прав, свобод и обязанностей личности и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

Под юридическими гарантиями также понимают систему институтов и норм материального и процессуального права, обеспечивающую субъективные права, реальный правовой статус личности.

Юридические гарантии эффективно действуют только в том случае, если они основываются и функционируют на принципе «гарантия гарантиям», что по большому счету являлось и является несбыточным идеалом для многих поколений.

Взаимная поддержка и согласованность отдельных специальных форм и конструкций юридических гарантий прав и свобод личности позволяют им реально осуществить защитную роль. Получается, что юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы.

В России начала XXI в. эти понятия существуют только на бумаге; они включены в Конституцию России и другие нормативные правовые акты, но в реальной действительности они не являются «гарантиями гарантий», ибо просто не существуют. Речь может идти только о модели идеального функционирования юридических гарантий прав и свобод, характерной для правового государства.

Отнюдь не все правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения. Закон закрепляет в своих нормах лишь статические элементы механизма охраны прав граждан вместе с системой гарантий. Эффективное действие этого механизма зависит от четкой организационной работы органов государственной власти, повышения ответственности чиновников за незаконные действия (бездействие) в ходе выполнения своих должностных обязанностей, а также повышения правовой культуры граждан. Во многом именно от работы государственного аппарата (чиновников) зависит воплощение в жизнь нормы статьи 18 Конституции РФ.

Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, представляется целесообразной классификация юридических гарантий в соответствии с делением системы права на отдельные отрасли: конституционные, административные, административно-процессуальные, гражданско-процессуальные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, финансовые, трудовые, семейно-правовые, земельно-правовые, экологические, международные и др.

Отметим, что классификация гарантий прав и свобод (кстати, так же как и классификация основных прав и свобод) является достаточно условной. Как, например, определить, к какой группе отнести гарантии социальной защиты? Наличие специальных государственных органов и материальная поддержка отдельных социальных групп могут рассматриваться как экономические гарантии. Принятие соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих эти гарантии, возможность обжаловать в суд действия или бездействие государственных органов — доказательство существования юридических гарантий.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

В широком смысле конституционные гарантии это «определения закона, образующие составную часть конституции, которые обеспечивают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны». В узком смысле под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав. Рост числа научных работ за последние несколько лет свидетельствует о растущем интересе ученых к проблеме эффективной реализации конституционных норм и создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка их действия.

Используемый в части 1 ст. 45 Конституции РФ термин «гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство берег на себя обязательство обеспечить то или иное право или свободу индивидов. Например, Конституция России устанавливает в части 1 ст. 39: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности...» И с целью реализации провозглашенной гарантии принимается блок законов и иных нормативных правовых актов, направленных на улучшение жизни людей. 

Формулировки конституционных положений в рассматриваемой области разнообразны. Они закреплены непосредственно в форме гарантии, например, «гарантируется свобода массовой информации» (ч. 5 ст. 29), «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту» (ч. 1 ст. 39). Другие определяют объекты охраны или защиты со стороны государства или закона, например, «право частной собственности охраняется законом» (ч. 1 ст. 35), «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление конкретного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможность его отрицания.

В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне.

Ученые-правоведы условно подразделяют конституционные гарантии на две группы: общие гарантии и специальные (гарантии правосудия). Рассмотрим эти гарантии более подробно.

Общие конституционные гарантии прав и свобод

Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125) — это возможность обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, которая устанавливается Федеральным конституционным законом № 1ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд России — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со статьей 2 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией РФ (в частности, главой 7 «Судебная власть») и данным Законом. 

Защита Конституционным Судом конституционных прав и свобод граждан осуществляется, прежде всего, при рассмотрении ряда категорий дел:

— при проверке конституционности актов и договоров, указанных в пунктах «а», «6», «в», «г», «д» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;

— при разрешении споров между органами государственной власти, определенными пунктами «а», «б», «в» ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;

— при толковании Конституции (ч. 5 ст. 125).

Почти все дела, разрешенные российским Конституционным Судом, затрагивают вопросы защиты этих прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; п. 3 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах — особая категория дел. Во-первых, заявитель должен четко сформулировать в жалобе свое суждение о том, какое его конкретное конституционное право или свобода нарушено и кем. Во-вторых, знать, что конституционные суды страны, в том числе Конституционный Суд России и конституционные суды субъектов Федерации, это не кассационные, апелляционные или надзорные судебные инстанции в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции, они лишь оценивают в пределах своих полномочий конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц.

Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности. Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства, как показывает практика, способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина.

Таким образом, полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда РФ при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции страны.

Судебная защита прав и свобод согласно части 1 ст. 46 Конституции РФ гарантируется каждому. Порядок ее осуществления устанавливается: Федеральным конституционным законом № 1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом № 188ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Законом РФ № 31321 «О статусе судей в Российской Федерации», Законом РФ №48661 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и др.

Законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно части 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Индивид имеет право использовать для защиты своих прав и свобод все государственные средства защиты согласно статьям 33, 35, 36, 46, 47 — 54 Конституции РФ, т.е. может использовать все виды обращений, обжалований, в особенности в судебную систему. 

Защищая свои права и свободы, лицо вправе использовать демократические институты гражданского общества: обращаться в средства массовой информации, партии и иные общественные объединения. Используя свои гражданские права, оно может осуществлять пикетирование, обращаться к общественности с просьбой о проведении массовых акций в свою защиту в виде митингов, демонстраций, письменных обращений. Законодательное регулирование получили вопросы о видах оружия, используемого лицом в целях самообороны и защиты своих прав. В частности, конституционную гарантию о возможности законной самозащиты человеком своих прав и свобод детализирует Федеральный закон № 150ФЗ «Об оружии». Согласно части 1 ст. 3 и статье 13 этого Закона гражданское оружие в целях самообороны определенного вида граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицензии.

За каждым человеком признается право на необходимую оборону (ст. 37 УК РФ) и действия в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Необходимая оборона содействует предотвращению насильственных посягательств, так как лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что может встретить активное противодействие со стороны потерпевшего и что закон расценивает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным.

Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется нормами Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих областях взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц.

Среди административно-правовых форм защиты прав человека 273 и гражданина можно выделить следующие:

— законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

— административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

— специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства страны, федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

— прокурорский надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Международная защита прав и свобод — возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

Принятие Билля о нравах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, коренным образом изменило уровень защиты статуса человека, подняв его до международного. Так, согласно статье 2 Факультативного протокола № 1 «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

Специальные конституционные гарантии прав и свобод (гарантии правосудия)

Гарантии подсудности. В Конституции Российской Федерации в части 1 ст. 47 впервые в истории развития государственности сформулирован принцип: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть надлежащим образом извещен. Определение законом такого суда и судьи называется подсудностью. Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на «своего» судью (см., например, ст. 101 Конституции ФРГ), ранее никогда не регламентировалось в России даже в качестве постулата прав и свобод человека. Гражданский кодекс России содержит специальную норму о судебной защите гражданских прав (ст. 11). В ней предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. Защита гражданских прав в суде является основным способом защиты.

Право на юридическую помощь является многоплановым, сложным, комплексным институтом, в котором переплетаются нормы конституционного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного, финансового и некоторых других отраслей права. Проблема обеспечения права на юридическую помощь имеет, помимо чисто правового содержания, также политический, экономический и другие аспекты.

Презумпция невиновности. Согласно статье 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Данная конституционная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд — единственный орган, который вправе признать лицо виновным или невиновным в совершении преступления. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и дознавателе. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление.

В соответствии с частью 1 ст. 50 Конституции РФ никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело. Повторно судить по тому же обвинению можно только в случае, когда приговор или решение суда были отменены в порядке судебного надзора.

Недействительность незаконно полученных доказательств. Согласно части 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Суть этой конституционной гарантии заключается в том, что на всех стадиях судебного процесса недопустимо использование доказательств, полученных в нарушение закона, например, были допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, несанкционированное прослушивание телефонных переговоров, злоупотребление семейной тайной и т.д. Таким образом, не признаются в качестве доказательств сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Право на пересмотр приговора. Конституция России в части 3 ст. 50 закрепляет правило: «Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания». В идеале судебный процесс должен проходить с соблюдением всех установленных Конституцией и другими федеральными законами гарантий прав и свобод человека и гражданина, а судебные постановления основываться строго на законе. Пересмотр приговора — необходимая гарантия против судебных ошибок.

Помилование — это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту России. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.

Гарантия от самообвинения. Согласно статье 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут быть установлены иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Данная гарантия впервые закреплена в России на конституционном уровне. Права и свободы человека, его интересы обладают приоритетом по сравнению с другими ценностями. Такое положение заключает в себе глубокий нравственный смысл и в целом направлено на защиту морально-нравственных норм. Лицо вправе не давать показаний против себя самого, в каком бы правовом положении оно ни находилось (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т.д.), что особенно важно в уголовном судопроизводстве. Принудительная дача показания против себя самого недопустима, поскольку лицо, по существу, становится в положение подозреваемого, начиная свидетельствовать против себя самого.

Права потерпевших. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом — устанавливает Российская Конституция (ст. 52). Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано государство. Принимая на себя обязательства как участник Международного пакта о гражданских и политических правах обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических нрав и свобод в случае их нарушения, государство осуществляет меры по развитию системы правовой защиты этих прав, когда они нарушаются и в применении этих прав возникает необходимость. 

Запрет обратной силы закона. Согласно части 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и полностью отражает положения Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11), а также Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15), которые согласуются с общими принципами международного права.

Проблемы реализации гарантий прав человека

По справедливому замечанию В.О. Лучина, Конституция Российской Федерации оправдывает свое социальное назначение, удовлетворяет социальные ожидания лишь тогда, когда ее принципы и нормы претворяются в жизнь, включаются в общественную практику, когда они осуществляются в деятельности людей, в общественных отношениях. Добавим — когда эффективно работает механизм реализации конституционных гарантий, и в первую очередь — гарантий правосудия.

Формирование авторитетной независимой судебной власти в стране составляет неотъемлемую часть современной политики развития России и является одной из важнейших проблем государства и общества. В новых экономических и социальных условиях, вызывающих множество правовых деликтов и конфликтных ситуаций, неизмеримо возрастает роль независимого и справедливого суда. Однако формирование этих качеств судебной власти обусловлено взаимоотношениями с другими ветвями государственной власти и воздействием последних на суд. 

Конституция в статье 46 устанавливает важные демократические начала судебной защиты основных прав и свобод человека: судебный контроль за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений; возможность обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Обращение в суд по поводу нарушения права, гарантированное федеральной Конституцией, означает доступ к независимому суду.

Создание реальных условий функционирования независимого суда, доступа к правосудию — главные цели осуществляемой в России судебной реформы.

Большинство обращающихся в суды граждан, как правило, уже отчаялись защитить свои права и свободы внесудебными средствами, не имеют достаточных средств для привлечения квалифицированного юриста (заключения соглашения с адвокатом) для защиты своих прав в суде. Гражданам достаточно сложно вести дело в суде, когда другой стороной является крупная коммерческая фирма или государство, поскольку в большинстве своем они имеют целый штат юристов, защищающих соответственно интересы своего хозяина, либо (речь идет о государственных органах) приоритет имеют интересы государства.

Однако доступность правосудия и других форм юридической помощи нельзя сводить только к вопросам финансовых возможностей. Проблема заключается также в недостаточном развитии общественных институтов, способствующих защите малоимущих и лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации вследствие состояния здоровья, возраста и т.д. Имеет место и недооценка, и недопонимание в обществе, среди юристов и должностных лиц, принимающих решения, важности и значения данного вопроса для защиты прав человека, становления независимой и эффективной судебной власти.

Более подробно организация судебной защиты регулируется соответствующими процессуальными нормами (ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ). Однако анализ норм, включенных в главу 2 Конституции РФ, показывает, что в ней явно преобладают гарантии прав человека в уголовном судопроизводстве. В этом специфика российской Конституции, несмотря на то, что ныне подавляющее число рассматриваемых российскими судами дел — гражданские.

Такое, на первый взгляд необъяснимое, противоречие имеет свое 279 политическое объяснение. С одной стороны, в период принятия Конституции переход Российского государства от царившей долгие десятилетия административно- к рыночной экономике только еще декларировался. И в то время невозможно было предвидеть, а тем более надлежащим образом закрепить в Основном законе страны те тенденции, которые сложатся в России в скором будущем.

С другой — сами демократические нормы федеральной Конституции явились тем поворотным моментом, который изменил страну.

В 1980— 1990-е годы подавляющее большинство граждан СССР, а затем и России, во-первых, не имело в собственности ценного имущества, во-вторых, провозглашенному советскими конституциями праву на судебную защиту предпочитало непубличные способы разрешения спора (конфликта).

Образцом соблюдения баланса между гарантиями прав человека в уголовном и гражданском процессах может служить Европейская конвенция по правам человека. Статья 6 этого документа гарантирует честное, быстрое и открытое проведение процесса.

Причем в той части, где речь идет о «гражданско0правовых претензиях и обязательствах» (при этом государства, подписавшие Европейскую конвенцию, самостоятельно определяют содержание этих понятий), правосудие предполагает, что:

— рассматривается претензия или право, следующие из внутригосударственного законодательства;

— имеет место действительный спор серьезного характера, исход которого непосредственно решит судьбу претензии или права;

— претензия или право носят гражданско-правовой характер.

Полагаем, что в главу 2 Конституции РФ должны быть включены четкие гарантии прав человека в сфере гражданского процессуального законодательства. Вверх

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.

Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод , которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту . Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.

В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» *.


* СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России, в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан России и находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты;

5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении действующего законодательства либо о восполнении пробелов в законодательстве.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, высшим органам судебной власти РФ, Генеральному прокурору. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете».

Смотрите также: