Современный и традиционный урок: плюсы и минусы. Положительные и отрицательные стороны традиционного урока

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные формы проведения уроков

игра дискуссия экскурсия нетрадиционный урок

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок . Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме . При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы. Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения .

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематичность обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней предполагается за счет домашних заданий

Организационная четкость

Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога

Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Слабая обратная связь.

Усредненный подход.

Отсутствие индивидуального обучения

Особенности нетрадиционных уроков

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала .

Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся , на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса .

Признаки нетрадиционног о занятия

· присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;

· кроме программного, используется и внепрограммный материал;

· организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;

· занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;

· в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;

· дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;

· требует серьезной предварительной подготовки.

Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно.

Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания , но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению.

А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

· в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;

· необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;

· основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;

· важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;

· нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;

· педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;

· необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

· Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна. Мы выделим следующие виды нетрадиционных уроков:

· уроки-экскурсии ;

· уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых)) (например, уроки-

· уроки-дискуссии , круглые столы, диспуты, конференции;

· бинарные уроки;

· уроки-исследования;

· уроки взаимообучения учащихся;

· уроки-соревнования (викторины , конкурсы );

· уроки-семинары.

Поговорим подробнее о некоторых видах нетрадиционных занятий.

Экскурсия - форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на улицах города, в парках, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира.

Готовя урок-экскурсию, педагог должен:

· определить его содержание, цель, задачи, довести их до учащихся;

· грамотно подобрать объекты, с которыми будет знакомить обучающихся;

· продумать методики показа объекта экскурсии и рассказа о нем, способы вовлечения учащихся в активное восприятие.

При подборе объекта(ов) показа педагогу важно провести его (их) оценку по следующим показателям (критериям):

1. Познавательная ценность для обу-чающихся.

2. Выразительность (внешняя вырази-тельность самого объекта или взаимодей-ствие экскурсионного объекта с окружаю-щей его средой).

3. Сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу).

4. Месторасположение (расстояние до объекта, транспортная доступность, удобство подъезда к нему).

Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но именно педагог останется организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия.

Если экскурсию будет вести сам педагог, то для подготовки ему нужно:

1. Интересно сформулировать тему урока-экскурсии.

2. Подобрать литературу и интернет-ресурсы для подготовки материала.

3. Самостоятельно ознакомиться с объектом показа (научиться легко ориентироваться на местности, хорошо узнать расположение залов, если экскурсия будет в музее).

4. Составить маршрут экскурсии.

5. Подготовить текст экскурсии.

6. Сделать комплект "шпаргалок" (портфель экскурсовода). В "шпаргалки" можно внести следующую информацию:

· наименование объекта;

· историческое событие, с которым связан объект, дата события;

· охрана памятника (на кого возложена);

· интересные факты, предания, связанные с объектом.

7. Составить методическую разработку.

8. Провести без группы пробную экскурсию.

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели , возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по плану: наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала (фотографирование) и т. д.

В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает ведущее место. По отношению к показу рассказ на экскурсии вторичен.

Он может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Убедительность рассказа достигается с помощью зрительных доказательств. Рассказ педагога всегда должен иметь четкий композиционный план.

В ходе проведения экскурсии можно использовать и другие приемы, позволяющие донести до учащихся содержание темы:

· встречи учащихся с участниками событий;

· прослушивание звукозаписей;

· участие обучающихся в ритуальных действиях.

Заканчивается урок-экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает полученные знания в общую систему изученного по теме, разделу; выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и оценки учащихся; оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит глубже ознакомиться с вопросом; намечает творческие задания: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, стенд, электронную презентацию, составить коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, выставок, музеев учебных заведений.

Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.

Можно отметить следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в развитии человека:

· развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· коммуникативная, освоение диалектики общения;

· функция самореализации;

· терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

· диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

· коррекционная: внесение позитивных изменений в структуры личностных показателей;

· функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· функция социализации: включение в систему общественных отношений.

Технология проведения урока-игры состоит из нескольких этапов.
Этап подготовки урока-игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее осуществляется ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этические правила поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход.

Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации учебной игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Этап анализа, обсуждения, оценки результатов игры - выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Обращается внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

Деловую игру нельзя прервать на полпути, отложить ее окончание. Для деловой игры обязательно ее завершение, связанное с принятием необходимых решений, с их оценкой и рефлексией по поводу процесса принятия решений.

Деловая игра является перспективным методом обучения учащихся старших классов, студентов. Она должна использоваться для тренировки решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра должна давать учащимся возможность понять учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, ролевые .

Имитация - подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, совета молодежного клуба и т. д. Можно имитировать события, деятельность конкретных людей (деловое совещание, проведение беседы, ведение пропаганды, агитации, спора).

Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, должен содержать описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Ролевая игра - основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполнения ролей и теми чувствами и отношениями, которые возникают в ходе игры.

Существует три типа ролевых игр:

· прямые игры - моделирование элементов профессиональной деятельности;

· стратегические симуляции - принятие решений в определенных условиях: "Экологическая катастрофа", "Начальник - подчиненный" и т. д.

· собственно ролевые игры: участники игры получают различные индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях.

При использовании такой технологии занятия проводятся в форме либо суда, либо собеседования (например, "начальник отдела кадров" принимает на работу "сотрудника"), либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между участниками. Такие игры позволяют активно вовлечь учащихся в процесс обучения, вызвать интерес к теме. В ходе ролевой игры обучаемый может определить свои сильные и слабые стороны, научиться взаимодействовать с людьми, решать конфликты. Ролевая игра, как и любая активная технология, имеет как положительные черты, так и недостатки.

Плюсы и минусы ролевых игр

В заключение урока - ролевой игры обучающиеся обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение каждого из участников в данной ситуации, продуктивность его работы. При этом хорошо, если начнут дискуссию "зрители", а закончит педагог, сделав критический разбор итогов ролевого общения, отметив достижения и неудачи.

Наблюдения могут быть более эффективными, если будет осуществлена видеозапись ролевой игры, а в случае необходимости - использована для обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а также для консультирования.

Метод ролевых игр позволяет ученику оказаться на месте другого человека, посмотреть как бы со стороны на себя и своего "героя", чью роль он исполняет. Это имеет большое значение для выбора эффективного сценария поведения в будущем.

Дискуссия - это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с определенными правилами и процедурой. Ее существенной чертой является сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения - спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

При проведении дискуссии важно договориться о коллективной солидарности, где каждый поддерживает решения команды и не высказывает свои личные возражения за пределами группы. Это помогает управлять напряженностью дискуссии и обучать сотрудничеству.

Групповая дискуссия используется как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач.

Элементы дискуссии могут использоваться практически в любых формах обучения, в т. ч. в лекциях.

Лекции-дискуссии проводятся разными способами:

· выступают два преподавателя, защищающие различные точки зрения на проблему;

· выступает один преподаватель, но с разных позиций;

· выступает один преподаватель и учащиеся;

· учащиеся дискутируют друг с другом. В этом случае хорошо, если участники дискуссии представляют определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентированного единства, коллективистской идентификации, которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности. Например, дискутируют сторонники и противники неформальной молодежной субкультуры.

Применение на уроке метода дискуссии требует наличия в группе, классе высокой дисциплины. Вряд ли данный метод может быть применим в коллективах, где нет привычки уважать мнение других людей, умения четко следовать логике разговора, выделять из сказанного главную мысль. Скорее данный метод эффективен для использования в старших классах. Дискуссия не только позволяет закреплять знания, вырабатывать умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, но и формирует толерантность.

Бинарный урок основывается на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала : "Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению". Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила". Также в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы ее развить, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем чтобы они делали акцент на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль. На бинарном уроке создаются подобные условия развития учащихся.

Порядок подготовки бинарных уроков:

1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока. Так, например, в практике общеобразовательной школы для бинарных уроков были соединены следующие предметы и подобраны следующие темы: мировая художественная культура и география - тема урока "География народных промыслов"; география и экология - тема урока "Климатические пояса Евразии и адаптации организмов"; физика, экология - тема урока "Влияние температуры и ветра на состояние окружающей среды"; математика и информатика -"Вычисление площади поверхности и объема цилиндра"; русский язык и история - "Призыв к Правде, Добру и Справедливости в повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" и т. д.

2- й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут учащимся возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

3- й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Бинарный урок помогает в решении следующих задач:

· развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;

· расширяется кругозор у учащихся и педагогов;

· интегрирует знания из разных областей;

· способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;

· служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;

· развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

· развивает аналитические способности и изобретательность;

· обладает огромным воспитательным потенциалом;

· позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях. Трудности при планировании бинарного урока:

1. Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках.

2. Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов.

3. Сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов.

4. Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.

Целесообразно проведение бинарных уроков в профориентационной деятельности и в профессиональном образовании, т. к.:

· профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на не связанные фрагменты;

· форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения;

· бинарные уроки повышают потенциал учащихся, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

· такие уроки дают возможность учителю самореализовываться в творческом процессе, способствуют формированию профессиональных компетенций студентов.

Человек в процессе обучения не в состоянии овладеть всеми знаниями, которые ему потребуются для жизни и работы. Возникает необходимость в интенсификации традиционного обучения, поиске резервов умственного развития обучающихся, в формировании у них навыков самостоятельной познавательной деятельности. Именно уроки-исследования могут помочь в решении этой задачи.

Неправильно отождествлять понятия исследовательская деятельность и урок-исследование . Исследовательская деятельность - понятие широкое, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок-исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

· постановка проблемы;

· повторение теории, посвященной данной проблематике;

· подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

· обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.

Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому являются личностно значимыми, а значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом урока-исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.

Не каждый урок можно сделать уроком-исследованием. К такому виду деятельности необходима большая теоретическая подготовка, которую обучающиеся должны получить на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. На уроке-исследовании перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно должны исследовать пути и способы ее решения, т. е. построить гипотезу, наметить и обсудить способы проверки ее истинности, аргументировать, провести эксперименты, наблюдения, проанализировать их результаты, порассуждать, доказать. Это, например, могут быть задачи на самостоятельное "открытие" правил, законов, формул, теорем, самостоятельное выведение закона, формулы, открытие способа доказательства.

Знания, полученные учеником самостоятельно путем проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго. Педагог при такой форме урока станет организатором исследовательского поиска. Поставив проблему, педагог должен раскрыть направления ее решения, рассуждать вместе с обучающимися, высказывать предположения, обсуждать их вместе, опровергать возражения, доказывать истинность. Таким образом, он будет демонстрировать подросткам путь научного мышления, заставит их следить за движением мысли к истине, сделает их соучастниками научного поиска. В структуре урока-исследования можно выделить следующую последовательность действий:

· актуализация знаний;

· мотивация;

· создание проблемной ситуации;

· постановка проблемы исследования;

· определение темы исследования;

· формулирование цели исследования;

· выдвижение гипотезы;

· проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);

· интерпретация полученных данных;

· вывод по результатам исследовательской работы;

· применение новых знаний в учебной деятельности;

· подведение итогов урока; домашнее задание.

Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать его интеллектуальным возможностям. Если педагог почувствует, что учащиеся затрудняются выполнить задание, он должен ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности. Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме

1. Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

2. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным.

3. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.

4. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение.

5. Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.

6. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Педагог при организации исследования может использовать следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:

· подвести молодых людей к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

· столкнуть противоречия в практической деятельности;

· изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

· предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиции командира, юриста, финансиста, педагога, родителя, врача и т. д.);

· побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

· поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

· поставить конкретные исследовательские задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).

Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного занятия , которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи и в дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей страны. Любой педагог сталкивается с необходимостью опросить каждого обучающегося во время одного занятия по всему теоретическому материалу, но редко кому это удается. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и взаимообучения позволило разработать авторскую методику так называемых уроков общения .

На таком уроке каждый учащийся должен изучить материал вместе с соседом по парте. Ребята будут читать учебник, сами отвечать на вопросы, разбирать представленные в параграфах решения задач, на их примерах решать другие, проверяя друг друга. Первые из подготовившихся пар будет опрашивать педагог. После чего из их числа он назначит помощников, которые примут участие в опросе остальных.

Методика проведения урока взаимообучения учащихся :

1. Начинается урок взаимообучения с рассаживания учащихся таким образом, чтобы за одним столом оказались ученики, приблизительно равные по своей подготовке и по скорости работы.

2. Педагог сообщает, как будет организовано занятие, а также представляет (на доске или с помощью проектора) вопросы, на которые необходимо дать ответ в ходе изучения материала, и дополнительные задания.

Хорошо, если преподаватель подготовит для обучающихся инструкцию (удобно иметь плакат с ее записью) о порядке действий на уроке. Инструкция может выглядеть так:

· прочти заданный пункт учебника;

· подготовь ответы на вопросы, указанные на доске;

· помоги подготовиться своему соседу;

· ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответы на вопросы, исправляя ошибки;

· сообщи педагогу о готовности своей и соседа отвечать на вопросы;

· во время подготовки говори очень тихо.

3. Ученики приступают к работе. В это время педагог должен обходить класс, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь.

4. Первые подготовившиеся ребята отвечают материал педагогу.

5. Педагог назначает ассистентами тех, кто хорошо ответил материал, и указывает, кого они будут опрашивать.

6. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также смогут стать ассистентами и опрашивать других учащихся по указанию педагога. Ответившие плохо готовятся снова и пересдают материал.

7. Обучающиеся, освободившиеся от работы, могут получить заранее подготовленные педагогом карточки с индивидуальным дополнительным заданием (задачей) и выполнить их.

Уроки взаимообучения обучающихся необходимы для развития у них самостоятельности , общительности , ответственности .

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и назначение урока в педагогическом процессе, его классификация и типы. Цели проведения уроков. Особенности проведения комбинированного урока, усвоения и закрепления полученных знаний, проверки и оценки материала, основные требования к нему.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Методика проведения урока. Сущность комбинированных уроков и его этапы. Комплекс комбинированных уроков по экономике для 11 класса. Доступность изложения методики с четкими этапами ее выполнения. Оценка эффективности методики проведения уроков.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2009

    Мотивы, познавательные интересы младших школьников. Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса. Особенности нетрадиционных уроков. Характеристика разных видов уроков. Порядок подготовки и проведения нетрадиционных уроков в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2009

    Характеристика урока как основной формы обучения. Ознакомление с классификацией типов и форм современных уроков. Оценка их недостатков. Изучение особенностей нетрадиционных уроков. Рассмотрение на практике интегрированных и комбинированных уроков.

    реферат , добавлен 02.01.2012

    Основная характеристика форм организации обучения: понятие, классификация, типы и структуры уроков. Нетрадиционные формы организации урока и их современные формы. Виды нестандартных уроков, рекомендации по формированию интереса к обучению у школьников.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2012

    Типы, виды и структура уроков и их развивающие возможности. Традиционные типы уроков русского языка в начальной школе и их структурные компоненты. Нетрадиционные формы уроков русского языка. Специфика уроков русского языка в системе развивающего обучения.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Формирование интереса к иностранному языку, его влияние на эффективность процесса обучения. Классификация, характеристика и коммуникативные функции нетрадиционных уроков. Опыт применения нестандартных уроков в Ключевой средней школе Костанайской области.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2015

    Основные типы уроков. Организация учебной деятельности учеников на уроке. Условия эффективного проведения теоретических занятий по экономике. Коспекты-схемы как форма активизации преподавания экономических дисциплин. Пример подготовки и проведения урока.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку на начальном этапе. Специфика урока иностранного языка. О введении иностранного языка в начальной школе. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2007

    Урок профессионального обучения как современная форма организации обучения, его разновидности и формы проведения. Планирование и методика проведения уроков профессионального обучения по теме "Стилизация в орнаменте", составление примерного конспекта.

Положительные и отрицательные моменты введения ФГОС в систему начального образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации был разработан стандарт общего образования, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)».

Как утверждают авторы стандарта, он направлен на модернизацию российского образования. Однако в процессе введения и реализации ФГОС у практикующих учителей и администрации образовательной организации возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей по их решению.

Прежде чем перейти к раскрытию проблем введения ФГОС, представлю основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта.

Если сравнить стандарты первого поколения и стандарты второго поколения, то можно увидеть переход от школы формирования ЗУНов к школе формирования мышления и универсальных учебных действий, принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, в постановке целей и задач урока.

Идея, же положенная в основу Стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда».

Данная идея весьма актуальна в нашем развивающемся обществе, так как традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

Целесообразность введения стандартов нового поколения кроется еще и в том, что у многих выпускников просматривается парадокс отличника. Практика показывает, что многие отличники не способны адаптироваться к реальному миру. Они знают и (теоретически) умеют больше своих сверстников, но производят впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. В то время как неуспевающие ученики, наоборот, чаще добиваются в жизни большего только за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и т.д.

Делаем вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли значительные изменения в постановке целей образования и путях их реализации. Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, но упор делается на развитие личностных и метапредметных знаний, в то время как предметным знаниям уделяется меньшее значение. И в этом самый главный минус современной системы образования. Хотелось бы уточнить основные принципы ФГОС,то есть рассказать подробнее о личностных и метапредметных результатах образования.

Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе .

К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
. самоопределение;
. мотивацию к учебной деятельности;
. любовь к семье;
. нравственно-эстетическое оценивание;
. патриотизм и т.д.

Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».

Исходя из этого можно выделить положительные стороны введения стандарта.

Первый плюс - это переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей творческие способности личности. Поэтому во главе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности.

Второй плюс ФГОС - воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.

Третий плюс - преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы:

Начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

Основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

Старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне (6)

Четвертый плюс - материально - техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.

Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:

спортивно-оздоровительная деятельность;

духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;

общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;

социальное направление;

общекультурное развитие.

При этом содержание занятий составляется исходя из опыта ведущих специалистов, пожеланий родителей обучающихся и самих детей. В занятия внеурочной деятельностью входят индивидуальные занятия с логопедом (для постановки устной, письменной речи, почерка), педагогом-психологом и пр. Встреча с такого рода специалистами никогда не проходит даром, дети получают особые знания, необходимую психологическую поддержку, которую может обеспечить только настоящий профессионал. Групповые и индивидуальные консультации для школьников различного возраста проводятся экскурсии, круглые столы, секции, диспуты, конференции, олимпиады, соревнования, научные исследования. Все это позволяет оторваться от занудных учебников и максимально заинтересовать ребенка.

А теперь представим минусы внедрения ФГОС, с которыми сталкивается учитель во время работы.

В процессе введения ФГОС обозначились следующие проблемы:

1. Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования, натуральных объектов.

2. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий.

3. Проблемой для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

Результаты учебных проектов,

Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

4. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно - деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

5. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие которые просто не могут быть самостоятельными и активными. Так же здесь возникает проблема в том, что не у всех детей есть возможность выхода в интернет в домашних условиях.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Но у многих детей нет возможности даже усвоить элементарный предметные знания, когда учитель является, как и в традиционной системе, источником передачи знаний.

Нельзя упускать тот факт, что учащиеся в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Следовательно, учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»

Кроме этого, следуя требованиям нового стандарта, учителю необходимо освоить современные образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально - технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

Наиболее значимым минусом внедрения ФГОС в образовательный процесс является сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавится от недостатков.

Решение представленных выше проблем учителя видят в реализации следующих идей:
. разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
. разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей;
. сокращении количества учеников в классе;
. сокращении учебной нагрузки учителей;
. введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;
. усовершенствовании образовательной среды.

В заключении хотелось бы сказать, что высказанные в статье мысли - это всего лишь предположения. На данной стадии внедрения ФГОС наверняка ответить на вопрос: «Положительные или отрицательные результаты достигнуты введением ФГОС основного общего образования?» нельзя, до тех пор, пока Стандарт второго поколения не начнет работать в полную силу, пока не будут соблюдены все требования и нормы ФГОС.

Список используемой литературы:

3. Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 3. - С. 62-64

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 .

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.

6. Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Социальная сеть работников образования. - nsportal.ru .

Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии.

Ее достоинства:

· четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса;

· простое управление им;

· возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач;

· постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения;

· экономичность обучения, поскольку учитель работает с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в тоже время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

Между тем, в современных условиях классно-урочная система стала все явственнее обнаруживать свои принципиальные недостатки и приходить в противоречие с новыми условиями и задачами обучения в профессиональной школе.

Во-первых , при такой организации обучения усвоение учебной дисциплины растягивается на длительное время. Есть факты, когда предметы, рассчитанные на 10-20 часов, изучаются в течение целого полугодия - уроки по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю. Следует подчеркнуть, что в последние годы тенденция увеличения в учебном плане профессиональных училищ и лицеев так называемых «карликовых» курсов стала усиливаться. И связано это с введением в учебные планы все новых и новых предметов за счет сокращения объема часов на другие дисциплины. Подобная организация обучения приводит к забыванию материала, поскольку противоречит психологическим закономерностям запоминания информации. Немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что воспринятый новый материал наиболее интенсивно забывается в первое время. Им был сформулирован психологический закон, в соответствии с которым заученный материал быстрее забывается в первые часы после восприятия. Это психологическое явление имеет свою физиологическую основу. Исследованиями И.П. Павлова и его научной школы установлено, что вновь образовавшиеся нервные связи непрочны и легко тормозятся. Сильнее всего это торможение проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу после восприятия. Поэтому, чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в первые же часы после его восприятия.

Во-вторых , при традиционной организационной структуре обучения учащиеся в течение дня изучают от 5 до 8 разнородных, разнохарактерных предметов. Кроме того, во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на следующий день - а это еще столько же дисциплин. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остановиться на чем-то, задуматься поглубже над заинтересовавшим вопросом, предметом. Каждый урок - это новая доминанта для них, а значит, и необходимость соответствующим образом настраиваться. Частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, педагогов приводит в итоге к тому, что училище, вслед за школой, несколько лет подряд неустанно и насильственно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости, низкой эффективности учебного труда.

1. Восстановите цели, которые мог ставить учитель, планируя данный урок. 2. Классифицируйте элементы знаний, представленные в данном фрагменте урока. 3. Составьте логико-дидактическую схему представленного на уроке учебного материала. 4. Перечислите методы обучения, используемые учителем на данном уроке с обозначением основания классификации методов. 5. Перечислите методы проверки и оценки знаний учащихся, используемые учителем на данном уроке с обозначением основания классификации методов. 6. Перечислите используемые на уроке средства обучения; моменты использования. 7. Выделите положительные стороны просмотренного фрагмента урока. 8. Выделите отрицательные стороны просмотренного фрагмента урока. 9. Дайте краткую характеристику учителя как профессионала и личность. 10. Оцените воспитательное воздействие урока на учащихся.

Анализ:

1.Цели : образовательные – познакомить учащихся с понятиями файл, файловая система, каталог;

развивающие – развивать у учащихся логического мышления, речи, внимания, памяти, усидчивости и аккуратность;

воспитательные – воспитывать интереса к предмету, нравственное и моральные качества личности

2.Классификация знаний

1.Файловая система: файл, папка, имя файла, каталог, путь к файлу, расширение.

2. Хранение информации: имя диска, кластеры диска, файлы на диске, каталоги.

3.Сетевое окружение

3. Логико-дидактическая схема урока:

    Сообщение темы, цели и задачи урока;

    Мотивация обучения;

    Актуализация знаний;

    Изучение нового материала;

    Применение полученных знаний на практике;

    Подведение итогов урока

4. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, фронтальный опрос.

5. Методы проверки и оценки знаний учащихся : фронтальный опрос.

6. Средства обучения:

    Учебно-методические: видеоролик

    Программные: PC Windows XP, WM Player

    Технические: компьютер, мультимедийная установка

Средства обучения используются на протяжении всего урока

7. Положительные стороны урока:

    Наличие видеоуказателей на материал который требуется законспектировать ученику

    Обеспечивает устойчивую концентрацию внимания на уроке

    Есть возможность дозированной подачи материала

    Включен материал для самоконтроля

8.Отрицателные стороны урока:

    Расслабляющая фоновая музыка

    Монотонное изложение материала

9.Характеристика личности учителя: Знание предмета и общая эрудиция, методическое мастерство учителя на высоком уровне, учителем выбран оптимальный темп изложения материала. Не эмоциональное изложение материала, правильная дикция, четкая и внятная речь.

Научное, доступное и простое изложение материала, отражается связь теории с практикой, высокая степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала, выбран оптимальный объем предложенный для усвоения материала, используется эффективные способы деятельности учителя на уроке

10. Воспитательное воздействие на уроке: Положительное отношение к предмету, дисциплинированность.

Разработайте план-конспект 1 урока с использованием ЦОР и указанием ссылок на них.

Конспект урока по информатике на тему: «Компьютерные сети. Локальные сети». 10 класс.

Цели:

Обучающие:

    дать представление о назначении компьютерных сетей, их видах.

    познакомить учащихся со структурой локальных сетей.

    научить выделению различных типов топологий локальных сетей.

Развивающие:

    развивать у учащихся умение обмена файлами в локальной компьютерной сети.

    прививать учащимся основные приемы работы в сети.

    формировать навыки выделения топологии сети.

Воспитательные

    прививать интерес к предмету.

    формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

Знания и умения.

    Знать понятие компьютерных сетей, их виды.

    Знать понятие локальной сети, её назначение и организацию.

    Уметь грамотно определять топологию локальной сети, выявлять недостатки каждой топологии.

Оборудование : компьютер, экран, проектор, презентация по теме, доска.

План урока:

    Организационный момент – 2 мин.

    Объяснение новой темы – 25 мин.

    Закрепление нового материала – 8 мин.

    Подведение итогов урока и домашнее задание – 5 мин

Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма обучения: Фронтальная.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в , подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

А) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

Б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

В) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

Г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

Д) техника на дом и проверка домашних заданий;

Е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять , делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение-это лишь первый этап контроля, второй-разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все “элементы” - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

А) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

Б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ;

Г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

А) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

Б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

В) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

Г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

Д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.