Шос история создания. Что такое ШОС: расшифровка

Название:

Шанхайская организация сотрудничества, ШОС

Флаг/Герб:

Статус:

региональная международная организация

Структурные подразделения:

Совет глав государств (СГГ);
Совет глав правительств (СГП);
Совет министров иностранных дел (СМИД);
Совещания руководителей министерств и ведомств;
Совет национальных координаторов (СНК);
Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
Секретариат - постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2012 года - представитель Российской Федерации Д.Ф. Мезенцев).
Межбанковское объединение (МБО)

Деятельность:

В 2003 году главы правительств стран - членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В сентябре 2004 на совете глав правительств ШОС в Бишкеке был утвержден план мероприятий по реализации этой программы.

План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы - транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

Официальные языки:

официального нет

Страны-участницы:

Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР.

История:

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.

В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной.

В 2001 году встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку».

Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“».

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании двух актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС с штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге). Главами стран-участниц были затронуты вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, в частности особое внимание ими было уделено деятельности Хизб ут-Тахрир. Среди 30 подписанных тогда документов были положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.

По итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена - Монголии.

На встрече глав государств ШОС, проведённой в 2005 году помимо нового пакета договоров и конвенций была подписана Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств - участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и Беларуси.

28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.

7 июня 2012 года лидеры стран-участниц ШОС также подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу.

Примечания:

Государствами-наблюдателями при ШОС являются: Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

Сегодня наша планета насчитывает больше 250 государств, на территории которых проживают более 7 млрд человек. Для успешного ведения дел во всех сферах жизни общества учреждаются различные организации, членство в которых дает странам-участницам преимущества и поддержку со стороны других государств.

Одна из них - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Это евразийское политическое, экономическое и военное формирование, которое было учреждено в 2001 году лидерами государств основанной в 1996 году Шанхайской пятерки, в которую на тот момент входили Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. После вступления Узбекистана организация была переименована.

От Шанхайской пятерки к ШОС - как это было?

Как уже было сказано выше, ШОС - это содружество государств, основой для создания которого послужило подписание в китайском Шанхае в апреле 1996 года Договора, официально устанавливающего углубление военного доверия на границах государств между Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном, а также заключение между этими же государствами спустя год Договора, который сокращает количество вооруженных сил на пограничных территориях.

После этого саммиты организации стали проводится каждый год. Площадкой для встреч стран-участниц стали в 1998 году столица Казахстана Алма-Ата, в 1999 году - столица Кыргызстана Бишкек. В 2000 году лидеры стран пятерки встретились в столице Таджикистана Душанбе.

В следующем году ставший ежегодным саммит вновь провели в китайском Шанхае, где пятерка превратилась в шестерку благодаря присоединившему к ней Узбекистану. Поэтому если вы хотите точно знать, какие страны входят в ШОС, резюмируем: сейчас в организации на правах полноценных ее членов состоит шесть стран: это Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан.

Летом 2001 года, в июне, всеми шестью главами вышеперечисленных государств была подписана Декларация об учреждении организации, в которой была отмечена положительная роль Шанхайской пятерки, а также изъявлено желание лидеров стран перевести сотрудничество в ее рамках на более высокий уровень. В 2001 году, 16 июля, двумя ведущими странами ШОС - это Россия и Китай - был подписан Договор о добрососедстве, дружбе, сотрудничестве.

Почти год спустя встреча глав стран-участниц организации состоялась в Санкт-Петербурге. Во время нее была подписана Хартия ШОС, содержащая цели и принципы, которых до сих пор и придерживается организация. В ней также прописаны структура и форма работы, а сам документ официально утвержден в соответствии с международным правом.

Сегодня государства-члены ШОС занимают больше половины евразийской суши. А население этих стран составляет одну четверть всего мирового населения. Если брать в расчет государства-наблюдатели, то жители стран ШОС - это половина населения нашей планеты, что было отмечено на июльском саммите в 2005 году, прошедшем в Астане. Его впервые посетили представители Индии, Монголии, Пакистана и Ирана. Отметил этот факт в своей приветственной речи Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана - принимающей в тот год саммит страны. Если вы хотите иметь точное представление о том, как географически расположены страны ШОС, карта, наглядно показывающая это, представлена ниже.

Инициативы ШОС и сотрудничество с другими организациями

В 2007 году было инициировано больше двадцати масштабных проектов, касающихся транспортной системы, энергетики, телекоммуникаций. Проводились регулярные заседания, на которых обсуждались вопросы, связанные с безопасностью, военными делами, обороной, внешней политикой, экономикой, культурой, банковской сферой и все другие, которые поднимали в ходе обсуждения должностные лица, представляющие страны ШОС. Список не был ограничен ничем: предметом обсуждения становились любые темы, которые, по мнению участников заседания, требовали внимания со стороны общественности.

Помимо этого, установлены отношения с другими международными сообществами. Это где ШОС - наблюдатель Генеральной Ассамблеи, Европейский союз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН от англ. Association of South-East Asian Nations), Организация исламского сотрудничества (ОИС). На 2015 год в столице российской республики Башкортостан Уфе запланировано проведение саммита ШОС и БРИКС, одной из целей которого ставится установление деловых и партнерских отношений между этими двумя организациями.

Структура

Высший орган организации - это Совет глав государств. Им принимаются решения в рамках работы сообщества. Собрания происходят на саммитах, проводимых ежегодно в одной из столиц стран-членов. На данный момент в Совете глав государств состоят президенты: Кыргызстана - Алмазбек Атамбаев, Китая - Си Цзиньпин, Узбекистана - Ислам Каримов, Казахстана - Нурсултан Назарбаев, России - Владимир Путин и Таджикистана -

Совет глав правительств - второй по значимости орган в ШОС, проводящий саммиты ежегодно, обсуждающий вопросы, касающиеся многостороннего сотрудничества, и утверждающий бюджет организации.

Советом министров иностранных дел также проводятся встречи на регулярной основе, где говорят о текущей международной ситуации. Помимо этого, темой для разговора становится взаимодействие с другими организациями. Особый интерес в преддверии уфимского саммита представляют отношения между ШОС и БРИКС.

Советом национальных координаторов, как можно понять из его названия, координируется многостороннее сотрудничество государств, регулируемое хартией ШОС.

У секретариата функции основного исполнительного органа в сообществе. Им реализуются организационные решения и указы, готовятся проекты документов (декларации, программы). Также он действует как документальный депозитарий, занимается организацией конкретных мероприятий, на которых работают страны-участники ШОС, и способствует распространению информации об организации и ее деятельности. Секретариат расположен в столице Китая Пекине. Его нынешний Генеральный директор - Дмитрий Федорович Мезенцев, член Совета Федерации РФ.

Штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) расположена в столице Узбекистана, Ташкенте. Это постоянно действующий орган, главная функция которого заключается в развитии сотрудничества в отношении терроризма, сепаратизма и экстремизма, которое активно ведет организация ШОС. Главу этой структуры избирают на трехлетний срок, у каждого государства-члена сообщества есть право послать от своей страны постоянного представителя в антитеррористическую структуру.

Сотрудничество в сфере безопасности

Страны ШОС активно осуществляют деятельность в области безопасности, сосредоточив свое внимание в первую очередь на проблемах ее обеспечения государствам-участникам. Особенно актуально на сегодня это в отношении опасности, которой могут подвергаться члены ШОС в Центральной Азии. Как уже говорилось ранее, в задачи организации входит противостояние терроризму, сепаратизму и экстремизму.

На июньском саммите ШОС 2004 года, состоявшемся в столице Узбекистана Ташкенте, была учреждена и впоследствии создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В апреле 2006 года организацией было сделано заявление, в котором сообщались о запланированной борьбе, направленной на трансграничную наркотическую преступность, посредством проведения контртеррористических операций. В это же время было объявлено, что ШОС - это не военный блок, и организация не собирается быть им, однако повышенная угроза таких явлений, как терроризм, экстремизм и сепаратизм, делает невозможной деятельность по обеспечению безопасности без полномасштабного вовлечения вооруженных сил.

Осенью 2007 года, в октябре, в Душанбе, столице Таджикистана, было подписано соглашение с ОДКБ (Организацией Договора коллективной безопасности). Целью этого было расширение сотрудничества по вопросам безопасности, борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотических веществ. Совместный план действий между организациями был утвержден в Пекине в начале 2008 года.

Помимо этого, ШОС активно выступает против кибервойн, заявляя, что распространяемая информация, несущая вред духовной, нравственной и культурной сферам других стран, также должна рассматриваться в качестве угрозы безопасности. В соответствии с принятым в 2009 году определением термина «информационная война» подобные действия трактуются как акт подрыва одним государством политической, экономической и социальной системы другого государства.

Сотрудничество членов организации в военной сфере

В последние годы организация ведет активную деятельность, целями которой являются тесное военное сотрудничество, борьба с терроризмом и обмен разведывательной информацией.

За это время члены ШОС провели ряд совместных военных учений: первое было проведено в 2003 году в два этапа сначала в Казахстане, а потом в Китае. С этого времени Россией и КНР под эгидой ШОС были проведены крупномасштабные военные учения в 2005, 2007 («Мирная миссия-2007») и 2009 годах.

Более 4000 китайских солдат стали участниками совместных военных учений 2007 года в Челябинской области, согласованных годом раньше во время встречи министров обороны ШОС. Во время них активно использовались как так и высокоточное оружие. Тогдашним министром обороны РФ Сергеем Ивановым было объявлено, что учения прозрачны и открыты для общественности и СМИ. Успешное их завершение побудило российские власти к расширению сотрудничества, поэтому в будущем стать участницей таких учений под эгидой ШОС Россия пригласила и Индию.

Военные учения «Мирная миссия 2010», проводимые на казахском полигоне Матыбулак в сентябре 2010 года, собрали вместе больше 5000 китайских, российских, казахстанских, киргизских и таджикских военнослужащих, которые провели вместе учения, касающиеся оперативных маневров и планирования военных операций.

ШОС является платформой для важных военных заявлений, которые делают страны-участницы. Таким образом, при проведении российских учений 2007 года, во время встречи руководителей стран, президент Владимир Путин объявил о том, что российские стратегические бомбардировщики возобновляют свои полеты для того, чтобы патрулировать территории в первый раз со времен «холодной войны».

Деятельность ШОС в экономике

Помимо членства в ШОС, состав стран организации, за исключение КНР, входит в Евразийское экономическое сообщество. Подписание государствами ШОС, переводящего экономическое сотрудничество на новый уровень, произошло в сентябре 2003 года. Там же премьер-министром Китая Вэнь Цзябао было предложено в перспективе работать над созданием зоны свободной торговли на территории стран ШОС, а также принять другие меры, способствующие улучшению потока грузов внутри нее. Результатом этого предложения стало подписание в 2004 году плана из 100 конкретных действий.

В октябре 2005 года московская встреча на высшем уровне ознаменовалась заявлением генерального секретаря о том, что организация ШОС обратит первостепенное внимание на совместные энергетические проекты, включающие в себя как нефтегазовый сектор, так и совместное использование водных ресурсов и освоение новых запасов углеводородов. Также на этом саммите было одобрено создание Межбанковского совета ШОС, в задачи которого должно было входить финансирование будущих совместных проектов. Его первое заседание прошло в китайском Пекине в феврале 2006 года, а в ноябре того же года стало известно о разработке российских планов относительно так называемого «Энергетического клуба ШОС». Необходимость его создания подтвердили на ноябрьском саммите 2007 года, однако, за исключением России, никто не взял на себя обязательства по реализации этой идеи, но на августовском саммите 2008 года она была одобрена.

Саммит 2007 года вошел в историю благодаря инициативе вице-президента Ирана Парвиза Давуди, сказавшего о том, что ШОС - это прекрасное место для того, чтобы спроектировать новую банковскую систему, не зависящую от международных.

На июньском саммите 2009 года в Екатеринбурге, который страны ШОС и БРИКС (в то время еще БРИК) провели в одно и то же время, китайские власти объявили о выделении членам организации кредита в 10 млрд долларов в целях укрепления их экономик в условиях мирового финансового кризиса.

Деятельность стран в ШОС в области культуры

Шанхайская организация сотрудничества, помимо политической, военной и экономической, активно ведет и культурную деятельность. Первая встреча министров культуры стран ШОС произошла в столице Китая Пекине в апреле 2002 года. В ходе нее состоялось подписание совместного заявления, подтверждающего продолжение сотрудничества в этой сфере.

Под эгидой ШОС в казахстанской Астане в 2005 году, наряду с очередным саммитом, впервые прошли фестиваль искусств и выставка. Казахстан также внес предложение о проведении под эгидой организации фестиваля народного танца. Предложение было принято, и фестиваль провели в Астане в 2008 году.

О проведении саммитов

В соответствии с подписанной Хартией, заседание ШОС у Совета глав государств проводится каждый год в разных городах стран-участниц. Также документ говорит о том, что Совет глав правительств (премьер-министров) проводит саммит раз в год на территории государств-членов организации в месте, определяемом заранее его членами. Совет министров иностранных дел собирается за месяц до ежегодного саммита, проводимого главами государств. В случае необходимости созыва внеочередного заседания Совета министров иностранных дел, он может быть организовать при инициативе любых двух государств-участников.

Кто может присоединиться к ШОС в будущем?

Летом 2010 года был утвержден порядок для приема новых участников, но пока никто из желающих присоединиться к организации странам ее полноправным членом не стал. Однако некоторые из этих государств были участниками саммитов ШОС в статусе наблюдателей. И выразили свою заинтересованность в том, чтобы войти в основной состав. Таким образом, в перспективе членом ШОС могут стать Иран и Армения. Последняя в лице премьер-министра Тиграна Саркисяна во время встречи со коллегой из Китая выразила заинтересованность в получении статуса наблюдателя в Шанхайской Международной Организации.

Наблюдатели ШОС

Сегодня в этом статусе в организации находятся потенциальные страны ШОС и БРИКС. Афганистан, например, получил его на пекинском саммите в 2012 году. Индия также выступает в качестве наблюдателя и Россия, видя в ней одного из важнейших будущих стратегических партнеров, призвала ее стать полноправным участником ШОС. Эту российскую инициативу поддержал и Китай.

Выступает как наблюдатель и Иран, который должен был стать полноправным участником в марте 2008 года. Однако, введенные ООН санкции стали причиной временной блокировки процедуры принятие страны в ШОС. Состав стран-наблюдателей включает в себя Монголию и Пакистан. Последний также стремится ко вступлению в организацию. Это стремление российская сторона открыто поддерживает.

Партнерство по диалогу

Положение о партнерах по диалогу появилось в 2008 году. Оно изложено в статье 14 Хартии. В ней партнер по диалогу рассматривается как государство или международная организация, разделяющая принципы и цели, преследуемые ШОС, а также заинтересованная в установлении отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства.

Такими странами являются Белоруссия и Шри-Ланка, получившие этот статус в 2009 году, во время саммита в Екатеринбурге. В 2012 году, во время пекинского саммита, к числу партнеров по диалогу присоединилась Турция.

Сотрудничество со странами Запада

Большинство западных наблюдателей придерживаются мнения, что ШОС должна создать противовес США и для предотвращения возможных конфликтов, позволяющих США вмешиваться во внутреннюю политику стран-соседей - России и Китая. Америка пыталась получить статус наблюдателя в организации, но ее заявка была в 2006 году отклонена.

На саммите 2005 года в Астане, в связи с военными действиями на территории Афганистана и Ирака, а также неопределенной ситуацией относительно нахождения военных сил США в Кыргызстане и Узбекистане, организацией было выдвинуто требование к американским властям об установлении сроков вывода войск из государств, входящих в ШОС. После этого Узбекистаном была озвучена просьба о закрытии авиабазы К-2 на своей территории.

Хотя организацией не были сделаны какие-либо прямые критические заявления относительно внешнеполитических действий США и их присутствия в регионе, некоторые косвенные высказывания на последних заседаниях была трактованы западными СМИ как критика действий Вашингтона.

Геополитика ШОС

В последнее время объектом для комментариев и дискуссий становится и геополитическая природа организации.

Теория говорит о том, что управление Евразией - это ключ к мировому господству, а возможность контроля над странами Центральной Азии дает власть управления Евразийским континентом. Зная о том, какие страны входят в ШОС, можно сказать, что, несмотря на озвученные цели, касающиеся борьбы с экстремизмом и повышения безопасности приграничных территорий, организация, по мнению экспертов, стремится к тому, чтобы уравновесить деятельность Америки и НАТО на территории Центральной Азии.

Осенью 2005 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о ведении организацией работы, направленной на создание справедливого и рационального мирового порядка и формирование принципиально новой модели геополитической интеграции. Эта деятельность ведется так же активно, как и работа, касающаяся других сфер жизни общества.

Китайские СМИ сообщают, что, в соответствии с Декларацией ШОС, ее члены обязаны обеспечивать безопасность в регионе, и поэтому они призывают страны Запада не вмешиваться в его дела. Иными словами, страны Азии объединяются для того, чтобы создать достойную альтернативу европейским международным сообществам и построить свое, независимое от Запада международное сообщество.

Содержание статьи

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА, ШОС –субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский . Штаб-квартира в Пекине.

Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре – символическое изображение Восточного полушария земли с очертаниями земной суши, которую занимает «шестерка», сверху и снизу – надпись на китайском и русском языках: «Шанхайская организация сотрудничества».

Основные этапы развития ШОС.

Предшественницей ШОС была так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997). Сближение этих стран диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии – Афганистана , где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан. Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало основание для появления термина «Шанхайская пятерка». Совместная работа на саммитах в Алма-Ате (1998), Бишкеке (1999), Душанбе (2000) позволили создать атмосферу того, что стало именоваться «шанхайским духом» – выработать атмосферу взаимного доверия, через первый опыт взаимных консультаций прийти к механизму достижения консенсуса и добровольному согласию выполнять положения достигнутых договорённостей. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д. Все это привело к необходимости оформления системы саммитов и консультаций в новое региональное объединение.

14–15 июня 2001 в Шанхае состоялась встреча глав шести государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании ШОС. В принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документКонвенция о борьбе с терроризмом , сепаратизмом и экстремизмом впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. Ее подписание связано с тревогами Китая по поводу сепаратистских выступлений вблизи границ со Средней Азией, где проживают уйгуры – тюркоязычные мусульмане, населяющие запад Китая. Другая не менее заинтересованная страна – Узбекистан – обладает самым многочисленным населением из всех государств Средней Азии и в наибольшей степени подвержена проявлениям сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата.

В июне 2002 прошла вторая встреча глав государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге, на которой были подписаны три документа – Хартия Шанхайской организации сотрудничества , Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств – членов ШОС . В Хартии юридически были закреплены провозглашенные годом раньше в Декларации ориентиры развития ШОС. Этот устав придает «шестерке» статус международной организации и является базовым документом, определяющим, наряду с главными направлениями сотрудничества, внутреннюю структуру и механизм формирования общего курса и построения взаимоотношений с другими странами и организациями.

Хартия была подписана в 2002 и ратифицирована Советом Федерации в 2003.

На основе Конвенции 2001 в целях улучшения взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграции, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), получившая в 2002 статус постоянно действующего органа ШОС. В ее функции входит координация действий правоохранительных органов и спецслужб государств ШОС.

В мае 2003 состоялась третья ключевая в истории ШОС встреча на высшем уровне в Москве. На ней были подписаны документы, определяющие порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные с текущей работой различных подразделений ШОС. Были приняты герб и флаг организации. Первым исполнительным секретарем ШОС был выбран русскоговорящий посол КНР в России Чжан Дэгуан. По оценкам большинства аналитиков, можно говорить о практическом завершении организационного оформления этой организации на Московском саммите, что и было отмечено в политической Декларации, принятой по итогам встречи. В ней также была поставлена задача отработать четкий механизм внешнеполитической координации действий членов ШОС как в Средней Азии, так и в целом на мировой арене.

Основные органы ШОС.

Порядок работы органов ШОС был окончательно определен только на московском саммите 2003. Было решено, что все основные структуры ШОС приступят к полноценной работе с января 2004. К этому времени планируется завершить строительство штаб-квартиры в Пекине и подготовительную работу посольств стран-членов в Пекине для обеспечения деятельности секретариата в начальный период работы. Список основных органов включает в себя:

Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.

Совет глав правительств .

Совет министров иностранных дел (СМИД) – первое заседание прошло в ноябре 2002. Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств (как в мае 2003), а также принимает собственные обращения (о скорейшем принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма в 2002).

Совещания руководителей министерств и ведомств – первые встречи министров обороны прошли еще в 2000 в рамках «пятерки», с тех пор проходят на регулярной основе.

Секретариат (Пекин) – предусмотрена его численность до 40 человек, должен приступить к работе в 2004.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (Бишкек). В августе 2003 прошли антитеррористические учения вооруженных сил стран ШОС «Взаимодействие-2003». В первом этапе учений в Казахстане принимали участие Казахстан, Россия и Киргизия (Таджикистан – в качестве наблюдателя). Второй этап прошел на территории Китая. Полноценное функционирование штаба РАТС ожидается в 2004.

Проблемы и перспективы ШОС.

Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.

Значимость ШОС.

Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая его участие – вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике.

Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая ослабить американское влияния в регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир, озвученное еще при министре иностранных дел, а затем премьер-министре РФ Евгении Примакове. По словам министра иностранных дел Игоря Иванова, произнесенных после московского саммита 2003, «ШОС должна стать современной организацией нового типа, соответствующей требованиям многополярного мира».

Михаил Липкин

ПРИЛОЖЕНИЕ

ХАРТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества, Санкт-Петербург, 7 июня 2002 года

Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, являющиеся государствами – учредителями Шанхайской организации сотрудничества (именуемой далее ШОС или Организация),

основываясь на исторически сложившихся связях их народов;

стремясь к дальнейшему углублению всестороннего сотрудничества;

желая совместными усилиями внести вклад в укрепление мира, обеспечение безопасности и стабильности в регионе в условиях развития процессов политической многополярности, экономической и информационной глобализации;

будучи убежденными в том, что создание ШОС способствует более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам;

считая, что взаимодействие в рамках ШОС содействует раскрытию огромного потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами;

исходя из утвердившегося на встрече глав шести государств в Шанхае (2001 г.) духа взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию;

отмечая, что соблюдение принципов, изложенных в Соглашении между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года и в Соглашении между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года, а также в документах, подписанных в ходе встреч на высшем уровне глав Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан в период с 1998 года по 2001 год, внесло важный вклад в дело поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире;

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, другим общепризнанным принципам и нормам международного права, касающимся поддержания международного мира, безопасности и развития добрососедских и дружественных отношений, а также сотрудничества между государствами;

руководствуясь положениями Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 года;

договорились о следующем:

Цели и задачи

Основными целями и задачами ШОС являются:

укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

координация подходов при интеграции в мировую экономику;

содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

Принципы

Государства – члены ШОС придерживаются следующих принципов:

взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;

мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций;

недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС.

Направления сотрудничества

Основными направлениями сотрудничества в рамках ШОС являются:

поддержание мира и укрепление безопасности и доверия в регионе;

поиск общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в том числе в международных организациях и на международных форумах;

выработка и реализация мероприятий по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции;

координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

поддержка и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах, содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий;

эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов, развитие энергетических систем;

обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранных программ и проектов;

оказание взаимной помощи в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

обмен правовой информацией в интересах развития сотрудничества в рамках ШОС;

расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.

Государства – члены ШОС могут по взаимному согласию расширять сферы сотрудничества.

1. Для выполнения целей и задач настоящей Хартии в рамках Организации действуют:

Совет глав государств;

Совет глав правительств (премьер-министров);

Совет министров иностранных дел;

Совещания руководителей министерств и/или ведомств;

Совет национальных координаторов;

Региональная антитеррористическая структура;

Секретариат.

2. Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

3. Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к настоящей Хартии, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 настоящей Хартии.

Совет глав государств

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров)

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства – члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и / или ведомств

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и / или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и / или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договорённости государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трёх раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура

Региональная антитеррористическая структура государств-участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Бишкеке (Кыргызская Республика) является постоянно действующим органом ШОС.

Основные ее задачи и функции, принципы формирования и финансирования, а также порядок деятельности регулируются отдельным международным договором, заключаемым между государствами-членами, и другими необходимыми документами, принимаемыми ими.

Секретариат

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.

Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Исполнительный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок.

Заместители Исполнительного секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь.

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Исполнительный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и / или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Исполнительного секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

Финансирование

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Членство

ШОС открыта для приема в ее члены других государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы настоящей Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС.

Решение вопроса о приеме в ШОС новых членов принимается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел на основе официального обращения заинтересованного государства, направляемого действующему председателю Совета министров иностранных дел.

Членство в ШОС государства-члена, нарушающего положения настоящей Хартии и / или систематически не выполняющего свои обязательства по международным договорам и документам, заключенным в рамках ШОС, может быть приостановлено по представлению Совета министров иностранных дел решением Совета глав государств. Если это государство продолжает нарушать свои обязательства, то Совет глав государств может принять решение о его исключении из ШОС с даты, которую определяет сам Совет.

Любое государство-член имеет право выйти из ШОС, направив депозитарию официальное уведомление о выходе из настоящей Хартии не позднее чем за двенадцать месяцев до даты выхода. Обязательства, возникшие в период участия в настоящей Хартии и других документах, принятых в рамках ШОС, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.

Взаимоотношения с другими государствами и международными организациями

ШОС может вступать во взаимодействие и диалог, в том числе по отдельным направлениям сотрудничества, с другими государствами и международными организациями.

ШОС может предоставить заинтересованному государству или международной организации статус партнера по диалогу или наблюдателя. Порядок и процедуры предоставления такого статуса устанавливаются специальным соглашением между государствами-членами.

Настоящая Хартия не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Правоспособность

ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

– заключать договоры;

– приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;

– выступать в судах в качестве истца или ответчика;

– открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Порядок принятия решений

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и / или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Исполнение решений

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Постоянные представители

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые будут входить в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

Привилегии и иммунитеты

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Официальными и рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Срок действия и вступление в силу

Настоящая Хартия заключается на неопределенный срок.

Настоящая Хартия подлежит ратификации подписавшими ее государствами и вступает в силу на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию четвертой ратификационной грамоты.

Для государства, подписавшего настоящую Хартию и ратифицировавшего ее позднее, она вступает в силу с даты сдачи им на хранение депозитарию своей ратификационной грамоты.

После вступления настоящей Хартии в силу она открыта для присоединения любого государства.

Для присоединяющегося государства настоящая Хартия вступает в силу на тридцатый день с даты получения депозитарием соответствующих документов о присоединении.

Разрешение споров

В случае возникновения споров и разногласий в связи с толкованием или применением настоящей Хартии государства-члены будут разрешать их путём консультаций и переговоров.

Изменения и дополнения

В настоящую Хартию по взаимному согласию государств-членов могут вноситься изменения и дополнения. Решения Совета глав государств о внесении изменений и дополнений оформляются отдельными протоколами, которые являются ее неотъемлемой частью и вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящей Хартии.

Оговорки

К настоящей Хартии не могут быть сделаны оговорки, которые противоречат принципам, целям и задачам Организации, а также могут препятствовать исполнению каким-либо органом ШОС своих функций. В случае если не менее 2/3 государств-членов имеют возражения, оговорки должны быть сочтены как противоречащие принципам, целям и задачам Организации или препятствующие исполнению каким-либо органом своих функций и не имеющие юридической силы.

Депозитарий

Депозитарием настоящей Хартии является Китайская Народная Республика.

Регистрация

Настоящая Хартия в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года в одном экземпляре на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Подлинный экземпляр настоящей Хартии сдается на хранение депозитарию, который направит заверенные копии всем подписавшим её государствам.

За Республику

Казахстан

За Китайскую

Народную

Республику

За Кыргызскую

Республику

За Российскую

Федерацию

За Республику Таджикистан

За Республику Узбекистан

Литература:

Системная история международных отношений в 4-х томах. События и документы. 1918–2003 . Под ред. А.Д.Богатурова. Том третий. События. 1945–2003. Раздел IV. Глобализация. Глава 13. М, НОФМО, 2003
Лукин А., Мочульский А. Шанхайская организация сотрудничества: структурное оформление и перспективы развития . – Аналитические записки. М., МГИМО, вып. 2(4), февраль 2005



9-10 июня 2018 года в городе Циндао (КНР) состоялось заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС).

В нем приняли участие Премьер-министр Республики Индии Н.Моди, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбеков, Президент Исламской Республики Пакистан М.Хуссейн, Президент Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон и Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев.

Председательствовал на заседании Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин.

В заседании участвовали Генеральный секретарь ШОС Р.К.Алимов и Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Е.С.Сысоев.

В мероприятии приняли участие Президент Исламской Республики Афганистан А.Гани, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, Президент Исламской Республики Иран Х.Рухани, Президент Монголии Х.Баттулга, а также Первый заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций А.Мохаммед, Генеральный секретарь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Лим Джок Хой, Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств С.Н.Лебедев, Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Ю.Г.Хачатуров, Исполнительный директор Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии Гун Цзяньвэй, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Т.С.Саркисян, Вице-президент Всемирного банка В.Квава, Директор департамента Международного валютного фонда Ли Чан Ён.

Руководители государств-членов рассмотрели ход реализации итогов Астанинского саммита 2017 года и первоочередные задачи дальнейшего развития ШОС в контексте текущих процессов в мировой политике и экономике. Согласованные позиции сторон отражены в принятой Циндаоской декларации.

Констатировано, что государства-члены, твердо придерживаясь целей и принципов Хартии ШОС и следуя «шанхайскому духу», поступательно решают задачи, определенные в Стратегии развития ШОС до 2025 года. Отмечено, что ШОС сегодня утвердилась в качестве уникального, влиятельного и авторитетного регионального объединения, потенциал которого заметно возрос со вступлением в Организацию Индии и Пакистана.

Подтверждено намерение продолжить укрепление практического взаимодействия в области политики, безопасности, торговли и экономики, в том числе финансовой, инвестиционной, транспортной, энергетической, сельскохозяйственной, а также культурно-гуманитарных связей. Одобрен План действий на 2018-2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС.

В контексте обмена мнениями по актуальной международной и региональной проблематике подчеркнута необходимость наращивания совместных усилий в обеспечении безопасности и стабильности на пространстве ШОС, а также в содействии формированию международных отношений нового типа и общего видения идеи создания сообщества единой судьбы человечества.

Государства-члены последовательно выступают за урегулирование ситуации в Афганистане, Сирии, на Ближнем Востоке и Корейском полуострове и других региональных конфликтов в рамках общепризнанных норм и принципов международного права. Отмечена важность устойчивой реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.

Государства-члены подтверждают твердую поддержку усилиям ООН по обеспечению международного мира и безопасности. Они отметили необходимость консенсуса по вопросу о принятии Всеобъемлющей конвенции ООН против международного терроризма, а также инициативу Республики Казахстан по продвижению на площадке ООН Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма.

Руководители государств-членов отметили намерения Кыргызской Республики и Республики Таджикистан выдвинуть свои кандидатуры в непостоянные члены СБ ООН.

Неизменной остается скоординированная линия ШОС на эффективную борьбу с вызовами и угрозами безопасности. Продвижению практического взаимодействия в этой сфере будет способствовать принятая Программа сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019-2021 гг. Особая роль в ее выполнении отводится РАТС ШОС.

Дана высокая оценка итогам Международной конференции по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (г. Душанбе, 3-4 мая 2018 года), ставшей важной платформой для взаимодействия сторон по указанным направлениям.

Руководители государств-членов выступают за налаживание комплексной работы по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения и предупреждения его вовлечения в деструктивную деятельность. В этой связи приняты Совместное обращение к молодежи и Программа действий по выполнению его положений, поддержана инициатива Республики Узбекистан о принятии специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность».

Государства-члены будут и далее продвигать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на основе Антинаркотической стратегии ШОС на 2018-2023 гг. и Программы действий по ее выполнению, а также Концепции ШОС по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

ШОС продолжит вносить вклад в выстраивание широкого и взаимовыгодного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, выработку универсальных международных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве.

Подтверждена приверженность государств-членов ШОС центральной роли ООН в продвижении реализации Глобальной Повестки дня в области устойчивого развития. Подчеркнута важность совершенствования архитектуры глобального экономического управления, последовательного укрепления и развития многосторонней торговой системы, ядром которой является Всемирная торговая организация, в интересах формирования мировой экономики открытого типа.

ШОС стремится к созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций, определению совместных подходов к решению задач по упрощению процедур торговли, стимулированию электронной торговли, развитию индустрии услуг и торговли услугами. Будут продолжены усилия по поддержке микро-, малого и среднего предпринимательства, продвижению сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и сельского хозяйства.

Поддержана инициатива о проведении в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС.
В целях усиления внимания к проблемам экологии государства-члены приняли Концепцию сотрудничества в области охраны окружающей среды. Продолжена работа над проектом Программы сотрудничества государств-членов ШОС по продовольственной безопасности.

Дана высокая оценка инициативе Республики Таджикистан о Международном десятилетии действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» и проведении под эгидой ООН Международной конференции высокого уровня по этой теме (г. Душанбе, 20-22 июня 2018 года).

Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан подтвердили поддержку инициативы Китайской Народной Республики «Один пояс, Один путь» (ОПОП), отметили усилия по совместной ее реализации, в том числе по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и ОПОП.

Руководители государств-членов выступают за использование потенциала стран региона, международных организаций и многосторонних объединений в целях формирования на пространстве ШОС широкого, открытого, взаимовыгодного и равноправного партнерства.

Развитию межрегионального сотрудничества будет способствовать создание в ШОС Форума глав регионов. Отмечено намерение провести первое заседание Форума в 2018 году в г. Челябинске (Российская Федерация)

Будут продолжены усилия по раскрытию в полном объеме потенциала Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС.

Подтверждена позиция в пользу дальнейшего укрепления практического сотрудничества в банковско-финансовой сфере и продолжения поиска общих подходов по вопросу создания Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС.

Подтверждая особую роль гуманитарного сотрудничества в укреплении взаимопонимания, доверия и дружбы между народами, руководители государств-членов высказались за развитие многопланового взаимодействия в сфере культуры, образования, науки и техники, а также в области здравоохранения, туризма и спорта.

Подчеркнуто стремление наращивать многопрофильное сотрудничество с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС, а также международными и региональными организациями.

По итогам заседания также приняты Совместное заявление глав государств об упрощении процедур торговли и Заявление глав государств о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве ШОС. Подписаны План совместных действий по реализации Программы сотрудничества государств-членов ШОС в сфере туризма на период 2019-2020 годов, Меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в рамках ШОС в области микро-, малого и среднего предпринимательства, Регламент информационного взаимодействия круглосуточных контактных пунктов, осуществляемого с использованием каналов оперативной платформы CENcomm RILO-МОСКВА, Меморандум об обмене информацией о трансграничных перемещениях озоноразрушающих веществ и опасных отходов.
Заслушаны и утверждены доклады Генерального секретаря ШОС о деятельности ШОС за прошедший год и Совета Региональной антитеррористической структуры о деятельности РАТС в 2017 году.

Совет глав государств-членов ШОС назначил В.И.Норова (Республика Узбекистан) Генеральным секретарем ШОС и Д.Ф.Гиёсова (Республика Таджикистан) Директором Исполнительного комитета РАТС на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.

В период после саммита в Астане (8-9 июня 2017 г.) состоялись заседание Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов (г. Сочи, 30 ноября — 1 декабря 2017 г.), встреча секретарей советов безопасности (г. Пекин, 21-22 мая 2018 г.), внеочередное и очередное заседания Совета министров иностранных дел (г. Нью-Йорк, 20 сентября 2017 г., г. Пекин, 24 апреля 2018 г.), заседания Совета национальных координаторов (г. Янчжоу, г. Москва, г. Пекин, август 2017 г. — июнь 2018 г.), Совета Региональной антитеррористической структуры (г. Пекин, 17 сентября 2017 г., г. Ташкент, 5 апреля 2018 г.), заседание руководителей пограничных служб компетентных органов (г. Далянь, 29 июня 2017 г.), совещания руководителей ведомств, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (г. Чолпон-Ата, 24-25 августа 2017 г.), министров юстиции (г. Ташкент, 20 октября 2017 г.), председателей Верховных судов (г. Ташкент, 25-27 октября 2017 г., г. Пекин, 25 мая 2018 г.), глав служб, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия (г. Сочи, 31 октября 2017 г.), министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность (г. Москва, 15 ноября 2017 г.), генеральных прокуроров (г. Санкт-Петербург, 29 ноября 2017 г.), руководителей министерств и ведомств науки и техники (г. Москва, 18-21 апреля 2018 г.), Форум ШОС (г. Астана, 4-5 мая 2018 г.), встреча руководителей национальных туристских администраций (г. Ухань, 7-11 мая 2018 г.), министров обороны (г. Пекин, 24 апреля 2018 г.), министров культуры (г. Санья, 15 мая 2018 г.), руководителей компетентных органов наделенных полномочиями по борьбе с наркотиками (г. Тяньзинь, 17 мая 2018 г.), Форум женщин ШОС (г. Пекин,
15-17 мая 2018 г.), Форум СМИ ШОС (г. Пекин, 1 июня 2018 г.), заседания Правления Делового совета ШОС (г. Пекин, 6 июня 2018 г.) и Совета Межбанковского объединения ШОС (г. Пекин, 5-7 июня 2018 г.), а также другие мероприятия на различных уровнях.

Руководители государств-членов дали высокую оценку проделанной Китайской Народной Республикой работе во время председательства в ШОС и выразили признательность китайской стороне за гостеприимство и хорошую организацию саммита в г. Циндао.

Председательство в Организации на предстоящий период переходит к Кыргызской Республике. Очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится в 2019 году в Кыргызской Республике.

Выросшее влияние таких международных организаций как НАТО, ООН, заставляет экономически развитые страны разных частей света консолидироваться для совместного сотрудничества с целью эффективного противодействия выросшим угрозам безопасности и экономическим проблемам. Одним из таких международных объединений стала ШОС. Шанхайская Организация Сотрудничества - молодое международное объединение шести стран Азии, в которое входит, в том числе, и Россия. Это не экономический союз, с единым торговым пространством, и не военный блок, с общими войсками и базами. По своим задачам и целям оно находится где-то в промежутке, охватывая обе составляющие не в глобальном масштабе, сохраняя индивидуальность всех государств.

История ШОС

ШОС первоначально неформально называлась «Шанхайской пятеркой». Девяностые годы были достаточно трудным временем для государств Центральной Азии. Возросла террористическая активность, накопились территориальные претензии на граничащих участках государств, присутствовали проблемы экономических взаимоотношений. В 1996-1997 годах такие государства, как Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан, пошли на сближение для попытки избавиться от противоречий. Диалог пошел удачно, и в 2001 году, приобщив к своей совместной деятельности Узбекистан, начала создаваться новая международная организация стран Азии. Так появилась ШОС, или «Шанхайская шестерка».

Три года велась работа по созданию документальной базы и структуры организации. С 2008 по 2012 годы к ШОСу проявили интерес другие страны и не только Азиатского формата. Состав не расширился, но государства получили возможность участвовать в работе ШОС на правах наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан) или партнеров (Беларусь, Шри-Ланка, Турция). В данный момент организация готовится к первому расширению за счет принятия Пакистана и Индии.

Структура ШОС

  • Вершина иерархии - Совет глав государств. Основная цель съездов, которые совершаются раз в год - задать тон, поставить задачи, обговорить важные вопросы на текущий год.
  • Совет глав правительств. Члены этого органа непосредственно разбирают вопросы сотрудничества в рамках ШОС, обрисовывают цели комитетов и структур, дают им задания, принимают бюджет.
  • Исполнительный орган - Секретариат. Находится в Пекине.
  • Одним из ключевых органов организации является РАТС (Региональная антитеррористическая структура), профильные подразделения которой находятся во всех государствах, а штаб-квартира - в Ташкенте. Эта структура курирует государства-члены в вопросах терроризма, экстремизма и возможного сепаратизма.
  • Совет министров иностранных дел решает вопросы взаимодействия ШОС с другими государственными образованиями.
  • Совет национальных координаторов создает условия работы между структурами в рамках ШОС.

Второстепенными являются комитеты, отвечающие за экономическое и культурное сотрудничество и прочие.

Задачи ШОС

  • Эффективное взаимодействие стран-членов в пресечении и борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Борьба с продажей и изготовлением наркотических веществ, нелегальным оборотом оружия, продажей людей. Именно эта общая беда стала фундаментом для создания организации.
  • Укрепление дружественных отношений в военной сфере, что представляется совместными учениями, обменом опытом, помощью в проведении антитеррористических операциях. Экономическое сотрудничество. Оно не является первой скрипкой отношений в организации, но вопросы товарооборота между государствами, экономическое сотрудничество вне ШОС, поддержка в развитии - немаловажная тема для ряда стран-членов.
  • Взаимодействие в культурном развитии между странами-членами Шанхайской шестерки.
  • Создание прав и свобод и их обеспечение на территориях стран-членов в соответствии с международными обязательствами.
  • Сотрудничество с другими государствами и организациями.
  • Совместный поиск решений при глобальных мировых проблемах.

Краткие итоги

Нельзя сказать, что ШОС является противовесом таким образованиям, как НАТО. Однако созданный военный потенциал стран-членов, которые постоянно совершенствуются и учатся координировать свои действия в борьбе с общим врагом, делает молодую организацию весомым мировым политическим игроком. Несмотря на существующие противоречия, будь то в экономике или в методах борьбы с терроризмом, страны-члены умеют находить точки соприкосновения, успешно справляются со спорными вопросами. Сейчас ШОС укрепила свои позиции на столько, что есть смысл предрекать ее расширение и дальнейшее успешное развитие.