Мвф создан в рамках соглашения. Кому принадлежит Международный валютный фонд

Представляем вашему вниманию главу из монографии про Международный Валютный Фонд, в которой подробно анализируется вся анатомия этого финансового института и его роль в мировой финансовой схеме.

Организация МВФ

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), как и Международный банк реконструкции и развития, МБРР (позже - Всемирный банк), является бреттон-вудской международной организацией. МВФ и МБРР формально относятся к специализированным учреждениям ООН, но с самого начала своей деятельности они отклонили координирующую и руководящую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.

Создание этих двух структур было инициировано Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations) – одной из наиболее влиятельных полусекретных организаций, традиционно связываемых с реализацией мондиалистского проекта.

Задача создания подобных структур назревала по мере приближения окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и финансовой системы и о создании соответствующих международных институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была бы предназначена для регулирования валютно-расчетных связей между странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США.

Планы создания специального органа для «упорядочения» валютно-расчетных связей были разработаны США и Великобританией. В американском плане предлагалось учредить «Стабилизационный фонд Объединенных Наций», государства-участники которого должны были бы принять на себя обязательства не изменять без согласия Фонда курсы и паритеты своих валют, выраженные в золоте и особой счетной денежной единице, не устанавливать валютные ограничения по текущим операциям и не заключать никакие двусторонние («дискриминационные») клиринговые и платежные соглашения. В свою очередь, Фонд предоставлял бы им краткосрочные кредиты в иностранной валюте для покрытия текущих дефицитов платежных балансов.

Этот план был выгоден США - экономически мощной державе, с более высокой по сравнению с другими странами конкурентоспособностью товаров и устойчиво активным в то время платежным балансом.

Альтернативный английский план, разработанный известным экономистом Дж. М. Кейнсом, предполагал создание «международного клирингового союза» - кредитно-расчетного центра, призванного осуществлять с помощью специальной наднациональной валюты («банкора») международные расчеты и обеспечивать равновесие в платежах, особенно между США и всеми другими государствами. В рамках этого союза предполагалось сохранить замкнутые валютные группировки, в частности стерлинговую зону. Целью плана, рассчитанного на сохранение позиций Великобритании в странах Британской империи, было укрепление ее валютно-финансовых позиций в значительной мере за счет американских финансовых ресурсов и при минимальных уступках правящим кругам США в вопросах валютной политики.

Оба плана были рассмотрены на валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. В конференции приняли участие представители 44 государств. Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением Великобритании.

Заключительный акт конференции включал Статьи соглашения (устав) о Международном валютном фонде и о Международном банке реконструкции и развития. 27 декабря 1945 г. Статьи соглашения о Международном валютном фонде официально вступили в силу. Практически МВФ приступил к операциям с 1 марта 1947 г.

Деньги на создание этой надправительственной организации поступили от Дж. П. Моргана, Дж. Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров».

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако не ратифицировал Статьи соглашения о МВФ.

Деятельность МВФ

МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Бóльшую часть своих займов Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Местопребывание руководящих органов МВФ - Вашингтон (США). Это довольно символично - в дальнейшем будет видно, что МВФ практически полностью контролируется США и странами западного альянса и, соответственно, в управленческо-операциональном плане – ФРС. Не случайно поэтому, что реальный бенефит от деятельности МВФ также получают эти акторы и, в первую очередь, означенный выше «клуб бенефициаров».

Официальные цели МВФ заключаются в следующем:

  • «способствовать международному сотрудничеству ввалютно-финансовой сфере»;
  • «содействовать расширению и сбалансированному росту между народной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  • «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  • предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Однако по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они вновь позволяют говорить о системе мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и Мировой валютный фонд.

По состоянию на 25 мая 2011 г. членами МВФ являются 187 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму СДР, получаемых государством-членом при их очередном распределении. Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов (рис. 6.3).



Наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую - Тувалу (1,8 млн СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами» (рис. 6.4).



В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и ФРС, контролируется этими странами. Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.

США вместе с другими развитыми странами обладают простым большинством голосов в МВФ. Последние 65 лет страны Европы и другие экономически благополучные страны всегда голосовали солидарно с США. Таким образом, становится понятно, в чьих интересах функционирует МВФ и кем поставленные геополитические цели он реализует.

Требования Статей соглашения (устава) МВФ/Члены МВФ

Вступление в МВФ в обязательном порядке требует от страны соблюдения правил, регулирующих ее внешнеэкономические связи. В Статьях соглашения зафиксированы универсальные обязательства государств-членов. Уставные требования МВФ направлены прежде всего на либерализацию внешнеэкономической деятельности, в частности валютно-финансовой сферы. Очевидно, что либерализация внешней экономики развивающихся стран предоставляет огромные преимущества экономически развитым странам, открывая рынки сбыта их более конкурентоспособной продукции. При этом экономика развивающихся стран, нуждающаяся, как правило, в протекционистских мерах, терпит большие убытки, целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными и умирают. В разделе 7.3 статистическое обобщение позволяет видеть такие результаты.

Устав требует от государств-членов устранения валютных ограничений, поддержания конвертируемости национальных валют. Статья VIII содержит обязательства государств-членов не вводить без согласия фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к практике множественных валютных курсов.

Если в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов).

Кроме того, устав МВФ обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к уставу предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса, на практике МВФ принимает меры для установления плавающего курса ведущих валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц развивающихся стран, в частности вводит режим валютного управления (currency board). Интересно отметить, что возврат Китая в 2008 г. к фиксированному валютному курсу (рис. 6.5), вызвавший сильное недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай.



Россия же следовала в своей «антикризисной» финансово-экономической политике указаниям МВФ, и удар кризиса по российской экономике оказался самым тяжелым не только в сравнении с сопоставимыми странами мира, но даже в сравнении с подавляющим большинством стран мира.

МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой экономики.

Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. При этом государства-члены обязаны консультироваться с МВФ и по вопросам макроэкономической, а также структурной политики. В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ после распада СССР стал уделять больше внимания структурным и институциональным преобразованиям в государствах-членах. А это уже ставит под сомнение политический суверенитет подвергающихся «надзору» государств. Структура Международного валютного фонда приведена на рис. 6.6.

Высшим руководящим органом в МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим (обычно это министры финансов или руководители центральных банков) и его заместителем.

В ведение совета входит решение ключевых вопросов деятельности МВФ: внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия исполнительному совету (Executive Board), т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в области валютного курса.

С 1992 г. в составе исполнительного совета представлено 24 исполнительных директора. В настоящее время из 24 исполнительных директоров 5 (21%) имеют американское образование. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников фонда и является председателем исполнительного совета. Среди 32 представителей топ-менеджмента МВФ 16 (50%) получили образование в США, 1 работал в транснациональной корпорации, 1 преподавал в американском университете.

Директор-распорядитель МВФ, согласно неформальным договоренностям, всегда европеец, а его первый заместитель – всегда американец.

Роль МВФ

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а значит - для кредитования бюджетных расходов правительств.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке как депозитарии. При этом МВФ, как было отмечено, предоставляет кредиты в основном в долларах США.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам (рис. 6.7).


Интересно отметить временную границу (конец 1970-х гг.), после которой активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая на смену развалившейся колониальной. Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие.

Резервная доля. Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. - резервной долей (reserve tranche).

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кредита, которую страна может получить у МВФ в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты.

Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г. - до 18 месяцев, позднее - до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов - самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов - сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им определенных финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до получения кредита.

Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.

По истечении установленного срока государство-заемщик обязано погасить задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев - 5 лет со дня получения каждого транша, при расширенном кредитовании - 4,5–10 лет. В целях ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов.

Помимо этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов. Специальные кредитные механизмы включают следующие.Механизм компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility, CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в расширенном краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает бегство капитала из страны и резкое сокращение ее золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться в тех случаях, когда бегство капитала может создать потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы.

Экстренная помощь (emergency assistance) призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.) и кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.). Механизм экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с 1995 г.) - комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

Механизм поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM), создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках «Доха-раунда» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит ухудшение платежного баланса вследствие мер, осуществляемых в направлении либерализации торговой политики другими странами. Однако МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом смысле слова, а определенную политическую установку.

Столь широкая представленность разноцелевых кредитов МВФ свидетельствует, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации.

Беднейшим странам (с величиной ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения), которые не в состоянии платить проценты по обычным кредитам, МВФ оказывает льготную «помощь», хотя доля льготных займов в общем объеме кредитов МВФ чрезвычайно мала (рис. 6.8).

Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая МВФ в качестве «бонуса» вместе с кредитом, распространяется и на более экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия.

На рис. 6.8 также видно, что в начале своей деятельности МВФ как кредитор играл достаточно скромную роль. Однако начиная с 1970-х гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности.

Условия предоставления кредитов

Предоставление фондом кредитов государствам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» кредитов. Официально МВФ обосновывает эту практику необходимостью иметь уверенность в том, что государства-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Фактически построен механизм внешнего управления государствами-заемщиками.

Поскольку в МВФ доминируют монетаристские, шире - неолиберальные теоретические воззрения, его «практические» стабилизационные программы обычно включают сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели, отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги (что ведет к повышению цен на эти товары), увеличение налогов на доходы физических лиц (при одновременном снижении налогов на бизнес), сдерживание роста или «замораживание» заработной платы, повышение учетных ставок, ограничение объемов инвестиционного кредитования, либерализацию внешнеэкономических связей, девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров, и т. п.

Концепция экономической политики, составляющая ныне содержание условий для получения кредитов МВФ, сформировалась в 1980-е гг. в кругах ведущих экономистов и деловых кругах CША, а также других стран Запада и известна как «Вашингтонский консенсус».

Она предполагает такие структурные изменения в экономических системах, как приватизация предприятий, введение рыночного ценообразования, либерализация внешнеэкономической деятельности. Основную (если не единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц МВФ видит в избыточном совокупном платежеспособном спросе в стране, вызываемым в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.

Выполнение программ МВФ чаще всего ведет к свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации.

Что касается бывших социалистических государств, препятствием для решения их макроэкономических проблем, с точки зрения МВФ, являются пороки институционального и структурного характера, поэтому фонд при предоставлении кредита ориентирует свои требования на осуществление долговременных структурных изменений в их экономических и политических системах.

МВФ проводит очень идеологизированную политику. Фактически он финансирует перестройку и включение национальных экономик в глобальные спекулятивные потоки капитала, т.е. их «привязку» к мировой финансовой метрополии.

С расширением кредитных операций в 1980-х гг. МВФ взял курс на ужесточение их обусловленности. Именно тогда получило распространение использование структурных условий в программах МВФ, в 1990-е гг. оно значительно усилилось.

Не вызывает удивления, что рекомендации МВФ странам – получателям помощи в большинстве случаев прямо противоположны антикризисной политике развитых государств (табл. 6.1), которые практикуют контрциклические меры – падение спроса со стороны домохозяйств и бизнеса в них компенсируется возросшими государственными тратами (пособиями, субсидиями и т. п.) за счет расширения дефицита бюджета и увеличения госдолга. В разгар мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. МВФ поддержал такую политику в США, ЕС и Китае, но для своих «пациентов» прописал иное «лекарство». «31 из 41 соглашения о помощи МВФ предусматривает проциклическую, т. е. более жесткую монетарную либо фискальную политику», - отмечается в докладе вашингтонского Центра экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research).



Эти двойные стандарты существовали всегда и много раз приводил к масштабным кризисам в развивающихся странах. Применение рекомендаций МВФ ориентировано на формирование монополярной модели развития мирового сообщества.

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений

МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему. Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Первоначально Статьи соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В 1978 г. в устав МВФ были внесены поправки, запрещающие странам-членам использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют; одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР.

Международный валютный фонд сыграл ведущую роль в процессе расширения влияния транснациональных корпораций и банков на страны с переходными и развивающимися экономиками. Предоставление этим странам в 1990-е гг. заемных ресурсов МВФ в значительной мере способствовало активации деятельности транснациональных корпораций и банков в этих странах.

В связи с процессом глобализации финансовых рынков исполнительный совет в 1997 г. инициировал разработку новых поправок в Статьи соглашения МВФ, чтобы сделать либерализацию операций по движению капиталов специальной целью МВФ, включить их в сферу его компетенции, т. е. распространить на них требование отмены валютных ограничений. Временный комитет МВФ принял на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о либерализации движения капиталов, призвав исполнительный совет ускорить работу над поправками, с тем чтобы «добавить новую главу в Бреттон-Вудское соглашение». Однако развитие мирового валютного и финансового кризисов в 1997–1998 гг. затормозило этот процесс. Некоторые страны были вынуждены ввести контроль движения капиталов. Тем не менее МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере международного движения капитала.

В контексте анализа причин мирового финансового кризиса 2008 г. важно также отметить, что Международный валютный фонд сравнительно недавно (с 1999 г.) пришел к выводу о необходимости распространить область своей ответственности на сферу функционирования мировых финансовых рынков и финансовых систем.

Появление у МВФ намерения регулировать международные финансовые отношения вызвало изменения в его организационной структуре. Сначала, в сентябре 1999 г., образовался Международный валютно-финансовый комитет, ставший постоянным органом стратегического планирования деятельности МВФ по вопросам, относящимся к функционированию мировой валютной и финансовой системы.

В 1999 г. МВФ и Всемирный банк приняли совместную «Программу оценки финансового сектора», ПОФС (Financial Sector Assessment Program, FSAP), которая должна снабжать государства-члены инструментарием оценки состояния их финансовых систем.

В 2001 г. создан департамент по международным рынкам капитала. В июне 2006 г. учрежден объединенный департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала (Monetary Systems and Capital Markets Department, MSCMD). Не прошло и 10 лет с момента включения мировой финансовой сферы в компетенцию МВФ и с начала ее «регулирования», как разразился самый масштабный в истории мировой финансовый кризис.

МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года

Нельзя не отметить один принципиальный момент. В 2007 г. эта крупнейшая мировая финансовая организация находилась в глубоком кризисе. На тот момент практически никто не брал и не изъявлял желания брать у МВФ кредиты. Кроме того, даже те страны, которые получили кредиты ранее, старались как можно скорее избавиться от этого финансового бремени. В результате размер обычных непогашенных кредитов сократился до рекордной для XXI в. отметки - менее 10 млрд СДР (рис. 6.9).

Мировое сообщество, за исключением бенефициаров деятельности МВФ в лице США и других экономически развитых стран, фактически отказывалось от механизма МВФ. И тут произошло нечто. А именно - разразился мировой финансово-экономический кризис. Число договоренностей о новых кредитах, стремившееся до кризиса к нулю, возросло беспрецедентными в истории деятельности фонда темпами (рис. 6.10).

Кризис, начавшийся в 2008 г., буквально спас МВФ от развала. Случайно ли это совпадение? Так или иначе, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. был чрезвычайно выгоден Международному валютному фонду, а значит, тем странам, в интересах которых он функционирует.

После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в реформировании. К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских банков.

В каком направлении пошло реформирование? В первую очередь МВФ утроил свои ресурсы. После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования - более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл., хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами.

Тенденция заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.

В данной главе монографии использован материал диссертации М.В. Деевой.

МВФ был задуман в начале июля 1944 года на интернациональной конференции, проводившейся в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хемпшир, Соединенных Штатов, на которой участники от 44 стран пришли к соглашению о основах финансового совместной работы, призванных не разрешить повторения губительной финансовой политики, ставшей одной из обстоятельств Знаменитой депрессии 1930-х годов. Любой член организации характеризовал золотое содержание собственной валюты и на этой базе отмечал курс в валютах иных стран-участниц. Потрясения курса допускались около 10%. Изначально МВФ давал в основном короткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.

22 июля 1944 года была разработана база соглашения (Хартия МВФ). Более значимый в исследование концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший английскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный работник Министерства финансов Соединенных Штатов. Конечный вариант соглашения 1-ые 29 стран поставили свою подпись в 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал собственную деятельность 1 марта 1947 года являясь частью Бреттон-Вудской системы. В том же году Франция берет у МВФ 1-ый кредит.

Сейчас МВФ функционирует в виде наблюдателя за глобальными валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей меж всеми государствами, и сужает наличные средства государствам-членам, имеющим солидный дефицит платежного равновесия. В случае если Всемирный банк финансирует как реформа политики, то Международный денежный занимается только лишь реформами. Он выдает займы государствам-членам, имеющим короткосрочные проблемы в расчетах с интернациональными кредиторами, и устремляется к достижению абсолютной конвертируемости (независимый перевод одной валюты в иную) валют государств-членов в масштабах системы гибких обменных курсов, работающей с 1973 года. Предложениями и ресурсами МВФ могут пользоваться все государства-члены данной организации (как богатые, но и бедные).

Цели МВФ:

Помощь интернациональному сотрудничеству в денежной сфере;

Помощь расширению сбалансированного подъема интернациональной торговли и в соответствии с этим подъему занятости и улучшению финансовых характеристик стран-членов;

Определение паритетов и курсов валют; не допускать способности конкурентноспособного обеспечивания валют;

Обеспечивание функционирования интернациональной денежной систем методом согласования и координации денежной политики и укрепления денежных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивание упорядоченных взаимоотношений в денежной области меж странами-членами;

Предложение содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении денежных ограничений;

Предложение поддержки странам-членам при помощи предоставления ссуд и кредитов в заграничной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации денежных курсов;

Предоставление консультаций по экономическим и денежным вопросам;

Уменьшение продолжительности и сокращение ступени неуравновешенности интернациональных платежных балансов стран-членов;

Контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в интернациональных денежных отношениях.

Определение МВФ

Международный денежный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) - интернациональная организация, созданная для регулировки валютно-кредитных взаимоотношений между государствами-членами и предложения им денежной поддержки при денежных затруднениях, вызываемых недостатком платежного равновесия, методом предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в заграничной валюте. Фонд имеет статус спец учреждения ООН. Фактически он работает институциональной основой мировой денежной системы.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия. МВФ и еще имеет собственные консульства в наиболее чем 80 государствах по всему миру, что демонстрирует его масштабный характер и тесные взаимосвязи с государствами-членами. Экономический год Фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.

МВФ имеет расчетную единицу - Особое право заимствования (СДР). Курс СДР к баксу Соединенных Штатов на 2 марта 2013, составил 1.5149 долл. Соединенные Штаты. Пересчет денежных этих МВФ в американские доллары примерен и приводится для удобства.

Малое значение курса наблюдалось в начале января 2002 г 1,24 долл. Соединенные Штаты за 1 СДР, а предельное значение в начале марта 2008 г 1,64, собственно было связанно с финансово-экономическим упадком, проявившимся в форме мощного смещения в худшую сторону всех ключевых финансовых признаков во множистве развитых государств, и произошедшая далее в конце такого же года масштабная .

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, решение о создании которого было принято на по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. Соглашение о создании МВФ было подписано 29 государствами 27 декабря 1945 г., а свою работу Фонд начал 1 марта 1947 г. По состоянию на 01.03.2016 г. членами МВФ являются 188 государств.

Основными целями деятельности МВФ являются :

  1. содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
  2. содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли, достижению высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. обеспечение стабильности валют, поддержка упорядоченных валютных отношений и предотвращения обесценивания национальных валют с целью получения конкурентных преимуществ;
  4. помощь в создании многосторонних систем расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставление государствам-членам Фонда средств в иностранной валюте с целью устранения диспропорций в их платежных балансах.

Основными функциями МВФ являются :

  1. содействие международному сотрудничеству в сфере денежной политики и обеспечения стабильности ;
  2. кредитование стран-членов Фонда;
  3. стабилизация обменных валютных курсов;
  4. консультирование правительств, органов монетарных властей и регуляторов финансового рынка;
  5. разработка стандартов международной финансовой статистики и тому подобное.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых платит 25% своей квоты в или в валюте других стран-членов, а остальные 75% — в национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. По состоянию на 01.03.2016 г. уставный капитал МВФ составлял 467,2 млрд. СПЗ. Квота Украины составляет 2011,8 млрд. СПЗ, что составляет 0,43% совокупной квоты МВФ.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в которой каждая страна-член представлена ​​управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков. Совет решает ключевые вопросы деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения о МВФ, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их квот в капитале Фонда, выборы исполнительных директоров. Сессия Совета происходит, как правило, один раз в год. Решение Совета управляющих принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам — «специальным большинством» (70 или 85%).

Другим руководящим органом является Исполнительный совет, который определяет политику МВФ и состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные страны организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по одному исполнительному директору. Вместе с Нидерландами, Румынией и Израилем Украина входит в Голландскую группу стран.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины ее взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СПЗ суммы этого взноса.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (International Monetary and Financial Committee), который является совещательным органом Совета. Его функции заключаются в выработке стратегических решений, относящихся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, разработке предложений о внесении поправок в Статьи Соглашения о МВФ и тому подобное. Подобную роль играет также и Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих Всемирного банка и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Часть своих полномочий Совет управляющих делегирует Исполнительному совету (Executive Board), который отвечает за текущую работу МВФ, решает широкий спектр оперативных и административных вопросов, в том числе предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой .

Исполнительный совет МВФ на пятилетний срок выбирает директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда. Как правило, он представляет одну из европейских стран.

В случае возникновения проблем в экономике страны МВФ может предоставлять кредиты, которые, как правило, сопровождаются определенными рекомендациями, направленными на улучшение ситуации. Такие кредиты, например, были предоставлены Мексике, Украине, Ирландии, Греции и многим другим странам.

Предоставление кредитов может осуществляться по четырем основным направлениям.

  1. На основе резервной доли (Reserve Tranche) страны-члена МВФ в пределах 25% квоты страна может получить кредит практически беспрепятственно по первому запросу.
  2. На основе кредитной доли доступ страны к кредитным ресурсам МВФ не может превышать 200% ее квоты.
  3. На основе кредитов стэнд-бай (Stand-by Arrangements), которые предоставляются с 1952 г. и обеспечивают гарантию того, что в пределах определенной суммы и при соблюдении определенных условий страна может беспрепятственно получить кредит от МВФ в обмен на национальную валюту. На практике это осуществляется путем открытия стране . предоставляются на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
  4. На основе механизма расширенного кредитования (Extended Fund Facility) с 1974 г. МВФ предоставляет кредиты на длительные сроки и в размерах, превышающие квоты стран. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия , вызванное неблагоприятными структурными изменениями. Такие кредиты, как правило, предоставляются на несколько лет траншами. Главное их назначение — содействие странам в осуществлении стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны выполнения определенных условий. Обязательства страны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies) и направляются в МВФ. Ход выполнения обязательств периодически контролируется путем оценки предусмотренных целевых критериев реализации Меморандума (Performance Criteria).

Сотрудничество Украины с МВФ осуществляется на основе регулярных миссий МВФ, а также сотрудничества с представительством Фонда в Украине. По состоянию на 01.02.2016 г. общая задолженность Украины по кредитам перед МВФ составляла 7,7 млрд. СПЗ.

(См. Специальные права заимствования; Официальный сайт МВФ:

Взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 185 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Официальные цели МВФ

  1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
  2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран дебиторов

Структура органов управления

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (англ. Board of Governors ), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года , 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % - в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США - 17,8 %; Германия - 5,99 %; Япония - 6,13 %; Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Италия - 4,18 %; Россия - 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС - 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (англ. International Monetary and Financial Committee , IMFC). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF - World Bank Development Committee).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board ), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director ), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 2004 г. - около 2700 человек из более чем 140 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) - Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель - Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства МВФ в России Невен Матес

Основные механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. - резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны - члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года - до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости - до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени - раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны - заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной - получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Александр Тарасов «Аргентина - ещё одна жертва МВФ»
  • МВФ может быть распущен? Юрий Сигов. «Деловая неделя», 2007
  • Кредит МВФ: удовольствие для богатых и насилие для бедных. Андрей Ганжа. «Телеграфъ», 2008

Евгений Бородин, консультант

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) – специализированное агентство ООН, учрежден на мировой валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир) в июле 1944г. , на которой ее участники приняли статьи соглашения МВФ, исполняющие роль его устава. Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г.- в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но в связи с началом холодной войны статьи соглашения МВФ ратифицированы не были. По той же причине в 50-60-х г. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Во время «перестройки» «Большой семеркой» было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ - СССР (затем - России и странам СНГ). 1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией.

На сегодняшний день в состав МВФ входят 185 стран , почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу.

Цель МВФ регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих , в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

Политику МВФ контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) , 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете.

Исполнительный совет МВФ отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Россию представляют Можин А.В. и Лушин А.. Своих директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде - США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 государств-членов организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает одного Исполнительного директора.

Исполнительный совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (с сентября 2007 г. – Доминик Стросс-Кан, Франция).

По договоренности между странами – учредителями Фонда, директор-распорядитель должен быть представитель одной из европейских стран, а директором Всемирного банка гражданин США.

В штате МВФ примерно 2700 сотрудников, штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне . Фонд имеет представительства более чем в 80 странах мира , том числе в России.

МВФ получает доход от процентов и сборов по кредитам и использует доход для покрытия издержек финансирования, оплаты административных расходов и накопления страховых остатков . В 2007 финансовом году доход был на 111 млн. СДРниже расходов. Чистый дефицит доходов в основном отражает существенное сокращение непогашенных кредитов МВФ, с пикового уровня 70 млрд. СДР в сентябре 2003 года до 7,3 млрд. СДР на конец 2007 финансового года и вследствие низкого спроса на новые кредиты МВФ, а также досрочного погашения кредитов некоторыми государствами-членами в последние годы.

Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – $120 млрд., пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими получателями финансовой помощи в этот период стали страны, наиболее пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.

Условия членства в МВФ и механизмы кредитования

При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР , или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности.

Квота рассчитывается на основании данных об объемеВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его правo голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд. СДР или 59 704 (2,69%) голосов. Однако новый директор-распорядитель Стросс-Канн, не поддержанный Россией при назначении, предлагает снизить квоту России до 1,7–1,8% иперевести ее влияние на уровень стран Персидского залива, Таиланда иАргентины. Всовокупности Соединенные Штаты истраны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании вМВФ ифактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения.

Основные механизмы и условия кредитования

Кредитный механизм (год введения)

Цель

Условия

Поэтапное осуществление покупок и мониторинг

Кредитные транши и механизм расширенного кредитования МВФ Договоренности «стэнд-бай» (1952 год)

Среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера.

Принятие политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности платежного баланса государства-члена будут разрешены в течение разумного периода.

Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Механизм расширенного кредитования МВФ (1974 год) (договоренности о расширенном кредитовании)

Более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера.

Принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением политики на последующие 12 месяцев.

Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)

Краткосрочная помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных с кризисами доверия рынка.

Предоставляется только в связи с договоренностями «стэнд-бай» или о расширенном кредитовании с соответствующей программой и усиленными мерами политики для восстановления утраченного доверия рынка.

Механизм предоставляется на один год с концентрацией доступа в начале периода и двумя или более покупками (фактическими выплатами).

Механизм компенсационного финансирования (1963 год)

Среднесрочная помощь в преодолении временного дефицита экспорта или чрезмерными затратами на импорт зерновых.

Предоставляется только если дефицит/избыток неподконтролен властям и государство-член имеет договоренность с условиями, предъявляемыми в рамках верхних кредитных траншей, или если состояние его платежного баланса, помимо указанного дефицита/избытка, является удовлетворительным.

Как правило, фактически предоставляется в течение как минимум шести месяцев в соответствии с положениями договоренности о поэтапном осуществлении покупок.

Экстренная помощь

1) На случай стихийных бедствий (1962 г.)

2) В постконфликтных ситуациях (1995 г.)

Помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных со следующим:

Стихийные бедствия Последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта

Разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса. Упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного транша или ПРГФ.

Отсутствуют, хотя постконфликтная помощь может подразделяться на две или более покупки.

Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год)

Более долгосрочная помощь в преодолении глубоко укоренившихся трудностей платежного баланса структурного характера- направлен на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности.

Заключение 3-летних договоренностей о ПРГФ. Программы, поддерживаемые ресурсами в рамках ПРГФ, основаны на Документе по стратегии сокращения бедности, подготовленного страной при участии заинтересованных сторон и включающего меры макроэкономической и структурной политики, а также политики по сокращению бедности.

Полугодовые (или, в некоторых случаях, ежеквартальные) выплаты средств, обусловленные соблюдением критериев реализации и результатами обзоров.

Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (2006 год)

Краткосрочная помощь для удовлетворения временной потребности в финансировании платежного баланса, связанной с внешним шоком.

Принятие 1–2 летней программы, включающей макроэкономическую стабилизацию, позволяющую государству-члену преодолеть шок, и структурную реформу, которая считается важной для преодоления шока или смягчения воздействия будущих шоков.

Полугодовые или ежеквартальные выплаты средств при условии соблюдения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.

При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы.

Взаимоотношения России с МВФ

В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

Кредиты МВФ России и их условия

Дата

Виды

Сумма, млрд. $

Период

использования

Сроки погашения

Условия договоренностей

(Обязательства России)

Первый транш резервного кредита («стэнд-бай»)

5 месяцев

Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц.

1993 г.

Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований

Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте. Ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9%

1994 г.

Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований

Единовременно, в полном объеме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет.

Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита. Либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

12 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу

Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета- уменьшение объема чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.- снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине 1995 г. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка.

В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств.

1996 г.

Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования

10,1

3 г.

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу

Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.- снижение инфляции к концу 1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. выход на уровень однозначной величины 6,9% годовых.

МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ

1998 г.

Договоренность о кредитном пакете:

1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г.

2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов

3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г.

Единовременно в полном объеме

1,5 года с отсрочкой погашения на 10 лет по каждому отдельному траншу

5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев

Выполнение объявленной антикризисной программы. Ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов.

Структурные реформы: решение проблем неплатежей и содействие развитию частного сектора- реструктурирование банковской системы, включая: совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков.

Перспективы

В последние годы политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.

Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существует сейчас.

Сегодня практически никто не берет уМВФ связанные финансовые кредиты и поэтому новые обязательства МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г., а кто раньше получил финансовую помощь от МВФ, стараются досрочно выплатить долги. В 2007 финансовом году девять государств-членов: Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР.

8 Сентября 2008