Создание содружества независимых государств. Какие страны входят в СНГ: ликбез для незнающих

Хотите узнать больше о стране, ее местоположении, климатических условиях, какими природными ресурсами обладает? Здесь вы найдете всю самую полезную и нужную информацию.

Территория Азербайджанской Республики составляет 86,6 тыс. км2 (11,5% леса, 1,6% водные бассейны, 50,0% обрабатываемые земли, в том числе 27,0% пастбища, 36,9% другие земли). Страна расположена на 440 и 520 восточной долготы, 380 и 420 северной широты, Баку - на 40-ой параллели. Имеет общие границы на юге с Ираном 765 км и с Турцией 15 км, на севере с Россией 390 км, на северо-западе с Грузией 480 км, на западе с Арменией 1007 км.

Армения - страна в Закавказье, не имеющая выхода к морю. Расположена на северо-западе Армянского нагорья, называемого исторической Арменией, между Чёрным и Каспийским морями. С севера и востока обрамлена хребтами Малого Кавказа. Граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Несмотря на то, что географически Армения расположена в Азии, она имеет тесные политические и культурные связи с Европой. Армения всегда находилась на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию, поэтому её рассматривают в качестве трансконтинентального государства.

Республика Беларусь расположена в восточной части Европы. На западе с ней граничит Польша, на северо–западе - Литва, на севере - Латвия, на северовостоке и востоке - Россия, на юге - Украина. Беларусь состоит их шести областей: Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилёвской. Cтолица Беларуси - город Минск, который является крупнейшим политическим, экономическим, научным и культурным центром республики. Население Минска - 1 миллион 729 тысяч человек.

Большую часть территории Казахстана занимает равнина, обрамляемая горами на востоке и юго-востоке. Горы на границе с Киргизией достигают 5 000 м над уровнем моря. На западе страны лежит впадина Карагие (Батыр) на Мангышлаке, расположенная на 132 м ниже уровня моря. Вся северная часть Казахстана располагается на Западно-Сибирской равнине.

Более 3/4 территории Киргизии занимают горы высотой до 7439 м (пик Победы - высшая точка страны). Территория Киргизии расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть (большая) лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная - Памиро-Алая. Границы Киргизии проходят на большом протяжении по гребням высочайших хребтов и лишь на севере и юго-западе - по подножиям гор и предгорным равнинам (Чуйская долина, окраины Ферганской долины).

Молдова расположена на крайнем юго-западе Восточно-Европейской равнины, во втором часовом поясе, и занимает большую часть междуречья Днестра и Прута, а также узкую полосу левобережья Днестра в его среднем и нижнем течении. Не имея выхода к морю, страна географически тяготеет к причерноморскому региону, при этом у Молдовы есть выход к Дунаю (протяжённость береговой линии - около 950 м).

Россия расположена на востоке Европы и на севере Азии, занимая около 1/3 территории Евразии. Европейская часть страны (около 23 % площади) включает территории к западу от Уральских гор (границу условно проводят по Уралу и Кумо-Манычской впадине); Азиатская часть России, занимающая около 76 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью (однако точное определение границ Сибири является вопросом спорным).

93% территории Таджикистана занимают горы. Преобладает травянистая и полукустарниковая растительность. На севере Таджикистана, в Согдийской области расположено одно из крупнейших в мире месторождений серебра - Большой Конимансур.

Республика Туркменистан, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном – на севере и востоке, Ираном и Афганистаном – на юге. На западе омывается Каспийским морем. С 1924 по 1991 Туркменистан входил в состав СССР на правах союзной республики (Туркменская Советская Социалистическая Республика). Независимость Туркменистана была провозглашена в октябре 1991.

Республика Узбекистан - государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере и северо-востоке, с Туркменистаном на юго-западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго-востоке и Киргизией на северо-востоке. С 1924 и до момента провозглашения независимости 31 августа 1991 Узбекистан входил в состав СССР как одна из союзных республик (Узбекская Советская Социалистическая Республика).

Территория Украины имеет размеры 1316 км с запада на восток и 893 км с севера на юг и лежит приблизительно между 52°20’ и 44°20’ северной широты и 22°5" и 41°15" восточной долготы. Географический центр Украины находится в 2 км западнее города Ватутино Черкасcкой области.

Внезапно начала перебирать в памяти страны, которые посетила в последние годы. И даже удивилась: их список практически полностью совпадает с составом СНГ. Так еще пару лет попутешествовать – и точно во всех побываю. Тогда вопрос о том, какие страны входят в состав СНГ , станет для меня лишним поводом пролистать альбом с фотографиями.

Какие государства входят в состав СНГ

Долгие-долгие годы множество стран фактически были объединены в одно огромное государство. Да, речь идет про Советский Союз.


И даже после распада СССР эти о тношения необходимо было поддерживать – все-таки годы совместной работы просто так со счетов не спишешь. И часть стран решила объединиться в СНГ – Содружество Независимых Государств, чтобы и дальше помогать друг другу.

Вот актуальный и полный список стран Содружества:


Бывшие члены СНГ

Есть и другие страны, которые связаны с Содружеством Независимых Государств. Их тоже будет не лишним упомянуть. Ведь в прошлом они принимали активное участие в решении вопросов Содружества.


В частности, это страны, которые были частью СНГ ранее , но в какой-то момент решили его покинуть. Таких стран две – это Украина и Грузия. Украина причем вышла из состава СНГ буквально недавно, в прошлом году. Грузия начала процесс выхода в 2008 году, а завершился он в 2009.

Причина банальна – политические разногласия. В частности, с Россией – крупнейшей и одной из наиболее значимых стран Содружества.


Непризнанные страны

Существует особая категория государств – непризнанные и частично признанные. Для того, чтобы страна считалась признанной, ее независимость должны подтвердить другие государства. Если за проголосует большинство – только тогда страна становится полноценным политическим игроком.

Но существуют страны, которые голосования не прошли – и остаются пока непризнанными. Некоторые из них претендуют на вступление в СНГ – Абхазия, Татарстан, НКР и еще ряд государств. Некоторые даже уже и не существуют в наши дни.


Содружество Независимых Государств (СНГ ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Создание организации

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Крупнейшие города СНГ - Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Киев, Баку, Минск, Алма-Ата.

Государства-члены организации

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.

Государство

Дата ратификации
Устава СНГ

не подписано

не подписано

не подписано

не подписано

не подписан

не подписан

не подписано

  • Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена» .
  • Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
  • Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия ратифицировала Протокол к Соглашению о создании СНГ, 19 апреля 1994 года - устав СНГ. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения 9 октября 2008 года министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.
  • Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя
  • Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.

В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям. Такие декларации делали:

  • декабрь 1991 и август 1992 (парламент), январь 1996, май 2006, сентябрь 2008 - президент Республики Абхазия,
  • август 1993 - парламент НКР
  • декабрь 1991, май 1992, январь 1993 (парламент), январь 1994 и май 2006 - президент Приднестровской Молдавской Республики
  • декабрь 1996 (президент), июль 1998 - парламент и президент Чеченской республики Ичкерия
  • 26 декабря 1991 - Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»)
  • декабрь 1991 и май 1992 (парламент), март 1994 - президент Республики Крым (Крым как часть Украины уже является наблюдателем в СНГ)
  • февраль 1995 - президент Республики Сербская Краина в Хорватии
  • 11 апреля 1999 - президент Союзной Республики Югославия.

Цели организации

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

  • Кучма, Леонид Данилович
  • Путин, Владимир Владимирович
  • Медведев, Дмитрий Анатольевич (2010)

Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).

  • Владимир Путин.
  • Сергей Лавров

Исполнительные секретари СНГ

Должность исполнительного секретаря введена в 1993 году:

Другие органы СНГ

  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Экономический суд
  • Статистический комитет СНГ
  • Финансово-банковский совет СНГ
  • Антитеррористический Центр государств-участников СНГ
  • Комиссия по правам человека и др.
  • Координационно-консультативный комитет СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Межгосударственный экономический комитет СНГ
  • Экономический совет СНГ
  • Межгосударственный банк

Альтернативные интеграционные формы

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан.
    • - Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
    • - Приоритетные направления деятельности - наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.
  • Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - то есть фактически решено упразднить ЦАС.
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР
  • Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина
    • - Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено до 2005. (Об отношении нового руководства Украины к участию в этом объединении государств см. Внешняя политика Украины).
  • Союзное государство России и Белоруссии.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ - организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий её участников.

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

СНГ - военные организации

На сентябрьском (2004 года) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ - в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них - Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации.

В 2002-2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения.

Одна из оборонных структур - это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд руб. против 800 млн руб. в 2004 году.

Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Шапошников, Евгений Иванович (1992-1993)

Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил СНГ - первый заместитель Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Самсонов, Виктор Николаевич (1992-1993)

Начальники Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ

  1. Самсонов, Виктор Николаевич (1993-1997)
  2. Прудников, Виктор Алексеевич (1997-2001)
  3. Яковлев, Владимир Николаевич (2001-2006)

Секретари Совета министров обороны государств-участников СНГ

  1. Ивашов, Леонид Григорьевич (1992-1996)
  2. Волков, Василий Петрович (1996-1999)
  3. Синайский, Александр Сергеевич (с 1999)

Россия и СНГ

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования - от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное - «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант - он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

  • согласованная миграционная политика;
  • развитие единых транспортных коммуникаций;
  • взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;
  • сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной - с другой, но особенно - с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

  • В июле 2005 года было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня - 120-125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92-94 $ для Латвии, 85 $ - для Литвы, 90 $ - для Эстонии.
  • В сентябре 2005 года было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 $. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 $.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 $ (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд м³ по 54 $). Руководство Армении - стратегического союзника в России в Закавказье - высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 $.
  • В декабре 2005 года «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 $ за тысячу кубометров (в 2005 году - по 60 $). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 $.
  • В декабре 2005 года разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 $ за 1 тыс. м³ до 160 $, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, - до 230 $. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 $) было подписано лишь 4 января 2006 (см. статью Внешнеэкономическая политика Украины).
  • Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. В марте 2005 года было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд м³ газа по 46,68 $ за 1 тыс. м³ (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007-2011 годы была установлена на уровне 100 $/тыс. м³.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов - низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» - денежные средства.

Межпарламентская ассамблея СНГ

В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении (с 1995), Азербайджана, Молдовы, Грузии (с 1997), Украины (с 1999).

Представлены партии: Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Родина, Народный блок Литвина, Партия регионов, Коммунистическая партия Украины, Батькивщина, Нур-Отан, Единый Азербайджан, Народная партия Армении, Партия коммунистов Республики Молдова, Партия регионов, Наша Украина, ЛДПУ, НДП, Адалет.

Председатель Ассамблеи - Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ. Место пребывания - Санкт-Петербург.

Критика

  • В новейшей истории стран - участниц СНГ не раз происходили конфликты и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные (см. Горячие точки на постсоветском пространстве). До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например между Белоруссией и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов. Россию, как наиболее крупную и имеющий наивысший военный и экономический потенциал участницу СНГ, неоднократно обвиняли в нарушении фундаментальной договоренности по СНГ - неведении разведдеятельности внутри СНГ.
  • С точки зрения геополитики СНГ формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все современные суверенные государства входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада (прежде всего США), реваншистские настроения (представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете).

Что такое СНГ? Каковы цели деятельности у этой международной организации? И насколько тесным является сотрудничество в системе "Россия - страны СНГ"? Об этом пойдет речь в данной статье.

История создания организации

СНГ - это добровольная международная организация в Евразии, созданная с целью усиления сотрудничества между государствами. Аббревиатура расшифровывается как "Содружество независимых государств". Какие государства являются членами СНГ? Страны, некогда входившие в состав бывшего СССР, составили костяк этой международной организации.

В создании организации принимали участие руководители трех стран - России, Украины и Беларуси. Соответствующее соглашение было подписано ими в Беловежской пуще в декабре 1991 года. Этим же шагом было признано, что Советский Союз, как государственное образование, перестал существовать. Так и родилось Содружество Независимых Государств (СНГ).

Страны входили в состав этой организации по принципу общей истории, единых корней и близости культур. А основной целью будущей организации декларировалось стремление развивать и углублять взаимоотношения между молодыми суверенными странами.

Спустя пять дней после встречи в Беловежской Пуще, о намерении вступить в Содружество на равных правах заявили и главы пяти государств Средней Азии. Основные постулаты деятельности организации были задекларированы её членами 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Последними в организацию вступила Грузия (в 1993 году) и Молдова (в 1994 году). А в январе 1993 года в Минске был утвержден Устав - главный документ этой евразийской организации.

Важной датой в развитии сотрудничества между членами организации стало 18 октября 2011 года. Именно в этот день, восемью членами организации была создана единая зона свободной торговли в пределах Содружества.

Страны СНГ: список

На данный момент в составе организации числится 9 членов. Какие страны входят в СНГ сегодня?

Согласно Уставу организации, членами СНГ считаются лишь те страны, которые ратифицировали соглашение о её создании. Стоит отметить, что некоторые из стран-участниц (в частности, Россия и Украина) так и не осуществили эту формальность. Поэтому чисто юридически (по бумагам) их нельзя считать членами СНГ.

Страны, являющиеся участницами организации, перечислены ниже. Все они, в большей или же в меньшей степени, внесли свой вклад в развитие этой структуры. Итак, страны СНГ (список):

  1. Россия.
  2. Беларусь.
  3. Армения.
  4. Азербайджан.
  5. Молдова.
  6. Казахстан.
  7. Киргизия.
  8. Таджикистан.
  9. Узбекистан.

Еще два государства (это Туркменистан и Украина) имеют статус "наблюдателей" в этой организации.

В 2009 году, в связи с конфликтами в Абхазии и Южной Осетии, из Содружества выходит Грузия. Осенью 2014 года процесс выхода из СНГ инициировали и в Верховной Раде Украины.

Кроме всего прочего, желание присоединиться к организации выражали и те государства, которые не имели никакого отношения к СССР. В частности, речь идет о Монголии и Афганистане. Сегодня эти страны являются наблюдателями в отдельных органах Содружества.

Структура и основные цели деятельности СНГ

Современная структура Содружества представлена несколькими десятками различных органов. Все важные решения обсуждаются и принимаются на Совете глав стран СНГ. На сегодняшний день главой данного Совета является Нурсултан Назарбаев.

В основе деятельности международной организации - принцип равенства её участниц. К главнейшим целям деятельности СНГ можно отнести следующие:

  • тесное экономическое, политическое, а также культурное взаимодействие между странами;
  • мониторинг за соблюдением прав человека во всех государствах;
  • предоставление обоюдной юридической помощи;
  • содействие мирному урегулированию всех конфликтов и споров между странами-участницами СНГ.

Россия тесно сотрудничает с Содружеством начиная с самого первого года существования организации. Более того, она является одним из трех учредителей СНГ.

Сотрудничество в системе "Россия - СНГ" осуществляется по таким направлениям:

  • промышленность;
  • строительный комплекс;
  • транспортная система и коммуникации;
  • наука и высшее образование;
  • торговля и финансы;
  • военно-оборонительный комплекс;
  • вопросы безопасности и борьба с терроризмом.

Со всеми странами СНГ Россия ввела безвизовый режим. Ежегодный торговый оборот Росси с государствами Содружества составляет примерно 50 миллиардов долларов. В рамках деятельности организации поддерживаются также и тесные культурные связи между её участницами, сложившиеся на протяжении многих лет общей истории.

В заключение...

Содружество Независимых Государств - это международная организация регионального масштаба. Члены СНГ - страны, которые ранее входили в состав СССР. Эта международная организация была создана в декабре 1991 года, в Беловежской Пуще, сразу после развала мощной сверхдержавы.

политический союз (межгосударственное объединение) большинства стран, до 1991 г. являвшихся республиками в составе СССР.

Участники СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (до августа 2009 г.), Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Туркмения, вышедшая из действительных членов СНГ в августе 2005 г., имеет статус ассоциированного члена-наблюдателя.

В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия. Соглашение об образовании СНГ (известно также как «Беловежское соглашение») было подписано 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули под Брестом (Белоруссия) высшими руководителями России (Б. Ельцин), Белоруссии (С. Шушкевич) и Украины (Л. Кравчук).

«Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины, - говорилось в заявлении руководителей трех стран, - является открытым для присоединения всех государств - членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего соглашения».

В обращении провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик как субъект международного права прекращает свое существование.

21 декабря на встрече в Алма-Ате к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, приняв Декларацию о целях и принципах СНГ, которая констатировала прекращение существования СССР и необходимость урегулирования связанных с этим проблем.

В октябре 1993 г. действительным членом СНГ стала Грузия (14 августа 2008 г. грузинским парламентом было принято единогласное решение о выходе Грузии из организации, 9 октября 2008 г. Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 г.).

22 января 1993 г. принят Устав СНГ, предусматривающий следующие сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ (ст. 4 Устава).

Устав не был ратифицирован Украиной, Туркменией и Молдавией, что формально не позволяет считать их членами Содружества, однако Украина принимала активное участие в СНГ.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями (ст. 1 Устава), но, скорее, представляет собой тип «мягкой» конфедерации. По мнению инициаторов его провозглашения, Содружество стало вариантом мирного «развода» бывших республик Советского Союза и предотвратило развитие событий по кровавому «югославскому сценарию».

О намерении войти в СНГ в разные годы заявляли как непризнанные самопровозглашенные республики, так и самостоятельные государства (в 1991, 1992, 1996, 2006 гг. - Абхазия, в 1993 г. - Нагорный Карабах, в 1991–94, 2006 гг. - Приднестровье, в 1992, 1994 гг. - Крым, в феврале 1995 г.

Республика Сербская Краина в Хорватии, в апреле 1999 г. - Югославия). Однако подобные декларации не имели практического продолжения.

Высшим органом власти СНГ является ежегодная встреча глав странучастниц. Для решения вопросов экономического взаимодействия регулярно созываются встречи глав правительств стран СНГ. Парламентская ассамблея СНГ (штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге) объединяет усилия законодательных органов государств-участников в создании правовых механизмов для экономической и политической интеграции в рамках Содружества. Исполнительный орган СНГ расположен в столице Беларуси Минске, руководителем его является исполнительный секретарь СНГ, назначаемый по согласованию всех участников Содружества (с 2007 г. - Сергей Лебедев).

В рамках СНГ была создана Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), в которую вошли Россия, Белоруссия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Армения. На некоторое время Узбекистан приостанавливал свое членство в этом военно-политическом союзе, но впоследствии возобновил.

Одним из инструментов экономической интеграции является созданный рядом государств СНГ ЕвразЭС - Евразийский экономический союз. Еще одна структура, созданная в рамках СНГ - Союзное государство Беларуси и России.

16-летний опыт существования Содружества Независимых Государств до сих пор является предметом оживленных дискуссий как в общественном мнении стран-участниц, так и за пределами СНГ.

У государств - участников СНГ до сих пор существуют между собой серьезные территориальные проблемы. Азербайджан настаивает на возвращении незаконно, с его точки зрения, оккупированного Арменией Нагорного Карабаха, у Молдавии остаются серьезные проблемы с Приднестровьем, объявившим о своей самостоятельности.

То, что у Содружества нет реальных механизмов урегулирования территориальных конфликтов, убеждает противников СНГ в его неэффективности. С другой стороны, именно СНГ стало тем институтом, который смог остановить кровопролитие в Абхазии и Южной Осетии, когда ввел туда миротворческие силы.

Благодаря Содружеству, регулярным контактам руководителей государств, глав правительств, парламентариев, военных в значительной степени удалось сохранить и даже восстановить существовавшие во времена СССР хозяйственные, транспортные связи, согласовать позиции в энергетике, промышленной и сельскохозяйственной политике, в социальной и культурной сферах.

Значительную роль в интеграционных процессах в странах СНГ играют Россия и Казахстан. Именно они стали инициаторами создания Евразийского экономического союза и Евроазиатского банка.

Помимо официальных встреч глав стран СНГ, поочередно проводимых в столицах государств, председательствующих в Содружестве (последняя прошла в 2007 г. в Душанбе), практикуются и неформальные саммиты лидеров республик. 22 февраля 2008 г. по инициативе президента РФ В. Путина такая встреча состоялась в Москве.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

СТРАНЫ ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ СНГ

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

В состав СНГ входят следующие страны:
1. Азербайджан
2. Армения
3. Белоруссия
4. Казахстан
5. Киргизия
6. Молдавия
7. Россия
8.Таджикистан
9. Узбекистан
10.Украина

Граждане из стран входядих в состав СНГ, пользуютя упрощенным порядком оформления "Разрешения на работу" на территории Российской Федерации. Для осуществления трудовой деятельности этим гражданам достаточно оформить "Разрешение на работу"- для работы в коммерческих организациях, или Патент — для работы у частных лиц.
Работадателю, при приёме иностранных граждан на работу из стран СНГ, нет необходимости в получении "Разрешения на привлечение и использование иностранных работников" , что значительно упрощает процедуру приёма этих граждан на работу.

СНГ — ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества.

Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).

Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства — участники Содружества гарантировали, в соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.

Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом.

Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств утверждены Решением Совета глав государств 17 мая 1996 года. Решение подписали президенты всех государств — участников СНГ. Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, организацию их заседаний, а также процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.

Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января 1996 года приняли Решение о Положении о флаге Содружества Независимых Государств и Решение о Положении об эмблеме Содружества Независимых Государств.

СНГ. Красивая эмблема

СНГ — Содружество Независимых Государств — аббревиатура названия нового объединения бывших союзных республик СССР, ставших независимыми государствами после распада в 1991 году Советского Союза

Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) произошло 8 декабря 1991 года в результате подписания в Вискулях (Бресткая область, Белоруссия) главами России, Украины и Белоруссии соответствующего соглашения

Список стран-членов СНГ (2016 год)

  • Азербайджан
  • Армения
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Молдавия
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан

    Членами СНГ являются те государства, которые в течение 1 года (с 22 января 1993 по 22 января 1994 года) приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, принятого 22 января 1993 года Советом глав государств. Украиной и Туркменией Устав не подписан

    Кроме того, в Уставе СНГ существует понятие государства-учредителя СНГ.

    Государством-учредителем СНГ считается то государство, праламент которого ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Туркмения эти документы ратифицировала. Украина ратифицировала только Соглашение. Таким образом, Украина и Туркмения являются учредителями СНГ, но не его членами

      Протокол от 21 декабря 1991 года не ратифицирован так же парламентами России и Украины и 5 марта 2003 года комитет Госдумы Федерального собрания РФ по делам СНГ пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом

      Всё это подтверждает известную истину — закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло

    История создания СНГ

    • 1991, 8 декабря — главами Украины, России и Белоруссии Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем подписано соглашение о роспуске Советского Союза и создании СНГ (Беловешское Соглашение)
    • 1991, 10 декабря — Соглашение ратифицировано парламентами Белоруссии и Украины

    Ратификация — это придание юридической силы документу (например, договору) утверждением его соответствующим органом каждой из сторон. То есть ратификация — это согласие государства выполнять условия договора

    • 1991, 12 декабря — Соглашение ратифицировано Верховным Советом РФ
    • 1991, 13 декабря — встреча в Ашхабаде (Туркмения) глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. которые выразили согласие на вхождение их стран в СНГ
    • 1991, 21 декабря — в Алма-ате руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины приняли Декларацию о целях и принципах СНГ и подписали Протокол к соглашению о создании СНГ

      Протокол
      к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной
      Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
      Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
      На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.
      Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
      Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола

    • 1991, 30 декабря — в Минске на ещё одной встрече глав государств СНГ учрежден высший орган СНГ — Совет глав государств
    • 1992, 9 октября — создан телеканал СНГ «Мир»
    • 1993, 22 января — в Минске принят Устав СНГ
    • 1993, 15 марта — Казахстан первым из пост-советских республик ратифицировал Устав СНГ
    • 1993, 9 декабря — Устав СНГ ратифицировала Грузия
    • 1994, 26 апреля — Молдавия последней из пост-советских республик ратифицировала Устав СНГ
    • 1999, 2 апреля — создан Исполнительный комитет СНГ
    • 2000, 21 июня — создан Антитеррористический центр СНГ
    • 2008, 14 августа — Парламент Грузии принял решение о выходе страны из СНГ
    • 2009, 18 августа — Грузия официально перестала быть членом СНГ

    Цели СНГ

    • Сотрудничество в экономике
    • Сотрудничество в сфере экологии
    • Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод граждан СНГ
    • Сотрудничество в военной области

    Сохранилось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, сообща решаются вопросы обороны и охраны внешних границ

    • Сотрудничество в развитии систем транспорта, связи, энергетики
    • Сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Сотрудничество в миграционной политике

    Руководящие органы СНГ

    • Совет глав государств СНГ
    • Совет глав правительств СНГ
    • Исполнительный комитет СНГ
    • Совет министров иностранных дел СНГ
    • Совет министров обороны СНГ
    • Совет министров внутренних дел стран СНГ
    • Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
    • Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
    • Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
    • Межгосударственный экономический совет СНГ
    • Межпарламентская ассамблея СНГ

      28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»

    Ещё статьи

    Что означает выражение Гол как сокол
    Что означает выражение «Непутевый человек»
    Что означает выражение волосы дыбом

В начале отпускного сезона вопрос выбора направления для летнего отдыха занимает многих жителей России. В связи с этим вопрос: «А входит ли Абхазия в состав России?» задается все чаще.

История вопроса

Во времена Советского Союза Абхазия была частью Грузинской Советской социалистической республики. Но местное население было этим недовольно, периодически требуя отделения от Грузии.

В конце 80-х годов прошлого века это недовольство переросло в вооруженный конфликт, во время которого в Сухуми погибли люди.

25 августа 1990 года Абхазия провозгласила независимость. В ответ Грузия ввела войска на территорию республики. Посредником между воюющими сторонами стала Россия. В 1994 году было подписано соглашение о прекращении огня, а ситуацию контролировали миротворческие войска.

За эти годы Грузия не один раз пыталась вернуть потерянную территорию. Но Абхазская республика осталась независимой.

Абхазия на карте

Сегодняшняя ситуация

Сегодня Республика Абхазия является непризнанным государством. Ее независимость признают 5 стран-членов ООН. В их числе: Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Тувалу.

Карта Республики Абхазия

Многие россияне уверены, что Абхазия входит в состав России. Их уверенность основана на нескольких фактах:

  • Въехать туда можно по внутреннему паспорту.
  • Для въезда россиянам не нужны визы.
  • 90% абхазцев являются гражданами Российской Федерации.
  • Валютой республики является российский рубль.

Тем не менее, Абхазия – это отдельное государство. Его государственность подтверждают собственный герб, флаг и гимн, а также существование пограничного контроля между соседними странами.

Как пересечь границу

КПП для пересечения межгосударственной границы находится на реке Псоу, недалеко от Адлера. Российским гражданам виза для въезда не нужна. Ограничений по времени пребывания в стране для них нет.

Пересекая российско-абхазскую границу, гражданин России предъявляет один из указанных ниже документов:

Правила пересечения границы

  • Общегражданский паспорт.
  • Загранпаспорт.
  • Дипломатический или служебный паспорт.
  • Паспорт моряка.

Граждане, находящиеся на службе в российской армии, предъявляют разрешения командования и отпускное удостоверение (в котором местом прибытия указана Абхазия).

Для путешествия с детьми необходимо свидетельство о рождении с подтверждением гражданства или паспорт (для детей старше 14 лет). Несовершеннолетний гражданин, путешествующий без родителей, должен иметь разрешение на выезд из РФ хотя бы от одного из родителей, где указаны сроки и направление поездки, заверенное нотариально. При путешествии ребенка с одним из родителей - согласие на выезд от второго не требуется.

Туристам, желающим въехать в страну на автомобиле, следует иметь при себе права и техпаспорт на машину. Если машина принадлежит другому лицу, водитель должен иметь генеральную доверенность, заверенную нотариально и разрешающую выезд за пределы РФ.

Власти Грузии считают Абхазию грузинской территорией, которую оккупировала Россия. Поэтому российский МИД не рекомендует гражданам Российской Федерации, имеющим в загранпаспорте отметку о пересечении абхазской границы, использовать этот документ для поездок в Грузию.

В ноябре 2014 года президенты Абхазской республики и России подписали Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Пункт 2 статьи 4 этого документа говорит о том, что Россия будет помогать укреплять международные связи соседней республики и способствовать официальному признанию ее независимости другими странами. Это свидетельствует о том, что маленькая кавказская республика не войдет в состав Российской Федерации, оставаясь независимым государством.

Больше интересных статей: