Учреждение евразийского экономического сообщества. Таможенный союз еаэс

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕВРАЗЭС) – международная экономическая организация, в состав которой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Республики Молдавия и Украина (с 2002) и Армения (с 2003) имеют статус наблюдателя. Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран. Организация открыта для приема новых членов, разделяющих ее основные цели и уставные положения и способных, по мению стран-участниц, выполнять взятые на себя обязательства.

Символика (эмблема и флаг) Сообщества были утверждены на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 13 мая 2002. На флаге с белым полем изображена эмблема в виде двух геометрических фигур, напоминающих два крыла фантастической птицы, развернутые друг к другу на фоне цветов синего и желто-золотистого – символических цветов, олицетворяющих Европу и Азию. В центре расположен глобус с контуром Евразии.

История становления.

Почти сразу после распада СССР начались попытки создать на постсоветском экономическом пространстве региональный интеграционный блок, близкий по целям и задачам к ЕС. Уже в сентябре 1993 в Москве был подписан Договор об Экономическом союзе (ЭС). В этот союз вошли все 12 стран СНГ (Украина – как ассоциированный член, все остальные – как полноправные члены). Договор предусматривал, по образцу западноевропейской интеграции, поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза. Однако этот союз, «мини-СССР», оказался нежизнеспособным – не удалось создать даже единой зоны свободной торговли, поскольку принятое в апреле 1994 решение о создании зоны свободной торговли не было ратифицировано половиной стран-членов (в том числе и Россией). После этого начались попытки развивать постсоветскую интеграцию с меньшим числом участников.

В январе 1995 Беларусь, Россия и Казахстан (позже к ним присоединился Кыргызстан) подписали соглашения о Таможенном союзе. Целями создания Таможенного союза были провозглашены

– устранение барьеров для свободного товарообмена;

– выработка единых экономических «правил игры» для добросовестной конкуренции;

– координация экономической политики стран-участниц договора, в том числе для защиты их интересов на на мировом рынке.

Опыт реализации соглашений о Таможенном союзе способствовал подготовке и подписанию более масштабного документа о тесном взаимодействии и сотрудничестве государств. 29 марта 1996 президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях с целью создания сообщества интегрированных государств. Стороны договорились направить совместные усилия на поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета сторон, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих границ, невмешательства во внутренние дела друг друга. В феврале 1999 на базе предыдущих договоренностей был подписан Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве , к которому присоединилась Республика Таджикистан.

Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества подписан 10 октября 2000 в Астане (Казахстан) президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В нем заложена концепция более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения тех целей и задач, которые были определены Договором о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Создание ЕврАзЭС, с одной стороны, знаменовало собой поступательное развитие экономической интеграции от зоны свободной торговли (беспошлинная торговля) через таможенный союз (общий таможенный тариф в отношении товаров стран, не входящих в союз) к общему рынку (свободное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единая торговая политика в отношении третьих стран, общая валютная политика). С другой стороны, образование постоянно действующей международной организации для последовательного осуществления экономических соглашений было отчасти реакцией на внутренние проблемы СНГ и на ставшую очевидной общность исторического наследия стран с переходной (бывшей плановой) экономикой, адаптирующихся к современной мировой экономике и готовящихся ко вступлению в ВТО .

В мае 2003 ООН зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации.

Осенью 2003 пермьер-министр России Михаил Касьянов и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделали заявления о возможном введении единой валюты в рамках Сообщества до 2011. Пока что все расчеты между бизнесменами стран ЕврАзЭС осуществляются в долларах. Станет ли рубль единой расчетной единицей Сообщества, или это будет какая-то другая денежная единица, пока неизвестно. Однако все участники интеграции отдают себе отчет в том, что вводить такую валюту можно будет только после завершения создания зоны свободной торговли, таможенного союза и единого экономического пространства.

Значимой вехой на пути интеграции стало заседание в 2003 Межгосударственного cовета ЕврАзЭС на уровне глав государств в Душанбе, на котором были приняты приоритетные направления развития Сообщества на 2003–2006. В их число входят: формирование единого таможенного пространства, согласование сроков и условий вступления в ВТО, развитие энергетических ресурсов, форсирование создания евразийского транспортного союза, создание общего агрорынка, миграционная политика, борьба с наркоторговлей.

Вместе с тем, темпы реализации поставленных перед Сообществом задач не всегда выполняются и потому часто попадают под огонь критики СМИ. Неудовлетворенность развитием ЕврАзЭС нашла выражение в создании весной 2004 еще одного интеграционного объединения – Единого Экономического Пространства (ЕЭП): в него не вошли относительно слабые Кыргызстан и Казахстан, но зато в ЕЭП удалось включить в качестве полноправного члена Украину (вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном).

Организация.

Руководящие органы Сообщества – это Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообществ (см. Рис.).

Межгосударственный Совет –высший орган ЕврАзЭС. Рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС. При приятии решений в ЕврАзЭС разные страны имеют неравные права, согласно различиям их вклада в бюджет: Россия – 40% голосов, Беларусь и Казахстан – по 20%, Кыргызстан и Таджикистан – по 10%. Председателем Межгосударственного совета является президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Интеграционный Комитет – исполнительный орган Сообщества, его основные функции: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением.

Суд Сообщества образован в целях обеспечения единообразного применения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых решений. К его функциям отнесено рассмотрение споров экономического характера, возникающих между членами ЕврАзЭС по вопросам исполнения решений органов Сообщества и положений договоров, действующих в рамках Сообщества.

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (правопреемница Межпарламентского Комитета) – орган парламентского сотрудничества государств – членов ЕврАзЭС. Ее основными задачами являются формирование единой правовой политики ЕврАзЭС, координация законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающей реализацию целей и задач ЕврАзЭС, создание организационно-правовых условий для приведения законодательств государств-членов Сообщества в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, организация межпарламентского сотрудничества.

Помимо руководящих органов ЕврАзЭС, в процессе эволюции этой организации возникли различные неправительственные форумы, дающие возможность озвучить интересы частных деловых и предпринимательских кругов стран-участниц и дать поле для диалога с властями и общественными организациями. Так в 2002 был сформирован Деловой совет при ЕврАзЭС и создана ассоциация, которая объединила вокруг себя профессиональные гильдии предприятий родственных отраслей (транспортно-экспедиционная, банковская, строительная, нефтехимическая, металлургическая и т.д.). Учредителями Ассоциации стали Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация Финансово-промышленных групп России. А в феврале 2003 состоялся первый международный Экономический форум ЕврАзЭС – новая форма сотрудничества бизнесменов разных стран. Ожидается, что это должно придать новый импульс интеграционным процессам.

Значение.

Если сравнивать ЕврАзЭС с другими интеграционными группировками, то несмотря на то, что многие комментаторы проводят параллели с Европейским Союзом и говорят о некоем евразийском аналоге ЕС, на самом деле ЕврАзЭС не является наднациональным органом и скорее близок к Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), хотя и имеет большие амбиции.

Первый стимул постсоветской интеграции связан с сравнительно низкой конкурентоспособностью многих экс-советских товаров по отношению к зарубежным. Если ликвидировать таможенные барьеры, то многие отрасли обрабатывающей промышленности (текстильная, пищевая, деревообрабатывающая и др.) под давлением дешевого и качественного импорта могли бы полностью разориться. Поэтому все страны СНГ заинтересованы в создании системы экономической коллективной защиты отечественного бизнеса, которая бы временно преграждала путь товарам из дальнего зарубежья и одновременно готовила будущую конкуренцию с ними. Как в 1960 Великобритания создала ЕАСТ для подготовки коллективного вступления в ЕС, так в 2000-х в ЕврАзЭС согласовываются позиции для вступления ее членов в ВТО. Базовой позицией приема в ВТО являются российские ориентиры. Согласования внутри сообщества идут для того, чтобы избежать дополнительных торговых уступок странам-гигантам – членам ВТО.

Помимо этого, интеграция направлена на восстановление и поддержание экономических связей бывших республик СССР, отчасти потерянных в 1990-е после распада единого государства. По оценкам экспертов, без кооперационных связей с другими странами СНГ даже Россия, наиболее самодостаточная из экс-советских республик, способна производить лишь примерно 65% продукции. Казахстан без связей с Россией может производить лишь 10% ассортимента промышленной продукции, Киргизстан и Таджикистан – менее 5%. Столь высокая технологически обусловленная взаимозависимость является вторым стимулом постсоветской интеграции, заставляя бывшие советские республики сохранять хотя бы некоторые элементы советской системы экономических связей.

Третий стимул развития ЕврАзЭС – это распространенное среди значительной части «простых» людей-граждан СНГ стремление «вернуться в СССР». Даже в начале 1990-х стремление к полноценной национальной независимости выражало отнюдь не большинство населения экс-советских республик. Когда же в 1990-е всем «республикам свободным» из распавшегося Союза пришлось пережить глубокий и затяжной кризис, то миф о «сильном и богатом СССР, разваленном своекорыстными политиканами», укрепился в массовом сознании еще сильнее. Поэтому любые мероприятия, напоминающие «оживление СССР» (даже если речь идет о чистых декларациях), ведут к повышению рейтинга тех политиков, которые их организуют.

Таким образом, можно сказать, что создание ЕврАзЭС (как раньше ЭС и позже ЕЭП) было реакцией на внутренние проблемы СНГ и на объективную потребность совместных действий в современной мировой экономике.

Развитие экономики стран ЕврАзЭС в 2000-е демонстрирует некоторые позитивные тенденции.

Практически во всех странах Евразийского экономического сообщества в 2003 был зафиксирован рост основных макроэкономических показателей, хотя темпы этого роста по сравнению с 2002 несколько замедлились. Все пять государств, входящих в ЕврАзЭС, добились относительной стабилизации курсов национальных валют по отношению к доллару США. Во всех странах Сообщества имело место замедление темпов инфляции и рост среднемесячной заработной платы.

Оборот торговли стран этого сообщества вырос за 2000–2004 на 88%, в то время как у других стран СНГ – лишь на 11%. Если в рамках СНГ существует более 300 ограничений во взаимной торговле, то в ЕврАзЭС нет ни одного, что позволяет членам сообщества реализовать режим более свободной торговли со всеми вытекающими выгодами.

Возможно, именно эти оптимистические показатели стали важнейшим аргументом в пользу вступления в сообщество в 2002 Молдовы, Украины и Армении (правда, пока лишь в качестве наблюдателей, без права голоса).

Сообщество продолжает работу по унификации железнодорожных тарифов, упрощению таможенных процедур, формированию платежно-расчетной системы, за основу которой взят российско-казахстанский опыт.

Проблемы развития ЕврАзЭС.

Несмотря на некоторые положительные показатели развития ЕврАзЭС, многие экономисты демонстрируют более чем скептическое отношение к перспективам его трансформации в экономический блок типа ЕС. Ю.В.Шишков даже называет интеграционные проекты на постсоветском экономическом пространстве виртуальной реальностью, которая приходит в столкновение с преобладающей тенденцией противоположного характера – не интеграцией, а дезинтеграцией.

Главным доказательством мнимости постсоветской экономической интеграции является статистика товаропотоков. Хотя в абсолютном выражении взаимный товарооборот стран СНГ в 1990-е увеличивался, в относительном он, напротив, устойчиво сокращался (см . Табл.). Это означает, что экономическая взаимозависимость постсоветских государств падает, разрушая тем самым фундамент интеграционных процессов.

Дело в том, что низкая конкурентоспособность товаров отечественного производства – это фактор, одновременно и поддерживающий взаимную торговлю, и разрушающий ее: экспортировать эти товары можно лишь в «ближнее зарубежье», но импортеры стараются переориентироваться на более качественные товары из «дальнего зарубежья». Поскольку в рыночном хозяйстве последнее слово остается за потребителем, то спрос на готовые товары из «ближнего зарубежья» уменьшается. Исключением являются сырьевые товары (нефть, газ, медь, алюминий), которые покупать в России дешевле, чем на мировом рынке. Но такая торговля выливается в скрытое субсидирование стран «ближнего зарубежья» за счет России, вызывающее обвинения в «иждевенчестве».

Другая важная причина торможения интеграции – это сильные различия между национальными экономическими системами стран СНГ. Во-первых, Россия по своей экономической и политической силе превосходит все прочие экс-советские республики вместе взятые, что обективно обусловливает известное неравноправие. Во-вторых, уровень экономического развития разных стран СНГ далеко не одинаков и количественно, и качественно. В среднеазиатских республиках показатель ВВП на душу населения существенно ниже российского: в Казахстане – примерно на 25%, в Кыргызстане – на 70%, в Таджикистане – почти на 90%). В Белоруссии же среднедушевые показатели близки к России, но по части разгосударствления экономики Беларусь отстает даже от Средней Азии (в 1999 частный сектор давал в России 70% ВВП, в Казахстане – 55%, в Таджикистане – 30%, в Белоруссии – всего 20%).

Наконец, за постсоветский период в странах СНГ так и не сформировалась культура консенсуса. Национальные политические элиты не желают делиться реальной властью с Москвой, которую подозревают в имперских амбициях. Поэтому популистские «слова» об интеграции очень часто идут рука об руку с отсутствием реальных «дел». Более того, когда заходит речь о реальных сиюминутных экономических интересах, то интеграционная риторика просто забывается. Например, когда после падения курса рубля во время кризиса 1998 резко повысилась ценовая конкурентоспособность товаров России, то президент Казахстана Н.Назарбаев без консультаций с партнерами по Таможенному союзу ввел 200-процентную пошлину на все российские продовольственные товары. Этот факт тем более показателен, что именно Назарбаева называют главным инициатором создания ЕврАзЭС. А Кыргызстан вообще сумел вступить в ВТО, опередив всех своих евразийских партеров. Поэтому в ЕврАзЭС пока не удается завершить даже унификацию таможенных тарифов (формирование Таможенного союза планируется завершить лишь к концу 2006).

Пока трудно сказать, удастся ли переломить центробежные тенденции на постсоветском экономическом пространстве. Наибольшие перспективы эксперты усматривают внутри группы наиболее культурно близких стран – России, Белоруссии, Украины и, возможно, Казахстана.

Интернет-ресурсы: http://mpa.rbc.ru/ru/events/plan/ – межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС

Михаил Липкин, Юрий Латов

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Договаривающимися Сторонами, движимые стремлением обеспечить свое динамичное развитие путем согласования проводимых социально-экономических преобразований при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов;

исполненные решимости повышать эффективность взаимодействия в целях развития процессов интеграции между ними и углублять взаимное сотрудничество в различных областях;

осознавая необходимость координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;

выражая готовность в полной мере выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;

подтверждая свою приверженность принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о следующем:

Учреждение международной организации

Настоящим Договаривающиеся Стороны учреждают международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее – ЕврАзЭС или Сообщество).

ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями настоящего Договора. Договаривающиеся Стороны остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.

Цели и задачи

ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.

Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему договору.

Обеспечивая преемственность созданных ранее Договаривающимися Сторонами органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач настоящего Договора в рамках ЕврАзЭС действуют:

Межгосударственный Совет (Межгоссовет);

Интеграционный Комитет;

Межпарламентская Ассамблея (МПА);

Суд Сообщества.

Решение о прекращении деятельности органов управления интеграцией, учрежденных Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, принимается Межгоссоветом.

Председательство

Председательство в Межгосударственном Совете и Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года.

Порядок председательства в других органах Сообщества определяется соответствующими положениями.

Межгосударственный Совет

Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон.

Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет дает поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, с запросами к Суду Сообщества.

Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества.

Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя Договаривающейся Стороны, председательствующей в Межгоссовете.

Функции и порядок работы Межгоссовета определяются Положением, которое утверждается Межгоссоветом на уровне глав государств-участников ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет

Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС.

1. Основные задачи Интеграционного Комитета: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС;

подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов;

подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением;

контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.

В целях выполнения своих задач Интеграционный Комитет:

принимает решения в пределах полномочий, определенных настоящим Договором, а также делегированных ему Межгосударственным Советом;

ежегодно представляет Межгоссовету доклад о положении дел в Сообществе и ходе реализации его целей и задач, отчет о своей деятельности, а также об исполнении бюджета ЕврАзЭС;

рассматривает меры, направленные на достижение целей Сообщества, в том числе заключение соответствующих договоров и проведение Договаривающимися Сторонами единой политики по конкретным вопросам, и готовит соответствующие предложения;

2. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств Договаривающихся Сторон. Председатель Интеграционного Комитета принимает участие в заседаниях Межгоссовета.

Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца.

В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) Договаривающихся Сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников.

3. Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат).

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.

Секретариат формируется из числа граждан государств-участников на квотной основе с учетом долевых взносов Договаривающихся Сторон в бюджет Сообщества и лиц, нанимаемых по контракту.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какой бы то ни было Договаривающейся Стороны или власти, посторонней для Сообщества. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ЕврАзЭС.

Договаривающиеся Стороны обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Функции и порядок работы Интеграционного Комитета определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным Советом.

Межпарламентская Ассамблея

Межпарламентская Ассамблея является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства Договаривающихся Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества.

Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами Договаривающихся Сторон. Межпарламентская Ассамблея в пределах своих полномочий: разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом;

принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства;

Положение о Межпарламентской Ассамблее утверждается Межгосударственным Советом.

Суд Сообщества

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение Договаривающимися Сторонами настоящего Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения.

Суд Сообщества формируется из представителей Договаривающихся Сторон в количестве не более двух представителей от каждой Договаривающейся Стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет.

Организация и порядок деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом.

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

- международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Организация, ставшая правопреемницей Таможенного союза, создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений. Она обладает международной правосубъектностью. Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в рамках Сообщества. В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.


Цели Сообщества


ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.


Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.


В число основных задач Сообщества входит:


  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

  • введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;

  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

  • разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития;

  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

  • формирование общего энергетического рынка;

  • создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций;

  • предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

  • сближение и гармонизация национального законодательства;

  • обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице Казахстана Астане президентами Белоруссии - Александром Лукашенко, Казахстана - Нурсултаном Назарбаевым, Киргизии - Аскаром Акаевым, России - Владимиром Путиным, Таджикистана - Эмомали Рахмоновым.


Состав ЕврАзЭС


Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.



ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое не только примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, но и, по мнению членов ЕврАзЭС, может и намерено эти обязательства выполнять.


Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать по мере необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.


Структура руководящих органов ЕврАзЭС


К числу руководящих органов Сообщества относятся Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества.


Межгосударственный совет


Это высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран сообщества.


В мае 2002 года председателем Межгосударственного Совета избран Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В июне 2005 года на эту должность был избран Президент Белоруссии Александр Лукашенко.



Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.


Межгосударственный Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год (2002 г. - Москва, 2003 г. - Душанбе, 2004 - Астана, 2005 - Москва, 2006 (внеочередной) - Санкт-Петербург), на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.


Интеграционный Комитет


Это постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств стран ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного Комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного Совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых межгосударственным Советом.


Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже четырех раз в год.


Секретариат


На это структурное подразделение возложена задача организации и информационно-техническое обеспечение работы Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.


Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным Советом. В октябре 2001 года решением пяти президентов на эту должность был назначен Григорий Рапота.


Место нахождения Секретариата город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (Россия).


Комиссия постоянных представителей


Главы государств, входящих в Сообщество, назначают постоянных представителей при ЕврАзЭС. Образованная ими Комиссия постоянных представителей предназначена для обеспечения работы Сообщества в промежутках между заседаниями Интеграционного комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС.


Межпарламентская Ассамблея


Это орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества.


Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества. В ее состав входят (по состоянию до вступления Узбекистана в ЕврАзЭС) 28 парламентариев от России, по 14 - от Белоруссии и Казахстана, по 7 от Киргизии и Таджикистана.


Секретариат Межпарламентской Ассамблеи размещается в Санкт-Петербурге (Россия).


Суд Сообщества


Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения и заключения.


Местонахождение Суда Сообщества - город Минск (Белоруссия).


Вспомогательные органы


В рамках Сообщества действует ряд вспомогательных органов. Активно работают созданные при Интеграционном Комитете Совет по энергетической политике, Совет по транспортной политике, Совет по пограничным вопросам, Совет руководителей таможенных служб, Совет руководителей налоговых служб, Совет министров юстиции и другие.


Объединенные в этих советах руководители ведомств шести государств совместно вырабатывают согласованную политику в соответствующих областях.


Бюджет ЕврАзЭС


Бюджет Сообщества на каждый бюджетный год разрабатывается Интеграционным Комитетом по согласованию с государствами Сообщества и утверждается Межгосударственным Советом.


Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов: 40 процентов вносит Россия, по 15 процентов - Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, по 7,5 процентов - Киргизия и Таджикистан.


Принятие решений в Сообществе


Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех странах - членах Сообщества. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.


В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном Комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества. Россия имеет 40 голосов, Белоруссия, Казахстан и Узбекистан - по 15, Киргизия и Таджикистан - по 7,5.



Основные приоритеты в деятельности ЕврАзЭС


К числу приоритетных направлений в деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:


Транспорт - решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций.


Энергетика - совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс.


Трудовая миграция -социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов.


Аграрно-промышленный комплекс - согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка стран Сообщества, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере (страховых, банковских, лизинговых, биржевых и других).


Условия перемещения граждан стран, входящих в ЕврАзЭС, по территории Сообщества


В соответствии с межправительственным соглашением граждане государств - членов ЕврАзЭС, независимо от места постоянного проживания, имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств ЕврАзЭС без виз.


Порядок приобретения гражданства


В настоящее время в Сообществе действует упрощенный порядок приобретения гражданства. Поскольку межгосударственное соглашение, регламентирующее этот порядок, относится к числу международных, то согласно международным правилам оно обладает приоритетом над соответствующими национальными правовыми актами.


Права граждан государств, входящих в ЕврАзЭС, на получение образования в высших учебных заведениях стран Сообщества


В соответствии с заключенным соглашением, любой гражданин любой страны ЕврАзЭС имеет право поступать в любое гражданское высшее учебное заведение любой страны ЕврАзЭС на тех же основаниях, что и граждане той страны, на территории которой находится это высшее учебное заведение.


Выгоды для реального бизнеса


Выгоды от участия в ЕврАзЭС для реального бизнеса пяти стран заключаются прежде всего в том, что деловая активность развивается в рамках единого экономического пространства, которое поддерживается благодаря унификации национальных законодательств стран Сообщества и создания равных условий для хозяйствующих объектов, действующих на этом пространстве. При перемещении товаров и услуг, произведенных на территории ЕврАзЭС, через внутренние границы Сообщества не взимаются таможенные пошлины. За счет снижения трансакционных издержек товары, произведенные на территории стран ЕврАзЭС, становятся более конкурентноспособными по сравнению с товарами третьих стран. Немалую роль играет также возможность использования имеющегося потенциала инновационных технологий и интеллектуальных ресурсов пяти государств Сообщества.


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Секретариат Интеграционного Комитета

Евразийского экономического сообщества:


105066, г. Москва, 1-й Басманный переулок, д.6, стр. 4

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС, Сообщество) – это международная организация, в состав которой входят Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. ЕврАзЭС создано в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Сообщество формируется в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.
Во-первых, на формирование более емкого общего рынка за счет объединения национальных рынков.

Во-вторых, на совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран и усиление потенциала противодействия общим экономическим угрозам, в частности связанным с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием процессов глобализации в мировой экономике.

В-третьих, на формирование льготных условий для движения внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории, а также капиталов и рабочей силы.
В-четвертых, на реализацию национальных экономических интересов государств-членов Сообщества.

ЕврАзЭС формируется по политическим и экономическим мотивам из государств, одновременно имеющих значительную, исторически обусловленную общность и большие, реально существующие различия политических и социально-экономических условий.

Интеграция в рамках ЕврАзЭС отвечает экономическим интересам России. Российские предприятия заинтересованы в обеспечении доступа к источникам природных ресурсов на территориях других стран Сообщества (руды хрома, марганца, титана, урана, свинца, многих редкоземельных металлов, а также другие виды сырья, месторождения которых либо отсутствуют в России, либо разработка их нецелесообразна), в сохранении рынков государств ЕврАзЭС для сбыта промышленной продукции, а также в создании условий для восстановления ею утраченных территориально-производственных связей, сохранения и развития специализации отдельных производств, кооперированных поставок, способствующих более полному использованию экономического потенциала, повышению уровня безопасности. Определенную перспективу имеет развитие сотрудничества в области электроэнергетики, топливно-энергетического комплекса, создание совместных предприятий, реализация совместных программ.

Развитию интеграции способствуют потенциально весьма емкий рынок государств-членов ЕврАзЭС, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарты, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи.

Россия в Сообществе в силу исторически сложившихся обстоятельств играет роль лидера, занимая доминирующее положение. На долю Российской Федерации приходится около 90% валового внутреннего продукта и розничного товарооборота государств ЕврАзЭС, 80% промышленной продукции и продукции сельского хозяйства. Для сохранения лидирующего положения и усиления влияния России в Сообществе необходимо, чтобы для других государств-членов ЕврАзЭС сотрудничество с ней стало привлекательным и востребованным.

В рамках ЕврАзЭС получены позитивные результаты в области взаимного сотрудничества в торгово-экономической сфере, либерализации взаимной торговли. В торговле между странами Сообщества практически устранены имевшиеся ограничения и действует режим свободной торговли без изъятий. Проводится работа по формированию единой таможенной территории, гармонизации и унификации национальных внешнеэкономических законодательств государств-членов ЕврАзЭС, формированию Общего таможенного тарифа.

Для активизации интеграционных процессов главами государств Сообщества в феврале 2004 г. утверждены Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы и Мероприятия по их реализации.

Согласно принятым решениям сотрудничество в Сообществе будет развиваться по следующим основным направлениям.
1. Формирование таможенного союза является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики.

2. Проведение согласованной экономической политики предполагает обеспечение согласованных действий по проведению экономических реформ и макроэкономической политики государств-членов ЕврАзЭС, разработку механизма компенсации в случаях, когда принятое решение наносит существенный экономический ущерб одной или нескольким Сторонам, согласование основных направлений налоговой и бюджетной политики, формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий, обеспечение национального режима доступа и уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий для хозяйствующих субъектов государств-членов ЕврАзЭС, проведение согласованной инновационной политики, инвестиционной деятельности, согласованной политики в области приватизации.

3. Взаимодействие в реальном секторе экономики должно стать основой интеграционного развития Сообщества. Необходимо перейти от общих и организационных вопросов к решению конкретных задач: разработке и реализации совместных инвестиционных проектов и программ в приоритетных отраслях экономики; всемерному содействию предпринимательским структурам в установлении и укреплении производственных взаимосвязей, развитию производственной кооперации и внутрирегиональной специализации; использовать потенциал Ассоциации “Деловой Совет ЕврАзЭС” для углубления взаимодействия Сторон в реальном секторе экономики; выработать скоординированную политику в области государственных закупок.

4. Формирование и совместное развитие энергетического рынка.
Предстоит продолжить целенаправленные действия по совместному развитию энергетического рынка и созданию единой энергосистемы Сообщества, в том числе путем обеспечения равного свободного доступа к магистральным электрическим сетям энергосистем государств-членов ЕврАзЭС и равного уровня тарифов на услуги по передаче (транзиту) электрической энергии по электрическим сетям, разработать программы развития сотрудничества в электроэнергетическом, угольном, нефтяном и газовом секторах, включая вопросы транспортировки энергоресурсов.

5. Формирование Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС.

Предстоит разработать и реализовать Программу формирования Единого транспортного пространства государств-членов ЕврАзЭС; принять участие в развитии сети международных транспортных коридоров, проходящих по территориям стран-членов ЕврАзЭС, разработать общие принципы формирования и применения железнодорожных тарифов на перевозки грузов между государствами-членами ЕврАзЭС, обеспечить беспрепятственный транзит грузов и транспортных средств государств-членов Сообщества на его территории, за исключением грузов, перевозка которых осуществляется в соответствии с отдельными соглашениями, на основе введения безразрешительной системы и устранения всех барьеров и ограничений, противоречащих международной практике внешнеторговых отношений и принципам добросовестной конкуренции, создать условия для проведения единой политики и порядка в отношении транзита товаров из третьих стран/в третьи страны через таможенные территории государств-членов ЕврАзЭС.

6. Взаимодействие в агропромышленном секторе. Для эффективного использования продовольственного потенциала государств-членов ЕврАзЭС необходимо проводить согласованную аграрную политику, в том числе в области субсидирования сельскохозяйственной продукции; разработать проекты и программы взаимодействия в отдельных сегментах агропромышленного сектора.

7. Формирование общего рынка услуг предполагает создание условий для полной либерализации взаимной торговли услугами, проведение согласованной политики торговли услугами в отношении третьих стран, оформление изъятий из режима наибольшего благоприятствования в пользу государств-членов ЕврАзЭС в договорно-правовых отношениях с третьими странами и таможенными союзами.

8. Формирование общего финансового рынка и развитие валютной интеграции. Предстоит осуществить работу в следующих направлениях: обеспечение свободы движения капитала; формирование общего финансового рынка; согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС.

9. Сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики. Для этих целей предстоит приступить к формированию согласованной социальной политики; обеспечить информационный обмен по социальным вопросам; обеспечить свободное перемещение граждан на основе простых, ясных и понятных всем мер контроля за миграцией населения; разработать принципы регулирования трудовой миграции и повышения трудовой мобильности населения государств - членов Сообщества; сформировать общее образовательное пространство.
В августе 2006 г. в Сочи состоялась неформальная встреча глав государств-членов ЕврАзЭС, на которой было принято решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС с дальнейшим присоединением остальных государств-членов ЕврАзЭС (Таджикистан, Киргизия и Узбекистан) по мере их готовности.

Сформирована сводная рабочая группа, курирующая стратегические направления разработки документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза, которая согласовала:

основные элементы таможенного союза, в рамках которых проводится разработка проектов документов;
перечень документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза;

вопросы, обязательные для отражения в проектах документов, формирующих правовую базу таможенного союза.
Созданы экспертные рабочие группы, назначены их руководители. В соответствии с графиком проведения переговоров экспертных рабочих групп ведется подготовка проектов документов. По состоянию на 28 марта 2007 г. подготовлены 25 проектов документов, из которых 14 проектов согласованы на экспертном уровне и могут быть направлены для проведения внутригосударственных процедур по их одобрению и подписанию, по 2 проектам продолжается согласование, по 8 проектам принципиальные разногласия сторон требуют решения на более высоком уровне, 1 проект предлагается исключить.
По итогам проведенной работы сводной рабочей группой подготовлен проект доклада главам государств-членов ЕврАзЭС о результатах согласования пакета документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза.

Информация об органах управления ЕврАзЭС
Межгосударственный Совет (высший орган ЕврАзЭС) – двухуровневый орган, в него входят президенты и главы правительств государств-членов ЕврАзЭС. Межгоссовет разрабатывает стратегию сотрудничества, определяет его основные этапы, принимает соответствующие решения и контролирует ход их исполнения, утверждает положения об органах управления интеграцией и порядок их финансирования.
Положение о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества утверждено Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 3. В соответствии с Правилами процедуры Межгоссовета (утверждены Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 4) главы государств – члены Межгоссовета собираются на свои заседания один раз в год, главы правительств – дважды в год. Возглавляет совет Председатель, избираемый из числа глав государств-членов сроком на один год. Заместителем Председателя является глава правительства того же государства.
В настоящее время Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС является Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, а его заместителем – Председатель Правительства Российской Федерации Фрадков Михаил Ефимович.

К настоящему времени состоялись 17 плановых и 2 внеочередных заседания Межгоссовета ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет – членами являются заместители глав правительств (премьер-министров) государств-членов ЕврАзЭС – постоянно действующий орган ЕврАзЭС. Рассматривает ход выполнения решений, принятых в рамках Сообщества, обеспечивает взаимодействие органов Сообщества, готовит предложения по формированию бюджета ЕврАзЭС и осуществляет контроль его исполнения.

Председатель Интеграционного Комитета ЕврАзЭС назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС. Председателем Интеграционного Комитета ЕврАзЭС является заместитель главы правительства государства, глава которого является Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС. В настоящее время Председателем Интеграционного Комитета ЕврАзЭС является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Евгеньевич Нарышкин.

Положение об Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества утверждено Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31.05.2001 № 6.

В соответствии с Правилами процедуры Интеграционного Комитета ЕврАзЭС (решение Интеграционного Комитета от 27.07.2001 №2) заседания проходят раз в квартал. За период существования Сообщества проведено 33 заседания Интеграционного Комитета.

В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-членов ЕврАзЭС. Комиссия Постоянных представителей начала функционировать с августа 2002 г. Проведено 44 заседания Комиссии постпредов.

Председателем Комиссии Постпредов при ЕврАзЭС является Постоянный представитель того государства, глава которого является Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС. В настоящее время Председателем Комиссии Постпредов при ЕврАзЭС является Постоянный представитель Российской Федерации при ЕврАзЭС Михайлов Евгений Николаевич.

Организацию работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и Интеграционного Комитета осуществляет Секретариат Интеграционного Комитета, возглавляемый Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года. В настоящее время Генеральным секретарем ЕврАзЭС является Григорий Алексеевич Рапота.

Межпарламентская Ассамблея – орган парламентского сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества. Помимо разработки типовых (модельных) проектов законодательных актов, направленных на гармонизацию национального законодательства государств-членов Сообщества, и приведение его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, работа Межпарламентской Ассамблеи направлена на формирование правовой базы Сообщества – Основ законодательства ЕврАзЭС.

Положение о Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС утверждено Решениями Интеграционного Комитета от 27.07.2001 № 10, с дополнениями от 26.04.2002 № 100 и Решением Межгоссовета Сообщества от 13.05.2002 № 52.

Суд Сообщества предназначен для обеспечения единообразного применения государствами-членами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и принимаемых органами Сообщества решений, а также рассмотрения споров экономического характера, возникающих между государствами-членами в ходе реализации решений органов ЕврАзЭС.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 апреля 2003 г. № 122 утвержден Статут суда Евразийского экономического сообщества.

В настоящее время функции Суда ЕврАзЭС временно, до формирования Суда ЕврАзЭС, выполняет Экономический Суд Содружества Независимых Государств.

Прием в члены Евразийского экономического сообщества в соответствии со статьей 9 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из данного Договора и других, действующих в рамках Сообщества.

Вступление новых государств регулируется «Положением о порядке приема в члены Евразийского экономического сообщества», утвержденным Решением Межгоссовета 13.05.2002 № 45.

В соответствии со статьей 10 Договора любому государству или международной межгосударственной организации может предоставляться статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Предоставление такого статуса регулируется «Положением о статусе наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе», утвержденным Решением Межгоссовета Сообщества 13.05.2002 № 46. В настоящее время статус наблюдателя при ЕврАзЭС решениями Межгоссовета от 13.05.2002 № 47 и № 48 предоставлен Республике Молдова и Украине, а решением Межгоссовета от 27.04.2003 № 110 – Республике Армения.

В соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества местом нахождения Интеграционного Комитета ЕврАзЭС являются г. Москва и г. Алма-Ата (статья 12).
В соответствии со статьей 13 Договора Решения Межгоссовета принимаются консенсусом. Все решения в рабочих органах ЕврАзЭС принимаются двумя третями голосов. Количество голосов прямо пропорционально финансовому участию государств-членов в бюджете Сообщества:

Республика Беларусь – 15 голосов;
Республика Казахстан – 15 голосов;
Киргизская Республика – 7,5 голосов;
Российская Федерация – 40 голосов;
Республика Таджикистан – 7,5 голосов;
Республика Узбекистан – 15 голосов.
Финансирование деятельности органов ЕврАзЭС (статья 15) осуществляется за счет бюджета Сообщества, который формируется в соответствии с «Положением о порядке формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического сообщества», утвержденным Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 16.

В соответствии с названным Положением доходная часть бюджета Сообщества формируется за счет долевых взносов государств-членов, предусмотренных в их национальных бюджетах, согласно обязательствам, зафиксированным в Договоре об учреждении ЕврАзЭС.

Расходная часть бюджета направляется на содержание органов ЕврАзЭС (функционирование Интеграционного Комитета и Межпарламентской Ассамблеи Сообщества), международную деятельность и проведение совместных мероприятий Сторон в рамках Сообщества (расходы на проведение заседаний Межгоссовета, Интеграционного Комитета и Комиссии постпредов).

Привилегии и иммунитеты Сообщества и его должностных лиц, предусмотренные статьей 16 Договора, регулируются положениями «Конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества» от 13.05.2001 года.

По материалам сайта МЭРиТ