Обзор российского рынка лакокрасочных материалов. Рынок индустриальных лакокрасочных материалов

Защитные покрытия находят широкое применение в разных отраслях промышленности, и в каждом сегменте есть свои ключевые факторы, влияющие на развитие рынка. Однако есть общие макроэкономические показатели, воздействующие на рынок, к которым относятся: государственная политика в области инвестиций в развитие инфраструктуры, мировые цены на нефть, газ, металлы, гармонизация мировых нормативно-правовых требований и местных законов, ресурс эксплуатации и требования по охране окружающей среды, налагающие ограничения, например, на материалы для защиты от коррозии.

В мировом потреблении индустриальных ЛКМ по-прежнему доминируют органоразбавляемые материалы, занимающие 81% рынка из них: 36% со средним и 45% с высоким сухим остатком. Далее следуют водно-дисперсионные материалы (15%) и порошковые краски (4%).

Хотя рынок продолжает двигаться в сторону водно-дисперсионных и не содержащих тяжелые металлы ЛКМ, традиционные краски все еще находят место в продуктовом портфеле компаний.

По данным недавнего маркетингового исследования компании Frost & Sullivan «Стратегический анализ защитных и судовых покрытий и рынок смол», в 2013 г. доход от продажи защитных и судовых ЛКМ составил 2,03 млрд долларов в Северной Америке и 2,40 млрд долларов в Европе. По прогнозу, к 2017 г. эти показатели возрастут и достигнут 2,40 и 2,72 млрд долларов соответственно. Основное влияние на этот рост окажут оффшорные предприятия по добыче нефти и газа.

Поскольку защитные ЛКМ широко используются для окраски хранилищ и танкеров для нефти и газа, а добытые из более глубоких скважин эти продукты обладают повышенной коррозионной активностью, требования к техническим характеристикам покрытий многократно увеличиваются. А с другой стороны, государственные органы надзора принуждают собственников объектов использовать высококачественные и экологически безопасные ЛКМ. Поэтому перед разработчиками этих материалов стоит трудная задача – увеличения стойкости покрытий и уменьшения содержания растворителей и других вредных веществ, влияющих на окружающую среду. Наилучшую защиту обеспечивают эпоксидные и полиуретановые материалы, в некоторых случаях по-прежнему используют алкиды. В судовых материалах большое значение имеют противообрастающие ЛКМ, в производстве которых применяют акриловые и фторсиликоновые смолы. Лидирующие позиции на мировом рынке защитных покрытий удерживают компании AkzoNobel, PPG, Jotun и Hempel.

У российских производителей судовых и защитных покрытий есть надежда, что власти обратят внимание на отчет Счетной палаты и примут соответствующие меры. По итогам проверки использования средств на господдержку внутреннего водного транспорта в России степень износа речного транспорта достигает 83%. Согласно отчету, удельный вес пригодных к эксплуатации гидротехнических сооружений составляет 24%. Большинство действующих на внутренних водных путях России судоходных гидротехнических сооружений были введены в эксплуатацию 50–70 лет назад.

В последние годы на рынок индустриальных ЛКМ в сильной степени влияли неопределенность экономики и нестабильный спрос, но в некоторых сегментах, например в сельхозмашиностроении и строительной технике, есть признаки роста. Совершенно очевидно, что мировое потребление энергии будет расти, а это потребует расширения сопутствующих структур, например трубопроводов, что открывает радужные перспективы на ближайшие 5–10 лет.

Хотя стоимость покрытия обычно невысока и составляет 2–10% от стоимости всего изделия, это первое, что видит потенциальный покупатель, и если покрытие повреждено, все изделие требует ремонта или замены.


Источник: Frost & Sullivan

Рассмотрим некоторые сектора промышленности.

Автомобильная промышленность

Этот сектор характеризуется высокой конкуренцией и локализацией производств. Конкуренция будет усиливаться из-за дальнейшей консолидации и вхождения новых игроков на развивающиеся рынки.
Прогнозируется, что к 2020 г. 15 компаний обеспечат 80% мирового выпуска. Локальное производство автомобилей будет расти следующими темпами: 60 млн шт. в 2010 г., 80 млн к 2015 г. и 90 млн к 2020 г.

В России, по данным Discovery Research Group, на рынке автомобильных ЛКМ существует большое количество товарных групп. В связи с этим ни дистрибьюторы, ни потребители не могут выделить пустующие ниши. По их мнению, сейчас чаще появляются новые бренды, а не новые материалы. Отсюда можно сделать вывод, что рынок автомобильных ЛКМ еще не достиг своей зрелости и есть место для будущего роста и насыщения.

Мировой рынок авторемонтных ЛКМ продолжает расти. Традиционные нитроцеллюлозные и алкидные ЛКМ естественной сушки все еще применяются в Китае и Индии. Однако возрастающее внимание к охране окружающей среды вынуждает использовать ЛКМ с низким содержанием ЛОС и шире использовать водоразбавляемые материалы.

По мнению аналитиков российского автомобильного рынка, в частности рынка автоэмалей, о его развитии можно судить по емкости автосервисов различных сегментов. В настоящее время продолжается развитие рынка ЛКМ B-сегмента (бюджетные краски), начавшееся в кризисный период. Однако рост продаж новых автомобилей, ремонтом которых занимается преимущественно дилерский сегмент авторемонтного бизнеса, по-прежнему дает стимул для роста сегмента ЛКМ класса «премиум».

Рыночные доли автоэмалей А-, В- и С-сегментов составили в 2012 г. 25, 45 и 30% соответственно, по данным агентства Discovery Research Group. По мнению экспертов, рынок автомобильных ЛКМ до сих пор выходит из кризиса, в будущем есть потенциал роста его объема, который будет вызван увеличением потребления ЛКМ премиум и среднего сегмента.

В грунтовочных и базовых конвейерных ЛКМ используются сложные комбинации пигментов, поскольку цветовой гамме уделяется повышенное внимание.

Материалы, применяемые в окраске мотоциклов мало чем отличаются от конвейерных и авторемонтных ЛКМ. Для окраски небольших двухколесных моделей в основном служат однотоновые органоразбавляемые акрилмеламиновые ЛКМ и почти не используются водоразбавляемые материалы. На дорогие модели наносят два слоя базовой краски и верхнее прозрачное покрытие, особенно широко распространены металлики и перламутры.

Органоразбавляемые ЛКМ горячей сушки в основном акриловые, полиэфирные, или гибридные – акрилполиэфирные. Они отверждаются меламином или блокированным изоцианатом. Водоразбавляемые ЛКМ базируются на акриловых или полиуретановых дисперсиях, сшиваемых меламином или блокированным изоцианатом в случае горячей сушки, или на связующих воздушной сушки. В качестве финишных прозрачных покрытий в основном используют органоразбавляемые ЛКМ, поскольку водные материалы пока не соответствуют требуемому внешнему виду.

В окраске грузовиков и автобусов происходят изменения. Хотя большинство их комплектующих сделаны из металла, быстро развивается, особенно в США и Европе, тенденция использовать композиты и пластмассу.
Лакокрасочная индустрия может ожидать положительные сдвиги от перехода с металла на пластмассу в ближайшие 10 лет. Установлено, что детали из пластмассы потребляют около 40% от общего потребления ЛКМ для стандартных кабин, в зависимости от модели.

Железнодорожный транспорт

По прогнозу PRA на 2015 и 2020 гг. рынок подвижного состава будет расти, а вместе с ним и потребление ЛКМ. Основанием для такого утверждения служат претворение в жизнь проектов по улучшению инфраструктуры, замена устаревшего парка вагонов и локомотивов, модернизация железных дорог на локальных рынках. Например, в России и США требуется замена грузовых вагонов, которые служат более 30 лет. Эти две страны также планируют вводить в оборот высокоскоростные поезда. Наиболее широко используемой системой покрытий для вагонов является двухкомпонентная эпоксидная грунтовка, на которую наносят двухкомпонентное полиуретановое покрытие. Некоторые спецификации требуют нанесения промежуточного грунтовочного слоя, на который опять-таки наносится двухкомпонентное полиуретановое покрытие.
Финишное покрытие может быть однослойным, а если требуется защита от граффити, на пигментированное покрытие сверху наносится прозрачное.

В промышленно развитых странах для снижения веса вагонов используют более легкие, чем сталь, металлы. Доля алюминия, используемого в транспортных средствах, находится в районе 30%. В Северной Америке использование алюминия позволило повысить грузоподъемность грузовых вагонов и увеличить пропускную способность железных дорог на 25%. А в России опыт внедрения алюминиевых сплавов для производства кузовов грузовых вагонов пока оказался неудачным. Единичные попытки создания опытных полувагонов на ОАО «НПК «Уралвагонозавод» и ОАО «ВАСО» не увенчались успехом. Но специалисты над этим работают и надо быть готовыми к тому, что для окраски подвижного состава придется использовать ЛКМ для цветных металлов.
По материалам журнала «ЛКМ Лакокрасочные материалы и их применение»

Ежегодно наблюдалась позитивная тенденция к росту объемов производства (приблизительно 13 % в год). Таким образом, доля России в мировом производстве лакокрасочных материалов на сегодняшний день составляет около 3%, что в натуральном выражении составляет 23 млн. тонн.

Рынок лакокрасочных материалов представлен около 100 участниками , отличающихся производственными мощностями и ассортиментом выпускаемой продукции, суммарный объем которой составляет более 2,5 млн. тонн материалов в год. Больше половины производимой продукции принадлежит 12 промышленным гигантам. За последние годы наблюдается тенденция роста производства водно-дисперсионных красок и грунтовок и жидкотертых масляных красок. Чего нельзя сказать о густотертых масляных красках, по которым происходит спад спроса и предложения.

Лидерами на рынке строительных красок являются:

Что касается отечественного лидера производства водных ЛКМ , то им является компания «Краски текс». Всего в стране за 2012 год была произведена 831 тысяча тонн лаков и красок.

Импорт составляет третью часть объема рынка ЛКМ, который отличается высоким уровнем конкуренции. Происходит борьба за потребителя между отечественными и зарубежными компаниями. Подавляющее большинство импортной продукции отличается дороговизной.

Основные страны-экспортеры представлены на следующем изображении: (фото страны-экспортеры).

Согласно последним исследованиям (проводимым агентством Symbol Marketing), лидируют следующие предприятия-экспортеры лакокрасочных материалов : (фото крупнейшие производители).

В связи с наблюдающимся ростом российского рынка лакокрасочных материалов за последние годы, эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение спроса и предложения. Поэтому российская лакокрасочная отрасль становится инвестиционно привлекательной. Крупные иностранные производители стремятся наладить собственные производства в нашей стране. Например, финская ведущая компания Tikkurila теперь выпускает краски в г. Раменское; голландский концерн Akzo Nobel открыл завод в Балашихе; всемирно известный немецкий гигант Caparol запустил и эффективно развивает производство в Твери (продукция Diamant).

Что касается экспорта, то на первое января 2013 года он составил 15,1% от общего объема производства, что в натуральном выражении составляет 91,8 тыс. тонн. Экспортная доля водоэмульсионных красок составила 11,4% от общего объема выпускаемой продукции. Картина экспортных поставок имеет следующий вид:

Спрос на лакокрасочную продукцию стабильно возрастает, как со стороны строителей, так и среди представителей других промышленных отраслей (производство мебели, машиностроение и др.)

Предпочтения потребителей в разрезе продукции отечественного/иностранного производства: (фото предпочтения потребителей)

По оценкам аналитических и исследовательских компаний, последние четыре года на рынке лакокрасочных материалов наблюдается рост и всплеск покупательской способности. По сути, все верно. Если брать розницу, то тут основной сегмент покупателей составляют владельцы жилья - квартир, домов. Многие еще до нового года успели приобрести жилье в ипотеку. Ведь квартиры сдаются в строительном варианте - голые стены, пол и потолок. Вот тут продукция лакокрасочной промышленности очень сильно пригождается.

Если говорить о более крупных закупках, тут лидирует производство автомобилей и техники.

Так что, спрос на продукцию постепенно увеличивается, а, следовательно, производство отечественной продукции начинает увеличиваться.

По тем же аналитическим данным, в прошлом году в Российской Федерации было произведено около двух миллионов тонн лакокрасочной продукции.

Сегодня на российском рынке основную массу товаров составляют наши отечественные, которые по качеству не уступают иностранным аналогам, но вот цена при этом существенно ниже. К тому же, в последнее время экспорта становится меньше. К примеру, по данным за прошлый 2014 год, импортировала России в 20 раз больше, чем экспортировала.

Сегодня в России около 300 различных предприятий по производству лакокрасочной промышленности. В общем и целом, они выпускают около двух тысяч разновидностей продукции. Самыми крупными считаются предприятия «Тиккурила», «Эмпилс» и «Русские краски». С каждым годом производство продукции на этих заводах увеличивается примерно на двадцать процентов. Все это спровоцировано повышающимся спросом, как на отечественном, так и на зарубежном рынке.

Самое большое количество материалов, выпускаемых предприятиями, относится к категории красок и лаков на водной или неводной основе. На современном рынке на их долю приходится более семидесяти процентов всей выпускаемой продукции.

Но в тоже время, полимерных лакокрасочных материалов становится все меньше, при этом их количество падает все быстрее. К примеру, за последние четыре года их производство стало меньше на целых десять процентов.

Как отмечают специалисты, большим спросом, а также по объемам производства, считается отрасль по производству красок и лаков, которые используются для покрытия различных поверхностей и готовых изделий.

Кстати, производства не раскиданы по всей нашей необъятной родины, а сосредоточены в основном в центральной ее части. Если внимательно просмотреть всю информацию по компаниям и производствам, то в центральном федеральном округе сосредоточено до сорока процентов производственных площадей.

Все регионы имеют различные показатели. Факторов, влияющих на эти показатели, очень много. К примеру, поддержка со стороны государства, инвестирование в отрасль, наличие современных и развитых рынков сбыта и прочее. Но на фоне всех остальных субъектов России, по данным за 2014 год, можно выделить три основные производственные площадки. Несомненным лидером в производстве является Московская область. На долю производств, располагающихся здесь, приходится почти семнадцать процентов.

Второе место прочно занимает Санкт-Петербург и близлежащие площадки. Здесь сосредоточено четырнадцать процентов производственных площадок.

Третье почетное место занимает Ростовская область. Здесь сосредоточено не так много заводов, но все-таки они есть. Здесь находится восемь процентов всех производств лакокрасочных материалов в России.

Ценовой сегмент

Сравнить абсолютно все цены на лакокрасочные материалы просто невозможно. Как говорилось выше, таких продуктов более двух тысяч наименований. Но есть несколько основных категорий и продуктов, пользующихся особенно большим спросом на отечественном рынке.

Давайте посмотрим на материалы, которые сейчас являются чуть ли не самыми дорогими. По праву такое место занимают полимерные лакокрасочные материалы.

Если брать в расчет лаки, краски, различные типы эмали и грунтовки, которые производятся на основе полимеризационных смол стоят очень дорого. В основном они производятся не на водной основе и стоят в районе шестидесяти шести рублей за один килограмм.

Второе место в ценовом сегменте занимают краски и лаки, которые производятся на конденсационных смолах, при этом без использования воды. Стоимость их немного ниже, чем предыдущий вид краски, но тоже довольно высок. Их цена находится на уровне шестидесяти рублей за один килограмм.

Кстати, цена может меняться в зависимости от объемов производства и затрат каждого предприятия.

Несмотря на то, что объемы импорта постепенно снижаются, если переводить все данные в цифровое значение и посчитать стоимость ввозимой продукции, то ввоз постепенно увеличивается. При чем, с каждым разом количество продукции, ввозимой на территорию России, увеличивается. Как оказалось, чаще всего к нам привозят заграничные стекольные и оконные замазки, смоляные цементы и составы для уплотнения.

Кроме этого, популярностью пользуются различные мастики, шпатлевки, побелка, составы, которые обладают огнеупорными свойствами, составы для пропитки фасадов любого типа, внутренних стен зданий, полов, потолка. Количество такой ввозимой продукции составляет около шестидесяти процентов от общего количества продукции на российских рынках.

Кто ввозит продукцию на территорию Российской Федерации

Самая популярная и известная компания, занимающаяся поставкой продукции на территорию Российской Федерации - Это «Сайнт-Гобейн». На ее долю приходится около двенадцати процентов от всей продукции, представленной на отечественном рынке.

Основные поставщики лакокрасочной продукции

Среди стран, которые занимаются ввозом на территорию России лакокрасочной продукции, есть тройка лидеров. Их выделили специалисты в этой отрасли по итогам 2014 года.

Первой по объему импорта является Финляндия. Она привозит к нам примерно пятнадцать процентов от объема продукции, представленной на российском рынке. Второе место по праву достается Польше с ее тринадцатью процентами. Последнее и третье место занимает Турция. Сейчас она привозит к нам примерно одиннадцать процентов продукции.

Экспорт продукции

К сожалению, в последнее время экспорт продукции стремительно уменьшается. При этом, каждый год количество экспорта становится все меньше. Этому есть свои причины: российский рынок требует все большей продукции - поэтому все предприятия ориентированы на отечественный рынок. Вот только они не успевают погашать растущий спрос. Поэтому получается, что на экспорт отправлять практически нечего, да и осваивать новый для отечественных производителей рынок, просто некогда - времени на налаживание связей не хватает.

Выше были названы три российских региона, которые лидируют по производству продукции лакокрасочного производства. На долю трех этих регионов приходится около пятидесяти процентов экспорта. Вот и получается, что самые крупные предприятия находят время для налаживания внешних контактов. У более мелких такой возможности нет. Но откуда-то берутся остальные пятьдесят процентов? Они приходятся на долю остальных регионов, которые производят товар на заказ и отправляют его напрямую иностранным заказчикам.

В России неоспоримым лидером в отрасли экспорта является компания «Импульс», на долю которой приходится около одиннадцати процентов от всего российского экспорта.

Куда чаще всего отправляем материалы?

По данным за 2014 год были выделены три страны, куда чаще всего отправляются российские товары. Больше всего продукции отправляется на Украину - третий год подряд Украина получает около тридцати пяти процентов российских товаров. На втором месте - Киргизия, которая получает одиннадцать процентов лакокрасочной продукции. Третье почетное место занимает Абхазия с восьмью процентами продукции.

Но и здесь все не так просто. Все знают о событиях на Украине, поэтому экспорт уже существенно снижается. Поэтому дальнейшего роста экспорта ожидать не стоит - ситуация будет только ухудшаться.

В январе-феврале 2016 года рост объемов производства лакокрасочных материалов составил 8% по сравнению с показателем предыдущего года. Данное замедление внушает оптимистические ожидания в отрасли, испытывающей глубокий кризис.

Согласно исследованию , р оссийские предприятия показывают устойчивую понижательную динамику производства на протяжении последних месяцев. Индекс производства к предыдущему месяцу был отрицательным на протяжении 6 месяцев из 12. Значительный рост к предыдущему году был зафиксирован только в сентябре.

Совокупное падение объемов производства за 12 месяцев 2015 года составило 1% г/г. Специалисты IndexBox отмечают, что это связано с падением спроса со стороны населения: реальные доходы населения за 2015 год сократились более чем на 3% г/г. Наблюдается переход к сберегающей модели потребления. Одновременно почти на 10% г/г снизились инвестиции в основной капитал, от которых зависит спрос в b2b секторе.

Динамика производства лакокрасочных материалов в России

Динамика производства лакокрасочных материалов в стоимостном выражении отличается от динамики производства в натуральном выражении, характеризуясь при этом ростом. Так, за январь-декабрь 2015 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 27% выше г/г. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании IndexBox, себестоимость производства продукта значительно выросла из-за подорожания сырья, ввозимого из-за рубежа, что отразилось на конечной стоимости и темпах роста производства.

Объем производства лакокрасочных материалов в России

В структуре рынка лакокрасочных материалов основной объем по-прежнему приходится на краски, на основе полимеров: в 4 кв. 2015 г. было произведено 154 тыс. т, что составляет 59% от совокупного объема производства в натуральном выражении. Отсутствие структурных изменений производства продукции по товарным категориям обусловлены составом производственных мощностей, установленных на предприятиях.

В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: ООО "ТИККУРИЛА" из Санкт-Петербурга, далее следуют: ЗАО "АКЗО НОБЕЛЬ ДЕКОР", ООО "БАСФ ВОСТОК" и ООО "ЛАКРА СИНТЕЗ" из Московской области, а также ОАО "РУССКИЕ КРАСКИ" из Ярославской области.

Рынок лакокрасочных материалов в России: география производства

Среди всех федеральных округов приходится на Сибирский федеральный округ: в 4 кв. 2015 года там было произведено 40,6 тыс. т лакокрасочных материалов, что составляет 41% от совокупного объема. На втором месте с долей 19% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Северо-Западный федеральный округ с долей 14%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 74% от российского объема производства в 4 кв. 2015 года, в то время как в 1 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 68%.

Согласно прогнозам МЭР, развитие лакокрасочной промышленности будет осуществляться в основном за счет сокращения выпуска устаревшей лакокрасочной продукции и перехода на прогрессивную структуру производства. К 2018 году предполагается ввод современных производств в ОАО "Объединение "Ярославские краски", ЗАО "Эмпилс", ООО "Тиккурила", ООО "Лакра Синтез", ОАО "Газпром нефтехим Салават".

Реализация перспективных инновационных проектов в химическом комплексе позволит выйти на производство совершенно новых по потребительским свойствам видов продукции, что создаст условия для осуществления эффективного импортозамещения и снижения зависимости внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний по ряду товарных позиций (пластмассам, химическим волокнам и нитям, ЛКМ).

Упадок в строительстве и промышленности не слишком сильно сказался на рынке лакокрасочных материалов в России, особенно когда сравнивать его с другими сегментами отечественной экономики. Безусловно, серьезное со стороны покупателей ощущается, − странно, если бы это было не так, − но в целом участники сектора демонстрируют сдержанный оптимизм.

Рынок лакокрасочных материалов в 2014 году

На протяжении полутора десятка лет, начиная с «нулевых» и за исключением кризисных, рынок лакокрасочных материалов демонстрировал стабильный рост при минимальном уровне в 10%. Следует отметить, что восстановление от депрессий (помимо 2008-2009 гг тишина в секторе также наблюдалась в 2001-2003 гг) всегда осуществлялось здесь в кратчайшие сроки. Будем надеяться, что и в этот раз не будет по-другому.

Считается, что общий объем сектора составляет в натуральном выражении примерно миллион тонн в год. В этом можно усомниться. Например, по официальным источникам, на рынке лакокрасочных материалов в России действует лишь немногим более сотни предприятий, хотя эксперты предполагают, что на самом деле их количество может колебаться от 600 до 1000 организаций. Достаточно трудно при таких серьезных разночтениях говорить о сколь-нибудь объективных показателях объемов производства.

Перспективы рынка лакокрасочных материалов в России

В 2014 году отрасль в целом продемонстрировала отрицательную динамику, но представители ведущих компаний не драматизируют. В каждом сегменте своя ситуация. Например, в зоне повышенного риска производители ЛКМ, используемых в строительстве и машиностроении. Также в целях экономии многие организации отказываются от порошковых красок, предпочитая им жидкие. То есть, здесь проигрывают одни, выигрывают другие. По-прежнему велик спрос на автокраски. И так далее.

Что касается цен, то они на рынке лакокрасочных материалов, скорее всего, будут расти. Из-за девальвации рубля подорожает даже недорогая ская продукция, отечественные производители тоже не станут работать себя в убыток. Если говорить о перспективах на 2015-го в целом, то лучше чем 2014-й он точно не будет, но и очень резкого падения участники не ожидают. Естественно, что эти прогнозы действительны только при нынешнем состоянии экономики.