Презентация из опыта работы воспитателя. Творческая презентация опыта работы"маленькие волшебники"

Презентация опыта работы воспитателя МДОУ «Детский сад «Солнышко»» Солигаличского муниципального района Костромской области Дудиной Татьяны Михайловны на тему: «Пейзаж, как средство отображения природы». Дудина Татьяна Михайловна, родилась 13 октября 1959 года. В 1980 году окончила ШПУ по специальности «Дошкольное воспитание» и начала работать в Корцовском детском саду Солигаличского района вплоть до июня 1983 года. С 16 июня 1983 года перешла на работу в МДОУ «Детский сад «Солнышко»» г. Солигалича воспитателем, где и работаю по сегодняшний день. Как человек, увлечённый изобразительным искусством во всех его проявлениях, стараюсь привлечь к этому и своих воспитанников. Начинала работу в этом направлении с ознакомления дошкольников с дымковской игрушкой, Городецкой и хохломской росписями. Опыт работы по данной теме распространила в РМК отдела образования Солигаличского района. В постперестроечное время возникла потребность в воспитании в детях умения налаживать контакты с взрослыми, сверстниками, понимать самих себя. Поэтому с 2000 года углублённо работала над темой: «Общение детей дошкольного возраста». Данный опыт работы распространила на уровне района и в КОИПКРО. Эта тема помогла мне самой перестроиться, изменить своё отношение к воспитанию детей, изменить своё общение с ними, а также с родителями, коллегами. С 2005 года вновь обратилась к теме изобразительная деятельность детей. Новые программы направлены на успешную адаптацию дошкольников в современном обществе, но недостаточно дают детям технических умений и навыков, в частности в изобразительной деятельности. Выбрала тему: «Пейзаж, как средство отображения природы». Проведенная с детьми работа способствовала развитию изобразительных умений и навыков, познавательной активности, и более полной сформированности таких психических качеств, как синтез и анализ, а также пониманию красоты родной природы и бережному отношению к ней. С 1.03.2007 по 31.03.2007 года прошла переподготовку на курсах повышения квалификации при КОИПКРО, в объёме 102 часа, о чём имеется свидетельство за №228-19. В 1998 году награждена почётной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. В 2002 году награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» за №64094. В 2004 году грамотой Солигаличского района. В 2005 году награждена благодарностью Солигаличского муниципального района за участие в конкурсе «Педагогдошкольник-2005». Теоретическое обоснование. И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует. Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски … Всё нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе. Да мир в семье и на земле. В.Берестов Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из более доступных и близких видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у них природой на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Задача педагога – воспитателя помочь детям получить необходимые изобразительные умения и навыки. Этим я занималась с детьми на протяжении средней и старшей групп, чтобы усложнить изобразительную деятельность в подготовительной группе взяла тему: «Пейзаж, как средство отображения природы». Цель моей работы: - вызвать у детей интерес к пейзажам и научить правильно их изображать. Основные задачи: - развивать художественное восприятие природы. -Совершенствовать умение передавать строение, цвет, пропорции пейзажа. - Развивать композиционные умения при изображении пейзажа. - Развивать умение применять в изобразительной деятельности схемы, модели, алгоритмы. - Формировать любовь к прекрасному. Принципы: - - - цикличность. Этот принцип помог мне правильно спланировать работу. Систематичность и последовательность. Такие принципы помогли построить циклы по определённой последовательности. Принцип гумманизации педагогического процесса, в основе которого лежит убеждённость в возможностях каждого ребёнка. Принцип индивидуализации развития. Принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях детского сада и семьи. В работе с детьми использую такие формы, как: -экскурсии: в краеведческий музей, в парк, к лесному массиву, водоёму и др. Занятия Выставки: Игры Дидактические: «Осенние ветки», «Составь пейзаж», « Создай свой дом» и др. Сюжетно – ролевые: «Телерепортаж» и др. Методы и приёмы педагогической деятельности основаны на творческом взаимодействии, взаимном доверии воспитателя и воспитанников. 1.Наглядные т.к. рассматривание, наблюдение и др. 2.Словесные. 3.Показ способов действия. 4.Метод моделирования. Для решения задач по развитию творческого мышления использую технологию ТРИЗ. В работе с родителями использую: Информационные листки: «Рисуем и вырезываем осенний пейзаж», «Воск в рисовании пейзажа» и др. Консультации: «Что такое пейзаж»?, «Нетрадиционные техники в рисовании» и др. В результате проведённой с детьми работы: - - Расширились изобразительные умения и навыки детей. Дети научились правильно передавать в пейзаже пропорции, строение, композицию. Самостоятельно могут вообразить и изобразить пейзаж. Проявляют эмоциональную отзывчивость к объектам природы. Обогатили свои изобразительные знания новыми способами изображения: набрызг, раздувание краски, батик, расчёсывание краски, граттаж, воск. Умеют применять в изобразительной деятельности схемы, модели, алгоритмы. Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием. В.Г.Белинский. Библиография. Аллаярова И.Е. – Симфония красок. – Изд.. Гном и Д. г.Москва 2006. 2. Галян Т.В. – Весёлые уроки волшебника карандаша. – Изд. Б.А.О. – Пресс г. Москва 2006 г. Компанцева Л.В. – Поэтический образ природы в рисунке. – Изд. Просвещение г.Москва 1985г. Суздалев П.К. – Основы понимания живописи. – Изд. Искусство г.Москва 1964 г. Тюфанова И.В. – Мастерская юных художников. – Изд. Детство пресс г. Санкт-Петербург 2004 г. 6. Швайко Г.С. – Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – Изд. Владос г.Москва 2002 г. 1. 3. 4. 5.

Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

Моя презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы в ДОУ.

Свое выступление я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков.
Мы, педагоги детского сада «Колокольчик», также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2014 – 2015 учебный год является:
«Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе воспитательно-образовательной работы».

Решаем мы эту задачу посредством ОД, игровой деятельности в ходе РМ, формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада.
Поделюсь с вами опытом данной работы по этой теме.
И начать я хочу с игр, значение которых в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры:
«Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», Игра-инсценировка «Теремок»,
Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры».
Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору.
Крестьянское искусство, фольклор входят в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народными песенками, потешками, колыбельными, поэтому они так близки ему и понятны.
Далее, в старших группах приобщения детей к устному народному творчеству идёт через волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы, героический эпос.
Этот материал даётся в НОД, на кружках (фолькрорный кружок «Капелька» (народные танцы «Кадриль», «Комаринская»).
Великое счастье, что в нашем посёлке есть музей. Там ребёнок впервые осознаёт понятия «история», «традиции», «наше прошлое». Дети знакомятся в музее с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков, историей Духовницкого района.


Во всех группах организованы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» «Пасха».
Дети узнали историю праздника, почему крашенные яйца, познакомились с понятиями «Великий пост», поиграли в игры, в которые на Пасху играли наши пра-прадеды.
Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками.
Это также работа ИЗО-студии «Радуга», роспись дымковской игрушки.
Также мы знакомим детей с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Со старшими дошкольниками костюмы классифицируются по его принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Происходит знакомство с декором костюма.


Дети украшают декором женский народный костюм, сарафан, мужскую косоворотку (в рисунке, аппликации, это выбор узора).


Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам поселка. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего посёлка.


И ещё хочется сказать об одной проблеме. Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.
Мы используем очень разнообразные формы работы с родителями:
*родительские собрания на духовно-нравственные темы;
*лекторий для родителей (клуб «Собеседница»)
*открытые показы воспитательно-образовательного процесса («Дни открытых дверей»)
*проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
*факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
*индивидуальные консультации специалистов;
*наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
*совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
*помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

И в заключении, мне хочется сказать:
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

Презентация на тему: Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Презентация опыта работы для конкурса «Воспитатель года-2014»

Муниципального Казенного Дошкольного Общеобразовательного Учреждения «Елань-Коленовский детский сад №1»



















В нашем детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена « мини – лабораториями » , что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного

интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и

экспериментирования. Наша «мини-лабораториия» оборудованы всем необходимым:

1.Приборы помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магнит,микроскоп).

2.Разнообразные по объёму и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл).

3.Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, листья деревьев).

4.Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

5.Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель).

6.Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, трубочки для коктейля).

7.Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, сыпучие материалы, цветные и прозрачные стёкла, свечи,и др.).

8.Измерительный материал (метр, линейка, условные мерки).



Я использую два уровня реализации исследовательской

деятельности:

1. Ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику её решения, само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно.

2. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Каждый эксперимент разрабатывается по следующему

алгоритму:

1.Возникновение проблемы (постановка проблемы).

2.Выдвижение гипотез(предложений).

3.Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

4.Выводы (установление связей).



«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов действи-

тельности он располагает в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других равных

условиях будет его творческая деятельность»

Л.С. Выготский


«Мы маленькие волшебники»

Творческая презентация

Опыта работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста воспитателя МБДОУ детский сад №10

Г.Вязьма

Будкиной Елены Сергеевны


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский


Будкина Елена Сергеевна

Воспитатель МБДОУ ЦРР

Детский сад №10

Мой девиз в работе:

Чувствовать, познавать, творить вместе с детьми!


«… Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне….»


Цель моей работы:

Формирование у детей художественных способностей в изобразительной деятельности, посредством методов нетрадиционного рисования.


Цели и задачи:

  • Способствовать снятию детских страхов;
  • Развивать уверенность в своих силах;
  • Развивать пространственное мышление;
  • Учить детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждать детей к творческим поискам и решениям;
  • Учить детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи


Воздействие художественного творчества

на развитие ребенка

Нацеленность на успех

Экспериментирова-

Заинтересованность

Стимулирование

Открытие возможностей

Решение проблем

Творческая фантазия

Инициатива

Отношение к собственному миру

Развитие качеств творческой личности Развитие детской самостоятельности

Самомотивация Энтузиазм

Терпение Аккуратность

Умение работать по одному или в группе

Творчество

Интеллект

Языковое развитие

Личные качества

Цветовое восприятие

Развитие творческого воображения, наглядно образного мышления

Цвет

Дизайн

Обследование

прикосновение


Ожидаемый результат

  • В процессе рисования дети познакомятся с нетрадиционными техниками изображения.
  • Овладеют приемами работы с разным художественными материалами.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах.
  • Разовьется наблюдательность, смелость и свобода детского восприятия и мышления.
  • Рука ребенка постепенно подготовится к письму.
  • Положительное влияние рисования для гиперактивных, закомлексованных, агрессивных детей.

Развивающая среда

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Мини-музей

« Скульптуры малых форм»

«Художественная мастерская»

для самостоятельной художественной деятельности детей


Группа наша хороша

И нарядна и светла

Мини-мастерская

Стена творчества


Нетрадиционные способы изображения в рисовании

Рисование по сырому

Рисование крупами

Рисунок своими

руками (рисование пальцами

и ладошками)

Ниткография

Рисование штампом,

тычковое рисование,

оттиск

Способы

изображения

Монотипия

И другое

Граттаж

Игры с кляксами

(Кляксография)

Рисование расческой,

зубной щеткой

Рисунок капустным

листом


Совместная деятельность воспитателя и детей

Беседы с детьми

Заниматься будем мы,

многому научимся

Выставки детских рисунков

Упражнения

Показ способа изображения

Наблюдение на природе


Рассматривание книжных иллюстраций, сравнение их

Любознательны мы очень,

с нами не соскучишься

Художественно-развивающие, дидактические игры

Рисование и комментирование


Прогулки, наблюдения за окружающим миром

НОД фронтальная

Подгрупповая

Использование пальчиковых или сенсорных игр с детьми


На своих занятиях я стараюсь активизировать внимание ребят, стараюсь заинтересовать их, увлечь, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов, такими стимулами могут быть:

  • Игра, которая является основным видом деятельности
  • Сюрпризный момент
  • Музыкальное сопровождение

Работа над творческими проектами

Семейный конкурс

«Все елки

в гости к нам»


В изобразительной деятельности уровень творчества ребенка зависит от богатства впечатлений, которые дети получат в процессе знакомства с изобразительными произведениями, от участия в праздниках, развлечениях и т.д. С целью вовлечения родителей и детей в интересное дело в группе прошел творческий семейный конкурс «Все елки в гости к нам».


«Вот она, елочка наша!...»

Коллективная работа детей с использованием пальцевой живописи



Наши руки-

Не для скуки


стенгазеты





Кляксография

Жила-была маленькая клякса, и решила она отправиться в необыкновенное путешествие. А что с ней произойдет дальше, знают только маленькие волшебники…



« Пластилиновые картины» (рисование пластилином)

Рисование пластилином – увлекательное и полезное занятие. Хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовое восприятие, воображение.







Участие в выставках

«Мой город «Вязьма»

«Осенняя ярмарка»

«Я рисую штрихом»


Мастер-класс с родителями и детьми на тему

«Обучение с увлечением


За детским творчеством стоит большой напряженный труд педагога. Пусть нам, взрослым, сопутствуют ощущения детской пытливых мыслей, детских переживаний, детского своеобразия.

И как напоминание пусть звучат прекрасные слова Б.Н. Никитина:

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,

но… не опаздывайте и,

помогая,… думайте сами».


Презентация опыта работы воспитателя ДОУ детского сада комбинированного вида № 99

Тема: "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром.

Цель опыта: При знакомстве с предметным миром развивать у старших дошкольников познавательно-речевые способности.

Задачи опыта:

1. Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с предметным миром, его изменением человеком.

2. Познавательно-речевое развитие дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование у него представлений о предметном мире, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах учения, жизни, труда.

3. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, развивать "ручную умелость", стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

4. Формировать представления детей о предметном мире региона: романовской игрушке и предметным миром хохломы.

Актуальность опыта: В предметном мире материализован многовековой опыт человечества, с которым необходимо знакомить ребенка. Несмотря на имеющуюся методическую литературу по ознакомлению с предметным миром, отсутствует целостный, системный подход в ознакомлении с предметным миром, отсутствует интеграция образовательных областей, что сейчас особенно важно с внедрением ФГТ в образовательный процесс. Совершенно отсутствует региональный компонент, в ходе которого можно знакомить старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром. Поэтому первоначально выбранную мною тему "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром" я дополнила с опорой на региональный компонент.

Новизна опыта : Разработана целостная система работы с детьми, включающая в себя перспективно-тематическое планирование по развитию познавательно-речевой деятельности при формировании представлений о предметном мире с интеграцией образовательных областей, которая предусматривает разные формы работы с детьми: наглядное моделирование, работу по схемам, алгоритмам по составлению описания предметов, технологические карты при выполнении операций с предметами. Разработала конспекты интегрированных занятий, проектной деятельности , формы работы вне занятий для детей старшего дошкольного возраста. Вместе с родителями провела работу по созданию уголков творчества Липецкой области , семейных традиций, связанных с предметным миром (прялки, рушники).

При составлении перспективного комплексно-тематического плана и в процессе работы я использовала методическую литературу:

ü Бондаренко «Дидактические игры в детском саду". М., "Просвещение", 1969.

ü "Что было до: Игры-путешествия в прошлое предметов" М., ТЦ "Сфера", 2000.

ü "Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников". М., ТЦ "Сфера, 2000.

ü Новоселова С. "Развивающая предметно-игровая среда детства"

ü ДВ № 4, 2010 г.

В доступной и интересной для дошкольников форме можно знакомить с историей предметов и вещей, открывая для них активное взаимодействие человека с окружающей средой и предметным миром, активно развивая познавательно-речевые способности. Поэтому я решила выбрать для своей работы тему "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром".

Я начала активно создавать предметно-развивающую среду: приобрела необходимый наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры, игрушки, подобрала энциклопедическую, детскую художественную литературу . В группе с помощью родителей создала уголок народного быта и уголок творчества ремесел Липецкого края (романовская игрушка, предметы хохломы «Липецкие узоры»).

Подобрала мультфильмы, в которых не только закреплялись бы знания о предметном мире, но и на примере героев мультфильмов воспитывались бы нравственные черты.

Обогатив предметно-развивающее пространство, начала составлять перспективный комплексно-тематический план работы, включающий в себя основные мероприятия по ознакомлению с предметным миром с учетом регионального компонента, требований ФГТ.

В перспективно-тематическом плане постаралась предусмотреть интеграцию образовательных областей при ознакомлении детей с предметным миром, проектную, художественную и конструктивную деятельность, проведение сюжетно-ролевых игр. Учеными доказано, чем больше анализаторов участвует в познании, тем глубже результативность усвоения материала. Реализация плана служила основой целостного, системного подхода к ознакомлению дошкольников с предметным миром.

Выработала методику поэтапного погружения детей в среду предметного мира. При знакомстве с новым предметом я учила детей:

Наблюдению за предметом;

Обследованию предмета;

Выявлению сенсорных эталонов (цвету, форме, размере, материалу, из которого он изготовлен);

Выявлению свойств и качеств предмета (опыты);

Решение речевых задач: дидактические игры на активизацию словаря, формирование грамматических форм, развития связной речи: составление описательного рассказа о предмете (с применением схемы, моделирования) составление творческого рассказа о предмете

Организация художественного творчества: рисунки, лепка, конструирования о предмете;

Организация сюжетно-ролевой игры;

Организация выставок рисунков, поделок, театрализованной деятельности, развлечений;

Работа с родителями.

Свойства и качества предмета можно исследовать в экспериментальной деятельности, в которой не только развивается логическое мышление, но и активно решаются речевые задачи: активно развивается словарь, умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). В процессе ознакомления с предметами у детей формируется диалогическая и монологическая речь. Вместе с детьми проводили опыты, используя тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые ощущения.

Но основе ознакомления детей с темой «В мире одежда» я расскажу, как осуществлялся этот целостный подход. При знакомстве с одеждой дети формировали новые представления о ней, прежде всего, в ходе виртуальной экскурсии с помощью мультимедийных технологий, ее разнообразием, функцией и назначением, деталями одежды, цветом ткани, разнообразием материалов. Затем с детьми была проведена экскурсия в "Ателье", магазин "Одежда". Были проведены опыты, дети учились распознавать ткань на ощупь "Какая ткань гладкая, какая ворсистая и т. д?", "Какая ткань быстрее мнется?", «Какая ткань быстрее намокает», помогающие детям самостоятельно убедиться в свойствах и качествах предметов, самостоятельно сделать выводы и умозаключения.

Дети составляли описательные творческие рассказы об одежде.

Рисовали одежду, конструировали для кукол платья, платки. Дети охотно играли в сюжетно-ролевые игры "Магазин одежды", "Ателье", потому что кругозор детей значительно расширился. Была проведена проектная деятельность " В мире одежды". Предметы имеют историю возникновения предметов, и я старалась с помощью мультимедийных технологий познакомить детей с историей возникновения одежды. При этом старалась подчеркнуть творческое начало человека, сформировать чувство уважения к человеку и результату его труда, бережное отношение к вещам, предметному миру. В НОД дети познакомились с историей возникновения одежды с помощью мультимедийных технологий, с тем, кто шьет одежду на основе опыта детей.

Для родителей была организована выставка рисунков об одежде, проведены консультации "Как знакомить детей с одеждой", предложен вопросник, по которому родители могли и дома формировать представления детей об одежде и формировать практические навыки – стирать кукольное белье, платочки, носочки. В режимных моментах проводились физкультминутки по теме "Одежда", тренинги "Постирай кукольное белье", "Почисти одежду", проводились досуги "Вечер загадок об одежде"

Такой целостный, системный подход к теме "В мире одежды" помог детям не только сформировать представления об одежде на высоком уровне, но и способствовал развитию речевых и художественных способностей и возникновению познавательной мотивации к предметному миру.

Закрепление представлений детей о предметном мире проводила в центрах предметно-развивающей среды. В уголке книги рассматривали иллюстрации по темам, которые изучались с детьми, читали книги, сказки. В уголке художественного творчества дети лепили посуду, рисовали и украшали одежду, изготовляли игрушки, конструировали мебель, здания, транспорт. В учебном центре считали игрушки, посуду, раскладывали ее по размеру, измеряли ткань, измеряли, сколько стаканов воды войдет в кувшин, вазу. В центре науки повторяли опыты, которые я с ними проводила. Таким образом, в интеграции образовательных областей познания, коммуникации, здоровья, социализации, чтения художественной литературы, художественного творчества создавался целостный и системный подход в ознакомлении дошкольников с предметным миром.

В режимных моментах, в тренингах дети активно взаимодействовали с предметами (складывали одежду, убирали и мыли игрушки, кукольную посуду, стирали кукольную одежду), сравнивали и обобщали предметы.

В НОД и режимных моментах старалась сформировать умение детей составлению описательных рассказов о предметах с использованием моделирования. Учила детей составлять сказки о предметах, в этих сказках дети проявляли фантазию, речевое творчество.

Так при знакомстве с посудой дети составляли сказки. Для примера привожу сказку, которую сочинила Акимова Настя.

Добрая ложка.

Жила-была столовая ложка. Стало ей скучно, и решила она найти себе друзей. Повстречалась ей чашка на столе, стали они дружить. Ложка размешивала сахар в чашке, но ей быстро надоело это занятие. Она отправилась дальше. Ложка встретила тарелку, на которой лежала котлета. Котлету ломать было трудно и неудобно, и ложка поспешила дальше. Вдруг она увидела глубокую красивую тарелку, в которой был налит вкусный суп. За столом сидел грустный мальчик. Мальчик очень обрадовался, когда увидел ложку. Ложка помогла ему съесть суп. С тех пор они стали настоящими друзьями.

Эмоционально насыщенный материал о предметном мире вызывает эмоциональный подъем у дошкольников, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда человека. У дошкольников формируется чувство уважения к человеку и результату его труда, бережное отношение к вещам, к предметному миру. Такой материал из истории предметов, вещей я использовала с применением мультимедийных технологий. Они ярко, наглядно рассказывали детям историю возникновения всех предметов: зубной щетки, посуды, мебели, одежды, жилища.

Эмоциональные впечатления дети получали и при просмотре мультфильмов, где наглядно решались нравственные проблемы. При просмотре мультфильма "Старая игрушка" ставилась нравственная проблема, как поступить со старой игрушкой – выбросить или обновить и сохранить.

При ознакомлении с предметным миром старалась обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного интереса к теме, поддерживала стремление детей к самостоятельному созданию фантазийных дизайнерских работ (мебельного, костюмного и др.), используя разные техники и материалы с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Использование конструирования и художественного труда помогало мне вызвать любопытство, живой интерес, желание войти в предметный мир, научиться самому создавать вещи предметного мира.

К теме по знакомству с предметным миром привлекала родителей, старших братьев и сестер. Вместе со взрослыми и детьми в группе создавала коллекции предметов: народных, романовских игрушек, предметов хохломы.

Вместе с родителями дети начали собирать свои коллекции. Капустин В. начал собирать коллекцию монет, Оля Т. – марки, Максим В. – модели автомобилей. Они приносили свои коллекции в детский сад и рассказывали детям о предметах своих коллекций. При собирании коллекции дети обогащали свой кругозор о предметах, делились своими знаниями со своими сверстниками, то есть появилась познавательная мотивация, любознательность.

Проводила для родителей консультации "Как знакомить детей с бытовой техникой ", "Как знакомить с одеждой", предлагала им вопросники. Организовывала выставки рисунков, поделок. Дети совместно с родителями совершали экскурсии в музей народно-прикладного искусства, в краеведческий музей. Активная работа способствовала возникновению интереса к данной проблеме родителей, они охотно включались в процесс ознакомления детей с предметным миром, это помогало детям сохранять устойчивый познавательный интерес и развивать в общении с родителями речевые навыки.

Таким образом, ознакомление детей с предметным миром с интеграцией всех образовательных областей помогло мне сформировать устойчивый познавательный интерес к предметному миру и коммуникативные навыки. Дети могут составить описательные рассказы и сказки о предмете, активно участвуют в диалоге, у них развита доказательная, рассудительная речь.

Дошкольники познакомились с предметами регионального уровня – романовской игрушкой, предметами хохломы «Липецкие узоры». Научились лепить романовские игрушки, рисовать по мотивам «Липецкие узоры».

Но самым главным достижением я считаю практические умения, которые приобрели дети в процессе ознакомления с предметным миром. Девочки охотно помогают маме мыть посуду, сервировать стол, готовить бутерброды, салаты, винегреты . Мальчики помогают пылесосить, моют свою обувь, чистят ее.

Диагностика показала, что дети на высоком уровне овладели представлениями о предметном мире. На высоком уровне – 40% детей, на среднем – 60 %.

(Диаграмма)

У детей сформировался высокий уровень речевых навыков. Составлением описательных рассказов овладели все дети: на высоком уровне –24 %, на среднем уровне – 76%. (Диаграмма)

Творческие рассказы могут последовательно составлять на высоком уровне – 19%., на среднем уровне – 67 %, на низком – 14 %. (Диаграмма)

Диагностика формирования представлений
о предметном мире

Диагностика умения детей составлять

творческие рассказы о предметах