Интересные дополнительные занятия с младшими школьниками. Конспект психологического занятия для младших школьников «Секреты общения и сотрудничества в классе

Тренинговое занятие для младших школьников

Тема «Солнышко с лучами»

Цель: повышение самооценки ребёнка.

Задачи:

1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

2. Развитие лучшего понимания себя

3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности

Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Возраст : школьники 7 - 9лет.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

А теперь представь, что солнышко - это вы. У солнышка ваше имя.

Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

Педагог-психолог: - Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинговое занятие для школьников

Тема "Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата;

    Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 11 - 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы : 45 минут

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

    Приветствие – 4 минуты

    Цель, задачи – 3 минут

    Разминка – 2минут

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

    Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

    Разминка – погружение – 2 минуты

    Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

    Орг.конец. – 5 мин.

Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время : 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:

    Что вы чувствовали?

    Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 мин.

Цель:

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время. 10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?

Развивающее занятие для детей начальной школы, 2-3 класс

Внеурочное занятие для младших школьников 2-3 класса «В стране Перевертундии»

Цель: развивать нестандартное мышление, творческое воображение, внимание.

Оборудование: у учащихся - распечатки двух текстов, тетрадь в клетку.

Учитель.

В страну Перевертундию я вас позвать хочу,

Там ученик, поверьте мне, зовется КИНЕЧУ.

Комарик не комарик там, а некий КИРАМОК,

А КОМЕРЕТ по-нашему - обычный теремок.

(М. Пляцковский)

Там перевернуто буквально всё, причем, разными способами. Вы готовы к посещению страны Перевертундии? Сейчас проверю. Попробуйте быстро и правильно, как в стихотворении М. Пляцковского, перевести слова с «перевертундского» языка на русский:

АЦИЛБАТ, МУИРАВКА, ТАРДАВК,

АММАРГЕЛЕТ.

Слова записаны на доске. Дети делают «перевод» в тетрадях. Проверка.

Отлично! А сможете сделать то же самое на слух?

Учитель называет слова, дети записывают в «перевернутом» виде. Проверка.

МЫД, МОД, КУС, ЗАГ, ОНИК, АЧУК.

Ну что ж, в путь! Пока наше воображение мчит нас в Перевертундию, я расскажу вам о ней.

Учащиеся получают распечатки текста.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона...

Из «Занимательной грамматики» А. Арсирия.

Если читать, как написано, то есть по строчкам, то получается, что все перевернуто с ног на голову. Попробуйте отделить вертикальными черточками одну фразу от другой, а в начало и в конец текста добавить подходящие, на ваш взгляд, фразы.

Самостоятельная работа. Проверка.

Вот такая она, Перевертундия! И мы уже на ее территории. Сколько ж здесь народу! И все шумят, смеются, говорят на «перевертундском» языке. Я улавливаю только отдельные фразы, но не могу их с ходу перевести. Может, у вас получится?

ЧЕСА ЗАГОЛОВАПАСЬ (голова зачесалась)

ЗАПЛЕТЫК ЯЗЫКАЕТСЯ (язык заплетается)

КРАСНЫ ПОУШЕЛИ (уши покраснели)

ДРОЖИ ЗАРУКАЛИ (руки задрожали)

КРЫВА ЗАГЛАЗАЮТСЯ (глаза закрываются)

СТУЧИ ЗАЗУБАЛИ (зубы застучали)

Смотрите, вот идет группа мальчишек и девчонок, ваших ровесников. Давайте с ними познакомимся.

Дети получают распечатки текста.

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо, - кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть! - и начали рассказ.

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Там клоун был без головы.

- И стал тонуть. Ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли.

(А. Шибаев)

Что-то я ничего не поняла. А вы, ребята?

Отклики детей.

Почему рассказ ребят показался нам таким запутанным? Попробуйте отделить рассказ первого мальчика от рассказа второго.

Учащиеся читают хором сначала рассказ одного мальчишки, затем - второго.

Согласитесь, что иногда и вы, говорящие на русском языке, используете «перевертундский» язык! В каких случаях это бывает?

В разговор вступил молчавший до сих пор мальчик. Он хочет рассказать нам какой-то забавный случай из жизни своего приятеля Лемеле. Послушаем его.

Мальчик.

Мама сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи,

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

- Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком.

Но долго пришлось

С петухом воевать:

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

(Л. Квитко)

Ребята, а теперь попробуйте сами придумать несколько «перевертундских» предложений, напоминающих те, что прозвучали в рассказе Лемеле.

Примеры . Сочную грушу я погладила утюгом. Чтобы чай стал сладким, я насыплю в него жгучего перца. Третьеклассник получил двойку за контрольную работу, и мама за это купила ему его любимый торт-мороженое.

Мальчишкам и девчонкам, жителям Перевертундии, очень понравились ваши предложения, и они решили помочь вам с освоением их языка, поэтому пригласили нас на прогулку по улицам своей страны. Интересно, что же они покажут и расскажут нам?

Вы не видели такого

Ни во сне, ни наяву.

Наша рыжая корова

Червяков жует в хлеву.

До чего же галку жалко!

Сено ест на ужин галка.

Кот в зубах несет морковку.

Волк в тоске жует камыш.

Неумело и неловко

Заяц в поле ловит мышь.

Жаба стонет чуть жива -

Трудно жабе есть дрова.

А огонь совсем потух -

Полови-ка в печке мух!

Это вовсе не еда,

Это - сущая беда!

Получилось очень грустно:

Неполезно и невкусно.

Прогулка нас слегка утомила. Присядем отдохнуть. Наши новые знакомые предлагают спеть «перевертундские» частушки. Они будут начинать, а вы - заканчивать, но при этом следует выполнять одно условие - соблюдать рифму.

С крыши дома я упал,

Рубаху новую сломал,

Брюки новые погнул...

Вот загнул я - так... (загнул).

Не поверите вы мне:

Я летала на метле,

А моя подружка Катя

За мной мчалась на... (лопате, кровати).

Мы с тобою в лес пойдем,

Чупа-чупсов наберем,

И из них мы на обед

Приготовим... (винегрет).

В магазин пошла Марина

За вареньем из малины,

Заодно купила сушки

И с селедкой две... (ватрушки).

Ну, отдохнули немного, продолжим прогулку и понаблюдаем за жизнью местного населения. Ребятишки-перевертундцы сказали нам, что мы еще не со всеми особенностями местного языка познакомились. Сейчас они проведут нас по тем местам, где можно услышать что-то новое, например...

Закричал охотник: - Ой!

Д вери гонятся за мной!

На виду у детворы

Кры с у красят маляры.

Жучка бу д ку не доела:

Неохота, надоело...

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Забодал меня ко т ел,

На него я очень зол.

На болоте нет дорог.

Я по ко ш кам - скок да скок!

(По А. Шибаеву)

Какие особенности «перевертундского» языка вы можете отметить в данных стихотворных строчках? (Одна буква изменяет значение слова.) Как сказать правильно?

Ответы детей.

Попробуйте самостоятельно из одного слова получить другое, заменив всего лишь одну букву:

СОН (сын), ДОМ (дым, ком, дог), МАГ (миг, мак, шаг), РУКА (река, щука), ЗАБОР (задор, затор, набор), КОРОВА (корона), КЛЕН (клин, клан, клев).

Интересно в стране Перевертундии, но, к сожалению, нам пора возвращаться. Попрощайтесь с нашими новыми знакомыми, пригласите их к нам в гости. (Дети обращаются к вымышленным героям.) До свидания, перевертундцы!

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Коррекционно-развивающее занятие «Волшебная шкатулка памяти и внимания» для младших школьников.

Тема . «Волшебная шкатулка памяти и внимания»

Количество участников: 6 человек.

Цели занятия:

  • Создание условий для положительного эмоционального настроя в группе.
  • Создание условий для развития познавательной сферы учащихся (внимания и памяти), посредством выполнения индивидуальных задании.

Задачи занятия:

  • способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе;
  • способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операции.

Оборудование: компьютер, экран, простые карандаши по количеству участников, раздаточный материал на каждого ученика, смайлики для вознаграждения за правильную работу, ромашки настроения для рефлексии.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь.
Сегодня я проведу у вас развивающее занятие.

2. Мотивационный этап.

Деятельность психолога

Ой, что это стоит у нас на столе?

Деятельность учащихся

Ответы детей- шкатулка.

Деятельность психолога

Это не простая шкатулка. Это «Волшебная шкатулка памяти и внимания». В ней находятся различные задания, которые помогут вам развивать память и внимание.

Вы готовы заглянуть в волшебную шкатулку и выполнить задания, которые специально приготовлены для вас?

Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.

За правильно выполненное задание вы будете получать смайлики. В конце занятия мы увидим, кто из вас самый внимательный.

3. Основной этап.

Деятельность психолога

Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. - Итак, послушайте первое задание.

Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

Деятельность учащихся

Работа с таблицей.
Рефлексия.
-Ну, как, трудно?
Ответы детей.
Кто справился с заданием без ошибок, поднимите руку.
Вручение смайликов.

Деятельность психолога

Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро. А для этого давайте выполним следующее задание из шкатулки на внимание, которое называется «Не собьюсь».

Цель упражнения: развитие сосредоточенности и устраняет расстройство распределения внимания.
Внимательно послушайте задание. Ученик должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, он должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.

Деятельность учащихся

Выполнение упражнения всеми учащимися по очереди.
Рефлексия.
- Легко ли было выполнять это задание?
Ответы детей.
- Какие трудности вы испытали при выполнении этого задания?
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
- А сейчас давайте проверим вашу память. Итак, послушайте следующее задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.
- Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут. Слова:
Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб, Ковер.

Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
- Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.

Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.

Деятельность учащихся

Записывают слова на листочках, которые запомнили.
Деятельность психолога
- Кто и как справился с заданием?

Деятельность учащихся

Ответы учащихся.
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.

Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

Для этого вы выполните последнее задание из волшебной шкатулки, «Весёлые таблицы».

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Сейчас я вам дам таблица из 9 клеток с изображением в них различных предметов и ваша задача запомнить эти предметы. Затем вы эту таблица убирается, и я вам предоставлю, таблица из 16 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Ваша задача записать предметы, которые были в предыдущей таблице.

Инна Гирко

Конспект психологического занятия для младших школьников

«Секреты общения в классе».

Сплочение детского коллектива;

Повышение самооценки детей;

Знакомство с навыками эффективного сотрудничества;

Развитие толерантности.

Занятие проводится с учениками 3-го класса.

Длительность занятия: 90 мин.

Приветствие:

Вводная часть.

Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися.

Время: 5минут.

Разминка: Упражнение «Поменяйтесь местами…».

Поменяйтесь местами те, кто…

Умеет веселиться?

У кого старший брат или сестра?

У кого голубые глаза?

Кто любит животных?

У кого сейчас хорошее настроение?

Кто любит играть?

Кто умеет дружить?

Детям предлагается «Сказочный конверт».

В «сказочном конверте» лежат вопросы и карта сказочной страны.

Ребята по очереди выбирают себе сказочные вопросы, с целью по ближе познакомиться друг с другом.

Педагог предлагает рассмотреть карту, которую ребята нашли в конверте, и начать путешествие в страну общения и сотрудничества. Детям предлагается выполнить упражнение. «Мостик дружбы"

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками). После упражнения детям предлагается нарисовать цвет своего настроения.

«Квадрат настроения».

Основная часть.

Время: 15 минут

Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество» и «Общение».

Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, уметь общаться с разными людьми, договариваться, уступать, если очевидна правота. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…посредством общения.

Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает две надписи:

«Сотрудничество «Общение»

Психолог: - Из каких умений складывается умение сотрудничать?:

Из каких умений складывается умение общаться?

«Сотрудничество «Общение»

Умение понять другого, -умение слушать

Умение делать дело вместе -умение договориться

Из умения уступить,когда -умение учитывать

очевидна правота другого, позицию другого

Из умения разумно распределить -умение быть вежливым.

роли умение задавать вопросы

в процессе работы».

Психолог предлагает детям перейти от слов к делу, и применить все эти умения в выполнении следующих заданий».

Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе можно использовать фломастеры, краски (гуашь, вырезанные картинки, которые дети сами выбирают и наклеивают на варежки. Во время задания ребятам говорить нельзя.


Представление работ, обсуждение результатов.

Время: 10 минут.

Цель: представление и обсуждение работ детей в парах, отработка коммуникативных навыков между участниками группы. Психолог задает вопрос:- Сложно ли было делать совместное дело, не общаясь друг с другом?

Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрируют свой результат.

«Песчинки».

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: “Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень легкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда – «Ветер дует»-все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, два, пять- песчинки должны собраться – по три в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.


“Картина двух художников”

Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.

Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.


Для следующего задания нам понадобится все ваше внимание.

Проводится игра –разминка: «Ухо, нос, пол, потолок».

Психолог предлагает ребятам выполнить упражнение «Собери картину».

Упражнение: «Собери картину »

Цель: умение договориться друг с другом, работать в группах.

Ребята делятся на две группы согласно своих значков. Каждая группа получает одинаковое количество деталей, с целью собрать картину.

Инструкция: в каждой группе собрать свою картину. Проблема в том, что детали перемешались. Задача: - разумно распределить роли в процессе работы, уметь задавать вопросы, быть вежливым, уметь понять другого, делать дело вместе и суметь договориться друг с другом во время обмена.



Упражнение:«Рыбалка».

Цель: Умение совместно принимать решение, действовать сообща. В игре принимают участие четыре человека. Каждый игрок держит в руке конец веревки. В центре на веревке висит груз. Задача:– одновременно четверым игрокам опустить груз в емкость. Упражнение выполняется молча.



Упражнение повторяется, но уже с обсуждением действий выполнения упражнения.

«Общий рисунок»

Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: “Наш класс».”

Рефлексия. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

Детям предлагается выбрать цвет своего настроения и нарисовать свое чувство после занятия.

приложение

Вопросы для сказочного конверта.

Если бы у тебя появилась шапка-невидимка, какое применение ты бы ей нашел?

Если бы вылепленный тобою снеговик вдруг ожил, что бы ты стал делать?

Если бы ночью к тебе на постель присел гном, какое сновидение ты бы попросил бы у него?

Если бы ты стал обладателем ковра-самолета, то куда бы ты в первую очередь полетел?

Если бы ты на балу оказался рядом с Золушкой, о чем бы ты ее попросил?

Если бы ты случайно нашел волшебную палочку, какое желание ты бы загадал?

Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?

Если бы к тебе в гости прилетел Карлсон, как бы вы развлекались?

Если бы ты вдруг стал таким маленьким, как Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик, как бы ты себя чувствовал?

Если бы тебе на денек посчастливилось попасть в гости к друзьям из Простоквашино, с кем бы из них и как тебе хотелось бы провести время?

Если бы ты попал на концерт Бременских музыкантов, какую песню ты хотел бы услышать в их исполнении?

Если бы вдруг стал взрослым, что бы ты стал делать?

Если бы вдруг стал самым сильным на свете, как бы ты применил свою силу?

Литература:

Большая книга детского психолога от 3до 10 лет.

О. Истратова, Г. Широкова, Т. Эксакусто.

Материалы интернет.

Названия новых московских курсов для детей звучат как дисциплины волшебной школы Хогвартс. Первое преимущество курсов над классическими художественными и музыкальными школами - их можно менять каждый месяц, а то и каждую неделю. Второе - многие программы предполагают, что по выходным вы будете строить спутники, рисовать макеты и даже плавать с дельфинами всей семьей.

Робототехника и промышленный дизайн в «Робошколе» на ВДНХ

Во втором павильоне ВДНХ запустили четыре образовательных программы для детей от шести лет. На курсах по базовой робототехнике каждый ребенок создает робота с нуля: конструирует его модель и программирует «сердце» - систему простых кодов. Вторая программа - под названием STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) представляет собой комплекс инженерных уроков с постоянными экспериментами. Класс промышленного дизайна - для детей с тягой к искусству. На первой части занятий школьникам расскажут историю современного дизайна, на второй - помогут создать собственный арт-проект. Четвертая образовательная программа «Электротехника» разработана для тех, кто с интересом выкручивает винтики в будильниках и телефонах. Ребенку покажут, как на самом деле работает техника, и научат проектировать новые приборы.

Занятия проходят с 16:30 по будням и с 11:00 до 20:30 по выходным. Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Стоимость месяца (4 занятия) - 5 200 руб. Курс (12 занятий) - 13 800 руб. Расписание «Робошколы» на 2017–2018 учебный год - на официальном сайте .

Гончарное мастерство, курсы токарного дела и витражная мастерская в «Парке ремесел» на ВДНХ


На детские курсы «Парка ремесел» принимают с четырех лет. Программу можно составить самому из десяти предметов. Среди них - работа с гончарным кругом и токарным станком, лепка глиняных изделий, создание фарфора, выжигание посуды, домашний декор своими руками. Чем эти курсы отличаются от кружков по рукоделию? В «Парке ремесел» преподаватели не дают ученикам единых образцов и помогают ребенку довести собственную идею до готового изделия. По выходным к детям присоединяются родители. Создатели образовательной программы «Парка ремесел» отмечают, что индивидуальный подход творческих курсов удобен и для детей с особенностями развития.

Записаться на любое занятие курса можно по отдельности, как на мастер-класс. Стоимость занятия в детской группе - 800 руб. Стоимость отдельного мастер-класса - от 500 до 2 000 руб. Расписание курсов - на сайте «Парка ремесел».

Курсы столярного мастерства в «Московской деревянной школе»


Работники столярной мастерской «Механические деревянные шестеренки» Вячеслав Швайков (столяр, дизайнер) и Екатерина Меньшикова (архитектор) составили три серьезных курса для детей от 5 до 12 лет. Занятия проходят в клубе «Мамин садик» в саду «Эрмитаж». Курс 1.0 - игровые лекции и эксперименты, связанные с изучением строения дерева, шишек и иголок, основ конструирования, базовых форм вещей. На курсе 2.0 дети создают первые изделия, а на третьем этапе учатся тонкостям отделки. Соблюдать именно такую последовательность необязательно: например, пятилетний ребенок может одновременно ходить и на вторую, и на третью программу.

Ведут курсы сами основатели: Вячеслав и Екатерина общаются с учениками на равных и всерьез воспринимают их фантазии. Задачи дети ставят себе сами: если девочка решит смастерить трактор, а мальчик - домик принцессы, преподаватели помогут ребенку составить план действий.

По субботам в школе проходят семейные мастер-классы: дети учат мам и пап мастерить из дерева игрушки и посуду.

Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Расписание - на сайте .

Хирургия, палеонтология и детективные курсы проекта «Умная Москва»


«Умная Москва» - это двухчасовые курсы для детей от 7 до 14 лет в центре ЗИЛ. Каждый курс составлен в формате практической игры. На «Хирургии» дети делают операции игрушечному попугаю, на «Палеонтологии» - находят останки динозавров, на программе «Научный детектив» - расследуют преступление. Курсы проводят для двух возрастных групп: от 7 до 9 лет и от 10 до 14. В каждом занятии участвуют до 60 детей, учеников делят на четыре команды по 15 человек и распределяют по закрытым лабораториям. Капитанов команд здесь нет - каждый ребенок должен провести эксперимент своими руками, чтобы его группа выиграла. Преподаватели и разработчики «Умной Москвы» - выпускники РНИМУ им. Н. И. Пирогова и МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Проект начинался с лекций для взрослых, но постепенно мы поняли, что популяризация науки для детей - более перспективная и интересная для нас ниша», - рассказывает основатель «Умной Москвы» географ Михаил Кнеллер.

В каждый билет на занятие для ребенка входит программа для родителей. Мам и пап приглашают на научную лекцию с викториной (обещают призы).

Стоимость одного билета (один ребенок + один или двое взрослых) - 1 750 руб. Для групп от 12 человек - 1 600 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Клуб юных астрономов в Московском планетарии


Чтобы попасть на детские занятия Московского планетария, нужно заполнить анкету, пройти собеседование и надеяться на ответ - в группу набирают детей, которые уже увлечены звездами и знают, что у Сатурна семь колец. Возрастные ограничения кружка узкие: принимают детей - учеников 6–7-х классов. Собеседования начались 20 августа и будут проходить до 1 октября. Первая лекция курса назначена на 3 октября. Курс некоммерческий, попасть на занятия вне собеседования за дополнительную плату нельзя.

В программе первого курса клуба - работа с разными типами телескопов и наблюдение за переменными звездами с крыши центра, изучение истории происхождения Солнечной системы, базовой истории астрономии и законов движения небесных тел.

Подробную информацию о клубе можно найти .


В детском центре Еврейского музея и Центра толерантности для школьников работает театральная студия профессора актерского факультета в Институте культуры Инны Ваксенбург и программа After school (как группа продленного дня в школе, только с обедом в музейном кафе). С 19 сентября музей запускает второй курс для режиссеров от 8 до 12 лет «Кинопроект 8».

В программу входит восемь занятий по вторникам (с 16:00 до 18:00), на каждом ребенок освоит один из этапов производства фильма. Первый урок - пробный и бесплатный, его тема - драматургия сценария. На следующих занятиях школьникам объяснят, зачем нужны современные стили и жанры, научат обращаться с профессиональной камерой и работать с актерами.

После теоретической части курса каждый ребенок составит сценарий авторского этюда, в котором сыграет сам. Преподаватели обещают не влиять на идею ученика - только давать советы по ее воплощению.

Работы учеников первого курса музей выложил на Vimeo. https://vimeo.com/225733258

Абонемент на месяц (четыре занятия) - 4 000 руб. Запись на проект ограничена. Зарегистрироваться можно на сайте .

Курсы сторителлинга и литературного творчества в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля


В студии «Сказка выходного дня» при музее имени Даля есть два образовательных направления для школьников - «Литературное творчество» и «Сторителлинг». Создатель литературной программы, писатель и сценарист Валентина Дегтева придумала курсы для детей от 10 до 13 лет, которые не любят читать. На занятиях в студии «Сказка выходного дня» небольшие группы (пять-семь человек) снимают фильмы (есть мастер-классы по немому кино), рисуют мультфильмы с новыми поворотами известных сюжетов и доказывают на дебатах, кто же все-таки прав, Печорин или Грушницкий.

Если родители приходят на курсы вместе с детьми, то участвуют в процессе: играют в костюмеров и декораторов постановок. Если вы не боитесь смутить ребенка, Валентина выдаст вам соленое тесто и предложит слепить фигурку.

На курсы сторителлинга принимают с 5 до 13 лет. Здесь детей учат складывать логичные истории из хаотичных фрагментов, объясняют, как подать идею, чтобы ее поняли, приводят примеры из классической и современной литературы.

Стоимость одного занятия - 500 руб. Стоимость абонемента на полгода - 3 400 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Технологии виртуальной реальности, 3D-моделирование и промышленный дизайн в «Лабе» на Мясницкой


30 августа на Мясницкой открылся коворкинг «Лаба» с курсами для детей от семи лет. Создатели проекта - основатель Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин и архитектор Николай Михеев. Идея Максима и Николая - показать школьникам, что ценные новые идеи рождаются на стыке нескольких наук. «Здесь можно реализовать любую идею, от спутника до табуретки, в материальном мире», - рассказывает Михеев.

1 сентября в «Лабе» запустили десять направлений курсов для школьников: 3D-моделирование и 3D-печать, увлекательное программирование, промышленный дизайн, VR/AR (технологии виртуальной и дополненной реальности), анимация, создание архитектурных проектов с нуля, моделирование кораблей, машин и самолетов.

Расписание программ специально составлено так, чтобы школьник мог попробовать все направления. Идея выпускного проекта ребенка может совмещать сразу три дисциплины.

Посещать занятия могут и взрослые. Стоимость курсов не зависит от возраста.

В «Лабе» есть все необходимое оборудование для архитекторов, дизайнеров, мебельщиков и ювелиров (например, фрезерные и лазерные станки, режущий плоттер и 3D-принтер). Пока ребенок строит космический корабль, вы можете завершить свою работу.

Cтоимость шести занятий - 11 000 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Лекторий для «юных Кусто», школа юного тренера и заплывы с дельфинами в «Москвариуме»


Если ребенок пересматривает фильм про касатку Вилли в третий раз, запишите его в школу юного тренера «Москвариума» на ВДНХ. Детей и подростков от 8 до 17 лет объединяют в группы по 5–7 человек. Профессор океанологии проводит им экскурсии по всему аквариуму, а ведущий тренер дельфинов-афалин рассказывает о тонкостях общения с животными. В это время дети наблюдают за тренировкой касаток и моржей. Вторая часть курса - практическая. Ученики играют с дельфинами, стоя на помосте, репетируют команды и перебарывают страх. Затем каждому выделяют 10 минут на заплыв с дельфином в большом бассейне.

Все участники, которые решаются поплавать с животными, получают диплом юного тренера.

В свободное от занятий время родители могут присоединиться к ребенку - в программе «Москвариума» есть семейные заплывы с дельфинами (сеанс на четверых - 25 000 руб.).

Стоимость одного дня занятий в детской группе (4 часа с обедом) - 10 000 руб. Подробности о проекте можно найти .

Программирование, логика кодов Minecraft и создание мобильных приложений в Moscow Coding School


Чтобы школьник проводил время за компьютером с пользой, достаточно выбрать один из трех курсов Moscow Coding School - «Программирование для детей: приложения» (с 11 до 14 лет), «Гаджеты с Александром Братчиковым» (с 10 до 14 лет) или «Программирование для детей: Minecraft» (с 10 до 13 лет). Первая образовательная программа - для тех, кто никогда не программировал. Через шесть занятий ребенок может скачать собственное приложение на iPhone из AppStore. Школьникам наглядно рассказывают о том, как создать грамотный дизайн и воплотить идею в прототип, а затем и рабочий образец приложения. «Пропуск» на курс - MacBook с загруженной средой Xcode.

Направление о гаджетах ведет известный веб-разработчик, выпускник «Стрелки» Александр Братчиков. На занятиях Александр объясняет детям на понятном языке, почему мобильные телефоны и компьютеры работают именно так.

Для третьего курса на детский компьютер придется скачать игру Minecraft - в образовательных целях. Ученики будут влиять на ход действий и эмоции героев с помощью программного кода Phyton.

Стоимость одного курса - 14 999 руб. Подробное расписание и запись - на официальном