«Добрые услуги» и посредничество. Добрые услуги и посредничество Добрые услуги и посредничество

Наряду с переговорами к "дипломатическим средствам" мирного урегулирования споров относят "добрые услуги".

Добрые услуги – это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в споре государств, направленную на установление или возобновление непосредственных переговоров между государствами – сторонами в споре в целях создания благоприятных условий для его мирного разрешения.

Вплоть до конца XIX в. институт добрых услуг рассматривался как составная часть посредничества. В Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновении не проводится содержательного различия между используемыми терминами "добрые услуги" и "посредничество". Их предложение непричастным к спору государством не может рассматриваться как недружелюбное действие (ст. 3 Конвенции). По другому мнению, добрые услуги в настоящее время – это самостоятельный институт международного права, что подтверждается в некоторых международных договорах, иных документах (примеры – заключительный акт Берлинской конференции 1885 г., ст. 12 Статута Лиги Наций, ст. IX Боготинского пакта 1948 г. и т.д.).

Государство, оказывающее добрые услуги, устанавливает контакт между спорящими сторонами, склоняет их к переговорам. Через такое государство осуществляется связь после начала переговоров, однако в самих переговорах такое государство участия не принимает.

Иное дело – посредничество. Посредник путем активного участия в переговорном процессе помогает спорящим государствам достигнуть мирного урегулирования. Посредник не только активно участвует в начавшихся переговорах, но вносит предложения по примирению сторон, иногда даже руководит такими переговорами.

Посредничество может иметь место только при обоюдном согласии спорящих сторон, а для начала оказания добрых услуг достаточно самого факта их предложения и согласия одной из сторон в споре.

Нередко оказание добрых услуг перерастает в посредничество: так было, например, при оказании добрых услуг СССР в мирном урегулировании индийско-пакистанского пограничного вооруженного конфликта из-за Кашмира (1965–1966).

Посредничество, как институт национального права, был известен в Древней Греции, в Древнем Риме. Постепенно посредничество сформировалось как институт международного права, представляющий собой совокупность норм, определяющих порядок взаимодействия со спорящими государствами третьей стороны (государства или международной организации) в целях разрешения спора мирным путем. Посредничество осуществляется по инициативе этой третьей стороны или по просьбе спорящих государств. Посредничество предусмотрено, кроме упомянутой Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений, еще в Межамериканском договоре о добрых услугах и посредничестве 1936 г., в Американском договоре о мирном разрешении споров 1948 г. и др.

Начальной задачей посредника не обязательно является окончательное разрешение всех спорных вопросов (чаще это достигается в ходе дальнейших переговоров между спорящими сторонами). В соответствии со ст. 4 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений "задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникает между государствами, находящимися в споре". Поскольку спорящие государства нередко не готовы к непосредственному диалогу, посредник в диалоге с каждой из спорящих сторон стремится к их примирению на такой основе, которая устраивала бы обе спорящие стороны.

Гарантом достигнутого соглашения также выступает государство- посредник.

Обязанностям посредника должны корреспондировать обязанности спорящих государств: обеспечить посреднику (лицу, представляющему государство-посредник) возможность осуществлять свои функции; воздерживаться от действий, наносящих ущерб достоинству и суверенным правам посредника; уважать права, предоставленные ему соглашением о посредничестве, и др.

Примером успешного посредничества может служить деятельность постоянно действующей Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, действующей с 1964 г. в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз). Такое посредничество применялось, например, для разрешения маррокано-алжирского конфликта в 1963 г., эфиопско-сомалийского и сомалийско-кенийского в 1964 г.

Успешным было и посредничество Генерального секретаря ООН (его специальных представителей), действующего на основе резолюций Совета Безопасности, ГА ООН. Так, в 1962 г. при посредничестве Генерального секретаря ООН У Тана в ходе урегулирования Карибского кризиса было достигнуто Соглашение о начале переговоров между СССР и США.

Добрые услуги

В широком смысле слова понятие "добрые услуги" означает вступление государства или международной организации в международный спор с целью установления контактов между сторонами спора.

Добрые услуги оказываются исключительно субъектами, которые не вовлечены в конфликт. Уверенность сторон спора в беспристрастности третьей стороны является обязательным предварительным условием оказания ею добрых услуг.

Добрые услуги могут быть предложены третьим государством или международной организацией по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг должно быть получено со стороны всех участников спора.

Различают добрые услуги технического и политического характера. Вместе с тем, поскольку оба вида добрых услуг нередко оказываются одновременно одним и тем же субъектом, отличия между ними не всегда очевидны.

Политические добрые услуги включают призывы спорящих сторон к миру или установлению перемирия и последующему проведению переговоров для разрешения конфликта. Политическими добрыми услугами является также решение с согласия спорящих сторон отдельных, связанных с урегулированием спора проблем, таких как контроль за исполнением достигнутых договоренностей, репатриация военнопленных и пр. В отличие от технических добрых услуг, политические в значительно большей степени предполагают вовлечение третьей стороны в решение конфликта по существу. Оказывая политические добрые услуги, государство или международная организация может вносить предложения по процедуре разрешения спора.

Право оказывать добрые услуги основано на обычном международном праве. Из принципа же суверенитета государств вытекает право отказываться от добрых услуг. Следовательно, вмешательство третьей стороны в международный спор без согласия хотя бы одного из его участников нельзя рассматривать в качестве добрых услуг.

Положения, предусматривающие использование добрых услуг, содержатся во многих многосторонних и двусторонних международных договорах. Например, ст. 2 Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. предусматривает, что в случае возникновения спора договаривающиеся стороны прибегнут к добрым услугам или посредничеству дружественных государств до начала вооруженной борьбы. Статья 3 Конвенции закрепляет право нейтральных государств предлагать добрые услуги и в период вооруженного конфликта, причем оказание таких услуг не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к любой из сторон конфликта. В качестве примера положений, закрепляющих право на оказание технических добрых услуг, можно привести ст. 45 и 46 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 8 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые предусматривают право одного государства представлять в мирное время интересы другого государства на территории третьего государства.

Из истории известно много примеров оказания добрых услуг, значительная часть которых была успешной. Так, Генеральный Секретарь ООН оказывал добрые услуги СССР и США во время Карибского кризиса, СССР играл аналогичную роль в ходе Индо-Пакистанского конфликта 1965-1966 гг. Одним из наиболее ярких примеров добрых услуг являются миротворческие операции ООН, в ходе которых войска ООН осуществляют контроль за соблюдением перемирия, оказывают содействие в репатриации военнопленных и беженцев, обеспечивают безопасность встреч конфликтующих сторон.

Примирительная процедура и посредничество

Достаточно сложно провести различие между примирительной процедурой и посредничеством; их часто используют как равноценные или взаимозаменяемые понятия. Обе процедуры предусматривают вступление третьей стороны в спор между государствами с целью участия в его разрешении. Третьей стороной может быть государство, международная организация или частные лица.

Предложения третьей стороны в обеих процедурах могут быть ограничены процедурными вопросами или может предлагаться решение по существу конфликта. Цель этих действий - сблизить точки зрения сторон и найти приемлемый компромисс. Оба вида урегулирования выходят за рамки установления фактов и расследования, цель которых - просто непредвзятое прояснение ряда спорных фактов.

В отличие от арбитражного разбирательства предложения третьей стороны в указанных процедурах не обязательны для сторон спора, а, напротив, требуют их одобрения. Таким образом, их следует считать рекомендациями.

Процедуры примирения и посредничества могут быть как добровольными, так и обязательными. В первом случае необходимо одобрение обеих сторон. Во втором - каждая из сторон имеет право в одностороннем порядке инициировать процедуру; другая сторона обязана будет согласиться. Для обязательных процедур необходима предварительная договоренность сторон об особом постоянном органе, которому будут передаваться споры. Такая договоренность обычно закрепляется в международном договоре.

Преимуществом процедуры посредничества и примирения является привнесение нейтрального элемента в спор. Обе процедуры характеризуются существенной гибкостью. В данных процедурах в значительной степени могут учитываться пожелания сторон. Именно поэтому государствам проще обращаться к этим процедурам для мирного разрешения споров. Третья сторона не столь строго связана существующим правом и может принимать во внимание все относящиеся к делу обстоятельства. Она может предложить новые интересные варианты, которые не обязательно касаются предмета спора. Уступки в одном деле могут быть компенсированы взаимными уступками в другом деле. Такая "комплексная сделка" часто подготавливает почву для разрешения конфликта. Хотя примирительный орган или посредник, как правило, не может выносить обязательных решений, добровольное согласие сторон с предложенным решением может обеспечить его эффективность.

В противоположность судебному разбирательству, где одна из сторон обязательно проигрывает и в результате страдает ее авторитет, здесь решение компромиссное и стороны могут избежать позора. По сравнению с прямыми переговорами, преимущество в том, что часто намного проще принять предложение третьей стороны и сделать уступки ей, чем уступить непосредственно оппоненту. Политические и моральные соображения, к числу которых нередко относится желание сохранить нормальные отношения с влиятельным государством-посредником, могут не позволить сторонам отклонить предложенный компромисс. Кроме того, маловероятно, что решение примирителя или посредника создаст прецедент как в случае с судебным решением.

Неоспоримым преимуществом посредничества и примирения является их конфиденциальность. В ходе их использования стороны могут избежать разглашения некоторых аспектов спора. Множество попыток посредничества закончились неудачей именно из-за нарушения конфиденциальности, поскольку общественное мнение обычно ограничивает не только свободу действий сторон спора, но и посредника.

Если обратиться к негативным сторонам, то для сторон спора сложнее инициировать процедуру в одностороннем порядке. Примирение и посредничество особенно зависимы от согласия и готовности сторон; эти необходимые предпосылки обычно отсутствуют в случаях, когда обсуждение существенных интересов зашло в тупик или когда одна из сторон требует капитуляции другой. Кроме того, посредничество и примирение вносят меньший вклад в развитие международного права, чем арбитражные трибуналы или международные суды. Поиск компромисса приводит к снижению степени объективности, законности и справедливости предложенного решения.

Под посредничеством понимается средство мирного урегулирования спора, при котором не участвующее в споре государство или международная организация ведет переговоры, со сторонами спора с целью выработки компромиссного решения или общих принципов для его достижения.

В качестве посредников могут выступать одно или несколько государств или международная организация, которые могут действовать по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора.

Так, Чад и Ливия свой спор по поводу пограничной полосы Аузу до обращения правительства Ливии в Международный Суд пытались урегулировать при помощи посредничества Алжира, вследствие чего ими был подписан договор, в котором стороны обязались решить проблему Аузу только мирным политическим путем.

Согласие сторон спора - необязательное первоначальное условие, но оно должно быть достигнуто до того, как действенная помощь всем сторонам будет предоставлена посредником.

В этой сфере нет правил судопроизводства. Процесс состоит из переговоров в присутствии или с участием посредника, иногда даже под его руководством.

Посредник, кроме предложения компромиссного решения, может оказывать и добрые услуги, такие как финансовая помощь в исполнении компромиссного соглашения или контроль за его исполнением. Один из примеров такой ситуации - посредническая деятельность Всемирного банка в споре между Индией и Пакистаном в 1951-1961 гг. по поводу Индийского водного бассейна, который не мог быть решен без финансовой помощи, предложенной банком.

Когда государства выступают как посредники, их влияние может содействовать разрешению спора. Как правило, государства имеют в своем распоряжении больше технических возможностей, чем частные лица. Негативная сторона - государство-посредник в отдельных случаях может быть озабочено, главным образом продвижением своих собственных интересов и использовать свое влияние в ущерб сторонам спора.

История знает много примеров посредничества, которые обычно были успешными, если посредник относился к числу великих держав. Особого внимания заслуживает роль Германии на Берлинском конгрессе 1878 г., роль Советского Союза в разрешении Индо-Пакистанского конфликта и роль США в мирных переговорах между Египтом и Израилем в 1978 г. С другой стороны, нельзя однозначно назвать успешным посредничество США и других ведущих мировых держав в долгосрочном конфликте между Израилем и Палестиной.

Существует и ряд связанных с посредничеством проблем. Почти неизбежно одна сторона выигрывает в ущерб другой. В этой связи посредник подвергает риску свои собственные отношения со спорящими сторонами. Это особенно очевидно в случаях вооруженных конфликтов; риск присутствует в таких ситуациях и для нейтральных государств. Кроме того, когда одна сторона соглашается с предложениями посредника, другая сторона обычно рассматривает это как признак слабости. Это приводит к нежеланию государств участвовать в качестве посредников в спорах.

Посредничество имеет наибольший шанс быть успешным в тупиковых ситуациях или в условиях угрозы обострения конфликта вплоть до военных действий. Эту процедуру стоит также использовать при разрешении конфликтов, имеющих второстепенное или местное значение. Благоприятными для такого вида урегулирования спора также можно назвать условия, когда спор в сущности уже разрешен (как в случае поражения в войне) и все что остается сделать - это определить последующие меры.

Как в практике международных отношений, так и международно-правовой литературе термин «добрые услуги» употребляется в различных значениях. В настоящее время доктрина определяет добрые услуги как одно из дипломатических средств мирного разрешения международных споров в виде «деятельности третьей стороны по установлению контакта между спорящими сторонами» .

К этому средству обращаются в тех случаях, когда спорящие государства не могут прийти к решению разногласия самостоятельно и третья сторона предлагает свои услуги с целью предотвращения дальнейшего обострения спора и содействия усилиям, направленным на его мирное урегулирование. Добрые услуги оказываются не участвующей в споре стороной (государством, международной организацией, известным общественным или политическим деятелем) в форме «установления контактов между спорящими сторонами, как в ответ на просьбу последних так и по инициативе третьей стороны» . Профессор И. П. Блищенко указывает, что: «Процедура оказания добрых услуг предусматривает, что третье государство создает условия для непосредственных контактов спорящих» . Более раскрытую формулировку добрых услуг встречаем у М. В. Яновского. Он пишет: «Добрыми услугами называются такие действия со стороны третьих (государств) держав, которые направлены на то, чтобы побудить спорящие стороны начать или возобновить между собой дипломатические переговоры с целью урегулирования спора» . В определении процедуры оказания добрых услуг болгарским ученым М. Геновски не указывается на возможную форму проявления этих действий. Он отмечает: «Добрые услуги состоят в различных действиях, которые имеют цель установить прямые переговоры между спорящими сторонами» . Точное и всеохватывающее определение понятия добрых услуг дано профессором Э. А. Пушминым: «Как институт мирного урегулирования добрые услуги представляют совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых переговоров между спорящими в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора» .

Предложение о предоставлении добрых услуг, независимо от того, инициируется ли оно третьей стороной или осуществляется по просьбе сторон в споре, должно быть принято всеми сторонами в споре. Причем, приемлемость осуществления добрых услуг должна быть обеспечена независимо от того, кем они предлагаются: государством, группой государств, международной организацией или физическим лицом. Нередко субъекту международного права, осуществляющему добрые услуги, стороны в споре предоставляют возможность выполнения более широких функций, путем выдвижения предложений по урегулированию спора. В подобных ситуациях действия третьей стороны рассматриваются уже как посредничество. Основным отличием этих средств мирного урегулирования является степень вовлеченности третьей стороны в процесс урегулирования спора.

Первая попытка выделения добрых услуг в отдельный институт была предпринята на Парижском мирном конгрессе в 1856 г., хотя тогда этот институт не был включен в текст Парижского трактата. Первым же многосторонним соглашением, предусмотревшим процедуру добрых услуг, стал Заключительный акт Берлинской конференции 1885 г. В ст. 11 этого договора говорилось: «В случае, когда Держава, пользующаяся правом верховенства или протектората в упомянутых ст. 1 Землях, подчиненных началам свободы торговли, будет вовлечена в войну, Высокие стороны, подписавшие настоящий Акт, и те, которые присоединятся к оному впоследствии, обязываются оказывать этой Державе свои добрые услуги».

Ст. 33 Устава ООН не упоминает добрые услуги. Тем не менее, ряд международных документов, принятых под эгидой ООН, указывают добрые услуги в качестве средства мирного урегулирования споров. Например, эта процедура предусматривается п. 5 Манильской декларации, гласящим, что «Государства стремятся в духе доброй воли и сотрудничества к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров с помощью любого из следующих средств: переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным соглашениям или органам или иными мирными средствами по своему выбору, включая добрые услуги». В резолюции 43/51 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1988 г. в п. 12 «Декларации 1988 года о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области», рекомендовалось, что «Совету Безопасности следует рассматривать возможность направления на ранней стадии миссий по установлению фактов или миссий добрых услуг, в качестве средства предотвращения дальнейшего обострения спора или ситуации в соответствующих областях». Генеральный секретарь ООН Б. Б. Гали отмечал: «Совет Безопасности и другие органы Организации Объединенных Наций возложили на Генерального секретаря выполнение различных задач, которые предполагают широкое применение добрых услуг. Это очень гибкий термин, поскольку он может означать как очень много, так и очень мало. Однако в наше время, когда на смену конфронтации должны прийти переговоры, я считаю, что добрые услуги Генерального секретаря могут оказать значительную помощь в поощрении государств-членов к решению их споров за столом переговоров. Как Генерального секретаря Организации Объединенных Наций меня вдохновляет позитивная реакция государств на предлагаемые мною услуги. Если две стороны не могут или не желают сесть за один стол, то в этом случае без помощи какой-либо третьей стороны, как, например, ООН - не обойтись. Но в такой ситуации каждая сторона должна чувствовать, что, отвечая на предлагаемые мною добрые услуги, она не окажется в проигрыше».

Практика применения добрых услуг весьма велика. До создания ООН наиболее заметными явились, например, добрые услуги, предложенные президентом США и побудившие в 1905 г. Россию и Японию, находившихся тогда в состоянии войны, приступить к переговорам, приведшим к заключению 5 сентября 1905 г. Портсмутского мира. Примером коллективного применения добрых услуг является мирное разрешение пограничного спора между Никарагуа и Гондурасом в 1937 г., согласившимися воспользоваться добрыми услугами правительств США, Коста-Рики и Венесуэлы.

Можно привести ряд примеров успешно проведенных добрых услуг, предоставленных в послевоенный период. Так, например, добрые услуги, оказанные: США в 1946 г. в связи с территориальным спором между Францией и Таиландом; Швейцарией в связи с франко-алжирским конфликтом 1960-1962 гг.; СССР в связи с индо-пакистанским конфликтом, успешно завершившимся в 1966 г. подписанием Ташкентской декларации; Францией в связи с вьетнамским конфликтом в начале 70-х годов.

Важным и довольно распространенным методом урегулирования или предотвращения споров и ситуаций является осуществление добрых услуг ООН и другими международными организациями. Среди удавшихся попыток примирения сторон можно указать индонезийский вопрос, при расследовании которого Совет Безопасности постановил «оказать добрые услуги сторонам с целью содействия в мирном разрешении их спора, сопровождавшегося военными действиями между вооруженными силами Нидерландов и Индонезии».

В 1956 г. добрые услуги ООН были осуществлены Генеральным секретарем от имени Совета Безопасности в палестинском вопросе для обеспечения соблюдения соглашения о перемирии. Особой формой добрых услуг стала учрежденная Советом Безопасности миссия, в составе: Соединенные Штаты и Соединенное Королевство, оказавшая помощь в тунисском вопросе при урегулировании ряда инцидентов между Францией и Тунисом. Нередко в практике международных организаций встречаются случаи предоставления добрых услуг должностными лицами этих организаций, как правило, Генеральными секретарями, специальными или личными помощниками.

Добрые услуги Генерального секретаря ООН использовались в урегулировании ситуации вокруг Афганистана и были предусмотрены в соглашениях по урегулированию этого вопроса, заключенных в Женеве 14 апреля 1988 г. П. 7 Соглашения о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану, предусмотрено следующее: «Представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций предоставляет свои добрые услуги Сторонам и в этой связи будет содействовать в организации таких встреч и участвовать в них. Он может представить Сторонам на их рассмотрение и одобрение предложения рекомендации по безотлагательному, добросовестному и полному выполнению положений документов».

Процедура применения добрых услуг на региональном уровне закреплена в ряде региональных соглашений. Наиболее подробно она освещена в соглашениях американских государств (Межамериканский договор 1936 г. о добрых услугах и посредничестве, рад статей Пакта Боготы 1948 г., а также Устав ОАГ).

Устав ОАГ содержит статью, устанавливающую, что если одна из сторон в споре обращается к Постоянному Совету с просьбой об оказании добрых услуг, то совет оказывает помощь сторонам и рекомендует процедуры, которые, по его мнению, следует применять для мирного разрешения спора. В рамках этих полномочий Совет может прибегнуть к процедуре по установлению фактов, а также учреждать специальные комитеты.

В практике Лиги арабских государств, согласно ст. 5 Пакта ЛАГ, на Совет возложена функция по «предоставлению своих добрых услуг с целью примирения», в случае возникновения спора между государствами-членами или государствами-членами и другими государствами, который может привести к войне. На практике Совет применяет добрые услуги и другие средства мирного урегулирования независимо от того, угрожают они миру или нет. В одних случаях это делается непосредственно Советом, а в других - для выполнения этих функций создаются специальные органы.

Хартия Организации африканского единства в ст. XIX упоминает лишь посредничество, не выделяя добрые услуги в качестве самостоятельного средства мирного урегулирования споров.

На европейском уровне добрые услуги предусмотрены рядом соглашений в рамках ОБСЕ и других договоров. В Разделе V Заключительного Акта СБСЕ, озаглавленном «Решение споров», в числе прочих средств мирного урегулирования споров, указывается на «добрые услуги». В Разделе VIII того же документа при описании процедур Механизма СБСЕ по урегулированию споров отмечается, что «Замечания или советы Механизма могут касаться начала или возобновления процесса переговоров между сторонами, или принятия какой-либо другой процедуры урегулирования споров, такой как установление фактов, примирение, посредничество, добрые услуги, арбитраж или судебное разбирательство, или какого-либо видоизменения любой подобной процедуры или их сочетания, или какой-либо иной процедуры, которую он может указать в связи с обстоятельствами спора или каким-либо аспектом любой подобной процедуры».

Мирное разрешение международных споров самими спорящими сторонами посредством переговоров и консультаций не исключает, а в ряде случаев предполагает содействие в регулировании международных разногласий третьих, не причастных к конфликту государств, международных организаций и их органов. Такое содействие может осуществляться в различных формах, объединяемых в рамках примирительной международной процедуры.

Простейшей формой содействия разрешению межгосударственных споров со стороны третьих государств являются их добрые услуги. Добрые услуги (boks offices) - это деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемая по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленная на установление или возобновление прямых контактов между спорящими в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора.

Как международно-правовой институт добрые услуги были закреплены в конце XIX начале XX века в ряде двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. Однако дипломатическая практика еще в восемнадцатом веке разграничивала добрые услуги и смежное средство мирного урегулирования - посредничество, справедливо усматривая различные правовые последствия, к которым приводило их применение.

Институирование добрых услуг связано с работой первых в истории человечества Гаагских конференций мира, созванных по инициативе России в 1899 и 1907 годах. Принятые на конференциях Конвенции о мирном решении международных столкновений в ст.2,3,6 предусматривали принятие добрых услуг или посредничества "одной или нескольких дружественных держав в случае важного столкновения или разногласия.

Однако Гаагские Конвенции, действующие и поныне, регламентировали процедуру добрых услуг лишь в связи с процедурой посредничества. В дальнейшем институт добрых услуг получил развитие в ряде международно-правовых документах.

В современных условиях добрые услуги в качестве международно-правового средства в системе мирных способов разрешения международных споров, названных в п.6 Декларации об укреплении международной безопасности, принятой на 25 сессии Ассамблеи ООН 16 декабря 1970 г.

Добрые услуги обычно применяются: в случае одной или обеих спорящих сторон начинать переговоры по спорному вопросу; при безрезультатности прямых переговоров между ними; когда после обращения конфликтующих государств к другим мирным средствам они также не принесли положительного результата.

Задача третьих государств, оказывающих добрые услуги, состоит в содействии ознакомлению позиций сторон путем налаживания прямых непосредственных контактов между ними. Деятельность третьих сторон осуществляется в тактичных, гибких и деликатных формах - пожеланиях, предложениях, советах сторонам.

Как институт мирного урегулирования добрые услуги представляют совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств и международных организаций; осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых переговоров между спорящими в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора.

Ч. Хайд пишет, что термин "добрые услуги" не имеет совершенно точного значения. Д. Брайерли утверждает, что добрые услуги вообще "являются политическими процессами, которые едва ли входят в область международного права". Д. Грейг добрые услуги ив системы мирных средств разрешения споров под тем предлогом, что они якобы "не имеют определенной правовой основы" 11 Раппорт М.Я. Посредничество в современном международном праве. Л., 1986 г.-С.34..

Государство, добрые услуги может следующие функции: а) стремиться установить непосредственный контакт между спорящими сторонами; б) может стать связующим звеном между ними после начала прямых переговоров. Однако в самих переговорах оно участия не принимает, если только стороны сами об этом не попросят.

Статья Х Боготинского пакта устанавливает; "В случае, если стороны встретились и возобновили непосредственные переговоры государства или граждане, предложившие свои добрые услуги, или принявшие предложение оказать их не должны предпринимать никаких дальнейших действий; они могут, однако, при согласии сторон.присутствовать при переговорах".

Спорящие стороны всегда вправе принять или отклонить предложение государств, оказывающих добрые услуги. В то же время пожелания и предложения государств, выступающих с добрыми, в морально-политическом плане имеют определенно практическое значение, поскольку могут служить основой для дальнейших переговоров между спорящими.

По своей природе институт добрых услуг тесно связан с другим средством мирного урегулирования споров " посредничеством. Долгое время ни практика, ни доктрина не разграничивали эти институты. В дальнейшем И. Блюнчли, А.Бульмаринк, А.Ривъе, Х Мейер, П. Казанский, Н. Захаров, Г.Никольский, рассматривал добрые услуги и посредничество как самостоятельные международно-правовые институты, указывали на различие между ними по степени содействия третьих держав разрешению спора.

Другие автора - Ф. Мартене, Л. Комаровский, В.Раневский, И. Фуршо, В. Грабарь - шли дальше, пытаясь установить правовое различие между этими институтами. Так, Ф.Мартене писал, что посредничество отличается от добрых услуг в отношении: происхождения, прав и обязанностей посредничающей державы и окончательной цели мулации. В. Грабарь указывал на способ установления добрых услуг и посредничества.

В современной зарубежной доктрине Ч. Хзйд запутывает этот вопрос, утверждая, что посредничество - это не только результат предложения добрых услуг, но также и проявление их применения.

П. Гуггенхейм и Г. Майер-Линдерберг сводят различие между добрыми услугами и медиацией только к степени участия третьего государства в переговорах по устранению спора. Г.Даам утверждает, что посредничество является особым способом добрых услуг, смешивая таким образом эти институты мирного урегулирования международных споров.

Отечественные юристы отграничивают добрые услуги от посредничества, указывая не только на разную степень содействия третьих государств, но также на различия в порядке возникновения этих мирных средств и в правовом положении третьих государств.

И только В. И. Лисовский высказывал особое мнение. Он пишет: "Различают следующие виды посредничества, добрые услуги, собственно посредничество" 11 Раппорт М.Я. Посредничество в современном международном праве. Л., 1986 г.-С.34.. Однако согласиться с ним нельзя. Добрые услуги и посредничество при всей их сходности самостоятельные средства мирного урегулирования, а их различия не сводятся только к степени содействия третьих государств. При посредничестве наступают различные правовые последствия не только для посреднических государств, но и для самих спорящих сторон, чего нет при добрых услугах. Это одно из существенных обстоятельств, известные дипломатической практике, оставлены без внимания международно-правовой доктриной.

Исходя из сущности добрых услуг и посредничества, можно выделить следующие критерии их разграничения: способ возникновения; цели и задачи; права и обязанности; практика применения.

Способ возникновения. Посредничество может иметь место только при обоюдном согласии спорящих сторон. Несогласие хотя бы одной из них исключает возможность медиации. Для добрых услуг может оказаться достаточным самого факта их предложения и согласия одной из спорящих сторон. Действительно, само по себе предложение добрых услуг со стороны государства, искренне заинтересованного в прекращении конфликта между спорящими, при согласии на это со стороны одной из конфликтующих держав, дает возможность смягчить напряженность в отношениях между ними, в принципе определить их позиции. В результате этого возможно создание условий, благоприятных для организации непосредственных переговоров между спорящими сторонами, что как раз и является целью добрых услуг. Другое дело - добиться права давать советы, делать конкретные рекомендации относительно методов и условий мирного решения, то есть принятия активного участия в обсуждении спорных вопросов. Такие действия третьи государства могут предпринять только при обоюдном согласии обеих спорящих сторон, то есть когда добрые услуги переходят в посредничество.

Цели и задачи государств, оказывающих добрые услуги и посредничество. Конечная цель добрых услуг и посредничества одна - содействие мирному урегулированию спора, упрочнению мира, но непосредственные цели и задачи разные. Задача государства, оказывающего добрые услуги, сводится к тому, чтобы побудить спорящих начать переговоры или возобновить прерванные отношения, добрый совет окончить спор мирным путем и создать благоприятную обстановку для этого. Государства, оказывающие добрые услуги, становится как бы следующим звеном, своего рода передаточной инстанцией между спорящими с целью создания возможности для прямых переговоров между ними, на чем его функции и заканчиваются. В самих переговорах, организованных с их помощью, третьи государства участия не принимают.

В отличие от добрых услуг посредничество, по справедливому мнению Ф. И. Кожевникова, означает не только вступление третьих государств в переговоры между спорящими сторонами, но и самостоятельное в них участие, а часто даже "направление этих переговоров для разрешения споров в духе, который кажется справедливым по мнению посредника для обеих сторон" 11 Кожевников Ф.И. К вопросу о мирных средствах разрешения международных споров. 1965г.-С.45. . Роль посредника нельзя свести к роли передаточной инстанции. Сфера его деятельности более широка, чем в стадии оказания добрых услуг "Посредничество,-писал Г. Николсон,- представляет собой гораздо более официальный метод и подразумевает, что Посредник будет участвовать в переговорах" 22 Раппорт М.Я. Посредничество в современном международном праве. Л., 1986 г.-С.34..

Посредник обязан выработать основу соглашения, для чего он, принимал активное участие в переговорах сторон, дает советы, рекомендации, вносит свои собственные проекты разрешения спора.

Отсюда вытекает следующее различие между добрыми услугами , и посредничеством - в правах и обязанностях осуществляющих их государств.

Поскольку задача государства, оказывающего добрые услуги, ограничена установлением непосредственного контакта, между спорящими сторонами, то правомочие его на этом этапе заканчивается. Для посредника же после организации переговоров между сторонами права и обязанности только наступают. Например, такими правами посредник, как участие в переговорах между сторонами с начала до конца, внесение самостоятельных предложений по примирению сторон, не редко - право руководства переговорами, государство в стадии оказания добрых услуг не обладает.

Практика применения добрых услуг и посредничества. Находящиеся в споре государства, как правило, предпочитают добрые услуги, а не посредничество третьих государств, поскольку последние при добрых услугах не могут активно вмешиваться в решение спора, когда стороны ведут непосредственные переговоры между собой. Отмеченные различия между добрыми услугами и посредничеством ни в коей мере не должны переоцениваться. И добрые услуги, и посредничество являются дипломатическими средствами мирного урегулирования, непременно связанными с участием третьих, не причастных к конфликту держав. Их процедура, в отличие от судебной или арбитражной, не связана с заранее определенными процессуальными правилами. Они должны осуществляться на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права. Между этими институтами существует тесная связь, состоящая в том, что в зависимости от конкретных обстоятельств, степени остроты спора, позиции и волеизъявления сторон, достаточно добрых услуг, в других случаях добрые услуги могут перерасти в посредничество.

Современная международная практика показывает, что добрые услуги не без успеха применялись как первоначальная стадия в мирном разрешении ряда межгосударственных конфликтов, и прежде всего территориальных и пограничных.

Современная межгосударственная практика показывает, что в тех случаях, когда добрые услуги применяются на основе неуклонного соблюдения основных принципов и норм современного международного права, уважение суверенных прав и интересов спорящих государств и их искреннего стремления к мирному урегулированию разногласий, они приводят к взаимоприемлемым результатам.

Добрые услуги способствуют созданию благоприятной обстановки для установления непосредственных контактов между спорящими сторонами, определения сближения позиций. А это в конечном, итоге приводит к урегулированию международных конфликтов и разногласий на взаимоприемлемой основе, развитию миролюбивых отношений между государствами.

Посредничество является древнейшим (после переговоров) средством мирного разрешения споров. Возникнув как специфический институт внутреннего права в Древней Греции (проксения и ксения) и Древнем Риме, посредничество постепенно трансформировалось в самостоятельный международно-правовой институт и стало применяться для регулирования межгосударственных разногласий в международных отношениях разных эпох.

Международно-правовой институт посредничества можно определить как совокупность норм, регулирующих содействия третьих государств в мирном разрешении международных споров, осуществляемое по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте сторон и состоящее в ведении посредником переговоров со спорящими на основе его предложений с целью мирного урегулирования разногласий.

В важнейших международно-правовых документах этот институт мирного урегулирования закреплен на втором месте после переговоров. Это не случайно. По своей сущности посредничество является одним из специфических видов переговоров в широком смысле как формой дипломатического урегулирования международных разногласий. В отличие от юридических способов процедура посредничества и непосредственных переговоров не связана с строго определенными процессуальными правилами и должно основываться на точном и неуклонном соблюдении основных принципов и норм международного права., взаимном уважении прав, и интересов участников переговоров.

Собственно посредничество - это переговоры на более широкой основе, то есть с участием третьих государств или международных организаций. Если при прямых переговорах спорящие стороны сами непосредственно решают свой спор, то при посредничестве им помогают третьи государства. Это означает, что если при непосредственных переговорах определенные права и обязанности возникают только у участников спора, то при посредничестве соответствующими правами наделены третьи государства.

"Посредник,- подчеркивает польский юрист А. Клафковский, - оказывает сторонам содействие при решении спора наипростейшим наиболее непосредственным способом, избегая формальностей" 11 Раппорт М.Я. Посредничество в современном международном праве. Л., 1986 г.-С.34..

Цель посредничества, как и других мирных средств разрешения спора, состоит в урегулировании разногласий на взаимоприемлемой для сторон основе. При этом как показывает практика, задачей посредничества является не столько окончательное разрешение всех спорных вопросов, сколько общее примирение спорящих, выработка основы соглашения, приемлемого для обеих сторон. При посредничестве третья сторона обязана подготовить основу взаимопонимания, "выработать базу для достижения соглашения между заинтересованными сторонами". Поэтому основными формами содействия третьих государств должны быть их предложения, советы, рекомендации, а не обязательные для сторон решения.

Посредник - примиритель, а не судья между спорящими. Он высказывает свое мнение, советует, рекомендует, предлагает, но редко решает спор окончательно. Последнее, решающее слово остается всегда за спорящими. Они, и только они, являются одновременно и сторонами и судьями в собственном споре. Это вытекает из принципов суверенитета, равноправия, невмешательства во внутренние дела государства.

Факультативный характер посредничества, представляющий сторонам достаточную свободу действий, служит гарантией суверенитета государств.

Посредник, будучи весьма активным участником и центральной фигурой переговоров располагает достаточно широким комплексом прав, реализуя которые он в состоянии существенно влиять на ход и результаты разбирательства спора. Можно выделить следующие права посредника: участвовать во всех переговорах сторон, смягчать категоричные заранее неприемлемые требования сторон, вносить самостоятельные предложения по примирению спорящих сторон.

Все это налагает на посредника ряд обязанностей: неуклонно соблюдать основные принципы и нормы современного международного права; оказывать сторонам помощь в достижении мирного исхода переговоров; не допускать каких-либо попыток диктата; соблюдать полное беспристрастие, воздерживаться от какого-либо содействия одной из сторон в ущерб другой; уважать суверенитет сторон.

На сторонах в свою очередь лежат обязанности: обеспечивать посреднику возможность осуществлять свои функции; создавать все необходимые условия для успеха переговоров; воздерживаться от действий, могущих нанести ущерб правам и достоинству медиатора; уважать права, предоставленные ему соглашением о посредничестве; проявлять максимум стремления к миру; не настаивать на заранее неприемлемых требований и притязаний.

Посредническая миссия - это выражение спорящими государствами равного доверия к третьей стороне, и тот, кто ее выполняет, должен надлежащим образом оценить оказанную ему честь. Поэтому посредник не должен злоупотреблять оказанным доверием в ущерб одной из спорящих сторон и обязан соблюдать полную беспристрастность при осуществлении своих функций. Он обязан воздерживаться от любого содействия, как тайного, так и явного.

Разумеется, доверие должно быть взаимным и стороны также обязаны активно помогать посреднику в осуществлении его миссии.

Итак, посредничество как одно из средств мирного разрешения споров предполагает обладание определенными и выполнение определенных обязанностей всеми его участниками, стремление государств к сотрудничеству и согласию, к взаимному учету интересов друг друга.

Добрые услуги

Добрые услуги - это такой способ разрешения спора, при кото­ром сторона, не участвующая в споре , по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегу­лирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобнов­лении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует ; ее задача - облег­чить взаимодействие спорящих сторон.

ПРИМЕР: Во время Карибского кризиса в 1962 г. СССР согласился на добрые услуги Генерального секретаря ООН, что содействовало переговорам с США, в результате которых была обеспечена безопасность Кубы. В 1965 г. СССР оказал добрые услуги Индии и Пакистану. В результате эти страны подписали Ташкентскую декларацию 1966 г. Генеральный секретарь ООН оказывал добрые услуги при мирном урегулировании в Афганистане. Возможность использования их была предусмотрена в соглашениях о мирном урегулировании в этой стране 1988 г.

Посредничество

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организа­ции), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Гаагские конвенции о мирном разрешении международных споров 1899 и 1907 гг. (далее - Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. ) установили, что роль посредника заключается в согласовании конфликтных претензий и умиротворении чувств сопротивления сторон.

Посредниками могут быть как государства, так и международные органы и организации, а также отдельные лица.

ПРИМЕР: Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН не раз участвовали в посредничестве через Генерального секретаря. Посредником в споре между Индией и Пакистаном в 1952 г. был Международный банк реконструкции и развития. В 1979 г. посредником в споре между Чили и Аргентиной был католический кардинал.

Особенность процедуры посредничества - неформальность и конфиденциальность . Предложения посредника не обязательны для сторон. Результаты посредничества находят отражение в совместном коммюнике, соглашении или в джентльменском соглашении.

Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними. Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех споря­щих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель по­средничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согла­совании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои про­екты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

40. Статут Международного Суда ООН, в каких случаях спор передается на рассмотрение Международного суда?



Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией, он не рассматривает дела военных преступников.



Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Спор передается на рассмотрение Международного суда ООН с согласия спорящих сторон. Если же спорящие стороны сделали особое заявление о признании обязательной юрисдикции Международного суда ООН, то Суд может рассмотреть спор по требованию одной из сторон в споре.

Важные выдержки из Статута МС ООН:

ГЛАВА II: Компетенция Суда

1. Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

2. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним, Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию , относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

1. Суд открыт для государств, являющихся участниками настоящего Статута .

2. Условия, на которых Суд открыт для других государств, определяются Советом Безопасности, с соблюдением особых постановлений, содержащихся в действующих договорах; эти условия ни в коем случае не могут поставить стороны в неравное положение перед Судом.

3. Когда государство, не состоящее Членом Объединенных Наций, является стороной в деле, Суд определяет сумму, которую эта сторона должна внести на покрытие расходов Суда. Это постановление не применяется, если данное государство уже участвует в расходах Суда.

1. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами , и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

2. Государства - участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

a) толкования договора;

b) любого вопроса международного права;

c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.