Состав, территория и официальные языки Европейского Союза. Условия и порядок вступления новых государств-членов

Введение.

Вхождение в состав ЕС оказывает существенное воздействие на трансформацию национальных правовых систем государств-членов. Вносятся изменения в национальные конституции и законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере, передаваемой в ведение ЕС. Во Франции в Конституцию введена новая глава, посвященная Сообществам и Союзу, в ФРГ в той или иной степени пересматривается почти треть положений основного закона, в Ирландии трансформированы принципы построения институциональной структуры государства. Практически все государства-члены ЕС, находясь или вступая в ЕС, вынуждены приспосабливать национальные правовые системы и практику к положениям европейского права.

Предмет, цели и задачи исследования.

Предметом исследования работы является изучение общественных отношений, связанных с функционированием механизма расширения ЕС, процедурой приема членов в ЕС и последствиями присоединения.

Основной целью работы является анализ формирования механизма и практики расширения Европейского Союза, условий принятия в члены Союза. В этой связи в работе изучались такие задачи как процесс формирования прием новых членов в состав ЕС.

Порядок вступления новых государств в Европейский Союз.

Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.
Основных требования к государству-кандидату:
- государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;
- государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.
Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:
1) стабильность государственных и общественных институтов;
2) гарантии демократии;
3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;
4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.
В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.
Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.
Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС.
Договор о присоединении 2003 г. Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерлан-ды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата - Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них состоялся в 2007 г.
Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.



Члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония =27.
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.
Францией - Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Майотта Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории.
Соединенным Королевством - Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.
Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе).
В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.
утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную "поглотительную вместимость" для этого.
Соглашение Европейского союза от 1992 года, или Маахстристского Соглашения, гласит, что любая европейская страна, которая соблюдает принципы ЕС, может подать заявление на присоединение. Нет никаких уточнений относительно возможности принятия в союз неевропейских стран, но прецеденты отклонения заявления Марокко и диалог о близкой интеграции Израиля, в формате "исключая полное членство" указывает, что присоединение неевропейских государств к ЕС является невозможным.
Были большие споры относительно того, является ли Турция европейской страной, на основании, что только 3 % её территорий находятся в географической Европе (к западу от Стамбула), и её столица, Анкара, располагается в Азии. Некоторые наблюдатели подчёркивали, что многие европейские государства не желают вступления Турции в ЕС, аргументируя это тем, что страна, где более, чем 90 % населения исповедуют ислам не может быть частью Европы, где основной религией является христианство.
ЕС начал переговоры о вступлении с Анкарой 3 октября 2005 однако, согласно Структуре Ведения переговоров с Турцией, которая была принята в тот же самый день, переговоры остаются "открытым процессом, результат которого нельзя гарантировать заранее."
Сторонники расширения также утверждают, что между Анатолийской и европейской историей есть много общего от Александра Великого до Османской империи, и что географический аргумент в этом случае не играет решающей роли.
Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.
Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.
Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.
Права человека, являются правами, которыми обладает каждый человек, потому, что он / они является человеческим существом, права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям. Раз это неотъемлемое право, то это означает, что им нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство).
Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, считается наиболее авторитетной формулировкой в области прав человека, хотя у нее нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, чем у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьезного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы.

Стремясь не допустить размывание правовых и социально-экономических основ интеграционного объединения, вызванных различиями в подходах и понимании условий присоединения государства-члены Европейских сообществ избрали принципиально иной путь оформления вступления новых членов, нежели это было предусмотрено в первом учредительном акте - Договоре о создании ЕОУС. Согласно Римским договорам 1957 г. и всем последующим учредительным актам вхождение в состав интеграционного объединения новых государств оформляется путем заключения специального Договора о присоединении, его составной частью становится Акт о присоединении и целый пакет иных правовых документов, которые воспроизводят, уточняют и подтверждают положения учредительных актов и актов вторичного права и которые после вступления Договора в силу рассматриваются как дополнение к Договорам, учреждающим Сообщества и Европейский Союз. Подобный путь согласования взаимных интересов в процессе присоединения остается достаточно сложным, необходимость детальной проработки и закрепление в пакете документов о присоединении обязательств, вытекающих из вступления в Сообщества и Союз, безусловно, удлиняет и делает более сложной саму процедуру присоединения. Однако длительность подобного рода процедуры в значительной мере компенсируется достижением сравнительно более удовлетворительного с точки зрения обеспечения интересов Сообщества и ЕС результата. Он позволяет закрепить в правовых документах не только само обязательство соблюдения положений права ЕС, но и подтвердить восприятие этих правовых установлений всеми государствами-членами на равной основе безотносительно ко времени их вступления в Сообщества и ЕС. Таким образом, в действительности «свободное присоединение» облекается в весьма жесткие формы, а сама возможность свободного вступления в ЕС ставится в прямую зависимость от восприятия основных целей и задач интеграционных объединений и всего созданного в рамках Сообществ правопорядка, не имеющего прямых аналогов в международном или внутреннем праве отдельных государств-членов.

Таким образом, складывается процедура, позволяющая отсеивать уже на предварительных стадиях, государства, не отвечающие требованиям и не обеспечивающие реформирование всех общественных и государственных структур в соответствии с принципами и целями ЕС.

Ситуация, сложившаяся в результате расширения 2004 г. во взаимоотношениях России и ЕС, подтверждает, что существующий механизм расширения в рамках Европейского Союза не создает возможностей для предварительного урегулирования спорных вопросов и проблем не только внутри ЕС при его расширении, но и во взаимоотношениях с третьими государствами. В результате сопредельным странам, что, в частности, касается России, приходится искать решения, поскольку института предотвращения возможных споров и разногласий механизм расширения ЕС не содержит.

Заключение.

ЕС открыт для новых государств, желающих вступить в союз и стать его частью. Для того, чтобы стать государством-кандидатом на вступление в ЕС государство должно соответствовать следующим критериям:

· быть европейским, то есть принадлежать к европейской цивилизации, независимо от территориального положения государства;

· уважать основные принципы Договора о ЕС, а именно: принципы демократии, свободы, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права;

· стабильное функционирование и развитие государственных и общественных институтов;

· быть демократическим и предоставлять своим гражданам гарантии демократии;

· обеспечивать верховенство права и закона, соблюдение прав человека и гражданина, включая защиту национальных меньшинств;

· наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения;

· достижение совместимости правовой системы с правовой системой ЕС.

При наличии всех указанных критериев, и, следовательно, после подачи заявки на вступление в ЕС, государство становится кандидатом.

После подачи заявки Европейская Комиссия проводит переговоры с государством-кандидатом о состоянии дел и соответствию вышеозначенным критериям. По результатам проведенных переговоров Европейская Комиссия предоставляет отчеты в Совет.

В случае, если Совет единогласно одобряет кандидатуру, следующим этапом государство должно пройти одобрение в Парламенте. После того, как Европейский Парламент абсолютным большинством голосов одобряет вступление государства в ЕС, созывается конференция представителей всех государств-членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении.

Договор подлежит ратификации во всех государствах-членах ЕС и в самом государстве-кандидате, которое после проведения ратификационных процедур становится государством-членом ЕС.

На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.

Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции. В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы. В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.

Что такое Евросоюз

Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.

Задачи Маастрихтского договора:

  1. Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
  2. Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
  3. Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
  4. Снижение уровня преступности.

Основные последствия заключения договора:

  • введение единого европейского гражданства;
  • отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;

Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.

Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году


Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

Членством Евросоюза обладают следующие государства:

  1. Хорватия;
  2. Нидерланды;
  3. Румыния;
  4. Франция;
  5. Болгария;
  6. Люксембург;
  7. Италия;
  8. Кипр;
  9. Германия;
  10. Эстония;
  11. Бельгия;
  12. Латвия;
  13. Великобритания;
  14. Испания;
  15. Австрия;
  16. Литва;
  17. Ирландия;
  18. Польша;
  19. Греция;
  20. Словения;
  21. Дания;
  22. Словакия;
  23. Швеция;
  24. Мальта;
  25. Финляндия;
  26. Португалия;
  27. Венгрия;
  28. Чехия.

Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.

Какие требования к кандидатам на вступление

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе


Сегодня в статусе кандидатов на вступление в Европейский союз пребывают следующие ассоциированные члены ЕС:

  • Турецкая республика;
  • Республика Албания;
  • Черногория;
  • Республика Македония;
  • Республика Сербия.

Правовое состояние Боснии и Герцеговины, Республики Косово – потенциальные кандидаты.

Заявление на членство Сербия подала в декабре 2009 года, Турция — 1987 году. Следует отметить тот факт, что, если Черногория, подписавшая в 2010 году соглашение об ассоциации, станет членом ЕС, для россиян это может обернуться введением визового режима и, возможно, закрытием границ балканского государства.

Несмотря на стремление большинства стран стать членами международной организации, существуют и такие, какие выявляют желание выйти из него. Красочным примером может быть Англия (Великобритания), заявившая о возможности выхода в январе нынешнего года. Желание британцев обусловлено наличием ряда причин, в числе которых долговой кризис Греции, снижение уровня конкурентоспособности продукции стран, входящих в ЕС, на мировом рынке и прочие обстоятельства. Провести референдум по поводу выхода из Евросоюза Великобритания планирует в 2017 году.

Процесс выхода из состава ЕС регламентируется пунктами Лиссабонского договора, который имеет законную силу и действует с декабря 2009 года.

После выполнения ими ряда требований по трем критериям:

  • политического: стабильность учреждений, гарантирующих демократию, верховенство права, соблюдение прав человека и защита прав меньшинств;
  • экономического: действующее рыночная экономика;
  • "Членского": обязательства, вытекающие из факта вступления в ЕС, в частности признание его политических, экономических и монетарных целей.

Так называемые "копенгагенские критерии" или критерии вступления были подтверждены в декабре г. на Мадридском заседании Европейского Совета, которая подчеркнула, кроме того, значение перестройки административных структур страны-заявителя и создание условий постепенной гармоничной интеграции в ЕС .

Впрочем ЕС оставляет за собой право определять момент, когда он будет готов принять новых членов.


1. Критерии членства в Европейском Союзе

Во время переговоров о присоединении со странами-кандидатами, происходит регулярный мониторинг соблюдения Копенгагенских критериев. На основе данных мониторинга, принимаются решения о присоединении и при присоединении страны, и действия, которые необходимо прежде осуществить.

Критерии членства в Европейском Союзе (англ. European Union Membership criteria ) Определены в трех документах:

При принятии в 1993 году, не существовало механизма, который бы гарантировал, что существующие страны-члены ЕС отвечают этим критериям. Однако было принято решение следить за соблюдением этих критериев, вслед за "санкциями", наложенными на правительство Австрии Вольфганга Шуселя (нем. Wolfgang Sch?ssel ) В начале 2000 года правительствами других 14 стран-членов Союза. Эти договоренности вступили в силу 1 февраля 2003 в рамках Ниццкого договора .


2. Географические критерии

Статья 49 (бывшая статья O) Договора о создании Европейского Союза (TEU) или Маастрихтский договор определяет, что любая Европейская страна, которая уважает принципы ЕС может подавать заявку на присоединение. О приднання в ЕС не-европейских стран не упоминается, но по известным прецедентов отказа Марокко и переговоров о тесную интеграцию Израиля свидетельствуют о невозможности присоединения не-Европейских стран. Однако, существуют различные определения европейскости, и вопрос принадлежности страны к Европе является "предметом политических дискуссий" Европейской Комиссии , и, что важнее Совета .

Существуют прецеденты, когда части стран-членов ЕС расположены за пределами Европы, например, Французская Гвиана находится в Южной Америке и является составной частью Франции . Гренландия которая является частью континента Северной Америки , присоединилась к Европейского экономического сообщества в 1973 как зависимая от Дании территория, но решила покинуть ЕС в 1983 году, через 4 года после получения права на внутреннее самоуправление.

Границы Европы согласно одной из точек зрения.

Европейская территория европейских государств

Территория европейских государств в Азии

Территории, которые иногда относят к Европе

7. Юридическая гармонизация

Последним критерием, который не относится к Копенгагенских, является требование, чтобы все будущие члены согласовывали свое законодательство с Европейськиы актами, также известными как наследие сообщества или acquis communautaire. При подготовке к каждому присоединения, достижения разбивается на отдельные разделы, каждый из которых относится к отдельной отрасли. Во время пятой волны увеличения Европейского Союза, которой было присоединено Болгарию и Румынию в 2007 году, достижения были разделены на 31 раздел. Для переговоров с Хорватией и Турцией , был разделен на 35 разделов.


Примечания

Www.networkeurope.org / feature / georgias-eu-accession-hopes Retrieved 16.03.2010

  • Coe Member States http://www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en - www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en Retrieved 16.03.2010
  • Other European Countries According To The EU http://europa.eu/abc/european_countries/others/index_en.htm - europa.eu / abc / european_countries / others / index_en.htm Retrieved 16.03.2010
  • Состав Европейского Союза, подобно самой организации, формировался тоже постепенно. За время, прошедшее с момента основания Европейских сообществ, он увеличился в четыре с половиной раза, и это не предел.

    Первоначальными участниками были шесть стран Западной Европы: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция. В таком составе три Европейские сообщества функционировали в 50-е и 60-е гг. XX столетия .

    Первое расширение Европейских сообществ произошло в 1970-е гг.: в 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия (вступление осуществлялось одновременно в ЕЭС, ЕОУС и Евратом).

    В 1980-е гг. количественный состав государств – членов Сообществ возрос с 9 до 12: в 1981 г. вступила Греция, а в 1986 г. – Испания и Португалия.

    Именно представители вышеперечисленных 12 государств в 1992 г. подписали Договор о Европейском Союзе, вступивший в действие в следующем году (1 ноября 1993 г.). С этого времени новые государства вступают непосредственно в ЕС по правилам, изложенным в ДЕС.

    Впервые подобная процедура была использована в 1995 г., когда членами Союза и Сообществ стали Австрия, Финляндия и Швеция. Всего, таким образом, к началу XXI в. ЕС включал 15 государств-членов.

    В 2004 г. состоялось масштабное расширение Европейского Союза на Восток. С 1 мая этого года членами Союза стали сразу 10 государств, в том числе три республики бывшего Советского Союза (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран из бывшего социалистического лагеря (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения) и два островных государства в Средиземном море (Кипр и Мальта) .

    В 2005 г. подписан договор о присоединении к Союзу еще двух восточноевропейских государств – Болгарии и Румынии. Этот документ вступил в силу 1 января 2007 г. Таким образом, с 2007 г. количество государств – членов ЕС достигло 27.

    Однако это не последнее расширение состава ЕС. В настоящее время еще несколько стран официально признаны государствами-кандидатами и начали или готовятся начать переговоры о своем вступлении в Союз. К середине 2011 г. государствами- кандидатами были признаны Исландия, Македония, Хорватия, а также Турция, возможный прием которой в ЕС вызывает наибольшие споры и вряд ли состоится в ближайшие годы .

    Также существуют так называемые потенциальные кандидаты. Этот термин, используемый в текущем законодательстве ЕС , обозначает страны, в отношении которых ЕС на политическом уровне заявил о готовности принять их в свой состав, но в неопределенном будущем (кратко – страны, имеющие "европейскую перспективу"). Для получения статуса государств-кандидатов этим странам еще предстоит предпринять серьезные экономические и политические реформы, которые позволят им начать реальные переговоры о присоединении. К указанной группе в середине 2011 г. относились страны Балканского полуострова (за исключением тех, которые уже являются государствами-членами или государствами-кандидатами): Албания, Босния-и-Герцеговина, Сербия, Черногория.

    Наконец, руководство еще ряда стран (в том числе неевропейских) в разные годы выражало желание видеть свои государства в будущем членами ЕС. Сюда относятся, в частности, некоторые страны СНГ (Украина, Молдова), а также ранее входившая в СНГ Грузия . Россия официально не ставит целью стать членом ЕС, но стремится к созданию с ЕС "общих пространств" в экономической и других сферах общественной жизни, что предполагает гармонизацию законодательства России с правом ЕС .

    Каковы условия приема в Союз новых государств-членов? Непосредственно в учредительных документах ЕС закреплены две группы основных требований (ст. 49 ДЕС).

    Во-первых, государство должно быть европейским, правда, сам этот термин не расшифровывается ("Любое европейское государство... может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза"), На практике понятие "европейское государство" рассматривается не только с точки зрения географического положения государства, но и с учетом культуры страны, включая ее политические и правовые традиции .

    Во-вторых, государство, желающее стать членом ЕС, должно уважать ценности, на которых основан Европейский Союз, и принять на себя обязательство проводить их жизнь. Сюда относятся, прежде всего, "уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам" (ст. 2 ДЕС).

    Наряду с основными требованиями, закрепленными в ДЕС, к государствам-кандидатам предъявляются и другие условия. Эти дополнительные условия названы в ст. 49 ДЕС "критерии соответствия". Их устанавливает высший институт политической координации ЕС – Европейский совет, в состав которого входят руководители всех государств-членов .

    Дополнительные условия относятся к экономической, политической и правовой системам государства-кандидата. Они известны под названием "Копенгагенские критерии", поскольку были установлены на сессии Европейского совета, проходившей в Копенгагене 22 июня 1993 г. (впоследствии в них вносились некоторые уточнения и дополнения).

    В качестве экономических требований Копенгагенские критерии предусматривают наличие в государстве-кандидате "жизнеспособной рыночной экономики", способной эффективно функционировать в условиях единого экономического пространства ЕС. Требуется также, чтобы в государстве-кандидате существовало эффективное управление и стабильное финансовое положение. Четких количественных показателей для этих требований не установлено. Тем не менее очевидно, что слабо развитое в экономическом отношении государство практически не имеет шансов на вступление в Союз, даже если оно в остальном отвечает предписаниям ст. 49 ДЕС.

    В целях повышения материального благосостояния своих возможных будущих членов ЕС образовал специальный фонд, финансируемый из бюджета ЕС – "Инструмент помощи в подготовке к присоединению" . Бенефициарами средств изданного фонда выступают все упомянутые выше государства-кандидаты (кроме Исландии), а равно потенциальные кандидаты на вступление в ЕС.

    К политическим и правовым требованиям Копенгагенские критерии относят стабильность государственных и общественных институтов, которые должны гарантировать демократию, верховенство права, права человека, уважение и защиту меньшинств (последние требования воспроизводят ценности Союза, в настоящее время закрепленные в ст. 2 ДЕС).

    Особое значение имеет требование привести законодательство государства-кандидата в соответствие с правом Европейского Союза – причем сделать это нужно заранее, еще до момента вступления. Данное условие фактически означает необходимость осуществить реформы многих отраслей внутреннего права и законодательства государств-кандидатов, что занимает обычно длительное время.

    Из сказанного видно, что процесс вступления в ЕС не может быть делом одного дня. Необходима основательная подготовка со стороны государства-кандидата, в том числе подготовка своей правовой системы к интеграции в право Союза.

    Кроме того, в отношении самого себя ЕС предъявляет условие о наличии способности эффективно интегрировать в свой состав новые государства . Данное условие, провозглашенное по итогам сессии Европейского совета 14 и 15 декабря 2006 г., указывает на наличие таких потенциальных проблем для ЕС, как угроза проникновения на территорию его действующих государств-членов новых мигрантов, беженцев или преступных элементов, отсутствие в бюджетах ЕС и государств-членов достаточных финансовых средств на поддержку экономики государств-кандидатов или потенциальных кандидатов.

    В каком порядке осуществляется вступление новых государств-членов в организацию "Европейский Союз"?

    Как и условия вступления, его процедура установлена в ст. 49 ЛЕС.

    Первый шаг – подача заинтересованным государством заявления (заявки) с просьбой принять его в члены ЕС.

    Заявка подается в Совет Европейского Союза (краткое название: Совет) – институт ЕС, состоящий из представителей правительств государств-членов на министерском уровне. Совет принимает решение по заявке единогласно, что предполагает поддержку со стороны всех входящих в ЕС государств-членов. До принятия решения Совет также должен провести консультации с Европейской комиссией – главным исполнительным институтом ЕС, и получить одобрение института Союза, представляющего интересы всех его граждан – Европейского парламента.

    На практике принятию решения о вступлении предшествует еще один этап, по времени самый длительный – переговоры государства-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а равно проверяется выполнение государством-кандидатом требований, предъявляемых для приема в эту организацию.

    Источником права, на основании которого осуществляется вступление в ЕС новых государств, служит договор о присоединении. Его заключают между собой действующие государства – члены ЕС, которые вместе выступают как одна сторона, и одно или несколько государств-кандидатов. Например, последнее расширение ЕС оформлялось договором о присоединении 2005 г., которой заключили, с одной стороны, 25 государств – членов ЕС того времени, с другой – Болгария и Румыния.

    Договоры о присоединении обычно содержат множество переходных положений, призванных обеспечить постепенную адаптацию вновь вступивших государств к экономическим, политическим и правовым реалиям ЕС. Сюда относятся и некоторые отступления от общих правил ЕС, например возможность временного (до 5–7 лет с даты вступления) ограничения свободы передвижения и проживания граждан "новых" государств в "старых" государствах – членах ЕС. Следует также иметь в виду, что вновь вступающие в ЕС государства сохраняют свою национальную денежную единицу. Их переход на евро происходит не ранее чем через два года с даты вступления, для чего требуется выполнение ряда дополнительных условий экономического характера, называемых "критериями сближения". До этого момента соответствующее государство официально именуется "государством-членом, подпадающим под изъятие" в отношении перехода на евро.

    Чтобы вступить в силу, каждый договор о присоединении нуждается в ратификации всеми государствами – членами ЕС. Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда существенных требований экономического и политико-правового характера требуется получить согласие каждой из входящих в него стран. Как отмечалось выше, обязательным условием является также одобрение института ЕС, представляющего граждан ЕС в целом, – Европейского парламента.

    Учредительные документы ЕС в редакции Лиссабонского договора 2007 г. предусматривают возможность не только приема в ЕС новых стран, но и право добровольного выхода (сецессии) действующих государств-членов из состава ЕС.

    Процедура выхода установлена в ст. 50 ДЕС и включает три этапа:

    • 1) сначала заинтересованное государство-член в соответствии со своими конституционными правилами принимает решение о выходе из состава Союза;
    • 2) государство-член, принявшее такое решение, уведомляет о своем намерении высший институт политической координации ЕС – Европейский совет;
    • 3) в свете ориентиров, установленных Европейским советом, с желающим выйти государством проводятся переговоры.

    Документом, оформляющем выход государства-члена из ЕС, является соглашение о выходе, которое заключает с ним Совет Европейского Союза после одобрения Европейского парламента. В соглашении, в частности, определяется порядок выхода государства-члена из ЕС с учетом основ его будущих взаимоотношений с Союзом и устанавливается дата, начиная с которой заинтересованное государство прекращает быть членом ЕС.

    Однако если соглашение заключить не удалось, то выход в любом случае происходит через два года после уведомления государством о своем решении выйти из ЕС (с согласия выходящего из ЕС государства срок может быть продлен Европейским советом). Государство, вышедшее из ЕС, сохраняет право в дальнейшем вновь вступить в его состав на общих основаниях.

    За всю историю существования ЕС ему пришлось столкнуться с единственным случаем выхода (сецессии). Однако выходило из его состава не государство, а географически отдаленная территория одного из государств-членов – остров Гренландия, получивший расширенную автономию в составе Королевства Дания (государство – член ЕС с 1973 г.). С 1 февраля 1985 г. с согласия всех государств-членов, входивших ЕС, Гренландия перестала быть частью территории ЕС и переведена в разряд "заморских стран и территорий" (см. 1.3) .

    В настоящее время вопрос о выходе из состава ЕС не рассматривается в практическом плане ни в одном из 27 действующих государств-членов. Напротив, все большую актуальность приобретает вопрос о пределах будущего расширения ЕС, в частности, о возможности приема в его состав ряда республик бывшего СССР и Турции.

    Несмотря па сложность условий и порядка приема новых государств-членов, можно прогнозировать, что в ближайшие десятилетия состав Европейского Союза может достигнуть 30 и более государств – прежде всего, за счет приема стран Балканского полуострова, выступающих сегодня в качестве государств-кандидатов или потенциальных кандидатов (в первую очередь Хорватии, в дальнейшем, возможно, Сербии, Македонии, Черногории). Соответственно будет возрастать и территория, на которую распространяют действие нормы создаваемой в рамках ЕС правовой системы – права Европейского Союза.

    • Земли Восточной Германии, бывшей Германской Демократической Республики, стали частью Сообществ после ликвидации ГДР в 1990 г.
    • В 2004 г. в состав ЕС вошла международно признанная Республика Кипр, юрисдикция которой de facto распространяется не на всю территорию острова Кипр. Вхождение в Союз северной части Кипра (самопровозглашенной "Турецкой Республики Северного Кипра") станет возможным только после объединения обеих частей острова в одно государство.
    • Вопрос о возможности приема в ЕС Косово в настоящее время не рассматривается. На момент подготовки настоящего издания учебника статус Косово в качестве государства не был признан всеми действующими государствами – членами ЕС, а равно ЕС в целом. Отсутствие такого признания равнозначно отсутствию самой возможности рассмотрения Косово как потенциального государства – члена ЕС.
    • Как видно из вышеприведенного перечня государств-членов и государств- кандидатов, территория двух из них полностью (Кипр) или большей частью (Турция) расположена в Азии. Droit europeen et droit de l"Union europeenne. Paris: Sirey, 2010. P. 126.
    • Охарактеризованная процедура добровольного выхода (сецессии) впервые установлена Лиссабонским договором 2007 г. и применяется только к целым государствам, которым Гренландия в настоящее время не является. Соответственно, выход Гренландии производился в особом порядке – путем заключения Логовора о Гренландии, подписанного всеми десятью входившими в то время в Европейские сообщества государствами 13 марта 1984 г. и вступившего в силу после ратификации 1 февраля 1985 г.

    Арабей Елизавета

    Порядок вступления в ЕС

    На сегодняшний день ЕС насчитывает 27 государств-членов. Все эти государства присоединялись к ЕС в разное время в соответствии с договорами о присоединении. ЕС открыт для новых государств, желающих вступить в союз и стать его частью. Однако такое предложение было бы не корректно без обозначения определенных критериев, соблюдение которых обязательно для государств-кандидатов.

    Итак, для того, чтобы стать государством-кандидатом на вступление в ЕС государство должно соответствовать следующим критериям:

    • быть европейским, то есть принадлежать к европейской цивилизации, независимо от территориального положения государства;
    • уважать основные принципы Договора о ЕС, а именно: принципы демократии, свободы, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права;
    • стабильное функционирование и развитие государственных и общественных институтов;
    • быть демократическим и предоставлять своим гражданам гарантии демократии;
    • обеспечивать верховенство права и закона, соблюдение прав челолвека и гражданина, включая защиту национальных меньшинств;
    • наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения;
    • достижение совместимости правовой системы с правовой системой ЕС.

    При наличии всех указанных критериев, и, следовательно, после подачи заявки на вступление в ЕС, государство становится кандидатом. После подачи заявки Европейская Комиссия проводит переговоры с государством-кандидатом о состоянии дел и соответствию вышеозначенным критериям. По результатам проведенных переговоров Европейская Комиссия предоставляет отчеты в Совет. В случае, если Совет единогласно одобряет кандидатуру, следующим этапом государство должно пройти одобрение в Парламенте. После того, как Европейский Парламент абсолютным большинством голосов одобряет вступление государства в ЕС, созывается конференция представителей всех государств-членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении. Договор подлежит ратификации во всех государствах-членах ЕС и в самом государстве-кандидате, которое после проведения ратификационных процедур становится государством-членом ЕС.

    В настоящий момент кандидатами на вступление в ЕС, то есть государствами, подавшими заявку, являются Исландия, Македония, Турция и Хорватия. Кроме этого существует ряд государств-членов ЕС, вступивших в ЕС с изъятиями (Великобритания, Ирландия, Дания, Швеция), а также государства, не вступившие в ЕС, но использующие часть правовой системы ЕС в своем правовом поле (Норвегия, Исландия, Швейцария).

    Турецкий вопрос

    Вступление Турции в ЕС является предметом ожесточенных дебатов лидеров государств-членов ЕС.

    Историческая справка.

    Турция подала заявку на вступление в ЕС еще в 1959 г. Но в 1960 г. в Турции произошел переворот, и процесс вступления замедлился. В 1963 г. был подписан Договор об ассоциации, в котором стороны оговорили три этапа интеграции, которые должны привести Турцию к членству в ЕС. В 1987 г. Турция подала официальную заявку на вступление в ЕС, но этот шаг также не был решающим в череде попыток стать «частью целого». 29 июня 2005 года Еврокомиссия обнародовала официальное предложение начать переговоры с Турцией по вопросу ее вступления в Европейский союз 3 октября 2005г. Комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения Олли Рен заявил, что решение принято после «долгих и ожесточенных дебатов», отражающих нежелание ряда ее членов видеть в своих рядах эту страну.

    Почему нет?

    Существует достаточное количество причин, благодаря которым Турция могла бы вступить в ЕС: это единственное светское государство мусульманского мира, а также восточный форпост НАТО, у Турции самая мощная в мире армия и неплохой потенциал развития. Однако, Турция до сих пор не государство-член ЕС, и на это существует ряд причин, как внутри Турции, так и вне её пределов.

    К внутренним проблемам Турции можно отнести недостаточный уровень экономического и финансового развития. Турецкая экономика не так хорошо развита как экономика государств-членов ЕС. А уровень инфляции снизился только к октябрю 2004 г. В контексте таких проблем европейские лидеры сомневаются, сможет ли ЕС взять на себя такую страну, как Турция, вместе с её гражданами и довести её до экономического уровня государств-членов ЕС.

    По поводу экономических проблем высказался глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис, который назвал Турцию не обременением, а активом, то есть приобретением для ЕС.

    К внешнеполитическим проблемам относятся турецко-греческие разногласия по поводу северной территории Кипра, неурегулированность турецко-армянских взаимоотношений, прежде всего из-за трагических событий 1915-1923 годов («геноцид армян»), а также курдская проблема. Кроме этого препятствием для вступления Турции в ЕС можно назвать страх европейцев перед исламом и исламским обществом. Развитию такого негативного отношения способствовали события 11 сентября 2001 годы в США, а также другие террористические акты. Турция насчитывает более 70 млн. населения, что позволит ей получить наибольшее представительство в Европарламенте. Этот фактор также не является утешающим для большинства европейских государств, желающих сохранить свои устои, а не стать жертвой турецкой оккупации.

    Современный этап развития европейско-турецких взаимоотношений

    В 2009 году Президент Турции, Абдулла Гюль высказался о возможности «норвежского варианта» развития турецко-европейских отношений. Норвегия, как известно, не является членом ЕС, но входит в шенгенскую зону, проводит реформы в соответствии с политикой ЕС и придерживается европейских стандартов и норм. По его словам главное для Турции не сам факт вступления в ЕС, а изменение турецкой государственности в соответствии с принципами ЕС.

    29 сентября 2010 года глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис предложил государствам-членам ЕС провести референдумы по вопросу вступления Турции в ЕС. Кроме этого им было сделано много громких заявлений относительно турецкой экономической мощи. Багис уверен, что после проведения переговоров Франция и Германия изменят свое мнение относительно вступления Турции.

    Багис, как и Президент Гюль, не исключает «норвежского варианта» развития отношений. В отличие от них Бахадир Калеагаси, международный координатор ассоциации турецкой промышленности и бизнеса, считает, что для турецкого бизнеса есть единственный возможный вариант развития – вступление в ЕС, при этом норвежский вариант или какой-либо другой вариант не примелем без полноправного членства Турции в ЕС.

    Таким образом , вступление Турции в ЕС является с одной стороны необходимостью для обоих сторон, обусловленной геополитической ситуацией, но, с другой стороны, встречает ряд препятствий, вытекающих из исторических, экономико-социальных и политических проблем турецкого государства. От решения, которое будет принято Турцией и объединенной Европой зависит, сможет ли Турция стать моделью демократических преобразований для всего мусульманского мира, своеобразным мостом между двумя мировыми цивилизациями, ключом к налаживанию и укреплению их мирного сосуществования и сотрудничества.