Привет студент.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

ФГБОУ ВПО «МаГУ»

Кафедра истории Древнего мира и средних веков

CОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_____________________ ____________________

Программа дисциплины


    1. Цель курса:
Подготовка студентов по курсу « Методика преподавания истории и обществознания в школе» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности - «Социально-экономическое образование» (юриспруденция).

1.2. Задачи курса:


  • на основе рассмотрения конкретных теоретических и методических проблем уяснить предмет изучения курса методики, то есть понять закономерности процесса обучения истории и обществознания;

  • познакомить студентов с важнейшими проблемами в области методики преподавания истории и обществознания в школе;

  • содействовать формированию представлений студента о методах, организованных формах, средствах обучения истории и обществознания в школе.

1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью комплекса предметов в подготовке специалистов с высшим образованием в программе подготовки студентов исторического факультета по специальности – «Социально-экономическое образование» (юриспруденция). Дисциплина «Методика преподавания истории и обществознания в школе» изучается на 3 курсе (5 семестр).


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться представления и система знаний: о предмете, целях и задачах преподавания обществознания в системе школьного образования, месте и роли истории и обществознания и в системе школьного образования; об истории и тенденциях развития обществознания и истории как школьной учебной дисциплины; о содержании программ, специфике форм, средств и методов обучения истории и обществознанию; о требованиях к освоению дисциплины учащимися на разных уровнях концентра.

Студент должен получить умения и навыки: отбирать, систематизировать и моделировать учебный материал к уроку; разрабатывать цели урока, темы курса; планировать совместную деятельность на уроке, прогнозировать и контролировать результаты обучения; разрабатывать вариативные инновационные методики освоения материала. Кроме того, студент должен научиться приемам работы с методической литературой, самостоятельного изучения, лекционной подачи материала по курсу истории и обществознанию.


  1. Возникновение и развитие методики обществознания: ее задачи и предмет.

  2. Возникновение и развитие методики обучения истории как науки в России.

  3. Стандарты исторического и обществоведческого образования;

  4. Дисциплины «История» и «Обществознание» в школе: задачи и функции;

  5. Содержание курса «Обществознание»;

  6. Содержание курса «История»;

  7. Методы и методические приемы обучения истории и обществознания;

  8. Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе;

  9. Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся;

  10. Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания;

  11. Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения;

  12. Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание»;

  13. Урок истории: планирование, его подготовка и проведение.

  14. Уроки обществознания: планирование, методы, формы и средства, его подготовка и проведение;

  15. Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания;

2.2. Темы и содержание занятий
Тема 1.

Теория и методика обучения истории и обществознанию: ее задачи и предмет.

Цель, задачи и предмет дисциплины «методика преподавания обществознания в школе» ; исторические этапы становления обществознания», особенности периодизации. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования в Российской Федерации. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Система современного обществоведческого образования, тенденции её развития.


Тема 2.

Возникновение и развитие

методики обучения истории как науки в России.
Факторы, определяющие становление методики как науки. Зарождение методики обучения истории в России. Возникновение методической системы обучения истории.

Борьба декабристов и революционных демократов против реакционной политики самодержавия в области исторического образования.

Деятельность М.Н. Покровского, М.Н. Коваленского, М.А. Рожкова по внедрению прогрессивных методов обучения истории. Структура школьного исторического образования России конца XIX – начала ХХ вв. Поиски путей развивающего обучения истории. А.Ф. Гартвиг, Н.П. Покотило, Н.Г. Тарасов.

Состояние методики преподавания истории в конце XIX – начале ХХ вв. Значение дореволюционной методики обучения истории. Основные этапы становления и совершенствования школьного исторического образования и методики обучения истории в СССР. Современная система исторического образования в средней общеобразовательной и профессиональной школе.

Место истории в учебном плане одиннадцатилетней школы. Связь курса истории с другими учебными предметами. Новые концепции исторического образования. Современные требования к историческому образованию учащихся в средней школе. Цели преподавания истории в школе. Принципы построения исторического образования в средней школе. Гуманизация и гуманитаризация образования, формирование исторического сознания. Роль исторических знаний в формировании научного мировоззрения учащихся. Разработка вопроса о формировании понятий в современной психолого-педагогической и методической литературе. Психологические особенности усвоения школьниками исторических явлений. Их классификация. Основные методические условия, приемы и средства формирования понятий. Выявление существенных признаков понятий. Развитие и обогащение понятий в процессе обучения. Выработка учащихся умений оперировать понятиями. Объективные исторические связи и закономерности общественного развития. Виды исторических связей: локальные, временные, причинно-следственные. Изучение законов общественного развития в школьных курсах истории. Изучение законов общественного развития в школьных курсах истории. Методические условия для усвоения учащимися закономерностей исторического развития с учетом возраста учащихся. Повышение теоретического уровня обучения в старших классах.
Тема 3.

Стандарты исторического и обществоведческого образования.
Понятие и структура образовательного стандарта по истории и обществознанию. Обязательный минимум как компонент стандарта; способы и формы проверки требований стандарта к знаниям и умениям учащихся; анализ государственного стандарта исторического и обществоведческого образования и действующих программ по курсу «История» и «Человек и общество»; анализ учебной и методической литературы по дисциплине «История» и «Обществознание».
Тема 4.

Дисциплины «история» и «обществознание» в школе: задачи и функции.

Закон РФ «Об образовании»; задачи и функции курсов «История» и «Обществознание» в системе среднего общего образования учащихся, в процессе социализации и культурной идентификации личности; структура и содержание дисциплин История» и «Обществознание»; интегративный характер содержания курса «Обществознания» и междисциплинарный понятийный аппарат как специфика основания курса; потенциал междисциплинарных связей.


Тема 5.

Содержание курса «Обществознание».

Место обществоведения в гуманитарном компоненте школьного образования; особенности нового содержания знаний об обществе; содержание знаний о человеке и путях его развития и совершенствования; содержание знаний об экономической жизни общества; содержание знаний социальной структуре и социальных отношениях в обществе; содержание знаний о политической жизни, государстве и праве; содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества.


Тема 6.

Содержание курса «История».

Структура и функции исторических знаний. Их роль в реализации задач обучения, воспитания и развития учащихся. Цели школьного обучения истории. Содержание целей обучения истории, их составные части. Виды исторических фактов. Взаимосвязь событий и явлений. Соотношение конкретных фактов и обобщений в процессе обучения истории. Виды исторических представлений и их роль в процессе формирования о методике создания исторических представлений. Пути создания представлений о фактах прошлого, об историческом времени и пространстве. Исторические понятия как важнейший компонент учебного материала. Диалектическая взаимосвязь усвоения фактов и понятий. Формирование исторических понятий как составная часть формирования научного мировоззрения и развития мышления учащихся в процессе обучения истории.


Тема 7.

Методы и методические приемы обучения истории и обществознания.
Понятие о методах обучения. Различные точки зрения на классификацию методов обучения истории. Критерии оптимального выбора методов обучения. Взаимосвязь двух сторон методов обучения: преподавание учителя и познавательная деятельность учащихся. Соотношение понятий «метод» и «прием» обучения. Познавательная, воспитывающая и развивающая роль методов и приемов в учебном процессе по истории. Взаимосвязь средств обучения и методических приемов деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Роль устного слова в обучении истории .

Приемы изложения учебного материала: рассказ, сжатое сообщение, конспектирование, образное, сюжетное повествование, картинное и аналитическое описание, характеристика, объяснение, рассуждение, их взаимное сочетание.

Школьная лекция. Роль изложения учителя в организации познавательной деятельности учащихся. Требования к устному изложению: доступность, научность, адекватность содержания исторического материала образовательным, воспитательным задачам урока. Учет возрастной психологии восприятия учебного материала учащимися. Использование учителем различных источников знаний при изложении материала. Организация познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения. Воспроизведение и творческо-поисковый характер познавательной деятельности. Виды творческо-поисковых заданий. Проблемное обучение на уроках истории. Роль беседы в обучении истории. Виды беседы, требования к ней. Обучение учащихся умению пользоваться приемами устного изложения в соответствии с особенностями изучаемого исторического материала.

Тема 8.


Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе.

Педагогические закономерности процесса освоения курсов «История» и «Обществознание»; развитие российской молодежи в условиях становления гражданского общества; социально – педагогический портрет современного старшеклассника; проблема самоопределения человека в информационном обществе; психолого-педагогические основы обучения в подростковом и младшем юношеском возрасте; самореализация, самоактуализация, потребность в межличностном общении, самоутверждение и профессиональная ориентация как психолого-педагогические основания личностно-ориентированного обучения курсам «История» и «Обществознание».


Тема 9.

Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.

Проблема усвоения и понимания абстрактно – логических понятий курсов «История» и «Обществознания»; Дидактические принципы работы с понятиями и их реализация в курсах «История» и «Обществознание»; методы и приемы работы с понятиями и педагогические условия повышения эффективности работы с понятиями в обучении.


Тема 10.

Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания.

Виды исторических документов. Особенности их изучения в различных по возрасту учащихся классах. Приемы изучения исторических документов: использование исторических документов в изложении учителя, комментированное чтение документов, анализ исторических документов учащимися, решение проблемно-познавательных задач на основе анализа документов. Педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся в процессе изучения документов. Знакомство старшеклассников с элементами научного исторического исследования. Обучение учащихся основным видам записей при изучении первоисточников. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности; виды документов, используемых в обществоведческом курсе; деятельность педагога и ученика в процессе работы с документацией. Методика использования различных источников в курсе «История» и «Обществознание».

Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения.
Роль учебника как источника знаний по истории иобществознанию. Структурные компоненты содержания учебного материала. Многовариантность учебников и учебных пособий по истории и обществознанию. Соотношение слова учителя и содержания учебника. Приемы работы с текстом учебника с учетом задач урока и возраста учащихся. Формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника.

Обучение учащихся умению пользоваться справочным материалом учебников, научных книг, работать со словарями, энциклопедиями, библиографическими источниками. Роль художественной литературы в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач в обучении истории. Отбор произведений художественной литературы на уроках истории в средних и старших классах. Методика работы с художественной литературой. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач.


Тема 12.

Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание».
Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках истории обществознания. Организация познавательной деятельности учащихся, работа с документами в процессе обществоведческого образования. Понятие и сущность данной деятельности; виды документов, используемых в обществоведческом курсе, деятельность педагога и ученика в процессе работы с документацией. Методика использования различных источников в курсах «История» и «Обществознание».
Тема 13.

Урок истории: его подготовка и проведение.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Требования, предъявляемые к современному уроку истории. Образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков по теме, разделу курса. Методические варианты уроков истории. Факторы, обуславливающие целесообразность выбора того или иного методического варианта урока. Подготовка учителя к уроку. Авторские программы. Тематическое планирование. Рабочий план урока, его основные компоненты. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках различных типов.

Особенности уроков в младших классах. Лекции, семинарские и практические занятия, собеседования, дискуссии в старших классах. Игровые формы уроков. Учебные экскурсии, конференции, консультации, зачеты – специфические формы учебно-воспитательного процесса. Прогнозирование результатов изучения учебного материала. Критерии оценки урока. Факультативные курсы. Выбор темы. Разработка содержания курса. Методические варианты факультативных занятий. Виды самостоятельной работы и поисковая деятельность школьников. Поведение учителя на уроке. Хронометраж урока. Учебные ситуации. Мотивация на уроках истории. Пути и средства развития мотивации в зависимости от возраста учащихся.
Тема 14.

Уроки обществознания: его подготовка и проведение.
Урок и его разновидности (типологии уроков по обществознанию): урок изучения (обсуждения) нового материала; урок обобщения и систематизации знаний; комбинированный урок; урок применения знаний и умений (урок - практикум).

Формы уроков в обществоведческом курсе. Лекции. Семинары. Лабораторные занятия. Практические занятия. Итоговые собеседования (уроки с элементами дискуссии или беседы). Ученическая конференция. Уроки-диспуты (обсуждение актуальной проблемы социального характера). Игровые формы занятий по обществознанию (урок – игра и урок с элементами сюжетно-ролевой (деловой) игры. Занятие с использованием технологии проективной деятельности учащихся. Классный час в форме беседы или диспута. Анализ урока в обществоведческом курсе. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания дисциплины «Обществознание».


Тема 15.

Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания.

Цели и задачи систематической проверки и оценки знаний и умений учащихся. Проверка усвоения учащимися основных фактов, понятий и закономерностей исторического процесса. Углубление, систематизация и обобщение исторических знаний, развитие познавательных умений в ходе опроса. Система повторения в обучении истории как важное условие обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся. Приемы текущей проверки и оценки знаний и умений в младших и старших классах. Задачи, система и методические условия эффективности проверки результатов обучения истории. Организация, приемы проверки и оценка результатов изучения истории. Зачеты и экзамены. Зачет как форма тематического учета знаний в IХ-ХI классах. Подготовка учащихся и проведение зачета. Методические варианты зачета. Экзамен и его варианты. Подготовка к экзамену: итоговое повторение и консультации. Методика проведения экзамена. Приемы развития активной самостоятельной деятельности и различных приемов самоконтроля в процессе подготовки и проведения зачетов и экзаменов. Домашнее задание по истории. Руководство домашней работой учащихся. Единство урочной работы и домашних заданий. Виды заданий: общие, групповые, индивидуальные. Методика рекомендаций к выполнению домашних заданий, обучение самостоятельной работе с литературой. Творческие домашние задания.

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по дисциплине «История» и «Обществознание».

Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе. Система заданий для самостоятельной работы. Методические приемы использования заданий для самостоятельной работы в процессе обучения истории и обществознанию. Способы организации активной самостоятельной деятельности учащихся в процессе урока по истории и обществознанию.


2.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Студентам для самостоятельного изучения предлагаются следующие вопросы:


  1. Становление и развитие методики обучения истории и обществознания в России.

  2. Цели, задачи и значение изучения истории в школе.

  3. Государственный стандарт исторического образования, его назначение.

  4. Познавательные возможности учащихся. Познавательный интерес. Дифференциация обучения.

  5. Принципы формирования исторического содержания.

  6. Внутрипредметные и межпредметные связи. Приемы их реализации.

  7. Школьный урок: типы и формы.

  8. Диагностика результатов обучения. Качество подготовки учащихся.

  9. Приемы активизации познавательной деятельности старшеклассников.

  10. Специфика самостоятельной работы ее влияние на формирование и развитие умений учащихся.

  11. Требование к знаниям и умениям учащихся, способы их выявления.

  12. Кабинет истории в школе. Характеристика учебного оборудования кабинета истории. Организация учебного процесса в условиях кабинета.

  13. Внеклассная работа по истории. Значение внеклассной работы для воспитания и развития ученика. Краеведческая работа в школе и ее роль в привитии интереса ученика к родному крою.

  14. Учитель истории и обществознания. Должностные обязанности учителя.

  15. Система современного обществоведческого образования в образовательном учреждении.

  16. Современный государственный образовательный стандарт по обществознанию.

  17. Структура обществоведческой дисциплины.

  18. Роль обществознания в социально-гуманитарном компоненте школьного образования.

  19. Особенности нового содержания знаний об обществе, о человеке, об экономической жизни общества, о социальной структуре и социальных отношениях, о политической жизни, государстве и праве, о духовно-нравственной жизни общества и личности.

  20. Педагогические закономерности процесса освоения курса «Обществознание».

  21. Проблемы российской молодежи в условиях становления гражданского общества и проблема самоопределения человека в информационном обществе.

  22. Психолого-педагогические подходы к обществоведческому и историческому образованию (личностно-ориентированный, системно - деятельностный, проблемно-рефлексивный и др. подходы к образованию).

  23. Проблемное изложение, восприятие и усвоение обществоведческих понятий в разных возрастных группах учащихся.

  24. Умения и навыки, развиваемые на уроках обществознания в процессе организации познавательной деятельности учащихся.

  25. Особенности документов, используемых в историко-обществоведческом курсе.

  26. Совместная деятельность педагога и ученика в процессе работы с документами на конкретном занятии.

  27. Традиционные и инновационные для педагогической науки формы самостоятельной работы и заданий для учащихся в учебном процессе.

  28. Задания для самостоятельной работы учеников и методические приемы их использования на уроках истории и обществознания.

  29. Традиционные и инновационные типы и формы уроков в учебно-воспитательном процессе.

  30. Активные и интерактивные методы обучения обществознанию и основные средства, используемые на уроках учителем обществознания.

  31. Анализ урока учителя обществознания.

  32. Подготовка учителя к преподаванию новой темы и проведению отдельного урока по дисциплине "Обществознание" как повседневная творческая деятельность учителя.

  33. Проектирование уроков истории и обществознания (урок изучения нового материала или урок-лекция; урок обобщения и систематизации знаний; комбинированный урок и др.).

2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ


  1. Активизация познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках истории.

  2. Использование на уроках истории: исторических источников, документов.

  3. Роль и значение использования художественной литературы на уроках истории.

  4. Формирование исторических понятий на уроках истории.

  5. Использование на уроках истории опорных конспектов, схем.

  6. Содержание школьного исторического образования как основа развития личности.

  7. Воспитание гражданственности на уроках истории.

  8. Региональный компонент школьного исторического образования как основа формирования патриотизма.

  9. Внеклассные формы работы по истории.

  10. Пропедевтический курс истории: цели, задачи, особенности.

  11. Личностно-ориентированной обучение на уроках истории.

  12. Проблемное обучение на уроках истории.

  13. Самостоятельная деятельность учеников при изучении курса истории.

  14. Работа с источниками в курсе истории.

  15. Изучение понятий в курсе истории.

  16. Наглядность на уроках истории.

  17. Проблема критериев оценивания знаний и умений на уроках истории.

  18. Цензура и школа в России в первой четверти XIX века.

  19. Интегративные и модульные курсы обществознания.

  20. Обществоведческая подготовка в профильных классах.

  21. Государственный образовательный стандарт по курсу «Обществознание»: характеристика его содержания (экономика, право, политология, культурология и другие сферы жизнедеятельности общества в стандартах по обществознанию).

  22. Содержание обществоведческого образования в современной школе.

  23. Философия (культура, право, политика, экономика, религия и др.) в системе обществоведческого знания.

  24. Информатизация обществоведческой подготовки. Информационные технологии и развитие мышления учащихся на уроках обществознания.

  25. Гражданско-правовое образование личности в курсе «Обществознания».

  26. Формирование основных понятий и умений на занятиях по дисциплине «Обществознание».

  27. Технологии работы с документами в процессе обществоведческой подготовки.

  28. Современные технологии обучения обществознанию в современной школе.

  29. Формы обучения и способы организации деятельности учащихся на уроках обществознания.

  30. Наглядные средства в процессе преподавания дисциплины «Обществознание».

  31. Личностно-ориентированный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

  32. Системно-деятельный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

  33. Методика изучения экономической (политической, правовой, духовной, социальной и др.) сферы жизнедеятельности общества в курсе «Обществознания».

  34. Преподавание обществоведческих дисциплин в различных концентрах учебного процесса общеобразовательной школы.

  35. Проблемное обучение на занятиях обществознания. Технологии проблемного обучения и «обучения в сотрудничестве» в процессе обществоведческой подготовки.

  36. Групповые технологии на уроках обществознания (организация диспутов, дискуссий, конференций и т.д.).

  37. Ролевые и деловые игры в обществоведческой подготовке личности.

  38. Методы диагностики уровня знаний, умений и навыков в обществоведческом курсе.

2.5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Содержание, цель, структура школьного исторического образования.

  2. Формирование умений и навыков в процессе обучения истории в школе.

  3. Значение исторических документов в процессе об истории. Методические проблемы работы с историческими источниками и документами.

  4. Роль учебника как источника знаний по истории. Структурные компоненты содержания исторического материала в учебнике.

  5. Методика работы с авторским текстом учебника. Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.

  6. Роль устного слова в обучении истории. Приемы изложения учебного материала.

  7. Основные требования к современному уроку истории. Составление рабочего плана урока.

  8. Значение первичного закрепления на уроке истории. Организация и приемы первичного закрепления.

  9. Организация, приемы проверки и оценка результатов обучения истории.

  10. Наглядность на уроках истории. Учебная картина на уроках истории.

  11. Формирование способов деятельности по усвоению хронологических знаний учащихся.

  12. Картографические наглядные пособия. Применение на уроках учебных карт, картосхем, контурных карт.

  13. Типы и формы уроков истории.

  14. Учебные занятия в старших классах: семинарские, лабораторные занятия школьные лекции.

  15. Подготовка учителя к уроку истории. Составление тематического планирования, конспекта и плана урока.

  16. Виды домашнего задания по истории. Руководство домашней работой учащихся.

  17. Особенности пропедевтического курса истории в начальной школе.

  18. Раскрытие закономерностей на уроках истории.

  19. Опорные конспекты. Разработка опорных сигналов-символов

  20. и проведение уроков по ним.

  21. Формирование интеллектуальных умений: формирование умений оценивать исторические факты и исторических деятелей.

  22. Активизация познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках (урок - ролевая игра, интегрированные уроки и т. д.).

  23. Основные этапы развития школьного обществоведческого образования.

  24. Цели обществоведческого образования в современной школе.

  25. Место курса обществознания в системе школьного образования.

  26. Анализ государственного образовательного стандарта основного общего и основного общего (полного) образования по дисциплине «Обществознание».

  27. Специфика содержания знаний «о человеке и путях развития и совершенствования его личности» в курсе обществознания.

  28. Знания об экономической жизни общества и их роль для реализации целей обществоведческой подготовки.

  29. Содержание знаний о социальной структуре и социальных отношениях в обществе в рамках изучения дисциплины «Обществознание».

  30. Содержание знаний о политической жизни, государстве и праве в курсе обществознания.

  31. Содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества в курсе обществознания.

  32. Основные критерии, принципы и подходы к отбору содержания уроков обществознания в основной школе.

  33. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса «Обществознание».

  34. Учет уровней познавательной самостоятельности учащихся при изучении курса обществознания.

  35. Формирование базовых понятий курса («общество», «цивилизация», «культура»).

  36. Классификация понятий и дидактические принципы работы с ними в курсе «Обществоведение» (на примере любой темы курса).

  37. Методические приемы и средства формирования понятий, идей, теорий (на примере любого урока).

  38. Основные линии сравнения цивилизационного и формационного подходов при изучении уроков, методические пути их реализации в процессе изучения курса обществознания.

  39. Формирование и развитие умений учащихся как предпосылка достижения целей курса. Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках обществознания.

  40. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности.

  41. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе.

  42. Приемы работы с текстами учебных пособий.

  43. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучении обществоведческих курсов: понятие и основные виды.

  44. Роль проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

  45. Урок обществознания, его типы и формы.

  46. Традиционные и инновационные формы уроков при изучении курса обществознания в основной школе.

  47. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания дисциплины «Обществознание».

  48. Этапы подготовки учителя к уроку. Поурочное планирование (рабочая таблица к уроку и ее основное содержание).

  49. Проектирование уроков обществознания: понятие и особенности. Тематическое планирование уроков по курсу.

  50. Формы, виды и приемы проверки результатов обучения по курсу «Обществознание».

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


Наименование разделов и курсов тем


Всего часов


Аудиторные занятия (час)


Самост.


работа

В том числе

Лекции

Семинары


1.

Введение.

Возникновение и развитие методики обществознания: ее задачи и предмет



6

2

-

4

2.

Возникновение и развитие методики обучения истории как науки в России.

4

-

-

4

3.

Стандарты исторического и обществоведческого образования

6

-

-

6

4.

Дисциплины «История» и «Обществознание» в школе: задачи и функции

4

-

-

4

5.

Содержание курса «Обществознание»

8

2

-

6

6.

Содержание курса «История»

8

2

-

6

7.

Методы и методические приемы обучения истории и обществознания

6

-

2

4

8.

Психолого-педагогические аспекты преподавания истории и обществознания в школе

4

-

-

4

9.

Специфика исторических и обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся

6

-

-

6

10.

Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания

6

-

2

4

11.

Школьный учебник по истории и обществознанию как источник знаний и средство обучения

4

-

-

4

12.

Формирование умений и навыков в процессе активной деятельности учащихся в курсах «История» и «Обществознание»

4

-

-

4

13.

Урок истории: планирование, его подготовка и проведение

10

2

2

6

14.

Урок обществознания: планирование, методы, формы и средства, его подготовка и проведение

10

2

2

6

15.

Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории и обществознания

6

-

-

6

16.

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по дисциплине «История» и «Обществознание»

4

-

-

4

ИТОГО:


96

10

8

78

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет - 5 семестр.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная)
Основная


  1. Боголюбов, Л. Н. Методика преподавания обществознания в школе: учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений / Л. Н. Боголюбов. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 304 с.

  2. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории» -М.: «Просвещение», 2007. - 245 с.

  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М.: Русское слово, 1997. - 224 с.

  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. – М.: «Просвещение», 2005. - 324 с.

  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе . – М.: «Владос», 1999. – 456 с.

  6. Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова Ю.А. и др. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: «Просвещение», 1986. - 272 с.

  7. Кревер С.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. – М.: «Просвещение», 1995. – 258 с.

  8. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Отв. ред. Ф.П. Коровкин. - Ч. 1. - М.: «Просвещение», 1998. – 564 с.

  9. Назарова, О.Ю. Теория и методика преподавания обществознания: Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / О. Ю. Назарова. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 136 с.

  10. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе. - В 2 ч. – М., 2002. – 421 с.

  11. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: «Владос», 2005. – 268 с.
Дополнительная

  1. Актуальные проблемы новейшей истории. Под общ. Ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: «Просвещение», 1991. – 380 с.

  2. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. - Челябинск, 1994. - 567 с.

  3. Баранов, П.А. Историко-обществоведческое образование в современной школе / П. А. Баранов. - СПб., 2000. – 460 с.

  4. Бахмутова, Л.С. Конспекты уроков для учителя истории. 11 класс. Обществознание: в 3-х ч. / Л. С. Бахмутова. - М., 2004. – 348 с.

  5. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя / Л. С. Бахмутова. - М. : ВЛАДОС, 2003. – 210 с.

  6. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М., М., 2001. – 150 с.

  7. Боголюбов, Л. Н. Тесты и задания по обществознанию: 8-й кл. основной школы / Л. Н. Боголюбов. - М. : ВЛАДОС, 1997. – 102 с.

  8. Внеклассная работа по истории. Под ред. С.С. Коваленко - М., 1982. – 120 с.

  9. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории. - М.: «Просвещение», 1990. – 256 с.

  10. Годер Г.И. Раздаточный иллюстрированный материал по истории Древнего мира. – М.: «Просвещение», 1997. – 187 с.

  11. Гора П.В. Методические приемы и средства начального обучения истории в средней школе. - М.: «Просвещение», 1991. – 286 с.

  12. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: «Просвещение», 1998. – 320 с.

  13. Гречко И.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995. – 235 с.

  14. Грицевский И. М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории: из опыта работы: Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1987. – 287 с.

  15. Гроссман. Методика применения технических средств обучения. - М.: «Просвещение», 1988. – 250 с.

  16. Драхлер, А. Б. Обществознание. Граждановедение / А. Б. Драхлер. - М., 2001. – 105 с.

  17. Захарова, Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Е. Н. Захарова. - М., 1999. – 80 с.

  18. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. - М.: «Просвещение», 1969. – 197 с.

  19. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. - М, 1997. – 223 с.

  20. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1988. – 278 с.

  21. Донской Г.М. Целый мир уложить на странице. - М., 1992. – 192 с.

  22. Дрига И.И., Рон Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. - М.: «Просвещение», 1985. – 152 с.

  23. Журнал «Обществознание в школе», 2003-2009 гг.

  24. Журнал «Преподавание истории в школе», 2003-2009 гг.

  25. Журнал «Социально-политический журнал», 2003-2009 гг.

  26. Заводье А. С. Учебное кино на уроках истории в V - VIII классах. - М.: МГИУУ, 1995.

  27. Кларин, М.В. Инновационные технологии в обучении. / М. В. Кларин. - М., 1999. – 239 с.

  28. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2002.- 325 с.

  29. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. - М., 1995. – 157 с.

  30. Кулагина Г.А. 100 игр по истории. - М., 1993.- 50 с.

  31. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроке истории в 7-10 классах. 1997. – 78 с.

  32. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982. – 402 с.

  33. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М, 1982. – 172 с.

  34. Методические пособия по всем курсам истории. - М.: «Просвещение», 1999-2009.

  35. Овенщук А.В. Типы, структура и методика урока в школе. - М., 1996. – 219 с.

  36. Певцова, Е.А. Обществознание: Книга для учителя: 8-9 кл. М., 2000. – 125 с.

  37. Полторок Д.И., Аппорович Н.И., Думин С. В. Методика преподавания средств обучения в преподавании истории. - М.: «Просвещение», 1997. – 326 с.

  38. Пресман Л.П. Методика применения технически средств обучения. –М.: «Просвещение», 1988. - 321 с.

  39. Певцова, Е. А. Обществознание: Книга для учителя: 8-9 кл. М., 2000. – 132 с.

  40. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Обществознание. - М. : ВЛАДОС, 2003. Преподавание обществознания в школе. 2005-2010.

  41. Приложение к Учительской газете «Граждановедение». 2005-2019.

  42. Приложение к газете «1 сентября» - «Граждановедение». 2005-2010 гг.

  43. Приложение к газете «1 сентября» - «История». 2005-2010 гг.

  44. Приложение к газете «1 сентября» - «Обществознание». 2005-2010 гг.

  45. Требования к знаниям и умениям школьников. Под ред. А.А. Кузнецова - М., 1997.

  46. Школьные учебники истории для 3-11 кл. М.: «Просвещение», 2009-2010 гг.

VI. Отметка о рассмотрении
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 2 от 10 октября 2012 г.

Тема 31. Концепция современного школьного обществознания.

Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления содержания курса.

Место обществознания в учебном плане основной и средней школы.

Интегрированные и модульные курсы.

Государственный общеобразовательный стандарт, раздел «Общество».

Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся.

Ни один цикл учебных предметов не претерпел (прежде всего, на официально-государственном уровне) такой радикальной трансформации целей как историко-обществоведческий. Характер и последствия коренного обновления целевого компонента предмета заключается в следующем:

1. В основе изучения предмета лежит социальный заказ общества и государства, направленный на формирование у подрастающего поколения определенных мировоззренческих установок и жизненных устремлений.

2. Знания, умения, навыки, полученные по предметам гуманитарного цикла должны носить практический характер.

Содержание обществознания представлено большим количеством различных курсов: «Введение в обществознание», «Право и политика», «Граждановедение», «Человек и общество» и др. Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Граждановедение» стали социальные проблемы, имеющие личную значимость для учащихся. Курс состоит из большого количества модулей, раскрывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростков и общества. Курс, разработанный Я.В. Соколовым и Никитиным, оснащен методически, обращен к личности ребенка, предполагает активные формы работы с классом.

Курс «Человек и общество» соединяет научные проблемы с жизненно важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, общества и природы. Эти курсы завершают знакомство с проблемами обществоведения в первом концентре.

Во втором концентре в 10-11 классах – курс «Человек и общество» под редакцией Боголюбова построен модульно-блочным методом. Он включает блоки по экономике, политологии, социологии, праву. В качестве вариативных курсов подготовлены программы и пособия модульных курсов: «Мир человека», «Введение в экономику», «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Основы правоведения». Создан междисциплинарный курс «Современный мир», интегрирующий знания по ряду социально-гуманитарных дисциплин (география, история, литература, экономика).

Широкая обществоведческая подготовка учащихся приобретает особую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию, от знания учащимися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства.

Курс «Граждановедения», «Обществоведения» очень важен в воспитании патриота, гражданина. Впервые в практике общеобразовательной школы подготовлены параллельные учебники и программы. Созданы условия для дифференцированного гуманитарного образования. В регионах подготовлены собственные учебники по общественным дисциплинам. Например, «Обществознание» (под ред. В.М. Юрченко, Краснодар).

Созданы государственные образовательные стандарты по обществознанию.

Вопросы для самоконтроля

1.Что определило изменения содержания обществоведческой подготовки в современной школе?

2.Перечислите и охарактеризуйте предметы обществоведческой подготовки.

3.Какова роль обществоведческой подготовки в формировании гражданской позиции учащихся?

Тема 32. Принципы формирования обществоведческого содержания: государственный стандарт.

Обществоведческое образование в современной школе.

Нормативные документы Министерства образования.

Характеристика программ по общественным дисциплинам.

Государственный стандарт.

Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки - это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан.

Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.

Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.

Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.

Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

Овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;

Развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

Усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;

Приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

Овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

Достижение названных целей предполагает наличие учебно-методического комплекса, который обеспечивает учащихся отвечающим современным требованиям содержания образования, а учителей - необходимыми методическими рекомендациями, позволяет осуществлять широкую вариативность учебных занятий, использование разнообразных видов, форм и методов учебной работы. Наиболее полным из числа рекомендованных к использованию в эксперименте, является учебно-методический комплекс, сопровождающий обновленный учебник «Человек и общество. Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М -2001.

Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 кл. общеоб. учеб. зав. / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М - 2001.

Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику: пособие для 10-11 классов общеоб. уч. зав./ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой - М - 2001.

Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе // Содержание образования в двенадцатилетней школе / По ред. А.Ф. Киселева - М - 2000.

Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе - 1999 - № 5,6.

Обязательный минимум содержания обществоведческого образования. Примерная программа. Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки выпускников средней школы по обществоведению - М - 2000.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. - М - 2000.

Человек и общество. 10-11 кл: Дидактические материалы по курсу. - М - 2001.

Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М - 1999.

Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. М - 1999.

Школьный словарь по обществознанию. - М - 2001.

Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. -М - 2000.

Материалы к итоговой аттестации выпускников средней школы по обществознанию. - М - 2001.

Учебники и учебные пособия, входят в состав Федерального перечня на 2000/2001 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ. Он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2001 - № 2.

В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001, № 6. опубликованы три варианта тематического планирования курса обществознания. Первый вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для классов физико-математического, естественно-научного, технического профиля.

Второй вариант рассчитан на 105 часов и предлагается для так называемых беспрофильных классов.

Третий вариант (140 часов) предлагается для классов гуманитарного и социально-экономического профилей. Тематическое планирование составлено для классов физико-математического, естественно-научного и технического профилей А.И.Матвеевым, Т.Е. Лисковой, Е.Л.Рутковский;

Для классов гуманитарного и социально-экономического профилей - Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой; для беспрофильных классов - Н.И.Городецкой., Е.И.Жильцовой.

Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9.

В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:

Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;

Воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

Ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;

Овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;

приобретение основ компетентности:

В сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;

В сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

В сфере самостоятельной познавательной деятельности;

В сфере трудовой деятельности;

В сфере массовой коммуникации.


Похожая информация.


Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.
Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей, К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

Общественные дисциплины в 30-50-х годах.
30-е годы стали годами завершения процесса создания тоталитарного государства. Безудержный произвол сталинской диктатуры, грубейшие нарушения законности нуждались в политическом прикрытии, которое представляло бы сложившуюся систему более привлекательной. В этих условиях была принята Конституция 1936 г. Несмотря на то что многие ее положения противоречили политической практике тех лет, Сталин пошел на принятие этого документа и дал ему свое имя.

Конституция, отменившая ограничения политических и гражданских прав по классовому признаку, вводившая всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, провозгласившая социально-экономические права граждан, давала возможность усилить пропагандистские тезисы о государстве трудящихся и для трудящихся, об успехах социализма на фоне кризиса капитализма.

Оглавление
Введение (Л.Н Боголюбов)
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова)
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова)
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев)
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования (М.Н. Григорьева)
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (Л.Н. Боголюбов)
Глава 6. Работа с понятиями в обществоведческом курсе (Е.И. Жильцова)
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1,3); Н.Ю. Басик - (2))
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова)
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин)
Глава 10. Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Боголюбова Л.Н.

М.: 200 2. - 3 04 с.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник. Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

Формат: pdf

Размер: 191 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ;

Оглавление
Введение (ЛЛ Боголюбов) 3
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Я. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 10
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова) 52
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев) 73
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования {МЛ. Григорьева) 99
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (ЛЛ. Боголюбов) 136
Глава б. Работа с понятиями в обществоведческом курсе {ЕМ. Жильцова) 162
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1, 3); 196
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (ДМ. Боголюбову Л.Ф. Иванова) 227
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин) 252
Глава 10, Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (ЛЛ. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 286

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

обществознание как предмет начального обучения в школе в разные эпохи

Человеческое общество - очень сложная и в то же время цело­стная система. Оно является объектом изучения многих обществен­ных наук: философии, истории, политологии, экономики, куль­турологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его развития, что не дает полного представления о нем во всем его многообразии. Поэтому появилась потребность в науке, которая бы обработала накопившийся материал и представила общество в его развитии целостно и объемно. В соответствии с требованием времени во второй половине XIX в. появляется новая самостоя-; тельная наука - обществознание, которая комплексно подошла i к изучению общества.

Этому способствовали, во-первых, накопленные материалы в истории и философии, во-вторых, появление новых наук, таких, I как социология, психология, археология, этнография, которые i стали рассматривать новые, более узкие, аспекты общественного развития, в-третьих, теология, литература, политика. Каждая из J них по-своему сделала очень много для описания различных явле­ний в жизни общества. Более того, эти науки помогали и помога- j ют до сих пор ему развиваться.

Но как учебная дисциплина обществознание в школе появи­лось только в 20-е гг. XX в. Ее становление было обусловлено 1 потребностями времени, тенденциями развития российской шко­лы предшествующего периода. Уже к началу XX в. передовая оте­чественная педагогика обладала развернутой программой преобра­зований системы обучения и воспитания, вобравшей в себя опыт борьбы общественности за обновление школы. В 1915 -1916 гг. началась реформа образования под руководством министра на­родного просвещения П. Н. Игнатьева. Она сопровождалась актив­ными педагогическими дискуссиями. Так, К. Н. Вентцель, извест­ный педагог того времени, предлагал в качестве учреждения нового типа проект «Дом свободного ребенка». Ребенок пришел ’ бы сюда для того, «чтобы жить полной жизнью, для труда, игры,

Педагогическая мысль этого периода настойчиво смещает ак­центы в образовании с получения знаний на развитие личности. «… Самое лучшее интеллектуальное образование воспитывает толь­ко незначительную по своей относительной важности сторону всей личности человека, - писал В. Н.Сорока-Росинский в 1916 г., - сводится к развитию познавательной деятельности человека». Мно­гие педагоги считали, что цель школы заключается в том, чтобы «дать свободный рост силам школьника, обеспечить заботливый уход за его способностями, помочь ребенку найти себя и развить свои силы и научить его первым шагам и правильной поступи». Школа при таком подходе должна была не столько учить, сколь­ко помогать учиться. Задача ее виделась в развитии «способности к действию, творческому выявлению своего Я».

Русская педагогическая мысль учитывала и новые социальные явления русской жизни начала XX в. В. Н. Сорока-Росинский пи­сал: «… жизнь стала демократизироваться и американизировать-

ся… демократизация обходится недешево обществу: за нее прихо­дится расплачиваться частным и временным понижением куль­турности и опошлением вкусов, повышением преступности и еще многими явлениями, давно уже учтенными в Западной Европе и впервые появляющимися у нас». Школа, по мнению этого педа­гога, должна была так организовать образовательный и воспита­тельный процесс, чтобы воспитанники приобрели новые нрав­ственные устои, новые идеалы, стали «нравственно автономны».

Русские педагоги отреагировали и на изменения в государствен­ном строе, политической и общественной жизни страны. Была выработана целесообразная педагогическая позиция по отноше­нию к политике: «Школа и политика лежат в разных плоскостях, и всякая политическая пропаганда среди учащихся есть лишь раз­вращение несовершеннолетних».

В высказываниях известных педагогов начала XX в. в качестве первоочередной задачи явственно прослеживается идея социали­зации личности школьника. Они вплотную подошли к введению в образовательную среду новой учебной дисциплины об обществе и месте человека в нем. Многие педагогические идеи, высказанные сто лет назад, оказались актуальными и сейчас.

Октябрьский политический переворот 1917 г. изменил все сфе­ры деятельности Российского государства. Уже на II Всероссий­ском съезде Советов по предложению В. И. Ленина было принято постановление об образовании Народного комиссариата по про­свещению во главе с А. В. Луначарским. Декретом от 9 ноября 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению.

Первые шаги Наркомпроса были посвящены пересмотру со­держания образования школ. Накопленный передовой педагоги­ческий опыт дореволюционной России во многом был учтен пер­выми декретами советской власти о школе. Однако доминирую­щим в первых решениях новой власти стал классовый подход, который в конечном счете перечеркнул достижения педагогики начала XX в. Образование стало орудием внедрения в массовое сознание коммунистической идеологии.

30 сентября 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о еди­ной трудовой школе», заменившей все дореволюционные школы. Трудовая школа делилась на две ступени: первая - для детей от 8 до 13 лет и вторая - от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное светское обучение девочек и мальчиков. Главным принципом, по которому строилась вся система образования, стала связь обуче­ния с практикой революционного переустройства жизни.

Первоначально Наркомпрос не предлагал учителям единого учебного плана, инициатива в их разработке должна была при­надлежать самим учителям, причем педагоги должны были учи- (ывать местные условия школьного строительства, географиче­ское положение региона, исторические особенности и экономи­ческое развитие. Исходя из этого, губернские и даже уездные от­делы народного образования разрабатывали свои учебные про­граммы, в которых определялся набор дисциплин, подлежащих изучению, и количество учебных часов по предметам.

Общегосударственное руководство по организации учебного процесса появилось в начале 1919 г. «Материалы» были построены не по предметному, а по комплексному принципу. Главное вни­мание сосредоточивалось на трудовых заданиях, а не на усвоении знаний. Первый выпуск «Материалов» назывался «Мироведение в работе школ 1-й ступени». Образовательные задачи решались при выполнении той или иной работы в школьных мастерских или в процессе совместной деятельности с трудовыми коллективами. Та­ким образом изучался труд человечества в прошлом и настоящем. 11рирода изучалась в процессе работы в поле, на огороде, во вре­мя экскурсий. Как правило, учитывалось время года и связанные с ним особенности трудовых процессов. Подобные занятия заме­няли детям естествознание.

Учебный материал по исследованию различных явлений ок­ружающего мира распределялся так: 1) свой дом, своя семья; 2) дом, школа, двор, улица, город/деревня; 3) город, геогра­фический ландшафт, знакомство с уездом/губернией. Исследуя псе это, учащиеся должны были получать представления о при­роде своего региона, об экономической, исторической, куль­турной и общественной жизни населения. В контексте этих пред­ставлений дети осваивали необходимые знания по русскому языку и математике.

Для школы 2-й ступени Наркомпрос не навязывал какого-либо объема знаний. При воспитании «новых людей» - борцов за свет­лое коммунистическое будущее внимание обращалось на предме­ты гуманитарного цикла, в первую очередь на обществоведение и культуроведение. Цель программы заключалась не только в том, чтобы дети получали знания в сфере общественных наук, но и в оказании помощи при решении практических задач, «которые в данный момент встали перед ними». Кроме обществоведения и истории вводились новые дисциплины: политэкономия, социо­логия, Конституция РСФСР, история государственного строя, история труда, история искусства. В отдельных губерниях вводи­лось декретоведение. Эти предметы в первую очередь наполнялись политическим смыслом, что позволяло реализовать главную цель школы - подготовить новую революционную смену.

Общая тенденция произвольного творчества, отсутствие учеб­ников, методических рекомендаций, подготовленных учителей по "л им новым дисциплинам привели к печальным результатам: дети

не получали прочных знаний и не становились в массе своей «со­знательными строителями коммунизма».

В декабре 1920 г. прошло совещание по народному образованию. На нем выяснилось, что по материально-экономическим причи­нам придется перейти от школы-десятилетки к школе-семилетке. Перед Наркомпросом встала необходимость пересмотреть програм­мы, сократить их и учесть ошибки предыдущих лет.

Программы 1921 г. были составлены специалистами: их под­готовка была поручена научно-педагогическим институтам. Идея состояла в том, чтобы уплотнить материал и построить програм­мы принципиально иначе, чем прежде. Именно в этих програм­мах впервые появился термин «обществоведение».

На 1-й ступени курс обществоведения строился на основе со­циологического понимания структуры общества, а материал в нем располагался не хронологически, как в истории, а тематически. На 2-й ступени сохранялся хронологический подход к изучению общества и, более того, дублировался материал по истории. Толь­ко на седьмом году обучения вводились начала политэкономии, истории экономики и экономических учений.

Программа 1921 г. оказалась нежизнеспособной. И поскольку она еще не была строго обязательной, то на местах продолжалось педагогическое творчество.

Становление нового содержания социально-гуманитарного об­разования сопровождалось оживленными дискуссиями. Но Нар- компрос, руководивший школьным делом и вырабатывающий школьную политику, все активнее пытался влиять как на обще­ственное мнение в вопросе, какой должна быть советская школа, так и на педагогов-новаторов.

Советская власть постепенно и настойчиво брала под свой кон­троль содержание образования, так как была заинтересована в создании из подрастающего поколения широкой социальной опоры для партии.

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ еди­ной трудовой школы 1-й ступени и первого концерна 2-й ступени. 5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. В новой прдграмме на 1923/24 учебный год основополагающим принципом оставалась связь об­щеобразовательной школы с жизнью, с практикой социалисти­ческого строительства, с коммунистической выдержанностью и научным диалектико-материалистическим подходом. Весь пред­назначавшийся к изучению материал делился на три основных направления: природа, труд, общество.

В центре внимания было изучение конкретных явлений окружа­ющей жизни и трудовой деятельности людей. Например, такими объектами в программе для сельских школ намечались: для I клас­са - «Семья и школа», для II класса - «Наша деревня», дляIll класса - «Наш район», для ГУ класса - «СССР». Внутри каж- Ц(Ио направления намечались конкретные темы. В программах по- IMни >му освещалось развитие общества и общественных отношений Мишей. Детям предлагался марксистский взгляд на мир, настойчиво нн/псркивалось значение классовой борьбы в общественных про- ИГ11 ах, неизбежность крушения капиталистического строя через р*иолюционную деятельность пролетариата. Советское общество Преподносилось как высшее достижение классовой борьбы.

Школьный курс обществоведения интегрировал в себе сведе­нии по истории, экономике и праву. История как самостоятель­ный предмет сохранилась лишь на завершающей ступени школь­ник) образования.

Какими же конкретно политическими событиями и явления­ми предлагалось наполнить курс обществознания в начальной школе?

Детям нужно было объяснить: что такое ликвидация безгра- мп| пости, ставки продналога, выборы, избирательное право; чем ошичается кооперативная торговля от частной; какие обществен­ные учреждения существуют в деревне, волости, городе; какие преимущества предоставляются при поступлении в учебные заве­дения крестьянам и рабочим; какая связь между городом и дерев­не II; чем отличаются другие государства от СССР, как они отно-

I итея к советской власти и какие выдающиеся события там про­исходят.

(" точки зрения исторического материала курс включал специ­фические события и явления. Так, младшим школьникам нужно П1.Н10 объяснить, чем отличается царская власть от советской вла- ■ in, каким было положение рабочих и крестьян при царском пра- иигельстве, рассказать о революции 1905 г., войне 1914- 1918 гг., | пгржении самодержавия, Октябрьской революции и роли в ней

II И. Ленина, знать биографию В. И. Ленина, рассказать о том, кто hi кие коммунисты и к чему они стремятся, об организации Крас­ной Армии, об отделении церкви от государства и школы от цер- кмн. Зарубежные страны изучали с позиций классовой борьбы. Дети должны были знать, какая власть существует в других странах, о попытках захвата власти зарубежными рабочими, о международ­ной организации рабочих - Интернационале, о том, чем должна ыкончиться борьба мирового пролетариата, о переходе к социа-

III 1му и характерные черты социалистического строя по сравне­нию с капиталистическим.

Эти указания не являлись особой учебной программой, но в НИХ подчеркивалось, что окончившие начальную школу дети долж­ны были «обладать указанными сведениями как минимумом зна­ний по обществоведению». Таким образом, детям необязательно (Шло знать историю, важно, чтобы они вышли из школы полити­чески ориентированными людьми.

Следующим шагом по упрочению положения обществоведе­ния в школе стала программа 1927 г. Она жестко определила круг и систему необходимых для учащихся знаний, был устранен раз­нобой в содержании и методах обучения. По сути, она стала пер­вой обязательной программой для всех школ РСФСР.

В становлении обществоведения как школьной дисциплины в первые годы советской власти можно выделить три этапа.

В 1917-1920 гг. в школах 1-й и 2-й ступени предполагалось изучение истории и некоторых общественных наук. В 1921 - 1923 гг. в школах-семилетках обществоведение мало чем отличалось от кур­са истории. С 1923- 1927 гг. учащиеся школы 1-й ступени получа­ли знания об общественной жизни пропедевтически, а 2-й ступе­ни - по двум концернам. С 1927 г. школьное образование оконча­тельно перешло под контроль государства, и все программы стали единообразными.

1930-е гг. стали временем, когда в СССР завершился процесс создания тоталитарного государства. В 1936 г. была принята Кон­ституция, которая объявила о построении основ социализма в нашей стране. После ее принятия в учебный план школ была вве­дена новая общественная дисциплина. Распоряжением Совнарко­ма СССР от 1 февраля 1937 г. «в целях изучения основ советского строя учащейся молодежью, готовящейся встать в ряды созна­тельных и активных строителей социалистического общества», с 1937/38 учебного года вводилось преподавание «Конституции СССР» в качестве самостоятельного предмета в VII классе сред­ней школы. В этом классе его преподавали до конца 1950-х гг. Были изданы учебное пособие «Конституция СССР» и методические пособия для учителей.

В этот же период обществознание как учебный предмет было упразднено. В 1958 г. было принято решение о переносе курса «Кон­ституция СССР» из VII в X класс. В Постановлении ЦК КПСС по данному вопросу говорилось, что это сделано в целях улучшения коммунистического воспитания учащихся и подготовке выпуск­ников к активному участию в общественно-политической жизни страны. Было установлено, что курс «Конституция СССР» в вы­пускных классах должен знакомить учащихся не только с основ­ным законом Советского государства, но и с некоторыми сведе­ниями из гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Предусматривался выпуск учебников, научно-популярной лите­ратуры для внеклассного чтения. Вновь обществознание появи­лось в школах в начале 1960-х гг. - на то было несколько причин.

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд партии, на закрытом засе­дании которого выступил Н. С. Хрущев с докладом «О культе лич­ности и его последствиях». С этого момента нначался активный про­цесс десталинизации, в стране стали происхходить демократичес­кие перемены.

Впервые была сказана правда о преступлениях сталинского ре­жима. Миллионы узников были освобожденьы из лагерей либо реа­билитированы посмертно. Были осуждены массовые репрессии, сняты необоснованные обвинения с народсов, подвергшихся из­гнанию с исторических мест проживания. Алктивизировалась дея­тельность местных органов власти. Были пршняты меры по ликви­дации бюрократической волокиты при обраищении граждан в орга­ны власти на местах. Однако демократические; преобразования были непоследовательными, ограниченными, не затронули основ вла­сти партийной демократии, не привели к дешонтажу администра­тивно-командной системы. Хрущевская «отгтепель» коснулась и общественного сознания. Именно тогда в лжтературе, живописи, скульптуре появились произведения, правдивво описывающие про­тиворечия советской действительности, чтоз вызвало у молодого поколения недоверие к коммунистическим идеалам и разочаро­вание в деятельности КПСС. Кроме того, внешнеполитические события - массовое движение в Венгрии и Шольше против отече­ственных компартий - также расшатывалж коммунистическую идеологию в СССР. Укрепить идеологические позиции партии, прежде всего в среде молодежи, должно бы, ыо обществоведение. 25 апреля 1960 г. ЦК КПСС издал постансовление «О введении курса “Основы политических знаний” в срездних школах и сред­них специальных учебных заведениях и подцготовке учебника по этому курсу». Подготовленный проект прогграммы предлагалось обсудить среди преподавателей и научной общественности, пере­работать его с учетом замечаний с мест и предаставить в ЦК КПСС.

Одновременно была задана направленноссть создаваемого кур­са и учебных книг: «Главная задача учебника - раскрыть торже­ство марксистско-ленинских идей в исторической практике чело­вечества, всемирно-историческое значение ВЗеликой Октябрьской социалистической революции, образования шировой системы со­циализма, полной и окончательной победы социализма в СССР и вступления Советского Союза в период раззвернутого строитель­ства коммунистического общества».

В 1963 г. новый курс был введен в выпускшых классах всех сред­них школ, но называться он стал «Обществвоведение», а не «Ос­новы политических знаний», как планировалсось раньше. На струк­туру и содержание учебной программы решанощее влияние оказа­ла новая программа партии, принятая на ЖХП съезде в 1961 г. В историю она вошла под названием «Прогграмма строительства коммунизма».

1$ ней, в том числе перед общеобразовательными учреждения­ми, ставилась задача по воспитанию нового, всесторонне разви­того советского человека - строителя коммунизма. Исходя из этой главной цели, строился весь образовательный и воспитательный процесс.

Преподавание курса давало результаты, противоположные ожи­даемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с дей­ствительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы совет­ского государства и общества.

В 1980-х гг. была введена новая программа по обществоведению для старших классов. Для нее была характерна более жесткая идео­логическая направленность на воспитание «сознательных и ак­тивных строителей коммунизма», на выработку «высокой идей­ности, четкой классовой позиции», «воспитание непримиримо­сти к буржуазной морали и идеологии». Ужесточение курса не было случайным: события на международной арене - политический переворот в Польше; рост социальных проблем внутри СССР, падение авторитета лидеров КПСС, которые окончательно рас­шатали режим и сделали недееспособной коммунистическую идео­логию.

Во второй половине 1980-х гг. в СССР началось переосмысле­ние школьного обществоведения с учетом требований, адекват­ных развернувшимся процессам демократизации общественной жизни и утверждению гласности. В среде педагогов вновь развер­нулась дискуссия о том, каким должно быть обществоведение. В ходе дискуссии выявились очень разные, порой противоположные мне­ния по содержанию материала, месту в учебной сетке, количе­ству часов, целям и задачам обществоведения.

В 1988 г. началась разработка принципиально нового общество­ведческого курса, который должен был начинаться с VI11 класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включи­тельно. Поиск подходов к созданию нового учебного предмета привел к выводу, что обществоведческая подготовка должна быть ориентирована на гуманистическую цель воспитания многосто­ронне развитой, овладевшей основами культуры, социально ак­тивной личности. Базовый уровень обществоведческой подготов­ки должен определяться прежде всего потребностями самой лич­ности, живущей в условиях демократизации общества. Новый курс «Человек и общество» конкретизировался и уточнялся в условиях перемен в обществе. Кризис перестройки обострил политическую борьбу. Была отменена 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС, а после событий августа 1991 г. начала складываться мно­гопартийная система. Усилились либерально-демократические те­чения. Возросло влияние национал-политических организаций. Распался Советский Союз.

В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был ис­ключен из учебного плана. Жизнь сделала еще более актуальной задачу становления нового содержания обществоведческого обра­зования, неподвластного политической конъюнктуре, влиянию партийных идеологий. В начале 1990-х гг. разработкой нового курса занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, способствующие формированию современных взглядов на общество и человека у школьников.

К концу XX в. сложились два подхода к изучению материала по обществоведению: интегративный и модульный (предметный). Интегративный курс представлен следующими вариантами: «Че­ловек и общество», «Введение в обществоведение», «Основы со­временной цивилизации» и др. Модульные (предметные) курсы соответствуют базовым общественным наукам под условными названиями «Основы экономики», «Основы социологии», «Вве­дение в политологию» и др. Интегрированный курс предполагает изучение материала в течение нескольких лет без изменения на­звания, а модульные курсы рассчитаны на последовательную смену друг друга в течение года или ведутся параллельно.

Сами термины «обществоведение» и «обществознание» при­знаны тождественными и определяются как совокупность знаний общества о самом себе.

Однако сегодня термин «обществознание» считается более точ­ным при обозначении: 1) образовательной области, в которую вхо­дят общественные дисциплины; 2) отдельной самостоятельной учебной дисциплины. А «обществоведение» из существительного превратилось в прилагательное: обществоведческий характер, об­ществоведческое образование, обществоведческие курсы и т.д.

Обществоведческие дисциплины изучаются с опорой на исто­рические знания. А история, в свою очередь, использует поня­тия, формируемые в обществоведческих дисциплинах. Они взаи­мосвязаны, но не заменяют и не дублируют друг друга, а имеют самостоятельную ценность.

На рубеже XX -XXI вв. обществоведческие дисциплины по­явились и в начальной школе. В действующем стандарте общего образования они прописаны наряду с другими учебными дисцип­линами. Более того, «его (обществознания) изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования».

Обществознание стало равноценной учебной дисциплиной по отношению к другим и занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой школьный предмет.классификации трудно. Поэтому продолжаются поиски более со­вершенных классификаций.