Классный час "день защитника отечества". Классный час "23 февраля-День защитника Отечества"

Цель: развивать чувство патриотизма, знакомить с общественно-политической жизнью страны.

Ход классного часа

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим с вами тематический классный час посвященный Дню Защитников Отечества.Каждый мальчишка -будущий воин. Он должен уметь ходить в строю. Сегодня в нашей игре, завтра на спортивном празднике, а через несколько лет, может быть в солдатском строю.

Внимание, участники! Я объявляю первый конкурс №1. Ваша задача -провести свой отряд мальчишек по залу четким шагом с песней и выполнять несколько строевых упражнений: поворот кругом в движении, перестройку в движении в колонну по два, по одному. Расчет порядку номеров. Затем каждый из вас возвращается на место.

Конкурс №2. Услышав мелодию, напеть ее вместе со словами, а также назвать имена композитора и поэта.

1) «Катюша», слова И. Исаковского, музыка М. Блантера. Расцветали яблони и груши.

Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой.

2) «Три танкиста», слова Б. Ласкина, музыка Дан. И Дм. Покрассов. На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура Часовые Родины стоят. У высоких берегов Амура Часовые Родины стоят.

3) «Смуглянка», слова Л. Шведова, музыка А. Новикова.

Как то летом, на рассвете,

Заглянул в соседний сад.

Там смуглянка молдаванка

Собирает виноград.

Я краснею, я бледнею,

Захотелось вдруг сказать:

«Станем над рекою

Зорьки летние встречать!

4 «На безымянной высоте», слова М. Матусовского, музыка В. Блантера.

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

5) «День Победы», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.

День Победы! Как он был от нас далек,

Как в костре потухшим, таял уголек.

Были версты, обгорелые в пыли,

Этот день мы приближали как могли.

6) «Алеша», слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского. Белеет ли в поле пороша,

Пороша, пороша? Белеет ли в поле пороша, Иль гулкие ливни шумят? Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша. Стоит над горою Алеша -В Болгарии русский солдат.

Ведущий. Эти песни напомнили мне сейчас один из эпизодов Великой Отечественной войны... Музыка звучит фоном.

Шел 1943 год. В лесах Белоруссии гремели ожесточенные бои. Партизаны, захватившие большие территории, оказывали яростные сопротивление гитлеровским войскам. В марте партизанам стало особенно трудно: не хватало боеприпасов, медикаментов и продовольствия. Доставить необходимые грузы самолетом было невозможно, не было в отрядах своих аэродромов и посадочных площадок. Тогда командование приняло неожиданное решение: доставить грузы к партизанам с помощью транспортных планеров. В операции участвовала большая группа-планеристов, специально подготовленных для полетов в ночное время на планерах Г-11 и А-7.

Внимание, вопрос к участникам турнира: знаете ли вы имена конструкторов этих прославленных машин? Кто первым даст правильный ответ, тот получает дополнительно 2 балла. (Конструктор планера Г-11- В. Г. Грибовский, конструктор планера А- 7- О. К. Антонов.)

Ведущий. Я не случайно завел разговор о планерах, ведь сейчас нашим участникам предстоит продемонстрировать свои модели в полете. Эта демонстрация станет третьим конкурсом нашего турнира, который носит название «Все выше, выше и выше...» Условия конкурса - с определенного места отправить планер в полет так, чтобы он совершил посадку в зоне круга диаметром один метр Если приземление совершится за пределами круга, значит будет идти по наименьшему расстоянию от центра круга до места посадки. Каждому участнику дается по три попытки.

Проводится конкурс «Все выше, выше и выше...»

Ведущий. Много надо знать и уметь планеристу, но, кроме хороших знаний умений и навыков, необходима серьезная физическая подготовка.

Поэтому на первом этапе сегодняшнего многоборья вам, дорогие участники, предстоит стартовать на дистанцию 60 метров. Помните, что каждая выигранная вами доля секунды обязательно приведет вас к победе. Так пусть же победит сильнейший!

Проводится забег. Выявляется победитель

Ведущий. Второй вид многоборья - прыжки с места. Вам предлагается преодолеть расстояние в 10 метров с помощью серии прыжков. Каждый последующий прыжок совершается от отметки предшествующего прыжка. Баллы начисляются соответственно количеству прыжков, за которые преодолено расстояние. И так, вперед, друзья! Прыжки с места. Выявляется победитель.

Ведущий. Третий вид многоборья- стрельба из лука по кеглям. Каждый участник с расстояния 10 метров должен сбить стрелой 3 кегли. Удачи, вам, ребята! Проводится стрельба из лука. Выявляется победитель.

Ведущий. И завершается многоборье проверкой теоретических знаний. Каждому участнику будет предложено выбрать карточку с вопросом. Карточки помещены в разноцветные разборные мячи. За правильный ответ З балла.

Вопросы

1) Что такое Олимпийские игры?

(Олимпийские игры- крупнейшие состязания спортсменов мира в разных видах спорта. Свое название они получили от названия места, в котором зародились в древности,- Олимп, Древняя Греция.

2) Почему на олимпийской эмблеме пять колец? Что это символизирует?

(Пять переплетенных колец на эмблеме Олимпийских игр символизируют дружбу народов пяти континентов.)

3) Что такое серфинг? .(Серфинг - вид водного спорта; соревнование на скорость, дальность, продолжительность по большим волнам.

4) Назовите родину футбола? Англия.

К какому виду спорта относится термин «двойной тулуп»? (Этот термин относится к фигурному катанию.)

Ведущий. Спорт это не только рекорды. Это прежде всего, стартовая площадка в страну здоровья, бодрости и хорошего настроения.

Успехи ваши в турнире хороши. Позвольте вас поздравить от души! Желаем вам смекалку и силу не терять, Вперед всегда стремиться, В турнирах побеждать!

Классный час, посвящённый Дню защитника Отечества.

Абакарова Зарема Магомедовна,

классный руководитель 8 «Б» класса

МКОУ СОШ №1 г. Избербаш

Республики Дагестан

Цель: 1) воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ, любовь к родине, уважение к российской армии.

2) поздравить с праздником будущих защитников Отечества.

Оборудование: плакаты, компьютер, презентация.

Учитель: (слайды1,2)

Мы живём в великой стране с гордым именем Россия. Много пережила Россия за более тысячу лет своей истории. Но по-прежнему она велика и прекрасна. У нас есть все: реки и горы, плодородные нивы и густые леса, полезные ископаемые. Но богата она своими людьми: сильными, смелыми и талантливыми.

Так уж вышло, что история России - это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько Россия.

Наша армия имеет древнюю и славную историю. Руссы - так в древности звали наших предков - были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. Особенно прославились такие русские полководцы, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а уже в наше время маршалы Константин Жуков, Конев, Рокоссовский и др.

5 ( 28 ) января 1918 года Совет народных комиссаров СССР издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии.

В настоящее время праздник отмечается как День защитника Отечества.

Наш классный час состоит из двух страничек: 1-ая « Историческая» - « Славные сыны Отечества» (о великих полководцах России); 2-ая – поздравление мальчиков и конкурс

« А ну-ка, мальчики!».

1.Историческая страница «Славные сыны Отечества» (слайд 3)

Ученик:

Александр Невский (слайды 4,5

В Новгороде княжил сын Ярослава Мудрого – Александр, который прославился своими победами над шведами и немцами. В 1240 году шведы собрали огромное войско и под начальством Бюргера пришли в Неву, к устью Ижоры, думая взять Ладогу, затем и Новгород.

Мужественный Александр, не успевший собрать подкрепление из Новгорода, помолился усердно Богу в храме Св.Софии и с небольшим войском поспешил отразить сильного неприятеля.

Александр быстро напал на шведов и, сражаясь сам, как простой воин, собственным копьём «положил печать» на лицо шведского полководца Бюргера.

За эту победу на берегах Невы и прозвали Александра Невским.

Победил Александр и немцев, напавших на Псковскую землю, и много перебил их на льду Чудского озера. Смирил он и литовцев, которые потом даже имени его боялись.

Ученик:

Дмитрий Донской (слайды 6,7)

В истории каждого народа, каждого государства есть такие моменты, когда под вопрос ставится само их существование. Таким переломным моментом для русичей была Куликовская битва.

Битва была жестокой. Сам Дмитрий сражался в первых рядах. Вскоре русские начали теснить татар к реке и спереди, и с боков, крепче сжимая живое полукольцо. Татары защищались отчаянно, но не выдержали и бросились к берегу, давя друг друга, надеясь спастись за рекой.

Под русскими мечами и стрелами страшная переправа продолжалась до темноты. Тысячи татар полегли на берегу Вожи, но еще больше в ней утонуло. Преданье гласит, что к концу побоища реку было можно перейти, не замочив ног, по плотине, образовавшейся из человеческих и конских трупов.

Спустившаяся ночная тьма позволили остаткам татар уйти, "На другой день, - как писал историк Н.М.Карамзин, - Великий князь уже тщетно искал бегущего неприятеля" нашел только разбросанные в степях шатры, юрты, кибитки и телеги, наполненные всякими товарами."

Победа Дмитрия была полной. Это было первое в истории большое сражение, выигранное русскими у татар. Оно разрушило миф о непобедимости Орды, показало русским, что у них есть вождь, способный бороться и побеждать, укрепило уверенность в своих силах.

Ученик:

Александр Васильевич Суворов (слайды 8,9,10)

Среди многих славных русских имен - имя Александра Васильевича Суворова стоит особо. Высшим знаком отличия русского солдата стало названия - суворовец. Один из высших орденов - орден Суворова.

Национальный герой России, патриот своей отчизны, храбрый воин, искусный военачальник, один из основоположников русского военного искусства.

Юношей он начал военную службу и не прерывал ее до самой своей смерти. Он участвовал во многих походах и войнах и всегда побеждал. Он провел шестьдесят три сражения и не знал ни одного поражения. „Воюют не числом, а умением" -говаривал Суворов. Сам он воевал именно так и нередко побеждал сильнейшего противника. В чем же была сила Суворова? В том, что он никогда не переставал учиться, совершенствовать свое воинское мастерство.

Он говорил так: „Война самый строгий учитель, и она ставит хорошие оценки только усердным и умелым" .

Тяжело в учении - в походе легко, легко в учении - тяжело в походе" , - так поучал великий полководец. Воспитанные им солдаты, умелые, дисциплинированные, сознательные, бравые „чудо-богатыри", как называл их Суворов, не боялись трудностей войны.

Ученик:

Михаил Илларионович Кутузов (слайды 11,12)

Вo главе русской армии в решающий период войны 1812 г. был старый боевой русский генерал Михаил Илларионович Кутузов. Свыше пятидесяти лет прослужил Кутузов в русской армии.

Он прошел всю служебную лестницу - от младшего офицера пехотной роты до главнокомандующего армией. Кутузов был участником многих войн, в которых проявил себя не только выдающимся военачальником, но и исключительным храбрецом. В 1764 г. Кутузов в должности ротного командира участвовал в походе в Польшу. В русско-турецкую войну участвовал в штурме крепости Измаил.

Наполеон знал высокие полководческие качества Кутузова, а за хитрость называл его «старой лисицей Севера». Да и сам Кутузов придавал своей хитрости боевое значение. Рассказывают, что когда в августе 1812 г. он уезжал в действующую армию и прощался с родными в Петербурге, молодой племянник спросил его: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» - «Разбить? Нет, не надеюсь разбить! А обмануть - надеюсь!».

Страшное было сражение на поле Бородина. Враги бросали оружие, дрались руками, трупы покрыли всё поле битвы. Только тёмная ночь остановила бой. Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений было под Москвою; здесь я увидел, что русские непобедимы».

Ученик:

Георгий Константинович Жуков (слайды 13,14)

Георгий Константинович Жуков - один из наиболее талантливых полководцев XX века. Для всех патриотов своей Родины он является символом стойкости и несгибаемости народного духа. Полководческое искусство Г.К. Жукова признано во всем мире. Не случайно за ним закрепилось звание Маршала Победы, и именно он, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, от имени правительства СССР в ночь с 8 на 9 мая 1945 г. принял безоговорочную капитуляцию фашистской Германии.

в Берлине у Бранденбургских ворот британский фельдмаршал Монтгомери возложил на него большой Крест рыцарского ордена Бани 1-го класса со звездой и малиновой лентой. 24 июня 1945 г. маршал Жуков принимал триумфальный Парад Победы в Москве.

Американский военный историк Мартин Кайден говорил: «Жуков был полководцем полководцев в ведении войны массовыми армиями двадцатого столетия. Он нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник. Он был «чудо-маршалом. Перед нами военный гений». Маршал Г. К. Жуков имел: 4 Золотые Звезды Героя Советского Союза, 6 орденов Ленина, 2 ордена «Победа», орден Октябрьской Революции, 3 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова 1-й степени, всего 14 орденов и 16 медалей; 17 иностранных орденов и 10 медалей.

2.Поздравление мальчиков и конкурс «А ну-ка, мальчики!»

(слайды15,16)

(Девочки читают стихотворения и дарят открытки мальчикам)

1.Раз в году, на исходе зимы, Все мужчины - объект восхищенья! И причина большой кутерьмы- Сила духа и проблески гения, В них становятся сразу видны Раз в году, на пороге весны. Раз в году, на исходе зимы, Всех мужчин - и военных, и штатских - От Ростова и до Колымы

Ждут подарки, цветы и овации. Вы сегодня на гребне волны - Как герои великой страны!

2. Здорово, мальчишки! Сегодня праздник - день мужчин И нам его не скрыть! Спешим без лишних рассуждений Мы праздник наш открыть!

3.Мы подарим вам приветы, И улыбки, и куплеты, И частушкой удивим,

И стихи вам посвятим.

4. Мальчишки, мальчишки, Вы точно не знаете, Вы даже себе не представляете, Какие надежды на вас возлагаем, И видеть вас сильными только мечтаем.

5.Себя закаляйте упорным трудом, А в деле любом только будь молодцом! Будь добрым и смелым, ведь это так важно, Чтоб стать потом в жизни парнем отважным!

Все вместе:

Дорогие мальчишки с праздником мы вас поздравляем!!!

(Девочки вручают мальчикам открытки)

Учитель:

А теперь мы начинаем конкурс. Наши мальчишки будущие защитники Отечества.

(слайд 17)

А защитники Отечества должны уметь все делать, быть организованными. Все ли наши будущие воины готовы к испытаниям, которые могут им встретиться? Это мы сейчас и посмотрим.

(Представляет членов жюри, разъясняет систему оценки).

Ученица:

По плечу победа смелым, Ждёт того большой успех, Кто, не дрогнув, если нужно, Вступит в бой один за всех. Пусть жюри весь ход сраженья Без промашки проследит. Кто окажется дружнее, Тот в бою и победит. Конкурс 1. «У солдата выходной - пуговицы в ряд» (слайд18)

Учитель:

Перед тем, как отправится в увольнение, нужно привести форму в порядок. Задание: участники пришивают на скорость каждый по 1 пуговице. Учитываются как скорость, так и аккуратность выполнения.

(Мальчики пришивают пуговицу, звучит весёлая музыка)

Конкурс 2. «Шустрые танкисты». (слайд19)

В армии, как и на войне без смекалки не обойтись. К примеру, у танка пустые баки и нужно срочно заправить горючее. Задача бойца – при помощи ложки перенести воду из 1-го сосуда в другой. Кто быстрее и больше принесёт, тот и победит . (Звучит весёлая музыка)

Учитель:

- А теперь музыкальная пауза (девочки поют частушки) (слайд 20)

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Не смотрите так на нас -

Можем застесняться!

Мы поем для вас сегодня,

И мотив у нас один,

С двадцать третьим вас поздравить

Очень-очень мы хотим!

В нашем классе каждый мальчик

Очень ловок и красив,

Поздравляет вас, конечно,

Весь наш женский коллектив!

Разбуди мальчишек ночью,

В самой серединочке,

Алфавит они расскажут

Без одной запиночки!

На уроках не зевайте,

Будьте все внимательны,

И хорошие оценки

Будут обязательно!

На уроках все мальчишки

Даже очень хороши,

А приходит перемена –

Ты пощады не ищи!

А мальчишки наши очень

Любят бегать и играть.

И учиться обещают

На четыре и на пять!

Опозданья все мальчишки

Объясняют просто:

А учиться на уроке

Никогда не поздно!

Третья четверть уж в разгаре,

Часики затикали,

А мальчишки-то мечтают:

Снова бы каникулы!

В нашем классе все мальчишки

Любят отличиться.

Кто рисует, кто поет,

Кто-то веселится!

Все частушки перепели,

Да вот так мы хороши!

Вы похлопайте дружнее,

Мы старались от души!

Конкурс 3. « Разведчики» (слайд 21)

Учитель:

- От действий разведчиков на войне зависит успех наступления. Конкурсантам-разведчикам было послано в штаб зашифрованное сообщение. Им необходимо срочно расшифровать и прочитать его.

Шифровки для команд:

26 20 1 2 3 13 6 19 21, 19 13

6 3 1 16 20 4 16 18, 16 23 18 1 15

33 32 20 5 3 6 17 21 26 12 10, 16

5 10 15 20 1 15 12

(Штаб в лесу, слева от гор, охраняют две пушки, один танк.)

16 23 18 1 15 1 14 16 19 20 1 -

5 3 1 20 1 15 12 1 9 1 18 6 12 16

11 19 17 18 1 3 1, 3 16 3 18 1 4 6

16 5 10 15 20 1 15 12

(Охрана моста – два танка за рекой справа, в овраге – один танк.)

Конкурс 4. «Санитары» (слайд 22)

Учитель:

В бою воин может получить ранение. На помощь ему приходит санитар. Санитару надо перевязать раненого.

(Один из членов команды перевязывает «раненому» голову; звучит весёлая музыка)

Музыкальная пауза

(песня «У солдата выходной» в исполнении учащихся) (слайд23)

Конкурс 5. «Эрудиты»

(слайд24)

Учитель:

Полководец Александр Суворов говорил: «В армии боец – первый человек!»

Итак, проверим интеллект наших « будущих воинов».

Каждой команде по 7 вопросов.

Для 1 команды:

    Головной убор, предназначенный для офицерского состава? (Фуражка)

    Основная песня страны. (Гимн)

    На плечах у военного. (Погоны)

    Солдатский дом. (Казарма)

    Морской повар. (Кок)

    «Банзай!» по – русски. (Ура)

    В неё призывают и от неё косят. (Армия)

Для 2 команды:

1) Праздничное движение войск и военных. (Парад)

2) Доклад генералу. (Рапорт)

3) Дверь танка. (Люк)

4) Рядовой по – морскому. (Матрос)

5) Самолётная лестница. (Трап)

6) Состязание рыцарей. (Турнир)

7) Особый отряд полиции. (ОМОН)

Для 3 команды:

    Главный на корабле. (Капитан)

    Утренняя команда. (Подъём)

    Браслеты для преступников. (Наручники)

    Любит родину. (Патриот)

5) Головной убор, который носят воины-десантники. (Берет )

6) Военнослужащий, добывающий сведения о действующем или вероятном противнике. (Разведчик)

7)Стремительное нападение войск под криком «Ура!» (Атака)

Для 4 команды:

    Шахматный скакун. (Конь)

    Это головной убор бойца, который надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранений? (Каска)

    Сколько битв проиграл А.В.Суворов? (Ни одной.)

    Старинная одежда русского воина, сделанная из металлических пластинок? (Кольчуга)

    Назовите царя,начавшего строительство Санкт – Петербурга. (Пётр Первый)

    Полицейский из США (коп)

    Геракл сделал их12. (Подвиги)

Конкурс 6.(Танцевальный) (слайд 25)

Учитель:

Вот и подошёл к концу наш праздник. Жюри подвело итоги. Осталось вручить призы и подарки. (Награждение победителей)

Дорогие мальчики поздравляем вас с Днём защитника Отечества! Надеемся, что прекрасная половина человечества найдёт в вашем лице надёжных защитников и рыцарей!

(Звучит песня «Господа офицеры ») (слайд26)

Цель:

    Познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества.

    Вспомнить славные подвиги земляков.

    Продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Учащиеся читают стихотворение.

1 уч-ся:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

2 уч-ся:

Поднимаясь мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Защитники обители.

Отважные бойцы.

И доблестньте рыцари.

Лихие храбрецы.

Сил темных победители.

Без званий и имен.

Отечества служители.

Солдаты всех времен.

За Вас, ребята славные!

Чтоб не было войны!

Вы - наши силы главные!

Вы - армия страны!

2. Вступительное слово учителя.

Учитель:

23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Родина.

А что можно назвать Родиной?

Дети: (читают все вместе)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём!

А как называется наша большая Родина?

Дети: РОССИЯ.

Учитель:

Очень много песен, стихотворений посвящено России.

Сейчас мы исполним одну из песен, посвящённых России, и узнаем, кого ещё можно назвать своей Родиной - Россией.

«У моей России длинные реснички».

У моей России - длинные косички.
У моей России - светлые реснички.
У моей России - голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.

Для меня Россия – дивные берёзы.
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня Россия – ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.

Так на кого же похожа ещё Россия?

Уч-ся: - На маму.

Учитель:

Ребята, а вы знаете, почему именно День защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?

Уч-ся рассказывает историю этого праздника.

В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии.

А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».

Учитель:

Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.

Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины.

Вспомните имена былинных богатырей?

Уч-ся:

Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель:

А из истории Древней Руси?

Уч-ся:

1. Великий полководец-Александр Невский , который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.

Учитель:

А из истории образования Московского государства?

Уч-ся:

2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Это было в 14 веке.

3. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.

4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.

Это было в период 18 века.

5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.

6. Георгий Константинович Жуков.

В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны -Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.

Учитель:

Можно бесконечно перечислять имена наших защитников: полководцев, офицеров, которые участвовали в различных войнах- Афганской, Чеченской. Их имена мы никогда не забудем!

Учитель:

Смотрели мальчишки

Втроем на парад.

«Красивая форма

У наших солдат!

Но лучше какая?

А лучше-то чья?

Сначала посмотрим», -

Решают друзья.

Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах?

Дети:

    Сухопутные.

    Военно-воздушные.

    Военно-морской флот.

    Ракетные войска стратегического назначения.

Учитель:

А какие военные профессии вы знаете?

Дети перечисляют:

Учитель:

А кто нужнее в Армии?

На этот вопрос ответить невозможно.

Какой палец нужнее?

Все нужны.

Одним пальцем не ударишь-

Нужно все пальцы сжать в кулак,

И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.

Какие строчки можно посвятить каждой профессии?

(Дети читают стихи.)

Танкист

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой!

Лётчик

Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надёжна и крепка!
Военный врач
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасёт,
Он перевяжет раны!
Врач извлечёт из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!»

Сапёр

Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придёт сапёр,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слёз, и боли!

Десантник

Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут тёмный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.

Моряк

На мачте наш трёхцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днём, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!

Подводник

Вот дивная картина-
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!

Артиллерист

Да здравствуют артиллеристы-
Защитники наших земель,
Подносчики наших снарядов,
Наводчики, бьющие в цель!

Пограничники

На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
Наше небо сторожат!

Учитель:

Так можно ответить на вопрос – кто нужнее Армии?

Дети:

Нет. Все военные профессии нужны Вооружённым силам! Они все связаны между собой.

4. Заключение

В исполнении Олега Газманова прозвучит песня, посвящённая всем офицерам.

Прослушивание песни «Офицеры».

Учитель:

Много наших побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями.

(Под тиканье часов дети встают и проводится минута молчания.)

1 уч-ся: Мы будем помнить ваши имена
И память завещать Грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.

2 уч-ся: Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.

3 уч-ся: Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту - и наш народ
Гордится Армией по праву.

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ

Дорогие наши мальчишки!
Мы убедились сегодня, что вы самые умные!
Самые веселые! Самые озорные!
Самые спортивные!
Самые внимательные!
Самые смелые!
Нам с вами ни капельки не страшно!
Вы наша опора и защита!
Мы вас очень любим!

Конкурс : «Авиаконструкторы» (Мальчики делают из бумаги самолеты. Оценивается дальность полета самолета и быстрота)

Конкурс : «Строевая подготовка» (Мальчики должны повторять движения за ведущим, кроме движения «руки на пояс» даже если ведущий его показал. Оценивается внимательность)

Конкурс : «Собери пословицу» (Собрать пословицу из разрезанных слов).

Если армия сильна – страна непобедима

Жить – родине служить.

Кто ничего не делает, тот не ошибается.

Поздравление от девочек.

1. Драчливой нашей половине

мы поздравленья шлём свои.

Для поздравленья есть причины

Ура! Защитникам страны.

2. Когда на ваши потасовки

На переменах мы глядим,

Мы верим: с вашей подготовкой

страну всегда мы защитим.

3. Пускай под глазом зацветает

Синяк пурпурно-голубой.

В ученье тяжело бывает,

Гораздо легче будет бой.

4. Врагам там будет не до смеха:

Так угостят их молодцы!

Что, побросав свои доспехи,

Побегут во все концы.

5. А мы под вашею защитой,

Вполне спокойно можем жить.

Покуда крепки ваши спины

Нам будет нечего тужить.

6. Поэтому, друзья, давайте

От всей души, без лишних слов,

От всех невзгод нас защищайте,

Но только, чур, без синяков!

Дорогие наши мальчики, поздравляем вас с наступающим праздником. Желаем успехов в делах, счастья, добра, чистого неба над головой! Желаем расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными; помнить о высоком звании мужчины.

Цели:

  • Закрепить знания детей о формировании армии России, её становлении и развитии.
  • Воспитывать уважение к Защитникам Отечества.

Оборудование: плакаты, рисунки детей об армии, выставка книг, магнитофон, мультимедийная презентация.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Чтец:

– Здравствуйте,
Славные наши потомки!
Надеемся, знаете, помните нас:
Голос российской истории – громкий!
С нас начинался великий сей глас!
Мы по крупицам Русь собирали,
Где уговором, где силой пришлось
Державу Великую мы создавали,
Немало врагов повидать нам пришлось.

В истории России много героических битв и славных побед. Остановимся лишь на некоторых из них.
Древняя Русь. С юга на мирные поселения нападали кочевые племена печенегов и половцев. (Приложение 1 . Cлайд 3) .
Позднее с востока надвинулись многочисленные конные орды монголо-татар.
(Приложение 1 . Cлайд 4).
С запада и северо-запада нередко вторгались в российские пределы отряды немецких рыцарей-крестоносцев, поляков, шведов. (Приложение 1 . Cлайд 5).
Какими же они были наши предки славяне? (Приложение 1 . Cлайды 6–10)
А были они сильны, храбры, мужественны, отважны. Одним словом – богатыри!

Приложение 2 – видеофрагмент № 04-01.
22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И огромная страна встала на защиту Родины.
Приложение 3 – видеофрагмент № 04-03, песня “Вставай страна огромная».
Плакат «Родина-Мать зовёт»
Родина-Мать позвала своих сыновей и дочерей на защиту своих рубежей.
Началось великое сражение русского народа за свою Родину.
Приложение 4 – видеофрагмент № 05-07.
Ребята, перед вами кадры ВОВ, которые уже принадлежат истории. В жестоких боях с немецкими оккупантами Советская Армия проявляла самоотверженность, готовность к самопожертвованию, к преодолению нечеловеческих трудностей. Воины знали, что идут сражаться за землю политую кровью предков, которые не отдали и пяди родной земли. Храбро сражались наши войска против захватчиков, но в самом начале войны силы были не равны.
Приложение 5 – видеофрагмент № 05-09.
На этих видеофрагментах мы видим те страшные чёрные дни: зверство фашизма, и необъятное людское горе, которое обрушилось на каждую семью.

За каждый колос, опавший
С твоих, отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не жить!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берет,
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить,
Идём мы, смерть презирая,
Не умирать, а жить!

Но фашистам не удалось поставить советский народ на колени.
Приложение 6 – видеофрагмент № 06-01.
В самые трудные времена рядом с профессиональными солдатами на поле боя выходили ополченцы – мирные жители, вынужденные силой обстоятельств взять в руки оружие.
Наш народ всегда был готов поддержать своих защитников, а если надо, то и заменить погибших бойцов. Это придавало русской армии мощь и стойкость.
Приложение 7 – видеофрагмент № 09-16.
Даже старики, женщины, дети – все встали на защиту русской земли, никто не остался в стороне: ни стар, ни млад.
Дети вашего возраста, наряду с взрослыми трудились на заводах, фабриках, в поле.
Приложение 8 – видеофрагмент № 11-03.
Война тяжким бременем легла на плечи самых слабых и беззащитных. Женщины на свои хрупкие плечи взвалили непосильный труд: они рыли траншеи, противотанковые рвы, сеяли и убирали урожай. «Всё для фронта, всё для победы» – таков был девиз у тружеников тыла.
Приложение 9 – видеофрагмент № 17-02.
С первых дней ВОВ в тылу врага повсеместно создавались партизанские отряды и подпольные группы, бесчисленные диверсионные соединения. Они днём и ночью подстерегали вражеские эшелоны, устраивали крушения, сбрасывали их с рельсов, пускали под откос, подвергали их обстрелу из всех видов оружия, они взрывали мосты и железнодорожные пути, нанося этим противнику непоправимый ущерб в живой силе и технике.
Партизанская борьба в тылу врага являлась главной и острейшей формой борьбы вооруженного народа против захватчиков.
Беспримерная по масштабам и героизму всенародная борьба в тылу фашистских захватчиков оказала неоценимую помощь Советской Армии, на плечах которой лежала основная тяжесть борьбы с врагом.
Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей.
(Приложение 1 . Слайд 17)
Дети-сироты по доброй традиции становились сынами полка. Они прошли через многие испытания, совершили немало подвигов. Подвиг – это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.
Обо всех защитниках рассказать просто не возможно за этот классный час. Но
мы не имеем права обойти вниманием наших земляков-петропавловцев, наших с вами дедов и прадедов. Не всем повезло выжить. Многие пали в той немилосердной войне.
(Приложение 1 . Слайд 18)
В парке нашей школы высится на постаменте бюст Ивана Васильевича Туркенича – человека с короткой, но яркой биографией, нашего земляка и отважного командира подпольной организации «Молодая Гвардия», юноши и девушки которой сражались против немецких захватчиков в городе Краснодоне. Как вы знаете, имя этого героя носит наша пионерская дружина.
Шел 1943 год
Приложение 10 – видеофрагмент № 29-04.
После Сталинградской битвы Советская Армия перешла в решительное наступление на врага. ВОВ длилась долгих 4 года. Итогом ожесточённой и напряженной борьбы стал разгром германского фашизма.
Да ребята, наивысшим испытанием стало нашествие немецко-фашистких захватчиков и их союзников в 1941–1945 годах, и наивысшей нашей победой явилась Победа в ВОВ.
(Приложение 1 . Слайд 19)
И воздавая славу миллионам известных и неизвестных героев, защищавших нашу Родину, особо хотелось бы поклониться Воинам ВОВ. Память о них будет жить в веках. Ведь своими жизнями они остановили нашествие, страшнее которого не было в истории человечества, избавили мир от беды, грозившей всем людям на Земле.
Ребята, из истории вы знаете, что с древних времён человечество сопровождают войны. Но в нашей литературе и в русских народных сказаниях нет былин, песен, преданий, воспевающих захват чужих земель. В них мы не найдём гордого рассказа завоевателя. Не притеснение соседних народов, а защита своих рубежей – вот что составляет гордость русского воина.
(Приложение 1 . Слайд 20)
Каждый год юноши, достигшие 18 лет, призываются на обязательную военную службу. Служат они в ракетных войсках, пограничных и внутренних, (Приложение 1 . Слайд 21) на флоте морском и воздушном. Молодые воины бдительно несут службу, добиваясь больших успехов в боевой подготовке, укрепляют мощь и обороноспособность нашей страны.
(Приложение 1 . Слайд 22)

Песня «Нам этот мир завещано беречь».

Чтец:

Мужают на учениях солдаты,
Я твердо верю в Армию свою.
Суворовский наказ мы помним свято:
В ученьи тяжело – легко в бою.

Учитель: Завершая разговор, мне хочется верить, что сегодня вы поняли, что День Защитника Отечества является государственным праздником всего русского народа, народа – творца, народа – труженика, народа – победителя.

Литература :

  1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах.М. «Современник» 1987 г.
  2. 1941 – 1945. Избранные фотографии Александра Устинова. М. «Советская Россия» 1978 г.
  3. А.Митяев . «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.
  4. О.А.Амелькин . «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.
  5. Материалы интернет.

Тема: День Защитника Отечества

Цели:

    формирование у учащихся патриотической позиции;

    раскрыть историю трагедии участников локальных войн и конфликтов;

    сохранять историческую память;

    воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

образовательные:

    познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества;

    рассмотреть военные профессии;

развивающие:

воспитательные:

    способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.

Ожидаемые результаты:

    повышение интереса учащихся к истории России;

    формирование у учащихся уважительного отношения к своей стране.

    готовность и способность активно действовать на благо Отечества.

Форма: классный час.

Оформление и оборудование класса:

иллюстрации на военную тематику, рисунки;

экран, проектор, ноутбук

аудиозапись гимна РФ

видеозаписи о Дне Защитника Отечества

аудиозапись в исполнении О. Газманова «Офицеры»

Надписи с высказываниями:

«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К. Ушинский.

«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества».

Нужно за мир стоять - войне не бывать.

Для советского солдата граница свята.

Ход классного часа

    Вступительная часть.

Здравствуйте, дорогие ученики и уважаемые гости! Я очень рада вас видеть! Разрешите начать наш классный час под звучание гимна нашей родины.

2. Учитель читает стихотворение

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рождение

    Учитель: А теперь, уважаемые ученики, обратите внимание на экран.

Просмотр видеоролика.

Что же вы увидели на экране?

А какие идеи у вас возникли?

Ответы учащихся:

Танки, самолеты, армию, военных, военные учения.

Наши солдаты всегда готовы защитить родину/ Каждый должен защищать свою родину/Мы должны любить и беречь нашу страну/ Много героев погибло, защищая свою родину во времена разных войн/ Когда я вырасту, я тоже пойду служить в Армию.

Учитель:

Спасибо за ваши ответы. Мне они очень понравились. Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

Ученики: Защитники отечества.

Учитель: Правильно, но вернее будет сказать День Защитника Отечества. Мы с вами побеседуем о Родине, познакомимся с историей возникновения праздника, поговорим о военных профессиях. Но перед этим, я хочу предложить вам заполнить наш эдьюмэп и разгадать центральное слово. Даю вам минуту, чтобы вы выполнили задание.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Что же у вас получилось?

Учащиеся: Родина.

Учитель: Совершенно верно. Родина. Отечество. Отчизна. Отчий дом. Отчий край. А что можно назвать Родиной?

Ученики: Родиной мы называем страну, где мы родились и выросли./ Родина – это уголок, где человек чувствует себя частью этого места./ Родина – то место, где нам хорошо и свободно./ Родина – место, куда человек возвращается с радостью и гордостью. / А для меня Родина – это моя семья, мой район, моя страна./ Родина – мать./ Моя Родина – РФ.

Учитель: Очень хорошие ответы! А давайте мы с вами прочитаем следующие строчки стихотворения.

Все вместе:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей зовём!

Учитель:

Учитель: Спасибо, ребята, и очень скоро 23 февраля наша страна будет праздновать День защитника Отечества. А сейчас коснемся истории возникновения этого праздника. Предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Просмотр видеоролика.

Учитель: А может кто-либо из вас более подробно расскажет эту историю?

Ученик: В начале 1918 года, наша страна была в сложным положении и германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор врагу. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».

Учитель: Спасибо за доступный и продуманный ответ. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. Можно бесконечно перечислять имена наших защитников: полководцев, офицеров, которые участвовали в различных войнах – гражданской, великой отечественной, Афганской, Чеченской. Их имена мы никогда не забудем! Давайте же вспомним наших героев минутой молчания (минута молчания).

Учитель: Скажите, ребята. А какие военные профессии вы знаете?

Дети перечисляют: танкист, летчик, сапер, десантник, моря, подводник, пограничники

Учитель: А кто нужнее в Армии? Да, на этот вопрос ответить невозможно.

Какой палец нужнее?

Все нужны.

Правильно, ведь одним пальцем не ударишь - нужно все пальцы сжать в кулак и враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.

А теперь наступает самый важный и ответственный момент нашего мероприятия. Мы с вами внесем наш небольшой вклад в историю нашей Родины. Мы создадим свою собственную книгу памяти. На столах вы видите информацию о защитниках нашего отечества. Возьмите эти листы и вложите их в эту обложку.

Учащиеся по одному подходят и вставляют файлы в папку. При этом звучит музыка О. Газманова «Офицеры».

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, у нас получилась Книга памяти павших за Родину.

В этот великий и светлый праздник мы должны поздравить всех защитников нашего Отечества и пожелать им всем чистого неба над головой, крепкого здоровья, счастья. А вы, подрастающее поколение, наши будущие защитники, растите стойкими, мужественными, чтобы всегда были готовы постоять за свою Родину!!!

Россия

Родина моя милая,

Отчизна моя любимая...

Славное у тебя прошлое,

Светлое впереди и хорошее!

Имя полное кротости

Я произношу с гордостью!!!

(А. Денисов)