Приемы дисциплинирования учащихся на уроке. Дисциплина в классе, или как наладить отношения с маленьким вождем

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Вопрос психологу: Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, советом. Я работаю в школе учителем информатики, но педагогического образования не имею. Я не могу наладить дисциплину на уроке.

Ученики могут опаздывать на уроки, входить и выходить без разрешения, включать громкую музыку на уроке. На мои замечания не реагируют, карательные меры в виде двойки в журнале их не пугают.

Создается такое ощущение, что учителя для них просто нет в классе. Я не знаю, как организовать учащихся, настроить их на работу в начале урока, как сконцентрировать их внимание.

К урокам стараюсь готовить красочные презентации, подбираю интересные примеры от жизни. Веду уроки в 8-10 классах. Могу предположить, что причины кроются:

  • в недостаточности моего опыта
  • в том, что приходится работать с детьми подросткового возраста
  • в силу моего молодого возраста (26 лет) учащиеся не воспринимают меня как учителя.

Умоляю, помогите, как наладить контакт с учениками?

Наталья, 26 лет

Ответ психолога: Здравствуйте, Наталья!

Почему одни учителя заходят в класс – и ученики замирают в предвкушении? Почему другие заходят – и становится шумнее: их как будто провоцируют. Думаю, дело не только в возрасте или опыте учителя.

Помню, у нас в школе появился молодой учитель сразу после института. Разница в возрасте у нас с ним была лет 6, но уже после первого урока мы приняли его именно как учителя, как авторитет.

Был и другой пример: учитель, много старше нас, с приличным опытом преподавания, смогла провести у нас всего два урока, после чего отказалась работать с нами.

Я хорошо помню, как она пыталась нас «вразумить»: мы стояли после звонка, она стояла тоже и все ждала, когда же шум стихнет, и мы успокоимся.

А все, видя, как ее раздражает эта ситуация – шумели еще больше. Думаю, когда учитель сильно переживает и волнуется – ученики это считывают. И провоцируют учителя на эмоциональный взрыв.

Подростковый возраст – конечно же, непростой. Если маленькие дети воспринимают взрослых как авторитет только потому, что взрослые – старше, то с подростками такое не проходит.

Для них куда большее значение имеет мнение ровесников, а не опыт более старших людей (родителей, учителей). Поэтому авторитет у подростков нужно именно заслужить.

Но заслужить его нельзя каким-то панибратством: это дешевый авторитет, который не имеет под собой реальных оснований. Важна внутренняя уверенность в том что

  • вы заслуживаете уважения
  • вы можете многому научить своих учеников
  • ваши подростки тоже заслуживают уважения.

Возможно, главная задача сложившейся ситуации – это не научить детей информатике, а извлечь более важные жизненные уроки.

Можно попробовать в вашей ситуации проговаривать свои чувства. Ну например, когда ученики включают музыку – вам становится обидно.

Сказать об этом можно в форме «Я-сообщения»: «Когда во время урока громко включают музыку – мне становится обидно, потому что в такие минуты я чувствую неуважение к себе. Я бы хотела, чтобы на моих уроках было тихо».

Важно говорить это с уважением к себе, с уважением к ученикам. И это не должно быть в форме упрека или обвинения «ах вы, негодяи, делаете мне больно!»

Достигается это за счет того, что в приведенной формулировке отсутствуют местоимения «ты», «вы». Только «я». Конечно, говоря о своих чувствах – мы рискуем.

Но с другой стороны, это делает нас более открытыми, это убирает нашу защиту и это то, что в результате нас делает ближе к другим людям.

Это – как жест доброй воли «я хочу стать к вам ближе». И если этот жест – искренний и открытый, другие люди скорее всего сделают ответный шаг.

Предлагаю Вам также посетить тренинг для родителей и педагогов «Секреты детского поведения».

Успехов вам!

С Уважением, психолог Наталья Родионова

Дисциплина в классе - основа хорошего урока и нервного здоровья учителя и учеников.

Увы, очень часто её на занятиях не бывает. Ученики шумят, играют в телефоны, ругаются матом, отказываются выполнять задания, едят чипсы и чего они только не делают.

Учителя в ответ кричат (поступают неправильно), угрожают и оскорбляют (поступают неправильно), читают нотации (предпринимают бесполезное действие), перестают полноценно вести урок, включают телевизор или пишут задание на доске (опускают руки).

Очень жаль, что в педагогических институтах не преподают практическую психологию, чтобы помочь учителям в описанных выше ситуациях.

Однако к счастью, психологи пишут книги, доступ к которым открыт всем желающим. Одной из главных для учителя, столкнувшегося с проблемами с дисциплиной, должна стать книга Карен Прайор "Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)".

В ней на примере изучения поведения животных и людей убедительно раскрыты бесполезные и даже вредные для психики живых существ методы воздействия и воспитания, а также представлены методы эффективные и безопасные.

Карен пишет:

"Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше бы они не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всю ночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасывает грязные вещи. От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки с требованием телефонных звонков. Все это — нежелательные виды поведения.

Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения. Всего восемь. И не важно, является ли это поведение укоренившимся, как в случае неряшливого соседа по комнате, или внезапным, как в случае детей, бесчинствующих в машине. Все, что вы можете предпринять по этим поводам, будет вариацией на тему одного из восьми методов.

Вот эти восемь методов.

Метод 1. «Убить зверя». Это безусловно подействует. Вам никогда больше не придется снова иметь дело с данным поведением у данного субъекта. [Например, отказаться от плохого класса, сменить школу/колледж/институт/работу в целом - прим. egevmeste]

Метод 2. Наказание. (Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы.)

Метод 3. Отрицательное подкрепление. [Например, недовольно и яростно смотреть на ученика в момент, когда он ответил на телефон прямо во время занятия - прим. egevmeste]

Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения. (Этот метод имеет особую значимость для спортсменов и владельцев домашних животных.)

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. (В последующем вы перестанете давать этот сигнал. Это наиболее изощренный метод, применяемый тренерами дельфинов для того, чтобы избавиться от нежелательного поведения.)

Метод 7. «Формирование отсутствия»: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения. (Вежливый способ препревратить неприятных родственников в приятных.)

Метод 8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ.)"

Первые четыре метода Карен называет "злыми волшебниками", потому что в их основе отрицательное подкрепление поведения. А четыре других - "добрыми волшебниками", в их основе положительное подкрепление. Четыре добрых метода - самые эффективные и здоровые для психики.

Рассмотрим предложенные меры на примерах. Два первых примера в каждой серии будут из книги Карен, а третий - наш пример.

Метод 1. "Убейте зверя".


Метод воздействия: Пусть идут домой пешком. Пусть едут на автобусе. Поручить возить их кому-нибудь другому.


Метод воздействия: Скажите «нет» и настаивайте на этом.»


Метод воздействия: Увольтесь. Или добейтесь перевода в другую школу главных хулиганов.

Метод 2. Наказание.

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Прикрикните на них. Пригрозите. Повернитесь и дайте затрещину.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Разрешите этому взрослому ребенку жить у вас, но сделайте его или ее жизнь совершенно невыносимой.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики.
Метод воздействия: Вызовете в школу родителей. Оставьте зачинщиков после уроков. Напишите гневную запись в дневник. Позовите завуча. Кричать не предлагаем, учителям запрещено кричать на детей, унижать их и угрожать им.

Напоминаем: Карен называет первые два метода самыми бессмысленными и неэффективными. !

Метод 3. Отрицательное подкрепление.

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Когда уровень шума достиг болевого порога, тормозите и останавливайте машину, читайте книгу. Не обращайте внимания на протесты по поводу остановки, это тоже шум. Трогайтесь, когда восстановится тишина.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Пусть он возвращается, но берите с него как с постороннего плату за жилье, питание, дополнительные услуги, в том числе за стирку белья и сидение с ребенком, чтоб он уехал по финансовым соображениям.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики.
Метод воздействия: Каждый раз, когда начинается крик, открывайте в центре класса банку с протухшими яйцами. Не разрешайте проветривать до того момента, пока не установится тишина. Другой вариант: во время шума включайте музыкальный трек с невыносимыми для человеческого слуха звуками. Выключайте в момент, когда все замолчат от шока.

Метод 4. Угашение.

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Определенный уровень шума естествен и безвреден; пусть он будет, они от этого устанут.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Рассматривайте это как временную меру и уповайте на то, что взрослый ребенок уедет от вас как только его финансовое положение улучшится или кризис минует.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики.
Метод воздействия: Садитесь за свой стол и читайте газету. Ждите, когда дети перестанут шуметь. (Может сработать только в педагогически не запущенных случаях, во всех остальных - шум только усилится, вместо самолетиков по классу начнут летать бумажки, учебники и рюкзаки).

Метод 5. Выработка несовместимого поведения.

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Пойте песни, рассказывайте разные истории, играйте в игры: «Привидение», «Я слежу за всем своим глазочком», «20 вопросов», «Найди земляной орешек» и т. д. Даже трехлетний малыш может распевать «Найди земляной орешек». Это несовместимо с перебранкой и криками.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Помогите ему или ей найти другое местожительство, даже если вам на первых порах придется платить за него.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики.
Метод воздействия: При возникновении шума, немедленно устраивайте контрольную работу. Вызовите зачинщика к доске. Отсадите зачинщиков и дайте им индивидуальную самостоятельную работу на оценку. (В педагогически запущенных случаях метод не работает, так как детям нет дела до оценок).

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу.

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Сделайте так, чтобы шум поднимался по команде.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Когда выросшие дети навсегда оставят дом, приглашайте их в гости, дайте понять, что они могут приходить только по вашему приглашению. Затем отмените приглашения».

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики.
Метод воздействия: Попробуйте немедленно выходить из класса каждый раз, когда начинается шум. Подождите под дверью минуту, после чего входите в класс. Дайте понять, что вместе с вашим появлением в классе должна установиться тишина.

Метод 7. "Формирование отсутствия".

«Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Поощряйте взрослых детей, когда они заводят собственный дом. Не подвергайте критике их ведение хозяйства, выбор квартиры, ее обстановку, выбор друзей, иначе они могут решить, что вы правы и жить в вашем доме лучше".

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики.
Метод воздействия: В вашем распоряжении этого метода нет. Им располагают только родители и учитель(ница) начальных классов. Но вы можете попробовать пригласить родителей сложного ребенка на беседу. Расскажите о правильных методах воспитания. Инициируйте создание в школе кабинета психологической помощи для родителей со сложными детьми. Его работа должна начаться, когда дети ещё в младшей школе.

Метод 8. Смена мотивации.

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Усиление шума и ссор часто является следствием голода и усталости. Запаситесь соком, фруктами, печеньем, подушками для приятного проведения времени по дороге из школы до дома. А при длительном путешествии рекомендуется через каждый час останавливаться на десять минут и побегать (это полезно и родителям).

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Взрослые люди, имеющие друзей, самоуважение, цель жизни, работу и крышу над головой, обычно не хотят жить с родителями. Помогите своим детям обрести первые три условия в тот период, когда они растут, и они, как правило, сами позаботятся о работе и крыше над головой. Тогда вы сможете остаться друзьями».

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики.
Метод воздействия: Очень хорошо готовьтесь к урокам. Делайте их максимально интересными и заполненными. Для обычных детей этого достаточно, чтобы не шуметь, а слушать. В педагогически запущенных случаях применяйте более изощренную тактику: жертвуйте информативностью, стандартами и планами в пользу легкости восприятия материала и формы подачи. Да, методический кабинет школы будет против (но в чем вообще обычно разбирается методический кабинет школы? Он ведь только мешает работать?). А родители будут говорить, что школа не способна подготовить к ЕГЭ. Но зато самым педагогически запущенным детям будет интересно на ваших уроках, и вы добьетесь тишины.

Почему так важна дисциплина на уроке ? Ответ, кажется, очевиден: без осознания правил корректного поведения - в классе, на улице, в общественном месте, даже просто наедине с собой - достижение личностного роста и профессионального успеха не представляется возможным. Несвоевременные шутки, превращающие аудиторию в подобие цирковой арены; проявления агрессии по отношению к соученикам или преподавателю; выкрики с места; срывы уроков, в том числе за счет непрекращающихся разговоров и хамских выходок; невыполнение заданий, запугивание отличников с целью либо унизить, либо получить доступ к домашним работам сводят на нет попытки учителя создать в классе атмосферу . А без последней - мы уже об этом говорили - невозможно сделать процесс получения образования качественным; труд педагога - имеющим смысл.

Превентивные меры - как установить дисциплину на уроке

Лучший способ избежать подобных проблем - расставить все точки над «і» при знакомстве с классом. Обычно, именно это происходит с шестилетками, переступившими школьный порог первого сентября. Но даже малыши время от времени сталкиваются с другим педагогом (например, на уроке пения или в случае замены по причине отсутствия постоянного учителя); каждый из них имеет собственные специфические требования и свое представление о здоровой рабочей атмосфере.

Ожидания учителя должны быть сразу донесены до детей и восприниматься ими однозначно. Понятно, что они - ожидания - не могут быть одинаковыми для учеников начальной школы и студентов университета (предполагается, хотя не всегда подтверждается практикой, что вторые - достаточно сознательны). На первых же стоит потратить классный час: пусть малыши сами предложат свое видение хорошего и плохого поведения; договорятся между собой, как будут объединяться против обидчика, если таковой объявится; что сделают, если у них попросят списать задание или, например, обмануть учителя, убедив его в том, что он ничего не задавал?!

Учитель должен помнить, что до определенного возраста дети склонны повторять кажущиеся им смешными действия сверстников (гримасы, шалости; имитация жужжания, мяуканья или кукареканья). Лучшей реакцией на демонстрацию специалисты считают ее игнорирование; умение оставаться спокойным в центре урагана. Но, вероятно, ученики просто устали и нуждаются в разрядке: можно уделить пару минут и устроить соревнование под лозунгом «Кто мычит лучше всех?» (главное, чтобы взрослый не сильно увлекся и не победил).
Создание атмосферы взаимоуважения и взаимопонимания пресечет на корню любые попытки детей перетянуть канат на себя.

Нарушения дисциплины на уроке

Разговоры и болтовня

Непрерывные разговоры, способностью к которым отличаются отдельные «элементы» независимо от того, к какой возрастной категории они относятся, легко останавливаются повышением голоса обычно уравновешенного учителя. Говорю не о крике на виновника, а просто о некотором дополнительном напряжении голосовых связок. Кстати, неожиданным и действенным может оказаться и снижение тона: пусть попробуют разобрать объясняемое шепотом.

Игры во время урока

Не меньшим врагом дисциплины, чем болтовня, являются и игры во время урока. Нет, не только вчерашних воспитанников детского сада: выход каждой новой революционной модели телефона или навороченного гаджета способен сорвать не одно занятие у самого гениального учителя. Конфискация (временная, конечно) - не выход… Пару раз не выдерживала и отбирала, оставляла у себя на столе. Потом забывала и мучилась: забрал ли великовозрастный ребенок свою новую игрушку?! А вот запрет на любые не имеющие отношения к дисциплине предметы на парте - вполне логичное и уместное требование.

Практические методы поддержания дисциплины на уроке

Какие методы могут быть использованы для достижения поставленной цели? Прежде всего, поддерживающая дисциплина, дающая студенту альтернативу. Например, не выдворять решившего вдруг прогуляться из класса, а предложить выбор: «Займите свое место или я буду вынужден(а) задержать весь класс после урока из-за потраченного впустую времени»; дать время на выполнение распоряжения; возможно - если остальные начнут роптать - объяснить, что не видите другого выхода. Часто проявляющие неуважение к учителю не позволяют себе вызывать недовольство учеников.

Хорошо зарекомендовал себя и косвенный контроль, выражающийся в использовании невербальной коммуникации для предотвращения деструктивного поведения и поощрения сосредоточенности (когда класс уважает педагога, ему бывает достаточно поднять брови, чтобы в аудитории восстановилась тишина; думаю не ошибусь, если отнесу сюда же умение держать паузу).

Некоторым ученикам (студентам) проще придерживаться дисциплины в случае осознания серьезности последствий при выявлении нарушений; утверждения преподавателем своей власти; четкого понимания соответствия наказания проступку. В американских школах применяется тайм-аут, а в тяжелых случаях - отстранение от занятий. Последняя форма наказания тщательно прописана в статутах каждого учебного заведения США, она имеет основной целью дать возможность «штрафнику» обдумать свое поведения в отрыве от коллектива, продолжая занятия дома и сдавая пропущенный материал экстерном. Метод «выйди из класса!» применяется в российских и украинских школах нелегитимно, и часто связан вовсе не агрессивными проявлениями, а с отсутствием у школьника «подобающего» внешнего вида или медицинской справки. В уставах образовательных учреждений на постсоветском пространстве прописан пункт об отсутствии права у преподавателя выдворять дебошира из учебной аудитории. Требуется переключение его внимания на какое-либо индивидуальное задание.

В особо сложных случаях - такие редко, но по разным причинам встречаются, думаю, в практике любого преподавателя - стоит обсудить проблему с коллегами, школьным психологом, родителями (даже если «бунтарь» заканчивает в этом году ВУЗ). Возможно, у такого поведения есть объективные, но глубоко скрытые причины (их необходимо выяснить, возможно, благодаря письменному изложению); помочь разобраться с ними - прямая задача всех вышеупомянутых.
Основным результатом такой встречи должно стать осознание учеником своих ошибок, недопустимости их повторения; выработка конкретных рекомендаций по исправлению ситуации; обеспечение обязательности их исполнения.

Можно ли выставлять из класса? Мне всегда виделась в такой мере некая доля признания собственного бессилия. Если уж нервы совсем сдали, то отправить следует точно не шататься по коридору, а в кабинет директора, например: малоприятная процедура даже для отъявленных бездельников; особо агрессивных лучше туда сопроводить, назначив ответственного за дисциплину - на несколько минут - кого-нибудь из остающихся. При этом не будет лишним напомнить о том, что домашнее задание никто не отменял, а всё прослушанное становится неотъемлемой частью самостоятельной работы.
С проверки успешности выполнения и того, и другого можно начать следующий урок.

Что еще должен делать учитель, чтобы диалог с классом оказался максимально конструктивным? В первую очередь, заинтересовывать происходящим (но об этом я уже писала); соблюдать дистанцию - и эмоциональную, и физическую. Предотвращать все возможные попытки неадекватного поведения: идя, в частности, на групповую экскурсию, наиболее непредсказуемых постоянно держать в поле зрения; поручить им заранее какое-то задание (например, фотографировать происходящее). Не превращать урок в бесконечную нотацию с пеной в уголке рта: сделать замечание его заслужившему и тут же переключить внимание на других детей. Действует как холодный душ. Ребенок должен понять раз и навсегда, что его попытки вывести учителя из себя изначально обречены на провал. Позвольте ему в этом убедиться.

Максимально настраиваться на позитивный лад. Не злоупотреблять, но и не игнорировать примеры успеха реальных личностей (важно уметь связать достижения со способностью, если не учиться с утра до ночи, то хотя бы сосредоточиться на достижении цели). Ставить «СТОПы» (термин, присущий скорее фондовому рынку, прекрасно срабатывает в классе, который пора усмирить). В качестве такого сигнала может быть использована поднятая рука, указка, для младших - яркая табличка; для футбольных фанатов - желтая или красная карта.

Уметь выступить арбитром в случае возникновения спора: совершенно не обязательно виновен тот, кто попал под горячую руку. Награждать за хорошее поведение, например, свободным временем, «веселой пятиминуткой» - работая продуктивно, дети позволят выкроить такой промежуток.

И не бояться. Трудно представить себе ребенка, которого не удастся убедить, если не принимать все происходящее исключительно на свой счет; быть последовательным и настойчивым. Победа не заставит себя ждать.

Нелегкая, она окажется вдвойне приятной.

Как хочется зайти в класс, а там - доска готова, класс стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать вечное, доброе, светлое. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты.

Но мечты и реальность часто не совпадают...

Вот приходишь ты в класс, хочешь «сеять разумное, доброе, вечное». А там сидят маленькие (или совсем не маленькие) звери. И их первое желание - съесть тебя. И они проверяют поначалу учителя на прочность. Если выдержал - появляется контакт, а если галерка не принимает - никакой дисциплины не будет!

Когда дисциплина в классе учителя напрягает и не дает нормально объяснять материал урока, работать очень сложно. Ведь в этом случае на первый план вместо обучения выходят в полный рост вопросы дисциплины и порядка на уроке.

Больной вопрос - дисциплина в классе. Сколько бы я ни готовилась к уроку, все идет насмарку, потому что нет дисциплины.

Дети ничего не боятся, не понимают требований учителя, занимаются своими делами и т.д. Самое страшное, что это не только у меня в классе.

(цитаты с форума учителей)

Учителя пишут, что иногда просто опускаются руки, ситуация запутывается в какой-то хаотичный клубок, распутать который не представляется возможным. Учителю просто непонятно, почему некоторые приемы по удержанию дисциплины работают в одном классе и не срабатывают в другом. С чем это связано? Вроде дети одного возраста, одинаковый учебный материал.

Почему возникают проблемы с дисциплиной? Как справиться с непослушными детьми и выполнить план урока? Наконец, как самому учителю перестать испытывать злость и раздражение на детей?

В этой статье мы дадим несколько действенных советов, как держать дисциплину в классе, используя новейшие открытия в психологии - системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Системно-векторная психология раскрыла и систематизировала все глубинные бессознательные желания человека. Когда учитель понимает все эти подводные течения бессознательного, которые движут как отдельным ребенком, так и коллективом класса, ему гораздо легче наладить дисциплину в классе. Если этого понимания нет, то учитель действует методом несистемного «тыка», иногда попадая в точку, а иногда нет.

Дисциплина в начальных классах

Дисциплина в 1 классе - это только первые шаги в формировании организационных навыков у малышей. От тех основ, которые будут заложены в первом классе, зависит дальнейший интерес к учебе и дисциплина в классе.

У первоклассников ведущей становится учебная деятельность, одновременно с этим потребность в игре также остается высокой. У детей еще достаточно высокий интерес к учебе. На стыке двух желаний - познавательного интереса и потребности в игре - лучше всего формируется дисциплина в первом классе.

При этом дисциплина - это не только управление вниманием школьников, но и понимание глубинных законов формирования коллектива. Эти законы бессознательно выстраивают детей в иерархию, согласно их психическим свойствам. Зная эту систему координат, гораздо легче управлять коллективом - просто потому, что приходит понимание, на каких «клавишах» и какую «мелодию» надо сыграть.

Для обучения и привития навыков дисциплины системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует использовать командные игры и соревнования, так как у нас . Когда общие цели достигаются командой учащихся - это всегда лучше. Потому что если каждый вносит свои усилия в коллективное дело, то победа становится еще слаще.

Поэтому учителю, даже подчеркивая достоинства отдельного ученика, всегда нужно сделать акцент на том, что он показывает другим ребятам пример или внес наибольший вклад в то, чтобы урок был интересным.

Разнообразные игровые приемы позволяют лучше концентрироваться на заданиях и учиться с большим интересом. Естественно учитель начальной школы работает в тесном сотрудничестве с родителями.

Родители, которых тоже беспокоит дисциплина в 1 классе советы учителю дать не могут. Хотя от них очень многое зависит. Ведь ребенок несет свои состояния из семьи. И если он не чувствует поддержку от матери, то его поведение становится «странным». А родители и учителя продолжают давление на ребенка, который еще не успел адаптироваться к школе.

Хуже всего, когда в ход идут крики на ребенка. А некоторые даже начинают бить нерадивых (по их мнению) или ленивых малышей. Важно понимать, что такие действия моментально приводят к задержке психосексуального и умственного развития ребенка. А дальше уже включается «замкнутый круг»: если падает интерес к учебе, то сразу же возникают проблемы с дисциплиной в классе.

Когда у ребенка нормальная обстановка в семье, тогда уже не будет страдать дисциплина в школе и классе. Но не стоит забывать и такой момент: ребенок может ощущать гораздо больше защищенности в школе, где его не унижают, а стараются помочь. В любом случае учителя знают, что дети из неблагополучных семей оказывают влияние на общую дисциплину в классе. Именно такие дети чаще других ведут себя не совсем адекватно ситуации: истерят, обижаются или проявляют гиперактивность.

Учитель в любом случае занимает взрослую позицию. Очевидно, что обвинять ребенка в сложностях адаптации к школе неразумно. Однако учитель, зная особенности такого ученика, может оказать ему поддержку и стать тем самым светлым душевным лучиком, который поведет ребенка по жизни. Сумеет правильно подсказать ребенку, что является настоящими ценностями, а что является просто «пеной» или мыльными пузырями, на которые не стоит тратить своих усилий. То есть направить усилия ребенка в сторону его оптимального развития .

Не орите на ребенка

Важнейшее правило: Кричать на детей нельзя. У них от этого разрушаются нейронные связи в мозге!

Учителю, который не понимает этих постулатов и продолжает кричать на детей, унижать их, становится еще сложнее добиться дисциплины в классе. Бессознательно, чтобы ощущать себя в безопасности, дети начинают сбиваться в стайку и сопротивляются всем коллективом дисциплинарным мерам учителя.

Проблемы дисциплины в 5 классе

Переход в среднюю школу влечет за собой другие проблемы с дисциплиной в классе. Это связано с тем, что вместо одной учительницы появляется много учителей и у каждого свои требования. При этом одни учителя умеют держать дисциплину на уроке, у других это получается хуже. Но дети точно считывают все этим моменты. Они прекрасно чувствуют, у какого учителя можно «пофилонить» на уроке, а где им не дадут спуска.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек устроен по принципу наслаждения. У детей это проявляется ярче всего. Если они что-то не хотят делать, их не заставить. Но зная индивидуальные особенности детей, к ним гораздо легче найти подход не через «кнут», а через «пряник».

При этом для каждого ребенка, в зависимости от его врожденных особенностей (векторов) , «призом», то есть тем самым «пряником», может быть отдельное поощрительное слово от педагога. Для шустрых и подвижных детей с кожным вектором - это возможность быть первым. Значит, и хвалим их за скорость, при этом указываем на ошибки, которые они допускают.

А вот для обстоятельных учеников, обладателей анального вектора, главная ценность - это возможность быть лучшим. Поэтому их надо хвалить за качество и усидчивость .

Эмоциональных ребят необходимо поощрять за красоту выполнения заданий и отмечать эти работы перед классом. Замкнутым интровертам, обладателям звукового вектора - гениям в потенциале - всегда лучше давать дополнительное задание более высокой сложности. Их абстрактный интеллект способен решить очень сложные задачи.

Давая нагрузку ребятам согласно их свойствам, мы . Когда дети учатся с наслаждением, проблем с дисциплиной чаще всего не возникает.

Конечно же, мы не забываем, что сейчас век клипового мышления. Современным детям сложно долго сосредотачиваться на одном и том же, они теряют интерес, поэтому сам урок должен быть наполнен разнообразным материалом.

Командовать парадом буду я?

Организация дисциплины в классе - это процесс, который требует системного подхода. Прежде всего должны быть четко сформулированные правила поведения на уроке. Ведь дисциплина - это еще и цели, задачи, планы и сроки их выполнения. Конечно же, у учителя есть учебный план и общими усилиями его необходимо выполнить.

Когда учитель пытается воздействовать на учеников только через жесткие дисциплинарные меры, то есть без внутреннего согласия, признания коллективом справедливости этих правил, ничего не получается.

Это очень интересный момент, который точно показывает системно-векторная психология. И связан он с бессознательными реакциями и особенностями нашего менталитета. Напоминаю, что у нас коллективистский общинный менталитет. И для нас понятие справедливости и милосердия находятся гораздо выше, чем закон.

Учитель будет просто противостоять ученикам, и эта бессознательная борьба только усугубит ситуацию. Коллектив школьников будет гнуть свою линию, учитель будет пытаться взывать к дисциплине, правилам, применять карательные меры, но всеобщее напряжение будет только расти.

Где же пролегает эта тонкая грань между жесткой дисциплиной и желанием учиться? Ответ простой - в области сотрудничества. Когда учитель может так организовать процесс учебы, чтобы была и дисциплина и при этом не терялась познавательная активность ребят.

Как наладить дисциплину в классе - противостояние или сотрудничество?

На самом деле дисциплина в классе - это создание условий для сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.

Вот некоторые системные советы от педагогики сотрудничества.

Используя принцип удовольствия, привлекать ребят любого возраста к сотрудничеству при проведении урока. Это могут быть очень простые шаги и действия: раздача тетрадей, подготовка доски и класса к уроку, проведение физкультминутки на уроке и подбор музыкальных пауз для них.

Когда дети вовлечены в процесс и хотя бы чуть-чуть вкладывают свои усилия при проведении урока, их интерес к учебе возрастает, а проблемы с дисциплиной отходят на второй план.

Например, устроить конкурс «Таланты нашего класса», где каждый ученик - кто что может - делает свой творческий вклад и показывает, например, английский язык/математику/биологию в песне, танце, монтирует фильм, рисует, лепит, орет как дикарь (чем не номинация). Позволяя детям выразить себя, мы позволяем школьникам взглянуть на предмет с другой стороны. Часто через такие вот моменты можно приоткрыть для себя и различные способы объяснения даже очень сложных заданий.

У меня была девочка, которая не хватала звезд с неба в математике. Но то, как она рисовала и чувствовала цвет, было просто ее уникальным даром. Мы всем классом просили ее иллюстрировать математические сказки , сочиненные другими учениками. В результате появлялись просто шедевры и по оформлению, и по содержанию. Эти работы много лет украшали наш класс.

Сотрудничество детей между собой всегда позитивно. Когда мы показываем ребятам эту возможность проявить свои таланты, они готовы дальше уже сами идти по этому пути и часто помогают друг другу по разным предметам.

Дисциплина в старших классах - действуем через сотрудничество

Дисциплина в 9 классе - это уже другой вопрос, так как у подростков начинается пубертат, а значит, они все больше и больше хотят попробовать свою самостоятельность, и, конечно же, они считают себя уже взрослыми, умными и не подчиняются дисциплине на уроке иногда просто из чувства протеста.

Что можно сделать? Здесь помогают опять же игровые методики. Игры в дни самоуправления, когда те же подростки должны подготовить урок на 45 минут и провести его в младших классах. Да, да, вот так вот - на противоположностях! Когда они сами, сталкиваясь с проблемами дисциплины в 7 классе, увидят этот праздник непослушания во всей красе, они смогут изменить свой взгляд на дисциплину в классе. Вообще обмен ролями очень позитивно влияет на учеников.

Затем можно даже поручить старшеклассникам провести конференцию на различные темы. Например, «Особенности дисциплины в 6 классе». Другой готовит доклад на тему проблемы дисциплины в 5 классе и так далее, вплоть до того, что учителям можно и самим поучиться у подростков различным приемам удержания внимания.

Понять что-то можно через противоположности. Когда устраивается праздник непослушания, а потом идет его обсуждение, то очень легко формируются разумные правила, которые признаются коллективом ребят.

Очевидно, что для качественного учебного процесса должна соблюдаться дисциплина в школе и классе.

Современные дети полиморфы, то есть имеют несколько векторов. Распознавание их внутренних мотивов к тому или иному действию позволяет легко научиться поддерживать дисциплину в классе, точнейшим образом используя педагогические приемы.

Дисциплина никогда не будет идеальной, это тоже надо понимать. Дети проходят разные периоды своего развития, у них меняется обстановка в семье, что также влияет на дисциплину и поведение школьников. Но именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания особенностей психики детей.

Со знаниями по системно-векторной психологии Юрия Бурлана работать с детьми и поддерживать дисциплину в классе становится легко и просто. Вот отзывы учителей о применении новейших открытий в области психологии в своей работе.

Распутать клубок противоречий и непонимания между учителем и учениками можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Это уникальный практический инструмент в работе педагога.

В системно-векторной психологии есть точные ответы на все вопросы о том, как наладить дисциплину в классе. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

А как решается вопрос дисциплины в классе у вас? Ваше мнение очень важно. Возможно, у вас есть личный опыт, отличный от моего? Поделитесь своими находками в комментариях.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: