Перцептивная организация предметов. Законы перцептивной организации

Принцип изоморфизма


К.Коффка

ВОСПРИЯТИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТТЕОРНЮ *

В этой части своей работы я приведу ряд экспе­риментов из различных областей, которые показы­вают плодотворность нашей концепции. Промежут­ки аб, б«, вг, изображенные на рис. 1, отличаются от промежутков аа, бб, ев, хотя те и другие принадлежат одному объекту - "изгороди". Пытаясь описать это различие, мы обнаруживаем одну очень яркую осо­бенность восприятия. Белые промежутки аб, бе, вг об­разуют часть общего белого поля, тогда как осталь­ные белые промежутки ограничиваются областями, за-ключенными между соответствующими черными линиями; они не выходят за пределы этих областей и не образуют части окружающего белого поля. Опыт­ные наблюдатели могут даже описать кривые, замы­кающие эти белые полосы, которые кажутся слегка изогнутыми внутрь. Таким образом, мы видим, что белая поверхность нашего рисунка, хотя объектив­но она всюду однородна, дает начало двум различ­ным феноменам: в одном случае она выступает в виде ограниченных "полос", тогда как в другом распрост­раняется на все остальное поле. Для обозначения этого различия у нас есть два выразительных слова: первый феномен мы называем фигурой, второй - фоном, понимая при этом, что фигура как таковая вообще невозможна без фона.

з г

A a б б ев

Рис.1

Обратимся к нашей "изгороди". Мы обнаружи­ли, что белые промежутки, относящиеся к фигуре, замкнуты, в то время как такие же промежутки, при­надлежащие фону, - нет, хотя объективно никаких замыкающих линий нет ни в том, ни в другом слу­чае. Тут мы имеем дело с одним очень общим прин­ципом: именно фон всегда менее "оформлен", чем фигура. Рубин первым систематически исследовал эти факты, и последующее изложение в значительной мере почерпнуто из его работы. Его метод был осо-

* Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.. Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 96-100.


бенно пригоден для выявления различий между фи­гурой и фоном. Он использовал двусмысленные гео­метрические объекты, где в качестве фигуры могли выступать то одна, то другая часть изображения. Про­стой пример такого объекта уже рассматривался Шуманном. Если интервалы аа, бб в нашей "изгоро­ди" мы сделаем равными аб, бв, то получим нечто замечательное. Теперь полосой может стать бб, а бв - частью фона; и наоборот, бв может выступить в виде полосы, а бб стать частью фона. Каждый раз мы бу­дем обнаруживать прежнее различие: полосы всегда замкнуты независимо от того, какими отрезками они ограничены, тогда как интервалы между ними - нет. Другим примером может служить так называемый субъективный ритм, слуховой или зрительный, ког­да он накладывается на объективно однородные се­рии ударов или вспышек. И в этом случае мы встре­чаемся с различием субъективных интер- и интра-метрических интервалов, и снова связь этих субъек­тивных впечатлений с объективными промежутка­ми оказывается неоднозначной. Рис. 2, воспроизве­денный из работы Рубина, может восприниматься то как белый крест на черном фоне, то как черный крест на белом фоне (если пренебречь другими, ме­нее важными эффектами). Сравните любой крест с его фоном и вы легко заметите, что фон всегда ме­нее структурирован, чем фигура; фон или вообще не имеет отчетливой формы, или приближается к сравнительно простой форме квадрата.



Рис. 2

Большей степени структурированности соответ­ствует и большая "живость" или яркость фигуры. Уже Шуманн заметил, что белые участки внутри фигуры "белее" тех, что снаружи, что легко видеть на при­мере его "изгороди".

Эти примеры показывают уже отмеченный ра­нее факт: феноменально фигура всегда имеет замы­кающие линии, даже если объективно они отсут­ствуют. Хорошая фигура всегда "закрытая", а замы­кающая линия как раз выполняет функцию "закры­вания". Таким образом, линия, разделяющая облас­ти фигуры и фона, имеет очень разное отношение к каждому из них, ибо, ограничивая фигуру, она не

служит границей для фона. Фон не меняется под дей­ствием контура и, частично закрываясь фигурой, как бы лежит позади фигуры, не прерываясь ею. Крест, приведенный ниже (рис. 3) помогает уяснить это.

Посмотрите на участки, заполненные дугами. Образуя крест, кривые, действительно, становятся дугами, т. е. самостоятельными отрезками окружнос­тей; образовав же круг, они воспринимаются иначе, уже не как изолированные друг от друга; теперь они выступают в сознании как видимые части целой се­рии концентрических кругов.



Рис. 3

Свойство фона не поддаваться влиянию контура фигуры тесно связано с другим, уже упоминавшим­ся его свойством, а именно с меньшей степенью его структурированности. В нашем последнем примере это выражается в том, что целые окружности, когда они образуют фон, являются более простой структурой, чем наборы дуг, составляюших фигуру - крест, ибо во втором случае вместо каждой окружности появ­ляются четыре дуги. Меньшая степень структуриро­ванности обусловливает еще одно отмеченное Руби­ном различие фигуры и фона: фон имеет более вы­раженный "субстанциональный", а фигура - "вещ­ный" характер.

Вернемся к ограничивающей линии. Из ее раз­личного отношения к фигуре и к фону следует и то, что она должна обладать двумя различными сторо-


нами: внутренней и внешней; одна - включает, дру­гая - исключает, или вслед за Хорнбоштелем мож­но сказать, что одна из них вогнута, другая - вы­пукла, хотя эти слова и не являются психологичес­кими терминами; думается, однако, что они верно схватывают действительные психологические разли­чия. Взгляните на левую линию "в" нашей "изгороди" и вы поймете, что имеется в виду; в самом деле, левая сторона прямой - жесткая и отталкивающая, тогда как правая - мягкая и уступающая. Очень пол­ное описание этих качеств дано Хорнбоштелем, ко­торый сводил иллюзии обращения перспективы к изменению этих качеств: чтобы произвести обра­щение фигуры, нужно сделать вогнутым то, что вы­пукло, и выпуклым то, что вогнуто.

Здесь нужно сделать одно замечание для тех чи­тателей, у которых может возникнуть возражение, что наши термины обозначают не реальные свой­ства зрительных феноменов, а лишь их интенцио-нальные значения. Я уже говорил, что хотел описать подлинные свойства. Примем во внимание, что они не обязательно должны быть похожи на те "застыв­шие" свойства, фигурирующие в традиционной пси­хологии, которые наделяются лишь "бытием"; напро­тив, многие из них - живые и активные, обладаю­щие "действием". Деревянный брус, лежащий на полу без пользы, может выглядеть точно так же, как брус, несущий определенную нагрузку, однако точное описание отметило бы этот факт, приняв во внима­ние состояние напряжения, которое должно было бы тогда существовать. Говоря более общо, состоя­ние покоя при отсутствии сил отличается от состо­яния покоя в случае их равновесия; по убеждению автора, то же справедливо и для описанных фено­менов. Замыкающая линия фигуры выполняет неко­торую функцию, и эта функция является одним из ее зрительных свойств. Традиционная же психоло­гия с самого начала определяла термин "зрительные свойства", как указывающий лишь на "застывшие" свойства; в результате она и обнаружила только та­кие свойства. Но это определение было произволь­ным и, как оказалось, неадекватным, поскольку делало исследователя слепым к исключительно важ­ным фактам.

Ч.Осгуд

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ГЕШТАЛЬТТЕОРИИ *

Представленная здесь попытка извлечь существо гештальтистской точки зрения базируется в основ­ном на работах Коффки (1935), Келера (1938, 1940), Брауна и Вота (1937).

Теория имеет дело с явлениями, которые обна­руживаются в зрительном поле, являющемся, в свою очередь, динамическим распределением энергии, причем его части взаимозависимы из-за их участия в целом. Поле структурировано в той мере, в какой внутри него существуют различия по интенсивности или по качеству. В той мере, в какой поле структури­ровано, оно содержит потенциальную энергию, спо­собную производить (перцептивную) работу. При­вычная аналогия с полем энергии вокруг магнита является, по-видимому, наиболее простой, способ­ствующей пониманию. В пространстве между двумя полюсами магнита существует силовое поле, при­чем интенсивность и направление его сил непрерыв­но меняются от одной точки к другой. Перестройка железных опилок, которая происходит при введе­нии магнитного поля, обнаруживает не только то, что эти энергетические дифференциалы способны производить работу, но также и то, что произведен­ная ими работа позволяет описать природу сил поля. Точно так же феноменальные аспекты восприятия (т. е. произведенная работа) используются гештальт-теоретиками для характеристики сил зрительного поля.

В этом пункте естественно возникает вопрос: где (в нервной системе) локализуется это зрительное поле? Браун и Вот пишут: "Под зрительным полем мы подразумеваем пространственную структуру (кон­структ), в которую могут быть упорядочены фено­мены зрительного поля". И действительно, поле мо­жет быть введено в теорию как чисто гипотетичес­кая конструкция. Это, по-видимому, наиболее безо­пасная процедура, но гештальттеоретики, как пра­вило, вводят физиологические процессы, объясня­ющие их феномены психологического "поля". Коф-фка (1935) пишет: "...давайте думать о физиологи­ческих процессах не как о молекулярных, а как о молярных феноменах. Если мы сделаем это, то все трудности старой теории исчезнут. Ибо их молярные свойства будут теми же, что и свойства процессов сознания, в основе которых они лежат". И ниже: "...там, где локальные процессы не являются полно­стью изолированными, они больше не могут быть полностью независимыми, и, следовательно, то, что происходит в одном месте, будет зависеть от того, что происходит в других местах... Имеются бесчис­ленные перекрестные связи, которые, может быть, связывают каждую нервную клетку с каждой дру­гой... (и следовательно) события в этой сети нервной ткани не могут больше образовывать только геомет-

" Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 114-127.


рические формы... процессы, которые имеют в ней место, больше не могут быть независимыми, и мы должны рассматривать их как молярные распределе­ния со степенью взаимозависимости, варьирующей обратно пропорционально действительному опера­тивному сопротивлению". И все же это не говорит нам, где (т.е. в 17-м, 18-м поле или где-либо еще в мозговой ткани) действуют эти динамические силы, и гештальттеоретики, по сути дела, об этом так ниг­де и не сказали.

По вопросу о том, как на основании известных свойств материальной нервной системы можно объяснить процессы поля, наиболее ясно высказал­ся Келер (1940), Келер и Уолах (1944). Келер указы­вает, что перцептивные процессы ведут себя анало­гично токам в электролитах, и затем спрашивает, возможно ли, что явления восприятия действитель­но связаны с электрическими токами в нервной си­стеме. Его физиологические рассуждения могут быть резюмированы следующим образом.

На основании того факта, что нейрогумораль-ные химические вещества выделяются на окончани­ях волокон (Кэннон и Розенблют, 1937), можно пред­положить, что в зрительных отделах мозга, "когда нервные импульсы достигают окончания сенсорных волокон, химические вещества проникают в среду, которая окружает эти окончания". При большом ко­личестве возбужденных в данном районе волокон, при повторяющихся волнах возбуждения и, по-ви­димому, высвобождении нейро-гуморальных веществ можно предположить, что будет достигнуто устой­чивое состояние химической концентрации. Эта кон­центрация, представляющая в своем пространствен­ном распределении фигуру, будет отличаться от кон­центрации, представляющей фон. Поскольку эти рай­оны различных концентраций химических веществ имеют общие и непрерывные границы, ионы будут диффундировать из районов повышенной концент­рации в районы пониженной концентрации, обра­зуя тем самым электродвижущую силу, которая вы­зовет ток вокруг контура фигуры. Это движение тока будет независимым от анатомических проводящих путей как таковых. "Поскольку причиной тока явля­ется присутствие фигуры, мы можем говорить, что его движение образует функциональный ореол (обо­док) или поле фигуры".

Келер считает, что большое число психологи­ческих фактов требует теории, подобной этой.

Как мнение Коффки о молярных физиологичес­ких процессах, параллельных психическим процес­сам, так и призыв Келера к раскрытию полевых моз­говых функций основываются на принципе изофор-мизма. Буквально это означает "равенство форм". Бо-ринг (1942) по этому поводу приводит следующую иллюстрацию: "Если эта система точек нанесена на плоскую резиновую пленку, и затем пленка натяну­та на неправильную плоскость, то точки на натяну­той пленке будут изоморфны точкам на плоской пленке". Заметьте, что здесь нет требований, чтобы расстояния были идентичны по величине, только, чтобы точки соответствовали по своему порядку. Про­странственная и временная упорядоченность ответа будет соответствовать пространственной и времен­ной упорядоченности физиологических процессов, содержанию, представленному в ответе как "одна


вещь", будет соответствовать единица или целое в составляющем основу физиологическом процессе. В решении проблемы "души и тела" - это вариант пси­хологического параллелизма, параллелизма между молярными душевными и молярными физиологи­ческими явлениями. Проекция сенсорной поверхно­сти на кору делает возможной такую точку зрения. Действительно, видение белого квадрата сопровож­дается (грубо говоря) квадратоподобной областью возбуждения в 17-м поле. Однако изоморфизм геш-тальттеории идет дальше этого. Она утверждает, что сознательно воспринимаемый квадрат должен соответ­ствовать области возбуждения в форме квадрата в каком-то месте зрительной коры, т. е. если форма из четырех точек воспринимается как "квадрат", дол­жен иметь место некий подобный квадрату физио­логический процесс. Если этот принцип верен, то можно использовать опыт сознания прямо как сред­ство изучения молярных физиологических функций. Так считали гештальтпсихологи. Изложенное состав­ляет сущность феноменологии. Эти теоретики при­нимали изоморфизм как фундаментально "данное", как аксиому. Они не признавали локализованных спе­цифических путей, ассоциаций, поскольку такие фи­зиологические явления, исходя из принципа изо­морфизма, не имеют соответствующего представи­тельства в сознании.

Каковы силы, действующие в зрительном поле? Имеется один основной динамический фактор, один источник энергии для перцептивной работы: сход­ные процессы в зрительном поле привлекают друг друга (Брунер, 1930). Это взаимопривлечение сходных про­цессов составляет основу связывающих сил в зритель­ном поле. Они являются центральными по проис­хождению, интегрирующими (организующими) по функции и перцептивными по природе.

"Мы предполагаем, что между всеми объектами в зрительном поле существуют связывающие силы поля, имеющие природу векторов... О зрительном поле не­обходимо думать как о четырехмерном множестве, имеющем наряду с тремя пространственными четвер­тое, временное, измерение". Чем ближе две точки в пространстве и времени, тем сильнее выражена эта тенденция к их связыванию. Келер (1940) предлагает большое количество иллюстраций этой закономерно­сти в зрительном поле и в других модальностях: тен­денция двух точек на коже казаться ближе друг к дру­гу, чем это есть на самом деле, при почти симультан­ном прикосновении к ним; тот же феномен в слухе, слияние слегка диспаратных точек при восприятии глубины. Очевидно, что если бы не было ограниче­ний в этих тенденциях к связыванию, все объекты в поле просто слились бы, образовав правильный сфе­рический шар. Следовательно, мы должны постули­ровать противоположные, сдерживающие силы, кото­рые являются периферическими по происхождению, сегрегативными (разделяющими, дезинтегрирующи­ми, автономизирующими) по функции и "сенсорны­ми" по природе. Коффка пишет: "У нас имеются два вида сил: те, которые существуют внутри самих про­цессов распределения и которые имеют тенденцию придавать этому распределению по возможности наи­более простую форму, и те, которые имеют место между этим распределением и формой стимула, ко­торые сдерживают это стремление к упрощению".


Как предполагалось выше, интенсивность свя­зывающих сил варьирует в соответствии с квазико­личественными законами.

1. Чем больше качественное сходство между про­
цессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие
силы между ними.
Если некоторые буквы на странице
с обычным шрифтом красные, общая форма, кото­
рую они образуют (например, х), воспринимается с
готовностью - сходные процессы, вызываемые крас­
ным, связываются. Такие же черные буквы не обра­
зуют форму, поскольку они связываются равным
образом со всеми другими черными знаками на стра­
нице.

2. Чем больше сходство процессов по интенсивнос­
ти, тем больше связывающие их силы.
Наиболее чис­
тая демонстрация этого - эффект Либмана. Если яр­
кость цветной фигуры одинакова с яркостью нейт­
рального серого фона, на котором она воспринима­
ется, форма цветной фигуры становится неясной.
Сильные связывающие силы между процессами оди­
наковой интенсивности имеют место между фигу­
рой и фоном, они ослабляют разделяющий эффект
качественного различия и в результате смазывают
контуры. Эффект наиболее заметен в случае голубых
фигур (на сером фоне).

3. Чем меньше расстояние между сходными процес­
сами, тем больше связывающие их силы.

4. Чем меньше временной интервал между сходны­
ми процессами, тем сильнее связывающие их силы.

Оба эти закона хорошо иллюстрируются фи-фе­номеном. Две световые вспышки, включающиеся поочередно, при определенных условиях могут вос­приниматься как одно световое пятно, движущееся вперед и назад. Если временной интервал оптималь­ный, увеличение пространственного расстояния меж­ду вспышками снижает впечатление от движения. Мультипликаторы знают, что для того, чтобы умень­шить рывки в движении фигур, различие между пос­ледовательными рисунками, т.е. расстояние, долж­но быть уменьшено. Наконец, в общем, чем меньше временной интервал между поочередными вспыш­ками, тем лучше кажущееся движение.

Мы теперь можем обратиться к перцептивной работе, производимой этими связывающими и сдер­живающими силами. Коффка пишет: "...мы могли бы ожидать очень стабильные организации каждый раз, когда оба вида сил действуют в одном и том же на­правлении, например, если наше пятно имеет круглую форму. Наоборот, если силы находятся в сильном конфликте, то результирующая организа­ция должна быть менее стабильной".

Мы можем обобщить это следующим образом: чем сильнее противоречие между связывающими и сдер­живающими силами, тем больше энергии в зрительном поле, способной произвести перцептивную работу. Эта перцептивная работа может иметь много форм: за­мыкание неполных фигур, искажения (иллюзии), группировка зрительных объектов, кажущееся дви­жение и т. д. Если, следуя анализу Брауна и Вота, мы представим сумму всех связывающих сил, действую­щих на данную точку как SC, то можно написать следующие отношения:

(1) ХС - ZR (2) 1С > ZR (3) ХС <

Если имеет место первое условие - энергия для совершения перцептивной работы отсутствует, име­ется постоянное устойчивое состояние. Во втором случае, в котором связывающие силы преобладают над сдерживающими, могут быть предсказаны мо­дификации (перцептивная работа). Третий случай с преобладанием сдерживающих сил над связывающи­ми также представляет нестабильность в зрительном поле, но какие именно феноменальные изменения будут иметь место - неясно. Браун и Вот предпола­гают, что это условие для автокинетического дви­жения.

По существу, о сдерживающих силах в теории говорится мало. Связывающие силы, действующие на данную точку, представляют собой взаимное при­влечение всех сходных процессов в зрительном поле (сила векторов пропорциональна их сходству, бли­зости и т. и.). Но что представляют собой сдерживаю­щие силы? Их единственная функция состоит, по-видимому, в сохранении видимой локализации точ­ки, точно соответствующей месту максимального возбуждения в том распределении, которое связы­вает стимул. Следовательно, в то время как связыва­ющие силы смещают объекты в зрительном поле с их "действительной позиции", возникают сдержива­ющие силы, усиливаясь до тех пор, пока ZC не ста­нет равной X/?. Если это соображение правильно, то уравнение (3), приведенное выше, никогда не реа­лизуется: сдерживающие силы возникают только тогда, когда в зрительном поле происходят смеще­ния, вызываемые связывающими силами, и они никогда не становятся сильнее, чем связывающие силы, которые их вызывают к жизни. Это соображе­ние появилось в статье Орбисона (1939), излагаю­щей исследование, проведенное под руководством Брауна. "Если два объекта воспринимаются как ста­бильная конфигурация, то, по определению, I.R - ХС. Однако это не означает, что данные объекты не притягиваются друг к другу. Напротив, это означает, что оба объекта притягиваются друг к другу до тех пор, пока 1.R = ЪС. Такая интерпретация предполагает, что сдерживающие силы поля увеличиваются по мере того, как объект смещается со своей позиции".

Отсюда следует что все зрительные поля имеют тенденцию к минимизации напряжения, т. е. к усло­вию, при котором ЕС= £Л. По существу то, что пред­ставлено в опыте как стабильное восприятие, всегда является конечным результатом взаимодействия этих сил, и предшествующее существование и направле­ние связывающих сил обнаруживаются в том, что воспринимаемое неидентично тому, что могло бы быть предсказано на основании ретинальной стиму­ляции. Каковы же направления, в которых произой­дут эти изменения (т. е. каковы направления связы­вающих сил)? Мы уже видели, что, не будучи сдер­живаемы, все процессы в зрительном поле слились бы в совершенно сбалансированную сферу, протя­женную в четвертом (временном) измерении. Дей­ствительное связывание будет настолько большим, насколько позволяют существующие (ретинальные) условия. Коффка проводит аналогию с мыльным пузырем: "Почему он имеет форму сферы?" Из объем­ных форм сфера представляет наименьшую при дан­ном объеме поверхность или наибольший объем для


данной поверхности. <...> Частички мыла притяги­ваются друг к другу, они имеют тенденцию образо­вывать между собой возможно наименьшее простран­ство, но давление воздуха изнутри заставляет их ос­таваться на поверхности, образуя поверхностную мембрану этого воздушного тела. <...> Конечное, не­зависимое от времени распределение содержит ми­нимум энергии, способной произвести работу. Ко­нечное, независимое от времени состояние всегда является функцией существующих условий (здесь данной формы ретинального возбуждения): хотя кап­ли дождя в среде равной плотности имеют сфери­ческую форму, они приобретают сплющенную фор му на твердой поверхности. Коффка заключает, что связывающие силы имеют тенденцию к правильным симметричным и простым формам. Отсюда - закон прегнантности, в соответствии с которым "психи­ческая организация будет всегда настолько "хоро­шей", насколько позволяют условия".

Рис. 1

Безусловно, наиболее убедительное подтвержде­ние общей гештальттеории восприятия было полу­чено в собственных исследованиях кажущегося дви­жения Брауна и Вота (1937). Используя специаль­ный аппарат, они могли зажигать световые источ­ники А, Б, В, Г (рис. 1) по кругу в темпе, который мог контролироваться экспериментатором. Если времен­ной интервал между вспышками был большим, ка­жущееся движение одной точки не воспринималось: временные интервалы между А -Б, Б-В и т. д. были такими, что связывающие силы оказывались мини­мальными, и четыре отдельные вспышки восприни­мались как поочередно зажигающиеся и гаснущие. Когда временной интервал уменьшался, возникал эффект чистого фи-движения: одно световое пятно казалось описывающим углы квадрата. В этом случае Б оказывалось значительно ближе во времени к А и влияло на него связывающим образом, точно так же, как В по отношению к Б и т. д., но В было значитель­но отставлено от А, чтобы оказывать на него какое-либо влияние. При дальнейшем снижении времен­ных интервалов, однако, траектория кажущегося движения сначала становилась дугообразной кривой, огибающей стороны квадрата, и затем начинала вос­приниматься как круг, периметр которого оказывался внутри действительных местоположений лампочек. Стимуляции Б, В, Г следуют достаточно близко во

Рис. 2. А - искажение окружности, наложен­ной на поле с радиальными линиями; Б - искаже­ние квадрата, наложенного на поле с концентричес­кими окружностями.

времени за стимуляцией А, благодаря чему оказыва­ют связывающее влияние на точку А. Однако вели­чина связывающих сил в этом поле постепенно уменьшается. Поскольку относительная величина векторов будет постепенно и непрерывно изменять­ся при каждом изменении в видимом положении А, видимое движение одного источника будет выглядеть примерно как дуга круга, целиком находящегося внут­ри точек стимуляции. Тот же анализ применяется по отношению к каждой из четырех точек. Точные изме­рения полностью подтвердили эти предсказания тео­рии, так же как и другие, которые могли быть осу­ществлены при изменении расстояния между источ­никами, интенсивности источников и т.д.

При дальнейшем сокращении временных интер­валов размер круга - траектории движения - стано­вится больше до тех пор, пока вес 4 источника не оказываются видимыми одновременно (когда их раз­деляет только 50 мсек); Браун и Вот предполагают, что интенсивность связывающих сил как функция временного интервала вначале увеличивается и за­тем уменьшается. Объяснения для такой функцио­нальной зависимости не предлагается. Другая возмож­ность состоит в том, что сдерживающие силы, отра­жающие нервные события на сетчатке, имеют более быструю и происходящую с отрицательным ускоре­нием функцию затухания при исчезновении стиму­лов по сравнению со связывающими силами. При очень коротких интервалах преобладание С сил бу­дет небольшим; при несколько больших интервалах при данной скорости затухания возбуждения сетчатки и, следовательно, преобладание В сил становилось бы максимальным; при дальнейшем увеличении ин­тервала ослабление самих связывающих тенденций привело бы к снижающим эффектам.

Другая поразительная демонстрация приложимо­сти описанной теории предложена Орбисоном (1939). Его техника состояла в том, что он вводил объек­тивно симметричные фигуры в поля, структуриро­ванные таким образом, что в них доминировали опре­деленные напряжения связывающих сил. Основная гипотеза должна была подтвердиться, если бы эти объективно симметричные фигуры искажались внут­ри таких полей в направлениях позиций "связываю­щего равновесия" (т. е. позиций, которые были бы за­няты, если бы отсутствовали сдерживающие силы).


Рассматривая связывающие силы толь­ко как функцию пространства между сходными процессами, Орбисон теоре­тически определил эти позиции связы­вающего равновесия для каждого из ис­пользованных полей (подробности мо­гут быть найдены в оригинальной ста­тье). Круг на поле А и квадрат на поле Б ясно искажены настолько, что даже трудно поверить в то, что они объек­тивно правильные (рис.2)

Последний постулат теории воспри­ятия гештальтпеихологии мог бы быть сформулирован следующим образом: существующая организация поля имеет тенденцию сопротивляться изменению. Мы говорим "мог бы" потому, что хотя много перцептивных фак­тов подтверждает это положение и та же идея суще­ствует в гештальтпеихологии относительно инсайта и решения проблемных ситуаций, имеется масса дру­гих доказательств, подтверждающих прямо противо­положный тезис, а именно, что существующая орга­низация поля имеет тенденцию блокировать свое соб­ственное постоянство.


Обратимся к примерам, подтверждающим пер­вый тезис: трудность восприятия лица, спрятанного среди листвы на загадочной картинке, обычно объяс­няется доминированием предшествующей перцеп­тивной организации. Некоторые лица испытывают затруднение при восприятии обоих из двух возмож­ных изображений в действенных фигурах. Если на установке, подобной той, которую использовали Браун и Вот (рис. 3), лампочки A-D вспыхивают од­новременно и чередуются с также вспыхивающими одновременно лампочками В-С, кажущееся движе­ние создаст впечатление либо вертикально (если рас­стояния АВ и CD будут сделаны меньше, чем рассто-

яния АС и BD), либо горизонтально колеблющейся линии (если расстояния АВ и СО будут больше, чем АС и BD). Теперь предположим, мы начали с пози­ции (2) (рис. 3), где всегда воспринимается верти­кальная колеблющаяся линия, и постепенно увели­чиваем расстояние между А к В. Когда достигается положение, при котором В оказывается на равном расстоянии от А и D (3), сдвига в направлении ка­жущегося движения не происходит. В действительно­сти восприятие вертикальной колеблющейся линии продолжается вплоть до положения, при котором расстояние АВ гораздо больше расстояния АС (4), прямо противореча закону близости в отношении связывающих сил. Наконец, достигается точка (5), в которой напряжение слишком велико, и фигура вне­запно превращается в горизонтальную колеблющу­юся линию.

Существующая организация поля совершенно очевидно сопротивляется изменению, обнаруживая тенденцию к сохранению постоянства. Психологи другого поколения склонны были бы рассматривать это как иллюстрацию "установки".


Каковы доказательства противоположного тези­са, что существующая организация поля создает силы, которые имеют тенденцию ее разрушить? Ке-лер, используя объект с обращающимися фигурой и фоном, нашел, что частота обращения увеличива­ется со временем наблюдения. Если же после дли­тельного наблюдения изображение обращалось так, что контуры попадали на относительно "свежие" уча­стки, наблюдалось, напротив, повышение стабиль­ности. На основании этого факта он заключил, что продолжительное действие процесса, образующего фигуру в данной области зрительной ткани, ослаб­ляет организующие силы, которые поддерживают эту структуру. Другой цитируемый пример - эффект пос­ледействия фигуры. После продолжительного рас­сматривания одной фигуры наблюдается смещение в другой (тестирующей) фигуре в направлении из области, получившей наибольшее насыщение.

То, что процессы организации сопровождаются обеими тенденциями - к усилению и ослаблению ее стабильности, - представляется очевидным, но как соотносятся эти тенденции, остается неясно.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Как феноменальный мир организован в воспри­ятии? Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джемс, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. Вот это карандаш (желтый), лежащий на книге (зеле­ной), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это - лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и ко­ричневых ощущений. Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внут­ренний опыт хаотичен по своему характеру, но на­верняка к тому времени, когда у молодых индивиду­умов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцеп­тивному порядку. Какова же природа этого перцеп­тивного порядка? Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных ус­ловиях? И "почему" в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской теорий перцеп­тивная организация имеет свои специфические осо­бенности 0

Феноменальные законы организации

Посмотрите пристально в течение некоторого времени на фигуру из маленьких черных квадратов (рис.1, А); вы заметите постоянные изменения в ее организации - то горизонтальные, то вертикальные линии, то группы из четырех квадратов, то цент­ральный крест. Мы здесь имеем двусмысленную си­туацию, в которой различные периферические (сти-мульные) и различные центральные (установка, зна­чение и т. д.) факторы соревнуются в определении того, что будет воспринято. Впервые эта "шахматная доска" была описана Шуманном (1900), который приписал флуктуации перцептивной организации капризам внимания (рис.1, Б). Мы ввели домини-

■ ■■■■■■ ■■■?>■■■

■■■■■■■ ■■■овна

■■■■■■■ ■■■оввн

■■■■■■■ ооооооо

■■■■■■■ IIBO1I1

..................................... ■■■?)■■■

■■■■■■■ IIBOIII

Рис. 1. А - расположение фигур, которое по­зволяет наблюдать меняющуюся организацию (по Шу-манну, 1900); Б - расположение, при котором одна доминирующая организация сопротивляется измене­ниям

* Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 281-295.


Рис. 2. А - фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы; Б -фак­тор продолжения работает в противовес близости, способствуя группировке менее близких линий; В - замкнутость исключает возможность группиров­ки близких частей раздельных фигур

1. Близость

Чем ближе (при прочих равных условиях) объек­ты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целост­ные образы. Пары линий (рис. 2, А) по этой причине легко организуются так, что две соседние воспри­нимаются как целое, при этом почти невозможно воспринять как целое линии, разделенные большим промежутком, т. е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Кстати, здесь имеет место не просто пространственная близость, но близость процессов одинакового качества.

2. Сходство

Сходство процессов в зрительном поле: чем боль­ше единые и целостные образы, тем с большей в

Сравнение фигуры и фона (Рубин). Законы гештальта

Понятие «гештальт» введено Х. Эренфельсом (1890г.). Представители: М. Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфгагн Келлер. Гештальт-психология возникла на основе критики структурализма.

История гештальт психологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.). Выражено сомнение в наличии отдельных элементов в акте восприятия - стробоскопическое движение (фи-феномен) – испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта. Исследование фи-феномена – иллюзия перемещается с места на место одного источника света в результате поочередно включающих двух лампочек. Эксперимент с транспонированием мелодии – перевод в другое состояние (тон), Эренфельс.

Основная идея : Человек воспринимает окружающий мир в форме некоторых целостных единиц – гештальтов (в переводе с немецкого – структура, форма). Понятие, обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений. Человек стремится воспринимать целостные и имеющие смысл формы.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Образ восприятия – это целостная форма, имеющая свойства, которых нет у её отдельных частей.

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Восприятие треугольника не зависит от суммы ощущений.

Законы восприятия :

1. Закон фигуры и фона (Рубин) - любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.Фигура – четко очерченный, имеющий смысл образ, который хорошо запоминается; фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон - размытая, бесформенная субстанция, плохо запоминается.

Сравнение фигуры и фона Э.Рубин:

2. Закон прегнантности («хорошей формы» - симметричные, простые, правильные формы) – существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов.

3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

4.Принцип структурности – целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (в коде восприятия выделяется структура образа восприятия, который относительно не зависит от ощущений).

5.Принцип изоморфизма - физические воздействия отражаются в мире наших ощущений двояко в виде физиологической реальности мозговых процессов и феноменальной, или психологической реальности.

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)

2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) замкнутости

5) однотипной связи

Законы группировки в гештальт-психологии (организации элементов в образы):

  • Объединяются расположенные близко друг к другу («закон близости» ),
  • Объединятся сходные объекты («закон сходства»),
  • Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков («закон замкнутости»)
  • Элементы, лежащие на одной прямой или простой линии, проще выделяются в процессе восприятия («Закон хорошего продолжения»),
  • Двигающиеся в одном направлении элементы перцептивно выделяются в одну группу («Закон «общей судьбы»),
  • Приоритет в восприятии отдается симметричным фигурам («Закон симметрии»)

14. Свойства восприятия

Перцептивный образ используется при создании рекламы

Название Содержание свойства Примеры
Предметность Это способность отражать объекты не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов (М.В. Гамезо) Это характеристика отражения объекта как пространственно обособленной физической вещи (Веккер) Механизмом выражения предметности является выделение предмета (фигуры) из фона (гештальтпсихология) Двойственные изображения (Энштейн и 3 девушки у его глаз)
Структурность Восприятие абстрагированной от ощущений структуры, которая формируется в течение некоторого времени. 1) Мелодия, музыка – мы её слышим, в голове структура и мы её распознаем (не сумма ощущений). Буква – в школе нас учат прописной, а мы различаем в любом виде.
Целостность Это сохранение целостной структуры образа при отсутствии возможности отразить отдельные элементы объекта. Целостный образ возникает в результате формирования условно-рефлекторной связи между различными ощущениями (а значит на основе прошлого опыта восприятия). Из трех точек можно увидеть треугольник. Когда оговаривается, что на картинке 5лошадей или 3 волка, то можно быстрее их разглядеть.
Осмысленность Проявляется в осознании значения и смысла воспринятого образа и его отнесении к определенной категории и классу предметов. «Мексиканец на велосипеде». «Медведь лезет по дереву».
Константность Это относительное постоянство некоторых свойств предметов при измененных физических условиях восприятия. Обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов в разных условиях. Существует 3 вида константности: · константность величины (восприятие на различных расстояниях); константность формы (восприятие предметов в разных положениях). Г. Рихтер, «5 дверей, куб»; константность цвета (при разных освещениях по-разному, постоянство восприятия). Эксперимент с перекошенной комнатой А. Эймса, восприятие и формирование константности. Иллюзия не возникает у наблюдателя, если был опыт знакомства со структурой опыта, либо с испытуемыми.
Апперцепция –определяет избирательность восприятия, т.е. выбор из всего количества объектов и явлений что-то конкретное Зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта и его личностных особенностей (мотивации, эмоций, установок). Ввел в науку Г. Лейбниц. Установка –неосознанное состояние готовности человека воспринимать объекты, явления определенным образом. Эффект Струпа – смешивание цветов. Влияние прошлого опыта (памяти). Конверт, если смотреть сверху,то пирамида, но мы никогда не увидели бы пирамиду, если бы не знали о ней ранее. Эмоции, мотивации (Д. Маклеланд) – методика ТАТ (тематический апперцептивный тест), испытуемый должен рассказать, то нарисовано на картинке, там были продукты питания. Смотрели на них голодные и сытые люди. У голодных людей восприятие еды было таким: она им казалась большой, объёмной по внешнему виду. Перцептивная апперцепция Д. Узнадзе, изучал иллюзии восприятия. На восприятие влияет установка. Испытуемому в левую руку давали что-нибудь полегче, в правую потяжелее 15 раз; потом одинаковое по весу, но человеку показалось, что в левой всё равно полегче. Примерлюбого слова, напримерВодопад – те, кто изучает долго иностранный язык могут прочитать Бодопад или Богонаг и т.д.
Историчность (С.Л. Рубинштейн) – характеристики общечеловеческого восприятия Зависимость человеческого восприятия от предшествующего исторического развития человечества, общественной формы познания (культура, речь, музыка, наука, геометрия). Человеческий слух – музыка и речь (Рубинштейн). Зрительное восприятие под влиянием геометрических форм (например, жилище у нас воспринимается в квадратах, у др. народов в виде конуса). Японские дети в школе изучают около 200 цветов и оттенков.

15. Восприятие времени. Виды восприятия времени

Восприятие времени - это отражение скорости, длительности последовательности событий.

Основная проблема изучения : отсутствие соответствующих анатомических рецепторов времени (анализаторов).

Типы восприятия времени: тахихронический тип – субъективное ускорение времени; брадихронический тип – субъективное замедление времени.

Типы отражения времени: х ронометрия (часы); хронология (времена года, исторические события); хроногнозия (субъективное отражение времени).

На хроногнозию влияет ряд факторов:

  • Биологические факторы , влияющие на восприятие времени: наличие суточных ритмов (действие мелатонина), скорость обмена веществ (температура тела) – Хогланд, действие лекарственных препаратов и химических веществ, сердечный ритм.
  • Психологические факторы: заполненность промежутка времени.

Закон заполненного промежутка времени (Рубенштейн) - чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Характерно для воспоминания прошлого. При оценке настоящего наблюдается обратный эффект.

Закон эмоционально детерминированной оценки времени. Оценка времени (настоящее время): положительно окрашенные события (позитивные) – субъективно укорачивают время; негативно окрашенные события – субъективно удлиняют время.

Влияние возраста. Возраст: дети – переоценивают большие промежутки времени; взрослые – недооценивают промежутки времени.

Психические расстройства . Виды расстройства : маниакальные расстройства – недооценка времени; депрессия – переоценка времени; шизофрения – потеря субъективного ощущения времени, расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.

Пример расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени : «Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично».

16. Понятие о представлении. Отличие процесса представления от восприятия

Представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются , но воссоздаются на основе прошлого опыта.

Представление - это вторичный психический образ, тесно связанный с памятью.

Представление - форма психического отражения, предполагающая воспроизведение чувственных образов в сознании.

Для возникновения образа представления не требуется непосредственный контакт с отражаемым объектом. Представления являются связующим звеном между чувственной и рациональной ступенями познания. Составляет основу формирования понятий. Не требуют непосредственного действия раздражителей на органы чувств.

Функции представлений :

· Сигнальная – представления вместе с образом воспроизводят информацию о нем, которые преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.

· Настроечная – представления организуют деятельность человека, обеспечивая тренирующий эффект.

Идеомоторный акт – сопровождение представлений о движении слабым сокращением соответствующих мышц.

Отличие процесса представления от восприятия:

Представления – это чувственно наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы восприятия являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент , тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом . Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Возникшие в процессе ощущений и восприятий образы не исчезают бесследно, а сохраняются в сознании человека. Образы ранее воспринятых предметов и явлений и называются представлениями.
Представления возникают на базе восприятий, но они отличаются от них. Если в восприятиях отражаются только те предметы и явления , которые непосредственно взаимодействуют с органами чувств, то представления - это образы тех предметов и явлений , которые в данный момент не воспринимаются, а воспринимались раньше. В процессе восприятия работает весь анализатор (рецептор, проводящие пути, мозговые концы); представления же возникают на основе работы только корковых концов анализаторов . Физиологический механизм представлений - это оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий. Так, при зрительных представлениях человек как бы вновь видит то, что видел раньше, при слуховых - как бы вновь слышит чей-то голос и т. п.
Образы представлений наглядны, но менее ярки, чем образы восприятий. В отличие от образов восприятий, которые конкретны, детальны, фотографичны, образы представлений фрагментарны. В них выделяется существенное, главное, а все второстепенное выпадает или отходит на второй план. Образы восприятий более устойчивы, чем образы представлений. Отличие восприятия от представлений объясняется тем, что образы восприятий подкрепляются тем объектом, который находится перед человеком. В представлениях такого подкрепления нет.
Роль представлений в процессе познания исключительно велика. Образы представлений имеют большое значение для работы памяти, воображения и мышления. Способность образов представлений сохраняться в сознании человека лежит в основе памяти; на способность же этих образов видоизменяться, переконструироваться опирается воображение, а способность выступать в обобщенном виде заложена в основу мышления.

17. Виды и свойства представлений

Виды представлений:

1. Представления памяти – воспроизводимые образы по памяти

Представления воображения – новые образы, которые создаются в сознании

Представление и воображение в психологии рассматриваются как самостоятельные психические процессы.

2. Произвольные представления – требуют волевых усилий

Непроизвольные представления («персеверирующие образы») спонтанно возникающие образы

3. Единичные представления – образы об отдельных, конкретных объектах

Обобщенные представления – представления предмета с существенными характеристиками данного класса предметов

Свойства представлений:

  • Неустойчивость – проявляется в «мерцании формы», текучести элементов представления
  • Фрагментарность – отсутствие некоторых элементов образа в представлении
  • Обобщенность – представление является обобщенным образом целого класса предметов

Знания о представлении необходимы для реализации техник визуализации. Техника визуализации – это работа с образом (образ болезни, образ страха и т.д.), терапевт меняет характеристики образов, меняет отношение к образу, преодоление фобий и изменяется состояние человека.

Объект, который мы воспринимаем, имеет определенную форму и его проекция создает ретинальное изображение той же формы. Нейронная активность вызванная этим изображением передается в мозг и приводит к восприятию соответствующих объекту очертаний. Одно и тоже ретинальное изображение может вести к различный возможный результатам восприятия. Прежде чем ретинальное изображение приведет ретинальному восприятию оно должно определенным образом организованно. В самом общем виде, ретинальное изображение - мозаика, меняющая свою яркость, цвет и т.д. Перцептивная группировка.

Группировка - это объединение в единое целое определенных частей изображения. Законы группировки были выделены И. Вертгеймером.

1. Хорошее продолжение.

Когда прямая или кривая продолжается из любой точки не меняя значи­тельно своей кривизны, то можно сказать, что она имеет плавное продолжение. Существует предпочтение воспринимать отрезки линий с плавным продолжением друг друга как одну линию или форму.

2. Близость.

При прочих равных условиях элементы, находящиеся ближе друг к другу будут восприниматься как части единого целого.

3. Сходство. Объединяются элементы, сходные по цвету, форме, величине.

4. Замкнутость.

При прочих равных условиях элементы образующие замкнутую фигуру с большей готовностью будут организовываться вместе в отдельные образы и именно так восприниматься.

5. Единая судьба.

Элементы, движущиеся в одном направлении и с одинаковой скоростью стремятся организоваться в группу.

6. Установка.

Соответствующий опыт, который предшествует предъявлению стимульной конфигурации создает ожидание того, какой эта конфигурация будет.

7. Влияние прошлого опыта.

1) Когда принципы организации способствуют определенному восприятию, то прошлый опыт не приводит к другой перцептивной организации.

2) Когда стимульное изображение неоднозначно, то прошлый опыт влияет на его организацию.

З) Когда предъявляемое стимульное изображение узнается, то прошлый опыт, приводящий к узнаванию будет влиять на последующее восприятие, причем стимульное изображение будет организовываться так, чтобы подтвердить его.

Таким образом кроме объективных стимульных (периферических) факторов, определяющих перцептивную организацию, существуют и центральные факторы: установка, прошлый опыт, смысл.

ФИГУРА И ФОН.

Форма - один из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие же форм требует выделения предмета из фона (фигуры из фона), что в свою очередь требует выделения контура. Эдгар Рубин установил тот факт, что любая из двух прилегающих частей может восприниматься и как фигура и как фон.


Феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон:

1. Фигура подобна вещи.

2. Фигура кажется находящейся над или перед фоном. Фон, в свою очередь воспринимается аморфно и как бы продолжается под или за фигурой.

3. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону.

Выводы Рубина получили подтверждение и развитие в работах Уивера:

4. Фигура имеет определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности. Фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки.

Принципы организации фигуры и фона:

1. Принцип окруженности. Внутренняя или окруженная область воспринимается как фигура.

2. Принцип специфического цвета. Может восприниматься -либо светлая, либо темная область как фигура, однако есть слабое предпочтение темной, потому что мы привыкли видеть рисунки темного цвета. То есть при прочих равных условиях а качестве фигуры воспринимается привычная нам часть фигуры.

3. Принцип ориентации. При прочих равных условиях в качестве фигуры мы предпочитаем части, имеющие вертикальную и горизонтальную направленность.

4. Принцип размера. При прочих равных условиях в качестве фигуры воспринимается меньшая часть

5. Принцип симметрии. В качестве фигур предпочитаются симметричные.

Транспозиция фигуры.

Для вычленения из ретинального изображения объекта информация об очертаниях перцептивного образа должна сосредоточится на геометрических соотношениях между частями изображения фигуры. Когда происходят различного рода изменения в предъявлении той или иной фигуры, узнавание не нарушается: фигура может быть представлена в другом цвете, размере, другом ретинальном положении и всё же будет восприниматься как та же самая фигура.

Прегнантность.

Принцип прегнантности является ведущим в перцептивной организации. Наши восприятия стремятся быть "хорошими", "простыми", "стабильными", "внутренне не противоречивыми", "симметричными". Прегнантность также используется для обозначения отличительного признака переменного стамульного фактора: из всех углов - прямой отличителен, из всех кривых - прямая отличительна. Присутствиеили отсутствие отличительных свойств важно для внешнего вида фигуры. Слегка искривленная линия будет восприниматься как прямая, не совсем перпендикулярные линии будут восприниматься как образующие прямой угол.

Эти эффекты не имеют прямой связи с группировкой, но М. Вертгеймер приводит пример, где эта связь есть:

. . . . . . . .

Расстояние между 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 точками чуть меньше, чем расстояние между точками 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7. Наблюдатель либо будет видеть все точки на одинаковом расстоянии, либо будет стремиться усилить различие и воспринимать пары точек. Равномерное распределение точек отличительно, но если наблюдатель группирует точки на основе, близости, то лучшая группировка наблюдается если он усилит различие в расстоянии в своем восприятии. И то и другое может быть название прегнантностью.

Маскировка.

Маскируют фигуру те направления, которые продолжают фигуру в прежних направлениях. Замкнутость фигуры - способ маскировки смыслообразующих частей.

Изменчивость перцептивной организации.

Возможна различная перцептивная организация одного и того же ретинального изображения. В каждом случае могут существовать различные факторы, нарушающие равновесие восприятия фигуры в ту или иную сторону. Лежащий в основе восприятия фигуры нейрофизиологический процесс подвержен самонасыщению. Обращение же фигур основано на процессе физиологического утомления, который, в свою очередь, приводит к изменению уровней активностей в различных долях коры. Возбуждение одной ассоциации нейронов приводит к одному восприятию, другой к другому. Если удерживать одно из двух возможных вариантов неоднозначного изобра­жения, то это облегчит обращение. Большинство испытуемых увидят в этом альтернативный вариант, который будет восприниматься более продолжительное время чем то, что воспринималось при предварительном обращении. Таким образом существует конфликт прошлого опыта, способствовавшего организации, которая только что воспринималась и насыщения, которая способствует новой организации. Обращению фигур так же способствует фактор знания о неоднозначности фигуры. Как только наблюдатель осознает возможность двух или более организаций, обращение становится неизбежным, то есть действует сознательная установка на обращение. Когда каждая из организаций одинаково хороша и правдоподобна происходит сознательное обращение.

В том случае, когда достигается организация с высокой вероятностью верного решения происходит стабилизация. Стабилизация так же происходит если в неоднозначной фигуре мы находим организацию знакомую или значимую для нас. Стабилизация означает предпочтение одной, более правдоподобной, более узнаваемой или значимой для нас организации.

Восприятие предметов.

Почему мы воспринимаем вещи, а не про­межутки между ними? Законы перцептив­ной организации. Правомерность этих законов. Их полезность в младенчестве. Ограниченность законов перцептивной ор­ганизации. Восприятие предметов. Фе­номенальная реальность. Осязаемость. “Схватываемость”. Зрительная оценка тактильных качеств. Дифференциация модальностей по мере развития восприя­тия предметов. Различение реальных предметов и изображений. Слуховое вос­приятие предметов. Зрительно-слухо­вая координация. Дифференциация слуха от зрения и осязаемый размер предмета как интермодальная переменная. Кон­стантность величины. Восприятие уда­ленности и наклона. Переработка инфор­мации в младенчестве.

До сих пор мы говорили о предметах как о некоторых нощах, расположенных в пространстве. Мы рассмотрели данные о том, как ребенок приходит к локализации пред­метов в пространстве, но пока не касались того, как ребе­нок начинает воспринимать сами предметы. Это отнюдь не бессмысленный вопрос. Необходимо разрешить очень сложную проблему, связанную с вопросом о том, почему мы видим вещи, а не промежутки между ними. Рис. 5.1 хорошо иллюстрирует суть этой проблемы. Когда мы смот­рим на изображенные фигуры, их части видятся нами то как предметы, то как промежутки между ними. Почему же мы не делаем таких ошибок в нашей повседневной жизни? Что позволяет нам утверждать, что вещи - это вещи, а пустота между ними и на самом деле пустота? Гештальтпсихологи разработали набор правил, которыми, по всей видимости, пользуются взрослые для того, чтобы выделить предметы в некотором множестве раздражителей.

Рис 5.1. Восприятие того, что изображено на таких рисунках, пос­тоянно меняется.

(Л) «Солнце и Луна» М. К. Эшера (1961). Мы видим белых птиц то как птиц, то как светлые промежутки между серыми птицами. В на­шем восприятии они поочередно становятся объектом пли фоном. (Из коллекции С. Roosevelt, Washington, D. С.)

(В) Аналогично и эта фигура воспринимается то как белый крест на черном фоне, то как черный крест на светлом фоне.

В расцвете гештальтпсихологии таких правил насчиты­валось более ста (Хелсон, 1933), но большинство из них имеет второстепенное значение. Есть три основных правила, иногда называемые за­конами перцептивной организации, в которых как част­ные случаи содержатся все остальные. Это правила общей судьбы, хорошего продолжения и близости. Правило об­щей судьбы утверждает, что любое множество элементов, движущееся с одинаковой скоростью и по одной и той же траектории, воспринимается как внешние края одного движущегося предмета (рис. 5.2А). Данное правило при­менимо и в том случае, когда поле содержит лишь непод­вижные элементы, но зато движется наблюдатель (см. рис. 5.2Б). Правило общей судьбы не применимо, когда неподвижный наблюдатель смотрит на неподвижные эле­менты. Правила хорошего продолжения и близости, на­против, эффективны и в тех случаях, когда наблюдатель и элементы зрительного поля стационарны. Согласно прин­ципу хорошего продолжения, контуры, описываемые од­ним и тем же уравнением в некоторой системе координат, воспринимаются как контуры одного предмета. На самом деле действие этого правила требует учета ряда других более сложных факторов. Как следует из рис. 5.3, необ­ходимым предварительным условием применения правила хорошего продолжения является локализация объектов в третьем измерении. Эти ограничения не распространяются на правило близости, согласно которому в любом стимульном поле, содержащем более двух контуров, расположен­ные наиболее близко друг к другу контуры будут воспри­ниматься как контур одного целого. Ряд примеров эффек­тивности этого правила приведен на рис. 5.4.

Рис. 5.2. Правило общей судьбы.

(А) Когда линии совместно движутся по общей траектории и зани­мают новое положение, они воспринимаются как внешние границы сдвинувшегося влево объекта.

(Б) Когда движется наблюдатель, положение контуров в его поле зрения меняется. Если он движется вправо, контуры сдвигаются влево. Правило общей судьбы действует и в этой ситуации, вслед­ствие чего контуры воспринимаются как единый объект.

Рис. 5.3. Взрослые воспринимают эту фигуру как сплошной треуголь­ник только в том случае, если руч­ка или какой-либо аналогичный пред­мет кладется сверху на разрывы кон­тура. Ручка скрывает информацию о том, что треугольник неполон, позво­ляя действовать правилу хорошего продолжения.

Рис. 5.4. Правило близости.

Рис. 5.5. Цифры внутри серых прямоугольников означают число случаев, в которых, как показывает эксперимент Брунсвика, применение правила близости вело к ошибочным предсказаниям.

Теория Найссера.

Теория Брунера.

Теория Гельмгольца.

Три вида образов:

1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта

2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п.

3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения.

Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

4 стадии процесса категоризации:

2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Осн. положения:

1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности

2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек

3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения

Найссер критикует Гибсона: Гибсон не рассматривает механизм (что происходит в голове)

Осн.понятие:

Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем. Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы.

Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации.

Ф-ции схем : предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация.

2 важных аспекта восприятия :

1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами)

2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире)

Гештальт - целостная форма.

Осн. тезис: сложное перцептивное образование нельзя рассматривать как сумму его частей.

Феномены :

1) фигуры и фона (два целостных образования, не сводимые к сумме частей).

2) фи-феномен (кажущееся движение при мигании двух лампочек)

3) транспозиция (не меняет восприятие музыки)

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)



2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) контраста

Эти законы описывают внешнюю сторону явлений.

Механизмы описываются следующим законом:

действие двух разнонаправленных сил (в перцептивном поле): связывающей и разъединяющей. Борьба этих сил обусловливает динамичность образа (напр., смена фигуры и фона). Происхождение этих сил, в свою очередь, объясняется принципом изоморфизма. Проекция образа в ЦНС, образование электрического поля. Формообразующая сила - разность потенциалов в ЦНС, сдерживающая сила - отсутствие разности потенциалов на рецепторах.