Социальная структура: элементы социальной структуры. Основные элементы социальной структуры общества

Какова структура общества? Дайте харак-ку основных его элементов?

на основе системы общественных отношений можно охарактеризовать сруктуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

1) производство материальных и духовных благ;

2. социальные общности – группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3. политические организации, главное место среди которых занимает государство;

4. институты общества.

Что понимается под словом «природа»? в чем состоит взаимосвязь чел-ка и природы?

под природой понимается все многообразие окружающего мира как на земле, ак и во вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого. .Человек част природы, они взаимосвязаны между собой, т.к ч-к не может жить без природы.

Что такое сферы общества? Какие сферы общ-ва вы знаете?

сфера общества-это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. Выделяют 4 сферы общества:

1)экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ,а также отношения собственности(элек кешелэр исэн калыр очен тирэ-яктагы шартлар бн корэшергэ тиеш булган. Ул башла кирэкле эйберлэрне, эзер килеш, табигатьтэн алган. Тора-бара алар узлэре житештерэ башлый.терлекчелек,бакчачылы бн заниматься итэ башлыйлар.)



2)соц-ая сфера включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества.Элементами соц-ой сферы выступают как конкретные люди, имеющие определенный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

3) политическая сфера связана с понятием власти. ,Составляющий элемент власти- способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы.

4)Духовная сфера включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей.Одной из составляющих духовной сферы является культура.В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных чел-ом на всем протяжении своего существования.

Что такое власть?в чем отличие власти в первобытном обществе от власти госуд-ва?

Власть – возможность человека или группы лиц влиять на других людей. Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

В чем заключ.-ся деят-ость чел-ка? Чем она отлич-ся от действии животных? Какие виды деят-ти вы знаете?

Деятельность понимается как проявление активности чел-ка в какой либо сфере его существования. Процессе деятельность происходит взаимодействие с окруж. средой. В отличие от животных чел-к не только приспособливается к окруж. Среде, но и стремится преобразовать ее. Действия животных основаны на инстинктах, тогда как чел-к использует опыт предшественников, обдумывая свои поступки.виды деятельности:

Практическая деятельность направлена на преобразование окруж.мира.

Духовная связана с сознанием человека

Созидательную –создается что-то новое

Разрушительная-противоречие в оценке этого вида

Трудовая,досуговая, образовательная, творческую, научную, политическую, преподовательская.

что такое поведение? Каковы его критерии? Какую роль в деят-ти играет мотив?

Внешние проявления деят-ти назв. Поведением. В поведении отражается отношение чел-ка к окруж-им людям.(один чел-к уважителен с людьми, другой –данменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то отлынивает)

Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Мотив играет важную роль в деятельности. Мотивом назв. Осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия.

1. Введение…………………………………………………………….2

2. Структура общества как целостного социального организма…..3

3. Основные сферы жизни общества………………………………..11

4. Выявление особых свойств общества как целого……………….17

5. Список использованной литературы……………………………..19

Введение


Из мысли о единстве человека и природы логически вытекает идея единства человеческого общества и природного бытия. В современной науке эта идея получила глубокое обоснование в трудах В.И. Вернадского.

Человечество, - писал он, - как живое существо неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли - с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.

При всем своеобразии общества оно тем не менее воплощает в себе такие универсальные свойства бытия в целом, как дискретность, структурность, изменчивость, динамизм. По мере осознания этого единства общества с природой философы, начиная с Огюста Конта, признанного отца социологии, все чаше стали выделять в общественной жизни два основных аспекта: статику и динамику.

Под статикой стали понимать сложившуюся структуру общества, его составные части, элементы, а также связи и отношения между ними. Под динамикой разумелись процессы функционирования, движения, изменения. Конечно, при этом учитывалось, что в реальной общественной жизни указанные два фактора отдельно никогда не существуют. Они могут быть представлены порознь лишь для удобства социально-философского анализа. Рассматривая общество в состоянии покоя, чтобы лучше уяснить его структуру, социологи в чем-то уподобляются часовщику, который, прежде чем приступить к ремонту часов, останавливает их, чтобы тщательно рассмотреть устройство часового механизма.

Примерно таким же способом философы рассматривают социальную жизнь: сначала общество анализируется в состоянии покоя, в статике, как совокупность элементов и частей, как определенная структура, а затем, на основе этих исходных представлений, исследуются и особенности движения, развития общества, его динамика.

Структура общества как целостного социального организма


Современная философия исходит из представления, что окружающий нас мир разделен, дискретен, но вместе с тем един, континуален. Он состоит из отдельных частей, объектов, а также включает в себя многообразные свойства этих объектов, которые выражают специфику связей, взаимоотношений этих объектов друг с другом. Являясь органической частью природы, общество вместе с тем характеризуется как система, имеющая более сложную структуру, организацию, чем природные системы.

Как и всякая природная структура, структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других. Нет, и не может быть общества без тех или иных групп, объединений людей, также как и без отдельных индивидов, выступающих в качестве далее неделимых «социальных атомов», «первокирпичиков» социального бытия. Человек обрел свои основные родовые качества как существо коллективное. Поэтому человек и общество всегда были и будут находиться в неразрывной связи друг с другом подобно двум сторонам одной медали. Но все же человек и общество - явления разные, они далеко не тождественны друг другу. Точно так же как живой организм обладает свойствами, которых нет ни у одной из составляющих его многочисленных клеток, так и общество представляет собой не только нечто большее, чем отдельный индивид, но также и нечто более сложное, чем простая сумма всех составляющих его индивидов. Каждая социальная общность поэтому представляет собой не только совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей, но и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.

И это своеобразие любой социальной общности, семьи, рода, племени, народности, нации, человеческого общества в целом, их отличие от составляющих их отдельных людей объясняются тем, что все указанные общности включают в себя еще один важнейший компонент - социальные связи, взаимодействия, отношения между людьми. В русской философской традиции эта составляющая общественной жизни обозначалась термином соборность, коллективизм. Именно эти взаимодействия как внутри групп, так и между ними, их бесконечное многообразие и специфичность придают каждой из общностей неповторимый колорит и позволяют нам различать счастливые и несчастные семьи, великие и малые народы, стабильные, прогрессивные государства и нестабильные, клонящиеся к упадку.

Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:

1) это совокупность индивидов, людей, их объединений,

2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов делом гораздо более сложным, нежели изучение отдельных людей, их организаций и объединений, обнаружить и исследовать которые было не столь трудно. Дело в том, что связи и взаимоотношения между людьми носят незримый, бесплотный, невещественный характер. Вот почему значение этих незримых связей и отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу. Хотя можно предполагать, что их значительная роль давно ощущалась людьми на интуитивном уровне, о чем свидетельствует тот факт, что один из самых значимых социальных институтов, возникший на основе духовной связи между людьми, обозначается термином религия, восходящему к латинскому слову religare, означающему отношение, связь.

Однако немало предрассудков в оценке их роли сохраняется и поныне. Самыми распространенными из них являются следующие два заблуждения:

 крайний индивидуализм, или анархизм;

 воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением которого является фашизм.

С точки зрения крайнего индивидуализма, или социального нигилизма, существуют только отдельные люди, личности, а общественные связи, взаимоотношения, следовательно, и общество не существуют. Отсюда следует, что категория «общество» есть вымысел, чистая фикция, за которым не скрывается ничего реально существующего. Следствием подобного подхода и является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, взаимодействий, а следовательно, и значение различного рода общественных организаций и государства. Так, по мнению русского социолога, видного теоретика анархизма, создателя концепции «безгосударственного общества» П.А. Кропоткина (1842-1921), свобода личности будет обеспечена, « ...если только основной идеей общины станет полная свобода, отсутствие власти - анархия».

Напротив, по мнению сторонников крайнего, воинствующего коллективизма, социальные явления, отражаемые понятиями «общество», «государство», не только реально существуют, но и представляют собой более высокую ценность, чем индивиды, из которых это общество состоит. Суть этой концепции выражается следующей формулой: «существует только общество, одно лишь общество и ничего кроме общества». Отдельные люди, по мнению сторонников этой концепции, представляют собой всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому, как руки и ноги являются частями человеческого тела, которые отдельно от него существовать не могут.

Нетрудно заметить, что при последовательном воплощении в жизнь концепция воинствующего коллективизма приводит к той или иной разновидности тоталитарного политического режима, при котором общество полностью подчиняет себе личность, стремится регулировать все моменты ее личной жизни, вплоть до мельчайших, насильственно внедряя, например, те или иные стандарты моды, танцев и т.п.

Оба этих предрассудка, несмотря на их казалось бы отвлеченный, теоретический характер, тем не менее, как показывает исторический опыт, могут послужить идейным источником многих человеческих страданий и бед, что еще раз свидетельствует, насколько опасными могут быть мировоззренческие заблуждения.

Конечно, два указанных компонента общественной организации - люди и их взаимоотношения - еще не выражают всей сложности структуры общества. Они представляют собой лишь две ее главные, несущие опоры. В действительности же структура общества не двухмерна, она сложна, многомерна, представляет собой множество различных частей и элементов, которые могут быть сведены к двум основным только в целях удобства восприятия читателем этого многогранного социального явления.

Очевидно, что реально существующее, живое общество предстает перед нами во всем многоцветье своих ярких красок, во всем многообразии бесчисленных элементов и частей. Социальная система включает в себя в качестве своих подсистем материальную, духовную и другие сферы жизни, каждая из которых имеет свои компоненты. Так, духовная сфера включает в себя религию, науку, искусство, право, нравственность и т.д. Все эти многообразные части общества скреплены, слиты между собой благодаря множеству связей, взаимодействий, которые и превращают совокупность отдельных элементов социальной структуры в единую целостность, подобно тому, как тесные связи между клетками создают живой организм.

Несомненно, что общество все же существенно отличается от природных систем, не только физических, но и биологических, своей особой сложностью. Поэтому при социально-философском анализе социальной системы используется весьма сложный понятийный аппарат.

Так, наряду с понятиями, широко применяемыми для описания природных систем, такими, как «элемент», «отношение», «организация», «система», «структура», в социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия как: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

Создание этого понятийного аппарата явилось результатом длительного исторического процесса развития философской мысли.

Первые представления об органической целостности, системности в природе и обществе зародились уже в древней философии. Так, в древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций) они определялись категорией Дао, а в древнегреческой (Платон, Аристотель) - понятием Логос. Оба этих понятия выражали одну и ту же мысль об упорядоченности, организованности мира, органическом единстве составляющих его частей, неба и земли, природы и общества, личности и власти.

Но наиболее глубоко проблему системности разработали мыслители XIX-XX вв.: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс и др. Им принадлежит заслуга детальной разработки основных понятий современной социальной философии. К числу этих понятий относятся следующие:

Элемент или часть общества представляют собой мельчайшую частииу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов и частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты.

Указанные понятия во всяком случае обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем социальная система в целом. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.

Понятие «структура» как раз и отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях.

Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.

При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Они тесно связаны между собой, хотя и противоположны по смыслу.

Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на объект, представляющий собой более пассивное явление.

В качестве объекта могут выступать как веши, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.

И наконец, обобщающее понятие социальной философии:

Уже этот перечень основных категорий, с помощью которых современная философия описывает социальный организм, обнаруживает, что социальная система существенно отличается от природных систем. Эти отличия сводятся к следующим:

1) множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней, а также их функций, связей и взаимоотношений;

2) разнокачественность, неоднородность социальных элементов, среди которых наряду с разнообразными материальными имеются еще более многокрасочные идеальные, духовные явления. Вот почему при исследовании общества особенно плодотворным оказывается комплексный подход, использующий методы как гуманитарных, так и естественных наук, свидетельством чего могут служить биосферная концепция Владимира Вернадского, культурно-историческая концепция пассионарности Льва Гумилева и др.;

3) уникальность основного элемента социальной системы - человека, который обладает широкими творческими возможностями, способностью свободного выбора форм своего поведения, что и придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости. Обоснование этой мысли является одной из центральных тем в современной философии.

По мере выявления философской мыслью особой сложности и многообразия общественной жизни стало усиливаться и стремление исследователей отыскать некое единое основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Причем в этом своем стремлении философы лишь следовали за представителями других наук, каждая из которых в своей сфере познания обнаруживала тот или иной «первокирпичик»: физика - элементарные частицы, химия - атомы, биология - живые клетки, психология - явления раздражимости и т.д.


Социальная деятельность


Упорно размышляя над этим вопросом применительно к обществу, философы после долгих дискуссий пришли, в конце концов, к общему выводу. Этот общий вывод сводился к тому, что все внешне многообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Так, рассуждал О. Конт - основатель современной социальной философии. Развивая его мысли, М. Вебер увидел основу общества в социальном действии, которое он определял как человеческое поведение, направленное на другого человека. В принципе, соглашаясь с Вебером, другой известный социолог, Т. Парсонс рассматривал социальную жизнь как «совокупность взаимоотношений между исполняющими свои роли людьми». К этим представлениям о первооснове общества был близок и Карл Маркс, утверждавший, что общество есть «продукт взаимодействия людей».

Признавая исключительное значение феномена человеческой деятельности, современная социология вместе с тем предупреждает об опасности искусственного упрощения, обеднения реально существующего многообразия, сложности и многомерности социального взаимодействия.

Социальная жизнь является структурой многоярусной, многомерной. Она может быть понята и как совокупность отдельных видов деятельности, и как пирамида потребностей, и как совокупность национальных (этнических) общностей, социальных групп (семей, сословий, классов, каст), социальных стратов, образующихся по критериям уровня образования, дохода, статуса и т.д., и как определенная структура различных общественных организаций - экономических, политических и культурных.

Столь же правомерен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных организаций, учреждений, институтов, возникающих с целью обеспечения стабильности социальных отношений. Этот аспект социальной структуры также включает в себя множество социальных образований, в том числе различного рода хозяйственные предприятия, организации, фирмы, а также учреждения сферы образования, науки, здравоохранения, центральные и местные органы власти, т. е. всю разветвленную сеть политических, экономических и культурных организаций, удовлетворяющих различные потребности человека.

Возможен, наконец, и так называемый универсальный, или синтетический подход к пониманию структуры общества. При таком подходе общество представляется состоящим из отдельных личностей; малых групп, отдельных коллективов; больших социальных групп и их организаций; отдельных народов, наций и государств; международных, межгосударственных объединений и организаций. Каждый из этих элементов находится в системе сложных взаимозависимостей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.

Основные сферы жизни общества


Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное освоение и преобразование этого мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами социальной деятельности, которые присутствуют уже в ее простейшей индивидуальной форме, т. е. во взаимодействии человека с вещью или с другим человеком. Каковы же составные элементы, из которых складывается даже самое простое социальное действие?

Первым элементом в структуре любого социального действия, важнейшим и необходимым фактором всякой деятельности является человек, люди, индивиды. Без человека невозможна никакая социальная деятельность. Он - активная сторона этой деятельности, ее субъект. Но потому люди и являются субъектами, что их деятельность направлена на те, или иные объекты.

Вторым элементом социального действия являются объекты деятельности. В качестве таковых могут оказаться не только вещи, но и люди, как это имеет место в деятельности врача, учителя, представителей некоторых других профессий. Но все же чаще в этом качестве выступают объекты другого рода - вещи, которые в свою очередь четко разделяются на две подгруппы. Одна из них - орудия и средства материального производства, другая - орудия духовного производства, среди которых все большую роль приобретает компьютер, вытесняя карандаш, ручку и пишущую машинку. Другими словами, к этой группе объектов деятельности относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим многообразным потребностям.

Еще одной группой объектов являются средства, не менее необходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вещественного, материального характера. Данные объекты деятельности настолько своеобразны, отличны от вещей, что при рассмотрении структуры социального действия их обычно выделяют в особый, третий компонент. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в различного рода бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах и т.п. Это символы, знаки. Они, как и вещи, являются необходимым условием всякой человеческой деятельности. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обеспечивают целенаправленность индивидуальной деятельности, а при коллективной - также и ее согласованность. Если физические вещи служат непосредственно для приспособления человека к окружающей действительности, то символы облегчают для него, иногда многократно, решение этой задачи.

Кроме названных трех, имеется и еще один, четвертый, необходимый элемент социального действия. Это связи, отношения между указанными основными факторами социального действия. Как показывает опыт, механический набор рассмотренных трех элементов - людей, вещей и символов - не образует еще ни социального действия, ни социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними. Именно поэтому устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общественной жизни.

Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности - люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа, сферы или области общественной деятельности:

 материальная;

духовная;

 регулятивная, или управленческая;

 деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной в узком смысле слова.

Все они, обеспечивая необходимые условия любой человеческой деятельности, одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом.

Своеобразие материального производства состоит в том, что оно призвано создавать определенные материальные вещи, товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей, поддержания их физиологической активности в любой форме деятельности. Основным субъектом деятельности здесь является работник физического труда, хотя материальным производством заняты и работники умственного труда, доля которых постоянно увеличивается. В этой сфере трудятся земледельцы, шахтеры, машиностроители, рабочие и инженеры, агрономы, руководители предприятий. Значимость этой сферы для общества общепризнанна. Трудом работников этой сферы добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения системы образования, науки, медицины и управления.

Именно в этой сфере создается все необходимое для повседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда и т.д. Однако это обстоятельство не дает оснований для преувеличения, а тем более для абсолютизации роли этой сферы, как и для ее противопоставления другим областям человеческой деятельности.

Ее качественное отличие от других сфер жизни общества также не дает оснований для того, чтобы сводить к ней всю сложность, разнокачественность человеческой деятельности. Тем более, что некоторые известные современные исследователи, такие, как Даниел Белл, Джон Гэлбрейт, Зигмунд Бжезинский и другие, ссылаясь на наметившийся переход развитых стран от экономики товаров к экономике обслуживания, не без оснований подчеркивают, что в так называемом постиндустриальном обществе будет происходить дальнейшее падение роли материального производства.

Важную и все более возрастающую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности, так или иначе, материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах или же в современных электронных носителях информации. Но все же главное в этих предметах - не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значимость для него тех или иных природных и социальных явлений. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает себя, свой духовный мир. И хотя некоторые направления современной философии доказывают ограниченность возможностей человеческого познания, нельзя не признать, что все достижения современной цивилизации в значительной мере - результат развития науки, искусства, религии, духовного производства в целом. Именно поэтому деятельность ученого, художника, композитора, конструктора, архитектора, служителя религиозного культа пользуется признанием общества, имеет высокий социальный статус даже в кризисные моменты общественного развития.

Роль духовного производства проявляется, однако, не только в его больших созидательных, но, к сожалению, и в немалых негативных, разрушительных возможностях.

Для выполнения этой, а также ряда других задач и возникает еще одна область социальной жизни - управленческая, или регулятивная. Это сфера деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой сферы состоит в поддержании всеми возможными средствами созидательных и блокирование разрушительных тенденций во всех сферах общественного развития, как в материальной, так и в духовной. Создание благоприятных условий для жизни людей, роста их благосостояния и соответствующее регулирование общественных отношений является смыслом деятельности занятых здесь работников.

Регулятивная, управленческая деятельность имеет свою структуру, подразделяясь, так же, как и другие типы деятельности, на множество различных видов труда. Это, прежде всего управление людьми с применением различных способов и средств, как воспитательных, так и силовых. Но это также и управление вещами. Именно такова функция законодательства о личной и общественной собственности, использовании земли и ее недр, об охране природы и т.п.


Управление людьми и вещами осуществляется на разных уровнях: от семьи, предприятия, организации и до уровня государства.


Управленческая деятельность играет огромную роль в развитии общества, его судьбах, но она подвержена многочисленным и тяжелым болезням, таким, как подмена общественных целей корпоративными интересами чиновничьей касты; чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата, бумажная волокита; казнокрадство и мздоимство и т.п. По мнению одного из современных философов, «... чиновники, как и кролики, имеют естественную склонность к размножению» и потому имеют тенденцию превращаться в «своего рода социальную раковую опухоль, которая растет за счет здорового организма и в конце концов убивает его, если не удалить ее вовремя». Возможно, в этом высказывании польского философа и есть доля преувеличения, но следует признать, что история человеческого общества богата не только примерами большой пользы, приносимой управленческой деятельностью, но и большого вреда, исходящего от управленческих структур. Отсюда и чрезвычайное многообразие представлений о природе государства: от возвышения его до уровня «шествия Бога по земле» (Гегель), и до уподобления государства страшному библейскому чудовищу Левиафану, пожирающему людей (Т. Гоббс).

Но при всей важности политической и других видов социальной деятельности следует отметить, что все они возможны только при наличии первого, главного условия общественной жизни - социально-активных людей. Создание предпосылок для человеческой жизни, ее сохранения и расширенного воспроизводства, для высокого уровня активности людей составляет содержание четвертого вида социальной деятельности - обслуживания людей, или гуманитарной сферы.

Сфера обслуживания включает в себя деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы торговли, общественного питания, отдыха и туризма. Конечно, люди сами занимаются своим воспроизводством, способны к самолечению, самообразованию, сами себя кормят, развлекают. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека - настолько важное социальное дело, что общество не может доверить его полностью отдельным людям, семье. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, создает систему здравоохранения. Сфера обслуживания - одна из самых динамичных в современном обществе, высокий уровень ее развития, по мнению современных социологов, станет важнейшей характеристикой будущего постиндустриального общества. Итак, общественная структура, как мы видели, возникает на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности.

Каждому из них соответствует специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм. Четкое представление об основных, необходимых для общества видах деятельности позволяет не только понять сложность его структуры, но и в ходе дальнейшего изложения увидеть особые свойства общества как единого, целостного организма, те его качества, которых нет ни у одной из составляющих его частей.


Выявление особых свойств общества как целого


Завершая рассмотрение структуры общества, следует отметить, что все выделенные в ходе проделанного анализа типы социальной деятельности, группы, институты, их взаимоотношения в реальности всегда существуют вместе, взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга. Поэтому указанные свойства составных частей общества еще не объясняют полностью его общего состояния его общего действия. Только находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими его отдельным частям, но и такими, каких нет ни у одной из составных частей. Целое, как учил Аристотель, может быть понято только как нечто большее, нечто иное, чем простая сумма составляющих его частей. Поэтому чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Это следующие свойства:

 самодеятельность;

 самоорганизация;

 саморазвитие;

 самодостаточность.

Следует отметить, что если первые три свойства присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим его сферам, группам, то свойство самодостаточности характерно исключительно для общества в целом.

Самодостаточность - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни.

Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из указанных выше типов социальной деятельности не может функционировать самостоятельно, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить в одиночку, обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.

Список использованной литературы


Философия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 816 с.

Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1998.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Культура. – М.: Политиздат, 1992.

Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. С. 80, 214, 469.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., СПб., 2003.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. Мн.: ООО «Попурри», 1999. – 720 с.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Понятие общества
Общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей.
Общество - это не совокупность индивидов, а особый социальный организм; не механическое скопление взаимодействующих индивидов, а совокупность целенаправленных связей и отношений, в которых находятся индивиды; общество - образованные в результате их взаимодействия социальные группы, общности и институты.
Для общества характерно:
. стремление индивидов жить сообща и совместно обеспечивать возможность жизни;
. производство материальных, хозяйственных, бытовых средств;
. воспроизводство способа производства материальных благ;
. воспроизводство жизни - деторождение;
. духовное производство (культура, религия, мораль, право и т. д.).
Кроме того, можно выделить следующие признаки общества:
1. Территория как основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов, происходит консолидация социальных связей.
2. Способность к поддержанию и воспроизведению взаимодействий, обеспечивающих целостность и устойчивость общества.
3. Автономность и высокий уровень саморегуляции.
4. Большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей.
В социологии существует ряд определений общества. Приведем некоторые из них.
Общество - это:
. индивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях, так считал Э. Дюркгейм;
. взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей, действий - это мнение М. Вебера;
. система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности, так считал Т. Парсонс;
. исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, утверждал К. Маркс.
Общество как система
Система (от греч. система - целое, составленное из частей; соединение) в широком смысле - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Социальная система - совокупность основных социальных элементов общества, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют своеобразную социальную целостность и единство.
Основными элементами социальной структуры общества являются:
а) социальные индивиды;
б) социальные общности;
в) социальные институты;
г) социальные связи;
д) социальные отношения;
е) социальная культура.
Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде:
1. Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды.
2. Социальные учреждения, общественные институты, организации.
3. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей.
4. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п.
Функции социальной системы (по Т. Парсонсу):
. Адаптация.
. Интеграция.
. Целедостижение.
. Поддержание ценностного образа взаимодействий.
Главные сферы (подсистемы) общества:
. Экономическая
. Политическая
. Социальная (общество и его элементы)
. Духовная (культура, наука, образование, религия)
Экономическая сфера - это предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. Это то, что позволяет обществу запустить имеющиеся в его распоряжении ресурсы в производство и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потребности людей.
В экономической жизни общества непосредственно участвуют 50-60% населения, называемого экономически активным. Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход. Экономика современной России носит преимущественно сырьевой характер и ориентирована на экспорт большей части добываемой в стране нефти и газа, а также сырой древесины.
Политическая сфера - это центральные, региональные и местные органы власти, армия и другие силовые структуры, налоговая и таможенная службы, которые в совокупности составляют государство, а также внепарламентские политические партии.
Основной вопрос политической сферы - узаконивание способов борьбы за власть больших социальных групп и ее использование для реализации их интересов и потребностей.
Духовная сфера включает в себя четыре подсистемы: культуру, науку, образование и религию. Это университеты и лаборатории, школы и библиотеки, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, телевидение и интернет, памятники культуры и истории.
Наука призвана открывать новые знания в технической, естественно-научной и гуманитарной областях.
Образование призвано передавать полученные знания последующим поколениям. Культура призвана создавать художественные ценности, сохранять их и делать достижением народа.
Социальная сфера в широком смысле - это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения. Это системы здравоохранения и связи, культурно-фондовые учреждения, коммунальное и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, магазины, предприятия общественного питания.
Социальная сфера в узком смысле включает в себя социально незащищенные слои населения (пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные и др.), а также органы и учреждения социальной защиты и социального обеспечения центрального и местного назначения.
Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Успехи или провалы в одной сфере влияют на благополучие либо провалы в другой, особенно при игнорировании интересов большинства населения и ориентации на интересы кланов, группировок или отдельных слоев общества.
Каждая из сфер выполняет свою функцию и роль в обществе:
. экономика выполняет функцию добывания средств существования и является фундаментом (базисом) общества;
. политическая сфера выполняет роль управленческой надстройки;
. социальная и духовная сферы пронизывают всю пирамиду общества.
Марксистская социология выделяет в обществе базис и надстройку.
Экономический базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Политическая надстройка включает в себя идеологию, культуру, искусство, образование, науку, религию, политику, семью и является духовной основой общества.
Социальные изменения в обществе начинаются с преобразования производительных сил и их влияния на изменение характера производственных отношений и приводит к смене одного общественного строя другим в результате классовой борьбы - движущей силы истории.
Марксизм признает определенную роль базиса в развитии общества и его опосредованным влиянии на социальную, политическую и духовную сферы. Вместе с тем он не отрицает их обратное влияние на экономический базис.
Современные отечественные социологи (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко) полагают, что ни одна из четырех сфер общества не выступает в качестве единственного базиса, детерминирующего другие сферы. Все среды оказывают друг на друга одинаковое значимое влияние и являются равнозначными.

Это совокупность разнообразных социальных групп и отношения между ними, а также внутри них. Социальная группа - это объединение людей по какому-либо определенному признаку, например, по общим интересам или по совместной деятельности . Крупные социальные группы образуют, так называемые, слои, или прослойки, общества.

Таким образом социальная структура подразумевает под собой расслоение общества, иерархию этих слоев и взаимоотношения между ними.

Материалистическая теория социальной структуры.

Материалистическая теория Карла Маркса вводит понятие классовой структуры . В каждом обществе есть свое разделение на классы - большие социальные группы , представители которых отличаются по общественному положению и уровню богатства. Примеры: рабы и рабовладельцы в рабовладельческом обществе, феодалы и крестьяне в феодальном строе, буржуазия, рабочие и крестьяне в капиталистическом обществе и т.д.

Еще одно понятие материалистической теории - сословия. Сословия - это прослойка общества, у членов которой - общее правовое положение, передающееся, как правило, по наследству. Пример: аристократия, духовенство, ремесленники, крестьяне.

Стратификационная теория.

Стратификационная теория Сорокина делит общество не на классы, как у Маркса, а на социальные группы - страты . Причина возникновения этих прослоек - социальное неравенство , возникшее из-за неравномерного распределения доходов, различного уровня образования, социального положения родителей. Ключевое понятие стратификационной теории - социальная мобильност ь, - здесь люди могут переходить из одной страты в другую.

Существует три основных уровня стратификации:

  • высший (государственные деятели, олигархи);
  • средний (средний и малый бизнес, интеллигенция, работники высокой квалификации с хорошим окладом);
  • низший (рабочие средней и низкой квалификации, служащие и т.д.).

Социальная мобильность в этой теории может быть горизонтальной и вертикальной . Горизонтальная мобильность - это переход человека в другую группу того же уровня, например, смена работы на аналогичную. Вертикальная мобильность - продвижение по социальной лестнице вниз или вверх, со сменой социального положения, дохода, авторитета.

В процессе социальной мобильности случаются такие ситуации, когда один человек, или целая общность людей не может вписаться в какую-либо социальную группу и оказывается вне какого-нибудь социального статуса. Такое явление называется маргинальностью. Маргинальность может как привести к падению на социальное дно, так и послужить мощным стимулом творческого, политического, социального развития с последующим занятием высшего социального статуса.

Главным признаком, на основе которого выделяется эта сфера, являются общности людей. Сюда не входят, к примеру, средства производства, технологии и т.п.; они выступают, скорее, основанием для трудового коллектива, взаимодействующего с ними, являются условием проявления его активной деятельности и т.п. В таком аспекте трудовые коллективы оказываются предметом внимания социальной политики государства. Здесь слово "социальный" берется лишь в узком смысле, а не в широком, как это бывает.

Принято считать основными элементами социальной структуры: индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в социальные группы (например, классы), социально- территориальные, этнические и другие общности; социальная структура выражает существенные и устойчивые функциональные связи между этими элементами, специфичными для различных общественно-исторических условий.

Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми (для их выделения в самостоятельные общности) будут потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; различие между ними усматривают также в степени их социальной однородности и устойчивости.

Различия между социальными общностями имеются и в так называемом количественном их составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы; к малым относятся социальные группы - трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, в средних школах, больницах и т.п.; среди малых социальных групп существует такой важнейший институт общества, как семья.

Генетически первой малой группой, из которой формировалась крупная общность, была семья. Она имела ряд форм, одна из которых - нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, - преобладает в нашу эпоху. Отношения в современной семье характеризуются неформальностью межличностных взаимоотношений, совместным трудом, единым бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом; одной из важнейших целей семьи является продолжение рода и воспитание детей. В данном случае имеется в виду и фамильный род, и род человеческий. Но в первобытном обществе из семей складывался род как первая этническая общность. Род, понимаемый в качестве кровнородственного объединения людей, являлся основной социальной и производительной ячейкой первобытного общества. Объединение же двух и более родов (иногда оно насчитывало несколько тысяч человек) составляло племя. Объединение не означает механического сложения родов. Как отмечают исследователи, племя есть объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, так как в основе его продолжают находиться кровнородственные связи. Но формирование племени уже кладет начало разделению функций внутри общности: хозяйственная функция остается за родом, другие общественные функции закрепляются за племенной организацией. Позднее появляется тенденция к обособлению кровнородственных связей.

С. Э. Крапивенский указывает на дальнейшую эволюцию общности и появление народности. В ее основу легли уже на кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми (характерно длительное совместное проживание на одной территории). Возникновению народностей предшествуют распад родоплеменных связей и образование на этой основе новой общности - уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Немало народностей образовалось не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и из различных рас (например, итальянцы). Ввиду своей большей численности и рассеянности по территории возникает потребность в новом уровне хозяйственных связей по сравнению с племенем, и вместе с тем здесь нет еще той целостности экономической жизни, которая возникает у нации. Это относительно неустойчивая общность. В первобытных общностях (в том числе у народностей) господствовало натуральное хозяйство, для наций же характерна экономическая целостность на базе сравнительно развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность определяется как исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Эти черты народности можно обнаружить при феодализме. В недрах феодализма по мере углубления и укрепления экономических связей происходит процесс становления нации. общество социальный структура класс

Нации характерны уже для периода развертывавшегося капитализма и для товарно-денежных рыночных отношений. Как отмечается в ряде работ по социальной философии, условием формирования наций стали общность экономической жизни, наличие единого рынка и единой территории, закрепленной в виде централизованного государства; для нации характерны общность культуры, наличие общего языка; культура выражается в особенностях образа жизни, искусства, национального характера, обычаев, традиций, психологии, возникает и упрочивается национальное самосознание как осознание человеком своей принадлежности к данной этнической группе, к ее культуре и традициям; оно сплачивает людей благодаря не только объективным, но и субъективным - психологическим, ментальным связям. Краткое определение понятия "нация": нация - это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих, как правило, общность территории, экономики, языка, традиций, культуры и психологического склада.

Для последнего столетия свойственна тенденция к обретению нациями своей государственности; в результате национально-освободительного движения и других исторических причин рухнули колониальные системы и ряд многонациональных государств. Однако идет и процесс интегративного порядка, процесс объединения ряда наций-государств в одно многонациональное целое (пример тому - постепенное создание единой Западной Европы).

С тенденцией наций к своей государственности (и не только с этой причиной) связано такое явление, как национализм. Национализм - это идеология и политика, заключающиеся в проповеди национальной исключительности, в разжигании национальной вражды. Современное поколение могло воочию убедиться в разрушительной силе национализма на примере событий в Нагорном Карабахе, Грузии, Чечне, Западной Украине. Нередко национализм становится носителем колониального гнета, сближается с расизмом и фашизмом.

К большим социальным общностям относятся (наряду с нациями) расы. Имеются расы негроидная (черная), европеоидная (белая) и монголоидная (желтая). Существует также более двух десятков малых рас - австралоидная, индейская, полинезийская и др. Под расами понимают исторически сложившиеся группы людей, которым свойственны общность происхождения, наследственных морфологических и физиологических признаков, передаваемых потомству (цвет кожи, волос, разрез глаз, форма носа, очертания головы и т.п.); возникновение рас связано прежде всего с различием географических, климатических условий, с взаимодействием генного наследственного аппарата человека с этими условиями. В реальных исторических условиях происходит частичное смешение рас (увеличивается количество метисов).

Помимо наций и рас, к большим социальным общностям относятся также касты, сословия, страты, классы. Классы стали формироваться, как было уже отмечено, еще в недрах первобытного общества. Это понятие было употреблено впервые не К. Марксом, как полагают ныне некоторые противники марксизма: о классах писали еще в начале XIX века французские историки Ф. Гизо и О. Тьери, а также английские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Дело ведь не в том, чтобы признавать или не признавать реальное существование классов, а в том, чтобы адекватно исторической действительности выявить их роль в развитии общества; многие справедливо считали, что К. Маркс абсолютизировал роль классов и классовой борьбы в историческом развитии общества. В марксистской литературе, между прочим, имеется одно из наиболее удачных исходных определений понятия «класс». Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. По К. Марксу, в капиталистическом обществе имелось два класса - буржуазия и пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство и интеллигенция; социалистическая революция ведет к ликвидации классового деления общества.

В западной литературе в последние десятилетия появился ряд концепций социальной дифференциации общества (при этом имеются в виду экономически развитые страны Европы и Америки). Сущность классово- статусной модели М. Вебера (1982) состоит в том, что в ней обосновывается существование класса собственников, рабочего класса, мелкой буржуазии, интеллигенции и «беловоротничковых» служащих. Здесь под классами понимаются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги; группы статуса не связаны с рыночной ситуацией и различаются по образу жизни. В трактовке Р. Дарендорфа (1959) общество в социальном отношении распадается на господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, дифференцированные на основе отношений власти; все классовые отношения включают в себя конфликтующие интересы. Э. Гидденс (1973) предлагает свое понимание социальной дифференциации - на основе различия рыночных возможностей индивидов, определяемых отношениями собственности, образовательной и технической квалификацией и положением во властных структурах; в результате он обнаруживает, что общество дифференцировано на высший класс, средний класс и низший, или рабочий, класс. За всеми этими и другими трактовками социальной дифференциации общества так или иначе просматривается различное понимание того, что такое класс. На первый взгляд, различие, например, между К. Марксом и М. Вебером малосущественно. Однако позиция М. Вебера, Р. Дарендорфа и Э. Гидденса больше учитывает те изменения в социальной сфере, которые произошли в обществе на протяжении всего XX столетия и которые ортодоксальные сторонники классовой концепции К. Маркса не в состоянии ныне уместить в свои упрощенческие (если иметь в виду реалии второй половины XX века) представления об обществе.

С. И. Росенко отмечает: к началу XXI столетия стало очевидным, что индустриальное общество, которому схематично соответствовали капиталистическая и социалистическая формации, исчерпало возможности дальнейшего развития. В последние десятилетия происходят существенные изменения в содержании социальных групп и слоев, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в идентификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируется правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, новый средний класс. Активно протекают процессы социальной дифференциации, появляются новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональные и надгосударственные образования. История общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации.

Произошли качественно новые в самом составе элементов социальной общности. В литературе отмечается, например, формирование такой социальной группы, как маргиналы (от латинского marginalis - находящийся на краю). Это совокупность, или объединение, людей, в силу ряда причин, не сумевших адаптироваться к существующим социальным общностям. Маргиналами называют тех, кто сам отвергает общество либо оказывается им отвергнутым. Маргинальность является следствием конфликта людей с общепринятыми нормами, выражением специфических отношений с существующим общественным строем. Примерами маргинальных отношений могут быть мигранты, безработные, деклассированные элементы разного рода и т.д. Маргинальным личностям присущи обостренное чувство одиночества, утрата социальных связей, пассивность или, наоборот, агрессивность, подчас - аморальность. В ситуации маргинальности, отмечает А. Р. Усманова, оказываются так называемые "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие маргинальности характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной маргинальности принято относить таких мыслителей, как Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Батай, С. Малларме и др. Проблема культурной маргинальности приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма (шизоанализ Делеза и Гваттари, генеалогия власти Фуко, деконструкция Деррида и т.д.). Интерес к феномену маргинальности обострил французский структурализм. В язык специалистов - социологов и философов вошло понятие "люмпен- маргинальный слой" (страт).

Наряду с этим в язык ученых, анализирующих социальные общности, вошло понятие "элитарный слой", или "обеспеченно-элитарный эшелон". К элите относят тех, кто в какой-либо области - политической, экономической, научной, военной и т.п.- наилучшим образом выполняет высшие функции. С этим социальным слоем соотносят неэлитную массу, вынужденную подчиняться элите, выполняющей высшие функции. Об элитарных группах писали еще ранее, но в XX веке соответствующие представления сложились в виде концепции у ряда философов и социологов (например, в книге американского социолога Р. Миллса "Властвующая элита").

К настоящему времени многими российскими философами и социологами принимается такое представление о дифференциации социальных общностей в экономически развитых странах: все общества этих стран подразделяются на три большие группы. Первая группа - это высший, или правящий, класс. В нее включаются собственники основных средств производства и капитала, а также лица, занимающие ведущее положение в управлении фирмами, государственными структурами, и т.д. (Ранее общепринятым обозначением этой группы служил термин "буржуазия".) Вторая группа - это класс производственных и непроизводственных работников, объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства или располагающих ею в ограниченных масштабах, занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства. Ранее эта общность именовалась как "рабочий класс" или "пролетариат", а в ее состав включались наемные работники, занятые физическим трудом в отраслях материального производства. Сюда входят теперь и служащие, сферой приложения труда которых в основном являются услугопроизводящие отрасли. Третья группа - средний класс, занимающий промежуточное положение между первой и второй группами. К их числу относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих. Ведущими тенденциями в развитии средних слоев в последние десятилетия явились: рост численности мелких предпринимателей, значительный рост численности интеллигенции, усложнение их социального состава и рост мобильности.

Сопоставляя крупные социальные общности экономически развитых стран и России, исследователи отмечают, что общая направленность эволюции социальной структуры в России во многом совпадает с общемировыми тенденциями. Так, в России формируется правящий класс (высшие государственные служащие, крупные бизнесмены), обретает контуры класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также растет численность среднего класса, объединяющего мелких предпринимателей, интеллигенцию, служащих среднего звена. Вместе с тем, имеются и свои особенности в России: усиление социального неравенства, поляризация населения, маргинализация социальных слоев и т.д.

Многие исследователи социальной структуры общества стали применять в своем анализе понятие "страты" - обозначение социальных слоев меньшего масштаба, чем классы (понятие "страты" вошло в научный язык социологов США и западноевропейских стран уже давно, а в России - лишь с конца 80-х годов). Понятие "страт" способно охватить собой значительно большее количество социальных общностей, чем понятие "класс", более многосторонне охарактеризовать социум и, что особенно важно, более конкретно проследить динамику, мобильность социальной структуры.

Одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности почти единодушно признается русский философ и социолог П. А. Сорокин, высланный из России в 1922 году (его основополагающий труд по этой проблеме - "Социальная мобильность" - вышел в США в 1927 году, вторым, дополненным, изданием - в 1959 году).

П. А. Сорокин подчеркивал: "Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества". В этом высказывании, что надо заметить, слово "классы" употребляется не в том значении, как оно характеризовалось выше и принято сейчас у нас, а в смысле "социальный слой", "социальный страт". Об этом говорит и сам автор. Далее Сорокин пишет о стратификации общества: "Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы "плоской" и в которой все ее члены были бы равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества. Данное утверждение может показаться отчасти парадоксальным, и все-таки оно верно. Формы и пропорции расслоения могут различаться". Не составляют исключения и демократические страны, где якобы главенствует равенство людей. Даже в процветающих демократиях социальная стратификация отнюдь не меньше, чем в недемократических обществах. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. П. А. Сорокин детально проанализировал три основные формы стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. В каждой из них он выделил по нескольку страт и показал взаимопереплетенность трех основных форм. Получалась довольно сложная картина социальной стратификации общества.

Во многих работах западных социологов, стремившихся продолжать разработку проблемы стратификации, оказались вовлеченными в орбиту рассмотрения самые разные страты, выделенные по разным основаниям. Если берут собственность, то отношения к ней подразделяются на отношения владения, отношения пользования и отношения распоряжения. В то же время если когда-то страт собственников состоял из отдельных лиц, то в XX столетии правомочия собственника уже дифференцируются: они связаны и с отдельными лицами, и с коллективами, с акционерными фирмами, число которых, между прочим, увеличивается (так, в Англии пайщиков фирм - свыше 20% населения, в 80-е годы их число выросло с 3 до 11 млн человек, в числе которых 2 млн рабочих). Считается более правильным, если социальные общности будут подразделяться по таким критериям, как профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, обладание политической властью (или близость к ней), по культурному уровню или образованию, стилю и образу жизни и т.п. В итоге в составе того или иного общества могут иметь место десятки стратов. Если же учесть, что индивид может быть и в страте предпринимателей, и одновременно в страте художников, т. е. в разных стратах, то картина социальных общностей может выглядеть действительно весьма и весьма сложной.

Весьма ценным оказалось для исследователей социальной структуры представление П. А. Сорокина о социальной мобильности. Он понимал под этим процессом любой переход индивида или социального объекта, т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Он показал, что существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Пример тому - перемещение некоего индивида с одной фабрики на другую с сохранением при этом своего профессионального статуса (если брать социальные объекты, то - автомашина, мода, идеи коммунизма и т.п.). Под вертикальной мобильностью имеются в виду те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. (Наша аналогия вертикальной мобильности - механическое движение лифта вверх и вниз; социального движения - научный сотрудник - академик, банкир - бухгалтер завода). По П. А. Сорокину, есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других, менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта (страта) (наша история недавнего прошлого с ускоренным созданием новой партии, ставшей "правительственной", подтверждает сказанное). Соответственно и нисходящие течения, по П. А. Сорокину, также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга (рейтинга, скажем мы) на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги. Согласно П. А. Сорокину, социальная мобильность (как и социальная стратификация) является непременным атрибутом социальной сферы общества