Публицистический стиль речи. Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

  • вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

  • неологизмы или новые авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

  • стандартные конструкции:

Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;

  • синонимы: …

двое 17-летних юнцов. Подростки попали..

  • многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:

иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;

  • аббревиатуры:

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

  • всевозможные средства словесной образности ():

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,(инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).

Морфологические особенности публицистического стиля

  • специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:

Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..

  • частотность личных местоимений 1 лица:

Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…

Синтаксические средства связности в публицистическом стиле

Этот синтаксис иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.

  • повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения:

А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ

  • парцелляция — выделение части предложения в отдельное предложение:

Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.

  • сегментация — вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:

Выборы в Приморском крае: кто победит?

  • инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.

использование стилистических фигур:

  • анафора — повторение начала слов ряда предложений или оборотов речи:

Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)

  • риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:

Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)

  • риторическое восклицание — выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:

Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)

  • параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или их частей:
  • эпифора — повторение слов или сочетаний в конце конструкции:

Преклоняя колена клянемся — не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся — не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)

  • антитеза — построение, основанное на противоположности картин, характеров, предметов и т.д.:
  • оксюморон — сочетание противоположных друг другу по значению слов в одном художественном образе:

Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)

  • градация — постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений и других средств художественной выразительности:

Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!

  • эллипсис — пропуск слов или фактов, читающихся в контексте:

Время — к восьми (из газет)

Текстовые особенности публицистического стиля

  • относительно краткие предложения:

В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.

  • абзацное деление по целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение:
  • «яркий» заголовок о информации или содержании текста, который сразу же привлекает внимание читателя:
  • эмоциональный повтор как средство связности:

Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.

  • сравнение как способ доказательства:

Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.

О чертах и жанрах публицистического стиля читать

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Лекция № 91 Публицистический стиль

Рассматриваются языковые средства и основные жанры публицистического стиля

Публицистический стиль

Рассматриваются языковые средства и основные жанры публицистического стиля

План лекции

91.1. Понятие публицистического стиля

91.2. Жанры публицистического стиля

91.3. Языковые особенности публицистического стиля

91.1. Понятие публицистического стиля

Публицистический стиль - это разновидность литературного языка, закрепленная за культурно-политической сферой человеческой деятельности.

Сфера общения:

1) в широком смысле - политика, культура, массовая коммуникация: газета, радио, телевидение, кино и т. д.;

2) в узком смысле - многообразные жанры газетной речи.

Функции речи - информативная, воздействующая, популяризаторская.

Адресат - широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации.

Специфические черты - информативность, доказательность, точность, открытая оценочность речи, стандартизованность, экспрессивность.

91.2. Жанры публицистического стиля

  • Очерк - жанр изложения и анализа различных фактов и явле-ний социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором.
  • Статья - короткое повествование в газете или журнале, рас-крывающее ту или иную тему.
  • Заметка - краткое сообщение в газете на актуальную тему.
  • Эссе - общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, по-казывая свою индивидуальную позицию.
  • Памфлет - произведение со злободневным социально-полити-ческим обличением с элементами сатиры.
  • Прокламация - печатное воззвание агитационного характера, в том числе в форме листовки.
  • Манифест - воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащие программу и принципы их деятельности.
  • Программа - изложение основных положений и целей деятель-ности политической партии, организации, правительства.
  • Фельетон - сатирическое или юмористическое изображение какого-либо явления или лица.
  • Интервью - беседа журналиста с одним или несколькими ли-цами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, ра-дио или напечатанная в газете, журнале.
  • Репортаж - оперативное сообщение о каком-либо событии.
  • Адрес (приветственный адрес) - письменное поздравление по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании.
  • Резолюция митинга (собрания) - краткое изложение итогового решения митинга (собрания).

91.3. Языковые особенности публицистического стиля

Лексика

Неоднородность лексического состава, проявляющаяся в сочетании книжной лексики с разговорной и просторечной.

Использование специальной лексики и терминологии из различных областей знаний: политики, экономики, культуры и т. д.

Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением.

Широкое использование неологизмов, индивидуально-авторских слов.

Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики.

Использование крылатых слов, пословиц и поговорок.

Употребление «газетизмов» (языковых средств, распространенных преимущест-венно в газетно-публицистическом стиле) и стандартизованной газетной фразеологии как общеязыковой, так и собственно газетной).

Недопустимость немотивированного повтора слов, тавтологии.

Широкое использование собственных наименований, аббревиатур.

Синтаксис

Допустимость простых и сложных предложений только с четкой структурой.

Синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание книжного синтаксиса (употребление сложных предложений и простых, осложненных обособленными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями и т. д.) с разговорным (использование неполных предложений, парцеллированных и присоединительных конструкций и т. д.).

Недопустимость использования однообразных синтаксических структур.

Широкое применение побудительных и вопросительных предложений.

Активность пассивных синтаксических конструкций.

Использование прямой речи, диалога.

Употребление простого глагольного сказуемого, выраженного устойчивыми глагольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия.

Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, градация.

Использование специфических по форме и семантике простых предложений в роли газетных заголовков.

Распространенность номинативных предложений (использование цепочек номинативных предложений в начале и в середине текста).

Предпочтительное использование сложноподчиненного предложения среди других видов сложного предложения.

Малоупотребительность сложного предложения с разными видами связи.

Использование образных средств

Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональ-ной оценочностью.

Использование средств словесной образности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифоры и т. д.).

Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности.

Способ изложения

Использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении;

Обобщенность и понятийность изложения;

Обобщенность и открытая оценочность изложения.

Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения.

Аргументированность изложения.

Фактологичность изложения.

Пример текста публицистического стиля:

Единята - дружные ребята

Юные медведи носят красно-синие галстуки и еще не знают,

кто такой Шойгу

В саратовском областном центре «Единство» - большой праздник. В Петровском районе ряды «медведей» пополнились сразу тремя тысячами школьников. Делу партии Шойгу присягнули 90 процентов петровчан в возрасте от семи до четырнадцати лет.

Сие знаменательное событие вовсе не явилось следствием большой пропагандистской работы местных активистов-заединщиков. Петровская партячейка пришла, как говорится, на готовенькое, взяв под свое крыло уже два года существующую молодежную организацию, самую крупную в районе. Основал ее директор Дома детского творчества Олег Тумкин, который пестует молодое поколение почти четыре десятка лет. Олег Николаевич говорит, что первоначально он ставил не политические, а чисто воспитательные цели.

В районе 30 школ, каждая «лепит» ребенка по-своему. А в воспитательной работе должен быть идеологический стержень, подобный пионерии, но с учетом современных особенностей. Мы собрали завучей и вожатых и решили все школьные организации объединить.

Название для своего клуба придумывали сами школьники. Дело было в декабре 1999 года, и информированная молодежь предложила именоваться «Единством». Теперь выясняется, что поступили ребята очень дальновидно. Впрочем, иного и ожидать было трудно в районе, где весь административный ресурс работал на «медвежью» агитацию.

В организацию вступили почти все подростки до 14 лет, а в целом половина школьников района. Родители особо политикой не интересуются, но рады, что чада хоть как-то пристроены<…>

(Н.Андреева Единята - дружные ребята // Общая газета. № 18, 24.10.2001 )

Дата: 2010-05-22 11:10:26 Просмотров: 28580

Публицистический стиль - один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

языковых средств :

на уровне лексики :

· широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

· использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно ), часто в сочетании с разговорной;

· использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

· частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса :

· активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

· неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

· употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

· использование обращений;

· частые лексические и синтаксические повторы

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

В качестве примера речевого произведения публицистического стиля приведём отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия» 6 апреля 2002 г.:

Культур и Мультур

Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился - не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые?



Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным объединениям...

Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты публицистического стиля:

Политическая лексика: комитеты, кабинеты (министров), думский, большевики, коммунисты, правые, политик, политолог ;

Разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: начисто, позариться, нюх, блескучий, держать нос по ветру ;

Языковая игра: вторичная игра в заголовке (Культур и Мультур - перифраз известного повтора-отзвучия культур-мультур ), непосредственный как антоним к слову посредственный , ЕДИОТы - блок «Единство и Отечество», псевдосложносокращенное слово, графически и фонетически созвучное слову идиоты ;

Отсутствие деепричастий, незначительное число причастий;

Вопросительные предложения;

- «простой» синтаксис;

Выразительный приём обращения к читателям: ...какие два комитета были предложены товарищам большевикам...? Правильно, дети. Садитесь, пять;

Парцелляция: совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

· тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

· фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

· ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

В качестве примера приведём отрывок из поэтического текста - стихотворения А. Блока:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

Ритм, рифма;

Инверсия - прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная ;

Тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег ;

Синтаксический параллелизм в первой строке;

Назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

Разговорный стиль

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринуждённых беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования - устная, но может быть осуществлён и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи - общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринуждённость, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств :

на фонетическом уровне:

· б́ольшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)др́ас’т’и]);

· разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

· на уровне лексики и словообразования :

· использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить );

· преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

· экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный );

· частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии :

· наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

· преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

· редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

· несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

· употребление частиц, междометий;

· частое переносное использование морфологических средств (например, использование времён и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

· употребление односоставных и неполных предложений;

· отсутствие сложных синтаксических конструкций;

· бессоюзие сложного предложения;

· частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

· употребление обращений.

В качестве примера приведём высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

- Отворите же, чёрт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

Вопросительные и восклицательные предложения,

Междометие разговорного стиля чёрт возьми ,

Личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Ещё один пример - отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

Использование разговорной и просторечной лексики: жёнка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота , союз да в значении «но», частицы уж и вовсе не , вводное слово видно ,

Слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко ,

Инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

Лексический повтор слова скверный ,

Обращение,

Наличие вопросительного предложения,

Употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

Употребление глаголов в настоящем времени,

Употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать ) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Типы речи

Типы речи - разграничение речи по обобщённому (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временн́ой последовательности.

Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

«Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях.

Повествование может быть изобразительное и информативное. В повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий (потом, тогда, через некоторое время ), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени.

В качестве примера приведём отрывок из рассказа А. П. Чехова «Живой товар»:

Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошёл он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошёл к ним Бугров.

Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.

Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.

Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном.

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. Длина тела 3-4 метра (1/3 составляет шея), высота до темени 4,5-5,8 м, длина хвоста около 1 м, масса 550-750 кг. Обитает в саваннах Африки. Из-за охоты (ради мяса и шкуры) численность невелика. Хорошо размножаются в неволе. Живут до 20-30 лет.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. В качестве примера приведём начало рассказа А. П. Чехова «Барон»:

Барон - маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея даёт с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок.

Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница - в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Приведём два примера рассуждений, используемых в разных стилях речи:

1. На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

2. Исходя из необходимости мобилизации и размещения людских ресурсов, перед разворачиванием строительства инженерных сооружений следует предусмотреть возведение благоустроенного временного жилого городка, в том числе систем энергоснабжения, связи, водоподготовки, канализации, рекреационных и спортивных сооружений.

Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В качестве примера приведём отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза»:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы - двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы - столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи - повествование, описание и рассуждение.

Проблемами речи и текста занимается стилистика - раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.

Часть 4. Морфология

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.


Тема: Публицистический стиль. Основы публичной речи

План

1. Общая характеристика публицистического стиля

2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства ихвоплощения

3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия

4. Основные этапы подготовки публичного выступления

5. Логические основы речи. Аргументация

6. Взаимодействие оратора и аудитории

7. Виды дискуссионной речи

1. Общая характеристика публицистического стиля

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и других. Данный стиль является наиболее популярным их всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации: его образцы представлены на страницах газет, журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистов, а также в Интернете.

Основными функциями публицистического стиля (публицистики) являются информирование (сообщение) и воздействие , причём первичной функцией является информирование. Публицистика позволяет массовой аудитории получать оперативную информацию о событиях в стране и мире, о новостях политики, науки, спорта и т. д. Таким образом, информация , содержащаяся в публицистических текстах, специфична. Её отличают:

    как правило, злободневность и актуальность проблематики;

    разнообразие содержания, поскольку публицистика отражает разные аспекты нашей жизни: политический, экономический, нравственный и т. д.;

    предназначенность массовой, весьма неоднородной и чаще всего рассредоточенной аудитории: ведь мы читаем газету, слушаем радио чаще всего в одиночку (исключение составляют кинозрители и отчасти телезрители, а также слушатели публичного выступления оратора, хотя интересы этой аудитории также могут быть весьма разнообразны;

    стилистическая неоднородность речевого (о чём подробнее будет сказано в § 2. данной лекции) и визуального оформления.

Не менее важна для публицистики функция воздействия (волюнтативная) . Ведь в коммуникативное намерение автора входит не только сообщение на ту или иную тему, но надежда на отклик читателя (слушателя), на общественный резонанс. Наряду с информацией фактологического плана, публицистическое произведение содержит и её авторскую интерпретацию, оценку, комментарий. Оно воздействует на наши чувства и разум, и это влияние осуществляется за счет не только эмоциональности, экспрессивности, но и продуманной логики изложения материала. Поэтому для аналитических жанров публицистики (см. табл. 2) система аргументов, логических суждений является обязательной. Следует отметить также, что воздействовать в публицистике можно как открыто, «прямолинейно», так и завуалировано. В последнем случае точка зрения автора (СМИ) может быть выражена, например, через порядок расположения (последовательность) журналистских материалов, через изобразительный ряд, интонацию радио- или телеведущего и т. д.

Функция воздействия публицистики традиционно тесно связана с такими понятиями, как агитация и пропаганда.

Агитация – это распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующих жизненную позицию массового адресата по конкретным ситуациям. Агитационные материалы передают идейно-эмоциональное отношение автора и СМИ к фактам, событиям, процессам и др. Типичным образцом агитации являются предвыборные листовки и видеоролики кандидатов.

Пропаганда – это деятельность по распространению фундаментальных идей, знаний, формирующих массовое сознание, а также миросозерцание конкретного человека, дающая массовому адресату ценностные ориентиры для понимания процессов, происходящих в обществе. В первую очередь популяризируются взгляды, которых придерживается владелец и/или редакция СМИ (а также стоящие за ней общественно-политические силы), по кардинальным вопросам жизни. Так, например, «глянцевыми» изданиями последовательно пропагандируется буржуазный образ жизни.

Названные выше функции в равной степени характерны и для публицистического стиля, и для журналистики, однако эти термины не следует отождествлять. Первый термин значительно шире, поскольку к публицистике, помимо жанров, представленных в средствах массовой информации, относятся также литературно-критические произведения, а также общественные (публичные) выступления на собраниях, митингах, пленумах и др. Публицистические произведения издаются в виде книг; да и многие школьные сочинения и эссе также носят публицистический характер. Таким образом, создать публицистический текст, выражая в нём собственное мнение по поводу тех или иных событий и явлений, способен любой человек, владеющий публицистическим стилем. Однако в нашем обыденном сознании термин публицистика прежде всего ассоциируется всё же с журналистикой (журналистами) и политикой (политиками).

Публицистика существует как в письменной, так и в устной форме. Поскольку смотрят и слушают сегодня гораздо больше, чем читают и пишут, особое значение в современных условиях приобретает радио- и телепублицистика. Кроме того, существуют публицистические жанры, совмещающие словесный и визуальный компоненты: плакат, карикатура, теле- и радиопередачи, театрально-драматические постановка и др.

Какие виды и формы публицистики Вам лучше всего знакомы? Какие теле- и радиопрограммы Вы предпочитаете?

Что Вы читаете из современной прессы?

2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их

воплощения

Сфера употребления и основные функции публицистики определяют его важнейшие стилевые черты, представленные в табл. 1

Таблица 1

Основные стилеобразующие черты публицистического стиля

Функция

Соответствующие

функции стилеобразующие черты

Сущность понятия

Информативная

Документальность

Отражение новых социально значимых сведений о действительности: фактов, событий, процессов и др.

Достоверность

Соответствие действительности, объективность.

Оперативность

Сочетание новизны сообщаемой информации и быстроты её речевого оформления

Доступность

Ориентация на понятную массовому адресату или целевой аудитории форму изложения информации

Волюнтативная

Выразительность

Коммуникативно-целесообразное проявление авторской индивидуальности в тексте

Тенденциозность

Выражение в тексте какой-либо идеи, направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность

Полемичность

Выражение противоборства идей, мнений, суждений; спор при обсуждении каких-либо проблем

Призывность

Выражение в тексте побуждения к действию

Разумеется, стилеобразующие черты проявляются в речевых произведениях разных жанров неодинаково и не в равной степени. Как уже отмечалось, в основе публицистических сообщений лежит самая разнообразная информация; этот фактор, а также различия в способе подачи материала и порождает многообразие жанров. Типология основных жанров публицистики дана в табл. 2

Таблица 2

Основные жанры публицистики

Типы жанров

Жанры

Информационные

Заметка, хроника, корреспонденция, информационное интервью, репортаж, блицопрос, пресс-конференция, некролог

Аналитические

Статья, аналитическое интервью, обзор СМИ, журналистское расследование, обозрение, рецензия, комментарий, круглый стол, диспут

Агитационные

Брошюра, листовка, плакат, дебаты

Художественно-публицистические

Очерк, фельетон, эссе, памфлет, пародия, сатирический комментарий

Теперь поговорим подробнее о некоторых стилеобразующих чертах публицистики применительно к разным жанрам.

В связи с документальностью следует остановиться на таком понятии публицистики (и журналистики), как факт-новость. Ведь в мире происходит множество событий, но отбираются для освещения далеко не все. Критериями отбора являются их масштабность, конфликтность, способность вызвать интерес у широкой аудитории.

Одна из важных составляющих документальности – это фактографичность , которая предполагает указание места, времени и обстоятельств свершения факта, события, а также их участников. Достоверность, столь необходимая в информационной и аналитической публицистике, в меньшей степени свойственна художественно-публицистическим, а также агитационным жанрам. В очерках, например, допустима некоторая доля вымысла; фельетонам, памфлетам, листовкам свойственно использование преувеличения (гиперболы) или, напротив, приуменьшения (литоты). А вот о репортаже говорят, что он отражает действительность в наименее искажённом виде.

Естественно, в журналистских произведениях оба эти свойства «поддерживаются» и неязыковыми средствами: видеорядом, фотографиями, аудиозаписями и т. д.

Оперативность публицистики (особенно применительно к работе СМИ) обусловлена целым рядом причин, в том числе наличием конкуренции «на рынке новостей» и периодичностью издания (передачи, программы). А с технологической точки зрения она связана со способом фиксации и передачи информации. Так, если говорить о размещении публицистических материалов в СМИ, то следует иметь в виду, что среди существующих четырёх подсистем журналистики (печать, радио, ТВ и Интернет-СМИ) наименее оперативна, именно в силу технических причин, печать (газеты, журналы, книги и др.). А быстрее всего способны откликаться на события Интернет и радио.

Кроме того, для создания аналитических материалов, а тем более художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана.

Доступность публицистического текста во многом носит относительный характер, и оценить это качество можно лишь с учётом адресата. Доступным является текст, уровень сложности которого (с точки зрения информативного содержания и композиционно-речевого оформления) соответствует фоновым знаниям и интеллектуальному уровню адресата. Другими словами, публицист должен быть уверен в том, что используемые им термины, заимствования, прецедентные тексты и т. д. должны быть понятны потенциальному читателю (слушателю). Разумеется, отдельные выражения в тексте спортивного (экономического, политического, музыкального и др.) обозревателя могут быть и не понятны широкой аудитории, однако сам этот факт не свидетельствует о нарушении автором коммуникативных норм.

Одно из главных качеств публицистики – выразительность. Дело в том, что основной задачей публициста является не только пробуждение интереса к своему устному или письменному выступлению, но и удержание этого интереса. Ведь именно выразительное выступление публициста расценивается нами как удачное, эффективное.

Выразительность состоит из многих «слагаемых», главными из которых являются экспрессивность, оценочность и образность. Экспрессивность – это выражение субъективного отношения автора текста к предмету речи и/или к адресату за счёт использования необычных и/или неожиданных в данной ситуации языковых и речевых средств. Антиподом экспрессивности является всё стандартное, привычное, ожидаемое, а наиболее типичным средством выражения стандартного являются речевые стереотипы (Подробнее о речевых стереотипах см. в лекции № 6, § 6.4). Оценочность подразумевает выражение положительной или отрицательной оценки предмета речи. И в целом, для публицистического стиля характерно открытое, незавуалированное выражение точки зрения автора, его оценки фактов, процессов и т. д. Образность как художественное отражение действительности, разумеется, характерна для художественно-публицистических жанров (Более глубоко это понятие раскрывается в лекции № 10, § 10.3.).

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) – исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, которая обслуживает как сферу общественных отношений (политических, экономических, идеологических, социально-культурных, нравственно-этических, религиозных, спортивных и т. д.), так и публицистику как жанр литературы. Публицистический стиль широко используется в политической литературе, в средствах массовой информации (СМИ): в газетах, журналах, в журналистских выступлениях по телевидению и радио, в ораторских выступлениях общественно-политических деятелей на митингах и съездах, в речах на собраниях. Наиболее полно и широко во всем многообразии жанров публицистический стиль представлен на газетных полосах. Поскольку понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие, этот стиль называют еще газетно-публицистическим. Публицистический стиль реализуется и в письменной, и в устной форме. В рамках этого стиля обе формы тесно взаимодействуют и сближаются, причем основой чаще является письменная форма. Это обстоятельство влияет на отбор языковых средств, потому что автор должен учитывать особенности человеческого восприятия информации, связанные со способом ее передачи.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

1) носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определенного отношения к передаваемой информации;

2) пишутся в соответствии с определенной идеологической системой и опираются на систему определенных идеологических ценностей;

3) обладают ярко выраженным субъективным началом.

Публицистика стремится влиять на современное общественное мнение, формировать его, воздействовать на нравы и политические институты. Она ориентирована на выражение активной политической, гражданской позиции, на пропаганду, острую полемику между политическими партиями, группами, на освещение событий текущей жизни, на истолкование, оценку деятельности общественных, политических организаций, официальных учреждений, на оценку поступков, заявлений политиков, государственных деятелей, деятелей культуры, журналистов. Публицистику неслучайно называют «летописью современности», потому что ее тематический диапазон практически неограничен: политика, идеология, экономика, философия, культура, спорт, повседневная жизнь, морально-этические вопросы воспитания, текущие события и многое другое. В публицистических текстах описываются социально значимые события, то есть такие события, которые затрагивают интересы многих людей, поэтому адресат публицистического текста является массовым. Главная цель авторапублицистических текстов – донести до адресата определенную информацию, в кратчайший срок сообщить о свежих новостях,дать оценку фактов, событий и убедитьслушателя, читателя, зрителя в своей правоте, сформировать мировоззрение читателя и общественное мнение. Таким образом, в публицистическом стиле соединены две важнейшие функции – функция сообщения (информативная) и функция воздействия (воздействующая).

Своеобразие информативной функции заключается в том, что информация о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы адресована широкому кругу читателей, зрителей, слушателей, а не узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки. Для актуальности информации очень важен временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки. Информативная функция присуща всем стилям речи. Однако специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления. Автор стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили – функции воздействия . Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Суметь убедить читателя или слушателя в важности и справедливости высказанного положения, увлечь может только тот автор, который пишет или говорит убежденно и убедительно. Это определяет такие важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля, как эмоциональность, экспрессивность, оценочность.

Принцип чередования «экспрессии» и «стандартов» – основная стилеобразующая черта публицистического стиля. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на читателя, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки, стремящихся к максимуму информированности, преобладают стандарты. Таким образом, информативная и воздействующая функции, а также экстралингвистические факторы – массовость адресата и оперативность средств массовой информации – определяют отбор и организацию языковых средств публицистического стиля, который отражает социальную многоплановость речи.

Для современного публицистического стиля характерен полистилизм – совмещение слов и выражений из различных пластов языка, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике (свершения, чаяния, самопожертвование, отчизна, помыслы, претворять, созидание, служение, держава) , с другой – к разговорной. Стихия разговорной речи в последние годы «захватила» публицистику: «Произошли изменения в оплате за содержание ребятишек в детских садах», «Прокурор затеял настоящую войну против засилья коррупции», «Женщина опознала в мужчине грабителя»,«Жить, в общем-то, и некогда. Одна маета. Так было, так есть. А как будет? Кто ж это знает? Но куда хуже-то? Кажется, уж некуда…» . Журналисты используют смешение стилей и для того, чтобы выразить иронически-оценочное отношение к сообщаемому: «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и приятные! И вот тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо нее в автобус сел! И вот тот…».

Нередки случаи употребления журналистами сниженной лексики, на грани и даже за гранью просторечия (перегиб, шумиха, показуха, крутой, за бугром, бабки, кайф, зеленые, клюнуть, тусоваться, замочить, разборка и т. д.). Однако обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности. В фельетоне, например, возможны употребления просторечия, смешение разностильной лексики для достижения комического звучания речи. В информационных жанрах такая пестрота языковых средств не оправдана.

Наиболее специфична для публицистического стиля общественно-политическая лексика и фразеология (общество, отечество, государственный, депутат, равенство, приватизация, гласность, вавилонское столпотворение, соломоново решение и т. д.), которая органично входит в словарь публицистического стиля и непрерывно обогащает его новыми словами и выражениями (выйти на орбиту, дипломатический корпус, цепная реакция, разрядка напряженности).

Публицистический стиль использует заимствованную лексику (саммит, коррумпированный, оппозиция, акция, имидж, мониторинг, спонсор, парламент, инаугурация, импичмент, департамент, консенсус, спикер, рейтинг, презентация, эксклюзивный, электорат, шоу и т. д.), научную терминологию, быстро выходящую за рамки узкоспециального употребления (Интернет, дефолт, дискриминация, инвестиция, виртуальный мир, принтер, стагнация, холдинг и т. д.), семантически переосмысленные слова (перестройка, духовность, прорыв, гласность, периферия, модель и т. д.).

Кроме терминов экономики, законодательства, культуры, в публицистическом стиле употребляются слова и устойчивые выражения метафорического характера, описывающие реалии различных сторон жизни общества: холодная война, кризис неплатежей, гонка вооружений, права человека, мировое сообщество, новые русские, пакет мирных предложений, поколение пепси, мобилизация резервов, финишная прямая, школа выживания и т. д.

Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе: альтернативные выборы, баланс интересов, декоммунизация общества, новое политическое мышление, политика диалога и т. д. Закрепляются необычные сочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы: бархатная (оранжевая) революция, сторонник шелкового пути, хрупкое перемирие.

Потребность в выразительных и изобразительных средствах в публицистике особенно высока, но она вступает в противоречие с требованием оперативно откликаться на все события текущей жизни, уметь писать быстро. При всем своем многообразии общественно-политические ситуации часто повторяются, что и вызывает необходимость использования для стереотипных событий стереотипных описаний. Поэтому характерной особенностью публицистического стиля, особенно газетно-публицистического, является наличие в нем речевых стандартов, клише и речевых штампов.

Устойчивые элементы языка выступают в двух функциях. Там, где необходимо обращение к точным формулировкам, которые обеспечивают однозначность и быстроту понимания, устойчивые элементы языка выступают как собственно стандарты. Прежде всего, это область официального общения: канцелярская, деловая речь, юридическая сфера (язык законов, декретов, распоряжений), дипломатическая деятельность (язык соглашений, договоров, коммюнике), общественно-политическая область (язык резолюций, решений, обращений и т. д.). Однако те же самые официальные обороты, выходя за пределы специального употребления и органичного для них жанра, воспринимаются как стилистический дефект речи. В газетах последних лет можно без труда обнаружить примеры штампованно-канцелярской речи: решительно взяли курс на оздоровление национальных отношений, создание реальных условий, способствующих усилению внимания к насущным вопросам жизни людей, безотлагательно сосредоточить внимание на решении самых неотложных проблем. Многие шаблонные обороты речи возникли под влиянием официально-делового стиля: на данном этапе, в данный отрезок времени, подчеркнул со всей остротой и т. д. Как правило, они не вносят ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряют предложение.

Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесенными с определенной ситуацией, значительно облегчают общение. Они помогают читателю получить нужную ему информацию, поскольку текст, воспринимаемый в привычном виде, усваивается быстро, целыми смысловыми блоками. Поэтому речевые стандарты особенно удобны для использования в средствах массовой информации: ветви российской власти, работники бюджетной сферы, служба занятости, коммерческие структуры, силовые ведомства, по данным из информированных источников, служба быта и т. д. В частности, стандартизации подвергаются многочисленные в публицистическом стиле метафоры. Рождаясь однажды как новая языковая единица, удачная метафора может затем в результате многократного употребления стать стертой метафорой, то есть клише: президентская гонка, политическая арена, взрыв недовольства, корни национализма, экономическая блокада и т. д. Клише чаще всего используются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы изложения и которые оперативно связаны с самим событием, например: официальное сообщение, обзор печати, отчет о заседаниях, конференциях, съездах и т. д.

Стремление к эмоциональной насыщенности языка газеты побуждает журналистов использовать различные приемы художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры), которые активизируют внимание читателей, привлекают их к определенной информационной теме. Но если эти приемы повторяются, тиражируются в различных газетных текстах, они также превращаются в речевые штампы. Штампы появляются и для выражения застарелых представлений об общественной и хозяйственной жизни как постоянной борьбе и непрекращающемся сражении, например: битва за урожай, фронт работ, борьба за передовые идеалы, прорывы на новые рубежи и т. д.

Речевые штампы – категория оценочная, зависящая от обстоятельств речи и потому исторически изменчива. Ушли из употребления речевые штампы агенты (акулы) империализма, найти горячий отклик в сердцах, от имени и по поручению, в ответ на пожелания трудящихся. Новое время рождает новые штампы: разгосударствление, бартерные сделки, гуманитарная помощь, борьба суверенитетов, освобождение цен, потребительская корзина, непопулярные меры, социально незащищенные группы, экономическое пространство и т. д.

Функция воздействия обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. Публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности (чаще отрицательной), который особенно отчетливо проявляется в лексике и фразеологии: болячка, бесчеловечный, беспредел, вандализм, вредоносный, критиканство, мафия, шумиха, вакханалия, сговор, затея, диктат, махинации, политическая кухня и т. д.

Публицистика не только использует готовый материал, она преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении (инкубатор преступности, маршруты технического прогресса), лексика спорта (предвыборный марафон, раунд (тур) переговоров, объявить шах правительству ); наименования литературных жанров (драма народов, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию ) и т. д.

Публицистический стиль характеризуетсянекоторыми особенностями в области словообразования. Например, оценка того или иного события может быть выражена и при помощи словообразовательных элементов (образованщина, штурмовщина, обывательщина, хозяйничать, важничать, ультрасовременный ), а также при помощи окказионализмов или речевых неологизмов – слов, созданных теми или иными авторами, но не получивших широкого употребления, тем более что они не зафиксированы в современных словарях: прихватизация, хрущобы .

В публицистическом стиле отмечается большая, чем в других стилях, активность интернациональных образовательных суффиксов (-ация, -ур, -ист, -изм, -ант) и иноязычных приставок (анти-, архи-, гипер-, де-, дез-, контр-, про-, пост-, транс-): глобализация, агентура, террорист, центризм, конкурсант, антиглобализм, депортация, архиреакционный, гиперинфляция, дезинформация, контрмеры, проамериканский, постсоветский, трансъевропейский ). Частотно употребление существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие (личность, алчность, аннулирование, сотрудничество, доверие ); наречия с префиксом по-: по-деловому, по-государственному. Для прилагательных также характерны русские и старославянские приставки: совладелец, вневедомственный, межконтинентальный, прозападный, противозаконный. Некоторые старославянские приставки придают словам «высокое» звучание: воссоздать, всевластный, воссоединить, преисполнить .

В публицистических текстах, особенно в языке газет, очень часто встречаются слова, образованные путем сложения: взаимовыгодный, добрососедский, многосторонний, повсеместный, волеизъявление, многоплановый, торгово-промышленный, общественно-политический, социально-экономический, либерально-демократический, административно-командный . В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры (АОО, МИД, ЧП, СНГ, МКС, НЛО, СОБР) и сокращения слов (Совбез, генсек, федералы, эксклюзив, нал, беспредел ).

На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде всего, можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи. Например, употребление единственного числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика и т. д.

Исследование частотности употребления глагольных временных форм показывает, что для жанра репортажа и близких к нему жанров характерно употребление настоящего времени глагола, так называемого «настоящего репортажа». Очевидно, это объясняется тем, что в публицистике подчеркивается «сиюминутный» характер описываемых событий и что автор является очевидцем или даже участником описываемых событий: 3 апреля начинается визит в Минск Премьер-министра Республики Польша. Ученые разбирают подземные помещения южного флигеля.

Среди морфологических форм выделяются формы возвратного и страдательного залогов глагола, они связаны с информационной функцией и способствуют объективности изложения: военная напряженность спадает, политические страсти накаляются . Очень активны формы страдательного причастия: меры приняты, российско-американские переговоры завершены. Журналисты отдают предпочтение книжным, нормативным вариантам словоизменения, однако нередко все же используют и разговорные окончания, чтобы добиться доверительного, непринужденного характера общения с читателем или слушателем: в цеху, в отпуску, трактора .

Для современной газетной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, неаргументированная директивность передовиц, более свойственны аналитичность, доказательность изложения, сдержанность в материалах международных и острая критичность в материалах о внутренней жизни страны, увеличение диалоговых форм изложения (столкновение различных точек зрения). Выходят на первый план диалогические жанры (интервью, беседа), информационно-аналитические (статья, комментарий), появляются новые жанры («прямая линия», «круглый стол», «журналистское расследование»).

Воздействующие функции ярко проявляются в синтаксисе публицистического стиля, который также имеет свои особенности. Из разнообразных синтаксических конструкций журналисты отбирают те, которые обладают значительным потенциалом воздействия, выразительности. Именно этим привлекают публицистику конструкции разговорной речи: они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество – массовость, демократичность, доступность. Характерна для многих публицистических жанров также идущая от разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения, напоминающие живописные мазки, из которых складывается общая картина, например: Большой зал. В углу огромный глобус. На стенах карты материков, схемы. На них красными линиями вычерчены будущие витки полета космического корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут белые линии. У телеэкранов радиоприемников склонились в деловом напряжении операторы. Использование эллиптических конструкций также придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи: приватизационный чек – каждому, банки – не только для банкиров.

В публицистике встречаются практически все фигуры речи, однако значительно преобладают четыре группы: вопросы различных типов, повторы, создаваемые средствами разных языковых уровней, аппликации и структурно-графические выделения.

С первых строк статьи читатель часто встречается с различного рода вопросами к воображаемому собеседнику, служащими для постановки проблемы. По сформулированным вопросам читатель судит о проницательности журналиста, о сходствах и различиях между собственной и авторской точкой зрения, об актуальности темы и о том, представляет ли она интерес. Это и способ установить контакт с читателем и получить от него ответнуюреакцию, например: Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные о популярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятном победителе. Но насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или это только средство формирования общественного мнения, своеобразный способ пропаганды желанного кандидата? Эти вопросы носят как политический, так и научный характер.

Автор не только задает вопросы, но и отвечает на них: Какие претензии предъявляются к переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице. Смена вопросительной интонации на утвердительную позволяет оживить внимание читателя, внести разнообразие в авторский монолог, создав иллюзию диалога. Данный стилистический прием называется вопросно-ответный ход , который облегчает и активизирует восприятие речи читателем или слушателем, придает тексту (речи) оттенок непринужденности, доверительности, разговорности.

Риторический вопрос представляет собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший, например: Станет ли связываться с банком человек, чьи сбережения в нем погорели? – Не станет связываться.

Умолчание – это стилистический прием, который в письменном тексте выделяется графическими средствами (многоточием) и указывает на невысказанность части мысли: Хотели как лучше, а получилось… как всегда. Многоточие – это намек на известные и автору, и читателю факты или обоюдно разделяемые точки зрения.

Вторая группа фигур, занимающих важное место в публицистических текстах – это повторы разных типов: лексический, морфологический, синтаксический , которые способны не только оказывать эмоциональное воздействие, но и производить изменения в системе «мнения – ценности – нормы», например: Еще юридический ликбез: закон категорически запрещает принимать в качестве правоустанавливающих документов абы какие, строго оговаривая их номенклатуру. Закон категорически запрещает принимать к рассмотрению и тем более опираться на документы, представленные иначе, как в подлинниках или копиях, но при наличии подлинника – спросите любого юриста!

Третье место по частоте употребления в тексте занимает аппликация – вкрапление общеизвестных выражений (пословиц, поговорок, газетных штампов, сложных терминов, фразеологических оборотов и т. д.), как правило, в несколько измененном виде. Использованием аппликации достигается сразу несколько целей: создается иллюзия живого общения, автор демонстрирует свое остроумие, оживляется «стершийся» от многократного употребления устойчивого выражения образ, например: Тут уж, как говорится, из «Интернационала» слова не выкинешь.

Популярным средством выразительности в публицистическом стиле является аллюзия – стилистический прием, используемый для создания подтекста и состоящий в намеке на какой-либо широко известный исторический, политический, культурный или бытовой факт. Намек осуществляется, как правило, с помощью слов или сочетаний слов, значение которых ассоциируется с определенным событием или лицом.

В публицистических текстах также широко употребляются структурно-графические выделения. К ним относится сегментация и парцелляция . В публицистической речи часто можно встретить различного рода расчленения текста, то есть такие конструкции, когда какая-нибудь структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется позиционно и интонационно и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция): «Обмен купюр: неужели все напрасно?»; «Процесс пошел. Вспять?»; «Земельная реформа – какова ее цель?»; «Новые партии, фракции парламента и Советы – кто из них сегодня сможет осуществлять власть таким образом, чтобы она была не декорацией и не декларацией, а реально влияла на улучшение нашей жизни?»

Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: инверсию (необычный порядок слов), обращения, побудительные и восклицательные предложения, присоединительные конструкции. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные: Нам передают с места событий. В заметке сообщается .

Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется в публицистическом стиле также с помощью прецедентных текстов. Прецедентный текст – это некий культурный феномен, который известен говорящему, и говорящий ссылается на этот культурный феномен в своем тексте. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций. Источниками прецедентных текстов являются художественные произведения, Библия, устное народное творчество, публицистические тексты, общественно-политические тексты, общеизвестные научные тексты, кинофильмы, мультфильмы, телепередачи, тексты песен и т. д. Уровень знания прецедентной базы языка свидетельствует о том, насколько хорошо человек владеет этим языком. Если газетная статья имеет название «А воз и ныне там…», восходящее к строке из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», любой русскоговорящий, даже не читая эту статью, может понять, что речь пойдет о каком-то деле, которое следовало сделать давным-давно, однако оно до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Такие прецедентные тексты живут в сознании людей веками, вызывая одни и те же ассоциации.

Использование говорящим прецедентного текста обусловлено стремлением сделать свою речь более красивой или более убедительной, более доверительной или ироничной. Оперирование прецедентными текстами сопровождается апелляцией к знаниям, содержащимся в индивидуальной когнитивной базе адресата. Сказанное имеет отношение к характеристике языковой личности читателя, к его способности к умозаключениям и восприятию смысла. Без знания прецедентных текстов невозможно полноценное общение.

Ритм современной жизни, к сожалению, не всегда позволяет прочитать все статьи в газетах и журналах, поэтому читатель обращает внимание в первую очередь на заголовок публицистического текста. Это объясняется тем, что структура заголовка отличается лаконичностью, в нем обобщается самое главное из того, о чем говорится в тексте. Иными словами заголовок – это квинтэссенция текста, отражающая его суть. Современные СМИ требуют все больше оригинальных, ярких, экспрессивных, привлекающих внимание заглавий. Газетный или журнальный заголовок призван заинтересовать читателя, вызвать у него желание продолжать чтение.

В отличие от невыразительных заглавий советского времени, современные названия характеризуются выразительными языковыми и стилистическими средствами. Экспрессия, ради которой используются прецедентные тексты в заголовках современных журнальных, газетных публикаций, базируется на их общеизвестности. Это может быть точная цитата: Чем бы дитя ни тешилось (Искусным вором оказалась одиннадцатилетняя девочка), Прощай, оружие! (Евросоюз отказал Китаю в военных технологиях), Ледовое побоище (С наступлением весны традиционно растет число травм среди пермяков) . Казалось бы, прецедентный смысл заголовка вполне прозрачен и ясен читателю, однако этот смысл переиначивается в соответствии с содержанием журнальной или газетной статьи.

Публицистический стиль включает в себя широкое разнообразие жанров. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные , аналитические и художественно-публицистические .

Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации (информационная заметка, репортаж).

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора (проблемная статья).

Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной, конкретно-чувственной форме (очерк).

В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров. Проявление специфических признаков публицистического стиля, взаимоотношение и соотнесенность традиционных (стандартных) и оригинальных языковых средств зависят от конкретной задачи конкретного жанра. Одна и та же социально значимая тема в разных жанровых условиях решается по-разному.

Заметка (хроника) – один из видов информирования о самых различных событиях в общественно-политической, культурной, научной и других сферах жизни. Обычно это короткое сообщение (до 10-15 строк), содержащее какую-либо важную новость. Главная отличительная черта хроникальной заметки в том, что она рассказывает о новом факте, не давая при этом никаких подробностей. Такие публикации порой не имеют своего заголовка. То есть задача хроники – сообщение о событии, а не его описание или анализ. Заметка, по сути, отвечает на вопросы: что? где? когда? Задачей жанра обусловлена такая его особенность, как лаконизм, предельная краткость, сжатость выражения. Лишние для передачи основного смысла детали, слова, обороты воспринимаются как стилистический недостаток, нарушение норм организации текста заметки. Тематическая всеобщность хроники определяет широкий диапазон употребления языковых единиц (прежде всего, лексических). Ограничения в словоупотреблении связаны с тем, что заметка относится к области книжно-письменной речи, причем в некоторых случаях в хронике возможен оттенок официальности. Официальность (а также точность) сообщения поддерживается ссылкой на официальный источник информации. Примером хроникальной заметки может служить следующая публикация: 10 новых троллейбусов появятся в скором времени на дорогах Саранска. Часть машин будет закуплена на премию, которую столица Мордовии выиграла, заняв третье место в конкурсе «Самый благоустроенный город России». 7 октября мэр Саранска Владимир Сушков получил награду в размере 10 миллионов рублей из рук премьер-министра РФ Михаила Фрадкова .

Репортаж относится к ведущим публицистическим жанрам, сочетающим в себе объективность, документализм, точность отображения действительности, с одной стороны, и эмоциональность, яркость изображения – с другой. Автор репортажа – человек, сам наблюдавший или наблюдающий происходящее, а нередко и участвующий в нем. В репортаже повествуется о том, что происходит в момент речи или имитируется одновременность события и рассказа о нем. Репортаж – динамичный жанр. Динамика событий, движение времени создается благодаря монтажному соединению наиболее ярких фактов, деталей, эпизодов. Если в телерепортаже это осуществляется за счет зрительного ряда, то в репортаже газетном или журнальном прием монтажа реализуется в последовательном соединении эпизодов события, комментариев специалистов, реплик автора. Все это обеспечивает успех публикации при условии точного отбора языковых средств и правильного их комбинирования. Репортаж допускает использование разнообразных в стилистическом отношении языковых единиц: авторское изложение может перебиваться включением специальных терминов, оборотов речи, если автор «предоставляет слово» специалисту, или разговорных средств, если репортер дает возможность высказаться участникам события. Различные в стилистическом отношении части репортажа объединяются внутренне благодаря авторскому «я» репортера, которое становится центром сообщения, движущей силой развития сюжета. Кроме «чистой» информации современный репортаж содержит элементы аналитического характера, обязательную авторскую оценку происходящего (в репортаже уместно и целесообразно проявление симпатий, антипатий журналиста, особенностей его восприятия). Все это находит отражение в речевом оформлении текста репортажа, в привлечении индивидуально-авторских, оригинальных, экспрессивных средств выражения.

Статья как жанр публицистики представляет собой (в общем виде) рассуждение проблемного характера, анализирующее вопросы разных сторон общественно-политической, экономической, культурной, научной жизни. Если СМИ ориентированы в целом на широкую аудиторию, то статья адресована определенному кругу читателей в соответствии с затронутой в ней проблемой. Речевая организация статьи формируется под воздействием содержания (темы), целевой направленности и адресованности материала. Композиция статьи предполагает наличие исходного тезиса (или ряда исходных посылок), обоснование тезиса путем различного рода доказательств: логических доводов, наглядных фактов, документов, апеллирования к компетентным лицам или организациям. Статья включает в себя вставки аргументирующего характера (описание эпизодов события с привлечением изобразительно-выразительных средств, цитирование разного рода, дополнительные авторские рассуждения, связанные с отдельными деталями, частными вопросами анализируемой проблемы). К речевым особенностям статьи относится разнообразие лексики, обусловленное многообразием анализируемых проблем, использование конструкций с чужой речью (цитат, прямой речи, косвенной речи), средств, способствующих логической связи частей текста (союзов, вводных конструкций), оборотов «совместного действия»: рассмотрим эти факты, обратимся к специалистам, попробуем установить причину и т. д. В статье допускается употребление средств различной стилистической окраски в зависимости от рассматриваемой проблемы, выбранного автором типа изложения.

С жанром статьи по многим признакам (изложение-рассуждение, использованию использование индивидуально-авторских средств, изобразительно-выразительных ресурсов языка) сближается публицистическое эссе – прозаический этюд-размышление, трактующий различные проблемы в свободной форме. С другой стороны, эссе может рассматриваться как разновидность очерка, поскольку и в нем сочетаются достоверно описанные события, убедительно представленные персонажи – реальные люди, глубокие доказательные рассуждения. Но кроме этого в эссе допускается особое развертывание текста – за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому, не прерывающих, однако, целенаправленного развития авторской мысли. Как и очерк, эссе изобилует яркими иллюстрациями, картинами жизни, которые могут становиться поводом для рассуждений. Авторское начало в эссе чрезвычайно велико: фактически все изложение дается сквозь призму восприятия автора, поэтому успех эссе зависит от его знаний, убеждений, способности сопереживать, анализировать и умело воплощать все перечисленное в речи.