Государство формирует народности и нации объединяет. Этнос: нации и народности
, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Выяснить:
- что такое этнос,
- какие существуют типы этносов,
- что влияет на образование этносов,
- какова роль этносов в истории.
- Совершенствовать умение анализировать, сравнивать.
Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся, мультимедийная презентация).
Обеспечение урока: учебник, раздаточный материал, доклады учащихся, компьютер, мультимедийный проектор.
План урока.
- Что такое этнос. Признаки этноса. Типы этноса.
- Племя. Отличительные черты племени.
- Народность. Отличительные черты народности.
- Нация. Признаки нации.
Основные понятия урока: Этнос, племя, народность, нация, этногенез.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
Многие из тех понятий, которые сегодня буду называться на уроке учащимся хорошо знакомы из курса истории (племя, народность, нация). Предлагается вспомнить, что они означают. Учитель указывает на то, что все эти понятия объединены понятием этнос.
Демонстрируется слайд 2 . Называются цели урока. Демонстрируется слайд 3 . В тетрадях учащиеся записывают план урока.
II. Изучение нового материала.
1. Что такое этнос.
Человечество всю историю своего существования состояло из различных народов (этносов). Что такое этнос?
Учащимся предлагается раздаточный материал (Приложение 1), на основе которого необходимо выполнить следующее задание: «Перед вами определения понятия «этнос», данные на различных сайтах Интернета. Что общего во всех этих определениях?»
Более широкое толкование этого термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация. Демонстрируются и комментируются слайды 4, 5, 6.
Развитие различных типов этноса связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок. Например, род и племя, для какого общества характерны данные социальные общности? – Для первобытного.
2. Племя. Отличительные черты племени.
Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Демонстрируется слайд 7.
3. Народность. Отличительные черты народности.
Народность складывается с появлением классов и государств. Даная социальная общность свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.
Демонстрируются слайды 8, 9.
4. Нация. Признаки нации.
На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.
Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Демонстрируется слайд 10.
Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.
Задание классу. Как вы думаете, почему именно в это время возникают национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты?
Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.
Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.
К этническим общностям
, как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.
Род
– группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя
– совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.
С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы .
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации .
Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.
Первая.
Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.
Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.
В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.
Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.
Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.
Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.
Факторы этногенеза:
1) Демографический.
Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический.
Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой.
Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический.
Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.
В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.
Россия - страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.
Этнос: нации и народности
Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация; которая проживает на определенной территории. Имеет свой язык и культуру.
Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Нация - территориальная культурно-политическая и социально-экономическая общность, возникающая в процессе формирования государства.
Признаки этноса:
1) кровное родство
2)устойчивая межпоколенная преемственность - Каждое поколение, с одной стороны,продолжает унаследованную деятельность, культуру в новых условиях. А другой стороны видоизменяет и дополняет старое – и так из поколения в поколение т.е. происходит преемственность между поколениями.(растили хлеб, производили металл- изменилось в современных условиях)
3)общность исторической судьбы - В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Но есть в истории мрачные страницы. Воспринимать их надо с болью и негодованием, не скрывать не удобные факты, это и есть исторический путь каждого народа. Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев.
4)общее самосознание - Национальное самосознание – это осознание что ты принадлежишь какому – то народу, не отделимая его частица, осознает историю своего народа, общие национальные ценности- письменность, язык, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.
5)единство языка - Язык отличительный признак этноса. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней.
6)определенная территория - Она как язык может расширяться, обновляться. Иногда могут переселяться, осваивать новые земли. Связь между этносом и территорией очень тесная. Этносы часто борются за землю предков не на жизнь, а на смерть.
7)общая культура и традиции. У каждого народа существуют присущие только ему традиции
Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов
В IX в.формируется государство у восточнославянских племен- с центром в г.Киеве – Киевская Русь.
В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство.
Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из рода русского» заявляли с гордостью В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.
Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.
В результате монголо-татарского нашествия в XIII в.древнерусская народность была разобщена. С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык. Жители Юго-Западной и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо –Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры. В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская. белорусская народности.
Позже с образование централизованного государства и развития капиталистических отношение формируется нация - русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса - нации . Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое, возникает нация.
Итак племя - это исторически первая ступень формирования этноса, народность вторая ступень, недостаточно устойчивая общность, нация – устойчивая и наиболее развитая ступень формирования этноса.(схема)
Этнос – это собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.
Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностями и инструментами
Народность - собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию
Племя - исторически первая ступень формирования этноса; представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формой организаций, общими церемониями
Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации.
Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д.
В современном мире более 90% населения составляют нации. В научной и политической литературе понятие «нация» употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация - это совокупность граждан государства, а следовательно, - это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организаций. Таким образом, в понимании западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.
В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства- нации образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций.
Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны).
Этническая группа - это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Организация Объединённых Наций, ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Деятельность:
Миротворческие миссии
Защита прав человека
Гуманитарная помощь
Контроль оружия и разоружения
Социальное и экономическое развитие
Вариант № 14717
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Правительство страны Z приняло решение о поддержке конкурса хоровых коллективов «Поющий мир». Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) политической и духовной
4) духовной и социальной
Ответ:
Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) уход от конфликтной ситуации
2) посредничество
3) компромисс
4) сотрудничество
Ответ:
Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?
1) хозяйственную
2) исследовательскую
3) политическую
4) производственную
Ответ:
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.
Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное
2) высшее профессиональное
3) основное общее
4) среднее общее
Ответ:
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам
Ответ:
Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, это
3) дивиденды
4) страховые выплаты
Ответ:
В каком из перечисленных примеров речь идет о сохранении своих накоплений от обесценивания?
1) Татьяна приобрела квартиру в престижном районе
2) Сергей хранит сэкономленные средства дома
3) Иван приобрёл новый автомобиль
4) Марина застраховала принадлежащие ей драгоценности от кражи
Ответ:
Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят
1) уровень образования
2) мировоззрение
3) физические данные
4) особенности темперамента
Ответ:
Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является
1) патриархальной
2) многодетной
3) неполной
4) малой (нуклеарной)
Ответ:
Верны ли следующие суждения об этносе?
А. В отличие от народности, нация - более устойчивая общность людей, причём устойчивость ей придаёт общность экономической жизни.
Б. Государство формирует народности и нации, объединяет территории и устанавливает связь с этническими группами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Отличительным признаком политической партии является
1) объединение людей с общими интересами
2) создание разветвленной организации
3) право законодательной инициативы
4) стремление участвовать в осуществлении политической власти
Ответ:
Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется
1) верховенство парламента
2) республиканская форма правления
3) унитарное государственное устройство
4) разделение властей
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политике?
А. Любые властные отношения носят политический характер.
Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Что является отличительным признаком правового государства?
1) наличие системы законодательства
2) равноправие и равенство граждан перед законом
3) функционирование правоохранительных органов
4) наличие суверенитета
Ответ:
Выберите верное утверждение:
Президент Российской Федерации
2) назначается сроком на 5 лет
3) избирается Государственной Думой
4) утверждается Федеральным Собранием
Ответ:
В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?
1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.
2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.
3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.
4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности
Ответ:
Верны ли следующие суждения о семейном праве?
А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.
Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:
1) является областью духовной культуры
2) использует художественные образы
3) требует точности и обоснованности утверждений
4) создает духовные ценности
Ответ:
Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Глобализация мировой экономики - это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
Ответ:
В стране Z был проведён опрос среди совершеннолетних жителей на тему: «Кто в первую очередь должен заниматься воспитанием детей?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Практически равные количество опрошенных как среди мужчин, так и среди женщин полагают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься отец.
2) Наименьшая часть опрошенных среди женщин полагает, что в первую очередь воспитанием должны заниматься в школах и детских садах.
3) Пятая часть опрошенных женщин считает, что в первую очередь воспитанием детей должна заниматься мать.
4) Наименьшая часть опрошенных мужчин считает, что в первую очередь воспитанием детей должны заниматься старшие члены семьи.
5) Более половины как среди опрошенных мужчин, так и среди опрошенных женщин считают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься один из родителей.
Ответ:
В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.
Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.
2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.
3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.
4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.
5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.
Ответ:
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
(По Э. Бенешу)
Опираясь на текст, назовите три фактора, выступающие причинами децентрализации государственного управления.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя содержание текста, назовите три характерные черты демократии, которые выделяет автор.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет, что децентрализаторские движения могут приводить к совершению великого греха и преступления против собственного государства и народа. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в подтверждение авторской позиции.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.