Персия: загадочное прошлое Ирана. Столицы Ахеменидов (Древней Персии)

История Древней Персии (хотя корректнее называть её Ираном (именно так она именуется в источниках того времени); название ‘Персия’ было придумано греками) начинается с завоеваний Кира II. Но нельзя сразу перейти к его свершениям, сначала нужно узнать, кто был этот Кир?

Первые упоминания о Персии

Первые упоминания о Персии встречаются в ассирийских источниках IX века до н.э. Известно, что это был племенной союз на юго-западе современного Ирана, под предводительством знатного рода Ахеменидов. Спустя век они начали расширять свои владения, но после утверждения на этих землях Ассирии, признали власть их царя. Позже персы перешли под власть царя Астиага - властителя Мидийской державы. Он же отдал свою дочь замуж за Камбиза I, правителя персов. От этого союза на свет появился сын Кир I Великий.

Легенда о Кире

О детстве Кира ничего точного сказать нельзя. Однако, существует легенда. Однажды царю Астиагу приснился сон, что из чрева его дочери разрастается дерево и покрывает своими кронами все мидийские земли. Жреци растолковали этот сон таким образом, что сын, родившийся у его дочери, захватит власть у своего деда. Астиаг испугался и приказал своему цередворцу Гарпагу бросить младенца Кира I в лесах Мидии. Тот, в свою очередь, приказал пастуху Митридаду отнести ребёнка в лес. Но у Митридара и его жены родился мертвый ребёнок, они не смогли оставить Кира в лесах. Они решили положить в колыбельку Кира своего мертворождённого сына, а царевича воспитать как своего.

Правда открылась, когда Киру исполнилось десять лет. Он играл с сыновьями царедворцов и был избран царём среди них. Один из мальчиков отказался повиноваться ему, тогда он избил его. Отец мальчика пожаловался Астиагу, что сын пастуха смеет бить своего господина. Кира доставили во дворец. Увидев его, Астиаг понял, что его внук жив. Он снова обратился к жрецам. Но те уверили его, что сон уже сбылся - мальчик был избран царём среди своих сверстников. Успокоившись, царь Мидии отправил его к родителям в Персию.

Восстание Кира и захват провинций

Кир поднял восстание против Мидии в 553 году до н.э. большая часть мидийцев добровольно перешла на сторону Кира. К 550 году до н.э. Мидия была завоёвана. Далее Кир принялся покорять её провинции: Сузы (Элам), Парфию, Гирканию и Армению. В 547 году до н.э. Кир начал наступление на Лидийское царство. Первая битва у реки Галис закончилась ничем, во второй раз Кир проявил хитрость и поставил впереди своего войска верблюдов. Лидийские кони, почуяв незнакомый запах, бежали с поля боя.

Затем Кир подчинил всё малоазийское побережье. И обратил свой взор в сторону восточноиранские и среднеазиатские территории: Афганистан, северо-западную часть Индии, Пакистан, Дрангиана, Маргиана, Бактрия, Арахосия, Гандхара, Гидросия, Хорезм и Согдиана. Милет и остальные страны вплоть до Египта добровольно подчинились Киру. Более того, за создание сильного централизованого государства ратовали финикийские, вавилонские и малоазийские купцы. Теперь целью Кира стал Египет. Но много беспокойства доставляли кочевники-массагеты на северо-восточных окраинах империи. В походе против них в 530 году до н.э. Кир был ранен и погиб.

Становление Персидской Империи

Дело Кира Великого продолжил его сын Камбиз II. Он возглавил поход на Египет. В это время Египет переживал не самые лучшие времени: слабая армия, неумелый фараон Псамметих III, высокие налоги. Недовольство населения. Прежде чем выступить в поход Камбиз заручился помощью кочевников безводной Синайской пустыни, которые помогли его армии добраться до города Пелусий. Египетский главнокомандующий Фанес и начальник флота Уджагорресент перешли на сторону персов.

В 525 году до н.э. произошла битва у города Пелусий. Обе стороны понесли тяжёлые потери, но персы выиграли. Столица Мемфис была разграбленв, население уведено в рабство, сын фараона Псамметиха казнён, но фараона пощадили. В этот же год Камбиз стал фараоном Египта. Следующим завоевательным пунктом стала Нубия, но песчаная буря унесла жизни большей части персидского воска и они были вынуждены вернуться в Египет, где бывший фараон Псамметих поднял мятеж против Камбиза. Шах жестоко подавил восстание: Псамметих теперь уже был казнён.

В связи с вышеперечисленными событиями шах находился в Египте три года. В самом Иране же начались восстания против гнёта персов. До шаха дошли слухи, что одним из предводителей мятежников являлся его брат Бардия. Камбиз срочно отправился обратно, но умер по пути домой при загадочных обстоятельствах.

Восстание Бардии Гаумата

О восстании Бардии имеется много сведений. Во-первых, Бардия был вовсе не братом шаха, а мидийский жрецом и самозванцем Гауматой. Своё восстание он начал в Вавилонии, где получил всеобщую поддержку, и двинулся на Пасагарды (столицу Персии). Одержав победу и подчинив Персию, Гаумата отменил налоговые и воинские повинности на три года, чтобы удержать провинции империи. Вся внутренняя политика была направлена на смещение персидской верхушки и её замену на мидийскую, а также лишения их всех привилегий.

Гаумата правил недолго - всего семь месяцев - и был убит в результате дворцового заговора семи наиболее знатных персидских родов. Нового шаха избрали именно они. Им стал 28 летний Дарий, который восстановил привилегии персов и начал восстановление империи в её прежних границах. Задача была не из лёгких. Держава распадалась: Вавилония, Армения, Маргиана, Элам, Парфия, племена саков и другие. В каждой провинции появился самозванец провозгласивший себя либо Камбизом, чудом уцелевшим по пути на родину, либо царём, свергнутым персами.

Кампания Дария

Многие не верили в успех кампании Дария. Тем не менее, он одерживал победу за победой. Мятежи подавлялись с особой жестокостью. В честь всех побед Дарий возвёл Бехистунскую надпись, высеченную на скале в районе Пасагард. На ней показаны порабощённые цари провинций Ахеменидской державы, приносящие дань своему шаханшаху Дарию Великому. Царьки выглядят меньше Дария, что указывает на их подчинённое положение. Над шаханшахом Персии возвышается знак божественной благодати - фарр.

В зороастрийской мифологии (зороастризм хоть и не был официальной религией империи, имел главенствующие позиции при персидском дворе) фар или хварене считался знаком богов, благословлявших шаха на царствование. Однако, если шах не справлялся со своими обязательствами или использовал свою власть во зло, боги лишали его фарра и передавали другому достойному кандидату на титул шаханшаха.

Персидские реформы Дария

Восстания Ахеменидской державы указали Дарию на ‘дыры’ в её администаривной и военной системах. Учитываю ошибки прошлого, шах провёл ряд реформ, которые не менялись до конца существования империи:

1) Империя была разделена на сатрапии. Чаще всего границы сатрапий были эквивалентны границам государств, находившихся на этих территориях (Ассирия, Вавилония, Египет). Во главе стояли сатрапы, которые назначались шахом и были выходцами из персидских родов. В руках сатрапов была сосредоточена только административная власть: следили за сбором налогов, соблюдением порядка в сатрапии и осуществляли судебную власть. В сатрапиях также находились военачальники, но они подчинялись только шаху. В число сатрапий еще включались автономные области такие как, финикийские города, Кипр и Киликия. Они управлялись с помощью местных царьков или племенных вождей.

2) В новой столице Сузах был создан центральный аппарат во главе с шахской канцелярией . В крупных городах - Вавилон, Экбатаны, Мемфис и дру - также появились царские канцелярии. В состав канцелярий входили писцы и чиновники. Ввёлся учёт налогов, податей и даже подарков, велась царская переписка. Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, но в сатрапских канцеляриях также использовался местный язык. Вся административная система находилась под контролем шаха: была создана тайная полиция (уши и око царя), а также новая должность тысяченачальник - командующий личной гвардией шаха, который осуществлял надзор за чиновниками.

3) Велась работа по кодификации законов завоёванных стран и изучению древних законов, чтобы соединить их в один единый свод для всех народов. Правда, стоит отметить, что привилегированное место в них занимали персы.

4) Дарий ввёл новую систему податей: каждая сатрапия платила зафиксированную сумму податей, которую составляли исходя из плодородности почв, количество мужского населения и т.д. персы не платили денежные подати, но поставляли продовольствие. Система подарков теперь не носила добровольный характер - их размер был тоже строго зафиксирован.

5) Стали чеканить единую монету - золотой дарик.

6) Могущество империи напрямую зависело от армии. Её ядро составляли персы и мидийцы. Армия состояла из пехоты (набиралась из земледельцев) и конницы (в неё входила персидская знать). Кочевники саки играли важную роль в персидской армии, в качестве конных лучников. Вооружение всадников обычно представляло собой бронзовый щит, железный панцирь и копья. Костяком были 10 тысяч ‘бессмертных’. Первая тысяча являлось личной охраной царя и набиралась из сыновей знатных персидских родов. Остальные рекрутировались из эламитов и иранских племён. Этот отряд считался самым привилегированным во всей ахеменидской армии. В каждой сатрапии находилось войско для предотвращения мятежей. Их состав был довольно пёстрым, но не содержал представителей этой провинции. На границе страны воинам выделяли небольшой кусок земли. Ежемесячно каждый воин получал зерно и мясо. А будучи в отставке - земельные наделы, на которых выращивали зерновые культуры, или же продавали или дарили.

7) Дарий начал строительство дорог и почты. Сатрапии были соединены между собой почтовыми отделениями, чтобы в случае войны можно было как можно быстрее добраться до пункта назначения.

После проведения столь удачных реформ шах обратил своё взор против скифов, беспокоивших границы империи, и греков, восставших против власти персов. С похода Дария на Афины принято считать начало греко-персидских войн .

Восстания провинций

Причиной восстаний стал всё увеличивающийся налоговый гнёт и увод ремесленников из городов (в тот период заканчивалось строительство дворца Персеполиса (Тахте Джамшид) - новой резиденции Ахеменидов). Первым выразил не довольство Египет (в 486 году до н.э.). Восстание было подавлено, но унесло слишком много сил Дария - он скончался в этом же году. Теперь шахом стал его сын Ксеркс, который всю свою жизнь провёл в постоянном подавлении восстаний. Именно вновь включил Египет. В 484 году до н.э. поднялся Вавилон, а вместе с ним и еще половина провинций державы. Окончательно подавить восстание удалось только в 481 году до н.э. его население было уведено в рабство, а всё защитные укрепления города были разрушены.

В 480 году до н.э. Ксеркс выступил во второй военный поход против греков. Были стянуты войска со всех сатрапий от Индии до Египта. Согласно Герадоту, персидская армия насчитывала 1700000 пехотинцев, 80 000 всадников на конях, 20 000 на верблюдах. Но такие подсчёты на вряд ли верны: если учитывать все факты, такие как количество мужского населения в сатрапиях, их смертность от болезней и просто тяжелого физического труда, то общее количество воинов не превысит 100 000 человек. Но даже эта цифра внушала ужас в то время. Но этот поход тоже обернулся неудачей. Столь известные битвы у Саламин, Фермопил и Платеи не принесли персам победы. Греция обрела независимость. Более того, начала свою компанию в Малой Азии и Эгейском море против Ахеменидов.

Падение Персидской Империи

После смерти Ксеркса шахи в основном пытались удержать империю в её границах, а также вели междоусобные войны друг с другом за престол. В 413 году до н.э. восстала Лидийское государство; в 404 году до н.э. отделился Египет, где была провозглашена XXIX династия; в 360 году до н.э. независимость получил Кипр, Киликия, Лидия, Хорезм, северо-западная Индия, Кария, финикийский город Сидон.

Однако самая главная опасность пришла со стороны Малой Азии из греческой провинции пастухов Македонии. Пока Греция была занята борьбой Афин и Спарты, а Персия с остервенением пыталась удержать свои границы, молодой македонский князь Александр в 334 году до н.э. выступил в поход на Ахеменидов. Правящий шах Дарий III терпел поражение за поражением. Сатрапы добровольно переходили на сторону Александра. В 331 году до н.э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Великая Персия прекратила своё существование. Дарий III бежал и укрылся на мельнице, хозяин которой, польстившись на богатые одежды незнакомца, заколол его ночью. Так закончил свою жизнь последний шах Ахеменидской династии. Все ранее подвластные земли Ахеменидов перешли под правление Александра Македонского .

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Нововавилонское царство: возникновение, расцвет и падение
Следующая тема:   Ранние цивилизации Древней Индии: быт, обычаи, религия и культура
3 Ноя
2013

Древние персы: бесстрашные, решительные, непреклонные. Они создали империю, которая веками была символом величия и богатства.

Создание такое огромной империи, как Персидская, невозможно без военного превосходства.

Империя всевластных, честолюбивых царей раскинулась от северной Африки до центральной Азии. был одним из немногих, кого по праву можно назвать великим. Персы создавали удивительные, невиданные до той поры инженерные сооружения — роскошные дворцы посреди бесплодной пустыни, дороги, мосты и каналы. О Суэцком канале слышал каждый, а кто о канале Дария ?

Но на горизонте сгущались тучи. Извечная борьба с Грецией вылилась в столкновение, которое повернуло ход истории и определила лик западного мира на тысячелетия вперед.

Переброска воды

330 год до н.э.

Пока они кочевали, им было не до захвата территории, но с переходом к земледелию их стали интересовать плодородные земли и, естественно, вода.

Древние персы и оставили бы в истории и следа, не сумей они найти источники и главное – способа переброски воды на свои поля. Мы восторгаемся их инженерным гением, поскольку воду они брали не из рек и озер, а в самом неожиданном месте – в горах .

Персия возникали из ничего исключительно благодаря упорству человека.

Три тысячи лет назад по Иранскому нагорью кочевали древние персы. Источники воды попадались редко. Маханди – инженеры, геологи и одновременно – придумали, как дать народу воду.

Примитивными орудиями маханди заложили первый камень в основу Персидской империи – систему подземных каналов , так называемых канатов . Они использовали земное притяжение и естественный уклон местности от к .

Сначала копали вертикальную шахту и прокладывали небольшой участок тоннеля, затем следующую примерно в километре от первой и вели тоннель дальше.

До источника воды могло быть и 20 и 40 километров. Проложить тоннель с постоянным уклоном, чтобы она поступала в гор непрерывно, не обладая знаниями и навыками, невозможно.

Угол уклона был постоянным на всем протяжении тоннеля и не слишком большим, иначе вода размывала бы основание, и естественно, не слишком малым, чтобы вода не застаивалась.

За 2 тысячи лет до легендарных римских акведуков персы перебрасывали огромные массы воды на значительные расстояния в сухом жарком климате с минимальными потерями из-за испарения.

– основателя династии. Эта династия достигла расцвета при царе .

Чтобы создать империю, Киру потребовались таланты не только полководца, но и политика: он знал, как завоевать расположение народа. Историки зовут его гуманистом, евреи звали Машиахом – помазанником, народ звал его отцом, а покоренные и – справедливым правителем и благодетелем.

Кир Великий пришел к власти в 559 году до н.э. При нем династия становится великой.

История меняет курс, а в архитектуре появляется новый стиль. Среди правителей, оказавших наибольшее влияние не ход истории, Кир Великий был одним из немногих, кто заслуживает этого эпитета: он достоин называться Великим .

Империя, которую создал Кир, была самой большой империей Древнего мира , если не самой большой в истории человечества.

К 554 году до н.э. Кир сокрушил всех соперников и стал единоличным правителем Персии . Оставалось покорить весь мир.

Но великому императору прежде всего подобает иметь блистательную столицу. В 550 году до н.э. Кир приступает к осуществлению проекта, равного которому Древний мир еще не знал: строит первую столицу Персидской империи на территории нынешнего Ирана.

Кир был строителем-новатором и весьма талантливым. В своих проектах он умело применял опыт, накопленный во время завоевательных походов.

Как и позднее римляне, персы заимствовали идеи у покоренных народов и на их основе создавали собственные новые технологии. В Пасаргадах мы встречаем мотивы, присущие культурам , и .

Каменотесов, плотников, кирпичных и рельефных дел мастеров свозили в столицу со всех концов империи. Сегодня, через две с половиной тысячи лет, древние руины – это все, что осталось от первой великолепной столицы Персии.

Два дворца в центре Пасаргад окружали цветущие сады и обширные регулярные парки. Именно здесь возникли «парадизии» – парки с прямоугольной планировкой. В садах были проложены каналы общей длиной в тысячу метров, облицованные камнем. Через каждые пятнадцать метров располагались бассейны. Две тысячи лет лучшие парки в мире создавали по образцу «парадизий» Пасаргад.

В Пасаргадах впервые появляются парки с геометрически правильными прямоугольными участками, с цветами, кипарисами, луговыми травами и прочей растительностью, как в нынешних парках.

Пока строились Пасаргады, Кир присоединял одно царство за другим. Но Кир был не таким, как прочие цари: он не обращал побежденных в рабство . По меркам Древнего мира – дело неслыханное.

Он признавал за побежденными право на собственную веру и не препятствовал их религиозным обрядам.

В 539-м году до нашей эры Кир взял Вавилон , но не как захватчик, а как освободитель, вызволивший народ из-под ига тирана. Он совершил неслыханное – освободил евреев из плена, в котором они пребывали с тех пор, как разрушил . Кир их освободил. Говоря сегодняшним языком, Киру было нужно буферное государство между его империей и его врагом – Египтом. Ну и что? Главное – что подобного никто не делал до него, и очень немногие после. Не зря же в Библии он единственный из не евреев назван Машиахом – .

Как сказал один видный ученый из Оксфорда: «Пресса хорошо отзывалась о Кире».

Но, не успев превратить Персию в единственную сверхдержаву Древнего мира, в 530-м году до нашей эры Кир Великий погибает в бою .

Он прожил слишком мало и не успел проявить себя в мирных условиях. То же случилось с , тот тоже победил врагов, но тоже был убит, не успев консолидировать империю.

К моменту гибели Кира у Персии было три столицы: , и . Но похоронили его в Пасаргадах , в гробнице под стать его характеру.

Кир не гнался за почестями, он ими пренебрегал. Его гробница не имеет вычурных украшений: очень проста, но изящна.

Гробница Кира построена по той же технологии, которую применяли на Западе. С помощью канатов и насыпей тесанные блоки из камня укладывали один на другой. Ее высота – 11 метров.

– очень простой, нарочито скромный памятник создателю крупнейшей для своего времени империи. Прекрасно сохранился, если учесть, что построен он 25 веков назад.

Персеполь — памятник величия и славы Персии

Три десятилетия никто и ничто не могло противостоять Киру Великому. Когда же трон опустел, вакуум власти поверг Древний мир в хаос.

В 530-м году до нашей эры Кир Великий, архитектор величайшей империи Древнего мира, погибает. Будущее Персии окутано мраком неизвестности. Начинается ожесточенная борьба между претендентами.

В конце концов, к власти приходит дальний родственник Кира , выдающийся полководец. Он железной рукой восстанавливает в Персидской империи закон и порядок. Его зовут . Он станет самым великим царем Персии и одним из величайших строителей всех времен.

Он тут же берется за дело и перестраивает старую столицу Сузы . Строит дворцы, облицованные глазурованной плиткой. Великолепие Суз упоминается даже в Библии.

Но новому царю была нужна новая официальная столица. 518-й год до нашей эры Дарий приступает к воплощению самого грандиозного проекта Древнего Мира. Неподалеку от нынешнего он строит , что по-гречески означает «Город персов» . Все дворцы сооружаются на единой платформой из камня, чтобы подчеркнуть незыблемость империи.

Гигантская площадь в сто двадцать пять тысяч квадратных метров. Ему пришлось менять рельеф местности: срывать возвышения и возводить подпорные стенки. Он хотел, чтобы город был виден издалека, потому и поставил его на платформе. Она придала городу уникальный величественный облик.

Персеполь – уникальное инженерное сооружение со стенами длиной 18 и толщиной 10 метров и залами с причудливыми колоннами.

Рабочих свозили изо всех уголков империи. Большинство древних империй строились на рабском труде, но Дарий, как и Кир, предпочитал платить тем, кто строит дворцы.

Рабочим устанавливали нормы выработки , здесь работали и женщины. Норму устанавливали в зависимости от сил и квалификации, и платили соответственно.

Он потратился не напрасно: Персеполь стал памятником величия и славы Персии .

Нельзя забывать о происхождении персов: их предки были кочевниками и жили в шатрах. Уходя со стоянки, они забирали шатры с собой. Шатры прочно вошли в традицию.

Дворцы Персеполя – это шатры, обличенные в камень. Абадана – это не что иное, как каменный шатер. Абаданой называется парадный зал Дария.

Монументальные каменные колонны навеяны воспоминанием о деревянных шестах, которые поддерживали полотняную кровлю шатров. Но здесь вместо полотна мы видим изысканный кедр. Кочевническое прошлое оказало влияние на архитектуру персов, но не только оно.

Дворцы были украшены золотом и серебром, коврами и глазурованной плиткой. Стены покрывали рельефы , на них мы видим мирные процессии покоренных стран.

Но инженерные сооружения Персеполя не ограничивались пределами города. В нем была система водоснабжения и канализации, первая в Древнем мире .

Инженеры Дария начали с того, что создали систему дренажа , уложили канализационные трубы и лишь потом возвели платформу. Чистая вода поступала по канатам, а сточные воды уходили через канализацию. Вся система была подземной и снаружи не видна.

«Царский путь» и канал Дария

Осуществление грандиозных проектов во славу империи не мешали Дарию раздвигать ее границы. При Дарии Персидская империя достигла умопомрачительных размеров: Иран и Пакистан, Армения, Афганистан, Турция, Египет, Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Центральная Азия до самой Индии.

Два проекта Дария сделали империю единой : один, протяженностью в две с половиной тысячи километров, связал отдаленные провинции, второй – Красное море со Средиземным.

При Дарии Великом Персидская империя достигла огромных размеров . Он решил укрепить ее единство, связав дальние провинции между собой.

515 год до н.э. Дарий повелевает построить дорогу , которая пройдет через всю империю от Египта до Индии. Дорогу протяженностью в две с половиной тысячи километров назвали .

Выдающееся инженерное сооружение: дорога через горы, леса и пустыни строилась на века. Асфальта у них не было, но утрамбовывать гравий и щебень они умели.

Твердое покрытие особенно важно там, где грунтовые воды залегают не глубоко. Чтобы ноги не скользили, а повозки не вязли в грязи, дорогу прокладывали по насыпи.

Сначала укладывали «подушку», которая либо впитывала, либо отводила грунтовые воды от дороги.

На «Царском пути» было 111 застав через каждые 30 километров, где путешественники могли отдохнуть и сменить лошадей. На всем протяжении дорога охранялась.

Но это еще не все. Дарию требовалось держать под контролем такую отдаленную территорию, как северная Африка, он решил проложить путь и туда. Его инженеры разработали проект канала между Средиземным и Красным морями .

Строители Дария, знатоки гидрологии, с помощью орудий из бронзы и железа сначала прорыли канал, затем очистили от песка и выложили камнем. Путь судам был открыт.

Строительство канала продолжалось 7 лет, и строили его в основном египетские землекопы и каменщики.

Местами канал между Нилом и Красным морем был, собственно, не водным путем, а мощеной дорогой: через возвышенности корабли перетаскивали волоком, а когда рельеф местности понижался, их снова спускали на воду.

Известны слова Дария: «Я, Дарий, Царь Царей, покоритель Египта, построил этот канал». Он соединил Красное море с Нилом и с гордостью заявил: «По моему каналу пошли корабли».

К началу пятого века до нашей эры Персия стала величайшей империей в истории. Величием она превосходила Римскую в период расцвета на четыре века поздней . Персия была непобедима, ее экспансия вызывала тревогу у молодой культуры, вступившей в фазу подъема, – греческих городов–государств.

Черное море. Пролив – это узкая полоска воды, он соединяет Черное море со Средиземным. С одной стороны берега — Азия, а с другой – Европа. В 494 году до н.э. на турецком берегу вспыхнуло восстание . Повстанцев поддержали Афины, и Дарий решил преподать им урок – пойти на них войной. Но как? Афины за морем…

Он сооружает через пролив понтонный мост . пишет, что по этому мосту в Грецию вошли 70 тысяч воинов. Фантастика!

Персидские инженеры поставили поперек Босфора бок о бок множество лодок, они стали основой моста. А затем проложили поверху дорогу и соединили Азию с Европой .

Вероятно, для надежности под настилом из досок был уложен слой утрамбованной земли и даже, возможно, бревна. Чтобы лодки не качало на волнах и не унесло, они удерживались якорями строго определенного веса.

Настил был сплошным, иначе он не выдержал бы веса множества воинов и ударов волн. Поразительное сооружение для эпохи, когда не было компьютеров!

Дарий Великий

В августе 490 год до н.э. Дарий захватил Македонию и подошел к Марафону , где его встретило объединенное войско и под командованием .

Персидской войско насчитывало 60, 140 либо 250 тысяч человек – смотря кому верить. В любом случае греков было в 10 раз меньше, им требовалось подкрепление.

Легендарный гонец пробежал расстояние от Марафона до за 2 дня. Вы слышали про ?

Два войска стояли лицом к лицу на широкой равнине. В открытой схватке превосходящие по численности персы просто смяли бы греков. Таким было начало персидских войн.

Часть греческих войск пошла в атаку на персов, разбить их персам не составляло труда. Но основное войско греков разделилось на два отряда: они атаковали персов с флангов .

Персы попали в мясорубку . Понеся тяжелые потери, они отступили. Для греков это была великая победа, для персов – лишь досадный ухаб на пути к мировому господству.

Дарий решил вернуться домой в свою любимую столицу Персеполь, но так и не вернулся: в 486 году до н.э. в походе на Египет Дарий умирает .

Он оставил наследником империю, изменившую понятие о том, что такое слава и величие. Он предотвратил хаос, заблаговременно назвав преемника – своего сына .

Ксеркс – последний из династии Ахеменидов

Встать вровень с новатором Киром и экспансионистом Дарием – задача непростая. Но Ксеркс обладал замечательным качеством: он умел выжидать . Он подавил одно восстание в Вавилоне, другое в Египте, и лишь потом пошел на Грецию. Греки стояли у него костью в горле.

Одни историки говорят, что он нанес превентивный удар, другие, – что он хотел завершить дело, начатое отцом. Как бы то ни было, после Марафонской битвы греки уже не испытывали страха перед персами. Поэтому заручился поддержкой , это в нынешнем , и решил атаковать греков с моря .

480-й год до нашей эры. Персидская империя на пике славы, она огромна, сильна и невероятно богата. С тех пор, как греки нанесли поражение Дарию Великому при Марафоне, прошло десять лет. Власть в руках сына Дария – Ксеркса – последнего великого монарха из династии Ахеменидов.

Ксеркс жаждет реванша. Греция становится серьезным противником. Союз городов-государств непрочен: они слишком разные – от демократии до тирании. Но их объединяет одно – ненависть к Персии. Древний мир на пороге Второй Персидской войны . Ее исход заложит основу современного мира.

Греки традиционно называли всех, кроме себя, варварами . Соперничество между Востоком и Западом началось с противостояния Персии и Греции.

В нашествии Персии на Грецию как никогда раньше в военной истории для решения стратегической задачи использовалось инженерное искусство . Операция, сочетавшая сухопутные действия с морскими, потребовала новых инженерных решений.

Ксеркс решил войти в Грецию по перешейку у горы Атос . Но море было слишком бурным, и Ксеркс повелел построить канал через перешеек . Благодаря немалому опыту и резервам рабочей силы канал был построен всего за 6 месяцев.

И по сей день их решение остается в военной истории одним из самых выдающихся инженерных проектов . Воспользовавшись опытом отца, Ксеркс повелел построить понтонный мост через Геллеспонт. Этот инженерный проект был намного крупнее, чем мост, построенный Дарием на Босфоре.

В качестве понтонов были использованы 674 корабля. Как обеспечить надежность конструкции? Сложная инженерная задача! Босфор – не тихая гавань, волнение там бывает весьма сильным.

Корабли удерживались на месте при помощи специальной системы канатов. Два самых длинных каната тянулись от Европы до самой Азии. При этом нельзя забывать, что по мосту должно было пройти множество воинов, может быть, до 240 тысяч.

Канаты делали конструкцию достаточно гибкой, что необходимо при волнении. Каждая секция моста состояла из двух кораблей, соединенных помостом. Такой мост удерживал удары волн и гасил их энергию.

Персидские инженеры соединяли корабли помостом, а саму дорогу укладывали уже поверх него. Постепенно, доска за доской, через Геллеспонт вырастала надежная дорога на опорах из боевых кораблей.

Не следует забывать, что дорога выдерживала вес не только пеших воинов, но и десятков тысяч всадников, в том числе, тяжелой кавалерии. Надежность плавучей конструкции позволяла Ксерксу перебрасывать войска в Европу и обратно по мере необходимости: мост не разобрали.

Некоторое время Европа и Азия составляли одно целое.

Через 10 дней мост был готов. Ксеркс вошел в Европу . По мосту прошло огромное количество пеших воинов и тяжелой кавалерии. Он выдержал не только вес армии, но и напор волн Босфора.

Замысел Ксеркса был прост: использовать численное превосходство на суше и на море.

И снова войско греков возглавил Фемистокл . Он понимал, что на суше ему персов не одолеть, и он решил заманить персидский флот в ловушку .

Скрытно от персов Фемистокл отвел основные силы, оставив для прикрытия отряд в 6 тысяч спартанцев.

В августе 480 года до н.э. противники сошлись в , настолько узком, что в нем не могли разъехаться две колесницы.

Огромная армия персов застряла в ущелье на несколько дней, на это и рассчитывали греки. Они перехитрили Ксеркса , как раньше его отца.

Ценой огромных потерь персы прорвались через Фермопилы , уничтожив спартанцев, которыми пожертвовал Фемистокл, и пошли на Афины .

Но когда Ксеркс вошел в Афины, город был пуст . Ксеркс понял, что его провели, и решил отомстить афинянам.

Веками милость к побежденным была отличительной чертой персидских царей. Но не на этот раз: совсем не по-персидски он сжег Афины дотла . И тут же раскаялся .

На следующий день он повелел отстроить Афины заново . Но поздно: что сделано, то сделано. Через два столетия его гнев принес беду самой Персии.

Но на этом война была не окончена. Фемистокл готовил персам новую ловушку : он заманил персидский флот в узкий залив у и внезапно атаковал персов .

Многочисленные корабли персов мешали друг другу и не могли маневрировать. Тяжелые греческие таранили легкие персов одну за другой.

Это сражение решило исход войны : разгромленный Ксеркс отступил . Отныне Персидская империя уже не была непобедимой.

Он решил возродить «золотые дни» Персии . Он вернулся к проекту, начатому дедом – Дарием. Спустя четыре десятилетия после основания, Персеполь все еще не был достроен. Артаксеркс лично руководил строительством последнего выдающегося инженерного проекта Персидской империи. Сегодня мы его называем «Залом ста колонн» .

Зал, размером шестьдесят на шестьдесят метров представлял в плане почти идеальный квадрат . Самое удивительное в колоннах Персеполя то, что если мысленно продолжить их вверх, то они уйдут на десятки и сотни метров в небо. Они идеальны, ни малейшего отклонения от вертикали. А у них в распоряжении были только примитивные инструменты: каменные молотки и бронзовые зубила. И все! Между тем колонны Персеполя идеальны . Над ними работали настоящие мастера своего дела. Каждая колонна состоит из семи–восьми барабанов, поставленных один на другой. У колонны возводили леса, а барабаны поднимали с помощью деревянного крана наподобие колодезного журавля».

Любой сатрап, любой посол данной страны, да и вообще любой человек приходил в восхищение перед видом леса колонн, уходящих в даль насколько доступно взору».

Неслыханной по меркам Древнего мира инженерные сооружения строили по все империи.

В 353 году до н.э. жена правителя одной из провинций начала строительство гробницы умирающему мужу. Ее творение стало не только чудом инженерного искусства , но и одним из Семи чудес света Древнего мира . , мавзолей.

Высота величественного мраморного сооружения превышала 40 метров. По пирамидальной кровле поднимались лестницы – ступени «к небесам».

Через две с половиной тысячи лет по образцу этого мавзолея в Нью-Йорке построили .

Падение Персидской империи

К 4-му веку до н.э. лучшими инженерами в мире оставались персы . Но фундамент под идеальными колоннами и роскошными дворцами зашатался: враги империи были у порога .

Афины поддерживают восстание в Египте . Греки входят в Мемфис . Артаксеркс начинает войну , выбрасывает греков из Мемфиса и восстанавливает в Египте власть персов.


Это была последняя крупная победа Персидской империи . В 424-м году до нашей эры Артаксеркс умирает . Безвластие в стране продолжается ни много ни мало восемь десятков лет.

Пока Персия занята интригами и междоусобицами, юный царь Македонии изучает Геродота и хроники правления героя Персии – Кира Великого. Уже тогда у него зарождается мечта покорить весь мир . Зовут его .

В 336-м году до нашей эры к власти приходит дальний родственник Артаксеркса и принимает царственное имя . Его назовут Царем, Потерявшим Империю.

В последующие четыре года Александр и Дарий Третий не раз встречались в жестоких битвах. Войска Дария шаг за шагом отступали.

В 330-м году до нашей эры Александр подошел к жемчужине в имперской короне Персии – Персеполю.

Александр воспринял от персов политику милости к побежденному : он запрещал своим воинам грабить завоеванные страны. Но как удержать их после победы над самой великой империей в мире? Может они слишком распалились, может проявили неповиновение, а может помнили о том, как персы сожгли Афины?

Как бы то ни было, в Персеполе они повели себя иначе: они праздновали победу , а какой праздник без грабежа?

Торжества закончились самым известным в истории поджогом: Персеполь был сожжен .

Александр не был разрушителем. Возможно сожжение Персеполя было символическим актом: он сжег город как символ, а не ради самого уничтожения.

В домах было много драпировок и ковров, пожар мог начаться случайно. Зачем человеку, объявившему себя Ахеменидом, сжигать Персеполь? Пожарных машин в то время не было, пожар быстро распространился по городу и погасить его было невозможно.

Дарию Третьему удалось бежать, но летом 330-го года до нашей эры он был убит одним из союзников. Династия Ахеменидов прервалась .

Александр устроил Дарию Третьему пышные похороны и позднее взял в жены его дочь .

Александр провозгласил себя Ахеменидом – царем персов и вписал последнюю главу в историю гигантской империи, просуществовавшей 2700 лет.

Александр разыскал убийц Дария и собственноручно предал из смерти. Он считал, что убивать царя имеет право только царь. Но убил бы он Дария? Может и нет, ведь Александр не создал империю, а захватил ту, что уже была. А создал ее Кир Великий.

Александр мог сделать своей империю, которая существовала задолго до его рождения. А после его смерти культурные и инженерные достижения Персии стали бы достоянием всего человечества.

Древняя Персия
Поселения людей существовали на Иранском нагорье в IV тысячелетии до н. э., задолго до расцвета цивилизаций Междуречья. Часть племён (персы, мидийцы, бактрийцы, парфяне) осела в западной части плоскогорья; киммерийцы, сарматы, аланы, белуджи поселились на востоке и вдоль побережья Оманского залива.
Первым иранским государством стало Мидийское царство, основанное в 728 году до н. э. со столицей в Хамадане (Экбатана). Мидийцы быстро установили контроль над всем западным Ираном и частично над восточным. Совместно с вавилонянами мидийцы разгромили Ассирийскую империю, захватили северное Междуречье и Урарту, а позже - Армянское нагорье.

Ахемениды
В 553 году до н. э. молодой персидский царь Аншана и Парсы Кир из рода Ахеменидов выступил против мидийцев. Кир захватил Экбатаны и объявил себя царём Персии и Мидии. При этом мидийский царь Иштувегу был пленён, но позже освобождён и назначен наместником в одну из провинций. До своей смерти в 529 году до н. э. Кир II Великий подчинил империи Ахеменидов всю Западную Азию от Средиземноморья и Анатолии до Сырдарьи. Ранее, в 546 году до н. э., Кир основал в Фарсе столицу своего царства - Пасаргады, где и был похоронен. Сын Кира Камбиз II расширил владения империи отца до Египта и Эфиопии.

Западный Иран. Барельеф на скале. 22 метра в длину

После смерти Камбиза и последовавшими за ней межусобицами в его ближайшем окружении и мятежами по всей стране к власти пришёл Дарий Гистасп. Дарий быстро и жёстко навел в империи порядок и начал новые завоевательные походы, в результате которых империя Ахеменидов расширилась до Балкан на западе и до Инда на востоке, став крупнейшим и мощнейшим государством, существовавшим когда-либо на тот момент. Кир также провёл ряд внутренних реформ. Он разделил страну на несколько административных единиц - сатрапий, при этом впервые в истории был осуществлён принцип разделения властей: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти. Кроме того, Дарий провёл денежную реформу и ввёл в обращение золотой дарик. В сочетании со строительством сети мощёных дорог это способствовало невиданному скачку в торговых отношениях.
Дарий покровительствовал зороастризму и считал жрецов стержнем персидской государственности. При нём эта первая монотеистическая религия стала в империи государственной. В то же время к покорённым народам и их верованиям и культуре персы относились терпимо.


Наследники Дария I стали нарушать принципы внутреннего устройства, введённые царем, в результате чего сатрапии стали более независимы. Поднялся мятеж в Египте, начались беспорядки в Греции и Македонии. В этих условиях македонский полководец Александр начал военный поход против персов, и к 330 году до н. э. разгромил империю Ахеменидов.

Парфия и Сасаниды
После смерти Александра II в 323 году до н. э. его империя распалась на несколько отдельных государств. Большая часть территории современного Ирана отошла к Селевкии, однако парфянский царь Митридат вскоре начал завоевательные походы против селевкидов и включил в состав своей державы Персию, а также Армению и Междуречье. В 92 году до н. э. между Парфией и Римом была проведена граница по руслу Евфрата, но римляне почти сразу вторглись в пределы западных парфянских сатрапий и потерпели поражение. В ответном походе парфяне захватили весь Левант и Анатолию, но были отброшены войсками Марка Антония обратно к Евфрату. Вскоре после этого в Парфии одна за другой вспыхивали гражданские войны, вызванные вмешательством Рима в борьбу между парфянской и греческой знатью.
В 224 году Ардашир Папакан, сын правителя небольшого городка Хейр в Парсе, разгромил армию парфян Артабана IV и основал вторую Персидскую империю - Ираншахр («Царство ариев») - со столицей в Фирузабаде, став основателем новой династии - Сасанидов. Усилилось влияние аристократии и зороастрийского духовенства, начались гонения на иноверцев. Проведена административная реформа. Сасаниды продолжили борьбу с римлянами и с кочевниками Центральной Азии.


При царе Хосрове I (531-579) началась активная экспансия: в 540 году была захвачена Антиохия, в 562 - Египет. Византийская империя попала в налоговую зависимость от персов. Были заняты прибрежные области Аравийского полуострова, в том числе Йемен. В это же время Хосров разгромил эфталитское государство на территории современного Таджикистана. Военные успехи Хосрова привели к расцвету торговли и культуры в Иране.
Внук Хосрова I, Хосров II (590-628) возобновил войну с Византией, но терпел поражение за поражением. Военные расходы покрывались за счёт непомерных налогов с торговцев и поборов с бедняков. В результате по всей стране начали вспыхивать восстания, Хосров был схвачен и казнён. Его внук, Йезигерд III (632-651) стал последним сасанидским царём. Несмотря на прекращение войны с Византией, распад империи продолжался. На юге персы столкнулись с новым противником - арабами.

Арабское и тюркские завоевания. Аббасиды, Омейяды, Тахириды, Газневиды, Тимуриды.
Арабские набеги на Сасанидский Иран начались в 632 году. Наиболее сокрушительное поражение персидская армия потерпела в битве при Кадисии в 637 году. Арабское завоевание Персии продолжалось до 652 года, и она была включена в Халифат Омейядов. Арабы распространили в Иране ислам, который сильно изменил персидскую культуру. После исламизации бурно развивались литература, философия, искусство, медицина. Расцвет персидской культуры стал началом золотого века ислама.
В 750 году персидский генерал Абу Мослем-Хорасани возглавил поход Аббасидов против Омейядов на Дамаск, а затем на столицу Халифата - Багдад. В благодарность новый халиф даровал персидским губернаторам определённую автономию, а также взял нескольких персов в качестве визирей. Тем не менее, в 822 году Тахир бен-Гусейн бен-Мусаб, губернатор Хорасана, провозгласил независимость провинции и объявил себя родоначальником новой персидской династии - Тахиридов. Уже к началу правления Саманидов Иран практически восстановил свою независимость от арабов.


Несмотря на принятие персидским обществом ислама, арабизация в Иране не имела успеха. Насаждение арабской культуры встретило сопротивление персов и стало толчком к борьбе за независимость от арабов. Важную роль в восстановлении национального самосознания персов сыграло возрождение персидского языка и литературы, пик которого пришёлся на IX-X века. В связи с этим получила известность эпопея Фирдоуси «Шахнаме», целиком написанная на фарси.
В 977 году туркменский полководец Алп-Тегин выступил против Саманидов и основал государство Газневидов со столицей в Газни (Афганистан). При Газневидах культурный расцвет Персии продолжился. Их последователи Сельджуки перенесли столицу в Исфахан.
В 1218 году северо-восток Ирана, находившегося в составе Хорезмского царства, подвергся нападению Чингисхана. Разорению подвергся весь Хорасан, а также территории восточных провинций современного Ирана. Около половины населения было убито монголами. В результате голода и войн к 1260 году население Ирана сократилось с 2,5 млн до 250 тысяч человек. За походом Чингисхана последовало завоевание Ирана другим монгольским полководцем - Хулагу, внуком Чингисхана. Тимур основал столицу своей империи в Самарканде, однако он, как и его последователи, предпочёл отказаться от насаждения монгольской культуры в Персии.
Централизация Иранского государства возобновилась с приходом к власти династии Сефевидов, положивших конец правлению потомков монгольских завоевателей.

Исламский Иран: Сефевиды, Афшариды, Зенды, Каджары, Пехлеви.
Ислам шиитского толка был принят в Иране в качестве государственной религии при шахе Исмаиле I из династии Сефевидов в 1501 году. В 1503 году Исмаил разгромил Ак-Коюнлу и построил на её руинах новое государство со столицей в Тебризе. Наивысшего расцвета империя Сефевидов достигла при Аббасе I , разгромив Османскую империю и присоединив к себе территории современного Ирака, Афганистана, части Пакистана, территории современного Азербайджана, части Армении и Грузии, а также провинций Гилян и Мазендеран на берегу Каспийского моря. Таким образом, владения Ирана простирались уже от Тигра до Инда.
Столица была перенесена из Тебриза в Казвин, а затем в Исфахан. Завоёванные территории принесли Ирану богатство и процветание. Начался расцвет культуры. Иран стал централизованным государством, была проведена модернизация вооружённых сил. Однако после смерти Аббаса Великого империя пришла в упадок. Неумелое руководство привело к потере Кандагара и Багдада. В 1722 году афганцы совершили набег на Иран, с ходу взяв Исфахан, и возвели на престол Махмуд-хана. Тогда Надир-шах, полководец последнего правителя из Сефевидов, Тахмаспа II, убил его вместе с сыном и установил в Иране власть Афшаридов.
Первым делом Надир-шах сменил государственную религию на суннизм, а затем разгромил Афганистан и вернул Персии Кандагар. Отступающие афганские войска бежали в Индию. Надир-шах призвал индийского могола, Мохаммед-шаха, не принимать их, но тот не согласился, тогда шах вторгся в Индию. В 1739 году войска Надир-шаха вошли в Дели, однако вскоре там вспыхнуло восстание. Персы устроили в городе настоящую резню, а потом вернулись в Иран, полностью разграбив страну. В 1740 году Надир-шах совершил поход в Туркестан, в результате которого границы Ирана продвинулись до Амударьи. На Кавказе персы дошли до Дагестана. В 1747 году Надир-шах был убит.

В 1750 году власть перешла к династии Зендов во главе с Карим-ханом . Карим-хан стал первым за 700 лет персом, ставшим во главе государства. Он перенёс столицу в Шираз. Период его правления характеризуется практически отсутствием войн и культурным расцветом. Власть Зендов продолжалась лишь три поколения, и в 1781 году перешла к династии Каджаров. Основатель династии, слепой Ага-Мохаммед-хан, учинил расправу над Зендами и потомками Афшаридов. Укрепив власть Каджаров в Иране, Мохаммед-хан устраивает поход на Грузию, разгромив Тбилиси и уничтожив более 20 тысяч жителей города. Второй поход на Грузию в 1797 году не состоялся, так как шах был убит собственными слугами (грузином и курдом) в Карабахе. Незадолго до своей смерти Мохамммед-хан перенёс столицу Ирана в Тегеран.
В результате серии неудачных войн с Россией Персия при Каджарах лишилась почти половины своей территории. Процветала коррупция, терялся контроль над окраинами страны. После продолжительных акций протеста в 1906 году в стране произошла Конституционная революция, в результате чего Иран стал конституционной монархией. В 1920 г. в остане Гилян провозглашена Гилянская Советская Республика, которая просуществует до сентября 1921 г. В 1921 году Реза-хан Пехлеви свергнул Ахмед-шаха и в 1925-м был объявлен новым шахом.
Пехлеви ввёл в обращение термин «шахиншах» («царь царей»). При нём началась масштабная индустриализация Ирана, была полностью модернизирована инфраструктура. В ходе Второй мировой войны шахиншах отказал Великобритании и Советскому Союзу в их просьбе разместить свои войска в Иране. Тогда союзники вторглись в Иран, свергли шаха и установили контроль над железными дорогами и нефтяными месторождениями. В 1942 году суверенитет Ирана был восстановлен, власть перешла к сыну шаха - Мохаммеду. Тем не менее, Советский Союз, опасаясь возможной агрессии со стороны Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года.
После войны Мохаммед Реза проводил политику активной вестернизации и деисламизации, что не всегда находило понимание в народе. Происходили многочисленные митинги и забастовки. В 1951 году председателем Правительства Ирана становится Мохаммед Мосаддык, который активно занимается реформаторством, добиваясь пересмотра договорённостей по распределению прибылей компании British Petroleum. Происходит национализация нефтяной промышленности Ирана. Однако в США немедленно и при активном участии британских спецслужб разрабатывается план переворота, осуществлённый в августе 1953 года внуком президента Теодора Рузвельта - Кэрмитом Рузвельтом. Мосаддык был смещен со своего поста и заключен в тюрьму. Через три года он был освобожден и посажен под домашний арест, где и находился до своей смерти в 1967 году.
В 1963 году из страны был выслан аятолла Хомейни. В 1965 году участниками группы «Федаяне Ислам» был смертельно ранен премьер-министр Хассан Али Мансур. В 1973 году были запрещены все политические партии и объединения, основана тайная полиция. К концу 1970-х Иран охватили массовые протесты, вылившиеся в свержение режима Пехлеви и окончательном упразднении монархии. В 1979 году в стране произошла Исламская революция и была основана исламская республика.
Внутриполитические последствия революции проявились в установлении в стране теократического режима мусульманского духовенства, повышении роли ислама абсолютно во всех сферах жизни.
Тем временем президент соседнего Ирака Саддам Хусейн решил воспользоваться внутренней нестабильностью в Иране и его натянутыми отношениями со странами Запада. Ирану были (не в первый раз) предъявлены территориальные претензии в отношении районов вдоль берега Персидского залива на восток от реки Шатт-эль-Араб. В частности Хусейн потребовал передачи Ираку западного Хузестана, где большинство населения составляли арабы и имелись огромные запасы нефти. Эти требования были оставлены Ираном без внимания, и Хусейн начал подготовку к крупномасштабной войне. 22 сентября 1980 года армия Ирака форсировала Шатт-эль-Араб и вторглась в Хузестан, что стало для иранского руководства полной неожиданностью.
Хотя в первые месяцы войны Саддаму Хусейну удалось добиться немалых успехов, наступление иракской армии было вскоре остановлено, иранские войска перешли в контрнаступление и к середине 1982 года выбили иракцев из страны. Хомейни решил не останавливать войну, планируя «экспортировать» революцию и в Ирак. Этот план опирался в первую очередь на шиитское большинство восточного Ирака. Однако после ещё 6 лет неудачных попыток наступления с обеих сторон было подписано мирное соглашение. Ирано-иракская граница осталась неизменной.
В 1997 году президентом Ирана был избран Мохаммед Хатами, провозгласивший начало проведения политики терпимого отношения к культуре и установления более тесных связей со странами Запада.
С 2005 года по 2013 - президент Ирана, избираемый два срока подряд Махмуд Ахмадинежад.

Что приходит на ум большинству людей, когда они слышат название государства Иран? Революция, ядерная программа, противостояние Западу? К сожалению, многие судят об Иране по сообщениям прессы последних тридцати лет, а говорится в ней именно об этом. Однако любой иранец охотно расскажет вам, что у его родной страны – совсем другая история. Документированная история государства охватывает примерно 2500 лет, вплоть до современной Исламской Республики Иран. Республика основана в 1979 году в результате революции, главным вдохновителем которой было консервативное духовенство. Это, вероятно, первая в мире современная конституционная теократия и величайший эксперимент: могут ли эффективно управлять страной религиозные лидеры, которые обязывают жить будто бы по закону Аллаха народ, у которого за плечами – богатейшая история Персии? Иранский характер невозможно разложить на составляющие – в нем сочетается и персидское, и исламское, и западное. Причем персидские нотки не имеют ничего общего с исламской культурой.

В VII веке Персия стала частью Арабского халифата. С тех пор наследники империи прилагают все усилия, чтобы сохранить свой национальный характер, свою самобытность.
Борьба за право быть рабом. В Иране я была гостем, а у гостя здесь высший статус. За столом ему отводят лучшее место, угощают самыми сочными фруктами. Это одно из правил сложной системы вежливости – таароф. Она определяет всю здешнюю жизнь. Гостеприимство, ухаживание, семейные отношения, политические переговоры – таароф является неписаным кодексом, определяющим, как люди должны вести себя друг с другом. Это слово пошло от арабского «арафа», что переводится как «знать», «получать знания». Но сама идея таарофа – принижать себя, возвеличивая другого, – персидского происхождения, утверждает Уильям Биман, лингвист-антрополог из Университета Миннесоты. Он назвал это «борьбой за право быть рабом положения», но борьбой изысканно-утонченной. В иранском обществе с его сложнейшей иерархической структурой такое взаимодействие, как ни парадоксально, позволяет людям общаться на равных. Правда, порой иранцы так увлекаются, стараясь угодить друг другу (по крайней мере с виду) и отказываясь от предложений (тоже с виду), что становится сложно понять, чего же они хотят на самом деле. Они непринужденно болтают, поочередно то обращаются с просьбами, то отказываются – и так до тех пор, пока не постигают всех замыслов собеседника. Обходительность и внешняя искренность при скрывании истинных чувств – искусное притворство! – считаются вершиной таарофа и огромным социальным достижением. «Никогда нельзя показывать своих намерений или своей истинной сущности, – объясняет бывший иранский политический заключенный, ныне живущий во Франции. – Нужно быть уверенным, что не подвергаешь себя опасности. А опасностей в Иране всегда предостаточно». Конфликт по территориальному признаку. Действительно, долгая иранская история изобилует войнами и вторжениями. Причина всех конфликтов – территориальная. Богатства и удачное стратегическое расположение провоцировали одно нашествие за другим. Персия пережила несколько падений и возрождений. Среди завоевателей были турки, монголы и, что особенно важно, арабы, воодушевленные новой религией – исламом. Им-то и удалось в VII веке окончательно усмирить Персию, которая стала частью Арабского халифата. С тех пор наследники империи прилагают все усилия, чтобы сохранить свой национальный характер, свою самобытность. Сердца и дух этих людей не так-то просто изменить. При любом вторжении персияне умудрялись оставаться собой, передавая традиции завоевателям. Так, Александр Македонский, разрушив покоренную Персию, позже перенял ее обычаи и принципы устройства государства. Он даже взял в жены персиянку (Роксану) и приказал тысячам своих воинов последовать его примеру. Иранцы гордятся умением ладить с чужаками. Те обычаи захватчиков, которые им нравятся, они принимают, но и от собственных не отказываются. Культурная гибкость – вот основа персидского характера. В руинах древней столицы, Персеполя, сожженного Александром Македонским, сохранились изображения на каменных стенах. Рисунки указывают на царившую тогда дружескую атмосферу: представители разных народов преподносят друг другу дары, приветливо кладут руки на плечи. Похоже, что в то время, в эпоху варварства и жестокости, Персеполь демонстрировал космополитизм. Территория сегодняшнего Ирана была обитаема уже десять тысяч лет назад. Арийцы, которым Иран обязан современным названием (оно происходит от слова аиранам, что означает «страна арийцев»), стали заселять эти края приблизительно в 1500 году до нашей эры. Ученым предстоит совершить еще много открытий, связанных с историей страны. В Иране уже десятки тысяч археологических площадок. На одной из них, на юго-востоке страны, возле города Джирофт, начали работать в 2000 году. Она появилась благодаря ливневому паводку на реке Халиль, обнажившему тысячи древних гробниц. Раскопки ведутся там всего несколько сезонов, но уже найдены интереснейшие предметы. Среди них – бронзовая голова козы, которой предположительно пять тысяч лет. Возможно, Джирофт – центр цивилизации времен древней Месопотамии.
В VI веке до нашей эры царь Кир Великий из династии Ахеменидов основал Первую персидскую империю, ставшую впоследствии крупнейшим и могущественнейшим царством древности. На пике расцвета при преемнике Кира Дарии владения империи простирались от Средиземноморья до реки Инд.
Раскопками здесь руководит известный археолог Юсеф Маджидзаде. Некоторое время тому назад он заведовал кафедрой археологии Тегеранского университета, после революции потерял работу и уехал во Францию. Но за последние годы, по его словам, в Иране многое изменилось, – например, возродился интерес к археологии. И вот он прибыл на родину для исследования гробниц близ Джирофта. Территория сенсаций. К какой же эпохе относится находка? Юсеф считает, что это могут быть следы мифической Аратты, существовавшей примерно в 2700-х годах до нашей эры. Некоторые исследователи полагают, что именно в Аратте были созданы дивные ремесленные изделия, которые затем попали в Месопотамию. Но доказательств пока нет, и другие ученые настроены скептически. В VI веке до нашей эры царь Кир Великий из династии Ахеменидов основал Первую персидскую империю, ставшую впоследствии крупнейшим и могущественнейшим царством древности. Царь был храбрым, скромным, добрым правителем. Созданную им империю называют первой державой, где существовала религиозная и культурная терпимость. Она объединила более двадцати трех народов, мирно соседствовавших при единой центральной власти, которая первое время концентрировалась в Пасаргадах. На пике расцвета при преемнике Кира Дарии владения империи простирались от Средиземноморья до реки Инд. Выходит, Персия была первой мировой супердержавой! «Мы хотели бы вернуть те времена, – говорит Саид Лейлаз, тегеранский экономист и политолог. – За века границы сузились, но память о супердержаве и былом величии осталась». Мысли о грандиозных достижениях прошлого подкрепляют находки археологов. Среди них – цилиндр Кира, быть может, самый потрясающий предмет, найденный в Иране. На глиняном цилиндре (подлинник хранится в Лондоне, в Британском музее) клинописью высечен декрет, который можно рассматривать как первую хартию прав человека, и этот документ почти на два тысячелетия старше Великой хартии вольностей. Декрет устанавливает религиозную и этническую свободы, запрет рабства и любых притеснений, отъема собственности силовым путем или без компенсации. А завоеванные земли сами решали, подчиняться ли власти Кира. «Цилиндр – далеко не единственный пример того, как Иран удивляет мир, – рассказала Ширин Эбади, иранский юрист, лауреат Нобелевской премии мира 2003 года. – Многие иностранцы изумляются, когда узнают, что шестьдесят пять процентов учащихся наших колледжей – девушки. А когда видят иранскую живопись, архитектуру, то не верят своим глазам! Они судят о нас лишь по тому, что слышали на протяжении последних тридцати лет».
«Кроме персов в Иране сегодня проживает много разных народностей, – рассказывает археолог Юсеф. – Но все они знают фарси, один из древнейших живых языков на свете».
Когда я спрашивала людей, что мир должен знать о них, они с ходу отвечали: «Мы не арабы!» И тут же добавляли: «Мы не террористы!» Арабов, завоевавших Иран, здесь многие считают кем-то вроде бедуинов, у которых не было собственной культуры кроме той, что они переняли у персов. Иранцы до сих пор говорят о них с такой неприязнью, будто прошло не четырнадцать веков, а пара месяцев. Спасительные строки. Чтобы сохранить себя, персы продолжали говорить на родном языке. Уберечь его от растворения в иноземной речи помогла поэзия. Иранцы боготворят Руми, Саади, Омара Хайяма, Хафиза. Но все же главный национальный поэт – Фирдоуси, живший в Х веке. Когда арабы только завоевали Персию, ее жители не могли открыто выражать свои мысли, к тому же на родном языке. Фирдоуси делал это за них. Поэт был правоверным мусульманином, но противился арабскому влиянию. Стараясь использовать поменьше арабских слов, он на протяжении тридцати лет создавал стихотворный эпос «Шахнаме» («Книгу царей»). В этом шедевре мировой литературы описаны истории полусотни монархий: восшествие царей на престол, их смерть, частые отречения от власти и перевороты. Заканчивается эпос арабским завоеванием, описанным как катастрофа. В сказаниях «Шахнаме» фигурируют враждующие цари и герои-воины, причем последние почти всегда оказываются нравственно выше правителей, которым служат. Эти истории поднимают проблему праведных людей, попавших под власть злых или некомпетентных. С тех пор как была написана «Шахнаме», язык несколько арабизовался, но его основой остается древнеперсидский. «Кроме персов в Иране сегодня проживает много разных народностей: туркмены, арабы, азербайджанцы, белуджи, курды и другие, – рассказывает археолог Юсеф. – Но все они знают фарси, один из древнейших живых языков на свете». Оригинал «Шахнаме» давно утрачен. Одна из копий хранится в музее дворца Голестан в Тегеране и датируется примерно 1430 годом. Ее мне показала смотрительница, миловидная девушка Бехназ Табризи. Иллюстрации – всего их двадцать две – сделаны чернилами из каменной пыли, смешанной с соком цветочных лепестков. Сегодня эта книга считается одной из главных реликвий Ирана. Говорят, любой иранец, образованный или нет, может процитировать Фирдоуси. Регулярно проходят чтения – в колледжах, у кого-то дома или в традиционных персидских чайханах. В одной из таких чайхан, «Азари» (на юге Тегерана), где стены расписаны сюжетами из «Шахнаме», я слушала чтеца, декламирующего отрывки из великой книги. Потом музыканты исполнили традиционные песни, под которые танцевали дети. А наблюдавшие за танцем родители попивали чай из изящных стаканчиков, закусывая финиками и печеньем.
Когда арабы пришли с новой, как им казалось, идеей поклонения единому богу, персы знали единобожие уже более тысячи лет.
Праздником единым. Поэзия – не единственное средство, с помощью которого персам удалось сохранить свою культуру. Взять, к примеру, Навруз – весенний праздник равноденствия, он же – Новый год. Сегодня его отмечают не только в Иране, но и в республиках Средней Азии и Закавказья. Это тринадцатидневная феерия, во время которой все закрывается, а люди гуляют, танцуют, читают стихи. Традиция Навруза восходит к зороастризму, древней религии персов. Учение Заратустры (греч. – Зороастр) повлияло на многие верования, в том числе основные мировые религии: иудаизм, христианство и ислам. Когда арабы пришли с новой, как им казалось, идеей поклонения единому богу, персы знали единобожие уже более тысячи лет. «Нам навязывают небеса!» А что происходит с древними персидскими традициями в наши дни? До 1979 года страной правил шах Мохаммед Реза Пехлеви, который, прикрываясь великими идеями Кира, насаждал музыку, одежду, стиль поведения и бизнес-интересы Запада. В 1971 году он попытался искусственно привить людям национальную гордость, устроив показной праздник в честь 2500-летней годовщины Персидской империи. У входа в Персеполь развернули роскошный палаточный городок, еду привезли из Парижа, а в число приглашенных входили важные персоны со всего света. Но иранцам идея шаха пришлась не по душе. В 1979 году в результате революции к власти пришли консервативные исламисты, не желавшие возрождать персидский дух, – даже наоборот! Так, они попытались приуменьшить значение Навруза, предлагая перенести Новый год на день рождения имама Али, исторического лидера шиитов, к которым относится большинство иранцев. «Власти даже прибегали к арестам, – рассказал мне мой приятель Али. – Но наш праздник не отменить – ведь ему более двух с половиной тысяч лет!» Сегодня священники-реформаторы, один из очагов власти Ирана, призывают иранцев быть мусульманами, не будучи арабами, а еще – не забывать о древней истории. После революции первое время люди воспринимали возрождение ислама как очищение от влияния Запада. Между тем многим иранцам по природе ближе учение зороастризма, согласно которому цель духовных исканий – самопознание. И хотя поначалу иранцы не возражали против усиления роли ислама в жизни общества, они оказались не готовы к тому, что новые порядки будут насаждать так сурово. Люди никак не ожидали, что религиозные деятели начнут вмешиваться и в судебную систему, и в повседневную жизнь. Были введены наказания в духе Средневековья (они сохранились до сегодняшнего дня): виновных забрасывали камнями, вешали, им отрубали пальцы и даже конечности. Сейчас центральные власти препятствуют некоторым из таких ритуалов, но в провинциях консервативные муллы непреклонно соблюдают традиции. Мотивируется все это праведной целью служить Аллаху и готовить себя к жизни в раю. «Нам навязывают небеса!» – считает Али. Вперед в прошлое. После революции двери на Запад закрылись на десятилетие. Правящее консервативное духовенство свело к минимуму любые проявления культуры, восходящие к доисламскому периоду (во всех мусульманских странах его называют джахилия, эпоха невежества). Зороастрийские символы были заменены на исламские, улицы переименованы, а из учебников пропали упоминания Персидской империи. Одно время люди опасались и за судьбу захоронения Фирдоуси – большого мавзолея из светлого камня в пригороде священного города Мешхед, с изумительным зеркальным прудом, над которым разносится гомон птиц, вьющихся вокруг колонн. Даже Персеполь грозились сровнять с землей. «Но они поняли, что тогда народ восстанет, и оставили все на своих местах», – рассказал Али. Похоже, исламская революция – «второе арабское нашествие», как ее называют, – лишь укрепила связь с прошлым, которую так старалась искоренить. Память о славном персидском прошлом хранят и юные иранцы. Один из них – андерграундный рэп-исполнитель Яс, паренек с черным ежиком волос и стильными длинными баками. На шее у него красуется серебряный фравахар – зороастрийский крылатый диск, символизирующий возвышение души через благочестивые мысли, слова и деяния. Юноша принадлежит к поколению революции, выросшему после 1979 года, которое составляет свыше двух третей 70-миллионного населения страны. Он поет о персидских поэтах, о древних предках, об истории Ирана. А еще Яс критикует сограждан за то, что те лишь почивают на лаврах великого прошлого. В последние годы у иранцев стала пробуждаться та часть национального самосознания, которая связана с представлением: они – прямые потомки едва ли не самого древнего человеческого рода. Так, мне рассказали о недавней акции у могилы Кира. Примерно две тысячи человек в один день купили многократные входные билеты, желая поддержать реставрацию захоронения. Акция была неофициальной – без речей и торжественных церемоний. А вот новые археологические раскопки, к сожалению, пока продвигаются медленно. «У страны много забот, и археология – не на первом месте», – говорит исследователь Юсеф Маджидзаде. Впрочем, по его словам, после открытий близ Джирофта все провинции загорелись раскопками. Теперь самый крошечный городок мечтает поведать миру свою собственную историю Ирана.

Персия (какая сейчас страна, можно узнать из статьи) существовала более двух тысяч лет назад. Она известна своими завоеваниями и культурой. На территории древнего государства правили многие народы. Но они не смогли искоренить культуру и традиции ариев.

С середины шестого века до нашей эры на арене мировой истории появились персы. Жители Ближнего Востока до этого времени очень мало слышали об этом загадочном племени. Известно о них стало только после того, как они начали захватывать земли.

Кир Второй, царь Персов из династии Ахеменидов, смог в короткие сроки захватить Мидию и прочие государства. Его хорошо вооруженная армия начала подготовку, чтобы выступить против Вавилона.

В это время Вавилон и Египет враждовали друг с другом, но при появлении сильного врага они решили забыть о конфликте. Подготовка Вавилона к войне не спасла его от поражения. Персы захватили города Опис и Сиппар, а после без боя завладели Вавилоном. Кир Второй решил дальше продвигаться на Восток. В войне с кочевыми племенами он погиб в 530 году до нашей эры.

Преемникам погибшего царя, Камбису Второму и Дарию Первому, удалось захватить Египет. Дарий смог не только укрепить восточные и западные границы державы, но и расширить их от Эгейского моря до Индии, а также от земель Средней Азии до берегов Нила. Персия вобрала в себя известные мировые цивилизации древнего мира и владела ими до четвертого века до нашей эры. Империю смог покорить Александр Македонский.

Вторая персидская империя

Солдаты Македонского отомстили персам за разорение Афин, испепелив Персеполь. На этом династия Ахеменидов перестала существовать. Древняя Персия попала под унизительную власть греков.

Изгнать греков удалось только во втором веке до нашей эры. Сделали это парфяне. Но им не дано было править долго, их сверг Артаксеркс. С него началась история второй персидской державы. По-другому ее принято называть державой династии Сасанидов. При их правлении возрождается империя Ахеменидов, хотя и в другой форме. На смену греческой культуре приходит иранская.

В седьмом веке Персия потеряла свое могущество и была включена в состав Арабского халифата.

Жизнь в Древней Персии глазами других народов

О жизни персов известно из произведений, которые сохранились до наших дней. В основном это сочинения греков. Известно, что Персия (какая сейчас страна, можно узнать ниже) очень быстро завоевала территории древних цивилизаций. Какими же были персы?

Они отличались высоким ростом и были физически сильны. Жизнь в горах и степях сделала их закаленными и выносливыми. Они славились своей храбростью, сплоченностью. В быту персы ели умеренно, не употребляли вина, были равнодушны к драгоценным металлам. Носили они одежду, пошитую из шкур животных, голову покрывали войлочными колпаками (тиарами).

Во время коронации правитель должен был облачиться в одежду, которую носил до того как стать царем. Также ему полагалось съесть сушеную фигу и выпить кислого молока.

Персы имели право жить с несколькими женами, не считая наложниц. Были допустимы близкородственные связи, например, между дядей и племянницей. Женщины не должны были показываться посторонним. Это касалось и жен, и наложниц. Доказательством тому служат сохранившиеся рельефы Персеполя, на которых нет изображений представительниц прекрасного пола.

Достижения персов:

  • хорошие дороги;
  • чеканка собственных монет;
  • создание садов (парадисов);
  • цилиндр Кира Великого - прообраз первой хартии прав человека.

Раньше Персия, а сейчас?

Не всегда можно сказать точно, какое государство находится на месте древней цивилизации. Карта мира менялась сотни раз. Изменения происходят даже в наши дни. Как понять, где была Персия? Какая сейчас страна на ее месте?

Современные государства, на территории которых была империя:

  • Египет.
  • Ливан.
  • Ирак.
  • Пакистан.
  • Грузия.
  • Болгария.
  • Турция.
  • Части Греции и Румынии.

Это еще не все страны, которые имеют отношение к Персии. Однако с древней империей чаще всего ассоциируется Иран. Что же представляет собой эта страна и ее народ?

Загадочное прошлое Ирана

Название страны является современной формой слова «ариана», которое переводится как «страна ариев». И действительно, с первого тысячелетия до нашей эры племена ариев заселили практически все земли современного Ирана. Часть этого племени переселилась в Северную Индию, а часть ушла в северные степи, назвавшись скифами, сарматами.

Позднее в Западном Иране образовались сильные царства. Одним из таких иранских образований стала Мидия. Ее впоследствии и захватило войско Кира Второго. Именно он объединил в своей империи иранцев и повел их завоевывать мир.

Как живет современная Персия (какая сейчас страна, стало понятно)?

Жизнь в современном Иране глазами иностранцев

Для многих обывателей Иран ассоциируется с революцией и ядерной программой. Однако история этой страны охватывает более двух тысяч лет. Она вобрала в себя разные культуры: персидскую, исламскую, западную.

Иранцы возвели притворство в настоящее искусство общения. Они очень обходительны и искренни, но это только внешняя сторона. На самом деле за их угодливостью кроется намерение узнать все замыслы собеседника.

Бывшая Персия (сейчас Иран) захватывалась греками, турками, монголами. При этом персияне смогли сохранить свои традиции. Они умеют ладить с чужаками, их культуре свойственна определенная гибкость - брать лучшее от традиций чужаков, не отказываясь от собственных.

Иран (Персия) веками находилась под властью арабов. При этом ее жители смогли сохранить свой язык. В этом им помогла поэзия. Больше всего они чтут поэта Фирдоуси, а европейцы помнят Омара Хайяма. Сохранению культуры способствовало учение Заратустры, которое появилось задолго до вторжения арабов.

Хотя в стране сейчас ведущая роль отведена исламу, у иранцев не угасло национальное самосознание. Они хорошо помнят о своей многовековой истории.