Конспект: Методы селекции. Конспект урока "методы селекции растений, животных и микроорганизмов"

МБ ОУ Пеля – Хованская СОШ

Конспект урока для 10 класса на тему «Основы селекции. Биотехнология»

Класс: 10

Подготовила: Вилкова Т.М.

Дата: 12.05.2014 год

Цель урока: Раскрыть сущность понятий: селекция, сорт, порода и штамм; определить цели и задачи науки селекции.

Задачи урока:

    Охарактеризовать основные методы селекции; сформировать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии.

    Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, готовить сообщения, работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

    В оспитывать гордость за отечественных и мировых ученых-селекционеров.

Основные понятия: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия, генная инженерия; гибридизация близкородственная (инбридинг), неродственная и отдаленная (аутбридинг).

Ход урока

Изучение нового материала

    Вводное слово учителя.

    Актуализация знаний и постановка проблемы.

Что такое селекция?

Каковы задачи селекции?

Какие вы знаете методы селекции?

    Работа с понятиями: селекция, сорт, порода и штамм . Запись понятий в тетрадь.

    Работа с таблицей и презентацией: «Методы селекции»

Методы селекции

Селекция растений

Селекция животных

1.Подбор родительских форм (искусственный отбор).

По наличию ценных для человека признаков.

По приспособленности к местным условиям среды.

По месту происхождения.

По хозяйственно ценным признакам и по внешнему виду –экстерьеру.

По способности к контактам с человеком и возможности содержания в неволе.

2.Гибридизация:

А) Неродственная (аутбридинг)

Б) Близкородственная

(инбридинг)

Осуществляется с помощью простых и сложных скрещиваний. Простые — однократные скрещивания между двумя родительскими формами.

Сложные — в которых задействованы более чем две родительские формы или происходит повторное скрещивание гибридного потомства с одним из родителей.

Скрещивание различных сортов (внутривидовое, межвидовое, межродовое), ведущее к гетерозису. Используется для получения гетерозиготных популяций и повышения продуктивности. Для получения плодовитых гибридов применяют полиплоидию (капустно-редечный гибрид).

Искусственное самоопыление у перекрестноопыляющихся растений, для получения чистых линий, использующихся для дальнейшего скрещивания.

Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками, межродовое скрещивание для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса.

Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных (чистых) линий с желательными признаками.

Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками. Ведет к гетерозису. У животных потомство бесплодно (мул-гибрид осла и лошади).

Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных чистых линий с желательными признаками, т. е. для закрепления этих признаков. Часто ведет к снижению жизнеспособности.

4).Отбор

А) Массовый

Б) Индивидуальный

Применяется в отношении перекрестноопыляющихся растений (рожь)

Применяется в отношении самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии- потомство одной самоопыляющейся особи (пшеница, овес, ячмень)

Практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.

Применяется жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру

4.Экспериментальное получение мутаций — индуцированный мутагенез

Применяется в генетике и селекции для получения мутантных форм(более продуктивных, урожайных, полиплоидов

Используются естественные (спонтанные) мутации. Метод получения полиплоидов не применяется

5.Метод испытания производителей по потомству

Не применяется

Используется метод искусственного осеменения от лучших самцов-производителей

6 .Генная инженерия

Это целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой

7.Клеточная инженерия

Основана на культивировании отдельных клеток или тканей на искусственных питательных средах.

Традиционные, описанные выше методы селекции имеют естественные ограничения в области изменения генотипа организма. Методы клеточной и генной инженерии открывают возможности создания организмов с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков.

    Закрепление (творческая работа)

Вам необходимо вывести новый сорт, породу, штамм. Какими признаками вы наделили бы его? Почему? Какими методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта, породы, штамма? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта, породы, штамма?

    Д/З § 3.18, § 3.19 вопросы и творческое задание

Урок по биологии 9 класс.

Тема : Методы селекции растений.

Цели:

    Образовательная: сформировать у учащихся знания об основных методах селекции растений и животных; познакомить учащихся с выдающимися учеными-селекционерами.

    Развивающаяся: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся в процессе дифференцированного обучения (работа с карточками, рефератами, сообщениями учащихся). развивать умение у учащихся делать вывод самостоятельно.

    Воспитательная: в целях патриотического воспитания на конкретных примерах - убеждать детей в уважительном отношении к соотечественникам, их заслугам перед человечеством, уважении к труду селекционера, хлебороба. Воспитывать бережливое отношение к хлебу .(слайд 2)

Оборудование: Карта географическая; 2 таблицы со снимками сортов пшеницы, ржи; компьютер с экраном (презентация); карточки; крупа Макфа; экземпляры -колоски пшеницы, ржи.

Методы: Иллюстративно - объяснительный; с элементами лекции, реферата -сообщения учащегося; использование элементов межпредметной связи географии и литературы; демонстративный.

План урока.

1. Актуализация знаний:

Фронтальный опрос:

Работа с карточками;

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Сообщение об истории возделывания хлеба .(слайд3)

-Изучение методов селекции растений (объяснение учителя):( слайд 4)

а) Отбор.

б) Гибридизация. Гетерозис, Полиплоидия.

в) Демонстрация семян, рисунков, таблиц.

3. Закрепление изученного материала:

Учащиеся делают записи в тетради по ходу урока и в момент закрепления материала.

4. Вывод по уроку:

Что мы сегодня узнали? Итоговое слово учителя

Дом. Задание:

Ход урока.

1 .Актуализация знаний,

а)фронтальный опрос.

    Что такое селекция и что она изучает?

    Что такое порода, сорт (чистая линия)?

    Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких

    Какие центры происхождения культурных растений вам известны? Кто их открыл?

    Какое значение для селекции имеет знание этих центров?

    Выносятся хлебобулочные изделия:

    Назовите из какой муки получают этот хлеб?

(ржаной, пшеничной)

    Из каких сортов?

(яровой и озимой)

    Какая бывает пшеница по отношению % состава белка?

(твёрдая и мягкая)

б ) работа с карточками : (смотри приложение 1).

2. Изучение нового материала. (презентация)

-а)Вступительное слово учителя.

Да, такое привычное слово «хлеб». День не проходит без хлеба. А ведь, не везде едят хлеб и даже сажают эти злаки (т.е. рожь и пшеницу). Так, в Китае предпочитают рис, в Мексике - маис (кукурузу). А в некоторых странах Африки чаще едят банан, чем хлеб.

Наш народ издавна обращался к хлебу со словами: «Хлеб Батюшка», «Хлеб Родины».

Тимирязев назвал - ломать хлеба - как величайшее изобретение человеческого ума.

б) Сообщение учащегося о возделывании хлеба (смотри приложение 2).

в) Изучение методов селекции растений (объяснение учителя):

Рассказ учителя. Основная задача сельского хозяйства - произвести

максимальное количество продуктов питания при минимальной затрате средств на единицу продукции.

В этом решение большую роль играет селекция - где создаются новые сорта растений с большим количеством белка, наиболее продуктивные в данных климатических условиях, которые удовлетворяют пищевым, эстетическим техническим потребностям человека.

Ведь каждому сорту растений (чистых линий) свойственна определенная норма реакций, которая передается по наследству. - Что такое норма реакции? (это пределы изменчивости). Но фенотип полно проявляется в определенных условиях. Так, что по-вашему делали землевладельцы в Древней Руси?

(они отбирали лучшее по качеству зерно, чтоб не осыпалось, чтоб крупнее было). Значит, они вели селекционную работу, осознанно ли? (нет, неосознанно).

Первым методом селекции можно назвать:

Искуственный отбор:

массовый

индивидуальный

Группа генетически неоднородных особей

Группа генетически однородных особей гомозиготных организмов(чистые линии)

(слайд 5,6)

Рассказ учителя как ведется массовый отбор. На примере сорта «Вятка» с демонстрацией семян в пробирке. Рассказ учителя об индивидуальном отборе.

2. Гибридизация, что это такое? (скрещивание)

Гибридизация (слайд 7,8)

Близкородственная (инбридинг)

Неродственная(отдаленная, аутбридинг)

Получение чистых линий

Межвидовая, внутривидовая, межродовая

Получение генетически неоднородных видов,особей.

Рассказ учителя о близкородственной гибридизации. Показ портрета П.П. Лукьяненко создателя сорта Ново-Украинко 083 (усатая - яровая), которая давала на 6 у. с га больше урожая, чем « Седоуска». Рассказ о близкородственном скрещивании, что оно ведется 7-9 лет, по истечении почти 10 лет таким образом может создать сорт. Ему присвоили за создание этого сорта звание лауреата Государственной премии.

Тот же П. П. Лукьяненко создал знаменитый сорт озимой пшеницы Безостая-1, в ее создании приняли участие 17 сортов пшеницы из разных географических районов и гибридов, высота h = 85-100 см, устойчивая к ржавчине, высокая пластичность, большая % белка... За создание этого сорта ему присвоили звание Героя Соц. Труда.

В результате межвидовых, межродовых скрещиваний в случае неродственной гибридизации ученые заметили, что гибриды (F 1) первого поколения -получаются жизнеспособнее, мощнее своих родительских форм. Это явление называют гетерозисом.

Показ - демонстрация семян F 1 (огурцов). Объясняется это тем, многие гены переходят в гетерозиготном состоянии и взаимодействием благоприятных доминантных генов.

Явлением гетерозиса пользовались знаменитые селекционеры Михаил Иванович Хаджинов (при создании сортов кукурузы), Василий Степанович Пустовойт (для создания сортов подсолнечника).

Сенсацией в селекции было получение гибридов при скрещивании 2-х разных отдаленных сортов растений, например пшеница (тритинкум) + рожь (секале) = тритикале Это полиплоидная культура Что такое полиплоидия?(т. е. число хромосом кратно умножено на основное число)т.к. например, у пшеницы п=7 У твердой пшеницы п= 28 (тетроплоид)

У мягкой 6 6*7 (генсаплоид) Тритикале имеет-42 - хромосомы, это полиплоидная культура. Создала этот сорт ученица Писарева Виктора Евграфовича - Мария Дмитриевна Жилкина.

Существует гибрид пшеницы с пыреем (сорт злакокормовой), за 3 укоса дает 300-450 у/га зеленой массы. Тоже полиплоидная культура. Создатель Николай Васильевич Цицин (академик АН СССР и ВаСХНИЛ). Создан этот сорт тоже методом отдаленной гибридизации. полиплоидия (слайд9-12)

3. Закрепление новой темы:

    Какие методы селекции вы сегодня узнали?

    Что такое гетерозис?

    Чем отличается массовый отбор от индивидуального?

    Как называется гибрид пшеницы и ржи?

    Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?

    Демонстрация списка пшеницы и ржи (тритикале),Автор сорта Валентина Николаевна Мамонтова (герой соц.труда, лауреат Ленинской премии)

Яровая пшеница Мироновская 808- автор Василий Николаевич ремесло (озимая пшеница), академик АНСССР и ВаСХНИЛ - все они дважды герои Соц. Труда.

4. д/задание. §28 выучить, подготовить сообщение:

а) Роль Н.И.Вавилова в развитии селекции.

б) Центры происхождения культурных растений.

Приложение1

Карточка № 1.

Селекция-

Сорт-

Порода-

Штамм-

Карточка № 2

Запишите определения следующих терминов:

Гибридизация-

Гетерозис-

Полиплоидия-

Карточка №3

Расскажите(запишите), как селекция связана с различными областями производства. Какие задачи стоят перед селекцией в настоящее время?

Карточка №4

Как называют процесс возникновения наследственных изменений под воздействием мутагенов?

заполните схему:

особенности мутаций

Приложение 2

Сообщение учащегося о возделывании пшеницы.

Злаки мы сеем около двух тысячелетий. А южное хлебопашество у Черного и Азовского морей началось много раньше, чем на более северной территории Древней Руси.

Вкус хлеба человек познал впервые на берегах великой реки Нил, на склонах Памира и в нагорьях Ирана, где и находились первые очаги земледелия (это где-то 4-5 тысячелетие до нашей эры), а может, и раньше. В развалинах Фив (которые существовали 8 тысяч лет до нашей эры) нашли предметы хлебопечения.

В египетских гробницах были найдены рисунки изготовления хлеба, его формы и разные сорта со своими именами: Ак, Пез, Сеиз, Хенв, Пезену(Вероники), он имел особое клеймо и предназначался только для жен великих жрецов. А также земледелие было отмечено и в легендах и мифах Древней Греции. Однако, историки отметили, что сама Греция была бедна на «жирную землю», сюда морем возили зерно из греческих колоний/ из нынешних степей Днепра, Кубани, Дона/.

Отец истории Геродот около 2500 лет назад писал, что вся земля по Днепру и до реки Дон была занята земледельцами-скифами. Скифы ещё назывались оратаями (от слова «оратать», что значит пахать, обрабатывать землю оралом - так называлась древняя соха).

«Они,-говорил Геродот,-сеют хлеб не только для собственной снеди, но и на продажу». У этих народов были ячмень, полба (пшеница) и рожь.

В Римскую империю зерно привозили из Причерноморья, куда входил и Крым. В Древней Руси хлебные злаки сеяли повсюду (даже где они плохо родились).

Словаки переняли от скифов приемы земледелия, немало способствовали созданию путем постоянного отбора более урожайных форм ржи, ячменя, пшеницы и овса - самых старых хлебных злаков на русской равнине.

Так наши знаменитые «чирки» и «чарновки» - твердые яровые пшеницы, отобранные в Поволжье саратовскими селекционерами «седоуски» и «белотурки», наши серые хлеба - рожь и овес, созданные ещё на первой селекционной станции под Москвой, очень ценились в Западной Европе.

Но с истощением земель, с недостатком умелых рук, с потерей чистоты семян земледелие стало отставать в развитии.

Требовались новые сорта, лучше приспособленные для уборки комбайнами, неполегаемые злаки с большим процентом белка.

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Методическая разработка

урока по биологии

Разработчик:

Л.А.Акобян

Томск-2015г

Пояснительная записка к уроку

Урок по теме «Основные методы селекции животных и растений» разработан по естественно-научному направлению для обучающихся учебных заведений системы СПО , специальности «Защита информации» (на примере ОГБОУ СПО «ТомИнТех»). Урок проходит с использованием элементов фронтальной и индивидуальной работы, а так же ИКТ.

Использование данных методов на уроке биологии помогает достигнуть более высокого качества обучения в профессиональном образовании. Это позволяет не только повышать уровень знаний, умений, навыков обучающихся, но и развивать их как личности.

Использование индивидуальной, фронтальной работы позволяет развивать у обучающихся общие компетенции такие как: ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач, ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Развитие данных компетенций входит в перечень требования к результатам освоения программы подготовки специалистов по специальности «Защита информации» и необходимы обучающимся в их бедующей профессиональной деятельности.

Особенности урока в том, что:

    Совершенствование знаний по теме «Основные методы селекции животных и растений» проводится в интегрированной форме с использованием ИКТ, что способствует стимулированию интереса.

    Тип урока: изучения нового материала позволяет показать все основные этапы урока, что демонстрирует профессионализм педагога.

    Прослеживается связь с общеобразовательными предметами: география, зоология, ботаника.

    Обучающиеся знакомятся с особенностями методов селекции животных и растений, о новых породах и сортах. Многие из них узнают в гибридных образцах своих домашних питомцев. Это не только повышает интеллектуальный уровень развития обучающихся, но и понимание значимости предмета биологии.

    С некоторыми современными продуктами селекции, ребята сталкиваются в обычной жизни. На прилавках магазинов выставлены товары с надписью « Не содержит ГМО». Проводя аналогию с профессией на которую они обучаются, возникает вопрос о значимости защиты каждого человека о спорных продуктах селекции.

    В ходе урока учитывается разные индивидуальные способности обучающихся, поэтому используются разные формы организации учебно-познавательного процесса.

    Финалом урока является самостоятельная работа в форме «виртуальной» экскурсии, которая выявляет уровень усвоения и закрепления данного материала каждым обучающимся, а так же решением биологических задач.

Урок состоит из шести этапов.

На первом этапе преподаватель осуществляет проверку готовности обучающихся к уроку, сообщает тему и цели урока, мотивирует их на работу, знакомит с особенностями проведения урока и формой работы.

На втором этапе преподаватель проверяет уровень усвоение пройденного материала путем индивидуальной работы у доски, индивидуальной работы по карточкам и фронтальной работы повторением основных терминов, путем разгадывания кроссворда.

На третьем этапе объяснение нового материала с использованием мини-лекции и заполнением опорной схемы.

Закрепление полученных знаний осуществляется на четвертом этапе. Здесь студентам демонстрируется «виртуальная» экскурсия по гибридным образцам, и ребята должны самостоятельно определить какой из методов селекции был применен. Так же предлагается решить ряд биологических задач.

На заключительном этапе происходит подведение итогов урока, выдача домашнего задания.

Методика всего урока и каждого отдельного этапа вовлекает обучающихся в работу, активизирует их мыслительную деятельность, развивает познавательную активность.

Технологическая карта урока

Этапы занятия

Цель этапа

Время

Содержание деятельности

Средства

Формы и методы

Преподаватель

Обучающийся

1.Организационный момент

Организовать и настроить обучающихся на работу.

Проверяет явку и готовность обучающихся к уроку. Сообщает тему, цели и этапы урока. Реализует мотивационный компонент. Актуализация знаний.

Знакомятся с темой и целью урока. Формой работы.

Эпиграф

Фронтальная.

2.Повторение пройденного материала

Определить насколько успешно был освоен предыдущий материал.

1.Проверяет знания студентов у доски по карте.

2.Раздает карточки с заданием «Центры происхождения культурных растений».

3.Проверяет терминологию пройденного материала, используя кроссворд. Задает вопросы.

1.Слушают друг друга, дополняют материал.

2.Выполняют задание по карточкам, проверяют друг у друга.

3. Разгадывают кроссворд.

Политическая карта мира.

Карточки с заданием «Центры происхождения культурных растений»

Кроссворд (презентация)

1.Индивидуальная у доски

2.Индивидуальная по карточкам

3.Фронтальная

3. Усвоения новых знаний

Сформировать конкретные представления об изучаемых понятиях. Выявить сущность и главное в изучаемом.

Рассказывает о методах селекции. Просит конспектировать основные моменты.

Слушают материал и заполняют опорную таблицу по теме.

Таблица «Основные методы селекции растений и животных»

Презентация

1.Мини-лекция

2.Самостоятельная работа с конспектом.

4. Закрепление полученных знаний

Организовать деятельность учащихся по применению знаний, используя индивидуальную работу.

1. Предлагает слово одному из студентов, который провел исследовательскую работу по аутбридингу.

2. Зачитывает биологические задачи.

1.Студенты самостоятельно заполнят таблицу и определяют, какой из методов аутбридинга был применен для получения данного гибрида.

2. Внимательно слушают задачи и определяют метод гибридизации.

Презентация «Виртуальная экскурсия»

Карточка с заданием №1 «Прослушайте презентацию «Виртуальная» экскурсия. Заполните таблицу».

Карточка с заданием №2 «Решите задачу».

1.Интегрированный

2.Индивидуальный

5. Рефлексия

Уметь анализировать деятельность.

Зачитывает вопросы со слайда. При необходимости задает наводящие вопросы.

Анализируют свою деятельность, выявляют причины возникающих затруднений и пути их преодоления.

Презентация

Фронтальная беседа

5. Домашнее задание.

Сориентировать учащихся на возможные затруднения, на правильное выполнение задания.

Выдает домашнее задание.

Записывают основные моменты домашнего задания.

Презентация

Сообщение

Тема: Основные методы селекции растений и животных

Как приятно знать, что ты что-то узнал.

Мольер.

Цель: познакомится с методами, применяемыми в селекции растений и животных.

Задачи:

    Обучающие :

    • продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.

      познакомить учащихся с методами селекции животных и растений.

      продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.

    Развивающие :

    • способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.

      создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.

      создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала

      способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.

    Воспитывающие :

    • создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира

      способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.

      создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Демонстрационное оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint с изображениями животных, распечатанные карточки с заданиями, опорная таблица по теме урока.

План урока:

I .Организационный момент - 5 мин.
II. Этап проверки домашнего задания – 10 мин.
III. Объяснение нового материала - 15 мин.
IV. Закрепление полученных знаний – 10 мин.
V. Рефлексия – 3 мин.

VI Домашнее задание – 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 2 мин (Тема, отсутствующие) слайд 1.приложение 4.

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам нужно изучить очень объемный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать быстро. Итак, давайте вспомним к изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке? (Селекция)
– Сегодня на уроке мы с вами должны:
– повторить основные понятия темы «Селекция»;
– углубить материал по данной теме;
– а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.
– Вы готовы это сделать?
(Да)

II. Этап проверки домашнего задания 10 мин

слайд 2. Итак, скажите пожалуйста, какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.)
– Хорошо. А скажите
, какая наука является теоретической базой селекции? (Генетика)
– А теперь подумайте,
почему именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому что основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала. В своей работе селекционеры стараются использовать все многообразие диких и культурных растений.)
слайд 3.Правильно. На необходимость использовать в селекции растений все видовое многообразие флоры нашей планеты указывал еще академик Николай Иванович Вавилов – выдающийся генетик и селекционер. Именно Николаем Ивановичем были выделены 8 центров происхождения культурных центров растений.

Слайд 4. Давайте вспомним, какие это центры. Преподаватель вызывает одного студента к доске, и он по карте, (приложение 1), показывает все центры происхождения культурных растений.

Слайд 5 Итак, мы с вами вспомнили центры происхождения, а теперь давайте вспомним, родиной каких растений является тот или иной центр. Обратите внимание, на слайде перечислены культурные растения, такое же задание и на карточках на ваших столах (приложение 2). Ваша задача записать на карточках центры их происхождения. (Слайд 5)

Учащиеся заполняют карточки.

Время вышло. Поменяйтесь карточками. На след. Слайде 6 красным цветом обозначены правильные ответы. Отметьте знаком «+» правильные ответы, знаком «–» – неверные.
– Кто сколько ошибок допустил?

Учащиеся называют количество ошибок.

Для того чтобы дальше продолжать изучение темы нам нужно повторить основные термины . Мы будем с вами разгадывать кроссворд. У меня к вам просьба, не выкрикивайте ответы с места, а поднимайте руки, если знаете правильный ответ т.к. самые активные получать за урок оценки. (Слайды 7-15)

Вопросы:

    В. Наука о методах создания новых и улучшение существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с полезным для человека свойствам (селекция)

    Г.Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)

    Г. Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)

По горизонтали:

    В. В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным. (отбор)

    В. Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?

    В. Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?

Таким образом, какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)
– Какие объекты изучают с помощью отбора и гибридизации?
(Животных, растений, микроорганизмы)
А вам известны методы селекции этих живых организмов? (Нет)
– Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с особенностями селекции животных и растений, методами, применяемыми в их селекции, а о селекции микроорганизмов поговорим на следующем уроке.
– Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока –
«Основные методы селекция животных и растений» (Слайд 16)

Слайд 17. Проговорить цель урока.

    Объяснение нового материала.

Слайд 18 Ребята! У вас на столах лежат опорные таблицы «Современные методы селекции» приложение 3. По ходу моей лекции вы должны заполнять пустые ячейки. Это таблица останется у вас, и вы сможете ее вклеить в тетрадь.

Итак, разгадывая кроссворд мы с вами определили два основных метода селекции: это гибридизация и отбор. Теперь более подробнее поговорим о каждом методе.

Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры. Древние селекционеры создали прекрасные сорта плодовых растений, винограда, многие сорта пшеницы, породы домашних животных. Им были известны некоторые современные селекционные приемы. Например, искусственное опыление финиковой пальмы применяли в Египте и Месопотамии за несколько веков до н.э.

Слайд 19.Самый первый и самый древний метод селекции – искусственный отбор. Различают две формы: массовый и индивидуальный. Массовый отбор – это выделение группа особей по внешним признакам. Например, при массовом отборе из всей популяции кур в хозяйстве оставляют для размножения птиц с яйценоскостью 200-250 яиц в год , живой массой не менее 1,5 кг, определенной окраски, не проявляющих инстинкта высиживания и т.д. все остальные куры выбраковываются. Достоинства: простота, экономичность, недостатки – невозможность индивидуальной оценки по потомству.

Слайд 20. Значение индивидуального отбора велико в том случаи, когда от одного организма можно получить большое количество потомков. Применяя искусственное осеменение от одного быка можно получить до 35000 телят.

Слайд 21. Так же различают два основных метода гибридизации: инбридинг и аутбридинг.

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомством ведет к гомозиготности, т.е. к чистым линиям, и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости, а чтобы разнообразить генотип, насыщать его различными аллелями, Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.

Слайд 22-25Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усилить и поддерживать ценные качества породы.

Сочетание родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.

Слайд 26. Теперь давайте сверим таблицу «методы селекции» с тем, что получилось у вас. Исправьте ошибки если они есть.

Слайд 27. Привести примеры современной селекции.

    Закрепление полученных знаний

Слайд 28. Ребята! Сейчас мы с вами прослушаем сообщение, которое приготовила нам Роза Махмудова. Она изучила большое количество материала по результатам аутбридинга, ваша задача внимательно слушать и заполнить таблицу с заданием №1. (приложение 4)

Слайд 29. Виртуальная экскурсии приложение 5.

Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди некоторых пород домашних животных растений, а заодно и вспомним основные методы селекции животных.

Слайд 30. Проверим заполненную таблицу. Подсчитайте количество баллов.

Слайд 31. Перед вами приложение 4 задание №2 « Решение биологических задач»:

    Знаменитый русский селекционер И.В. Мичурин вывел более 300 сортов плодовых и ягодных культур, на выведение же одного сорта требуется не менее 20 лет. Поэтому жизнь этого учёного – беспримерный подвиг, пример колоссального трудолюбия и патриотизма. Мало кому известно, что Мичурин занимался и селекцией цветов – роз, лилий. Голландцы предлагали большие за лилию фиалкоцветную. Не продал… А каков метод получения этого растения, излюбленный мичуринский метод?

    Всеми любимый виноград сорта кишмиш не имеет семечек, обладает раннеспелостью и приятным вкусом. Сорт Кишмиш Чёрный и сорт Кишмиш Белый овальный обладают хромосомным набором 4 п. Как называются такие растения, как можно получить растения с удвоенным набором хромосом?

Слайд 32. Проверим заполненную таблицу. Подсчитайте количество баллов. Поставьте оценку. Ребята, с последних парт передайте мне все карточки, я их проверю еще раз и выставлю оценку за урок.

Слайд 33. Ответьте на вопросы:

V . Рефлексия.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Как вы считаете, какой из методов более эффективный?

3. Какие новые гибриды вы могли бы предложить?

4. Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

V I . Домашнее задание (Слайд 34)

Подготовить сообщение об истории создания породы ваших домашних питомцев;

- Повторить основные понятия генетики: ген, гетерозигота, гетерозис, фенотип, экстерьер, сорт, штамм, биотехнология и т. д.

Слайд 35. Урок хочется закончить анализом знаменитого мичуринского высказывания «Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё – наша задача» Но мало кто знает продолжение этой фразы: «Но к природе надо относиться бережно и по возможности сохранять её в первозданном виде». В наш сегодняшний век – век манипулирования генетическим материалом, актуальнее вторая часть мичуринского завета, поэтому перед селекционерами сейчас важнейшими являются и нравственные задачи.

Таким образом, сегодня на уроке, повторили основные понятия темы «Селекция», познакомились с методами селекции растений и методами селекции животных
Слайд 36. Спасибо за урок. До свидания.

Список литературы:

    Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2012.-128стр.

    С.Г. Мамонтов Биология для поступающих в вузы, М. Высшая школа, 1992.

    Новый справочник школьника. 5-11 класс. Универсальное пособие. Т.2.-СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002 год.

    Научно-теоретический и методический журнал Министерства образования Российской Федерации. Биология в школе, 1993 год 1 издание.

    Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь - ЕВРОПЕДИЯ. Олма медиагрупп. Олма-пресс 2004.

    Энциклопедический справочник школьника. Естественные науки. Москва 2002.

Приложение 1. Карта с изображением центров происхождения культурных растений

Приложение 2.

Фамилия _____________

Центры происхождения культурных растений

    Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений).__________________________________________________________________________

    Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). __________________________________________________________________________

    Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). _______________________________________________________________

    Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений).__________________________________________________________________________

    Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. ___________________________________________________________________________________

    Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________________________________

    Картофель, ананас, хинное дерево. ______________________________________________

Название центров: Южноазиатский тропический, Юго-западноазиатский, Центральноамериканский Среднеземноморский, Абессинский, Восточноазиатский, Южноамериканский

Приложение 3. Опорная таблица «Современные методы селекции»

Приложение 4.

Группа______ ФИ____________

Задание 1. Прослушайте презентацию «Виртуальная» экскурсия. Заполните таблицу.

Гибриды

Метод

Баллы

Ландарас

Тигролев

Ларка

Австралийский шелковистый терьер

Левопард

Культурная слива

Британская короткошерстная

Лигр

Сильванер

Хайнак

Итого:

Задание 2. Решите задачу.

Задача

Ответ

Балл

В 1760-е годы английский селекционер Р. Бейкуэлл сформулировал два правила селекции крупного рогатого скота: «Скрещивай лучшее с лучшим» и «Подобное рождает подобное». Трудами этого специалиста Англия во многом обязана своим лидирующим положением в племенном животноводстве. О каких методах селекции идёт речь в данных высказываниях?

2.

Знаменитый русский селекционер И.В. Мичурин вывел более 300 сортов плодовых и ягодных культур, на выведение же одного сорта требуется не менее 20 лет. Поэтому жизнь этого учёного – беспримерный подвиг, пример колоссального трудолюбия и патриотизма. Мало кому известно, что Мичурин занимался и селекцией цветов – роз, лилий. Голландцы предлагали большие деньги за лилию фиалкоцветную. Не продал… А каков метод получения этого растения, излюбленный мичуринский метод?