Дочь елены белоусовой и виктора бондаренко. Виктор бондаренко и его страницы в социальных сетях

Похоже, знаменитые родители наконец-то договорились вместе воспитывать своего ребенка

Изменить размер текста: A A

С октября 2006 года мы писали о громком конфликте, разгоревшемся между эстрадной певицей Еленой Савиной и ее бывшим любовником-миллионером Виктором Бондаренко . Через суд они делили общего ребенка - маленькую Женю (см. «КП » от , и 18 октября 2006 г.).

Почти восемь лет назад молодая певица Лена Савина (бывшая подружка Жени Белоусова , взявшая его фамилию как псевдоним) родила от женатого 50-летнего бизнесмена Бондаренко девочку. До 2006 года он обеспечивал обеим миллионное содержание. Но потом решил забрать дочь в свою официальную, бездетную семью. Оба делали все возможное, чтобы лишить друг друга родительских прав. Мама увезла девочку из дома, который им снимал Виктор, и скрывалась.

Вместе с дочкой Лена прихватила иконы и драгоценности на 10 миллионов рублей. В результате на Елену было заведено уголовное дело, и женщину даже держали в КПЗ (см. «КП» от и 17 октября 2006 г.). Выпустили под подписку о невыезде. Дело продолжили. Параллельно было возбуждено уголовное дело по статье 119 - «угроза убийством». Виктор предоставил в прокуратуру записи, где Елена угрожает взорвать его.

В итоге в октябре 2006-го суд решил передать Женю на воспитание отцу.

Но Савина подала кассационную жалобу, что дело рассмотрели в ее отсутствие, и в феврале было назначено новое разбирательство, с новыми судьями. Но и на новые заседания Елена не ходила. Поэтому суд оставил решение в силе. Но тут выяснилось, что, несмотря на подписку о невыезде, Лена с Женей давно покинули Россию . Мать обманом вывезла ребенка за границу. Могущественный папа нанял шпионов. Дело перешло на международный уровень. Елена попала в розыск Интерпола (см. «КП» от 29 ноября 2007 г.).

А перед самым Новым годом выяснилось, что ребенка у матери уже забрали.

Я прошу вас пока ничего не писать об этом, потому что нам всем очень тяжело, - попросил тогда Виктор Бондаренко. - Женя встретит Новый год с мамой, потом спокойно, без шумихи, приедет в Россию. Мы немножко придем в себя и все расскажем.

Буквально на днях мы побывали в загородном коттедже Виктора, повидались с маленькой Женей, поговорили по телефону с пока находящейся во Флориде Еленой, и все прояснилось...

В конце декабря 2007-го адвокаты Бондаренко подали заявление во флоридский суд и получили мандат на изъятие ребенка у матери. Женю забрали прямо из школы. Целая процессия, с шерифами, полицией... Елена не знала. Ей сообщили, когда Женя уже была у представителей отца. Бондаренко говорит, что сегодня это единственный случай, когда в Россию выдали ребенка. Потому что наше государство не подписало Гаагскую конвенцию и решения наших судов недействительны на территории Америки . Сама Елена считает, что суд тут ни при чем, просто они с Виктором вовремя помирились.

Только не надо о «победе», я не считаю себя победившим, - вздыхает Виктор. - В этой войне мы в любом случае все проигравшие, и больше всех наша дочь. Я благодарен Лене , что она не стала подавать апелляций. Малыша должны воспитывать двое - мама и папа. Иначе он будет неполноценным. Сейчас мы попробуем все заново. Но если Женя через пару лет скажет, что хочет жить с мамой, я не буду препятствовать. Главное, чтобы, независимо от того, как у нас с Леной сложатся дальше отношения, Женя знала, что мы оба у нее есть, любим ее, заботимся и переживаем за нее.

«Оставь мне волосинку...»

Мы сидим, обложившись игрушками, на ковре. Я и 8-летняя наследница миллионного состояния Женечка Бондаренко - пухленькая синеглазая матрешка с губками бантиком, из-за которой полтора года полыхала война на страницах центральных газет и на телевидении. В комнате больше никого. Папа Виктор на первом этаже дает интервью. Его жена Ида в гостиной смотрит телевизор. К нам иногда заглядывает только косолапый Женькин пес.

Мы просто играем и болтаем на отвлеченные темы. Женька уже утрамбовала меня шоколадками, показала дневник с пятерками, через слово пропела американский гимн, который она каждое утро с классом исполняла перед уроками во Флориде... Больше ни о чем из той «беглой» жизни девочка сама не вспоминает. А я не спрашиваю. Просто пытаюсь не столько понять, сколько почувствовать, что сейчас у Жени на сердце.

Чувствую. Больно...

Оставь мне свою волосинку, - просит Женька.

Я буду ее хранить...

Я выдираю самый длинный волос, девочка бережно заворачивает его в салфетку. Я понимаю, дело совсем не во мне, хотя за пару часов общения мы успели очень подружиться. Просто длинная женская волосинка напоминает Жене маму, заменяет собой ее локон, до которого так хочется сейчас дотянуться девочке. Ведь Женя любит маму и скучает по ней.

А еще через несколько часов Виктор по телефону дает мне послушать, как Женя, с грохотом подпрыгивая на кровати, вопит: «Я счастлива! Я счастлива! Я счастлива!» Это потому, что она любит и папу и тоже соскучилась по нему.

Женя, как любой ребенок, всегда любила и любит обоих своих родителей. Но ей очень тяжело сейчас, как и все последние полтора года войны, которую вели ее мама и папа.

«Кого ты больше любишь - маму или папу?»

Я не хочу, чтобы меня снимали! - бурчит она, едва заметив в комнате человека с камерой.

Не надо снимать, раз не хочет, - заворачивает оператора Бондаренко.

И пока на аппаратуре не гаснет зеленый глазок, девочка с подозрением и страхом смотрит в ее сторону. Она ненавидит камеры, потому что именно этот проклятый бездушный глазок много раз разрывал ее душу напополам, требуя ответить на самый безжалостный вопрос в мире: «Кого ты больше любишь, маму или папу?» Нет, конечно же, никто впрямую его не задавал. Но дети тонко чувствуют, чего хотят от них взрослые. Сколько их было - этих телевидеоказней? Женя еще долго будет помнить прямой эфир, во время которого она, сидя во Флориде рядом с любимой, но полной ненависти к отцу мамой, видела на экране в российской студии любимого, но полного ненависти к маме папу. Будет помнить плачущий голос мамы по телефону, когда она звонила из тюрьмы, куда ее посадили по заявлению папы.

Она боится выражать свои чувства родителям по отдельности. Особенно на камеру, чтобы потом оставалось «доказательство». Ведь в навязанном ей в последний год мире любить одного из них автоматически значило отказываться от другого.

Показательный момент: Женя тискает отца, ласкается, щекочется, дерется, хохочет, но стоит достать фотоаппарат...

Женя, давай сфотографируемся с папой.

Ой, не хочу... Мамы же нет! Надо маму дождаться. Надо только втроем фотографироваться...

Безусловно, сейчас уже никто не запрещает Жене фотографироваться с отцом. Но инерция детских чувств сильнее, чем у взрослых. Девочка так долго жила под знаком «папа мучает и преследует маму», что теперь боится привязанностью к нему обидеть маму. Да, Женя знает, что родители заключили перемирие, но не верит в это, ведь мамы пока рядом нет. Да и непросто забыть все, что было...

Обидчиков Женя просто «не узнает»

Конечно, трудно враз забыть все обиды, - говорит Виктор. - Но я спросил Лену: «Ты согласна задвинуть свою гордыню ради Жени?» Она ответила: «Да». Я тоже согласен. Потому что мы любим ее. Я уже написал заявление, что все претензии, какие у меня к ней есть, я снимаю. И приложу все усилия, чтобы уголовное преследование против матери моего ребенка прекратить.

Безусловно, Жене нужны и мама, и папа, - соглашается Лена. - Эта война могла бы продолжаться еще долго. Мир большой, я могла побегать вдоволь... Но от этого не хорошо ни ребенку, ни мне. Хочется вернуться к нормальной жизни. И мы с Виктором нашли наконец общий язык, можно сказать, что мы помирились.

Но это взрослые могут вот так запросто: раз - и прекратить войну, раз - и начать заново... Жене гораздо труднее. И если простить родителей для ребенка - норма, то все остальные, кто принимал участие в войне, для нее остаются врагами.

И не важно, кто и насколько был справедлив, ведь все они принимали участие в разрывании ее - маленькой Жени - напополам, на маму и папу. Но так как девочка не может открыто вступать в конфликт со взрослыми, она избрала хитрую тактику и просто «не узнает» маминых обидчиков. Именно таким образом была отвергнута няня, которая воспитывала Женю с детства, но потом согласилась дать на суде показания о том, как развивались отношения Лены и Виктора. Так вот при встрече Женя ее просто «не узнала».

Вот это Женечкина комната, вот это все ее игрушки, а вот это картина, которую я ей на день рождения подарил, подлинник... - показывает Бондаренко.

Ты всегда только картины и вещи даришь. Лучше бы игрушку подарил... - кричит Женя, смеясь как бы в шутку, в которой «есть доля шутки».

Доченька, бедная, у тебя так мало игрушек, - подкалывает Бондаренко, показывая на плюшевый зоопарк по бокам комнаты.

Это все мама подарила! - снова смеется Женя.

И чувствуются в этом смехе истерика, страх, что вот сейчас ее снова начнут мучить нереальным «выбором». Будут требовать любви к папе, а значит, «предательства мамы»...

Слава богу, у Виктора хватает мудрости не начинать пререкания. Он просто как мантру повторяет: «Ничего, доченька, не переживай, скоро мама приедет к нам, и все будет хорошо...»

Бедная богатая девочка

Лена должна вернуться в Россию примерно месяца через полтора. На столе у Бондаренко лежат бумаги, в которых сказано, что ее розыск прекращен и уголовные дела закрыты по заявлению истца. Но пока мамы нет. Зато есть папа, без меры балующий, осыпающий подарками и поцелуями потерянного и вновь обретенного ребенка.

В комнате у Жени есть все, что только можно придумать. От навороченных паззлов до целого семейства мини-компьютеров и электронных игр самого последнего поколения, к которым прилагается специальный человек, помогающий в них разбираться. Ее шкаф забит шмотками из бутиков, где каждая маечка - маленькое состояние. У нее особая, детская, ванная с мини-унитазом и громадная кровать. Она уже записана на самые престижные курсы рисования в Пушкинском музее, на каток, на конный спорт и ходит в самую престижную школу на Рублевке. Учителя говорят, что она подготовлена на шесть с плюсом. Говорит на английском.

Бесспорно, Женя умная и развитая девочка, но счастливой ее назвать как-то не получается. Ведь она, в сущности, не умеет играть - хватает то одно, то другое, но тут же теряет интерес, потому что явно привыкла не столько играть, сколько просто рассматривать новинки.

Жень, а в прятки ты любишь играть? - спрашиваю я.

А как это?

Я не психолог и не знаю, что это означает. Но на детское счастье не очень похоже.

На лице у Женьки белые пигментные пятнышки. Доктора говорят, от нервов. И лишний вес тоже.

Это все пройдет, - уверенно твердит Бондаренко. - Надеюсь, что она все это забудет. Что мы все это забудем как страшный сон. И я, и моя жена, и мать ребенка, и ребенок. Ради этого Женечке наняты лучшие доктора и психологи.

Счастливый конец?

Все закончилось, гражданка России Женя Бондаренко вернулась домой, - говорит Виктор. - Суд передал ребенка на воспитание мне, но у Жени свой телефон. Она звонит маме сколько хочет, и мама беспрепятственно звонит ей. Когда Лена вернется в страну, она может в любое время брать дочь, общаться с ней.

Жене, конечно, лучше в России, там у нее больше возможностей, - соглашается Елена. - Война закончилась. Я надеюсь, у Виктора хватит мудрости выполнить свои обещания, ведь в России у него сил больше. В конце концов мы близкие люди.

ЦИФРЫ

500 - 600 тысяч детей cогласно статистике ежегодно в России остаются с одним родителем. По мнению психологов, большинство из них тоже не будут способны создать полную семью.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

История закончена? На страницах газеты, слава богу, да. Счастливо? Не знаю... Даже когда война оканчивается, разруха еще долго остается. Но, наверное (при условии, что отец исполнит свои обещания), такой финал лучше, чем в типичных историях про миллионеров и их «бывших», где дети либо брошены папой, либо вырваны у мамы, спрятаны и воспитываются в ненависти к «отставному» родителю.

В любом случае очень хочется верить, что мы больше никогда не вернемся к теме семейных проблем Бондаренко - Савиной и хрупкий мир в их нестандартной семье удержится. А главное, я от всего сердца надеюсь, что, подрастая, Женя сможет простить взрослым эти страшные полтора года и ее разорванные на «мама» и «папа» половинки души срастутся.

Ярослава Танькова ждет ваших откликов на сайте!

Виктор Александрович Бондаренко (22 апреля 1950, Харьков) - российский бизнесмен, коллекционер искусства.

Биография

Родители: Бондаренко Александр Степанович, Бондаренко Ефросиния Семеновна. Отец работал на военном предприятии. Мать умерла, когда Виктору было двенадцать лет.

После окончания общеобразовательной средней школы поступил в Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище (ХГВТКУ), Курсант Харьковского гвардейского высшего танкового командного училища, но на 2-м курсе покинул его по состоянию здоровья (комиссовался).

В конце 1969 года перебирается в Москву, где занимается коммерческой деятельностью. Покупал и продавал произведения искусства: ювелирные изделия, живопись, иконы.

По словам Елены Белоусовой, в советское время Бондаренко отсидел 4 года за незаконные операции с валютой.

В 1978 году эмигрировал в Израиль, а оттуда в Соединённые Штаты Америки.

Прослушал несколько курсов в Нью-Йоркском университете (The State University of New York), а также ряде других вузов. Получив соответствующие лицензии, работал агентом по недвижимости, агентом по страхованию. С 1985-го по 1988-й занимал должность менеджера по продажам в крупнейшей страховой компании США Prudential.

Бизнес

В 1988 году основал собственную компанию в США Zigzag Venture Group, которая занималась издательской деятельностью, импортно-экспортными операциями. Возвратился в Советский Союз. Одним из первых предприятий компании Zigzag (совместно с Интуристом) стало появление в Москве первых лимузинов.

В 1990 году В. А. Бондаренко создал одно из первых российско-американских совместных предприятий «Совьет-Америкэн Джойнт Адвертайзинг Компани», позднее переименованное в «Паспорт интернейшнл ЛТД» и занимавшееся издательской деятельностью. Возглавляемый В. А. Бондаренко «Паспорт интернейшнл ЛТД» выпускает журналы «Паспорт в СССР» (позднее «Паспорт в новый мир», «Passport to the New World»), «Материнство», «Вестник Российской ассоциации акушеров-гинеколов», «Детский доктор: Вестник Союза педиатров России», «Автошоп», «Стас». В. А. Бондаренко активно включается в работу Американо-советского торгово-экономического совета, привлекая американских предпринимателей к сотрудничеству с СССР.

В 1992-1993 гг. В. А. Бондаренко учреждает первую в России дилерскую компанию Chrysler - АОЗТ «Wesak Chrysler». Его партнёрами выступают: предприниматель и советник пяти президентов США Арнольд А. Зальцман (его имя сейчас носит Институт изучения проблем войны и мира, The Arnold A. Saltzman Institute of War and Peace Studies, SIWPS), а также Говард Уэйнгроу (Howard Weingrow), включённый президентом Никсоном в «лист врагов». В этот период В. А. Бондаренко знакомится со многими известными политиками США. В частности, с 1994 года он неоднократно встречается и поддерживает избирательную кампанию сенатора Эдварда Мура «Теда» Кеннеди.

Вместе с Арнольдом А. Зальцманом В. А. Бондаренко выступал также посредником в переговорах между компанией Cushman & Wakefield с руководством АО «Сити» по вопросам строительства крупнейшего бизнес-комплекса «Московский Сити», а также в разработке программы приватизации, проводившейся Кабинетом министров Украины.

В 1993 году В. А. Бондаренко основал Издательский дом «Военный парад», начавший выпуск журнала оборонного комплекса России «Military Parade» на русском и других языках и «Aerospace Journal». «Военный парад» издал большое количество книг по оборонной тематике, среди которых особенно выделяются многотомный каталог «Оружие России», монография «Советская военная мощь: от Сталина до Горбачева», альбом «Оружие Калашникова», «Флаги отечественного флота, 1667-1996»

Дело Mabetex

Участвовал в реконструкции Большого Кремлёвского дворца, вокруг которого впоследствии произошёл большой коррупционный скандал, известный как Дело Mabetex.

По словам самого Бондаренко: «Я делал финансирование на Большой Кремлёвский дворец, с которым потом был большой скандал. Я инициировал кредит из Швейцарии, 490 млн долларов, мои люди делали, составлена была схема очень красиво.»

) - российский бизнесмен, коллекционер искусства.

Биография

Родители: Бондаренко Александр Степанович, Бондаренко Ефросиния Семеновна. Отец работал на военном предприятии. Мать умерла, когда Виктору было двенадцать лет.

После окончания общеобразовательной средней школы поступил в Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище (ХГВТКУ) , Курсант Харьковского гвардейского высшего танкового командного училища, но на 2-м курсе покинул его по состоянию здоровья (комиссовался).

В конце 1969 года перебирается в Москву, где занимается коммерческой деятельностью. Покупал и продавал произведения искусства: ювелирные изделия, живопись, иконы .

По словам Елены Белоусовой, в советское время Бондаренко отсидел 4 года за незаконные операции с валютой .

По словам самого Бондаренко: «Я делал финансирование на Большой Кремлёвский дворец, с которым потом был большой скандал. Я инициировал кредит из Швейцарии, 490 млн долларов, мои люди делали, составлена была схема очень красиво.»

В 2000 году швейцарский следственный судья Даниель Дево направил генеральному прокурору РФ следственное поручение, в котором указывалось, что Виктор Бондаренко и его супруга Равида Абдулхаевна Мингалеева обвиняются в отмывании денег и участии в преступной организации .

Швейцарская компания Мерката получила несколько контрактов от Управления Делами Президента Российской Федерации: (Контракт по переделке президентского самолёта; Контракт № 136 по реконструкции Большого Кремлёвского Дворца; Контракт № 137 по реконструкции Счётной Палаты в Москве, улица Зубовская, д. 14.) По всем этим контрактам были получены комиссионные.

Из 62,52 млн долларов США, перечисленных за контракты № 136 и № 137, заключённые между компанией Мерката и Управлением Делами Президента Российской Федерации, господин и госпожа Бондаренко и Мингалеева получили примерно 11 млн долл. США, то есть примерно 18 % из выплаченных за вышеупомянутые контракты комиссионных .

В 2005 году прокуратура итальянского города Тренто выдала ордера на арест восьми российских граждан, причастных к делу Mabetex.

Среди обвиняемых по делу об отмывании денег прокурор назвал Виктора и Равиду Бондаренко, Евгения Ананьева, Виктора Махитского, Андрея и Маргариту Нероденковых (зять и дочь бывшего главы Государственного таможенного комитета России Анатолия Круглова), Милену Новоторжину, дочь Павла Бородина Екатерину Силецкую и адвоката Грегори Коннора, единственного среди обвиняемых не имеющего российского гражданства. Всего, как считает следствие, они отмыли $62,52 млн, полученных в виде взяток за контракты на строительные работы в Кремле .

Деятельность в сфере искусства

Крупнейший в мире коллекционер православной иконы и современного российского искусства.

  • В 1989 году организовал совместно с Галереей М*АРС программу командировок и выставок, продвигающую творчество советских художников в США, в которой участвовали Н. Нестерова, А. Рукавишников, К. Худяков, С. Шаров, С. Шерстюк и другие. По итогам в 1992 году совместно с Российским Фондом культуры была организована выставка «Русское искусство ХХ века: годы авангарда и годы гласности» в музее графства Нассау (Нью-Йорк, США). Тогда же спонсировал масштабную выставку-акцию «Русская коллекция ХХ век». Создаёт собственную коллекцию современного искусства и предметов антиквариата.
  • Выставка «Русское искусство ХХ века: годы авангарда и годы гласности» в музее графства Нассау (Нью-Йорк, США). (1992)
  • В 1997 году В. А. Бондаренко выступил сокуратором и генеральным спонсором крупной выставки «Мир чувственных вещей в картинках: ХХ век» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). В процессе подготовки этой выставки около ста ведущих современных художников и литераторов России создали свои версии 150 объектов из педагогического пособия
  • С 2000 года В. А. Бондаренко продюсирует синтетический проект «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ», автором идеи которого также является. Сейчас «Deisis» включает в себя более 100 произведений, психологических портретов-реконструкций лиц библейской истории, созданных при помощи электронных программ. Священные лики собирались художником К. В. Худяковым уникальным цифровым методом из лиц наших современников. Проект впервые был представлен публике в Государственной Третьяковской галерее в 2004 г., тогда же был выпущен альбом с репродукциями и историко-философским комментарием. В своих различных частях он выставлялся затем на 1-й и 2-й Международных Московских биеннале (2005, 2007), в Kunstmuseum des Kantons Thurgau, Ittingen (Швейцария, 2005), на международном аукционе Sotheby "s (Нью-Йорк, 2006), в Mimi Ferzt Gallery (Нью-Йорк, 2007), Galerie Albert Benamou (на 5-м Международном Салоне изящных искусств в Москве, 2008), в музеях и выставочных залах Пермского края и Ульяновской области (2008-2009). Проект был отмечен Leadacademy (Германия) присуждением премии LEADAWARDS2005.
  • «…И по плодам узнается древо» (2003) - выставка икон.
  • В. А. Бондаренко продюсирует серию новаторских работ в области цифровой живописи «Основной инстинкт», сделанных художником К. Худяковым. Части проекта с 2005 года регулярно показываются на московских выставках.
  • В. А. Бондаренко участвует в выставках частных иконных собраний в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (в 2005 и 2007 годах)
  • Входит Совет попечителей Государственной Третьяковской галереи, а в феврале 2009 года избирается почётным членом Российской Академии Художеств.
  • В 2006 и 2008 годах В. А. Бондаренко вошёл в «50 самых влиятельных лиц в русском искусстве» по рейтингу журнала «Артхроника», в 2008-м - в десятку меценатов. * В 2009-2010-м коллекционер включается в экспертный совет рейтинга. В. А. Бондаренко создал, по оценке экспертов, лучшее в России частное собрание русской православной иконы, включающее все периоды её развития. Эту коллекцию отличает высочайший уровень собирания, содержания и экспонирования. В неё вошло около 500 икон, многие из которых были буквально спасены благодаря труду квалифицированных реставраторов. Среди шедевров представленных в собрании - единственный подписной датированный образ Гурия Никитина, произведения кисти Кирилла Уланова, Иосифа Чирикова, Алексея Тюлина, Василия Гурьянова, Михаила Дикарева, Григория Журавлева и др. Многие иконы являются уникальными памятниками. В Государственной Третьяковской галерее было проведено две выставки собрания: «…И по плодам узнается древо» (2003) и «Иконопись эпохи династии Романовых» (2008-2009). К каждой из выставок был издан отдельный каталог со статьями, написанными ведущими специалистами в области истории древнерусского искусства: Г. И. Вздорновым, Г. В. Поповым, И. Л. Бусевой-Давыдовой, Е. Я. Осташенко, А. В. Рындиной, И. А. Шалиной, Г. В. Сидоренко, И. В. Сосновцевой, Н. Г. Бекеневой, В. В. Горшковой, М. М. Красилиными др.
  • «Иконопись эпохи династии Романовых» (2008-2009). - выставка икон.
  • В 2010-м, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева представляет выставку «Всё остаётся людям: Русская иконопись XVI-XX веков из собрания Виктора Бондаренко». Экспозиция включала более 120-ти отреставрированных икон, не показывавшихся ранее широкой публике; был выпущен альбом с подробными аннотациями (автор-составитель Н. И. Комашко). В том же году Московский музей современного искусства устраивает в своих стенах выставку «Всегда другое искусство», впервые показав значительную часть contemporary-коллекции юбиляра. К этому событию было приурочено издание одноимённого каталога, а также научной монографии Сергея Попова «Современное искусство России», написанной на основе экспонатов из коллекции В. А. Бондаренко.
  • «Всё остаётся людям: Русская иконопись XVI-XX веков из собрания Виктора Бондаренко».
  • В 2011 году стартовал художественный проект Виктора Бондаренко и Дмитрия Гутова «Россия для всех», выставлявшийся в музеях Твери, Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Одновременно В. А. Бондаренко со своими единомышленниками создают общественное движение «Россия для всех».
  • 20 сентября 2012 года на территории Винзавода в бывшей галереи Марата Гельмана прошла выставка Виктора Бондаренко и Евгении Мальцевой «Духовная брань», через некоторе время Алек Д. Эпштейн при поддержке фонда «РДВ» презентовали одноимённую книгу.

Семья

;
  • Почётный член Российской академии художеств;
  • Член Совета попечителей Государственной Третьяковской галереи.
  • Литература

    • В 1993 году В. А. Бондаренко основал Издательский дом «Военный парад», начавший выпуск журнала оборонного комплекса России «Military Parade» на русском и других языках и «Aerospace Journal»(«Аэрокосмического журнала»), «Военный парад» издал большое количество книг по оборонной тематике, среди которых особенно выделяются многотомный каталог «Оружие России», монография «Советская военная мощь: от Сталина до Горбачева», альбом «Оружие Калашникова», «Флаги отечественного флота, 1667-1996»
    • «Мир чувственных вещей в картинках». 1997
    • «И по плодам узнается древо», 2003
    • «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ»: альбом, 2004
    • «deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ: История христианства в лицах»: альбом, 2009
    • «Иконопись эпохи династии Романовых», 2008
    • «Искусство высокого разрешения». Обложка каталога работ Константина Худякова, 2010
    • «Всё остаётся людям: Русская иконопись XVI-XX веков из собрания Виктора Бондаренко», 2010
    • «Всегда другое искусство» и монография С. Попова «Современное искусство России», 2010
    • «Россия для всех» 2011
    • «Искусство на баррикадах» 2012
    • «Духовная брань» 2012