Изобразительное искусство уроки в коррекционной школе 8 вида. «Осенний лес»

Пояснительная записка

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Основная цель предмета

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

Задачи изучения предмета:

    воспитание интереса к изобразительному искусству;

    раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

    воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

    развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

    обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

    обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

    формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

    развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

Нормативными и правовыми основаниями разработки рабочей программы являются:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

    Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

    Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;

    Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

    «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», утверждённые Постановлением заместителя Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым, 6 марта 1986 г., № 4076-86;

    Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);

    Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

Межпредметные связи

Русский язык. Работа с линейкой в тетради. Вычерчивание таблиц, схем.

Чтение. Рисование картин к прочитанным произведениям.

Математика . Вычерчивание геометрических фигур по заданным размерам на бумаге в клетку, по точкам при помощи линейки, измерение сторон шаблонов и т. д.Определение формы, количества деталей. Разметка по линейке.

Устная речь Связные высказывания. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

Живой мир. Описание предметов и явлений.

Занимательный труд. Умение работать с линейкой, карандашом, по шаблонам.

Технологии используемые в обучении: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Формы и виды контроля.

Формы контроля: оценивание практических работ учащихся, фронтальные беседы, устные опросы.

Вид контроля: текущий.

Характеристика учащихся 4 класса

1. Темп работы:

Быстрый у учащихся … ;

Средний у учащихся …;

Низкий у учащихся … .

2. Особенности работоспособности:

Быстрая утомляемость при наличии интереса у учащихся …;

Чрезмерно быстрая утомляемость… .

3. Усидчивость:

Средняя…;

Низкая… .

4. Особенности внимания:

Средний… ;

Низкий… .

5. Особенности памяти:

Воспроизводят основные понятия программного материала… ;

Не припоминают учебный материал… .

6. Особенности мышления:

Умения выделять существенные элементы… ;

Низкий уровень… .

7. Способность обобщать и делать выводы, сравнивать:

Средний…;

Низкий… .

Характеристика учебного предмета

В Рабочей программе представлены 4 содержательные линии: «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве»

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания. При беседе рекомендуется показывать не более трёх- четырёх произведений живописи, скульптуры, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

Согласно учебному плану школы на изучение учебного предмета выделяется: 4 класс - 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.

Количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Количество часов

    Срок изучения данной программы – 1 год.

Планируемые результаты :

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

    знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения;

    знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

    умение самостоятельно организо-вывать свое рабочее место в зависи-мости от характера выполняемой работы;

    умение правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

    умение следовать инструкциям учителя при выполнении работы;

    умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции;

    умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками.

    умение ориентироваться в пространстве листа;

    знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

    знание основных изобразитель-ных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства;

    знание законов и правил цветове-дения, светотени, построения орнамента;

    следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

    умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

    умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняе-мыми действиями и их результатами;

    умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Учебно-тематическое планирование.

Кол-во час

I четверть (9 ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

II четверть (6 ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

III четверть (10ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

IV четверть (9ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

Система оценки достижения планируемых результатов.

При оценке итоговых результатов освоения программы по изобразительному искусству должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Критерии оценивания.

Оценка «5 » - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют свыше 65% заданий

Оценка «4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют от 50% до 65% заданий

Оценка «3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя. можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий.

При оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого ребёнком минимального уровня. Учащийся может быть не аттестован лишь в случае систематических пропусков уроков.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004 год.

И. А. Грошенков «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». М: «Просвещение» 2003 год.

Наглядные пособия: технологические карты, образцы.

Технические средства обучения : ноутбук.

Интернет ресурсы : http://nsportal . ru /, http :// infourok . ru / , http :// www . uchportal . ru / , http :// pedsovet . su / , http://www.myshared.ru/ , http://www.viki.rdf.ru /, http ://www.festival.1september.ru /.

Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство .

Тема

Кол-во час

Дата

Планируемые предметные результаты

Виды контроля

минимальный уровень

достаточный уровень

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

Различать и называть цвета и их оттенки.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

практическая работа

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Знать названия листьев различных деревьев.

Рисование с натуры ветки рябины.

Уметь правильно держать карандаш.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов.

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Знать правила построения узора в квадрате.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету

Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Знать понятие цилиндра.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).

Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла.

Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы.

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Знать названия игрушек, их предназначение.

Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы.

Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д.

практическая работа

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).

Рисование на тему «Городской транспорт».

Знать виды транспорта, правила уличного движения.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Знать правила построения узора в круге.

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

Знать признаки зимы, зимние забавы детей.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Знать последовательность изображения снежинки.

Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления.

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Уметь выражать свои мысли.

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей.

Знать понятие «осевая линия». Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Уметь определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Знать понятие «конус».

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии;

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура - раздаточный материал).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Знать значение праздника.

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Знать признаки весны.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

практическая работа

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей.

Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Знать значение Дня космонавтики.

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека.

Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

практическая работа

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

Знать понятие «осевая линия».

Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.

Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.

Знать правила построения узора в круге. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Знать правила построения узора в квадрате.

Знать понятия «симметрия», «ритм». Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Уметь выполнять требования учителя

Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий. Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства. Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Знать признаки лета.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.

8. Изобразительная деятельность.

1.Вступление.

В процессе занятий изобразительным искусством осуществляется всесторонне развитие детей: умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое. Уроки изобразительного искусства предоставляют богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Коррекционная направленность занятия – обязательное условие учебного процесса.

На правильно организованных занятиях по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для более прочного усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир. В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято, но и осмысленно.

Ведущая роль в создании рисунка принадлежит восприятию, от характера, качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающей действительности. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью.

У большинства учащихся специальной школы отмечаются грубые нарушения пространственных ориентировок и пространственных отношений. Уровень развития пространственных представлений, в значительной степени, является показателем общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. В данном случае важное значение имеет композиция рисунка. Понятие «композиция» обозначение составление, расположение, соединение частей в единое целое в определенном порядке. На уроках изо учащиеся приобретают умение ориентироваться в пространстве листа бумаги, ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов, учатся передаче в рисунке расположения предметов в пространстве.

Особую роль в изобразительном творчестве играет цвет. Наши дети с удовольствием раскрашивают рисунки цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами, лепят из цветного пластилина, делают аппликации из цветной бумаги и т.д. При этом дети испытывают радость и чувство удовлетворения от проделанной работы. При этом дети решают ряд познавательных задач, связанных с восприятием и воспроизведением цвета и цветовых сочетаний.

Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации. Одновременность зрительного и двигательного контроля имеет особое значение при выполнении рисунка.

Для успешности изобразительной деятельности необходимы специальные графические умения: умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

Дети – олигофрены имеют различные нейродинамические расстройства. Одни спокойны, уравновешенны и легко подчиняются требованиям учителя. Другие легко возбудимы и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство положительно сказывается на развитии эмоционально-волевой сферы учащихся.

Подавляющее большинство учащихся любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Это так же верно относится и к детям группы «Особый ребенок». Особую активность учащиеся проявляют во время свободного рисования. Радуясь цветным карандашам, краскам, дети, как правило, рисуют ранее изображавшиеся и излюбленные предметы. Если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то столь большого желания и интереса проявлено не будет. В этом случае учителю приходится активно помогать учащимся, делать все возможное, чтобы дети не потеряли веру в себя, в свои возможности, не растерялись и сохранили интерес к творчеству.

Важное психолого-педагогическое значение имеет оценка собственной деятельности и ее результатов. После каждого урока мы всем классом обсуждаем качество выполненных работ, выбираем лучшие работы и находим в них удачные моменты.

Таким образом, изобразительное искусство в специальной школе не просто урок, но и метод обучения на других предметах, средство коррекции недостатков развития и способ диагностики интеллектуального развития, эмоциональных проблем ребенка. Изобразительная деятельность имеет терапевтическое значение, т.к. благотворно влияет на общее психофизическое состояние ребенка, в частности, на его эмоциональную и двигательно-моторную сферы.

Существую следующие виды занятий изобразительным искусством:

2)рисование с натуры;

3)тематическое рисование;

4)беседы об изобразительном искусстве.

Все виды уроков тесно связаны между собой и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, играют важную роль в развитии умственно отсталых школьников. Систематическому обучению рисованию предшествует пропедевтический период.

^ 2.Пропедевтический период обучения рисованию.Первоначальная задача пропедевтики рисования состоит в том, чтобы изучить характерные особенности каждого ученика.

Подготовительный этап предполагает многоплановую работу. Необходимо сформировать у учащихся умения слушать учителя, правильно сидеть, держать карандаш, пользоваться резинкой, использовать в работе трафареты, шаблоны, рисовать разные линии по длине, толщине, направлению, различать цвета, рисовать по клеткам узоры.

Дидактические игры и упражнения, предшествующие рисованию, позволяют школьникам развивать самостоятельность. Организуемые в пропедевтический период игры и упражнения в зависимости от дидактической задачи можно разделить на такие группы:

1)игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;

2) предметов по форме;

3)игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов;

4)игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях;

5)специальные графические упражнения для формирования технических умений и навыков изобразительной деятельности;

6)упражнения для развития мелкой моторики рук.

^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.

1)Учитель раскладывает на столе наборы плоских о объемных предметов разной величины: кубики, шары, матрешки, кольца, круги, квадраты и т.п. Учащиеся должны направить свои действия на подбор, расстановку и раскладывание предметов и их частей. Дети должны выполнить задания:

Покажите самый большой кубик.

\Покажите самый маленький шар.

Сложите башню, начиная с самого большого кубика.

Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца.

Расставьте матрешки в ряд по величине, начиная с самой большой (с самой маленькой).

Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку.

2)На столе – три набора трехсоставных матрешек в разобранном виде. Вызываются три ученика, которые должны сложить матрешек, а затем поставить их в ряд, начиная с самой большой. Выигрывает тот, кто быстрее всех сложит свою матрешку.

3)В игре участвуют несколько учащихся. Каждому из них дают в руки вырезанный из картона круг (квадрат): одним – большой, другим – чуть поменьше. Дети должны разделиться на две группы с учетом величины геометрических фигур.

4)К доске прикрепляются две рейки с гвоздиками. На столе сложены заранее 8-10 колец (или кругов с дырочками) двух размеров. Приглашаются двое учеников. Один отбирает большие кольца и надевает их на гвоздики, другой – кольца меньшего размера. Выполнять задание дети начинают одновременно по команде учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок наденет кольца на гвоздики.

5)К доске прикрепляются рисунки предметов разной величины. По очереди приглашаются учащиеся. С каждым отрабатываются следующие понятия:

большой – маленький (шар, мяч);

высокий – низкий (забор, столб);

длинный – короткий (карандаш, веревка);

широкий – узкий (ремень, лента);

толстый – тонкий (альбом, книга).

Учащиеся рисуют мелом на доске предметы соответствующей величины.

Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.

1)На столе – кубики и шарики. Дети должны положить кубики в коробку слева, а шарики в коробку справа.

2)Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги, квадраты). Детям дается задание разложить их на две группы.

3)Каждый ученик имеет «корзины» с овощами и фруктами, в которых лук, огурцы, морковь, репа, капуста, лимоны, яблоки, апельсины, груши (вырезанные из картона).

Дидактические задачи: совершенствовать восприятие формы предметов, закреплять представление о форме разных овощей и фруктов

Игра «Наш огород». Учитель предлагает: «Надо посадить овощи. Для этого следует сделать грядки. Я начну грядку, а вы продолжите». Учащиеся по очереди сажают в грядку (прикрепляют к доске) только одинаковые овощи.

Игра «Наш сад». На доске контуры фруктовых деревьев. На разных деревьях растут разные фрукты. В качестве образца к каждому дереву прикрепляются по одному лимону, яблоку и т.д.

Задача игры – вырастить хороший урожай фруктов. Для этого нужно, чтобы на каждом дереве было много плодов. Нужно следить, чтобы на яблоне не выросли груши, а на груше – лимоны и т.п.

^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов.

1)У каждого ученика – наборы мелких предметов или геометрических фигур разных цветов. Дается задание сгруппировать их по цвету. Сначала берется два цвета, затем – три и т.д. Аналогичную работу проделывает ученик, которого приглашают к доске.

2)На столе дано начало дорожки из брусков двух цветов: синих (С), желтых (Ж). Дети должны закончить строительство дорожки по образцу: СЖСЖСЖСЖ…, СЖЖСЖЖСЖЖ…

3)У детей разноцветные кружки. Дается инструкция: «Сейчас будем играть в фонарики. Будем зажигать их по очереди. Когда я скажу: «Зажгитесь желтые фонарики», - поднимают свои фонарики только те ученики, у кого в руках фонарики желтого цвета. А когда я скажу: «Загораются фонарики зеленые», - фонарики поднимут те, у кого есть зеленые фонарики и т.д.»

4)Можно использовать словесное рисование по художественным текстам, стихотворениям. Например, учитель читает стихотворение П.Ефимова «Цветные карандаши» и показывает цветную иллюстрацию к нему.

На столе у малыша

Три цветных карандаша.

Выбирай себе любой –

Красный, желтый, голубой.

Мальчуган нашел тетрадь.

Стал в ней домик рисовать.

Получился дом хороший –

Два крыльца и пять окошек.

Есть труба и даже двор,

А кругом большой забор.

Карандашик взял он красный –

Засияло солнце ясно.

Карандашик взял другой –

Крышу сделал голубой.

Желтым стал просторный двор.

Чем же выкрасить забор?

Плохо, что у малыша

Только три карандаша.

И остался до сих пор

Не раскрашенным забор.

^ Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

1)На доске большой лист бумаги. Дети по очереди выполняют задания:

Покажите верхний край листа.

Покажите нижний край листа.

Покажите, где левая (правая) сторона.

Покажите середину листа.

Возьмите вот эту елочку (дается елочка из картона) и посадите ее посередине листа.

Слева, у самого края, растет белый гриб. Нарисуйте его.

Справа, тоже у самого края, растет подосиновик. Нарисуйте, где он растет.

По самому низу листа – зеленая травка.

Высоко вверху, посередине, нарисуйте яркое солнце.

Аналогичный «графический диктант» учащиеся выполняют у себя в альбомах.

2)Посередине классной доски нарисована большая клетка для птиц. У детей имеются вырезанные из картона фигурки птиц. Учитель приглашает к доске учащихся, и они выполняют различные упражнения, в процессе которых уточняются понятия: высоко - низко, выше – ниже, вверху – внизу, справа – слева, правее – левее, близко – далеко, ближе – дальше, спереди – сзади и т.д.

^ Графические упражнения для формирования технических умений и навыков.

1)Рисование от руки прямых вертикальных линий: «Высокие столбы», «Заборчик».

2)Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «Провода», «Дорожки», «Цветные веревочки».

3)Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «Лесенки», «Окошки», «Рамки», «Качели», «Шахматная доска».

4)Рисование от руки дугообразных линий: «Дым идет», «Извилистые ручейки», «Волны».

6)Рисование замкнутых круговых линий: «Воздушные шарики», «Бублики» и т.д.

Эти и подобные им графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Нашим учащимся, особенно начинающим, для усвоения надлежащих навыков требуется большое количество повторений. Но иногда и это не дает ожидаемых результатов. Поэтому в некоторых случаях приходится использовать способ 2механического руководства», т.е. учитель направляет руку ребенка. Этот прием ведущий на начальном этапе обучения рисовальным движениям. Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков у детей, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы:

зрительное и двигательно-осязательное восприятие предмета;

составление контура этого предмета из палочек или спичек;

построение формы предмета с помощью шаблона;

обведение формы предмета по трафарету;

рисование этой формы в воздухе;

рисование по уже готовым контурным линиям;

рисование предмета с использованием опорных точек;

штриховка и раскраска контурных изображений;

рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги (предметы простой формы).

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Учащиеся под счет выполняют следующие движения:

похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);

постучать согнутыми пальцами по парте;

провести попеременно похлопывание ладонью и постукивание согнутыми пальцами по парте;

погладить поверхность парты;

сжать руки в кулак, разжать;

согнуть пальцы одновременно и по очереди;

поочередно противопоставить большому пальцу все остальныею

Учащиеся работают с предметами:

составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу);

вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы);

разобрать «колодец» по одной цветной палочке, сложить в коробку;

сжимать маленький мячик (комочек ваты).

Латинское слово «декор» означает «узор». Декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформление праздничных плакатов, открыток и т.п.

Значение декоративного рисования для развития наших детей очень велико, т.к. оно обладает многими преимуществами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее доступен и понятен нашим учащимся. Поэтому с этого вида работы нужно начинать систематическое обучение рисованию. Декоративное рисование предполагает так называемую стилизацию изображаемого, т.е.:

а) обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки предмета;

б) плоскостное изображение объемных предметов, которые не требуют передачи светотени;

в) условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета, и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.

Учащиеся постепенно овладевают декоративным рисованием. Для этого используется система заданий:

составление узоров по готовым образцам;

составление узоров из данных элементов;

составление узоров по заданной схеме;

самостоятельно составление узоров.

Большое значение в работе по декоративному рисованию отводится беседам, объяснению и показу. Как правило, беседа проводится перед началом новой работы. Вопросы должны быть краткими, четко сформулированными, доступными детям, должны побуждать их к мыслительной деятельности.

Значительное место при обучении декоративному рисованию отводится методу показа. В этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. Учитель рисует на доске, а дети – в альбомах.

На уроках декоративного рисования широко используются образцы. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики: красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания. Для развития активности учащихся иногда часть урока посвящается коллективному придумыванию узора. Для этого к доске по очереди приглашаются ученики. В результате такой работы последовательно составляется узор – плод коллективного творчества детей.

Наиболее простым и доступным видом работы для наших учащихся является рисование орнамента в полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышивки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т.п. Детям трудно нарисовать полоску на листе бумаги. Поэтому в их альбомах или на отдельных листах заранее обозначаются опорные точки. Которые задают ширину полосы.

Учащиеся испытывают сложности в делении полосы на равные части. Для упрощения работы можно использовать маркировку опорными точками, трафареты (квадраты и прямоугольники из плотного картона).

В работе по декоративному рисованию используются следующие виды декоративного оформления:

крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами;

квадрат делится на четыре равные части, в каждой из которых повторяется элемент узора;

элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата;

квадрат украшается узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной.

Схему построения узоров в круге можно использовать для украшения посуды (тарелок, блюдец).

В программе по декоративному рисованию предусмотрено ознакомление с элементами брускового шрифта. В связи с этим в какой-то степени уже решается задача синтеза. Ученики учатся выполнять сочетание изобразительной части и шрифтовой. Дети знакомятся с художественной открыткой как жанром изобразительного искусства. Все, что изображается на открытке, должно быть показано в единстве, т.е. элементы рисунка и шрифтовая часть должны быть умело скомпанованы.

^ 4.Уроки рисования с натуры.

Во время занятий по рисованию с натуры решаются следующие задачи:

формирование умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве;

развитие осмысленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности;

качественное улучшение зрительных представлений;

формирование интеллектуальных опеораций и действий;

коррекция пространственных представлений;

развитие речи как регулятора деятельности и средства общения;

воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему;

формирование положительных качеств личности, самостоятельности, уменич доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Рисование с натуры предполагает умение выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение предметов и их частей. Учащиеся учатся целенаправленному наблюдению и анализу предметов. Облегчают эти процессы организующие деятельность вопросы учителя: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Где расположены части предмета?» Учитель выполняет на доске объяснительный рисунок. Этим наглядно демонстрируются как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Учащиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют в соответствии с указаниями педагога.

Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы на уроках рисования с натуры является установление тесной связи с другими уроками и в первую очередь с ручным трудом. Занятия лепкой и последующее рисование вылепленного предмета – это поступательное движение от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объемного предмета к его плоскостному изображению.

Предшествующее рисованию изучение объектов изображения является надежным средством развития точности и дифференцированности восприятия.

^ 5.Тематическое рисование.

Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в работе с детьми группы «Особый ребенок». Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий.

Рисуя по представлению, учащиеся нашей школы опираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов и схематичных, технически неразвитых приемов изображения.

План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урока рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры и тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению.

Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» проводится серия уроков, на которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.д.

В качестве подготовительных упражнений детям предлагается нарисовать по представлению какие-либо два-три хорошо знакомых предмета. Например, на первом году обучения можно предложить:

нарисовать три шарика на ниточках;

нарисовать два кубика: красный и синий;

нарисовать две морковки: маленькую и большую.

На втором-третьем годах обучения упражнения усложняются:

Нарисовать на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у большого – дверь и три окна. У маленького дома крыша красного цвета, а у большого – зеленого.

Нарисовать двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа – одна. Рядом с ней стоит легковая машина.

На одной полке стоят три толстые и две тонкие книги, а на другой – две игрушки: матрешка и мячик. Подумайте, как их нарисовать.

В левой части листа, поближе к краю, нарисуйте маленький домик, справа от домика – большое дерево, под деревом скамеечку, справа от скамеечки – качели.

Посередине листа нирисуйте снежную бабу. В руках у нее метла, на голове – ведро. Справа от снежной бабы – маленькая елочка, а слева – горка, с которой катаются дети. Идет сильный снег.

При обучении тематическому рисованию большое внимание уделяется композиции рисунка.

Значительную роль в развитии творческих способностей детей играет природа. Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас далеко несовершенна. Дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве.

Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке детей группы «Особый ребенок» следует отметить их умение по-разному изображать фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию: она способствует передаче настроения, чувств.

Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, обогащения опыта ребенка, его постепенного развития

Нужно всегда помнить об эмоциях как движущей силе воображения, об экспрессивной выразительности детского творчества.

Л.С.Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому.

Поэтические произведения в значительной степени способствуют развитию композиционных умений детей. Лирические строки как бы подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства. Изображение возвышенного пространства можно почувствовать в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»

Важным приемом обучения является анализ детских рисунков. При оценке детских рисунков учитель исходит из следующих критериев:

передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика;

разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа);

изображение формы, ее характерных признаков, деталей;

соответствие рисунка теме.

Целенаправленная организация коррекционно-развивающей работы на уроках тематического рисования может быть достигнута при условии посильности и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач.

^ 6.Беседы об изобразительном искусстве.

Беседы об изобразительном искусстве обогащают кругозор детей, развивают их речь и мышление. Но для учащихся группы «Особый ребенок» такой вид работы довольно сложен. Поэтому обычно беседы о произведениях изобразительного искусства непосредственно связаны с конкретной темой урока и сочетаются с проведением практических работ. Например, перед рисованием на тему «Осенний день» можно провести беседу по картине И.И.Левитана «Золотая осень», сравнить ее с картиной И.С. Остроухова «Золотая осень». Это сравнение очень полезно для учащихся, во-первых, как конкретный пример воплощения образов природы, которую они многократно наблюдали в жизни, во-вторых, как пример различных композиций, форматов, дающих возможность вариативности выражения одной темы.

После беседы дети работают над созданием композиции рисунка. Этот вид работы требует достаточной подготовки детей. На первоначальных этапах работы беседы по картинам выполняют задачу развития осмысленного восприятия: дети учатся узнавать в изображениях реальные предметы, людей, животных, растений и т.п., различать форму, величину и форму предметов, их взаимное расположение, оценивать эмоциональную выразительность картины.

Конспект урока изобразительной деятельности в группе «Особый ребенок»

Третий год обучения, первая четверть

^ Цели урока: 1)Учить детей изображать предметы сложной по данному образцу, подбирать соответствующие цвета и оттенки, получать разные цвета, смешивая три основных: синий, желтый, красный.

2)Расширять представления о признаках осени, закрепить временные понятия: времена года; развивать операции анализа и синтеза с опорой на предметный и наглядный материал.

3)Воспитывать эстетическое восприятие действительности, наблюдательность, любознательность.

Конорева Лариса Алексеевна,
учитель изобразительного искусства
ГБСКОУ школа №13
Приморского района Санкт-Петербурга

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество

помогаетребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д,).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали - ребенок живет чувствами. Для него не столько важно какчто-то нарисовано - сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество - это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

В нашей школе учатся ребятас разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.Но каждый из них уникален - это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детямнедостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать толькокарандашами. Но я считаю, что работа краскамиоказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения.Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во времяурока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмовкаждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот«язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами,делила с ними то, что для них так значимо! И в этом мне помогали упражнения и с элементами арт - терапии. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Многие виды не традиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.

Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического, натурного рисования. Беседа как форма организации урока изобразительной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Подготовка учителя к беседе. Правила подбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

Эстетическое развитие и воспитание умственно отсталых детей. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

Л. С. Выготский выделяет четыре ступени развития детского рисования:

– первая ступень рисования головоногое: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далеких от правдоподобной и реальной передачи объекта;

– вторая ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;

– третья ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;

– четвертая ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11-13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п. СПЕЦИФИКА - Дети не могут самостоятельно полностью осмыслить поставленную перед ними изобразительную задачу, им малопонятны и недоступны самые обычные краткие инструкции, они не умеют планировать и контролировать свою работу, а так же у них сильно снижено критическое отношение к выполненным рисункам. Все эти значительные трудности необходимо учитывать и преодолевать учителю в ходе коррекционно-воспитательной работы.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - сенсорное воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может актуализировать по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого. Учебная программа по изобразительному искусству преду­сматривает следующие виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобрази­тельном искусстве. Все они тесно связаны между собой, допол­няют и обогащают друг друга и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, имеют исключительно важное значение в общей системе коррекционно-воспитательной рабо­ты с умственно отсталыми школьниками.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необхо­димо к ним подготовить. Подготовка эта в первом классе за­нимает первую учебную четверть. Однако рекомендуемые ниже упражнения следует систематически использовать на всех го­дах обучения, включая их в урок в соответствии с его целями и задачами. Цель пропедевтических занятий состоит в том, чтобы при­вить учащимся интерес к рисованию, выработать умение орга­низованно слушать и выполнять задания учителя, научить де­тей правильно держать тетрадь (параллельно краю парты, а не наклонно, как при письме), хорошо ориентироваться в ней, сформировать умения действовать карандашом.

К концу этих занятий первоклассники должны уметь про­водить от руки толстые и тонкие линии в различных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные), различать и знать названия цветов (красный, желтый, синий, зеленый, чер­ный, белый), правильно пользоваться резинкой (стирать каран­дашную линию движениями в одном направлении, чтобы не измять бумагу).

Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1-3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Типовые компетентностно ориентированные задания:

Задание № 1 (КОЗ-22) . Продемонстрируйте выполнение рисунка в технике «Орнамент в полосе».

Охарактеризуйте основные методические требования к составлению орнамента: Не загромождать узор большим количеством элементов - вот одним из обязательных требований искусства составления орнаментов.

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида (2 класс)

по теме: «Декоративное рисование узора для косынки».

Подготовила Аверьянова Надежда Анатольевна,

Учитель ОКУ ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 6 VIII вида

Г. Саратова»


Цель урока . Учить детей украшать узором предметы треугольной формы.
Задачи урока . Учить детей работать с трафаретом.
Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации.
Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с акварельными красками.
Корригировать мыслительные процессы.
Оборудование урока : рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,
трафареты треугольников разного размера, операционная карта, альбомы, простые карандаши, кисти, акварельные краски, баночки для воды.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент . (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Беседа. (4 мин.)
(Объявляется тема урока).
Наша тема урока называется Декоративное рисование узора для косынки.
Сегодня мы будем с вами составлять узор для косыночки. Посмотрите как она выглядит. На какую геометрическую фигуру она похожа. Правильно, треугольник. Как вы догадались? Сколько углов у косынки? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Покажите их на доске.
Возьмите в руки карандаши и все вмести мы сейчас попробуем их нарисовать их в воздухе. Послушайте стихотворение.
1) Быстро кружится пчела,
Ведь она нектар несла.
Делает она за кругом круг
И зовет своих подруг!
(Водим карандашом в воздухе рисуя круги)
2) Муравей домой спешил
И соломинку тащил.
Братцы строят новый дом,
Будут жить зимою в нем!
(покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник).
У вас на партах лежат трафареты треугольник.Посмотрите внимательно сколько их и какого они размера? (три, от большего к меньшему)

3. Объяснение . (Работа с операционной картой).(9-11 мин.)
Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют.
1) Расположите большой треугольник в центре альбомного листа и обведите его. Молодцы! Правильно.
2) Внутри большого треугольника обведите треугольник меньшего размера.
3) Обведите последний треугольник самого маленького размера.
4) Половина нашего рисунка готово. Теперь нам необходимо нарисовать узор на косыночке. Посмотрите какие узоры могут быть выбраны для узора. (демонстрация узоров для косынки). Цветочки, кружочки, сеточка, полосочки. Какого они цвета? ...
4.
Самостоятельная работа учащихся .(15-16мин.)(музыка)
А теперь самостоятельно расписываем узор косыночки.
(Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
В процессе раскрашивания учащиеся вспоминают о способности смешивания красок.
Учитель задает вопрос учащимся.
5) . Отложили в сторону карандаши, давайте не много с вами отдохнем.

5. Физ. минутка .(2 мин.)
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз.
Вправо, влево головою,
Руки вверх, перед собою.
Топнем правою ногою,
Топнем левою ногою
И покрутим головою.
Голову поднимем выше
И легко подышим.

6. Выставка работ учащихся . Выставление оценок.(4 мин.)
На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно – учителем и учениками).


7. Подведение итогов .(2-3 мин.)
Учитель задает вопросы учащимся.
― Какая была тема сегодняшнего урока?
― Что мы рисовали?
― Какую форму имеет косыночка? (треугольную)
― Что мы нарисовали на косыночке? (узор)
― Какую форму имеют узоры на косынке? (цветочки, сеточка, круги...)
― Для чего нужна косынка? (что бы летом голову не напекло)
Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен.
Дежурные убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида