Антисоциальное поведение и его формы. Антисоциальные личностные расстройства

Тема: Проявления девиантного поведения личности и их психологический анализ.

1.Проявления девиантного поведения личности в сфере наиболее значимых социальных отношений.

2.Проявления девиантного поведения в сфере межличностных отношений и отношения к себе.

3.Психологический анализ делинквентного и криминального поведения.

4.Аутодеструктивное поведение личности.

К основным психологическим проявлениям девиантного поведения личности относят:

Духовные проблемы (отсутствие или потеря смысла жизни, переживание внутренней пустоты, блокирование самореализации духовного потенциала);

Деформация ценностно - мотивационной сферы - неформальные либо редуктированные моральные ценности (совесть, ответственность, честность) переживание девиантных ценностей, ситуативно - эгоцентричную ориентацию, фрустрированность высших потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

Эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, переживание негативных эмоций, алекеитимия (усложнение в понимании своих переживаний, проблема вербализации своих эмоциональных состояний), эмоциональное огрубение (потеря способности определять уместность тех или иных эмоциональных реакций, дозировать их), афективность и т.д.;

Проблемы саморегуляции - неадекватная самооценка и уровень притязаний, слабое развитие рефлексии, чрезмерный либо недостаточный самоконтроль, низкий уровень адаптивных возможностей;

Искажение в когнитивной сфере - стереотипность, ригидность мышления, ограниченность знаний, наличие забобонов;

Негативный жизненный опыт - наличие вредных привычек, психических травм, опыт насилия, социальная некомпетентность и т.д.

-В зависим ости от вида нормы, с которой сопоставляются особенности поведения и ее негативные последствия выделяют такие виды девиан тного поведения : антисоциальное (делинквентное и криминальное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное поведение.

- Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

- Асоциальное поведение (аморальное т.е. девиантное поведение в сфере межличностных отношений) - это уклонение от выполнения морально - нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Что бы поведение было асоциальным, индивиду необходимо действовать либо осознано (тогда его поведение - следствие его убеждений), либо же индивид - не социализированная личность, - т.е. в силу различных причин не усвоивший моральных поведенческих норм общества, и не действующий в соответствии с ними.

- Такими причинами считаются: наследственные предпосылки, определенные характерологические и патохарактерологические особенности, дефекты раннего воспитания, вовлеченность в асоциальные группы и т.п.

- КАСОЦиал ьному поведению можно соотнести бродяжничество как

Следствие социальной дезадаптации, обусловленное стремлением избегания социального контроля, «избегание» требований общества посредством субъективного переживания невозможности придерживаться их (с одной стороны) и примирение с этим фактом (с другой стороны). О бродяжничестве идет речь, когда у личности нет постоянного места жительства, а она существует на нетрудовые

доходы (речь идет о так называемом «социальном

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

В этом случае речь идет о:

1. суицидальном поведении;

2.поведением с выраженной угрозой для жизни, когда личность отдает предпочтение экстремальным видам деятельности;

3.виктимное поведение;

4.аддиктивное поведение;

5.фанатичное поведение (слепое следование определенным идеям, н -р релизиозному культу деструктивной направленности) и т.д. Психологический анализ делинквентного и криминального поведения. Делинквентное поведение - состоит в совершении личностью мелких правонарушений, за которые ее не притягивают к ответственности.

Это поведение проявляется в форме озорства и хулиганства, когда, н. - р., личность желает развлечься, но выбирает для этого не принятые формы, в первую очередь, вследствие недостатков в своем воспитании.

Подросток из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шадости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

К делинквентному поведению можно отнести, в определенных случаях и проявления вандализма, как формы разрушительного поведения,

направленного на бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

Опираясь на классификацию мотивов вандализма Д. Кантера , выделяют такие типы вандализма:

1.Вандализм как способ приобретения, мотивом разрушения есть - материальная выгода;

2.вандализм, как месть, ответ на обиду;

3.злость за переживание неспособности достичь определенной цели и попытка справиться со стрессом;

4.скука и, соответственно, желание развлечься, поиск новых, острых ощущений;

5.Вандализм, как способ самоутверждения, привлечение к себе внимания;

6.Вандализм - как исследование (в детском возрасте), желание понять принципы и механизмы функционирования определенных вещей;

7.Граффити, как разновидность коммуникации, которое через анонимность освобождает личность от социального контроля.

Граффити зачастую служит способом выражения подавления внутриличностного конфликта и проблем (н.-р. таким способом личность стремиться утвердить собственную или групповую идентичность, проявить протест против «давления» социальных и культурных норм или же через высказывания в адрес известных людей самоутвердится за их счет).

Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. С уть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К.К. Платонов выделил такие типы личности преступников:

1.определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям.

2.определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц.

3.определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм.

Определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм.

Определяется возможностью только случайного преступления.

В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп.

У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается и блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка).

Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий.

Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) последствий.

Нередко делинквентные действия опосредствуются ситуационо - импульсными или аффектогенными мотивами.

В основе ситуационно - импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности.

Реализуются ситуационно - импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования, без выбора адекватных объектов, целей,

способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.

Постепенно делинквентное поведение может трансформироваться в преступное.

Криминальное поведение проявляется в поступках, которые перечат нормам права и нормам уголовного законодательства.

О.Ю. Дроздов, М. А. Скок, опираясь на классификацию Ю. Антоняна, выделяют несколько типов криминального поведения в зависимости от тяжести преступления:

1. преступления, которые совершаются с применением физической силы: убийства (гомицид), нанесение телесных повреждений, побои и хулиганство, изнасилование, захват заложников и т.д.

2.преступления, которые происходят с угрозами применения физического насилия: рекет, угроза физической расправы, принуждение к дачи заведомо ложных показаний и т.д.

3.преступления, которые совершаются через психологическое насилие: шантаж, оскорбления, оговор и ряд подобных.

4.преступления, совершаемые с помощью «интеллектуального насилия»: н- р, должностное лицо превышает полномочия и власть, совершает арест или задержание и т.д.

В зависимости от особенностей направленности личности Г.М. Миньковский определил такие типы преступного поведения:

Случайное, что перечит общей направленности личности;

Вероятное, но неизбежное с учетом общей нестабильности личностной направленности;

Такое, что отвечает антиобщественной направленности личности, но случайное со стороны повода и ситуации;

Такое, что отвечает преступным установкам личности и предусматривает поиск либо создание необходимых поводов и ситуаций.

Преступленное поведение объяснять очень сложно.

Преступление - это социально - политическое событие, а не клиническое состояние.

Закон определяет его как поведение, отклоняющееся настолько, что оно приносит ущерб обществу и поэтому заслуживает применения правовых санкций и вмешательства со стороны общества в жизнь тех, кому подобное поведение свойственно.

Такое поведение не является болезненным состоянием, в отношении которого может быть поставлен медицинский диагноз и проведено специальное лечение.

В силу этого к проблеме преступности подходят с различных позиций, которые по - разному соотносятся и согласуются между собой.

Преступное поведение, несомненно, нельзя объяснить исходя из наблюдений, лежащих на поверхности явлений. Отклоняющееся поведение может считаться, а может и не считаться патологическим с клинической точки зрения.

Объяснить преступное поведение пытались при помощи догадок и с позиций метода дроб и ошибок, но во всем этом всегда было слишком много эмоций. В форме различных теорий предлагались и опровергались разного рода умозрительные конструкции. Их использование для объяснения труднообъяснимых явлений стало обычным.

Некоторые из таких теорий способствовали развитию исследований и сами совершенствовались, другие были отброшены, и о них забыли. Социологическая мысль того времени исходила из принципиальной посылки, согласно которой поведение имеет биологические основы и коллективное поведение следует рассматривать как некий организм.

Джон Дъюи говорил, что «человек живет и действует в окружающей его среде, причем не как монета в копилке, а как растение, высаженное в почву и растущее под солнцем».

Фердинанд Теннис разработал типологию социальной приспособляемости , выделяя главным образом два ее типа - общность и общество.

Психопаты считают общественные нормы неудобными и неразумными. Это препятствие на пути выражения их наклонностей и желаний. Они создают собственные правила (как в детстве, так и во взрослой жизни). Импульсивные и коварные дети, которым незнакомо сочувствие и которые смотрят на мир только со своей колокольни, повзрослев, никак не меняются. Растянувшаяся на всю жизнь цепочка эгоистичных и антисоциальных поступков не может не поражать. По большому счету, начало этой цепочки из поведенческих проблем и преступлений, как установили многие ученые, лежит в ранних проявлениях антисоциальных действий.7

Многие антисоциальные поступки влекут за собой судимости. В тюрьме психопаты тоже не остаются незамеченными. В основном потому, что по сравнению с другими преступниками их антисоциальные и противозаконные действия более разнообразны и часты. Психопаты не испытывают тяги к какому‑то одному виду преступления: они стараются попробовать все. Такая многосторонность была продемонстрирована в телепередаче (речь о ней шла ранее в этой главе), в которой Роберт Ресслер брал интервью у Дж. Дэниела Уокера.8 Вот короткий отрывок из их беседы.

"Каков ваш "послужной список"?"

"Думаю, сейчас он занимает где‑то двадцать девять–тридцать страниц".

"Двадцать девять–тридцать страниц! У Чарльза Мэнсона только пять".

"Но ведь он был только убийцей".

Уокер хотел сказать, что он невероятно разносторонний преступник, и, казалось, очень этим гордился. Он хвастался перед всей страной тем, что совершил более трехсот преступлений, за которые не был наказан, так как не был пойман.

Не все психопаты попадают за решетку. Многие их темные делишки проходят незамеченными для стражей порядка. Антисоциальное поведение охватывает махинации на фондовых биржах, сомнительные начинания и подозрительную профессиональную деятельность, жестокое обращение с детьми и/или супругой (супругом) и т. д. Другие психопаты делают то, что не подпадает под понятие "незаконный", зато противоречит этическим и моральным нормам: ведут беспорядочную половую жизнь, направо и налево изменяют супруге или супругу, пренебрегают финансовым положением и эмоциональным состоянием родственников, безответственно распоряжаются средствами и фондами компании, и т. д. и т. п. Проблемы такого рода очень трудно фиксировать (не говоря уже о том, чтобы решать) без активного участия в этом процессе родных, друзей, знакомых и сослуживцев психопата.

Общая картина

Конечно, общественно девиантный образ жизни ведут не только психопаты. Многие преступники обладают теми же чертами характера, о которых я рассказал в этой главе, однако это не мешает им испытывать чувство вины, сожалеть, сочувствовать и переживать сильные эмоции. Это и отличает их от психопатов. Заявлять о наличии у человека психопатии можно только в том случае, если есть веские доказательства того, что ему полностью соответствуют симптомы, описанные в этой и предыдущей главах.

Недавно бывший мошенник высказал мне свое мнение о Контрольном перечне признаков психопатии: он не произвел на него особого впечатления! Этот мужчина средних лет большую часть взрослой жизни провел в тюрьме, где ему однажды и поставили диагноз "психопат". Вот его комментарии.

Болтливость и поверхностность - "Что плохого в хорошей дикции?"

Эгоцентричность и претенциозность - "Как я смогу чего‑то добиться, если не завышу планку?"

Отсутствие эмпатии - "Сочувствие к врагу - признак слабости".

Коварство и склонность манипулировать окружающими - "Зачем открываться врагу? Все мы в какой‑то степени манипулируем другими".

Поверхностность эмоций - "Проявления гнева могут привести к тому, что тебя назовут психопатом".

Импульсивность - "Может быть связана с творчеством, спонтанностью, свободой и желанием жить настоящим".

Слабый поведенческий контроль - "Вспышки жестокости и агрессии - это защитный механизм, маскировка, средство выживания в джунглях".

Потребность в психическом возбуждении - "В умении отбросить все рутинное, монотонное и неинтересное проявляется мужество. Это жизнь на острие ножа. Она полна риска, приключений и преград, которые нужно преодолеть. Это жизнь во всей ее красе".

Безответственность - "Не стоит обращать внимание на распространенные человеческие слабости".

Проблемное поведение в детстве и антисоциальное поведение во взрослой жизни - "Разве уголовное прошлое - это признак безнравственности и неподчинения?"

Заметили? Он и слова не сказал об отсутствии чувства вины и сожаления.

В своей статье в газете The New York Times Дэниел Гоулмэн написал: "Статистика показывает, что около 2–3% населения предположительно являются психопатами. Эта цифра вырастает вдвое, если предметом рассмотрения становятся неполные семьи из центральных городских районов"9. Однако в этом заявлении, как и во многих других ему подобных, понятие преступности и социальной девиантности смешивается с понятием психопатии.

В то время как уровень преступности (и социально девиантного поведения в том числе) уже достиг высокой отметки в низших слоях общества и в целом продолжает расти, с уверенностью сказать, что процентное соотношение психопатов увеличивается, мы не можем. Хотя специалисты в области социобиологии придерживаются мнения, что на поведенческое развитие влияют генетически обусловленные факторы. Они утверждают, что количество психопатов должно увеличиваться, поскольку те, будучи неразборчивыми в сексуальных связях, производят на свет много детей, которые могут унаследовать предрасположенность к психопатии.

Я остановлюсь на этом вопросе в последующих главах, где и затрону тему происхождения психопатии. Но сначала я должен изложить общеизвестные аспекты этого загадочного явления. Следующий шаг в данном направлении приводит нас к изучению роли сознания в регуляции поведения.

Это поведение, которое противоречит правовым, морально-этическим и культурным нормам. Поскольку проблема классификации поведенческих отклонений носит дискуссионный междисциплинарный характер, постольку наблюдаются дискуссии и в терминологии («антисоциальное», «антиобщественное», «делинквентное» поведение). Так, Е.В. Змановская (2007) противоправное поведение личности обозначает как «делинквентное поведение» (от лат. Delinqens - «проступок, провинность»), а «криминальное поведение» считает формой делинквентного. А.Е. Личко (1983), введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквент-ность», ограничил им мелкие антиобщественные , не влекущие за собой уголовной ответственности (школьные прогулы, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов). В.Е. Сёмке и соавторы (1983) отождествляют понятие «антисоциальное» и «делинквентное» поведение. В.В. Ковалев (1981) считает, что делинквентное является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или . По достижению совершеннолетия делинквент автоматически переходит в разряд антисоциальных личностей.

Преступность - наиболее опасное отклонение от социальных норм. Акты поведения направлены вовне на физические и социальные объекты. Действия преступника причиняют объекту посягательства существенный вред. За совершение преступления человек привлекается к уголовной ответственности.

Проступки - это малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности и влечения за собой применение к нарушителю мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Классификация преступлений:
а) по степени тяжести: на тяжелые, средние и не представляющие общественной опасности.
б) по формам вины: умышленные и неосторожные
в) умышленные - по объекту посягательства, целям и мотивам преступников: антигосударственные, корыстные, насильственные и др.
г) социально-демографические: преступления взрослых и молодежи; преступления несовершеннолетних;
д) первичная, вторичная и рецидивная преступность.

В современном мире все большее распространение получают коммерческие и экономические преступления. Развилась коррупция, организованная преступность, торговля наркотиками, терроризм, в том числе захват заложников. Остаются актуальными пытки, похищение людей и массовые убийства.

Признаки «антисоциального нарушения личности » могут проявляться уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия.

Причины преступности определяются реальными жизненными условиями, в которых действуют люди.

Под влиянием конкретных обстоятельствах, индивидуальных особенностей складывается для которой характерны:
- ограниченность потребностей и интересов;
- искажение ценностных ориентации;
- антисоциальность способов удовлетворения и интересов.

Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существования проституции.

Уровень проституции резко вырос с развитием капиталистических отношений, что вызвало серьезное общественное беспокойство. В последней трети XIX в. были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов XX в. происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп.

В нашем обществе проституция считалась «отсутствующей», длительное замалчивание реальной ситуации привело к тому, что обнародование факта существования проституции вызвало у многих «шоковый» эффект. Отсюда и нездоровый интерес, и гневные требования, и некоторая растерянность. Проституция активно изучалась в первые годы Советской власти, однако позже исследования были прекращены и возобновились лишь в 60-е годы, а первые результаты исследований стали публиковаться в открытой печати совсем недавно. Они показали, что по сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Проституция способствует распространению венерических заболеваний, СПИДа; женщина утрачивает нравственное и физическое .

Причинами могут являться как социально-экономические и морально-этические факторы, так и биологические. Часть женщин обладает сильным (влечением) и их потребности выше средних (отсюда выход на спортивный секс).

Другая причина - среда, которая окружает проститутку (рэкетиры, сутенеры), провоцирующим фактором может быть первичное изнасилование и др.

Сексуальное поведение не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Половая принадлежность индивида не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному . Не случайно различают пол генетический, или генитальный, и основанный на нем гражданский (паспортный) и «субъективный)) как половую аутоидентификацию субъекта. Примером половой дифференциации служит гермафродитизм - двуполость, врожденная двойственность репродуктивных органов.

А в случае транссексуализма не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к его изменению, в том числе хирургическим путем.

Что касается направленности полового влечения, то она может быть не только гетеросексуальной или гомосексуальной, но и бисексуальной (половое влечение к лицам обоего иола). Из всех видов данные виды сексуального поведения наиболее «биологичны» и потому следует отнести их скорее к клинической форме.

Выбор сексуального партнера в норме осуществляется с использованием возрастного фактора. Выделяется ряд сексуальных девиаций, диагностика которых строится на несоответствии возрастной направленности влечения: педофилия, эфебофилия, геронтофилия.

Педофилией называется направленность сексуального и эротического влечения взрослого человека на ребенка. Данный вид сексуальных девиаций может быть представлен как в рамках патохарактерологического типов отклоняющегося поведения, так и при аддиктивном типе. Если в первых двух случаях мотивами выступают психопатологические симптомы и синдромы ( , изменения личности, ), то во втором - попытка испытать особые, необычные и новые для индивида переживания при контакте с ребенком.

Другой разновидностью сексуальной ориентацией взрослого на лиц молодого возраста является эфебофилия - влечение к подросткам. Эфебофилия может входить в структуру делинкветного, аддиктивного, патохарактелогического и психопатологического типов отклоняющегося поведения.

Инцестное поведение характеризуется направленностью и склонностью реализации сексуального влечения в контактах с кровными родственниками (сестрами, дочерьми, внучками). Таких личностей разделяют на 5 групп: 1) симбиотические личности, стремящиеся к близости, чувству принадлежности; у них существует выраженная и неудовлетворенная потребность в эмоциональном тепле со стороны тех, кто бы поддерживал их; 2) личности, ищущие в инцесте новизны и возбуждения, секс для них означает физическую стимуляцию; 3) педофилы; 4) психически больные с бредовыми и галлюцинаторными расстройствами; 5) представители некоторых национальностей, у которых кровосмесительные отношения не запрещены традициями и религией.

В рамках вектора, оценивающего способы реализации сексуального чувства, представлены наиболее известные и яркие примеры девиантного поведения: садизм (насилие), мазохизм (подавленность), садомазохизм, эксгибиционизм (демонстрация собственных половых органов); вуйаеризм (подсматривание за процессом). Именно они часто приводят к столкновению личности с окружением и законом, поскольку нарушают часто и правовые, и этические, и эстетические нормы.

Одной из форм антисоциального поведения является бродяжничество.

Бродяжничество - это разновидность поведения, которое является результатом двойного конфликта - неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособностью прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета (по Р. Мертону). Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.

Можно выделить две характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы. Бродяжничество - это специфический образ жизни, который складывается в ходе постоянного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется термин «маргинальность» (лат. - marginalis - находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям.

Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, преступностью. Во-вторых, бродяги являются разносчиками . В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ней сталкивается.

Можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения, к числу объективных можно отнести следующие:
- жилищная проблема;
- стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в регионах.

Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. Можно выделить следующие типы бродяжничества:
- люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;
- граждане, принципиально не желающие работать; это наиболее многочисленная группа;
- лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка;
- люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье и на работе;
- жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;
- люди с отклонениями в .

Потенциальными бродягами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.

Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные и неосознанные мотивы бродяжничества, которые свидетельствуют об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективноличностную и социальную дезидентифицированность (Ю. М. Антонян, С. В. Бородин, 1982).

Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгрома магазинов во время массовых беспорядков.

Вандализм - преимущественно мужской феномен (Дж. Говард, Д. Франсис). Большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной подростков 13-17 лет.

В некоторых исследованиях показано, что большинство «злостных» вандалов находятся в кризисной ситуации.

В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма.
Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения - материальная выгода.
Тактический вандализм. Разрушение используется как средство достижения других целей.
Идеологический вандализм. Разрушитель преследует социальные или политические цели.
Вандализм как лишение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.
Вандализм как игра. Разрушение как возможность поднять статус в группе сверстников.
Злобный вандализм. Вызывается чувствами враждебности, зависти и удовольствия от причинения вреда.

Другая классификация мотивов вандализма представлена Д. Кантером:
Гнев. Разрушительные действия объясняются чувствами досады, переживанием неспособности достичь чего-либо или попытка справиться со стрессом.
Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретом и опасностью.
Как средство самоутверждения, привлечения внимания к себе.

В целом вандализм рассматривается как разновидность подростково-молодежной делинкветности.

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.

Виды и проявления асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм);
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

Признаки у детей

У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.

Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация

школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.

Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

  1. 1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
  2. 2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
  3. 3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
  4. 4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.

Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие "девиантность" психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.

Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение - регулярные осознанные деструктивные действия.

Проявления у подростков

Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.

Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.

Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа "плохого парня" и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:

  • деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
  • влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
  • вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
  • музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
  • желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
  • подверженность одному из видов психологической зависимости;
  • физические проблемы в связи с заболеванием.

Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии - суицидальные наклонности.

Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей - закомплексованного человека с незрелой психикой.

Ребенок любого возраста, перенесший сексуальное надругательство, в большинстве случаев остается склонен к депрессии, личностным расстройствам, повышенной чувствительности к стрессам.

Асоциальные взрослые

Асоциальное поведение у людей старшего возраста либо является продолжением укоренившихся с детства привычек, либо провоцируется психическим заболеванием, повреждением мозга химическими веществами вследствие приема наркотических, психотропных препаратов и алкоголя. Такие индивидуумы не считаются с нормами общества, не имеют чувства стыда, раскрепощены.

Они не видят надобности работать, подчиняться законам страны, исполнять родительские обязанности, хранить супружескую верность, относиться с уважением к людям, соблюдать правила общества и коммуникации. Нередко такие личности оказываются на улице, становясь бродягами и попрошайками. Алкоголь, наркотики, случайные половые связи, мелкие преступления - это их жизнь, за которую им не стыдно.

Другая группа людей с асоциальным поведением - личности с высоким материальным статусом, ведущие жизнь, нехарактерную для других людей, зарабатывающие деньги способами, вызывающими осуждение большинства. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, оказывающие гомосексуальные услуги, трансвеститы, содержатели притонов, торговцы наркотиками, мошенники, вымогатели и другие преступные элементы.

Однако не все девиации имеют негативную направленность. Есть отдельная группа людей - гениев, поведение которых значительно отличается от остальных, но его нельзя назвать антисоциальным. Образ жизни некоторых одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, поскольку многие из них проводят время в одиночестве, отказываются от уюта и комфорта, слишком капризны, придирчивы, эпатажны. Классические примеры подобных девиаций - Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали.

Профилактика

Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог - правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.

Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:

  1. 1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
  2. 2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
  3. 3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
  4. 4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
  5. 5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.

Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.

Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.

Справедливо считается, что социальная установка - одно из основных качеств человеческой природы; характер социальной установки представляет собой важнейшую черту личности. В качестве фундаментального выдвигается противопоставление личности, ориентированной вовне, общительной, открытой, и личности, так сказать, замкнутой на себя, сосредоточенной на себе (аутистической), закрытой.

Юнг говорит об экстравертах и интровертах, Кречмер - о циклотимном и шизотимном характере. В пределах циклотимного типа Кречмером выделяется еще одна оппозиция: наивной самоуверенности со склонностью к грандиозным предприятиям и скромной нерешительности. В пределах шизотимного типа идеалистическое мышление (на одном полюсе которого мы наблюдаем страсть к преобразованиям, стремление к систематизации и организации, тогда как на другом - упрямство, дух противоречия, угрюмую подозрительность и мизантропию) противопоставляется грубому, откровенно антисоциальному поведению.

Социальное поведение душевнобольных и психопатов не сводимо к единой, простой формуле. Даже при одной и той же форме расстройства разные люди ведут себя по-разному. Иногда лицо с тяжелым шизофреническим процессом продолжает вести вполне активную социальную жизнь; с другой стороны, лицо, страдающее психопатией, может прекратить всякие контакты с другими людьми и до конца своих дней прозябать в полном одиночестве. Но люди, которых мы считаем психически аномальными, в большинстве своем аномальны и в аспекте социального поведения. Эта особенность даже выдвигалась в качестве критерия для определения болезни. Люди, страдающие психическими аномалиями, в большинстве своем асоциальны; но лишь немногие из них антисоциальны.

А) Асоциальное поведение

Многочисленные разновидности асоциального поведения сводятся к Двум типичным формам.

1. Помешанные в узком смысле этого слова - то есть те, кого мы в настоящее время относим к больным шизофренией, - как правило, в той или иной форме исключают себя из человеческого общества. Внутри себя они воздвигают новый, особый мир, в котором главным образом и живут. - хотя поверхностному наблюдателю может показаться, что они сохраняют контакт с реальным миром. У них нет потребности делиться с другими тем царством чувств, переживаний и бредовых идей. которое принадлежит только им. Они самодостаточны и постепенно отчуждаются от других людей, в том числе и от тех, кто страдает той же формой психического расстройства. Справедливо считается, что между такими больными и нами дистанция больше, чем между нами и представителями первобытных культур. Сам больной, судя по всему, не сознает своей антисоциальности и живет в своем мире так, как если бы мир этот был вполне реален. В типичном случае такие люди замыкаются в себе. сами того не замечая и не испытывая в этой связи никаких страданий. Они составляют «социально мертвую» группу. Если расстройство выражено относительно слабо, больные из низших слоев общества становятся бродягами, а больным из обеспеченных слоев уготована репутация чудаков.

2. Совершенно иной тип асоциальности, иногда, на ранних стадиях процесса, сочетающийся с только что описанным, развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится настоящей пыткой; поэтому человек старается держаться подальше от других, предпочитает оставаться наедине с собой. Это причиняет ему огромные страдания: ведь подавляя в себе социальные инстинкты, человек испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим; он досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается в себе. Этой форме асоциальности присуще множество разнообразных психологически понятных связей; она зависит от самых разных «комплексов» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах может исчезнуть. С другой стороны. она способна привести к абсолютной самоизоляции: человек заточает себя в помещении, которого никогда не покидает. Такое поведение наблюдается у представителей самых разных характерологических типов - не только у личностей грубых и недифференцированных, но и у людей культурных и способных на глубокие чувства; оно может сочетаться со многими другими дефектными проявлениями психической жизни и обнаруживаться как преходящая фаза или как один из аспектов устойчивой конституции. Оно может развиваться спонтанно или представлять собой отчетливую реакцию на неблагоприятные обстоятельства. Короче говоря, такое поведение может быть выражением самых разных форм психических заболеваний.