Закономерности управления различными системами. Тема Общая теория управления
Глава 2. Закономерности управления различными системами
Перед изучением данной темы внимательно прослушайте введение к теме. Затем изучите последовательно материалы параграфов темы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.
После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по теме. Затем проверьте свои знания по теме, выполнив контрольные задания, ответив на вопросы для контроля, приведенные ниже.
Вопросы для контроля
1. На каких принципах базируются общие закономерности управления различными системами?
2. Каковы сущность, задачи и закономерности управления различными системами?
3. В чем заключается свойство неаддитивности систем управления?
4. Что означает эмерджентность систем?
5. Что характеризует синергичность систем?
6. В чем заключается эффект мультипликативности системы?
7. Чем определяется устойчивость работы системы?
8. Чем характеризуется адаптивность системы?
9. Что означает централизованность системы?
10. Что означает обособленность управляемой системы?
11. Что означает совместимость системы?
12. В чем заключается свойство «обратных связей» системы?
2.1. Основные принципы управления различными системами
Управление неотъемлемый элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических). Управление обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.
Управление различными системами имеет общие закономерности, базирующиеся на следующих основных принципах.
Принцип новых задач. Системы управления должны обеспечивать качественно новые решение управленческих проблем на последующих этапах развития, а не повторять механически приемы управления, реализуемые в предыдущих периодах. На практике это приводит к необходимости решения многовариантных оптимизационных задач на базе экономико-математических моделей большого объема (масштаба). Конкретный состав подобных задач зависит от характера управляемого объекта. Например, для машиностроительных и приборостроительных предприятий обычно наиболее важными оказываются задачи оперативно-календарного и объемно-календарного планирования. Решающий эффект достигается в том случае, когда осуществляется точное согласование во времени всех сменных заданий как производственных, так и обеспечивающих (например, на материально-техническое снабжение и др.), определяются оптимальные объемы партий продукции и производится оптимизация загрузки оборудования. Аналогичные задачи возникают в строительстве. В ряде случаев на первый план выдвигаются задачи технической подготовки производства, управления проектно-конструкторскими работами. На транспорте важнейшее значение приобретают оптимизация маршрутов и расписаний движения, а также погрузочно-разгрузочных работ. В системах управления отраслью первостепенное значение имеют оптимальное планирование работы предприятий, точное согласование сроков взаимных поставок, а также проблемы перспективного развития отрасли и задачи прогнозирования.
Принцип системного подхода. Проектирование систем управления должно основываться на системном анализе как объекта, так и процессов управления им. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования объекта (вместе с системой управления), анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. Этот комплекс охватывает вопросы не только технического, но также экономического и организационного характера. Поэтому внедрение рациональных систем управления дает принципиально новые возможности для коренного усовершенствования системы экономических показателей и экономического стимулирования.
Принцип первого руководителя. Разработка требований к объекту управления, а также создание и внедрение системы управления возглавляются основным руководителем соответствующего объекта (например, директором предприятия, начальником управления, руководителем департамента).
Принцип непрерывного развития системы. Основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управления должны позволять относительно просто настраивать объект управления на решение задач, возникающих уже в процессе эксплуатации, в результате подключения новых участков управляемого объекта, расширения и модернизации технических средств объекта, его информационно-математического обеспечения и т. д. Система управления строится таким образом, чтобы в случае необходимости можно было легко менять не только отдельные алгоритмы, но и критерии, по которым ведется управление .
Принцип единства информационной базы. В системе управления должна накапливаться (и постоянно обновляться) информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления. При этом в основных массивах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно. Основные массивы образуют информационную модель объекта управления. Например, на уровне предприятий основные массивы должны содержать самую подробную информацию обо всех элементах производства: кадровые данные на всех работающих; сведения об основных фондах (земле, помещении, оборудовании со всеми характеристиками, необходимыми для принятия решений по их использованию, перераспределению и т. п.); данные о запасах, включая запасы на промежуточных складах и незавершенное производство; информацию о состоянии оборудования; нормативы (трудовые и материальные) и технологические маршруты (последовательности производственных операций, необходимых для изготовления деталей, узлов и готовых изделий); планы (включая заявки на материально-техническое снабжение); цены и расценки; сведения о текущем состоянии банковских счетов предприятия и др. Система обработки первичных документов, а также система автоматических датчиков должны быть организованы таким образом, чтобы данные о любом изменении, происходящем на предприятии, в минимально короткий срок вводились в базу данных, а затем периодически распределялись по основным массивам. При этом необходимо, чтобы сохранялось состояние готовности выдать любую информацию об объекте. В случае необходимости из основных массивов оперативно формируются производные массивы, ориентированные на те или иные производства, изделия или комплексы задач. Производные массивы в таком случае являются вторичными.
Принцип комплексности задач и рабочих программ. Большинство процессов управления взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач. Например, задачи материально-технического снабжения органически связаны со всем комплексом задач оперативно-календарного и объемно-календарного планирования ; задание на материально-техническое снабжение составляется исходя из задач планирования производства, а при срывах в снабжении (по срокам и по номенклатуре) возникает необходимость трансформации планов. Раздельное решение задач планирования и материально-технического снабжения может значительно снизить эффективность систем управления. Принцип комплексности задач и рабочих программ характерен практически для всех классов систем управления.
Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы. Скорость переработки исходных ресурсов в конечную продукцию в различных звеньях объекта (системы) управления должна быть согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест»: заторов (перегрузок узлов системы) или больших простоев узлов, приводящих к неэффективному их использованию. Например, в машиностроительном производстве не имеет смысла увеличивать скорость выполнения операций механической обработки заготовок, если «узким местом» в системе является выполнение последующей технологической операции сборки изделий.
Принцип унификации. Разрабатывая систему управления, включая организационный, технический комплекс, системное обеспечение, рабочие программы и планы, необходимо стремиться к тому, чтобы предлагаемые решения подходили, возможно, более широкому спектру задач организации. Необходимо в каждом случае определять разумную степень унификации , при которой стремление к широкому охвату систем управления не приведет к существенному усложнению типовых решений. Типизация решений способствует концентрации сил, что необходимо для создания комплексных систем управления.
Труд, материальное производство в организации невозможны без определенной организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления. В силу необходимости управлению подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, социальным коллективам определенные требования, вытекающие из его характера. В обществе сложились два типа механизма управления стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; это воздействие хаотично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок свободной конкуренции основной регулятор экономики, главная управляющая сила производства и определяемой им всей системы общественных отношений. Под влиянием современного производства и научно-технического прогресса в организациях широко распространены научные подходы к управлению.
Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознательные факторы управления, постепенно формируются специфические общественные институты субъекты управления, т. е. система организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в условиях общественного развития.
Сознательные факторы управления в ходе истории претерпели глубокие изменения от управления посредством сложившихся и передаваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе до управления обществом на научной основе в современных условиях.
Границы управления, его содержание, цели и принципы во многом зависят от характера деятельности управляемой системы.
Управлять организацией научно это значит познавать закономерности ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) ее развитие; своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия и использовать позитивные; проводить правильную, реалистическую политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения сил и средств.
Таким образом, научное управление организацией в условиях рынка есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие на систему управления в целом или на ее звенья, на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития системы и достижения поставленных целей.
Основные принципы управления: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально-экономических и правовых проблем; единство элементов хозяйственного механизма; сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием творческой инициативы; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учета объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических условиях; принцип основного звена, отыскания из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления.
Основные требования к работе аппарата управления организацией: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административный сторон, систематичность, организованность, поиск путей подготовки и совершенствования кадров.
Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т. д.), организацию выполнения решений и контроль их выполнения, подведение итогов и оценку результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами управляемой системы, а также данной системы с окружающей ее средой. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели, с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения.
В настоящее время значительно возросли возможности управления организацией в связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс сотрудников, значительное развитие получила наука и технические средства управления, в особенности электронно-вычислительная техника, создаются автоматизированные системы управления (АСУ). Наряду с успехами в совершенствовании управления в то же время постоянно ощущается необходимость выработки новых организационных форм, методов и средств управления. Задача научного управления организацией состоит в том, чтобы полнее использовать ее преимущества и возможности, обеспечить ее эффективное функционирование и развитие, успешное движение к цели.
Государственное управление одна из форм деятельности государства, обеспечивающая реализацию государственной власти через соответствующие управленческие органы; важнейшая часть социального управления. В государственном управлении участвуют в той или иной мере все органы государства, осуществляющие его внутренние и внешние функции, обеспечивающие защиту экономических, политических и социальных интересов господств, классов. Система этих органов, распределение между ними управленческой компетенции (обязанностей и прав), установление иерархии и соподчиненности определяются конституциями, законами и другими правовыми актами. В повседневной деятельности эти органы в пределах их компетенции обеспечивают реализацию законов (исполнительная деятельность), а также совершают властные действия, необходимые для поддержания общественного порядка и государственной дисциплины (распорядительная деятельность). Имеются государственные органы, основное назначение которых состоит в повседневном осуществлении государственного управления в общегосударственном масштабе или в определенном регионе, в экономике, просвещении, здравоохранении, охране внутренней и внешней безопасности и других сферах. Деятельность таких чисто управленческих органов по своему содержанию отличается от деятельности законодательной, судебной, прокурорско-надзорной, которая в целом также может рассматриваться как государственное управление.
Одним из важнейших направлений совершенствования государственного управления является последовательное расширение участия в нем населения.
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
" |
8. Закономерности управления различными системами. Принципы менеджмента
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.
Процессы управления и производства объективны. Они проявляются в деятельности людей, и от того, насколько полно и глубоко люди осознают закономерности развития производства и управления и учитывают их в своей деятельности, зависит и состояние этих сфер деятельности людей.
В отечественной теории управления выделяют следующие закономерности:
1. Единство системы управления производством:
o единство принципов управления всех звеньев;
o единство организационных форм системы управления, проявляющееся в типизации структурных характеристик;
o единство функций управления;
o единство методов управления;
o единство процесса управления в его ритмичности, согласованности всех операций;
o единые требования к кадрам.
2. Пропорциональность производства и управления.
3. Централизация и децентрализация.
4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.
Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражаются при постановке практических и хозяйственных задач управления. Отсюда основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.
Принципы менеджмента
1) Принцип научности - понимается как причины несовпадения целей и результатов, видение противоречий между теорией и практикой, знание теории управленческих систем, определенных методов трудовой деятельности.
2) Принцип системности и комплексности - определение наиболее значимых комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных систем, подсистем, входящих в организацию. (Система кадров, подсистема - подготовка на рабочем месте)
3) Принцип единачалия и коллегиальности выработки решений - когда за реализацию коллективно принятого решения ответственность несет руководитель организации.
4) Принцип демократического центризма - необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начала в управлении соотношения прав и ответственности между руководством и коллективом.
5) Принцип баланса власти - главное: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя. Это закон.
6) Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организации) и территориальных (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов) интересов.
7) Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ.
8) Принцип оптимального сочетания социально-психологических аспектов - это постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию
9) Структура системы менеджмента
структура системы менеджмента – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
структура системы менеджмента:
1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;
1.2 – ресурсосбережение;
1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;
1.4 – организационно-техническое развитие производства;
1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;
2.1 – методическое обеспечение;
2.2 – ресурсное обеспечение;
2.3 – информационное обеспечение;
2.4 – правовое обеспечение;
3.1 – стратегический маркетинг;
3.2 – НИОКР;
3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;
3.4 – производство;
3.5 – тактический маркетинг;
3.6 – сервис выпущенных товаров;
4.1 – управление персоналом;
4.2 – разработка управленческого решения;
4.3 – оперативное управление реализацией решения.
Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами, как объектами управления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей.
Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являются следующие:
1. Миссия и виденье организации
2. Оперативные, тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)
3. Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализа процесса достижения поставленных стратегических задач
4. Структура процессов производства продукции или услуги
5. Организационная структура сотрудников и подразделений (дивизионов...)
6. Наличие и качество систем информационного обеспечения
7. Знания соответственных методов теории принятия решений и исследования операций
8. Учёт специфики управления персоналом
9. Соблюдение финансового равновесия организации (
Современные системы менеджмента не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения. Системы менеджмента могут служить помощью в принятии решений управленцам и могут быть "принимающими решения" и таким образом "прописывающими" действия управленцев, при стандартном исполнении. Последнее делается с целью понижения ошибок менеджмента при обработке большого объёма информации или при решении комплексных задач
10.Природа и состав функций менеджмента
Менеджмент - это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом; посредством выполнения четырех основных функций: планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три ключевые группы навыков, - концептуальные, гуманитарные и технические. Хотя некоторые теоретику менеджмента определяют еще некоторые дополнительные функции (подбор персонала, налаживание коммуникации, координация, принятие решений), однако все они включаются в четыре основные функции.
1. Планирование.
Выбор целей и путей их достижения (планирование основывается на знании внешней среды организации, в том числе глобальной, понимании социальной ответственности организации и ее социальной сущности, понимании сущности и специфики самой организации или управляемого объекта, его природы, включает организационное планирование и постановку целей, принятие управленческих решений).
2. Контроль.
Мониторинг и корректировка деятельности.
3. Организация деятельности.
Установление ответственности за выполнение задания (это разработка структуры, осуществление и изменений и развития, управление человеческими ресурсами, управление разнообразием персонала).
4. Лидерство.
Использование влияния, чтобы стимулировать сотрудников (по Дафту это означает понимание и реализацию природы и основ организационного поведения, лидерства, мотивации, коммуникаций и командной работы).
Менеджмент использует для достижения целей организации следующие виды ресурсов.
Человеческие.
Финансовые.
Сырьевые.
Технологические.
Информационные.
Результат деятельности менеджера в общем случае выражается в следующем.
Достижение целей.
Продукты.
Эффективное использование ресурсов (экономичность).
Эффективность.
11.Цели и функции менеджмента. Миссия организации
Функция - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами:
Товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский
учет, планирование, правоведение и др.
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.
Основными функциями менеджмента являются:
Предвидение - прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.
Прогнозирование - это предвидение результатов деятельности предприятия.
Целеполагание- это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.
Цели - это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.
Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.
Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.
Основная задача менеджеров - добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.
Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.
Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления.
Важным этапом при планировании является выбор целей.
Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.
Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.
Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.
При определении миссии организации необходимо учитывать:
Формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;
Положение фирмы по отношению к внешней среде;
Культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;
Кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.
Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.
Цели различают:
1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.
2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.
3. По рангу: главные и второстепенные.
4. По временному фактору: стратегические и тактические.
5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.
6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.
7. По субъектам: личные и групповые.
8. По осознанности: действительные и мнимые.
9. По достижимости: реальные и фантастические.
10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.
11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.
12. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.
12. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Функции управления – относительно самостоятельные участки управленческой деятельности.
Основные функции управления – те функции, которые выполняет любой менеджер независимо от уровня управления и сферы деятельности организации.
Планирование - функция управления, связанная с определением целей будущей работы организации и задач и ресурсов, необходимых для достижения этих целей
Понятие “планирование” обычно имеет два значения: планирование означает определение целей организации и определение путей их достижения.
Таким образом, планирование имеет три взаимосвязанных компонента:
· определение целей - Чего мы хотим?
· оценка состояния - Где мы сейчас?
· описание действий - Как этого достичь?
Организация - функция управления, связанная с постановкой и группированием задач для подразделений и выделением ресурсов для этих подразделений.
Заметим, что слово "организация" приобретает два значения. Организация как группа людей и организация, как функция управления. В некоторых источниках функцию управления определяют как "организовывание".
Данная функция создает реальные условия для достижения запланированных целей. Организовывание включает в себя создание структуры организации, то есть разделение и распределение работы в организации, установление взаимосвязи между различными работами, а также распределение полномочий и ответственности за выполнение работы. Другая задача этой функции – создание условий для формирования организационной культуры организации.
Мотивирование- это руководящая функция, связанная с использованием влияния для побуждения (мотивации) работников к достижению целей деятельности организации.
Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников.
Контроль - функция управления, связанная с наблюдением за деятельностью работников, обеспечением сохранения направления движения организации к поставленной цели и, если необходимо, внесением необходимых корректив.
В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи.
Процесс управления – это сумма всех взаимосвязанных между собой функций управления.
(управленческий цикл)
У всех основных функций есть две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация, т.е. эти две характеристики связывают все четыре основные функции, обеспечивая их взаимозависимость, поэтому их называют связующими процессами.
Отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), на сферу деятельности туристского региона, – туристские организации и их структуру, виды туристских организаций и туристические предприятия. При изучении темы № 4: «Экскурсионный менеджмент». Студенты должны обратить особое внимание на роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности, – деятельность менеджера и его задачи...
3. Разработайте производственный план организации. 4. Сформулируйте сильные и слабые стороны развития. Занятие № 4. Принятие управленческого решения как основная управленческая функция стратегического менеджмента Вопросы для обсуждения: 1. Системный подход как основа разработки стратегии. 2. В чем значение системного анализа. Какую роль играет при...
ВВЕДЕНИЕ.
Темой моей контрольной является
– «Закономерности управления различными
системами».
Актуальн6ость данной темы обусловлена
тем, что в управлении так же имеются
свои законы. В каждой организации
управление можно рассмотреть, как
закономерность управления различными
системами. Системой называется совокупность
отдельных элементов, находящихся между
собой в отношениях взаимосвязи, взаимозависимости
и взаимодействия и образующих единое
целое. Свойствами любой системы является
то, что ее элементы и система в целом обладают
определенной внутренней организацией;
система в целом обладает свойствами,
которых нет у отдельных ее компонентов;
каждая система имеет определенную цель
своего функционирования. Любая крупная
система может быть рассмотрена как совокупность
отдельных подсистем, которые, в свою очередь,
образованы из отдельных элементов, и
т. д. Каждая подсистема при этом имеет
определенную самостоятельность и решает
свои задачи, но эти задачи или цели определены
задачами и целями системы.
Целью контрольной работы
является рассмотреть закономерности
управления различными системами.
Задачи:
-
Рассмотреть объекты управления
Изучить закономерности и принципы управления
Рассмотреть принципы и функции управления.
1.Упраление различными системами
в менеджменте
1.1. Объекты управления
Объектами управления на производстве
являются: персонал организации, т.е. управленцы,
служащие, специалисты, рабочие; производствотехнологи-
ческие процессы, техническая подготовка,
контроль качества продукции, производственные
мощности и др.; финансы - движение
денежных потоков, бухгалтерские операции,
инвестиции и др.; рынок - конкуренты,
выпускающие аналогичную продукцию, покупательский
спрос и предложения, исследование рынков
сбыта, ценовая политика, реклама и т.д.;
материальные ресурсы, а
именно их продвижение от закупки
у поставщиков, движения в технологическом
процессе вплоть до выхода и сбыта
готовой продукции или услуги;
качество продукции, а именно система
качества, используемая в данной организации;
проекты, внедряемые на этапе создания
новых объектов и реструктуризации существующих;
внешнеэкономическая деятельность организации
в рамках реализации продукции и деловых
контактов; экология и мероприятия, связанные
с ее улучшением, и др.
Каждый из перечисленных
объектов порождает специфический
менеджмент, а именно: кадровый, производственный,
финансовый, экологический и др.
Управление объектами
осуществляется руководителем предприятия
и менеджерами различного уровня,
которым делегированы соответствующие
полномочия и которые на практике
реализуют эти полномочия с помощью
соответствующих методов управления. 1
1.2. Закономерности и принципы
управления
В основе менеджмента лежит
система экономических законов,
закономерностей и принципов
управления в условиях рыночных отношений.
Законы и закономерности носят объективный
характер, т.е. не зависят от воли людей,
а, напротив определяют их волю, сознание
и намерения. Осознанное использование
экономических законов, осуществляясь
через управление, позволяет привести
деятельность людей в соответствие
с объективными условиями развития.
Именно менеджер выбирает оптимальный
вариант управленческого решения.
2
Все закономерности управления
можно разделить на две группы.
К первой относятся закономерности,
присущие управлению вообще как целенаправленному
воздействию, ко второй закономерности
менеджмента.
Процессы управления и
производства объективны. Они проявляются
в деятельности людей, и от того,
насколько полно и глубоко
люди осознают закономерности развития
производства и управления и учитывают
их в своей деятельности, зависит
и состояние этих сфер деятельности
людей.
В отечественной теории управления
выделяют следующие закономерности:
1. Единство системы управления
производством:
- единство принципов
управления всех звеньев;
- единство организационных
форм системы управления, проявляющееся
в типизации структурных характеристик;
- единство функций управления;
-единство методов управления;
- единство процесса управления
в его ритмичности, согласованности
всех операций;
- единые требования к
кадрам.
2. Пропорциональность производства
и управления.
3. Централизация и децентрализация.
4. Соотносительность и
адекватность управляющей и управляемой
систем.
Принципы менеджмента - это
общие закономерности, в рамках которых
реализуются связи (отношения) между
различными структурами (элементами) управленческой
системы, отражаются при постановке
практических и хозяйственных задач
управления. Отсюда основным принципом
менеджмента является принцип оптимального
сочетания централизации и децентрализации
в управлении.
Принципы менеджмента
3
1) Принцип научности -
понимается как причины несовпадения
целей и результатов, видение
противоречий между теорией и
практикой, знание теории управленческих
систем, определенных методов трудовой
деятельности.
2) Принцип системности
и комплексности - определение
наиболее значимых комплексов
взаимосвязанных и взаимообусловленных
систем, подсистем, входящих в
организацию. (Система кадров, подсистема
- подготовка на рабочем месте)
3) Принцип единачалия
и коллегиальности выработки
решений - когда за реализацию
коллективно принятого решения
ответственность несет руководитель
организации.
4) Принцип демократического
центризма - необходимость разумного
рационального сочетания централизованного
и децентрализованного начала
в управлении соотношения прав
и ответственности между руководством
и коллективом.
5) Принцип баланса власти
- главное: уровень влияния руководителя
на подчиненных равен степени
зависимости подчиненных от руководителя.
Это закон.
6) Принцип оптимального
сочетания отраслевых (интересов
организации) и территориальных
(экология, занятость населения,
социальные, культурно-этнические и
экономические проблемы регионов)
интересов.
7) Принцип приоритетности
(очередности) действий с учетом
значимости этапов работ.
8) Принцип оптимального
сочетания социально- психологических
аспектов - это постоянный учет
психологических, возрастных, половых
и культурно-этнических особенностей
работников и их мотивацию
9) Структура системы менеджмента
структура системы менеджмента
- это совокупность научных подходов,
принципов и методов, а также
целевой, обеспечивающей, управляемой
и управляющей подсистем.
структура системы менеджмента:
1 - повышение качества
выпускаемых товаров и выполняемых
услуг;
2 - ресурсосбережение;
3 - расширение рынка сбыта
и повышение качества сервиса
товара на конкретном рынке;
4 - организационно-техническое
развитие производства;
5 - социальное развитие
коллектива и охрана окружающей
среды;
6 - методическое обеспечение;
7 - ресурсное обеспечение;
8 - информационное обеспечение;
9 - правовое обеспечение;
10 - стратегический маркетинг;
11 - НИОКР;
12 - организационно- технологическая
подготовка производства;
13 - производство;
14 - тактический маркетинг;
15 - сервис выпущенных
товаров;
16 - управление персоналом;
17 - разработка управленческого
решения;
18 - оперативное управление
реализацией решения.
Система менеджмента - это
система управления людьми и техническими
средствами, как объектами управления,
для достижения предопределённых целей
данными объектами управления. Современные
системы менеджмента в организациях
состоят из наборов систем управления
по определённому признаку, например
по типу управляемой системы. Разделение
системы менеджмента организации
на несколько составных систем управления
производится с целью уменьшения
комплексности общего управления и
повышения управляемости образовавшихся
подсистем. Качество управления всей организацией
нередко зависит от степени взаимодействия
данных (раздельных) систем управления
при достижении общих целей. 4
Система управления (система
менеджмента) целой организации
разрабатывается с учётом специфики
организации. Ключевыми аспектами
при разработке систем управления являются
следующие:
5
1. Миссия и виденье
организации
2. Оперативные, тактические
и стратегические цели (задачи) организации
(системы управления)
3. Правильный выбор ключевых
показателей эффективности (KPI) для
мониторинга и анализа процесса
достижения поставленных стратегических
задач
4. Структура процессов
производства продукции или услуги
5. Организационная структура
сотрудников и подразделений
(дивизионов...)
6. Наличие и качество
систем информационного обеспечения
7. Знания соответственных
методов теории принятия решений
и исследования операций
8. Учёт специфики управления
персоналом
9. Соблюдение финансового
равновесия организации (
Современные системы менеджмента
не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей
сетевой архитектуры и необходимого
программного обеспечения. Системы
менеджмента могут служить помощью
в принятии решений управленцам
и могут быть "принимающими решения"
и таким образом "прописывающими"
действия управленцев, при стандартном
исполнении. Последнее делается с
целью понижения ошибок менеджмента
при обработке большого объёма информации
или при решении комплексных
задач
10.Природа и состав
функций менеджмента
Менеджмент -- это достижение
организационных целей эффективным
и экономичным способом; посредством
выполнения четырех основных функций:
планирования, организации, лидерства
и контроля над организационными
ресурсами.
В целом область деятельности,
называемая менеджментом фирмы, может
быть разделена на отдельные функции,
которые сосредоточены в трех
основных группах:
- общее управление (установление
нормативных требований и политики
управления, политики инноваций,
планирование, организация работы,
мотивация, координация, контроль,
ответственность);
- управление структурой
предприятия (его создание, предмет
деятельности, правовые формы, связи
с другими предприятиями, территориальные
вопросы, организация, реконструкция,
ликвидация);
- конкретные области управления
(маркетинг, НИОКР, производство,
кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны
деятельности предприятия определены,
то все функции управления разделены
на общие и конкретные.
Функция управления - вид
деятельности, основанный на разделении
и кооперации менеджмента и характеризующийся
определенной однородностью, сложностью
и стабильностью воздействий
на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление
объема работ по каждой функции являются
основой для формирования структуры
управляющей системы и взаимодействия
ее компонентов.
Чтобы выполнить свои функции,
менеджеры используют разнообразные
навыки, которые могут быть объединены
в три ключевые группы навыков, --
концептуальные, гуманитарные и технические.
Хотя некоторые теоретику менеджмента
определяют еще некоторые дополнительные
функции (подбор персонала, налаживание
коммуникации, координация, принятие решений),
однако все они включаются в четыре
основные функции.
1. Планирование.
- Выбор целей и путей
их достижения (планирование основывается
на знании внешней среды организации,
в том числе глобальной, понимании
социальной ответственности организации
и ее социальной сущности, понимании
сущности и специфики самой
организации или управляемого
объекта, его природы, включает
организационное планирование и
постановку целей, принятие управленческих
решений).
2. Контроль.
- Мониторинг и корректировка
деятельности.
3. Организация деятельности.
- Установление ответственности
за выполнение задания (это
разработка структуры, осуществление
и изменений и развития, управление
человеческими ресурсами, управление
разнообразием персонала). 6
4. Лидерство.
- Использование влияния,
чтобы стимулировать сотрудников
(по Дафту это означает понимание
и реализацию природы и основ
организационного поведения, лидерства,
мотивации, коммуникаций и командной
работы).
Менеджмент использует для
достижения целей организации следующие
виды ресурсов.
- Человеческие.
- Финансовые.
- Сырьевые.
- Технологические.
- Информационные.
Результат деятельности менеджера
в общем случае выражается в следующем.
-
Достижение целей.
Продукты.
Услуги.
Эффективное использование ресурсов (экономичность).
Эффективность.
2.Закономерности управления
различными системами
2.1. Система управления
Управление любой системой
в простейшем виде может быть рассмотрено
в виде контура управления, как совокупность
двух взаимодействующих подсистем – субъекта
управления (управляющей подсистемы) и
объекта управления (управляемой подсистемы)
(Приложение 1). 7
В самом общем виде управление
предстает как определенный тип взаимодействия,существующий
между двумя субъектами, один из которых
в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления
(СУ), а второй – в позиции объекта управления.
Данное взаимодействие характеризуется
следующими моментами: 8
· субъект управления направляет
объекту управления импульсы воздействия,
которые содержат в себе информацию относительно
того, как должен функционировать в дальнейшем
объект управления. Данные импульсы будем
называть управленческими командами;
· объект управления получает
управленческие команды и функционирует
в соответствии с содержанием данных команд.
Об управленческом взаимодействии
можно говорить как о реально
существующем только в случае, если
объект управления выполняет команды СУ.
Для того чтобы это выполнялось, необходимо,
во-первых, наличие у СУ потребности и возможности
управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие
управленческие команды, и, во-вторых,
наличие у ОУ готовности и возможности
эти команды выполнять. Данные условия
являются необходимыми и достаточными для
того, чтобы СУ осуществлял управление
ОУ. Движущим началом управления является
противоречие между управляющим и управляемым
субъектами, порождающее, с одной стороны,
необходимость управления, и разрешаемое,
с другой стороны, в процессе осуществления
управления. То есть рассматривать вопросы
эффективного управления необходимо с
позиций взаимодействия субъекта и объекта
управления.
Когда реализуется управленческое
взаимодействие, можно говорить, что
между двумя субъектами существует управленческая связь,
суть которой состоит в том, что один из
них заинтересован в определенного вида
функционировании второго и генерирует
управленческие команды, задающие желательное
для него поведение этого второго субъекта,
а второй в силу определенных причин ведет
себя соответственно управленческим командам
первого.
Для того чтобы между двумя
субъектами существовала управленческая
связь и соответственно осуществлялось
управленческое взаимодействие, необходимо,
чтобы между этими субъектами
существовали отношения управления. Они
являются основой возможности осуществления
управления, так как именно они задают
возможность вырабатывать управленческие
команды и готовность эти команды выполнять.
Отношения управления не являются изначальными
отношениями, а базируются на более глубинных
отношениях, таких как экономические либо
морально-этические отношения.
В хозяйственной системе
наиболее распространены отношения
управления, базирующиеся на экономических
отношениях. В этом случае для управления
наиболее принципиальными являются
два типа отношений: 9
1) отношения, возникающие при
разделении и кооперации труда в процессе
совместной трудовой деятельности ассоциированных
собственников;
2) отношения найма (возмездные
отношения), возникающие между собственниками
и пользователями средств производства.
Важным моментом является
то, какие мотивы побуждают субъекта
управления к руководству, какие
цели он при этом преследует. В том
случае, когда цели управления (желаемое
состояние объекта или желаемый
результат его функционирования) совпадают
с целями, преследуемыми субъектом управления,
последний ориентирован на наиболее эффективное
управление. Для того чтобы это существовало,
необходимо соблюдение двух условий:
1) субъект управления не должен
иметь возможности достижения своих целей
за счет управленческой деятельности
в независимости от достижения целей управления;
2) степень достижения субъектом
управления своих целей за счет управленческой
деятельности должна находиться в прямой
зависимости от степени достижения целей
у
и т.д.................
Классификация систем
Современное представление о системах
Системный характер управления
Управление обладает свойствами системности, поэтому необходимо ознакомиться с основными положениями теории систем.
В переводе с греческого система означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части (элементы) образуют единство, в рамках которого они определенным образом упорядочены и взаимодействуют. Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т.е
реальные взаимодействия.
Признаком системы является целостность и сложность объекта управления,
Возможность его деления на составные части. Кроме того каждая система является составной частью более крупной системы, подсистемой.
Современные представления позволяют считать системность всеобщим свойством материи. Весь мир можно представить как бесконечную иерархическую систему систем, находящихся на разных уровнях системной иерархии, на разных стадиях развития, взаимодействующих друг с другом. Рассматривается ли техническое устройство, машина, живой организм, общество или любая его часть - все они представляют собой системы.
Существует множество определений понятия системы. Приведем некоторые из них.
Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.
Система есть средство достижения цели.
Система - это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.
Организация также представляет собой систему - целостное образование, включающее в себя людей, орудия труда, материальные ресурсы, взаимодействующие для достижения целей, ради которых организация создавалась.
Несмотря на общность систем всех видов, можно выделить классы систем, имеющие специфические черты и закономерности.
На рис. 1 приведены 4 вида классификации систем. Классы систем, к которым принадлежат организации, выделены (соответствующие прямоугольники обведены жирной линией). Дадим необходимые пояснения для этих видов классификации.
1) По степени изолированности от окружающей среды системы подразделяются на два класса:
закрытые - изолированные системы, не взаимодействующие со средой, К подобным системам относятся некоторые объекты неживой природы, например часы;
открытые - системы, взаимодействующие со средой, обменивающиеся с ней материей, энергией, информацией.
Организации относятся к открытым системам. Они получают из окружающей среды необходимые для их функционирования ресурсы (материальные, технические, людские) и отдают результаты своей деятельности - готовую продукцию, услуги, информацию и т.д.
2) По характеру функционирования (способности менять свою структуру и поведение ):
стабильные - системы, которые не способны к каким-либо активным изменениям.
К данному классу систем относится, прежде всего, широкий круг неживых систем, как естественных, так и искусственных. Их отличительная особенность состоит а том, что цель этим системам внутренне не присуща. Цель может задаваться извне и определиться задачами использования;
Самостабилизирующиеся (адаптивные) системы, которые умеют приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды путем выработки соответствующих корректирующих действий, возвращающих их в устойчивое состояние. К адаптивным системам относятся живые организмы, в гом числе человек;
самоорганизующиеся - системы, обладающие более высокой степенью приспособления к среде, чем простая адаптация. Они в состоянии реорганизовать свою внутреннюю структуру, а не просто приспособиться к потоку возмущений, идущему из внешней среды. Самоорганизация выражается в новых устойчивых состояниях, которые более стойки к возмущениям, чем предыдущие. самоорганизующиеся системы эволюционируютв более сложные и более жизнеспособные системы;
развивающиеся - системы, которые могут изменяться не только под действием внешних причин в виде реакции на внешние возмущения, но и под действием внутренних причин, т.е. в соответствии с внутренне присущей целью Особенностью данной классификации является то, что каждый последующий класс «поглощает» предыдущий. Организационные системы относятся к классу развивающихся систем, при этом в них происходят и процессы самостабилизации и самоорганизации.
3)По степени и виду управляемости системы
можно разделить на
ряд классов и подклассов.
На верхнем уровне данной классификации можно выделить классы неуправляемых и управляемых систем. В свою очередь, в управляемых системах по способу управления можно выделить;
программные (разомкнутые)- системы, управляемые по заданной программе без ее подстройки в соответствии с получаемым результатом. К этим системам откосятся несложные технические устройства;
регулируемые (замкнутые) - системы, способные воспринимать информацию о результатах своей деятельности и использовать ее для корректировки управления.
Организационные системы относятся к классу управляемых регу
лируемых систем. ч
4) По происхождению
системы подразделяются на три класса:
природные (естественные)
- системы, существующие в живой и неживой природе, возникшие без участия человека. Примеры таких систем - атом, молекула, организм;
технические (искусственные) - системы, созданные человеком. Примерами подобных сиртем являются механизмы, машины, автоматы;
социальные (смешанные) - системы, представляющие собой объединения людей, включающие в себя также и технические объекты.
Организации относятся к классу социальных систем, т.к. в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это - индивидууы, объединяющиеся в социальные совокупности, подразделения. С другой стороны, это-элементы, составляющие структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы)
1.2.3 Система управления и ее элементы
Социальные системы являются упорядоченными, целостными; функционально и технологически неоднородными; иерархичными по структуре; динамичными сточки зрения состава и количества элементов.
Обычно они постоянно развиваются, хотя могут временно стабилизироваться или даже деградировать. Это развитие протекает под влиянием противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов. Поэтому оно неравномерно (может быть прерывистым, скачкообразным) и не всегда предсказуемо.
Важная особенность социальной системы состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свойство широко используется в управлении: с помощью небольшого адресного воздействия в нужный момент легко достичь крупных результатов (об этом говорит так называемая теория рычага).
Для того чтобы социальная система была устойчивой, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом (системой управления).
Жизнеспособность социальных систем обеспечивается также рациональным отношением к ресурсам; поддержанием стабильности структуры, норм, культурных ценностей.
Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:
Органы (субъекты) управления (должности, подразделения);
Коммуникационные каналы;
Набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.
Определенное соотношение органов управления, связанных между собой коммуникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую статику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. - его механизм.
Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа элементов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).
Сама система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частою принадлежит каждой из них.
Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с управителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров).
Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).
В общефилософском смысле субъект - это лицо, способное к выбору деятельности, исполняемой роли для себя и для других, собственных целей и способов их достижения. Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности.
К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.
Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать группу людей, отдельную личность, процесс, отношения и т. д.
Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, например, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он более активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.
Иногда возникает ситуация, когда дальнейшее развитие объекта управления может идти несколькими путями. Это порождает неопределенность (энтропию). Чем больше существует вариантов дальнейших действий, чем сложнее выбирать из них лучший, тем ее степень выше и тем сложнее осуществлять управление,
Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), образующих подразделение управления (управленческий аппарат). Но субъект может действовать и без такого оформления. Главное, чтобы он генерировал и реализовы-вал соответствующие решения.
От субъекта управления следует отличать субъекты управленческой деятельности - живых людей - руководителей и сотрудников подразделений управления.
Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.
Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий и позволяло реализовать свои потенциальные возможности.
Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую плохо знает. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей. Если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.
Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые наверху решения могут быть неоптимальными.
В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полученную от другой стороны.
Это облегчает.корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.
В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один - в получении необходимых в данной ситуации команд, другой - в своевременном и точном их исполнении).
Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объективным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.
Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реакция может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая - бездействия, противодействия, формальных действий.
Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.
В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.
Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:
■ соответствовать целям и задачам объекта управления;
Учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;
Предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;
Поддаваться контролю;
■ иметь возможности для совершенствования.
Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:
1) оперативность, надежность, качество принимаемых решений;
2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;
3) экономию"общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;
4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;
5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.
Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информации; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений.
Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе.
Выделяют три группы законов:
♦ всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;
♦ общие для больших групп явлений, например:
Закон онтогенеза (совокупность преобразований от рождения до конца жизни), который применим для управления организацией (сокращение периода становления организации, продление периода зрелости,замедление заключительного этапа жизнедеятельности);
Закон сохранения превращения энергии
♦ частные или специфические, например:
Закон сложения скоростей в механике
Закон Паркинсона «Растущая пирамида»
Между законами существует диалектическая взаимосвязь: общие действуют через частные, а те представляют собой проявления общих
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Достаточно отметить, что в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, а в современных учебниках по менеджменту о них практически не упоминается, зато приводится очень много принципов управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.
Закономерности управления - это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств:
выявление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей;
исследование потребностей на устойчивость или повторяемость;
исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления;
выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы). Мы постарались систематизировать закономерности управления и представить их в табличной форме
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
2. Закономерности управления различными системами
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) (рис.2.1).
Рис.2.1. Система управления в виде контура управления
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять . Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.
Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь , суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.
Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.
В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений:
1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;
2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.
Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:
1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;
2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.
Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата.
Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам. Чтобы предотвратить данную ситуацию, собственник должен создавать такую систему вознаграждения и стимулирования управленца, которая, с одной стороны, соответствовала бы его мотивационной структуре и, с другой - зависела бы от степени достижения целей управления, т.е. от результатов функционирования ОУ.
Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:
1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;
2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.
В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.
Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением (рис.2.2), включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.
Рис.2.2. Организация как кибернетическая система с управлением
Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью . Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.
Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими . К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.
Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления . Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи X, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи Y, по которому передается информация о состоянии ОУ. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления (сигнал W) , так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.
Основными группами функций системы управления являются:
1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;
2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;
3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).