Внеклассные мероприятия по биологии.

« Хочу все знать»

Ведущий 1 Здравствуйте, милые участники, болельщики и гости нашей сегодняшней игры. Наш конкурс посвящен удивительным и загадочным наукам - биологии, химии, а также истории и географии. Сейчас мы с вами окунемся в загадочный мир растений и животных, химических элементов, исторических и географических загадок. Думаю, что на этой игре никто из вас не будет скучать, а получит заряд бодрости и хорошего настроения. А знания, ум, сообразительность и активность будет оценивать жюри.

Итак, перед вами две команды – все они сообразительны и самое главное – хотят победить. А насколько им это удастся - мы сейчас посмотрим.

Ведущий 2

1 конкурс – Визитная карточка команд- 2 балла. Каждая команда представляет свое название и приветствие.

Просим жюри подвести итоги.

Ведущий 1

Конкурс 2 «Разминка для ума!» -1 балл

Вопросы первой команде

  1. Что древние греки называли «великой рекой, обтекающей всю Землю»? (океан)
  2. Какое животное длиннее всего «раскатало губу»? (слон)
  3. Что великий Леонардо да Винчи назвал соком жизни? (вода)
  4. Он «сиднем сидел» 33 года, а потом поднялся, прославился и даже был изображен на знаменитой картине В.М. Васнецова. Кто это? (Илья Муромец)

5). В древнегреческой мифологии он- один из богов старшего поколения. Такое же имя имеет химический элемент. Какой? (Титан)

6) У человека она четвертая и самая редкая. Что это? (Группа крови)

Ведущий 2- Вопросы второй команде

1) . Исследователь Ушаков назвал это природное явление «улыбкой Арктики» . Как называется это явление?(Северное сияние)

2) Петр 1 накануне решающей битвы сказал: «Господа … может быть, еще побьют нас, но у них мы научились побеждать». Кто дал русским такой урок? (Шведы)

3) В древности их было семь. До наших дней сохранилось только одно. Какое? (Египетские пирамиды - чудеса света)

4) Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

5) Итальянский путешественник Марко Поло писал: « В Китае жилье отапливают камнем, огонь от которого сильнее, чем от дров». Как называется это топливо? (Каменный уголь)

6) Кто из ученых и зачем мучил собачек? (Павлов, изучал рефлексы, регуляцию пищеварения)

Просим жюри подвести итоги за второй конкурс

Ведущий 1

3 конкурс -«Путешествие в историю» Командам представлены портреты известных людей (биологов, химиков, географов, исторических деятелей). Игроки должны узнать, кто из ученых изображен на портрете и кратко рассказать о нем.- 3 балла.-если просто назван ученый-1 балл, если рассказано о его вкладе в науку- 3 балла

1 команда.- Д,И. Менделеев, Н.И. Миклухо-Маклай.

2 команда – Чарльз Дарвин, Александр Невский

Пока команды думают, игра со зрителями

Игра со зрителями

1 Человек, обладающий большим запасом знаний. (Эрудит)

2. Кто из ученых любил сидеть осенью под яблоней? (Ньютон)

3. Как называется учебный час, посвященный одному предмету

(урок).

4.Как звали бога солнца в Древнем Египте? (Ра)

5.Как называют растение, которое знают и слепые? (Крапива)

6.Где жили викинги? (Скандинавия)

7.Какие кислоты входят в состав «царской водки»? (Азотная, соляная)

8. Как называется сушеный виноград. (Изюм)

9.Когда цветет папоротник? (Никогда)

10.Как называется муж утки? (Селезень)

Просим команды выступить и жюри подвести итоги за данный конкурс

Ведущий 2

4 конкурс «Парад знаний», каждый правильный ответ оценивается в 2 балла

Вопросы первой команде

1. Известно, что земные сутки длятся на экваторе 24 часа, а какова их продолжительность на Северном полюсе? (везде – одинакова, 24часа .)

2. Королек – самая маленькая птица в России. А какая самая большая в мире? (африканский страус)

3. По свидетельствам историков, князь Андрей Боголюбский был очень гордым и заносчивым человеком, ни перед кем не склонял головы. А какая была причина, по которой он на всех смотрел свысока? (неправильное срастание шейных позвонков из-за травмы, он не мог наклонять голову.)

4. В1739 году при императрице Анне Иоанновне состоялась грандиозная женитьба шута князя Голицына. Для этого был сооружен целый дворец. Из чего он был изготовлен (изо льда)

5. Однажды, проезжая горы Северной Каролины, Эрудит зашел в одно небольшое заведение. Когда Эрудит сделал заказ, у него поинтересовались, какую он предпочитает: c открытыми глазами, прищуренную или сонную ? Какое странное блюдо заказал эрудит (яичницу-глазунью)

6) Из-за плохого состояния гигиены в 1942 году в некоторых московских школах около 70% учеников не выдерживали ЕЕ в прямом смысле слова. Что не выдержали ученики? (проверку на вшивость)

Ведущий 1

Вопросы второй команде.

1) Когда он разливается, то вода становиться сначала зеленой, а затем красной, а земля, по которой он протекает, получила у местных жителей название «Черная». Каково современное название этой страны? (Египет)

2) Всего в нее входят 66 книг, 39 – в наиболее древнюю часть, а остальные – в новую. Как называется это многотомное произведение? (Библия)

3) Этот человек был гораздо более известен под своим прозвищем, нежели под настоящей фамилией. Мы же знаем его под двумя прозвищами. Он был дворянином, но многие люди ошибочно приписывают ему другой титул. Его боялись при жизни, а после смерти его имя появилось в легендах (граф Дракула)

4) Все живое, попадая в это озеро на Сицилии, погибает, поэтому ему дали соответствующие название. Какое? (Озеро смерти)

5) Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови. А какой химический элемент в его крови стал причиной его смерти? (Железо)

6) Во время Первой мировой войны один из лётчиков был подбит вражескими самолётами и был вынужден сесть в поле гречихи. Там он не подвергался обстреливанию, но получил около 100 повреждений. Какие повреждения получил летчик? (Его покусали пчелы, пчелы опыляют гречиху)

Ведущий 2

5 конкурс «Долина загадок»

“Найди биологическую ошибку” и « отгадай загадку»-за каждый правильный ответ-1 балл

Вопросы первой команде - найти в стихотворении Афанасия Фета биологическую ошибку.

1 .“Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мала.

Весь бархат мой со всем живым миганьем –

лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

и вот дышу…” (Два крыла; у бабочки – 2 пары крыльев, т.е 4 крыла)

2) Как зовут ее, кто знает?
Ветра нет, а лист дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забит.
(осина).

3) Какие химические элементы утверждают,

Что могут другие вещества рождать? (водород, кислород)

  1. В четырёх Бочках

Шесть Китов засолено .

(Земля: Океаны и Материки.)

Ведущий 1 –загадки второй команде - найди биологическую ошибку

  1. “У веретеницы шесть ног,

Под пнем она таится.

Лишь ночью выйдет на часок,

А днем всего боится”(Веретеница – безногая ящерица; ведет дневной образ жизни)

2. Бедный родственник алмаза?(графит)

3. И лист и почки – все врачует,

И сок – целебное сырье.

Шумит от ветра, если дует,

Краса России – ствол ее. (береза).

4. Без меня нет ни жизни, ни огня? (кислород)

Просим жюри подвести итоги за этот конкурс

Ведущий 2 Конкурс 6. « Пантомима».

Команды получают карточки с заданием, должны изобразить, что указано в задании

I команда

1) Изобразите реакцию, идущую с выделением газа.

2) Изобразите кенгуру

3) Изобразите рыцарский турнир

4) Изобразите дождь

II команда

  1. Изобразите реакцию, идущую с выпадением осадка;
  2. Изобразите оленя
  3. Изобразите Чарли Чаплина
  4. Изобразите гром и молнию

Пока команды думают,

Игра со зрителями

1. Он ловил хвостом рыбу в проруби. (волк)

2 Назовите овощи для закидывания плохих актеров? (Помидор)

3. Оно и насекомое, и единица измерения. (Моль)

4. Какое растение необходимо для проверки принцесс на чистоту королевской крови? (Горох.)

5. Этот элемент получил свое название от словосочетания «рождающий кислоту». Был получен элемент на Земле (. кислород.)

6. Какая водоплавающая птица написала «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Гоголь)

7. Чем снаружи покрыты зубы (эмалью)

8. Какие птицы спасли Рим? (гуси)

9. Какой материк омывается всеми океанами? (Евразия)

10. Наука, изучающая связь человека с природой (экология).

Просим команды выступить, а жюри - подвести итоги.

Ведущий 1

7 конкурс «Кот в мешке»

Каждой команде дается карточка с вопросом из “мешка”. Команда совместно думает над ответом, задание оценивается в 2 балла. Необходимо назвать вещество и его формулу.

1 команда

Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь? (Соль)-хлорид натрия

2-я команда Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1: 2.Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой – атомами самого распространенного элемента на Земле. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: “...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь”. (Вода.)

Пока команды думают- музыкальная пауза.

Просим команды ответить, а жюри подвести итоги за этот конкурс

Ведущий 2 Конкурс 8 « Разговоры-разговоры»

Каждая команда должна определить, как «разговаривают животные»

1 команда

Кошка-«мяукает»

Голубь -« токует»

Утка-«крякает»

Медведь –«ревёт»

Коза – «блеет»

Лягушка –«квакает»

2 команда

Гусь –«гогочет»

Воробей-«чирикает»

Слон-«трубит»

Кузнечик-«стрекочет»

Корова-«мычит»

Собака-«лает»

Пока команды думают - музыкальная пауза

Просим команды выступить, а жюри подвести итоги за этот конкурс

Ведущий 1 Просим жюри подвести итоги, объявить победителей и провести награждение. Спасибо всем за внимание!!!

Команда 1

Кошка- «мяукает»

Голубь - ?

Утка - ?

Медведь - ?

Коза – ?

Лягушка – ?

2 команда

Гусь –«гогочет»

Воробей- ?

Слон- ?

Кузнечик- ?

Корова- ?

Цели игры:

Развитие интереса к экологическим знаниям у учащихся;

Расширение кругозора;

Развитие мышления;

Умение добывать знания самостоятельно.

Методыобучения: игра с конкурсами, взятыми из КВН, программы “Что? Где? Когда?”.

Формы игры: группами.

Оборудование и основные источники информации: фишки, крупная надпись с названием игры, 2 набора бейджиков, заранее изготовленные участникам, шарики для украшения зала, листочки бумаги, листы оценки результатов для жюри.

Условия игры.

домашнее задание: Члены команд заранее выбрали капитана, придумали себе название, заготовили бейджики и приготовили девизы.

Две команды, состоящие из 7 человек занимают места за игровыми столами. Игра состоит из 8 конкурсов: “Приветствие”, “Кто быстрее, умнее, сообразительнее”, “Растительный мир”, “Географические загадки –полезные ископаемые”, “Животный мир”, “Что в имени моем”, “Реакция четверостишия”, “Экология”.

На обдумывание ответа дается 20 секунд. Если одна команда отвечает неверно, у второй есть 10 секунд на размышление.

В ходе игры для отдыха проводятся музыкальные паузы.

По окончанию игры вручаются призы и грамоты.

1. Конкурс “Приветствие”

В этом конкурсе команды представляют капитана, название, демонстрируют бейджики и произносят девиз, высказывают пожелание своей команде. Оценивается артистичность, четкость исполнения, текст девиза.

Ведущий представляет жюри и объясняет условия игры.

2. Конкурс “Кто быстрее, умнее, сообразительнее”

Каждая команда получает по 20 вопросов и 2 минуты, чтобы ответить на них. Побеждает та команда, которая ответит за это время на большее количество вопросов.

Вопросы первой команде.

1. Кто первым достиг Южного полюса? (Амундсен)

2. Сборник географических карт и таблиц. (Атлас)

3. Страна всех сумчатых. (Австралия)

4. Где сухого камня не найдешь? (В воде)

5. Где водится рыба пиранья? (Амазонка)

6. Какой страшный зверь падок до малины? (Медведь)

7. Пролив между Африкой и Европой? (Гибралтарский)

8. Крупный остров у берегов Африки? (Мадагаскар)

9. Что такое гевея? (Дерево)

10. Животный мир. (Фауна)

11. Море,не имеющее берегов? (Саргассово)

12. Морская щука. (Акула)

13. Какой вирус вызывает спид? (ВИЧ)

14. Наука,изучающая клетку? (Цитология)

15. Какое озеро самое глубокое? (Байкал)

16. Самый малый океан. (Северный Ледовитый)

17. Функция рибосом. (Синтез белка)

18. Какие вещества переносятся гемоглобином. (Кислород, углекислый газ)

19. Висит сито, не руками свито. (Паутина)

20. Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами? (Евразия)

Вопросы второй команде.

1. Второе название крокодила. (Аллигатор)

2. Каких катионов в клетке больше. (Калия)

3. Тонко скрученная пряжа. (Нить)

4. Наука о животных. (Зоология)

5. Что делает зимой еж? (Спит)

6. Сколько дней в високосном году? (366)

7. У какого слона нет хобота? (У шахматного)

8. Что называется “белым золотом”, “черным золотом”. (Хлопок, нефть)

9. Дышит ли цыпленок в седле. (Да)

11. В каком месяце есть 28 дней. (В любом)

12. Чем кончается “день” и “ночь”? (Мягким знаком)

13. Что идет, не двигаясь с места? (Время)

14. Сколько крыльев у блохи? (Совсем нет)

15. День веселья, радости, торжества. (Праздник)

17. Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис)

18. Куда зайцу бежать удобнее – с горы или в гору? (В гору)

19. Самое крупное наземное животное. (Слон)

20. Как называются простейшие углеводы. (Моносахариды).

3. Конкурс “Растительный мир”

1. Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднимается высоко в небо. Что это за дерево? (Сосна)

2. У этого растения длинный стебель, круглые плавающие листья и белый нежный цветок. Цветет в июле-августе, украшает поверхность воды. (Кувшинка)

3. Из этого растения делают волокно, из волокна – нитки, из ниток – ткань; из ткани шьют одежду. Какое это растение? (Лён)

4. Это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Его листья распускаются поздно весной. Что это за дерево? (Дуб)

5. Цветы, которые расцветают весной первыми, называются первоцветы. Многие из них занесены в Красную Книгу. Назвать виды, растущие в Татарстане. (Ландыш, адонис весенний, прострел (сон-трава), ветреница дубравная, первоцвет весенний (примула), медуница обыкновенная, звездчатка, калужница обыкновенная).

4. Конкурс “Географические загадки – полезные ископаемые”

Каждая команда получает по 3 загадки и 2 минуты, чтобы ответить на них. Побеждает та команда, которая ответит правильно.

Я был когда-то смолою
Из трещин стволов вытекал
Искрился на солнце корою
И липкой слезой застывал

В диких таежных лесах
В Сибири, в Якутии дальней
Найдены россыпи драгоценных камней
По твердости нет им равных.

Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный этот металл.

Там камень нежный с Урала
Нежным цветом манит
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут…..

В моей Земле богатства скрыты,
Она и золото хранит
И рядом с медью малахиты.
Железо, мрамор и ……

Найдем в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд
Рубин сияет красным цветом, зеленым цветом….

5. Конкурс “Животный мир”

Назовите насекомое: “Я работаю в артели у корней лохматой ели. По буграм тащу бревно, больше плотника оно”. (Муравей)

Какие животные живут в земле, питаются насекомыми-вредителями, но, проделывая ходы в почве, повреждают корни растений? (Кроты)

Это животное обитает в тихих лесных речках с высокими берегами. Питается ветками ивы, осины и березы. Делает под водой хатки. (Бобер)

Кто такой лесной петух? (Глухарь)

Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень)

Каких животных можно спутать со змеями? (Безногих ящериц: веретеница и желтопузик)

Это животное умеет избавляться от блох удивительным образом. Возьмет в зубы клочок шерсти и входит в воду, но не сразу, а осторожно и постепенно, шаг за шагом. Блохи воду не любят, лезут с лап на голову, спину, живот. Животное уже погрузилось в воду, только клочок шерсти в зубах над водой торчит. Блохи перебираются на него, животное выпускает клочок шерсти из зубов, и он со всем блошиным народом уплывает. Что это за млекопитающее? (Лисица)

Какое исцеляющее воздействие оказывают на человека домашние животные? (Общение с домашними животными, птицами, аквариумными рыбками успокаивает, выравнивает давление, понижает влияние стресса. Ученые предполагают, что чувство привязанности и любви к своим питомцам стимулирует образование интерферона – вещества. Активизирующего иммунную систему, а сильные положительные эмоции способствуют выработке эндорфинов – естественных обезболивающих веществ, так называемых “гормонов удовольствия”.)

6. Конкурс “Что в имени моем?”

Каждая команда должна перечислить химические элементы из таблицы Д.И.Менделеева, названные в честь страны, континента, ученых, успехов астрономии. Побеждает та команда, которая перечислит больше элементов.

7. Конкурс “Реакция четверостишия”

Команды записывают уравнения химических реакций на каждое четверостишие.

1. Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И,конечно,водород.

2. Кислота и синий лакмус-
Лакмус сразу станет красным
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный.

3. Кислота и основание
Образуют соль и воду
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.

4. В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла
Без сомненья, соль и воду
Ты получишь, если надо.

8. Конкурс “Экология (охрана окружающей среды)”

1. Какие мероприятия призваны улучшить состояние окружающей среды? Что можете сделать вы школьники для природы? (Сажать деревья, очищать территории от мусора, изготавливать скворечники и кормушки, устанавливать аншлаги, проводить научные исследования, печать статьи в газету)

2. Назовите экологический вид транспорта? (Трамвай, троллейбус, метро, электромобиль)

3. Как вести себя на природе? Чего нельзя делать? (Оставлять после себя мусор, незатушенные костры, ломать и рубить живые деревья, уносить с собой диких животных, цветы в большом количестве, делать надрезы на деревьях, брать березовый сок.)

4. Какие ООПТ (особо охраняемые природные территории), памятники природы находятся на территории Азнакаевского района? (Государственный комплексный природный заказник “Чатыр-Тау”. Памятник природы “Владимирский склон”, Охотничий заказник, малые реки: Старле, Мелля, Ик.)

5. Из каких двух частей состоит заказник “Чатыр-Тау”, расположенный в нашем районе? (Из Чатыр-Тауской и Чеканской.)

6. Какие виды деятельности запрещены на территории заказника? (Распашка земель, Рубки главного пользования, сбор растений, Все виды охоты, проезд автотранспорта, добыча полезных ископаемых.)

7. Назовите охраняемые виды животных в Азнакаевском районе. (Лось, косуля, барсук, кабан, выхухоль европейская.)

8.Как называется единственный в РТ заповедник? (Волжско-камский заповедник.)

Протокол игры для жюри.

Название конкурсов/названия команд
1. “Приветствие”
2.“Кто умнее, быстрее, сообразительнее”
3. “Растительный мир”
4. “Географические загадки –полезные ископаемые”
5. “Животный мир”
6. “Что в имени моем”
7. Реакция четверостишия
8. “Экология”
Итог
Места

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии, географии, истории.

Цель: выявление знаний учащихсяпо биологии,химии, истории и географии.

Задачи:

- проверить знания учащихся;

- повысить интерес к предметам естественного цикла;

- развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность.

Тип мероприятия: интегрированный интеллектуальный турнир по биологии, химии, истории и географии.

Методы: словесные, репродуктивные, интерактивные.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.

Оборудование: трибуныдля игроков, презентация, 3 фломастера, чистые листы бумаги, съемное табло с двусторонними цветными карточками под номерами 1-28. Карточки с одной стороны белого цвета, с другой разной окраски (табло в конце разработки).

ХОД ТУРНИРА:

1. Организационный момент.

Учитель: подводя итоги недели естественных наук, мы решили провести интеллектуальный турнир под названием «Самый умный».

В этом турнире участвуют 9 учеников 8-10 классов. Игру будет оценивать строгое жюри. Победителем игры должен оказаться «самый умный» ученик недели, которого ждет ценный приз.

Итак, мы начинаем!

1 тур:

Ученики по - очереди открывают ячейки на табло и отвечают на вопросы. Каждый вопрос имеет свою категорию и стоимость. После того, как каждый ученик откроет по три ячейки, жюри подводит итоги первого тура. Три ученика, набравшие минимальное количество баллов, выбывают из игры. (Слайд №3)

Биология

География

Вопросы по биологии:

10 баллов: Наука о растениях? (ботаника).

20 баллов: Восстановление организмом утраченных частей тела? (регенерация).

30 баллов: Естественным фильтром организма млекопитающих являются… (почки).

40 баллов: Процесс исторического развития органического мира? (эволюция).

50 баллов: Мягкий, белый известняк, образовавшийся при скоплении раковинок фораминифер? (мел).

60 баллов: Какой отдел головного мозга отвечает за равновесие тела в пространстве? (мозжечок)

70 баллов: Носителем наследственной информации в организме являются? (хромосомы).

Вопросы по химии:

10 баллов: Вода в твердом состоянии? (лед)

20 баллов: Как называются реакции между основанием и кислотой? (нейтрализации).

30 баллов: Вертикальный столбик сходных по свойствам элементов в периодической системе? (группа)

40 баллов: Какие элементы носят названия небесных тел - планет и звезд? (Уран, Гелий, Плутоний, Нептуний).

50 баллов: Один служит на фабрике спичек,

Другой - друг собаки Баскервилей,

Третий - является грозой вампиров. О чем идет речь? (Аллотропные видоизменения фосфора).

60 баллов: Какое свойство активированного угля используют в быту, если его помещают в холодильник? (собирает запахи продуктов, хранящихся в холодильнике).

70 баллов: Какой тип реакции образования воды при горении водорода? (соединение).

Вопросы по истории :

10 баллов: Основатель Казахского ханства? (Жанибек и Керей)

20 баллов: Руководитель самого крупного восстания девятнадцатого века? (Кенесары)

30 баллов: Кто построил мавзолей Ахмеда Ясави? (Тимур)

40 баллов: Кто основал буддизм? (Гаутама)

50 баллов: При каком хане Европа узнала о Казахстане? (Касым-хан)

70 баллов: Чье имя носит Казахский государственный оркестр? (Курмангазы)

Вопросы по географии:

10 баллов: Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли)

20 баллов: Точки пересечения оси вращения Земли с ее поверхностью, где сходятся все земные меридианы? (географические полюса)

30 баллов: Каким прибором измеряют высоту холма? (нивелиром)

40 баллов: Назовите страну, которую по праву можно считать страной гейзеров и вулканов? (Исландия)

50 баллов: Самая высокая вершина Мугоджарских гор? (Большой Бактыбай)

60 баллов: Третья в порядке удаленности от Солнца планета, на которой сочетание благоприятных условий обеспечило возможность появления жизни и развития органического мира? (Земля)

70 баллов: Из каких компонентов состоит внутреннее строение Земли? (Земная кора, мантия, большое и малое ядра).

Жюри подводит итоги 1 тура.

2 тур:

Учитель: Итак, у нас осталось 6 участников. Каждый участник получает по 4 вопроса, цена одного вопроса - 10 баллов. Баллы, полученные в этом туре, суммируются с баллами, которые участники получили в первом туре. Три игрока, набравшие меньше всех баллов, выбывают из игры.

Вопросы 1 участнику :

2. Какой тип реакции между двумя сложными веществами? (обмена)

4. Какую форму имеет Земля? (геоида)

Вопросы 2 участнику:

1. Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе? (хлорофилл)

2. Жидкий металл? (ртуть)

4. Что такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли)

Вопросы 3 участнику:

1. Сколько конечностей у паука? (8)

2. Какие элементы самые активные? (щелочные металлы)

3. Описать герб Казахстана.

4. Чем измеряют скорость ветра? (анимометром)

Вопросы 4 участнику:

1. Сколько органов дыхания у человека? (2)

2. Самый твердый металл? (хром)

3. Описать флаг Казахстана.

4. Море, образованное водорослями? (Саргассово)

Вопросы 5 участнику:

1. Яд, образующийся при курении? (никотин)

2. Вещество, изменяющее скорость химических реакций? (катализатор)

3. Кто написал слова: «Давайте дети учиться»? (Алтынсарин)

Вопросы 6 участнику:

1. Основная единица всего живого? (клетка)

2. Формула алмаза? (С)

3. Город, который оборонялся шесть месяцев против монголов? (Отрар)

4. Комплексная оболочка Земли, где соприкасаются, взаимопроникают и взаимодействуют все оболочки Земли? (географическая оболочка.)

Жюри подводит итоги второго тура. Три участника выбывают.

3 тур:

Учитель: Остается три игрока. В этом туре нужно быстро ответить на вопрос и написать его на бумаге. Кто вперед напишет ответ на вопрос - тот первый выбирает категорию в четвертом туре, кто вторым - выбирает второй, ну, а кто третий - третий.

Вопрос: Как называется биологически активное вещество, регулирующее различные процессы в организме? (гормон)

4 тур:

Участники выбирают категорию (предмет). (Отдельно на магнитной доске вывешивается цвет каждого предмета, а ученикам на трибуны тоже прикрепляется цветная бумага того цвета, предмет которой он выбрал).

На табло 28 ячеек. Каждый предмет имеет определенный цвет. Биология на табло обозначена зеленым цветом, химия - оранжевым, история - красным, география - синим. За 30 секунд участникам открывают табло и они должны запомнить расположение своих ячеек. После этого участники по - очереди называют ячейки и отвечают на вопросы. Если они открывают свою ячейку и правильно отвечают на вопрос, то получают два балла, если открывают ячейку соседей - 3 балла, а общие вопросы (оставшаяся категория) - 1 балл. Кто набирает в этом туре больше баллов - тот и выиграл.

Зеленые ячейки - 1, 6,8,16,20,24,28. Оранжевые ячейки - 4,9,11,14,18,22,26. Красные ячейки - 3,7.12,15,19,23,27. Синие ячейки - 2,5,10,1317,21,25.

Вопросы 4 тура:

1. Сколько хромосом в клетках мозга человека? (46)

2. Самая верхняя и самая твердая оболочка Земли, толщина которой колеблется от 5 до 80? (литосфера)

3. Когда возник Тюркский Каганат? (552год)

4. Раствор аммиака в воде? (нашатырный спирт)

5. Прибор, измеряющий и записывающий колебания земной коры при землетрясениях или искусственных взрывах? (сейсмограф)

6. Как называется процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием света? (фотосинтез)

7. Основатель ислама? (Мухаммед)

8. Многие виды диких животных обладают большой плодовитостью. Почему не происходит резкого увеличения численности этих видов? (саморегуляция)

9. Какая наука изучает соединения углерода? (органика)

10. Нулевой меридиан, получивший название по известной обсерватории в Лондоне, через которую он проходит? (Гринвичский)

11. Явление, при котором химический элемент образует несколько соединений? (аллотропия)

12. Кто инициатор присоединения Казахстана к России? (Абулхаир)

13. Самые древние и самые протяженные горы Европы, которые называются так же, как и полуостров, на котором они расположены? (Скандинавские)

14. Главный компонент любой зубной пасты? (СаСО3)

15. Когда основан Великий Шелковый путь? (второй век до н.э.)

16. К какому классу животных относятся черепахи и крокодилы? (пресмыкающиеся)

17. Самая большая низменность на Земле, занимающая свыше 5 млн. кв. км. Тропиков? (Амазонская)

18. Вещество, замедляющее химическую реакцию? (ингибитор)

19. В каком государстве ислам стал государственной религией? (г.Караханидов)

20. Период господства динозавров? (юрский)

21. Гипотеза дрейфа материков создана…? (Вегенером)

22. В названии, какого элемента спрятаны животные? (мышьяк)

23.В каком году приняты Государственные символы РК? (1992г.)

24. Ученый, который ввел в систематику бинарные названия видов? (К.Линней)

25. Каким прибором измеряют глубину океана? (эколотом)

26. Реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света? (горение)

27. Первый Казахский ученый девятнадцатого века? (Ч.Валиханов)

Подведение итогов турнира: жюри подсчитывает баллы.

Награждение победителей .

Скачать Чтобы скачать материал или !

Внеклассное мероприятие по химии, географии, биологии «КВЕН»

Учитель географии Фёдоровской ОСОШ№1 Бердникова ЕА

Учитель химии Умбетьярова ЕБ

Цель. Активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся по предмету;

2) продолжить развитие коммуникативных умений (подготовка публичного выступления, участие в коллективной деятельности);

3) способствовать повышению творческой активности учащихся;

4) продемонстрировать необходимость химических знаний в повседневной жизни.

Примечание. В игре участвуют команды учащихся 10 классов.

Добрый день, наши дорогие умники и умницы! Добрый день, уважаемое жюри!

Приветствуем вас в нашей интеллектуальном клубе «Клуб всезнаек естественных наук»

Тема нашего заседания: «Интеллект – мой выбор!»

Везде исследуйте всечасно,

что есть велико и прекрасно,

чего еще не видел свет»

М.В. Ломоносов

Пусть эти слова М Ломоносова станут эпиграфом на­шей сегодняшней встречи, а нашим девизом будут вольные интерпретации рус­ской поговорки:

«Плох тот ученик, который не мечтает стать выпускником» и

«Плох тот конкурсант, который не мечтает стать победителем»!

Следить за работой наших эрудитов сегодня будет уважаемое жюри в составе:

Слово для приветствия предоставляется жюри

Хорошо, мы знаем друг друга уже много лет, но теперь еще больше узнаем друг друга. А теперь ответьте на следующие вопросы:

    Встаньте те, кто родился в марте (остальные аплодисменты)

    Подмигните нашему жюри тот, у кого карие глаза

    Погладьте себя по животу тот, кто позавтракал сегодня плотно

    Возьмите соседа за руку тот, кто родился зимой

    У кого есть кошка пусть скажет «Мяу»

    Кто любит собак, пусть хлопнет в ладоши

    Кто имеет интересное увлечение пусть скажет: «Это Я!»

Вот, мы и узнали много интересного друг о друге и надеюсь вы немного расслабились.

Перед вами конверт с буквами — необходимо собрать названия двух стран-

Это и есть названия команд.

Ну, а теперь о правилах конкурса:

Игра будет проходить в несколько основных этапов. Первый — всем знакомая

    Тур — Разминка: «Блеф- конкурс»

Каждой команде задаются вопросы.

«Блеф – игра». Верите ли вы, что …

    благодаря перьям, богатым фосфором, чёрный попугай обладает способностью светиться в темноте? (нет)

    В 19 веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? Ответ. Да.

    у крокодилов жир зелёного цвета? (да)

    Эскимосы сушат мойву и едят её вместо хлеба? (да)

Игроки записывают свои ответы в специальный лист, который им раздают помощники ведущего перед каждым туром. Лист с ответами передают жюри

2 тур «Крестики- нолики»

В игре участвуют все команды. Начерченное игровое поле заполняется по ходу игры. На каждый вопрос можно отвечать только «Да» или «Нет». Лист-отчет получает каждая команда отдельно для того, чтобы заполнить по ходу игры и в конце передать жюри

1 вопрос. Аргентина названа в честь серебра? Ответ. Да.

2 вопрос. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? Ответ. Да.

3 вопрос. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. Ответ. Да.

4 вопрос. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? Ответ. Да.

5 вопрос. Английский король Генрих VIII получил у своих подданных прозвище «старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленоватый оттенок? Ответ. Нет. Генрих VIII подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Нос – самая выступающая часть монеты – становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.

6 вопрос. Гривна – это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? Ответ. Нет, рубли.

7 вопрос. 7. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? Ответ. Да.

8 вопрос. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? Ответ. Да, такой завод есть в Польше.

9 вопрос. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? Ответ. Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того, как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.

10 вопрос. Упадок и распад Римской империи (по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением свинцом. Ответ. Да.

11 вопрос. Некогда в моде было писать приглашения или признания в любви на лепестках цветов. Писали раствором кислоты или щелочи, пользуясь тонким пером или палочкой? Ответ. Да.

12 вопрос. Обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли клубень всплывает? Ответ. Да, обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли, удельный вес которого выше удельного веса картофеля, клубень всплывает.

13 вопрос. При растворении куска сахара-рафинада в стакане с чаем скорость растворения не изменится, если…накрыть стакан крышкой? Ответ. Да, не изменится.

14 вопрос. Способность некоторых веществ («сухого льда», йода, нафталина) переходить при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, называется… сублимация? Ответ. Да.

15 вопрос. Химическое строение вещества отражают архитектурные, а не структурные формулы? Ответ. Нет.

16 вопрос. Толщина человеческого волоса приблизительно составляет 80 микрон (или микрометров). Создаваемая металлургами золотая фольга более чем в 300 раз тоньше человеческого волоса? Ответ. Да.

3 тур. Черный ящик.

На данном слайде расположены пять «черных ящиков». Команды получают одинаковое задание одновременно, и оценивается в этом случае быстрота выполнения задания и его правильность.

1 ящик. Задание.Его родина Мексика. В 1874г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную» Что же за лакомство лежит в ящике?(семечки)

2 ящик. Задание Талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит в ящике?(луковица)

3 ящик.

Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда?

Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая игрушка. В черном ящике №3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.

4 ящик.

Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла.

5 ящик. Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов?(конфеты)

4 тур «Эрудит»

По подсказке угадать

Вопросы первой команде

    В детстве мы читали о нем в известной сказке Андерсена. 5б

    Его звон слышали заблудившиеся путники и находили дорогу 4б

    Оно стало одной из причин гибели экспедиции Скотта к Южному полюсу в 1912 г. Экспедиция осталась без горючего из-за того, что топливо просочилось из запаянных этим веществом баков.3б

    Иногда оно поглядывает на нас из консервной банки. (олово, сказка об оловянном солдатике, колокола делают из оловянной бронзы, «оловянная чума»- переход аллотропных модификаций при низкой температуре в результате олово рассыпается.2б

Вопросы второй команде

1.Этот элемент называют миллионером по числу образованных им соединений.5б

2. история общения человека с этим элементом уходит в доисторические времена. 4б

3.. этот элемент связывает пестрый букет цветов и кусок каменного угля.3б

4.название одной из его аллотропных модификаций происходит от лат. слова, что в переводе означает «твердейший, несокрушимый.2б (углерод)

5 тур. «Три мудреца»(сценка)

Выберите из трёх ответов правильный.

Сценка « Три мудреца»

Джатаки — а)бедные крестьяне, не имеющие скота

Б)Восточный танец

В) лекарственное растение

Тугрик — а)денежная единица Монголии

Б) Национальный костюм

В) музыкальный инструмент

Мимикрия -а) покровительственная окраска

Б) сфера товарного обмена В) ярмарка

Бонсай – А) сады в миниатюре

Б) профессиональные шпионы в Японии

В) восточное блюдо

6 тур «Ума палата»

По классу развешаны буквы. Члены команды перемещаются к букве, которую считают ответом.

1.Какой элемент назван в честь шведского изобретателя и промышленника?

А) Кюрий в) Нильсборий с) Нобелий д)Фермий

2.От чего происходит название химического элемента бор?

А) от названия соснового леса

В) от лат.» белый минерал»

С) от бормашины

Д)от имени датского учёного Н.Бора

3. «-Это ярче глаз Багиры, — сказал Маугли, с восхищением поворачивая камень. Многие люди убивали бы трижды в ночь ради этого красного камня, — заметил Коа.» О какой разновидности минерала корунда идёт речь?

А) Гранат В) Рубин С) Александрит Д) Сердолик

4.Какая кислота является неорганической?

А) уксусная В) Борная С) муравьиная Д) Лимонная

5.Какое слово обозначает не действие, а углеводородный радикал?

А) бузил В) Бутил с) Бурил Д) Будил

6. В какой стране было налажено первое промышленное производство спичек?

А) в Германии В) в Швеции С)в Англии Д) в Дании

7.Какая ядовитая кислота с запахом горького миндаля встречается в растениях, содержится в табачном дыме. Образуется при термическом разложении найлона, полиуретана?

А)плавиковая В) никотиновая С) Синильная Д) винная

8. Какой из известных с древнейших времён металлов не найден в природе в самородном виде?

А)медь В) свинец С) серебро Д) ртуть

9.Кто выложил из цветного стекла мозаичную картину «Полтавская баталия»,украшающую здание Академии наук в Петербурге?

А) Д.Менделеев с учениками

В) М. Ломоносов с учениками

С)Солдаты русской армии под командованием Петра Первого.

Д) Пленные шведы

7 тур «Остроумное решение»

Задание 1 . В 1943 году выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые лауреатов Нобелевской премии – немецких физиков антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ. Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг?

Варианты ответа:

    покрыл их алюминиевой краской;

    растворил в царской водке;

    покрыл слоем шоколада.

Ответ: Н. Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор, прежде всего, нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.

Задание 2 . На Руси мастера литейных дел умели настоять на том, чтобы заказчики на литье колоколов поставляли им в достаточном количестве медь, олово и серебро. Как их использовали?

Ответ: медь и олово шли на колокола, а серебро ухудшало звон колоколов, поэтому литейщики делили его между собой.

Задание 3.

Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанный почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили. А гвозди…

Варианты ответа:

    отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;

    использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;

    Запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.

Ответ: предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.

Задание 4.

Перед сапожником-индийцем упал на землю предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но обжегся. Чем оказался кирпич?

Варианты ответа:

    Обломком самолета;

    Обломком метеорита;

    Куском золота.

Ответ: Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход, на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубах и в трюмах. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый.

8 тур – Кулинарный

Каждой команде выдается меню, в котором все блюда зашифрованы.

Задача команд написать меню.

«Меню» команды 1:

    Этот напиток самый распространенный в мире, родина его Юго-западный Китай. (Чай)

    Какое лакомство обязано своим названием французскому городу Пломбьер. (Пломбир).

    Что в Африке называют негритянским хлебом? (Банан).

    Эту капусту для укрепления здоровья ели по указу императора в XIII веке в Китае. (Морская, повозки, груженые этой водорослью достигали самых отдаленных уголков страны. Вот это забота!)

    Говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку, получила свое название в честь германского города. (Гамбургер, Гамбург).

    В. И. Даль назвал это блюдо итальянскими трубками. (Макароны).

«Меню» команды 2:

    В 875 году в Эфиопии, в провинции Кафа, впервые было обнаружено растение, которое впоследствии стало очень популярно, из-за своих зерен. Из них стали изготавливать бодрящий напиток. Какой? (Кофе)

    Этот напиток, не приправленный молоком, англичане считают «просто отравой». (Чай)

    Этот соус обязан своим названием французскому городу Майон. О каком соусе идет речь? (Майонез).

    Бразильские индейцы называют его «НАНА». Как называем его мы? (Ананас).

    Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом». (Бутерброд)

    Приятель Пушкина граф Шереметьев пожаловался ему, приехав из Парижа: «худо, брат, жить в Париже: есть нечего; … у них не допросишься!..». Чего же ежедневно потребляемого нашими соотечественниками, по словам Шереметьева нельзя допроситься в Париже? (Черного хлеба)

9тур. Числовые величины.

Всего 5 вопросов. Выбрать один ответ из трех предложенных. Каждая команда по 1 вопросу.

    Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем….?

    Атом каждого элемента состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. Масса атома сосредоточена в ядре. Во сколько раз диаметр ядра меньше диаметра атома?

    Если собрать все молекулы, содержащиеся в 1см.куб водорода и расположить все эти молекулы в одну линию, скажем нанизать на нитку, как бусы, то длина этой нитки была бы близка к …..?

    Снежинки образуют шубу планеты – снежный покров. Вес самой снежинки около миллиграмма, редко – 2-3. Представьте, количество снежинок, образующихся на планете за год, уже подсчитано. В одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а по всей Земле -…..?

24

240

Профессор – химик Н.Н. Бекетов работал, когда в кабинет вбежал взволнованный слуга.
Николай Николаевич! В вашей библиотеке воры!
Бекетов поднял голову и удивленно спросил:…
Что спросил Бекетов у слуги?

10 тур «Угадай-ка»

На интерактивную доску выводятся портреты учёных.

По подсказкам определить чей это портрет. За каждую подсказку снижается 1 балл

— 1.Отправился через запад на восток

Совершил 4 плавания к берегам материка, открыл множество островов.

В 1492 г. устремился на всех парусах в Индию, но на пути встала Америка (Колумб)

2.Химией он увлекался с детства. Когда один из опытов привел к сильному взрыву, он был наказан: три дня подряд его ставили в угол. При этом на его шее красовалась черная доска с надписью «Великий химик».

Он был известен не только как незаурядный химик, но и как талантливый ботаник.

В 1861 году он создал теорию строения органических соединений, главные положения которой он изложил в докладе «О химическом строении вещества».(А. Бутлеров)

3. Незнание латыни не позволило ему поступить на медицинский факультет университета и он поступает в Петровскую сельскохозяйственную академию.

Этот ученый обосновал необходимость широкомасштабных исследований дикорастущей флоры для выявления ее генетического богатства.

Коллекция семян, собранных им, находится во Всероссийском институте растениеводства в Санкт-Петербурге, который носит имя ученого.

4. известен как один из величайших путешественников, который провел в 5 экспедициях 11 лет своей жизни.

— Положил начало изучению Центральной Азии.

— Разгадал загадку оз. Лобнор

— Описал предка современных лошадей. (Н. Пржевальский)

Тур «Гонка за лидером».
В течение одной минуты каждой команде необходимо правильно ответить на наибольшее число вопросов из различных областей знаний. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Для первой комнды
1. Спит ли пчела зимой? (Нет)
2. Наука, которая изучает вещества и их превращения. (Химия)
3. Они бывают слоистые, перистые, кучевые (Облака)

4. Кого или что убивает капля никотина? (лошадь)
5. Пресная или морская вода обладает большой электропроводностью (Морская)
6. Движение льда в океане (Дрейф)
7. Массовый сброс листьев у деревьев (Листопад)
8. Какой газ в составе воздуха был открыт первым? (Кислород)
9. Созвездие в форме ковша (Большая Медведица)
10. Животное, у которого орган слуха на ногах (кузнечик)
11. Древнегреческое название янтаря (Электрон)
12. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом (Зимой)
13Массовая доля какого газа в воздухе максимальна (Азота)
14. Река, дважды пересекающая экватор (Конго)
15. Модель Земли (Глобус)
16. Как называют число, показывающее количество атомов в молекуле (Индекс)
17. Зеленый пигмент растений (Хлорофилл)
18. Хобот – это нос или губа (Губа)
19. Переворачивают ли птицы яйца в гнезде (Да)
20. Какой неметалл горит в кислороде синим пламенем? (Сера)

Для второй комнды
21. Что происходит с пчелой после того, как она ужалит (Погибает)
22. Прибор для определения направления ветра (Флюгер)
23. Какая птица насиживает яйца зимой (Клест)
24. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции (Катализаторы)
25. Ученый, основоположник космонавтики (К. Э. Циолковский)
26. Птица, которую называют пернатой кошкой (Сова)
27. Вещества, замедляющие скорость химической реакции (Ингибиторы)
28. Газ, поддерживающий горение (Кислород)
29. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
30. Основатель Московского университета (М.В. Ломоносов).
31. Самый легкий газ (Водород).
32. Животные, спящие с открытыми глазами (Змеи, рыбы)
33. Прибор для ориентации на местности (Компас)
34. Почему весной запрещен промысел пушных зверей (наступает брачный период)
35. Водная оболочка Земли (Гидросфера)
36. Люди, наблюдающие за изменениями погоды. (Синоптики)
37. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету (Фотосинтез).
38. Какую воду иногда называют «живой» (Полученную при таянии льда)
39. Наука, изучающая растения (Ботаника).
40. Назовите аллотропную модификацию кислорода (Озон)

Ведущий: Жюри, вам предлагается оценить находчивость и изобретательность наших команд.

Подведение итогов . Вручение сертификатов на получение оценок «отлично»