Творчество Высоцкого. Владимир Высоцкий: краткая биография

Владимир Высоцкий, биография которого будет представлена в этой статье, - русский поэт, исполнитель и автор песен, актер. Он родился в 1938 году, 25 января, в родильном доме в Москве, находящемся по адресу Щепкина, 61/2.

Родители Высоцкого

Родители будущего поэта - Высоцкий Семен Владимирович и Серегина Нина Максимовна. Они вместе прожили около пяти лет. Отец Владимира познакомился на фронте с другой женщиной и поэтому ушел из семьи. Повторно вышла замуж через некоторое время Нина Максимовна.

У юного Владимира отношения с отчимом с самого начала не заладились. Этот человек не обладал в глазах мальчика никаким авторитетом. Видимо, это стало одной из причин того, что Высоцкий попросил своего родного отца взять его в Германию с собой, куда, как офицера Советской Армии, Семена Владимировича отправили в январе 1947 года на службу.

Жизнь в юные годы

Владимир Высоцкий, биография которого нас интересует, до октября 1949 года жил с отцом и его второй женой, Лихолатовой Евгенией Степановной, в городе Эберсвальде, в военном гарнизоне. Затем семью вернули на родину. Отец отправился на службу в Киев, а его жена и Владимир поселились в Москве, в Большом Каретном переулке, в доме №15. Здесь жила Евгения Степановна со своим первым мужем, который погиб еще в довоенное время.

Высоцкого в седьмом классе освободили по причине нездоровья от занятий физкультурой. Врачи обнаружили в его сердце шумы. Они посоветовали следить родителям Володи, чтобы мальчик вел себя умеренно - прыгал и бегал поменьше.

Компания с Большого Каретного

Вова, начиная с седьмого класса, начал часто прогуливать уроки. Порой в год у него набегало прогулов до месяца. Он посещал Эрмитаж, театр-сад, где выступали известные артисты, а также кинотеатры, расположенные неподалеку: "Москва", "Экран жизни", Метрополь", "Центральный" и др. Шумная компания после посещения этих мест собиралась обычно на квартире Левона Кочаряна, жившего в том же доме, где и Высоцкий, несколькими этажами выше. Здесь приятели играли в карты, слушали музыку, выпивали. По воспоминаниям Марины Влади (жены Владимира Семеновича, о которой мы еще расскажем), впервые Высоцкий попробовал вино в 13 лет в этой компании с Большого Каретного.

Механический факультет

Владимир Высоцкий (биография, составленная нами, лишь вкратце описывает основные события его жизни и творчества) в 1955 году поступил на механический факультет в Инженерно-строительный институт. Но недолго он проучился там - бросил через три месяца обучение, твердо решив поступить в театральное училище.

Учеба в МХАТе

Владимир Высоцкий летом 1956 года подал документы в МХАТ и поступил с первого раза туда, к удивлению своих близких. Помогли посещения драмкружка, руководил которым В.Н. Богомолов. Во время учебы произошло знакомство Владимира Семеновича с девушкой, которая стала его первой женой. Ее звали Иза Жукова. Она училась на третьем курсе, была на год старше Владимира. Знакомство произошло в момент, когда Высоцкого пригласили участвовать в спектакле "Гостиница "Астория" - курсовой работе третьекурсников. Он сыграл в ней бессловесную роль солдата.

Иза Жукова становится первой женой Высоцкого

Владимир Высоцкий песни для театра и кино создаст несколько позже. В это время он был захвачен работой в театре, посещал все репетиции. Довольно быстро, одним словом, он стал своим парнем среди третьекурсников, что было не слишком сложно при его общительном характере. Тогда же произошло близкое знакомство с Изой Жуковой. Он стал встречаться с этой девушкой, а в 1957 году, осенью, уговорил ее окончательно переехать из общежития на Первую Мещанскую к нему. У девушки был лишь небольшой чемоданчик, поэтому особых хлопот молодым этот переезд не доставил.

Свадьба была сыграна лишь в мае следующего года (1958), когда Иза Жукова закончила учебу и получила диплом. По настоянию родителей Высоцкого ее отметили на Большом Каретном.

Иза была к тому времени самостоятельной девушкой, поэтому для нее семейная жизнь не была обременительной. Этого нельзя было сказать про 20-летнего артиста. Даже став семейным человеком, Владимир Высоцкий не изменил старым привычкам и продолжил посещать мужские компании, в которых ему было намного интереснее, чем дома. У молодых на этой почве вскоре начались серьезные ссоры.

Дебют в кино

Дебют в кино Владимира Высоцкого состоялся в 1959 году. В фильме "Сверстницы" Василия Ордынского он сыграл эпизодическую роль студента одного театрального института. Только на несколько секунд появившись в кадре, Владимир произнес лишь одну фразу: "Сундук и корыто".

Первое выступление на эстраде

Владимир Семенович в том же году вышел впервые на эстраду. Он освоил игру на гитаре сразу же после окончания школы и успел к тому времени создать несколько песен собственного сочинения. На сцене студенческого клуба МГУ он исполнил их и имел успех у публики. Правда, все песни спеть Владимир Семенович тогда не сумел, поскольку П. Поспелов, кандидат в члены Политбюро и один из его охранников, потребовал прекратить выступление.

Владимир Высоцкий (биография, фото которого представлены в нашей статье) в июне 1960 года окончил с успехом Школу-студию и столкнулся с проблемой выбора места работы. Ему хотелось по молодости остроты ощущений и новизны, поэтому Высоцкий выбрал Театр им. Пушкина. В то время Борис Равенских, новый режиссер, пришел к его руководству. Он предлагал Владимиру лишь роли в массовке, из-за чего у того начались срывы, и он стал все чаще пропадать из театра.

Песни, спектакли и кино

Певец Владимир Высоцкий, биография которого представлена в этой статье, в творчестве своем отталкивался от традиций отечественного городского романса. В театре на Таганке с 1964 года он участвовал в спектаклях "Пугачев", "Гамлет", "Вишневый сад" и др. Ниже представлена фотография Владимира Семеновича во время исполнения роли в спектакле "Пугачев".

Высоцкий снялся в следующих фильмах: "Вертикаль", "Короткие встречи" и "Место встречи изменить нельзя" (соответственно 1967, 1968 и 1979 год) и др.

Герой Высоцкого

Ему был присущ "лавинный" мощный темперамент. Подлинно трагический герой Владимира Высоцкого - сознающий обреченность, однако не допускающий даже мысли о капитуляции бунтарь-одиночка, сильная личность. Владимир в комических жанрах менял с легкостью социальные маски, добиваясь при этом абсолютной узнаваемости "зарисовок с натуры". В драматических ролях и "серьезных" песнях наружу пробивалась глубинная сила, тоска по справедливости, рвущая душу. Владимир Высоцкий (биография, личная жизнь которого в последующие годы представлены ниже) посмертно, в 1987 году, получил Государственную премию СССР.

Поездка в Краснодарский край

В 1965 году, 4 ноября, состоялась премьера спектакля "Павшие и живые" в театре на Таганке. В том же году кинематограф предложил ему две роли: в фильмах "Стряпуха" и "Наш дом". Для участия в первом в июле-августе отправился в Краснодарский край Владимир Высоцкий. Биография, личная жизнь этого артиста описаны в нашей статье, в которую мы постарались включить наиболее значимые эпизоды, связанные с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. К ним относится и эта поездка, которая была необходима как возможность уйти от домашних проблем хоть на какое-то время. К самой роли Владимир серьезно не относился.

Однако в командировке этой Высоцкий необходимого покоя не нашел. Он вновь запил, и поэтому Кеосаян, режиссер "Стряпухи", дважды вынужден был выгонять его со съемок. Однако это был не первый и не последний режиссер, поступавший подобным образом с Высоцким. Такая же история случилась в начале 1965 года у актера и с А. Тарковским.

Видя, как омут пьянки все глубже засасывает Владимира, близкие и родные привлекли Ю. Любимова на свою сторону. Это был человек, авторитет которого для Высоцкого в те годы был непререкаем. Он уговорил его лечь в больницу.

Брак с Мариной Влади

Владимир Семенович 1 декабря 1970 года зарегистрировал официально свой брак с Мариной Влади. Сразу после церемонии молодожены отправились в путешествие (Одесса-Сухуми-Тбилиси). На 2-й Фрунзенской по приезде в Москву состоялась свадьба. В середине января, не успело еще стихнуть эхо застолья в честь свадьбы, после конфликта с Любимовым, Высоцкий запил вновь и лег в Институт Склифосовского на три дня. Влади, обезумевшая от отчаяния, собрала вещи и отправилась во Францию.

"Гамлет"

Владимир Высоцкий в 1970 году, 24 января, чуть не задушил свою супругу, сорвал дверь, разбил окна. В 1971, 29 ноября, состоялась премьера "Гамлета" в театре на Таганке. Это была постановка Любимова. В роли Гамлета выступил Высоцкий. Эта роль, без сомнения, стала звездной в карьере Владимира Семеновича. Начинались семидесятые - время, впоследствии окрещенное "эпохой Высоцкого". Гамлет сформировал образ Владимира Семеновича как борца с эпохой безвременья, послужил толчком в дальнейших размышлениях о своем месте в мире, выбранном пути, смысле жизни.

Концертная деятельность в 1972 году

Творческая активность Владимира в 1972 году продолжала набирать обороты. От Москвы до Тюмени простираются его концертные маршруты. Залы на всех выступлениях забиты были всегда "под завязку". Очень популярным артистом уже в то время был Высоцкий Владимир Семенович. Биография его может быть дополнена появлением многочисленных песен. Целая серия их выходит из-под его пера. Они стали в народе чрезвычайно популярными. Владимир Высоцкий песни написал и исполнял в то время следующие: "Мы вращаем Землю", "Канатоходец", "В заповеднике", "Гимн шахматной короне", "Мишка Шифман", "Кони привередливые" (это лишь самые известные в народе произведения).

Высоцкий вновь в Институте Склифософского

В 1977 году, 6 апреля, состоялась премьера "Мастера и Маргариты" в театре на Таганке (постановка Любимого). Высоцкий Владимир Семенович, биография которого уже была отмечена в то время успешными работами в театре, должен был исполнить в ней роль Ивана Бездомного. Однако до премьеры ее не довел. В начале апреля его вновь положили в Институт Склифософского, так как функции организма отключились. Одна почка не работала совсем, вторая едва функционировала. Сильно разрушена была печень. Постоянно мучили Высоцкого галлюцинации, у него была частичная отечность мозга, он бредил. Когда Марина Влади вошла в палату, просто не узнал ее Владимир Высоцкий. Биография (краткая) жизни этого человека уже приближается к финалу.

Клиническая смерть Владимира Семеновича

В 1979 году, 25 июля, ровно за год до смерти, Высоцкий пережил клиническую смерть. Он отправился в конце июля на гастроли по всей Средней Азии. Произошла клиническая смерть по вине самого артиста. Когда у Владимира закончились наркотики, он вколол лекарство, используемое для лечения зубов. Высоцкому сразу же стало плохо. Лишь чудом его удалось спасти.

Авария, которую пережил Владимир Высоцкий

Биография и творчество (кратко) последнего года жизни его отмечены следующими событиями. В 1980 году, 1 января, Владимир Семенович попал в аварию (врезался в троллейбус) из-за того, что у артиста закончились наркотики. Сам Владимир Высоцкий (биография краткая не описывает всех подробностей этой истории) почти не пострадал, но попутчиком его повезло меньше: у Янкловича было сотрясение мозга, а у Абдулова сломана рука. Авария, к счастью, произошла напротив больницы, поэтому пострадавших сразу же доставили туда.

Попытка излечения

В 1980 году, 25 января, Высоцкий решился на своем дне рождения попытаться снова вылечиться. Лишь трое гостей были у него на квартире в тот день: Шехтман, Янклович и Оксана Афанасьева. Федотов (врач Высоцкого) рассказывает, что они закрылись с ним на неделю в квартире, находящейся на Малой Грузинской. Врач поставил капельницу Владимиру, что сняло абстинентный синдром. Однако от наркотиков и алкоголя развивается психологическая и физиологическая зависимость. Снять физиологическую они сумели, а вот с психологической было сложнее...

Смерть Высоцкого

В этом же году, 25 июля, у Владимира между 3 и 4.30 ночи остановилась "на фоне инфаркта" сердце. Врач А. Федотов около двух часов ночи сделал Высоцкому укол снотворного, и тот наконец уснул, расположившись в большой комнате на тахте. Федотов пришел со смены измотанный и уставший. Поэтому он прилег ненадолго и уснул примерно в три часа. Проснулся врач от зловещей тишины. Он кинулся к Высоцкому, но было уже поздно. Остановка сердца наступила между тремя часами и половиной пятого. Это был острый инфаркт миокарда, судя по клинике. Так скончался Владимир Высоцкий. Биография его на этом заканчивается, однако память о нем продолжает жить в сердцах многих.

Всенародная любовь

До сих пор спорят о том, кем же Высоцкий был больше - поэтом или актером. Одни утверждают, что стихи и песни его весьма заурядны, и лишь блестящее исполнение их Владимиром Семеновичем делает их настоящими произведениями искусства. Другие считают, что никакие роли его на экране и на сцене не могут по степени таланта и оригинальности сравниться с песнями, которые создал Владимир Высоцкий.

Биография и творчество его вызывают непрекращающийся интерес. Правомерна эта дискуссия, которая, наверное, не закончится никогда, пока будут помнить, смотреть и слушать Владимира Семеновича. Одна сторона творчества его связана неразрывно с другой. Об этом необходимо помнить, когда мы говорим о таком человеке, как Владимир Высоцкий. Песни его представляют собой чаще всего монологи от лица различных персонажей: военных, обывателей, сказочных героев, шпаны... В последние годы он писал в основном от собственного лица. Смешаны лицедейские, актерские, глубоко личностные сущности Владимира Семеновича в его творчестве. Такую же смесь можно найти и в лучших ролях его: на сцене - Гамлет и Галилей, на экране - белогвардейский офицер ("Служили два товарища"), геолог ("Короткие встречи"), радист ("Вертикаль"), Глеб Жеглов ("Место встречи изменить нельзя").

Память Владимира Семеновича

Песни Высоцкого актуальны и популярны и сегодня. Его стиль и манера исполнения породили в нашей стране новый жанр, называемый "русским шансоном". Даже среди величайших личностей русского искусства не пропал, не затерялся Владимир Высоцкий. Это говорит о том, что его творчество и жизнь не были напрасны. Фото памятника, находящегося в Польше, представлено ниже.

На Гоголевском бульваре (Москва) с 1994 года проводится постоянная выставка, на которой представлены любительские и профессиональные фотографии из жизни Владимира Семеновича.

Учреждена в 1997 году ежегодная премия его имени "Своя колея". В 1999 году была осуществлена актерами Таганки постановка спектакля под названием "ВВС" (расшифровывается как Высоцкий Владимир Семенович). В 2013 году вышел фильм о нем - "Спасибо, что живой". В Екатеринбурге находится небоскреб, названный именем Высоцкого (фото представлено ниже).

Итак, мы познакомили вас с таким интересным артистом, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография была описана нами по возможности емко. Однако факты о жизни и творчестве этого человека можно дополнить. Сегодня известно довольно много о таком великом артисте, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография, воспоминания и целые книги о нем были созданы многими его современниками. Например, Анатолий Утевский, друг Высоцкого, которому тот посвятил песню под названием "На Большом Каретном", создал книгу о нем ("И снова на Большом Каретном"). В ней описывается биография Владимира Высоцкого. Краткое содержание ее (в числе прочих источников) было использовано нами при составлении этой статьи.

Здесь описана смерть Высоцкого. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Владимир Семенович Высоцкий
25.01.1938-25.07.1980

Причина смерти

Официально озвученная причина: «острая сердечная недостаточность». Подлинная причина неизвестна, так как вскрытие не проводилось по настоянию родственников. Существует несколько версий, в числе которых асфиксия, острый инфаркт миокарда. Помимо этого в августе - октябре 1980 года проводилось предварительное расследование «О неумышленном убийстве Высоцкого». Показания сотрудника внутренних дел, проводившего расследование приведены на .

В официальной МСС (медицинское свидетельство о смерти), выданное врачом Ильиных, поликлиники №174 г. Москвы, в качестве причины смерти указано: ХИБС и ОСН. (Хроническая ишемическая болезнь сердца и острая сердечная недостаточность). В те года, кстати, довольно непросто было получить МСС без вскрытия для здорового, 42-х летнего мужика (да еще и олимпиада ведь шла!) Потребовалось вмешательство академика Пермякова, чтобы отменить вскрытие и получить МСС в поликлинике.

Дата и место смерти

Владимир Семенович умер на 43 году жизни, 25 июля 1980 года, дома, в своей квартире на Малой Грузинской улице в Москве. Время смерти по разным источникам оценивается как ~ 3:30 ночи.


Возле тела В. Высоцкого слева направо: В. Янклович, В. Туманов, В. Абдулов, сын Туманова — Вадим.

Прощание

28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида и церемония прощания.


Похороны Высоцкого. Видео

Место захоронения

Владимир Семенович Высоцкий похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище . Сейчас рядом с могилой Владимира Высоцкого похоронена его мама — Нина Максимовна Высоцкая.


Могила В. С. Высоцкого. Москва, Ваганьковское кладбище

Подробности

Для более полного погружения в творчество и жизнь Владимира Высоцкого мы рекомендуем прочесть книгу Валерия Перевозчикова «Владимир Высоцкий. Только самые близкие»

В книге до мельчайших деталей восстановлен круг общения Высоцкого. В том числе описаны и те, кто был с Владимиром в финале его яркой жизни.

Так же рекомендуем к прочтению скандально известную книгу последней жены Высоцкого «Владимир, или прерванный полет» . Это произведение представлять вообще не нужно, достаточно сказать, что на презентации в Москве сын Высоцкого публично пообещал засудить Марину Влади за эту книгу. Взгляд на события тех дней от непосредственного участника — всегда бесценно.

Смерть Высоцкого. Обстоятельства.

Отрывок из книги Валерия Перевозчикова «Тайна смертного часа»

В.Янклович: «Мы поехали в Склиф, я разговаривал с Сульповаром и со Стасом Щербаковым… С этого дня, я думаю, в квартире была Нина Максимовна, Володя был уже совсем плох. Он стонал, кричал все время… Все время накачивал себя шампанским…»

А. Федотов: «Бутылки две-три в день выпивал… Шампанское на наркоманов лучше действует…»

Б. А. Медведев: «Это бытовое представление о действии алкоголя на организм наркомана. На самом деле, все - индивидуально…»

Из Рима звонит в последний раз Барбара Немчик - на следующий день она улетает домой, в США:

«23-го днем мы разговаривали по телефону:

Как там у вас дела?

Валера ответил:

Сама не слышишь?

А было слышно - даже в телефон, - как Володя стонал: «А-а! А-а!»

И так - все время?

Все время».

Оксана: «Эти последние дни… В принципе, можно сказать, что Володя находился в состоянии агонии. Последние два дня он вообще не выходил из квартиры. По-моему, он знал, что умрет».

А. Штурмин: «Я приехал на следующий день… Володя был в ужасном состоянии. Ходил, стонал… Вначале меня не узнал. Потом узнал. Обнял.

Никогда в жизни не забуду его напряженное - твердое, как камень, тело. Они все время хотели вывести Володю из этого состояния - шампанским… А Володя все время показывал пальцем - шприц! шприц! А они говорят:

Ничего, ничего… Еще один день, и он выскочит!»

Оксана: «На следующий день я приехала днем…

А Володя стал падать… А все сидели за столом и говорили:

Это при тебе он так выкаблучивается… О-о… Смотри, опять упал… А тебя не было - нормально…

А вечером приехали эти врачи… Федотов все время делал уколы… Седуксен и что-то такое, что делают перед операцией. Но что конкретно, не знаю, - это же можно выяснить…

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 января 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения певца, поэта и актера Владимира Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семена Владимировича Высоцкого (1915-1997) и Нины Максимовны Серегиной (1912-2003). Отец - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. Мать - переводчица с немецкого языка.

В 1941-1943 годах Владимир Высоцкий вместе с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву. Через несколько лет родители Высоцкого развелись.

В 1947-1949 годах вместе с отцом и его второй женой Евгенией Лихалатовой (1918-1988) Высоцкий проживал в городе Эберсвальде (ГДР). В 1949 году все вместе вернулись в Москву, проживали в доме в Большом Каретном переулке.

С 1953 году Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя под руководством Владимира Богомолова.

В 1955 году поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (ныне - Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет), однако отчислился по собственному желанию, до сдачи экзаменов.

В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского).

Театр

В 1959 году дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле "Преступление и наказание" в роли Порфирия Петровича. После окончания Школы-студии МХАТ был принят в труппу Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где работал с перерывами до 1964 года. Был занят в основном в эпизодических ролях. В 1962 году несколько месяцев играл в Московском театре миниатюр (ныне - "Театр Эрмитаж").

В 1964-1980 годах - актер Московского театра драмы и комедии на Таганке (ныне - Московский театр на Таганке). Был задействован в постановках художественного руководителя театра Юрия Любимова: "Герой нашего времени" по роману Михаила Лермонтова, "Антимиры" и "Берегите ваши лица" по произведениям Андрея Вознесенского, "Десять дней, которые потрясли мир" по произведению Джона Рида, "Павшие и живые" на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, "Добрый человек из Сезуана" и "Жизнь Галилея" по пьесам Бертольта Брехта, "Послушайте!" по произведениям Владимира Маяковского, "Пугачев" по драматической поэме Сергея Есенина, "Преступление и наказание" по роману Федора Достоевского.

Наиболее известная роль - Гамлет в одноименном спектакле Любимова по трагедии Уильяма Шекспира. Песни Высоцкого звучали в десяти постановках Театра на Таганке.

Высоцкий участвовал в записи 11 радиоспектаклей. В их числе: "Альта - пароль срочного вызова" по пьесе Сергея Демкина и Тома Фетисова "Красная капелла" (1970), "За Быстрянским лесом" по роману Василия Шукшина "Любавины" (1971), "Мартин Иден" по роману Джека Лондона (1976), "Алиса в Стране чудес" по сказке Льюиса Кэрролла (1976), "Каменный гость" по пьесе Александра Пушкина (1978) и др.

Кинематограф

Высоцкий дебютировал в кино в эпизодической роли студента Пети в мелодраме Василия Ордынского "Сверстницы" (1959).

Всесоюзную известность Высоцкому принесла роль радиста Володи в драме Станислава Говорухина и Бориса Дурова "Вертикаль" (1966), в которой прозвучали пять его авторских песен, в том числе "Песня о друге" и "Вершина".

Среди других киноработ: геолог Максим в мелодраме "Короткие встречи" (1967, режиссер Кира Муратова), Бродский (Воронов) в экранизации пьесы Льва Славина "Интервенция" (1968, Геннадий Полока; выход на экраны - 1987), поручик Александр Брусенцов в военной драме "Служили два товарища" (1968, Евгений Карелов), Николай фон Корен в драме "Плохой хороший человек" по повести Антона Чехова "Дуэль" (1973, Иосиф Хейфиц), Ибрагим Ганнибал в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" по мотивам исторического романа Александра Пушкина "Арап Петра Великого" (1976, Александр Митта).

Особую популярность Высоцкий завоевал, сыграв капитана милиции Глеба Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия" (1979, Станислав Говорухин).

В общей сложности Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было написано около 130 песен для кинолент, хотя многие из них в картины не вошли.

Последней актерской работой стала роль Дон Гуана в телефильме "Маленькие трагедии" по произведениям Александра Пушкина (1979, Михаил Швейцер).

Музыкальное и литературное творчество

Высоцкий был широко известен в качестве исполнителя собственных сочинений под русскую семиструнную гитару. Обладал уникальным тембром голоса.

В 1961 году написал первую песню - "Татуировка".

В 1963 году начал записывать музыку в студии. С середины 1960-х вел концертную деятельность - сначала в составе группы артистов Театра на Таганке, затем - сольно. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни "Восток".

Творчество Высоцкого отличалось разнообразием песенной тематики. Для раннего периода была свойственна опора на традиции городского романса. Высоцкий писал вариации на "дворовые", "блатные" темы ("Я в деле, и со мною нож...", "Тот, кто раньше с нею был", "За меня невеста отрыдает честно", "Ребята, напишите мне письмо" и др.).

Затем в его репертуар вошли военные ("Штрафные батальоны", "Песня о звездах", "Все ушли на фронт", "Братские могилы", "Он не вернулся из боя", "Письмо" и др.), лирические ("Дом хрустальный", "Белый вальс", "Мне каждый вечер зажигают свечи…", "Здесь лапы у елей дрожат на весу…", "Баллада о Любви" и др.) и философские композиции ("Кони привередливые", "Баллада о Времени", "О фатальных датах и цифрах", "Бег иноходца", "Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи" и др.).

Он также исполнял песни про спорт ("Профессионалы", "Песня о сентиментальном боксере", "Марафон", "Вратарь" и др.), шуточные и сатирические ("Песенка о слухах", "Жертва телевидения", "Про Джеймса Бонда, агента 007", "Бал-маскарад", "Инструкция перед поездкой за рубеж, или полчаса в месткоме" и др.). В ряде песен были использованы сказочные мотивы: "Про дикого вепря", "Песня-сказка о нечисти", "Песня-сказка про джинна", "В далеком созвездии Тау Кита" и др.

В общей сложности Высоцкий написал более 600 песен. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (небольших грампластинок) с различными записями, а также экспортная пластинка "Владимир Высоцкий поет свои песни" (1978). Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х состоялись несколько зарубежных выступлений. По оценкам исследователей, в общей сложности он дал около 1 тыс. 500 концертов.

Высоцкий написал несколько прозаических произведений. В их числе: повесть "Дельфины и психи" (1968, первая публикация в СССР - 1989), "Роман о девочках" (1977, первая публикация в СССР - 1988), киносценарий "Венские каникулы" (1979, совместно с Эдуардом Володарским) и др. Во второй половине 1970-х в соавторстве с Леонидом Мончинским работал над романом "Черная свеча" (первая публикация в РФ - 1992).

В 1975 году в литературно-художественном альманахе "День поэзии" было размещено стихотворение Высоцкого "Ожидание длилось, а проводы были недолги", ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.

22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съемка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР - для передачи "Кинопанорама". Однако запись была показана в эфире под названием "Владимир Высоцкий. Монолог" лишь в 1987 году.

Первый сборник поэтических произведений Высоцкого - "Нерв" - вышел в московском издательстве "Современник" в 1981 году уже после смерти автора.

Высоцкий являлся одним из наиболее известных исполнителей Советского Союза. Его творчество получило всенародное признание.

Смерть, похороны

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в Москве в возрасте 42 лет. По настоянию родственников вскрытие тела не проводилось. Вследствие этого существуют разные версии причины его смерти. Называются, в частности, сердечная недостаточность и асфиксия из-за приема большой дозы седативных препаратов.

Высоцкий умер во время проведения в Москве XX летних Олимпийских игр (19 июля - 3 августа), из-за этого информация о его кончине почти отсутствовала в печати (были опубликованы два сообщения в "Вечерней Москве" и некролог в "Советской культуре"). Однако вскоре эта новость распространилась в столице и других городах.

28 июля 1980 года в Театре на Таганке прошли гражданская панихида и прощание с Высоцким. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище. В последний путь артиста провожали 40 тыс. человек. Очередь за траурной процессией от Театра на Таганке до кладбища растянулась на 10 км.

Семья

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая супруга - народная артистка РФ Изольда Жукова (род. 1937), вторая - актриса Людмила Абрамова (род. 1939), третья - французская актриса русского происхождения Марина Влади (род. 1938). От второго брака имел сыновей Аркадия (род. 1962; сценарист) и Никиту (род. 1964; актер и режиссер, директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке").

Признание, память

Заслуженный артист РСФСР (1986; посмертно). Был отмечен Государственной премией СССР (1987, посмертно; "за создание образа капитана Глеба Георгиевича Жеглова в телесериале "Место встречи изменить нельзя" производства Одесской киностудии и исполнение авторских песен").

В 1974 году на Фестивале наций в Таормине (Италия) Высоцкому был присужден приз "Харибда" за лучшее исполнение мужской роли (Николай фон Корен в фильме "Плохой хороший человек").

В 1981 году за роль Глеба Жеглова Высоцкий был посмертно отмечен призом жюри XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс, Литовская ССР, ныне - Литва), в 1998 году - премией Министерства внутренних дел РФ.

С 1996 года действует благотворительный Фонд Владимира Высоцкого. В 1997 году данная организация совместно с Министерством культуры и комитетом по культуре Москвы учредила премию "Своя колея" имени Владимира Высоцкого. Ее вручают "людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню Владимир Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии".

В Москве работает Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке". В Екатеринбурге расположен музей Высоцкого, в Норильске - культурно-досуговый центр имени Высоцкого.

Имя Высоцкого носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Красноярске и др. российских городах, а также в Одессе (Украина), Самарканде (Узбекистан), Астане (Казахстан) и Софии (Болгария). В его честь назван бульвар в Киеве (Украина).

Памятники Высоцкому и его бюсты установлены в десятках российских городов, а также в Мелитополе и Мариуполе (Украина), Выршеце (Болгария), Подгорице (Черногория). В песне Высоцкого "У меня было сорок фамилий…" (1964) есть строчка "…не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот". В 1995 году у Петровских ворот в Москве был установлен памятник Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова.

Имя "Владимир Высоцкий" присвоено одному из самолетов Airbus A330 авиакомпании "Аэрофлот".

В честь Высоцкого назван астероид главного пояса 2374 Vladvysotskij.

В 1998, 2003, 2008 и 2013 годах Московский монетный двор выпускал в обращение памятные монеты, посвященные Высоцкому. 23 января 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету достоинством 25 рублей "Творчество Владимира Высоцкого".

Жизни и творчеству поэта и актера посвящены многочисленные книги и документальные фильмы. Его образ был воссоздан в художественном фильме Петра Буслова "Высоцкий. Спасибо, что живой" (2011; роль Владимира Высоцкого исполнил народный артист РФ Сергей Безруков).

По мотивам книги Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского "Черная свеча" снят художественный фильм "Фартовый" (2006, режиссер Владимир Яканин).

Биография Высоцкого и его творчество волнуют сердца людей до сих пор, хотя культовый актер и автор-исполнитель песен давно ушел из жизни. Как начинался его звездный путь и почему так рано прервался?

Биография Высоцкого. Краткое содержание. Детство и юность

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году. Отец маленького Володи во время Второй мировой войны дослужился при штабе военной связи до звания полковника. Мальчик был похож на своего отца не только внешне, но и даже голосом. Мать - Нина Максимовна - по профессии была переводчиком-референтом. К сожалению, спустя два года после войны родители будущего актера развелись.

После войны Владимир со своей матерью продолжал жить в московской коммуналке, денег катастрофически не хватало. Когда отец предложил поехать с его новой женой - Евгенией - в Германию к месту службы, мать отпустила Володю. Именно в Германии Владимир Высоцкий, биография краткая которого так или иначе связана с музыкой, начал приобщаться к искусству игры на фортепиано.

Евгения Степановна Высоцкая сумела стать мальчику больше, чем просто мачехой. Она приняла на себя заботы о нем и была близким человеком поэту и актеру до конца его дней. В знак своего особенного уважения ко второй матери Владимир Высоцкий крестился в армянской церкви (Евгения была армянкой).

Инженерно-строительный институт

Биография Высоцкого - яркое подтверждение тому, что актер был с детства непоседливым. Он остро чувствовал несправедливость, поэтому часто ввязывался в драки. Был нежно привязан к своим родным и близким. Высоцкий обожал читать отечественную и мировую литературу. В 15 лет даже посещал драматический кружок под руководством актера В. Богомолова. Но нужно было определяться с будущей профессией, а строгий отец ничего слышать не хотел о театральном институте. Так Владимир Высоцкий попал в 17 лет в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева на механический факультет.

Полгода Владимир пытался справиться с институтской программой. Близилась первая сессия, нужно было срочно выполнить чертежи, без которых о допуске к экзаменам не могло быть и речи. Промучившись со своим другом до полуночи, Высоцкий намеренно испортил свой чертеж и заявил, что «это не его занятие». Зная, что у него есть еще полгода, чтобы подготовиться для поступления в театральный вуз, Высоцкий приступил к подбору репертуара.

Начало актерской деятельности

Школа-студия МХАТ - вот куда поступил в 1956 г. Высоцкий. Биография его как артиста только начиналась. Одним из педагогов будущего актера был Павел Массальский - известный советский актер.

Первой театральной ролью Владимира стала роль Порфирия Петровича - персонажа из студенческого спектакля «Преступление и наказание». В 21 год, незадолго до окончания школы-студии, Высоцкий получил свою первую роль в кино. Он был задействован в эпизоде фильма «Сверстницы» Василия Ордынского.

Затем Владимир поступил на службу в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Но за 4 года работы там он не получил ни одной главной роли. Довольствоваться малым - это не то, к чему стремился Высоцкий, биография актера - яркое тому подтверждение. Поэтому он уходит из Пушкинского театра и переходит на службу в театр на Таганке. Ему было 26 лет. А через три года Высоцкий сыграл главную роль в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль», и о нем заговорил весь Советский Союз не только как об актере, но и как об авторе-исполнителе.

Высоцкий: краткая биография и творчество. Высоцкий - поэт

Именно после выхода на экраны «Вертикали» стал широко известен талант Высоцкого как барда. Пять песен его авторства прозвучали в фильме (знаменитая «Песня о друге», «Вершина»), а затем были выпущены отдельной пластинкой.

Высоцкий, биография краткая которого не может обойтись без упоминания о его поэтическом даре, писал стихотворения еще со школы. Но в 60-х Владимир начал пробовать перекладывать свои стихи на музыку, так стали появляться его первые песни.

Вначале ему близка была так называемая «блатная» тематика. Это довольно странно, ведь как выходец из хорошей семьи, Владимир Высоцкий никак не пересекался с представителями блатного мира.

В конечном итоге актер оставил после себя 200 стихотворений и 600 песен. Он даже написал поэму для детей. Поскольку в его песнях главенствующую роль играли все-таки тексты, то можно считать, что из-под пера Высоцкого вышло около 800 поэтических произведений.

Музыкальный талант Высоцкого

Гитару Владимир взял в руки не сразу. Он умел играть на рояле, аккордеоне, а потом начал выстукивать о корпус гитары ритмы и напевать под них свои стихи или чужие. Так появились первые песни Высоцкого. Биография автора-исполнителя после триумфа в «Вершине» стала пополняться новыми кинопроектами, к которым он писал саундтреки.

Хотя Высоцкого сразу причислили к бардам, знатоки музыкального искусства могут подтвердить, что манеру его исполнения не вполне можно считать бардовской. Сам же Владимир Высоцкий категорично был против такой классификации своего творчества. Из его многочисленных интервью понятно, что он «к ним не хочет никакого отношения иметь».

Темы, которые автор-исполнитель затрагивал в своем песенном творчестве, пестрят разнообразием: это и политика, и любовная лирика; песни о дружбе («Если друг оказался вдруг»), о человеческих отношениях; о смелости и упорстве («Вершина»). И даже шуточные рассказы от первого лица об неодушевленных предметах («Песня микрофона») встречаются в его репертуаре.

Кинокарьера

Высоцкий, биография и творчество которого широко известны не только в пределах бывшего СССР, но и за его границей, сыграл не так много главных ролей в кино. Фактически до 30 лет он играл в эпизодах или персонажей второго плана.

Впервые в к/ф «Вертикаль» Владимиру досталась одна из главных ролей. Затем последовала мелодрама «Короткие встречи», где в тандеме с Ниной Руслановой и Кирой Муратовой Высоцкий становится центральным героем любовного треугольника.

Затем были и другие примечательные персонажи: Бродский из трагикомедии «Интервенция», Иван Рябой из «Хозяина тайги», Жорж Бенгальский из «Опасных гастролей», Ибрагим Ганнибал из «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил». Но самая колоритная и яркая роль должна была быть сыграна намного позже - в 1979 г.

«Место встречи изменить нельзя»

Венцом актерской карьеры Высоцкого по праву может считаться легендарный Глеб Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Культовым стал не только персонаж, но и сам фильм в целом. Тексты, озвучиваемые актерами, превратились в афоризмы. А образ Жеглова, если быть внимательными, до сих пор просматривается во многих героях современных фильмов об уголовном розыске.

Примечательно, что после выхода в свет романа братьев Вайнеров (по которому был снят фильм), Высоцкий лично пришел к ним в гости и поставил перед фактом, что если будет сниматься кино - он исполнит роль Жеглова.

Однако когда закрутилась кутерьма вокруг нового романа Вайнеров, и Станислав Говорухин уже утвердил Высоцкого на роль, по воспоминаниям режиссера, Владимир приехал к нему и попросил найти кого-нибудь другого: актер признался, что не может терять время, поскольку ему «недолго осталось». Творческая биография Высоцкого близилась к концу. Владимир понимал это и хотел оставить после себя больше песен и стихотворений. Но Говорухин уговорил его, и съемки начались.

Так советский кинематограф обрел нового колоритного героя - принципиального и решительного Глеба Жеглова.

Режиссерский опыт Высоцкого

Биография Высоцкого включает в себя случаи, когда актер выступал в качестве сценариста («Знаки Зодиака», «Венские каникулы»), но в качестве режиссера он не снял ни одного фильма. Хотя был в его жизни случай, когда ему удалось проявить себя в режиссерской ипостаси - во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя».

Владимир имеет прямое отношение к тому, что в фильме появился персонаж Станислава Садальского - «Кирпич». В романе братьев Вайнеров шепелявого карманника не было. Этот образ был создан в процессе съемок после соответствующего предложения Владимира.

По не зависящим от него причинам режиссеру картины - Станиславу Говорухину - приходилось отлучаться со съемочной площадки. В такие моменты он оставлял Высоцкого руководить процессом. В частности, сцена допроса подозреваемого Груздева была полностью поставлена актером.

Первый брак

Биография Высоцкого - яркая и насыщенная - конечно, не могла обойтись без женщин. Актер рано женился в первый раз - в 22 года - на Изе Жуковой, с которой вместе учился в МХАТе. Она была немного старше его - третьекурсницей. Более того, за плечами Изы был уже один брак.

Владимир познакомился с девушкой во время участия в совместном студенческом спектакле. Фактически с 1957 г. они жили вместе. Свадьбу сыграли, когда оба получили на руки дипломы.

Но как в любом раннем браке, супруги не рассчитали свои силы, точнее, Владимир не рассчитал. Он был молод, его по-прежнему тянуло в шумные компании с посиделками до утра и выпивкой. Иза, напротив, рассчитывала на домашний уют и тихую семейную жизнь. Так началась череда нескончаемых ссор.

Они не прожили вместе и четырех лет. Развод оформили не сразу. Поскольку Изольда носила фамилию Высоцкая, то внебрачного своего сына, который появился уже после их расставания с актером, записала под фамилией Владимира.

Второй брак

Студенческим браком Высоцкого не закончилась его семейная биография. О Высоцком с некой долей горечи вспоминает его вторая жена - Людмила Абрамова, которая подарила, кстати, ему двоих сыновей.

С Людмилой Владимир познакомился в Питере во время съемок «713-й просит посадку» в 1961 г. Высоцкий еще официально состоял в браке с Изольдой Жуковой, а Абрамова в 1962 г. уже родила ему первого сына - Аркадия. Через два года на свет появился Никита. Вся семья жила в одной квартире вместе с матерью Владимира - Ниной Максимовной.

Но и этот брак более пяти лет не продержался. В 1970 г. был официально оформлен развод, а у Высоцкого появилась новая возлюбленная.

Третий брак с Мариной Влади

Однажды известная французская актриса Марина Влади увидела, как на сцене театра на Таганке в одном из спектаклей играет Высоцкий. Биография, личная жизнь этих людей после встречи в 1967 г. резко изменилась.

Роман Марины Влади и Высоцкого - один из самых обсуждаемых и известных. Марину Влади - мировую знаменитость - поражало то, с какой самоуверенностью Владимир добивался ее. В 1970 г. оборона рухнула, и Влади стала женой актера. Но семейной жизни в полном смысле этого слова у них не получилось. Главная сложность - это «железный занавес», который не позволял супругам видеться тогда, когда они того желали.

Марина Влади сделала очень много для карьеры своего любимого мужчины. Она добивалась того, чтобы его стихотворения издавались за границей, даже организовала Высоцкому музыкальный тур по Америке и Европе. Но уже тогда Владимир страдал от алкогольной зависимости, немного позже - от наркотической. Поэтому Марине пришлось столкнуться не только с положительными чертами характера мужа, но и с очень тяжелыми испытаниями.

Смерть

Примечательно, что непосредственно перед смертью Высоцкий собирался расстаться с Мариной, которая 12 лет ради него терпела неудобства, жертвовала карьерой и т. д. Когда актеру было 40 лет, он увлекся восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой. Марина Влади находилась во Франции и всё еще считала себя его женой, в то время как Владимир уже купил обручальные кольца и договорился со священником, который должен был обвенчать его и Оксану. Но этого не произошло - 25 июля 1980 года он умер от инфаркта миокарда.

Начиная с 60-х гг., страдал от алкоголизма Высоцкий. Биография, фото популярного актера и исполнителя становились все более востребованными, а его «внутреннее беспокойство» вместе с тем росло. Высоцкий был очень эмоциональным человеком, у него было много страхов, частично он страдал от нереализованности, а алкоголь был способом заглушить всё, что не хотелось показывать другим людям.

Неоднократно у актера отказывали почки и возникали серьезные проблемы с сердцем, однажды он перенес клиническую смерть. Врачи спасали Владимира с помощью морфия и амфетамина. Высоцкий и сам понимал, что с алкоголем нужно завязывать. Но, не найдя в себе силы отказаться от этанолсодержащих напитков, он нашел им замену - наркотики. Достоверно известно, что к 39 годам Высоцкий начал делать уколы себе регулярно.

Многочисленные походы по больницам так и не помогли. Врачи отмечали, что у Владимира была психологическая потребность в стимулирующих веществах, поэтому лечение не было продуктивным.

Вскрытие после смерти Владимира Высоцкого не производилось. Врач Анатолий Федотов, который в момент смерти находился рядом с актером, предположил, что его убил инфаркт миокарда.

На похороны Высоцкого собралось так много народа, что Марина Влади невольно сравнила процессию с «королевской». Несмотря на свои пагубные пристрастия, Владимиру Высоцкому удалось завоевать народную любовь.

Главный секрет обаяния Высоцкого-личности, а также его творчества - в полнейшей искренности автора. По опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2010 г., современные россияне считают Высоцкого личностью, которая стоит на пьедестале кумиров сразу после Юрия Гагарина. И это имя уже не вычеркнуть из истории отечественной культуры.

Сочинение

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях. Так кто же он актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: “Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, – может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет. ” Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать.

Свой жанр на эстраде он чаще всего называл – авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские.

Позднее он стал писать о войне и о более философских темах.

В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: “Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером…

Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы “довоевываем” в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали.

* Я этот небесный квадрат не покину.
* Мне цифры сейчас не важны,
* Сегодня мой друг защищает мне спину,
* А значит и шансы равны.

(”Песня летчика”) Это не песни ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях.

* Война ж совсем не фейерверк,
* А просто трудная работа,
* Когда черна от пота, вверх
* Скользит по пахоте пехота.

Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… ” Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей – эпизодические.

В фильме “Служили два товарища” роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них.

По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.

Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

На концертах он часто пел песни о спорте.

Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, занимался просто так, – боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.

Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в “Спортлото” их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть “Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел) ” или тоже шуточная песня-продолжение “Песня о сентиментальном боксере”. Есть песня “Профессионалы”, которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.

* … Профессионалам, отчаянным малым,
* Игра-лотерея, кому повезет.
* Играют с партнером как бык с матадором,
* Хоть, кажется, принято наоборот.

Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней – для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая “Утренняя гимнастика”, такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.

* ” Вдох глубокий, руки шире,
* Не спешите – три, четыре!
* Бодрость духа, грация и пластика!
* Общеукрепляющая,
* Утром отрезвляющая,
* Если жив пока еще, – гимнастика!
* Если вы уже устали
* Сели-встали, сели-встали,
* Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
* Главный академик Иоффе
* Доказал: коньяк и кофе
* Вам заменит спорта профилактика.

“Песенка про прыгуна в длину” посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются, – и у него рекорды не засчитываются.

* ” Что случилось, почему кричат?
* Почему мой тренер завопил?
* Просто-восемь сорок результат,
* Правда, за черту переступил.
* Ой, приходится до дна ее испить.
* Чашу с ядом вместо кубка я беру.
* Стоит только за черту переступить
* Превращаюсь в человека-кенгуру.

“Песня о штангисте”-это не шуточная песня- она “лирикокомедийная”. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:

* Пытаются противники
* Рекорды повторить,
* Но я такой спортивненький,
* Что страшно говорить.
* Но затем передумал и песня получилась более серьезной:
* … Не отмечен грацией мустанга,
* Скован я, в движениях не скор.
* Штанга, перегруженная штанга
* Вечный мой соперник и партнер.
* Такую неподъемную громаду
* Врагу не пожелаю своему
* Я подхожу к тяжелому снаряду
* С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
* Мы оба с ним как будто из металла,
* Но только он – действительно, металл.

А я так долго шел до пьедестала, Что вмятины в помосте протоптал. ” В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню “Честь шахматной короны” в две серии: первая-”Подготовка”, а вторая-”Игра”. Песня получилась полуфантастическая и шуточная.

* … И в буфете, для других закрытом,
* Повар успокоил: “Не робей!
* Ты с таким прекрасным аппетитом
* Враз проглотишь всех его коней!
* Ход за мной – что делать?!
* Надо, Сева,
* Наугад, как ночью по тайге…
* Помню-всех главнее королева:
* Ходит взад-вперед и вправо-влево,
* Ну а кони вроде буквой “Г”.

Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма “Вертикаль”. Они довольно-таки серьезны. “Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, – они ни к чему хорошему не приведут. “- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью.
Все знают, что Высоцкий писал песни как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма “Вертикаль”. Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.

* … Лучше гор могут быть только горы,
* На которых еще не бывал.

Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.

* Здесь вам не равнина, здесь климат иной
* Идут лавины одна за одной,

В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: “Меня пригасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет “скорой помощи”, которые могли бы тебя спасти или выручить. “

* В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,
* Надеемся только на крепость рук,
* На руки друга и вбитый крюк
* И молимся, чтобы страховка не подвела.

Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях “Человек за бортом” и “Спасите наши души” он это отразил.

* Был шторм-канаты рвали кожу с рук,
* И якорная цепь визжала чертом,
* Пел песню ветер грубую-и вдруг
* Раздался голос: “Человек за бортом!
* И сразу-”Полный назад! Стоп машина!
* На воду шлюпки, помочь
* Вытащить сукина сына
* Или, там, сукину дочь!
* Я пожалел, что обречен шагать
* По суше, -значит, мне не ждать подмоги
* Никто меня не бросится спасать,
* И не объявят шлюпочной тревоги.
* А скажут: “Полный вперед! Ветер в спину!
* Будем в порту по часам.
* Так ему, сукину сыну,
* Пусть выбирается сам!
* (1969г.)

Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого-это особая категория душевных песен.

* Только снова назад обращаются взоры
* Цепко держит земля, все и так и не так.
* Почему слишком долго не сходятся створы,
* Почему слишком часто моргает маяк?!

Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить “Балладу о покинутом корабле”, “Упрямо стремлюсь я ко дну… ” и “Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты… “, посвященную экипажу теплохода “Шота Руставели”, на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали.