Тема: Гласные звуки и их классификации.

Гласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика.

Эта классификация дана для изолированной позиции звуков. Изолированные звуки необходимы для того, чтобы выявить индивидуальные физиологические свойства, отличающие из друг от друга.

Гласные – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

При произношении гласных звуков работают 2 активных органа: язык и губы. Гласные звуки выделяют по трем признакам:

1. По участию-неучастию губ гласные звуки делятся на лабиализованные и нелабиализованные. Лабиализованных звуков 2 – у, о. При их произношении губы вытягиваются в трубочку (при о – шире, у – уже), сквозь нее проходит воздушная струя. При произнесении нелабиализованных звуков губы растягиваются. Таких звуков 4 (и, ы, э, а)

2. По степени подъема языка к верхнему небу выделяют 3 степени подъема (движение языка по вертикали):

Верхнего подъема (узкое раскрытие рта). Это гласные и, ы, у. Язык максимально приближен к верхнему небу.

Среднего подъема (среднее раскрытие рта). Язык занимает срединное положение. Это гласные э, о.

Нижнего подъема (широкое раскрытие рта). Язык находится на дне ротовой полости. Это гласный а.

3. С учетом движения языка по горизонтали выделяют 3 ряда:

Переднего ряда. При произнесении этих звуков язык продвигается вперед. Это звуки и, е.

Среднего ряда. При произнесении этих звуков тело языка отодвигается в срединную область рта. Это звуки ы, а.

Заднего ряда. Тело языка отодвигается назад. Это звуки у, о.

Согласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика.

Согласные – это звуки речи, состоящие или из шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

Таблица артикуляции согласных звуков.

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Среднеязычные Заднеязычные
зубные Нёбно-зубные
шумные взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
фрикативные (щелевые) в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ х х’
аффрикаты ц ч’
сонорные смычно-проходные боковые л л’
носовые м м’ н н’
дрожащие р р’
фрикативные (щелевые) J’

Понятие фонемы.

Русской науке принадлежит приоритет первой формулировки теории фонем и введения этого термина в лингвистический обиход с 80-хгг XIXв. Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работали И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и Н.В. Крушевский (1851-1887). Этими учеными (особенно Бодуэном де Куртенэ) были разработаны основные положения о фонемах как компонентах морфем, о многообразии звуков, объединяемых в одну фонему – «общее представление о звуке», об изменениях (дивергенции) и чередовании (альтернациях) фонем. Хотя психологические объяснения Бодуэна не могут быть приняты, но его лингвистические анализы заложили прочный фундамент фонологии.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные, как уже было отмечено, чисто тоновые звуки, без какого-либо призвука шума. Источником звука при произнесении гласных выступают колебания голосовых связок. Проходя через глотку или носовую полость, голос приобретает особый тембр. В надгортанных полостях и возникают различия между гласными звуками. Эти различия обусловлены изменениями в объеме и форме полостей-резонаторов. Говорящий достигает таких трансформаций движением губ, языка и подвижной нижней челюсти.

Классификация гласных основана на трех признаках:

1) участие губ;

2) степень подъема языка по вертикали по отношению к нёбу;

3) степень продвинутости языка вперед или назад по горизонтали.

В русском литературном языке всего шесть гласных звуков, которые можно произнести изолированно, вне слова или слога: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные – от лат. labium «губа») и неогубленные (нелабиализованные). К лабиализованным относят звуки [о] и [у], причем степень лабиализованности [у] выше. Остальные гласные – нелабиализованные.

По степени подъема языка различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] , при образовании которых язык занимает крайнее верхнее положение; гласные среднего подъема [э], [о] , при образовании которых язык почти не сдвигается с исходной позиции, и гласный нижнего подъема [а] , при образовании которого язык и нижняя челюсть занимают крайне нижнее положение.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад выделяют гласные переднего ряда [и], [э], при образовании которых язык выдвигается вперед, приподнимается его передняя часть; гласные среднего ряда [ы], [а], при образовании которых язык незначительно подается вперед, приподнимается средней частью при образовании [ы], либо лежит плоско при образовании [а] ; гласные заднего ряда - [о] и [у] – образуются путем приподнимания задней части языка к заднему нёбу.

В простейшем виде таблица русских гласных представляет собой треугольник.

Ряд

подъем

передний

средний

задний

верхний

и

ы

у

средний

э

о

нижний

а

Существуют и другие, более сложные схемы, например, трапецоид гласных (см. Л.Л.Касаткин. Современный русский язык. Фонетика)

Однако в потоке речи выделяется гораздо больше гласных звуков - в 4-5 раз больше, чем помещенных в нашу таблицу. При этом качество гласных зависит главным образом от двух факторов: позиции гласного по отношению к ударному слогу и твердости/мягкости соседних согласных.

Обозначим [t] - любой твердый согласный;

Любой мягкий согласный;

[а] - любой гласный фонетического треугольника;

Под ударением качество гласного звука определяется:

1. В слогах типа [а] , , качество гласного не меняется: [о]-[ос], [нос], [у]-[у]хо, [дух].

2. В слогах типа под влиянием предшествующего мягкого согласного гласный в начале артикуляции произносится с более высоким подъемом и прикрытым ртом: [м ’ ۠ ал], [л ۠ укl<], [с ۠ ол], [б ۠ ил], [п ’ ۠ эл].

З. В слогах типа - под влиянием последующего мягкого согласного те же самые изменения происходят в конце артикуляции гласного: [со۠ л ’ ], [ру۠۠ л ], [пьiл’], [ла۠ н’], [шэ۠ с’т’], [о۠ ]ли, [у۠ ]лей, [эт ۠ и].

4. - между двумя мягкими согласными описанная артикуляция гласного сохраняется в течение всего звучэния: [л ’ ۠ о۠ н ’ ], [м ۠ а۠۠ т ’ ], [л ۠ у۠ б ’ ит], [ш ۠ эл ’ ].

В безударных позициях качество гласных зависит:

А) от места звука по отношению к ударению;

б) от положения в начале/не в начале слова;

в) от качества соседних согласных, в особенности предшествующего.

Безударные гласные отличаются от ударных количественно и качественно.

Качественные отличия - это отличия в тембре. Отличия количественные заключаются в том , что безударные гласные обычно короче ударных и про износятся с меньшей силой. В связи с этим ударные гласные называют гласными п о л н о г о о б р а з ов а н и я, безударные - р е д у ц и р о в а н н ы м и гласными.

Существует различие и между безударными гласными, что обусловлено их местом по отношению к ударению и положением в слоге. А. А. Потебня предложил формулу, условно оценивающую в единицах силу ударных и безударных слогов. Сила ударного гласного соответствует 3 единицам, гласного первого предударного слога 2, других безударных слогов - 1: беспорядок [б ’ и Э спа ъ р адък] 1-2-3-1; переподготовка [п и Э р и Э пъдга ъ тофкъ)] - 1-1-1-2-3-1 ; вынужденный [вынужд и э ны ъ j ] - 3-1-1-1.

Сила безударного гласного зависит также от следующих условий. Неприкрытый слог равен первому предударному: атаковать - 2-1-2-3; наоборот [нъа ъ ба ъ рот] - 1-2-2-3; аист [аи Э ст] - 3-2. Сила заударного конечного открытого слога колеблется, она может равняться 1 и 2 единицам: шапка [шапкъ)] 3-1 и [шапка ъ ] - 3-2. Безударные гласные, оценивающиеся в 2 единицы, - это редуцированные l-й степени, оценивающиеся в 1 единицу - редуцированные 2-й степени.

К редуцированным 1-й степени относят гласные [э и ], [и э ], [ы ъ ], [ Λ], [а ъ ] . В речевом потоке эти гласные встречаются в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге внутри слова, в 1-м предударном слоге.

[э и ] - звук средний между [э] и [и] , ближе к [э] ; достаточно редкий, так как характерен он для старшей орфоэпической литературной нормы (так называемого «эканья»): в[э и ]сна, р[э и ]ды, б[э и ]рёт. Однако для современного литературного языка характерно «иканье» - произнесение [и э ] - звука, близкого к [и] : в[и э ]сна, р[и э ]ды, б[и э ]рёт. Поэтому в транскрипции часто используется один знак - [и э ] – для обозначения гласного переднего ряда верхнесреднего подъема, произносимого в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге в середине слова и в 1-м предударном слоге: [и Э скат ] - искать , [пъи Э ск Λв ’ ик] – поисковик , [и Э таш] - этаж , [с"и Э жу] - сижу , [с и Э д эjу] - седею , [п"и Э так] - пятак .

В позиции после твердого согласного в 1-м предударном слоге появляется звук [ы ъ ] – укороченное [ы], звук среднего ряда верхне-среднего подъема: [пы Ъ л ит] - пылит , [цы Ъ п э j ] - цепей , [шы Ъ сто j ] – шестой . Этот звук встречается также во 2-м предударном и заударном слогах: сыровар - [сы Ъ р Λвар], мыловар - [мы ъ л Λвар], уши - [ушы Ъ ], лыжи - [лыжы Ъ ] .

Гласные [ Λ] и [а ъ ] достаточно близки. Оба – средне-нижнего подъема, но [а ъ ] – среднего ряда, звук, более близкий к [а], а [ Λ] – нелабиализованный гласный средне-заднего ряда, средний между [о] и [а], ближе к [а]. Поскольку разница между ними небольшая, в транскрипциях используют один какой-то знак; мы традиционно используем знак [ Λ]: [ Λрл ’ ины Ъ j] - орлиный , [ Λбр ’ и Э кос] – абрикос, Λр ’ ит ] - варить , [зв Λн ’ ит ] – звонить, [къ Λп ’ и Э р Λт иф] - кооператив . Как видим, этот гласный встречается в тех же позициях: в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге в середине слова и в 1-м предударном слоге после твердого согласного.

К редуцированным 2 -й степени относят гласные [ъ] и [ь]. Они близки друг к другу, так что в некоторых транскрипционных системах отказываются от знака [ь] и используют один знак «шва»: [ ә] после твердых согласных и [ ۠ ˙ ә] после мягких. Однако в учебнике для 2 класса В.В.Репкина «Русский язык» употреблены именно [ъ] и [ь]. Эти звуки появляются во всех остальных безударных слогах. Звук [ъ] средний между [ы] и [а], один из самых частых звуков литературного языка: [пър Λвос ] - паровоз , [шълΛшы] –шалаши , [въд и Э но j ] – водяной , [к Λровъ ] - корова . Звук [ь] более передний, появляется после мягких согласных: [п ьр и Э в ол ] - перевёл , [б ьр и Э ста ] - береста , [п ьр Λг и] - пироги , [к Λров ь] - корове , [л эхч ь ]- легче , [т ьжы Ъ ло ] - тяжело . Качественные различия между ударными и безударными гласными обусловлены тем, что безударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Язык занимает положение, более близкое к нейтральному, занимаемому языком во время речевой паузы. В безударных позициях только звук [у], как правило, не заменяется качественно иным звуком: [уха ], [сухо j ], [по л у ], однако можно наблюдать такую мену в некоторых словоформах. Например, в заударной позиции после в окончаниях: [с и н ьjу ] - синюю , [в и Э ч э рн ьjу ] - вечернюю .

С учетом звуков в безударных позициях и в позиции между мягкими согласными таблица русских гласных может быть представлена следующим образом:

Подъем

Ряд

передний

Передне-средний

Средне-задний

и

ÿ

ы

у

верхне-средний

и Э э И

۠ ˙э۠ ˙

ö

ы ъ

э

ь

ъ

о

средне-нижний

ä

а ъ

а

Безусловно, эта таблица неполная, существуют и другие, более точные (и более простые) классификации гласных звуков.

Среди других возможных схем-классификаций русских гласных - четырехугольник Международной фонетической ассоциации. Он условно изображает профиль ротовой полости и движений языка.

Введение

Речевое общение обычно протекает в двух формах - устной и письменной. Письменность - явление довольно позднее.

Устная же форма с момента возникновения языка есть способ его существования как средства выражения мысли и средства общения.

Невозможно поэтому представить себе науку о языке без изучения его «природной материи», звуков, без выявления законов звучащей речи. Ведь многие факты лексики и грамматики могут быть объяснены и поняты только в связи с теми изменениями, которые затронули звуковую сторону языка на том или другом этапе его исторического развития. Кроме того, - и это главное - звучащая речь располагает специфическими звуковыми средствами, имеющими прямое отношение к выражению содержания в языке. К таким средствам относятся: фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово, слог, ударение. Вместе со звуками они составляют содержание понятия «звуковой строй, или звуковая система, языка». Изучение звуковой системы языка и есть предмет фонетики как науки. Таким образом, фонетика анализирует сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения, изучает такие важные явления, как фонетическое членение речи, интонация, ударение, т.е. изучает звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

1. Акустика речи . Она изучает физические признаки речи.

2. Антропофоника или физиология речи . Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

3. Фонология . Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии

Акустика звуков речи

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц - одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 - 4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц.

Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц в отличие от женщин, говорящих с частотой в 150 - 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон , равный децибелу.

Длительность звука , т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменением частоты обертонов.

Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.

Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно артикуляционным признакам (первая форманта - степени подъема языка, а вторая - степени продвинутости языка). Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотносятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.

Классификация звуков речи

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд , т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней -задние гласные (о, у).

2. Подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые , или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые , то есть узкие (и, у).

В некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции звуки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка.

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [⊃], [υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

В латинском и древнегреческом языках это явление используется в стихосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр, дактиль), которым соответствуют современные стихотворные размеры, в основе которых - динамическое ударение.

Это хорошо видно по первым словам поэмы «Энеида» Вергилия, написанной дактилем (шестистопным гекзаметром):

A rma virum que cano (выделены долгие слоги)

A rma vi rumque ca no (выделены динамические ударения)

Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги . Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие .

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit .

У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro .

Напр., в таких именах собственных, как Пьер, Пуэрто-Рико, Бьянка.

В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды .

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных.

Система фонем

Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

Отличие фонемных систем разных языков

1. Общим количеством фонем, соотношением гласных и согласных. Так в русском языке представлено 43 фонемы (37 согласных и 6 гласных), во французском -35 (20 согласных и 15 гласных), в немецом 33(18 согласных и 15 гласных).

2. Качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами.

3. Различия могут проявляться в позициях фонем. Если позиция конца слова в русском и немецком для звонких и глухих согласных - слабая, то во французском - сильная.

4. Отличаются организацией фонемных групп (оппозиций), например, твердость-мягкость, глухость - звонкость, смычность - щелинность. Оппозиция - противопоставление фонем на основе их дифференциальных признаков, может быть двух типов: коррелятивной (фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком, напр. б-п по признаку звонкости - глухости) и некоррелятивной (фонемы отличаются двумя и более дифференциальными признаками а- т.)

Фонемные оппозиции

Фонемы немыслимы вне фонетической системы языка, которая устанавливается историческим развитием его в целом. Поэтому никаких “общечеловеческих”, или “космополитических”, фонем не существует: система фонем, а тем самым и ее члены, фонемы, - одно из характерных свойств самобытности данного языка народности или нации.

Фонемы - всегда члены данной фонетической системы, свойственной определенному языку, и именно содержание каждой фонемы определяется ее положением в системе. Для этого надо рассмотреть разные типы оппозиций фонем в системе языка.

Проще всего установить оппозиции, если подбирать слова, отличные друг от друга только одной фонемой (пот - тот - кот - бот - дот - гот - лот - рот, сот - зот - вот - нот - мот и т. п.; хор - хорь, кон - конь, гол - голь, тем - темь, топ - топь, мат - мать, гнус - гнусь, кров - кровь, вяз - вязь; пить - петь - пять, мыл - мал - мол - мул и т. п); но это не обязательно, а просто более убедительно. Если таких двух слов или двух форм того же слова не находится, то можно сопоставлять и слово с частью слова, лишь бы это были возможные сочетания звуков для данного языка. Полученные ряды оппозиций надо распределить по дифференциальным признакам; например, пот - бот, тот - дот, фар - вар, сад - зад, шар - жар, икра - игра различаются оппозицией глухих и звонких согласных; хор - хорь, кон - конь, гол - голь, мат - мать, гнус - гнусь - оппозицией твердых и мягких согласных; пот - тот - кот, брань - дрань - грань - оппозицией согласных по локализации; бал - мал, дам - нам - оппозицией согласных по оральности-назальности; дал - зал, том - ком, корь - хорь - оппозицией согласных по смычности-фрикативности; мыл - мал - мол - мул или чих - чех - чах - чох - оппозицией гласных по разным признакам (узкие - широкие, нелабиализованные - лабиализованные).

Некоррелятивные

Коррелятивные (корреляции)

Замкнутые

Незамкнутые

в русском

в немецком

во французском

Ступенчатые

[u] - [ú] - [ü]

в норвежском

Неступенчатые

«Цепочки» «Пучки»

[п] - [т] - [к); [ц]

[Ф] - [С] - [Ш] - [X] /

в русском [т] - [с]

[p] || [t] || [c] [д]

в древнегреческом /

в русском

в древнегреческом

Коррелятивными называются такие оппозиции, члены которых различаются только одним признаком, по всем же другим - совпадают; при этом противопоставление может исчерпываться двумя членами (образуя замкнутую пару, например, глухая || звонкая: [п] || [б], [т] || [д]; твердая || мягкая: [п] || [п"], [т] || [т"]; неогубленная || сгубленная: || [у:]; задняя || передняя: [о:] || ; краткая | долгая: [е] || [е:] и т. п.) или же состоять более чем из двух членов, которые могут усиливать какой-нибудь признак, например [и] || [и] | [и] в норвежском: заднее, среднее (более переднее, выше на слух) и переднее (еще более переднее и еще выше на слух); здесь признак высоты тона “слева направо” увеличивается, а “справа налево” убывает,- это ступёнчатые (градуальные) корреляции. Когда же ни нарастания, ни убывания какого-либо одного признака нет, а у трех и более членов меняется один из признаков, например [п] (губное), [т] (переднеязычное) и [к] (заднеязычное), [p] || [t] || [c] в древнегреческом - то же соотношение - это “цепочки”; аналогичное соотношение в “пучках”, которые, однако, не образуют последовательного ряда, например [ц] (аффриката), [т] (взрывная), [с] (фрикативная) или [д] (взрывная), [н] (носовая), [л] (боковая) или [к] (сильная взрывная), [р] (слабая взрывная) и [ср] (придыхательная взрывная) в древнегреческом - это “пучки”.

Одни противопоставления сопровождаются параллельно другими, например в русских согласных: [п] [| [б] - [т] || [д] - [к] || [г];

[п || т || к] - [б || д || г]; [м || б] - [н || д]; [т || с] - [к || х]; другие остаются изолированными, например [ц || ч].

Фонетические законы

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

Законы функционирования звуковой материи языка управляют живыми фонетическими процессами, аллофонным варьированием, живыми позиционными чередованиями. Такое аллофонное варьирование обусловлено лишь фонетическим окружением (позицией) и действует, в принципе, регулярно во всех словах, у всех представителей данного языкового коллектива; например, во всех словах русского языка звонкий согласный, попав в позицию конца слова, регулярно заменяется соответствующим глухим: "морозы - моро[с]", "сады - са[т]" и т.п. Исключений нет.

Законы развития звуковой материи языка формируют исторически последовательные этапы звуковой эволюции данного языка, обусловливают исторические (традиционные) чередования звуковых единиц. В период своего возникновения законы развития исторически являются обычными законами функционирования, порождающими регулярное позиционное варьирование аллофонов. Трансформация живого закона функционирования в исторический осуществляется путем снятия позиционной обусловленности (т.е. исчезновения данного закона функционирования) через превращение живого фонетического чередования (аллофонного варьирования) в непозиционное, историческое чередование самостоятельных фонем. Так, историческое чередование (к ~ ч) современного русского языка было в глубокой древности позиционным; в позиции перед гласными переднего ряда (i, e) <к> регулярно изменялся в <č>: *krīk- > krīč + ētī. Аллофоны (k/č) находятся в условиях дополнительного распределения: одни позиции регулярно предопределяли появление <č>, другие - . Более поздние фонетические законы (переход ē > a в позиции после палатальных согласных и др.) отменили действие закона первой палатализации и вывели прежние аллофоны из отношений дополнительного распределения: *krīčētī > krīčāti, "кричать" - "скакать".

Понятие "фонетического закона" ввели младограмматики как формулу регулярных звуковых соответствий между двумя диалектами одного и того же языка либо между двумя следующими друг за другом синхронными состояниями развития языка.

Звуковые изменения происходят лишь в строго определенных фонетических позициях (Р) в данном языке (L) на данном этапе его развития (T). Соотношение параметром языковых изменений можно выразить формулой: L (a > b / P) T, т. е. переходит в лишь при строгом соблюдении соответствующих (P, T, L) условий. Нарушение одного из этих условий - причина отступления от предсказываемого законом перехода. Немотивированных исключений нет. Открытие фонетического закона сводится к выявлению условий позиционного варьирования (P) в данном языке (L) на отдаленных этапах его развития (T), т.е. к реконструкции закона функционирования для определенной эпохи развития языка. Некоторых фонетическим законам присвоено имя их первооткрывателя (Грассмана закон, Педерсена закон и т. п.). Наиболее последовательно идея строгой закономерности фонетических изменений проводилась Ф. Ф. Фортунатовым и его школой.

Фонетические изменения совершаются по строгим законам; нарушение их, в свою очередь, может происходить только закономерно, т. е. предполагается существование закономерности или неправильности, которую нужно открыть. Мнимые исключения - результат действия другого закона, отменившего действие первого, или заимствование из другого языка (диалекта), либо нефонетическое изменение звуковой стороны отдельных слов. Так, в современном русском языке на месте ожидаемой по второй палатализации формы "руце" (дательно-предложного падежа единственного числа) представлена форма "руке". Отклонение от ожидаемого рефлекса вызвано закономерным морфологическим процессом выравнивания основы "рук-а", "рук-у", ... "руке". Для объяснения такого рода исключений младограмматики выдвинули принцип аналогии. Впервые идею морфологической аналогии как закономерного источника исключений из фонетического закона выдвинул И. А. Бодуэн де Куртенэ.

В идее фонетического закона как фундаментальном положении сравнительно-исторического языкознания заложены основы его дальнейшего развития: от реконструкции внешней (соответствия между родственными языками) - к реконструкции внутренней (L, в данном языке), от реконструкции инвентаря - к реконструкции системы (параметры L, P, взаимосвязь звуков, одинаково реагирующих на соответствующие позиции), от реконструкции статической - к реконструкции динамической (относительная хронология фонетических законов, последовательно сменяющих друг друга) и т. п. Положение о фонетических законах внесло для исследователя в области сравнительно-исторического языкознания систему необходимых запретов, например: нельзя сопоставлять (в процедуре генетической реконструкции) разновременные (T) и разнодиалектные (L) факты звуковых переходов; при реконструкции того или иного языкового перехода необходимо строго определять позиции его осуществления (P). Возможно, однако, типологическое сопоставление разноязыковых фонетических законов с целью выявления универсальных принципов фонетических изменений.

Современное языкознание подтверждает постулат безысключительности фонетических законов: собственно позиционное чередование (аллофонное варьирование) действительно осуществляется без исключений во всех словах данного языка. Современные социолингвистические исследования показали, что определенные языковые изменения идут от слова к слову с разной скоростью в различных социальных группах (ср., напр., рус. зе[рк]ало, но це[рк]овь и це[р"к]овь, це[рк]овник и т. п.). Такого рода звуковые изменения не относятся к позиционным чередованиям и возможны лишь в случае прекращения действия прежнего закона функционирования. Об этом в данном случае и свидетельствует возможность произнесения сочетаний [ерк] и [ер"к].

Исторические изменения в фонологической системе языка

Отдельно взятый язык может описываться как в синхроническом, так и в диахроническом аспекте. Синхронический подход направлен на фиксацию элементов языка и структурных взаимозависимостей между ними в данный отрезок времени. Имеется в виду, что эти элементы сосуществуют во времени, даны синхронно. Синхронический подход господствует в восприятии своего языка его носителем. Ему лингвисты отдают предпочтение, когда описания языка делаются с целью его преподавания как родного или как иностранного. На синхронические описания опираются те специалисты, которых интересуют проблемы нормирования языкового употребления.

Но научное изучение языка будет неполным, если в стороне останутся проблемы исторических изменений в лексиконе, в грамматическом строе, в организации звуковой системы языка. Синхронический подход к языку дополняется подходом диахроническим, который позволяет во многих случаях давать ответы на вопросы типа "почему" и делает лингвистику наукой объяснительной.

Диахроническая точка зрения заключается в том, что друг другу противопоставляются состояния языка, относящиеся к разным временным срезам. Сопоставляться могут как разновременные состояния состояния данной языковой системы в целом или разновременные состояния его, например, фонологической системы, так и отдельные языковые факты. Но увлечение отдельными фактами может привести к атомизму, т.е. к забвению того, что любой языковой факт есть элемент существующей в соответствующий исторический период языковой системы.

Диахроническая точка зрения лежит в основе истории языка, которая может строиться

как внутренняя история языка, если она обращена на познание процессов и закономерностей эволюции языковой системы самой по себе, и

как внешняя история языка, когда в сферу её интересов вовлекается рассмотрение эволюции языка в контексте истории народа - носителя этого языка, изменений в этногеографических условиях, социальной структуре общества, материальной и духовной культуре, с учётом контактов данного народа с носителями других культур и языков.

В зависимости от исследуемого уровня (подсистемы) языка выделяются историческая фонетика (или диахроническая фонология), историческая грамматика, историческая лексикология.

Источниками знаний об исторических изменениях в языке являются прежде всего сведения, которые извлекаются из письменных памятников на этом языке, включая наиболее древние.

Кроме того, во внимание принимаются косвенные свидетельства в памятниках на других языках, где могут содержаться сведения о жизненном укладе и социальной организации народа - носителя исследуемого языка, собственные личные и местные имена.

Особое значение имеют данные сравнительно-исторического языкознания, позволяющие судить о прежних (особенно дописьменных) состояниях исследуемого языка по фактам родственных языков и осуществлять на этой основе внешнюю реконструкцию истории данного языка.

Структурный анализ фактов, наблюдаемых в данном языке в его современном состоянии (например, традиционных, или исторических, межфонемных чередований), позволяет обнаружить в нём пережитки прежних эпох и осуществить так называемую внутреннюю реконструкцию языковой эволюции.

Чрезвычайны важны сведения, которые добываются диалектологией (и диалектографией), дающие возможность обнаружить в диалектах реликты прежних языковых состояний и проследить пути распространения новых образований (инноваций), понять характер взаимовлияния диалектов между собой и между территориальными диалектами, с одной стороны, и наддиалектными формами языка (койне, литературный язык в его кодифицированной, т.е.книжно-письменной, и устно-разговорной разновидностях, просторечие), с другой стороны. В последнем случае могут быть привлечены данные исторической социолингвистики.

Обращаясь к звуковой стороне языка, нужно иметь в виду, что с точки зрения истории важны не медленные, постепенные сдвиги в артикуляции тех или иных звуков, как это часто неправомерно акцентируется, а фонологический статус элементов, которые были присущи прошлому состоянию, и фонологический статус элементов, фиксируемых в данный исторический период.

Не следует забывать, что каждая фонема является инвариантом, иначе говоря, совокупностью её дифференцальных признаков, которые воспроизводятся при каждом новом воспроизведении данной фонемы, в каждом из её вариантов. Этот набор дифференциальных признаков допускает достаточно широкий диапазон для варьирования. И только несовпадение наборов дифференциальных фонологических признаков свидетельствует о наличии не одной, а двух или большего числа разных фонем.

Фонологический принцип в последние десятилетия стал господствующим в исторической фонетике (или, как сегодня нередко говорят, диахронической фонологии).

Язык не может функционировать, не оставаясь самим собой. И вместе с тем он беспрерывно меняется. Перестраивается каждая из частных систем в его составе. Не является исключением и звуковая сторона языка.

Многое в фонологической системе сохраняется на протяжении столетий и тысячелетий. Но во многом она затрагивается изменениями, которые могут иметь либо нерегулярный, спорадический характер, либо следуют достаточно строгим закономерностям, оказываются регулярными. Регулярные изменения подводятся под понятие звуковых (или фонетических) законов.

Одни из них могут затрагивать, во-первых, фонологическую систему в целом (т.е. инвентарь её элементов и структурные отношения между ними), а другие фонологическую структуру экспонентов знаковых единиц (т.е. слов и морфем).

В первом случае меняется число фонем и просодем в сторону увеличения или уменьшения, один тип строения слога заменяется другим (например, в общеславянском закрытые слоги уступили место открытым слогам, а в русском вновь оказались возможны наряду с открытыми и закрытые слоги), один тип акцентуации заменяется другим (например, музыкальное ударение в индоевропейских языках в основном уступило место динамическому; присущее праиндоевропейскому подвижное ударение в общегерманском стало неподвижным и закрепилось за корневой морфемой, а впоследствии, в отдельных германских языках, оно в силу различных причин вновь приобрело статус подвижного).

Во втором случае происходит перестройка фонологической (фонемной и просодической) структуры экспонентов слов и морфем.

Изменения, касающиеся системы фонем, относятся к следующим типам:

расщепление одной фонемы на две;

совпадение двух фонем в одной;

монофонемизация фонемного сочетания;

Расщепление одной фонемы на две представляет собой результат фонологизации аллофонов этой фонемы. Нефонематические различия между соответствующими аллофонами приобретают фонематическую значимость и становятся дифференциальным признаком, который ложится в основу фонологической оппозиции между ними. Если такой процесс касается не одной фонемы, а их серии, возникает фонологическая корреляция.

Так, в истории русского языка расщепление непалатализованных и палатализованных вариантов большого ряда согласных фонем привело к образованию двух больших коррелятивных рядов /p/ - /p"/, /b/ - /b"/, /t/ - /t"/, /d/ - /d"/, /k/ - /k"/, /g/ - /g"/, /m/ - /m"/, /n/ - /n"/, /f/ - /f"/, /v/ - /v"/, /s/ - /s"/, /z/ - /z"/, /x/ - /x"/, /r/ - /r"/, /l/ - /l"/. Первоначально палатализованные согласные появлялись в определённых фонетических позициях (перед передними гласными и j) как комбинаторные варианты. Когда же они обрели способность функционировать и перед задними гласными или же в исходе слов, а также при случае различать разные слова в составе одной минимальной пары, они стали самостоятельными фонемами: ср., например, рад /rat/ - рать /rat"/, рад /rat/- ряд /r"at/, лук /luk/- люк /l"uk/, кот /kot/ - ткёт /tk"ot/. Благодаря расщеплению фонем русский консонантизм существенно обогатился.

Такое же обогащение консонантизма имело место и в более древние периоды развития славянских языков. Первая славянская палатализация состояла в том, что перед гласными переднего ряда праславянские заднеязычные согласные /k/, /g/, /x/, пройдя ступень палатализованных аллофонов , , , стали шипящими аллофонами, а затем самостоятельными фонемами /t"S"/, /Z"/, /S"/ (ср. совр. русск. рук-а - руч-ной, друг-а - друж-ить, грех-а - греш-ник). Так, фонемный статус /t"S"/ получает, начиная употребляться и перед непередними гласными (krit"S"ati). Свою мягкость /Z"/ и /S"/ теряют уже в русском языке.

Вторая палатализация (тоже праславянского периода) привела к возникновению свистящих согласных /c" || t"s"/, /z"/, /s"/ из палатализованныз аллофонов тех же заднеязычных фонем /k/, /g/, /x/. Мягкость /t"s"/ теряет в русском языке.

Третья палатализация тех же заднеязычных после передних гласных привела к близким результатам, что и вторая: общеслав. *kъne~gъ (ср. общегерм. *kuninga- "мужчина, происходящий из благородного рода; король", гот. kuningas, др.-в.-нем. kuning, нидерл. konung, швед. konung, англ. king) > kъne~z"ь> совр. русск. князь. В итоге, в современном русском языке оказались зафиксированы не только заднеязычные непалатализованные фонемы /k/, /g/, /x/, но и их рефлексы (по 4 альтернанта в каждой серии фонемных чередований): k - t"S" - ts (< t"s") - k"; g - Z - z" - g"; x - S - s" - x".

В немецком языке в результате дистантной предвосхищающей (регрессивной) ассимиляции возникли передние лабиализованные гласные фонемы /y:/, /Y/, /2:/, /9/, бывшие первоначально комбинаторными продвинутыми вперёд аллофонами соответствующих задних гласных фонем /u:/, /U/, /o:/, /O/. Расщепление фонем зафиксировано в чередованиях по умлауту (т.е. в чередованиях по ряду).

Возможно и обратное направление в развитии фонемной системы, а именно сокращение числа различающихся фонем (и соответственно, перечня фонологических оппозиций).

Так, в русском и во многих других славянских языках (кроме польского) исчезло противопоставление носовых и ртовых гласных.

В немецком языке исчезли расширяющиеся дифтонги io/ia > ie, uo/ua, совпав с долгими гласными /i:/ и /u:/. В современной немецкой фонеме /s/ совпали ещё различавшиеся в др.-в.-нем период две переднеязычные щелевые фонемы, одна из которых (старое s) обозначалась буквой s, а другая (перебойное s) буквой z "хвостатое": glas "стекло" - daz (< dat) "это". Исчезло имевшее место в др.-в.-нем. фонематическое противопоставление кратких и долгих (геминированных) согласных.

Примером монофонематизации двухфонемного сочетания является образование в немецком языке единой шипящей фонемы /S/ (< /s/ + /x/).

Перестройка системы фонем представляет собой процесс, результаты которого становятся явными через очень значительные промежутки времени. Акты перестройки фонемной структуры экспонентов слов и морфем, использующей подстановку (субституцию) в данной фонетической позиции одних фонем вместо других, более часты. Спорадические изменения касаются лишь некоторых слов (здравстуйте > здрасте > драсте > в быстрой речи драсть; февраль < феврарь). Их именуют спорадическими.

Регулярные звуковые изменения затрагивают определённые фонемы (и фонемосочетания) либо во всех, либо в каких-то фонетических позициях, независимо от конкретных слов. В первом случае говорят о фронтальных, или спонтанных, независмых изменениях (например, замещение в славянских языках, кроме польского, всех носовых гласных во всех позициях неносовыми). Во втором случае в виду имеются изменения зависимые, которые обусловлены либо позиционно, либо комбинаторно.

Формулировка звукового закона фиксирует прежнее, исходное состояние и новое, результирующее состояние. Направление звукового перехода можно обозначить уголком, направленным направо (b > p, s > s"). При реконструировании предшествующего состояния сперва записыается то, что есть сейчас, а потом, что этому предшествовало (s" < s).

Сведения о звуковых переходах, имевших место в истории языка, черпаются из сопоставления разновременных памятников данного языка, извлекаются из анализа наблюдаемых в настоящее время фонетически не обусловленных межфонемных чередований, из сопоставлений материала родственных языков.

Фонетический закон отличается, например, от физического в следующих отношениях:

* Действие звукового закона ограничено определённым языком (или каким-то его региональным вариантом, диалектом или группой диалектов).

Так, германские языки (в соответствии с фонетическим законом, фиксирующим так называемое первое, или германское, передвижение согласных) заменили исконные индоевропейские звонкие смычные d, g в начале слов их глухими соответствиями (лат. duo, русск. два, гот. twai, англ. two). Верхненемецкий, в котором действовал фонетический закон, касающийся второго, или верхненемецкого, передвижения согласных, заменил германские начальные p, t, k аффрикатами pf, ts, kx, но эти звуковые изменения, зародившиеся в южнонемецком, в неравной степени распространились на более северные территории верхнемецкой языковой области и не затронули нижненемецкую языковую область.

* Действие звукового закона ограничено определёнными временными рамками. Так, в русском языке замена гласной фонемы /о/ в безударной позиции фонемой /а/ подчиняется действующему (или живому) звуковому закону. Точно так же замена звонких согласных в абсолютном исходе слова соответствующими глухими - это проявление живого звукового закона. В языковой системе мы обнаруживаем соответственно живые межфонемные чередования: /о/ ~ /а/; /d/ ~ /t/ и т.д.

А вот замена фонемы /g/ (друга) фонемой /Z/ (дружить, дружба) или же фонемой /z"/ (друзья) находит объяснение в исторических, ныне уже не действующих звуковых законах. Их свидетельствами оказываются исторические (или традиционные) межфонемные чередования.

* Наличие исключений из звуковых законов может объясняться заимствованиями из другого языка (или диалекта) в тот период, когда соответствующий закон перестал быть действующим.

Поэтому, например, русское слово князь и его эквиваленты в других славянских языках имеют начальное /k/, так как они восходят к праславянскому заимствованию из прагерманского той эпохи, когда в нём уже завершилось действие первого передвижения согласных, в соответствии с которым индоевропейское /g/ стало германским /k/ (ср. и.-е. *gen-, лат. "genus "происхождение; знатное происхождение; род, племя, народ", герм. kunja- "(благородный) род".

Готское kaisar и немецкое Kaiser "император", заимствованные из латинского caesar (первоначально имя Гая Юлия Цезаря, а затем титул императора), имеют начальное /k/, отражая то состояние, которое было свойственно латинскому языку классической поры. Впоследствии в латинском /k/ перешло перед передними гласными в аффрикату /ts/. Это состояние нашло отражение в славянских заимствованиях более поздней поры (праслав. *cesarь, др.-русск. цЕсарь (с буквой Е вместо ять), образованные на этой основе болг. цар, др.-русск. царь).

* Результаты действовавшего в прошлом звукового закона могут перекрываться действием аналогии, т.е. процесса формального или семантического уподобления одной языковой единицы другой. Действием аналогии объясняется, например, диалектная форма пекёшь (вместо печёшь по аналогии с пеку, пекут).

Фонетические законы обнаруживают себя как законы языковые, системно-структурные, а не чисто артикуляционные изменения, хотя и предполагают наличие материального, артикуляционного субстрата. В истории каждого отдельного языка вскрываются свои специфические фонетические законы. Общая же фонетика и фонология может строить типологию звуковых переходов.

См., например, следующие иллюстрации:

редукция гласного (ср., например, др.-в.-нем. zunga, нем. Zunge "язык");

удлинение краткого гласного (например, /I/ > /i:/: др.-в.нем. spil, нем. Spiel "игра");

сокращение долгого гласного (например, в лат. яз. /a:/ > /a/ перед конечными l, m, r, t: laudat "он хвалит");

дифтонгизация долгого гласного (например, /i;/ > /aI/: др.-в.-нем. min, нем. mein);

монофтонгизация дифтонга (например, в лат. /ae/ (из /ai/) > /e/; ср., далее: /uo/ > /u:/: др.-в.-нем. guot, нем. gut "хороший");

замена заднего огублённого гласного соответствующим передним огублённым перед /i/ и /j/ в аффиксе (i-Umlaut в западногерманских и скандинавских языках);

делабиализация передних огублённых гласных (ср.: др.-англ. fyllen, англ. fill "наполнить");

уменьшение раствора, т.е. замена более открытого гласного более закрытым (нем. Tonbrechung "преломление тона"; например: ich spreche "я говорю", du sprichst "ты говоришь");

появление протетического гласного (ср.: лат. spiritus "дух", фр. esprit "ум, дух"; лат. spero "надеюсь", исп. espera "ожидание, надежда");

появление эпентетического гласного (ср.: лат. actus, сербскохорв. акат "действие, акт");

опущение гласного, элизия (фр. артикли le, la перед гласными в форме l");

оглушение звонких согласных в исходе слов (русск. /z/ > /s/ коза - коз), не имеющее места в английском языке;

озвончение глухих согласных перед звонкими (русск. /t/ > /d/ отставить - отдать), не наблюдающееся в немецком языке;

упрощение группы согласных (ср.: лат. status "стояние, состояние, положение", фр.etat "государство");

появление протетического согласного (ср.: лат. octo, русск. восемь);

появление эпентетического согласного (ср.: греч. Ioannes, русск. Иван);

замена в соответствии с законом ассимиляции конечного согласного префиксальной морфемы перед корнем другим согласным (вплоть до полной ассимиляции); ср.: раздать, распнуть, расширить, разжиться; лат. adaequo "сравниваю", accumulo "собираю в кучу", affectus "настроение, переживание, душевное волнение", aggressio "разбойное нападение", allabor "тихо подкрадываюсь", appositum "приложение (в грамматике)", applaudo "хлопаю", arripio "хватаю".

Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.

2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

Классификация гласных звуков.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.

Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.

Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.

Назализация.

В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.


Похожая информация.


Наиболее распространенной является артикуляционная классификация гласных.

Так как при образовании гласных в речевом аппарате преграда не возникает, гласные невозможно классифицировать по тем признакам, на которых строится классификация согласных: невозможно говорить ни о месте , ни о способе образования . Признак «участие – неучастие голоса» также нерелевантен (неважен), так как при образовании гласных голосовые связки обязательно работают.

В артикуляции гласных участвует весь речевой аппарат , ноглавную роль играетязык , так что основаниями классификации гласных в первую очередь служат:

    ряд (движение языка погоризонтали ),

    подъем (движение языка повертикали ),

    а также работа губ .

Эти признаки характеризуют гласные в подавляющем большинстве языков мира 7 .

Английские фонетисты Бэлл иСуит (Alexander Melville Bell (1847–1905), Henri Sweet(1845–1912)) разработали таблицу гласных, в которой учитываются:

    3 положения языка при движении по горизонтали,

    3 степени его подъема.

В зависимости от того, какая часть языка поднимается при произнесении гласного, различаются гласные:

    переднего ,

    среднего (смешанного ),

    заднего ряда.

    При произнесении гласных переднего ряда ктвердому небу поднимаетсясредняя часть языка, акончик языка находится у передних нижних зубов; вся масса языка продвинута вперед:

    При произнесении гласных среднего ряда к небу поднимаетсявесь язык , вытянутый вдоль полости рта:

    При произнесении гласных заднего ряда к мягкому небу поднимается задняя часть языка, а кончик языка отодвинут от передних нижних зубов; вся масса языка отодвинута назад:

Разумеется, резких физиологических границ, отделяющих артикуляцию гласных одного ряда от гласных другого ряда, нет. Однако, в тех языках, где встречаются все эти артикуляторные типы, они достаточно четко выражены.

Движение языка по направлению к небу (твердому или мягкому) определяет степень подъема , илизакрытость иоткрытость гласных. Этот признак связан со степенью раствора рта [ООФ, с. 21].

По признаку движения языка по вертикали различаются гласные:

    верхнего ,

    среднего ,

    нижнего подъема .

    При образовании гласных верхнего подъема язык занимает самое высокое положение:

    [и], [у], [ü].

    При произнесении гласных среднего подъема язык и нижняя челюсть менее приподняты:

    При произнесении гласных нижнего подъема язык наиболее опущен (напр., у врача предлагается произнести: а – а – а). Фактически никакого подъема языка нет, так что звук [а] чисто условно относится к гласным среднего ряда.

Система русских гласных фонем в этой таблице выглядит так:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

Получается так называемый «треугольник русских гласных», очень наглядный и удобный, т.к. с его помощью можно примерно определить зону образования гласных типа [и], [а] и т.д. в других языках:

И ы у э о а

По участию губ гласные делятся на

    лабиализованные (огубленные) – губы округлены [о] или округлены и вытянуты вперед [у];

    нелабиализованные (неогубленные) –губы нейтральны [а], [э] или растянуты [ы], [и].

Лабиализация (округление, вытягивание) существенно влияет на форму резонаторов, а тем самым и на тембр гласных: он понижается .

Если учесть лабиализацию, то в таблице получится 18 клеток:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

нем. über

y

норв. hus

каз. r ыз

э , ε

эта фр. les

фр. seul

англ. sun

англ. man

ангел

α :

англ. part

англ. dog

[Реформатский, с. 185; Кодухов, с. 122]

Различие лабиализованных и нелабиализованных гласных переднего ряда ярко проявляется во французском, немецком, уральских, алтайских и др. языках:

немецкий французский

Kiefer ‘сосна’ –K ü fer ‘бондарь’dire ‘говорить’–dure ‘твердый’

edel ‘благородный’–Ö de [ø:] ‘пустыня’f é e ‘фея’ –feu ‘огонь’

Helle [ε] ‘ясность’– H ö lle [œ] ‘ад’p è re ‘отец’peur ‘страх’

Современная экспериментальная фонетика способна фиксировать очень тонкие артикуляционные различия, так что трех рядов и трех подъемов часто недостаточно 9 [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

По словам Л. Р. Зиндера , «от [i] к [а]… ведетнепрерывный ряд гласных , возникающий при медленном опускании или подъеме языка. Три, четыре, шесть или семь степеней подъема – это лишь условные остановки на этом пути» [Цит. по: ЛЭС, с. 106].