Тайное оружие жанны романенко. Тайное оружие жанны романенко А что переживает театр сейчас

Премьера спектакля о людях, которых кто-то назовет сумасшедшими, а создатели именуют «иными», состоится в Самарском академическом театре драмы им. М.Горького 16 января. «Комсомолка» побывала на репетиции постановки «Странная миссис Сэвидж», до того, как ее увидит самарский зритель.

Тишина за кулисами! – командуют актерам. Вместо занавеса уютную светлую комнату загораживает огромная решетка. Когда же она поднимается, зрители узнают, действие происходит в клинике для нервнобольных «Тихая обитель». Постояльцы с нетерпением ждут «новенькую». И вот, словно на пуантах, входит она: вся в белом, с плюшевым медвежонком на руках и ароматным шлейфом парфюма «Шанель №5».

Мне страшно одиноко. Я хожу с этой игрушкой, потому что слишком стара, чтобы завести любовника, и слишком брезглива, чтобы спать с кошками, - приглушенным голосом со сцены говорит актриса Жанна Романенко , бережет связки для премьеры спектакля. Народная артистка России мечтала сыграть миссис Сэвидж. «Белая ворона» - так она охарактеризовала свою героиню.

Бывает так, что, кажется, человек нормально существует, а на самом деле он – белая ворона. Иногда я чувствую себя такой. Внутри ты ощущаешь себя одинокой, - говорит после репетиции Жанна Романенко.

Миссис Сэвидж пытается помочь беднякам и нуждающимся и даже создает благотворительный фонд. За это ее и посчитали сумасшедшей трое детей ее погибшего мужа и избавились от мачехи, посадив за решетку, в комфортную клинику. Туда, где люди никогда не спят, лишь бы не наступило неизвестное завтра. Туда, где один верит, что он талантливый скрипач, другая качает на руках игрушечного младенца, третья постоянно молчит и выключает свет. Мелодрама с комедийным уклоном: так назвал постановку режиссер спектакля Народный артист России Александр Кузин. Он сознательно отказался от красивого карамельного финала, какой описан в одноименной комедии американского драматурга Джона Патрика. Себя, Жанну Романенко и многих театралов режиссер причисляет к тем самым «иным» людям.

Странные люди, кто они? Люди, которые не соответствуют современной жизни. Они либо не успевают, либо идут вразрез с действительностью. Кто-то говорит сумасшедшие, а я называю их «иными». Я так себя чувствую и Жанна такая же, - говорит режиссер и тут же целует руку артистки.

На репетициях Жанна Романенко почувствовала себя ученицей третьекурсницей: во всем старалась соответствовать пожеланиям режиссера. Самым сложным, со слов актрисы, была и остается тренировка над темпераментом: Кузин просит свою коллегу тише говорить и плавно передвигаться.

О премьерах и проблемах нового театрального сезона.

Наступила осень и зрители уже ждут-не дождутся начала театрального сезона. А между тем, на сценах самарских театров уже вовсю кипит работа- актеры одну за одной репетируют новые пьесы, все для того,чтобы порадовать публику.

Жанна Романенко, актриса Самарского академического театра драмы им.М.Горького.

Мы уже стартовали 3-го сентября началом репетиций. А официальное открытие запланировано на 21 число.

Сейчас театр готовит параллельно две премьеры: «Примадонны» -постановка Карсина, и «Женитьба Фигаро», ее ставит режиссер из Санкт-Петербурга Гришко,.

Стоит отметить,что Бомарше на самарской сцене не ставился, а пьеса «Примадонны» только недавно была переведена на русский язык. Все актеры сейчас заняты. Так что мы предлагаем вниманию нашего зрителя две премьеры и ждем его в театре. В конце ноября можно будет увидеть пьесу Примадонны,а «Женитьбу Фигаро»-9 декабря.

Как Вы считаете, какие пьесы сегодня ставятся на сценах театров-актуальные, или те, коотрые или современные? ?

-«Женитьба Фигаро»- это классика. Благодаря ей растут сами артисты, уровень театра, зрители.

-Какой он- зритель сегодня? Отличается ли он зрителя вчерашнего?

Публика приходит разная. Может быть я ошибаюсь, но все зрители друг от друга отличаются. Во время спектакля замечаешь, что зритель пришел подготовленный, он сопереживает вместе с тобой, а бывает так, как будто бы он впервые находится в театре и ведет себя очень шумно. Но, наверное, и такой зритель тоже должен быть.

-А какой он был раньше? Он был одного типа?

Я застала золотое время театра. Когда все было в унисон-мы любили зрителя, а он- нас. Я помню эти очереди в кассы, где все записывались-тогда был театральный бум.

-А что переживает театр сейчас?

Театр переживает тоже, что и вся страна. Все события,что происходят в России, неким образом накладывают отпечаток и на всю жизнь, в том числе и на культурную.

-Какие перспективы ждут Театр Драмы?

Наверное, на этот вопрос никто не ответит. До сих пор еще нет закона о театре. Но мне кажется, что репертуарный театр переживает время, когда решается его судьба: устоит он или нет, во главу поставят его или победят антрепризы. Репертуарный театр- это достояние русского театра, но он переживает тяжелое время.

Но несмотря на это, мы надеемся, что он останется, что все не будет одноразовым, односекундным, как на западе. Там стационарных(национальных) театров-раз, два- и обчелся. У нас есть театры, которые находятся под опекой государства(Малый Театр, Большой Театр, «Александринка»), а остальные выживают как могут.

Но мы не оставляем надежды, что крупные театры, при поддержке и любви своего зрителя (Самарский театр посещаем, он продолжает быть любимым публикой) смогут выстоять.

Ей повезло с великими театральными педагогами. Достаточно назвать Виктора Коршунова и Юрия Соломина. Её режиссёрами были Пётр Монастырский и Анатолий Головин, Илья Рахлин и Дмитрий Астрахан, Герман Меньшенин и Паоло Ланди, Вячеслав Гвоздков и Валерий Гришко. В результате её послужной список обогатился множеством блистательных ролей. А совсем недавно состоялась премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж», поставленного замечательным режиссёром, народным артистом России Александром Кузиным специально к юбилею всеми любимой актрисы. И 31 октября именно сыгранная ею роль Этель Сэвидж была признана лучшей женской ролью сезона 2015-2016 гг. на церемонии награждения победителей Самарской городской театральной премии «Браво».

Сегодня у нас в гостях – народная артистка России, ведущая актриса Самарского академического театра драмы имени М. Горького Жанна Романенко. А материал этот просим считать поздравлением с юбилеем и признанием в любви от огромной армии почитателей её искромётного таланта.

«Хотя я и родилась в Одессе, но, тем не менее, вовсе не собиралась становиться артисткой, – смеётся Жанна Анатольевна. – В разные периоды детства хотела быть врачом, музыкантом, балериной и даже... геологом. А всё это способна «свести воедино» только артистическая профессия. Когда я заканчивала десятый класс, на гастроли в Витебск, где тогда жила наша семья кадрового военного, приехал знаменитый Минский драматический театр. Это стало столь ярким потрясением для «девочки из Полесья», что моя участь была предрешена...


Уже 30 июля 1964 года я поступила в ВТУ имени Щепкина при Малом театре Союза ССР. Таким образом, в 17 лет безо всякого блата и поддержки мне посчастливилось стать студенткой фактически лучшего театрального института страны. Моим художественным руководителем оказался великий актёр, народный артист СССР Виктор Иванович Коршунов, а ведущим преподавателем – Юрий Мефодьевич Соломин. Первому в ту пору было 36 лет, а второму – 28. Коршунов сделал меня трудоголиком. К слову, это качество отличает вообще всех его учеников. Кстати, наш любимый Александр Амелин тоже – «коршуновец». Только он заканчивал «Щепку» на полтора десятка лет позже. Получается, что мы с Сашей просто одной «группы крови». А вот Соломин развил во мне остроумие и артистическую цепкость. Он призывал: «Всегда необходимо найти неординарный подход к образу, чтобы удивить зрителя своим прочтением роли». Юрий Мефодьевич учил нас, как можно развернуть персонаж, сделать его наиболее объёмным. Современным языком – добиться эффекта 3D. Честно говоря, студенческие годы в «Щепке» стали одним из самых лучших и ярчайших периодов в моей жизни. Когда недавно в Москве мы отмечали мой юбилей, то институтские друзья вдруг признались, что, оказывается, в меня были влюблены все мальчишки нашего курса. Говорю моему однокурснику Валерию Баринову (ныне – знаменитый российский актёр, народный артист РФ. – Прим. автора): «А я что-то не заметила, что и ты – тоже!» На что он парировал: «Да, там такая очередь стояла, что и не пробьёшься!» Тем более, что я очень рано вышла замуж, уже в 18 лет став женой Серёжи Надеждина. Он был старше нас на целых два курса, а тогда это казалось весьма существенным. И пока мои сокурсники хлопали глазами, он уже всё «прихватизировал». Вот Баринов и продолжает: «Серёга как-то так всё быстро и аккуратно сделал. А что мы могли противопоставить старшекурснику?» Ещё на моём московском юбилее много рассуждали о том, как же коварна и изменчива наша актёрская профессия. Но при этом лично у меня сложилась очень счастливая актёрская судьба. Одна из самых удачных на нашем курсе. Может быть потому, что я трудоголик. Считаю: чем честнее ты относишься к этой непростой профессии, тем больше тебе отдача. И в этом для меня весь кайф актёрства. Постоянно вспоминаю наших великих: Николая Засухина, Веру Ершову, Михаила Лазарева, Николая Михеева. Как же они относились к святому для них театру – храму! Для меня это безусловный и абсолютный пример. Меня часто спрашивают: «Вот вы уже столько лет на сцене, и неужели до сих пор волнуетесь, выходя на неё?» Конечно, да! Но совсем не потому, что вдруг позабуду реплику или случится некая накладка. Нет, поскольку это – 125-е дело. А вот какой зал!? Иногда выходишь на сцену, всего лишь три секунды прошло, а они тебя уже любят. Зал готов искупать тебя в овациях. Так и хочется воскликнуть: «Да погодите! Ведь я ничего ещё не сделала! Только сейчас буду делать!» И весь спектакль ты, словно сёрфингист, летаешь по волнам их любви и обожания. Приходишь домой со словами: «Нет, всё-таки я гениальна!» Иное дело, когда случается «ватный зал». После него, возвращаясь, твердишь: «Какой ужас! Просто кошмар! Что ты в этой профессии делаешь?» Короче говоря, лицедейство – это ужасно тяжёлая работа. Лишь непосвящённому может показаться, что всё так легко и воздушно. Всё так красиво, и тебя узнают на улицах. В общем, «аплодисменты, шампанское и цветы»...


«С. М. С.»

Не могу не спросить Жанну Анатольевну о новом спектакле по знаменитой пьесе американского драматурга Джона Патрика, где она создала образ эксцентричной миллионерши Этель Сэвидж. Роль, которую в своё время играли великие Фаина Раневская, Вера Марецкая и Любовь Орлова. И наша гениальная и неподражаемая Вера Ершова. «Ещё во время работы режиссёра Кузина с нашей труппой над спектаклем «Лес» по Островскому я загорелась мечтой, чтобы Александр Сергеевич что-нибудь ещё у нас поставил, – вспоминает Жанна Романенко. – Стала уговаривать Гвоздкова пригласить Кузина на какую-нибудь новую постановку. Поначалу даже слегка кокетливо заявила: «Ставьте, что хотите! Готова играть хоть восьмой гриб за девятым столбом!» Но когда режиссёр всерьёз предложил нам «Визит дамы», я даже слегка опешила. Безусловно, это – великолепная пьеса. Да и миллионерша Клара Цаханассьян – роль, без сомнения, потрясающая. Однако я уже играю Виолет в спектакле «Август. Графство Осейдж». Поэтому зачем мне целых две такие злобняче-опустошительные роли? Две столь негативные женщины? Такая чернуха! Но, как ни в чём не бывало, Александр Сергеевич принялся меня убеждать: «Да что Вы! Ведь это такой добрый спектакль!» Ну, конечно! Только сначала главная героиня ставит на уши целый город, чтобы жестоко отомстить своему возлюбленному. И после убивает его. А так очень даже добрая и позитивная пьеса. Просто – «ещё раз про любовь»! Вот я и решила: коли у меня уже есть Виолет, зачем мне ещё и Клара? Короче говоря, ответила: «Нет уж! Извините!» Тогда-то мы и сошлись на «Странной миссис Сэвидж». В принципе, это довольно позитивная история. Нежная и добрая. Не случайно я всегда иду на наш спектакль с хорошим настроении. С таким же и возвращаюсь...

Должна сказать, что Александр Кузин – удивительный человек. Просто моя любовь! А как он проводит репетиции! Такое к тебе доверие – просто четыре плюса впереди! Первое время очень аккуратненько ему намекала: «Я тут всю ночь не спала, и вот что мне привиделось. Может быть, нам это – сюда переставить, а кое-что вообще убрать?» Он на секунду задумывался и, как правило... соглашался. Короче говоря, я там немало корректировала, чтобы текст становился доходчивее и привычнее для уха современного зрителя. А вообще Кузин весьма гибко и заинтересованно всё воспринимает. И во время репетиций очень ко мне прислушивался. Однако Александр Сергеевич тоже преподносил мне «сюрпризы». Например, в сцене первого появления моей героини в психиатрической лечебнице под названием «Тихая обитель». Казалось бы, мне надо явиться в полнейшем смятении и возмущаться «своими» детьми, которые подобное со мной сотворили. Первоначально я так и зашла, буквально яростно влетела. Вся в праведном гневе. А Александр Сергеевич неожиданно предлагает: «Нет, наоборот. Зайдите с такой блуждающей невинно-детской полуулыбкой. Как бы некая обманка. Вплывите словно на пуантах: «Ой, такого не может быть! Ах, а это медсестра? А это главный врач, который, наверное, будет меня лечить? Ах, вот он какой – сумасшедший дом! Как интересно!» В итоге этот эпизод стал одним из самых моих любимых в спектакле. А ведь все, кому хорошо знакома моя энергетика, вполне резонно ожидали, что вот сейчас ворвётся Романенко будто фурия! И теперь каждый раз перед входом в этот спектакль буквально замираю и как бы «подтормаживаю» себя. Чтобы попасть точно туда. В ту самую «ноту». И от этого буквально раскручивается вся роль. Потом вот что ещё важно. Как вы знаете, обычно я очень громко разговариваю. Меня так учили: мой текст должны слышать все даже в самых дальних уголках зала. Но Кузин посоветовал: «Разговаривайте по-киношному!» (изображает тихим голосом). «Боже мой! Уже появились светлячки. Как это красиво!». В результате на премьере в антракте ко мне прибежали запыхавшиеся от волнения билетёры: «Вас не слышно на балконе, а ведь обычно Вас везде слышно!» Я в панике к Александру Сергеевичу: «Что же нам делать, ведь это наше достижение?». Он отреагировал абсолютно спокойно: «Сделаем следующим образом: звук не добавляйте, но прибавьте внутренний посыл. В противном случае поменяется окрас роли. Причём кардинально». Вообще он очень много чего интересного сотворил... Честно говоря, до работы над спектаклем «С.М.С.» (то есть «Странная миссис Сэвидж») не видела ни легендарную постановку с Марецкой, ни с нашей Верой Ершовой. Спрашиваю у Кузина, можно ли теперь посмотреть те классические версии. «Пока ещё нет, – отвечает. – Поиграйте полгодика, а ещё лучше – год. И когда решите, что вот здесь вроде бы всё разрыхлили, тогда и можно будет посмотреть, как это сделали другие. Поинтересоваться, как другие это прочитали...»


Существуют роли-доноры, которые даже эмоционально подпитывают, а есть такие, что из тебя буквально всю энергию высасывают. Например, спектакль «Август. Графство Осейдж». Два дня до него так себя накручиваю, что желудок начинает болеть. И после ещё пару дней отхожу. В это время у меня даже лицо меняется. Безусловно, роль потрясающая, но она из меня всё нутро выковыривает. Опять же по секрету: три моих самых весосжигающих спектакля: конечно, «Август...», а ещё «Месье Амилькар, или Человек, который платит» и «Любовные письма». Удивительно, но этот спектакль идёт всего полтора часа. Однако в нём такая максимальная концентрация внимания на нас двоих, что всё «лишнее» в тебе попросту сжигается. Как правило, ещё я сильно худею перед премьерами. Вроде бы и рацион совсем не меняется, а за дни репетиций всё сгорает. Видимо, от одной лишь мысли о предстоящей премьере. Костюмеры постоянно на меня ворчат: «Ну вот опять вы похудели!» Но проходит неделя-другая – и всё восстанавливается.

Организм вообще чрезвычайно хитрый, поэтому его всё время приходится обманывать. К примеру, перед зимой он всячески норовит сделать «запасы». Но я с ним решительно борюсь (смеётся). Вот сейчас из последних сил сопротивляюсь, пытаясь удержаться на своей фирменной отметке – 61 килограмм 700 граммов...»


Жить по полной

«В январе 2016 года, когда первый канал (ОРТ) начал снимать документальный фильм к моему юбилею, у нас в театре как раз полным ходом шли репетиции «С.М.С.». Однажды мы с Кузиным в кадре так зацепились языками, что напрочь позабыли о снимающих нас камерах. Удивительно, но этот эпизод оказался лучшим местом фильма, потому что мы фактически растворились в беседе. Говорили буквально обо всём: о творчестве, о жизни... Мне просто было интересно с Александром Сергеевичем. Хотелось понять его как можно лучше. Когда же закончилась съёмка этой сцены, то столичные телевизионщики даже стали нам аплодировать. Оказалось, что это было интересно и им...

Такие же изумительные отношения у меня и с медициной. Если вдруг что-то где-то будто бы покалывает или пощипывает, и я с этим прихожу к врачу, то обычно у нас случается такой разговор: «Вот это примете. Вон там намажете» – «И когда пройдёт?» – «Да дня через два-три, но только если будете четко выполнять предписания!» Звоню на следующий день: «А у меня уже всё прошло!» (смеётся). В общем, у меня полное доверие к эскулапам, поскольку верю во все их советы и наставления. Сын тоже смеётся: «Мама, да ты сама себя лечишь! Пошла к врачу, он тебе чего-то наговорил, ты и поверила. А выходишь – и у тебя уже даже температуры нет».

Поскольку все меня называют ENERGIZER, имея в виду, что я вся такая зажигалка, то желаю и всем моим любимым зрителям никогда не унывать, ни в какой ситуации не терять надежду. Пусть вас не покидает чувство юмора, ведь оно способно спасти нас почти в любой ситуации. Друзья мои, всегда можно посмеяться как над жизненными проблемами, так и над самим собой. И это отлично снимает пресловутый стресс. Поистине совершенно бесперспективно злиться или обижаться на кого-либо. Ничего это тебе не даёт. Скорее, наоборот. Лично я, словно легендарный барон Мюнхгаузен, сама себя порой буквально за волосы вытаскиваю: «Ты способна эту проблему перебороть? Нет! Ну и выбрось её на свалку!» А себе пожелаю: не подводить никаких итогов! Несмотря на юбилей. Как-то Александр Сергеевич Кузин завёл со мной философский разговор на тему жизни и смерти. А я ответила, что вообще об этом не думаю. Из той беседы и родилось моё ощущение – БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ! Когда наступит – тогда и наступит. И нечего об этом понапрасну думать. Вот эта жизнь тебе дана – ЖИВИ! Живи по полной! Желаю себе – и вам, конечно, – всегда продолжать в том же духе!!!»

Романенко

Заслуженная артистка РСФСР (26.12.1977).
Народная артистка России (27.10.2000).

Окончила Театральное училище (ВУЗ) им. М.С. Щепкина, актер драматического театра и кино (1968, педагоги В.И. Коршунов, Ю.М. Соломин)
Актриса Самарского (Куйбышевского) Академического театра драмы им. М. Горького с 1968 по 1987 годы и с 1994 года.
Работала в Крымском академическом драматическом театре им. М. Горького (Симферополь, 1987-1994).

театральные работы

1968
Е. Хильтаи «Немой рыцарь» - Служанка (реж. Колтынюк)
А. Островский «Доходное место» - Юленька (реж. Голубицкий)
Л. Леонов «Обыкновенный человек» - Аннушка (реж. О. Чернова)
Сказка «Иван-да-марья» - Марья (реж. С. Пономарев)
1969
А. Островский «На всякого мудреца довольно простоты» - Машенька (реж. Шварц)
С. Найденов «Дети Ванюшина» - Аннушка (реж. О. Чернова)
В. Розова «Традиционный сбор» - Инна (реж. О. Чернова)
Ч. Айтматов «Материнское поле» – сестра Аширалы (реж. П. Монастырский)
М. Шатров «Большевики» - Секретарь (реж. И. Рахлин)
А. Салынский «Мария» - Даша (реж. О. Чернова)
И. Шток «Земля замоскворецкая» - Александра (реж. Е. Хигерович)
1970
И. Иорданов «Любовь необъяcнимая» - Марчетто (реж. Делчев)
А. Арбузов «Город на заре» - Наташа (реж. Хигерович)
И. Тумановская «Кто ты, Женька?» - Алька (реж. П. Монастырский)
К. Одетс «Звезда Голливуда» - Элейн (реж. О. Чернова)
1971
В. Ежов «Соловиная ночь» - Катя (реж. О. Чернова)
М. Рощин «Валентин и Валентина» - Валентина (реж. А. Головин)
С. Алешин «Тогда в Севилье» - Дон Жуан (реж. П. Монастырский)
А. Володин «Дульсинея Тобосская» - Санчика (реж. Е. Хигерович)
1972
А. Островский «Бесприданница» - Лариса (реж. А. Головин)
Ю. Марцинкявичюс «Миндаугас» - дочь (реж.А. Головин)
1973
А. Цагарели «Ханума» - Сона (реж. П. Монастырский)
А. Фредро «Дамы и гусары» - Софья (реж. И. Груда)
1974
Б. Лавренев «Сорок первый» - Марютка (реж. Копытман)
Е. Габрилович «Счастливый Шурик» - Анна (реж. Копытман)
1975
Т. Уильямс «Лето и дым» («Внезапно прошлым летом») - Альма (реж. А. Головин)
В. Розов «Четыре капли» - Заступница (реж. А. Головин)
Н. Лесков «Левша» - блоха (реж. П. Монастырский)
1976
М. Горький «Варвары» - Анна (реж. П.Монастырский)
Ю. Грушас «Любовь, джаз и черт» - Беатриче (реж. С. Надеждин)
Ю. Яковлев «Моя дочь Нюша» - Антошка (реж. П. Монастырский)
1977
А. Жери «Шестой этаж» - Эдвиж (реж. П. Монастырский)
1978
М. Рощин «Эшелон» - Катя (реж. Демьянченко)
А. Островский «Бешеные деньги» - Лидия Чебоксарова (реж. П. Монастырский)
1979
В. Розов «Гнездо глухаря» - Искра (реж. П. Монастырский)
А. Чехов «Три сестры» - Ирина (реж. Ф.Демьяненко)
Х. Вуолийоки "Дом на скале" - Хета (реж. П. Монастырский худ. Б. Кожухарев, Болгария)
1980
Ж.-Б. Мольер «Тартюф» - Эльмира (реж. Г. Меньшенин)
Б. Шоу «Пигмалион» - Элиза Дулитл (реж. П. Монастырский)
М. Шатров «Синие кони на красной траве» - Н. К. Крупская (реж. П. Монастырский)
198
К. Симонов «Мы не увидимся с тобой» - Ника (реж. Г. Меньшенин)
М. Салтыков-Щедрин «Господа Голавлевы» - Любонька (реж. П. Монастырский)
1982
П. Кальдерон «Дама – невидимка» - Анхела (реж. Меньшенин)
В. Гольдфельд «Мал, да удал» - Неулыба (реж. О. Бычков)
Н. Думбадзе «Закон вечности» - Джемма (реж. Г. Меньшенин)
1983
М. Горький «Дачники» - Юлия Филиповна (реж. П. Монастырский)
Скарначчи и Тарабузи «Моя профессия – синьор из общества» - Валерия (реж. Г. Меньшенин)
Н. Саймон «Последний пылкий влюбленный» - Элейн Мацони, Бобби Митчел, Джанет Фишер (реж. О. Бычков)
1984
А. Штейн «Гостиница Астория» - Екатерина (реж. Р. Рахлин)
1985
В. Мережко «Я – женщина» - Маша (реж. Р. Рахлин)
1986
И. Щеголихин «Дефицит» - Марина (реж. П. Монастырский)
Н. Саймон «Хочу сниматься в кино» - Стеффи Блондел (реж. Р. Рахлин)
1987
В. Шекспир «Двенадцатая ночь» - Мария (реж. Р. Рахлин)
1994
Ф. Шиллер «Коварство и любовь» - Леди Мильфорд (реж П. Монастырский)
Э. де Филиппо «Цилиндр» - Беттина (реж. В. Курочкин)
1995
М. Горький «Васса Железнова» - Анна (реж. П. Монастырский)
А. Володин «Пять вечеров» - Тамара (реж. П. Монастырский)
Г. Фигейредо «Эзоп» («Лиса и виноград») - Клея (реж. В. Кузенков)
1996
О. Данилов «Подари мне лунный свет» - Ира (реж. Д. Астрахан), награждена в номинации «Лучшая женская роль» на конкурсе «Самарская театральная муза»
1997
Ж. Кокто «Ужасные родители» - Лео (реж. В. Шапиро)
1998
Ф. Саган «Замок в Швеции» - Агата (реж. В. Гвоздков)
Ф. Саган «Лошадь в обмороке» - Филисити (реж. В. Гвоздков)
1999
Н. Птушкина «Пока она умирала» - Татьяна (реж. В. Гвоздков)
2001
Ф. Достоевский «Униженные и оскорбленные» - Анна Андреевна (реж. В. Гвоздков)
2002
Ж. Коллар «Ladies’ night» - Джанет Бурмайстер (реж. П. Ланди)
А. Гурней «Любовные письма» - Мелисса Гарднер (реж. В. Гвоздков)
2003
Х. Линдсей Р. Круз «Звуки музыки» - Настоятельница монастыря (реж. В. Гвоздков)
Р. Куни «№13» - Памелла (реж. В. Гвоздков)
2004
Х. Маккой «Танцевальный марафон» - Миссис Лейден (реж. П. Ланди)
2005
И. Жамиак «Месье Амилькар, или Человек, который платит» - Элеонора (реж. В. Гвоздков), награждена в номинации «Лучшая женская роль»
2006
А. Менчелл «С тобой и без тебя» - Ида (реж. В. Гришко)
Этюды к Шекспиру – «Гамлет» - Гертруда (реж. В. Фильштинский)
2007
В. Шекспир «Ромео и Джульетта» - Леди Монтекки (реж. В. Фильштинский)
П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» - Графиня (реж. В. Гришко)
К. Людвиг «Примадонны»- Флоренс Снайдер (реж.М.Кальсин)
2008
А. Островский «Лес» - Раиса Павловна Гурмыжская (реж.А.Кузин)
2011
Г. Слуцки «Шесть блюд из одной курицы» - Мама (реж. В. Гришко)
2012
Трейси Леттс «Август. Графство Осэйдж» - Вайолет Уэстон, жена Беверли (реж. В. Гвоздков)
2013
Роберт Тома - Мами (реж. Н. Мишин)

Крымский академический русский театр им. М. Горького (1987-1994)
1. Ю. О"Нил «Любовь под вязами» - Абби (реж. О. Бычков)
2. Н. Гумилев «Отравленная туника» - Феодора (реж. А. Новиков)
3. А. Кристи «Мышеловка» - Молли (реж. О. Бычков)
4. А. Галин «Группа» - Татьяна (реж. О. Бычков)
5. М. Горький «Мещане» - Елена (реж. В. Аносов)
6. Н. Гоголь «Женитьба» - Марфа (реж. О. Бычков)
7. Н. Кауард «Интимная жизнь» - Аманда (реж. О. Бычков)
8. М. Булгаков «Дни Турбиных» - Елена (реж. О. Бычков)
9. А. Стринберг «Фрёкен Юлия» - фрёкен Юлия (реж. О. Бычков)
10. Э. Элис, Р. Риз «Условия диктует леди» - Филиппа Джеймс (реж. О. Бычков)
11. М. Булгаков «Мастер и Маргарита» - Маргарита (реж. А. Новиков)

Хэлен Синклейр - "Пули над Бродвеем", Вули Аллен (2014, реж. Паоло Эмилио Ланди)

призы и награды

Знак «За труд во благо земли самарской» (2006)

Победитель в номинации "Любимый артист" на вручении Самарской театральной премии зрительских симпатий «Браво» (2012)

Лауреат в номинации "За вклад в отечественное театральное искусство" (Тамбов, VI фестивале им. Николая Хрисанфовича Рыбакова за роль Мелиссы Гарднер в спектакле "Любовные письма", 2012)

Лауреат в номинации «Признание» (Тамбов, VII фестиваль им. Н. Рыбакова, 2013)

«Подари мне лунный свет» - за роль Иры награждена в номинации «Лучшая женская роль» на конкурсе «Самарская театральная муза» (1996)

«Месье Амилькар, или Человек, который платит» - за роль Элеоноры (реж. В. Гвоздков) награждена в номинации «Лучшая женская роль» на конкурсе " Самарская театральная муза" (2005)

Звание "Женщина - представитель культуры и искусства 2011" в рамках областной акции "Женщина года" (2012)

Фото: kino-teatr.ru
Жанна Романенко

Актриса Жанна Романенко - о популярности и ангеле-хранителе.

Она одна из тех, кто сформировал театральное лицо Самары. Настоящая знаменитость в этом волжском городе. В месяц играет до 20 спектаклей, а ещё - гастроли, бенефисы, творческие вечера... В один из приездов в Москву народная артистка, прима Самар­ского академического театра драмы Жанна Романенко дала интервью «СтоЛИЧНОСТИ».

СтоЛИЧНОСТЬ: Жанна Анатольевна, Россия славится своей театральной школой, но артистам сцены не сравниться по популярности с артистами кино. Парадокс?

Жанна Романенко : Вовсе нет. Охват аудитории несравним, это очевидно. Какой бы театральной ни была страна, в кинозалы всё равно придёт больше людей, чем в театры. Можно грустить по этому поводу или радоваться, но так во всём мире.

С другой стороны, если уж драматический актёр состоялся на сцене, добился признания, то в театральной зрительской среде он может стать звездой не менее яркой, чем киноактёр. У меня, например, есть свой «фан-клуб» - сообщество по­клонников, причём не только из Самары, но и из других городов. Разумеется, я не организовывала его сама: так совпало, что эти люди появились в моей жизни после смерти мужа, актёра и режиссёра Олега Бычкова.

Я уверена, их мне послал мой ангел-хранитель, поскольку тогда я долго не могла прийти в себя, потеряла интерес и к профессии, и к жизни. И вдруг незнакомые мне люди стали поддерживать меня морально, писать письма. Это очень помогло.

- Обычно популярность оборачивается и негативными проявлениями...

Меня Бог в этом отношении миловал. Театральный зритель вообще добрый. Да, в Самаре я не могу просто так на улицу выйти: останавливают, засыпают вопросами, просят автограф. Бывает, угощают пирожком (смеётся). Но иногда идёшь, и настроение такое плохое, по внуку скучаешь. И вдруг кто-то тебе говорит: «Ой, Жанна, знаете, мы вас так любим». И настроение сразу улучшается. Вообще, я кайфую, когда в Москву приезжаю: на улице никто не узнаёт.

- Вы в Москве на гастролях бываете?

Когда-то именно на столичных гастролях мне дали звание заслуженной. В 29 лет. И какое-то время я была самой молодой заслуженной артисткой Советского Союза. Но теперь в Москве бываю в основном по личным делам: здесь живёт сын со своей семьёй, с моим внуком Серёжей. Как только выдаются свободные дни, стараюсь приехать к ним. Хотела бы перебраться в Москву насовсем? Не буду кокетничать - хотела бы. Во-первых, была бы рядом с семьёй. Во-вторых, в столице для актёра большой выбор. Много ролей ещё хочу сыграть...

Знаете, я ведь быть актрисой вовсе не мечтала. Мечтала быть геологом, бродить по горам. Потом ещё врачом, потом - спортсменкой. Но стала актрисой... У нас у всех в семье непростой жизненный путь...

Вот взять, к примеру, бабушку моего первого мужа Надежду Кононову. Она закончила курсы у Станиславского, и её распределили в Абакан. Мы считали, что её сослали туда, но она возмущалась: «Вы что, меня никогда не рэпрэссировали!» Она говорила «э» вместо «е». Была родом из дворянской семьи, рассказывала, как ехала на велосипеде по Летнему саду и чуть не наехала на наследника. Или как они с князем Вяземским играли в «хоккэй». Мы спрашивали: «Ну какой хоккей в начале ХХ века?» А она: «Как это какой? Травяной!» Так вот, после революции все её родственники уехали в Швейцарию, а она осталась. Ей была интересна революция. Её муж был актёр и при этом революционер. Ходил в театр с маузером. И когда она оказалась в Абакане, стала там родоначальницей театра. Это мы узнали гораздо позже, когда на нас вышли люди, писавшие книгу по истории театра в Хакасии...

- В вашей биографии есть упоминание о работе в Крыму. Можно подробности?

В 1987 году моему мужу Олегу из-за разногласий с главным режиссёром Самарского драмтеатра пришлось уехать в Симферополь, и я отправилась за ним. В местном театре переиграла кучу ролей. Но, скажу честно, театр (во всяком случае, в те годы) был жутко провинциальным. Ну а потом распался СССР... Мы тогда поставили три телевизора в ряд и смотрели, что происходит в Крыму, в Киеве и в Москве. Сравнивали картинки. Крым хотел присоединиться к России, была такая возможность, подписи собирали. И вдруг нам сказали: всё, остаётесь в составе Украины. Я поняла, что надо возвращаться. Были дурные предчувствия, было понятно, что русский язык станут зажимать. И в 1994-м я вернулась. Гражданство, правда, было украинским, пришлось его возвращать, что оказалось непросто: родилась-то я в Одессе.

В Крыму впервые я зашла в церковь. Проходила мимо, смотрю - открыто. Дай, думаю, зайду. Тогда и поняла: это не просто место, где свечки горят. Здесь впрямь Кто-то присут­ствует. Сейчас у меня два духовника: один - в Самаре, другой - в Москве. Оба совершенно удивительные, счастье, что такие батюшки в нашей Церкви есть. В Москве я прихожу в храм, как в дом родной. Это храм Мартина Исповедника на Таганке. Когда в первый раз попала туда на службу, поразилась: по её окончании все отправились в кафе пить чай. Прихожане, которые только что стояли на литургии. Это надо же, подумала я, впервые такое вижу, что люди после службы не расходятся по домам, а продолжают общаться. Вот это действительно община! Захотелось туда приходить почаще.

Церковь, насколько я знаю, осуждает актёрское ремесло. Не испытываете ли вы внутреннего дискомфорта в связи с этим? И вообще, что делать актёрам, которые ищут свой путь к Богу? Оставлять профессию?

Церковь осуждает не столько актёрство, сколько скоморошество. То есть скорее эстраду, чем театр. Сейчас, наоборот, высказывается мнение, что театр вышел из церкви. В прежние века некоторые церковные обряды содержали в себе инсценировки, которые символизировали то или иное библейское событие. Например, вход Господень в Иерусалим. Обряд назывался «шествие на осляти», его проводили в Вербное воскресенье.

Мне почему-то на большие церковные праздники (Пасху, Рождество) выпадает играть спектакли. В этом году на Пасху играла сразу два. И я вот размышляю: может, Бог мне намекает, что пора завязать с этой профессией? У меня есть звание народной артистки, в энциклопедию меня вписали, ну а дальше что? Не в этом же счастье! Его-то и нет. Наоборот, на вершине ещё тяжелее, потому что многие хотят столкнуть тебя. Мало христиан в театре, тяжело там верующему человеку.

Что посоветовать актёрам? Я разделяю точку зрения Екатерины Васильевой и Инны Чуриковой. Они обе верующие и считают, что всё зависит от самого человека. От того, чем он живёт и чем наполнен, что он несёт в зал - добро или зло. Играя злодея, можно разжигать в людях нехорошее, а можно пытаться предостеречь их. Можно упиваться пакостями, а можно так пронзительно их подавать, что зрители в зале будут ужасаться и сомневаться, а стоит ли по­вторять такие «подвиги», надо ли подражать этому персонажу. Не делать из подлеца кумира - вот что важно для актёра.

Интересные факты Жанна Романенко родилась в Одессе. Закончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Первый раз вышла замуж в 18 лет, скрыв этот факт от родителей. Уехала в Самару (тогда Куйбышев) вслед за мужем. Работает в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького с 1968 по 1987 г. и с 1994 г. по настоящее время. Играет в спектаклях «Пули над Бродвеем», «Восемь любящих женщин», «Лес», «Примадонны», «Шесть блюд из одной курицы», «С тобой и без тебя» и др.