Святой лука крымский биография кратко. Врач от Бога: жизненный путь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Святитель Лука Войно-Ясенецкий без сомнения является одним из самых ярких святых нового времени. Родился будущий святитель в Керчи (Крым) в 1877 году в семье с польскими дворянскими корнями. Молодой мальчик Валя (свт Лука в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) очень любил рисовать и даже хотел в будущем поступить в академию художеств. Позже, дар рисования оказался очень полезным в работе народного целителя и преподавателя. Будущий архиепископ Лука поступил на медицинский факультет Киевского университета и в 26 лет блестяще окончил его, сразу приступив к работе в Чите в военном госпитале (в то время как раз началась русско-японская война). В госпитале Валентин женился и в их семье родились четверо детей. Жизнь привела будущего святого сначала в Симбирскую а затем и в Курскую губернии.

Будучи человеком деятельным и успешным хирургом Валентин Феликсович проводил множество операций, проводил исследования в области анестезии. Он приложил много сил для изучения и внедрения местной анестезии (общее обезболивание имело негативные последствия). Необходимо отметить, что люди близкие к этому великому хирургу всегда предполагали его будущее как будущее исследователя и преподавателя, в то время как сам будущий святой Лука Крымский всегда настаивал на прямой работе, помогая простым людям (сам себя он иногда называл мужицким доктором).

Священнический сан Валентин принял неожиданно для себя, после краткого разговора с епископом Иннокентием, состоявшимся после выступления Валентина с докладом опровергающим тезисы научного атеизма. После этого жизнь великого хирурга стала еще сложнее: он трудился за троих — как врач, как профессор и как священник.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.).

Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край. Там, в глухой Сибири святой Лука работал в госпиталях, оперировал и помогал страждущим. Перед операцией он всегда молился и рисовал на теле больного йодом крест, за что не раз бал приглашаем на допросы. После длительной ссылки еще дальше — к берегам Северного Ледовитого океана — святителя вернули обратно сначала в Сибирь а потом и вовсе освободили в Ташкент.

В последующие годы многократные аресты и допросы, а так же содержание святителя в тюремных карцерах сильно подорвали его здоровье.

В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы. Будучи уже сильно больным, с плохо видящими глазами, Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

В последние годы жизни святитель работал над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.
В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1956 году он полностью ослеп но продолжал нести свою службу людям — как архиерей и как врач. Епископ Лука Войно-Ясенецкий (Крымский) мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Икона святого Луки (епископа Крымского) является особо почитаемой в православном мире. Многие верующие христиане произносят перед образом святителя теплые и искренние молитвы. Святой Лука всегда слышит обращенные к нему просьбы: по молитве верующих ежедневно совершаются великие чудеса - многие люди обретают избавление от различных душевных и телесных недугов.

Мощи Луки Крымского являют в наши дни различные исцеления, свидетельствующие о великой духовной силе святого. Для поклонения святыне многие христиане приезжают в Симферополь из разных городов мира.

Икона святого Луки призвана напомнить людям о жизни великого человека, бесстрашно следующего по стопам Спасителя, воплотившего образец христианского подвига несения жизненного креста.

На иконах святитель Лука Войно-Ясенецкий изображается в архиепископском облачении с поднятой благословляющей десницей. Также можно увидеть изображение святителя, сидящего за столом над раскрытой книгой, в трудах за научной деятельностью, что напоминает верующим христианам фрагменты биографии святителя. Есть иконы, изображающие святого с крестом в правой руке и Евангелием в левой. Некоторые иконописцы представляют святителя Луку с медицинскими инструментами, напоминая о его жизненном труде.

Большое почитание в народе имеет икона Святого Луки - значение ее для верующих христиан очень велико! Подобно святителю Николаю, епископ Лука стал российским чудотворцем, приходящим на помощь во всех жизненных трудностях.

В наши дни икона святого Луки находится практически в каждом доме. Это связано в первую очередь с большой верой народа в чудесную помощь святого, способного по вере исцелить любую болезнь. Многие христиане обращаются к великому святителю в молитве об избавлении от различных недугов.

Молодые годы архиепископа Луки Войно-Ясенецкого

Святитель Лука, епископ Крымский (в миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), родился в Керчи 27 апреля 1877 года. С детства он интересовался живописью, посещая рисовальную школу, где демонстрировал немалые успехи. По окончании гимназического курса будущий святитель поступил в университет на юридический факультет, но через год прекратил занятия, оставив учебное заведение. Далее он пробовал заниматься в Мюнхенской школе живописи, однако и в этой сфере молодой человек не нашел своего призвания.

Всем сердцем стремясь принести пользу ближним, Валентин принял решение поступить в Киевский университет на медицинский факультет. С первых лет занятий он увлекся анатомией. Окончив учебное учреждение с отличием и получив специальность хирурга, будущий святой сразу начал практическую медицинскую деятельность, преимущественно в глазной хирургии.

Чита

В 1904 году началась русско-японская война. В.Ф. Войно-Ясенецкий отправился на Дальний Восток в качестве добровольца. В Чите он работал в госпитале Красного Креста, где вел практическую врачебную деятельность. Возглавив хирургическое отделение, он успешно оперировал раненых солдат. Вскоре молодой врач встретил свою будущую жену - Анну Васильевну, работавшую в госпитале сестрой милосердия. В браке у них родилось четверо детей.

С 1905 по 1910 год будущий святитель трудился в различных уездных больницах, где ему приходилось вести самую разнообразную врачебную деятельность. В это время началось широкое использование общей анестезии, но для выполнения операций под общим наркозом не хватало необходимого оборудования и специалистов - анестезиологов. Заинтересовавшись альтернативными способами обезболивания, молодой врач открыл новый метод анестезии седалищного нерва. Впоследствии он представил свои исследования в виде диссертации, которую успешно защитил.

Переславль-Залесский

В 1910 году молодая семья переехала в город Переславль-Залесский, где будущий святитель Лука работал в крайне тяжелых условиях, совершая по несколько операций ежедневно. Вскоре он принял решение заняться изучением гнойной хирургии и стал активно работать над написанием диссертации.

В 1917 году начинаются страшные потрясения в отечестве - политическая нестабильность, повсеместное предательство, начало кровопролитной революции. Кроме того, супруга молодого хирурга заболевает туберкулезом. Семья переезжает в город Ташкент. Здесь Валентин Феликсович занимает должность заведующего хирургическим отделением местной больницы. В 1918 году был открыт Ташкентский государственный университет, в котором врач преподает топографическую анатомию и хирургию.

Ташкент

Во время гражданской войны хирург жил в Ташкенте, где все силы отдавал врачеванию, ежедневно совершая по несколько операций. Во время работы будущий святитель всегда горячо молился Богу о помощи в совершении дела спасения человеческих жизней. В операционной всегда находилась икона, а перед ней висела лампада. У врача был благочестивый обычай: перед операцией он всегда прикладывался к иконам, затем зажигал лампаду, совершал молитву, а уже потом приступал к делу. Врач отличался глубокой верой и религиозностью, что и привело его к решению принять священнический сан.

Здоровье А.В. Войно-Ясенецкой стало ухудшаться - она умерла в 1918 году, оставив на попечение супруга четверых маленьких детей. После смерти жены будущий святитель стал еще активнее участвовать в церковной жизни, посещая храмы Ташкента. В 1921 году Валентина Феликсовича рукоположили в сан дьякона, а затем - священника. Отец Валентин стал настоятелем храма, в котором всегда очень живо и усердно проповедовал Слово Божие. Многие коллеги относились с нескрываемой иронией к его религиозным убеждениям, считая, что ученая деятельность успешного хирурга с принятием сана завершилась окончательно.

В 1923 году отец Валентин принял с новым именем Лука, а вскоре облачился в епископский сан, что вызвало бурную негативную реакцию со стороны ташкентских властей. Через некоторое время святитель был арестован и заключен в тюрьму. Начался длительный период ссылок.

Десять лет в неволе

Два месяца после ареста будущий святой Лука Крымский находился в тюрьме Ташкента. Затем его переправили в Москву, где произошла знаменательная встреча святителя с патриархом Тихоном, заключенным в Донском монастыре. В разговоре Патриарх убеждает епископа Луку не оставлять врачебную деятельность.

Вскоре святителя вызвали в здание ЧК КГБ на Лубянке, где он подвергся жестоким методам допроса. После вынесения приговора святитель Лука был отправлен в Бутырскую тюрьму, где он находился в нечеловеческих условиях на протяжении двух месяцев. Затем его перевели в Таганскую тюрьму (до декабря 1923 года). Далее последовал целый ряд репрессий: в самый разгар суровой зимы святого отправили в ссылку в Сибирь в далекий Енисейск. Здесь он был поселен в доме местного состоятельного жителя. Епископу была выделена отдельная комната, в которой он продолжал вести врачебную деятельность.

По прошествии некоторого времени святитель Лука получил разрешение оперировать в Енисейской больнице. В 1924 году он совершил сложнейшую беспрецедентную операцию по пересадке почки от животного человеку. В качестве «награды» за труды местные власти выслали талантливого хирурга в маленькую деревушку Хаю, где святитель Лука продолжал врачебную деятельность, стерилизуя инструменты в самоваре. Святитель не унывал - как напоминание о несении жизненного креста с ним рядом всегда находилась икона.

Святой Лука Крымский следующим летом вновь был переведен в Енисейск. После короткого тюремного заключения его вновь допустили к врачебной деятельности и к церковному служению в местном монастыре.

Советские власти стремились всеми силами помешать растущей популярности епископа-хирурга среди простого народа. Было принято решение о его ссылке в Туруханск, где были очень сложные природные и погодные условия. В местной больнице святитель принимал пациентов и продолжал хирургическую деятельность, оперируя а в качестве хирургического использовал волосы больных.

В этот период он служил в маленьком монастыре на берегу Енисея, в храме, где находились мощи святителя Василия Мангазейского. К нему приходили толпы народа, находя в нем истинного целителя души и тела. В марте 1924 года святителя вновь вызывают в Туруханск для возобновления врачебной деятельности. По окончании срока заключения епископ вернулся в Ташкент, где вновь взял на себя обязанности архиерея. Будущий святой Лука Крымский вел врачебную деятельность на дому, привлекая к себе не только больных, но и многих студентов-медиков.

В 1930 году святитель Лука был вновь арестован. После вынесения обвинительного приговора святитель провел целый год в Ташкентской тюрьме, подвергаясь всевозможным пыткам и допросам. Тяжелые испытания в то время перенес святой Лука Крымский. Молитва, ежедневно возносимая Господу, давала ему духовные и физические силы для перенесения всех невзгод.

Затем было принято решение переправить епископа в ссылку на север России. Все время пути в Котлас сопровождавшие солдаты конвоя издевались над святым, плевали ему в лицо, глумились и насмехались.

Первое время епископ Лука трудился в пересыльном лагере «Макариха», в котором отбывали срок люди, ставшие жертвами политических репрессий. Условия поселенцев были нечеловеческими, многие от отчаяния решались на самоубийство, люди страдали от массовых эпидемий различных болезней, и им не оказывали никакой медицинской помощи. Святитель Лука вскоре был переведен для работы в больницу Котласа, получив разрешение оперировать. Далее архиепископа отправили в Архангельск, где он находился до 1933 года.

«Очерки гнойной хирургии»

В 1933 г. Лука вновь возвратился в родной Ташкент, где его ждали повзрослевшие дети. До 1937 г. святитель занимается научной деятельностью в области гнойной хирургии. В 1934 г. он выпускает знаменитый труд под названием «Очерки гнойной хирургии», до сих пор являющийся учебником для хирургов. Многие свои достижения святитель так и не успел опубликовать, препятствием чему стали очередные сталинские репрессии.

Новые гонения

В 1937 году епископ вновь был арестован по обвинению в убийстве людей, подпольной контрреволюционной деятельности и заговоре с целью уничтожения Сталина. Некоторые его коллеги, арестованные вместе с ним, дали ложные показания против епископа под давлением. В течение тринадцати суток святителя подвергали допросам, пыткам. После того как епископ Лука не подписал признания, его вновь подвергли конвейерному допросу.

В течение следующих двух лет он находился в Ташкентской тюрьме, периодически подвергаясь агрессивным допросам. В 1939 году его приговорили к ссылке в Сибирь. В селе Большая Мурта Красноярского Края епископ работал в местной больнице, оперируя многочисленных больных в невероятно сложных условиях. Тяжелые месяцы и годы, полные лишений и невзгод, достойно вынес будущий святой - епископ Лука Крымский. Молитвы, приносимые им за свою духовную паству, помогали многим верующим в те непростые времена.

Вскоре святитель отправил телеграмму на имя Председателя Верховного Совета с просьбой о разрешении оперировать раненых солдат. Далее епископ был переведен в Красноярск и назначен главврачом военного госпиталя, а также консультантом всех районных военных госпиталей.

Во время работы в больнице за ним постоянно следили сотрудники КГБ, а коллеги относились к нему с подозрением и недоверием, что было связано с его вероисповедованием. Он не допускался в больничную столовую, в связи с чем нередко претерпевал голод. Некоторые медсестры, жалея святого, тайком приносили ему еду.

Освобождение

Ежедневно будущий архиепископ Крымский Лука самостоятельно приходил на железнодорожную станцию, отбирая самых тяжелобольных для проведения операций. Так продолжалось до 1943 года, пока многие церковные политзаключенные не попали под сталинскую амнистию. Будущий святой Лука был поставлен епископом Красноярским, а 28 февраля уже смог самостоятельно отслужить первую литургию.

В 1944 году святитель был переведен в Тамбов, где вел врачебную и религиозную деятельность, восстанавливая разрушенные храмы, привлекая многих в Церковь. Его стали приглашать на различные научные конференции, но всегда просили приходить в светской одежде, на что Лука никогда не соглашался. В 1946 году святитель получил признание. Ему была вручена Сталинская премия.

Крымский период

Вскоре здоровье святителя серьезно ухудшилось, епископ Лука стал плохо видеть. Церковные власти назначили его епископом Симферопольским и Крымским. В Крыму епископ продолжает насыщенную трудами жизнь. Ведутся работы по восстановлению храмов, Лука ежедневно ведет бесплатный прием больных. В 1956 году святитель полностью ослеп. Несмотря на столь тяжелый недуг, он самоотверженно трудился на благо Церкви Христовой. Одиннадцатого июня 1961 года святитель Лука, епископ Крымский, мирно отошел к Господу в Недели Всех Святых.

Двадцатого марта 1996 г. святые мощи Луки Крымского были торжественно перенесены в Свято-Троицкий собор Симферополя. В наше время они особенно почитаются жителями Крыма, а также всеми православными христианами, просящими помощи у великого святого.

Икона "Святой Лука Крымский"

Еще при жизни многие верующие христиане, лично знакомые с этим великим человеком, ощущали его святость, которая выражалась в неподдельной доброте и искренности. Лука прожил тяжелую жизнь, полную трудов, лишений и невзгод.

Даже после преставления святого многие люди продолжали ощущать на себе его невидимую поддержку. После причисления архиепископа к лику православных святых в 1995 году икона Святого Луки непрестанно являет различные чудеса исцеления от душевных и телесных болезней.

Многие православные христиане спешат в Симферополь, чтобы приложиться к великой христианской ценности - мощам святителя Луки Крымского. Многим больным помогает икона святого Луки. Значение ее духовной силы сложно переоценить. К некоторым верующим помощь от святого приходила мгновенно, что подтверждает великое его заступничество перед Богом за людей.

Чудеса Луки Крымского

В наши дни по искренним молитвам верующих Господь посылает исцеления от многих болезней благодаря заступничеству святителя Луки. Известны и зафиксированы реальные случаи невероятных избавлений от различных заболеваний, происходивших благодаря молитве святителю. Мощи Луки Крымского источают великие чудеса.

Кроме избавления от телесных недугов святитель помогает и в духовной борьбе с различными греховными наклонностями. Некоторые верующие врачи-хирурги, глубоко почитая своего великого коллегу, по примеру святителя всегда совершают молитву перед хирургическим вмешательством, помогающую успешно оперировать даже сложных больных. По их глубокому убеждению, это помогает святой Лука Крымский. Молитва, от души обращенная к нему, способствует решению даже самых сложных проблем.

Некоторым студентам святитель Лука чудесно помогал поступить в медицинский ВУЗ, таким образом, сбывалась их заветная мечта - посвятить свою жизнь лечению людей. Кроме многочисленных исцелений от болезней святитель Лука помогает обрести веру заблудшим неверующим людям, будучи духовным наставником и молящимся о человеческих душах.

Многие чудеса и поныне совершает великий святой епископ Лука Крымский! Исцеления получают все обращающиеся к нему за помощью. Известны случаи, когда святой помогал беременным женщинам благополучно выносить и родить здоровых детишек, находящихся в группе риска по результатам многосторонних исследований. Поистине великий святой - Лука Крымский. Молитвы, принесенные верующими перед его мощами или иконами, всегда будут услышаны.

Мощи

При открытии могилы Луки было отмечено нетление его останков. В 2002 году греческие священнослужители подарили Троицкому монастырю серебряную раку для мощей архиепископа, в которой они покоятся и в настоящее время. Святые мощи Луки Крымского благодаря молитвам верующих людей источают множество чудес и исцелений. С целью приложиться к ним люди приходят в храм постоянно.

После прославления епископа Луки в его останки были перенесены в собор города Симферополя. Нередко паломники еще называют этот храм так: «Церковь святого Луки». Тем не менее, этот замечательный называется Свято-Троицким. Собор расположен по адресу город Симферополь, ул. Одесская, 12.

«Все, что от меня зависит, обещаю сделать, остальное - от бога».
В.Ф. Войно-Ясенецкий

Валентин Феликсович появился на свет 9 мая 1877 в городе Керчи и принадлежал к древнему, но обедневшему дворянскому роду Войно-Ясенецких. Дед Валентина Феликсовича прожил всю жизнь в глухой деревне в Могилевской губернии, а его сын, Феликс Станиславович, получив хорошее образование, перебрался в город и открыл там собственную аптеку. Однако предприятие больших доходов не приносило, и спустя два года Феликс Станиславович устроился на госслужбу, оставшись на ней до самой смерти.

В конце восьмидесятых годов девятнадцатого века Войно-Ясенецкие перебрались в Киев и поселились на Крещатике. К тому времени семья их состояла из семи человек - отца, матери, двух дочерей и трех сыновей. Мать Мария Дмитриевна, воспитанная в православных традициях, занималась благотворительностью, а католик Феликс Станиславович, будучи человеком тихим, своих убеждений детям не навязывал. В мемуарах Валентин Феликсович писал: «Я не получил особого религиозного воспитания, и если говорить о религиозности наследственной, то, скорее всего, унаследовал ее от крайне благочестивого отца».

С юных лет у Валентина обнаружились недюжинные способности к рисованию. Вместе с гимназией он успешно окончил Киевское художественное училище, после чего подал документы в Санкт-Петербургскую Академию Художеств. Однако поступить туда юноша не успел, по этому поводу он впоследствии писал: «Влечение к живописи было сильным, но в ходе экзаменов я задумался, правилен ли мой выбор жизненного пути. Я счел ошибочным делать то, что мне нравится. Я должен был заняться тем, что принесет пользу окружающим людям». Забрав документы из Академии художеств, Валентин Феликсович предпринял неудачную попытку поступить на медфак Киевского университета. Юноше было предложено учиться на естественном факультете, однако из-за нелюбви к химии и биологии он выбрал юрфак.

Проучившись всего один год, Войно-Ясенецкий внезапно оставил университет и вернулся к живописи. Попытки улучшить свое мастерство привели молодого человека в частную школу Генриха Книрра, расположенную в Мюнхене. Взяв у известного немецкого художника ряд уроков, Валентин Феликсович вернулся в Киев и принялся зарабатывать на жизнь, рисуя обывателей с натуры. Однако наблюдаемые им ежедневно страдания и болезни простолюдинов, не давали Войно-Ясенецкому покоя. Он писал в мемуарах: «Я решил по юношеской горячности, что необходимо как можно скорее взяться за практически полезную для простого люда работу. Гуляли мысли о том, чтобы стать сельским учителем. В этом настроении я пошел к директору народных училищ. Он оказался человеком проницательным и убедил меня поступать на медицинский факультет. Это в свою очередь соответствовало моему желанию быть для людей полезным. Однако поперек стояло отвращение к наукам естественным». Несмотря на все сложности в 1898 Валентин Феликсович стал студентом медфака Киевского университета. Учился он на удивление хорошо, а самым любимым предметом его была анатомия: «Любовь к форме и умение довольно тонко рисовать перешли в мою любовь к анатомии… Из художника-неудачника я превратился в художника в хирургии». После окончания университета осенью 1903 Валентин Феликсович к всеобщему удивлению объявил о своем желании работать участковым земским врачом. Он говорил: «Я изучал медицину только с одной целью - всю жизнь проработать мужицким, деревенским врачом и помогать простым людям». Но его желанию сбыться было не суждено - началась русско-японская война.

Вместе с медотрядом Красного Креста двадцатисемилетний врач в конце марта 1904 отправился на Дальний Восток. Расположился отряд в эвакуационном госпитале в городе Чите, где и началась практика Войно-Ясенецкого. Главврач заведения доверил молодому выпускнику хирургическое отделение и не прогадал - проводимые Валентином Феликсовичем операции, несмотря на свою сложность, проходили безупречно. Почти сразу он стал оперировать на суставах, костях, черепе, выказывая глубокие познания в топографической анатомии. В Чите также случилось крупное событие в жизни начинающего врача - он женился. Его супруга Анна Васильевна была дочерью управляющего усадьбой на Украине и приехала на Дальний Восток в качестве сестры милосердия. В конце 1904 молодые люди были обвенчаны в Читинской церкви Михаила Архангела, а спустя некоторое время перебрались в Симбирскую губернию в маленький уездный городок Ардатов, где Войно-Ясенецкий был назначен главой местной больницы (весь персонал которой, к слову, состоял из фельдшера и заведующего).

В Ардатове молодой врач трудился по шестнадцать часов в сутки, сочетая врачебную деятельность с организационно-профилактическими мероприятиями в земстве. Однако, несмотря на помощь Анны Васильевны, очень скоро он почувствовал, что теряет силы. Чрезмерная перегруженность (в уезде насчитывалось свыше двадцати тысяч человек) вынудила Валентина Феликсовича покинуть город и переехать в Курскую губернию в село Верхний Любаж. Местная больница там ещё не была достроена, и Валентину Феликсовичу пришлось принимать пациентов на дому. Заболевших, к слову, было много - время приезда врача совпало с эпидемиями брюшного тифа, оспы и кори. Очень скоро слухи об успехах молодого доктора распространилась так далеко, что к нему ехали больные даже из смежной Орловской губернии.

В декабре 1907 городская управа перевела Валентина Феликсовича в город Фатеж. Здесь у него родился первый ребенок - сын Михаил. На новом месте хирург проработал недолго. Однажды он отказался остановить прием пациентов и выехать на вызов исправника. Здесь необходимо отметить, что на протяжении всей жизни Валентин Феликсович ко всем своим больным относился одинаково внимательно и доброжелательно, не обращая внимания на их положение в обществе. Тем не менее, председатель управы настоял на увольнении независимого доктора, а в докладах «наверх» называл его «революционером».

Вместе с семьей Войно-Ясенецкий осел у родных жены на Украине в городе Золотоноша, где у них родилась дочка Елена. В октябре 1908 талантливый хирург в одиночку отправился в Москву, и, явившись к Петру Дьяконову - видному ученому и основателю печатного издания «Хирургия» - выразил желание устроиться на работу в его клинику с целью сбора материала для докторской диссертации по теме регионарной анестезии. Получив разрешение, несколько последующих месяцев Валентин Феликсович напряженно трудился, препарируя трупы и оттачивая технику регионарной анестезии. Он писал родным: «Не уеду из Москвы, пока не возьму всего, что мне нужно: знаний и умений работать научно. По обыкновению я не знаю в работе меры и уже сильно переутомился. При том труд еще предстоит огромный - для диссертации нужно с нуля изучить французский и разобрать около пятисот трудов на немецком и французском языках. Кроме того, придется много работать над докторскими экзаменами».

Научная работа в столице так сильно захватила доктора, что он не заметил, как попал в тиски безденежья. Дабы содержать семью, в начале 1909 Валентин Феликсович устроился главным врачом больницы в селе Романовка, расположенной в Саратовской губернии. В апреле 1909 он прибыл на новое место и снова оказался в труднейшем положении - по площади врачебный участок его составлял около шестисот квадратных километров с населением свыше тридцати тысяч человек. Одновременно с работой он успевал читать научную литературу, скрупулезно записывать результаты своих исследований и публиковаться в журнале «Хирургия». Помимо этого, благодаря его усилиям в селе была организована медицинская библиотека. Все отпуска Валентин Феликсович проводил в столице, однако дорога до Москвы была слишком долгой, и в 1910 Войно-Ясенецкий согласно прошению был переведен на место главврача больницы городка Переславль-Залесский во Владимирской губернии. Перед самым отъездом у него родился второй сын Алексей, а в 1913 - третий сын Валентин.

Мастерство Войно-Ясенецкий как хирурга было выше всяких похвал. Известно, что он на спор прорезал скальпелем в книгах строго установленное количество страниц, и ни одним листком больше. В Романовке, а затем и в Переславле-Залесском врач одним из первых в нашей стране провел сложнейшие операции на желудке, желчных путях, кишечнике, почках, мозге и сердце. Особенно виртуозно хирург владел техникой глазных операций, возвращая многим слепым зрение. А в 1915 в Санкт-Петербурге вышла иллюстрированная книга врача «Региональная анестезия», где он обобщил результаты своих исследований. За это Варшавский университет удостоил его премии имени Хойнацкого - награды, присуждаемой авторам, прокладывающих в медицине новые пyти.

В 1916 Войно-Ясенецкий защитил свою диссертацию и стал доктором медицины. Следующий - 1917 год - стал переломным как в жизни страны, так и в жизни врача. Он вспоминал в мемуарах: «В начале года к нам приехала сестра жены, недавно похоронившая свою молодую дочь, скончавшуюся от скоротечной чахотки. С собою привезла она великую беду - ватное одеяло больной дочери. Сестра Ани прожила у нас всего пару недель, и вскоре после ее отбытия я обнаружил у жены признаки туберкулеза легких». В те времена у докторов бытовало убеждение, что туберкулёз можно излечить климатическими мерами. Услышав о конкурсе на пост главврача городской больницы в Ташкенте, Валентин Феликсович немедленно отправил заявку и получил одобрение. В марте 1917 он вместе с семьей прибыл в Ташкент. Обилие фруктов и овощей, перемена климата временно улучшили самочувствие Анны Васильевны, позволив Валентину Феликсовичу целиком отдаться любимой работе. Помимо забот главврача и интенсивной хирургической деятельности, Войно-Ясенецкий много времени проводил в морге, исследуя способы распространения гнойных процессов. В стране в это время шла гражданская война, и недостатка в больных и раненых не было. Оперировать главврачу приходилось и днем, и ночью.

Конец 1918 - начало 1919 стало для Советской власти в Туркестане наиболее тяжелым временем. Железнодорожный путь, проходящий через Оренбург, оказался захвачен белоказаками, и хлеб из Актюбинска не поступал. В Ташкенте начался голод, и плохое питание не преминуло отразиться на здоровье Анны Васильевны - она начала медленно угасать, и даже дополнительный паек, выхлопотанный Валентином Феликсовичем, не помогал. В довершении всего в начале 1919 в городе произошло антибольшевистское восстание. Оно было подавлено, а на горожан обрушились репрессии. В это время в больнице Валентина Феликсовича лечился тяжелораненый казачий есаул, которого главвач отказался выдавать красным. Один из работников лечебницы донёс об этом, в результате чего Войно-Ясенецкий был арестован. Его доставили в местную железнодорожную мастерскую, где «чрезвычайная тройка» вершила свой суд. Более полусуток Валентин Феликсович просидел там, ожидая приговора. Лишь поздно вечером в это место зашел видный партиец, хорошо знавший главного врача. Удивившись при виде знаменитого хирурга, и узнав о том, что произошло, он вручил врачу пропуск на выход. После освобождения Валентин Феликсович возвратился в отделение и, как ни в чем не бывало, распорядился готовить больных к запланированным операциям.

Вскоре болезнь Анны Васильевны настолько усилилась, что она перестала вставать с постели. Валентин Феликсович писал: «Она горела, совсем потеряла сон и сильно страдала. Последние тринадцать ночей я провел у ее постели, а днем трудился в больнице... Умерла Аня в конце октября 1919 от роду тридцати восьми лет». Ее кончину Валентин Феликсович переживал очень тяжело, а заботу о четверых детях главврача взяла на себя операционная сестра Софья Велецкая.

В середине 1919 войска атамана Дутова под Оренбургом были разбиты, и блокада Туркестанской республики была снята. Продовольственное положение в Ташкенте сразу улучшилось, а в середине августа 1919 открылась Высшая краевая медшкола. Преподавателем анатомии в ней был назначен Войно-Ясенецкий. В мае следующего года в Туркестанском Госуниверситете по декрету Ленина был открыт медицинский факультет, который возглавила большая группа профессоров, прибывшая из Петрограда и Москвы. Сотрудниками факультета стали также преподаватели медшколы, в частности Валентин Феликсович, утвержденный завкафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии.

Работы у доктора заметно прибавилась. Он с увлечением вел лекции и практические занятия, и каждый его рабочий день был загружен до предела. Однако в воскресенье хирург оставался наедине с самим собой и со своими печальными мыслями о рано ушедшей любимой подруге. Со временем Валентин Феликсович стал все чаще и чаще посещать церковь и принимать участие в религиозных диспутах. А в январе 1920 Войно-Ясенецкий, как деятельный прихожанин и просто уважаемый в городе человек, был приглашен на епархиальный съезд духовенства. Врач выступил на нем с речью, после чего Иннокентий - епископ Ташкентский и Туркестанский - предложил ему стать священником, и Валентин Феликсович дал согласие. Он писал: «Событие посвящения в дьяконы вызвало в Ташкенте огромную сенсацию. Ко мне пришла большая группа из студентов медицинского факультета во главе с профессором. Они не могли оценить, понять моего поступка, поскольку сами были от религии далеки. Что они поняли бы, если б я сказал, что видя карнавалы, издевавшиеся над нашим Господом, сердце мое кричало: «Не могу молчать».

В один из дней февраля 1920 Валентин Феликсович пришел в больницу в рясе и с крестом, висящим на груди. Не обращая внимания на потрясенные взгляды сотрудников, он спокойно прошел к себе в кабинет, переоделся в белый халат и приступил к работе. Так с тех пор и повелось - не реагируя на возмущение и протесты отдельных студентов и сотрудников, он продолжал свою педагогическую и лечебную деятельность, одновременно служа и выступая с проповедями в церкви. Кроме того после долгого перерыва Войно-Ясенецкий решил снова заняться научной деятельностью. В 1921 на заседании Ташкентского медобщества он выступил с докладом о разработанном им способе операций при абсцессах печени. В сотрудничестве с рядом ведущих врачей-бактериологов Войно-Ясенецкий изучал механизмы возникновения нагноительных процессов. Результаты исследований позволили ему в октябре 1922 на I съезде работников медицины Туркестанской республики произнести пророческие слова о том, что «бактериология в будущем сделает ненужными большинство отделов оперативной хирургии». При этом знаменитый врач представил четыре доклада о методах хирургического лечения туберкулеза и гнойных воспалительных процессов реберных хрящей, сухожилий рук, коленного сустава. Его нестандартные решения вызвали среди медиков бурные споры.

В 1923 году гонения на церковь резко усилились - был арестован патриарх Тихон, а из-за разногласий в высших церковных кругах оставил Ташкент епископ Иннокентий. Вскоре после этого епископ Андрей (в миру князь Ухтомский) предложил Войно-Ясенецкому стать в Туркестанском крае во главе Русской православной церкви. Выбор этот был сделан вовсе не случайно. За прошедшие годы Валентин Феликсович проявил себя не только замечательным хирургом-бессребреником, имеющим огромный авторитет и у властей, и у населения, но и добросовестным священнослужителем, прекрасно знающим священное писание. Под именем Луки знаменитый врач был пострижен в монахи, поскольку по преданию апостол Лука был врачом и иконописцем. В конце мая 1923 после посвящения, прошедшего в городе Пенджикенте, Войно-Ясенецкий стал епископом Туркестанским и Ташкентским. Высокая церковная должность не заставила Валентина Феликсовича оставить медицину, в одном из писем он писал: «Не пытайтесь разделить во мне епископа и хирурга. Образ, расчлененный надвое, окажется ложным». Таким образом, Войно-Ясенецкий по-прежнему продолжал работать главврачом больницы, проводил множество операций, руководил кафедрой в мединституте и занимался научными исследованиями. Религиозным же делам он посвящал вечера и все воскресенья.

Бытует любопытная о том, как посетивший в те дни городскую больницу комиссар здравоохранения заметил висевшую в операционной маленькую икону и, разумеется, приказал ее снять. В ответ на это главврач ушел из лечебницы, сказав, что вернется лишь после того, как икону поставят на место. Уже через пару дней в больницу была доставлена жена партийного начальника, нуждавшаяся в срочной и сложной операции. Руководству пришлось идти на уступки - изъятую икону очень быстро вернули на прежнее место.


Войно-Ясенецкий (справа) и епископ Иннокентий

Несмотря на подобное происшествие одновременно совмещать церковную и врачебную деятельность Валентину Феликсовичу становилось все более и более трудно. В августе 1923 газета «Туркестанская Правда» опубликовала статью «Завещание лжеепископа Луки», в которой подвергла Войно-Ясенецкого травле. На врача начались гонения, и вскоре он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. К слову, свое отношение к новой власти Валентин Феликсович хорошо сформулировал в одном письме: «На допросах меня не раз спрашивали: «Кто Вы - наш друг или враг?» Я всегда отвечал: «И друг, и враг. Если бы не был христианином, то стал бы коммунистом. Однако Вы ведете гонение на христианство, и потому, разумеется, я Вам не друг».

В Енисейске, куда Войно-Ясенецкий оказался сослан, он продолжал много оперировать и собирать материалы для давно задуманных «Очерков гнойной хирургии». Врачу было разрешено привезти результаты своих исследований, а также выписывать медицинские журналы и газеты. Над своей книгой врач работал по ночам, - другого времени у него попросту не было. Уже к концу 1923 года в отношении Валентина Феликсовича сложилась необычная ситуация - архиепископ Лука жил в Красноярском крае в ссылке, а методики лечения хирурга Войно-Ясенецкого активно распространялись в нашей стране и за границей. Три года Валентин Феликсович находился в ссылке, и, наконец, в ноябре 1925 был реабилитирован. В Ташкент он вернулся в 1926. После ареста врача квартиру его забрали, а дети и Софья Велецкая жили в крохотной комнатушке с двухэтажными нарами. Всех своих ребятишек врач застал здоровыми и счастливыми. От многих бед, связанных со ссылкой их отца, детей спасли товарищи и коллеги Войно-Ясенецкого. Кажется парадоксальным, однако религиозный отец не предпринимал никаких попыток обратить детей к церкви, полагая, что отношение к религии - личное дело человека. Впоследствии все дети Войно-Ясенецкого стали медиками. Елена - врачом-эпидемиологом, Алексей - доктором биологических наук, Михаил и Валентин - докторами медицинских наук. По тому же пути пошли внуки и правнуки прославленного хирурга.

По возвращению домой Валентину Феликсовичу было запрещено преподавать в мединституте, работать в больнице и выполнять обязанности епископа. Однако Валентин Феликсович часто повторял: «В жизни главное - творить добро. Не можешь добро делать большое, тогда постарайся вершить малое». Кафедральный собор в Ташкенте к тому времени был разрушен, и Войно-Ясенецкий стал служить обычным священником в церкви Сергия Радонежского, стоящей неподалеку от его дома на Учительской улице, где он вел прием больных, число которых составляло около четырех сотен в месяц. Оставаясь верным своим принципам, денег за лечение он не брал и жил очень бедно. К счастью, вокруг врача постоянно находились молодые люди, добровольно желавшие помочь и обучиться у него врачебному искусству. Известно, что Валентин Феликсович давал им задание искать по городу и приводить к нему малоимущих людей, которым требовалась медицинская помощь. В это же время митрополит Сергий неоднократно предлагал Войно-Ясенецкому высокие церковные должности в различных городах страны. Однако врач категорически отказывался от них.

Его работы по духовному и телесному излечению людей оказались прерваны в августе 1929. В собственном доме выстрелом в голову покончил с собой завкафедры физиологии Ташкентского мединститута профессор Михайловский, долгие годы занимавшийся проблемами оживления организма. Его супруга обратилась к Валентину Феликсовичу с просьбой организовать похороны по христианским канонам, возможным для самоубийц лишь в случае их сумасшествия. Войно-Ясенецкий засвидетельствовал сумасшествие профессора медицинским заключением, однако вскоре по факту его смерти было заведено уголовное дело, а основными подозреваемыми стали родные Михайловского. В мае 1930 Войно-Ясенецкого арестовали, и лишь через год чрезвычайная тройка ОГПУ приговорила его к ссылке на три года за якобы подстрекательство профессора Михайловского к самоубийству.

В августе 1931 врач прибыл в Северный край. Сначала он отбывал заключение в ИТЛ возле города Котлас, а затем на правах ссыльного был переведён в Архангельск. В этом городе ему разрешили медицинскую практику без хирургии, отчего Валентин Феликсович очень страдал. Домой он писал: «Хирургия - та песня, которую я не петь не могу». Ссылка окончилась в ноябре 1933, и за короткий срок Войно-Ясенецкий посетил Москву, Феодосию, снова Архангельск и Андижан. В конце концов, он вернулся в Ташкент и вместе с детьми поселился в маленьком домике на берегу Салара.

Работать Валентин Феликсович устроился заведующим недавно открытого отделения гнойной хирургии в местном Институте неотложной помощи. Весной 1934 года врач перенес лихорадку паппатачи, которое дало осложнение - начала отслаиваться сетчатка левого глаза. Операции не дали результата, и Валентин Феликсович ослеп на один глаз. Осенью того же года после долгих хлопот, наконец, осуществилась долголетняя мечта врача - вышли его «Очерки гнойной хирургии», обобщившие богатейший опыт автора. Подобных публикаций в научном мире ранее не было. Профессор Владимир Левит писал: «Обладая легким слогом и хорошим языком, автор излагает истории болезни в такой форме, что создается впечатление присутствия больного рядом». Несмотря на крупный по тем временам тираж в десять тысяч экземпляров книга быстро стала библиографической редкостью, прочно обосновавшись на столах врачей различных специальностей.

В 1935 Войно-Ясенецкий был приглашен на место главы кафедры хирургии Института усовершенствования врачей, а зимой этого же года ему без защиты диссертации была присуждена ученая степень доктора наук. Все как будто примирились с «двойной» работой Валентина Феликсовича. Целый угол его рабочего кабинета занимали иконы, а перед каждой операцией он крестился сам, крестил операционную сестру, ассистента и самого больного вне зависимости от его вероисповедания и национальности. Работал Войно-Ясенецкий, к слову, с колоссальной нагрузкой - он совершал в церкви богослужение ранним утром, читал лекции, проводил операции и обходы больных днем, а вечером вновь шел в церковь. Бывали случаи, когда его во время службы вызывали в клинику. В таком случае епископ Лука стремительно «перевоплощался» в доктора Войно-Ясенецкого, а дальнейшее ведение богослужения вверялось другому священнику.

Необходимио отметить, что, помимо прочего, Войно-Ясенецкий являлся превосходным оратором. Известен случай, когда он выступал в Ташкентском суде в качестве эксперта-хирурга по «делу врачей». Ему был задан провокационный вопрос «Ответьте, поп и профессор, как Вы можете ночью молиться, а днем людей резать?». Валентин Феликсович парировал: «Я людей режу для их исцеления, а вот во имя чего Вы, гражданин общественный обвинитель, их режете?». Зал разразился хохотом, однако сторона обвинения не сдавалась: «А вы своего Бога видели?». На это врач ответил: «Действительно, Бога я не видел, но много оперировал на мозге и никогда не наблюдал в черепной коробке ума. И совесть тоже там не находил».

Спокойная жизнь Валентина Феликсовича длилась до 1937 года. В середине декабря врач в очередной раз был арестован. Теперь он обвинялся в преднамеренных убийствах пациентов во время операций, а также в шпионаже в пользу Ватикана. Несмотря на долгие допросы конвейерным методом (тринадцать суток без сна), с ногами, распухшими от долгого стояния, Войно-Ясенецкий отказывался признаваться во вменяемых ему обвинениях и называть имена сообщников. Вместо этого врач объявил голодовку, продлившуюся восемнадцать суток. Однако допросы продолжались, и в состоянии крайнего истощения шестидесятилетний хирург был отправлен в тюремную больницу. Долгие четыре года он провел по камерам и больницам, не признавая выдвинутых против него ничем не обоснованных обвинений. Окончилось тюремное заключение третьей ссылкой врача в сибирское село Большая Мурта.

В это место, расположенное в сотне километров от Красноярска, Войно-Ясенецкий прибыл в марте 1940 и сразу устроился хирургом в местную больницу. Жил он впроголодь, ютясь в тесной каморке. Осенью 1940 ему разрешили перебраться в город Томск, и местная библиотека дала ему возможность ознакомиться с новейшей литературой по гнойной хирургии. Стоит отметить, что с момента ареста имя врача из официальной медицины сразу же вычеркнули. Все «Очерки гнойной хирургии» из библиотек были изъяты, а в юбилейном сборнике «Двадцать лет Ташкентского мединститута», изданного в 1939, имя Войно-Ясенецкого не упоминалось ни разу. Несмотря на это сами врачи продолжали делать операции по его методикам, а тысячи вылеченных больных с благодарностью вспоминали доброго доктора.

С самого начала Великой Отечественной войны Войно-Ясенецкий в буквальном смысле слова «бомбардировал» начальство разных рангов письмами с просьбой предоставить ему возможности лечить раненых. В конце сентября 1941 ссыльный врач был переведен в Красноярск и занялся консультационной работой в многочисленных госпиталях города. Начальство относилось к нему настороженно - как-никак ссыльный поп. Валентин Феликсович же трудился самозабвенно - обучал молодых хирургов, много оперировал и крайне тяжело переживал каждую смерть. Все трудности последних лет не убили в нем пытливого исследователя. Одним из первых во время войны Войно-Ясенецкий предложил мероприятия по раннему и радикальному лечению остеомиелитов. Его новая книга по лечению инфицированных огнестрельных ранений суставов, изданная в 1944, стала незаменимым руководством для всех советских хирургов. Благодаря Валентину Феликсовичу тысячам раненых не только спасли жизнь, но и вернули возможность самостоятельного передвижения.

Первые годы войны хорошо показали, что религиозность может успешно сочетаться с гражданским мужеством и патриотизмом. Кроме того к концу 1944 сумма взносов на оборону от Русской православной церкви превысила 150 миллионов рублей. Отношение к религиозным культам, а главное, к православной церкви в правительстве стало меняться, что сразу же сказалось на положении Валентина Феликсовича - он был переселен в лучшую квартиру, обеспечен хорошим питанием и одеждой. В марте 1943 в Николаевке открылась первая церковь, а ссыльный врач был назначен красноярским епископом. Вскоре Священный синод, приравняв лечение раненых «к героическому архиерейскому служению», возвел Войно-Ясенецкого в ранг архиепископа. В начале 1944 часть эвакогоспиталей из Красноярска перебросили в Тамбов. Вместе с ними отправился и Войно-Ясенецкий, одновременно получивший перевод и по церковной линии, став во главе тамбовской епархии. Под руководством архиепископа за последующие несколько месяцев для нужд фронта было собрано свыше 250 тысяч рублей, потраченных на строительство авиаэскадрильи им. Александра Невского и танковой колонны им. Дмитрия Донского.

После окончания войны, несмотря ухудшившееся здоровье и возраст, Валентин Феликсович продолжал активно трудиться на медицинском и религиозном поприще. Вот каким запомнился выдающийся хирург одному из современников в те годы: «…На совещании собралось много народа. Все сели по местам, и уже поднялся председательствующий, объявляя название доклада. Вдруг обе створки двери широко открылись, и в зал вошел огромного роста человек. Он был в очках, его седые волосы падали на плечи. Белая, кружевная борода лежала на груди. Губы были крепко сжаты, а большие руки перебирали черные четки. Это был Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий». В ответ на просьбу священнослужителей Ватикана о помилование фашистов, приговоренных на Нюрнбергском процессе к смертной казни, врач написал статью «Возмездие свершилось», в резких тонах критикуя папу римского и говоря: «Страшные люди, сделавшие своей целью истребление евреев, уморившие голодом, задушившие миллионы поляков, белорусов, украинцев, неужели, если будут помилованы, смогут научиться правде?».

В 1946 Войно-Ясенецкий за разработку уникальных хирургических способов врачевания гнойных ранений и заболеваний был удостоен Сталинской премии первой степени в двести тысяч рублей. После этого Валентин Феликсович написал родным: «На мне исполнились слова Божьи «прославляющего мя прославлю». Никогда я не искал славы и совсем о ней не помышляю. Она пришла, но я к ней равнодушен». Практически сразу после получения премии 130 тысяч рублей врач передал детским домам. Любопытно, что даже став архиепископом, святитель Лука одевался очень просто, предпочитая ходить в старой заплатанной рясе. Известно письмо его дочери: «Папа, к сожалению, опять одет плохо - старая парусиновая ряса и еще более старый дешевый подрясник. И то, и другое он одел для путешествия к Патриарху. Все высшее духовенство там было одето прекрасно, а папа всех хуже, просто обидно…».

В мае 1946 году Войно-Ясенецкий переехал в сильно разрушенный войной город Симферополь. Здоровье его продолжало ухудшаться, и он уже был не в состоянии выполнять длительные и сложные операции. Тем не менее, он продолжал заниматься научной работой, вел у себя дома бесплатный прием больных, консультировал в госпиталях, проводил богослужения, участвовал в общественной жизни. Интересно, что Валентин Феликсович был строгим и требовательным наставником. Он часто наказывал священников, неподобающе ведущих себя, и некоторых даже лишал сана, не переносил подхалимства перед властями и формального отношения к служению, строго-настрого запрещал крестить ребятишек с неверующими крестными. В 1956 году Валентин Феликсович полностью потерял зрение. Это подвело черту под его занятиями медициной, и последние годы жизни архиепископ Симферопольский и Крымский активно проповедовал и надиктовывал мемуары. Сложный, трудный, но всегда честный жизненный путь Войно-Ясенецкого закончился 11 июля 1961 г. На похоронах известного ученого и врача, верного сына своей Родины, собралось огромное количество людей, а в августе 2000 года Валентин Феликсович был канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников российских.

По материалам сайтов http://foma.ru/ и http://www.opvr.ru/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Христиане смотрят на окружающие явления не так, как большинство людей. Даже собственное тело они рассматривают, как храм Божий. Но поскольку человек поражен грехом, физическое существование бывает отягощено недугами, которые причиняют много неприятных минут. Даже апостолы вынуждены были терпеть физические немощи до самых последних дней. Но все же, можно получить облечение — для этого принято молиться святым. Одним из известнейших целителей является святой Лука Крымский.

Врачеватель тела

Удивительная судьба ждала мальчика , который появился на свет в апреле 1877 г. в Керчи. Назвали его Валентин. Семья переехала в Киев, где у четвертого из пятерых детей проявилось художественное дарование.

Отец происходил из дворянского белорусского рода, был католиком. Но природная деликатность не позволяла ему навязывать кому-либо из членов семьи свои убеждения. Мать же была православной, занималась делами милосердия.

В молодости будущий очень редко посещал храм. Но уже тогда в его душе зародилась жертвенность, которая позже стала основной чертой его характера. Когда встал вопрос о том, в какое учебное заведение пойти, Валентин выбрал медицину , потому она приносит больше пользы обществу. Умение хорошо рисовать очень пригодилось юноше во время обучения в Киевском университете. По собственным словам, он стал «художником в хирургии».

Валентину Войно-Ясенецкому прочили блестящую научную карьеру. Но по окончании ВУЗа он выразил желание стать обычным земским врачом, чтобы лечить простых крестьян. Именно в этом он видел собственное предназначение. Никогда не боялся «черной» работы.

Закончив обучение, Валентин поступил в госпиталь . Там он встретил будущую супругу. Она была очень верующей, даже не хотела выходить замуж. Но молодой врач сумел добиться своего. В браке с Анной родилось четверо детей (все они уже почили в Боге). Сама супруга скончалась в довольно молодом возрасте от чахотки. Это печальное событие и пробудило в талантливом враче интерес к церковной жизни, Богу. Он стал часто наведываться в храм.

Врачеватель душ

В 1920 г. хирург жил и трудился в Ташкенте , куда перебрался ранее, в надежде, что южный климат положительно повлияет на ослабевшее здоровье жены. Однако, это не помогло. Потеряв супругу, врачеватель стал активно помогать в делах прихода, что не прошло мимо внимания правящего архиерея. Он предложил овдовевшему Войно-Ясенецкому принять священный сан, на что тот немедленно согласился. Так началась его жизнь во славу Христа.

В этот же период начинается первая из многих ссылок. Но репрессии не могли поколебать стойкость веры, даже когда врачу приходилось зимой жить в бараке с разбитыми окнами.

Крымская епархия

Через год после окончания Великой Отечественной Войны, когда страна вставала из руин, указом из Москвы святой Лука назначен архиереем в Крым . Архиепископ сразу вызвал недовольство местных соглядатаев от власти, поскольку не считался с ним в кадровых вопросах.

Уже зрелый священник читает лекции для местных врачей, консультирует сотрудников военного госпиталя. Как и на протяжении всей жизни, продолжает совмещать молитву и научную работу, пишет книги. При этом архиерею пришлось восстанавливать разрушенные храмы по всему полуострову.

В 1955 г. святитель потерял зрение , вследствие чего перестал оперировать. Но за свою долгую жизнь он успел спасти десятки тысяч простых людей — многим восстановил способность видеть, солдат уберегал от ампутации конечностей. И всех согревал теплом своей души. Скончался святой в 1961 г., оставив в народе о себе память, как о чудотворце. Несмотря на сопротивление властей, весь город вышел провожать любимого Владыку, торжественное шествие сопровождалось пением молитв.

Обретение мощей

Могила святого находилась на симферопольском кладбище, недалеко от храма. Паломники, приходившие на это место, исцелялись от болезней . Это заставило церковное начальство внимательно изучить жизнь архиепископа и он был причислен к лику святых.

Нетленное тело было обретено в марте 1996 г., торжественно перенесли в кафедральный Собор во имя Святой Троицы. На покрывале, которым был покрыт лик усопшего, проявился отпечаток его лица.

В Симферополе воздвигнуты 2 памятника св. Луке, имеется музей, посвященный его жизни и трудам. Множество паломников приходит в собор, чтобы приложиться к мощам угодника Божия, которые источают прекрасный аромат.

Иконы

До современников дошло много фото врача-архиерея, есть и видеозаписи, поэтому сегодня можно иметь ясное представление о его внешности . Иконы имеют большое портретное сходство с «оригиналом», хотя не следует забывать, что они показывают человека, обновленного Христом.

Земная жизнь святого продолжалась довольно долго (он умер в 84), иконописцы изображают старца, убеленного сединами. На нем архиерейское облачение. В левой руке либо посох, либо Евангелие. Правой он дарит благословение верующим. На груди — панагия с изображением Богородицы.

В жизни святой имел слабое зрение и носил очки . Но в Царстве Небесном люди избавляются от телесных немощей. Поэтому архиерею, который уже пребывает со Христом, очки не нужны. На ряде образов Лука Крымский пишется с хирургическими инструментами — они указывают на род деятельности при жизни.

Почитание

Ссылка за христианскую веру была для многих роковым приговором. Тысячи человек сложили свои головы за то, что не отреклись от Иисуса. Многие впоследствии были реабилитированы, как и святитель Лука (в 2000 г.). На несколько лет раньше Украинская православная церковь признала его святым, через пять лет он был причислен к сонму новомучеников Российских и стал поминаться и во всех храмах РПЦ.

У исповедника три праздника — 11 июня, 28 декабря (Собор Крымских святых). Особенно чтят его в Греции, где святое православие является главной религией. В честь св. Луки там освящено множество храмов. Серебряная рака, в которой сейчас покоятся мощи, была прислана монахами Элладской православной церкви. Мощи святого так и хранятся в Крыму, а в Москве имеется икона с частичкой — в храме Иверской иконы Божией Матери (на Ордынке).

Святой Лука — о чем можно молиться

  • К целителю обращаются в случае телесных болезней. Неважно, какая именно хворь постигла верующего — исповедник силой Христа способен помогать от многих физических недугов, о чем рассказывают тысячи исцеленных.
  • Беременные женщины молятся о том, чтобы благополучно выносить и родить дитя. Ведь не секрет, что даже сегодня это столь естественное событие может быть опасно как для матери, так и для младенца.
  • Если предстоит хирургическая операция, тоже следует обратиться к святому Луке Крымскому. Известно много случаев, когда он являлся пациентам и сам проводил сложнейшие операции.
  • Во время прохождения лечения можно читать молитву святому, чтобы он способствовал скорейшему выздоровлению.
  • Помогает Лука Крымский и во время душевных страданий, ведь он известен своей добротой к людям. Это видно даже в его научных работах — люди не были для него просто безликими «диагнозами», святой всегда заботился о том, чтобы пациент ощущал себя спокойно, верил в успех операции.

Свидетельства об исцелениях

Самый великий целитель — Иисус Христос, своим верным служителям Он дает силу лечить людей, не прибегая к традиционной медицине. Обладал таким даром и святой Лука .

  • Однажды святителю привели малыша, у которого опухла гортань. Операцию проводить было невозможно — слишком большое новообразование, угроза повредить жизненно важные артерии. После трехдневной молитвы опухоль спала, затем и вовсе исчезла.
  • Одна из прихожанок готовилась к ампутации конечностей. Пришла в последний раз исповедоваться, получить благословение о. Луки. Он не отпустил женщину, вместе они стали истово молиться. Через несколько дней ноги стали быстро заживать, операцию отменили. Молитва святителя помогла сохранить женщине ноги.

Это лишь небольшой список. Много еще добрых дел сотворил Лука Крымский. Чудеса продолжаются и в наши дни .

Заключение

Лука Крымский был очень талантливым хирургом — проводил операции на сердце, кишечнике, возвращал способность видеть. При этом святитель Лука был священником, читал проповеди, приводил людей к вере. Как ему на все хватало сил? Кто, как не Сам Иисус Христос вкладывал огонь в его сердце, наставлял, поддерживал и утешал?

Святой очень мало отдыхал, стремясь помочь как можно большему количеству людей. Но главное, что он сделал — пронес сквозь всю жизнь христианскую веру , не отказавшись от нее и во время репрессий. Вера и молитва помогли праведнику выдержать личное горе, ссылку, телесную немощь. Как яркий светильник, он указывал путь всем, кто приходил к нему. Путь не только к телесному, но и духовному выздоровлению.







Краткая биография святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи. Отец его был дворянского происхождения, однако семья давно обеднела, и Феликс Станиславович держал в городе аптеку и тем зарабатывал себе на жизнь. Он исповедовал католическую веру. Святитель писал, что отец его «был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял…». Мать – Мария Дмитриевна, глубоко верующая женщина, пятерых детей воспитывала в Православии.

Гимназист Валентин Войно-Ясенецкий

В 1889 году Войно-Ясенецкие покинули Керчь, недолгое время жили в Херсоне и Кишиневе, потом выбрали местом жительства Киев.

Валентин окончил Вторую Киевскую гимназию, потом Киевскую художественную школу, он с детства хорошо рисовал. Сначала юноша решил стать живописцем, готовился к экзаменам в Петербургскую академию художеств, но, увлекшись учением Л.Н. Толстого, решил, что может быть более полезен людям на другом поприще. Он написал Толстому в Ясную Поляну, прося разрешения приехать, но не получил ответа. Позднее вышла книга Толстого «В чем моя вера?», которую Валентин гневно отверг как ересь. Юноша не изменил своему желанию выбрать путь служения народу.

После периода сомнений и исканий в 1898 году Валентин Войно-Ясенецкий поступил на медицинский факультет, чтобы «быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью». Он отлично учился, особенно преуспевал в анатомии, и сокурсники предсказывали ему профессорское звание. Однако после блестяще сданных выпускных экзаменов и получения диплома с отличием Войно-Ясенецкий решил стать земским врачом.

Еще до этого он отправился работать в военный госпиталь Киевского Красного Креста в Чите – шла Русско-японская война. Там он приобрел первый опыт в практической хирургии, а по окончании работы женился на сестре милосердия госпиталя Анне Васильевне Ланской, с которой познакомился еще в Киевском военном госпитале. Глубоко верующая супруга разделяла его желание быть «мужицким врачом» и помогала ему в работе.

По приглашению одного из раненых офицеров в 1904 году Войно-Ясенецкие отправились в Симбирскую губернию, и Валентин Феликсович начал работать в земской больнице города Ардатова. Однако из-за высокой требовательности молодого хирурга к медицинскому персоналу ему пришлось поменять место работы, и в 1905 году Валентин Феликсович переехал в село Верхний Любаж в Курской губернии, чтобы возглавить небольшую участковую больницу. Он работал и хирургом, и акушером-гинекологом, и педиатром, боролся с эпидемиями. Проявлял большое упорство и самоотдачу, хирургическое мастерство его росло, и вскоре слава об успешных глазных операциях молодого хирурга разнеслась не только по всей Курской губернии, но и по всем соседним.

Как писал он сам, чрезмерная слава заставила его переместиться в 1907 году в Фатежскую больницу, где был стационар на 60 кроватей и отделение хирургии, где он мог оказать помощь большему числу больных. В эти годы, несмотря на страшную занятость, он находил время следить за научной литературой, в том числе на иностранных языках, выписывал много книг и журналов. Особенно его интересовали проблемы обезболивания операций – эта область еще была недостаточно разработана.

В 1908 году молодой хирург поступил в экстер-натуру Московского Императорского университета при хирургической клинике профессора П.И. Дьяконова. В семье в это время уже было двое детей – сын Михаил и дочь Елена. Прожить вчетвером в Москве было трудно, и Анна Васильевна с детьми отправилась к родным, а Валентин Феликсович занялся исследованиями в клинике. Профессор Дьяконов предложил молодому хирургу продолжать поиски новых методов обезболивания, которые позднее были названы регионарной анестезией. Исследования продвигались успешно, но пришлось на время оставить их, чтобы обеспечить семью.

В 1909 году Валентин Феликсович принял приглашение возглавить земскую больницу в селе Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии, где кроме жалованья главному врачу полагался отпуск для научной работы.

Ездить из Саратовской губернии в Москву было очень дорого, к тому же в семье родился третий ребенок – сын Алексей, доходы были скромными, и семья решила перебраться поближе к столице, в Переславль-Залесской, где в земской больнице открылась вакансия главного врача.

В Переславле-Залесском Валентин Феликсович проработал шесть с половиной лет, возглавлял, кроме земской, городскую и фабричную больницы, а во время войны – и военный госпиталь. Здесь в 1913 году родился младший сын Валентин.

В эти годы В.Ф. Войно-Ясенецкий отработал и впервые в России применил новые методы регионарной анестезии во время операций на разных органах. Ежегодно он проводил более тысяч операций, продолжая исследования по регионарной анестезии и гнойной хирургии, также очень его интересовавшей. Свой опыт он решил обобщить в книге «Очерки гнойной хирургии», и когда составил план этой книги и написал предисловие к ней, у него появилась мысль, что к окончанию работы на ней будет стоять имя епископа.

В конце 1915 года В.Ф. Войно-Ясенецкий представил в ученый совет Московского Императорского университета в качестве докторской диссертации свой труд «Регионарная анестезия», обобщающий опыт десяти лет исследований и хирургической практики. Диссертация была опубликована отдельной книгой,

Варшавский университет удостоил эту работу золотой медали и премии имени Хойницкого «за лучшие сочинения, пролагающие новый путь в медицине».

Миша и Валентин Войно-Ясенецкие в Переславле-Залесском

В 1916 году хирург Войно-Ясенецкий блестяще защитил докторскую диссертацию и стал доктором медицинских наук, который впервые в России и в мире разработал новые методы регионарной анестезии.

В начале 1917 года в семье случилось несчастье – заболела туберкулезом Анна Васильевна. Супруги решили перебраться в место с более теплым климатом. Валентин Феликсович получил должность главного врача и главного хирурга Ташкентской городской больницы в феврале 1917 года, и весной семья переехала в Ташкент. Однако пришло время беспорядков, голода. В Ташкенте в 1919 году вспыхнуло восстание Туркестанского полка против большевиков, с Валентином Феликсовичем хотели расправиться по ложному обвинению, но потом отпустили. Это произвело такое тяжелое впечатление на его ослабленную болезнью жену, что она вскоре скончалась.

Начались гонения на Православную Церковь, до Ташкента докатилась волна обновленчества. Во время «суда» над епископом Ташкентским и Туркменским Валентин Феликсович выступил с горячей речью в его защиту. После заседания епископ сказал молодому врачу, что ему надо стать священником, и доктор тут же согласился. В праздник Сретения Господня в 1921 году он был рукоположен во иерея епископом Иннокентием и стал протоиереем Валентином.

После смерти жены с сыновьями Валентином и Михаилом в Ташкенте

Он продолжал врачебную и преподавательскую деятельность, читал лекции на медицинском факультете в рясе, с крестом на груди, перед операцией всегда молился и осенял пациента крестом.

Весной 1923 года епископ Иннокентий возвел Войно-Ясенецкого в епископский сан и совершил тайный постриг его в монашество с именем Луки.

Менее чем через три недели после своей первой архиерейской службы, 10 июня 1923 года, епископ Лука был арестован. По милости Божией его детей на воспитание взяла Софья Сергеевна Белецкая, вдова, заменившая им мать. В тюремной камере епископ Лука написал завещание своей пастве, призывая оставаться верными Православию.

В тюрьме епископ Лука закончил последнюю главу книги «Очерки гнойной хирургии», на титульном листе он написал: «Епископ Лука», и вспомнил Божие предсказание об этой книге.

Ташкентские власти приговорили епископа к ссылке, но для утверждения дела направили арестованного в Москву. Там епископ Лука увиделся с Патриархом Тихоном и служил вместе с ним.

24 июля 1923 года его посадили в Бутырскую тюрьму. Святитель подал заявление с просьбой разрешить ему лечить больных, в чем ему было отказано, так что он вынужден был ограничиться помощью сокамерникам. Перед отправкой в лагеря заключенных переводили в Таганскую тюрьму, где святитель, шедший пешком через всю Москву и простудившийся, тяжело заболел.

В конце ноября осужденный отправился в арестантском вагоне в восточносибирскую ссылку по этапу. В сильный мороз 18 января 1924 года группа ссыльных арестантов прибыла в Енисейск. Святитель жил на частной квартире, оказывал врачебную помощь больным и тайно проводил богослужения, объявив себя, согласно указанию Патриарха Тихона, единственно законным епископом Красноярским и Енисейским. Популярность и смелые действия епископа Луки привели к тому, что весной 1924 года он был арестован и выслан под конвоем в деревушку Хая, состоявшую из восьми дворов, затерянную в тайге. 5 июня 1924 года святитель вернулся в Енисейск, но в августе ему запретили богослужения и снова выслали в Туруханск.

Ташкентская городская больница

Святитель продолжил работать в местной больнице. Однако по доносу в ноябре ему запретили служить и проповедовать, а также оперировать в рясе. Епископ-хирург написал заявление об увольнении из Туруханской больницы. Здравотдел края вступился за ссыльного, но в декабре на него было заведено новое уголовное дело. Уполномоченный ГПУ вызвал его из больницы и сообщил, что он должен немедленно уехать в ссылку на Ледовитый океан и на сборы дается полчаса. В станке Плахино, состоящем из пяти изб, он жил в комнате, где вместо рам были снаружи приложены плоские льдины. В начале марта 1925 года ссылка на Ледовитый океан в Плахино преждевременно закончилась. Жители Туруханска устроили бунт после того, как в городской больнице погиб пациент. Туруханское начальство поспешило вернуть епископа-хирурга обратно.

Он продолжил свою работу врача, а в воскресные и праздничные дни служил и проповедовал в церкви, что стало поводом для нового ареста и обвинения в антисоветской деятельности.

В январе 1926 года епископ Лука вернулся из Красноярска в Ташкент, где он наконец встретился с детьми, стал работать в больнице и служить в церкви.

Однако протоиерей Андреев сумел восстановить против него Патриаршего Местоблюстителя Сергия и тот прислал предписание отправиться в Курскую область викарием, потом – в город Елец викарием

Орловского епископа, а после – в Ижевск. Митрополит Новгородский Арсений посоветовал святителю подать прошение об увольнении на покой. Епископ Лука, измученный ссылками и тюрьмами, последовал его совету в 1927 году, но позднее считал этот путь греховным.

23 апреля 1930 года В.Ф. Войно-Ясенецкого снова арестовали по сфабрикованному обвинению по делу профессора И.П. Михайловского, а на допросах потребовали отречения от священного сана. Тогда святитель объявил голодовку протеста. Епископ Лука голодал 40 дней, но это не возымело действия на работников ГПУ.

В марте 1931 года, узнав, что в Москве «Медгиз» приступил к изданию его книги «Очерки гнойной хирургии», святитель обратился к начальнику Секретного отдела ГПУ с просьбой дать ему возможность работать над книгой. В ответ начальник отдела вынес резолюцию: «Срочно отправить к месту ссылки».

Владыка попал в Котлас, в лагерь Макариха – один из самых страшных лагерей сталинского режима, где работал в лагерной больнице. В Макарихе свирепствовал сыпной тиф, и многих тогда спасли благословенные руки епископа Луки, его острый ум и христолюбивое сердце.

Затем последовала ссылка в Архангельск, во время которой святитель Лука диагностировал у себя опухоль, оказавшуюся доброкачественной, и обратился с просьбой к начальнику секретного отдела поехать для операции в Москву, но его направили в Ленинград.

В Ленинграде святитель встретился с митрополитом, а потом отправился в монастырский храм, где во время чтения Евангелия пережил мистическое откровение, воспринятое им как напоминание Господа об оставленном им пути служения.

Епископ Лука со своей паствой в Ташкенте

По возвращении в Архангельск его стали снова убеждать отречься от священного сана, обещали освободить и дать кафедру в Москве. Святитель отвечал, что сана епископа никогда не снимет.

В конце 1933 года его наконец освободили. Святитель снова попал в Ташкент и стал работать консультантом в Андижанской больнице. В августе 1934 года пришлось ехать в Москву для серьезного лечения глаза, были сделаны две операции, но произошла катастрофа поезда, в котором ехал сын Михаил. Святитель, не окончив лечение, отправился в Ленинград, чтобы помочь ему, и это привело к потери зрения левого глаза.

Осенью 1934 года вышла в свет книга святителя «Очерки гнойной хирургии», которая получила высокие оценки видных советских ученых, став путеводной нитью для врачей на много поколений вперед.

В 1935–1936 годы он жил в Ташкенте относительно спокойно, но душа его тосковала по церковному служению.

Когда же наступил 1937 год, вера его подверглась новым испытаниям, в которых святитель устоял. 23 июля 1937 года – снова арест. К нему дважды применяли пытку конвейером по 13 суток, у него начались галлюцинации, но он твердо отвечал следователям, что советская власть является его врагом постольку, поскольку она гонит Православную Церковь.

В областной тюрьме в очень тяжелых условиях он пробыл около восьми месяцев, продолжая помогать больным. Несмотря на пытки и допросы, нужных признаний от него не добились. Дело направили в Москву в Особое совещание.

13 февраля 1940 года НКВД принял постановление «сослать В.Ф. Войно-Ясенецкого в Красноярский край сроком на пять лет». В селе Большая Мурта, около 130 верст от Красноярска, он бедствовал без постоянной квартиры, еле ходил от слабости из-за плохого питания.

Когда началась война, епископ Лука сразу послал телеграмму на имя председателя Президиума Верховного Совета М.И. Калинина с просьбой прервать ссылку и направить его в госпиталь, так как он может оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, а по окончании войны выражал готовность вернуться в ссылку.

В июле в Большую Мурту был направлен главный хирург Красноярского края, который перевез святителя в Красноярск, где он проработал главным хирургом эвакогоспиталя 15–15 два года.

В 1942 году святителю разрешили поехать в Иркутск на совещание главных хирургов, где коллеги ему «устроили настоящий триумф», ведь в эти тяжелые годы он сделал несколько новых открытий. В 1943 году Священный Синод приравнял его лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел его в сан архиепископа, назначил архиепископом Красноярским.

В 1944 году святитель был назначен на Тамбовскую кафедру и переехал в Тамбов. Как главный хирург больницы, он курировал около 150 госпиталей, при этом находил время и силы принимать на дому тех, кто приехал к нему из дальних деревень за много километров.

В декабре архиепископ-хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», а в феврале 1946 года Патриарх всея Руси Алексий наградил святителя правом ношения бриллиантового креста на клобуке, высшей архиерейской наградой.

2 декабря 1946 года профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений был награжден Сталинской премией I степени. В 1946 году вышло второе издание «Очерков гнойной хирургии», восторженно встреченное медицинской общественностью.

В мае 1946 года архиепископ Лука был переведен в Крымскую епархию. В послевоенном Крыму его ждали неустроенность быта, нищета местного населения и множество сект. Но он мужественно продолжал свое служение, стараясь навести порядок в епархии.

Владыка Лука окончательно потерял зрение и мог передвигаться только с помощью близких

В это время зрение святителя Луки катастрофически ухудшилось. Он обращался для лечения в Институт глазных болезней в Москве, оперировался у Филатова, но это не дало положительного результата.

Поскольку ему запретили заниматься медицинской деятельностью в рясе, а снять ее он категорически отказался, его перестали приглашать для чтения докладов и лекций по медицине. Святитель посвятил почти все свое время благовестию Евангелия и ежедневно проповедовал в кафедральном соборе города Симферополя и приходских церквах.

Вопреки совету Патриарха Алексия архиепископ Лука не оставил медицину и занялся переизданием «Очерков гнойной хирургии» и «Регионарной анестезии».

Владыка Лука (в центре) после богослужения в одном из храмов Крыма

В 1954 году началась крупномасштабная атеистическая пропаганда. Полуслепой архиепископ продолжал проповедовать слово Божие. Доносы на него сыпались в местные органы МГБ.

В 1955 году владыка потерял зрение. Он передвигался ощупью, ощупью подписывал бумаги. Уже не в состоянии оперировать, он благословлял пациентов и исцелял своей верой и благодатью Святого Духа.

Осенью 1956 года вышло 3-е издание «Очерков гнойной хирургии».

27 апреля 1957 года, в день 80-летия владыки, прошли торжественные службы во всех храмах Крыма, а патриарх поздравил его теплой телеграммой и прислал икону святителя Алексия.

11 июня 1961 года архиепископ Лука отошел к Господу. Его похоронили на маленьком церковном кладбище, куда долгие годы приходили люди в надежде исцеления и нередко получали его.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику святых Православной Церкви. Его мощи в ночь с 17 на 18 марта 1996 года были перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор. Прославление святителя Крымского Луки состоялось 24–25 мая 1996 года в Симферопольской и Крымской епархии.

Дни его памяти – 11 июня и 18 марта. В акафисте, где он назван «всех врачей наставниче», поется:

«Силою Благодати Божия, еще во временней жизни приял еси дар, святе Луко, недуги целити, да еси, усердно притекающие к тебе, исцеления недугов телесных и, наипаче, душевных сподобляются, вопиюще Богу: Аллилуия…»

Перенесение мощей святителя Луки,1996 г.