Народ: осетины.

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

Среди религий осетины предпочитают православное христианство (57% опрошенных за 2012 год), вера предков – язычество (22%) и ислам (3%).

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: 08/07/04, Настя1
Обожаю этот народ! Такие классные мальчики... А ещё люблю чеченцев, дагестанцев, грузинов.

11/05/05, Борис Сергеевич
Ездил с женой и детьми в Осетию. Русские там - второй по численности населения народ. Как же там хорошо, вы не поверите! Люди совсем другие, всё по-другому...

25/10/05, Абрек
Я сам по национальности грузин, но несмотря на какие-то там тёрки моего и осетинского народа, я осетин уважаю. Потому что они - тоже горский народ, как и мы. Чтящий традиции, уважающий старшее поколение. А не люблю я... допустим, удмуртов. Вотяки, они и есть вотяки - чё с них взять?

24/06/07, Soleil
Если кому-то не понравилось отношение к себе в армии, об этом не нужно писать здесь. Нужно было просто быть мужчиной, и не позволять, чтобы кто-то давал тебе по морде, и не поливать потом грязью всю нацию. Между прочим, среди выходцев из Осетии больше всего Героев Советского Союза - 63. Это самая большая удельная доля среди всех республик. Владикавказ, столица Северной Осетии, ставший неприступной крепостью в годы великой отечественной войны, является городом воинской славы. На Олимпиадах Осетия обычно приносит Российской сборной львиную долю медалей (в основном это борцы).Стоит также отметить таких выдающихся осетин, как Валерий Гергиев, Егор Бероев, Валерий Газзаев, Станислав Черчесов и многие, многие другие.

11/03/09, Алан777
мне как то отец говорил.."Алан, быть Осетином - это значит в каждой ситуации оставаться мужчиной, чтить законы гор и память наших предков... и всегда, в любой ситуации уметь ответить за свои слова!" теперь по жизни я стараюсь соблюдать эти 3 состовляющие.. я люблю свой народ и готов ради него на все!..(хоть и признаю, что выродков и подонков в нем хватает)..

11/03/09, Ketzalkoatl
Осетины - единственный (не считая абхазов) народ на Кавказе, который в большинстве своем так и не принял ислам, а остался христианами. Правда, среди осетин есть небольшой процент мусульман, но они не выёживаются, в отличии от нохчей, маарулалей, даргинцев и проч. Осетия вошла в состав России добровольно, в отличии от того же Дагестана. И вообще, что-то среди базарных торговцев я не видел ни одного осетина. Всё мусульмане. Осетия всегда была на стороне России, и южные осетины, когда началась война, ждали помощи именно от нас.

11/03/09, Brian Boru
Я живу в Сочи, и у нас тут больше представителей кавказских народностей, чем славян, и я уже давно они понял, что не все они "хачики" - есть очень похожие народы, есть абсолютно разные, причем и во внешности и в поведении. Так вот - никогда я не встречал подлого осетина. Я не могу сказать за всех осетин, но у большинства из них есть понятие чести, причем такое благородное, грубое понятие, не чтобы выпендриться, а такое, врожденное. Если они считают тебя своим другом, то в буквальном смысле могут последнюю рубашку отдать - а вот если врагом, то могут быть очень жестокими. Хоть они с вида выглядят сурово, многие ходят небритыми, некоторые бороды носят, но в основном добродушные. У меня был очень хороший друг, осетин - жалко, уехал.

27/06/09, Next 051595
Осетины-народ,среди которого я проживаю!просто красавчики!

08/10/09, Roxy 565
В большинстве своем довольно неплохие люди. Наряду с азербайджанцами самые интеллигентные и культурные народы Кавказа. Чтят традиции, уважают старших. А еще среди осетин я не разу не встречала подлых людей. Как можно не любить такой народ?

03/11/09, mushroommushroom
"Осетины особенно бесстрашны и закалены как спартанцы. Договариваться с ними - политическая необходимость" ахаха "видел я этого георгия" а ничего, что изображения как бэ разные, язык разный... в армянскую церковь зайди и там иконы не совсем аткие как у христиан. и армяне тперь не православные что-ли? осетины никогда не будут унижаться пусть за это будет смерть,казнь..так исторически сложилось почему князей осетинских ссылали постоянно? потому что если они отказвались договориваться с царем, то они шли до конца. они подчинялись закону, но они никогда не бросали начатого это в крови

03/11/09, mushroommushroom
замечательная девушка в правой колонке,да вы о*уевшая.

03/11/09, OldGopher
Так получилось, что я был близко знаком только с одним осетином, точнее - осетинкой. Царствие ей небесное. Интереснейший была человек, её все любили...

03/11/09, Katarin Moier
А почему я собственно должна их не любить? Ничего плохого они мне не сделали,а если бы даже и сделали,начинать люто ненавидить всю нацию из-за одного человека,как минимум глупо... Все осетины с которыми я знакома,добрейшей души люди,честные,без какой то подлецы. Так что,осетин я Уважаю!

05/01/10, OldGopher
Осентины - иранская подстилка, это оригинально. Это самое забавное, что я слышал за последние несколько дней, включая Новый Год. У меня от общения с осетинами остались только самые лучшие впечатления. А пару двоек, полученных в свое время от учительницы-осетинки, я более чем заслужил.

05/01/10, Dark Demon
Надеюсь в правой колонке нет моих соотечественников, а то мне будет стыдно за русских парней с нелестными отзывами.Во-первых,хватит разжигать ненависть среди народов!Во-вторых, иранской подстилкой Осетию назвать никак нельзя. Более того, если вы не слепые, уважаемые осетинофобы, то попрошу обратить внимание на тот факт кто сейчас является подстилкой, только не иранской, а американской.Не для кого не секрет кто приказал Саакашвили начать войну.Я уверен что между грузинами и осетинами столько же общего, как у русского, украинца, и белоруса. Бедный осетинский народ! То Гамсахурдиа со своей вшивой политикой геноцида, то мерзкий террорист Виро!Вы для нас, русских, всегда будете братьями, и мы вас никогда не бросим. Россия-Осетия - дружба навек!

17/03/10, горник
последний раз был во владикавказе году в 2004,поехал в командировку(в инете нашел оборудование которое заинтересовало,созвонился с владельцем фирмы,т.е. абсолютно к незнакомым людям)встретили на вокзале,повезли в офис,потом по объектам где оборудование стоит,попутно экскурсия по городу,закончили дела-в загородное кафе,попытка даже залезть в карман за кошельком рассматривалась как оскорбление.поездка подтвердила прошлые впечатления:осетины -дружелюбный, порядочный, гостепреимный народ!!! обратил внимание,все кто пишут в левой колонке основываются на личном опыте и описывают свои случаи,в правой наоборот абстрактная, бездоказательная злоба,основаная,по видимому на старой вражде между осетинами и некоторыми народами,ни одного примера или объяснения все только от личной(какой то прям животной) ненависти

12/06/10, DagLezg
Я не то чтобы люблю осетин, у меня нет знакомых осетин и прочее... Отношусь как и к любому народу - нормально. Вообще, не делаю различий между людьми по нации - это противоречит нормам Ислама. Почему я выбрал зеленую колонку? Потому что я скорее люблю осетин, чем ненавижу. Ненависти никакой к ним нет. Но ёмаё!!! Хватит пользоваться благосклонностью России и тяпать земли своих соседей. Пригородный район с частями Малгобекского, во второй половине ХІХ века Владикавказ вообще считался самым столицей ингушей. Территория Южной Осетии была заселена осетинами в середине ХІХ-го века. А так, это были владения грузинских князей Мачабели. Если осетины хотят мирно жить со своими соседями, то как минимум, им надо вернуть Пригородный район, как нейтральное лицо заявляю: ну не ваша эта земля!

08/07/10, Иван Корнеев
Самые лучшие люди на Кавказе - Осетины! Я Русский, но общаюсь с осетинами в Москве, такие хорошие парни! Они пригласили меня к ним в г.Беслан, я съездил туда, меня кормили осетинскими пирогами, возили в горы! Парни просто лучшие самые! Очень мне жаль тех, у кого нет хоть одного друга осетина! Когда я приехал в Москву, у меня угнали машину, и жить было негде, но тогда меня взяли к себе 8 осетин! И до сих пор мы дружим крепко! Они мне жизнь спасли можно сказать! + к Русским относятся хорошо, в Осетии столько русских живет, там я не чувствовал себя как гость! Спасибо им за то что они мои друзья!

15/07/10, Fox305
Здравствуйте! Не знаю, почему люди судят о нации по одному человеку или случаю. Вообще о какой ненависти может идти между людьми, которые нуждаются друг в друге? Если люди существуют на Земле - значит так должно быть! Мы все часть одного целого! Я уважаю осетинов и вообще весь кавказский народ! Я сама метиска - грузинка, осетинка, русская - только если брать 2 колена поколения. у меня много знакомых и друзей среди осетинов. Считаю их очень хорошими,общительными, веселыми умными, патриотичными и дружелюбными людими. Признаться, отвращение питаю к американцам и украинцам, НО, заметьте, что ненависть НЕ К НАРОДУ, А К ПРАВИТЕЛЬСТВУ!!! И у многих так, уверена, так не обливайте грязью всю нацию...чисто мое мнение. Очень хотелось бы дальше пообщаться на эту тему)Пишите: [email protected]

25/08/10, Batraz
Воистину Осетины великая нация, если ингуши наплевав на своих предков хурритов, дзурдзуков, захотели стать Аланами.Но как бы вам этого не хотелось "рожденный ползать- летать не сможет". И если левую -зеленую колонку заполняют незаинтересованные вменяенмые люди, то в правой колонке пишут агрессивные националисты-ингуши, причем одни и те же. Я понимаю, что в вашей истории нет ничего интересного, но это не повод считать себя Аланом.

08/12/10, WIKING
К такому народу как осетины приковано внимание видных Ученых.. В Европейских университетах Алановеды изучают осетинский язык, так как именно осетинский язык помогает в расшифровке аланских, сарматских и скифских записей.. Аланы. Дорога на запад h t t p: / / r u t u b e . r u / t r a c k s / 2 4 6 1 5 1 1 . h t m l ? v = 1 a c 3 0 3 a 5 2 e d c 6 3 b 1 c d b e 5 5 1 2 6 4 a 8 0 1 3 f (Cоеденить url)

08/12/10, WIKING
"Оба диалекта осетинского языка - иронский и несколько более архаичный дигорский - произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского... Они (осетины - прим. Ц. X.) сберегли до наших дней не только язык как форму, несущую некое культурное содержание, но и само это содержание, в котором отразилось состояние скифской цивилизации на последних ступенях ее развития. А главное - живы бесценные, полные архаики эпические сказания, и, хотя в них проникли некоторые более или менее универсальные фольклорные темы, героические образы эпоса по-прежнему свежи и самобытны. Более того: эту устную словесность в той или иной степени восприняли соседние народы, исказив в ней как раз то, что было специфически осетинским, скифским." Жорж Дюмезиль "Мы были единодушны (с Ж. Дюмезилем - прим. Ц. X.) признавая важность для европейской науки народа осетин, последних потомков скифов." Эмиль Бенвенист

08/12/10, WIKING
..удивляюсь этому народу - осетинам, их терпению, Толерантности, и т.д.., сколько откровенной лжи, грязной клеветы льется на него десятилетиями.. Не это ли есть ВЕЛИЧИЕ народа??? Но всевозможные НЕВЕЖДЫ, Пропитанные ЯДОМ и Ненавистью сердца, Клеветники, Лжецы, и Завистники, даже не понимают, какую ЖУТКУЮ, МУЧИТЕЛЬНУЮ Карму - судьбу они творят себе (и не только) в перспективе, ГРУБО НАРУШАЯ таким образом ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ, ГАРМОНИИ - РАВНОВЕСИЯ.. Не нужно быть ясновидцем, чтобы понимать то, что любая НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛОЖЬ, КОЩУНСТВО, и т.д..., Наказуема ВЫСШИМИ БОЖЕСТВЕННЫМИ СИЛАМИ, Наблюдая за этим со стороны, откровенно говоря, испытываю к ним только Жалость, потому как более чем ОЧЕВИДНО ТО, что они создают себе же проблему на ровном месте, ввергают себя же в пропасть.. Породоксальная ситуация... ..и вся эта дикость твориться в 21-ом веке. Впрочем, каждому свое, не больше не меньше..

08/12/10, WIKING
DagLezg, знаете, по меньшей мере СТРАННО как то Вы рассуждаете о земельных претензиях, даже требуете.. Вот уж не перестаю Удивляться человеческой недальновидности, и наивным претензиям.. Хочу Вам заметить DagLezg, что Ваша мораль в этом плане более чем избирательна, и Крайне НЕ справедлива.. DagLezg Вы ведете речь о каком то пригородном райене, чего же мелочиться то, раз Вы коснулись этого вопроса так давайте Глобально его рассмотрим, если конечно же для Вас такое понятие как СПРАВЕДЛИВОСТЬ вообще имеет значение.. Вы гляньте на досуге карту территории Аланского государства, думаю что после этого, у Вас больше НЕ будут возникать вопросы подобного характера.. P.S. Человека, - человеком делает чувство СПРАВЕДЛИВОСТИ, и ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ...

09/12/10, Alan777
WIKING, вы вроде неглупый человек, неужели вы действительно считаете, что существует такое явление как воздаяние в его прямой форме? Истории плевать на поступки людей. То, что мы принимаем за воздаяние, божью кару и пр. - не что иное как побочный эффект разборок между теми, кого считают негативной силой, достойной кары небесной, т.е. они сами себя наказывают, небеса же к этому никакого отношения не имеют. --- Что касается DAgLezg - ему бы действительно не мешало бы взглянуть на территориальный вопрос поширше: например, в Дагестане куда ни ступи - везде скифские могилы.

09/12/10, Вечная Тайна
В каждой нации есть и хорошие и гады.Я русская,но знакома с двумя осетинами.Они невероятно порядочные,интеллигентные и вопитанные люди.

21/01/11, Я ОСЕТИНКА
вы че выродки тут баталию развели,ты сука русский служивший с ОСЕТИНАМИ не взлюбил их только потому что они показывали вам хохлам кузькину мать...половина Осетин христиане,вот поэтому и почитают христианских святых...и никаких сходств с ОСЕТИНСКИМ святым у него нет...сукины дети...ты в лицо подойди к ОСЕТИНУ и скажи ему это,не подойдешь,потому что он тебя отымеет...шлюхи русские кто вам на Олимпийских играх медали приносит золотые?наши борцы...кто во время войны воевал,а не встречал немцев хлебом и солью(как ингуши)?ОСЕТИНЫ!!! и с вами русскими,свинорылыми мы братства не ищем...есть среди вас нормальные личности,но это относится к огромному меньшинству...буд ингушский который там вякает что ингуши потомки АЛАН))))))вот ты муник...Аланы были ираноязычным племенем,а ты овдол разговариваешь на языке который относится к Кавказской группе...учи историю своего народа,а не завидуй истории чужого...вы просто все нам завидуете!!!

Вопрос о том, кто осетины — мусульмане или христиане, и какая религия наиболее распространена в Северной Осетии, можно разрешить только рассмотрев историю этого народа, начиная с древних времен, когда на этой территории жили различные племена и этносы.

История осетинского народа

Осетины относятся к наиболее древним народностям Кавказа, имеющим специфическую религиозную культуру, достаточно сложную структуру обычаев и верований. На протяжении веков их религия сохраняла языческие корни, а затем под влиянием христианства персонажи языческих божеств у них прочно соединились с православными.

Поэтому ответы на вопросы, кем были осетины до принятия христианства и какие у них были религиозные воззрения, нужно искать в их исторических корнях, которые произошли от скифо-сарматов, основавших здесь государство Алания.

Жителями территории, где сейчас располагается Северная Осетия, были племена сарматов и алан, которые еще в IX-VII вв. до н.э. обосновались здесь, создав достаточно развитую «кобанскую» культуру, языком их общения был иранский. Позднее на эти поселения совершали набеги скифы и сарматы, которые ассимилировались и сформировали новые этнические группы.

Появление сарматского племени аланов случилось в I в. до н.э. и способствовало появлению Аланского государства в V-VI веках, основой правления которого служила военная демократия. В состав его входили не только нынешние осетинские территории, но и большая часть Северного Кавказа.

Столица Алании — городище Татартуп — располагалось недалеко от современного с. Эльхотово. На территории Аланского государства сложились 2 этнические группы:

  • протодигорцы (Асдигор) — западные территории Кубани, Пятигорья и Балкарии, их население поддерживало экономические и дружеские отношения с Византией;
  • протоиронцы (Ирхан) — восточные аланы (Северная Осетия, Чечня и Ингушетия), которые были ориентированы на Иран.

Христианизация в Аланской империи

В VI-VII вв. византийские проповедники появились в Алании, привнося черты православия в их жизнь и религию. Процесс христианизации являлся одной из форм отношений с Византией, которая преследовала свои политические цели. С помощью христианских епископов и священников империя начала расширять сферы влияния и власть на эти земли, действуя через местных вождей с помощью подкупов и подарков, наделяя их различными титулами.

Происходило это с целью уменьшить опасность нападения кочевых племен на границы Византии, которые в те времена населяли степные и горные регионы от Северного Кавказа и Меотиды до Каспийского моря. Поэтому империя старалась провоцировать конфликты между ними, а также пыталась заключить союз со степными народностями, чтобы противостоять Ирану.

Стратегическое положение территорий Аланского государства способствовало интересу империи к ее населению, которых они хотя и считали варварами, но с помощью христианства стремились укрепить с ним взаимоотношения. До середины VII в. независимая Алания была союзником Византии в противостоянии арабскому халифату на Кавказе.

После окончания арабо-хазарских военных действий сильно укрепилось политическое влияние Хазарского каганата, что было тактикой Алании, чтобы не попасть под власть арабских завоевателей.

Падение Византии, дружба с Грузией

В конце X в. аланы заключают союз с русами, обеспечив таким образом Киевскому князю Святославу победу над хазарами, что помогло государству освободиться от влияния каганата и арабов. В независимой Алании в X-XII вв. наступает период высшего политического, военного и культурного расцвета.

Большое влияние на христианизацию алан в эти годы оказали дружеские отношения с Грузинским царством, где правил царь Давид IV Строитель и царица Тамара. Они проводили активную просветительскую, миссионерскую и миротворческую политику во всем регионе. Важным моментом в истории упрочения христианства как религиозного мировоззрения осетин явилось появление Аланской митрополии. Грузинские миссионеры, пришедшие на земли осетин, занимались строительством небольших православных церквей, которые позднее стали превращаться в языческие святилища.

В Аланском государстве во 2-й половине XII в. начинается феодальная раздробленность, а затем после набегов татаро-монгол оно прекращает свое существование. В 1204 г. поход крестоносцев и взятие Константинополя привели к падению Византии.

Эпоха правления Золотой орды привела к изоляции осетинского населения, которые сохранилось только в районах горных ущелий, изолированное от остальных народов и государств. В период XII-XIII вв. произошло уменьшение влияния православия в регионе Северного Кавказа, основные массы населения придерживались полуязыческих верований, оставаясь оторванными от цивилизации.

Религия осетин — смешение христианства и язычества

Образуя горные сообщества, осетины долгие годы сохраняли языческую религию. Даже при последующем переселении на равнины они придерживались этих древних воззрений. По описаниям путешественников, посещавших их в прошедшие столетия и интересовавшихся тем, какую религию исповедуют осетины, было отмечено, что они придерживались смешанных религиозных обрядов.

В их религии переплелись православные традиции, почитание Иисуса Христа и Девы Марии с полуязыческими праздниками. Вместе с языческими божествами (Овсади, Аларды и др.) они поклонялись и Чиристи (И.Христос) и Мадии-Майрам (Божья Матерь) и т. д. Аланы отмечали православные праздники (Пасху, Сошествие Святого Духа и др.), строго придерживались постов, ходили на кладбище поминать усопших.

Народная религия осетин создана смешением христианства и язычества, отчасти — магометанства. Причем следование религиозным обрядам не всегда было точное, многое перепуталось и перемешалось, что связано с миссионерскими движениями не только христиан, но и мусульман.

Влияние Российской империи

Начиная с XVIII в. наступает следующий этап: христианство приходит из России. Православные миссионеры проповедовали религиозные догмы в самых отдаленных горных поселениях, привозя с собой товары на обмен и деньги для оплаты крещения. Причем горцы умудрялись креститься не только сами, но и домашних животных, чтобы получить больше монет.

Христианство осетин приняло своеобразную форму: они верили в Иисуса Христа, но также и в своих языческих божеств. В построенные еще грузинами храмы осетины не ходили, т.к. служба там велась на грузинском языке. И только в конце XIX в. стали появляться местные священники. После основания в 1880 г. Ардонской духовной семинарии, где обучались осетины, в поселениях на равнинах также начали возводить православные церкви, которые должны были противостоять распространившейся в эти годы мусульманской религии.

Осетины (мусульмане или христиане) жили в горных ущельях небольшими группами, продолжали отмечать свои традиционные праздники и молиться своим языческим божествам.

Мусульманство в Осетии

Сведения о проповедовании и принятии некоторыми семьями Ислама свидетельствуют о его распространении на территории Алании еще в VII-X вв., после арабских походов. По некоторым данным, уже во времена Золотой Орды функционировали минареты, один из которых — Татартупский — был разрушен в 1980-е гг.

Однако в официальной истории осетин принято считать, что мусульманство стали принимать богатые феодалы (дигорцы, тагаурцы, куртатинцы) от кабардинских князей только в XVI-XVII вв. Причем бедные горцы в то время оставались христианами, но постепенно также перенимали исламские идеи. К началу XIX в. большая часть семей были мусульманами, исключение составляли только Алагирское и Туальское сообщества.

Во время Кавказской войны (1817-1864) пропаганда мусульманской религии стала превалировать и исходила со стороны Дагестана: приезд посланцев имама Шамиля помог распространить Исламские идеи еще на 4 горных сообщества.

Во второй половине XIX в. российское правительство, следуя антиисламской политике, вынуждает мусульман поселяться отдельно от христиан для предотвращения дальнейшего усиления влияния этой религии. В исламских селах появились свои имамы, которые получали образование в Дагестане и Кабарде, началось распространение арабской письменности, выпускались религиозные издания. Длившаяся почти 50 лет Кавказская война вызвала частичное переселение горцев и осетин в Турцию.

Активная антимусульманская политика во времена Российской империи продолжилась после революции 1917 г. коммунистическим правительством наравне с пропагандой атеизма. В советское время Ислам подвергался гонениям и запретам.

Начиная с конца 80-х годов XX века наблюдается рост влияния мусульманской религии, что выражается в принятии Ислама осетинами, которые произошли из мусульманских семей.

Божества народной религии

Родная осетинская религия верует в существование Бога, который управляем миром (Бог богов). Ниже его есть другие божества:

  • Уацилла — бог грома и света (Громовник), имя произошло от библейского пророка Илии;
  • Уастырджи или Святой Георгий — самое важное божество, является покровителем мужчин и путешественников, врагом всех убийц и воров;
  • Тутир — правитель волков, люди верят, что уважая его, отводят волков от нападений на домашний скот и людей;
  • Фальвара — самое мирное и доброе божество, защитник домашнего скота;
  • Афсати — управляет дикими животными и покровительствует охотникам, выглядит белобородым стариком, сидящем на высокой горе, именно для него пекут традиционные 3 пирога, призывая удачу в жизни;

  • Барастыр — божество загробной жизни, который заботится о умерших как в раю, так и в аду.
  • Дон Баттир — водный правитель, владеющий рыбой и покровительствующий рыбакам.
  • Рынибардуг — божество, насылающее болезни и излечивающее их.
  • Алард — злой дух, который насылает массовые болезни — монстр со страшным лицом.
  • Хуыцауы Дзуар — покровительствует семье и старикам.
  • Мадии-Майрам — оберегает и покровительствует женщинам, образ взят из Святой Марии в христианстве.
  • Сау Дзуар — «черный» покровитель леса, защищающий от пожара и вырубки и т.д.

Религиозные праздники в Осетии

Многочисленные праздники в Осетии отличаются по форме проведения и содержанию, причем во горных селениях они отличаются своими правилами и обычаями. Основные религиозные празднества осетин следующие:

  • Ног Аз (Новый год) отмечается 1 января всей семьей, когда на стол выставляют угощения: традиционные 3 пирога, физонаг, фрукты и праздничные блюда. Для детей ставят елку с игрушками. Самый старший, сидя во главе стола, читает молитву Богу о благах, ожидаемых в наступающем году.
  • Доныскафан — отмечается через 6 дней, с утра все женщины берут кувшины «басылта» и идут за водой, где молятся о достатке и счастье в семье, проносят домой воду и обрызгивают все стены и углы, умываются ею. Считается, что такая вода способствует очищению души, ее заготавливают впрок.
  • Хайраджыты Ахсав — празднуется ночью, чтобы задобрить чертей, которые по древним преданиям когда-то жили вместе с людьми. В «Ночь чертей» принято резать козленка (курицу и т.д.), а кровь его закапывать, чтобы никто не нашел. Накрытый к полуночи стол с угощением оставляли сначала для «нечистых», а потом пировали всей семьей.
  • Куадзан (соответствует Пасхе) — отмечается окончание поста на первое воскресенье после полнолуния в апреле. Все приготовления идентичны православному празднику: красят яйца, готовят пироги, мясо. За праздничным столом старший в семье молится, обращаясь к Иисусу Христу обо всем, во что верят осетины: о благе для семьи, о поминании умерших родственников и др. Устраивается праздник всего села (кувд), общее веселье, танцы, ходили в гости по соседям.
  • Таранджелоз — относится к древнейшим традиционным празднованиям, отмечается через 3 недели после Пасхи. Таранджелоз — название божества плодородия, чье святилище расположено в Трусовском ущелье. Ему приносят жертвенного барашка, отмечается праздник несколько дней, устраиваются скачки для молодежи.
  • Никкола — имя древнего святого, известного со времен Алании, считается божеством хлебных злаков, которое помогает убирать урожай. Праздник приходится на вторую половину мая.
  • Реком — мужской праздник, названный по имени святилища, особенно почитаем среди горцев Алагирского ущелья. По традиции закалывается жертвенный барашек, устраиваются всенародные гуляния и спортивные состязания. На время проведения (7 дней) многие семьи переселяются во временные постройки, расположенные около Рекома, вокруг святилища устраиваются ритуальные танцы и шествия, за столы с угощением приглашаются соседи из других селений.

  • Уацилла — Бог-громовержец, заботящийся обо всем, что растет из земли, традиционный праздник земледелия со времен Алании. Святилища его расположены в разных местах, основное в Даргавсе на горе Тбау. Для праздничного стола пекут пироги, забивают барана, во время застолья возносят молитвы. В святилище может входить только жрец, который заносит подношения и чашу с пивом, сваренным специально к этому дню.
  • Хетаджы Бон — день Уастырджи, который помог кабардинскому князю Хетагу бежать от врагов, преследовавших его за принятие христианства. Празднуется в Святой Роще недалеко от с. Суадаг во 2-е воскресенье июля, это всенародный праздник с ритуалом жертвоприношения барана и застольем.

Религии в Осетии: XXI век

На вопрос о том, являются ли осетины мусульманами или христианами, можно ответить точно, посмотрев статистические данные, которые подтверждают, что 75% осетин являются православными христианами. Остальная часть населения исповедует Ислам и другие религии. Однако древние языческие обычаи практикуются до сих пор и прочно вошли в бытовые и семейные взаимоотношения представителей народа.

Всего в Осетии сейчас представлены 16 религиозных конфессий, среди которых присутствуют также пятидесятники, протестанты, иудеи и др. В последние годы предпринимаются попытки создания «неоязыческой» религии, альтернативной к традиционным верованиям, но опирающейся на родовые обряды и уклад жизни населения.

Центр христианства на Северном Кавказе

Северная Осетия является единственной христианской республикой на Северном Кавказе, во Владикавказе размещены епархии Российской православной церкви (РПЦ), которые объединяют верующих этого региона.

Родная религия осетин имеет свою национальную идентичность и может стать основанием для существования Православия в этой стране, которое хранит христианские ценности и наследие аланов. РПЦ во Владикавказе начинает работу над разработкой осетиноязычного богослужения, начав перевод христианских текстов на осетинский язык. Возможно, на родном языке традиции проводить православные богослужения возвратятся в древние церкви, разбросанные в горных поселениях.

Политика правительства Северной Осетии в составе Российской Федерации направлена на проповедование и упрочение православной веры среди осетин (мусульман или христиан).