Наднациональные организации. §1.3

Международная организация – это объединение государств или их субъектов, учрежденное межгосударственным договором (соглашением) на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью (способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры, владеть и распоряжаться имуществом) и действующее для достижения общих целей.

Первые МО появились в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874)

На сегодняшний день эксперты насчитывают более 8 000 международных организаций разного масштаба и функционального назначения. Упорядочить их многообразия позволит классификация.

1) по характеру членства выделяют:

Международная межправительственная (межгосударственная) организация - объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора (ООН, ВТО, ЕС, СНГ)

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации (МНПО) - это структуры, которые состоят из ряда субъектов разных государств (общественных организаций, отдельных граждан), действующие в специфических областях. К ним относят:

Профессиональные организации, например, Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов;

Демографические организации, такие как Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация молодежи;

Религиозные организации (Всемирный совет церквей, Всемирный исламский конгресс);

Правовые организации, например, Международная Амнистия (защищающая права и свободу человека);

Экологические организации (Гринпис и др.);

Гуманитарные организации, например, Международный Красный Крест;

Спортивные организации, например, Международный Олимпийский комитет, Международная федерация футбола.

Организации солидарности и защиты мира: Организация солидарности народов стран Азии и Африки, Всемирный Совет мира, Пагоушское движение (такие организации выступают за разоружение, против конфликтов, расизма, фашизма и т.д.)

2) по кругу участников:

а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, ВТО) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. В ООН в настоящее время входит 193 государства (из независимых государств не входят только:: Палестина, Святой престол (Ватикан),

из частично признанных САДР (Саха́рская Ара́бская Демократи́ческая респу́блика) , Китайская Республика (Тайвань), Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово, Северный Кипр) признаны ООН, потенциальные члены .

Структура ООН:

а) Генеральная Ассамблея - занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи, избираемого каждую сессию (или одного из его 21 заместителя)

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности. На начало 2014 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

б) Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.

в) Секретариат ООН

Это - орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит 44 тысячи сотрудников - международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

г) Международный Суд ООН

Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

д) Экономический и Социальный Совет. Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.

е) Почтовая администрация ООН

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей, являющиеся по своей сути международными организациями. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Международный Валютный фонд, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ЮНЕСКО (наука и знания).

ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года.

В ВТО входят 159 членов. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 года. 16 декабря 2011 года - в Женеве подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к ВТО»

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (ЕС, СНГ);

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Суд Европейского союза, Европейский совет, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами Союза.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года. Государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, например Туркмения) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов СНГ).

Официальными юридическими членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

Согласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, Съезд до момента своего роспуска 4 октября 1993 года отказался ратифицировать данное соглашение. В связи с этим, комитет Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связи с соотечественниками 5 марта 2003 года пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом СНГ. Упоминания о конституции и законах СССР оставались в российской конституции вплоть до принятия новой в декабре 1993 года.

Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия по решению совета глав государств была принята в содружество, а 9 декабря 1993 года присоединилась к уставу СНГ. 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации.

Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому юридически она не являлась государством-членом СНГ. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

3) По характеру полномочий:

Межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников (большинство м.о. ООН, ВТО, СНГ)

Надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов. (ЕС, Таможенный союз ЕАЭС);

4) Классификация по компетенции (сфере деятельности)

а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН, ЕС, Организация Американских Государств);

б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью, при этом такие организации могут подразделяться на военные, политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные; (Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, НАТО)

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами - членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В НАТО входит 28 государств: Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия.

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью «укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе». «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности». Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от неё.

В целом блок создавался для «отражения советской угрозы». По словам первого генерального секретаря Исмэя Гастингса, цель создания НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под»

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё сотрудничество, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существование и начал расширяться на восток.

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы:

Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

5 сентября 2014 года на встрече руководителей стран НАТО в Ньюпорте было принято решение о создании сил быстрого реагирования. Силы в составе примерно 4000 человек предназначены для быстрой реакции, в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Основная база и командный центр сил планируются размещением в Великобритании. Планируемый срок переброски и развертывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов.

5) Классификация по порядку приёма новых членов[править | править вики-текст]

Открытые (любой субъект может стать членом по своему усмотрению, ООН, Гринпис, членом ЮНЕСКО, МВФ может стать любой член ООН)

Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей, ЕС, НАТО и т.д.)

Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю , объем которой определяется волей государств-членов.

Замечание

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • противоречит основам международного права , поскольку над государствами - первичными субъектами этого права - нет и не может быть верховной власти;
  • наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут;
  • обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более;
  • ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями;
  • обладание «наднациональной» организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации.

Признаки международной организации:

Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

Создание в соответствии с международным правом

1) Создание в соответствии с международным правом

Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

Учреждение на основе международного договора

2) Учреждение на основе международного договора

Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

3) Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

Наличие соответствующей организационной структуры

4) Наличие соответствующей организационной структуры

Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют:

  • штаб-квартиры;
  • членов в лице суверенных государств;
  • необходимую систему главных и вспомогательных органов.

Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

Наличие прав и обязанностей организации

5) Наличие прав и обязанностей организации

Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

Самостоятельные международные права и обязанности организации

6) Самостоятельные международные права и обязанности организации

Речь идет об обладании международной организацией автономной волей , отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю .

Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

Классификация международных организаций

В числе международных организаций принято выделять:

  1. по характеру членства:
    • межправительственные;
    • неправительственные;
  2. по кругу участников:
    • универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
    • региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
    • межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
  3. по компетенции:
    • общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
    • специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
  4. по характеру полномочий:
    • межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
    • надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
  5. в зависимости от порядка приема в международные организации:
    • открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
    • закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
  6. по структуре:
    • с упрощенной структурой;
    • с развитой структурой;
  7. по способу создания:
    • международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
    • международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

Юридическая основа международных организаций

Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.

В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…».

Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что:

  1. они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают;
  2. они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

Указанный принцип означает:

  • все государства имеют равные права на участие в создании международной организации;
  • каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее;
  • все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации;
  • каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации;
  • при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу так называемого взвешенного голосования;
  • решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

Правосубъектность международных организаций

Правосубъектность – это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью , отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

  1. правоспособность , т. е. способность иметь права и обязанности;
  2. дееспособность , т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
  3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
  4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества:

1) Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.

Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственныеорганизации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в какомэто необходимодля выполнения их функций.

2) Наличие обособленных прав и обязанностей.


Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны отправ и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующиеобязанности организации:

  1. способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации;
  2. поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

3) Право на свободное выполнение своих функций.

Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в формеконвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы,формирующие внутреннее право организации. Чаше всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

Самостоятельность межправительственных организаций выражается в реализации предписания норм, составляющих внутреннее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные правила. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

4) Право на заключение договоров.

Договорную правоспособностьмеждународных организаций можно отнести к числу главных критериевмеждународнойправосубъектности, так как одну из характерных чертсубъекта международного права составляет его способность к выработкенорм международного права.

В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5) Участие в создании норм международного права.

Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм , а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

  • быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;
  • выступать как автор проекта текста подобного договора;
  • созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;
  • сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;
  • после заключения договора выполнять функции депозитария;
  • пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая.

6) Право обладать привилегиями и иммунитетами.

Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились икто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска , конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

7) Право на обеспечение выполнения норм международного права.

Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами:

  • путем представления докладов государствами-членами;
  • наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, можно подразделить на две группы:

1) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями:

  • приостановление членства в организации;
  • исключение из организации;
  • отказ в членстве;
  • исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

2) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.

Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООНв целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН)

В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые коррективные меры, вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с международными организациями и государствами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права - суверенные государства.

8) Международно-правовая ответственность.

Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Например, они должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся, их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм и т. д.

В течение последних десятилетий возникли многочисленные организации, которые наблюдают за экономическими отношениями в мире, защищают их и пытаются содействовать им посредством соглашений.

GATT (General Agreement on Tariffs and Trade) = Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле - это общее таможенно-тарифное соглашение, которое должно снизить таможенные ограничения. Оговорка о режиме наибольшего благоприятствования определяет, что таможенные льготы, предоставляемые тому или иному государству-члену, действительны для всех остальных государств.

OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development) = Организация экономического сотрудничества и развития. Она возникла из организации ОЕЕС (Организация Европейского Сотрудничества), основанной в 1948 году, в которую входили государства Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Дания, Франция, Великобритания, Ирландия, Исландия, Италия, Норвегия, Австрия, Португалия, Швеция и Швейцария. Позже вступили ФРГ, Греция, Турция, Испания, США и Канада.

COMECON (Council for Mutual Economic Assistance) - Совет экономической взаимопомощи, СЭВ. Совет экономической взаимопомощи, основанный в 1949 году (местонахождение - Москва), можно назвать восточной противоположностью ОЕСД. Членами СЭВ являлись СССР, ГДР, ЧССР, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и Монголия. Целями СЭВ была координация народнохозяйственных планов, разделение труда и обмен научным опытом. Ныне эта организация не существует.

Европейское сообщество (EG) хочет создать общий рынок всех товаров стран-участниц. В нем не должно быть таможенных, количественных и других ограничений. Европейское сообщество будет при торговле с другими странами иметь единый таможенный тариф. Существующие таможни между странами "девятки" будут поэтапно ликвидироваться. В Европейское сообщество входят Бельгия, Германия, Дания, Франция, Греция, Великобритания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания.

Общая аграрная политика должна содействовать сельскому хозяйству в такой степени, чтобы оно было способно добиваться более высокой продуктивности без ущерба для отдельно взятой страны. Здесь еще необходимо преодолеть определенные трудности.

Социальные достижения, имеющиеся в странах "девятки" (зарплата, различные виды социального страхования, продолжительность рабочего времени, отпуск) должны быть уподоблены друг другу (гармонизированы), то есть приведены в соответствие. Все работники имеют свободу перемешения с целью трудоустройства в 12 странах.

Заморские территории Франции, Бельгии, Голландии и Италии входят в Общий Рынок свободно (на правах ассоциированных членов).

С помощью свободной торговли остальные европейские страны, пока не желающие вступать в ЕС, получают возможность поддерживать с ними связи. Однако предварительно реализуется лишь "Малая зона свободной торговли", EFTA (European Free Trade Association) = Европейская ассоциация свободной торговли, в которую входят Швеция, Норвегия, Швейцария и Австрия.

Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom) возникло как третье по счету европейское экономическое сообщество. Его задачами являются: совместные атомные исследования, обмен результатами исследований, строительство экспериментальных и производственных реакторов (на атомных электростанциях), общее использование произведенной энергии, обеспечение стран-членов ядерным топливом (добыча, закупка, распределение). В данное сообщество входят государства, образующее Европейское Сообщество.

Несмотря на то, что имеются значительные различия в практике влияния общественных организаций на национальном уровне, в европейских странах существуют единые подходы по участию общественных организаций, отраслевых, профессиональных ассоциаций и объединений работодателей в формировании и прогнозировании рынка труда, поскольку совершенствование системы профессионального образования и обучения координируется в рамках ЕС. В своих инициативах Европарламент, в частности в рамках инициативы 2014/2235(INI) и в отчете об итогах ее выполнения, в разделе, посвященном определению стратегии в области предвидения будущих потребностей рынка труда в навыках отмечается, что все заинтересованные стороны на рынке труда, в том числе работодатели, образовательные организации, провайдеры образовательных услуг в области профессионального обучения, должны принимать активное участие на всех уровнях, в частности, в разработке, осуществлении и оценке программ профессиональной квалификации, которые обеспечивают эффективный переход от формального образования к работе на основе накопленного опыта.

Кроме того, даже страны, не являющиеся членами ЕС, также ведут совместную работу по реформированию национальных систем профессионального обучения и образования (ПОО) под эгидой ETF и Cedefop. Cedefop является одним из децентрализованных агентств ЕС.

ш) Report European Parliament // URL: http://www.europarl.europa.eu/

sides/getDoc.do?type=REPORT&reference=A8-2015-0222&format= XML&language= EN#title2 (дата обращения - 05 июня 2017 г.)

Агентство основано в 1975 году и базируется в Греции с 1995 года. Cedefop поддерживает развитие европейского профессионального образования, участвует в разработке соответствующей политики, а также и способствует ее реализации. Агентство помогает Европейской Комиссии, государствам-члены ЕС и социальных партнеров разработать правильную политику в области европейского профессионального образования , в частности в рамках Туринского процесса . Значительный интерес в этой связи, наряду с опытом Европейских стран, представляет опыт таких различных в уровне и особенностях социально- экономического развития стран как Китай, США и Турции.

Социальное партнерство и социальный диалог - это инструменты, с помощью которых тенденции рынка труда могут найти свое воплощение в программе реформ на рынке труда. Социальным партнерами являются работодатели, а также организации работодателей, профессиональные ассоциации и профсоюзы, представляющие интересы работников. В ключевых документах европейских организаций отмечается, что сфера ПОО является сферой, за которую национальные правительства, социальные партнеры, провайдеры образования, преподаватели, тренеры и учащиеся несут солидарную ответственность . Партнерство способствует повышению соответствия обучения потребностям рынка труда в квалифицированной рабочей силе. Во многих странах такое партнерство принимает форму «Профессиональных советов», которые занимаются вопросами мониторинга рынка труда, разработкой параметров профессиональных навыков, учебных программ и вопросами сертификации.

Среди крупнейших объединений работодателей на глобальном уровне следует отметить Международную организацию работодателей (International Organisation of Employers (ЮЕ) - крупнейшую в мире сеть представителей частного бизнеса, которая представляет интересы работодателей в социально-трудовых вопросах на международном уровне.

Данная организация исследует ситуацию на рынке труда, используя информацию из СМИ, из организаций, на национальном, региональном и международном уровнях; в рамках научных кругов и аналитических центров; и заинтересованными лицами по всему миру.

В декабре 2015 г. ЮЕ начала реализацию проекта «Task force on the future of work», цель которого заключается в выявлении потенциальных проблем и возможностей для предприятий и организаций работодателей. Подводить итоги этого проекта преждевременно, так, как только в июле 2016 г. были приняты основные направления данной программы.

Несмотря на разнообразие изменений в экономике, на рынке труда и в демографической сфере в странах-партнерах ETF, могут быть выявлены некоторые общие проблемные аспекты в их усилиях по улучшению баланса между спросом на профессиональные умения и их предложением, которые представлены в приложении В. Именно поэтому в ETF были разработаны рекомендации по оказанию помощи странам-партнерам для повышения их потенциала в решении проблемы обеспечения соответствия между спросом и предложением на рынке труда. К ним относятся различные методологии повышения регулярности, надежности и репрезентативности сбора данных и их оценки наряду с разработкой структурированного подхода к прогнозированию и согласованию навыков 127 . Области взаимодействия с социальными партнерами постоянно переосмысливаются, с тем, чтобы более четко ориентироваться на поставленные в 2010 г. стратегические цели программы «Европа-2020» (The Bruges Communique 2010 г., Riga conclusions, июнь 2015 г.). В частности, в настоящее время важнейшим направлением взаимодействия ETF с правительствами, социальными партнерами, образовательными организациями является развитие системы ученичества, что с одной стороны, позволит образовательным программам лучше ориентироваться на потребности рынка труда, а с

другой стороны поспособствует сокращению уровня безработицы сре- ди молодежи.

Партнерство между работодателями и различными формами их объединений и профсоюзами зависит от природы партнерства в каждой

|27) Highlights 2015 Briefing Note. 2016 // [Электронный ресурс]

http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/Highlights_2015_briefing (дата обращения - 15 марта 2017 г.)

I2S) European commission. High-performance apprenticeships & work-based learning: 20 guiding principles // [Электронный ресурс] URL:

Переговорные инициативы охватывают весь сектор на национальном уровне. Диалог и, особенно, партнерство в европейский странах и США, как показал анализ, проходят также на местном уровне или на уровне предприятия.

Основным участником всех форм социального партнерства и социального диалога на всех уровнях, представляющим интересы, в первую очередь квалифицированного работника, является профсоюз, что обуславливает необходимость подробного рассмотрения особенностей профсоюзного движения разных стран и механизмов его влияние на формирование рынка труда. Для последующего анализа деятельности профсоюзов разных стран в сфере формирования рынка труда представляется целесообразным выделить основные черты деятельности объединений работников в профессионально-квалификационном разрезе.

Обобщенной задачей деятельности профсоюзов, как представителей работников на всех уровнях социального партнерства, является повышение зарплаты своих членов и улучшение условий работы, а также получение дополнительных преференций (выплат и льгот) от работодателя. Как правило, на рынке труда профсоюзы действуют по двум направлениям:

  • - содействуют растущему спросу на труд соответствующей квалификации;
  • - стремятся к ограниченному предложению квалифицированного труда.

Важнейшим направлением деятельности профсоюзов является борьба за усиление государственного регулирования трудовых отношений, в том числе и в профессионально-квалификационном разрезе. Очевидной составной частью такого нормирования является законодательство о минимальной заработной плате. Его целью является установление минимального уровня зарплаты, превышающий равновесный. Одновременно с этим повышаются средние уровни зарплат на фоне сокращения численности нанимаемых работников. В отдельных случаях профсоюзы становятся монополистами на рынке труда, через заключение соглашений, которыми обязывают работодателей принимать на работу только членов профсоюзов. В таблице 9 представлены различные формы проявления деятельности профсоюзных организаций при различных моделях формирования рынка труда квалифицированной рабочей силы.

Таблица 9

Формы проявление деятельности профсоюзных организаций при различных моделях формирования рынка труда квалифицированной

рабочей силы

Преобладающая форма проявления деятельности профсоюзных организаций

Модель стимулирования спроса на труд

  • - повышение спроса на готовую продукцию
  • - рост производительности труда
  • - автоматизация производств

Модель сокращения предложения труда

  • - контроль за предложением высококвалифицированного труда (членство, лицензирование и т.д.)
  • - высокие вступительные взносы (СРО, ассоциации и т.д.)
  • - длительные сроки обучения
  • - льготный уход на пенсию
  • - ограничение иммиграции

Модель прямого воздействия

  • - прямое давление на работодателя (профсоюз)
  • - ограничение карьерного роста не членам профсоюза

Занятость населения в зарубежных странах, по нашему мнению, во многом зависит от модели трудовых отношений или сложившихся отношений на рынке труда квалифицированной рабочей силы. Эта зависимость тесно связана и с разными формами государственного устройства различных стран. При всей схожести развития экономики и социальной сферы стран с рыночной экономикой политика занятости в каждой из этих стран, взятых отдельно, привела к формированию разных моделей рынка труда.

Деятельность общественных организаций в различных странах, направлена на корректировку рынка труда квалифицированной рабочей силы, и в значительной степени разнится по формам, методам и степени активности и влияния. Основываясь на изложенном выше обобщенном подходе к анализу деятельности общественных организаций, можно выделить наиболее существенные характеристики солидарной позиции работников и работодателей разных стран по отношению к изменениям спроса и предложения профессиональных умений на рынке труда, а также особенности срабатывания механизмов обратного взаимовлияния на прогнозирование потребностей экономик различных стран в квалифицированных кадрах.

Проведенный анализ показывает, что деятельность общественных организаций различных стран весьма разнится. Наиболее отчетливо влияние общественных организаций на формирование рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе проявляется на примере ЕС, где помимо «механизма обратной связи» в каждой из стран имеет место и наднациональный европейский социальный диалог.

Сторонами переговоров являются европейские ассоциации, представляющими работодателей и профсоюзы. Группы участников переговоров частично назначаются аффилированными национальными организациями, таким образом, переговоры ведутся не только на уровне ЕС.

Лица, принимающие решения в этих организациях, те, которые одобряют окончательные результаты или соглашения, являются представителями национальных партнеров. Это означает, что европейский социальный диалог не проходит в строгой изоляции от социального диалога в государствах-членах, где каждая из стран имеет свой механизм обратной связи между общественными организациями и регулирующими бюрократическими и законодательными органами. Деятельность на европейском уровне предоставляет возможности социальным партнерам поучиться друг у друга и создать доверительные отношения, которые являются ключевым фактором в социальном партнерстве. Эффективность социального диалога на европейском и национальном уровне взаимосвязаны между собой 129 .

И в отчетах по Туринскому процессу, и в исследовании, посвященном вопросам сотрудничества образования с бизнесом, отмечается, что социальное партнерство зачастую тормозится либо из-за централизованного подхода, либо из-за отсутствия потенциала у социальных партнеров (таблица 10).

Таблица 10

Факторы, препятствующие налаживанию эффективного социального

партнерства и формы их проявления

  • 129) Lempinen Р. How social partnership works in practice The European Union. ETF Yearbook. 2011.
  • 130) Составлено по материалам: ETF Position Paper. Social Partners in VET. European Training

Foundation, Turin, 2012 // [Электронный ресурс] URL:

http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf70/E6E40173EABB473CC1257B0F00550A2F/ $file/Social%20partners%20in%20VET_RU.pdf (дата обращения - 5 августа 2017 г.)

Фактор, препятствующий эффективному социальному партнерству

Формы проявления

резко контрастирует с большим диапазоном обязанностей, которые были переданы этим партнерам в соответствии с законодательством.

Общественные организации и ассоциации работодателей и работников зачастую не проявляют большого интереса к участию в решении вопросов профессионального обучения и образования и более общих вопросов развития человеческого капитала

Эти вопросы либо не считаются стратегически важными, либо отсутствует уверенность в том, что государственная система в состоянии должным образом удовлетворить потребности общественных организаций и ассоциаций.

Многие учреждения социальных партнеров не имеют достаточного потенциала и ресурсов для решения программных вопросов.

Социальные партнеры не подготовлены (или не желают) заниматься вопросами, в которых они не разбираются достаточно хорошо.

Большинство ассоциаций работодателей в бывших социалистических странах были созданы недавно и еще не достигли должного уровня развития.

Общественные организации были созданы за последние два десятилетия. В социалистических странах профсоюзы были тесно связаны с правящим режимом и играли совсем иную роль, чем та, которую они играют сегодня.

Поэтому на конференции ETF июне 2016 г. обсуждались вопросы об изменении формы взаимодействия между ETF, правительствами стран и социальными партнерами, что нашло отражение в названии конференции - «От диалога к партнерству» .

Социальные партнеры - это профсоюзы и объединения работодателей или представляющие их организации, которые участвуют в социальном диалоге. Это определение используется и Европейской Комиссией, и Международной организацией труда (МОТ). В европейском законодательстве, если речь идет о представителях работников и работодателей, используется также английский термин «менеджмент и труд». В американском варианте английского языка организации рабочих называют профессиональными союзами. В литературе, организации работодателей и профсоюзы называют также «обеими сторонами промышленности».

Одна из характеристик социальных партнеров - это то, что они могут вести переговоры и заключать соглашения от имени своих членов. Все независимые организации социальных партнеров получают свою легитимность и мандат от своих членов, которые, будучи работодателями и отдельными работниками, в конечном итоге представляют собой индивидуальные предприятия. Эти организации могут быть легитимными даже в том случае, если правительство или органы государственной власти не желают вступать с ними в переговоры или вести с ними диалог.

Организации работодателей были созданы для продвижения коллективных интересов работодателей. Эти интересы включают такие вопросы, как условия труда и социальная защита в отношении трудоустройства, включая трудовое законодательство. В настоящее время большинство организаций работодателей также представляют бизнес интересы своих аффилированных предприятий. Как правило, они объединены в различные ассоциации, объединения, торговые палаты и т.д.

В международной терминологии делается различие между организациями работодателей и другими организациями, представляющими предприятия и компании. Основной задачей организаций работодателей является решение социальных вопросов, связанных с условиями работы и с трудовыми кадрами в широком смысле. В принципе это не включает в себя деятельность по созданию более благоприятной бизнес-среды, такую как работа над нормативно-правовой базой, инфраструктурой или научно-исследовательская работа. Тем не менее, на практике самые современные организации работодателей охватывают также и эту сторону работы с предприятиями.

Самыми распространенными организациями по работе с предприятиями являются торгово-промышленные палаты или ремесленные палаты, которые существуют во всем мире. Палаты - это организации, которые работают с целью продвижения интересов предприятий. Представители государственных органов зачастую консультируются с ними, когда речь идет о подготовке нового законодательства или разработке политики, связанной с промышленностью или торговлей.

Во многих странах торговые палаты предполагают обязательное членство предприятий. Они являются государственными органами, работающими на условиях хозрасчета, и зачастую работают под надзором государства. Эти палаты выполняют функции, переданные им органами государственной власти. Их обязанности могут быть связаны с региональным развитием, регистрацией предприятий, продвижением внешней торговли или с профессиональным обучением. Такие палаты существуют в Германии, Испании и Японии, а также в странах партнерах ЕФО. Существуют также палаты, работающие на условиях добровольного членства, которые действуют в целях продвижения общих интересов и налаживания связей между предприятиями.

Другие бизнес-ассоциации представляют интересы различных отраслевых предприятий. Их цель обычно состоит в том, чтобы защищать отраслевые интересы на национальном или даже международном уровне.

В ЕС четыре организации признаны Европейской Комиссией в качестве репрезентативных социальных партнеров (таблица 11).

Организации - репрезентативные социальные партнеры Европейской Комиссии

Таблица 11

Все эти организации, «ETUC», «Business Europe», «UEAPME» и «СЕЕР», работают на уровне ЕС. Они имеют возможность вести постоянный диалог с Европейской Комиссией, которая также поддерживает и содействует проведению двустороннего социального диалога на уровне ЕС.

Наднациональный уровень диалога может быть представлен на таких примерах как Международная организация работодателей ЮЕ (International Organisation of Employers, ЮЕ) и Международная конфедерация профессиональных союзов (International Trade Union Confederation, ITUC) представляющих собой глобальные организации, членами которых является большинство независимых национальных организаций социальных партнеров.

И ЮЕ, и ITUC работают в прямом взаимодействии с Международной организацией труда (International Labour Organization, ILO). ЮЕ представляет 150 национальных объединений работодателей из 143 стран. Как правило, в составе членов ЮЕ имеется по одной организации из каждого государства-члена ILO. Основной задачей ЮЕ является продвижение и защита интересов работодателей на международных форумах, особенно на тех, которые проводит ILO. Миссия ЮЕ направлена на то, чтобы международная трудовая и социальная политика были направлены на обеспечение жизнеспособности предприятий и налаживание благоприятной среды для развития предприятий и создания рабочих мест.

Международная конфедерация профессиональных союзов (International Trade Union Confederation, ITUC) представляет 301 членскую организацию из 155 стран мира. Миссия ITUC - продвижение и защита прав и интересов работников путем международного сотрудничества между профсоюзами, проведение глобальных мероприятий и кампаний по защите своих интересов в рамках крупных глобальных учреждений. В рамках ITUC действует несколько региональных и международных профсоюзных структур.

На рисунке 23 представлена принципиальная блок - схема взаимодействия различных форм общественных организаций на различных уровнях социального партнерства.

Рис. 23.

Независимые организации работодателей и профсоюзы обычно работают по принципу «вертикальной восходящей трансляции сигналов рынка труда». Основой организации является уровень предприятий или рабочих мест, где рабочие объединены в базовый профсоюз, чтобы вести переговоры или диалог со своими работодателями и с отдельными предприятиями.

Второй и обычно самый важный уровень организации - это отраслевой уровень, который иногда дополняется региональными организациями. Предприятия объединяются в отраслевые федерации, представляющие интересы работодателей в рамках конкретной экономической отрасли. Их партнерами являются профсоюзы, представляющие рабочих из той же самой отрасли. Отраслевые организации могут быть аффилированы с межотраслевыми.

На следующем уровне находятся национальные конфедерации, имеющие аффилированные союзы или организации, представляющие все или несколько отраслей. Во многих странах имеется несколько конфедераций или центральных организаций, которые конкурируют между собой. Это означает, что в рамках одной отрасли может существовать несколько профсоюзов или организаций работодателей. Организационная структура и принципы работы таких организаций в разных странах разные.

Социальное партнерство означает совместную работу и разделение обязанностей между разными действующими лицами. На практике это означает привлечение социальных партнеров к разработке, реализации и оценке политик в сотрудничестве с государственными органами и учебными заведениями. На этой основе представляется возможным построить модель механизма обратной связи общественных организаций с рынком труда в квалификационном разрезе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, визуализированную на рисунке 24.


Рис. 24.

Трехсторонний подход - это такая форма сотрудничества между организациями работающих, организациями работодателей и государственными организациями, целью которых является определение и выполнение социально-значимых задач.

Конкретизируем уровни взаимодействия:

Уровень А. На основе двухстороннего диалога между представителями работников (профсоюзы) и руководством организации осуществляется диалог по конкретному вопросу, актуальность которого носит неустойчивых характер (ослабление/усиление). Формализация процесса: локальные нормативные акты, дополнение к коллективным договорам и т.д.

Уровень Б. При наличии неоднократно повторяющихся конфликтных ситуаций (поводов) на различных предприятиях, или при невозможности достигнуть соглашения на локальном уровне диалог перемещается на этот уровень (Б) и приобретает территориальный или отраслевой характер. Формализация процесса: территориальные или отраслевые соглашения.

Уровень В. При дальнейшей эскалации переговорного процесса, или невозможности прийти к договорному соглашению диалог перемещается на уровень нормативного государственного регулирования. Формализация процесса: принятие закона или иного нормативного правового акта.

Уровень Г. При принятии национальных законов и иных законодательных актов необходимо учитывать результаты (ограничения) наднационального диалога и нормы международного права. Формализация процесса: учет в законотворческой деятельности принятых и согласованных надлежащим образом норм международного права.

После принятия законодательного акта с указанными ограничениями цикл может неоднократно повторяться, по мере совершенствования законодательной базы и правоприменительной практики.

На примере стран ЕС показано, что социальный диалог способствует участию работников в обучении. Работники тех организаций, где есть профессиональные союзы, имеют больше возможностей для обучения и повышения квалификации. При этом, чем крупнее предприятие, тем больше там соглашений по непрерывному профессио- нальному обучению.

ш) EU Policy Environment. // [Электронный ресурс] URL: http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/EU_policy_environment_ EN (дата обращения - 16 июля 2017 г.)

Помимо участия в процессе разработки политики, социальные партнеры играют сугубо практическую роль в разработке обучающих программ и проведении обучения. В принципе практические действия социальных партнеров в рамках профессионального образования и обучения на протяжении всей жизни можно разделить на следующие направления:

  • 1. Участие в развитии системы непрерывного образования и содействие мобильности трудовых ресурсов.
  • 2. Повышения качества и эффективности систем образования и подготовки профессиональных кадров.
  • 3. Совершенствование профессиональных и образовательных стандартов, квалификаций и квалификационных рамок на основе информации о ситуации на рынке труда.
  • 4. Проведение обучения в своих собственных учебных центрах или в форме ученичества и обучения по месту работы.
  • 5. Сертификация обучения, легализация и признание неофициального и неформального обучения.
  • 6. Услуги ориентации для членов, включая повышение уровня осведомленности (профессиональная ориентация и консультирование).

Европейский Союз уделяет большое внимание улучшению сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, реализуя стратегию «ЕС-2020» и, в частности, программу «Новые профессиональные умения для новых рабочих мест». С целью формирования квалифицированных кадров с «правильным сочетанием профессиональных умений» в соответствии с потребностями рынка труда обеспечивается широкая поддержка новых подходов (методов) прогнозирования и сбалансирования спроса и предложения на рабочую силу с тем, чтобы обеспечивать качество работы и возможности обучения в течение всей жизни. Инициатива ЕС «Панорама квалификаций», запущенная в 2011 году, объединила различные инициативы, нацеленные на прогнозирование и сбалансирование спроса и предложения на рабочую силу.

Прогнозирование и сбалансирование зависят от результатов трех основных функций знаний: сбора и анализа информации, основанной на фактических данных и прогнозировании; передачи и распространения информации; использования информации, реализация политики.

ш) Feiler L., Fetsi A., Kuusela T., Platon G. Anticipating and matching demand and supply of skills in ETF partner countries. ETF Position Paper. 2013 // [Электронный ресурс]

URL:http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/FBEF620E5BFEB105C1257DEA004E333F/$file/ETF %20Position%20Paper%20on%20Matching.pdf (дата обращения 15 августа 2017 г.)

Практика влияния общественных организаций на формирование рынка труда в квалификационном разрезе может значительно отличаться в зависимости от сроков рассмотрения задач и их перспективности. В таблице 12 представлена характеристика структуры классификации подходов к прогнозированию и сбалансированию показателей рынка труда. Эта матрица имеет два измерения: уровень прогнозирования и временной горизонт. Категория «уровень» означает диапазон либо степень применения методологии, начиная от отдельных опросов с индивидуумами или предприятиями (микроуровень), до обследований целых отраслей экономики или регионами (мезо-уровень) и до воздействия на национальную экономику и национальные системы (наднациональный/макроуровень). Параметры сроков охватывают периоды, которые делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Таблица 12

Уровни прогнозирования (субъекты прогнозирования)

Краткосрочный (до 1 года)

Среднесрочный (1 -5 лет)

Долгосрочный (более 5 лет)

Микро - уровень (индивидуумы, предприятия) Профсоюзы; работодатели,

Оценка потребностей в работниках определенной квалификации - уровень компании. Опросы о продвижении работников на рынке труда

Мезо - уровень (отрасли, регионы)

Опросы работодателей, мониторинг вакансий

Анализ потребностей в профессиональных умениях в определенных отраслях.

Макро - уровень (макроэкономический, национальный уровень)

Количественные отраслевые прогнозы

Национальные или региональные качественные прогнозы

Методы прогнозирования спроса на профессиональные умения и их предложения также можно классифицировать на основе применен- нои методологии:

  • - количественные, формальные, основанные на моделях прогнозы (в основном, на основе исследований на макроуровне с долгосрочными или среднесрочными временными горизонтами);
  • - специализированные по отраслям, профессиям или местоположению исследований (как правило, сочетая количественные и качественные методы);
  • - опросы работодателей или групп работников (в основном относится к микроуровню и предполагает действия в краткосрочной перспективе).

Исследование влияния общественных организаций с использованием алгоритма механизма обратной связи общественных организаций с рынком труда в квалификационном разрезе (рисунок 24) позволяют произвести сопоставимую качественную оценку такого влияния для разных стран (таблица 13).

Основные формы влияния общественных организаций в рамках основных моделей рынка труда

Таблица 13

Название модели

Формы и степень влияния

Американская

  • - средняя/низкая степень развитости общественных организаций
  • - средняя/низкая степень вовлеченности трудящихся
  • - низкая степень вовлеченности трудящихся
  • - высокая степень влияния на рынок труда соответствие требованиям МОТ

Немецкая модель

  • - высокая степень развитости общественных организаций
  • - высокая степень влияния ОО на трудовые процессы (социальное партнерство) соответствие требованиям МОТ
  • 134) Wilson R., May-Gillings М., Pirie J., Beaven R. Working Futures 2014-2024; The skill needed in the 21th century. 2015. // [Электронный ресурс] URL: http://widgets.weforum.org/nve-
  • 2015/chapterl.html (дата обращения - 15 августа 2017 г.)

Название модели

Формы и степень влияния

Шведская модель

  • - высокая степень развитости общественных организаций
  • - высокая степень вовлеченности трудящихся
  • - высокая степень влияния 00 на трудовые процессы (социальное партнерство) соответствие требованиям МОТ

Китайская модель

  • - средняя степень вовлеченности трудящихся
  • - ограниченное влияние на решение трудовых проблем;

ограниченное соответствие требованиям МОТ.

Турецкая модель

  • - низкое влияние общественных организаций
  • http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/key-documents (дата обращения - 25февраля 2017 г.)
  • m) Government And Social Partner Cooperation In VET. From Dialogue To Partnership. // [Электронный ресурс] URL:http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages /EV_2016_Government_and_social_partner_cooperation_in_VET._From dialogue_to_partnership?opendocument (дата обращения - 16 июля 2017 г.)