Михаил Козаков-сын, отец, дед ч.1. Михаил Козаков: биография и личная жизнь Михаил козаков и его жены

Накануне Пасхи в Израиле на 77-м году жизни скончался актер Михаил Козаков - человек-легенда, в котором умещалось все - любовь к кино, музыке, поэзии, женщинам, жизни… Михаил Михайлович был необычным и очень одаренным человеком. Он всю жизнь что-то искал - менял жен, занятия, страны. Проснувшись знаменитым после фильма «Человек-амфибия», устремился в режиссуру. Сняв великолепный фильм «Покровские ворота», захотел читать стихи и гастролировал по городам и весям. При этом зарабатывал крохи. Ютился в однокомнатной небольшой квартирке, про которую шутил: мол, жен у меня все больше, а квартира все меньше. Уезжал работать в Израиль, где возглавлял свой театр, а вернувшись на Родину, ставил антрепризные спектакли. Увлекся литературой, написав несколько автобиографических книг. Обожал музыку и придумывал моноспектакли - читал стихи Бродского под саксофон. Ему нравилось экспериментировать. При этом он всегда был самокритичен. Говорил про себя: «Разве я гениальный актер? Нет, я хороший актер. Разве я лучший режиссер? Нет, хороший режиссер. Еще я чтец и литератор. Но главное - это все вместе». Он всю жизнь был неугомонен, непоседлив, энергичен. И потому казалось, что Козаков, как вечный двигатель, проживет лет сто. Все знали, что у него был рак. Но столько в Михаиле Михайловиче было энергии, неуемной страсти к жизни, что так хотелось верить: сможет побороть смертельный недуг.

Последние годы Козакова были омрачены скандалами с женами, трудностями с деньгами. Был дамским любимцем - а в конце жизни остался никому не нужен. Тяжело расстался с пятой женой.

Уехал лечиться в Израиль к жене четвертой, Анне Ямпольской , и последние дни страшно мучился и страдал. Деньги на его похороны сыну пришлось собирать, вокруг московской квартиры, которую Козаков оставил дочери Зое, грядут тяжбы. Печальный итог яркой и творческой жизни. А мы помним его молодым, неотразимым и... вечно влюбленным. Татьяна Кваша: «Мне завидовали, думали, Козаков - мой парень» В книге воспоминаний Козаков пишет о родительском доме, в котором бывали Раневская, Ахматова , Пастернак, Окуджава , Зощенко … Его с детства окружали блестящее общество и красивые девочки. Одной из его подружек была Татьяна Путиевская-Штейн . Михаил пытался ухаживать за Таней, но она предложила ему просто дружбу, впоследствии выйдя замуж за приятеля Козакова актера Игоря Квашу. - Я воспринимала Мишу только как друга, - призналась «КП » Татьяна Кваша. - Мы маленькие были, когда наши семьи жили в Болотове . Росли в особом кругу, в который входили писатели, художники, артисты. Миша слыл забиякой. Но из него вырос очень красивый парень, на него девчонки заглядывались. А поскольку в юности мы часто с Мишей гуляли, некоторые думали, что он мой парень, и завидовали… Помню, как у меня дома мы вместе ждали звонка с «Мосфильма » - утвердят ли его в фильм «Убийство на улице Данте». А когда узнал, что утвердили, схватил меня за голову и чуть уши не вырвал мне от радости! Миша был у нас на свадьбе с Игорем. А я гуляла на его свадьбе с его первой женой Гретой Таар. Интересная девушка, ленинградка, эстонка. Они вместе еще в школе учились. Она за ним в Москву приехала.

Говорят, был у него роман с его однокурсницей актрисой Софьей Зайковой ? - Он был влюбчивым… Но, по-моему, Соня просто приятельница его была. С Гретой у нас всегда были хорошие отношения. А всех остальных его жен я уже не знала. По-моему, он с ними не очень счастлив был. Грета Таар - очаровательная женщина, такого северного, эстонского типа. У нее отец был знаменитый гример на «Мосфильме». Она работала художницей по костюмам на «Мосфильме» и на телевидении… Было жалко, что они расстались. Мы дозвонились первой жене Козакова Грете Таар. Но та отказалась что-либо говорить о бывшем муже, заметив все же, что зла на него не держит… В своей автобиографической книге Козаков написал о ней не лучшим образом: «Так случилось, что моя первая жена была моей первой женщиной. Нужно было восполнять пробелы. Восполнял. Случайные связи... Малорадостен был брак, безрадостны были и связи. «Живу, как все, - успокаивал я себя. - Любовь? Дело - вот главное в жизни». Расходиться я не помышлял. К тому же - дети. И я шатался. Лет через десять дошатался до одной секретарши. И вот тут я узнал, что и почем! Страсть. Греховная. Оголтелая. Наша случка длилась год. Раздвоение для меня губительно. И я расстался. С женой. Вроде даже... она ушла к человеку, с которым у нее был роман… Прожили мы с секретаршей под одной крышей ровно десять дней. Говорить нам с ней было не о чем даже во время прощального разговора. Я со своими двумя чемоданами приполз к маме на раскладушку». Переживал из-за самоубийства брата - Мы с Михаилом познакомились на курсе Школы-студии МХАТ , - рассказал «КП» Виктор Сергачев . - Вместе дипломный спектакль делали. Хоть мы и дружили, но он был из другой среды. И жили они лучше, чем мы, дети простых людей. Мы их называли «кооперативщиками», потому что все мы жили в коммуналках, а они в квартирах. С курса он никого к себе близко не допускал. Я же прижился в его доме скорее потому, что напоминал его маме, Зое Александровне, ее старшего сына, брата Миши, покончившего жизнь самоубийством в 14 лет. Это была большая трагедия в их семье. Никто об этом не знал, думали, что Миша в семье был один. Но сейчас, наверное, об этом можно сказать…


Про Козакова говорили, что он донжуан. - Он скорее был не донжуан, а любитель этого дела… Но на курсе нашем не пользовался успехом. Самой красивой считалась Таня Доронина . Но Козаков был не в ее вкусе. А девушка у Миши была не с нашего курса - внучка писательницы Анастасии Зуевой . Но их отношения были недолгими. Миша рано женился. Его всегда привлекала исключительность. То жена - эстонка с необычным именем. То вторая - грузинка Медея, художница-реставратор, которая оказалась княжной из знатного рода! Они познакомились на гастролях в Тбилиси , ее клан не принимал Козакова, был жуткий скандал. Миша забрал Медею в Москву. Они поженились. Родили дочку. И быстро развелись. Медея увезла дочь в Тбилиси... Была у него замечательная жена Регина , переводчица, литератор. Они с ней прожили 18 лет, под ее влиянием и начал писать. Детьми не обзавелись. Но последние годы у Регины накопилась усталость. И тут Роберт Де Ниро, с которым актер водил дружбу, пригласил семью с ответным визитом к себе. Обоих супругов в те годы (конец 80-х) из страны бы не выпустили, и Ко заков решил: пусть Регина едет в Америку . Она уехала и... не вернулась. Через три месяца подала на развод. - А он не говорил, почему он так легко оставляет детей? - Шутил, что женщины рожают от одного его взгляда... Думаю, он и не хотел быть семьянином. Это сковывало бы его свободу. Но он очень изменился за последние 10 лет. Стал внимательнее и теплее к людям относиться. Постоянных друзей, на которых можно положиться, у него не было. И мне показалось, что его это последние годы тяготило… О тайной любви Мало кто знает, что в 60-х годах Козаков был влюблен еще в одну грузинку - Викторию Лазич, актрису, драматурга. Она устраивала творческие вечера в Доме архитектора. И пригласила Козакова. По телефону Козаков ее спросил: «А как я вас узнаю?» «Угадаете - я буду самой красивой девушкой вечера», - смело ответила Виктория. Козаков угадал и сам подошел к Лазич - яркой, эффектной брюнетке с пышным бюстом… Судачили, что он потерял голову от знойной красавицы. Мы ей дозвонились. - Да, Козаков за мной ухаживал, - призналась «КП» Виктория. - Он бывал у меня дома на Патриарших. Читал мне стихи, дарил цветы. Приходил с другом поэтом Арсением Тарковским . Был красив, эрудирован, аристократичен. С ним было очень интересно. Но я его отвергла. Он тогда был женат на Медее. Да и я знала, что он гулена...

О романах Один из ярких романов у Козакова случился с прекрасной Анастасией Вертинской на съемках фильма «Безымянная звезда». Сначала Козаков предлагал роль Марине Нееловой , но та отказалась. А Вертинская дала согласие. «Я был очень доволен ее работой и даже влюбился, но что произошло потом - об этом не будем», - признался однажды Козаков. Они пытались скрывать чувства - Козаков был женат. Но это им плохо удавалось. Режиссер «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич вспоминает, что Анастасия озвучивала Констанцию, а Козаков - кардинала. «Они смотрели друг на друга такими влюбленными глазами, что все присутствующие замирали. Голос Вертинской звенел от любви, было видно, она переполнена чувствами! Они тогда переживали самый пик романа…» Говорят, они расстались тяжело - Козаков пустился в новое романтическое приключение. Может быть, поэтому, когда мы сегодня позвонили Вертинской, она ответила спокойно: «Я не буду рассказывать о Козакове. Не хочу». ...Когда в Израиле у Михаила Козакова родилась дочка, он хотел назвать ее Аней, но во сне увидел покойную маму, она была маленькой девочкой, узнал ее, но отчего-то спросил: «Ты кто?» «Я твоя дочка Зоя». А до этого жене актера предсказательница напророчила, что у нее родится дочка и в нее вселится душа бабушки. И Козаков назвал дочку Зоей. ЖЕНЫ, ДЕТИ, ВНУКИ 1-я жена (1955 - 1965): Грета Таар, одноклассница, художник по костюмам. Дети: Екатерина Козакова (род. 1956), филолог, и Кирилл Козаков (род. 1962), киноактер (женат третьим браком на дочери поэта Юрия Ряшенцева ). Внучки от Екатерины: Дарья (род. 1979) и Полина. Внуки от разных жен Кирилла: Антон (живет в Нью-Джерси ) и Маша. 2-я жена (1968 - 1971): Медея Берелашвили , художник-реставратор. Дочь: Манана Козакова (род. 1969), актриса Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили . Внучка: Тинатин Цуладзе (род. 1995). 3-я жена (1971 - 1988): Регина Козакова (род. 1940), переводчица, литератор, с 1988 года живет в Нью-Йорке . 4-я жена (1988 - 2003): Анна Исаевна Ямпольская (род. 1959, Кишинев ), выпускница ГИТИСа , актриса и театральный продюсер. Дети: Михаил (род. 1989), Зоя (род. 1995), живут в Израиле. 5-я жена (2006 - 2010): Надежда Седова (род. 1979, Нижний Новгород ), историк.

x HTML-код

Таким мы запомним Михаила Козакова.

Замечательный актёр и режиссёр Михаил Михайлович Козаков родился в Ленинграде в октябре 1934 года. Он воспитывался в интеллигентной семье, где работа родителей была самым тесным образом связана с литературой. Отец Михаил Эммануилович Козаков был писателем. Мама Зоя Александровна Гацкевич трудилась редактором одного из питерских издательств.

Предки Михаила Козакова были евреями. Стремясь ассимилироваться, они изменили фамилию на «Козаковы». Но в жилах Михаила Михайловича текла не только еврейская, но и сербско-греческая кровь, доставшаяся от мамы. Семьи будущего артиста коснулись сталинские репрессии. Мама и бабушка Михаила Козакова (одесситка Зоя Параскева-Борисова) были дважды арестованы. Первый раз до войны, второй после. К счастью, обе выжили.


Годы Великой Отечественной войны Михаил Козаков провёл вдалеке от блокадного Ленинграда. 4 года он жил в Краснокамском районе, в деревне Чёрная. После окончания войны Козаков вернулся в родной город и поступил в хореографическое училище.

Детские и юношеские годы запомнились ему огромным количеством прочитанной литературы, которой в доме папы-писателя и мамы-редактора было великое множество. Родители, невзирая на загруженность, всегда находили время на «взрослые» разговоры с сыном. Они обсуждали прочитанные книги, спорили об искусстве. Единственная тема, которую старались обходить – политика.

Фильмы

По окончании школы и хореографического училища Михаил Козаков отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Кинематографическая биография Михаила Козакова стартовала в студенческие годы. Он снялся в замечательной ленте «Убийство на улице Данте». Здесь состоялся дебют не только Козакова, но и таких в будущем известных актёров, как и .


Дебют в роли Шарля Тибо оказался для Козакова успешным. Его охотно приглашают в новые проекты. Он появляется в картинах «Восемнадцатый год» и «Трудное счастье». Но настоящая известность к артисту пришла позже, после выхода на экраны легендарного фильма «Человек-амфибия». Картина вышла на экраны в 1961 году и сразу же стала хитом. Козаков сыграл роль главного, но отрицательного героя – Зуриту.


Одновременно со съёмками в кино артист работает в театре. Пожалуй, здесь он задействован намного больше, чем в кинематографе. Сразу же после окончания театрального вуза Михаил Козаков был принят в театр имени . На этой сцене он сыграл Гамлета – роль, оказавшую огромное влияние на выбор амплуа.

Через 3 года после «Маяковки» Михаил Михайлович перешёл в «Современник». Здесь, начиная с 1959 года, он трудился 15 лет. В 1971-ом Козаков переходит во МХАТ, но уже через год меняет эту сцену на Театр на Малой Бронной.


Михаил Козаков и Евгений Евстигнеев в спектакле "Декабристы"

В 1970-ых артист возвращается на экраны. В эти годы выходят замечательные картины, которые впоследствии вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!» зрители смотрят с огромным удовольствием.

В эти же годы Михаил Козаков попробовал свои силы в качестве кинорежиссёра. Его картина «Ночь ошибок» вышла на экраны в 1975 году. А через 3 года зрители увидели ещё один прекрасный фильм Козакова «Безымянная звезда».


Первоначально планировалось, что главную роль в этой ленте исполнит . Но его пришлось заменить . В паре с ним сыграла . Лента имела большой успех. Но он не сравним с тем, который получила картина Михаила Козакова «Покровские ворота». Этот фильм сразу же превратился в культовый, сделав своего творца по-настоящему знаменитым.

После «Покровских ворот» режиссёру удалось снять ещё несколько проектов, которые прославились. Трагифарс «Визит дамы», комедия для детей «Если верить Лопотухину», экранизация произведения «Маскарад» закрепили имя Михаила Козакова в нише наиболее талантливых советских режиссёров. Особенно успешным был «Визит дамы».


В 1992 году Михаил Козаков иммигрировал в Израиль. Он пробовал продолжить там свою творческую работу, сколотил труппу из актёров-эмигрантов, но выдержал лишь 4 года. Вернувшись на родину в 1996-ом, Михаил Михайлович создал и возглавил «Русскую антрепризу Михаила Козакова». В 2000-ых он снимает и снимается. В эти годы вышло два его проекта: картина «Медная бабушка» и мини-сериал «Очарование зла» о жизни русских эмигрантов.

Личная жизнь

Артист был женат 4 раза. В первом браке с эстонкой Гретой Таар, случившемся сразу после окончания Школы-студии, он прожил 10 лет. Жена работала костюмером на «Мосфильме». В этом союзе родилось двое детей – , который пошёл стопами отца и выбрал актёрскую профессию, и дочь Екатерина, филолог. Примечательно, что стопами двух знаменитых дедушек, а также отца и мамы, пошла внучка Михаила Михайловича – .


После развода с Гретой Таар в жизни артиста случился неудачный брак с художником-реставратором Медеей Берелашвили. Они прожили лишь 3 года, но разошлись с огромными скандалами и взаимными обвинениями. В этом браке родилась дочь Манана Козакова, тоже ставшая актрисой. После болезненного развода Михаил Козаков пристрастился к спиртному.

Вывести его из состояния затяжной депрессии сумела третья супруга, Регина. Вместе они прожили замечательных 18 лет, но детей в этом союзе не было. По слухам, Регина на многое закрывала глаза ради мира в семье.


Михаил Козаков, его жена Анна Ямпольская и их дети

Поговаривают, она простила мужу роман с Анастасией Вертинской, который бурно обсуждался в актёрской среде. Но Регина оставила мужа, уехав работать в Америку. Через 3 месяца после её отъезда пара подала на развод.

Личная жизнь Михаила Козакова заиграла новыми красками в 55 лет, после того, как он встретил четвёртую супругу Анну Ямпольскую, младше его на 25 лет. В браке родились сын Миша и дочь Зоя. Первый ребёнок появился на свет, когда отцу исполнилось 62 года.

Смерть

В 2010 году Михаилу Козакову диагностировали рак лёгких. Страшная болезнь была обнаружена слишком поздно. Тем не менее, артист согласился на операцию, которая была произведена в клинике города Рамат-Ган. Михаил Михайлович чувствовал близкую кончину и заблаговременно приобрёл место последнего приюта на Введенском кладбище.


До последнего момента актёр и режиссёр держался на ногах. Он успел сняться в картинах «Зоя», « » и «Любовь-морковь».

Смерть Михаила Козакова поставила точку на его творческой биографии 22 апреля 2011 года. Он скончался в израильской клинике, где его ранее оперировали.

Фильмография

  • 1956 - «Убийство на улице Данте»
  • 1958 - «Трудное счастье»
  • 1961 - «Человек-амфибия»
  • 1966 - «Выстрел»
  • 1967 - «День солнца и дождя»
  • 1971 - «Вся королевская рать»
  • 1974 - «Лев Гурыч Синичкин»
  • 1974 - «Соломенная шляпка»
  • 1975 - «Здравствуйте, я ваша тетя!»
  • 1982 - «Покровские ворота»
  • 1995 - «Мания Жизели»
  • 2007 - «Любовь-морковь»

Слава пришла к Михаилу Козакову после его роли в фильме «Человек-амфибия», но еще больше он прославился в качестве режиссера, снявшего великолепные картины, ставшие любимыми для миллионов зрителей. Личная жизнь Михаила Михайловича была не менее насыщенной, чем творческая – он был женат пять раз, и незадолго до смерти развелся со своей последней супругой.

Первая жена Михаила Козакова Грета Таар познакомилась с ним в школе «Петришуле» – они поженились в 1955-м и прожили вместе десять лет. Грета родила Козакову двоих детей - Екатерину и Кирилла, который, повзрослев, тоже стал актером. Причиной развода с Гретой стали постоянные измены Михаила, и, она, устав терпеть их, забрала детей и ушла от него.

На фото – Козаков с первой женой Гретой Таар

Второй женой Михаила Козакова стала грузинская художница Медея Берелашвили, однако вскоре после свадьбы он понял, что совершил большую ошибку и возненавидел Медею до такой степени, что в порыве гнева однажды чуть было не задушил ее. Тем не менее, в этом браке у него родилась дочь Манана, которой он потом всегда помогал.

На фото – Михаил Козаков и Анна Ямпольская

В третий раз режиссер женился на переводчице литературных произведений Регине Соломоновне , но и этот брак не умерил любвеобильность Михаила Михайловича, не прекращавшего своих любовных похождений, а Регина, как примерная жена, всегда ждала его дома. Но терпению и третьей жены Михаила Козакова пришел конец, и она уехала в Нью-Йорк.

В четвертый раз режиссер взял в жены девушку, которая была моложе него на двадцать пять лет - выпускницу ГИТИСа Анну Исаевну Ямпольскую . Она родила ему двоих детей - дочь Зою и сына Михаила, и Михаилу Михайловичу вдруг показалось, что он, наконец, нашел свое настоящее счастье – этими мыслями он делился во всех своих интервью. Сложности в отношениях начались после развала Советского Союза, когда у Козакова почти не стало работы, семье стало не хватать средств к существованию, и в 1991 году Михаил Михайлович принял решение уехать вместе с супругой и детьми в Израиль.

На фото – Козаков и Надежда Суслова

Однако там, несмотря на то, что Козаков создал собственный театр, дело не пошло, и через пять лет он снова вернулся на родину, а его семья осталась на земле обетованной - Анна не захотела переезжать обратно в Россию. Оставшись один, через некоторой время он снова женился - на двадцатидевятилетней Надежде Сусловой , которая была младше него на сорок семь лет.

Но пятая жена Михаила Козакова не сделала его счастливым, а, наоборот, по мнению многих, жизнь с ней вконец испортила его здоровье. Только прожив с Надеждой четыре года, он понял, что ей были нужны только его деньги. В результате всех переживаний режиссер попал в клинику неврозов, но лечение не помогало, а позже у него обнаружили неоперабельный рак легких. В конце жизни Козаков уехал в Израиль к своей бывшей жене Анне Ямпольской.

Михаил Козаков - актер, биография которого будет рассмотрена в статье, родился и воспитывался в семье интеллигентных людей. Отца будущей звезды звали Михаил Эммануилович Козаков и он был достаточно популярным писателем. Мать трудилась в издательстве на должности редактора. Родители проводили практически все время на работе, свободных минут почти не выдавалось, но несмотря на это, они старались уделять все свободное время воспитанию своего сына. Главным инструментом в этом процессе было общение. Все разговоры родителей со своими друзьями проходили, чаще всего, при мальчике, что давала ему представление о важнейших делах - жизненных принципах, долге, а также порядочности. Если в какую-то минуту беседа переходила на политику или «взрослые» темы, мать говорила на французском: «Давайте не при ребенке», после чего друг семьи Анатолий Мариеноф, являющийся писателем, говорил младшему Козакову: «Миша, сыпь отсюда».

Также родители постоянно спорили с ребенком на литературные темы, говорили об искусстве, о том для чего оно предназначается и какой смысл скрывает. Козаков Михаил читал книги запоем, после чего всегда обращался к своему отцу с вопросами, а он отвечал: «Читать это тебе рано. Подожди немного - и потом тебе станет понятен смысл». Но при этом книгу оставлял мальчику.

Семье артиста пришлось столкнуться с репрессиями. Маму и бабушку Михаила дважды арестовывали. Вначале это произошло еще до войны, второй - после, но к большому счастью, женщинам удалось выжить. После того как тяжелое военное время осталось позади, мальчик вернулся в свой город и поступил в хореографическое училище. Школьные годы ему никогда не нравились. Учился мальчик достаточно плохо почти по всем предметам. Единственное, что пришлось ему по душе, это литература, и то лишь устная. Письменную он ненавидел всем сердцем, так как там приходилось изучать правила. Вообще любая работа с ранних лет давалась ему с трудом. Будучи ленивым по своей сути, а также избалованный собственной нянечкой, он не только дома, но и в школе, всеми силами пытался отбрехаться от физического труда.

Родители не поощряли подобное поведение, но исправить ситуацию им не удавалось. В конечном счете естественные науки так и остались для него чем-то далеким. Когда по окончанию школы Козаков Михаил пытался получить хорошую, как говорили родители, специальность, у него ничего не вышло. Вначале хотел быть хирургом, но вырвало прямо в морге, пробовал свои силы в химии - получил отравление хлором. В конечно итоге ему было разрешено выбрать собственный путь и это была сцена. Михаил был уверен, что все артисты ничего не делают. Он был искренне уверен, что все они развлекаются, пьют и заглядывают девушкам под юбки.

Как начиналась карьера. Первый брак

После того как в Ленинграде Козаков Михаил окончил среднюю школу, он поступает в школу-студию при МХАТ. Однако в собственный успех он практически не верил, ведь на одно место здесь было семьдесят пять человек. Но толи боязнь попасть на производство в случае неудачи или же другие причины, но Козакову удалось сдать экзамены. Режиссеры не могли обойти стороной видного молодого человека, которые однозначно обладал талантом. Впервые Козаков Михаил дебютировал в кинематографии еще во время учебы. Драма с политическим подтекстом под названием «Убийство на улице Данте», вышла толчком не только для Михаила, который сыграл роль Шарля Тибо, но также для других актеров - Валентин Гафт и Смоктуновский. После столь удачного дебюта, популярность юноши стала неуклонно расти. Ему всегда предлагались значимые роли.

Практически сразу после завершения обучения в школе-студии он связывает себя узами брака с бывшей одноклассницей Гретой, которая по национальности была эстонкой. Спустя некоторое время познал радость отцовства Михаил Козаков. Дети - сын Кирилл и дочь Екатерина стали для него смыслом жизни. Молодой человек начинает трудиться в театре Маяковского и в свой первый год работы, когда ему было всего лишь двадцать два года, ему доверяют роль Гамлета. Эта работа оставила на юноше серьезный отпечаток, сформировав тем самым актерское амплуа. В данном театре Козаков проработал около трех лет, после чего отправился в «Современник», которому отдал более десяти лет жизни.

Из киноработ, которые относятся к тому времени, необходимо отметить фильм Григория Рошаля «Восемнадцатый год», мелодраму «Трудное счастье» и другие работы. Но настоящую любовь людей Михаил заработал позже.

Шестидесятые годы

1961 - именно тот год, когда на советских экранах появилась удивительная работа под названием «Человек-амфибия». В данной картине Михаил Михайлович Козаков сыграл главного злодея - Зуриты. Владимир Чеботарев и Казанский внесли серьезные коррективы в сюжет Беляева, после чего фантастические роман с приключениями стал мелодрамой. В советском обществе данная картина произвела настоящий фурор, а актеры, которые снялись в фильме, получили признание. После столь ошеломительного результата, Козаков не появлялся на экранах в течении нескольких лет. Исключением стали лишь работа в драме «Выстрел», которая была поставлена по повести Пушкина, а также в достаточно душевной картине «День солнца и дождя». Здесь ему удалось сыграть самого себя, парня, который снимается в проекте, играя комическую роль Мишки-Япончика. Такой опыт стал удачным, но известности практически не принесла.

«Безымянная звезда»

В тысяча девятьсот семьдесят первом году актер покидает родной театр и переходит во МХАТ, а спустя всего лишь год он переходит под своды Театра на Малой Бронной. Семидесятые годы становятся более значимыми и успешными. В это время молодой человек снимается во многих фильмах: «Здравствуйте, я ваша тетя», «Соломенная шляпка» и так далее. К середине семидесятых Козаков решает круто поменять направление деятельности и испытать свои силы на поприще режиссера. Телеспектакль, поставленный по произведению «Ночь ошибок» появился на экранах в 1975 году, а спустя три года плодом работы стала еще и трагикомедия, трудиться над которой Михаил стал еще за восемь лет до этого. Именно это лента должна была стать первым опытом Козакова в качестве режиссера, но на телевидение поменялось руководство, что создало определенные трудности для осуществления намеченных планов. Пришлось повременить с реализацией, хотя, репетиции уже шли полным ходом. К данному спектаклю актер смог вернуться лишь через семь лет, после того как съемки были утверждены на Свердловской киностудии.

К этому времени Даль, который был главным претендентом на основную роль, стал переживать не самые простые времени и почти полностью завязал с кинематографом. После того как мужчина отказался от работы с Козаковым, он выбрал Игоря Костолевского. Его творческий дуэт с Анастасией Вертинской стал настоящим прорывом. Но «Безымянная звезда» вошла в список не только его режиссерских работ, потому что он сыграл там маленькую, но при этом достаточно колоритную личность.

Работа над «Покровскими воротами»

Примерно в этот же период, трудясь на Малой Бронной, Козаков Михаил принимает решение ощутить себя режиссером театра. Стартовой постановкой была пьеса Зорина «Покровские ворота». Это произведение является автобиографией от известнейшего драматурга. Рассказывает оно о Москве в пятидесятых годах, молодости, куда так рвался актер. Эта история настолько сильно зацепила Михаила, что он принял решение сделать на ее основе театральную постановку. Более семи лет из репертуара театра не выходила данная постановка. Среди зрителей спектакль имел небывалый успех, поэтому актер твердо намеревается перенести его на голубые экраны.

Отправившись со своим сценарием к Борису Хейсину, который тогда был руководителем «Экрана», на пути Козакова появились сложности. Никто не хотел пропускать фильм, а режиссер слышал каждый раз: «Давайте подождем некоторое время. Везде есть подводные камни». Даже такие заслуги как Госпремия ССР, награда КГБ за роль Дзержинского, которая была сыграна в трех разных фильмах, ничем не смогли помочь. На помощь пришла актриса МХАТа, которая была в хороших отношениях с Козаковым и лично знала Лапина. С ее помощью «Покровские ворота» получилось продавить, и разрешение было дано. Киноверсия стала настоящим эталоном советского кино: веселая картина с тенью ностальгии тут же пришлась по душе всем зрителям. Этот фильм сделал Михаила Михайловича поистине знаменитым. Сегодня, картины, которые пользуются столь небывалом успехом, называют культовыми.

Актеры, работающие над этим фильмом, стали всесоюзными любимцами, а многих из них еще долгое время называли именами их персонажей - к Равиковичу обращались только как к Хоботову, а Ульянова стала Маргаритой Павловной.

Помимо всего прочего, Михаил Козаков стихи страстно любил, он давал поэтические концерты. Люди делились своими впечатлениями: эмоциональная подача актера, желание донести до слушателей собственное восприятие русской поэзии, подчеркивая мастерство лучших мастеров.

После успеха

Козакову удавалось с успехом совмещать деятельность актера и режиссера: люди запомнили его фармацевта Данилевского, бандита в ленте «Шестой», Эраста Цыкады в лирической комедии. Режиссерская деятельность на первой работе не закончилась - следующие труды были такими же востребованным, как и «Покровские ворота». Пожалуй, самой значимой работой в качестве режиссера, стала лента «Визит дамы», которая была снята по мотивам одной пьесы.

Личная жизнь

Конец шестидесятых годов стал временем развода с Гретой, после чего Михаил Козаков, биография которого не оставалась без внимания поклонников, женился еще раз. Этой была практически никому неизвестная темпераментная грузинка, с красивейшим и древним именем Медея. Но счастье оказалось достаточно коротким и наполненным скандалами. Спустя год непрекращающихся ссор, постоянной ругани и упреков Козаков буквально вышвыривает девушку на улицу, что и становится последней точкой в их семейных отношениях.

Брак не спасло венчание во время свадьбы, которое проходило в грузинской церкви, да и рождение малютки Мананы не стало спасательным кругом. Единственным светлым воспоминанием мужчины о том времени стала национальная кухня, любовь к которой ему привила жена. После развода Козаков Михаил начинает пить. Третий брак случается в начале 70-х - союз был заключен с переводчицей Региной. Девушкой всей душой прикипела к Михаилу, пыталась делать все, чтобы он восстановился после неудачного брака, отучала его от пагубной привычки. Вместе они прожили восемнадцать лет, но за это время детей у них не было. Жена прощала своему супругу буквально все, даже роман на стороне, который практически стал причиной разрушению союза.

Последний брак

Конец восьмидесятых - Регина отправляется в Соединенные Штаты, где ей предложили работу с Робертом Де Ниро и возвращаться в Советский Союз она не желает. Спустя всего лишь три месяца после своего уезда она подает на развод. Актер снова впадает в депрессивное состояние, и вновь новая любовь спасает его от мучений. Роль спасительницы примеряет на себя Анна Ямпольская. С ней мужчина знакомится на одной из многочисленных вечеринок. Девушка перебралась в столицу из Кишинева и трудилась на телевидении. Анна была моложе своего мужчины на двадцать пять лет, но это не помешало ей влюбиться в Михаила с первого же взгляда. К счастью, эти чувства были взаимны. Совсем скоро Козаков женится еще раз, произошло это в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году. В этом же время вновь становится отцом Михаил Козаков. Сын был назван в честь отца. Также у них рождается дочь Зоя, но произошло это уже после того, как семейная пара перебралась в Израиль.

Период эмиграции

В Израиль супружеская пара с сыном переехали в 1992 году. На протяжении нескольких лет Козаков трудится на сцене театра в Тель-Авиве, после чего он организовывает собственную трупу из таких же эмигрантов. Со своим коллективом ему удается поставить четыре спектакля, а затем, в девяноста шестом году, переехал снова в Россию и возглавил антрепризу. В это время его практически нет предложений о работе над фильмами. Наиболее успешным проектом в 90-х можно назвать роль в фильме Алексея Учителя. Эта работа собрала настоящий звездный состав и рассказала про жизнь театральной богемы в ту эпоху, когда жила великой русской балерины Спесивцевой.

Смерть Таирова

В две тысячи четвертом году Михаил Козаков, фильмы с участием которого пользовались огромнейшим успехом, воссоздал на экранах образ известного режиссера Таирова. Кинолента была снята Борисом Бланком, который в течении собственной карьеры принимал участие в создании картин, обычно, в качестве художника. В роли режиссера-постановщика мучжине посчастливилось работать лишь над одной лентой. Но после девяностых годов им был снят целый ряд картин.

Судьба Таирова была достаточно непростой, поэтому для сценариста, это была настоящая находка. Фильм заслуживает самых лестных слов не только из-за игры самого актера, на все сто процентов справились художники по костюмам, которых отметили несколькими премиями.

Последние годы Козакова

В двухтысячных Михаил Козаков, фото которого вы видите в статье, не оставлял дела всей своей жизни и продолжал сниматься, а также экранизировать свои задумки. В 2004 году выходит фильм по пьесе «Медная бабушка», но эта картина осталась практически незамеченной среди зрителей. Спустя год Михаил выпускает в свет мелодраму из шести серий. Она рассказывает о том, какова жизнь в тридцатых годах была у людей, которые переехали во Францию.

После продолжительной болезни, в 2010 году великому актеру ставят страшнейший приговор - рак легких. Несмотря на серьезность положения, Михаил Козаков, фильмография которого и так была довольно внушительной, практически до последнего момента оставался на ногах и снимался в различных фильмах. Одной из таких киноработ стала роль доктора в комедии «Любовь-Морковь». Козаков снимался во всех частях в роли волшебника, но поработать над озвучкой самого себя он, к сожалению, не успел - эта честь выпала его собственному сыну. По задумке Коган был человеком, который повернул жизнь Марины и Андрея на триста шестьдесят градусов. В первой части супруги приходят на сеанс, потому что былые чувства начинаю угасать и их не получается восстановить. С помощью волшебника им удается наладить взаимопонимание, поменяв молодых людей телами. В следующих частях он делает тоже самое с их детьми, тестем и тещей. На столь веселой и солнечной работы закончилась карьера известнейшего человека. Двадцать второго апреля 2011 года вблизи Тель-Авива скончался Михаил Михайлович. Незадолго до своей смерти артист купил землю на кладбище, где были похоронены его отец. Это был интереснейший персонаж человек, который прожил яркую, но при этом совсем непростую, необъяснимую жизнь, так как метания межу двумя странами только отнимали здоровье, вдохновение и творческие идеи. Но, несмотря на это, столь трагичная и одновременно счастливая судьба, была уготована столь одаренному персонажу.

Стоит упомянуть интересный случай. Однажды Козаков, Аксенов, Евтушенко и поэт из Америки проводили время в ЦДЛ. Для того, чтобы разбавить мужское общество, они посадили к себе девицу легкого поведения. Когда стены заведения стали для них тесны, они приняли решение отправиться в более приличное место и продолжить веселье. Выбор пал на ресторан Дома композиторов. Швейцар, который тогда стоял на входе и пытался сдержать напор толпы желающих попасть внутрь, вначале отнесся к новым гостям без какого-либо почтения, но признав среди них поэта, который был любим многими, расплылся в улыбке и пустил компанию внутрь. К слову, именно такие действия ресторанной обслуги и стали толчком к событиям, которые происходили дальше.

Приняв достаточно большое количество шнапса, Аксенов начал подначивать нашего героя. Мол, Мишка, как же так, ты - знаменитейший актер, а вся слава достается только Евтушенко. Его, вон, и на входе признали, да и девушка, которая была встречена ранее, практически вешается ему на грудь и с радостью останется с ним. Михаилу такие разговоры явно не понравились. Будучи человеком, которого испортила слава, он сразу же дал отпор появившимся сомнениям: «Стоит мне только захотеть и уже спустя пять минут она будет со мной, и мы уедем из ресторана», Аксенов предложил пари: если ему удастся выполнить сказанное, платить за себя ему не придется. Михаил подсел к девушке, шепнул на ушко несколько слов, и она буквально разомлела. Ее поведение стало легче прежнего, она уже по уши втрескалась в мужчину и без какого-либо сопротивления покинула заведение вместе с ни. Со слов самого актера, ничего между ними не было из-за его брезгливости. Поэтому он довез ее до дома на такси, а сам отправился к своей жене. Евтушенко еще долгое время сердился на него.

Михаил Козаков (актер, "Папины дочки")

У великого метра есть и тезка, актер, который был звездой в таких проектах как «Папины дочки» и «Ералаш». Его можно назвать рекордсменом «Ералаша», ведь только ему удалось сняться в двадцати одной серии. Но, несмотря на то, что зрители любили его, Михаил Козаков никогда не планировал связывать свою жизнь с профессией актера.

Увы, судьба его с самого начала складывается непросто, за свою несдержанность (будучи юношей, Михаил Сергеевич Козаков убил человека, заступившись за девушку, которой угрожала опасность) он расплачивается до сих пор. Совсем скоро после этого инцидента был убит отец Михаила, успешного бизнесмена. Тогда молодой человек взялся за ведение бизнеса и стал работать в коллекторском агентстве. За неосторожные выражения в адрес нерадивых клиентов на него не раз вызывали ОМОН, поэтому он покинул то место и открыл свое агентство в родном городе.

Сегодня молодой человек все также занимается бизнесом, снимается в небольших ролях и открыл кастинг-агентство.

Михаил Михайлович Козаков. Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде - умер 22 апреля 2011 года в Рамат-Ган (Израиль). Советский, российский и израильский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1967).

Отец - Михаил Эммануилович Козаков (1897-1954), писатель. Происходил из еврейской семьи, его предки, стремившиеся к ассимиляции в русской среде, приняли фамилию Козаков.

Мать - Зоя Александровна Никитина (урождённая Гацкевич, 1902-1973), редактор «Издательства писателей в Ленинграде». Она имела сербские и греческие корни. Бабушка Михаила Михайловича, Зоя Дмитриевна Параскева-Борисова, была родом из Одессы. В годы сталинских репрессий мать дважды арестовывали: в 1937 году (вместе с бабушкой артиста, обе освобождены в 1938 году) и повторно в 1948 году.

Во время войны Михаила вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Молотовскую область (сейчас - Пермский край). С 1941 по 1944 год он жил в деревне Чёрная Краснокамского района.

С 1945 года учился в Ленинградском хореографическом училище.

По окончании 222-й мужской школы (бывшей Петришуле) в 1952 году Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. Учась на последнем курсе, успешно дебютировал в кино, снявшись в роли Шарля Тибо в политической драме М. И. Ромма «Убийство на улице Данте» (1956).

В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и поступил на работу в Театр имени В. Маяковского, где прослужил с 1956 по 1959 год. Затем играл в «Современнике» (1959-1970), во МХАТе (1971-1972), в Театре на Малой Бронной (1972-1981) и в Ленкоме (с 1986). Также, по словам Михаила Козакова, он играл на сцене Саратовского ТЮЗа у Ю. П. Киселёва в пьесе «Обыкновенная история».

Добился блестящих успехов как актёр и режиссёр театра и кино. Проникновено читал стихи Тютчева, Пастернака и других поэтов. Наряду со Смоктуновским, Юрским, Марковым и другими мастерами художественного чтения принял участие в записи серии пластинок «Страницы русской поэзии XVIII-XX вв.».

В конце 1950-х снялся в картинах «Восемнадцатый год» и «Трудное счастье». А широкая известность пришла к нему с выходом на экраны легендарного фильма «Человек-амфибия» в 1961 году. Михаил Козаков сыграл роль главного, но отрицательного героя – Зуриту.

Михаил Козаков в фильме "Человек-амфибия"

В 1970-е вышел ряд популярных фильмов с его участием: «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Михаил Козаков в фильме "Здравствуйте, я ваша тётя!"

Успешными были работы Михаила Козакова в качестве кинорежиссёра. Его картина «Ночь ошибок» вышла на экраны в 1975 году. А через 3 года зрители увидели ещё один прекрасный фильм Козакова «Безымянная звезда», где он сыграл вместе и .

Огромной любовью зрителей пользовался снятый им фильм «Покровские ворота».

Также стоит отметить его работы «Визит дамы», комедию для детей «Если верить Лопотухину», экранизацию произведения Лермонтова «Маскарад».

В автобиографической книге «Третий звонок» актёр откровенно писал, что с 1956 по 1988 год сотрудничал с КГБ СССР.

В августе 1991 года М. М. Козакову предложили высокооплачиваемую работу в Израиле, после чего он переехал туда вместе с семьёй. В течение четырёх лет играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре, создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля.

"Я гражданин и России, и Израиля. А может быть завтра стану гражданином Америки или Канады, если Америка и Канада захотят и я захочу. А послезавтра я могу уехать жить и работать, к примеру, в Улан-Удэ, если захочу. И если это не противозаконно. Ибо есть закон и совесть. А совесть есть Бог", - говорил актер.

В 2012 году в беседе с Дмитрием Гордоном продюсер Марк Рудинштейн рассказал: "Эмигрировав в Израиль, Козаков тут же написал книгу, где заявил: он уехал, когда в России наступило время Рудинштейнов, Ярмольников и Кобзонов. Потом, в трудное для себя время, Миша приехал обратно, героически сообщив, что бросил Израиль, и позвонил, извинялся".

В 1996 году артист вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».

До 2010 года Михаил Козаков выступал с моноспектаклями (один из таких моноспектаклей - «Пушкин и о нём») и в роли чтеца (в частности, записал компакт-диск) и со стихотворными произведениями И. А. Бродского и А. А. Ахматовой.

В 2010 году у актёра был диагностирован рак лёгких в неоперабельной форме. Лечение проводилось в Израиле в клинике Тель-ха-Шомер.

22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался после продолжительной болезни. Незадолго до кончины артист приобрёл участок на Введенском кладбище, где покоится его отец и где, согласно завещанию, актёр похоронен.

"Это был очень красивый и очень своеобразный человек, который прожил красивую, очень непростую, иногда путанную, иногда странную, необъяснимую жизнь. Потому что метания между Израилем и Россией, конечно, они не прибавляли ни здоровья, ни сил творческих, ни вдохновений. Но, тем не менее, такая трагическая, но вместе с тем счастливая судьба была уготована этому красивому, прекрасному, очень одарённому человеку", - сказал о Козакове художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.

Рост Михаила Козакова: 180 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Козакова:

Пять раз был женат.

Первая жена в 1955-1965 годах - Грета Антоновна Таар (род. 1934), соученица по «Петришуле», костюмер на «Мосфильме». В браке в 1957 году родилась дочь Катерина, филолог, а в 1962-м - сын , киноактёр.

Внучки: Дарья (род. 1980) и Полина (род. 1991) от дочери Катерины. От сына Кирилла - внук Антон (живёт в Нью-Джерси) и внучка (от брака с ).

Михаил Козаков и Грета Таар с сыном Кириллом и дочерью Катериной

Вторая жена (в 1968-1971 годах) - Медея Берелашвили, художник-реставратор. В браке в 1969 году родилась дочь Манана, выпускница Щукинского училища, актриса Тбилисского академического театра имени Котэ Марджанишвили. Внучка - Тинатин Цуладзе (род. 1995).

Третья жена (в 1971-1988 годах) - Регина Соломоновна (урожд. Быкова; род. 1940), переводчица поэзии и прозы с английского языка на русский и с русского языка на английский, литератор, с 1988 года живёт в Нью-Йорке.

Четвертая жена (в 1988-2003 годах) - (род. 1959), выпускница ГИТИСа, актриса и театральный продюсер. В 1988 году у пары родился сын Михаил, а в 1995-м - дочь Зоя.

Пятая жена (в 2006-2010 годах) - Надежда Седова (род. 1981), историк.

Фильмография Михаила Козакова:

1956 - Убийство на улице Данте - Шарль Тибо
1958 - Трудное счастье - Николай Нагорный
1958 - Восемнадцатый год - Валериан Оноли
1959 - Золотой эшелон - Черемисов
1960 - Вдали от Родины - гауптман Заугель
1960 - Евгения Гранде - Шарль Гранде
1960 - Последние залпы - Горбачёв
1960 - Балтийское небо - лётчик Байсеитов
1961 - Девять дней одного года - Валерий Иванович
1961 - Суд сумасшедших - Мишель
1961 - Человек-амфибия - Педро Зурита
1965 - Строится мост - Мамедов
1966 - Выстрел - Сильвио
1967 - День солнца и дождя - актёр в роли Мишки-Япончика (камео)
1967 - Звёзды и солдаты - Нестор
1969 - Повесть о чекисте - Белов
1970 - Два дня чудес - профессор-экзаменатор института Добрых Волшебств
1970 - Обыкновенная история - Пётр Иванович Адуев
1971 - Вся королевская рать - Джек Бёрден
1971 - Гойя, или Тяжкий путь познания - Жилмард
1972 - Гроссмейстер - Володя
1973 - Детство. Отрочество. Юность - Пётр Александрович
1973 - Исполняющий обязанности - Александр Штерн
1974 - Автомобиль, скрипка и собака Клякса - скрипка / бас-гитара / повар
1974 - Домби и сын - Соль Джилс
1974 - Записки Пиквикского клуба (телеспектакль) - Джингль
1974 - Иван да Марья - кассир
1974 - Лев Гурыч Синичкин - Зефиров
1974 - Соломенная шляпка - виконт де Розальба
1975 - Здравствуйте, я ваша тётя! - полковник Фрэнсис Чесней
1975 - Ярослав Домбровский - Андрей Васильев
1976 - Театр неизвестного актёра - Генрих Генрихович
1977 - Хождение по мукам - Бессонов
1978 - Безымянная звезда - Григ
1978 - Жизнь Бетховена - Джоакино Россини
1978 - Комедия ошибок - Антифол
1978 - Красавец-мужчина - Лупачёв
1979 - Дефицит на Мазаева - возлюбленный Киры
1980 - Синдикат 2 - Ф.Э. Дзержинский
1980 - Государственная граница - Ф.Э. Дзержинский
1981 - 20 декабря - Ф.Э. Дзержинский
1981 - И с вами снова я - П.Я. Чаадаев
1981 - Товарищ Иннокентий - С.В. Зубатов
1981 - Шестой - Илларий Данилович Данилевский
1982 - Кто стучится в дверь ко мне? - актёр, играющий Сирано де Бержерака
1982 - Покровские ворота - Константин Ромин в наши дни
1982 - Попечители - наблюдатель
1983 - Демидовы - Бирон
1983 - Уникум - Иосиф Тимурович Петров, гипнотизёр
1984 - Герой её романа - Эраст Цыкада
1984 - Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад - дачник Дудников
1984 - Сцены из трагедии «Фауст» - Фауст
1985 - Сцены из драмы «Маскарад» - Арбенин и Неизвестный
1986 - Воительница
1986 - Храни меня, мой талисман - камео
1988 - Господин оформитель - Грильо
1989 - А это случилось в Виши - врач
1990 - Дураки умирают по пятницам - Гелий Иванович
1991 - Тень, или Может быть, всё обойдётся - Цезарь Борджиа
1995 - Роковые яйца - Воланд
1995 - Мания Жизели - Аким Волынский
1999 - Ужин в четыре руки - Георг Фридрих Гендель
1999 - Чествование - Скотти Темплтон
2000 - 24 часа - Коста
2000 - В начале было слово - закадровый текст
2000 - Дуэт для голоса и саксофона - Голос
2001 - Лавина - Лев Борисович
2002 - Игра в модерн - Фризе
2004 - Воры и проститутки. Приз - полёт в космос - фотограф
2004 - Смерть Таирова - А.Я. Таиров
2005 - Узкий мост - Якушев
2004 - Чудная долина - дед Саид
2004 - Играем Шекспира - рассказчик
2005 - Здравствуйте, мы - ваша крыша! - Соломон
2006 - Сдвиг - академик Харитонов
2006 - Сотворение любви - Наум Трахт
2007 - Любовь-морковь - доктор Коган
2008 - Любовь-морковь 2 - доктор Коган
2009 - Апельсиновый сок - Леонид, отец Даши
2009 - Участковая - ветеран Владимир Борисович Барканов
2010 - Зоя - оператор Рапопорт
2011 - Последняя встреча - Ю.В. Андропов
2011 - Борис Годунов - отец Пимен
2010 - Хранители сети - Сергей Иванович Калгаров
2010 - Сказка. Есть - директор школы Станислав Далиевич Сальвадоров
2011 - Любовь-морковь 3 - доктор Коган

Озвучивание Михаила Козакова:

1973 - Три орешка для Золушки - Король
1975 - Мук-скороход - Падишах
1976 - Осьминожки - текст от автора (в титрах ошибочно указан как Михаил Казаков)
1976 - 38 попугаев - Слонёнок
1977 - Бабушка удава - Слонёнок
1977 - Как лечить удава - Слонёнок
1977 - Куда идёт слонёнок - Слонёнок
1978 - А вдруг получится! - Слонёнок
1978 - Дождь - мануфактур-советник Гарри Пых
1978 - Привет мартышке - Слонёнок
1979 - Зарядка для хвоста - Слонёнок
1979 - Завтра будет завтра - Слонёнок
1979 - Д’Артаньян и три мушкетёра (х/ф) - Кардинал Ришельё (роль Александра Трофимова)
1982 - Ушастик и его друзья. Серия «Таинственная пропажа» - Ворона
1984 - А в этой сказке было так... - Кащей Бессмертный
1985 - Великое закрытие - Слонёнок
1985 - Загадка Сфинкса - текст от автора
1986 - Легенда о Сальери - Сальери
1991 - Ненаглядное пособие - Слонёнок
2007 - Рататуй (м/ф) - Антуан Эго

Режиссерские работы Михаила Козакова:

1974 - «Ночь ошибок» (телеспектакль)
1978 - «Безымянная звезда»
1982 - «Покровские ворота»
1982 - «Попечители» (телеспектакль)
1983 - «Если верить Лопотухину»
1984 - Сцены из трагедии «Фауст»



1989 - «Визит дамы»

1999 - «Ужин в четыре руки»
1999 - «Чествование»
2000 - Дуэт для голоса и саксофона (поэзия Иосифа Бродского)
2002 - «Джокеръ»
2004 - «Медная бабушка»
2004 - «Играем Шекспира»
2006 - «Очарование зла»

Сценарии Михаила Козакова:

1982 - «Попечители» (телеспектакль)
1985 - Сцены из драмы «Маскарад» (телеспектакль)
1988 - «И свет во тьме светит»
1989 - «А это случилось в Виши» (фильм-спектакль)
1989 - «Визит дамы»
1991 - «Тень, или Может быть, всё обойдётся»
1999 - «Ужин в четыре руки»
2004 - «Играем Шекспира»
2007 - «Любовь по системе Станиславского»

Дискография Михаила Козакова:

1974 - «О время, погоди!» (стихотворения Ф. Тютчева читают М. Козаков и Б. Ахмадулина)
1977 - «Ленгстон Хьюз. Чёрные блюзы. Читает Михаил Козаков» (моноспектакль, Мелодия)
1985 - «Гамлет. Тема и вариации. Читает М. Козаков» (моноспектакль, Мелодия)
1988 - «Остановка в пустыне», стихотворения И. Бродского читает М. Козаков
2004 - «Любовь моя, Одесса». Музыкально-поэтическая композиция
2004-2005 - «Барышня-крестьянка. Выстрел. Пиковая дама. Читает Михаил Козаков»
2005 - «Евангелие от Мастера. Читает Михаил Козаков» (Моноспектакль по «роману в романе» «Мастер и Маргарита»)
2006 - «Мой Бродский. Избранное. Читает Михаил Козаков»
2009 - «Леопольд Эпштейн. Стихи