Международный суд ООН: история и функции. Международный суд оон

В ст. 33 Устава ООН судебное разбирательство упоминается наряду с арбитражем как самостоятельное средство мирного урегулирования международных споров. Таким образом, в этой статье речь идет о юридическом средстве урегулирования спора, которое характеризуется вмешательством международного органа, состоящего из независимых от сторон судей, которые осуществляют свои полномочия чаще всего на постоянной основе в рамках судебной процедуры состязательного характера, и который разрешает передаваемый ему спор посредством вынесения решения, которое всегда имеет обязательный характер для сторон спора.

Отсюда видно, что использование международного суда для целей разрешения международного спора является логичным развитием системы мирных средств урегулирования международных споров, поскольку данный институт позволяет обеспечить международный правопорядок таким средством, которое отличается объективностью и независимым от спорящих сторон характером, чем способствует повышению доверия к международному праву в целом со стороны субъектов международного права, а следовательно, и укреплению верховенства международного права в международных отношениях.

Несмотря на то что идея создания постоянного международного суда обсуждалась еще с конца XIX в., первый международный суд был создан только в 1922 г. в рамках Лиги Наций. Он получил название Постоянной палаты международного правосудия. После создания ООН в ее структуре был предусмотрен Международный суд ООН, явившийся преемником Постоянной палаты международного правосудия. Впоследствии было создано еще несколько судов на универсальном (Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Суд Европейских сообществ и т.д.).

Следует отметить, что современная система международных судов отличается от национальных судебных систем. Прежде всего, в межгосударственной системе международные суды полностью независимы и автономны друг от друга и нельзя утверждать, что они состоят в единой иерархически построенной судебной системе, которая предполагает наличие определенных связей между ее частями. Следующая особенность международных судов заключается в их компетенции, которая в отличие от компетенции национальных судов, как правило, не носит автоматического характера, а требует согласия государства на признание компетенции международного суда в споре, стороной которого оно является. Наконец, решения международных судов, как правило, носят чисто декларативный характер, а их исполнение возлагается на сами государства, участвующие в споре, которые добровольно признают их обязательность, но сохраняют большую степень усмотрения при выборе формы выполнения международного судебного решения.

Международный суд ООН является главным судебным органом организации, он действует в соответствии со Статутом, который основан на Статуте Постоянной палаты международного правосудия и образует неотъемлемую часть Устава ООН. Местонахождение Суда – г. Гаага (Нидерланды).

Суд состоит из 15 судей, образующих коллегию независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Суд открыт только для государств, являющихся участниками его Статута. К ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Юрисдикция Суда носит факультативный характер, потому что он вправе принять спор к рассмотрению только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие может быть выражено в различных формах (в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела в Суд, в односторонних декларациях государств о признании обязательной юрисдикции Суда, в участии в международных договорах, содержащих оговорку о передаче в Суд всех споров, связанных с толкованием или применением данных договоров).

Официальными языками Суда являются французский и английский.

Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, и, если потребуется, ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов сторон. Слушание дела ведется, как правило, иод руководством Председателя публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

По окончании слушания дела Суд удаляется для обсуждения решения. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей.

В решении должны быть приведены соображения, на которых оно основано. Решение содержит имена судей, участвовавших в его принятии. Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья имеет право представить свое особое мнение, а также свое индивидуальное мнение. Решение подписывается председателем и секретарем Суда. Оно оглашается в открытом заседании после надлежащего уведомления представителей сторон. Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение окончательное и не подлежит обжалованию. В случае спора о смысле или объеме решения, толкование его принадлежит Суду по требованию любой стороны.

Международный суд ООН может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООП (Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности) иные органы и специализированные учреждения ООН могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генеральной Ассамблеи. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании, о чем предупреждаются представители непосредственно заинтересованных членов ООП, других государств и международных организаций.

Международный трибунал по морскому праву (МТМП) был создан в 1996 г. в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Он является первым специализированным судом на универсальном уровне, для разрешения различных споров, которые могут возникнуть в связи с применением Конвенции ООН по морскому праву или иных норм международного права, которые имеют те же цели, что и Конвенция. Состав, структура и правила функционирования Международного трибунала по морскому праву регулируются положениями частей XI и XVI Конвенции, а также При ложения VI к Конвенции ООН по морскому праву, которое содержит Статут Международного трибунала по морскому праву. Деятельность трибунала регулируется, кроме того, его Регламентом, который сам Трибунат принял 28 октября 1997 г., впоследствии в него вносились некоторые изменения.

Местонахождение Международного трибунала по морскому праву – г. Гамбург (ФРГ), хотя он имеет право проводить свои заседания в любом другом месте, которое он сочтет подходящим. Для обеспечения выполнения его функций за Трибуналом признается международная правосубъектность, защита которой осуществляется на основе Соглашения о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву 1997 г., которое вступило в силу в 2001 г. Россия присоединилась к этому Соглашению в июне 2007 г.

Международный трибунал состоит из 21 судьи, избираемого государствами – участниками Конвенции ООН по морскому праву из списка кандидатов, представляемых указанными государствами. Эти лица должны пользоваться самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являться признанными авторитетами в области морского права. Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны.

Трибунал осуществляет свои функции в полном составе, когда все члены находятся в его распоряжении для разрешения определенного вопроса, однако Статут предусматривает кворум в 11 судей для образования присутствия. Согласно Конвенции ООН по морскому праву и Статуту Трибунал может образовывать четыре вида камер (палат), состоящих из трех или более его избираемых членов, которые он сочтет необходимыми для разбирательства конкретных категорий споров. Первая из них называется камера по спорам, касающимся морского дна, она создается автоматически на основе ст. 186 Конвенции в составе 11 судей, избираемых на три года. Наряду с ней можно создавать специальные камеры, которые рассматривают специальные категории споров, и камеры ad hoc, создаваемые для рассмотрения конкретного спора. Специальные камеры созданы на постоянной основе и состоят минимум из трех судей. В этих целях Трибунал создал две специальных камеры: камеру по делам, связанным с рыболовством и камеру по урегулированию споров, связанных с защитой окружающей морской среды. Что касается камер ad hoc , необходимых для разбирательства переданного Трибуналу конкретного спора по просьбе сторон, то он учредил камеру ad hoc по вопросу, касающемуся сохранения и длительной эксплуатации запасов рыбы-меч в Юго-Восточной части Тихого океана. Состав такой камеры определяется Трибуналом с одобрения сторон.

Международный трибунал по морскому праву как международный суд со специальной компетенцией принимает к рассмотрению все споры и все заявления, передаваемые ему в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, и все вопросы, специально указанные в любом другом соглашении, которое предусматривает компетенцию Трибунала. По соглашению всех участников действующего договора или Конвенции, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией ООН по морскому праву, на рассмотрение Трибунала могут передаваться в соответствии с таким соглашением любые споры, касающиеся толкования или применения этого договора или Конвенции.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию ООН по морскому и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с данной Конвенцией, а также может разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны.

Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре. Оно имеет обязательную силу только для сторон и только в отношении данного спора.

О Европейском Суде по правам человека см. гл. 26 учебника.

Межамериканский суд по правам человека создан на основе Американской конвенции о правах человека 1969 г. Его мандат распространяется на права, получившие защиту на основе данной Конвенции или на основе Протокола Сан- Сальвадора, посвященного экономическим, социальным и культурным правам. Свои полномочия он осуществляет совместно с Межамериканской комиссией по правам человека. Состав, компетенция и правила функционирования Суда регулируются положениями Конвенции 1969 г., его

Статутом, принятым Генеральной Ассамблеей ОАГ в 1979 г., а также Регламентом, дополненным в 2000 г. и вступившем в силу с 2001 г.

Местонахождение Суда – г. Сан Хосе (Коста-Рика).

Суд состоит из семи судей, избираемых абсолютным большинством голосов государств – участников Конвенции 1969 г. в рамках Генеральной Ассамблеи ОАГ сроком на шесть лет с возможностью переизбрания один раз.

Межамериканский суд осуществляет компетенцию по рассмотрению жалоб и консультативную компетенцию.

Что касается рассмотрения жалоб, то Суд принимает их к рассмотрению после предварительного изучения Межамериканской комиссией по правам человека, что считается необходимым условием приемлемости жалобы. Следующее важное условие заключается в том, что Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию, когда государство-ответчик предварительно сформулирует декларацию о признании компетенции Суда, на условиях, предусмотренных в Конвенции 1969 г. Жалоба должна соответствовать требованием приемлемости, которые в основном сводятся к следующему. Жалоба не должна быть анонимной, необходимо, чтобы предварительно были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты; чтобы жалоба не представляла собой злоупотребление правом и чтобы она была хорошо обоснована и представлена в срок не позднее шести месяцев со дня нарушения соответствующих прав. Кроме того, нужно, чтобы она не относилась к делу, которое уже было разрешено или находится на рассмотрение в другой международной системе защиты прав человека. Жалоба подается государством, которое выступает стороной в споре или самой комиссией. В любом случае индивид нс может непосредственно представлять свою жалобу в Суд, что не мешает ему представлять собственные доказательства в ходе процесса. Если стороны не приходят к дружественному урегулированию, Суд после рассмотрения дела может вынести решение, в котором декларируется нарушение Конвенции и в котором может быть признано право жертвы нарушения на компенсационное возмещение причиненного нарушением вреда. Решения окончательные и имеют обязательную силу для заинтересованных государств, которые должны принять необходимые меры для выполнения этих решений в национальных правопорядках, при этом государства пользуются широкой степенью усмотрения.

Судебные органы региональных межправительственных экономических организаций. Суд Европейских Сообществ создан в 1951 г. на основе Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). После учреждения в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратом он стал именоваться судом Европейских Сообществ. В проекте Договора "О Конституции для Европы" Суд получил новое наименование – Суда Европейского Союза (ЕС), Лиссабонский договор 2007 г. сохранил это наименование.

Суд является судебным органом ЕС, главная задача которого состоит в обеспечении уважения к праву при толковании и применении учредительных договоров ЕС. В состав Суда входят судьи, количество которых достигло 27, генеральные адвокаты и секретарь. Судьи и генеральные адвокаты назначаются из числа лиц с безупречной репутацией и независимостью. Суд проводит пленарные заседания или создает камеры (из трех и пяти членов).

В 1988 г. был учрежден Суд первой инстанции, которому было передано рассмотрение некоторых категорий дел. Ниццский договор предусмотрел создание специализированных трибуналов при Суде Европейских Сообществ.

Правом обращения в Суд ЕС пользуются государства- члены Европейского Союза (ЕС), Совет, Комиссия, Европейский парламент, Счетная Палата и Европейский Центральный банк, а также любое физическое (гражданин ЕС) или юридическое лицо, зарегистрированное на территории одного из государств-членов.

Суд рассматривает: иски об уклонении от выполнения обязательств государствами – членами ЕС, вытекающих из учредительных договоров ЕС; иски о нарушении государствами-членами обязательств, вытекающих из учредительных договоров ЕС; иски о законности актов, принимаемых институтами ЕС; иски о бездействии институтов ЕС и, наконец, иски о возмещении ущерба, причиненного Союзом. Кроме того, Суд наделяется компетенцией принимать решения в преюдициальном порядке по вопросам применения учредительных договоров и ряда иных актов права ЕС по запросам национальных судов государств – членов ЕС.

Судопроизводство Суда включает две стадии: письменную и устную. Суд не только получает документы и материалы от сторон спора, но и пользуется правом по своей инициативе запрашивать любые документы или информацию.

Решения суда окончательны и обжалованию не подлежат. Допускается подача апелляций по вопросам права на решения Суда первой инстанции.

Экономический суд СНГ, как установлено в ст. 32 Устава СНГ, действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. Подобная формулировка показывает, что этот Суд является специализированным судом, предназначенным для разрешения определенной категории споров в рамках СНГ. Правовой статус Суда, а также его организация, порядок деятельности и компетенция определяются в целом ряде документов СНГ (Соглашении о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ 1992 г., Соглашении о статусе Экономического суда 1992 г., Положении об Экономическом суде СНГ 1992 г., Уставе СНГ 1993 г.), а также в иных межгосударственных соглашениях государств – членов СНГ. Суд начал свою деятельность в 1994 г.

К ведению Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями и решениями органов СНГ. Он может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств – членов СНГ. Кроме того, он рассматривает споры о соответствии нормативных и других актов государств – участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам СНГ. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, Суд может толковать положения соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства – участника Соглашения о статусе Экономического суда СНГ 1992 г., избираемых (назначаемых) на 10 лет. Высшим коллегиальным органом является Пленум Суда, состоящий из председателя Экономического суда, его заместителей и судей, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Споры рассматриваются Экономическим судом по заявлению заинтересованных государств, в лице их полномочных органов, институтов СНГ. По результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов СНГ и его органов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношение которого принято решение Суда, обеспечивает его выполнение. Решение Суда должно соответствовать положениям соглашений и иным актам СНГ, а также применимым нормативным актам.

Международный Суд - главный судебный орган ООН. Действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН. Государства, не члены ООН, также могут участвовать в Статуте Международного Суда, на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП. В составе Суда не может быть 2 граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности. Срок полномочий - 9 лет, при этом каждые 3 года переизбираются 5 судей. Кворум образует присутствие 9 судей.

Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не могут.

К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или конвенциями.

По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна, т.е. Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Но государства могут делать заявления о признании юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся толкования договора, любого вопроса МП, наличии факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушений международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.

Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.

Судопроизводство в Суде состоит из 2 этапов: письменного и устного. Письменное - сообщении Суду и сторонам меморандумов (Дипломатический документ, излагающий фактическую или юридическую сторону какого-либо вопроса), контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.

Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.

После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.

Следует учитывать, что решение Суда не имеет характера прецедента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.

Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.

Суд решает споры на основании МП и применяет международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права.

В настоящее время заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН сделали около пятидесяти государств. СССР долгое время отрицательно относился к обязательной юрисдикции Суда. Российская Федерация пересматривает позицию.

Официальными языками Суда являются французский и английский Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках.

Местопребывание Суда -- Гаага (Нидерланды). Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда.

Международный суд ООН - главный судебный орган ООН, созданный в 1945 г. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН - проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются: рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами, принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание. Членами Суда являются индивиды - судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Решения Суда являются обязательными для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны "может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение" (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

28. Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он был создан в 1959 г. на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

В состав Европейского суда по правам человека входят судьи, представляющие государства - члены Совета Европы. Судья Европейского суда по правам человека должен обладать всеми высокими моральными качествами, быть лицом с общепризнанным авторитетом в области права. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет, могут переизбираться. Срок полномочий судей истекает по достижении ими возраста 70 лет. Во главе Европейского суда по правам человека стоит председатель, суд избирает двух его заместителей. Судьи Европейского суда по правам человека образуют палаты, в них также избираются председатели, избирается также секретарь-канцлер Суда.

Для рассмотрения дел образуются комитеты в составе трех судей, палаты образуются в составе семи судей, Большая палата состоит из 17 судей. Официальные языки Европейского суда по правам человека: французский или английский.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней.

Согласно ст. 33 Конвенции "любое государство-участник может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником". Статья 34 Конвенции уполномочивает Суд принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции и Протоколах к ней. В ст. 35 Конвенции сформулированы условия приемлемости индивидуальных жалоб в Суд: "Суд может принимать дело к своему рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Не принимаются к рассмотрению анонимные жалобы, жалобы, которые аналогично уже рассмотрены в Суде и не содержат новых фактов, а также жалобы, уже являющиеся предметом другой процедуры международного разбирательства. Суд может объявить жалобу неприемлемой и отклонить ее.

Решения Европейского суда по правам человека носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены. Окончательное постановление Суда направляются Комитету министров, который осуществляет надзор за исполнением (ст. 46 Конвенции). В отношении потерпевшей стороны предусмотрена выплата справедливой компенсации.

Международный суд ООН, в соответствии с п. 1 ст. 7 Устава организации, выступает в качестве одного из основных органов, уполномоченных на рассмотрение мировых споров. Данная инстанция функционирует на постоянной основе.

Международное право: Международный суд ООН

В п. 1 ст. 33 указанного документа приводится перечень средств урегулирования конфликтов между государствами. Одним из них выступает разбирательство в суде. Рассматриваемый институт был учрежден в 1945 году. Статут суда, совместно с гл. 14 Устава ООН, были разработаны на конференциях в Сан-Франциско и Думбартон-Оксе. Они проводились в 1945 и 1944 годах, соответственно. Все члены ООН выступают и как участники Статута Суда. Государства, не входящие в организацию, могут стать ими на условиях, установленных Ген. Ассамблеей по рекомендации СБ. Совет Безопасности устанавливает порядок, в соответствии с которым рассматривается каждое отдельное дело в Международном суде.

Состав

В Международный суд ООН входит 15 человек. Они формируют независимую коллегию. Члены инстанции выбираются независимо от гражданства. Они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, которые предъявляются в их государствах к кандидатам на высшие судебные должности. Члены органа могут быть также юристами, с признанным мировым авторитетом. Кандидаты в Международный суд в каждой стране выдвигаются "национальными группами". В них входят члены Постоянной палаты третейской инстанции.

В случае если какое-либо государство не участвует в ней, то формируется специальная национальная группа. Окончательный состав утверждается СБ и Генеральной ассамблеей из числа кандидатов, внесенных в перечень по представлению указанных групп. Международный суд выбирает председателя и вице-председателя. Продолжительность их полномочий - три года. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Голосование осуществляется тайно по принципу абсолютного большинства. В случае если Председатель выступает в качестве одной из стороны в споре, который рассматривает Международный суд, он должен уступить свое место. Аналогичное правило действует и в отношении вице-председателя.

Секретарь

Он также избирается абсолютным большинством. Срок полномочий - 7 лет. Секретарь также может переизбираться. Аналогичный порядок действует и для его заместителя. Работа секретаря осуществляется в следующих направлениях:

  1. Судебном. Она заключается в подборе различных прецедентов, договорных, нормативных текстов, мнений компетентных юристов.
  2. Дипломатическом. В полномочия секретариата входит направление различных сообщений от имени Международного суда.
  3. Финансовом и административном. Секретариат выполняет работу, связанную с решениями кадровых вопросов, подготовкой бюджета, помещений и пр.
  4. Лингвистическом. В компетенцию секретариата входит выполнение редактирования и перевода документов.

Ad hoc

Деятельность Международного суда в отношении некоторых споров может осуществляться не только выбранными 15 членами. При разбирательстве определенных конфликтов могут участвовать и так называемые лица ad hoc. Они являются судьями, которые избираются по ст. 31 Статута по выбору страны-стороны в споре, если она не представлена на слушаниях. Если в составе коллегии присутствует лицо, являющееся гражданином одного из участников конфликта, другой может выбрать для присутствия на заседании лицо по собственному выбору. Такие судьи не выступают как постоянные члены. Они привлекаются только к разбирательству конкретных споров. Вместе с этим, в процессе рассмотрения материалов они обладают равными правами с другими избранными членами коллегии. Международный суд также может пригласить для участия в заседании асессоров. В отличие от лиц ad hoc, они не обладают правом голоса и выбираются самой коллегией, а не сторонами.

Процедура

Инстанция располагается в Гааге. Однако ее местонахождение не создает препятствий для выполнения своих задач в любом ином месте. По п. 1 ст. 23 Статута, орган действует постоянно, кроме вакаций (каникул), продолжительность и сроки которых устанавливает сам Суд. Члены коллегии должны находиться в распоряжении инстанции в любое время, кроме периодов пребывания в отпуске, на больничном или отсутствия по другим серьезным причинам. Заседания проводятся в полном составе коллегии, за исключением случаев, прямо установленных Статутом. Для формирования присутствия достаточно кворума в 9 судей. По п. 1 ст. 30 Статута, коллегия составляет регламент. В нем определяется порядок реализации инстанцией своих функций, устанавливаются правила судопроизводства. Заседания ведутся на английском или французском языках. При этом каждой стороне спора разрешается использовать и иной язык, переводя документы и речи на один из официальных.

Стадии

Разбирательство проходит, как правило, два этапа: письменный и устный. Первая стадия может продолжаться до нескольких месяцев. Это обуславливается тем, что от каждой стороны необходимо предоставление письменных разъяснений-меморандумов. Обычно для начала дела в Суд передается соглашение двух стран - так называемого компромисса о рассмотрении. Государство может принять на себя обязательство подчиниться компетенции коллегии. В этом случае подается односторонний иск в Международный суд от другой стороны. Устное рассмотрение спора начинается, когда все материалы изучены, и проведена подготовка к слушанию. Этот этап продолжается обычно несколько дней. В некоторых случаях он может длиться 2-3 недели. Выступление сторон осуществляется через их представителей. Участники разбирательства могут использовать помощь адвокатов и поверенных. После проведения устного разбирательства, начинается закрытое совещание.

Решения Международного суда ООН

После завершения устной стадии разбирательства коллегия удаляется на закрытое совещание. Решения Международного суда принимаются простым большинством. Если в ходе вынесения акта образовалось равное количество голосов, то определяющим будет мнение Председателя. По ст. 57 Статута, каждый член коллегии может представить свое особое мнение, если он не согласен с частью постановления Международного суда или с ним в целом. В п. 2 ст. 74 установлены ограничения для уполномоченных лиц. В частности, судьи вправе или только заявить о своем несогласии, или представить свое мнение, возражая против мотивов или решения в целом. В последнем случае мнение именуется особым, в первом - индивидуальным. Согласно практике Постоянной палаты, они должны быть представлены до второго чтения проекта постановления. Это необходимо для того, чтобы мнения и сам проект были направлены одновременно для публикации. Признание юрисдикции Международного суда не является обязанностью государств. Однако, если она была воспринята на официальном уровне, то акты, вынесенные коллегией, являются обязательными для исполнения на территории таких стран.

Обжалование и реализация

Решение Суда является окончательным - оспорить его нельзя. Стороны вправе только обратиться в инстанцию для толкования акта или пересмотра по открывшимся обстоятельствам, если последние не были известны при рассмотрении спора. П. 2 ст. 94 предусматривается способ обеспечения исполнения решения. Если кто-либо из участников не выполняет возложенные в соответствии с вынесенным актом обязательства, другая сторона может обратиться в СБ. Совет Безопасности, при необходимости, вправе направить рекомендации или предпринять принудительные меры.

Компетенция коллегии

Юрисдикция Международных судов определяется в гл. 2 и гл. 4 Статута. Компетенция распространяется только на межгосударственные споры. Суд не вправе рассматривать конфликты, возникшие между частным лицом и страной или двумя гражданами. Вместе с этим разбирательство может осуществляться только при согласии всех сторон. Из этого следует, что юрисдикция Суда для государств является факультативной, а не обязательной. Соответствующее положение о компетенции было закреплено на конференции в Сан-Франциско. Факультативность юрисдикции выражается в том, что по п. 1 ст. 36 Статута, к ведению коллегии могут относиться споры, которые переданы ей сторонами.

Обязательная компетенция

Страны, участвующие в Статуте, могут признать ее по конкретным делам. В документе предусмотрено несколько вариантов принятия обязательности компетенции. Например, государство вправе выступить с заявлением или стать участником двустороннего соглашения, в условиях которого присутствуют соответствующие положения о юрисдикции Международного суда. К последним, в частности, относятся договоры о мире, сотрудничестве, совместном использовании естественных ресурсов, разграничении морского пространства и пр.

Практика оговорок

Она применяется достаточно широко и в ряде случаев значительно сужает пределы распространения обязательной юрисдикции Суда. В юридических изданиях выделяют, как правило, 4 типа оговорок. По своей сути, они выступают в качестве норм международного права. К ним относят оговорки:


Дополнительная классификация

Прочие оговорки можно подразделить на 5 видов. Наиболее популярными считаются такие, которые относят признание обязательности компетенции Суда к спорам, при разрешении которых участники согласятся либо согласились использовать иные способы мирного урегулирования. Такие оговорки включаются в текст большинства стран. Следует сказать, что положение об использовании иных методов урегулирования споров имеет большое значение. Оно ограничивает область распространения обязательной компетенции только такими вопросами, в отношении которых нет договоренности о применении прочих мирных средств. Это положение вводит пределы субсидиарности, дополнительности юрисдикции Суда.

Достаточно важная группа конфликтных отношений из компетенции коллегии исключается оговорками, относящимися к событиям, связанным с военной оккупацией, войной, боевыми действиями, прочими вооруженными актами. В определенной степени опосредованной международным соглашением считается положение, включенное в заявление стран-членов Британского содружества о неподчинении споров, которые между ними возникают, юрисдикции Суда. Некоторые оговорки ограничивают компетенцию коллегии по конкретным спорам или конфликтам с определенными государствами. Так, к примеру, Гватемала в своем заявлении указала, что ее разбирательство с Великобританией о Белизе неподсудно инстанции и может рассматриваться в Международном суде исключительно на основах справедливости.

Заключение

Кроме заявлений государств, юрисдикция Суда предусмотрена в различных конвенциях. Этими документами регламентируются некоторые особые сферы межгосударственных отношений. В таких конвенциях обычно достаточно жестко фиксируются правила и условия, по которым страны могут передать дела на разбирательство в Международный суд. Все это говорит о том, что несмотря на сравнительно низкую степень признания обязательной компетенции коллегии, она все же наделяется в некоторых случаях достаточно широкими полномочиями.

В качестве одного из общепринятых положений выступает требование к истцу об обосновании юрисдикции Суда в рассмотрении данного конфликта по существу. Кроме того, именно на заявителя возлагается обязанность по доказыванию самого факта существования спора и его юридической природы. В случае нарушения этого требования предъявляемая претензия становится беспредметной. Соответственно, юрисдикция Суда применяться не может. Кроме прямых функций, коллегия исполняет и консультативные. Суд дает разъяснения по любым правовым вопросам по запросам любой организации или учреждения, которые уполномочены направлять их.

Международный суд ООН является универсальным судебным органом. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной XXXVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 1982 г., государства в полной мере сознают роль Международного суда, который является главным судебным органом ООН. Государства должны иметь в виду, что споры юридического характера, как общее правило, передаются в соответствии с положениями Статута Суду. Желательно, чтобы государства рассмотрели возможность включения в договоры, когда это уместно, положений, предусматривающих передачу в Международный суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении таких договоров. Государствам надлежит рассмотреть возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный суд ООН.

Органам ООН и ее специализированным учреждениям следует изучить вопрос о целесообразности использования возможности запрашивать консультативные заключения Международного суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности, при условии что они должным образом уполномочены на это.

Международный суд ООН учрежден Уставом ООН в 1945 г. в качестве главного судебного органа Объединенных Наций. Участниками Статута Международного суда являются все государства – члены ООН. Как отмечает Р. Хиггинс (Великобритания). Международный суд ООН является старшим среди всех международных судов, и не только по историческому признаку, а прежде всего в силу своих широких возможностей по рассмотрению и разрешению спора. Любое государство, которое является участником Статута, может потенциально передать спор на рассмотрение этого Суда. Международный суд может рассмотреть любой вопрос, который касается международного права.

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и со своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г. На Международный суд возложена двойная функция:

а) разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами;

б) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и ее специализированными учреждениями.

Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.



Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Что касается государств – членов ООН, не представленных в Палате, то кандидаты выставляются национальными группами, назначенными для этой цели, и правительствами, с соблюдением условий, установленных для членов Палаты ст. 44 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Условия, на которых государство – участник Статута Международного суда, но не являющееся членом ООН, может передать спор для рассмотрения Суда, определяются Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности. В любом случае никакая группа не может выставить более четырех кандидатов, причем не более двух кандидатов могут состоять в гражданстве государства, представляемого группой. Число кандидатов, выставленных группой, ни в коем случае не может превышать более чем вдвое число мест, подлежащих заполнению. Согласно ст. 6 Статута Международного суда каждая группа до выставления кандидатур запрашивает мнение высших судебных установлений, юридических факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права.

Генеральный секретарь ООН составляет в алфавитном порядке список всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены на должность судей. Такой список представляется Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН. Последние приступают к выборам членов Суда независимо друг от друга. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности.

Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей – через шесть лет. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем. Этот принцип отражен в следующем распределении мест в Суде по главным регионам мира: три члена от Африки, два члена от Латинской Америки, три члена от Азии, пять членов от Западной Европы и других государств (включая Канаду, США, Австралию и Новую Зеландию) и два члена от Восточной Европы (включая Россию), Это распределение соответствует распределению мест в составе Совета Безопасности. В состав Суда всегда входят граждане государств – постоянных членов Совета Безопасности.

Каждый новый судья делает следующее заявление на первом открытом заседании Суда, на котором он присутствует: «Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно».

Ежегодный оклад членов Суда составляет 160 000 долл. США. Председатель получает специальную надбавку. После выхода на пенсию судьи получают ежегодную пенсию, которая после девятилетнего срока службы составляет половину их оклада. Судьи, которые проработали восемнадцать лет или более, имеют право на пенсию в размере две трети от их оклада.

Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Об этом Секретарь Суда уведомляет Генерального секретаря ООН. По получении этою уведомления место судьи считается вакантным.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заданиях, выделяются дополнительно два судьи.

Сторонами по делам, разбираемым Судом, являются только государства. К его ведению относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Суд не может рассматривать споры между государством и международными организациями или между двумя международными организациями. Он не может также рассматривать многочисленные письменные или устные заявления частных лиц или корпораций. Суд не вправе принять в производство дела, касающиеся международного уголовного права.

Государства – участники Статута Международного суда могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: а) толкования договора; б) любого вопроса международного права; в) наличия факта, который представляет собой нарушение международного обязательства; г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

Международный суд может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующее государство определенным образом даст согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде. Оно может выразить свое согласие одним из следующих споров:

а) путем подписания специального соглашения. Два или более государств, являющихся стороной в споре, заключают соглашение о передаче дела в Международный суд;

б) включением в договор статьи, в которой государство заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора по поводу применения данного договора;

в) односторонним заявлением о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении любого другого государства.

Примерно 75% споров были переданы на рассмотрение Суда посредством одностороннего заявления.

Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Однако эти условия не ограничивают права Суда разрешать дело по справедливости и по добру (ex aequo et bono), если стороны с этим согласны.

Дела возбуждают в Суде в зависимости от обстоятельств или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря Суда. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны. Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам. Суд имеет право принять любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до вынесения окончательного решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН.

Государство, которое представляет заявление, называется заявителем, а другое государство – ответчиком.

Государство-заявитель подает меморандум, на который государство-ответчик представляет контрмеморандум. Объем состязательных бумаг составляет десятки тысяч страниц.

Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и ответов на них, а также всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей поверенных и адвокатов. Слушание дела производится публично. Однако стороны могут потребовать закрытого слушания дела. Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу. После того как представители, адвокаты и поверенные закончили объяснения по делу, Суд удаляется для обсуждения решения. Любое решение по спору принимается большинством голосов присутствующих судей. В решении приводятся аргументы, на которых оно основано. Любой судья имеет право представить свое особое мнение. Решение Суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет с момента вынесения решения. Решение Суда издается в качестве двуязычного документа с французским и английским вариантами и. как правило, составляет 50 страниц на каждом языке. Текст состоит из трех главных частей: а) введения; б) основания решения Суда; в) пунктов постановляющей части. Решение является обязательным для стран В соответствии со ст. 94 Устава ООН каждый член Организации обязуется выполнять решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. Если решения Суда не выполняются, то другая сторона спора может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности, который вправе принять меры о принудительном выполнении решения Суда. Например, в 1986 г. Никарагуа обратилась в Совет Безопасности с просьбой обеспечить исполнение решения, которое Суд вынес в ее пользу в деле против США. Однако резолюция по этому вопросу не была принята, так как при толковании на заседании Совета Безопасности США использовали свое право вето.

Международный суд вынес решение по многим серьезным международным конфликтам. В частности, 9 мая 1973 г. Австралия и Новая Зеландия обратились в Суд с исковыми заявлениями против Франции. Они просили Суд вынести решение по следующим вопросам: испытания ядерного оружия в атмосфере, проводившиеся Францией в южной части Тихого океана, носят противоправный характер; подобные испытания вызывают выпадение радиоактивных осадков и тем самым наносят ущерб правам Австралии и Новой Зеландии, защищаемым международным правом. Поскольку продолжение испытаний ущемляет эти права, Франция обязана прекратить их. Вскоре Франция заявила о намерении не проводить с 1975 г. ядерные испытания в атмосфере. В связи с этим Суд 20 декабря 1974 г. вынес решение о том. что заявление Франции сделало жалобы Австралии и Новой Зеландии беспредметными, вследствие чего отпала необходимость в их дальнейшем рассмотрении.

В ноябре 1979 г. Иран произвел захват американских дипломатов в качестве заложников в ответ на отказ США в удовлетворении законных требований Ирана. Американское правительство обратилось с жалобой в Международный суд. В мае 1980 г. Суд единогласно постановил, что правительство Ирана должно незамедлительно прекратить незаконное задержание дипломатического и консульского персонала и других граждан США и освободить всех и каждого из них и передать их представляющему государству. Иран обязан обеспечить всех указанных лиц необходимыми средствами для отъезда с иранской территории, включая транспортные средства. Иранское правительство должно немедленно передать США помещения, собственность, архивы и документы посольства США в Тегеране и его консульств в Иране.

В связи с блокадой Соединенными Штатами портов Никарагуа Международный суд в июне 1986 г. вынес решение, расценивающее интервенционистские действия США против правительства и народа Никарагуа как грубейшее нарушение норм международного права.

В 1999 г. Суд разрешил сложный пограничный спор между Ботсваной и Намибией в отношении острова на реке Чобе площадью 3,5 м 2 . Он постановил, что остров Касикили / Седуду принадлежит Ботсване. Намибия объявила, что она признает для себя обязательным данное решение Суда.

Помимо функций по решению международного спора Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно этому Уставу. Вопросы, по которым испрашивается консультативное заключение Суда, представляются Суду в письменном заявлении, содержащем точное изложение вопроса, по которому требуется заключение. Консультативные заключения вправе испрашивать Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Генеральный секретарь ООН, а также специализированные учреждения ООН и МАГАТЭ. С разрешения Генеральной Ассамблеи консультативные заключения могут испрашивать и другие автономные органы ООН.

Консультативные заключения не имеют обязательной силы. Однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре. Например, в соответствии со ст. VIII Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1996 г. в случае разногласия между ООН и членами Организации запрашивается консультативное заключение по любому затронутому юридическому вопросу. Заключение Суда признается сторонами решающим.

Суд может отказаться вынести консультативное заключение, если оно будет противоречить его судебному характеру или существенно важным нормам, которыми он руководствуется в своей деятельности, или если такая просьба выходит за рамки полномочий запрашивающего органа.

Около 60% консультативных заключений, вынесенных Судом, были запрошены Генеральной Ассамблеей ООН.

За время существования Суд вынес более 30 консультативных заключений. Например, 29 июля 1970 г. Совет Безопасности постановил обратиться к Международному суду с просьбой о консультативном заключении по вопросу о том, каковы юридические последствия для государств, вызываемые продолжающимся присутствием Южной Африки в Намибии вопреки Резолюции № 276 (1970) Совета Безопасности. Суд постановил, что, учитывая незаконность продолжающегося присутствия Южной Африки в Намибии, Южная Африка обязана немедленно вывести свою администрацию из Намибии и, таким образом, положить конец своей оккупации этой территории. Все государства – члены ООН обязаны признать незаконность присутствия Южной Африки в Намибии и недействительность ее актов от имени или в отношении Намибии и воздерживаться от любых актов и, в частности, любых сделок с правительством Южной Африки, подразумевающих признание законности такого присутствия и такой администрации или оказывающих им поддержку или помощь. В декабре 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН обратилась к Международному суду с просьбой дать консультативное заключение по следующим вопросам: а) была ли Западная Сахара во время колонизации Испанией никому не принадлежащей территорией; б) если ответ на первый вопрос будет отрицательным, то каковы были правовые отношения между этой территорией и Королевством Марокко и Мавританским Объединением?

Суд единогласно пришел к выводу, что Западная Сахара была во время колонизации Испанией никому не принадлежащей территорией. По второму вопросу Суд вынес заключение о том, что между территорией и соответственно Королевством Марокко и Мавританским Объединением не существовало отношений территориального суверенитета, хотя территория и поддерживала с ними определенные правовые отношения.

Российская Федерация не подписала Декларацию об обязательной юрисдикции Суда. Однако еще в 1989 г. СССР снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Суда, сделанные по следующим договорам: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г., Конвенции о политических правах женщин 1952 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Российская Федерация ни разу не была заявителем или ответчиком в Международном суде.

С момента учреждения Суда прошло значительное время. В этой связи в литературе высказаны предложения по расширению деятельности Суда. В частности, в связи с возрастанием количества государств предлагается увеличить число судей до 20 и более, а также разрешить судьям работать лишь один срок, но более продолжительный, например 15 лет. Далее, предлагается расширить доступ в Суд не только государствам, но и другим субъектам международного права. В равной степени можно было бы разрешить государствам обращаться к процедуре вынесения консультативных заключений. Некоторые юристы предлагают наделить Суд правами апелляционного суда в отношении решений международных трибуналов и даже в отношении национальных судов.