Экскурсия на тему «водные и пребрежные растения. Презентация - природное сообщество - болото Почему болото является природным сообществом

Болото - это широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Посмотрите на физическую карту России: какую значительную территорию занимают болота. Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники.

Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой почти до самого дна. Вот почему, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги, того и гляди - провалишься. Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды - болота.

Много воды - значит, стали расти влаголюбивые травы и кустарники, и звери с птицами селятся такие, каких только на болоте и увидишь. Поверхность некоторых болот густо покрыта мхами. Особенно много воды способен впитывать мох сфагнум, что с греческого значит «губка» (рис. 2).

Сфагнум обладает особым свойством убивать микробов. Поэтому остатки отмерших организмов полностью не перерабатываются, скапливаются под слоем мха, уплотняются, и в результате образуется торф - горючее полезное ископаемое. Толщина торфа может достигать 3-4 метров и более. Именно на этой торфяной подушке живут другие обитатели болота. Торф очень насыщен водой, и он почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней. Поэтому на болотах могут расти лишь немногие растения. Чаще всего на густом ковре мха поселяются багульник, осока, клюква (рис. 3-5).

Рис. 3. Багульник болотный ()

Среди болотных растений клюква особенно ценится. Люди издавна собирают эту целебную ягоду. Кроме клюквы на болотах растут и другие вкусные ягоды: голубика (рис. 6), морошка.

Рис. 6. Голубика ()

На болотах приспособились такие травянистые растения, как пушица, тростник, аир, камыш и рогоз (рис. 7, 8).

Рогоз имеет большие темно коричневые головки, которые плотно сложены из сырых волосков. Под волосками зреют семена, осенью, когда семена созревают, волоски подсыхают и сама головка становится очень легкой. Заденешь ее - и вот вокруг тебя летает светлый пух. На волосках-парашютиках семена рогозы разлетаются в разные стороны. Еще в прошлом веке из этого пуха делали спасательные жилеты. А из стебля рогозы изготавливали круглую упаковочную ткань.

На болотах встречаются и необыкновенные растения. Росянка (рис. 9) и пузырчатка - это растения-хищники.

Росянка ловит и поедает насекомых. Насекомые быстрые и подвижные, как же им может угрожать это растение? Мелкие листочки росянки покрыты мелкими волосками и капельками клейкого сока, похожего на росу, оттого растение так и назвали - росянка. Яркая окраска листьев и капелек привлекает насекомых, но, как только комар или муха сядет на растение, он тут же приклеивается к нему. Листок сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Почему же росянка превратилась в растение-хищника? Потому что на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ. В день росянка способна проглотить и переварить до 25 комаров.

Похожим способом ловит добычу и венерина мухоловка (рис. 10).

Рис. 10. Венерина мухоловка ()

Она имеет листочки, которые закрываются как челюсти, когда кто-нибудь прикоснется к волоскам на поверхности листьев. Поскольку эти растения редкие, их нужно охранять.

Другую ловушку придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья (рис. 11, 12).

Рис. 11. Пузырьки пузырчатки ()

Рис. 12. Пузырчатка ()

Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью поднимается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки нужны растению для охоты, а охотится эта травка на водяных жителей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. Каждый пузырек - это хитро устроенная ловушка и одновременно пищеварительный орган. Особая дверца закрывает пузырек до тех пор, пока к волоскам этого отверстия не прикоснется какое-нибудь существо. Тогда клапан открывается и пузырек засасывает добычу. Из пузырька уже не выбраться, клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону. Внутри пузырька находятся железки, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже примерно через 20 минут пузырек готов захватить новую жертву.

Как животные болот приспособились к жизни на влажных местах? Среди обитателей болот известна лягушка. Сырость помогает лягушкам поддерживать постоянно свою кожу во влажном состоянии, а обилие комаров обеспечивает им питание. На болотистых берегах рек селятся бобры (рис. 13), водяные крысы, можно увидеть ужа и болотную гадюку.

Слышали ли вы поговорку: «Всякий кулик свое болото хвалит»? Кулик - стройная птица, похожа на чайку. Эта птица имеет защитное оперение, своим длинным клювом кулик находит в иле затаившихся там личинок комаров (рис. 14).

Часто на болотах можно встретить цапель (рис. 15) и журавлей (рис. 16), у этих птиц длинные и тонкие ноги, это позволяет им ходить по топкой холодной грязи, не проваливаясь.

Питаются цапли и журавли лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Сладкими ягодами любят лакомиться на болоте белые куропатки, а сочными частями растений - лоси и косули.

Вечерами и ночами по болоту разносится чей-то рев, напоминающий рев быка. Что только не рассказывали люди по этому поводу! Будто водяной кричит или леший с ним повздорил. Кто ревет и хохочет на болоте? Страшно ревет и ухает небольшая по размеру птица выпь (рис. 17).

У выпи очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округи. Выпь живет в тростниковых зарослях, в камышах. Охотится выпь на карасей, окуней, щук, лягушек и головастиков. Часами неподвижно стоит выпь в зарослях у воды и вдруг молниеносно метнет свой острый, как кинжал, клюв - и рыбке не уйти. Начнешь искать выпь на болоте - и мимо пройдешь. Она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь ее от пучка сухой травы или камыша.

Но не только выпь кричит ночью на болоте. Вот сидит на ветке хищная птица филин. Длиной она почти 80 сантиметров (рис. 18).

Это ночной разбойник и нет от него спасения ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, когда стемнеет.

Жители болотистых мест иной раз ночами могут наблюдать удивительное зрелище, как на болоте танцует множество голубоватых огоньков. Что же это такое? Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу. Возможно, это воспламеняется болотный газ. Выйдут его облачка на поверхность и на воздухе загораются.

Люди с давних пор побаивались болот. Стремились осушать и использовать земли под пастбища и поля и тем самым думали, что помогают природе. Так ли это? Болото приносит большую пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из болот ручейки питают большие реки и озера. В дождь мхи болот впитывают излишнюю влагу, как губки. А в засушливые годы спасают водоемы от высыхания. Поэтому нередко после осушения болот реки и озера мелеют. Васюганское болото - одно из самых больших болот в мире, его площадь больше площади Швейцарии (рис. 19).

Рис. 19. Васюганское болото ()

Расположено между реками Обь и Иртыш. В этом болоте берет начало река Васюган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-река, также вытекают из болот. Во-вторых, болота - это прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут ценные ягодные растения: клюква, морошка, голубика. В них содержится сахар, витамины, минеральные вещества. Также на болотах растут лекарственные растения. Например, в годы Великой Отечественной войны сфагновый мох использовали как перевязочный материал для быстрого заживления ран. Росянка применяется для лечения простуды и кашля. К тому же, болото - это природная фабрика торфа, которое используется и как топливо, и как удобрение.

Запомни: нельзя подходить к заболоченной местности и к торфяным разработкам на болоте! Это очень опасно.

На болота заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули, которые тоже находят здесь для себя пищу.

Болото - такая же необходимая часть природы, как леса и луга, их тоже надо охранять. Уничтожение болот приведет к изменению природы на всей планете. В настоящее время 150 болот России взято под охрану.

Сегодня на уроке вы получили новые знания о болоте как природном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Biofile.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Animalworld.com.ua ().

Домашнее задание

  1. Что такое болото?
  2. Почему нельзя высушивать болота?
  3. Каких животных можно встретить на болоте?

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель: формирование целостной картины на экосистему «болото» и осознание места человека в ней; воспитание человека-гражданина.

Задачи:

  • выявить знания о природных сообществах;
  • расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
  • развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
  • воспитание экологической, информационной культуры.

Предметные результаты.

устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Характеристика деятельности обучающихся:

Оборудование: учебник “Окружающий мир» Поглазова,4 класс, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, гербарии, атлас, физическая карта России.

Программное обеспечение:

  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия детская.

Тип урока: комбинированный урок на деятельностной основе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок (1-2 мин.)

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

II. Актуализация опорных знаний (5 – 7 мин.)

III. Постановка проблемы (темы) (1 – 2 мин.) СТАДИЯ ВЫЗОВ

1. Загадка:

Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

(Болото.)

2. «Подводящий» диалог

– Что вы представили, когда я сказала «болото»? Приём «Кластер»

– Почему я поставила знак ВОПРОСА?

– Задача нашего урока: Выяснить, будет ли болото природным сообществом.

С чего начинаем работу по теме природные сообщество? (Надо составить план или алгоритм)
– Вспомните алгоритм работы по теме «Природное сообщество»

  • Что такое болото?
  • Растительный мир болот
  • Животный мир болот
  • Цепи питания и природное равновесие
  • Человек и болото
  • Экологическая страничка
  • В мире интересного.

– Из чего состоит экосистема?

IV. «Открытие» знаний. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1. Работа с текстом учебника:

Использование приёма «Инсерт»: групповая работа

– Чтение с пометками текста в учебнике

1 группа «Ботаники» с.25 – 26 – Какова особенность растений болота?
2 группа «Зоологи» с. 27 – 28 – Какова особенность животных болота?
3 группа «Что дают болота человеку» с. 29
4 группа «Экологи» с. 30

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
– Каждая группа свой ответ представляет в виде кластера или таблицы.

«Зоологи»

«Ботаники»

– Используя гербарий, рассказывают о растениях болота. Вывод: влаголюбивые.
Можем теперь сделать вывод, что болото – это экосистема? Вспомним полное определение экосистемы (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ ). Докажите, что круговорот веществ в болоте существует.

Групповая работа

У команд в конвертах лежат картинки представителей разных «профессий» болота. Составьте пищевую цепь.
У двух команд лежат названия представителей разных профессий болота. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь.

– Итак, какой вывод можно сделать? Болото – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

Урок по окружающему миру на тему:

Природное сообщество – болото.

Тема: природное сообщество - болото.

Цель: познакомить учащихся с природным сообществом – болото.

Задачи урока:

    Дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире;

    Раскрыть значение болот для человека и природы;

    Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

    Формирование ценностного отношения к миру живой природы.

Литература:

Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Окружающий мир, 3 класс, часть 2. – Самара, издательский дом «Федоров», 2010.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент.

    Подготовительный этап (работа в группах).

Какие ассоциации у вас возникают при слове «болото»? запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслям и чувствами в группе. Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему “Болото”. Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу.

В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.

    Работа по теме.

Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы.

Давайте вспомним, что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества мы с вами уже изучили?

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см.

Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Болото может появиться на месте заросшего озера.

Больше всего болот в тайге и в тундре.

Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото.

На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.

На болоте можно встретить и деревья. Такие как ива, ольха, ель, береза, сосна.

Вместо йода и ваты можно использовать мох сфагнум.

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху.

Из трав на болтах много осоки.

Встречаются на болотах камыши.

Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может.

Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах.

Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом.

Растут на болоте и ягодные кустарнички.

Отгадайте их:

Когда весною талые

Сойдут с болот снега,

Они, как бусы алые,

Усеют берега. (Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

Голубые ягодки

Повисли на кусточке.

Голубые ягодки

Зелёные листочки. (Голубика)

Росло – повыросло

Из кустов повылезло.

На кончике закрутилось

Красным цветом заискрилось. (Морошка)

На болоте часто раздаются «вздохи». Это выходят газы, образующиеся на глубине болота из-за гниения остатков растений и других организмов.

Болота – рай для размножения разных насекомых. А так как есть насекомые, то на болоте очень много насекомоядных земноводных – лягушек, жаб, тритонов. Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. В наших болотах водятся ужи и гадюки.

Из земноводных вы лучше всего знакомы с лягушками. Польза от лягушек, как и от жаб, огромная. Они поедают много насекомых, слизней, спасая растения от вредителей.

На зиму лягушки прячутся в ямках, закапываясь в ил. Весной же громкий «лягушачий концерт» возвещает, что вновь вернулось тепло.

На болоте встречается мелкое растение – росянка. Это растение – хищник. Оно не захотело погибать на бедных болотистых почвах и приспособилось ловить и есть насекомых.

    Итог урока.

С каким природным сообществом мы сегодня с вами познакомились?

Какие животные обитают на болоте?

Почему на болотах очень много земноводных?

    Домашнее задание.

Дети записывают слова и обсуждают свои мысли в группе.

Учащиеся обсуждают пословицу в группах, затем делятся своими мыслями со всем классом.

Дети отвечают на вопросы.

Дети закрывают глаза и внимательно слушают.

Лугами называют группы растительных сообществ, образованных травянистыми растениями, развивающимися при средних условиях увлажнения. Растительные сообщества, образующие луга, очень разнообразны. Их разнообразие вызывается степенью увлажненности почвы. Так, например, луга на сильно увлажненных почвах характеризуются растительным сообществом, образованным лисохвостом и мятликом болотным. Для лугов с умеренно увлажненными почвами наиболее типичны разнотравно-бобовые или злаково-разнотравные растительные сообщества.

На лугах преобладают многолетние злаки с мощной корневой системой: овсяница, мятлик, ежа, лисохвост, тимофеевка и другие. Много трав из семейства бобовых. Растут также растения из других семейств, составляя разнотравье луга. Это колокольчики, лютики, ромашки, луго вые васильки, поповник, герань, подмаренник и другие.

Растения разнотравных растительных сообществ луга в большинстве случаев образуют хорошо выраженную дернину. Дернина состоит из плотно сомкнувшихся и переплетенных корней и корневищ злаков и осок.

Луга используют для сенокошения и для выпаса скота. Наиболее ценное сено получают с тех лугов, где больше половины всех растений сообщества составляют высокие злаки и бобовые травы. На участках лугов, где пасется скот, трава низкая. Здесь много растений розеточных и ползучих, стойких к вытаптыванию.

Болота - это сообщества, расположенные на участках суши, избыточно увлажненных стоячими или проточными водами, занятых растениями, способными развиваться при повышенной влажности.

Болота возникают либо при зарастании озер, на дне которых из отмерших растений образуется торф, либо при заболачивании суши, если на почве поселяются зеленые мхи и сфагнумы.

В первом случае озеро, если его прибрежья не глубоки, зарастет с краев тростником, камышом, осокой и другими растениями. Их стебли и листья, отмирая к зиме, накапливают торф на дне озер. Озера мелеют и постепенно превращаются в сплошные травянистые болота. Если озеро у берегов глубоко, то на его поверхности образуется ковер из плавающих растений - сабельника, вахты, белокрыльника и других.

Ковер из переплетенных стеблей этих растений колышется под тяжестью человека, что опасно, и наступать на него не следует.

На таком своеобразном ковре поселяются мхи. Нижние части мхов, отмирая, падают на дно и постепенно заполняют все озеро. Озеро таким образом превращается в болото.

Растения, поселяющиеся на торфе, своими подземными органами не соприкасаются с грунтом, что приводит к обеднению их минерального питания. Выживают только растения, для которых такое минеральное питание окажется достаточным. Создается новое растительное сообщество из болотных кустарничков и немногочисленных видов травянистых растений: подбел, пушица, болотный мирт, росянка, голубика, багульник, клюква, осоки.

Иное растительное сообщество возникает на тех болотах, где корни растений доходят до грунта. Многие растения таких болот обладают значительными размерами, как, например, рогоз, хвощи, тростник и другие.

Количество видов растений, населяющих растительные сообщества болот, достаточно разнообразно. Здесь растут разные виды осок, ситников, водяной подорожник, сусак зонтичный, лютик длиннолистный, калужница, поручейник, вербейник, виды ежеголовки, сабельник и многие другие.

Вода в болотах холодная и нагревается только с поверхности. Особенно холодная вода в глубине болота, так как торф почти не пропускает солнечное тепло. Корни растений плохо всасывают холодную воду и, находясь в воде, страдают от ее недостатка. Страдают растения и от недостатка воздуха, потоку что болотная почва им бедна. Поэтому лишь немногие растения хорошо приспособились к жизни на болоте.

Особую группу составляют растения водоемов. Они имеют ряд признаков, связанных с жизнью в воде. Так, корни и корневища многих водных растений имеют особую ткань с полостями для запасания воздуха.

Подводные органы имеют увеличенную наружную поверхность, которая создается путем рассечения листьев на многочисленные доли, как у роголистника и лютика водяного, или путем образования тесьмовидных листьев, как у рдестов. Такое строение органов облегчает и увеличивает доступ кислорода в растение из воды, обедненной воздухом.

У самого берега пруда или озера растут береговые растения: частуха, сусак, осока, лютики. Дальше, на небольшой глубине, поселяются камыш и тростник. Их корни и нижние части стеблей обычно погружены в воду, а верхние части образуют высокие заросли. Еще дальше, на значительно большей глубине, растут водные растения с плавающими листьями. Это кувшинка с белыми и кубышка с желтыми цветками.

На больших глубинах в воде живет много различных водорослей, а из цветковых - роголистник и узколистные рдесты.

В водоемах живут небольшие цветковые растения, свободно плавающие на поверхности воды. Это ряска и пузырчатка.

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО "БОЛОТО"

Болото… Откуда оно взялось? Болото… Откуда оно взялось? Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. Берега его густо поросли камышом, рогозом.. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались всё больше, наступали с берегов на воду, переплетались стеблями. И закрывали воду… Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озерцо, закрыли воду. С каждым годом заросли становились всё гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой – почти до дна достает. Оттого, когда идёшь по болоту, так пружинят кочки. Так вязнут ноги в жидкой грязи. Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озерцо, закрыли воду. С каждым годом заросли становились всё гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой – почти до дна достает. Оттого, когда идёшь по болоту, так пружинят кочки. Так вязнут ноги в жидкой грязи. С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы и другие сказочные существа. Кочки, травы, мхи, водная гладь, небольшие кустарнички и деревья на островках. Всё застыло. Всё окутано туманами. С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы и другие сказочные существа. Кочки, травы, мхи, водная гладь, небольшие кустарнички и деревья на островках. Всё застыло. Всё окутано туманами. Люди старались поселиться подальше от болот, от «гнилых» мест, где чаще простужались и болели. Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. И болота открыли человеку свои тайны. ЧТО ТАКОЕ ТОРФ? Остатки мхов, трав, стебельки и листочки разных болотных растений из года в год отмирают и ложатся слоями друг на друга. В воде болот без доступа воздуха растительные остатки разлагаются очень медленно. Проходит несколько десятков или сотен лет – и на болоте возникает торфяная залежь.

  • Торф –хорошее топливо. Торф, как и уголь, - горючее полезное ископаемое. Но торф ещё и отличное удобрение.
Больше всего на болоте мхов. Самый распространенный среди мхов –сфагновый. Он состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков, похожих на мотки растрёпанных суровых ниток.

РАСТЕНИЯ БОЛОТ

Сфагновый мох имеет обладает свойством - он поглощает и удерживает в себе очень много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка». Стрелолист Стрелолисты - многолетние травянистые растения, полностью растущие в воде либо частично в неё погружённые. Из короткого толстого корневища выходит трёхгранный стебель . Он достигает 20-110 см в длину, но при этом целиком находится под водой и наполнен воздухоносной тканью.

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка?

БРУСНИКА

Ягоды и листья

полезные.

В ягодах содержится

много витаминов,

а листья используются

как лекарственные.

Нежная, с тонким вкусом. Часто, сплошными коврами она устилает болотные кочки.

ГОЛУБИКА

Она близкая родственница черники. Кустики голубики повыше клюквы, и осенью они тоже бывают в ягодах.

БАГУЛЬНИК

Багульник болотный - вечнозеленый кустарник, который достигает в высоту 1 метр, имеет сильный запах, который вызывает мгновенную головную боль. Стебли у него лежачие и имеют многочисленные поднимающиеся ветви.

водяной перец

Пушица Пушица- многолетние растения семейства осоковые, с ползучим или укороченным корневищем. Название произошло от греческого - несущий пух. Известно около 20 видов.

Лекарственные растения

валериана

Лекарственные растения

Хищный цветок

ЖИВОТНЫЕ БОЛОТ

Ондатра – зверёк небольшой, поменьше нашей домашней кошки, а хатку строит чуть не в метр высотой. В своей хатке днём спит, а к вечеру просыпается, расчёсывает коготками шёрстку и вылезает наружу. Ондатра занесена в Ондатра занесена в Красную книгу

водяная полевка

Болотная гадюка Размер самой большой зафиксированной цепочной гадюки составлял 1,66 метра, но средняя длина составляет 1,2 метра. Уж болотный Окраска его, как правило, оливковая с расположенными в шахматном порядке тёмными пятнами. Изредка встречаются однотонно-оливковые или даже чёрные особи. Размер водяного ужа - до 1,6 м, но обычно 1-1,3 м. Самки крупнее самцов

Болото – дом для лягушек.

Кулик занесён

в Красную книгу

На болоте слышен крик:

Стонет, плачется кулик.

Жаль ему свое болото,

С ним прощаться неохота.

Но от близких зимних вьюг

Должен он спешить на юг.

Белая цапля

Серая цапля

В Сибири на болотах, если очень повезёт, можно увидеть белого журавля – стерха. Это очень редкая птица, осталось стерхов совсем мало, и их тщательно охраняют. Стерх занесён в Красную книгу.

Краснозобик

Широконоска

белоглазый

Чирок-свистунок

Вечерами и ночью на болоте слышен чей-то рёв. Глухой и страшный. Будто Кто-то ударил в огромный барабан – и он загудел. Эти звуки идут от небольшой, с курицу, птицы, которая называется выпь.

Кто ревёт и хохочет на болоте?

На ветке виден какой-то большой нарост. Вдруг повернулась голова и уставились два круглых жёлтых глаза. Это филин – ночной разбойник. Это он так громко хохочет На болоте, когда стемнеет. Филин - очень редкая птица, нуждается в охране.

ГОСТИ БОЛОТА

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО «БОЛОТО» Пищевые цепочки

ЗНАЧЕНИЕ БОЛОТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗНАЧЕНИЕ БОЛОТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Болота, словно огромные фильтры, очищают воду.
  • Болота поддерживают уровень многих рек.
  • Остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф.
  • Болота – природные хранилища воды.
  • Торф – это топливо, удобрение, подстилка для животных, сырьё на химических заводах.
  • Болота – это место жизни растений и животных.
ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ДАРВИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ НУРГУШ