Чьи мощи покоятся в киево печерской лавре. Дальние пещеры

В христианстве образ-символ пещеры связан с рождением и воскрешением Иисуса Христа. Традиция пещерных монастырей была принесена с Древнего Востока первых веков христианства, где кельи вытесывались в твердой скальной породе. Но на Днепровских склонах из-за оползней пещеры необходимо было копать глубже. У входа обычно находилась печь для обогрева и выпечки хлеба. Монахи возделывали небольшие огороды, ходили в город на рынок за зерном, проповедовали. Были среди них аскеты и затворники, у которых в келье проделывали лишь окошко для передачи воды и просфоры — постного ритуального хлебца из муки и воды. Братия увеличивалась, пещерный монастырь выходил на поверхность, строились деревянные, а потом каменные храмы. Пещеры стали использовать для захоронений, рыли новые ходы, устраивали погребальные ниши-камеры. Чтобы пути паломников в лабиринтах не пересекались, во избежание столпотворения строили новые ходы и развилки, переходы между этажами, а галереи со временем закольцевали.

Испокон веков Ближние пещеры состояли из трех улиц, связанных между собой переходами. Главной является Печерская улица, к которой примыкает церковь Введения Богородицы в Храм — самая большая на Ближних пещерах. Еще одно из древнейших отделений ведет к так называемой "трапезы общей" печерских отцов, где при преподобном Антонии братия собиралась на совместную трапезу.


Поскольку не сохранились многие древние письменные источники, до конца XVI века сведения о пещерах не встречаются. А из более поздних свидетельств наиболее интересными являются записки Эриха Лясоты. Этот австрийский дипломат, отправившийся с посольством к запорожским казакам, сообщает, что ходы пещер могли быть и в рост человека, и низкие, но такие широкие, что два человека могли легко разминуться. Ныне ширина подземных ходов около полутора метров, высота до двух с половиной метров. Лабиринты и подземные церкви находятся на глубине 10-15 метров, а длина всех ходов 383 метра.


Существует свидетельство, что Антоний Печерский, закончив свой подвиг, был похоронен именно в Ближних пещерах. Преподобный предсказал братии, что останки его никогда не будут найдены. Предположительно его захоронение находится в отделении пещер, отгороженном завалом. Рядом в конце XVI - начале XVII столетий построили церковь в его честь. Боковое отделение от нее ведет к крипте "Батыем убиенных", то есть к захоронениям защитников Киева времен нашествия. Позже, после землетрясения 1620 года, когда часть лабиринтов обрушилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В конце XVII века митрополит Киевский Варлаам Ясинский построил третью церковь в Ближних пещерах в честь преподобного Варлаама, первого игумена Печерского. Эта церковь была обустроена в бывшей келье Варлаама. В ХIХ веке монастырская братия прибавила новые иконостасы к уже имеющимся. Тогда же святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Среди Печерских угодников почивают как исторические личности, так и те, кого мифологизировали. Например, былинный богатырь Илья Муромец действительно жил в XII веке, в конце жизни ушел в монастырь и покоится в Ближних пещерах. Согласно легендам, Муромец в молодости вообще не ходил, сидел на печи тридцать лет и три года. Исследования его останков показали, что богатырь имел рост 177 сантиметров и соответственно в то время считался очень высоким. Медэкспертиза установила, что герой обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у него были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. На Ближних пещерах почивает и Нестор Летописец, автор летописных сводов ХІІ века.

На нетление мощей в пещерах впервые обратили внимание монахи Лавры, когда отворили погребальную нишу преподобного Феодосия — одного из основателей обители. Его мощи пролежали замурованными 18 лет. Когда их открыли, чтобы перенести в , то, по словам летописца, "суставы у них не распались, а волосы на голове присохли". Чудо нетления пытались объяснить посещавшие Киев еще в XVII веке иностранные путешественники. Они связывали нетленность мощей не со святостью почивших, а с микроклиматом пещер. Все исследования разных времен, начиная от Печерского Патерика, это опровергают.

В годы Второй мировой войны нацистские оккупанты интересовались историей Лаврских пещер. В то время мощи находились не под стеклами. В пещеры отправился комендант с командой, взяв в сопровождающие монаха. Тот шел впереди с зажженной свечой, за ним немцы с электрическими фонарями. Около раки преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад, комендант остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах начал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Офицер рукояткой пистолета с силой ударил по руке преподобного Спиридона. Сухая, потемневшая от веков, кожа лопнула на запястье, и потекла кровь. Следы от посмертного ранения и сейчас заметны на руке преподобного. Комендант со свитой в ужасе бежали из пещеры. На следующий день по городскому радио представитель немецкой комендатуры объявил, что открывается, и желающие могут в ней поселяться. Подобные объявления появились во всем городе на столбах и заборах.

. 1914 год

В наше время с научной точки зрения было не только признано, что нетление имеет какую-то особую причину, но и зафиксировано благоприятное воздействие мощей на окружающую среду: снижение уровня радиации, стимуляция роста злаковых растений, гибель болезнетворных бактерий. Был проведен сравнительный анализ проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама. Выяснилось, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше.


Из Лавры мощи целиком не вывозят, перемещают лишь частицы святых. Пещеры каждый день проветривают, такие меры связаны с большим потоком посетителей. А когда идет дождь, закрывают, чтобы вовнутрь не попадала вода. Раз в год летом, в жаркие дни, мощи выносят на солнце проветрить и подсушить, затем святых полностью переоблачают. Для них специально шьют одежду из натуральных тканей и четыре раза в год меняют верхнее облачение в соответствии с церковным календарем. На время Великого поста одевают в черные одеяния, на Пасху — в красные, на Троицу — в зеленые, еще есть повседневные облачения.


В подземных храмах проводятся богослужения действующим монастырем Киево-Печерская Лавра. Экскурсии по пещерам проводят как сотрудники Национального историко-культурного заповедника, так и насельники монастыря.

В Петров пост происходит последнее переоблачение преподобных Печерских в этом году. Какие цвета одеяний у преподобных, как переоблачают святые мощи и что при этом происходит. Рассказывает хранитель тайны Лаврских пещер, архимандрит Дамиан (Радзиховский), блюститель Дальних пещер Киево-Печерской Лавры.

– Как часто переоблачают преподобных в Киево-Печерской Лавре?

– Переоблачения совершаются несколько раз в году. Первый раз – перед началом Великого поста, преподобных Печерских переоблачают в одежды черного цвета либо фиолетового. Именно в таком одеянии священнослужители совершают богослужения в этот период церковного года. Точно так же и преподобные отцы облачены в ознаменование Великого поста.
Второй раз – к окончанию Страстной седмицы, а точнее – в Великую субботу, преподобных переоблачают в одежды красного цвета, после закрытия пещер перед Пасхальной заутреней. Потому что наступает великий праздник Воскресения Христова, и в ознаменование этого священнослужителями используются праздничные красные одежды.

И после седмиц, которые празднуются по Пасхе, преподобных переоблачают в одежды зеленого цвета, которые символизируют праздник Троицы. В зеленом облачении преподобные находятся весь оставшийся церковный год до следующего Великого поста.

– Есть ли какая-то разница между этими переоблаченями?

– Есть существенный момент: когда преподобных переоблачают в зеленые одеяния, их мощи выносят наверх из гробниц на некоторое время, из рак, в которых они почивают на протяжении всего года, в специальные помещения в Дальних пещерах (простонародное название – мощесушилка), где полностью разворачиваются и просушиваются одежды внутренние. Не только сами облачения, а и внутренняя одежда, которая полностью обвивает мощи. Потому что сами мощи преподобных не просто лежат непосредственно в раке и не просто накрыты облачениями и больше ни во что не завернуты. Их мощи находятся в гробницах, в раках точно так же, как преставленных монахов: их традиционно облачают в специальное постригальное одеяние (мантия и т. д.), которое монах хранит всю свою жизнь. Преподобных сначала заворачивают в рубашечку, знаменующую нижнюю монашескую одежду, затем в мантию монашескую и другие одеяния. А сверху полагается облачение.

В таком мероприятии есть определенная необходимость, связанная с уходом за мощами и эксплуатацией пещер: множество паломников, которые прикладываются, определенный температурный фон, влажность… Поэтому нужно один раз в год совершить данную процедуру не для того, чтобы сами мощи сушить (им это никаким образом не вредит), а лишь внутренние облачения, в которые мощи заворачивают.

– Сколько лет существует такая традиция?

– Испокон веков. В исторических источниках зафиксировано, что точно так же поступала братия до революции. Сложно сказать с точностью, когда эта традиция зародилась. Достоверно известно, что переоблачение преподобных отцов монахи совершали с момента открытия Лавры, а также в советское время. Эта традиция сохраняется до наших дней.

– Что-то необычное Вы наблюдали во время переоблачения?

– Ничего сверхмистического за время моего блюстительства не было. Сам процесс, безусловно, чрезмерно интересный. Ведь это соприкосновение с чудом! Почитание святых, их присутствие, заступничество… Вид мощей, их сохранность производят неизгладимое впечатление. А сам факт, что столько столетий эти мощи лежат нетленными, – истинное чудо нашего времени! Для тех священников, которые переоблачают мощи по послушанию, – это стимул для их монашеского делания: каждый воочию убеждается в том, что преподобные, будучи монахами, достигли святости, благочестия за их земную жизнь – и Господь их наградил нетлением мощей.

На протяжении всего церковного года случаются исцеления, разные виды помощи от преподобных. Люди обращаются к ним с молитвой, с просьбой – и преподобные отзываются на эти просьбы, и по их ходатайствам Господь посылает помощь.

– А когда открывается гробница, когда можно приложиться непосредственно к мощам?

– В день памяти святого открывается гробница.

– Где хранятся сменные одеяния?

– Для этого в Дальних и Ближних пещерах предусмотрены специальные помещения, ризницы. Одеяния отсортированы по цветам, и подписаны по именам для каждого преподобного. У каждого святого имеется своя одежда, в зависимости от размера, каждый прославлен в своем чине, в своем лике: один был монахом, второй – архимандритом и т. д. Есть мощи святителей, почивших в епископском сане. Их много, в особенности в Дальних пещерах. Среди последних – священномученик Владимир, день памяти которого мы недавно чтили и мощи выносили, также Феофил, епископ Новгородский, святитель Павел Тобольский. Они, соответственно, в епископских облачениях.

– И в этом году все проходило как обычно?

– Да. Единственное, по наблюдению братии Дальних и Ближних пещер, – прогноз погоды не сбывается, когда на день переоблачения мощей передают ливень, гром, молнии, град. Над Лаврой в этот день всегда солнечно. Если в Дальних пещерах есть специальное помещение, где мы можем эти одеяния просушивать, то в Ближних пещерах выносят часть одеяний на улицу. Поэтому запланированная сушка одеяний и переоблачение преподобных всегда проходит при хорошей погоде.

К примеру, на этой неделе братья как раз просушивали одеяния и переоблачали преподобных в Ближних пещерах, а в определенных районах Киева был огромный ливень, подтопило отдельные районы, но на территории Лавры не упало ни капли. Из года в год сопровождают нас такие чудеса.

Мы верим, что это определенный знак: преподобные облегчают работу братии, чтоб не замочить одеяния и в срок все успеть сделать.

– В Дальних пещерах когда совершалось переоблачение преподобных в этом году?

– Сразу после Троицы. На сплошной седмице между Троицей и началом Петрова поста. В Дальних пещерах несколько быстрее переоблачают, так как там мощей меньше, чем в Ближних. Соответственно, братии Ближних пещер требуется немного больше времени. Нам достаточно два дня.

Беседовала Наталья Горошкова

Киево-Печерская Лавра - это, пожалуй, одна из самых известных и популярных достопримечательностей Киева. Сюда идут как жители столицы, так и ее гости, как паломники и верующие, так и обычные туристы. Она привлекает мужчин, женщин, стариков и детей. Это место интересно древнейшей историей, интересными артефактами, красотой церквей и чудотворными иконами, загадочными пещерами и удивительными легендами.

История Киево-Печерской Лавры начинается в 1051 году, во времена князя Ярослава Мудрого. Ища уединения, монахи организовали здесь пещерный город. Первую пещеру обжил здесь Илларион, позже ставший Митрополитом Киевским. После него здесь поселился Антоний, ставший основателем Печерского монастыря. Вместе с ним к созданию известнейшей святыни приложил руку его ученик - Феодосий.

История святыни

В 1073 году Антоний возвел здесь . Само же слово «лавра» с греческого обозначает застроенный квартал или церковный приход.

Монастырь неоднократно подвергался нападениям, разрушался и сжигался. в 1096 году на город напали половцы, затронув и святыню. В 1151 году здесь побывали турки, в 1169 - берендеи. В 1240 году на город напал Батый. А в 1718 году в Лавре случился пожар.

В XI веке Киево-Печерской Лавре, как крупному феодалу, подчинялись целых три города, 7 маленьких городков, около 200 сел и хуторов, 70 тысяч крестьян, заводы, кабаки, винокурни и мельницы, пустыни. Кроме того, Лавра была центром книгописания. Одна из самых известных книг - Киево-Печерский патерик.

В советские времена, а именно с 1917 года, Лавра снова подвергалась разрушениям. Тогда власть СССР стремилась истребить духовенство, досталось и этой киевской святыне.

В 1941 году подорвали . Кто это сделал - спорный вопрос. Есть мнение, что советская сторона, а есть другая точка зрения. Это могли сделать немцы под началом Эрика Коха. Восстановлен Собор был аж в 1995 году указом президента Леонида Кучмы.

Духовная жизнь вернулась в Лавру в 1988 году. В 1990-м ее включили в списки ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. В 1999 здесь открылась Духовная Семинария - теперь Киевская Духовная Академия и Семинария.

Объекты Киево-Печерской обители

Киево-Печерская Лавра, как известно - это целый комплекс различных сооружений. Кроме уже упоминаемого , здесь также есть колокольня на Ближних пещерах, колокольня на Дальних пещерах, Онуфриевская башня, Трапезная церковь святых Антония и Феодосия, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божьей Матери, Церковь Всех святых, Троицкая надвратная церковь, Церковь Спаса на Берестове, Церковь «Живоносный источник», Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря, Аннозачатиевская церковь, галереи, бывшие кельи и многое другое.

Конечно же, Киево-Печерская лавра известна своими пещерами. Ближние пещеры, также известные, как Антониевы пещеры, хранят несколько старинных захоронений. В том числе - и мощи самого Антония. Здесь есть три улицы, трапезная, где собирались монахи, подземная пещерная церковь. Общая протяжность - 383 м.Здесь покоятся 79 святых: мощи Нестора Летописца, Ильи Муромца, Альпия Печерского.

Дальние Пещеры в Киево-Печерской Лавре хранят мощи 49 святых. Здесь похоронен Феодосий, есть Феодосийская церковь, старинная келья святого и еще два подземных храма. Здесь хранятся мироточивые главы, тридцать святых, похороненных тут, считаются неизвестными.

Чудеса и легенды Киево-Печерской Лавры

Как и любая святая обитель, Киево-Печерская лавра полна загадок и тайн.

Конечно же, она славится своими чудесами. Здесь хранится несколько чудотворных икон, необычное действие которых замечают уже на протяжении нескольких столетий. К примеру, «Успение Божией Матери» - эта икона была утеряна многие годы назад, но ее копия, которая все таки есть в Лавре, также творит чудеса. Образ Божьей Матери «Печерская Похвала» же исцеляет от недугов и прогоняет невезение.

Мироточивые главы - еще одна из реликвий Киево-Печерской лавры. Это главы святых, которые лаврские монахи тщательно хранят уже много столетий в специальных сосудах. Будучи сухими, останки мироточат, от чего и имеют славу чудес. Считается, что здесь до сих пор хранится глава четвертого папы римского - Климентия. Он ровесник Христовых апостолов.

Нельзя не упомянуть и о чудесных возможностях святых мощей, которые покоятся в пещерах Лавры. Прикоснувшись к останкам преподобных и мучеников, можно излечиться от болезней и бесплодия, избавиться от неудач по жизни, обрести покой и счастье.

К слову, есть еще одна, не доказанная до сих пор легенда, связанная с Киево-Печерской Лаврой. Поговаривают, что святой Феодосий, тот самый ученик Антония, внесший свою лепту в строительство монастыря, на самом деле был женщиной. Переодевшись, он пришел в пещерный городок, где вырыл себе келью и стал жить в уединении. Из-за просторных одежд с капюшонами в фигуре и лице Феодосия было трудно распознать женские черты. Когда монах почувствовал свою скорую кончину, он озвучил предсмертную просьбу. Завещал не омывать после смерти его тело, похоронить в тех же одеждах, в которые был облачен, в своей же келье.

Подобная история с женщиной-монахом имеет место и в истории Китаевской пустыни в Киеве. Там есть могила старца Досифея, который, согласно легендам, на самом деле был женщиной по имени Дарья. Она предалась служениям Господу и всю жизнь посвятила уединению в пещерных кельях, постигая высшую мудрость под видом мужчины.

Некоторые уже исследованы специалистами и приспособлены для наплыва людей.

А некоторые еще только предстоит открыть и изучить…

В мае 2005 года в одном из коридоров Ближних пещер случился обвал, часть лабиринта оказалась засыпанной. За те четыре года, пока ученые ликвидировали последствия этого происшествия, были найдены обломки керамики, относящиеся еще к XV веку. В те далекие времена здесь располагалось разветвление двух подземных галерей, но в какой-то момент оказалось заваленным. Один из проходов со временем расчистили и укрепили, а вот второй так и остался засыпанным.

И теперь, спустя столетия, ученые обнаружили эту развилку и вход во всеми забытое продолжение лабиринтов, которое еще предстоит расчистить и исследовать. Это - не единственное открытие, которое было сделано в Лаврском подземелье за последние годы. О том, какие еще тайны хранят древние пещеры, мы побеседовали с археологом Тимуром Бобровским.

- В советские времена экскурсоводы часто рассказывали посетителям Лавры, что пещеры полностью изучены, но обвал в 2005 году показал, что это не так. Скажите, что принципиально нового обнаружили в ходе последних исследований Ближних пещер?

Прежде всего, мы поняли, что нам еще очень многое предстоит узнать. Были найдены два ответвления, которые заканчиваются обвалами. Что за этими обвалами - сказать сложно. Но, возможно, именно здесь находится место, где был погребен преподобный Антоний Печерский, основатель пещер.

Нет сомнения в том, что этот участок очень древний. Мы нашли надпись, которая датируется 1150 годом, а также остатки фресковой живописи. Это орнаментальные мотивы, в которые включены разнообразной формы кресты. Минеральные краски нанесены прямо на песчаную стену, без раствора.

Сенсационность находки в том, что вся живопись Ближних и Дальних пещер датируется периодом XVIII–XIX веков. А здесь мы имеем дело с уникальной живописью, относящейся к древней истории. Возможно, орнаменты появились в XIII–XIV веках, а возможно, что и раньше - в столетии XI-XII.

Есть предположение, что росписью была украшена поминальная часовня или даже полноценный храм. Судя по всему, это место очень почитали, и существует свидетельство о том, что именно в Ближних пещерах закончил свой подвиг и был похоронен преподобный Антоний Печерский, чьи мощи никогда так и не были обретены. Вероятно, именно данное помещение связано с местом погребения преподобного старца. Так это или нет - покажут дальнейшие раскопки и исследования.

Помимо Ближних, Вы исследовали и Варяжские пещеры. Об этом подземном лабиринте мало что известно. Далеко не все паломники знают о его существовании. Что это за место?

Варяжские пещеры иногда рассматривают как часть Дальних пещер, хотя, по большому счету, это два возникших независимо друг от друга лабиринта, которые только в XVIII веке были соединены между собой проходом.

Издавна паломники посещают Ближние и Дальние пещеры и думают, что видят именно ту обстановку, которая окружала преподобных подвижников. Но на самом деле галереи, которые посещают паломники, являются остатками большого монашеского кладбища, сформировавшегося в XII веке. Кроме того, эти коридоры многократно перестраивались и ремонтировались, поэтому их первоначальный облик изменился.

А вот с Варяжскими лабиринтами дело обстоит иначе. Вполне возможно, это самая древняя часть Лаврского комплекса. И хотя пока что мы находили в них материал достаточно поздний, относящийся к XV–XVI векам, но нам кажется, что по своей планировке Варяжские пещеры гораздо ближе к древним образцам пещерного строительства, чем Ближние и Дальние лабиринты.

- Что собой представляют Варяжские пещеры сегодня?

Это подземный лабиринт длиной около 200 метров с коридорами и монашескими кельями. На стенах пещер сохранились надписи, относящиеся к XVII–XIX столетиям. Есть еще письменное упоминание о том, что в Варяжских пещерах находится захоронение, но оно пока что не раскапывалось.

Самое ценное в этих подземельях - то, что они остались нетронутыми, в первозданном виде, в то время как Ближние и Дальние пещеры неоднократно укреплялись и украшались с XVI века. Очутившись в этом лабиринте, мы словно оказываемся в той обстановке, в которой жили когда-то преподобные отцы Печерские. На сегодняшний день Варяжские пещеры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в реставрации и укреплении. Возможно, после этих работ они станут доступны для посещения.

Монах Киево-Печерского монастыря копает пещеру. Иоганн Гербиний, 1675 год.

- Вернемся теперь к обвалу 2005 годаьв Ближних пещерах. Что вы находили при расчистке засыпанных коридоров?

Обломки керамики, кирпичи, множество настенных надписей разных периодов - в основном XVII века. Также мы исследовали архитектуру. После окончания раскопок работа продолжается. Имеющийся материал нужно обработать, систематизировать и издать…

- А в чем историческая ценность этих находок?

Эти находки - свидетельства о той эпохе, о которой нам мало что известно. Из немногочисленных письменных источников мы знаем только общую канву истории. Чтобы понять быт пещерного монастыря, представить трудности подвига, нужно своими глазами увидеть пещеры, ощутить крохотные размеры келий. Именно материальные свидетельства дают возможность воссоздать жизнь затворников.

Однажды во время раскопок мы провели в Гнилецких пещерах двое суток без выхода на поверхность. Было тяжело физически находиться так много времени в холодном, влажном помещении. Одежда не спасала от сырости. Тяжело переживалось отсутствие света. Это действительно подвиг - годами жить в пещерах, проводя все время в посте и молитве.

- Во время раскопок Вы много времени проводили в святом месте. Ощущали ли благодать?

Несмотря на то, что в пещерах холодно, сыро, темно, отсутствует звук, мне очень комфортно там работать, есть ощущение полной безопасности, уверенность, что со мной ничего не произойдет. Даже когда я вижу опасные места, угрожающие обвалом или осыпью. Возможно, именно так действует святость этого места.

Уникальные нетронутые лабиринты Варяжских пещер

- Правда ли, что пещеры Киево-Печерской Лавры ведут до Чернигова?

Нет, это миф. Я с уверенностью могу сказать, что Лаврские лабиринты не идут под Днепром, не соединяются с пещерами Чернигова и даже не связаны между собой. Подобных мифов о киевских подземельях предостаточно. Их еще в XVII веке собрал и описал в своей книге Иоанн Гербиний.

Но мы не ставим перед собой задачу доказывать или опровергать какие-то легенды. Цель нашей работы - изучить памятник, получить о нем научную информацию и попытаться вернуть его людям в качестве святыни. Так случилось со Зверинецкими и Гнилецкими подземными комплексами, которые мы расчищали и исследовали и которые сейчас можно посетить.

Надеюсь, нечто подобное произойдет и с Варяжской пещерой, и с другими подземельями Лавры. Также надеюсь, что в будущем нам удастся раскопать те пещерные участки, которые сейчас никому неизвестны. А я уверен, что такие подземелья существуют! И возможно, они хранят в себе материальные свидетельства жизни монахов от самого основания монастыря.

Фото иеромонаха Симеона (Новикова)

Пещеры Печерской лавры

Около тысячи лет назад на холм, где сегодня расположена территория дальних пещер Печерской лавры , пришел священник села Берестов - Илларион, ископавший в земле пещеру для уединенных молитв.
Несколько позже - в 1051 году в этой пещере поселился Антоний, который считается основателем Печерского монастыря.
Когда количество братий стало увеличиваться, Антоний, любящий уединение, отошел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Но уединение Антония продолжалось недолго. Монахи, тяготея к чистому житию Антония, обосновались и там. Таким образом, образовалось два комплекса пещер - дальние и ближние.
На официальном сайте Печерской лавры можно узнать подробнее про дальние и ближние пещеры - судя по картам, это настоящие подземные города с церквями на глубине 10-15 метров.

Сегодня доступ к дальним и ближним пещерам бесплатно открыт для всех желающих. Можно посетить пещеры как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы - перед верхними воротами Ближнепечерской улицы находится палатка набора групп. Есть также паломнический отдел в самом низу Ближнепечерской улицы.

Коллективное посещение полезно тем, что профессиональный экскурсовод расскажет о всех самых важных моментах основания и дальнейшей жизни Печерского монастыря. Но если ознакомиться с историей монастыря заранее, то самостоятельное путешествие в пещеры Печерской лавры ничем не отличаются от организованной экскурсии.

В пещеры можно попасть несколькими способами - через верхнюю территорию, через нижние ворота и по Ближнепечерской улице, берущей начало на улице Лаврской. Последний вариант - самый удобный, поскольку вход на верхнюю территорию платный (исключение составляют только праздничные дни), а нижние ворота находятся далеко от станции метро Днепр. До Ближнепечерской же улицы можно легко и быстро добраться на городском транспорте от ст. метро Арсенальная.

Путь к пещерам Печерской лавры проходит по улице Ближнепечерской - колоритной дороге Печерской лавры, недавно комплексно обновленной: после того, как на проезжую часть рухнул фрагмент подпорной стены, ее было решено полностью обновить, укрепив склон бетонными сваями.
Пройдя нижние ворота, нужно повернуть направо (ориентир - памятный крест в честь 2000-летия Рождества) и вдоль ограды спускаться вниз до ворот ближних пещер.

На территории ближних пещер находится храм "Всех преподобных Печерских", вход в ближние пещеры, часовня, инсталляция "Сфера возрождения", составленная из писанок, рождественский вертеп в стеклянном павильоне, начало лестницы к розарию и источникам Антония и Феодосия, а также вход в длинную крытую галерею, ведущую от ближних пещер к дальним.

После осмотра ближних пещер можно войти в эту галерею и через короткое время оказаться на территории дальних пещер, где расположены вход в дальние пещеры, церковь Рождества Богородицы, памятник и памятный знак Антония и Феодосия - основателей Печерского монастыря, колокольня и историческое церковное кладбище.

По окончании осмотра дальних пещер можно вернуться через галерею или по дорожке вдоль нее к ближним пещерам и осмотреть розарий и расположенные на нижней территории источники Антония и Феодосия.

Под стенами Печерской лавры есть еще один любопытный объект. Если выйти через нижние ворота и проследовать по тропинке, пролегающей по склону Печерского холма, можно легко найти источник воды, пользующийся огромной популярностью среди православных паломников. Раньше здесь был просто родник, куда многие приходили набрать воды. Сейчас над источником выстроили часовню.

Источники Антония и Феодосия, а также источник на склоне считаются животворными, вероятно, в силу особой атмосферы, которая навевается историческим значением самого места. Действительно, если представить, что основатели Печерского монастыря, ставшего огромным церковным и историческим заповедником, черпали из этих родников 1000 лет назад, связь времен ощущается весьма реально.

Если уж мы вспомнили о связи времен, то недалеко от нижних ворот Печерской лавры находится памятник основателям Киева - Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь, плывущих на ладье. Чтобы посмотреть этот памятник, а также набережную Днепра, нужно от нижних ворот Печерской лавры спуститься вниз и повернуть направо, пройти до подземного перехода и перейти на другую сторону Набережного шоссе. Там вы попадаете в Наводницкий парк, где расположен указанный памятник, а также великолепная площадка обозрения на Днепре.




Ближние пещеры




Розарий и источники Антония и Феодосия





Храм иконы Божьей Матери "Животворящий источник"

Вход в храм иконы Божьей Матери "Животворящий источник"