Как встретить праздничный день. Разрешено ли говорить “Да примет Аллах” после совершения молитвы? Да примет аллах

Вопрос: Некоторые братья говорят «Да примет Аллах» после совершения молитвы, а я знаю, что это бидъа, но я бы хотел узнать подробности: почему это является бидъа? Кто из ученых сказал, что это бидъа? Потому что многие из незнающих, когда им говорят «бидъа», обижаются и говорят: «Это же мольба, чтобы Аллах принял твою молитву!»

Ответ: Хвала Аллаху

Во- первых: Основой в оценке действий, относящихся к поклонению - являются ли они Сунной или бидъа (нововведением) - служит факт, передавались ли они от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или же нет. И то, что было из учения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), является Сунной, а то, что не было религией Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, то не является религией и для нас сегодня.
Абу Давуд (4607) и другие привели от Ирбады ибн Сарияте, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проживет из вас после меня, тот увидит множество разногласий, так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны халифов, ведомых правильным путем, и праведных, держитесь за нее (крепко) и хватайтесь за нее коренными зубами (т.е. держитесь за нее накрепко), и остерегайтесь нововведений в делах, поистине, каждое новшество – бидъа и каждая бидъа - заблуждение!». Достоверность хадиса подтвердил Аль-Альбани. Сказал Хафиз Ибн Касир (да по милует его Аллах): «Приверженцы Сунны и общины говорят в отношении каждого действия и слова, не установленного достоверно от сподвижниках: «Оно является бидъа, потому что если бы это было благом, то они бы опередили нас в этом, потому что они не оставили ничего из благих дел, кроме как поторопились совершить его”. См. «Тафсир Ибн Касир», 7/278-279.

Сказал Шейх аль-Фаузан:”Новшеств, привнесенных в поклонение, в наше время множество; потому что основа в поклонении – воздержание (т.е. ограничивание тем, что узаконил Шариат), потому нельзя узаконивать ничего из них, кроме как с доказательством, а то,что не имеет доказательства, является бидъа, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто». Привел аль-Бухари (2697) и Муслим (1718). И поклонений, которые совершаются сейчас и не имею основы, очень много». См. «Бидъа: виды и положения” шейха аль-Фаузана, 14/15.
Во-вторых: Спросили шейха Ибн Усаймина (да по милует его Аллах): Каково Ваше мнение, почтеннейший шейх, о рукопожатии и словах “Да примет Аллах” сразу после совершения молитвы?

Он ответил: “Нет основы рукопожатию и словам “Да примет Аллах” после завершения молитвы, и не передано это ни от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от его сподвижников, да будет доволен ими Аллах». См. «Сборник фетв и писем» Ибн Усаймина (171/13).

Его также спросили: «Есть люди, которые дополняют зикр после совершения молитвы, например, говорят: «Да примет Аллах», или говорят после омовения: «Замзам». Что вы скажете об этом? Да хранит вас Аллах».

Он ответил: «Это не является зикром, но является мольбой, когда заканчивают молитву и говорят: «Да примет Аллах от тебя». Несмотря на это, мы считаем, что человек не должен делать этого ни после омовения, ни после молитвы, ни после выпивания воды замзам, потому что такие действия, если выполнять их, могут принять за Сунну, и необоснованно узаконить». См. «Сборника фетв и писем» Ибн Усаймина, (211/13).

Нужно обратить внимание на мудрость и мягкость в прояснении таких вопросов, о которых не ведают многие люди. Они убеждены, что это всего лишь дуа, и что это не является бидъа, поэтому следует проявить тактичность в таких вопроса, ответить ему на его мольбу за тебя, произнося мольбу за него или же сказать «Да вознаградит тебя Аллах» или что-то подобное, а затем прояснить ему с мягкостью Сунну в этом вопросе. Ат-Тирмизи (2738) передал от Нафиа, что мужчина чихнул рядом с Ибн Умаром,да будет Аллах доволен ими обоими, и он сказал: «Хвала Аллаху, и мир Пророку Аллаха». Ибн Умар сказал: «И я говорю «Хвала Аллаху, и мир Пророку Аллаха», однако не так нас учил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он учил нас говорить: «Хвала Аллаху в любом состоянии». Шейх аль-Альбани сказал, что это хороший хадис. Посмотри, как Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, пояснил ему, что такое слово не отвергается само по себе, но отвергается оставление Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ее выполнение, или привычка говорить эти слова как Сунну. И обрати внимание на его мягкость с тем, кто допустил ошибку, и его вежливость к нему, указывая на место Сунны в такой ситуации. См. также ответ на вопрос №1884.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Есть вид поздравления, передаваемый от сподвижников, но после праздничной молитвы (‘Ид).

Джубайр ибн Нафир рассказывал: “Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день праздника, они говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от вас” . ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 2/517.

تَقَبلَ اللهُ مِنا وَمِنْكُمْ

“Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум”.
Мухаммад ибн Зияд рассказывал: “Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от тебя”. аль-Байхакъи в “Сунан аль-кубра” 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
Адхам рассказывал: “Мы говорили ‘Умару ибн ‘Абдуль-Азизу в дни двух праздников: «Такъаббаля-Ллаху минна уа минк, о повелитель правоверных!», а он отвечал тем же и не порицал этого ”. аль-Байхакъи. См. в “аль-Хауи” 1/112, имама ас-Суюты.
‘Али ибн Сабит рассказывал: “Однажды я спросил имама Малика о словах людей в день ‘Ида: «», и он сказал: “Это дело всегда было у нас, и мы не видим в этом ничего плохого!” Имам Ибн Хиббан в “ас-Сикъат” 9/90.
Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день ‘Ида говорил: “Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые”. См. “аль-Инсаф” 5/381.
Тот факт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравления упоминаются в установленном варианте, а именно: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк », указывает на то, что не следует заменять этот вид приветствия на какой-либо иной вид.
Что касается распространенного вида поздравления, как: “Куллю ‘ам уа антум би хайр ”, “Ид мубарак ” и т.п., то такой вид поздравления не передается ни от кого из сподвижников и их последователей (таби’ун), и нет этому никакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” 52.

Спросили : Какова форма поздравления с благословенным Праздником Жертвоприношения? Мы знаем что люди говорят друг другу в день Праздника Разговения: «Да примет Аллах от нас и от вас праведные дела» (Такаббаля Ллаху минна уа минкум салихуль а’маль), а что нужно говорить в Праздник Жертвоприношения?

Ответ: Нет для этого определеной ограниченной формы. Можно сказать «Да примет Аллах от нас и от вас» (такаббаля Ллаху минна уа минкум), или «Да будет благословенен ваш праздник»(Идукум мубарак), или «Благословенен праздник» (Аль-Ид мубарак), или «Да сделает Аллах благословенным ваше празднование» (Джа’аля Ллаху идукум мубарак) – все равно в Праздник Жертвоприношения это или в Праздник Разговения. И так же относительно хаджа: «Да будет твой хадж принят» (хадджука макбуль), «Да примет Аллах от тебя» (такаббаля Ллаху минк),«Да будет твоя умра принята» (Умратука макбуля) – этого, и подобного этому достаточно, потому что нет определенной ограниченной формы для этого. А что касается праздников многобожников и христиан, то нельзя поздравлять их с этим и нельзя учавствовать с ними в их праздниках. И если случится, что ты будешь там где проходит регулярный праздник немусульман, таких как христиан и других – то не поздравляй их с этим, и не учавствуй с ними в праздновании, и не приходи туда, потому что в этом есть уподобление им, и есть довольство их ложным праздникам. У мусульман всего два регулярных праздника: Праздник Жертвоприношения и Праздник Разговения. И называются так же дни хаджа Идом, день стояния на Арафате и дни ташрика называются Ид, потому что они регулярны и поклоняются Аллаху в те дни. А что же касается регулярных праздников многобожников из числа христиан и других – то не разрешается посещать их, поздравлять с ними и продавать поздравительные открытки для них, потому что все это порицаемо. Просим у Аллаха для всех верного руководства и успеха. «Фатауа нурун аля ддарб»

Спросили : Каково положение поздравления с регулярным праздником? И есть ли для него определенная форма?

Ответ: Поздравление с регулярным праздником разрешено, нет для него особой ограниченной формы, и то что есть в отношении этого в обычаях людей – то разрешено, если само по себе не является грехом…

Так же ответил шейх: Поздравление с наступлением Ида передается от некоторых сподвижников, да будет доволен ими Аллах. И оно не является обязательным, а относится к области обычаев людей, они поздравляют друг друга с приходом Ида и с завершением поста и ночных намазов месяца рамадан.

Так же спросили его, да помилует его Аллах: Каково положение пожимания рук, обниманий и поздравлений после праздничного намаза?

Ответ: Нет никаких проблем в этом, потому что люди делают это не в виде поклонения и не для того, чтобы приближаться через это ко Всевышнему Аллаху, но делают это по обычаю, проявляя уважение и доброе отношение. И обычаи не перестают быть разрешенными до тех пор, пока не переходят запреты Шариата . «Маджмуа фатауа Ибни Усеймин», т. 16, с. 208 – 210.

Спросили выдающегося ученого Салиха аль-Фаузана , да сохранит его Аллах:

Вопрос : Когда наступает месяц Рамадан, мы часто слышим, как люди желают друг другу барака в связи с его приходом, говоря: «Мабрук ‘алайка шахру рамадан» (”Пусть у тебя будет много барака в этом месяце”). Есть ли на это основа в шариате?

Ответ: Поздравлять с приходом Рамадана – нет в этом проблем, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, радовал своих сподвижников приходом Рамадана и побуждал их стараться совершать как можно больше благих дел. Как сказал Всевышний: “Скажи: «Это – милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают ” (Сура Йунус, аят 58).

Поздравление, связанное с приходом этого месяца и радость в честь него, указывают на стремление к добру. И наши саляфы радовали друг друга приходом этого месяца, следуя в этом пророку, мир ему и благословение Аллаха. Как это пришло в длинном хадисе Сальмана, в котором пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О, люди к вам пришел благословенный месяц…»“.

Номер фетвы: 1744
Название фетвы: “Поздравление c наступлением месяца Рамадан”

Оригинал статьи на арабском: http://www.sahab.net/forums/showthread.php?t=370906

В добавление к ответу шейха Фаузана приведем хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пришел к вам Рамадан, благословенный месяц! Вменил Всевышний и Великий Аллах пост в этот месяц! В нем открываются врата небес и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи! И у Аллаха есть в этом месяце одна ночь, которая лучше чем тысяча месяцев. И тот, кто лишился блага этой ночи, тот лишенный! » ан-Насаи 2106. Хадис достоверный. См. «ат-Та’ликъ аль-гъариб» 2/69.

Хафиз Ибн Раджаб , приведя этот хадис сказал: “Посланник Аллаха радовал своих сподвижников наступлением Рамадана. И некоторые ученые говорили: «Этот хадис является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга с наступлением месяца Рамадан» ”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 156.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Да примет Аллах у вас и нас!

Поздравляю всех мусульман с праздником Ид аль-Фитр! Такаббаля Ллаху минна уа минкум!

Пришло от Сподвижников (да будет доволем ими Аллах), то что они поздравляли друг друга с праздником и говорили: «Такаббаля Ллаху минна уа минкум » - Да примет Аллах у вас и нас!

Передается от Джубейра ибн Нуфейр то что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) при встрече в празднечный день окончания Рамадана говорили друг другу: تقبل الله منا و منكم – Такаббаля Ллаху минна уа минкум - да примет Аллах у вас и нас! Амин!

Поздравляю вас и ваших близких с праздником! Желаю счастья в обоих мирах, терпения, благого удела и полезных знаний. Пусть Всевышний примет наш пост, молитвы, дуа и другое поклонение и пусть Он поможет нам и впредь совершать благие дела, щедро вознаградит за них и введёт в Рай по милости Своей! Пусть Он избавит нас и наши семьи от Огня, ведет всех нас прямым путём и помогает нам усердно и благотворно трудиться на Его пути в надежде снискать Его довольство! И да поможет Всевышний нашим братьям и сёстрам во всех уголках земного шара и да облегчит Он каждому из нас его земные испытания и расчёт в мире вечном! Амин!

Да примет Аллах у вас и нас!

Поздравляю всех мусульман с праздником Ид аль-Фитр! Такаббаля Ллаху минна уа минкум!

Пришло от Сподвижников (да будет доволем ими Аллах), то что они поздравляли друг друга с праздником и говорили: «Такаббаля Ллаху минна уа минкум » - Да примет Аллах у вас и нас!

Передается от Джубейра ибн Нуфейр то что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) при встрече в празднечный день окончания Рамадана говорили друг другу: تقبل الله منا و منكم – Такаббаля Ллаху минна уа минкум - да примет Аллах у вас и нас! Амин!

Поздравляю вас и ваших близких с праздником! Желаю счастья в обоих мирах, терпения, благого удела и полезных знаний. Пусть Всевышний примет наш пост, молитвы, дуа и другое поклонение и пусть Он поможет нам и впредь совершать благие дела, щедро вознаградит за них и введёт в Рай по милости Своей! Пусть Он избавит нас и наши семьи от Огня, ведет всех нас прямым путём и помогает нам усердно и благотворно трудиться на Его пути в надежде снискать Его довольство! И да поможет Всевышний нашим братьям и сёстрам во всех уголках земного шара и да облегчит Он каждому из нас его земные испытания и расчёт в мире вечном! Амин!