Бжрк нового поколения «молодец» и «баргузин»: история, устройство и ттх. Бронепоезд ХХI века

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" - это новое поколение поездов, вооруженных баллистическими ракетами. Разрабатывается в Российской Федерации. В 2020 году планируется принят на вооружение.

Что представляет собой ядерный поезд? Каким было первое поколение ракетных поездов СССР? Почему у США так и не получилось создать поезд-призрак? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Что такое "БЖРК"?

БЖРК (или поезд-призрак) – боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения. Комплекс располагается на базе железнодорожного состава, состоящего из тепловоза и грузовых вагонов. Снаружи ничем не отличается от обычных товарных поездов, которые тысячами курсируют по России. Однако, имеет совсем непростую начинку. Внутри размещаются межконтинентальные ракеты, командные пункты, технические системы обслуживания, технологические модули, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. При этом поезд автономен.

БЖРК создавался в первую очередь как основная ударная мощь для нанесения ответного ядерного удара по потенциальному противнику, поэтому обладал качествами мобильность и живучесть. По замыслам командования должен был уцелеть после нанесения по нему удара межконтинентальной баллистической ракетой потенциальным противником.

БЖРК "Скальпель" - предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна - заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге - результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.


Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда - огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель"). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение - минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК "Молодец" были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Попытки США создать поезд-призрак

США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название "Minitman Rail Garrison".

Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.


Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.

Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.

Но "Peacekeeper Rail Garrison" так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.

В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.

Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ

В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.

Известно, что проектное название нового БЖРК - «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.

Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.

Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.

Сравнительные характеристики

Параметр БЖРК "Баргузин" БЖРК "Молодец"
Дата принятия на вооружение 2009 1989
Длина ракеты, м 22,7 22,6
Стартовая масса, т 47,1 104,5
Максимальная дальность, км 11000 10 100
Количество и мощность боевых блоков, Мт 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 10×0,55
Количество локомотивов 1 3
Количество ракет 6 3
Автономность, суток 28 28

Преимущества нового БЖРК:

  1. Меньший вес поезда
  2. Современные навигационные системы
  3. Большая точность попадания ракет

Ракеты

На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.

Существует ли БЖРК сейчас?

После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.

Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.

«Ядерный поезд» - боевой железнодорожный ракетный комплекс - любимая страшилка в разговорах про стратегические вооружения, уступает, пожалуй, только легендарной «нейтронной бомбе». Недавно российским гражданам сообщили об отказе от запуска в серию новейшего БЖРК «Баргузин». Мы подумаем - а так ли он был нужен?

Чёрной-чёрной ночью чёрный-чёрный поезд мчится по заснеженному-заснеженному полю и несёт в себе ядерные-ядерные ракеты. Примерно так и представляется обывателям работа боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Неотличимый от простых поездов, он скрытно курсирует по необъятным просторам нашей страны. Внутри же сидят суровые и насторожённые военные, пьют чай из стаканов с подстаканниками и думают о судьбах Родины, готовые в любой момент запустить ракеты с ядерной боеголовкой.

Недавно стало известно, что разработка БЖРК нового поколения «Баргузин» была прекращена на этапе проектирования. И это не так плохо, как может показаться сразу, и уж точно не подразумевает серьёзных прорех в ядерном щите нашей страны. Всё дело в том, что поезд с ядерными ракетами был идеальным оружием только с точки зрения запугивания обывателей. С практической же стороны к этому чуду техники было очень много вопросов. Начнём с начала: в предыдущем подходе к теме было сформировано 12 поездов, каждый из которых нёс три ракеты, итого 36. По сравнению с общим советским арсеналом это была капля в море.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы РТ-23 «Молодец» несли боевое дежурство с 1987 года. В 2003–2007 годах они были утилизированы по договору СНВ-2, но две демилитаризованные пусковые установки сохранены в качестве музеев.

Вообще основная задача любого мобильного носителя - незаметно добраться на оптимальную точку пуска, отстреляться и постараться удрать живым на максимальной скорости. Ближе всех к противнику могут «подъехать» подводные лодки и самолеты-ракетоносцы, которые больше других подходят для всяких хитрых планов, с пусками из неожиданных мест и по нестандартной траектории.

Мобильные комплексы на колёсах справятся с этим хуже, зато могут двигаться, как тараканы, - легко менять направление и разбегаться после нанесения удара в разные стороны. Поезд же, как справедливо отмечал Андрей Макаревич, «проедет лишь там, где проложен путь».

еперь посмотрим на карту железных дорог нашей страны. Эффективно прятать поезд от всевидящих глаз спутников можно только в европейской части России, где есть разветвлённая сеть железных дорог. Гнать его по нитке Транссиба весело, но глупо. Но и в европейской части БЖРК не будет чувствовать себя вольготно: за последние годы среднесуточная скорость движения транспортных составов значительно снизилась из-за необходимости часто останавливаться и пережидать пассажирские поезда и составляет - та-дамм! - девять километров в час! То есть даже если спутник-шпион будет снимать «Баргузин» раз в сутки, он не уедет дальше чем на 200 с небольшим километров от последней фотографии.

Теперь немного о пресловутой незаметности. В сети есть воспоминания «матёрых» железнодорожников, оказавшихся неспособными отличить советский БЖРК «Молодец» от обычного поезда. Честно говоря, в это не очень верится. Три локомотива, за ними три пассажирских вагона, четыре почтовых, а затем рефрижераторные вагоны не с четырьмя, а с восемью осями. Вы часто видите такие поезда? Вообще микс из пассажирских и рефрижераторных вагонов - это уже очень редкое явление на желеной дороге. Предполагалось, что новые «Баргузины» будут использовать обычные четырёхосевые вагоны, однако это не сильно исправит ситуацию, хотя, конечно, они не будут выделяться так радикально, как «Молодцы» с их системами перераспределения массы на соседние вагоны.

Поверьте, знать о том, что к ним приехал «ядерный поезд», будут все работники от диспетчерской до депо. А в эпоху мобильников, инстаграма и повсеместной геолокации это превратится в увлекательнейшую игру по поиску в сети хэштега #nucleartrain и #barguzin. Фото на фоне поезда с ракетами - это прекрасно. Что уж говорить про современные цифровые системы учёта вагонов, способные запалить такие поезда в моменты выхода на линию. В итоге мы имеем очень интересный, сложный технически и дорогой проект сомнительной полезности. Опять-таки, в качестве страшной сказки на ночь ядерный поезд идеален. Он останавливается в чистом поле, из вагона-электростанции поднимаются специальные выдвижные устройства. Они закорачивают контактную сеть, во все стороны летят искры и молнии, на протяжении ближайших километров останавливаются все электропоезда. Затем провода отводятся в стороны, ракеты поднимаются и выбрасываются из пусковой установки на небольшую высоту, включаются маршевые двигатели, и вот подарки уже летят в сторону мирно спящей Оклахомщины. Увидишь такое во сне - проснёшься в холодном поту.

С точки же зрения практической реализации всё очень дорого, сложно и ещё раз дорого. Бросковые испытания система прошла, а значит, в случае строгой необходимости может быть достаточно оперативно доведена до практической реализации. Пока же наш поезд будет «стоять на запасном пути», и ничего страшного. Тем же, кто хочет лить слёзы по «мы в советские времена уууу», я рекомендую посетить питерский музей железнодорожной техники возле Балтийского вокзала. БЖРК «Молодец» там есть - можно поностальгировать.

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Главная задача поезда "Баргузин" - затеряться среди гражданских составов

Россия работает над воссозданием знаменитых "ядерных поездов" - боевых железнодорожных комплексов, вооруженных межконтинентальными ракетами.

Маскируясь под гражданские поезда, составы с пусковыми установками ракет "Ярс" будут курсировать по обычной железнодорожной сети, затерявшись среди простых поездов.

О работах в этой области не раз сообщали российские информационные агентства. Генеральный конструктор наземных ракетных комплексов Московского института теплотехники (разработчик комплекса) Юрий Соломонов говорил, что испытания БЖРК "Баргузин" запланированы на четвертый квартал 2016 года.

Две недели назад в интернете появились слухи об успешном испытании на космодроме "Плесецк" пусковой системы баллистической ракеты для "Баргузина".

Официального подтверждения этих испытаний пока не поступило, но накануне эту информацию подтвердил для портала Defence.ru консультант командующего РВСН Виктор Есин, а во вторник Интерфакс получил еще одно подтверждение от анонимного источника в промышленности.

Старый новый комплекс

"Баргузин" - новый железнодорожный комплекс, но он сделан с учетом еще советского опыта.

Советский Союз начал испытание пусковых установок железнодорожного базирования "Молодец" в 1983 году.

В октябре 1987 года в строй вошло первое вооруженное ими подразделение. К 1988 году были введены в строй 20 пусковых установок, но боевое патрулирование прекратилось к началу 90-х годов незадолго до распада СССР.

К началу 2000-х годов поезда были выведены из состава РВСН. Последний такой поезд был разобран в 2007 году в соответствии с договором СНВ-2.

В настоящее время остался лишь один "Молодец" в качестве музейного экспоната.

Разрабатывали подобные комплексы и в США, причем устройство поезда было похожим на советский проект.

Первый прототип железнодорожного комплекса Peacekeeper Rail Garrison был передан для испытаний ВВС США в октябре 1990 года, за год до развала главного противника Соединенных Штатов.

С окончанием холодной войны необходимость в таких изысканных средствах ядерного сдерживания, как замаскированный "ядерный" железнодорожный состав, пропала, и ракеты были переданы для установки в подземные пусковые шахты.

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Боевой ракетный железнодорожный комплекс (БЖРК) передан Центральному музею Октябрьской железной дороги

Ответный удар

Боевой ракетный железнодорожный комплекс кажется довольно эффективным оружием. Его довольно сложно отличить от обычного гражданского состава с пассажирскими вагонами и рефрижераторами.

Российский военный эксперт Виктор Мураховский рассказал Русской службе Би-би-си, что в отличие от наземных шахтных комплексов, предназначенных для нанесения первого ядерного удара и оснащенных тяжелыми ракетами с жидкостными двигателями, передвижные установки с твердотопливными ракетами - автомобильные и железнодорожные - предназначены для удара ответного.

Местонахождение ракетных шахт может быть известно противнику перед началом войны, и они могут стать вероятной целью превентивного удара. Мобильную пусковую установку отследить сложнее.

"Учитывая, что у нас не так много подвижных грунтовых ракетных комплексов, а также, учитывая, что современные многоспектральные оптико-электронные комплексы космической разведки позволяют вскрывать местонахождение грунтовых ракетных комплексов, это вполне ожидаемый шаг со стороны министерства обороны России", - сказал он.

Железнодорожный комплекс обладает минимум двумя достоинствами по сравнению с грунтовым - его сложно отличить от остальных поездов, и, кроме того, он за сутки может переместиться на сотни километров.

Однако есть у него и минусы. В прошлом устанавливавшиеся на "Молодце" твердотопливные ракеты РТ-23 имели вес по 110 тонн каждая, что требовало усиления железнодорожной колеи по маршруту движения поезда и в местах запусков.

"В Советском Союзе два этих поезда за счет своей массы были очень ограничены в перемещении по путям. Они просто раздавливали рельсы. Поэтому вычислить их было сравнительно несложно", - рассказал другой эксперт, главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.

Минометный старт

Параметры "Баргузина" пока неизвестны, но, вероятно, он должен быть, как минимум, намного легче.

Про него известно, что он будет использовать так называемый "минометный" пуск, когда ракета выстреливается из пускового контейнера на несколько метров вверх, после чего срабатывает маршевый двигатель.

По неофициальным данным, именно эта система и испытывалась в Плесецке в ноябре.

Стоимость разработки нового БРЖК также неизвестна, но, по мнению Виктора Мураховского, она вряд ли сильно отличается от разработки нового грунтового комплекса, поскольку пусковая установка и ракета уже созданы, необходимо разработать лишь железнодорожную платформу.

Андрей Фролов, в свою очередь, отметил, что для комплекса нужно будет строить определенную инфраструктуру, включая специальные депо для обслуживания.

Источник Интерфакса сообщил, что летно-конструкторские испытания МБР для "Баргузина", вероятно, начнутся в 2017 году, однако официальных, либо более точных сведений об этом, нет.

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

4.12.2017 · В стране

В ноябре 2016 года представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ наперебой рапортовали об успешном проведении первых бросковых испытаний межконтинентальной баллистической ракеты для перспективного боевого железнодорожного комплекса «Баргузин». На текущий год были запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса и начало летно-конструкторских испытаний ракеты для него. Поезд должен был нести боевое дежурство как минимум до 2040 года.

И вдруг в субботу СМИ сообщают – тема закрыта как минимум на ближайшую перспективу. Фактически если данная информация будет подтверждена официально, то это будет первый случай остановки – временно или насовсем – работ в интересах стратегических ядерных сил (СЯС), которые, напомним, считаются главным гарантом безопасности страны и на развитие которых ресурсы выделяются в приоритетном порядке.

Разработка нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), получившего название «Баргузин», была начата в 2012 году. А в декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил: «В настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса».

Ракетные поезда – тема не новая для страны. Первый ракетный полк с БЖРК «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине следующего года было развернуто уже пять таких полков. После распада Советского Союза данные комплексы были ликвидированы, последний был снят с боевого дежурства в 2005 году.

Но идея оказалась на удивление живуча, и через несколько лет в Москве вновь решили к ней вернуться. Однако, судя по всему, ее практическая реализация оказалась на сегодня неподъемной для российского бюджета. С другой стороны, в условиях стремительного развития средств обнаружения воздушного и космического базирования, а также серьезного качественного рывка, достигнутого ведущими странами мира в области создания высокоточных средств поражения, создание БЖРК в качестве средства ответного или ответно-встречного удара становится весьма сомнительной затеей.

А в исследовании американской корпорации RAND от 2014 года, например, указывается, что ракетный поезд имеет такие серьезные недостатки: более сложное обслуживание, возможность естественного (снег, обвалы) и искусственного (диверсии, аварии) блокирования пути, ограниченный набор маршрутов, более низкая живучесть по сравнению с шахтными комплексами (будучи обнаруженным противником, ракетный поезд может считаться уничтоженным).

Кроме того, согласно тому набору договоров в области ограничения стратегических вооружений, участником которых является Россия, эксплуатация мобильных комплексов в буквальном смысле зажата в тиски многочисленных ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать весь их уникальный боевой потенциал. А самое главное – не позволяет добиться скрытности патрулирования.

Если ракетный поезд должен передвигаться только по определенному маршруту или маршрутам в зоне своей дислокации, да еще и регулярно демонстрировать себя воздушным и космическим средствам наблюдения зарубежных «контролеров», то о какой скрытности может идти речь? И это, пожалуй, самое главное достоинство БЖРК, без которого утрачивает смысл сама концепция ракетного поезда (хотя запрета на создание таких ракетных комплексов нет).

Конечно, убрать всех этих «контролеров» можно одним росчерком пера – выйти из указанных договоров, сняв тем самым с себя любые ограничения, но такого себе не позволяли две сверхдержавы даже в самые жаркие периоды холодной войны. Не говоря уже о том, что имеется еще и агентурная разведка, да и спутники никуда не денутся. Получится ли от них замаскироваться – это большой вопрос.

К примеру, генерал-полковник Сергей Каракаев в декабре 2013 года говорил журналистам, что вагон БЖРК первого поколения достаточно сильно отличался от вагона-рефрижератора, под который его маскировали. Он был длиннее, тяжелее, да и колесных пар было больше. Вагон нового поезда, по его словам, можно замаскировать более успешно, хотя куда деть такой демаскирующий признак, как несколько локомотивов в голове короткого «спецпоезда», – непонятно.