Современные и перспективные зенитные ракетные системы пво-про россии. Комплексы пво Мобильный комплекс пво

Сегодня познакомимся с зенитно-ракетным комплексом «Бук», который считается одним из лучших представителей своего класса на мировой арене. Машина способна уничтожать авиацию противника и ракеты, суда и строения. Рассмотрим также варианты исполнения и отличия между модификациями.

Что такое ЗРК (зенитно-ракетный комплекс) «Бук»

Рассматриваемая машина (армейский зенитно-ракетный комплекс «Бук»), согласно индексу ГРАУ, обозначается как 9К37, а специалистам НАТО и Соединенных Штатов она известна как SA-11 Gadfly. Классифицируется техника как зенитный комплекс на самоходном шасси. Для уничтожения целей используются ракеты. Предназначен комплекс для уничтожения авиации противника, а также прочих аэродинамических целей на небольшой и средней высоте, в пределах 30-18000 метров. При создании предполагалось эффективно бороться с маневрирующими объектами, которые способны оказать интенсивное радиопротиводействие.

История создания ЗРК Бук

Работы по созданию машины начались в январе 197272 года, старт был дан постановлением правительства Советского Союза. Предполагалось, что новая машина заменит на посту своего предшественника – «Куб». Разработчиком системы был назначен НИИ приборостроения имени Тихомирова, которым в то время управлял А.А. Растов. Примечательно, что новую машину предполагалось поставить в строй армии буквально спустя три года после старта разработки, что значительно усложнило задачу конструкторам.

Чтобы сделать возможным выполнение работ в столь сжатые сроки, ее разделили на два этапа:

  1. Сначала в эксплуатацию вводилась глубокая модификация «Куба» – ЗРК «Куб-М3», индекс 9А38. Машина на самоходном шасси с ракетами 9М38 предполагалось ввести в каждую батарею. В ходе работ был создан комплекс с отметкой М4 в названии, который на вооружение приняли в 1978 г.;
  2. Второй шаг подразумевал окончательное введение в эксплуатацию комплекса, состав которого включал: командный пункт, станцию обнаружения целей в воздухе, собственно самоходную установку, а также пуско-заряжающую систему и ЗУР (зенитная управляемая ракета).

Конструкторы с задачей справились, и уже в 1977 начались испытания обеих машин. Два года возможности и потенциал систем оценивался на полигоне Эмба, после чего установки начали поступать на вооружение страны.

Стоит отметить, что, помимо сухопутной вариации системы, на единой ЗУР создавалась и установка для ВМФ . Гусеничное шасси создавал машиностроительный завод в Мытищах (ММЗ), ракеты разрабатывало бюро Свердловска «Новатор». Станция целеуказания/слежения была сконструирована в НИИИП МРП.

Принцип работы ракетного комплекса «Бук»

Характеристики комплекса позволяют эффективно бороться с различными воздушными целями, скорость которых не превышает 830 м/с, осуществляющими маневрирование с перегрузками до 12 единиц. Считалось, что бороться машина сможет даже с баллистическими ракетами «Ланс».

При разработке предполагалось добиться двукратного повышения эффективности работы существующих систем ПВО за счет увеличения канальности при работе с аэродинамическими целями. Необходимой частью работы была автоматизация процессов, начиная с обнаружения потенциального противника и заканчивая его уничтожением.

В каждую батарею полка «Кубов-М3» предполагалось добавить инновационную установку, что при минимальных затратах позволяло увеличить возможности подразделения в разы. Расход средств на модернизацию составил не более 30% от изначальных вложений на формирование, но количество каналов удваивалось (увеличение до 10), количество ЗУР, готовых к выполнению боевых задач возрастало на четверть – до 75.

Стоит отметить, что по итогам испытания систем удалось получить следующие характеристики:

  • в автономном режиме самолеты на трехкилометровой высоте удавалось засечь на 65-77 километрах;
  • низколетящие цели (30-100 м) удавалось засечь с 32-41 км;
  • вертолеты засекались с 21-35 км;
  • в централизованном режиме установка разведки/наведения не позволяла в полной мере проявить потенциал комплекса, поэтому самолеты на высоте 3-7 км удавалось обнаружить только на дальности 44 км;
  • в аналогичных условиях низколетящие летательные аппараты засекались с 21-28 км.

Обработка целей системой в автономном режиме занимает не более 27 секунд, вероятность поражения цели одним снарядом достигала 70-93 процентов. Одновременно рассматриваемые средства могли уничтожить до шести вражеских объектов. Причем разработанные ракеты способны эффективно работать не только по авиации противника и ударным средствам, но и по надводным и наземным объектам.

Метод наведения комбинированный: при выходе на траекторию полета - инерциальный метод, с командного пункта или самой установки проводится корректировка. На финальном этапе, непосредственно перед уничтожением цели задействуется полуактивный режим с использованием автоматики.

Последние два варианта стало возможным уничтожать благодаря лазерному дальномеру, который появился на войсковой модификации М1-2. Обрабатывать можно объекты с выключенным излучением СВЧ, что положительно сказалось на живучести всей системы, ее скрытности от противника, а также защищенности от помех. На борьбу с помехами направлен режим координатной поддержки, внедренный в указанной модификации.

Эффективность установки в ее высокой мобильности: на развертывание из походного положения в боевое требуется всего 5 минут. Передвигается система на специально разработанных гусеничных шасси, есть варианты с колесной базой. В первом варианте по шоссе и пересеченной местности машина развивает до 65 км/ч, запас топливных баков позволяет пройти маршем до 500 км и еще сохранить необходимый объем для работы в течение двух часов.

Комплекс для слаженной работы оснащается следующими средствами:

  • Связь – формируется канал бесперебойного приема/передачи информации;
  • Системы ориентирования/навигации, за минимальный срок формируется привязка к местности;
  • Оборудование для автономного питания всего комплекса;
  • Аппаратура для обеспечения защиты и жизни в условиях применения ядерного или химического оружия .

Для несения боевого дежурства используются автономные системы питания, при необходимости допускается подключение внешних источников. Суммарная продолжительность работы без остановки составляет сутки.

Устройство комплекса 9К37

Для обеспечения работоспособности комплекса, в его состав включено четыре вида машин. Имеются придаваемые технические средства, для которых используются шасси Урал-43203 и ЗИЛ-131. Основная же масса рассматриваемых систем базируется на гусеничном ходу. Однако некоторые варианты установок оснащались колесным ходом.

Боевые средства комплекса следующие:

  1. Один командный пункт, координирующий действия всей группы;
  2. Станция обнаружения целей, которая не только выявляет потенциального противника, но опознает его принадлежность и передает полученные данные командному пункту;
  3. Самоходная огневая установка, которая обеспечивает уничтожение противника в определенном секторе в стационарном положении либо автономно. В процессе работы обнаруживает цели, определяет принадлежность угрозы, ее захват и обстрел;
  4. Пуско-заряжающая установка, способная осуществлять пуск снарядов, а также загрузку дополнительного возимого боекомплекта. Машины этого типа поступают в формирования из расчета 3 на 2 СОУ.

Зенитный ракетный комплекс «Бук» использует ракеты 9М317, которые классифицируются как зенитные управляемые. Снаряды обеспечивают уничтожение противника с высокой вероятностью в широком спектре: воздушные цели, надводные и наземные при условии создания плотных помех.

Командный пункт обозначается индексом 9С470, он способен осуществлять связь одновременно с шестью установками, одной системой обнаружения целей и получать задачи от вышестоящего командования.

Станция обнаружения 9С18 представляет собой трехкоординатную РЛС , работающую в сантиметровом диапазоне. Обнаружить потенциального противника она способна за 160 км, обзор пространства ведется в регулярном или секторном режиме.

Модификации комплекса Бук

По мере модернизации авиации и средств защиты от ПВО, комплекс модернизировался для повышения результативности, быстродействия. Параллельно улучшались собственные средства защиты системы, позволяющие повысить живучесть в боевых условиях. Рассмотрим модификации «Бука».

ЗРК Бук-М1 (9К37М1)

Модернизация системы началась фактически сразу после принятия на вооружение. В 1982 году на вооружение поступил улучшенный вариант машины с индексом 9К37 М1, использующий ракету 9М38М1. От базового исполнения техника отличалась следующими аспектами:

  1. Значительно расширилась зона поражения;
  2. Появилась возможность различать баллистические ракеты, самолеты и вертолеты;
  3. Усовершенствовалось противодействие вражеской ПРО.

ЗРК Бук-М1-2 (9К37М1-2)

К 1997 году появилась следующая модификация ЗРК «Бук» – индекс 9К37М1-2 с новой управляемой ракетой 9М317. Нововведения коснулись практически всех аспектов системы, что позволило поражать ракеты класса «Ланс». Радиус поражения вырос до 45 км по горизонту и до 25 км по высоте.

ЗРК Бук-М2 (9К317)

9К317 является итогом глубокой модернизации базовой установки, которая стала значительно эффективнее по всем параметрам, в частности, вероятность поражения авиации противника достигла 80 процентов. Развал Союза исключил серийное производство, но в 2008 году машина все-таки поступила в ВС.

ЗРК Бук-М3 (9К317М)

Новинка 2016 года – «Бук» М3 характеристики получил более высокие, разрабатывался с 2007. Теперь на борту 6 ракет в закрытых контейнерах, работает автоматически, после пуска снаряд достигает цели самостоятельно, причем вероятность поражения противника практически 100-процентная, за исключением миллионной вероятности промаха.

ЗРК Бук-М2Э (9К317Э)

Экспортный вариант – модификация М2 на шасси Минского АЗ.

ЗРК Бук-МБ (9К37МБ)

Данный вариант – это база, разработанная военно-промышленным комплексом Советского Союза. Его представили инженеры Беларуси в 2005 году. Улучшено радиоэлектронное оборудование, устойчивость к постановке помех и эргономика рабочих мест расчета.

Тактико-технические характеристики

Учитывая масштаб модернизации и обилие модификаций, каждая модель имеет свои тактико-технические характеристики. Наглядно боевую эффективность демонстрирует вероятность поражения различных целей:

Зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1»

Зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1-2»

Параметр: Значение:
Самолеты 3-45
Не более 20
Крылатая ракета Не более 26
Корабль Не более 25
Высота поражения цели, км
Самолеты 0,015-22
«Ланс» 2-16
Самолет 90-95
Вертолет 30-60
Крылатая ракета 50-70
22
1100

Зенитно-ракетный комплекс Бук-М2

Параметр: Значение:
Дистанция поражения противника, км
Самолеты 3-50
Баллистическая ракета, класс «Ланс» Не более 20
Крылатая ракета Не более 26
Корабль Не более 25
Высота поражения цели, км
Самолеты 0,01-25
«Ланс» 2-16
Вероятность уничтожения противника одной ракетой, %
Самолет 90-95
Вертолет 70-80
Крылатая ракета 70-80
Количество целей, по которым одновременно ведется огонь, шт 24
Максимальная скорость обстреливаемого объекта, м/с 1100

Зенитно-ракетный комплекс Бук-М3

Параметр: Значение:
Дистанция поражения противника, км
Самолеты 2-70
Баллистическая ракета, класс «Ланс» 2-70
Крылатая ракета 2-70
Корабль 2-70
Высота поражения цели, км
Самолеты 0,015-35
«Ланс» 0,015-35
Вероятность уничтожения противника одной ракетой, %
Самолет 99
Количество целей, по которым одновременно ведется огонь, шт 36
Максимальная скорость обстреливаемого объекта, м/с 3000

Боевое применение

За долгую историю несения боевого дежурства в различных странах, ракетный комплекс «Бук» успел повоевать. Однако ряд эпизодов его использования создают противоречивую картину относительно его возможностей:

  1. Во время грузино-абхазского конфликта был уничтожен штурмовик Абхазии L-39, что привело к гибели командующего противовоздушной обороной государства. Согласно оценке экспертов, инцидент произошел из-за неверной идентификации цели российской установкой;
  2. В первой чеченской войне участвовал дивизион этих машин, что позволило в реальных условиях оценить их потенциал;
  3. Грузино-южноосетинский конфликт 2008 года запомнился официальным признанием российской стороной потери четырех самолетов: Ту-22М и три Су-25 . Согласно достоверной информации, все они стали жертвами машин «Бук-М1», которые использовал украинский дивизион в Грузии;
  4. Что касается спорных случаев, то первый – это уничтожение самолета Боинг 777 на востоке Донецкой области. В 2014 году машина гражданской авиации была уничтожена, по официальным данным международной комиссии, комплексом «Бук». Однако мнения расходятся относительно принадлежности средства ПВО. Украинская сторона заявляет о том, что системой управляла 53-я бригада противовоздушной обороны России, однако, достоверных доказательств этому нет. Стоит ли верить обвиняющей стороне?
  5. Также противоречивая информация поступает из Сирии, где множество систем ПВО Российского производства, в том числе рассматриваемые машины, использовались в 2018. Министерство Обороны РФ сообщает о 29 ракетах, выпущенных «Буками», и лишь о пяти промахах из них. Соединенные Штаты сообщают, что ни одна из выпущенных ракет не поразила цели. Кому же верить?

Несмотря на провокации и дезинформацию, комплекс «Бук» является достойным противником любым современным вертолетам/самолетам, что доказано на практике. Комплекс используется не только Россией, но и в составе боевых частей в Белоруссии, Азербайджане, Венесуэле, Грузии, Египте, Казахстане, Кипре, Сирии, Украине.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С-300 – это советский (российский) зенитно-ракетный комплекс большого радиуса действия, предназначенный для противовоздушной и противоракетной обороны важнейших военных и гражданских объектов: крупных городов и промышленных структур, военных баз и пунктов и управления. С-300 был разработан в середине 70-х годов конструкторами знаменитого научно-производственного объединения «Алмаз». В настоящее время ЗРК С-300 – это целое семейство зенитно-ракетных комплексов, которые надежно защищают российское небо от любого агрессора.

Ракета комплекса С-300 способна поразить воздушную цель на дистанциях от пяти до двухсот километров, она может эффективно «работать» как против баллистических, так и против аэродинамических целей.

Эксплуатация ЗРК С-300 началась в 1975 года, на вооружение этот комплекс был принят в 1978 году. С тех пор на основе базовой модели было разработано большое количество модификаций, которые отличаются своими характеристиками, специализацией, параметрами работы РЛС, зенитными ракетами и другими особенностями.

Зенитно-ракетные системы (ЗРС) семейства С-300 – одно из самых известных средств ПВО в мире. Поэтому нет ничего удивительного в том, что это оружие пользуется большим спросом за рубежом. Сегодня различные модификации ЗРК С-300 стоят на вооружении бывших советских республик (Украина, Беларусь, Армения, Казахстан). Кроме того, комплекс используется вооружёнными силами Алжира, Болгарии, Ирана, Китая, Кипра, Сирии, Азербайджана и других стран.

С-300 никогда не принимал участия в реальных боевых действиях, но несмотря на это, большинство отечественных и зарубежных экспертов оценивают потенциал комплекса очень высоко. Настолько, что проблемы с поставками этого оружия иногда приводят к международным скандалам, как это было в случае иранского контракта.

Дальнейшим развитием семейства ЗРК С-300 являются (принят на вооружение в 2007 году) и перспективный С-500 «Прометей», который планируют принять в эксплуатацию в 2020 году. В 2011 году было принято решение о завершении серийного производства ранних модификаций комплекса – С-300ПС и С-300ПМ.

Многие годы западные специалисты мечтали «поближе познакомиться» с ЗРК С-300. Такая возможность у них появилась только после распада СССР. В 1996 году израильтяне смогли оценить эффективность работы комплекса С-300ПМУ1, который ранее был продан Россией Кипру. После совместных учений с Грецией представители Израиля заявили, что нашли слабые места этого зенитного комплекса.

Также существует информация (подтвержденная из разных источников), что в 90-е годы американцам удалось купить интересующие их элементы комплекса в бывших советских республиках.

7 марта 2019 года ряд западных СМИ (в частности, французская Le Figaro) опубликовали информацию об уничтожении новейшими израильскими самолетами F-35 батареи сирийских С-300 в районе Дамаска.

История создания ЗРК С-300

История создания зенитно-ракетного комплекса С-300 началась еще в середине 50-х годов, когда в СССР плотно занялись созданием системы противоракетной обороны. Были проведены научно-исследовательские работы в рамках проектов «Шар» и «Защита», в ходе которых была экспериментально доказана возможность создания ЗРК, способных нести и противовоздушную, и противоракетную оборону.

Советские военные стратеги четко понимали, что СССР вряд ли сможет соперничать со странами Запада по количеству боевых самолетов, поэтому развитию войск ПВО уделялось огромное внимание.

К концу 60-х годов советский военно-промышленный комплекс накопил значительный опыт разработок и эксплуатации зенитно-ракетных комплексов, в том числе и в условиях боевых действий. Вьетнам и Ближний Восток предоставил советским конструкторам огромный фактический материал для изучения, показал сильные и слабые стороны ЗРК.

В результате стало ясным, что наибольшие шансы поразить противника и избежать ответного удара имеют мобильные зенитно-ракетные комплексы, способные максимально быстро переходить из походного положения в боевое и обратно.

В конце 60-х годов с подачи командования войск ПВО СССР и руководства КБ-1 Министерства радиопромышленности возникла идея создания единого унифицированного противосамолетного зенитного комплекса, который бы мог поражать воздушные цели на дистанциях до 100 км и подходил для использования как в сухопутных войсках, так и в ПВО страны, и в Военно-морском флоте. После обсуждения, в котором принимали участие военные и представители ВПК, стало понятно, что подобная зенитная система может оправдать затраты на изготовление только в том случае, если она сможет также выполнять задачи противоракетной и противоспутниковой обороны.

Создание подобного комплекса является амбициозной задачей и в наши дни. Официально работы над С-300 начались в 1969 году, после появления соответствующего постановления Совмина СССР.

В конце концов было принято решение о разработке трех ЗРС: для ПВО страны, для ПВО Сухопутных войск и для ПВО ВМФ. Они получили следующие обозначения: С-300П («ПВО страны»), С-300Ф («Флотская») и С-300В («Войсковая»).

Забегая наперед, следует отметить, что добиться полной унификации всех модификаций комплекса С-300 так и не удалось. Дело в том, что элементы модификаций (кроме РЛС кругового обзора и ЗУР) изготавливались на различных предприятиях СССР с использованием собственных технологических требований, комплектующих и технологий.

В целом же в этом проекте были задействованы десятки предприятий и научных организаций со всего Советского Союза. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО «Алмаз», ракеты комплекса С-300 создавались в МКБ «Факел».

Чем дальше продвигались работы, тем больше становилось проблем, связанных с унификацией зенитного комплекса. Основной их причиной были особенности использования подобных систем в разных видах войск. Если ЗРК ПВО и ВМФ обычно применяются вместе с весьма мощными системами радиолокационной разведки, то комплексы войсковой ПВО обычно имеют высокую степень автономности. Поэтому решено было передать работу над С-300В НИИ-20 (в будущем НПО «Антей»), которая к тому времени имела значительный опыт разработок армейских средств ПВО.

Специфические условия применения зенитно-ракетных комплексов на море (отражение от сигнала поверхности воды, повышенная влажность, брызги, качка) вынудили назначить головным разработчиком С-300Ф ВНИИ РЭ.

Модификация ЗРК С-300В

Хотя ЗРК С-300В изначально создавался в рамках единой программы с другими модификациями комплекса, позже он был передан другому головному разработчику – НИИ-20 (позже НИЭМИ) и по сути стал отдельным проектом. Разработкой ЗУР для С-300В занималось Свердловское машиностроительное КБ (СМКБ) «Новатор». Пусковые установки и заряжающие машины для комплекса были созданы в ОКБ «Старт», а РЛС «Обзор-3» конструировали в НИИ-208. С-300В получила собственное название «Антей-300В» и до сих пор находится на вооружении российской армии.

В состав зенитного дивизиона комплекса С-300В входят следующие компоненты:

  • командный пункт (9С457) для управления боевой работой ЗРС;
  • РЛС кругового обзора «Обзор-3»;
  • РЛС секторного обзора «Имбирь»;
  • четыре зенитные батареи для поражения воздушных целей.

В состав каждой батареи входили два типа пусковых установок с разными ЗУР, а также две пуско-заряжающие машины для каждой из них.

Изначально С-300В планировалась как фронтовой зенитно-ракетный комплекс, способный бороться с SRAM, крылатыми ракетами (КР), баллистическими ракетами (типа «Ланс» или «Першинг»), самолетами и вертолетами противника при условии массированного их применения и активного радиоэлектронного и огневого противодействия.

Создание ЗРК «Атлант-300В» проходило в два этапа. На первом из них комплекс «научился» уверенно противодействовать крылатым ракетам, баллистическим и аэродинамическими целям.

В 1980-1981 гг. на полигоне Эмба были проведены испытания ЗРК, которые прошли успешно. В 1983 году «промежуточная» С-300В1 была принята на вооружение.

Целью второго этапа разработки было расширение возможностей комплекса, ставилась задача приспособить ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами типа «Першинг», аэробаллистическими ракетами SRAM и самолетами-постановщиками помех на дистанциях до 100 км. Для этого в состав комплекса был введен РЛС «Имбирь», новые зенитные ракеты 9М82, пусковые установки и заряжающие машины для них. Испытания улучшенного комплекса С-300В проводились в 1985-1986 гг. и завершились успешно. В 1989 году С-300В была принята на вооружение.

В настоящее время ЗРК С-300В находится на вооружении российской армии (более 200 единиц), а также вооруженных сил Украины, Белоруссии и Венесуэлы.

На базе ЗРС С-300В разработаны модификации С-300ВМ («Антей-2500») и С-300В4.

С-300ВМ – это экспортная модификация комплекса, которая поставлялась в Венесуэлу. Система имеет один тип ракет в двух вариантах, дальность ее стрельбы достигает 200 км, С-300ВМ может одновременно поражать 16 баллистических или 24 воздушных целей. Максимальная высота поражения – 30 км, время развертывания составляет шесть минут. Скорость ЗУР составляет 7,85 Маха.

С-300В4. Самая современная модификация комплекса, она может поражать баллистические ракеты и аэродинамические цели на дистанциях в 400 км. В настоящее время все комплексы С-300В, стоящие на вооружении ВС России, модернизированы до уровня С-300В4.

Модификация С-300П

ЗРС С-300П – это зенитная система, предназначенная для обороны важнейших гражданских и военных объектов от любых видов воздушного нападения: баллистических и крылатых ракет, самолетов, беспилотных летательных аппаратов, в условиях массированного применения при активном радиоэлектронном противодействии противника.

Серийное производство зенитно-ракетной системы С-300ПТ началось в 1975 году, через три года она была принята на вооружение и стала поступать в строевые части. Литера «Т» в наименовании комплекса означает «транспортируемый». Головным разработчиком комплекса являлось НПО «Алмаз», ракету конструировали в КБ «Факел», а изготавливалась она на «Северном заводе» в Ленинграде. Пусковыми установками занималось ленинградское КБСМ.

Эта система ПВО должна была заменить уже устаревшие на тот момент ЗРС С-25 и ЗРК С-75 и С-125.

ЗРС С-300ПТ состояла из командного пункта, в состав которого входил РЛС обнаружения 5Н64 и пункта управления 5К56, и шесть ЗРК 5Ж15. Первоначально система использовала ЗУР В-500К с максимальной дальностью поражения 47 км, позже они были заменены ракетами В-500Р с дальностью поражения целей до 75 км и бортовым радиопеленгатором.

В состав ЗРК 5Ж15 входил РЛС обнаружения целей на малых и предельно малых высотах 5Н66, система управления с РЛС подсвета наведения 5Н63 и ПУ 5П85-1. ЗРК вполне мог функционировать и без РЛС 5Н66. Пусковые установки были расположены на полуприцепах.

На основе зенитно-ракетной системы С-300ПТ было разработано несколько модификаций, которые эксплуатировались в СССР и отправлялись на экспорт. ЗРС С-300ПТ снята с производства.

Одной из наиболее массовых модификаций зенитного комплекса стала С-300ПС («С» означает «самоходный»), которая была принята на вооружение в 1982 году. К ее созданию советских конструкторов сподвиг опыт использования средств ПВО на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Он ясно показал, что выжить и эффективно выполнить боевую работу по силам только высокомобильным средствам ПВО с минимальным временем развертывания. С-300ПС разворачивалась из походного положения в боевое (и обратно) всего лишь за пять минут.

В состав ЗРС С-300ПС входит КП 5Н83С и до 6 ЗРК 5Ж15С. При этом каждый отдельный комплекс имеет высокую степень автономности и может вести бой самостоятельно.

В состав КП входит РЛС обнаружения 5Н64С, выполненный на шасси МАЗ-7410 и пункт управления 5К56С на базе МАЗ-543. ЗРК 5Ж15С состоит из РЛС подсвета и наведения 5Н63С и нескольких пусковых комплексов (до четырех). На каждой ПУ находится четыре ракеты. Они также выполнены на шасси МАЗ-543. Кроме того, в состав комплекса может входить система обнаружения и уничтожения маловысотных целей 5Н66М. Комплекс оснащен системой автономного энергоснабжения.

Дополнительно каждый дивизион С-300ПС мог быть оснащен всевысотной трёхкоординатной РЛС 36Д6 или 16Ж6 и топопривязчиком 1Т12-2М. Кроме того, зенитно-ракетный комплекс мог оснащаться модулем обеспечения дежурства (на базе МАЗ-543), в котором оборудовались столовая, караульное помещение с пулеметом, жилые помещения.

В середине 80-х годов на базе С-300ПС была разработана модификация С-300ПМУ, основным отличием которой было увеличение боекомплекта до 28 ЗУР. В 1989 году появилась экспортная модификация комплекса С-300ПМУ.

В середине 80-х годов началась разработка еще одной модификации С-300ПС – С-300ПМ. Внешне (и по составу) эта система мало чем отличалась от предыдущих комплексов этой серии, но данная модификация была выполнена на новой элементарной базе, что позволило вывести ее характеристики на новый уровень: значительно повысить помехозащищенность и почти в два раза увеличить дальность поражения целей. В 1989 году С-300ПМ была принята на вооружение войск ПВО СССР. На ее базе была создана усовершенствованная модификация С-300ПМУ1, которая впервые была продемонстрирована широкой общественности в 1993 году на авиасалоне в Жуковском.

Основным отличием С-300ПМУ1 была новая ЗУР 48Н6, имевшая меньшую боевую часть и более усовершенствованную аппаратную составляющую. Благодаря этому новая ЗРС получила возможность бороться с воздушными целями, летящими на скорости 6450 км/ч и уверенно поражать самолеты противника на дистанциях в 150 км. В состав С-300ПМУ1 вошли более совершенные радиолокационные станции.

ЗРС С-300ПМУ1 может использоваться как автономно, так и в комплексе с другими средствами ПВО. Минимальное ЭПР цели, достаточное для обнаружения, составляет 0,2 кв. метра.

В 1999 году были продемонстрированы новые зенитные ракеты для комплекса С-300ПМУ1. Они имели меньшую боевую часть, но большую точность поражения цели за счет новой системы маневрирования, которая работала не за счет оперения, а используя газодинамическую систему.

До 2014 года все ЗРС-300ПМ, стоящие на вооружении ВС России, были модернизированы до уровня С-300ПМУ1.

В настоящее время проходит второй этап модернизации, который заключается в замене устаревших вычислительных средств комплекса на современные образцы, а также в замене оборудования рабочих мест зенитчиков. Новые комплексы будут оборудованы современными средствами связи, топопривязки и навигации.

В 1997 году общественности была представлена новая модификация комплекса - С-300ПМ2 «Фаворит». Тогда же она была принята на вооружение. Данный вариант имеет увеличенную дальность поражения целей (до 195 км), а также возможность противостоять новейшим летательным аппаратам, изготовленными с использованием технологий «стелс» (ЭПР цели – 0,02 кв. м).

«Фаворит» получил усовершенствованные ракеты 48Н6Е2, способные уничтожать баллистические цели малой и средней дальности. В войсках ЗРС С-300ПМ2 начали появляться в 2013 году, ранее выпущенные модификации С-300ПМ и С-300ПМУ1 могут быть модернизированы до их уровня.

Модификация С-300Ф

С-300Ф – это зенитно-ракетная система, разработанная для военно-морского флота на базе ЗРС С-300П. Головным разработчиком комплекса выступало ВНИИ РЭ МСП (позже НПО «Альтаир»), ракетой занимался МКБ «Факел», а РЛС – НИИП. Изначально новой системой ПВО планировали вооружить ракетные крейсера проектов 1164 и 1144, а также корабли проекта 1165, который так и не был реализован.

ЗРС С-300Ф предназначалась для поражения воздушных целей на дистанциях до 75 км, летящих со скоростью 1300 м/c в диапазоне высот от 25 м до 25 км.

Опытный образец С-300Ф впервые был установлен на БПК «Азов» в 1977 году, официально на вооружение комплекс был принят в 1984 году. Государственные испытания флотского варианта С-300 проходили на ракетном крейсере «Киров» (проект 1144).

Опытный образец ЗРК состоял из двух пусковых установок барабанного типа, которые вмещали 48 ЗУР, а также системы управления «Форт».

ЗРК С-300Ф «Форт» выпускались в двух модификациях с шестью и восемью барабанами, каждый из которых вмещал по 8 вертикальных пусковых контейнеров. Один из них всегда находился под пусковым люком, маршевый двигатель ракеты запускался после выхода ее с направляющих. После пуска ракеты барабан поворачивался и выводил под люк новый контейнер с ЗУР. Интервал стрельбы С-300Ф – 3 секунды.

ЗРС С-300Ф имеют систему самонаведения с полуактивным радаром ракеты. Комплекс имеет СУО 3Р41 с РЛС с фазированной антенной решеткой.

ЗУР 5В55РМ, которая использовалась на комплексе С-300 «Форт», - это твердотопливная ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме. Отклонение ракеты в полете происходило за счет газодинамической системы. Взрыватель – радиолокационный, боевая часть осколочно-фугасная, массой 130 кг.

В 1990 году была продемонстрирована модифицированная версия комплекса – С-300ФМ «Форт-М». Основным ее отличием от базовой модели являлась новая ЗУР 48Н6. Масса ее боевой части была увеличена до 150 кг, а радиус поражения – до 150 км. Новая ракета могла уничтожать объекты, летящие со скоростью до 1800 м/с. Экспортная модификация С-300ФМ имеет наименование «Риф-М», в настоящее время ею вооружены эсминцы ВМФ Китая типа 051С.

Последней модернизацией комплекса С-300Ф «Форт» является разработка зенитных управляемых ракет 48Н6Е2, которые имеют дальность стрельбы 200 км. В настоящее время подобными ЗУР вооружен флагман Северного флота крейсер «Петр Великий».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс С-350 / 50Р6 / 50Р6А "Витязь" / ОКР "Витязь-ПВО"


Зенитный ракетный комплек
с ПВО / зенитная ракетная система средней дальности. Разрабатывается ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей", главный конструктор - Илья Исаков (ист. - Новейшую... ). Предварительные проработки комплекса на смену ЗРК С-300 начаты НПО "Алмаз" 1991-1993 г.г. Первые упоминания о проекте ЗРК "Витязь" относятся к авиасалону МАКС-1999 на котором были продемонстрированы модели боевых машин комплекса на шасси КАМАЗ. Позже модели показаны и на МАКС-2001. Комплекс предназначен для замены ЗРК С-300П / С-300ПМ.

Разработка ЗРК "Витязь" начата в 2007 г. с планами принятия на вооружение в 2012 г. При создании ЗРК использованы наработки по экспортному проекту ЗРК KM-SAM, спроектированному ГСКБ "Алмаз-Антей" для Южной Кореи. В 2009-2011 г.г. ГСКБ "Алмаз-Антей" проведена ОКР "Витязь-ПВО". В 2010 г. начата разработка конструкторской документации, завершение создания конструкторской документации планировалось на 2011 г. (ист. - Новейшую...). В 2010 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" завершена разработка рабочей конструкторской документации на пункт боевого управления и многофункциональную РЛС, изготовлены опытный образец пункта боевого управления, отдельные законченные устройства пункты боевого управления (ПБУ) и многофункциональной РЛС, проведены стыковка аппаратуры и автономные испытания опытного образца ПБУ (ист. - Годовой отчет ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2009 г.).

В 2011 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" завершена разработка программно-алгоритмического обеспечения многофункциональной РЛС 50Н6А пункта боевого управления 50К6А комплекса 50Р6, завершено оборудование контейнера В-100 из состава антенного поста В-1, оборудовано шасси В-20 из состава РЛС 50Н6А (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2011 г.). В 2012 г. проведены работы по изготовлению опытного образца многофункциональной РЛС, по разработке опытного образца специализированной пусковой установки, а также подготовке средств системы 50Р6А к проведению предварительных и государственных испытаний (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2012 г. ).

В 2013 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" изготовлены опытные образцы специализированной пусковой установки и многофункциональной РЛС ЗРС С-350 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", Годовой отчет за 2013 г. ).
Прототип ЗРК "Витязь" 50Р6А в сост аве самоходной огневой установки 50П6А, машины с многофункциональной РЛС обнаружения воздушных целей 50Н6А и пункта боевого управления 50К6А впервые публично продемонстрирован на Обуховском заводе (г.Санкт-Петербург) 19 июня 2013 г. Серийное производство комплекса будет осуществляться в Северо-Западном региональном центре Концерна ПВО "Алмаз-Антей", в частности на Государственном Обуховском заводе и Заводе радиотехнического оборудования.

Испытания . Полигонные испытания опытного образца ЗРК планировалось начать в 2011 г., но по данным конца 2010 г. изготовление опытного образца планируется уже на 2012 г. и на 2013 г. планируется завершение его испытаний. Развертывание ЗРК планируется начать в 2015 г. (планы 2010 г.). В середине 2013 г. сообщается о выходе на натурные испытания комплекса в 2014 г. (ист. - Новейшую... ). Хотя ранее, в июне 2013 г. сообщалось, что испытания ЗРК должны начаться осенью 2013 г. ().

В январе 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что до 2020 г. на вооружение войск ПВО России поступит более 30 ЗРК "Витязь", которыми планируется заменить ЗРК С-300П / ПС. Предположительно в ЗРК "Витязь" могут использоваться два типа ракет - малой дальности (предположительно 9М100) и средней дальности (предположительно 9М96). По заявлению главнокомандующего ВВС генерал-полковника Александр Зелина, предполагается, что ЗРК «Витязь» по боевым возможностям в несколько раз превысит возможности ЗРС С-300П. В феврале 2012 г. в СМИ было заявлено, что на вооружение планируется принять 38 дивизионных комплексов ЗРК.

11.09.2013 г. глава ГСКБ "Алмаз-Антей" Виталий Нескродов сообщил СМИ, что по ЗРК С-350 в 2014 г. планируется завершить испытания, начать серийное производство в 2015 г. и в 20 16 г. начать поставки ЗРК в части ПВО. Система ПВО "Витязь" должна заменить в российской армии знаменитые С-300ПС и С-300ПМ (ПМУ).

Зенитные ракетные системы на базе авиационных средств поражения

Саид Аминов, главный редактор интернет-сайта «Вестник ПВО» (ПВО.рф)

Основные положения:

Сегодня ряд компаний активно разрабатывают и продвигают новые комплексы ПВО, основу которых составляют применяемые с наземных пусковых установок авиационные ракеты класса «воздух-воздух»;

Учитывая большое количество авиационных ракет на вооружении разных стран, создание таких ЗРК может быть очень перспективным.

Идея создания зенитных ракетных комплексов на базе авиационных средств поражения не нова. Еще в 1960-е гг. США создали самоходные ЗРК ближнего действия Chaparral с авиационной ракетой Sidewinder и корабельный ЗРК малой дальности Sea Sparrow с авиационной ракетой AIM-7E-2 Sparrow. Эти комплексы получили широкое распространение и применялись в боевых действиях. При этом в Италии был создан наземный ЗРК Spada (и его корабельный вариант Albatros), использующий близкие по конструкции к Sparrow зенитные управляемые ракеты Aspide.

В наши дни США вернулись к проектированию «гибридных» систем ПВО на базе авиационной ракеты Raytheon AIM-120 AMRAAM. Создаваемый уже длительное время ЗРК SLAMRAAM, призванный дополнить в сухопутных войсках и корпусе морской пехоты США комплекс Avenger, теоретически может стать одним из самых продаваемых на внешних рынках, учитывая число стран имеющих на вооружении авиационные ракеты AIM-120. Примером может служить уже завоевавший популярность американо-норвежский ЗРК NASAMS, созданный также на базе ракетs AIM-120.

Европейская группа MBDA продвигает ЗРК вертикального старта на основе французской авиационной ракеты MICA, а германская компания Diehl BGT Defence - на основе ракеты IRIS-T.

Россия также не стоит в стороне - в 2005 г. корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) представила на авиасалоне МАКС информацию о применении в ПВО авиационной ракеты средней дальности РВВ-АЕ. Эта ракета с активной радиолокационной системой наведения предназначена для применения с самолетов четвертого поколения, имеет дальность поражения 80 км и экспортировалась в больших количествах в составе истребителей семейства Су-30МК и МиГ-29 в Китай, Алжир, Индию и другие страны. Правда информации о развитии зенитного варианта РВВ-АЕ в последнее время не поступало.

Chaparral (США)

Самоходный всепогодный ЗРК Chaparral был разработан компанией Ford на базе авиационной ракеты Sidewinder 1С (AIM-9D) . Комплекс был принят на вооружение американской армии в 1969 г., и с тех пор неоднократно модернизировался. В боевых условиях Chaparral был впервые применен израильской армией на Голанских высотах в 1973 г., а в последующем применялся Израилем в 1982 г. во время израильской оккупации Ливана. Однако уже к началу 1990-х гг. ЗРК Chaparral безнадежно устарел и был снят с вооружения США, а затем и Израиля. Ныне он остался в эксплуатации лишь в Египте, Колумбии, Марокко, Португалии, Тунисе и на Тайване.

Sea Sparrow (США)

Sea Sparrow является одним из самых массовых корабельных ЗРК малой дальности ВМС стран НАТО. Комплекс был создан на базе ракеты RIM-7 - модифицированного варианта ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7F Sparrow . Испытания начались 1967 г., а с 1971 г. комплекс стал поступать на вооружение ВМС США.

В 1968 г. Дания, Италия и Норвегия пришли к соглашению с ВМС США о совместных работах по модернизации ЗРК Sea Sparrow в рамках международной кооперации. В результате был разработан унифицированный комплекс ПВО надводных кораблей стран НАТО NSSMS (NATO Sea Sparrow Missile System), серийное производство которого ведется с 1973 г.

Сейчас для ЗРК Sea Sparrow предлагается новая зенитная ракета RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missiles), разработка которой началась в 1995 г. международным консорциумом во главе с американской компанией Raytheon. В состав консорциума входят компании из Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Испании, Греции, Голландии, Италии, Норвегии, Португалии и Турции. Новая ракета может стартовать как с наклонных, так и из вертикальных пусковых установок. Зенитная ракета RIM-162 ESSM состоит на вооружении с 2004 года. Доработанную зенитную ракету RIM-162 ESSM также планируется использовать в американском сухопутном ЗРК SLAMRAAM ER (см. ниже).


РВВ-АЕ-ЗРК (Россия)

В нашей стране научно-исследовательские работы (НИР) по применению авиационных ракет в ЗРК начались в середине 1980-х гг. В НИР «Клеенка» специалисты ГосМКБ «Вымпел» (сегодня входит в КТРВ) подтвердили возможность и целесообразность применения в составе ЗРК ракеты Р-27П, а в начале 1990-х гг. НИР «Ельник» показала возможность применения авиационной ракеты класса «воздух-воздух» типа РВВ-АЕ (Р-77) в ЗРК с вертикальным стартом. Макет модифицированной ракеты под обозначением РВВ-АЕ-ЗРК демонстрировался в 1996 г. на международной выставке Defendory в Афинах на стенде ГосМКБ «Вымпел» . Однако до 2005 г. новых упоминаний о зенитном варианте РВВ-АЕ не появлялось.

Возможная пусковая установка перспективного ЗРК на артповозке зенитной пушки С-60 ГосМКБ "Вымпел"

Во время авиасалона МАКС-2005 корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представила зенитный вариант ракеты РВВ-АЕ без внешних изменений от авиационной ракеты. Ракета РВВ-АЕ была размещена в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и имела вертикальный старт. По информации разработчика, ракету предлагается применять по воздушным целям с наземных пусковых установок, входящих в состав зенитных ракетных или зенитных артиллерийских комплексов. В частности были распространены схемы размещения четырех ТПК с РВВ-АЕ на повозке зенитной пушки С-60, а также предлагалось модернизировать ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант ЗРК «Куб») путем размещения на пусковой установке ТПК с РВВ-АЕ.

Зенитная ракета РВВ-АЕ в транспортно-пусковом контейнере в экспозиции ГосМКБ "Вымпел" (Корпорация "Тактическое ракетное вооружение") на выставке МАКС-2005 Саид Аминов

В связи с тем, что по составу оборудования зенитный вариант РВВ-АЕ почти не отличается от авиационного и отсутствует стартовый ускоритель, пуск производится при помощи маршевого двигателя из транспортно-пускового контейнера. Из-за этого максимальная дальность пуска снизилась с 80 до 12 км. Зенитный вариант РВВ-АЕ создавался в сотрудничестве с концерном ПВО «Алмаз-Антей».

После МАКС-2005 сообщений о реализации этого проекта из открытых источников не поступало. Сейчас авиационный вариант РВВ-АЕ состоит на вооружении Алжира, Индии, Китая, Вьетнама, Малайзии и других стран, в ряде которых также имеется советские артиллерийские и ракетные комплексы ПВО.

Pracka (Югославия)

Первые примеры использования авиационных ракет в роли зенитных в Югославии относятся к середине 1990-х гг., когда армия боснийских сербов создала ЗРК на шасси грузовика TAM-150 с двумя направляющими для ракет советской разработки Р-13 с инфракрасным наведением. Это была «кустарная» модификация и, похоже, никогда не имела официального обозначения.

Самоходная зенитная установка на базе ракет R-3 (AA-2 "Atoll") впервые была показана на публике в 1995 (Источник Vojske Krajine)

Другая упрощенная система, известная как Pracka («Праща»), представляла собой ракету Р-60 с инфракрасным наведением на импровизированной пусковой установке на базе лафета буксируемой 20-мм зенитной пушки M55. Реальная боевая эффективность такой системы, похоже, была низкой, учитывая такой недостаток, как очень небольшая дальность пуска.

Буксируемый кустарный ЗРК "Праща" с ракетой на базе авиационных ракет класса "воздух-воздух" с ИК головкой самононаведения Р-60

Начало воздушной кампании НАТО против Югославии в 1999 г. подтолкнуло инженеров этой страны к созданию в срочном порядке зенитных ракетных комплексов. Специалисты военно-технического института VTI и воздушно-испытательного центра VTO оперативно разработали самоходные ЗРК Pracka RL-2 и RL-4, вооруженные двухступенчатыми ракетами. Прототипы обеих систем создавались на базе шасси самоходной зенитной установки с 30-мм двуствольной пушкой чешского производства типа M53/59, более 100 которых состояло на вооружении Югославии.

Новые варианты ЗРК "Праща" с двухступенчатыми ракетами на базе авиационных ракет Р-73 и Р-60 на выставке в Белграде в декабре 2004 г. Vukasin Milosevic, 2004

Система RL-2 была создана на базе советской ракеты Р-60МК с первой ступенью в виде ускорителя аналогичного калибра. Ускоритель, по-видимому, был создан комбинацией двигателя 128-мм ракеты реактивной системы залпового огня и больших хвостовых стабилизаторов установленных крестообразно.

Vukasin Milosevic, 2004

Ракета RL-4 была создана на базе советской ракеты Р-73, также оснащенной ускорителем. Возможно, что ускорители для RL-4

создавались на базе советских 57-мм авиационных неуправляемых авиационных ракет типа С-5 (пакет из шести ракет в едином корпусе). Неназванный сербский источник в беседе с представителем западной прессы заявлял о том, что этот ЗРК оказался успешным. Ракеты Р-73 значительно превосходят Р-60 по чувствительности головки самонаведения и досягаемости по дальности и высоте, представляя значительную угрозу самолетам НАТО.

Vukasin Milosevic, 2004

Вряд ли RL-2 и RL-4 имели большие шансы самостоятельно проводить успешные стрельбы по внезапно появившимся целям. Эти ЗРК зависят от командных пунктов ПВО или передового пункта наблюдения, чтобы иметь хотя бы некоторое представление о направлении на цель и примерном времени ее появления.

Vukasin Milosevic, 2004

Оба прототипа были созданы персоналом VTO и VTI, и в открытых источниках нет информации о том, сколько пробных запусков было проведено (и проводились ли они вообще). Прототипы оставались на службе в течение всей бомбардировочной кампании НАТО в 1999 г. Неофициальные отчеты предполагают, что RL-4 могла применяться в боевых действиях, но нет никаких подтверждений того, что ракеты RL-2 запускались по самолетам НАТО. После завершения конфликта обе системы были сняты с вооружения и возвращены в VTI.

SPYDER (Израиль)

Израильские компании Rafael и IAI разработали и продвигают на внешних рынках ЗРК малой дальности SPYDER на базе авиационных ракет Rafael Python 4 или 5 и Derby соответственно с инфракрасным и активным радиолокационным наведением. Впервые новый комплекс был представлен в 2004 г. на индийской выставке вооружений Defexpo.


Опытная ПУ ЗРК SPYDER, на которой Rafael отрабатывал комплекс Jane"s

ЗРК SPYDER способен поражать воздушные цели на дальности до 15 км и на высотах до 9 км. На вооружении SPYDER - четыре ракеты Python и Derby в ТПК на шасси повышенной проходимости Tatra-815 с колесной формулой 8x8. Пуск ракет наклонный.

Индийский вариант ЗРК SPYDER на авиасалоне в Бурже в 2007 году Саид Аминов


Ракеты Derby, Python-5 и Iron Dome на выставке Defexpo-2012

Основным экспортным заказчиком ЗРК малой дальности SPYDER является Индия. В 2005 г. Rafael одержала победу в соответствующем тендере индийских ВВС, при этом конкурентами выступали компании из России и ЮАР. В 2006 г. в Индию были направлены четыре пусковые установки ЗРК SPYDER для проведения испытаний, которые были успешно закончены в 2007 г. Финальный контракт на поставку 18 комплексов SPYDER на общую сумму 1 млрд долл. был подписан в 2008 г. Планируется, что системы будут поставлены в 2011-2012 гг. Также ЗРК SPYDER был закуплен Сингапуром.


ЗРК SPYDER ВВС Сингапура

По окончании боевых действий в Грузии в августе 2008 г. на интернет-форумах появились свидетельства наличия одной батареи ЗРК SPYDER у грузинских военных, а также их применения против российской авиации. Так, например, в сентябре 2008 г. была опубликована фотография головной части ракеты Python 4 с серийным номером 11219. Позже появились две фотографии, датированные 19 августа 2008 г., захваченной российскими или южноосетинскими военными пусковой установки ЗРК SPYDER с четырьмя ракетами Python 4 на шасси румынского производства Roman 6x6. На одной из ракет виден серийный номер 11219.

Грузинский ЗРК SPYDER

VL MICA (Европа)

Европейский концерн MBDA с 2000 г. продвигает ЗРК VL MICA, основу вооружения которого составляют авиационные ракеты MICA . Первая демонстрация нового комплекса состоялась в феврале 2000 г. на выставке Asian Aerospace в Сингапуре. А уже в 2001 г. начались испытания на французском полигоне в Ландах. В декабре 2005 г. концерн MBDA получил контракт на создание ЗРК VL MICA для вооруженных сил Франции. Планировалось, что эти комплексы будут обеспечивать объектовую ПВО авиационных баз, частей в боевых порядках сухопутных войск и использоваться в качестве корабельной ПВО. Однако до настоящего времени закупки комплекса вооруженными силами Франции не начались. Авиационный вариант ракеты MICA состоит на вооружении французских ВВС и ВМС (ими оснащены истребители Rafale и Mirage 2000), кроме того MICA имеется на вооружении ВВС ОАЭ, Греции и Тайваня (Mirage 2000).


Макет корабельной ПУ ЗРК VL MICA на выставке LIMA-2013

Сухопутный вариант VL MICA включает командный пункт, трехкоординатный радиолокатор обнаружения и от трех до шести пусковых установок с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами. Компоненты VL MICA могут быть установлены на стандартных автомобилях повышенной проходимости. Зенитные ракеты комплекса могут быть с инфракрасной или активной радиолокационной головкой самонаведения, полностью идентичные авиационным вариантам. ТПК для сухопутного варианта VL MICA идентичен ТПК для корабельной модификации VL MICA. В базовой конфигурации корабельного ЗРК VL MICA пусковая установка представляет собой восемь ТПК с ракетами MICA в различной комбинации головок самонаведения.


Макет самоходной ПУ ЗРК VL MICA на выставке LIMA-2013

В декабре 2007 г. ЗРК VL MICA были заказаны Оманом (для трех строящихся в Великобритании корветов проекта Khareef), в последующем эти комплексы закупили ВМС Марокко (для трех строящихся в Нидерландах корветов проекта SIGMA) и ОАЭ (для двух законтрактованных в Италии малых ракетных корветов проекта Falaj 2) . В 2009 г. на парижском авиасалоне Румыния объявила о приобретении у концерна MBDA комплексов VL MICA и Mistral для ВВС страны, хотя до настоящего времени поставки румынам на начались.

IRIS-T (Европа)

В рамках европейской инициативы по созданию перспективной авиационной ракеты малой дальности взамен американской AIM-9 Sidewinder консорциум стран во главе с Германией создал ракету IRIS-T с дальностью поражения до 25 км. Разработку и производство осуществляет компания Diehl BGT Defence в партнерстве с предприятиями Италии, Швеции, Греции, Норвегии и Испании. На вооружение стран-участниц ракета была принята в декабре 2005 г. Ракета IRIS-T может применяться с широкого спектра истребительной авиации, включая самолеты Typhoon, Tornado, Gripen, F-16, F-18. Первым экспортным заказчиком IRIS-T выступила Австрия, позднее ракету заказали ЮАР и Саудовская Аравия.


Макет самоходной пусковой установки Iris-T на выставке в Бурже-2007

В 2004 г. компания Diehl BGT Defence приступила к разработке перспективного ЗРК с использованием авиационной ракеты IRIS-T. Комплекс IRIS-T SLS с 2008 г. проходит полигонные испытания, в основном на южноафриканском полигоне Overberg. Ракета IRIS-T запускается вертикально с пусковой установки, смонтированной на шасси малотоннажного грузовика повышенной проходимости. Обнаружение воздушных целей обеспечивает РЛС кругового обзора Giraffe AMB разработки шведской компании Saab. Максимальная дальность поражения превышает 10 км.

В 2008 году на выставке ILA в Берлине демострировалась модернизированная ПУ

В 2009 г. компания Diehl BGT Defence представила модернизированный вариант ЗРК IRIS-T SL с новой ракетой, максимальная дальность поражения которого должна составить 25 км. Ракета оснащена усовершенствованным ракетным двигателем, а также системами автоматической передачи данных и GPS-навигации. Испытания усовершенствованного комплекса проводились в конце 2009 г. на южно-африканском полигоне.


Пусковая установка немецкого ЗРК IRIS-T SL 25.6.2011 на авиабазе Dubendorf Miroslav Gyürösi

В соответствии с решением властей Германии новый вариант ЗРК планировалось интегрировать в перспективный ЗРК MEADS (создаваемый совместно с США и Италией), а также обеспечить взаимодействие с ЗРК Patriot PAC-3 . Однако объявленный выход США и Германии в 2011 г. из программы ЗРК MEADS делает крайне неопределенными перспективы как самого MEADS, так и планировавшегося к интеграции в его состав зенитного варианта ракеты IRIS-T. Комплекс может быть предложен странам-операторам авиационных ракет IRIS-T.

NASAMS (США, Норвегия)

Концепция ЗРК, использующего авиационную ракету AIM-120, была предложена в начале 1990-х гг. американской компанией Hughes Aircraft (сейчас входит в Raytheon) при создании перспективного ЗРК по программе AdSAMS . В 1992 г. комплекс AdSAMS вышел на испытания, но в дальнейшем этот проект не получил развития. В 1994 г. компания Hughes Aircraft заключила контракт на разработку ЗРК NASAMS (Norwegian Advanced Surface-to-Air Missile System) , архитектура которого во многом повторяла проект AdSAMS. Разработка комплекса NASAMS совместно с компанией Norsk Forsvarteknologia (сейчас входит в группу Kongsberg Defence) была успешно завершена, и в 1995 г. было начато его производство для ВВС Норвегии.


ЗРК NASAMS состоит из командного пункта, трехкоординатной РЛС Raytheon AN/TPQ-36A и трех перевозимых пусковых установок. На пусковой установке размещено шесть ракет AIM-120.

В 2005 г. компания Kongsberg получила контракт на полную интеграцию норвежских ЗРК NASAMS в объединенную систему управления ПВО НАТО. Модернизированный ЗРК под обозначением NASAMS II поступил на вооружение норвежских ВВС в 2007 г.

ЗРК NASAMS II Минобороны Норвегии

Для сухопутных войск Испании в 2003 г. было поставлено четыре ЗРК NASAMS, а также один ЗРК был передан США. В декабре 2006 г. сухопутные войска Нидерландов заказали шесть модернизированных ЗРК NASAMS II, поставки начались в 2009 г. В апреле 2009 г. Финляндия решила заменить три дивизиона российских ЗРК «Бук-М1» на NASAMS II . Ориентировочная стоимость финского контракта - 500 млн евро.

Сейчас компании Raytheon и Kongsberg ведут совместную разработку ЗРК HAWK-AMRAAM, используя в ЗРК I-HAWK авиационные ракеты AIM-120 на универсальных пусковых установках и РЛС обнаружения Sentinel.

Пусковая High Mobility Launcher NASAMS AMRAAM на шасси FMTV Raytheon

CLAWS / SLAMRAAM (США)

С начала 2000-х гг. в США разрабатывается перспективный мобильный ЗРК на базе авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM , схожей по своим характеристикам с российской ракетой средней дальности РВВ-АЕ (Р-77). Головным разработчиком и производителем ракет является корпорация Raytheon. Компания Boeing выступает субподрядчиком и отвечает за разработку и производство командного пункта для управления огнем ЗРК.

В 2001 г. корпус морской пехоты США заключил контракт с корпорацией Raytheon на создание ЗРК CLAWS (Complementary Low-Altitude Weapon System, также известен как HUMRAAM). Этот ЗРК представлял собой мобильный комплекс ПВО, в основе которого была пусковая установка на базе армейского автомобиля повышенной проходимости HMMWV с четырьмя авиационными ракетами AIM-120 AMRAAM, запускаемых с наклонных направляющих. Отработка комплекса крайне затянулась ввиду неоднократного свертывания финансирования и отсутствия у Пентагона четких взглядов на необходимость его приобретения.

В 2004 г. армия США заказала корпорации Raytheon разработку ЗРК SLAMRAAM (Surface-Launched AMRAAM). С 2008 г. начались испытания ЗРК SLAMRAAM на полигонах, в ходе которых также осуществлялась отработка взаимодействия с ЗРК Patriot и Avenger. При этом армия в итоге отказалась от использования легкого шасси HMMWV, и последний вариант SLAMRAAM отрабатывался уже на шасси грузового автомобиля FMTV. В целом отработка системы также шла вяло, хотя и ожидалось, что новый комплекс поступит на вооружение в 2012 г.

В сентябре 2008 г. появилась информация о том, что ОАЭ подали заявку на приобретение некоторого количества ЗРК SLAMRAAM . Кроме того, этот ЗРК планировался к приобретению Египтом.

В 2007 г. корпорация Raytheon предложила существенно улучшить боевые возможности ЗРК SLAMRAAM, дополнив состав его вооружения двумя новыми ракетами - авиационной ракетой малой дальности с инфракрасным наведением AIM-9X и более дальнобойной ракетой SLAMRAAM-ER. Таким образом, модернизированный комплекс должен был получить возможность применять с одной пусковой установки два вида ракет малой дальности: AMRAAM (до 25 км) и AIM-9X (до 10 км). За счет использования ракеты SLAMRAAM-ER максимальная дальность поражения комплекса возрастала до 40 км. Ракета SLAMRAAM-ER разрабатывается компанией Raytheon в инициативном порядке и представляет собой доработанную корабельную зенитную ракету ESSM с головкой самонаведения и системой управления от авиационной ракеты AMRAAM. Первые испытания новой ракеты SL-AMRAAM-ER были проведены в Норвегии в 2008 г.

Между тем в январе 2011 г. появилась информация о том, что Пентагон окончательно решил не приобретать ЗРК SLAMRAAM ни для армии, ни для морской пехоты в связи с сокращением бюджетных расходов, несмотря на отсутствие перспектив по модернизации ЗРК Avenger. Это, видимо, означает завершение программы и делает сомнительными ее возможные экспортные перспективы.

Тактико-технические характеристики ЗРК на базе авиационных ракет

Наименование ЗРК Компания-разработчик Зенитная ракета Тип головки самонаведения Дальность поражения ЗРК, км Дальность поражения авиационного комплекса, км
Chaparral Lockheed Martin (США) Sidewinder 1C (AIM-9D) - MIM-72A ИК AN/DAW-2 розеточного сканирования (Rosette Scan Seeker) - MIM-72G От 0,5 до 9,0 (MIM-72G) До 18 (AIM-9D )
ЗРК на базе РВВ-АЕ КТРВ (Россия) РВВ-АЕ АРЛ От 1,2 до 12 От 0,3 до 80
Pracka - RL-2 Югославия Р-60МК ИК н/д До 8
Pracka - RL-4 Р-73 ИК н/д До 20
SPYDER Rafael , IAI (Израиль) Python 5 ИК От 1 до 15 (SPYDER-SR) До 15
Derby АРЛ ГСН От 1 до 35 (до 50) (SPYDER-MR) До 63
VL Mica MBDA (Европа ) IR Mica ИК ГСН До 10 От 0,5 до 60
RF Mica АРЛ ГСН
SL-AMRAAM / CLAWS / NASAMS Raytheon (США), Kongsberg (Норвегия) AIM-120 AMRAAM АРЛ ГСН От 2,5 до 25 До 48
AIM-9X Sidewinder ИК ГСН До 10 До 18,2
SL-AMRAAM ER АРЛ ГСН До 40 Нет аналога
Sea Sparrow Raytheon (США) AIM-7F Sparrow ПАРЛ ГСН До 19 50
ESSM ПАРЛ ГСН До 50 Нет аналога
IRIS - T SL Diehl BGT Defence (Германия) IRIS - T ИК ГСН До 15 км (оценочно) 25

Низковысотный мобильный зенитный ракетный комплекс С - 125 предназначен для поражения воздушных целей на малых и средних высотах. Комплекс всепогодный, способен поражать цели на встречных курсах и вдогон. Характеристики ракеты и боевой части позволяют производить обстрел как наземных, так и надводных радиолокационно наблюдаемых целей.
Испытания комплекса начались в 1961 году, тогда же он был принят на вооружение войск ПВО Советской Армии. В тоже время для Военно - морского флота были разработаны корабельные варианты комплекса М1 «Волна» и М1 «Волна М». Вскоре новый зенитный ракетный комплекс был испытан в реальных боевых условиях – во Вьетнаме и Египте.

Двухступенчатая твердотопливная ракета 5В24 выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Ракета имеет твердотопливный стартовый двигатель, время которого до сбрасывания – 2,6 сек. Маршевый двигатель также твердотопливный, запускается после окончания работы стартового и работает 18,7 сек. Если ракета не поразила цель, она самоликвидируется.

Для обнаружения и сопровождения воздушных целей служит станция наведения ракет. Максимальная дальность обнаружения целей составляет 110 км. В составе комплекса используются пусковые установки 5П71 или 5П73. На одной пусковой установке 5П71 размещается 2 зенитные управляемые ракеты, на ПУ 5П73 – 4 зенитные управляемые ракеты. Время заряжания – 1 минута. Для транспортировки и заряжания ракет используется транспортно - заряжающая машина на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ - 131 или ЗИЛ - 157. Для предварительного обнаружения целей используются радиолокационные станции П - 15 и П - 18.

Главное боевое испытание комплекс прошел в 1973 году, когда Сирия и Египет использовали большое число комплексов против израильской авиации. Зенитный ракетный комплекс С - 125 использовался Вооруженными силами Ирака, Сирии, Ливии, Анголы. Восемь дивизионов С - 125 использовались для обороны Белграда при отражении налетов авиации НАТО против Югославии. Низковысотный ракетный комплекс С - 125 находится на вооружении армий и флотов стран СНГ, а также многих зарубежных государств, оставаясь и сегодня грозным оружием ПВО.

Зенитный ракетный комплекс С-75М "Десна"

Зенитный ракетный комплекс С - 75 предназначен для поражения воздушных целей на средних и больших высотах, на встречных курсах и вдогон. Перевозимый (буксируемый) комплекс разрабатывался для прикрытия важных административно - политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений. С - 75 одноканален по цели и трехканален по ракете, т. е. одновременно способен сопровождать одну цель и наводить на нее до трех ракет.

За время своего существования ЗРК С - 75 многократно модернизировался. В 1957 году на вооружение был принят упрощенный вариант СА - 75 «Двина», в 1959 году – С - 75М «Десна». Следующей модификацией стал комплекс С - 75М «Волхов». Ракеты всех серийных модификаций двухступенчатые, выполнены по нормальной аэродинамической схеме. Первая ступень (стартовый ускоритель) – твердотопливная, представляет собой пороховой реактивный двигатель, работающий в течение 4,5с.
Вторая ступень имеет жидкостный реактивный двигатель, работающий на соединении керосина и азотной кислоты. Боевая часть – осколочно - фугасная массой 196 кг. Максимальная дальность поражения целей С - 75 «Десна» составляет - 34 км. Максимальная скорость обстреливаемой цели навстречу - 1500 км/ч.

Зенитный ракетный комплекс С - 75 состоит на вооружении зенитно - ракетного дивизиона, включающего станцию наведения ракет, кабину сопряжения с автоматизированной системой управления, шесть пусковых установок, средства энергоснабжения, средства разведки воздушного пространства. Обычно пусковые установки располагаются по кругу на расстоянии 60 - 100 метров вокруг станции наведения ракет. Элементы комплекса могут располагаться на открытой местности, в окопах или стационарных бетонных укрытиях. Боевой расчет комплекса состоит из 4 человек – одного офицера и трех операторов сопровождения по угловым координатам.

В СССР боевое крещение С - 75 состоялось 1 мая 1960 года, когда под Свердловском был сбит высотный американский самолет разведчик U – 2 «Локхид», пилотируемый пилотом ЦРУ Пауэрсом. Результатом этого применения С - 75 было то, что США прекратили свои разведывательные полеты над территорией СССР и лишились тем самым важного источника стратегической развединформации. Под названием «Волга» (экспортное название) комплекс поставлялся во многие страны мира. Поставки осуществлялись в Анголу, Алжир, Венгрию, Вьетнам, Египет, Индию, Ирак, Иран, Китай, Кубу, Ливию и другие страны.

Зенитный ракетный комплекс С - 300П

Зенитный ракетный комплекс С - 300П принят на вооружение в 1979 году и предназначен для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов средств воздушного нападения, в том числе нестратегических баллистических ракет. Он заменил системы ПВО С - 25 «Беркут», размещавшиеся вокруг Москвы, а также комплексы С - 125 и С - 75. Зенитный ракетный комплекс С - 300П состоял на вооружении зенитных ракетных полков и бригад войск ПВО страны.

В комплексе С - 300П использовались буксируемые пусковые установки с вертикальным стартом 4 - х ракет и транспортные машины, предназначенные для перевозки ракет. В комплексе С - 300П первоначально использовалась ракета В - 500К. Ракета имеет твердотопливный двигатель, при запуске она выбрасывалась из транспортно - пускового контейнера с помощью пиропатронов на высоту 25 м, а затем запускался ракетный двигатель. Максимальная дальность поражения аэродинамической цели составляла 47 км.

В состав комплекса С - 300П входят: радиолокатор подсвета и наведения, осуществляющий наведение до 12 ракет на 6 одновременно сопровождаемых целей, низковысотный обнаружитель, до 3 - х пусковых комплексов, в каждом из которых может быть до 4 - х пусковых установок, а на каждой пусковой установке - до 4 ракет типа В - 500К или В - 500Р.

В течение 1980 – 1990 гг. зенитная ракетная система С - 300 претерпела ряд глубоких модернизаций, которые существенно повысили ее боевые возможности.

Зенитный ракетный комплекс С-200В

Зенитная ракетная система большой дальности С - 200 предназначена для борьбы с современными и перспективными воздушными целями: самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, высотными скоростными самолетами - разведчиками, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях интенсивного радиопротиводействия. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

За время своего существования ЗРК С - 200 многократно модернизировался: в 1970 г. поступил на вооружение С - 200В («Вега») и в 1975 г. – С - 200Д («Дубна»). В Советском Союзе С - 200 входил в состав зенитно - ракетных бригад или полков смешанного состава, включающих кроме того, дивизионы С - 125. Зенитная управляемая ракета системы С - 200 двухступенчатая. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем. Боевая часть осколочно - фугасная. Ракета имеет головку для полуактивного самонаведения.

В состав ЗРК С - 200 входят: пункт управления и целеуказания К - 9М; дизель - электростанции; радиолокатор подсвета цели, который представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели и вырабатывает информацию для пуска ракеты. В составе комплекса имеется шесть пусковых установок, которые располагаются вокруг радиолокатора подсвета цели. На них осуществляется хранение, предстартовая подготовка и старт зенитных ракет. Для раннего обнаружения воздушных целей комплексу придается радиолокационная станция воздушной разведки типа П - 35.

ЗРК С - 200, обслуживаемые советскими расчетами, поставлялись Сирии и применялись в боевых действиях зимой 1982/1983 годов против израильской и американской авиации. Комплекс поставлялся в Индию, Иран, КНДР, Ливию, Северную Корею и другие страны.