Богородица феодоровская значение. Храмы и монастыри на Руси в честь Феодоровской иконы Богородицы

Галерея икон .


Феодоровская икона Божией Матери. Галерея икон .

А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому явленную икону и назвали Феодоровской.


«Феодоровская» икона Божией Матери. Феодоровский собор Богородице-Рождественского Бобренева монастыря .

Среди людей, пришедших поклониться обретенной иконе, были и люди из опустошённого татарами Городца, которые тотчас признали, что обретенная икона и есть та, которая несколько лет стояла в городецкой часовне.


Древняя Феодоровская икона XVIII века, пожертвованная Бобреневу монастырю Высокопреосвященнейшим Митрополитом Ювеналием .

С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью – старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой.

С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна.

Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленский собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.


Феодоровская икона Божией Матери. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

Еще об Феодоровской иконе

Одна из самых древних русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней. Была создана, вероятно, в 1239 по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении - Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского. Является списком-репликой чудотворной Владимирской иконы. Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери; на обороте - поясное изображение Параскевы-Пятницы.

Во второй половине 13 века Феодоровская икона особо почиталась костромским князем Василием Ярославичем. Сказание о Феодоровской иконе возникло под влиянием сказания о Владимирской Богоматери, в нем соединены народные предания и воспоминания о событиях русской истории.

В 1613 благодаря Феодоровской иконе был «умолен» на царство Михаил Федорович Романов; икона стала широко почитаемой общерусской святыней.

Известен ряд чтимых списков 17-19 веков. Древняя Феодоровская икона многократно поновлялась и реставрировалась; первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта. Икона хранилась в Костроме: сначала в Успенском соборе, в годы советской власти - в церкви Воскресения на Дебре, в настоящее время в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. С Феодоровской иконой совершались ежегодно крестные ходы: в день Святой Троицы - в Ипатьевский монастырь, 16 августа - в Спасо-Запрудненскую церковь на место «обретения» иконы.

Празднование - 14 (27) марта в память прекращения Смуты в 1612 и 16 (29) августа в память явления иконы.



Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.


Феодоровская икона Божией Матери.

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие Христово учение, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать и Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, страдая на древе, отдал Ей в наследие весь род человеческий в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во дни земной жизни Пресвятой Богородицы, и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы увидеть Ее, каждый почитал за великую радость получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать перед Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы написанный образ Ее.

Множество раз от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол и евангелист Лука, бывший врачом и искусным художником, и, чтобы удовлетворить желание первых христиан, он, как повествует церковное предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще несколько икон и принес их Самой Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: "Отныне ублажат Мя вси роды, - и присовокупила, - Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет".

Из поколения в поколение православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением в честь Ее храмов, церковными праздниками в память бесчисленных Ее благодеяний. Дивную и непостижимую картину для благоговейного взора представляют явленные и чудотворные иконы, а также нескончаемые чудотворения, совершающиеся перед ними по молитвам верующих. Сама Небесная Заступница, невидимо действуя через святые Свои образы, дарует верным обильные милости, источает неоскудеваемую благодать и избавляет от всяких бед и напастей.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы именуемый "Федоровский". Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой, однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.

Впервые об этой иконе упоминается на Руси в начале XII века, когда она стояла в часовне у города Китежа. Вскоре, радениями великого князя Георгия Всеволодовича, здесь был основан Городецкий монастырь. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь.

Младший брат св. блгв. князя Александра Невского, князь Василий Костромской , во время охоты заблудился в лесу, это случилось 16 августа 1239 года, на одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы, которую хотел снять, однако, та внезапно поднялась на воздух. По возвращении в город, князь Василий рассказал о чудесном образе духовенству и народу, после чего все двинулись в указанное князем место. Увидев икону, все пали на колени, принося сугубую молитву Богородице. Затем священники, сняв икону, перенесли ее в соборный костромской храм . В отсутствие князя в городе, жители видели, что некий святой воин, походивший на изображение великомученика Федора Стратилата, носил по городу святой образ Богородицы, поэтому икону с этого времени стали именовать "Федоровской".

Протоиерей Иоанн Сырцов повествует: "Новоявленная Федоровская икона, по древнему описанию, в момент принесения в Кострому имела такой вид: написана масляными красками "на сухе древе". Доска в длину 1 аршин 2 ? вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины".

Соборный деревянный храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона "Федоровской" Богоматери была найдена в пепле неповрежденной, а вскоре, вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый. Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём. Видя, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их, тогда святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.

В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного, который, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство. После победы, князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой - "златом и серебром, и камнем драгим, и бисеры многоцветными и жемчуги драгими". Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года.

"Федоровская" икона Богоматери, особо почитаема на Руси, еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. Из Москвы в Кострому было послано посольство Земского собора, которое принесло с собой икону Богородицы "Владимирской" и икону московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с "Федоровской" иконой и все отправились в Ипатьевский монастырь, где находился юный Михаил со своей матерью инокиней Матреной.

Долго проходило "умоление" Михаила на царство. Юный Михаил и его мать категорически отказывались от столь тяжкого бремени. Наконец, архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит взяв на руки "Владимирскую" икону сказал: "Для чего икона Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневляйте Бога". Против таких слов не устояла старица Матрена. Она упала ниц перед иконой "Федоровской" Богоматери и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!". В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь "Федоровской" иконы Пресвятой Богородицы в дополнение к ее явлению 16 августа (ст.с.).

Отправившись в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил ее в придворной церкви Рождества Богородицы "на Сенях". С этого времени "Федоровский" образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.

В 1618 году царь Михаил Федорович прислал в Кострому для украшения иконы "рясные привески", жемчужную накладную ризу и небольшую икону Богородицы в серебряном окладе. В 1636 году радениями царя икону поновили и вновь богато украсили ризой.

Усердно заботились об украшении иконы и костромичи. В начале XIX века для иконы была изготовлена новая золотая риза, с оставлением на ней прежних драгоценных камней и украшений. Современник свидетельствует: "На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками, на коих изображена надпись…". В 1891 году для чудотворного образа была устроена новая золотая риза весом почти в 10 кг., которая и украшала его до 1922 года.

Грозные события начала XX столетия - не обошли стороной Кострому. Однако Промысл Божий сохранил великую святыню российской земли. Икона не только избежала поругания от рук богоборцев, но и находилась в храмах на протяжении всего XX века. Следует заметить, что, учитывая духовно-культурную ценность чудотворной "Федоровской" иконы и ее историческую связь с Царственным домом Романовых, данный случай уникален для Новейшей истории Церкви.

В начале декабря 1919 года чудотворный образ Богоматери исследовала в Костроме экспедиция музейного отдела Наркомпроса под руководством И.Э. Грабаря с целью раскрытия первоначального красочного слоя. Но, в отличие от других икон, ставших предметом внимания искусствоведов, костромская святыня не покинула церковных стен на долгие годы.

Весной 1922 года в ходе общероссийской компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворного образа "Федоровской" Богоматери была снята драгоценная риза. Летом того же года храмы Костромского кремля были захвачены обновленцами; таким образом, чудотворная икона оказалась в их руках. В 1928 году обновленческая община возила икону на реставрацию в Москву, но вскоре образ все же вернулся в Кострому.

В 1944 году после самоликвидации обновленческого раскола икона была возвращена настоятелем "обновленческого собора" протоиереем Николаем, в православный храм. Первоначально чудотворный образ, как и во время пребывания у обновленцев, не имел ризы, только в 1947 году на нее была надета медно-позолоченная риза с одного из списков.

7 августа 1948 года в ходе поездки по волжским городам, Кострому посетил Святейший Патриарх Алексей I. Поклонившись "Федоровской" иконе Богородицы, Патриарх выразил пожелание, чтобы чудотворный образ был украшен ризой, достойной духовного величия святыни. Для устройства новой ризы клирики и миряне кафедрального Иоанно-Златоустовского собора начали сбор пожертвований, который занял несколько лет. К весне 1955 года московскими мастерами была изготовлена новая серебряно-позолоченая риза.

В апреле 1964 года, в связи с вынужденным перенесением кафедры костромских архипастырей в Воскресенский собор на Нижней Дебре, туда же был перенесен и чудотворный образ.

Возрождение Русской Православной Церкви, началом которого стало празднование в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси, отразилось и на судьбах костромских святынь. 29 августа 1990 года - впервые после многих десятилетий, в день празднования явления "Федоровской" иконы Богородицы, многотысячный крестный ход прошел, после Божественной литургии, от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне; с того времени, как и прежде, совершение крестного хода вновь стало традицией. 18 августа 1991 года чудотворная икона "Федоровской" Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный из руин Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным собором.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 12 мая 2001 года, впервые после 1928 года, чудотворный образ "Федоровской" Богоматери был доставлен в Москву, в храм Христа Спасителя, в октябре того же года для поклонения верующих, икона была перенесена в Екатеринбург. В 2002 году "Федоровскую" икону встречали в Архангельской и Санкт-Петербургской епархиях. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году чудотворный образ вновь был доставлен в Москву, где находился в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

В 2003 году Костромская епархия начала сбор пожертвований для воссоздания драгоценной золотой ризы. 23 июня 2003 года благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной ризы (1891 г.) преподал Святейший Патриарх Алексий II.

Ныне чудотворная икона "Федоровской" Пресвятой Богородицы пребывает в костромском кафедральном соборе, в отдельном золоченом киоте под балдахином, справа от Царских врат.

Она издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах.

Название монастырь получил по близь лежащему городу Городцу.
В последствии великий князь Владимирский.
Храм был освящен в честь великомученика Федора Стратилата.
Сырцов В.А., священник. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Кострома, 1908 , с. 6.
Икона "Федоровской" Богоматери до 20-х годов XX века находилась в иконостасе Успенского собора Костромы.
Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание Костромского Успенского собора. СПб., 1820, с. 17-18.
Некоторое время икона находилась в руках раскольников-обновленцев.


17 / 09 / 2004

История иконы Пресвятой Богоматери Феодоровская связана со многими важными для страны событиями, она считалась заступницей рода Романовых и сегодня почитается как святыня. Много веков этот чудотворный образ спасает людей и помогает обрести семейное счастье.

Обретение образа

Существует несколько версий происхождения иконы. Первые упоминания образа встречаются еще в летописях XII века. Однако до XIII века его история точно неизвестна.

По одной из версий, икона была написана еще по приказу Андрея Боголюбского (XII век), когда тот пребывал близ Костромы. По другой версии, икона была обретена старшим братом Александра Невского Юрием. Князь случайно нашел ее в 1238 году в деревянной часовенке недалеко от Городца, позже на этом месте появился монастырь. Здесь и хранился святой образ.

После пожара 1239 года, который уничтожил многие строения города и сам храм, лик был утерян. Найден он намного позже младшим братом Александра Невского Василием Костромским. Во время охоты князь случайно увидел на дереве икону, а когда попытался ее снять, та поднялась в воздух. В это же время жители Костромы видели, как по улицам какой-то воин нес икону. По заверениям многих очевидцев, это был сам великомученик, христианский святой Феодор Стратилат. После возвращения в город князь Василий тут же рассказал о случившемся священникам, которые после проведенного молебна сняли икону с дерева и перенесли в костромской храм. А на месте второго обретения Феодоровской иконы был возведен Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

История образа в XIII веке

XIII век – время, когда икона Пресвятой Богородицы Феодоровская очень почиталась русским народом. Свое название она получила в честь князя Ярослава-Феодора (Феодор – имя в крещении, дань святому Феодору Стратилату), отца Александра Невского. По преданию, именно этим образом князь благословил в день венчания молодоженов, Александра и его супругу. Это событие породило еще одну версию возникновения иконы – некоторые историки считают, что Ярослав заказал ее написание как подарок к свадьбе сына.

После венчания Александр Невский не расставался с чудотворной иконой и везде возил ее с собой, она стала его мо­лен­ным об­ра­зом. Считается, что именно ее сила помогала князю в его правлении, поддерживала при битвах и уберегала от бед.

После смерти князя в 1263 го­ду (умер Невский при монастыре, возведенном его отцом) святыня перешла к младшему брату Василию. Именно с ним связано одно из знаменитых чудес, которые явила чудотворная икона. 1272 го­д стал особенно тяжелым – постоянные набеги татар опустошали русские земли. По примеру своего деда Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, который во все свои битвы брал чудотворный образ Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, Василий выступил на защиту Костромы с Феодоровской иконой. Как только войска приблизились друг к другу, от образа начали исходить яркие сильные лучи. Они испепеляли и ослепляли врагов, так князь с Божьей помощью смог победить татар.

XIII век явил и другие чудеса святого образа. Дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой. Не были обожжены даже края досок, а все краски не потеряли яркости. Более того, Феодоровская икона многие столетия оставалась чистым ликом, не подвластным времени. Потемнел образ намного позже, уже в нач. ХХ века, незадолго до отречения царя Николая II.

История иконы: XVII век – наши дни

После XIII века икона хранилась при Костромском соборе и на некоторое время была почти забыта. Вторая волна почитания образа пришлась на XVII век, когда на российский престол взошел первый представитель рода Романовых – Михаил Федорович Романов. Случилось это 14 марта 1613 года. Тогда в Ипатьевский костромской монастырь прибыли послы Земского Собора с извещением об избрании Михаила на престол.

Род Романовых был тесно связан с церковной жизнью – отцом Михаила был будущий на то время Патриарх Московский, а мать служила монастырю и прославилась как инокиня Марфа. Именно она благословила сына на достойное царствование Феодоровской иконой. С тех пор и до ХХ века образ считался фамильной святыней дома Романовых. С ее чудотворной силой также связывают окончание Смутного времени на Руси.

14 марта стало всероссийским праздником почитания образа Богоматери Феодоровской, слава об иконе снова пошла по всей стране. К XVII веку относятся и многочисленные списки образа, некоторые из них были сделаны самой инокиней Марфой.

Феодоровская Божья Матерь настолько почиталась, что даже существовал канон, по которому при венчании русских князей с немецкими принцессами принявшие православие невесты брали себе отчество Федоровна. Так известными на Руси стали Александра Федоровна (жена Николая I), Мария Федоровна (жена Александра III, мать Николая II), Александра Федоровна (жена Николая II) и другие представительницы царского рода.

С XVII века установилась традиция, по которой члены знатных семей обязательно посещали колыбель дома Романовых – Кострому. Нужно сказать, что Феодоровская икона никогда не покидала город, оригинал всегда оставался здесь. В Москве хранился один из наиболее почитаемых списков, написанный инокиней Марфой, пред которым и молились Романовы.

Вплоть до ХХ века икона была одним из самых почитаемых образов русского православия. Торжественные празднования в ее часть воспринимались как церковный канон и всегда проводились с большим размахом. С приходом советской власти и уничтожением царского рода Романовых о святом образе забыли. Однако в отличие от многих других православных святынь, которые были бесследно утеряны в эти годы, Феодоровская икона сохранилась. Сегодня оригинал образа находится при костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Сюда он был перенесен 17 августа 1991 года.

Сейчас установлено два праздника в честь Феодоровской Божьей Матери – 29 августа отмечается Явление святого образа, а 27 марта является днем памяти об избрании Михаила Романова на царство.

Описание образа

Иконографический канон Феодоровской Богородицы считается одним из самых древних и распространенных. По преданию, его создал еще евангелист Лука. Умиление (или Елеуса, Милостивая) – тип изображения, на котором Богородица держит на руках Иисуса Христа, а он нежно прижимается лицом к ее щеке.

Характерная особенность именно Феодоровского образа, которая повторяется на всех его списках – Богомладенец изображается в полный рост, а на его левой ножке чуть приподнялась туника, поэтому колено обнажено.

Икона уникальная еще и тем, что это один из немногих двухсторонних образов. На обратной стороне оригинала изображена святая мученица Параскева (Пятница), являющаяся покровительницей свадеб и невест. По мнению историков, этот лик был дописан на иконе перед знаменательным событием – венчанием Александра Невского.

Сегодня оригинал существенно пострадал от времени. Православные верят, что потемнения красок и потертости начали проявляться лишь в ХХ веке, незадолго до окончания правления дома Романовых.

Икона находится в окладе, который сейчас снимают достаточно редко. Нужно сказать, что этот образ за время своего существования украшался очень богатыми ризами. Так, еще в нач. XIX века жители Костромы пожертвовали на ее создание золото и драгоценные камни. Общий вес ризы составлял тогда 10 кг. Сейчас он утерян – в 1922 году его изъяла новая власть.

Начиная с XVII века, когда появилось множество списков образа, иконографический канон написания Феодоровской иконы немного меняется. Вместе со святым ликом начали изображаться также сказания о чудесах, клейма – «история» чудотворного образа, размещенная по периметру иконы.

О чем молиться Феодоровской Богоматери

Феодоровская Пресвятая Богородица является чудотворной иконой, даже ее списки обладают большой силой. На протяжении многих веков она была защитницей Руси, помогала при сражениях и оберегала царский род. Однако во все времена она считалась, прежде всего, покровительницей семейной жизни. Недаром на обороте изображена заступница молодоженов Параскева.

Перед иконой молодые девушки молятся о счастье в браке, Феодоровская Божья Матерь помогает найти достойного спутника, сделать правильный выбор. Часто образ используется как венчальная икона – считается, что так Дева Мария поможет создать крепкую семью. Эта традиция восходит еще к XIII веку, когда иконой благословлялась пара Александра Невского и его невесты.

Прославилась сила святых ликов Богоматери и Младенца среди рожениц. Живший в XIX веке преподобный иеромонах Амвросий Оптинский советовал беременным женщинам молиться Феодоровской Божьей Матери об удачных легких родах и рождении здорового ребенка.

Есть множество свидетельств о том, что чудотворная икона помогает тем, кто просит у нее рождения первенца. Это один из образов Девы Марии, который прославился на Руси как избавляющий от бесплодия.

Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы (). Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь. Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек.

29 августа 2002 года Божественную литургию и общегородской крестный ход, в котором приняли участие более 40 тысяч костромичей, в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в ходе своего визита в Кострому впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1891 году московскими мастерами на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России, при личном участии императора Александра III, для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена золотая риза, украшенная драгоценными камнями, которые были собраны со всех концов России. Высокая художественная ценность ризы позволяла считать ее одним из выдающихся произведений ювелирного искусства ХIХ века.

В марте 1922 года подкомиссией Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей риза была снята с Феодоровский иконы и увезена в неизвестном направлении.

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Феодоровская икона Божией Матери на протяжении трех веков была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений.

По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской, но в отличие от последней, левая ножка Младенца Христана иконе обнажена до колена.

Название свое Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.


Именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына - благоверного великого князя Александра Невского - на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей - небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.

С именем Феодоровской иконы также связано одно из значимых в истории нашей страны событий. 21 февраля (по ст. ст.) 1613 года на Земском Соборе в Москве государем всея Руси был избран Михаил Федорович Романов - первый русский царь из боярского рода Романовых. 16-летний юноша был сыном Федора Никитича, (в иночестве Филарета, будущего Патриарха Московского), и Ксении Ивановны (в иночестве Марфы) Романовых. 14 марта 1613 года в Ипатьевский монастырь города Костромы прибыло посольство Земского Собора, чтобы известить Михаила Феодоровича и его мать инокиню Марфу об избрании на престол. Тогда же из Успенского собора Костромы в монастырь крестным ходом была принесена Феодоровская икона. После долгих уговоров послам Земского Собора удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой на царство со словами: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству ».

С того времени Феодоровская икона становится одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухинойбыло поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевичас Прасковьей Салтыковойей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.

Многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому - «колыбель дома Романовых» - и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божьей матери. Особое почтение иконы-покровительницы было при царе Николае, молилась перед ней и вся его семья. В Царском селе (1909-1912 годы) на месте, которое выбрал сам монарх, был выстроен в честь святыни Феодоровский Государев собор. На месте гибели святых страстотерпцев, в доме Ипатьева (Екатеринбург), был обнаружен список Феодоровской иконы Богородице, который принадлежал мученице царице Александре Федоровне.

Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровской иконой Божией Матери свершилось обратное чудо. Незадолго до отречения страстотерпца царя Николая II образ потемнел и стал почти черным.

Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII векаи носило местный характер. Однако начиная с 1620 года что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца,этот праздник закрепляетсяза 14 марта и сразу же становится весьма торжественным изначимымв царской семье.

При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случая. Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостныхбогослужений пышностью и приравнивалоськ празднику Благовещения.Его совершали в Успенском соборе, облачившись в белые ризы, служили всенощное бдение и литургию Иоанна Златоуста. Со второй половины XVIII века праздник стали переносить на ближайшее воскресение, что уже уменьшило его статус. В современном богослужебном уставе празднование иконе совершается по обычному великопостному чину.

Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. Во время второго пожара жители Костромы могли наблюдать чудесное явление. Когда пламя огня уничтожало храм, лик Богородицы виднелся над пламенем в воздухе. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы Богоматери Феодоровская особый храм - Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север - к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе до 1929 года.

Подлинная Феодоровская икона Божией Матери, к счастью, не утрачена, что было подтверждено, как это ни удивительно, экспедицией Наркомпроса в 1919 году. Она никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В новейшей истории Русской Православной Церкви этот случай можно по праву назвать уникальным. В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленско- Анастасиин собор Костромской епархии.


Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Позднее для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. В 1948 году патриарх Алексий I пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, достойной духовного величия святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад. В 2003 году Святейший Патриарх Алексий II преподал благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной драгоценной ризы (1891 г.), а Костромская епархия начала сбор пожертвований.

В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала список с древней костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий(Мечев) очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен.

Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени, а девицы молятся о счастье в брак е.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее «Феодоровская»:
О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего. О, Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам, явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на страшнем Судищи Христове стати одесную и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Святым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Тропарь, глас4:
Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к Кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем под сень крова Твоего прибегающим мир и велию милость.

Кондак, глас8:
Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем к Тебе, и милися деем: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавати вся благая и спасительная всем верою и любовию вопиющим Ти: Радуйся, Дево, христиан похвало.