Загадки, сказки, игры про море для детей. Белое, черное, соленое: как рассказать малышу о море А акулы здесь есть

Чем ценна сказка на ночь? Счастливым окончанием. Вот и сказка про морского ежа не стала исключением. Вся сказка – это цепочка невероятных событий, но самое интересное произошло в конце…

Слушать сказку (4мин21сек)

Сказка на ночь про морского ежа

Жил-был морской еж. У него были острые иглы, с помощью которых он умел передвигаться по морскому дну. А морское дно – это череда опасностей. Вблизи морского дна можно встретить рыбу-гадюку, угря-большерота, гигантского краба-паука, да ещё много кого. Но иглы у морского ежа были острые, и защищаться он умел.

А как много у него было ног! Когда морской ёж был не в настроении, то рыба-звездочет говорила, что еж сегодня встал не с той ноги. Интересно, а с какой же не той ноги, если у него их тысяча! Все работы морской ёж делал быстро – он брал ноги в руки и незамедлительно приступал к делу. «Ноги в руки» — это просто такое выражение, которое очень любил морской ёж.

Жил он в очень соленом море, потому что все его родственники, братья и сестры, в малосоленых морях чувствовали себя не очень хорошо. Морской ёж давно привык к морю, к его обитателям. И всё было хорошо. Но вот однажды его бабушка прочитала внуку сказку о еже, который живет в далеком . Он умеет бегать, кувыркаться, кататься по лесной тропинке, а главное, что у него всего четыре ножки!

— Как он так живёт? – думал морской ёж. – Всего четыре ножки – как мало! Вот у меня их тысяча и все мне дороги. Хорошо бы хоть одним глазком взглянуть на лесного ежа. Но мне покинуть море нельзя, иначе мое тело начнет быстро терять воду, и я стану жалким и сплющенным.

— С другой стороны, — рассуждал морской ёж, — мой лесной брат не сможет опуститься в море, ведь он ёж сухопутный. Значит, нам никогда не доведется встретиться.

— Как жаль, что я никогда не встречу своего брата, лесного ежа! – крикнул морской ёж знакомой чайке, которая опустилась на воду.

— Я попрошу почтового голубя послать лесному ежу твою фотографию и передать ему от тебя привет, — сказала чайка.

— Ура! — обрадовался морской ёж. Так они и сделали.

Прошло какое-то время, и почтовый голубь вновь появился у чайки. Он передал от лесного ежа для морского маленькую посылку. В ней была баночка соленых грибочков, фотография и открытка с приветствием. Морской ёж был очень рад. Грибочки ему понравились, ведь морской ёж был всеядный, любил всё вкусненькое.

Перед сном он долго думал о лесном еже. Представлял себе лес, думал об его тайнах, о том, как в мире всё устроено интересно и удивительно. Морскому ежу приснился хороший, сказочный сон.

Сказочных снов и тебе, дружок!

Тема: «Море бывает в беде»

(подготовительная группа)

Программное содержание :

Обучающие задачи :

1. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях, его значимости для жизни людей.

2. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.

Развивающие задачи

1. Развивать грамматически правильную речь, мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать у детей, бережное и заботливое отношение к природе, умение чувствовать и замечать красоту, правильно вести себя в окружающей живой среде.

Словарь : глобус, стихия, нефть.

Предшествующая работа : рассматривание картин И.К. Айвазовского «Среди волн», «Черное море», «Восход луны», «Берег моря» и др. Чтение произведений из книги Молодовой «Экологические сказки», «Лесная газета» - Бианки. Наблюдение за птичьими гнездами, за цветами и насекомыми на клумбах, за поведением птиц. Простейшие опыты с дождевыми червями, рыбами в аквариуме, цветами в зимнем саду.

Материалы к занятию:

Картина Айвазовского «Среди волн»; рисованная картина «Грязное море»; картина Айвазовского «Девятый вал», глобус, морские раковины, рисунки морских обитателей: медузы, морского конька, рыбы - меч, морского черта, камбалы, ската, осьминога, кита, дельфина, чайки, кальмара, перловицы, кораллового дерева.

Ход занятия:

I часть (5 минут)

Дети, сегодня мы поговорим с вами о море.

Кто из вас уже видел море?

Расскажите нам, каким вы его запомнили.

Вы были на море, которое называется «Черное море». Бывают ещё и другие «цветные» моря.

(Воспитатель подводит детей к глобусу.)

А вы знаете почему море называется «Красным»?

Это самое соленое море. В нем растут красные водоросли, их много, поэтому вода кажется красной.

(Воспитатель показывает «Желтое» и «Белое» моря)

Окраска вод Желтого моря связана с тем, что реки несут в море много светло-жёлтой глины и поэтому вода в нем кажется желтой. У морей очень много своих тайн, неизвестных людям.

Посмотрите на глобус. Вода на нашей планете занимает большее место, чем суша. Все, что закрашено на глобусе синим цветом, это все вода. Вода это не только море, есть ещё и океаны, реки, озера. Море - это громадное водное пространство, которое нас окружает на многие километры.

А кто из вас пил морскую воду?

Какая она на вкус?

Но несмотря на это, морская вода очень полезная. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю.

II часть (10 минут)

Дети, посмотрите на эти картины.

У какого моря вы хотите отдыхать? (тихое, штормовое, грязное)

Почему? (разбор)

Во время шторма море становится страшным. В нем нельзя купаться. Вода в

море становится темной, почти черной. В таком море могут утонуть не только

люди, но и корабли. Огромные волны чудовищной силы могут затягивать в пучину волн все, что находится на берегу, близ воды.

Но море меняется. Оно может быть тихим, ласковым. Тогда все люди хотят отдыхать на его берегу и купаться.

Дети, как нужно вести себя на море, у реки? (не бросать мусор, отходы и пр. грязь)

Да, действительно, люди сильно загрязняют море. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды. Кроме этого, на море ещё часто случаются аварии - в море выливается нефть. Послушайте историю, которая произошла однажды в море.(Рассказ воспитателя - «Нефть в море». По ходу рассказа, воспитатель показывает картинки с морскими обитателями.)

Дети, вам жалко этих животных?

Вы знаете теперь отчего это происходит?

III часть (10 минут)

Дети, у морей много тайн, чтобы все узнать, нам нужно поплыть в чистое море. Люди с давних времен стали опускаться на большую глубину, используя для этого специальную одежду.

Как называется профессия этих людей? (Водолаз, подводники)

Что используют водолазы для ныряния?

Хотите отправиться на морское дно? (Воспитатель одевает одному ребенку маску и все дети отправляются в плавание.)

Когда на море ты бывал,

То каждый раз ты лишь играл

С песком, С корабликом бумажным,

Что по воде плывет отважно

Качаясь на морской волне,

Не знаешь ты, что там на дне.

Ребята! Посмотрите, куда мы приплыли?

Что это за необычное подводное царство? Коралловые рифы!

Кораллы - ветки совсем не простые,

Сокровища строят они морские.

Расскажите, что вы знаете о кораллах.

С какой профессией можно сравнить работу этих необычных животных? (С работой строителей, они строят двери и замки.)

Сколько рыбок необыкновенных форм и цветов плавают среди этих восхитительных известковых замков!

Посмотрите! К нам приближается что-то прозрачное и похожее на гриб. Вы узнали, дети, кто это? (Медуза)

Что вы знаете про медузу? (У нее есть щупальца, которыми она обжигает свою жертву.) Самая крупная медуза достигает 2,5 м в диаметре.

А вот в густых зарослях спрятался чудесный морской конек. Расскажите о нем. (Похож на шахматную фигуру коня. Голова лошадиная на длинной шее. Плавает в вертикальном положении, имеет зеленовато-коричневый цвет, который делает его незаметным среди водорослей.)

Кто это промчался мимо меня с длинным острым носом. Это, наверное, одна из самых больших и быстроходных рыб. Вы такую знаете? Кто она? (Это рыба-меч! Верхняя челюсть рыбы заостренная, словно длинный острый меч. Эта рыба плавает очень быстро, рассекая воду острым мечом. Эта рыба хищная, свой нос она использует как оружие.)

В темноте морского дна,

Где вода столь холодна,

Страх наводит редкий луч.

Рыбы хищные в воде

Вновь охотятся на дне.

Страшный вид, огромный клык,

Цоп - и нет малюток рыб.

Что это за рыба? (Морской черт)

Ее так называют за страшный безобразный вид. На голове удочка с приманкой, которая светится в темноте...

Дети, а кто же спрятался на самом дне море, закопался в песок? (Камбала, скат)

Чем интересны эти рыбы? (Они плоские, т.к. живут в плотных слоях воды на большой глубине. В теле ската вырабатывается электрический ток, который убивает рядом плавающих рыб.) Этим рыбам достаточно лежать на дне и поджидать добычу, быстро плавать им не обязательно.

Ребята, осторожно! К нам приближается настоящее морское чудовище! Вы его узнали? (Осьминог).

У осьминога 8-10 щупальцев-рук, которыми он хватает добычу. Все они снабжены когтями и присосками. Вводит в тело рыб яд и поедает. В случае опасности осьминог стреляет чернильной жидкостью. У осьминога есть фон&ри - особые светящиеся участки кожи, которые помогают двигаться ночью и на большой глубине, где совсем темно.

На морском дне и не совсем темно. Время от времени во мраке мелькают «фонарики»:

Ну а теперь поплывем наверх, к земле. Посмотрите, кто нас сопровождает? (Кит, дельфин)

Что вы можете про них рассказать?

Кит самое большое животное на земле. Дельфин - тоже млекопитающее. И кит и дельфин - существа добрые и безобидные. Не оставляют в беде своих сородичей и даже человека. Киты - ценные промысловые животные. Шкура, печень, жир, усы - очень нужное и ценное сырье для промышленности. Киты занесены в Красную книгу, их нельзя убивать.

Люди не только убивают морских животных и сбрасывают в море грязные воды, а еще бросают и всякий мусор: банки, бутылки, пакеты - все что им не нужно. От этого обитатели морских глубин чувствуют себя очень плохо и даже гибнут.

Послушайте, какой рассказ я вам прочитаю. (Воспитатель читает рассказ «Отчего гибнут киты.» стр. 159, Николаева «Экологическое воспитание в детском саду»)

Дети, что же надо делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище?

Плачет, бушует синее море,

Дельфины в нем плавать хотят на просторе.

О море подумай, его не губи,

От вредных отходов его огради!

IV часть (5 минут)

Аппликация в технике коллаж.

Дети подходят к столам, где расположен материал для аппликации. «Мусор» - банки, пакет, бумага, бутылки и пр. Воспитатель предлагает собрать весь «мусор» с нашего моря в сеть, которую тащит специальный траулер. Дети выполняют коллективную работу.

Посвящается заливу,
уютно свернувшемуся у ног города Бердянска

Робкие солнечные лучи мягко коснулись темной спящей воды. Море вздохнуло, и по глади его поверхности пробежала рябь пробуждения. Первая волна лениво потянулась к берегу, за ней вторая, перебирая песок и мелкие камушки.
- Доброе утро! – крикнула чайка.
Море ответило веселыми брызгами.
Начался новый день.

Когда-то здесь жили дельфины. Морю нравилось вспоминать о них по утрам. Они были такие забавные. То ныряли в самую толщу воды, то выпрыгивали на поверхность, поднимая брызги и смешно фыркая солеными фонтанчиками. Море так любило касаться их гладких черных спин и слушать беззаботную болтовню:
- Вы слышали?
- А?
- Что?
- Вчера чайка схватила одноглазого бычка!
- Где?
- Как?
- Да, но он вырвался, только половины хвоста лишился.
- Ха-ха-ха.
- Хи-хи-хи.
- Как мило он теперь выглядит, этот храбрец!
Это было раньше. А потом люди зачем-то построили дамбу между маленьким, теплым, уютным морем и его отцом, которого все называют Черным. Дельфины остались за этой границей. В тихую погоду с той стороны доносились их веселые крики. Море вздыхало и темнело, но ничего поделать не могло. Иногда ему снилось, что оно набирается сил и рушит дамбу, но утром все было как прежде.

Появились первые рыбаки. «Опять будут воду мутить», - нахмурилось море и шепотом передало на дно свои наблюдения. Рыбы заметались, прячась между камней. «Все равно попадетесь, глупые», - грустно вздохнуло море, наблюдая, как рыбаки надувают лодки и проверяют снасти. Когда резиновые надувные животы коснулись водной поверхности, море вспомнило, что в камнях возле волнореза поселилась стайка молодых пеленгасов. Эти беззаботные подростки наверняка не слышали предупреждения и резвятся сейчас между камней, не зная, что надвигается беда. Море обняло лодки прозрачными ладонями и отнесло их подальше от волнореза. И только тогда снова успокоилось.

Солнце стало пригревать сильнее и к берегу потянулись неугомонные спортсмены. Море с интересом наблюдало, как они подбегали, запыхавшись, стягивали с себя мокрые футболки и делали зарядку на песке. Море не понимало, зачем люди делают это каждое утро, но спокойно принимало их разгоряченные упражнениями и бегом тела и разрешало поплавать. Спортсмены напоминали ему дельфинов, они так же забавно ныряли, поднимая в воздух сотни брызг.

Очень скоро все пространство берега стали заполнять отдыхающие, расстилая на песке полотенца и подставляя солнцу голые спины и животы. К самой кромке воды подошел голенький малыш в смешной панамке. Он удивленно уставился огромными серыми глазами на прозрачную воду, изучая камушки и песчинки на дне. Море улыбнулось, нашло большую причудливую ракушку и прикатило ее к детским ножкам. Малыш восторженно вскрикнул, схватил «добычу» и убежал показывать ее маме. Море весело засмеялось, и по гладкой поверхности пробежали барашки волн.

Время приближалось к полудню. Сегодня у солнца, видимо, было особое настроение. Оно обнимало своими обжигающими лучами все, до чего могло дотянуться. Море притихло, разомлело, перестало играть камушками на дне. Шустрые бычки потеряли всяческий интерес к веселым забавам и попрятались в камнях, отыскивая места попрохладней. Даже пеленгасы, резвившиеся у волнореза, опустили плавники и тяжело вздыхали жабрами. Морская вода, еще утром казавшаяся лазурной и прозрачной, обрела мутно-серый оттенок. Яркие лодки, матрасы, мячи и надувные круги. Сотни людей, прячущихся в воде от жары. Крики, шум, визг. Море думало, что сходит с ума. Ему хотелось тишины и прохладного бриза, теплых солнечных лучей и белого теплохода в чистых волнах. Но жара не спадала, и становилось все невыносимей терпеть толкотню, пустые пивные бутылки и все, что оставляли после себя эти людишки на берегу, возомнившие, что им все дозволено. Море, обычно такое спокойное и невозмутимое, перестало сдерживать свои эмоции. В нем закипали злость и обида. Оно потемнело и, словно набираясь сил, вздрогнуло небольшими волнами. Но люди не слушали моря и не могли его понять. Зато его поняло небо. В считанные минуты налетел неизвестно откуда взявшийся ветер. Море благодарно вздохнуло и вздыбилось огромными волнами, разметая в разные стороны мусор и людей, и грозя сокрушить все, что попадется ему по пути. Топчаны, шезлонги, коврики и полотенца - все было смыто. Люди засуетились, падая под напором соленой воды, сбивающей с ног. Но море только хохотало, чувствуя свою силу. Оно не обращало больше внимания ни на чаек, тревожно кричащих в небе, ни на рыб, испуганно выглядывающих из своих укрытий, ни даже на мальчика, бросившего ракушку и зовущего маму.

Берег давно опустел. И серое от непогоды небо, плавно перелилось в лазурь наступающего вечера. А море все продолжало сердиться, выкатывая на гребнях волн свое недовольство. К дамбе, отделяющей пляж от города, подошла девушка, посмотрела на бушующую синь и, застенчиво улыбнувшись, сказала:
- Привет, море.
Море посмотрело в ответ настороженно, но все-таки стало немного тише. Тогда девушка быстро спустилась с дамбы на песок, подбежала к самому берегу, присела и опустила в воду руки. Море удивленно вздохнуло, и волны уютно свернулись в небольшие белые барашки. Тогда девушка засмеялась, разделась и вошла в воду. Море совсем успокоилось, наблюдая, как девушка ныряет и плавает. Оно заботливо подставляло ей свои ладони и катало на небольших волнах. Ему очень нравилась эта девушка.
- Ты похожа на маленького дельфина, - тихо шепнуло море. Девушка засмеялась, словно поняла этот шепот.
А потом она вышла на берег. Распустила по плечам мокрые волосы, стряхнула полсотни соленых капелек и произнесла:
- Море! Ты слышишь, море! Я отдаю тебе свою душу. Я хочу всегда быть рядом. Вдыхать твой запах и ощущать прохладу твоих ладоней. Я хочу слышать твой успокаивающий шепот и видеть твои сны. Я хочу, чтобы ты знало это, море! И когда мне придется исчезнуть, я хочу раствориться в тебе, стать твоей частичкой, маленькой волной в твоем огромном сильном царстве. Я люблю тебя, море.

Девушка уже давно ушла. А море все еще слышало ее звонкий голос. Теперь оно знало, что не зря существует на этом свете.

В эту ночь морю снились совсем другие сны…

В. Г. Квашин

Сначала море пустое было. Только Хозяин моря с женой на дне жили. Хозяин моря все море обустраивал: то мель какую-нибудь сделает, то остров, то течение выдумает. А жена все сидит и сидит. Однажды жена говорит:
- Скучно мне. Ты все что-то делаешь, выдумываешь, а мне и заняться нечем.
Подумал Хозяин моря и решил жене подарок сделать. Создал рыб.
- Вот тебе рыбы. Будешь Хозяйкой рыб. Паси их, ухаживай, разводи, каких захочешь. Все веселее будет.

Обрадовалась жена, стала рыбами заниматься. Через три дня говорит:
- Ты рыб выдумал. А как я их разводить буду, если им есть нечего.
- И правда, забыл я об этом, - отвечает Хозяин моря.
Подумал и создал рачков мелких, крабов, ракушек, водорослей разных на дно насадил.
- Пусть рыбы этим питаются.

Жена довольна осталась, пошла рыб разводить. Прошло немного времени, жена опять мужа спрашивает:
- Ты рачков разных сделал, а они-то что есть будут?
Подумал Хозяин моря - и правда, промашка вышла. Посмотрел - рачков на дне видимо-невидимо. Решил сразу всех накормить, придумал китов и тюленей.
- Пусть рачки китов и тюленей едят, когда те умрут и на дно упадут. Эти звери большие, на всех рачков хватит!

Через некоторое время Хозяйка рыб опять к мужу пришла.
- Чем ты опять недовольна? - спрашивает Хозяин моря. - Я рыб тебе создал, корм для них - рачков всяких сделал, для рачков корм придумал - пусть мертвых китов поедают. Что тебе еще не хватает?
- Ты все хорошо придумал, - говорит жена. - Только чем же будут питаться эти огромные киты и тюлени?
Задумался Хозяин моря. Действительно, китам, тюленям есть нечего. Еще других зверей создавать нельзя - селить некуда, и так море уже полное всякой живности. Думал он, думал и придумал.
- Пусть киты едят рачков, тюлени - рыбу, рыба - рачков, водоросли и ракушки, а рачки разные пусть едят мертвых китов, тюленей и рыб. Так все сытыми будут.
- Какой ты умный! - сказала Хозяйка рыб. - Не зря ты - Хозяин моря! Теперь для всех еда в море есть.

Море, корабли, пираты, морские чудища и другие обитатели водоемов всегда привлекали детей. Мы выбрали девять книг о большой воде для детей самых разных возрастов.

Громкий скандал в Тихом океане

Пронто, пер. Натальи Морозовой

Отличная книга из серии детективных книг-искалок «Школа сыщиков». Придется потрудиться и напряженно поразмыслить, чтобы разгадать все загадки и головоломки, собранные в этих книгах, но тайны того стоят!

Действия происходят на борту лайнера, который бороздит просторы Тихого океана. На судне происходит три загадочных преступления: из судовой кухни пропали изысканные деликатесы, кто-то разгромил каюту капризной принцессы Несмеяны, а некий грабитель украл драгоценности пассажиров. Только самому наблюдательному сыщику под силу раскрыть преступления.

Они здесь совсем нестрашные, а шпионские задачки будут решаться гораздо веселее, если вашими подозреваемыми окажутся персонажи с необычными именами - Фил О"лог, Никола Нидвора, Бек Вмешках, Эмиль Пардон и другие.

Для кого. Для детей от 10 лет

Эмиль. Добрый осьминог

Томи Унгерер

Полвека назад эту книжку подарил детям знаменитый художник, лауреат премии Андерсона, создатель всем известного удава Криктора и не менее популярных поросят Хрюллопсов, Томи Унгерер. Его работы никого не оставляют равнодушными. Они вдохновляют и взрослых, и детей, будоражат воображение.

Главный герой этой истории – очень добрый и симпатичный осьминог, который спасает утопающих и попавших в беду в морской пучине, очень любит детей, может превращаться в разных животных и играть в шахматы с водолазом на дне морском. Дети обязательно полюбят этих невзрачных на вид морских гадов, но вряд ли смогут их есть после этой книжки.

Для кого. Для детей от 2 до 5 лет

Джулия Дональдсон

Книга о подводном мире от британских создателей мирового бестселлера про Груффало рассказывает невероятные истории фантазерки-кильки (оказывается, есть такая рыба – тюлька!) в стихах. Отличный перевод Марии Бородицкой, а также рисунки Акселя Шеффлера с его фирменным, прекрасно узнаваемым красочным стилем заставят вас и ваших детей не раз открыть эту книжку вновь, а может быть даже выучить ее наизусть.

В морской школе учится много разных обитателей, и лишь одна из них все время опаздывает из-за каких-то приключений, в которые верит только она сама. Но вдруг она действительно попадает в передрягу, и ей на помощь почему-то приходят совсем не знакомые ей рыбы и звери. Почему? Море тоже слухами полнится. Не менее морская книжка этих же авторов – «Улитка и кит» – может служить прекрасным дополнением к чтению с детьми на море.

Для кого . Для детей от 2 лет

Приключения маленькой трески

Улаф Кушерон

Почему-то детские писатели и художники очень любят посвящать свои книги и мультфильмы морским обитателям. Наверное, потому что этот мир нам почти неведом, а еще потому, что они загадочны и молчаливы.

Издательство «Компас гид» некоторое время назад впервые за последние полвека переиздало книгу норвежского писателя о приключениях любознательного, как все дети, малька трески по имени Тронд. В этой небольшой энциклопедии, помимо интересного сказочного сюжета, содержится немало научно-популярных фактов о подводном мире. Она поможет взрослым ответить на многие детские «почему», которые возникают, когда ребенок попадает в незнакомую ему среду – на море. Как устроены жабры и плавательный пузырь у рыб, почему они не тонут, а дельфин или кит могут утонуть, чем питается морская звезда или скат, как размножаются разные рыбы, морские коньки и кораллы - всё здесь.

Для кого. Для детей 3-4 лет.

Как я стал путешественником

Фёдор Конюхов

Море для детей ассоциируется не только с рыбами и подводным миром, но и с кораблями. А это значит – с путешествиями, пиратами и захватывающими приключениями. В этой небольшой по объему, но очень интересной и поучительной книжке известный путешественник, покоритель морей и океанов, а также горных вершин и льдов, Фёдор Конюхов рассказывает детям о своих невероятных странствиях и о том, почему он выбрал именно этот путь. 15-летним он в одиночку пересек на веслах Азовское море, а чуть позднее, в 50 – уже целый Атлантический океан, покорил все самые высокие горные вершины. Он сталкивался с китами, пиратами и белыми медведями. И самое интересное, что все это – не выдумки писателей и совсем не сказки, а чистая правда!

«Всю нашу прекрасную Землю путешественник должен бережно и с любовью хранить в своем сердце», – наставляет он будущих мореплавателей и скалолазов.

Для кого. Для детей от 4 до 10 лет

Над водой, на воде, под водой

Николай Ватагин

Отличная мини-энциклопедия в картинках всех транспортных средств, связанных с водным пространством. Сжатый, но информативный текст и главное - замечательные иллюстрации Николая Ватагина, в мельчайших подробностях рассказывают без слов детям и взрослым все самое интересное об устройстве кораблей, водных самолетов или подводных лодок.

Для кого . Для детей от 3 до 6 лет.

Книга-картинка, без единого слова передающая все оттенки эмоций и переживаний ребенка, играющего с морской стихией. Автор иллюстраций – молодая корейская художница Сьюзи Ли – получила не одну почетную международную награду за эту книжку.

Мастерское сочетание черно-белых рисунков девочки и чаек на одной странице и лазурно-голубого моря напротив завораживает. Дети как в зеркало смотрят на отражение в морской волне эмоций девочки, которая то дразнится, то резвится, то пугается, то нежно с ней играет.

Для кого. Для всех возрастов

Здравствуй, брат мой Бзоу!

Евгений Рудашевский

Дебютная повесть писателя и журналиста Евгения Рудашевского еще в рукописи была отмечена премией «Книгуру» и принесла автору главный приз. Это документальная история о дружбе мальчика и дельфина накануне войны. На дворе 1980-й год, 17-летний Амза вместе со старшим братом спасает выбросившегося на берег дельфина и постепенно становится ему другом.

На фоне – грубый быт и нравы абхазского села, жители которого век за веком пашут землю, ходят в море и, честно сказать, не совсем понимают необычную дружбу мальчика с дельфином. Вскоре Амзе должно исполниться 18, а это значит, его ждет военный призыв, который сулит герою кое-что пострашнее разлуки с другом, занимающей все его мысли. Войны в книге, что самое интересное, практически нет. Герои Рудашевского вообще не очень-то себе представляют что это такое, но оттого их растерянность и робость выглядят еще пронзительнее. Ощущение бессмысленности надвигающейся катастрофы и предчувствие разлуки с привычным укладом, пожалуй, главный мотив, который удалось передать Рудашевскому.

Для кого. Для детей от 12 лет

«Васа» выходит в море!

Матс Валь

Если вы бывали в Стокгольме, то наверняка посетили музей Васы - корабля начала семнадцатого века времен шведского короля Густава II Адольфа, который должен был стать самым большим боевым кораблем в мире, но затонул, не проплавав и 20 минут. Затонул не навсегда, но обнаружили его и подняли на поверхность только в 1961 году.

«Васа» - не просто исторический шведский аттракцион, но и важный свидетель эпохи, ведь на нем почти целиком сохранилось все убранство и снаряжение. Поэтому и истории у писателя Матса Валя две: сначала выдуманная - повесть о том, как «Васа» строилась, а затем документальная - подробный рассказ о ее палубах, трюмах, украсивших ее великолепных деревянных скульптурах. Особая ценность здесь - рисунки Свена Нурдквиста, художника, знакомого всем по рассказам о Петсоне и Финдусе и известного своей внимательностью к деталям: ни одна мелочь не ускользнет от его пристального взгляда.

Для кого. Для детей от 6 лет.