Соотношение фигур в шахматах. Шахматная доска и начальная расстановка фигур

И снова здравствуйте, дорогой друг!

За многовековую историю шахмат ферзь сделал блестящую карьеру. В глубокой древности он был большим недотепой, ходил наискосок и всего лишь на одну клетку. Как ходит ферзь в шахматах сегодня?

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

(подписывайтесь на обновления).

В этой статье мы разберем в картинках и примерах как силу ферзя, так и методы обуздания его прыти.

Ходы ферзем

Ферзь может ходить как по диагонали, так и по прямой (горизонтали и вертикали). Если ему не мешают фигуры, перепрыгивать через которые нельзя, он может сделать ход на любое расстояние.

Само собой, фигуру противника ферзь может побить. В данном случае коня. Свой же слон мешает ферзю продвинуться дальше.

По сути дела, ферзь совмещает в себе функции ладьи и слона.

Ферзя следует оберегать

Ферзь – самая ценная фигура. Размен его на ладью, слона или коня почти всегда неравноценен.


В данной позиции белый ферзь может побить любую из фигур черных: ладью или коня. Однако они защищены слоном. Слон побьет белого ферзя. Такой размен выгоден черным.

Относительная ценность ферзя – три легкие фигуры (или девять пешек). Равноценно его разменять можно только на ферзя противника или сразу несколько фигур.

Например, на две ладьи. По относительной ценности две ладьи чуть сильнее ферзя (ладья равна пяти пешкам), но в целом начинающему игроку такой разницей можно пренебречь. К тому же многое зависит от конкретной позиции, мы с вами уже знаем об этом.

Сила ферзя

Ферзь самая ловкая, сильная и самая “эмоциональная” фигура.

Александра Алехина после матча на первенство мира с Максом Эйве журналисты спросили:

«Как бы вы коротко охарактеризовали своего соперника?»

Алехин ответил так:

«Он любит длинные ходы ферзем!»

Ответ первого русского чемпиона мира можно воспринимать как шутку. Однако мы знаем, что в каждой шутке есть только доля шутки… а остальное – правда.

За стремительными маневрами ферзя в опытных руках уследить непросто даже опытным шахматистам, что же говорить о начинающих?

Пример:


Несмотря на примерное материальное равенство, белые, за счет активности ферзя при поддержке слона, — могут сыграть на выигрыш:

1.Се1-f2+


1...Крd4-е5 (не лучше и 1… Крd4-c4 из-за 2.Фh7-d3+ Kрс4-в4 3. Фd3-d4+ Крв4-в5 4. Крс2-в3! и мат следующим ходом)

2.Сf2-g3+!


3… Кре5-d4 4. Сg3-d6!!


4... Фd8:d6 (на другие ходы идет мат ходом ферзя на d3) 5. Фh7-d3+


На 5...Крd4-e5 следует 6.Фd3-g3+, на 5...Крd4-с5 соответственно 6. Фd3-a3+

В обоих случаях белый ферзь следующим ходом бьет черного ферзя и белые выигрывают партию:


В этом примере много ходов сделал слон, однако ключевую роль в окружении черного короля играет именно белый ферзь. Именно его хитрые угрозы приводят к победе.

Полагаю, вы обратили внимание, что примеры не похожи на самые простые упражнения для детей. Однако автор этих строк убежден, что научиться играть хорошо можно только за анализом позиций, заставляющих включить мышление на полную катушку .

Против ферзя

Ферзь настолько подвижен и неординарен, что выработать против него типичные приемы борьбы очень непросто.

И все же мы попробуем:

Отвлечение. Закормить «обжору»!

Правила игры предоставили ферзю богатые возможности. Аппетит ферзя поистине безграничен. Обладая сверхфункцинальностью, он может брать фигуры противника направо и налево. Этим обстоятельством часто пользуются опытные шахматисты, предлагая ферзю противника полакомиться данайскими дарами.

Главная цель – отвлечь от решающего участка борьбы. Или поймать. Об этом чуть позже, а сейчас примеры отвлечения:


Белый ферзь только что побил пешку в7. Его позиция выглядит грозно. Он нападает сразу на две фигуры черных — ладью и коня.

1… Кс6:d4! 2. Фв7:а8+ Белые пребывают в счастливом неведении


2... Кре8-f7

и после 3.Фа8:h8 Фd7-b5!! — холодный душ:


Мат ферзем на поле е2 следующим ходом неизбежен.

Белых сгубила жадность… чувство меры никто не отменял. А черные мастерски завлекли белого ферзя ценой жертвы двух ладей и оставшимися силами навалились на забытого белого короля.

Ловля ферзя

Если удается ферзя поймать, то есть вынудить разменять его на менее ценную фигуру, — это большое достижение, почти всегда решающее исход партии. Справедливости ради скажу, что часто это не столько заслуга «ловца», сколько оплошность «дичи».

Любопытно наблюдать, когда из-за самоуверенности или “обжорства” самого ферзя, он оказывается в щекотливой ситуации. Пример:


Черные объявили шах и намерены с лихвой отыграть материал — под боем ладья белых. Однако... 1. Фd1-d2!!


1… Фс3:а1 (на 1...Фс3:d4 — 2.Cd3-b5+ с потерей ферзя) 2. с2-с3!!


Вот и все. Черный ферзь “допрыгался”. После следующего хода белых Кd4-b3, он пойман. Черным придется отдать ферзя за легкую фигуру.

В заключение: По традиции о правильных названиях фигур.

Даже литературные классики называют ферзя “ королева”. Оно и понятно, королева звучит гордо и благозвучно не только для уха представителей литературной братии.

Люди попроще иногда называют ферзя ферзЁй. Лично у меня, шахматиста с полувековым стажем, вопросов как называть ферзя не возникает. Полагаю и у вас тоже.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Во время игры взаимодействуют 32 шахматные фигуры, но, конечно, по ходу партии их количество уменьшается. Участвуют в сражении боевые единицы нескольких типов: это главные король с ферзем, парные ладьи, кони и слоны, а также пешки. Сейчас мы разберемся, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Материал специально для новичков и для детей.

Как ходит пешка в шахматах

Первая особенность солдатиков-пешек в том, что они не могут перемещаться назад. Вторая - начиная со второго хода, пешка может ходить всего по одной клеточке за раз. А вот первый ход является исключением - игрок имеет право и поставить пешку на одну клетку вперед, и переместить ее на два. Бьет пешка на одну клеточку в диагональном направлении и в обе стороны. Вот и вторая особенность этих маленьких гордых фигурок: ходят они по одному принципу, а бьют - по другому, чем отличаются от всех остальных.

Казалось бы, что еще интересного может таить в себе пешка. Но от нее в игре может зависеть многое. Ведь дойдя до последнее горизонтали (противоположной начальной для этого игрока), эта маленькая фигурка может стать кем угодно, кроме, конечно, короля. Нужно только запомнить, что такая «подмена» считается полноценным ходом.

Есть у пешек и свои правила. Например, так называемое «взятие на проходе». Оно подразумевает, что если пешка другого игрока перешла через битое поле, то может быть беспрепятственно сбита. Однако и здесь есть своя особенность: правило действует только при следующем ходе, через ход этим преимуществом воспользоваться уже нельзя.

Как ходит конь в шахматах

Конь известен тем, что ходит по необычной траектории, которая при очерчивании напоминает букву «Г». То есть, он передвигается на два поля вперед и после этого на одно в сторону. И передвигаться так он может в любую сторону, а значит, в центре поля имеет целых 8 вариантов ходов, и два - при ходе из угла. Что интересно, только конь имеет право перескакивать через фигуры (и свои, и чужие) во время хода. Он бывает очень опасен для фигур соперника даже если как будто закрыт от них. А при бое конь становится на то место, где была сбитая фигура.

Кстати, эта особенность фигуры перешла и в разговорную речь. Фраза «Сделать ход конем» означает необычный шаг, хитрый неожиданный план.

Как ходит слон в шахматах

Слон считается сильной фигурой, он соизмерим с конем, однако имеет некоторые особенности. В каких-то ситуациях он будет сильнее, а в каких-то слабее. Как и конь, относится к «легким фигурам». Что касается передвижений слона по доске, он перемещается по диагоналям на сколько угодно клеточек.

При этом игроки располагаются каждый двумя слонами, которые перемещаются только по соответствующему цвету клеток, по белым или черным.

Как ходит ладья в шахматах

Эта фигура по тяжести сходна с ферзем, она перемещается по доске строго вертикально или горизонтально и бьет так же.

С ладьей связан один необычный шахматный прием, который называется «рокировка». Он выполняется сразу двумя фигурами. Его суть заключается в том, что король внезапно для противника меняет свое местоположение, оказываясь в более безопасном месте и под защитой других фигур. В ходе этой операции король перемещается на две клеточки в сторону ладьи, а сама ладья становится за короля. Есть несколько важных условий для выполнения такого хода:

  • рокировка доступна только тем королю и ладье, которые прежде были неподвижны;
  • на линии между этими фигурами не должно быть препятствий, поля должны быть пустыми;
  • рокировка не делается, если король под ударом;
  • то же касается полей: король, естественно, не может идти под шах, однако есть загвоздка - клеточка, которую корол «перепрыгивает» , тоже должна быть чистой от прицелов врага.

Интересно, что рокировку можно делать в обе стороны: и к ладье возле ферзя, и к ближайшей к королю.

Есть у хода и еще одно правило. Первым покинуть свое место должен король. Дело в том, что если первой пойдет ладья, второй игрок имеет полное право сказать, что ход уже завершен.

Как ходит ферзь в шахматах

Ферзь - самый сильный персонаж на шахматном поле боя, его возможности передвижения впечатляют. Он перемещается и вертикально, и горизонтально, и по диагоналям без ограничения по количеству полей.

Ферзь может использоваться как для нападения, так и для защиты, он максимально важен. Поэтому крайне важно беречь ферзя, не ставить под удар без веской причины (профессионалы иногда добиваются этим своих игровых целей) и не разменивать на менее значимую фигурку. Равноценным обменом станут ферзь, или две ладьи, или три легкие фигурки.

Как ходит король в шахматах

Это важнейшая фигура, вокруг которой и строится игра, а потому когда объявляется мат, игра завершается. Король не может ходить под бой и находиться под ним, он должен быть постоянно защищен. Его возможности в движении довольно ограничены: в любую сторону, но всего на одно поле. Когда количество фигур во время игры уменьшается, сила короля бывает соизмерима с другой легкой фигурой.

Есть несколько вариантов развития событий для короля. Первый - это шах, что означает нахождение под ударом. Фигуру надо сразу передвигать в другое место, такой ход нельзя откладывать ради других стратегических передвижений. С другой стороны, можно организовать защиту или сбить фигуру, которая объявила шах, другой фигурой или даже самим королем.

Следующая стадия - мат, завершение игры. В этом положении король уже под угрозой, то есть шахом, и ему некуда отойти, и убрать эти фигурки нет возможности. Есть и еще одна интересная ситуация, которая называется пат. Здесь король хоть и не под шахом, но передвигаться никуда не имеет возможности, так как все ближайшие клетки тоже под ударом. В такой ситуации результат игры - ничья.

За победу в партии дается 1 очко, ничья стоит 0,5 очка, а поражение, соответственно, 0.

Интересный факт. У некоторых фигур есть двойные названия. Например, в дореволюционное время слон был офицером, ладья - турой, а ферзя величали королевой. Однако опытные шахматисты практически не используют этих названий, они распространены среди любителей.

Следующей по силе шахматной фигурой после ферзя на шахматной доске по праву считается шахматная ладья. Выглядит шахматная ладья и на демонстрационной и на шахматной досках одинаково – это фигура похожа на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики.

Шахматная ладья - ее названия - Тура, Крепость, Башня

Во многих странах Востока Шахматную Ладью очень любили, так как считали ее самой сильной фигурой, даже намного сильнее Ферзя. Она не всегда стояла, как крепость, на месте. Была и боевой колесницей – Ратхи – самым грозным оружием того времени, носилась по полям и по доске.

А в Иране шахматную ладью даже называли Судьбой – Рухом. Птица Рух – покровительница войска, появлялась на самых важных участках сражения и могла в любой момент решить Судьбу шахматной битвы.

Повоевав, войско всегда возвращалось в город и зиму проводило за высокими крепостными башнями. Иногда башни брали с собой, ставили на колеса и получался настоящий Гуляй-город. Ехала такая крепостная башня на колесах по полям и дорогам.

Под особо большие башни подкладывали толстые бревна и катили. Сотня солдат из пушек поливала огнем врага. Сзади за крепостными стенами пряталось остальной войско, готовое наскочить и атаковать врага в любой момент. Появление таких гуляющих крепостей в армии Шаха было совершенно неожиданным для врага.

Во всех странах эта шахматная фигура так и называется: Крепость, Башня, Тура (многие дедушки эту фигуру как раз так и называют), привыкли и отвыкнуть не могут.

История шахматной ладьи и ее названия в России

В России так много крепостей, а все же эту шахматную фигуру почему-то называют шахматной ладьей. Откуда взялось это название?
Давным-давно не было больших кораблей, и люди плавали на лодках под парусами, если дул попутный ветер, или даже просто на веслах. Эти большие лодки в старину называли Ладьями.
Как-то раз купцы-моряки приплыли на своих ладьях в Индию. Между Индией и Россией расстояние довольно большое, к тому же это огромные непреодолимые горы Гималаи – все в снегах и высотой по 8 километров, а за ними жаркая пустыня Кара-Кум. И сейчас такое путешествие через горы практически невозможно. Поэтому путь у купцов был только через моря и океаны. Путь трудный, опасный, но единственный. Привозили торговцы в Индию меха, мед, зерно и другие товары, а в Россию везли разные пряности и драгоценные камни.

Однажды привезли русские купцы разные игрушки для детей, а их никто покупать не хочет. Удивились они, конечно, - неужели не играют индийские детишки в игрушки?! А те отвечают: «Играем, но только в самую интересную игру – Чатурангу». Так в Индии Шахматы назывались раньше. Подивились русские на эту игру, и так она им понравилась, что решили ее с собой взять в Россию и научить своих детей играть в шахматы . Поплыли Ладьи обратно в Россию и повезли шахматное поле для сражения и боевые шахматные фигуры.

По пути домой купцы так увлеклись игрой, что даже не заметили приближающуюся бурю. А когда задул сильный ветер и поднялись страшные волны, купцы-моряки бросились спасать свой корабль, не успев собрать шахматные фигуры . Буря была сильной и долгой, а когда улеглась, купцы увидели, что большую часть шахматных фигур смыло волнами. Но россияне всегда были хорошими умельцами и быстро вырезали из дерева новые фигуры для игры в шахматы, даже более красивые, чем были у индийцев.

Беда только в том, что они не смогли вспомнить, как выглядели некоторые фигуры. Ведь в России Слоны не водятся, а до крепостных башен славного индийского гуляй-города купцы просто не дошли. Поэтому вместо слонов и шахматных ладей моряки вырезали свои фигуры, которые им больше нравились: боевых офицеров, адъютантов и помощников Их Величество вместо слонов, а вместо крепостных башен по шахматной доске поплыли шахматные ладьи.

Ведь Ладьи были у купцов-моряков, как любимые дети. Их любили, лелеяли, с ними разговаривали. Поэтому и неудивительно, что поплыли по русским шахматным доскам корабли под парусами.

В некоторых халах Эрмитажа выставлены старинные шахматы , где в качестве фигур по краям шахматной доски стоят элегантные парусники.

А на одной доске служащие музея перепутали расстановку шахматных фигур, решив, что тумбообразные слоны – это крепости, и поместили их на боковые вертикали. Получилось, что Король сразу может садиться на Шахматную ладью и отправляться в свое шахматное путешествие.

Долго ли, коротко ли плавали корабли в русских шахматах, но вот из других европейских стран к нам начали приезжать знаменитые шахматисты . Им, конечно, было непривычно видеть вместо крепостной башни другую фигуру.

Пришлось русским шахматистам пойти навстречу пожеланиям гостей и изменить вид фигуры, превратив ее в привычную европейцам шахматную башню. Но название шахматной фигуры сохранилось. Тяжеловесная шахматная крепость – тура – башня в России называется шахматной ладьей.

Сказочные шахматные истории о шахматных ладьях и крепостях

Какие известные крепости Вы знаете? Вспомним, какую крепость брал Александр Суворов со своими солдатами-героями?
Обязательно стоит посетить музей Суворова в Санкт-Петербурге, где можно узнать, как пала неприступная турецкая крепость Измаил. Турецкий генерал долго кричал со стен города, что «скорее Дунай потечет вспять, чем падет его Крепость». Не помогло! После того, как русские солдаты, руководимые Суворовым, пошли на штурм, крепость не продержалась и дня.

А какая крепость-герой долго удерживала фашистов в первые месяцы войны 1941-1945 годов? Немцы уже в самые первые дни войны объявили, что Брестская крепость окружена, и их войска ушли далеко вперед. Но крепость жила, сражалась, наносила огромный урон врагу и долгое время приковывал к себе несколько вражеских дивизий.

Какие замечательные крепости есть в нашем городе Санкт-Петербурге, в нашей области? Если гулять по Неве, то не заметить Петропавловскую крепость с ее золотым шпилем просто невозможно. Обязательно стоит ее посетить и поразиться толщине и высоте крепостных стен. Кстати, когда наши северные враги – шведы, с которыми так долго воевал Петр I, впервые увидели Петропавловскую крепость, то желание нападать на Россию у них навсегда пропало.
А недалеко от нашего города целое созвездие знаменитых крепостей: морская крепость Кронштадт со своими фортами, надежно прикрывавшая Санкт-Петербург с моря. Петрокрепость – Шлиссельбург – знаменитая крепость Орешек на Ладоге, у истока Невы, защищала всю Ладогу и город с востока. Копорье, Ямбург, Ивангород стали прямо напротив Нарвской крепости.

В свое время они удерживали рыцарей Тевтонского ордена, желающих с недобрыми целями посетить Россию. Города-крепости Выборг и Корелу – Приозерск наши славные воины в свое время присоединили к России и, таким образом, обеспечили безопасность наших северных границ; а с юга город защищают Тихвин и Старая Ладога.

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Шахматы – интеллектуальный вид спорта, который развивает логику, умение быстро думать и принимать решения. В эту игру еще очень давно играли короли и аристократы. Данная статья будет посвящена теме шахмат, ее фигурам и ходах на шахматном поле битвы.

Шахматная доска

Шахматная доска состоит из 64 полей. При этом, первые два ряда заполнены вашими фигурами, а последние два ряда – фигурами противника. Цель шахмат – поставить мат противнику. Мат – это ситуация, когда передвижение вражеского короля заблокировано вашими фигурами. Прежде чем понять, как ходят разные фигуры в шахматах, нужно выучить их названия. В шахматах всего 6 фигур. Рассмотрим каждую по отдельности.

Пешка

Пешка считается наименее значимой фигурой в шахматах. Несмотря на это, в определенных ситуациях она решает намного больше, чем все другие фигуры. Все зависит от расположения фигур на шахматной доске. У каждого игрока всего по 8 пешек. Они располагаются во втором ряду, со стороны каждого противника, впереди остальных фигур.

  • Пешка ходит на одно или два поля вперед. Причем пойти пешкой сразу на два поля вперед можно только в том случае, если это ваш первый ход этой конкретной пешкой. Дальнейшее передвижение возможно только на одно поле.
  • Ходить назад – нельзя.
  • Убить вражескую фигуру пешкой можно одним полем по диагонали.

Любая фигура которой вы убили вражескую фигуру становится на то место, где стояла последняя.


Конь

Именно это фигурой начинают свой первый ход в партии многие любители шахмат. У каждого игрока по два коня. Конь ходит по “г-образному принципу” в любом направлении. Например, на два поля вперед и на одно влево или вправо. Точно таким образом конь может ходить в любом направлении и перепрыгивать через другие фигуры. Соответственно, убийство вражеской фигуры происходит там, куда пошел конь.


Слон

Слон ходит по диагонали. Причем его ходы ограничены тем цветом поля, на котором он стоит. Так как у каждого противника по два слона (один стоит на белом поле, второй – на черном), существует возможность ходить по диагонали как черного, так и белого цвета. Если путь свободен и на пути у фигуры нет вражеской, можно сделать ход через столько полей, сколько понадобится. Таким образом, если расстановка фигур во время игры позволяет, можно пойти слоном из одной части доски в другую, строго по диагонали.


Ладья

  • Опять-таки, у каждого игрока по две ладьи.
  • Ладья ходит по прямым линиям, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.
  • Как и в случае слона, если ситуация позволяет, можно ходить из одной стороны доски в другую.
  • В отличие от коня, ладья не может перепрыгивать через фигуры.


Ферзь

Ферзь считается самой сильной фигурой в шахматах. Очень часто потеря ферзя приводит к поражению.

  • У каждого игрока по одному ферзю.
  • Направление ходов этой фигуры совмещает в себе направления ходов ладьи и слона, что дает ему огромное преимущество по сравнению с другими фигурами.
  • Ферзя неофициально называют королевой. Так оно и есть, ферзь – королева шахматного поля.


Король

Вся суть игры сводится именно к этой фигуре. Цель каждого игрока – заблокировать передвижение вражескому королю и защитить своего. Именно для балансировки игры ранние создатели шахмат решили ограничить передвижение короля. Он может ходить всего-лишь на одно поле, в любом направлении.


Дополнительные возможности шахмат

Шахматы интересны еще и тем, что имеют невероятно огромный спектр действий и комбинаций, которые можно использовать для своего приближения к победе. Ниже приведен список этих дополнительных действий:

Рокировка

Суть рокировки в изменении расположения ладьи и короля. Существует два вида рокировки – длинная и короткая. Длинная рокировка возможна если между ладьей и королем три свободных поля. Чтобы сделать длинную рокировку необходимо ладью перенести на три поля в направлении короля, а короля на два поля в том направлении, где недавно стояла ладья. Короткая рокировка – почти тоже самое. Ладья перемещается на два поля, в направлении короля, а король на два поля в том направлении, где недавно стояла ладья.

Возможность поменять пешку на любую фигуру

Правила шахмат включают в себя такую полезную вещь, как замена пешки любой другой потерянной фигурой. Это происходит тогда, когда ваша пешка доходит до самого последнего ряда противника, т.е. в противоположный конец доски. Достигнув этой точки, вы можете заменить эту пешку на коня, слона, ладью или ферзя (если, конечно, вы их потеряли во время игры). Если есть выбор между этими фигурами, в основном выбирают ферзя. И это понятно.


Шахматы – очень развивающая игра. Она помогает поддерживать интеллектуальную форму. Для ребенка этот вид спорта особенно полезен. Если же у вас не получилось нормально сыграть в шахматы – не отчаивайтесь. Каспаров не всегда так играл.

Многие ученые предполагают, что игра в шахматы вызывает положительное движения в головном мозге, способствует выделению гормона радости и балансируют психологическое состояние. Можно сделать вывод – у шахмат нет отрицательных сторон. Как в других видах спорта, получить перелом просто невозможно. Подумайте, может быть в свободное время стоит занять его именно шахматами? Тем более, найти противника не проблема – интернет дает такую возможность.

Шахматы - одна из древнейших игр, до сих пор пользующаяся большой популярностью. Несмотря на то, что правила игры относительно просты, шахматная партия может быть очень сложной. Тем не менее для начала игры в шахматы достаточно лишь освоить правильную начальную расстановку фигур и довольно простые правила; возможно, это станет вашим первым шагом на пути к участию в гроссмейстерских турнирах.

Шаги

Расстановка фигур

    Расположите шахматную доску к себе так, чтобы в правом нижнем углу была клетка белого цвета. Это правило справедливо для обоих игроков, независимо от цвета, которым они играют. Белые и черные фигуры будут располагаться симметрично.

    • Следует расставить свои фигуры на двух горизонтальных линиях, ближайших к вам.
    • В отличие от игры в шашки, в шахматах используются все клетки доски.
  1. Поместите по ладье (иногда ладью называют турой) в ближние к вам угловые клетки доски. Начните с расстановки ладей - фигур, имеющих обычно вид крепостных башен и ходящих по прямым линиям (горизонтально и вертикально). Возьмите две ладьи и поставьте их в две угловые клетки.

    • В некоторых шахматных наборах фигуры имеют оригинальный вид, по которому практически невозможно определить их, не справившись в прилагаемом описании или не взглянув на дно фигуры. Ладья обозначается символом ♜.
  2. Поставьте коней на ближней к вам горизонтальной линии рядом с ладьями. Кони, имеющие обычно вид лошадиной головы, располагаются по бокам ладей. Кони ходят буквой "Г", то есть сначала на две клетки в одном направлении (по горизонтали либо по вертикали), затем на одну вбок, причем это единственная фигура, которая может перескакивать через другие фигуры и пешки.

    • Для обозначения коня служит символ ♞.
  3. Расставьте слонов по бокам коней. Поставьте слонов, имеющих обычно форму вытянутого овала с небольшой сферой наверху, по сторонам от коней, ближе к центру доски. Слоны ходят вдоль диагоналей.

    • Слон обозначается знаком ♝.
    • Слон, расположенный слева окажется на черной клетке, а стоящий справа - на белой.
  4. Разместите ферзя на одной из двух оставшихся клеток, имеющей соответствующий цвет. Если вы играете белыми, поставьте ферзя на белую клетку посередине ближайшего к вам горизонтального ряда. Если же у вас черные фигуры, поместите ферзя на черную клетку. Как правило, ферзь является одной из двух самых высоких фигур и имеет вверху зубчатую корону. Ферзь может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали во всех направлениях и на любое количество клеток, что делает его очень сильной и ценной фигурой.

    • Ферзь обозначается символом ♛.
  5. Поставьте короля на единственную оставшуюся свободной клетку на первой горизонтали. Как правило, король - самая высокая фигура, украшенная сверху округлой короной, часто увенчанной крестом. Поставив короля, вы заполните фигурами первый ряд (называемый в шахматах также первой «горизонталью»). Король может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали, но лишь на одну клетку за один ход, и остальные фигуры должны защищать его.

    • Король обозначается символом ♚.
  6. Расставьте все свои пешки вдоль второго ряда. После размещения фигур расположите более мелкие пешки во втором горизонтальном ряду. Пешки, как правило, ходят вперед на одну клетку, но у них есть еще множество дополнительных свойств. Теперь все ваше войско расставлено и готово к сражению.

    • Для обозначения пешек служит символ ♟.
    • Когда все фигуры расставлены так, как описано выше, игру можно начинать.
  7. Еще раз окиньте взглядом доску, убедившись в том, что все ваши фигуры занимают правильные места. Два ближайших к вам горизонтальных ряда должны выглядеть следующим образом (в случае черных фигур):
    ♟♟♟♟♟♟♟♟
    ♜♞♝♚♛♝♞♜

    Правила игры

    1. Партия в шахматы выигрывается пленением вражеского короля, то есть объявлением ему «мата». Мат означает, что куда бы ни походил король, он все равно окажется под ударом, то есть после любого своего хода он будет стоять под «шахом» со стороны одной или нескольких фигур противника.

      Вы можете уничтожать фигуры противника, удаляя их с доски. Переместив свою фигуру на клетку, занятую фигурой соперника, вы тем самым «бьете» его фигуру, и она выходит из игры. Ваша фигура при этом становится на клетку, которую перед этим занимала побитая фигура. Нельзя бить свои фигуры или ставить несколько фигур на одну клетку.

      Игру начинают белые, после чего противники ходят поочередно, одной фигурой за один ход. По традиции игра открывается ходом белых, которые передвигают одну из своих фигур. После этого черные делают ответный ход, также передвигая одну из своих фигур, и далее соперники по очереди передвигают свои фигуры, пока игра не закончится.

      Игра может завершиться вничью. В шахматной партии не всегда есть победитель. К ничейному результату приводит «пат» - положение, при котором игрок, имеющий право хода, не может сделать ни одного хода, разрешенного правилами. Это означает, что его король не находится под ударом, но и не может переместиться куда-нибудь, чтобы не попасть под шах; остальные фигуры также не в состоянии походить куда-либо, поскольку заблокированы другими фигурами, или их ход откроет короля, поставив его под удар фигур соперника. Как правило, пат случается в конце партии, когда остается мало фигур: например, пешки не в состоянии сдвинуться с места, будучи заблокированными другими пешками, и король также не может походить, чтобы не попасть при этом под шах.

      Передвижение фигур

      1. Пешки ходят на одну клетку вперед, и бьют на одну соседнюю клетку по диагонали. Как правило, пешка может походить на соседнюю клетку перед ней. Из-за этого может показаться, что пешки приносят мало пользы, однако они обладают рядом других возможностей, значительно повышающими их ценность:

        Ладья ходит по горизонтали или вертикали на любое количество клеток. Эта фигура может перемещаться по прямой линии вперед, назад, влево и вправо. При этом ладья может пересечь любое количество клеток, пока не встретит на своем пути другую фигуру или не достигнет края доски.

      2. Конь ходит буквой «Г». Эта фигура ходит наиболее оригинальным образом: сначала она «прыгает» на две клетки, затем перемещается еще на одну клетку в сторону, в результате чего выходит буква «Г». Ход может быть сделан в любом направлении: две клетки назад и одна вправо, две клетки влево и одна влево, и так далее.

        • Конь «перепрыгивает» через остальные фигуры; таким образом, он может побить лишь те фигуры, которые стоят на клетках, завершающих букву «Г». Конь всегда ходит буквой «Г», независимо от фигур, стоящих на его пути.
      3. . С ее помощью вы сможете вести краткую запись ходов (как своих, так и соперника), что позволит позднее восстановить течение шахматной партии и провести ее анализ.
      4. Изучите тактику игры в шахматы . Шахматы на удивление сложная игра - при всей простоте своих правил она полна неизведанных глубин. Игре в шахматы посвящена многочисленная литература, в которой рассмотрены вопросы тактики и стратегии этой популярной игры. Изучение этой литературы позволит вам повысить свое мастерство.
      5. Учитывайте относительную ценность различных фигур. Каждая фигура имеет свою ценность, что облегчает расчеты игроков при оценке выгоды или ущерба от возможного обмена фигур.
      6. Изучите популярные дебюты. Дебютом называется начальная стадия шахматной партии, в течение которой закладывается основа дальнейшей игры. Ошибка в дебюте может привести к проигрышу всей партии, а успешная игра на этом этапе дает хорошие шансы на выигрыш. Изучение шахматных дебютов - очень увлекательное занятие. Как правило, опытные игроки знакомы со множеством различных дебютных вариантов.