«Все дело в шляпе» – о методе шести шляп мышления. Шесть шляп – это самый эффективный метод организации мышления

Английский писатель и психолог Эдвард Де Боно и его шесть шляп мышления давно уже получили заслуженную и широкую известность, однако далеко не все знают, как правильно применять этот метод и для чего он служит.

Метод шести шляп мышления оптимален прежде всего при рассмотрении необычных и сложных идей, которые необходимо рассматривать под разными углами. Он помогает развить гибкость мышления и научиться принимать верное решение среди множества возможных.

Метод, который Эдвард Де Боно разработал в 80-х годах прошлого века, основан на концепции параллельного мышления, которая позволяет использовать одновременно несколько принципиально разных подходов к проблеме. Суть метода заключается в том, что процесс мышления искусственно разделяется на шесть отдельных четко определенных процессов, каждый из которых символизирует шляпа определенного цвета. Такое деление четко структурирует процесс мышления и позволяет добиваться больших результатов.

Шесть шляп мышления

1. Белая шляпа мышления символизирует сосредоточенность на оценке конкретной информации. Она оперирует фактами и цифрами, а также отвечает за поиск недостающей фактической информации.
2. Красная шляпа - это эмоциональная сфера. Она сосредотачивает все чувства, порождаемые рассматриваемым вопросом, и интуитивное чутье.
3. Желтая шляпа символизирует позитивное мышление. Обладатель желтой шляпы сосредотачивается на преимуществах и выгодах анализируемой идеи, в том числе на ее скрытых ресурсах.
4. В противовес желтой черная шляпа отвечает за критический анализ. Она обращает внимание на возможные риски и реальные и потенциальные недостатки.
5. Зеленая шляпа отвечает за креативность. Это генератор идей, который предлагает множество вариантов решения, в том числе нестандартные и провокационные.
6. Синяя шляпа в отличие от предыдущих пяти не отвечает за какую-либо сторону мыслительного процесса, но координирует работу всех остальных. Именно синяя шляпа формулирует цели и задачи, руководит обсуждением и подводит итоги.

Когда нужно надевать шесть шляп мышления

Шесть шляп Эдварда Де Боно могут использоваться при любой мыслительной деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. Этот метод можно применять при написании важного письма, планировании работы, при поиске выхода из непростой ситуации.

Еще удобнее и эффективнее метод шести шляп работает при коллективном обсуждении какого-либо вопроса, при разрешении конфликтов и споров, при оценке идеи, а также в процессе обучения. Многие крупные западные корпорации давно используют метод коллективного мышления, который создал Эдвард Де Боно.

Плюсы метода шести шляп мышления

1. Шляпы Де Боно делают процесс мышления увлекательным. Структурированный подход к проблеме облегчает принятие решения.
2. позволяет всесторонне рассмотреть проблему, причем как с точки зрения логики, так и с точки зрения эмоций.
3. Он помогает преодолеть инерционность и стандартизированность мышления, открывая дверь всему новому и выходящему за привычные рамки.
4. Шляпы мышления упрощают коллективное мышление и помогают каждому высказать свои мысли, в том числе людям стеснительным: ведь сейчас они выступают не от своего лица, а как одна из шляп.
5. Метод шести шляп отсекает пустую болтовню и делает процесс мышления концентрированным и плодотворным.
6. Этот метод позволяет мирно сосуществовать полярным точкам зрения, и не только сосуществовать, но и совместно порождать новые идеи и решения.
7. Шесть шляп мышления учат управлять своим вниманием.

Минусы и сложности метода шести шляп Де Боно

1. Главная сложность заключается в освоении методики, что требует времени и определенных усилий, особенно при коллективном применении.
2. Использование метода Де Боно в коллективе требует личной вовлеченности всех участников, чего непросто достичь.
3. Нередко участники отказываются воспринимать этот метод всерьез, считая это чем-то вроде детской игры.

Правила применения метода шести шляп мышления в коллективе

Использование метода, который разработал Эдвард Де Боно, в коллективе подразумевает обязательное наличие модератора (синяя шляпа), который руководит всем процессом мышления и не позволяет ему выходить за рамки метода.

В начале работы модератор знакомит коллектив с тем, что из себя представляет метод шести шляп , и обозначает стоящую перед ним задачу. Затем все присутствующие надевают шляпу одного из цветов (разумеется, наличие реальных шляп необязательно) и обсуждают вопрос в соответствующем ключе. В ходе дискуссии модератор записывает все высказывания.

Очередность примерки шляп не имеет принципиального значения, однако начинать лучше с белой шляпы, то есть с рассмотрения имеющихся фактов. Дальнейший порядок может быть любым, однако есть несколько устоявшихся правил. Так, красную шляпу одевают на очень короткое время, обычно на полминуты, чтобы дать выплеснуться эмоциям, и делать это нужно несколько раз за время обсуждения. Также рекомендуется каждую новую идею последовательно обсуждать в желтой и черной шляпах. Таким образом в процессе работы все шляпы примеряются не по одному разу. Одна из задач модератора - следить за тем, чтобы участники не надевали сразу несколько шляп, чтобы сохранить четкость мышления. В завершение сеанса модератор подводит итоги коллективной работы.

Другой вариант коллективного использования метода шляп мышления состоит в том, что каждый из участников изначально надевает шляпу опредленного цвета и выступает только от ее имени. В этом случае будет лучше, если шляпы не будут соответствовать типажу человека, то есть оптимист должен примерить черную шляпу, а пессимист - желтую. Такой способ помогает раскрыть потенциал каждого участника мозгового штурма.

Используя метод Эдвард Де Боно - шесть шляп мышления , вы сможете увеличить продуктивность личного и коллективного мышления и успешно справляться с самыми сложными задачами.

Давайте поговорим о креативе в fashion-индустрии и наоборот. Каждому креативному человеку нужны вещи, как минимум - шляпа (а не трусы, как вы возможно подумали). А лучше, когда шляп 6, 7 или 8. Смотрим клип, проникаемся, читаем и действуем.

Креативный мир с шляпами связывает очень многое. Это и головной убор креативщика, и хранилище магических предметов, и червоточина , если надо сгонять туда-обратно, и много ещё чего. Вспомните хотя бы кролика, которого фокусник достаёт из своего цилиндра - уверен, вы никогда не думали, что цилиндр - это постоянный домик кролика… и голубя?!

Сегодня хочу рассказать про метод шести творческих шляп Эдварда де Боно , но подумал, что тему шляп расширю двумя ранее неизвестными, де Бонусными. Их можно рассматривать как обособленные методы развития креативности, а можно и в составе метода де Боно.

Введение

Эдвард де Боно предложил использовать разделение процесса мышления на 6 ролей: учёный-аналитик, художник, оптимист, критик, креативщик, руководитель . Решение в методе рождается в столкновении мнений, в дискуссии и здравой полемике.

Белая шляпа учёного-аналитика - режим фокусировки внимания на всей информации: – которой мы обладаем: факты и цифры; – которой у нас нет: где и как её раздобыть.

Красная шляпа художника - режим эмоций, чувств и интуиции. Высказывает все интуитивные догадки, делится эмоциями. Важно быть честным с собой и другими шляпами.

Желтая шляпа оптимиста - режим позитива. Думает только над преимуществами, выгодами и перспективами идеи, какой бы «никакой» она не казалась. Важно выявить все скрытые положительные возможности.

Черная шляпа критика - только критика, только хардкор: максимальная осторожность, кругом риски и тайные угрозы, везде подводные камни. В этой шляпе родился параноидальный пессимист.

Зеленая шляпа креативщика - режим творчества и креативности. Генерируйте новые идеи, модифицируйте старые, воруйте и улучшайте чужие наработки, не брезгуйте абсурдом и провокациями, ищите альтернативы.

Синяя шляпа руководителя - в руках только процесс: модерируйте, формулируйте цели и аудитории, определяйте KPIs, выявляйте «боли», ведите документацию, подводите итоги, делайте выводы, управляйте проектом.

Правила и как это работает

Самый главный - модератор, он же - синяя шляпа. Рассказывает про метод, знакомит с задачей, не допускает, чтобы участники скатывались в треш-шапито или булщит-бинго. Записывает всё сказанное, суммирует полученные результаты, подводит итоги.

Например, вы арт-директор «ММАМ», на вас синяя шляпа, вы ставите задачу: «Через дорогу от нас открылся конкурирующий музей современного искусства «ППАП», на открытие они привезли все работы Дамьена Хёрста и его самого голого в стеклянном кубе, поставили на входе, сделали бесплатный вход по вторникам и четвергам с 8 до 9 часов утра… Что же нам теперь делать?!».

Есть два варианта этого метода:

1. последовательный (все участники надевают шляпу одного цвета и по очереди высказываются, затем цвет шляпы меняется);
2. параллельный (каждый участник надевает случайную шляпу, или шляпу - противоположную своему темпераменту, и проблема запускается в обсуждение со всеми ролями).

В последовательном варианте порядок примерки шляп не играет особой роли, однако, есть логичные последовательности, а есть абсурдные. Я - за логику:

В параллельном варианте лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они НЕ соответствовали типажу человека. Чёрную отдайте оптимисту, жёлтую - критику, красную - тихоне, а потом всем по-очереди, зелёную ни за что НЕ отдавайте вашему креативщику! Миксуйте, но не взбалтывайте. Такой подход откроет новые возможности.

Инструменты, обстановка

  • Шесть шляп (можно и больше, см. «альтернативы»)
  • Тихая комната с маркерной доской, печеньками и чаем
  • Время, достаточное для проведения одной сессии (2 часа минимум)
  • Выключенные телефоны
  • Хорошее настроение, даже если задача про «всё плохо, срочно надо что-то делать!»

Кого пригласить с собой?

Как минимум ещё 5 человек, таких же модников, как и вы.

Плюсы

  • Делает умственную деятельность красочной и интересной
  • Разносторонний! Уделяет внимание всем аспектам: факты, эмоции, генерация свежих идей, критика
  • Возможность прийти к согласию с собеседником
  • Вовлечение разных темпераментов без дискомфорта, говорит от имени цветной шляпы
  • Концентрация мышления
  • В итоге - неординарные и инновационные мысли и идеи

Минусы

  • Главный минус - сложность технологии, для освоения необходимо время. С первого раза можно и не получить удивительных результатов
  • Внедрение на предприятии проблематично, большинство отечественных предприятий не готовы внедрять коллективные методики, требующие личной вовлеченности
  • Серьезность восприятия непосредственно коллективом. Зачастую этот метод считают «детским», отказываясь примерять цветные шляпы. «Ну не клоун я!».

Ещё две шляпы и одна игра

Седьмая шляпа, прозрачная - человека-скотч для параллельного режима. Должен выбрать одного человека, который будет молчать в ходе одного цикла обсуждения, как будто у него заклеен скотчем рот. Зачем это нужно? Человек, речь которого заблокировали на один цикл может высказываться альтернативно: в танце, в пантомиме, рисунком, телепатически - это наводит на новые мысли.

Восьмая шляпа, самобранка - это не режим, а реквизит. Накануне креативной сессии, участники получают задание принести от 3 до 5 небольших предметов из дома, гаража, дачи, магазина. Предметы передаются модератору до начала сессии. Он складывает их в непрозрачную ёмкость с широким горлом, например в шляпу. Каждый цикл обсуждения модератор вправе вытащить один случайный предмет и передать его любому участнику. Получивший предмет должен начать/продолжить свою речь с названия этого предмета и способа его использования при решении обсуждаемой задачи.

ТЕМА: МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Э. БОНО

Тип: сообщение и усвоение новых знаний

Форма: практическое занятие

Оборудование: 6 шляп, кубик, таблицы, ключевые слова, рекомендации по творческому развитию ребенка

Цель:

Задачи:

 Показать участникам возможности использования резервов группового мышления

 Воспитывать культуру обмена мнениями

 Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления студентов

    Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования

1. Актуализация знаний

Мы продолжаем изучение раздела «Психология творческой одаренности». Прежде чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы:

    Почему развитие творческой одаренности у детей является одной из актуальных проблем современного образования?

    Что в психологии понимается под творческой одаренностью?

    Каким образом проявляется творческая одаренность?

2. Сообщение тему занятия, постановка учебных задач

Одним из особенностей проявлений творческой одаренности является умение видеть проблемы. Поиск проблемы – дело непростое. Неслучайно мы говорим о способности творчески одаренного человека видеть проблемы как об особом даре. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики. Сегодня мы рассмотрим интересную методику известного психолога Эдварда де Боно «Шесть Шляп Мышления», «Шесть думательных Шляп» (Six Thinking Hats). В ходе занятия вы самостоятельно ведете записи, затем в конце мы определим самый удачный конспект, одним из критериев которого будет оригинальность.

3. Общее знакомство с методом Э. Боно

Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное). При традиционном мышлении мы полемизируем, дискутируем, чаще всего выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии.

Что мы понимаем под параллельным мышлением? (боковое; латеральное; конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).

С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации?

1. Эмоции (часто мы склонны опираться на чутье, эмоции и предрассудки).

2. Беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать).

3. Путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу).

Метод Шести Шляп - это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную картинку. Данный метод предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».

    Почему используется головной убор - шляпа?

Шляпа - это предмет туалета, которую легко надеть и снять. Головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек (бейсбольная кепка, солдатская пилотка и т.д.), а в соответствии с этим предлагает новую модель поведения, новый взгляд на окружающее.

3. Описание Метода Шести Шляп

Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА:

С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Какие вопросы задаст человек под Желтой Шляпой?

Что, по вашему мнению, относится к преимуществам данного метода?

(обсуждение проблемы любой сложности, легко запоминается метафора – шляпа, возможность использовать только один тип мышления в определенный промежуток времени, подход с новых сторон, экономия времени, переключение мышления и т.д.).

Определите для каждой Шляпы ключевое слово.

4. Выдвижение ситуаций, проблем

Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».

Попробуйте определить типы использования шляпы.

1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета). 2. Снять Шляпу (уйти от мышления). 3. Сменить Шляпу (переключить мышление). 4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).

Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас.

    «Портрет современного одаренного ребенка».

Начнем обсуждать ее последовательно, «снимая и надевая» разные Шляпы.

5. Работа под Шляпой Мышления (составление «Портрета современного одаренного ребенка»):

    Красная: выразите свое позитивное или негативное эмоциональное отношение к этой проблеме

    Белая: обобщение изученного материала, сбор информации, выделение информации, которая может понадобиться для решения задачи

    Зеленая: новые идеи, дополнения

    Желтая: преимущества новых идей (хорошие стороны)

    Черная: найти нерациональные, опасные, трудоемкие моменты

    Белая: самый оптимальный, соответствующий портрет заданным критериям

    Красная: эмоциональное отношение к процессу работы, к полученным результатам (что понравилось больше, в чем изменились).

    Под Шляпой какого цвета Вы не работали? Почему?

    Можете ли Вы дополнить свой ответ по преимуществам этого метода после того, как успели поработать под Шляпой?

Критерии ответа:

1. Полнота раскрытия вопроса под Шляпой

2. Оригинальность предложенных решений

3. Соответствие ответа режиму «Мыслешляпы»

6. Подведение итогов урока:

Докажите, что данный метод способствует развитию творческого мышления.

    Выделить ключевые слова по теме урока (латеральное мышление, Мыслешляпа, информация, осторожность, эмоции, новые идеи, организация мышления, преимущества).

    Есть ли какие-то особенности в последовательности использования Шляп?

    В каких ситуациях может применить этот метод учитель начальных классов?

    В какой последовательности должны быть использованы Шляпы для оценки идеи?

    Шляпы какого цвета вы бы использовали для улучшения замысла идеи?

    Как по-другому можно организовать работу под Шляпой?

Например, можно использовать данную технологию на уроке, когда изучается базовый алгоритм "Упорядочивание массива элементов по возрастанию или убыванию". Учитель предлагает организовать несколько творческих групп и предлагает сначала поработать под полями красной шляпы, чтобы ребята могли выразить свое позитивное или негативное эмоциональное отношение к обозначенной проблеме. Затем учащиеся переодевают шляпу и оказываются под полями белой шляпы. Наступает момент обобщения изученного материала, сбора информации, выделения тех "инструментов" программирования, которые могут понадобиться для решения поставленной задачи. Следующая шляпа - зеленая. Работа в зеленой шляпе требует от учащихся идей по реализации алгоритма упорядочивания, причем каждая творческая группа создает свой авторский алгоритм. После того, как работа по созданию алгоритма и написанию программы завершена, наступает очередь желтой шляпы, когда в созданных группами творческих продуктах- программах выделяются самые интересные алгоритмические и программные находки. А под полями черной шляпы выделяются нерациональные или трудоемкие моменты. Но этот этап не является последним. Следует попросить учащихся "надеть белую шляпу" и определить, какой же из предложенных алгоритмов можно считать наиболее оптимальным в соответствии с выбранными критериями. Завершает работу красная шляпа, под полями которой ребята выражают свое эмоциональное отношение к процессу работы, к полученным результатам.

Креативность – уровень творческой одаренности, способность к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

«Компетентность - это специфическая способность, позволяющая эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни. Специальные формы компетентности предполагают умение решать очерченный круг задач в профессиональном виде деятельности

У человека должны быть определенные знания. включая уз­коспециальные, особые способы мышления и навыки Высшие уровни компетентности предпо­лагают инициативу, организаторские способности, способности оценивать последствия своих действий. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении проблем достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека.

Развитие компетентности приводит к тому, что человек может моделировать и оценивать последствия своих действий заранее и на длительную перспективу Это позволяет ему осуществить переход от внешней оценки к выработке «внутренних стандартов» оценки себя, своих планов, жизненных ситуаций и других людей.

Заключается в том, что:

обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод Эдварда де Боно

«Шесть шляп мышления».

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно был сформирован на основе теории CoRT (это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, опубликованный им в 1970 году.

Причины возникновения метода.

1. Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.

2. Помочь развить уважение к себе, веру в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.

Новизна и эффективность методики де Боно в подходе мыслительного процесса.

Мыслительный процесс:

1) стадия-восприятие;

2) стадия- «обработка информации».

Эдвард де Боно работает с восприятием. Восприятие расширяет возможности нашего мышления, поскольку мы можем сознательно расширять точки зрения.

Эдвард де Боно родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно - человек лишь мысленно надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Четыре типа использования « шляп».

  1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?” “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
  1. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”. “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем «нарваться» на неприятности, если поступим таким образом?”

“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное применение. Шляпы нужны как удобный способ управлять мышлением и его переключением. Для определенной цели также может использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, необходима для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой,- для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп - структура для обдумывания темы. Она определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

На курсах повышения квалификации впервые услышала о методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Начала самостоятельное изучение данного опыта работы, а затем и его использование на практике. Убеждена в действенности этого метода: повышается активность обучаемых на уроке, познавательная деятельность, интерес к учебе, стремление к самостоятельности.

При самостоятельном решении определенных проблем у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности. Обычно, когда учащиеся пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, учащиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, ребята испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Эту задачу (подход к личности каждого учащегося) помогает решить методика Эдварда де Боно.

Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

Белая шляпа . Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.

Красная шляпа. В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа . Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа . Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.

Синяя шляпа. Управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.

Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и т.д.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1)Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам (инструктивные карточки).

2) Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за процессом.

Использование шляп.

Надеть шляпу. Группа использует шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.

Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет эффективно перестраивать ход мыслительного процесса. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Опыт показал, что такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексии. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.

Данная методика успешно применяется во внеклассной работе и в дистанционном обучении. Наглядной иллюстрацией является дистанционный курс «Подсказки на каждый день».

Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  • цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от занятий в начальной школе до подготовки к ЕГЭ;
  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора;это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

А. Захарченко

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам-членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.