Установка лампы g4 в люстре. Долой галогенки, даешь светодиоды: моя модернизация китайской люстры

Ещё один обзор светодиодных ламп.
Импульсом к написанию обзора послужил тот факт, что поиском по ресурсу я не смог найти обзоров на аналогичный товар. Когда обзор был наполовину дописан, я перелопатил MySKU ещё раз (ну не может же быть!), и, таки, нашёл . Но не пропадать же написанному. :)
Надеюсь, что помогу всем обладателям люстр с подобным формфактором лампочек. Перегорают такие лампы в «галогеновом» исполнении довольно часто, потребляют по современным меркам ужасающе много, расходуют электроэнергию очень неэффективно, да и искать их в магазинах несколько тяжелее, чем классические E14 и E27.
Удастся ли их заменить светодиодными?

Рассмотрим лампочку поближе.




Первое, что бросается в глаза. Вопреки сложившейся китай-традиции (ради экономии места и денег в силиконовые заливки, тут уже были обзоры, ставить пассивный балласт из гасящего конденсатора), в данных лампах, к нашей радости, присутствует пусть и простенький, но вполне себе драйвер. Сквозь силикон видно плоховато, а дорожки, видимо, вообще не оттрассировать, но кое-что увидеть можно.
Видим, очевидно, ШИМ-контрллер. Видим моточный дроссель (что хорошо). Судя по всему, видим диоды.
Диоды ли это, мне наверняка сказать трудно, но лампа точно неполярная. Работает совершенно одинаково вне зависимости от полярности подаваемого на её ножки напряжения. Это плюс. Значит, лампа будет работать с любым источником питания (включая «электронные трансформаторы» для галогена, классические низкочастотные трансформаторы, стабилизированные источники питания и т.д.).


С обратной стороны видим небольшой керамический конденсатор, какой-то резистор и в центре композиции - полярный конденсатор аж в 100 микрофарад. На просторах Али, судя по картинкам товара, попадаются лампочки с конденсаторами меньшей ёмкости. Тут принцип один: чем больше ёмкость сглаживающего конденсатора, тем меньше будет мерцать лампа, тем меньший вред она наносит глазам.

Сравним данную лампочку с классической галогеновой 20W 12v


Берёмся за штангенциркуль

Диаметр:




Две десятых миллиметра. Никто не делает отверстия в плафонах с такой точностью.
Можно утверждать, что по диаметру совпадают.

Длина:




Полмиллиметра. Погрешность мягкости силикона и стеклянного литника у галогенки.
И по длине совпадают.

Теперь от геометрических измерений переходим к электрическим.

Напряжение на источнике 12,38V

Меряем ток. Чуть больше 90mA

Итого реальная мощность составляет 1,2 W.
Ни о каких 3W из заголовка говорить, конечно, не приходится. И это другая нерушимая китай-традиция. Но это даже и не плохо. Поскольку эти честные три ватта из-под силикона надо было бы куда-то девать, а радиаторов тут нет. По этой же причине, думаю, не стóит покупать такие лампы в исполнении 6W, светить-то будут и ярче, а тепловой режим будет тяжелее.

Кстати, раз уж заговорили, пора померить и температуру.
Мерил термопарой, с усилием вдавливая её в силикон.
Больше, чем 68°C получить не смог, как ни пытался.

Горячевато, конечно. Но могло быть и хуже. Поживут.

Ну и, наконец, главный вопрос.
Цветовое сравнение.

Ставлю камеру в ручной режим, оба кадра делаю с одними и теми же параметрами. Снимаю с одной и той же позиции на штативе.



Сначала галоген, потом обозреваемая лампочка.

Разительных отличий нет. И это неожиданно. Обозреваемая лампочка чуть-чуть зеленит (почти не заметно), галоген чуть-чуть более ярок.
Я, признаюсь честно, ожидал либо вырвиглазную «зеленуху», либо желтизну, либо (привет «Ферону») вообще завала в розово-фиолетовую область. Нет. По ощущения в реальности вполне сравнимо с лапой накаливания.

Поставим в люстру.


Я специально прижал диафрагму и поставил небольшую выдержку, чтобы кадр получился чуть затемнённым, но так не будут мешать пересветы.
На данном кадре из десяти плафонов шесть оснащены обозреваемыми лампами, четыре - с классическими галогенками. Уверяю, если не приглядываться, разницы практически нет.
Никаких мерцаний ни одним из методов не обнаружено, спасибо конденсаторам в 100uF.

После некоторых раздумий я решил, что, пожалуй, четыре оставшихся галогенки я не буду менять. Электроэнергию я сэкономил. Эффективность люстры повысил. А спектр в комнате, всё-таки, будет поглаже.

Вывод: Неожиданно хороший товар. С успехом заменит галогеновую лампу по всем параметрам: по габаритам, по цвету свечения, [почти] по интенсивности свечения, по неприхотливости к источнику питания. При этом почти в 17(!) раз будет меньше потреблять электричества, не будет греть воздух в комнате. Да и трогать, брать в руки и заменять их можно просто беря пальцами, без перчаток и обезжиривателей. :)
Да, с таким нагревом они не вечные, но классические галогенки мрут всё равно чаще. За почти 200 чистых часов эксплуатации из шести ламп не подала признаков деградации ни одна.

PS: Не смотря на общий тон обзора, никто мне ничего не предоставлял и никаких условий не ставил. Всё куплено на свои деньги за полную стоимость, сейчас даже чуть дешевле.

Светодиодные источники света повсеместно внедряются в нашу жизнь, вытесняя как обычные лампы накаливания, так и энергосберегающие люминесцентные лампы. Переход к светодиодам особенно заметен по автомобилям: впервые начав устанавливаться в стоп-сигналы, LED-источники света теперь встречаются почти в любом типе оптики, включая головную. Более того, в последнее время намечается тенденция вытеснения ксеноновых ламп источниками LED.

Специалисты Philips стремятся сделать свет оптики как можно ближе к дневному, который наиболее приятен для глаз человека

Новая фишка от Philips - светодиоды, которые можно установить взамен штатных ламп Н4 - уже были представлены некоторыми производителями из Китая. Вот только с качеством проблемы у последних были и остаются довольно серьезные, что подтверждают тесты независимых испытаний: почти во всех случаях световой поток либо оказывался слишком слабым, либо не создавал пучка правильной формы, в котором порой отсутствовала светотеневая граница. Лампы от Philips, как повелось, подобных недостатков должны быть лишены. По крайней мере, на подземной автостоянке, где нам были показаны новинки освещения, к свету LED-ламп придраться было невозможно: по заявлению производителя, они светят на 150 % эффективнее, чем стандартные галогенные лампы. Свет от них действительно оказался ярким, равномерным и близким к дневному, что должно положительно сказаться на вождении: естественный белый свет фар в темное время суток не напрягает глаза водителя при поездке, что позволяет ему максимально сконцентрироваться на дороге. У светодиодных ламп есть и другие достоинства, список которых весьма широк: огромный срок службы, достигающий аж 12 лет, стойкость к экстремально высоким температурам, высокая виброустойчивость…

Все вроде бы прекрасно, вот только есть несколько обстоятельств, которые пока что не позволят подобному свету в ближайшие годы вытеснить классические и дешевые галогенки. Первое - не самая высокая универсальность компонента. Старший управляющий по глобальному маркетингу рынка автомобильных запчастей Томас Хенин прокомментировал этот вопрос: «Проблема замены ламп на светодиодные заключается в том, что эти лампы хорошо работают не на всех автомобилях; таким образом, необходимо проверять их по производителю и модели. Водители, заинтересованные в замене галогенных ламп на светодиодные, нуждаются в профессиональной поддержке, чтобы проверить правильность геометрии света и наличие необходимой для установки электронной и механической совместимости машины. При этом замена внутреннего освещения на светодиоды не представляет сложности».

Второй, не менее существенный недостаток - цена. По словам представителей компании, комплект из двух светодиодных ламп H4 в комплекте с необходимой проводкой, переходниками, блоками питания и крепежом стоит порядка 12 000 рублей. Согласитесь, немало. Третий нюанс - ограниченный ассортимент, состоящий пока что из типоразмера H4. Нам показали рабочие образцы формата Н7, которые уже применяются на некоторых автомобилях GM, но на вторичный рынок их выпускать не спешат: из-за малого их размера возникают сложности с охлаждением, из-за чего приходится встраивать в конструкцию электрический кулер, что, на мой взгляд, может отрицательно сказаться на надежности изделия.

LED-лампа размера H4 легко встает на место штатной «галогенки»

Последний и, пожалуй, самый серьезный недостаток - невозможность использования таких ламп на дорогах общего пользования. Благо, филипсовцы, будучи честными ребятами, покупателя об этом предупреждают сразу. Вот, к слову, выписка из инструкции: «Только для внутреннего освещения и использования на бездорожье. Светодиодные лампы головного света, противотуманные и сигнальные лампы Philips в настоящее время ожидают омологации ECE и не разрешены к использованию на дорогах общего пользования. Если вы используете светодиодные лампы головного света, противотуманные и сигнальные лампы на дорогах общего пользования, вы можете потерять права и страховку».

Для дополнительного охлаждения в более компактной LED-лампе Н7 установлен кулер

Благо, над модернизацией других типов ламп работа в компании также ведется. Например, новые лампы Xenon WhiteVision имеют точно такую же цветовую температуру, как у светодиодных ламп (до 5000К), одновременно и обеспечивая отличную видимость на дороге, и делая внешний вид автомобиля более стильным. Другая новинка - самые яркие в линейке Philips ксеноновые и галогеновые лампы: Xenon X-tremeVision второго поколения и Philips RacingVision соответственно. Обе модели, по словам производителя, улучшают видимость на 150 % по сравнению с минимальными законодательными требованиями, обеспечивая лучшую видимость и лучший контраст по сравнению c менее мощными лампами.

Новый Philips Xenon WhiteVision имеет такую же цветовую температуру, как у LED-ламп

Есть у Philips новые продукты, касающиеся автомобильного транспорта лишь косвенно. Речь идет о выпуске двух специальных ламп для цветоанализа, использующихся в кузовных мастерских: светодиодный прожектор MatchLine PJH20 LED и компактная светодиодная лампа MDLS CRI, дающие белый свет, аналогичный естественному дневному. Вы наверняка наслышаны о таких случаях, когдаотремонтированный автомобиль выходил из кузовной мастерской, а на дневном свете разница в цвете отремонтированной части, посравнению с остальной поверхностью автомобиля, становилась очень заметной. У этого явления есть даже особое название - метамеризм. Так вот, избежать риска возникновения метамеризма позволяет использование ламп со светом, близким к дневному, цветовая температура которого составляет 6000K.

Светодиодный прожектор Philips MatchLine PJH20 предназначен для точного цветоанализа окрашенных деталей

Светодиодный прожектор для цветоанализа Philips MatchLine PJH20 обеспечивает световое излучение с двухэтапным режимом мощности (максимальная мощность потока составляет 2300 люмен), которое может быть настроено в зависимости от конкретных потребностей и имеет угол обзора 90°. Также прожектор имеет перезаряжаемую литиевую батарею, которая служит до 4 часов, и сетевой кабель в 5 метров, позволяющий перемещаться по цеху и подходящий для работ с большой длиной обрабатываемой поверхности. Светодиодная лампа Philips MDLS CRI имеет более скромные размеры и служит для оперативной проверки малых деталей автомобиля.Прибор отличается вращающейся на 300° многонаправленной головкой, обеспечивающей максимальную гибкость и свободный от тениобзор на 360°. Таким образом, модуль можно установить в любом месте рядом с участком ремонта, чтобы осветить дефекты. Максимальная мощность света лампы составляет 500 люмен, но если три модуля совместить (идут в комплекте), суммарная мощность увеличится до 1500 люмен. Также прибор оснащен усиленной аккумуляторной батареей, которая рассчитана на 1500 циклов зарядки вместо стандартных 300, что эквивалентно примерно пяти годам работы при непрерывном использовании. Вполне вероятно, что в будущем светодиоды и вправду вытеснят остальные источники света.

Для более интенсивного света три модуля MDLS CRI можно совместить, получив мощность 1500 люмен

Галогенные светильники уже очень давно и прочно осели на рынке электротехники. И даже сейчас, в век более высоких технологий, несмотря на то, что, по сути, они являются лампами накаливания с большим расходом электроэнергии, спрос на них не снижается. И все же многие хотели бы заменить имеющиеся дома «галогенки» на более экономичный вариант освещения – элементы на кристаллах.

Впервые столкнувшемуся со светодиодными лампами человеку может показаться, что никаких сложностей в замене галогенных ламп на светодиодные быть не может. Вроде и напряжение одинаковое, и цоколь подходит – поменять одни на другие, и все дела.

Но не все так просто, как представляется на первый взгляд. Конечно, при одной и той же силе светового потока светодиоды расходуют намного меньше электроэнергии, но без определенных знаний заменить на них галогенные лампочки вряд ли получится.

Дело в том, что блок питания галогенных элементов освещения хотя и дает нужное им напряжение в 12 В, но при этом не стабилизирует его, что необходимо для нормального функционирования светодиодных ламп. С таким элементом питания диодная подсветка будет мерцать настолько чувствительно и заметно, что о комфортном освещении можно забыть. Имеет смысл разобраться, как же заменить галогеновые 12-вольтные лампочки на светодиодные, получив при этом ровное и чистое освещение.

Рассмотреть возможность замены можно на примере люстры с дистанционным управлением и с галогенными лампами с питанием 12 вольт. Об одной из проблем, связанных с заменой, уже упоминалось – это получение на выходе трансформатора нестабилизированного тока. Но есть еще пара сложностей, о которых важно знать.

Во-первых, трансформатор, питающий 20-ваттные лампы, начнет работать нестабильно при понижении мощности, что неизбежно при установке светодиодов до 1–1.5 ватт на лампочку.

Неизбежны и периодические отключения элемента питания. Конечно, не все подобные устройства подвержены этой «болячке», но все же многие из них.

Ну а во-вторых, как это ни странно, при полной замене ламп с галогеновых G4 на светодиодные пульт от люстры перестает управлять прибором освещения. Его хватает только на включение, остальные команды на люстру не действуют. Причем если заменены не все, а только часть лампочек, ПДУ работает в штатном режиме. Происходит это по той причине, что мощность, потребляемая диодами, настолько мала, что трансформатор перестает полноценно питать блок управления, оставляя ему лишь одну главную функцию.

Итак, с чего же начать переделывать люстру, принимая во внимание все проблемы, связанные с заменой галогенных ламп на светодиоды?

Люстра 12 вольт с ПДУ, как и все светильники подобных типов, содержит в схеме три трансформаторных блока, рассчитанных на галогенные лампы, блок управления светодиодов (одна группа на люстре изначально состоит из такого вида элементов и они могут моргать двумя или тремя цветами), а также контроллер галогенных ламп.

Далее необходимо посчитать, какова будет суммарная нагрузка на стабилизаторы, которые нужно будет устанавливать. Если в двух группах будет по 8 и 9 светодиодов, выйдет 12 ватт и 13.5 ватт. Для подобной люстры можно подобрать хорошие источники питания до 15 вт, которые будут подходящего размера для помещения их в корпус осветительного прибора. Также такие стабилизаторы защитят от КЗ и перепадов напряжения. После требуется выпаять провода от блоков питания галогенных ламп и подключить их к купленным устройствам для светодиодных ламп. А теперь ставим световые приборы на кристаллах, и люстра готова.



При помощи данного действия устраняются сразу все проблемы в люстре, появляющиеся при замене ламп. Светодиоды перестают мерцать, свет от них идет ровный и чистый, естественно, пропадают «провалы», т. е. стабилизатор не отключается из-за низкой мощности потребителей, а пульт дистанционного управления работает как часы.

Менять или нет

В целом, конечно, переделка люстры отнимет много времени, усилий, а также заставит вложить финансовые средства. Но главные плюсы такой замены в том, что помимо большего срока службы, который составляет 30 000 ч у светодиодов против 4 000 ч у галогенных элементов освещения, появляется и приличная экономия электроэнергии. Ведь мощность люстры с лампами G4 на кристаллах в целом составит 25.5 ватт, при этом если стоят «галогенки», этот параметр составит 340 ватт. Поэтому такая модернизация будет вполне целесообразной и разумной.

Но есть еще один параметр, который необходимо учесть при выборе светоэлементов на кристаллах – это температура их цвета. Нужно понимать, что более теплый цвет будет приятнее для глаз, но все же чем он холоднее, тем ярче будет световой поток. Это происходит потому, что температура цвета «теплой» лампы (2 700-3 000 К) намного ниже того же параметра «холодной» (6 500 К). При этом галогенные лампы существуют лишь с температурой в 2 700 К.

Светодиодные лампы из точечных светильников

Очень распространенный вид освещения – потолочные галогенные лампы 12 вольт. Здесь, как и при варианте с люстрой, потребуется замена блока питания на драйвер, стабилизирующий напряжение для комфортной работы светодиодов.

Ну а дальше нужно элементарно заменить галогенную лампочку на светодиодную. Это совсем просто, конечно, для тех, кто хотя бы единожды менял лампу в подобном светильнике. Главное – не забывать про меры предосторожности при работе с опасным напряжением. Обязательно нужно отключить напряжение, прежде чем производить какие-либо манипуляции, т. к. работы по электромонтажу при включенном питании, согласно технике безопасности, не разрешены.

Также можно изготовить светодиодную лампу и своими руками, используя корпус от отработавшей свой век галогенной лампы с цоколем G4 на 12 В. Но процесс это трудоемкий и требующий хотя бы базовых знаний в электротехнике и навыков работы с паяльником.

Другие варианты замены

Дело в том, что галогенные лампы имеют не только штырьковые цоколи, такие как G4. Сейчас очень легко найти на прилавках магазинов электротехники и винтовые лампочки Е27. Подобные можно установить вместо обычных ламп накаливания, и работают они от сети с напряжением 220 В, а не с 12 B. Преимущество подобного вида световых приборов в том, что такой цоколь универсален.

В патрон вместо галогенной можно устанавливать лампу накаливания или даже светодиодную. Удобно то, что светодиодные элементы освещения с подобным цоколем уже оборудованы драйвером, а потому при замене не требуется ничего, кроме, конечно, самой лампочки на 220 В.

В случаях же оборудования на 12 вольт придется потратиться на стабилизатор или же изготовить его своими руками, что очень трудоемко и сложно. Хотя при определенных знаниях и навыках, а возможно и без них, но при наличии огромного желания и «рук из нужного места» вполне возможно.

Так что же все-таки лучше?

Делать замену галогеновых ламп на светодиодные лампы G4 12 В в квартире или нет – вопрос, конечно, сложный. С одной стороны – экономия электроэнергии и намного больший срок службы световых приборов на кристаллах. С другой – при замене тоже нужно вложиться. Это и светодиодные лампочки, и стабилизирующее устройство – диммер. Конечно, через небольшое время затраты оправдаются, но это будет позже, а потратить нужно сейчас. Можно ли на этот вопрос дать всех устраивающий ответ? В любом случае решать каждый должен сам.

Модернизация люстры путем замены светодиодных ламп вместо галогенных, наиболее простая и экономически обоснованная процедура.

Что на что меняем

Галогенная (галогеновая?) лампа . Галогенки действуют по принципу ламп накаливания. В них свет излучает раскаленная вольфрамовая нить. Внутренняя полость колбы заполняется специальным химическим составом, предотвращающим быстрый износ спирали и выхода изделия из строя.

В быту питаются от 12-24 вольтовых источников тока. Используются совместно с электронными преобразователями (трансформаторами), понижающими напряжение до необходимой величины.

Светодиодные лампы . Это сборки из массива полупроводниковых элементов, способных светиться под действием электрического тока. Все излучатели соединяются последовательно-параллельно между с собой и рассчитаны на определенные параметры питания.

Светодиоды функционируют только от постоянного тока. Для того, что подогнать стандартную бытовую сеть под заданные значения, используют специальные электронные устройства – драйверы.


Технические аспекты установки светодиодов вместо галогенок

Процесс монтажа в люстру светодиодных ламп вместо галогенных, сводится к изменению схемы питания. Приведем несколько решений.

Вариант 1

Полная замена источников питания. Это самый затратный вариант модернизации, но и максимально надежный.

Из корпуса светильника удаляют трансформаторы и вставляют преобразователь постоянного тока для LED. Его мощность должна превышать совокупную мощность всех ламп в 1,5 раза. В больших люстрах могут быть несколько контуров, каждый из которых — отдельный режим работы (люстры с дистанционным управлением). В таком случае понадобится отдельный драйвер для каждого контура.


Также, если одним устройством обойтись не получается, можно 1 контур разделить на группы и запитать каждую отдельным драйвером. При этом, вход всех блоков подключается параллельно: фазные провода собираются в один узел, нулевые – в другой.

Удобно применять для подключения промежуточные клеммники, но они должны обеспечивать надежный электрический контакт. Хорошо зарекомендовали себя соеденители компании WAGO.

Если это ваш вариант, в конце статьи будет видео, где подробно показано как менять галогенки на светодиоды в люстрах с несколькими контурами.

Вариант 2

Самый простой. Замена галогенных ламп в люстре на светодиодные со встроенными выпрямителями, работающими от того же напряжения, что и в первоначальном варианте.

Здесь, вообще, не нужно будет проводить каких-либо работ – достаточно будет поставить диоды с таким же цоколем на место галогенок. Узнать, что перед вами требуемый тип светодиодных ламп можно по маркировке. Буквенное обозначение AC/DC .

Недостаток метода – недостаточная освещенность из-за падения напряжения на внутреннем мосту. Яркость можем повысить за счет увеличения мощности.


Вариант 3

Выбираются модели LED-ламп, работающие от 220 вольт. Их подключение производится параллельно, от бытовой сети. Требуется извлечь понижающие трансформаторы и напрямую питать лампы Других вспомогательных устройств не нужно.

Важно! Если люстра работала на 12-вольтовых галогенках, а ставим леды с номинальным напряжением 220V (со встроенным драйвером), то следует быть готовым к замене соединительных кабелей в люстре. Если они не рассчитаны на такой ток в лучшем случае мы их просто спалим, в худшем — утроим пожар.


Переделка люстры с галогенными лампами на светодиодные со встроенным драйвером

Тонкости замены галогеновых ламп на светодиодные

Что важно учесть при замене галогеновых ламп на светодиодные:

  1. Цоколь . Выбирать следует LED с таким же цоколем, что в оригинальной люстре.
  2. Проблемой может быть низкое энергопотребление светодиодных сборок . Отдельные модели электронных трансформаторов снабжены функцией автоматического отключения при малой нагрузке. С диодами люстра может мигать или не работать вообще. Решается удалением трансформатора с заменой на led драйвер.
  3. Направленность света LED ламп. Угол распространения светового потока у галогенок 360°, у светодиодов — зависит от конструкции. Выбирайте модели с линзами широкого рассеивания, желательно с матированным рассеивателем, иначе получите неравномерное освещение.
  4. Помните про конструкцию плафона при выборе светодиодных лампочек. Led лампа может не поместиться в прежнее посадочное место или будет выступать и выглядеть неэстетично.
  5. Цветовая температура светодиодных ламп. Большинство LED светят холодным белым светом (4000К — 6000К) их нежелательно ставить в детские. Для гостиной или рабочего кабинета — отличный вариант.

Целью переоснащения люстр служит экономия электричества. Стоит понимать, что модернизация одного источника света окупится не раньше чем через два-три месяца (для комнат с постоянным использованием освещения). Эффективней провести перемонтаж сразу нескольких участков жилого помещения.

Выбирая полупроводниковые светильники не нужно экономить. Скупой платит дважды. Дешевое изделие, выпущенное неизвестным производителем чаще низкого качества и быстро приходит в негодность.

Выдержка из документа:

«Объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов».

«Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».

Вы заметили, как в нашу жизнь плавно и незаметно вошли светодиоды? Они по всюду. Они везде. Но еще несколько лет назад светодиодная оптика казалась фантастикой. Особенно в автопромышленности. Правда теперь, с каждым годом все больше автопроизводителей вместо штатной галогенной или ксеноновой оптики устанавливают на свои автомобили светодиодные фары. Это стало возможным благодаря тому, что себестоимость светодиодных ламп существенно упала.

В итоге, в мир пришла повсеместная мода на светодиоды и сразу в авто мире появился спрос на светодиодную оптику. Но не все могут себе позволить купить новый автомобиль со светодиодными фарами. Поэтому многие компании поняли, что пришла пора производить светодиодные лампы для ближнего и дальнего света, которые могут заменить обычные галогеновые и ксеноновые лампочки в фарах. Естественно многие автолюбители решили приобрести себе подобные лампы, установив их на свою машину. Но законно ли это? И существует ли ответственность за установку не заводской светодиодной оптики? Давайте разбираться.

Технологии 21 века все больше захватывают наш мир. Каждый год появляется все больше невероятных инновационных идей, а также вчерашние фантастические технологии сегодня становятся реальностью. Не обошел прогресс цифрового века и автопромышленность. Особенно световые приборы автомобилей, которые за последние десятилетия претерпели существенные изменения.

Причем прогресс в авто светотехнике за последние несколько лет стал более существенным чем за последние 50 лет. В итоге мы увидели, как в автопромышленности сначала появилась ксеноновая оптика. Затем, светодиодная. Теперь - лазерное световое освещение.

Но сегодня речь не об этом. Как мы уже сказали, что во всем мире (в том числе и в нашей стране) в настоящий момент наблюдается сверх популярность светодиодных ламп, которые устанавливаются в автомобильные фары.

В последние годы все больше водителей начинают задумываться, о замене галогенных и ксеноновых фар на светодиодные. Насколько это эффективно и т.п. вы можете узнать из нашей обзорной статьи .

Но есть один главный вопрос, который волнует многих. Можно ли устанавливать в обычные фары, предназначенные для галогенных или ксеноновых ламп, новомодные светодиодные лампы? Существует ли ответственность в России за установку светодиодных ламп в переднюю оптику?

К сожалению многие автовладельцы думают, что ответственности не существует. Ведь это же не ксеноновые лампы, которые запрещено устанавливать в галогенные фары. Но это не так. Ответственность на самом деле существует и очень строгая. Например, за незаконную установку светодиодных ламп ближнего или дальнего света в переднюю оптику, водитель может лишиться водительских прав. Удивлены? Вот подробности.

Почему многие водители считают, что за установку светодиодных ламп нет ответственности?

Действительно в нашей стране сложился интересный парадокс. Например, большинство водителей знают, что за установку в галогенные фары ксеноновых ламп в России предусмотрена ответственность, в виде лишения водительских прав. Именно поэтому, мы больше не видим массу автомобилей на дороге с "колхозным" ксеноном. Ведь согласитесь, очень суровая.

Но почему же тогда с каждым годом на дорогах России появляется все больше машин со светодиодными лампами, которые как правило устанавливаются владельцами транспортных средств самостоятельно?

Дело в том, что очень большое количество автолюбителей считают, что светодиодные лампы можно устанавливать в переднюю оптику. Особенно если учитывать, что многие продавцы светодиодных ламп ближнего и дальнего света предоставляют большое количество различных сертификатов и разрешений, заверяя покупателей, что LED лампы в галогенную или ксеноновую оптику доступные в продаже, действительно разрешены в нашей стране для применения и продажи.

Но на деле выясняется, что большинство сертификатов на подобные лампы на момент продажи либо уже не действуют, либо приостановлены.

Так же не стоит забывать и том, если продажа LED ламп разрешена и имеются действующие разрешения и сертификаты, то это не означает, что каждый автовладелец имеет право устанавливать их в передние фары своей машины.

Поэтому наличие сертификации светодиодных ламп на территории России не означает, что вы имеете право установить их в свою машину. Да, купить вы можете. Но не более того, если ваши передние фары строго предназначены для работы только с ксеноновыми или галогенными лампами.

То есть, ситуация точно такая же, как и с ксеноновыми лампами, установка которых категорически запрещена в автомобили, оснащенные передней оптикой предназначенной для галогенных ламп накаливания.

Соответственно, установив в свои галогенные или ксеноновые фары LED ламы ближнего и дальнего света, вы грубо нарушите действующее Российское законодательство, а именно:

статью 12.5 части 3 КоАП РФ:

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Какая ответственность за установку в галогенные или ксеноновые передние фары LED ламп?


Установка в передние галогенные или ксеноновые фары светодиодных источников ближнего или дальнего света приравнено к оснащению автомобиля красными спецсигналами. Соответственно согласно действующим ПДД и КоАП РФ, в случае если водитель незаконно самовольно установит светодиодные лампы в фары, предназначенные для галогенных или ксеноновых ламп, то ему грозит ответственность в виде лишения водительского удостоверения сроком до 1 года.

Согласитесь, что это очень строгая мера. Также не забывайте о том, что незнание законов не освобождает вас от ответственности. Поэтому ни в коем случае не устанавливайте на машину светодиодные лампы в фары, которые не предназначены для этого согласно заводской спецификации.

Кто-то может подумать, что в вышеуказанной ссылке на статью 12.5 ч.3 нет прямого запрета на установку светодиодных ламп в галогенные или ксеноновые фары. Но это не так.

Статья 12.5 ч.3 КоАП РФ отсылает нас к положению об основных требованиях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, за нарушения которых водитель может быть привлечен к административной ответственности.

Так в частности, согласно пункта 3 положения об основных требованиях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, техническое состояние и оборудование, участвующих в дорожном движении транспортных средств, в части, относящееся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

Соответственно, если автомобиль не отвечает соответствующим стандартам, его эксплуатация по дорогам общего пользования запрещена.

Какая ответственность грозит за установку светодиодных фар на автомобиль в комплектации с галогенными или ксеноновыми фарами?


В принципе, никакая. Да, конечно ответственность также есть и за это. Но доказать вашу вину очень тяжело.

Формально, если вы вместо галогенных фар установите на машину светодиодную оптику от более дорогой комплектации вашей модели, то максимум, что вам грозит, это штраф в 500 рублей.

Но согласно закона даже, если вы вместо ксеноновых или галогенных фар установите на свою машину LED оптику от вашей же модели, но с более богатой комплектации, то все равно обязаны оформить внесение изменений в конструкцию своего автомобиля. Правда то, что привлечь вас к ответственности за это будет невозможно и маловероятным. Ведь сотрудник ГИБДД сверит маркировку фар и удостоверится, что лампы освещения, установленные в них соответствуют типу использования оптики. А то, что вы используете фары от другой версии автомобиля сотрудник ГИБДД вряд ли узнает.