Электромеханическая бч 5 организация подводных лодок. Командир электромеханической бч

В сингапурском мореплавании мы продолжали начатую еще в базе большую работу по сплочению экипажа, совершенствовали боевую организацию, отрабатывали действия по внезапным вводным, в том числе отражение нападения условного противника, - рассказывал мне на завершающем этапе дальнего похода командир гвардейского ракетного крейсера "Варяг" гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко. - Также получен хороший опыт совместного маневрирования с судами обеспечения, пополнения запасов на ходу. Шаг вперед сделали наши швартовые партии и боцманская команда, еще дальше шагнули вахтенные офицеры. Ну а наибольшие нагрузки морского перехода из Владивостока в Сингапур испытали конечно же наши механики, и они достойно их выдержали, на ходу устраняя мелкие неисправности.

Гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук отдает распоряжение в ходе корабельного учения.

Автору этих строк, как и другим участникам мореплавания, те "мелкие неисправности" запомнились мелкими бытовыми неудобствами. Каково же пришлось механикам, вынужденным в южных широтах буквально бороться с ракушками, которые засоряли охлаждающую, бытовую и противопожарную системы, постоянно заниматься очисткой топливных фильтров и регулировкой аппаратуры, отлаживать вентиляцию воздуха по боевым постам и каютам!

Да этот-то поход для нас вполне обычный, - говорит командир электромеханической боевой части крейсера гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук. - Конечно, сказывалось на всей работе, что давно корабль не стоял в доке, кое-какие проблемы накопились. Прибавилось дополнительно задач и в связи с увеличенным числом людей на поход. Даже потребление воды приходилось постоянно рассчитывать...

Электромеханическая боевая часть (сокращенно БЧ-5) - самое большое подразделение крейсера и по численности личного состава, и по объемности материальной части, а значит, по тем задачам, которые стоят перед ней. На боевом корабле, понятно, каждая должность важна и ответственна, но именно от специалистов-механиков зависит его ход, подача электроэнергии и воды, а в южных широтах - и холода на боевые посты и во все помещения. И тут очень многое зависит от личности самого командира, его авторитета среди подчиненных, среди офицеров корабля, его умения организовать всю эту сложную работу личного состава.

Надо отдать должное, профессионального и командирского опыта Анатолию Николаевичу, по натуре спокойному, но весьма требовательному к себе и к подчиненным офицерам, не занимать. Все-таки около двух десятков лет службы на флоте играют свою роль. Да и пришел сюда он, что называется, не по воле случая, а реализуя мечту детства.

Бывает же так в жизни: родился человек в самом что ни на есть сухопутном местечке - молдавском городе Бельцы, а со школьных лет заболел морем. Именно зародившееся еще в детстве большое желание привело Анатолия сначала в Нахимовское военно-морское училище, а позже - и в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Причем учился курсант старательно, пытаясь постичь все азы своей будущей специальности. А когда выпускнику 1991 года предложили распределение либо на Балтийский, либо на Тихоокеанский флот, он выбрал романтику самого большого океана.

Прежде побывал здесь на практике, понравилось радушие дальневосточников, отношение к личному составу на большом противолодочном корабле "Маршал Ворошилов", потому и предпочел начать службу на Тихом океане, - рассказывает гвардии капитан 2 ранга Васильчук. - И служить пришел в это же соединение - на сторожевой корабль "Горделивый", принял должность командира электромеханической группы. Позже в той же должности служил на БПК "Петропавловск". в 1998 году мне доверили командование электротехническим дивизионом гвардейского ракетного крейсера "Варяг". И на каждом этапе службы было у кого поучиться, а опыта набирался в морских учениях и походах.


Крейсер "Варяг"

Каждое мореплавание - это своеобразный экзамен для механиков, поскольку обычно на океанском переходе выполняются многочисленные боевые упражнения, своей ответственностью напоминающие задачи предстоящего визита в какой-либо иностранный порт. Значит, любой сбой техники чреват невыполнением поставленных задач.

В этом смысле вспоминается дальний поход "Варяга" в порт Шанхай в 1999 году, когда КНР отмечала 50-летие со дня образования. Тогда крейсер и сопровождающий его эскадренный миноносец "Бурный" вызвали изумление у местных жителей - многочисленных рыбаков на Янцзы, - устремившись из Восточно-Китайского моря вверх по этой реке со скоростью 24 узла! Для нового-то корабля такой ход - дело привычное, но для крейсера, механизмы которого в те годы изрядно устарели, это был поистине героический рывок, обеспеченный механической службой и заводскими специалистами.

Только годы спустя с того памятного похода в Шанхай "Варяг" прошел на стапелях Дальзавода основательный ремонт. Были заменены все двигатели, камбузное оборудование и бытовые системы. Такой ремонт обошелся государству в 350 миллионов рублей. Основная нагрузка легла на заводчан, но свою лепту в восстановление родного крейсера внесли также офицеры, мичманы, старшины и матросы БЧ-5 под командованием гвардии капитана 2 ранга Васильчука (Анатолий Николаевич принял эту должность в 2000 году. - Авт.). По словам гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Москаленко, за два года была выполнена огромная работа, тем ремонтом "Варягу" была продлена полноценная служба по меньшей мере еще лет на пятнадцать, причем практически без ограничения мореплавания в любые точки Мирового океана.

Сегодня, пройдя "огонь и медные трубы", Анатолий Николаевич уже сам передает свой богатый опыт и умения молодым офицерам, а в организации службы опирается на своих помощников - командира дивизиона движения гвардии капитана 3 ранга Алексея Нога, командира дивизиона живучести гвардии капитана 3 ранга Евгения Ткаченко, командира электротехнического дивизиона гвардии капитан-лейтенанта Игоря Немчикова, старшину команды маршевых двигателей гвардии мичмана Владимира Капустина, старшину электротехнической команды гвардии старшего мичмана Кирилла Вашурина. Среди молодого офицерского пополнения своей старательностью выделяется выпускник военно-морского инженерного института в городе Пушкино гвардии лейтенант Андрей Демьянов. Будучи командиром группы автоматики и телемеханики, он в течение года заметно продвинулся вперед и в практическом освоении своей специальности, и на тренировках по борьбе за живучесть корабля, постоянно стремился совершенствовать общую и тактическую подготовку.

В походах личный состав учится непрерывно, - заметил в разговоре о делах БЧ-5 Анатолий Николаевич, - это не у стенки стоять, разница тут существенная. И нашего Демьянова вместе с его подчиненными командир крейсера не раз отмечал как командира аварийной партии, во время учений по борьбе за живучесть на ходу корабля, в других ситуациях.

Много времени и сил приходится отдавать молодому пополнению из числа матросов. Ведь за счет резкого уменьшения срока срочной службы парни едва успевают усвоить свои должностные обязанности, научиться обслуживать заведование. Вот и сейчас, когда после похода в Сингапур уволилась в запас добрая половина матросов, начинается с нуля работа с новичками.

Конечно, ныне больше рассчитываем на контрактников, - говорит командир БЧ-5. - На таких, как гвардии главные старшины Володя Гончаров и Иван Шабалин, гвардии корабельные главные старшины Александр Захаренко и Борис Руденко, гвардии старшины 2 статьи Алексей Журавлев и Борис Дмитряйчев, гвардии матрос Женя Порунов. Есть, есть толковые, надежные парни, на которых можно положиться в сложной ситуации. К примеру, отлично знает свое дело и умеет находить подход к молодым ребятам Руденко, уроженец села Дворянка Приморского края. Пять лет служит Борис на крейсере. Был и командиром отделения, а потом, в рамках военной реформы, представилась возможность назначить его старшиной команды, то есть на мичманскую прежде должность. Приходят к нам служить на контрактной основе и специалисты из торгового, речного флотов. Отлично служит, например, 37-летний гвардии старший матрос Виталий Маценко, совмещая должности старшего пожарного и сварщика, очень нужные у нас. Среди добровольцев с "гражданки" - местные жители Фокино гвардии главный старшина Денис Закиров, гвардии старший матрос Евгений Супрун, гвардии главный корабельный старшина Евгений Логинов, гвардии матрос Иван Бондарев. Вот с такими моряками и служба в радость. Ведь, по сути, наша БЧ-5 всегда в бою - хоть в море корабль, хоть у пирса. Не буду принижать значение других подразделений крейсера. Но если кто-то может просто выключить свою матчасть и пойти вечером домой, то у нас в любое время суток должна поддерживаться готовность к бою и походу. Горжусь электромеханической боевой частью!

Гордятся варяжцы и своим главным механиком, который не раз отмечался за успехи в боевой подготовке командованием соединения ракетных кораблей и флота. На совесть служит офицер, отдаваясь целиком службе, несмотря на то, что почти на два десятилетия растянулась его очередь на получение благоустроенной квартиры во Владивостоке...

Добавим, в эти дни гвардейский ракетный крейсер "Варяг" поставлен наконец в док, чтобы выполнить те необходимые для него работы, на недостаток которых сетовал в походе командир БЧ-5. Так что корабль "подтянет", как положено, свою техническую форму перед новыми выходами в океан.

О том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.

Подлодка

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая - штурманская, вторая - ракетная, третья - мино-торпедная, четвёртая - радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая - электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части - это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 - это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке - её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет - только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты - то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая - 50 суток, самая длинная - 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса - так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий - праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке - турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят - восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи - в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то - гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. - Прим. ред.). Причём самое обидное - закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет - драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании - так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами - то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие - за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание - подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста - подгодок - матрос, который отслужил два года, а самые крутые - годки - у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина - это их, а вторая - всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав - это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной - не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему - получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, - капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. - Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА - Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су…, я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой - это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», - ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:

- старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

- заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.

Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.

Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.

КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ

16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.

Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .

На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).

На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.

17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет командир боевого поста .

18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.

На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.

На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.

БОЕВОЙ НОМЕР

19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.

Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.

КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ

22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .

23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.

24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.

25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.

Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.

Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.

26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.

Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.

В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.

Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.

На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.

27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.

28. К боевым расписаниям относятся:

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;

Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);

Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);

Расписание по борьбе за живучесть корабля;

Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;

Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);

Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;

Расписание корабельной подрывной команды;

Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

а) на подводных лодках :

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;

б) на надводных кораблях :

Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;

Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;

Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.

На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.

29. К повседневным расписаниям относятся:

Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;

Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);

Расписание по буксировке со схемами буксировки;

Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;

Расписание по каютам и кубрикам для жилья;

Расписание по приборкам.

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках :

Расписание по заряду аккумуляторных батарей;

Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях :

Расписание по затемнению корабля;

Расписание по спуску и подъему плавсредств.

30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.

В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.

31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .

Кроме того, в книгу должны быть внесены:

Схема боевой организации корабля;

Схема повседневной организации корабля;

Корабельная боевая схема;

Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;

Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .

32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.

В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»

Для ведения боя;

При фактическом повышении боевой готовности;

б) «Учебная тревога» :

Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;

При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;

Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;

При погрузке (выгрузке) боеприпасов;

При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;

Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.

В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;

в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;

г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;

д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.

Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации?? и получил лучший ответ

Ответ от Александр Рябой[гуру]
Вот как о курении на подводных лодках описано на сайте avtonomka.org:
" Тяжело приходилось тем, кто страдал пагубной привычкой - курить. В подводном положении курить категорически запрещено, а в надводном - только на мостике. Правда «под РДП» моряки всё - таки умудрялись курить около работающих дизелей. И так от 45 до 90 суток.
Курение на подводных лодках 1-го поколения было разрешено только в надводным положением на мостике. Если курящим был командир БЧ-5 или комдив -3, то некоторым курильщикам удавалось сделать несколько затяжек. В подводном положении слегка «поддували» лодку и в отсеках было повышенное давление до 800 мм рт. столба и более. Это часто искусственно делали вышеупомянутые механики. Для снятия излишков давления запускали на несколько минут дизель, около которого собирались курильщики. На лодках 2-го и следующих поколений были предусмотрены курительные комнаты, от стен которых через непродолжительное время исходил неприятный запах табака. "
А вот, что о курении говориться в Корабельном уставе ВМФ РФ (2001)
Глава 11 Корабельные правила
Правила поведения личного состава на корабле:
453. Курение на корабле допускается только в местах, определенных
приказом по кораблю.
Кроме того, курить запрещается:
а) во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а
также на постах несения службы корабельных нарядов;
б) на катерах и других плавсредствах, стоящих у борта корабля;
в) на катерах с двигателями, работающими на легком топливе.
В местах, отведенных для курения, должны быть установлены
пепельницы или емкости с водой. На ходовом мостике курить
разрешается командиру корабля и с его разрешения офицерам и
мичманам, а на подводных лодках, кроме того, старшинам и матросам.
«Пришла пора признать все экипажи подводных лодок подразделениями особого риска, наделив их членов достойными социальными гарантиями. Мы должны, наконец, осознать, что живем в великой морской державе. Великой даже в грандиозности своих морских катастроф, не говоря уже о своих бесспорных великих достижениях… Сегодня, каждый россиянин просто обязан знать имена своих подводных ассов, первопроходцев и мучеников… »
Контр-адмирал в отставке Штыров А. Т.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: ...Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации??

Ответ от .. [гуру]
они обычно курят когда ненадолго поднимаются из воды, открывают люк, дышат воздухом и курят если разрешается


Ответ от ЕвГений Косперский [гуру]
рекомендации подводников - курильщика десантировать за борт через торпедный отсек


Ответ от Кот Обормот [гуру]
Есть специальное место, на атомной ПЛ, В НЕЙ СИЛЬНАЯ АППАРАТУРА, ПО ОЧИСТКЕ ВОЗДУХА И ДОЛГИЙ СРОК АВТОНОМНОГО ПЛАВАНИЯ, на дизельных - нельзя (мало возможностей, для преобразования окиси углерода)- можно и потерпеть,


Ответ от Павел [гуру]
Подводники сами организуют такое место. Обычно рядом с вентиляцией. В общей вентиляции ПЛ стоят угольные фильтры. Потом курят по очереди, есстесно строго соблюдая ПБ.

1.1. Общие положения

Современный боевой корабль - это:

Ø сложнейшее сочетание технических устройств, систем и комплек­сов;

Ø ядерная энергетика, газовые и паровые турбины большой удель­ной мощности, позволяющие развивать большие скорости хода;

Ø самонаводящееся подводное оружие, автоматическая артиллерия, ракеты различного назначения, способные поражать на больших дально­стях морские, воздушные и наземные цели противника;

Ø радиотехнические средства и средства управления с использова­нием ЭВМ, аналоговых и моделирующих устройств.

Для обслуживания этой сложной и многообразной техники назна­чается экипаж корабля - офицеры, мичманы, старшины и матросы.

Чтобы с наибольшей эффективностью применять оружие и исполь­зовать технические средства в бою и в повседневных условиях, руково­дить личным составом, необходима четкая, тщательно отработанная ко­рабельная организация,

Под корабельной организацией следует понимать организационное построение экипажа корабля и распределение обязанностей между его членами в различных условиях боевой и повседневной деятельности.

Образцовая организация - одно из решающих условий успешного выполнения кораблем поставленных задач. Многовековой опыт отечест­венного флота, опыт Великой Отечественной войну подтверждают это положение. Так, на рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия веро­ломно напала на Советский Союз. Однако внезапное начало войны не за­стало флот врасплох. Корабли, части и соединения Северного и Черно­морского (с 1965 г. Краснознаменных) флотов, Краснознаменного Бал­тийского (с 1965 г. дважды Краснознаменного) флота, заранее приведенные в полную боевую готовность, организованно отразили первые удары врага, не потеряли ни одного боевого корабля и самолета. Не уда­лось фашистам достичь и другой цели: постановкой мин в районах наших баз воспрепятствовать выходу кораблей в море. Этому способствовала высокая боевая готовность и организация службы на кораблях. Современная военно-политическая обстановка в мире предъявляет еще более высокие требования к организации службы на кораблях, к их постоянной боевой готовности.

Основным боевым назначением корабля является уничтожение или ослабление сил и средств противника боевым воздействием. Поэтому корабельная организация строится в соответствии с его боевым назна­чением и определяется штатом корабля - документом, который уста­навливает численность личного состава корабля по специальностям, во­инским званиям и должностям, определяет структуру корабля.

Корабельная организация предназначена обеспечить:

1) высокую боевую готовность оружия, технических средств и ко­рабля в целом;

2) непрерывное и бдительное наблюдение за окружающей обстанов­кой в целях предупреждения внезапных атак противника и обеспечения безопасности плавания корабля;

3) непрерывное и надежное управление кораблем и его подразделе­ниями, их четким взаимодействием в целях эффективного применения оружия и использования технических средств;

4) надежную связь с командованием и взаимодействующими кораблями, бесперебойную внутрикорабельную связь;

5) высокую живучесть корабля и безопасность личного состава.

Для обеспечения боевой и повседневной деятельности личного соста­ва корабельная организация подразделяется на боевую и повседневную.

По боевой организации весь личный состав корабля расписывается по командным пунктам и боевым постам, определяются его обязанности, порядок подчиненности и взаимодействия в боевых условиях.

По повседневной организации весь личный состав корабля распре­деляется по соответствующим организационным звеньям (подразделе­ниям), определяются обязанности и порядок подчиненности в повсед­невных условиях (например, для поддержания установленной боевой готовности, содержания оружия и технических средств в исправном со-, стоянии и т.п.) - Повседневная организация полностью согласуется с бое­вой и по отношению к ней занимает подчиненное положение.

Рассмотрим назначение, структуру и основные задачи повседневной и боевой организации корабля,

1.2. Повседневная организация корабля

Назначением повседневной организации корабля является обеспе­чение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение бое­вой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж. Во главе кораб­ля стоит командир корабля, который является прямым начальником всего личного состава. В помощь командиру корабля назначаются стар­ший помощник, являющийся первым заместителем командира корабля, заместитель по политической части и помощник, определяемые штатом корабля.

В целях лучшего применения оружия и использования технических средств на кораблях создаются боевые части и службы,

К боевым частям относятся:.

· штурманская - БЧ-1;

· ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;

· минно-торпедная - БЧ-З;

· связи - БЧ-4;

· электромеханическая - БЧ-5

· авиационная - БЧ-6;

· управления - БЧ-7.

к службам относятся:

· радиотехническая - Сл-Р;

· химическая - Сл-Х;

· медицинская - Сл-М;

· снабжения - Сл-С.

БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.,

БЧ-2 предназначена для. применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Лич­ный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др. обслуживают ракетные и артиллерийские установки, приборы уп­равления стрельбой и др.

БЧ-3 предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводнодиверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных, работ. Личный состав БЧ-3 (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.

БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внеш­ней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частя­ми, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслужи­вает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной свя­зи и др.

БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности ко­рабля, живучести технических средств. На ПЛ, кроме того, БЧ-5 обеспе­чивает погружение, дифферентовку и всплытие. Личный состав БЧ-5 (элек­трики, мотористы, машинисты; турбинисты, и др.) обслуживает корабель­ную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы й устройства и др.

БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авиа­несущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базировать­ся летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы. , (

БЧ-7 предназначена для обеспечения командира корабля расчетами * и Данными для выполнения маневров, применения оружия, корабельной авиации и средств радиоэлектронной борьбы. Личный состав БЧ-7 - офи­церы управления и специалисты по вычислительной технике, БЧ-7 соз­дается на корабНях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.

Сл-Р предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспеченияцелеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектрон­ной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для обеспечения корабле­вождения, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлек­тронной борьбе, снижения радиолокационной заметности. Личный состав Сл-Р (гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем и др.) обслуживает гидроакустические, радиолокационные, телевизион­ные, инфракрасные и другие средства.

Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от ра­диоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, де- / ^активацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. На ПЛ, кроме того, Сл-Х руководит использованием средств газового контроля, регенерации и очистки воздуха. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического, контро­ля и др.) обслуживаются специалистами - химиками флота.

Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, по­раженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обес­печения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.

Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами пи­тания и снабжения корабля имуществом и материалами по установлен­ным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.

Боевые части и службы в. зависимости от ранга корабля подразде­ляются на дивизионы, группы, батареи, башни и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе БЧ, дивизионов, групп (ба­шен, батарей) стоят их командиры, а во главе Сл - начальники. На кораб­лях 2, 3, 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более БЧ (Сл).

Первичными организационными подразделениями личного состава корабля являются отделения, объединяющие личный состав одной спе­циальности. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

Для обеспечения повседневной деятельности НК 2 и 3 ранга созда­ются боцманские команды и команды обслуживания авиационного обо­рудования, а на НК 1 ранга, кроме того, - команда писарей и оркестр. Эти команды не входят в состав БЧ и Сл корабля и подчиняются помощ­нику командира корабля. Функции боцманской команды на ПЛ выпол­няет команда рулевых-сигнальщиков.

В качестве примеров на рис, 1, 2 приведены схемы повседневной ор­ганизации надводного корабля 1 ранга (варианты).

1.3. Боевая организация корабля.Для ведения боевых действий личный состав корабля распределя­ется по командным пунктам (КП) и боевым постам (БП)Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих БЧ (Сл), расписывается на БП других БЧ и Сл. С момента объявле­ния боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников.




“от мест отойти” возвращается в подчинение начальников, под руковод­ством которых несет повседневную службу.

Распределение личного состава по КП и БП производится в соответ­ствии с табелем нумерации КП и БП.

Командный пункт - это место, оборудованное необходимыми сред­ствами управления, откуда командир руководит действиями Подчинен­ных ему подразделений, применением оружия, использованием техни­ческих средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими частями и подразделени­ями. КП командира корабля является главным командным пунктом и именуется ГКП (как правило, располагается на ходовом мостике), а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт, - КП.

На ПЛ в зависимости от ее положения относительно поверхности воды ГКП располагается в центральном посту - ЦП (подводное положение), в боевой рубке (на перископной глубине), на ходовом мостике (в надводном положении),

Расположение и оборудование КП определяется при конструирова­нии корабля с таким расчетом, чтобы с ГКП было удобно наблюдать за обстановкой, управлять кораблем, его оружием и техническими средст­вами, а с КП БЧ и Сл - управлять, оружием и техническими средствами. "

На случай выхода из строя КП создаются запасные командные пунк­ты (ЗКП), которые оборудуются дублирующими средствами управле­ния кораблем (БЧ, Сл) и связью.

На любом КП должны быть:

В- средства внутренней связи с КП старшего начальника, с КП под­чиненных командиров подразделений, с БП подразделений;

· контрольно-информационные приборы и приборы для управления оружием и техническими средствами подразделений;

· средства борьбы ^а живучесть."

Для обеспечения непрерывной связью КП и БП на кораблях имеются несколько каналов внутрикорабельной связи: громкоговорящая, телефонная, звонковая связь, переговорные трубопроводы. 4

Каждый командный пункт возглавляет офицер, занимающий опре­деленную командную должность: командир корабля, старший помощник командира, помощник командира, командиры БЧ (начальники служб), дивизионов, групп (башен, батарей). На КП для обслуживания техни­ческих средств расписываются матросы и старшины.

На определенных проектах кораблей для сбора, обработки и анализа данных обстановки и своевременного доклада их командиру создается центральный командный пост (ЦКП), который располагается внутри корпуса корабля и возглавляется старшим помощником командира ко­рабля. -

Все КП имеют определенное наименование и порядковый номер. На НК нумерация КП производится в каждой БЧ (Сл) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и плат­формам. На ПЛ нумерация КП производится в каждой БЧ (Сл) по по­рядку номеров с носа в корму.

Для сокращенного обозначения КП в схемах, расписаниях и т.п. ус­тановлен порядок записи в виде дроби: в числителе указывается сокращенное обозначение КП, а в знаменателе номер БЧ или буква, обозначающая службу.

Сокращенное обозначение КП и БП наносится краской на входную дверь (люк) в помещение, где расположен тот или иной КП (БП).

Боевой пост - это место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назна­чение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет. командир БП, а управление им осущест­вляется с КП. На-БН-возлагаются как боевые функции, так и функции по обеспечению боевых действий. Например: ведение огня по противнику, управление рулевым устройством, обслуживанием механизмов и т.п.

На БП должны быть размещены средства связи с КП и взаимодейст­вующими БП, устройства, приспособления и средства для исправления повреждений оружия и технических средств, для борьбы с пожарами и поступлением воды в отсек, помещение, на БП, для защиты личного соста­ва от отравляющих и радиоактивных веществ, для ликвидации послед­ствий заражения БП, для оказания первой помощи раненым и поражен­ным.

Каждому БП присваивается наименование и порядковый номер.

На НК нумерация БП производится в каждой БЧ (Сл, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстрой­кам * палубам и платформам. Сокращенная запись БП имеет вид дроби: в числителе указывается номер БП, а в знаменателе - принадлежность к БЧ (Сл).

Нумерация БП на НК 4 ранга производится по командам (отделе­ниям) в общем порядке номеров по кораблю.

Номера БП на ПЛ состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые-Цифры (одна или две) указывают номер отсека, где расположен

БП, а последний знак (цифра или буква) - принадлежность БП к БЧ или Сл.

БП в зависимости от их принадлежности к БЧ (Сл) присваиваются следующие знаки (цифры или буквы) :

· В БЧ-1 цифра 6 присваивается БП управления рулями, цифра 7 - БП электронавигационных приборов;

· БП БЧ-2 присваиваются номера 20, 30, 40 и т.д., начиная с носа ПЛ, независимо от расположения их в отсеке;

· БП БЧ-3 присваивается цифра 3;

· БП БЧ-4 присваивается цифра 4;

· БП БЧ-5 присваиваются цифры 5,8;

· БП Сл-Р присваиваются цифры 2,9 и буква Р;

· БП Сл-Х присваивается буква X;

· БП Сл-С присваивается буква С;

· БП Сл-М присваивается буква М. _

Присвоенные БП цифры и номера не должны повторяться в одном и том же отсеке.

Номера БП вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсека. Например: БП-4-БП обслуживания вспомогательных механиз­мов четвертого отсека. ^ 1 ,

БП, расположенные на мостике, обозначаются цифрой, присвоенной БЧ (Сл), с добавлением нуля перед ней. Например: БП-04-БП зритель­ного наблюдения и связи.

Свои места на БП и КП личный состав занимает по сигналу ’’Боевая тревога”. С прибытием на БП личный состав готовит свое заведование согласно боевой инструкции и докладывает о готовности командиру БП.

В качестве примера на рис. 3, 4 приведены схемы боевой организа­ции надводного корабля 1 ранга (варианты).

Боевой номер. В соответствии с боевой организацией корабля мич­манам, старшинам, матросам присваиваются боевые номера в целях удоб­ства составления корабельных расписаний, работы с ними и распределе­ния обязанностей личного состава. Боевые номера заносятся в табель нумерации личного состава.

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) определяет принадлежность мич­мана, старшины или матроса к БЧ (Сл) согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер БП;

Щ- третья часть (две цифры) указывает на принадлежность мичмана,

старшины, матроса к боевой смене: первая цифра обозначает номер бое­вой смены, а вторая - порядковый номер в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1,5,7;

Второй боевой смене - 2,4,8;

Третьей боевой смене - 3,6,9.

При наличии на боевом посту до 9 человек для обозначения боевых смен используются цифры 1, 2, 3; при налипши на БП более 9 человек - цифры 4, 5,6; при наличии на БП более 18 человек - цифры 7, 8,9.2-3-11 боевой номер старшего специалиста-оператора БЧ-2 ПЛ, который по боевой тревоге расписан на БП-30 в первой боевой смене первым по списку;

Р-7-24 - боевой номер радиометриста Сл-Р НК, который по боевой СП 7

тревоге расписан на БП7/Р во вторую боевую смену четвертым по списку. Присвоенные личному

составу боевые номера заносятся в табель нумерации.

У курсантов, Мичманов, старшин и матросов, проходящих практику на кораблях, перед первой цифрой (буквой) боевого номера ставится ноль, например: 0Р-2-13.

Надпись с указанием боевого номера изготавливается из брезента белого цвета и нашивается на рабочую одежду и спецобмундирование старшин и матросов (на левый наружный карман). На спецобмундировании всех офицеров и мичманов нашивается надпись с кратким наименованием должности. Надпись с указанием боевого номера изготавливается из брезента белого цвета и нашивается на рабочую одежду и спецобмундирование старшин и матросов (на левый наружный карман). На спецобмундировании всех офицеров и мичманов нашивается надпись с кратким наименованием должности.

Высота цифр и букв номера, нашиваемого на рабочую одежду, долж­на быть 30 мм.

Книжка ’’Боевой номер” . Для того чтобы матрос, старшина, мичман, прибыв на корабль, мог быстро изучить свои обязанности по всем кора­бельным расписаниям, каждому из них выдается книжка ’’Боевой номер”. Она представляет собой выписку из корабельных расписаний для одного лица. В ней указывается: боевой 4 номер, место и обязанности но всем корабельным расписаниям, должность, номер закрепленного личною оружия, противогаза (индивидуального дыхательного аппарата подвод­ника), номер кубрика (отсека), койки, шкафчика и т.п. Все записи в книжке ведутся от первого лица, четко и аккуратно. В заполненном виде книжка ’’Боевой номер” является документом строгой отчетности. При убытии владельца книжки из расположения части (например, в уволь­нение) книжка ’’Боевой номер” сдается лицам дежурной службы при получении увольнительной записки и возвращается при сдаче увольни­тельной записки.


1.4. Корабельные расписания

В целях распределения личного состава корабля по KП и БП для применения оружия и использования технических средств, а также для выполнения систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ составляются корабельные расписания.



В расписаниях указываются место действия (КП, БП, отсек* поме­щение, часть корабля), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные.

Боевые расписания. Боевые расписания предназначены для обеспе­чения твердой организации, четких и согласованных действий по приме­нению оружия и использованию технических средств в условиях боевой обстановки.

К боевым расписаниям относятся: j 7

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1);;

; - расписание по боевой готовности № 2;

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу; / расписание по борьбе за живучесть корабля;

; расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС);

Ш-"расписание по приему и сдаче боеприпасов; расписание корабельной подрывной команды; расписание по специальной обработке корабля.

а) лаа надводных кораблях:

V~ расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппа­рату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных ле­тательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и уборке тралов и охранителей;

Расписание по приготовлению и постановке мин;

^ - расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения;

б) на подводных лодках:

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополне­ния воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте.

В качестве примера рассмотрим некоторые боевые расписания. Расписание по боевой тревоге.

Это расписание является основным документом, определяющим ор­ганизацию корабля в бою. В нем указываются места и обязанности всего личного состава корабля в бою, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов, заместители (фамилии личного состава й их партийность записываются карандашом).

Распределение личного состава по КП и БП производится с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств.

Уставом предусматривается, что каждый офицер корабля должен иметь двух заместителей. Это положение относится к мичманам и старши­нам, выполняющим особо ответственные обязанности, а остальные мич­маны, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю.

Расписание по боевой тревоге дополняется схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обста-

3 Зак. 3016новкой, табелями КП, БП и нумерации личного состава и утверждается командиром соединения.

На ПЛ составляются два расписания по боевой тревоге:.

а) для подводного положения (основное расписание),

б) для надводного положения.

По сигналу ’’Боевая тревога” личный состав согласно расписанию занимает свои места на КП и БП и действует в соответствии с боевыми инструкциями, а корабль переводится в боевую готовность № 1, при кото­рой все оружие, технические средства и средства защиты от оружия мас­сового поражения (ОМП) изготавливаются к немедленному действию.

Расписание по боевой тревоге является основой всех других кора­бельных расписаний.

Расписание по боевой готовности №2. По боевой готовности № 2 оружие* технические средства и средства защиты от ОМП приготавливаются к бою, на всех КП и БП выставляется вахта в две или три смены.

В этом расписании указываются места и функции личного состава, назначаемого на вахту на КП и БII, а также должности офицеров, долж­ности и боевые номера мичманов, старшин и матросов каждой боевой смены. Боевая готовность № 2 устанавливается по команде ’’Боевая го­товность № 2. Такой-то боевой смене заступить”.

На ПЛ составляются два расписания по боевой готовности № 2: для подводного положения (основное расписание) и надводного положения,

К ним прилагаются схемы технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

Расписание по приготовлению корабля к бою и п о х о д у. Это расписание определяет места и обязанности всего личного состава по приготовлению корабля к боевым действиям. На ПЛ в этом расписании, кроме того, указываются обязанности личного состава по при­готовлению к погружению, при погружении и всплытии ПЛ. Расписание вступает в силу по сигналу ’’Корабль к бою и походу приготовить”.

Повседневные расписания определяют обязанности и места личного состава корабля при повседневной деятельности, а также при выполнении систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ,

К повседневным расписаниям относятся:

· расписание по заведованиям, по осмотру и проворачиванию ору­жия и технических средств;

· расписание по постановке (съемке) на якорь (швартовы, бочку); расписание по буксировке;

· расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопас­ных грузов на ходу;

· расписание по каютам и кубрикам для жилья;

· расписание по приборкам;

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках:

· расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергети­ческой установки (ГЭУ);

· расписание по зарядке аккумуляторных батарей; _

· расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях:

· расписание по затемнению;

· расписание по спуску и подъему плавсредств.

В качестве примера рассмотрим расписание по заведованиям, по ос­мотру и проворачиванию оружия и технических средств. Оно определяет заведование каждого матроса, старшины, мичмана и офицера на корабле, которое может состоять из устройств, вооружения и механизмов, участ­ков палубы и надстроек, помещений и т.п. В соответствии с расписанием личный состав корабля производит ежедневный осмотр и проворачивание оружия и технических средств, уход за заведованием, еженедельный и ежемесячный планово-предупредительные осмотры и ремонты. При состав­лении данного расписания соблюдается принцип включения в заведование членам экипажа той материальной части, которая используется (обслу­живается) ими согласно расписанию по боевой тревоге, а также, тех или. иных помещений и устройств, обслуживаемых в повседневных условиях.

Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний. Кроме того, в нее должны быть внесены:

1. Корабельная боевая схема, где на продольном разрезе корабля показываются расположение всех КП, БП, отсеков и других помещений корабля, а также расположение средств и линий внутрикорабельной связи.

2. Схема боевой организации корабля, на которой показываются только КП и БП с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

3. Схема повседневной организаций корабля.

4. Схема расположения и нумерация пожарных рожков,-огнетушите­лей, клапанов систем противопожарной и водяной защиты.

5. : 5. Маркировка водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий.

6. Схема расположения газонепроницаемых помещений корабля.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций, в ко­торых подробно излагаются обязанности личного состава по боевой тре­воге, по применению оружия и технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению. Кроме того, в них указыва­ются дополнительные обязанности по герметизации ^ корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, но химической тревоге и радиационной опасности, по специальной обработке корабля, санитар­ной обработке личного состава и по оказанию медицинской помощи ране­ным и пораженным. Корабельные боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля.

Боевая тревога - для ведения боя или фактического повы­шения боевой готовности.

Учебная тревога - для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге; при выполнении корабельных боевых упражнений и практическом применении оружия; для проведения корабельных бое­вых учений и тренировок на БП, в том числе по борьбе за живучесть с участием всего личного состава корабля; при погрузке и выгрузке бое­припасов; при выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкос­тей, плавании в сложных условиях; для экстренного приготовления кораб­ля к бою и походу. В остальных случаях - по решению командира кораб­ля. Одновременно с объявлением тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель.

В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкостей, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Аварийная тревога при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и в других аварийных ситуациях.

Химическая тревога - при угрозе или обнаружении хими­ческого или бактериологического заражения.

Радиационная опасность - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.