Электромеханическая бч 5 организация подводных лодок. Командир электромеханической бч
В сингапурском мореплавании мы продолжали начатую еще в базе большую работу по сплочению экипажа, совершенствовали боевую организацию, отрабатывали действия по внезапным вводным, в том числе отражение нападения условного противника, - рассказывал мне на завершающем этапе дальнего похода командир гвардейского ракетного крейсера "Варяг" гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко. - Также получен хороший опыт совместного маневрирования с судами обеспечения, пополнения запасов на ходу. Шаг вперед сделали наши швартовые партии и боцманская команда, еще дальше шагнули вахтенные офицеры. Ну а наибольшие нагрузки морского перехода из Владивостока в Сингапур испытали конечно же наши механики, и они достойно их выдержали, на ходу устраняя мелкие неисправности.
Гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук отдает распоряжение в ходе корабельного учения.
Автору этих строк, как и другим участникам мореплавания, те "мелкие неисправности" запомнились мелкими бытовыми неудобствами. Каково же пришлось механикам, вынужденным в южных широтах буквально бороться с ракушками, которые засоряли охлаждающую, бытовую и противопожарную системы, постоянно заниматься очисткой топливных фильтров и регулировкой аппаратуры, отлаживать вентиляцию воздуха по боевым постам и каютам!
Да этот-то поход для нас вполне обычный, - говорит командир электромеханической боевой части крейсера гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук. - Конечно, сказывалось на всей работе, что давно корабль не стоял в доке, кое-какие проблемы накопились. Прибавилось дополнительно задач и в связи с увеличенным числом людей на поход. Даже потребление воды приходилось постоянно рассчитывать...
Электромеханическая боевая часть (сокращенно БЧ-5) - самое большое подразделение крейсера и по численности личного состава, и по объемности материальной части, а значит, по тем задачам, которые стоят перед ней. На боевом корабле, понятно, каждая должность важна и ответственна, но именно от специалистов-механиков зависит его ход, подача электроэнергии и воды, а в южных широтах - и холода на боевые посты и во все помещения. И тут очень многое зависит от личности самого командира, его авторитета среди подчиненных, среди офицеров корабля, его умения организовать всю эту сложную работу личного состава.
Надо отдать должное, профессионального и командирского опыта Анатолию Николаевичу, по натуре спокойному, но весьма требовательному к себе и к подчиненным офицерам, не занимать. Все-таки около двух десятков лет службы на флоте играют свою роль. Да и пришел сюда он, что называется, не по воле случая, а реализуя мечту детства.
Бывает же так в жизни: родился человек в самом что ни на есть сухопутном местечке - молдавском городе Бельцы, а со школьных лет заболел морем. Именно зародившееся еще в детстве большое желание привело Анатолия сначала в Нахимовское военно-морское училище, а позже - и в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Причем учился курсант старательно, пытаясь постичь все азы своей будущей специальности. А когда выпускнику 1991 года предложили распределение либо на Балтийский, либо на Тихоокеанский флот, он выбрал романтику самого большого океана.
Прежде побывал здесь на практике, понравилось радушие дальневосточников, отношение к личному составу на большом противолодочном корабле "Маршал Ворошилов", потому и предпочел начать службу на Тихом океане, - рассказывает гвардии капитан 2 ранга Васильчук. - И служить пришел в это же соединение - на сторожевой корабль "Горделивый", принял должность командира электромеханической группы. Позже в той же должности служил на БПК "Петропавловск". в 1998 году мне доверили командование электротехническим дивизионом гвардейского ракетного крейсера "Варяг". И на каждом этапе службы было у кого поучиться, а опыта набирался в морских учениях и походах.
Крейсер "Варяг"
Каждое мореплавание - это своеобразный экзамен для механиков, поскольку обычно на океанском переходе выполняются многочисленные боевые упражнения, своей ответственностью напоминающие задачи предстоящего визита в какой-либо иностранный порт. Значит, любой сбой техники чреват невыполнением поставленных задач.
В этом смысле вспоминается дальний поход "Варяга" в порт Шанхай в 1999 году, когда КНР отмечала 50-летие со дня образования. Тогда крейсер и сопровождающий его эскадренный миноносец "Бурный" вызвали изумление у местных жителей - многочисленных рыбаков на Янцзы, - устремившись из Восточно-Китайского моря вверх по этой реке со скоростью 24 узла! Для нового-то корабля такой ход - дело привычное, но для крейсера, механизмы которого в те годы изрядно устарели, это был поистине героический рывок, обеспеченный механической службой и заводскими специалистами.
Только годы спустя с того памятного похода в Шанхай "Варяг" прошел на стапелях Дальзавода основательный ремонт. Были заменены все двигатели, камбузное оборудование и бытовые системы. Такой ремонт обошелся государству в 350 миллионов рублей. Основная нагрузка легла на заводчан, но свою лепту в восстановление родного крейсера внесли также офицеры, мичманы, старшины и матросы БЧ-5 под командованием гвардии капитана 2 ранга Васильчука (Анатолий Николаевич принял эту должность в 2000 году. - Авт.). По словам гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Москаленко, за два года была выполнена огромная работа, тем ремонтом "Варягу" была продлена полноценная служба по меньшей мере еще лет на пятнадцать, причем практически без ограничения мореплавания в любые точки Мирового океана.
Сегодня, пройдя "огонь и медные трубы", Анатолий Николаевич уже сам передает свой богатый опыт и умения молодым офицерам, а в организации службы опирается на своих помощников - командира дивизиона движения гвардии капитана 3 ранга Алексея Нога, командира дивизиона живучести гвардии капитана 3 ранга Евгения Ткаченко, командира электротехнического дивизиона гвардии капитан-лейтенанта Игоря Немчикова, старшину команды маршевых двигателей гвардии мичмана Владимира Капустина, старшину электротехнической команды гвардии старшего мичмана Кирилла Вашурина. Среди молодого офицерского пополнения своей старательностью выделяется выпускник военно-морского инженерного института в городе Пушкино гвардии лейтенант Андрей Демьянов. Будучи командиром группы автоматики и телемеханики, он в течение года заметно продвинулся вперед и в практическом освоении своей специальности, и на тренировках по борьбе за живучесть корабля, постоянно стремился совершенствовать общую и тактическую подготовку.
В походах личный состав учится непрерывно, - заметил в разговоре о делах БЧ-5 Анатолий Николаевич, - это не у стенки стоять, разница тут существенная. И нашего Демьянова вместе с его подчиненными командир крейсера не раз отмечал как командира аварийной партии, во время учений по борьбе за живучесть на ходу корабля, в других ситуациях.
Много времени и сил приходится отдавать молодому пополнению из числа матросов. Ведь за счет резкого уменьшения срока срочной службы парни едва успевают усвоить свои должностные обязанности, научиться обслуживать заведование. Вот и сейчас, когда после похода в Сингапур уволилась в запас добрая половина матросов, начинается с нуля работа с новичками.
Конечно, ныне больше рассчитываем на контрактников, - говорит командир БЧ-5. - На таких, как гвардии главные старшины Володя Гончаров и Иван Шабалин, гвардии корабельные главные старшины Александр Захаренко и Борис Руденко, гвардии старшины 2 статьи Алексей Журавлев и Борис Дмитряйчев, гвардии матрос Женя Порунов. Есть, есть толковые, надежные парни, на которых можно положиться в сложной ситуации. К примеру, отлично знает свое дело и умеет находить подход к молодым ребятам Руденко, уроженец села Дворянка Приморского края. Пять лет служит Борис на крейсере. Был и командиром отделения, а потом, в рамках военной реформы, представилась возможность назначить его старшиной команды, то есть на мичманскую прежде должность. Приходят к нам служить на контрактной основе и специалисты из торгового, речного флотов. Отлично служит, например, 37-летний гвардии старший матрос Виталий Маценко, совмещая должности старшего пожарного и сварщика, очень нужные у нас. Среди добровольцев с "гражданки" - местные жители Фокино гвардии главный старшина Денис Закиров, гвардии старший матрос Евгений Супрун, гвардии главный корабельный старшина Евгений Логинов, гвардии матрос Иван Бондарев. Вот с такими моряками и служба в радость. Ведь, по сути, наша БЧ-5 всегда в бою - хоть в море корабль, хоть у пирса. Не буду принижать значение других подразделений крейсера. Но если кто-то может просто выключить свою матчасть и пойти вечером домой, то у нас в любое время суток должна поддерживаться готовность к бою и походу. Горжусь электромеханической боевой частью!
Гордятся варяжцы и своим главным механиком, который не раз отмечался за успехи в боевой подготовке командованием соединения ракетных кораблей и флота. На совесть служит офицер, отдаваясь целиком службе, несмотря на то, что почти на два десятилетия растянулась его очередь на получение благоустроенной квартиры во Владивостоке...
Добавим, в эти дни гвардейский ракетный крейсер "Варяг" поставлен наконец в док, чтобы выполнить те необходимые для него работы, на недостаток которых сетовал в походе командир БЧ-5. Так что корабль "подтянет", как положено, свою техническую форму перед новыми выходами в океан.
О том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.
Подлодка
Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая - штурманская, вторая - ракетная, третья - мино-торпедная, четвёртая - радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая - электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части - это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 - это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке - её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет - только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.
Первое погружение
Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.
Служба
Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты - то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая - 50 суток, самая длинная - 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса - так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.
Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий - праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке - турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.
Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.
Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят - восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи - в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то - гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. - Прим. ред.). Причём самое обидное - закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет - драишь его до конца.
Что мне нравилось в плавании - так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами - то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.
За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие - за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.
Иерархия
Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание - подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста - подгодок - матрос, который отслужил два года, а самые крутые - годки - у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина - это их, а вторая - всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.
Устав - это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной - не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».
Командиры
Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему - получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, - капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. - Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА - Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су…, я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой - это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», - ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.
Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.
9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:
- старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,
- заместители и помощники, определяемые штатом корабля.
Весь личный состав корабля составляет его экипаж.
10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:
На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.
11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.
Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.
12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.
13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.
14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).
Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.
15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.
Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.
КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ
16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.
Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .
На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).
На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.
17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.
Боевой пост возглавляет командир боевого поста .
18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.
На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).
Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.
На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.
На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.
БОЕВОЙ НОМЕР
19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .
Боевой номер состоит из трех частей:
Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;
Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;
Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.
Боевым сменам присваиваются следующие цифры:
Первой боевой смене - 1, 5, 7;
Второй боевой смене - 2, 4, 8;
Третьей боевой смене - 3, 6, 9.
20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.
Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).
На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.
Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.
21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.
Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.
КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.
Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .
23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.
24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.
25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.
Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.
Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.
26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.
Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.
В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.
Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.
На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.
27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.
28. К боевым расписаниям относятся:
Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;
Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.
На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);
Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);
Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);
Расписание по борьбе за живучесть корабля;
Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;
Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);
Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;
Расписание корабельной подрывной команды;
Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).
а) на подводных лодках :
Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;
Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;
б) на надводных кораблях :
Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;
Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;
Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;
Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;
Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;
Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.
На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.
29. К повседневным расписаниям относятся:
Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;
Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);
Расписание по буксировке со схемами буксировки;
Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;
Расписание по каютам и кубрикам для жилья;
Расписание по приборкам.
Кроме указанных расписаний составляются:
а) на подводных лодках :
Расписание по заряду аккумуляторных батарей;
Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);
б) на надводных кораблях :
Расписание по затемнению корабля;
Расписание по спуску и подъему плавсредств.
30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.
В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.
31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .
Кроме того, в книгу должны быть внесены:
Схема боевой организации корабля;
Схема повседневной организации корабля;
Корабельная боевая схема;
Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;
Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.
К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .
32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.
На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.
В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»
Для ведения боя;
При фактическом повышении боевой готовности;
б) «Учебная тревога» :
Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;
При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;
Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;
При погрузке (выгрузке) боеприпасов;
При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;
Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.
В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.
Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;
в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;
г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;
д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.
Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.
Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации?? и получил лучший ответ
Ответ от Александр Рябой[гуру]
Вот как о курении на подводных лодках описано на сайте avtonomka.org:
" Тяжело приходилось тем, кто страдал пагубной привычкой - курить. В подводном положении курить категорически запрещено, а в надводном - только на мостике. Правда «под РДП» моряки всё - таки умудрялись курить около работающих дизелей. И так от 45 до 90 суток.
Курение на подводных лодках 1-го поколения было разрешено только в надводным положением на мостике. Если курящим был командир БЧ-5 или комдив -3, то некоторым курильщикам удавалось сделать несколько затяжек. В подводном положении слегка «поддували» лодку и в отсеках было повышенное давление до 800 мм рт. столба и более. Это часто искусственно делали вышеупомянутые механики. Для снятия излишков давления запускали на несколько минут дизель, около которого собирались курильщики. На лодках 2-го и следующих поколений были предусмотрены курительные комнаты, от стен которых через непродолжительное время исходил неприятный запах табака. "
А вот, что о курении говориться в Корабельном уставе ВМФ РФ (2001)
Глава 11 Корабельные правила
Правила поведения личного состава на корабле:
453. Курение на корабле допускается только в местах, определенных
приказом по кораблю.
Кроме того, курить запрещается:
а) во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а
также на постах несения службы корабельных нарядов;
б) на катерах и других плавсредствах, стоящих у борта корабля;
в) на катерах с двигателями, работающими на легком топливе.
В местах, отведенных для курения, должны быть установлены
пепельницы или емкости с водой. На ходовом мостике курить
разрешается командиру корабля и с его разрешения офицерам и
мичманам, а на подводных лодках, кроме того, старшинам и матросам.
«Пришла пора признать все экипажи подводных лодок подразделениями особого риска, наделив их членов достойными социальными гарантиями. Мы должны, наконец, осознать, что живем в великой морской державе. Великой даже в грандиозности своих морских катастроф, не говоря уже о своих бесспорных великих достижениях… Сегодня, каждый россиянин просто обязан знать имена своих подводных ассов, первопроходцев и мучеников… »
Контр-адмирал в отставке Штыров А. Т.
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: ...Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации??
Ответ от ..
[гуру]
они обычно курят когда ненадолго поднимаются из воды, открывают люк, дышат воздухом и курят если разрешается
Ответ от ЕвГений Косперский
[гуру]
рекомендации подводников - курильщика десантировать за борт через торпедный отсек
Ответ от Кот Обормот
[гуру]
Есть специальное место, на атомной ПЛ, В НЕЙ СИЛЬНАЯ АППАРАТУРА, ПО ОЧИСТКЕ ВОЗДУХА И ДОЛГИЙ СРОК АВТОНОМНОГО ПЛАВАНИЯ, на дизельных - нельзя (мало возможностей, для преобразования окиси углерода)- можно и потерпеть,
Ответ от Павел
[гуру]
Подводники сами организуют такое место. Обычно рядом с вентиляцией. В общей вентиляции ПЛ стоят угольные фильтры. Потом курят по очереди, есстесно строго соблюдая ПБ.
1.1. Общие положения
Современный боевой корабль - это:
Ø сложнейшее сочетание технических устройств, систем и комплексов;
Ø ядерная энергетика, газовые и паровые турбины большой удельной мощности, позволяющие развивать большие скорости хода;
Ø самонаводящееся подводное оружие, автоматическая артиллерия, ракеты различного назначения, способные поражать на больших дальностях морские, воздушные и наземные цели противника;
Ø радиотехнические средства и средства управления с использованием ЭВМ, аналоговых и моделирующих устройств.
Для обслуживания этой сложной и многообразной техники назначается экипаж корабля - офицеры, мичманы, старшины и матросы.
Чтобы с наибольшей эффективностью применять оружие и использовать технические средства в бою и в повседневных условиях, руководить личным составом, необходима четкая, тщательно отработанная корабельная организация,
Под корабельной организацией следует понимать организационное построение экипажа корабля и распределение обязанностей между его членами в различных условиях боевой и повседневной деятельности.
Образцовая организация - одно из решающих условий успешного выполнения кораблем поставленных задач. Многовековой опыт отечественного флота, опыт Великой Отечественной войну подтверждают это положение. Так, на рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Однако внезапное начало войны не застало флот врасплох. Корабли, части и соединения Северного и Черноморского (с 1965 г. Краснознаменных) флотов, Краснознаменного Балтийского (с 1965 г. дважды Краснознаменного) флота, заранее приведенные в полную боевую готовность, организованно отразили первые удары врага, не потеряли ни одного боевого корабля и самолета. Не удалось фашистам достичь и другой цели: постановкой мин в районах наших баз воспрепятствовать выходу кораблей в море. Этому способствовала высокая боевая готовность и организация службы на кораблях. Современная военно-политическая обстановка в мире предъявляет еще более высокие требования к организации службы на кораблях, к их постоянной боевой готовности.
Основным боевым назначением корабля является уничтожение или ослабление сил и средств противника боевым воздействием. Поэтому корабельная организация строится в соответствии с его боевым назначением и определяется штатом корабля - документом, который устанавливает численность личного состава корабля по специальностям, воинским званиям и должностям, определяет структуру корабля.
Корабельная организация предназначена обеспечить:
1) высокую боевую готовность оружия, технических средств и корабля в целом;
2) непрерывное и бдительное наблюдение за окружающей обстановкой в целях предупреждения внезапных атак противника и обеспечения безопасности плавания корабля;
3) непрерывное и надежное управление кораблем и его подразделениями, их четким взаимодействием в целях эффективного применения оружия и использования технических средств;
4) надежную связь с командованием и взаимодействующими кораблями, бесперебойную внутрикорабельную связь;
5) высокую живучесть корабля и безопасность личного состава.
Для обеспечения боевой и повседневной деятельности личного состава корабельная организация подразделяется на боевую и повседневную.
По боевой организации весь личный состав корабля расписывается по командным пунктам и боевым постам, определяются его обязанности, порядок подчиненности и взаимодействия в боевых условиях.
По повседневной организации весь личный состав корабля распределяется по соответствующим организационным звеньям (подразделениям), определяются обязанности и порядок подчиненности в повседневных условиях (например, для поддержания установленной боевой готовности, содержания оружия и технических средств в исправном со-, стоянии и т.п.) - Повседневная организация полностью согласуется с боевой и по отношению к ней занимает подчиненное положение.
Рассмотрим назначение, структуру и основные задачи повседневной и боевой организации корабля,
1.2. Повседневная организация корабля
Назначением повседневной организации корабля является обеспечение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение боевой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.
Весь личный состав корабля составляет его экипаж. Во главе корабля стоит командир корабля, который является прямым начальником всего личного состава. В помощь командиру корабля назначаются старший помощник, являющийся первым заместителем командира корабля, заместитель по политической части и помощник, определяемые штатом корабля.
В целях лучшего применения оружия и использования технических средств на кораблях создаются боевые части и службы,
К боевым частям относятся:.
· штурманская - БЧ-1;
· ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;
· минно-торпедная - БЧ-З;
· связи - БЧ-4;
· электромеханическая - БЧ-5
· авиационная - БЧ-6;
· управления - БЧ-7.
к службам относятся:
· радиотехническая - Сл-Р;
· химическая - Сл-Х;
· медицинская - Сл-М;
· снабжения - Сл-С.
БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.,
БЧ-2 предназначена для. применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Личный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др. обслуживают ракетные и артиллерийские установки, приборы управления стрельбой и др.
БЧ-3 предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводнодиверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных, работ. Личный состав БЧ-3 (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.
БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной связи и др.
БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности корабля, живучести технических средств. На ПЛ, кроме того, БЧ-5 обеспечивает погружение, дифферентовку и всплытие. Личный состав БЧ-5 (электрики, мотористы, машинисты; турбинисты, и др.) обслуживает корабельную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы й устройства и др.
БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авианесущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базироваться летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы. , (
БЧ-7 предназначена для обеспечения командира корабля расчетами * и Данными для выполнения маневров, применения оружия, корабельной авиации и средств радиоэлектронной борьбы. Личный состав БЧ-7 - офицеры управления и специалисты по вычислительной технике, БЧ-7 создается на корабНях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.
Сл-Р предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспеченияцелеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектронной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для обеспечения кораблевождения, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлектронной борьбе, снижения радиолокационной заметности. Личный состав Сл-Р (гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем и др.) обслуживает гидроакустические, радиолокационные, телевизионные, инфракрасные и другие средства.
Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, де- / ^активацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. На ПЛ, кроме того, Сл-Х руководит использованием средств газового контроля, регенерации и очистки воздуха. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического, контроля и др.) обслуживаются специалистами - химиками флота.
Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.
Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения корабля имуществом и материалами по установленным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.
Боевые части и службы в. зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи, башни и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе БЧ, дивизионов, групп (башен, батарей) стоят их командиры, а во главе Сл - начальники. На кораблях 2, 3, 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более БЧ (Сл).
Первичными организационными подразделениями личного состава корабля являются отделения, объединяющие личный состав одной специальности. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.
Для обеспечения повседневной деятельности НК 2 и 3 ранга создаются боцманские команды и команды обслуживания авиационного оборудования, а на НК 1 ранга, кроме того, - команда писарей и оркестр. Эти команды не входят в состав БЧ и Сл корабля и подчиняются помощнику командира корабля. Функции боцманской команды на ПЛ выполняет команда рулевых-сигнальщиков.
В качестве примеров на рис, 1, 2 приведены схемы повседневной организации надводного корабля 1 ранга (варианты).
1.3. Боевая организация корабля.Для ведения боевых действий личный состав корабля распределяется по командным пунктам (КП) и боевым постам (БП)Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих БЧ (Сл), расписывается на БП других БЧ и Сл. С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников.
“от мест отойти” возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.
Распределение личного состава по КП и БП производится в соответствии с табелем нумерации КП и БП.
Командный пункт - это место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями Подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими частями и подразделениями. КП командира корабля является главным командным пунктом и именуется ГКП (как правило, располагается на ходовом мостике), а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт, - КП.
На ПЛ в зависимости от ее положения относительно поверхности воды ГКП располагается в центральном посту - ЦП (подводное положение), в боевой рубке (на перископной глубине), на ходовом мостике (в надводном положении),
Расположение и оборудование КП определяется при конструировании корабля с таким расчетом, чтобы с ГКП было удобно наблюдать за обстановкой, управлять кораблем, его оружием и техническими средствами, а с КП БЧ и Сл - управлять, оружием и техническими средствами. "
На случай выхода из строя КП создаются запасные командные пункты (ЗКП), которые оборудуются дублирующими средствами управления кораблем (БЧ, Сл) и связью.
На любом КП должны быть:
В- средства внутренней связи с КП старшего начальника, с КП подчиненных командиров подразделений, с БП подразделений;
· контрольно-информационные приборы и приборы для управления оружием и техническими средствами подразделений;
· средства борьбы ^а живучесть."
Для обеспечения непрерывной связью КП и БП на кораблях имеются несколько каналов внутрикорабельной связи: громкоговорящая, телефонная, звонковая связь, переговорные трубопроводы. 4
Каждый командный пункт возглавляет офицер, занимающий определенную командную должность: командир корабля, старший помощник командира, помощник командира, командиры БЧ (начальники служб), дивизионов, групп (башен, батарей). На КП для обслуживания технических средств расписываются матросы и старшины.
На определенных проектах кораблей для сбора, обработки и анализа данных обстановки и своевременного доклада их командиру создается центральный командный пост (ЦКП), который располагается внутри корпуса корабля и возглавляется старшим помощником командира корабля. -
Все КП имеют определенное наименование и порядковый номер. На НК нумерация КП производится в каждой БЧ (Сл) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам. На ПЛ нумерация КП производится в каждой БЧ (Сл) по порядку номеров с носа в корму.
Для сокращенного обозначения КП в схемах, расписаниях и т.п. установлен порядок записи в виде дроби: в числителе указывается сокращенное обозначение КП, а в знаменателе номер БЧ или буква, обозначающая службу.
Сокращенное обозначение КП и БП наносится краской на входную дверь (люк) в помещение, где расположен тот или иной КП (БП).
Боевой пост - это место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.
Боевой пост возглавляет. командир БП, а управление им осуществляется с КП. На-БН-возлагаются как боевые функции, так и функции по обеспечению боевых действий. Например: ведение огня по противнику, управление рулевым устройством, обслуживанием механизмов и т.п.
На БП должны быть размещены средства связи с КП и взаимодействующими БП, устройства, приспособления и средства для исправления повреждений оружия и технических средств, для борьбы с пожарами и поступлением воды в отсек, помещение, на БП, для защиты личного состава от отравляющих и радиоактивных веществ, для ликвидации последствий заражения БП, для оказания первой помощи раненым и пораженным.
Каждому БП присваивается наименование и порядковый номер.
На НК нумерация БП производится в каждой БЧ (Сл, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам * палубам и платформам. Сокращенная запись БП имеет вид дроби: в числителе указывается номер БП, а в знаменателе - принадлежность к БЧ (Сл).
Нумерация БП на НК 4 ранга производится по командам (отделениям) в общем порядке номеров по кораблю.
Номера БП на ПЛ состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые-Цифры (одна или две) указывают номер отсека, где расположен
БП, а последний знак (цифра или буква) - принадлежность БП к БЧ или Сл.
БП в зависимости от их принадлежности к БЧ (Сл) присваиваются следующие знаки (цифры или буквы) :
· В БЧ-1 цифра 6 присваивается БП управления рулями, цифра 7 - БП электронавигационных приборов;
· БП БЧ-2 присваиваются номера 20, 30, 40 и т.д., начиная с носа ПЛ, независимо от расположения их в отсеке;
· БП БЧ-3 присваивается цифра 3;
· БП БЧ-4 присваивается цифра 4;
· БП БЧ-5 присваиваются цифры 5,8;
· БП Сл-Р присваиваются цифры 2,9 и буква Р;
· БП Сл-Х присваивается буква X;
· БП Сл-С присваивается буква С;
· БП Сл-М присваивается буква М. _
Присвоенные БП цифры и номера не должны повторяться в одном и том же отсеке.
Номера БП вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсека. Например: БП-4-БП обслуживания вспомогательных механизмов четвертого отсека. ^ 1 ,
БП, расположенные на мостике, обозначаются цифрой, присвоенной БЧ (Сл), с добавлением нуля перед ней. Например: БП-04-БП зрительного наблюдения и связи.
Свои места на БП и КП личный состав занимает по сигналу ’’Боевая тревога”. С прибытием на БП личный состав готовит свое заведование согласно боевой инструкции и докладывает о готовности командиру БП.
В качестве примера на рис. 3, 4 приведены схемы боевой организации надводного корабля 1 ранга (варианты).
Боевой номер. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам, матросам присваиваются боевые номера в целях удобства составления корабельных расписаний, работы с ними и распределения обязанностей личного состава. Боевые номера заносятся в табель нумерации личного состава.
Боевой номер состоит из трех частей:
Первая часть (цифра или буква) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к БЧ (Сл) согласно расписанию по боевой тревоге;
Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер БП;
Щ- третья часть (две цифры) указывает на принадлежность мичмана,
старшины, матроса к боевой смене: первая цифра обозначает номер боевой смены, а вторая - порядковый номер в смене.
Боевым сменам присваиваются следующие цифры:
Первой боевой смене - 1,5,7;
Второй боевой смене - 2,4,8;
Третьей боевой смене - 3,6,9.
При наличии на боевом посту до 9 человек для обозначения боевых смен используются цифры 1, 2, 3; при налипши на БП более 9 человек - цифры 4, 5,6; при наличии на БП более 18 человек - цифры 7, 8,9.2-3-11 боевой номер старшего специалиста-оператора БЧ-2 ПЛ, который по боевой тревоге расписан на БП-30 в первой боевой смене первым по списку;
Р-7-24 - боевой номер радиометриста Сл-Р НК, который по боевой СП 7
тревоге расписан на БП7/Р во вторую боевую смену четвертым по списку. Присвоенные личному
составу боевые номера заносятся в табель нумерации.
У курсантов, Мичманов, старшин и матросов, проходящих практику на кораблях, перед первой цифрой (буквой) боевого номера ставится ноль, например: 0Р-2-13.
Надпись с указанием боевого номера изготавливается из брезента белого цвета и нашивается на рабочую одежду и спецобмундирование старшин и матросов (на левый наружный карман). На спецобмундировании всех офицеров и мичманов нашивается надпись с кратким наименованием должности. Надпись с указанием боевого номера изготавливается из брезента белого цвета и нашивается на рабочую одежду и спецобмундирование старшин и матросов (на левый наружный карман). На спецобмундировании всех офицеров и мичманов нашивается надпись с кратким наименованием должности.
Высота цифр и букв номера, нашиваемого на рабочую одежду, должна быть 30 мм.
Книжка ’’Боевой номер” . Для того чтобы матрос, старшина, мичман, прибыв на корабль, мог быстро изучить свои обязанности по всем корабельным расписаниям, каждому из них выдается книжка ’’Боевой номер”. Она представляет собой выписку из корабельных расписаний для одного лица. В ней указывается: боевой 4 номер, место и обязанности но всем корабельным расписаниям, должность, номер закрепленного личною оружия, противогаза (индивидуального дыхательного аппарата подводника), номер кубрика (отсека), койки, шкафчика и т.п. Все записи в книжке ведутся от первого лица, четко и аккуратно. В заполненном виде книжка ’’Боевой номер” является документом строгой отчетности. При убытии владельца книжки из расположения части (например, в увольнение) книжка ’’Боевой номер” сдается лицам дежурной службы при получении увольнительной записки и возвращается при сдаче увольнительной записки.
1.4. Корабельные расписания
В целях распределения личного состава корабля по KП и БП для применения оружия и использования технических средств, а также для выполнения систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ составляются корабельные расписания.
|
В расписаниях указываются место действия (КП, БП, отсек* помещение, часть корабля), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов.
Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные.
Боевые расписания. Боевые расписания предназначены для обеспечения твердой организации, четких и согласованных действий по применению оружия и использованию технических средств в условиях боевой обстановки.
К боевым расписаниям относятся: j 7
Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1);;
; - расписание по боевой готовности № 2;
Расписание по приготовлению корабля к бою и походу; / расписание по борьбе за живучесть корабля;
; расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС);
Ш-"расписание по приему и сдаче боеприпасов; расписание корабельной подрывной команды; расписание по специальной обработке корабля.
а) лаа надводных кораблях:
V~ расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;
Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;
Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;
Расписание по постановке и уборке тралов и охранителей;
Расписание по приготовлению и постановке мин;
^ - расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения;
б) на подводных лодках:
Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;
Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте.
В качестве примера рассмотрим некоторые боевые расписания. Расписание по боевой тревоге.
Это расписание является основным документом, определяющим организацию корабля в бою. В нем указываются места и обязанности всего личного состава корабля в бою, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов, заместители (фамилии личного состава й их партийность записываются карандашом).
Распределение личного состава по КП и БП производится с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств.
Уставом предусматривается, что каждый офицер корабля должен иметь двух заместителей. Это положение относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности, а остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю.
Расписание по боевой тревоге дополняется схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обста-
3 Зак. 3016новкой, табелями КП, БП и нумерации личного состава и утверждается командиром соединения.
На ПЛ составляются два расписания по боевой тревоге:.
а) для подводного положения (основное расписание),
б) для надводного положения.
По сигналу ’’Боевая тревога” личный состав согласно расписанию занимает свои места на КП и БП и действует в соответствии с боевыми инструкциями, а корабль переводится в боевую готовность № 1, при которой все оружие, технические средства и средства защиты от оружия массового поражения (ОМП) изготавливаются к немедленному действию.
Расписание по боевой тревоге является основой всех других корабельных расписаний.
Расписание по боевой готовности №2. По боевой готовности № 2 оружие* технические средства и средства защиты от ОМП приготавливаются к бою, на всех КП и БП выставляется вахта в две или три смены.
В этом расписании указываются места и функции личного состава, назначаемого на вахту на КП и БII, а также должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин и матросов каждой боевой смены. Боевая готовность № 2 устанавливается по команде ’’Боевая готовность № 2. Такой-то боевой смене заступить”.
На ПЛ составляются два расписания по боевой готовности № 2: для подводного положения (основное расписание) и надводного положения,
К ним прилагаются схемы технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.
Расписание по приготовлению корабля к бою и п о х о д у. Это расписание определяет места и обязанности всего личного состава по приготовлению корабля к боевым действиям. На ПЛ в этом расписании, кроме того, указываются обязанности личного состава по приготовлению к погружению, при погружении и всплытии ПЛ. Расписание вступает в силу по сигналу ’’Корабль к бою и походу приготовить”.
Повседневные расписания определяют обязанности и места личного состава корабля при повседневной деятельности, а также при выполнении систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ,
К повседневным расписаниям относятся:
· расписание по заведованиям, по осмотру и проворачиванию оружия и технических средств;
· расписание по постановке (съемке) на якорь (швартовы, бочку); расписание по буксировке;
· расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;
· расписание по каютам и кубрикам для жилья;
· расписание по приборкам;
Кроме указанных расписаний составляются:
а) на подводных лодках:
· расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (ГЭУ);
· расписание по зарядке аккумуляторных батарей; _
· расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);
б) на надводных кораблях:
· расписание по затемнению;
· расписание по спуску и подъему плавсредств.
В качестве примера рассмотрим расписание по заведованиям, по осмотру и проворачиванию оружия и технических средств. Оно определяет заведование каждого матроса, старшины, мичмана и офицера на корабле, которое может состоять из устройств, вооружения и механизмов, участков палубы и надстроек, помещений и т.п. В соответствии с расписанием личный состав корабля производит ежедневный осмотр и проворачивание оружия и технических средств, уход за заведованием, еженедельный и ежемесячный планово-предупредительные осмотры и ремонты. При составлении данного расписания соблюдается принцип включения в заведование членам экипажа той материальной части, которая используется (обслуживается) ими согласно расписанию по боевой тревоге, а также, тех или. иных помещений и устройств, обслуживаемых в повседневных условиях.
Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний. Кроме того, в нее должны быть внесены:
1. Корабельная боевая схема, где на продольном разрезе корабля показываются расположение всех КП, БП, отсеков и других помещений корабля, а также расположение средств и линий внутрикорабельной связи.
2. Схема боевой организации корабля, на которой показываются только КП и БП с указанием их подчиненности по боевой тревоге.
3. Схема повседневной организаций корабля.
4. Схема расположения и нумерация пожарных рожков,-огнетушителей, клапанов систем противопожарной и водяной защиты.
5. : 5. Маркировка водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий.
6. Схема расположения газонепроницаемых помещений корабля.
К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций, в которых подробно излагаются обязанности личного состава по боевой тревоге, по применению оружия и технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению. Кроме того, в них указываются дополнительные обязанности по герметизации ^ корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, но химической тревоге и радиационной опасности, по специальной обработке корабля, санитарной обработке личного состава и по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным. Корабельные боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля.
Боевая тревога - для ведения боя или фактического повышения боевой готовности.
Учебная тревога - для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге; при выполнении корабельных боевых упражнений и практическом применении оружия; для проведения корабельных боевых учений и тренировок на БП, в том числе по борьбе за живучесть с участием всего личного состава корабля; при погрузке и выгрузке боеприпасов; при выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях; для экстренного приготовления корабля к бою и походу. В остальных случаях - по решению командира корабля. Одновременно с объявлением тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель.
В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкостей, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.
Аварийная тревога при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и в других аварийных ситуациях.
Химическая тревога - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения.
Радиационная опасность - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.