Программа получения субсидий дотаций малый бизнес. Девять моих ошибок на пути к гранту

Переезд в сельскую местность поставил нашу семью перед фактом: работы в деревне нет. Значит, нужно создавать свое рабочее место и получать доход самостоятельно. Выбор направления деятельности также был очевиден – сельское хозяйство на Новгородчине нужно поднимать.

 

Девять моих ошибок на пути к гранту

Накоплений особых не осталось - все ушло на переезд, а начинать столь сезонный бизнес «с нуля» сложно. Кушать захочется уже завтра, а доход от животноводства или растениеводства будет получен, ой, как нескоро. Этот же факт предопределил отказ от обращения за кредитом - банку придется платить регулярно, а вырастить сельхозпродукцию с учетом графика погашения кредита невозможно.

Предприниматель Татаринцев Петр получил грант на открытие бизнеса 150 000 рублей и делится своим опытом с посетителями Фабрики манимейкеров.

На помощь приходит всезнающий интернет, где искать нужно не то, как заработать 100 000 рублей за два дня с минимальными вложениями, а вполне конкретную информацию о финансовой поддержке начинающих предпринимателей. Оказалось, что в каждом регионе страны действует, как минимум, две различных программы поддержки новоиспеченных бизнесменов:

  1. Субсидия по программе самозанятости, предоставляемая по итогам собеседования и защиты своего бизнес-плана в Центре занятости - 58,8 тысяч рублей на каждого безработного, который будет трудоустроен на вновь создаваемом предприятии;
  2. Грант для начинающих предпринимателей от Министерства экономического развития при непосредственном участии регионов, организующих конкурсный отбор и оценку заявок - 300 тысяч рублей на реализацию проекта.

С первым вариантом я пролетел - еще в марте на единственную субсидию, выделенную в наш район по квоте, уже подали заявки 5 желающих. Решив, что столь жесткой конкуренции мне не выдержать, да и сумма была не так уж и привлекательна, чтобы бороться за нее, я направился за информацией в администрацию, чтобы разузнать условия получения гранта по второму варианту.

В отделе экономики и сельского хозяйства меня встретили с распростертыми объятьями. Район наш не особо процветающий и с предпринимательством здесь туго, поэтому каждый новый бизнес они готовы поддержать «от и до». Именно благодаря этому, я в итоге и преодолел все шаги процедуры получения гранта - в любой местной инстанции мне шли на встречу и помогали исправлять мои ошибки. Иначе не видать мне этих денег.

Ошибка 1. Информация о программе: нужна территориальная привязка

Я наивно посчитал, что сведений, полученных мною в интернете о государственной субсидии, вполне достаточно. Оказалось же, что федеральная программа действует по всей стране, но основные ее условия отданы на откуп региональным властям. Актуальную информацию можно узнать только из нормативных актов соответствующего региона.

Особенность такой процедуры подготовки и утверждения конкретных критериев и мероприятий программы в том, что сначала область должна утвердить свой вариант программы, а на ее основе будет разработан комплексный документ и непосредственно в районе. В результате основные параметры и условия выдачи грантов начинающим предпринимателям именно в нашем населенном пункте были подкорректированы только к июню.

Ошибка 2. Регистрация: спешить не нужно

Окончательный вариант конкурсного положения был мною изучен уже после регистрации ИП. Если бы я не послушал сотрудника налоговой инспекции и выбрал иные ОКВЭД, то не смог бы принять участие в конкурсном отборе, ведь на господдержку могут рассчитывать лишь бизнес в следующих сферах:

  • сельское хозяйство (ОКВЭД 01.1 - 01.4);
  • строительство (ОКВЭД 45.2 - 45.4);
  • обрабатывающее производство (ОКВЭД 15, 17-22 и 24 - 37);
  • социальные, коммунальные и персональные услуги (ОКВЭД 74.7, 74.84, 93);
  • ремесленная деятельность.

В конкретном районе устанавливаются свои приоритеты, так у нас к этим видам деятельности относилось животноводство, а в соседнем районе при прочих равных шансах грант выделялся производственным предприятиям. Хотя, даже если бы выбранный мною вид деятельности не был отнесен к приоритетным, еще было достаточно времени для внесения изменений и добавление нужных ОКВЭД.

Ошибка 3. Сбор документов: обратить внимание на срок их «годности»

После быстрой регистрации в налоговой и постановке на учет в качестве работодателя во внебюджетных фондах, по требованиям программы надлежало еще обзавестись банковским счетом. В отделении Сбербанка счет мне открыли за несколько дней, потребовалось лишь заполнить карточку подписей и написать соответствующее заявление с просьбой открыть расчетный счет ИП. Полученный договор банковского счета должен был дополнить следующий пакет документов для подачи заявки на участие в конкурсе на получение гранта:

  • Свидетельство о регистрации ИП;
  • Паспорт и свидетельство ИНН;
  • Выписка из ЕГРИП;
  • Информационное письмо с кодами статистики;
  • Справка из налоговой об отсутствии задолженности;
  • Справка из Пенсионного Фонда, ФСС, ФОМС об отсутствии задолженности перед ними;
  • Собственноручно написанная справка о размере выручки за прошлые отчетные периоды (зачем она нужна, если я только что зарегистрировался как предприниматель?);
  • Справка о среднесписочной численности сотрудников за прошлый год (естественно, все по нолям).

Дополнение: Оставьте заявку на открытие расчетного счета в Сбербанке .

Нужно было учесть два фактора - скорость выдачи всех этих документов и срок их действия. Свою актуальность выписка из ЕГРИП утрачивает за 30 дней, справка из налоговой - за 10 дней, а подтверждение отсутствия обязательств перед внебюджетными фондами лучше брать в тот же день, когда планируется подавать заявку.

Мне пришлось несколько раз заказывать справки, утратившие свою «свежесть», хорошо еще, что они были бесплатны. Кроме того, в последний момент меня спасла возможность заказать срочную выписку из ЕГРИП, которая готовится 1-2 дня, а не 5 рабочих дней.

Ошибка 4. Бизнес-план: соответствие определенному формату

Для участия в программе поддержки начинающих предпринимателей нужно не просто предъявить регистрационные документы, но и детально расписать свою предстоящую деятельность. Для этой цели подойдет не любой бизнес-план, скачанный из Сети, а комплексный документ, составленный по результатам прохождения обучения на курсах по основам бизнеса.

В Великом Новгороде на базе Фонда поддержки предпринимательства было организовано обучение всех желающих получить государственную поддержку в форме безвозмездной субсидии.

Мне, как имеющему высшее экономическое образование, прохождение этих краткосрочных курсов не потребовалось, нужно было лишь использовать предложенную схему для составления бизнес-плана при подаче заявки. Остальные проходили обучение и прикладывали к заявке на участие в Программе поддержки предпринимательства сертификат об окончании этих курсов.

В бизнес-плане нужно было:

  • указать особенности производства;
  • описать выпускаемую продукцию;
  • дать характеристику организационным процессам на предприятии с учетом календарного плана;
  • рассчитать необходимую сумму капиталовложений;
  • спрогнозировать финансовые потоки;
  • перечислить возможные риски и пути их минимизации.

В дополнительной форме заявке, прилагаемой к этому документу, нужно было рассчитать бюджетную эффективность проекта - объем налоговых отчислений, а также указать количество создаваемых рабочих мест. Требовалось по приведенным формулам произвести расчет и других показателей проекта.

Ошибка 5. Статьи расходов: тратить можно не на все

Полученные средства из бюджета можно расходовать исключительно на те цели, которые максимально четко и прозрачно прописаны в бизнес-плане и заявке. Никакого отклонения не предусмотрено. Дополнительным ограничением является тот факт, что приобрести на средства гранта можно лишь основные средства, непосредственно участвующие в бизнесе и приносящие доход.Нельзя погасить за счет гранта задолженность перед кредиторами или выплачивать зарплату работникам, либо совершать иные текущие расходы.

По этой причине при заполнении заявки мне нужно было сразу продумать процесс приобретения активов с учетом того, что придется подтверждать целевой характер использования средств - платежными документами. Возникли сложности - мне было затруднительно подтвердить факт сделки купли-продажи сельскохозяйственных животных в ЛПХ.

Пришлось составлять договор между физическим лицом и ИП, в котором были учтены все основные параметры этой сделки. В дальнейшем этот договор стал частью отчета о расходовании бюджетных средств и его не сразу согласились принять.

Ошибка 6. Конкурс: важные критерии отбора

Комиссия учитывает всего несколько важнейших критериев для оценки претендентов, присваивая баллы каждому показателю:

  • Создание рабочих мест - от 1 до 5 баллов при трудоустройстве от 1 до 10 работников и более;
  • Возраст заявителя до 30 лет - 1 балл, старше - 0 баллов;
  • Собственные вложения от 0 до 100% от стоимости проекта - от 1 до 5 баллов;
  • Приоритетные виды деятельности - 1 балл, любая другая разрешенная деятельность - 0 баллов.

Обязательным условием является регистрация предпринимателя не дольше одного года, а также осуществление деятельности на территории того района, где он прошел регистрацию. Есть и другие показатели, которые оценивает комиссия, они прописаны в положении конкурса и, как оказалось, существенно отличаются в разных регионах страны.

Ошибка 7. Региональные особенности программы грантов

Я сильно ошибался, что владею исчерпывающей информацией о программе, изучив опыт нескольких регионов. Оказалось, что в Новгородской области грант можно получить в размере 70% от стоимости всего проекта, к тому же по факту совершения расходов.

То есть для того, чтобы я мог получить 300 тысяч из бюджета, мне предварительно потребовалось бы совершить документально подтвержденных трат на аналогичную сумму и запланировать еще, как минимум, 130 тысяч рублей выложить из собственного кармана на развитие бизнеса.

В 2013 году в других регионах, например, в Свердловской области, для участия в программе достаточно пройти обучение, написать БП и оплатить 15% расходов на запуск недавно зарегистрированной компании, остальное будет оплачено за счет гранта из бюджета. В Санкт-Петербурге же соотношение собственных и запрашиваемых из бюджета средств должно составлять 30 и 70% соответственно. Ну, а мне пришлось умерить аппетиты и довольствоваться суммой в 150 тыс. рублей, ведь примерно столько я уже вложил в свое фермерское хозяйство и мог подтвердить эти расходы чеками.

Ошибка 8. Сроки получения средств: задержка выплат из бюджета

Вот только я не смог осуществить ожидаемые расходы за свой счет, чтобы компенсировать их средствами из бюджета - решил ждать выплаты гранта и уже тогда покупать все необходимое оборудование и молодняк. Это стало очередной моей ошибкой. Во время первых своих визитов в администрацию, когда еще разведку проводил, я поздравлял сотрудниц с 8 марта, а когда за деньгами пришел - уже с новым годом.

При том, что деньги на мой счет поступили 20 декабря, я должен был отчитаться о совершенных тратах уже 25 числа, чтобы в администрации успели отчет принять до конца года. Именно эта особенность субсидий из бюджета стоила мне множества потерянных месяцев и нервов. Процедура сдачи отчетности по гранту оказалась простейшей - я привез товарные чеки на покупку оборудования и договор на приобретение сельскохозяйственных животных, на сумму, соответствующую заявке с бизнес-планом.

Ошибка 9. Отчетность: опоздание с реализацией проекта

Так как деньги я получил не в июне, как ожидалось, то и весь мой календарный план исполнения проекта несколько сдвинулся. Весной следующего года я уже должен был получать солидный доход и дать работу 3 жителям района. Однако это удалось сделать только с опозданием на полгода.

Для отчета по истечении первого квартала я должен быть предоставить администрации справку о среднесписочной численности персонала и справку о налоговых отчислениях и отсутствию задолженности перед платежами в бюджет и во внебюджетные фонды. В итоге с меня попросили лишь объяснение о причине такой задержки в развитии моей фермы и не потребовали возврата полученных средств, хотя по условиям соглашения вполне могли б заставить вернуть эти деньги. К концу этого года я вышел на запланированные объемы реализации продукции и мощность своего предприятия.

Теперь, когда у меня есть опыт взаимодействия с местной администрацией и знание нюансов получения и использования бюджетных средств, я понимаю, что бесплатный сыр бывает не только в мышеловке.

Организация собственного дела требует от предпринимателя немалых финансовых вложений. При этом далеко не у всех имеется сумма, достаточная для начала бизнеса. Поэтому предприниматели нуждаются в помощи, в том числе материальной. Государство стремится поддерживать малое предпринимательство, предоставляя субсидии для ИП в 2019 году. Важно знать, когда и сколькоденег можно безвозмездно получить для организации и развития собственного бизнеса.

Виды государственной помощи

Помощь индивидуальным предпринимателям от государства оказывается в нескольких формах: финансовой, имущественной, информационной, инфраструктурной.

Можно рассчитывать на следующие виды материальной поддержки:

  1. средства от центра занятости;
  2. грант начинающим ИП;
  3. льготное кредитование;
  4. субсидирование.

Средства на открытие ИП через центр занятости выделяются с целью борьбы с безработицей и поддержания самозанятости. Такая помощь представляет собой разовую финансовую поддержку в суммешестидесяти тысяч рублей. Эти средства могут быть потрачены исключительно для организации собственного дела. Если бизнесмен планирует в деятельности занять одного или нескольких работников, размер субсидии увеличивается пропорционально количеству принимаемых сотрудников.

Начинающим бизнесменам специальные фонды могут компенсировать до пятисот тысяч рублей, потраченных на создание предпринимательства. Гранты традиционно выделяются на развитие в тех отраслях, которые значимы для государства. Сегодня это сельское хозяйство, инновации, образование,сферы социальной значимости и другие области.

Льготное кредитование предполагает выдачу займов индивидуальным предпринимателям под ставки, которые ниже, чем в банках. Сегодня они составляют 11% годовых. Получить можно до одного миллиарда рублей на срок, не превышающий три года. Следует иметь в виду, что на льготные кредиты могут рассчитывать только те ИП, которые более 6 месяцев ведут успешную деятельность. При этом у предпринимателя не должнобыть непогашенных долгов, испорченной кредитной истории.

Субсидирование ИП предполагает выдачу денежных средств на конкретные цели. В этом случае можно рассчитывать на помощь государства для возмещения части процентов по кредиту, переплаты и первого взноса на лизинг, обучение и повышение квалификации рабочих.

Независимо от того, какой будет схема поддержки малого бизнеса, дотации выдаются только после прохождения непростой процедуры. В первую очередь понадобится разработать бизнес-план и предоставить грамотно составленные документы. Когда помощь будет выделена и потрачена, придётся документально отчитаться в направлениях расходования средств.

Условия получения

Не стоит думать, что получить безвозмездные субсидии для ИП от государства будет просто. На самом деле придётсяпровести обширную и серьёзную работу.

После регистрации в центре занятости и получения официального статуса безработного предприниматель должен пройти следующие шаги:

  • выбрать сферу деятельности;
  • составить подробный бизнес-план, в заключительной части важно провести экономическое, а также социальное обоснование значимости открываемогодела для развития конкретного региона;
  • провести государственную регистрацию предпринимательства;
  • обратиться с подготовленными согласно перечню документами, заявлением, а также бизнес-планом в соответствующие органы.

Поданная заявка рассматривается комиссией. Длительность этого процесса достигает шестидесяти дней. По истечении процедуры рассмотрения комиссия выносит решение, которое направляется предпринимателю заказным письмом.

Важно иметь в виду, что получая государственную поддержку, ИП берёт на себя конкретные обязанности.В первую очередь они заключаются в сдаче отчётности. В последствии ИП обязан предоставить отчёт о расходовании полученных денежных средств.При этом важно приложить к нему чеки, платёжные поручения,квитанции и другие документы, подтверждающие направление расходования средств.

Изучая, как открыть ИП через центр занятости, стоит усвоить важное правило. Если бизнесмен не сможет представить документы относительно направления расходования полученных денег, ему придётся вернуть государству субсидированные средства.

Кроме того, бизнес, организованный при государственной поддержке, должен осуществляться минимум два года. Такое условие позволяет исключить финансирование компаний однодневок.

Составление бизнес-плана

Субсидия на открытие ИП выдаётся только при условии предоставления грамотно составленного бизнес-плана. Установленного образца, по которому составляется такой документ, не существует.

Однако выделяют ряд пунктов, обязательных для рассмотрения в бизнес-плане:

  1. Первая часть в обязательном порядке содержит личные данные предпринимателя. Здесь следует подробно описать особенности выбранной сферы деятельности, пояснить, почему выбранный бизнес является значимым для государства.
  2. Вторая глава бизнес-плана содержит описание проекта. Важно уделить внимание мероприятиям, при помощи которых планируется достигать конкретного размера прибыли.
  3. Огромное значение при составлении бизнес-плана имеет изучение рынка, а также ниши, которую предприниматель планирует на нём занять. Здесь придётся подробно описать рабочий процесс, составить перечень необходимых основных и оборотных средств, привести штатное расписание. Кроме того в этом пункте проводится расчёт стоимости проекта, а также срока окупаемости.
  4. В конце бизнес-плана приводится информация о предполагаемых рисках. Важно предусмотреть, какими способами предприниматель будет избегать их.

Только грамотно составленный план может стать основой получения субсидии на организацию и развитие бизнеса. Без этого документа ни одна комиссия не будет рассматривать возможность государственной поддержки. Он должен содержать реальные данные и расчёты, так как после получения средств придётся расходовать их исключительно в соответствии с этим документом. Впоследствии затраты должны быть документально подтверждены. Комиссия ЦЗН (биржи занятости) проверит их полное соответствие бизнес-плану.

Куда можно потратить субсидию малому бизнесу от государства

Помощь от государства ИП является целевой. Это означает, что действует строго обозначенный перечень направлений, куда можно потратить полученные деньги. Их следует придерживаться как при получении денег на организацию собственного дела, так и на его развитие.

Направления расходования субсидии в обязательном порядке отражаются в бизнес-плане. Предприниматель не может тратить средства по своему усмотрению.

Помощь индивидуальным предпринимателям может быть направлена на решение следующих задач:

Не стоит забывать, что предприниматель в обязательном порядке должен будет отчитаться в том, куда были направлены предоставленные средства. Именно поэтому важно сохранять все подтверждающие документы. Необходимо аккуратно собирать чеки, поручения на перевод и прочие платёжные бумаги.

Причины отказа

Огромное значение имеет не только изучение вопросов, как получить субсидию. Важно также знать, почему в государственной помощи могут отказать.

Существует несколько обстоятельств, которые могут привести к отрицательному решению по заявке на получение субсидии:

Чтобы вероятность положительного решения по заявке на субсидию была максимальной, важно учесть все причины отказа и постараться избежать их.

Изменения в 2019 году

В 2019 году основными целями, которые преследует поддержка индивидуальных предпринимателей, остаётся организация нового дела, а также уже существующего. Как и раньше, такой способ финансирования имеет важнейшее преимущество, которое заключается в его безвозмездности. Однако существуют и серьёзные недостатки – сложность в оформлении, необходимость приложить огромное количество усилий при отсутствии гарантий положительного решения.

В текущем году правительство планирует внедрить абсолютно новую систему, которая основывается на принципах геомаркетингового навигатора. С этой целью было написано более 200 бизнес-планов, которые характеризуют 75 направлений предпринимательства. Такая система поможет ИП определиться, какую сферу и нишу ему стоит рассматривать для создания собственного бизнеса. Если проект будет внедрён, он станет отличной поддержкой предпринимателям как в 2019 году, так и в будущем.

Среди других видов поддержки, которую ИП могут получить от государства в 2019 году, можно выделить:

  • передача недвижимого имущества в аренду на выгодных условиях;
  • применение инфраструктуры, которая специально создавалась государственными органами с целью развития предпринимательства – бизнес-инкубаторы, технопарки и другие компании;
  • продажа имущества, принадлежащего государству, по льготной стоимости.

В 2019 году планируется оказывать не только разовую финансовую помощь индивидуальным предпринимателям, но и выдавать государственные гранты. Для участия в таком субсидировании следует направить в органы, занимающиеся распределением средств, соответствующую заявку.

Министерство экономического развития в 2019 году собирается начать использование качественно нового реестра малого и среднего бизнеса. Его создание будет проходить автоматически. Если предприниматель будет включён в новый реестр, то он сможет рассчитывать на субсидии, выдаваемые с целью поддержки малого бизнеса.

Государственная помощь может стать неоценимой поддержкой в создании и развитии бизнеса ИП. Стоит рассмотреть такую возможность, ведь субсидия является безвозмездной.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства », в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Помимо этого в Санкт-Петербурге разработаны программа поддержки предпринимателей, создающих детские центры ; программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством , и другие программы.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки . По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области . На сайте «Малый бизнес Кубани » приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах » на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

На сайте Министерства экономического развития РФ можно воспользоваться списком уполномоченных органы по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации .

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

  • Минэкономразвития России

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

  • Корпорации МСП

Эта организация занимается решением различного спектра задач , в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

  • АО «МСП Банк»

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020-2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал , который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212 . Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р , в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Обещания всевозможной поддержки малому бизнесу с высоких трибун этот самый малый бизнес часто не воспринимает всерьез. Действительно, чиновники и бизнес говорят на разных языках: бюрократы считают реальной помощью оказание информационной поддержки и снижение различных административных барьеров (которые часто сами же и создают), а для людей дела нет ничего более реального, чем поступившая на расчетный счет конкретная денежная сумма.

Справедливости ради надо сказать, что несмотря на множество условностей, малый бизнес в России может работать в условиях щадящей налоговой нагрузки (специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН). Принятый предполагает еще большее снижение налоговой ставки для УСН и ЕНВД, расширение видов деятельности для ПСН и налоговые каникулы для ИП, занятых в сфере услуг (дополнительно к тем, ).

И все же, подобные меры поддержки - это всего лишь возможность отдать государству в виде налогов небольшую часть полученной прибыли. Ну а если прибыли еще нет, а есть только идея, для реализации которой не хватает собственных финансов? Реально ли предпринимателю безвозмездно получить от государства «живые деньги»? Для сомневающихся сразу скажем - абсолютно реально, но, разумеется, с соблюдением целого ряда условий .

Сейчас субсидии малому и среднему предпринимательству предоставляются согласно постановлению Правительства от 30 декабря 2014 г. № 1605. Это уже не первый документ, регулирующий получение безвозмездной финансовой помощи от государства, на базе которых были разработаны разнообразные региональные программы помощи. То, в каких именно объемах будут реализовываться программы господдержки в вашем конкретном регионе, зависит от активности местных чиновников.

Виды государственной поддержки

Все программы помощи предпринимателям делятся на:

  • федеральные общероссийские;
  • ведомственные (от Минобрнауки, Минсельхоза, Внешэкономбанка, Минтруда);
  • региональные (с учетом направления развития региона).

Конкретный объем федерального финансирования для этих целей рассчитывается по сложным формулам, приведенным в постановлении № 1605, но нас, конечно, интересует, сколько денежных средств и на что может получить отдельно взятый предприниматель. По регионам виды поддержек и суммы разнятся, возьмем для примера программы помощи по Москве.

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ

ВИДЫ ПРОГРАММ

МАКСИМАЛЬНАЯ СУММА

Меры поддержки предпринимательства

Субсидии для начинающих предпринимателей

500 000 рублей

Субсидии на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга)

5 000 000 рублей (но не более 30% стоимости предмета лизинга)

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

5 000 000 рублей (не более ставки рефинансирования в течение трех финансовых лет)

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях

300 000 рублей

Меры поддержки промышленности

Субсидии работодателям на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием

90 000 рублей в год на человека, но не более 75 % фактически понесенных затрат

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с получением международного сертификата

40% от затрат, не более 1 000 000 рублей

Субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей

25% от затрат, но не более 100 000 000 рублей

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам

до 200 000 000 рублей

Субсидия управляющим организациям технополисов и индустриальных парков на развитие имущественного комплекса

до 300 000 000 рублей

Меры поддержки науки и инноваций

Субсидии на возмещение части затрат на оснащение и функционирование центров молодежного инновационного творчества

10 000 000 рублей из бюджета города, но не более 60% от общего объема затрат

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с получением допуска ценных бумаг субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, к торгам на рынке инноваций и инвестиций фондовой биржи

до 5 000 000 рублей

Субсидия управляющим организациям технопарков на развитие имущественного комплекса

до 100 000 000 рублей

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с организацией или расширением производства продукции на основе внедрения и промышленного освоения результатов научно-технической деятельности

не более 20 000 000 рублей

Субсидии организациям, образующим в городе Москве инновационную инфраструктуру, в целях возмещения части затрат, связанных с созданием, развитием и (или) модернизацией их материально-технической базы

до 100 000 000 рублей

Кроме того, в помощь предпринимателям в Москве созданы:

  • Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности;
  • Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы;
  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Кто может получить субсидии

В государственной помощи откажут в случае, если предприниматель предоставляет кредитные или страховые услуги, занимается ломбардной деятельностью или работает в сфере игорного бизнеса. Финансовую помощь не оказывают и тем, кто добывает полезные ископаемые, продает подакцизные товары или является нерезидентом РФ.

Требования к получению субсидий зависят от направленности программы поддержки, например, в Москве по субсидиям для начинающих предпринимателей это:

  • с момента регистрации юридического лица или ИП должно пройти не более 2-х лет;
  • заявитель должен соответствовать критериям субъекта малого и среднего предпринимательства (№ 209-ФЗ от 24.07.2007);
  • претендент на субсидию должен быть зарегистрирован и состоять на налоговом учете в Москве и не иметь просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;
  • субсидия выдается в рамках софинансирования, то есть заявитель должен иметь не менее 50% суммы, требующейся для реализации проекта, в виде собственных средств.

Порядок получения субсидии

По регионам условия предоставления субсидии могут незначительно различаться, но общие принципы одинаковы: конкурсная основа; серьезное документальное подтверждение заявки; государственный контроль расходования полученных средств.

Контроль расходования безвозмездно полученной субсидии заключается в отчетности по ее целевому использовании и достижению показателей, согласно заявленному бизнес-плану. Если будет признано, что получатель субсидии расходовал ее нецелесообразно, будет принято решение о возврате в 10-дневный срок полученной суммы.

Пошагово процедура получения государственного софинансирования по городу Москве выглядит так:

  1. Обратиться в окружной Филиал ГБУ «Малый бизнес Москвы»
  2. Подготовить комплект документов в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 1.06.2012 № 254-ПП
  3. Подать заявку в ближайший филиал ГБУ «МБМ»
  4. Защитить проект на заседании Отраслевой комиссии ДНПиП
  5. Найти себя в протоколе заседаний Отраслевой комиссии
  6. Заключить договор с ДНПиП о предоставлении субсидии
  7. Предоставить отчетность в ГБУ «МБМ»

И наконец, последний вопрос - действительно ли, пройдя все бюрократические процедуры, можно получить реальные суммы денег в виде субсидии? Да, можно, и в подтверждение этого приводим данные из протокола заседания отраслевой комиссии по выделению субсидий г. Москвы от 19-21 ноября 2014 года:

  • принято заявок - 163;
  • получили субсидии - 50 заявителей;
  • суммы субсидий - от 39 до 500 тысяч рублей, причем 9 заявителей получили максимально возможную сумму (500 тыс. рублей).

Так что, будьте настойчивы, и если ваша идея действительно, стоящая, шанс получить безвозмездно полмиллиона рублей от государства у вас есть.

Предприниматели России могут рассчитывать на ощутимые объемы государственной поддержки своей деятельности в виде субсидий. Исходя из каких критериев органы власти определяют бизнесы, в отношении которых может быть оказана соответствующая помощь?

Бизнесу полагаются субсидии?

Да. Субсидии для малого бизнеса, а в особенности для начинающих предпринимателей, в России могут предоставляться как на государственном, так и на муниципальном уровне. При этом структура соответствующих программ может сильно разниться от одного региона к другому. Все зависит, главным образом, от ресурсов бюджета конкретного субъекта федерации или же муниципального образования. национального уровня, направленных на прямое субсидирование малых бизнесов, пока не разработано, несмотря на наличие федеральной программы поддержки бизнеса. Однако есть сценарии, предполагающие компенсацию расходов связанных с оказанием мер соответствующей поддержки предпринимателям. Поэтому федеральные органы власти - главным образом, это Минэкономразвития - хотя и опосредованно, но все же участвуют в субсидировании бизнеса.

Варианты финансовой поддержки

В зависимости от конкретной региональной программы, могут определяться самые разные виды субсидирования. Например, в Москве есть несколько базовых форматов оказания поддержки бизнесам. Например, в Москве существуют программы, адаптированные для субсидирования предпринимательских инициатив для граждан, не трудоустроенных официально. В рамках данного рода мер поддержки величина государственной помощи относительно небольшая - порядка 60 тыс. рублей. В некоторых случаях столичные власти готовы компенсировать расходы бизнесов, связанные с регистрацией предприятий - в этом случае владельцы фирм могут получить помощь порядка 25 тыс. рублей.

В Москве, вместе с тем, предусмотрены и более масштабные объемы финансирования предпринимательских инициатив. Помощь в размере 500 тыс. рублей в качестве субсидии для поддержки малого бизнеса могут получить предприниматели, планирующие приобретение основных производственных средств, снабжение необходимыми ресурсами рабочих мест, покупки ПО или же аренду офиса. В рамках отдельных статей расходов возможна компенсация издержек в размере 100%, но практикуется также вариант с частичным возмещением.

Примечательно, что налогообложение субсидий для малого бизнеса не предусмотрено. Это большой плюс для предпринимателей, которые во многих случаях испытывают и без того высокую нагрузку в аспекте различных сборов и платежей в государственную казну.

Компенсации по кредитам

В некоторых случаях субсидии для малого бизнеса выражаются в компенсации части расходов по обслуживанию банковских кредитов. Как правило, это возмещение издержек, связанных с погашением займов в части процентной ставки. Такого рода компенсация предоставляется в виде разницы между величиной процентов, которые подлежат к уплате по договору с банком, и размером взноса, указанного в бизнес-плане.

Предельный размер возмещения, о котором идет речь, во многих случаях привязан к ставке рефинансирования ЦБ РФ. Если срок выплат по графику кредита - более трех лет, то компенсируются 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Если 2-3 года - то 1/2. Если менее двух лет - то 1/3. Указанные цифры фигурируют в московских программах помощи бизнесу.

Содействие в поручительстве

Субсидии для малого бизнеса могут также предоставляться с целью выполнения обязательств, связанных с поручительством, а также Правда, величина соответствующей компенсации не может превышать 90% от предполагаемых расходов предпринимателя.

Компенсация лицензий и сертификатов

Во многих случаях бизнес требует оформления особого рода лицензий и сертификатов. Например, довольно часто такие документы нужны для предприятий пищевой промышленности. Государственные субсидии для малого бизнеса в этом направлении могут быть представлены в виде компенсаций расходов, связанных с оформлением необходимых источников (как правило, здесь подразумевается оплата услуг посреднических организаций). Предельная величина возмещения в большинстве случаев не превышает 50%. Суммы, о которых идет речь, вместе с тем, могут быть существенными. В московских программах помощи бизнесу это порядка 400 тыс. рублей.

Компенсация лизинга

Достаточно часто предприятия приобретают технику и иные ресурсы в лизинг. В отношении расходов, связанных с этим направлением деятельности, также могут применяться государственные субсидии. Как правило, предельная величина компенсаций здесь, так же как и в случае, например, с оплатой кредита, привязана к ставке рефинансирования ЦБ. В некоторых случаях может иметь место ограничение в периоде начисления субсидий. Например, по одной из московских программ поддержки предпринимателей, компенсации за лизинг выплачиваются, вне зависимости от срока действия договора между бизнесом и поставщиком машин, три года.

Суммы, о которых может идти речь при исчислении субсидий за лизинг, могут быть значительными. Например, в ряде столичных программ поддержки бизнеса это 5 млн рублей. Правда, при этом компенсируется не более 30% от затрат предпринимателя по оплате лизинговых контрактов. В то же время в расчет "формулы" может браться также и НДС - 18%. В этом случае фактическая помощь от государства будет чуть меньше, но НДС, исходя из некоторых особенностей налогообложения, предприниматели могут впоследствии возвращать или взаимно засчитывать соотносительно с другими обязательствами перед казной.

Условия и требования

Исходя из каких критериев назначаются субсидии для малого бизнеса? Все, опять же, зависит от политики конкретного региона. Но, если попытаться обобщить соответствующие критерии, то все же можно выделить некую общность требований к предприятиям. Например, во многих регионах базовое условие, при котором возможно получение субсидий для малого бизнеса - срок работы организации на момент обращения за поддержкой должен быть не более 2 лет. Также в числе часто встречаемых условий - количество сотрудников не должно превышать 250 человек. Еще один критерий, применяемый во многих регионах, - размер выручки. Например, для Москвы это 1 млрд рублей в год.

В большинстве случаев предприятие, которому нужна субсидия для развития малого бизнеса, не должно иметь непогашенных обязательств перед ФНС и внебюджетными фондами. Как правило, предоставление государственной и муниципальной поддержки подразумевает, что бизнес будет располагать некоторым объемом собственных финансовых ресурсов. В большинстве случаев это как минимум 50% от общей суммы целевого финансирования.

Исходя из каких еще требований возможно получение субсидий для малого бизнеса? Вновь отметим, что соответствующие правила разнятся от одного региона к другому. Рассмотрим варианты с требованиями, которые определены властями Москвы.

Законы столицы, регулирующие субсидирование малого бизнеса, прежде всего, предписывают организациям, которые претендуют на меры поддержки, регистрацию в налоговых органах Москвы.

Следующее требование - у бизнесов не должно быть отдельных структурных подразделений вне территории столицы. Если такие есть, то они должны обеспечивать поступления в бюджет Москвы в размере не менее 50% от всех уплачиваемых налогов за год.

Если речь идет о желании предпринимателя, к примеру, получить компенсацию за лизинг - то соответствующий договор с поставщиком должен быть заключен не ранее 1 января того года, в котором фирма подала заявку на субсидирование. Также обязательное условие, если речь идет о лизинге, - фактическое присутствие основных средств на мощностях организации, то есть задействование предмета компенсации в реальном производстве. Машины и оборудование должны быть в строю.

В некоторых случаях получение субсидии возможно, только если в течение календарного года аналогичные меры поддержки бизнеса московские власти предпринимателю не оказывали. То есть, например, если речь идет о том же лизинге - соответствующие компенсации предоставляются в целевом порядке на определенный

Часто субсидии начисляются, только если предприниматель сможет подтвердить соответствующие расходы. Например, в случае с лизингом это должны быть платежи в соответствии с графиком, что прописан в контракте с поставщиком.

Когда субсидию не дадут

Какие субсидии для малого бизнеса существуют, мы изучили. Рассмотрим теперь аспект, касающийся случаев, когда соответствующие меры государственной или муниципальной поддержки предприятию оказаны быть не могут. Вновь отметим, что политика разных регионов может отличаться. В каких случаях предприниматель может не рассчитывать на получение субсидии для открытия малого бизнеса или же на компенсацию расходов по кредиту, лизингу и иным Для московских программ поддержки предпринимательства свойственны следующие нормы.

Один из ключевых барьеров бизнеса к получению субсидии мы уже отметили выше - это наличие долгов по налогам и иным платежам в казну. Соответствующие обязательства должны быть предприятием выполнены на момент подачи заявки на государственную поддержку.

Фирме не будет предоставлено субсидий, если в отношении нее инициированы процессы банкротства либо ликвидации, а также приостановки деятельности в силу законодательных предписаний.

Предпринимателю будет отказано в субсидии, если он ранее получал ее, но выполнил условия, касающиеся ее использования, с нарушениями. Правда, для некоторых программ поддержки бизнеса установлен срок, в течение которого подобные действия аннулируются - это три года.

На момент подачи заявки у предпринимателя должны быть исполнены все предыдущие договоры с Правительством Москвы, касающиеся предоставления и использования субсидий того типа, которые запрашиваются в текущий момент.

Как назначается субсидия?

В процессе каких процедур происходит назначение субсидий? Соответствующее решение принимает орган власти - местный или региональный, который ответственен за работу в направлении помощи бизнесам. Как правило, с целью принятия решения по отбору бизнесов, подходящих по критериям, в список тех, кому будет назначена субсидия. Как только соответствующие процедуры проведены, в срок, который, согласно нормам, принятым столичными властями, равен 25 дням, заключаются договора с предпринимателями, прошедшими отбор. В установленные соглашением сроки финансовые компенсации перечисляются на расчетные счета бизнесов.

Документы

Для того чтобы принять решение об оказании помощи коммерческой фирме, власти должны понять, что бизнес-план для субсидии, а также все необходимые документы у предпринимателя в порядке. Какого рода бумаги компания, рассчитывающая на государственное содействие, должна предоставить в орган власти, ответственный за направление работы, о котором идет речь? Мы можем для разнообразия рассмотреть перечень документов, установленный для предпринимателей по одной из программ, принятых в Иркутской области.

Прежде всего, бизнесмены должны заполнить заявление на получение соответствующей помощи согласно утвержденной форме.

Следующий важнейший документ - тот самый бизнес-план для получения субсидии. В нем должны отражаться ожидаемые источники выручки, издержки бизнеса, окупаемость, анализ рынка и т. д.

Также предприниматель должен предоставить в компетентный орган смету затрат (иркутскими властями также разработана специальная форма для этого). К ней следует приложить копии релевантных первичных документов.

Если деятельность предприятия требует лицензирования или сертификации, необходимо подготовить копии соответствующих разрешительных источников.

Далее - заполненный по утвержденной форме реестр предполагаемых расходов. Если речь идет о программе, предусматривающей компенсацию уже имеющихся издержек, нужно приложить документы, подтверждающие оплату соответствующих поставок или сервисов.

Следующая группа документов - справки и прочие документальные источники, подтверждающие, что у предприятия нет долгов перед ФНС и внебюджетными фондами. Все эти документы должны быть свежими, заказанными не ранее, чем за 30 дней до момента подачи заявки.

Если по законодательству фирме нужно вести бухгалтерский баланс и отчет по прибылям и убыткам, то соответствующие документы также нужно представить на рассмотрение комиссии, принимающей решения по субсидиям.

Также в числе необходимых для - выписка из ЕГРЮЛ, а также копии, заверенные у нотариуса, свидетельства о регистрации юридического лица или ИП, а также документа о постановке на налоговый учет.

Как мы видим, нужен далеко не только бизнес-план для получения субсидии. Предпринимателю придется постараться собрать достаточно большое количество дополнительных документов.

Отрасли

В каких сегментах экономики должны быть заняты предприниматели, чтобы рассчитывать на субсидии для малого бизнеса? По мнению некоторых экспертов, наиболее охотно государственные органы и муниципалитеты предоставляют поддержку компаниям, функционирующим в инновационной сфере, образующим промышленную единицу, в медицине, фармецевтике, реализующим научно-исследовательские проекты с перспективами коммерческого внедрения разработок.

Что касается регионального аспекта - действующие программы помощи бизнесам присутствуют в очень многих субъектах федерации. Например, в таком городе, как Пермь, субсидии для малого бизнеса по одной из программ в 2011 году (по итогам трехлетней программы) получили 245 предприятий. Краевой бюджет на оказание соответствующих мер поддержки затратил порядка 19,7 млн рублей. То есть власти в целом содействуют предпринимательским инициативам - работа не сводится к формальностям.