Пониженная эмпатия. Эмпатия

Для человека очень важно стать счастливым, жить в окружении любящих и понимающих людей. Для того чтобы ощутить гармонию и счастье жизни, нужно уметь сострадать, понимать других людей. Удивительное чувство, которое дарит такую возможность, называется эмпатией.

Объясняя, что такое эмпатия, определение этому дару можно дать, вооружившись знанием греческого языка. По-гречески «эмпатия» означает «сострадание, сопереживание». Говоря проще, человек-эмпат тонко воспринимает чувства и эмоции окружающих, он умеет глубоко сочувствовать людям. При этом эмпат не теряет контроль над собственными ощущениями.

Эмпатия - умение чувствовать других

Эмпатия – уникальная способность, она дается далеко не каждому человеку. Впервые этот термин ввел в научный обиход известный психотерапевт Эдвард Титчнер. Ученым была разработана шкала определения уровня эмпатии у людей, принципы ее классификации. Его разработки используются и в современной психологии.

По мнению психологов, сейчас насущной проблемой современного общества становится сильный недостаток умения сопереживать. Ведущий специалист в области психологии Дуглас Лабир даже ввел в обиход определение СДЭ (синдром дефицита эмпатии).

У этой волшебной способности есть множество классификаций и видов. Эмпатия может существовать в чистой (классической) форме, а может и включать разнообразные дополнительные аспекты.

Эмоции чужих, как собственные

Эмпатия – это способность человека тонко воспринимать чужие беды. Она так и не нашла рационального объяснения. Эмпатическое восприятие не зависит от интеллектуального уровня, образованности человека . Большинство ученых склоняются к мнению, что эмпатия – способность, передающаяся на генном уровне.


Что такое эмпатия

Это умение является важным дополнением к профессиональной деятельности многих специалистов:

  • психоаналитики получают полное представление о психическом и эмоциональном состоянии пациента;
  • психологам эмпатия служит важным рычагом понимания собеседника и точного выявления проблематичных состояний;
  • для криминалистов такой дар помогает по крупицам собирать малейшие нюансы о мыслях и чувствах жертвы/преступника;
  • врачи могут оценить насколько готов пациент к медицинским манипуляциям и как эффективно отзывается больной на лечение;

Эмпатическая способность считается не просто важным, но и необходимым качеством для людей. Особенно это касается тех, чья трудовая деятельность напрямую связана с общением: педагоги, воспитатели, менеджеры, агенты, руководители, продавцы, косметологи, стилисты.

Как зарождается эмпатия

Заметить, что человек тонко воспринимает чувства окружающих, можно уже в раннем детстве. Маленькие эмпаты:

  1. Чересчур активно реагируют на любое проявление родительских эмоций. На ссоры, повышенный тембр голоса отвечает плачем.
  2. Проявляются и проблемы соматического характера: личико у малышей краснеет, сердечко начинает чаще биться, возникает повышенное потоотделение.

Ученые отмечают, что малыши-эмпаты чаще появляются в семьях, где родители проявляют большое внимание к чувствам других людей. Врожденная эмпатия может со временем потухнуть либо стать сильнее и явственней. Укрепить способность чувствовать помогает теплая, доверительная обстановка в семье, грамотное воспитание, основанное на заботе о ближних.

От чего зависит умение сопереживать

Эмпатия в психологии – это сложная наука, основанная на первичном искреннем расположении к собеседнику, желании его понять, выслушать. На эмпатический дар влияет и ряд других личностных качеств (характер, уровень образования, интеллекта):

  1. Такие качества, как педантизм, суровость, сухость мешают полноценному проявлению эмпатических способностей.
  2. Если у человека присутствует эгоцентризм (заострение внимание на собственной персоне), эмпатия ему незнакома.
  3. Недостаточно высокий уровень интеллекта мешает эмпату адекватно оценивать ситуацию. Такая личность будет неправильно обосновывать ощущения собеседника.

Чаще к проявлениям истинной, глубокой эмпатии склонны личности с повышенным порогом интеллектуально-духовного развития . Такие люди умеют тесно соприкасаться с эмоциями чужих, пропуская их через себя. Они интуитивно осознают мысли, мучающие собеседников, и адекватно оценивают эмоциональные состояния оппонентов.

Помимо умения сопереживать и тонко чувствовать эмоции окружающих, эмпаты могут также ярко воспринимать волнительные ситуации из книг, кинофильмов, театральных постановок.

Так ли хорошо быть эмпатом?

Узнав, что представляет собой эмпатия, многие люди стремятся развить у себя такие способности. Но не бросайтесь в омут с головой. Эмпатичность – это умение важное, но им нужно грамотно пользоваться. Многие обладатели дара мучаются от него. Ведь для эмпатов крайне важно иметь твердую волю и сильный, зрелый характер. Иначе справиться с наплывом чужих эмоций становится непосильной задачей.

Ведь помимо неоценимых достоинств:

  • умение помочь родным и близким людям;
  • разрешение любых конфликтных ситуаций;
  • невозможность обмануться и быть обманутым;
  • отличные перспективы для профессионализма.

Эмпатия имеет и негативные стороны, обратную сторону медали. К недостаткам такой способности можно отнести:

  • частое ощущение опустошенности;
  • риск развития психических расстройств;
  • стремительное эмоциональное «выгорание»;
  • отсутствие взаимности, что добавляет лишних переживаний;
  • обостренное восприятие моральной боли, которой эмпаты не могут противостоять.

Особенности проявления эмпатических склонностей индивидуальны. Они зависят от уровня и вида дара, к которому склонен определенный человек.

Виды эмпатических способностей

Среди специалистов есть разработанная классификация, определяющая категории, формы и степени эмпатических способностей. Разработал градацию Карл Рэнсом Роджерс (американский педагог и психолог).


Основные категории эмпатии

Категории эмпатии

Согласно психологической классификации, эмпатический дар подразделяется на три вида:

Эмоциональная . Эмоционально эмпатичный человек – это личность, очень близко воспринимающая чужие переживания. Они в прямом смысле слова пропускают их через себя, принимая боль собеседника, как свою собственную. В любой момент они откликаются на беду посторонних и всегда приходят на помощь.

Эмоциональная эмпатия является самой распространенной, именно на ней и выстраиваются дружеские и понимающие взаимоотношения.

Когнитивная . Дар такого уровня строится на умении анализировать полученную информацию. Когнитивные эмпаты первым делом проводят сравнительную характеристику, анализируя собственные мысли и размышления оппонентов.

Такие люди не просто тонко воспринимают и чувствуют эмоции собеседников, но еще и подключают собственный интеллект, чтобы досконально проанализировать события. Их важная задача – осознать и полностью понять. Этот вид эмпатии наблюдается в научных спорах и дискуссиях.

Предикативная . «Предикат» обозначает «некое утверждение об определенном субъекте». Этот уровень эмпатических способностей базируется на умении предугадывать поведение и ощущения оппонентов на интуитивном уровне. Ярче такие проявления наблюдаются при каких-либо конфликтных ситуациях и ссорах. Предикативный эмпат умеет поставить себя на место собеседника и понять его переживания «изнутри», не созерцая, а проникая вглубь .

Все категории эмпатических способностей наблюдаются у каждого человека, в той или иной степени. Уровень их развития зависит от характера личности, темпераментных особенностей и развитости мозговой активности.

Формы эмпатических способностей

У эмпатов психологи также различают и два отдельных вида эмпатического состояния:

  1. Сочувствие. Способность, формирующаяся на появлении личного чувственного отношения к событию, происходящему с оппонентом.
  2. Сопереживание. Эмпатическое сопереживание базируется на возникновении у эмпата стойких эмоций, таких же, которые испытывает собеседник.

Как проявляются разные формы эмпатии, можно понять, наблюдая за реакцией эмпата. Например, если при беседе оппонент начинает переживать до слез, провоцируя ответные слезы у человека-эмпата – это способность сопереживать.

При сочувствии эмпатическая личность начинает проявлять собственные звуковые эмоции подобные тем, какие переживает собеседник.

Уровни развития эмпатии

Среди психологов существуют определенные тесты, помогающие выявить степень развития эмпатических способностей. Этих уровней четыре:

Высокий (аффективный) . Этот уровень отличается повышенной способностью полностью проникаться и прочувствовать чувства окружающих. Эмпат до такой степени «вживается» в проблемы оппонента, что перестает различать свои несчастья от чужих.

Если у человека-эмпата нет достаточно сильного, жесткого характера, аффективная эмпатия может спровоцировать у него проблемы в психическом и личном плане.

Такие личности часто страдают от чрезмерно развитой впечатлительности, ранимости. Они обладают сверхтонкой душевной организацией. Если эмпаты в состоянии справится с потоками чужих бед, в профессиональной сфере они добиваются высокого мастерства.


Главное правило эмпатии

Повышенный . Эмпаты этого уровня развития воспринимают чужую боль и эмоции без особого вреда для себя. Они проявляют искренний интерес к проблемам собеседника, но соблюдают некоторую деликатную дистанцию. Такие личности коммуникативные, социальные, они без труда находят общий язык с любым человеком.

Нормальный . Самый распространенный уровень эмпатических способностей. Он проявляется хорошим, врожденным даром понимания проблем посторонних людей. Такая личность неравнодушна к чужим бедам и отзывчива на помощь. Повышенное участие в бедах и проблемах со стороны эмпата приходится на близких и родных людей, нежели на посторонних.

Низкий . Существуют и люди, у которых полностью отсутствует чувство эмпатии. Этих личностей еще называют «антиэмпаты». Они не отличаются гибким мышлением и не способны взглянуть на проблему со стороны. Их ничто не заставит принять позицию оппонента, если она отличается от собственной.

Антиэмпаты всецело сосредоточены на личной жизни и проблемах, среди посторонних они испытывают некий дискомфорт. Это яркие эгоцентрики-интроверты с узким кругом общения и выраженными проблемами в умении контактировать с окружающими.

Как стать эмпатом

Можно ли развить врожденные эмпатические способности? По мнению психологов, эмпатию можно натренировать и улучшить (при условии наличия такого дара). В этом помогут различные тренинги и специально разработанные упражнения на развитие внимательности .


Как развить эмпатию

Особенно хорошими помощниками в тренировке эмпатических способностей становятся артистичные этюды. К ним можно отнести:

  • тренировку на запоминание лиц;
  • упражнение на умение глядеть на себя со стороны;
  • перевоплощение в других людей, зверей, птиц, насекомых.

Развитию эмпатии способствуют ассоциативные игры, танцы, просмотр хороших волнующих фильмов, слушание музыки. Развивайте собственную эмоциональность, вместе с ней придет и эмпатия. Но, прежде чем становиться эмпатом, определите для себя, действительно ли вам необходима такая способность и сможете ли вы управлять ею.

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия

Эмпатия – это способность человека к сопереживанию и пониманию чувств и эмоций другого.

Она позволяет поставить себя на место другого, воспринимать все его чувства, сохраняя при этом все эмоциональные всплески. Признаком эмпатии является намеренное желание узнать другого. Её относят скорее к личностным характеристикам, чем к его психологическим чертам.

Психологи уделяют внимание этому вопросу уже не один десяток лет. В развитии этой темы принимал участие всеми известный З.Фрейд. Он считал, что человек, обладающий эмпатическими возможностями, не только субъективно понимает, но и пропускает все эмоции через собственную призму чувств.

Эмпаты – люди, которые способны видеть и чувствовать часть души другого. Они делятся на 3 типа:

  1. Те, которые читают душой;
  2. Те, которые читают сознанием ума;
  3. Те, которые одновременно пользуются обоими вариантами.

Эмпатия дает понять важные эмоции собеседника. Такими способностями должны быть преимущественно наделены психологи, воспитатели, управляющие, врачи.

Такие люди не способны справляться с конфликтной ситуацией , так как им не свойственно соперничество или отстаивание собственных интересов. Они пускают ситуацию на самотек.

Что такое эмпатическое слушание?

Эмпатическое общение помогает в коммуникации, которые очень поддаются влиянию различных чувств. В большинстве случаев это характерно для слабого пола, поэтому иногда его называют "женским слушанием". Такой тип общения помогает избавиться от смущения, а также достучаться сквозь стену обиды.

Если человек, с которым вы общаетесь находиться в плохом расположении духа, то примените модель разговора, основанную на выражениях своих эмоций и вашего собеседника.

Эмпатическое слушание выступает хорошим помощником в процессе воспитания детей . Таким образом, дети смогут спокойно выражать свои переживания, а взрослые научаться налаживать с ними контакт. По отношению к детям это не самая простая задача. нужно правильно уловить их настроение и понять, что они пытаются до нас донести.

Чтобы достичь хороших успехов в эмпатическом слушании, необходимо развивать чувственность к другим, обращаться к чувствам и отражать их. Опыт и мудрость – это основной путь к достижению высшего умения эмпатического слушания.

Какие бывают уровни эмпатии?

Эмпатия практически не может иметь врожденный характер. Зачастую способности появляются, когда человек на протяжении жизни набирается определенного опыта. Эмпатия может проявляться несколькими откликами. Человек, который обладает этим даром, может не только сопереживать и чувствовать эмоции другого человека, но и искренне испытывать симпатию. Эмпатия тесно связана с симпатиями. Мы находим поддержку в людях, которые тянутся к нам, и отстраняемся от тех, которые нас не понимают.

Развитие эмпатических способностей включает в себя несколько уровней:

  1. Эмпат практически не способен улавливать чувства других. Люди с низкими навыками эмпатии в первую очередь думают только о своих переживаниях. Они редко обращают внимание на эмоции людей и неловко себя чувствуют в малознакомой компании. Окружающие просто не умеют понимать эмоциональные проявления таких людей. Эмпаты 1- го уровня отдают предпочтение уединенной работе. У них очень мало близких людей. Эмпатам трудно дается межличностное общение: страх заговорить первым , отстранённость от коллег, непонимание в общении с детьми и пожилыми и т.д.
  2. Этот уровень эмпатии наиболее распространен. Многие не считают нужным обращать внимание на переживания других. Но в редких исключениях способны проявить сопереживание и оказать поддержку. Таких сложно назвать чувствительными, но и совсем «сухарями» их не назовешь. Они не испытывают особой сложности при важном душевном разговоре с другими, но стараются держать эмоции под контролем.
  3. Степень развития эмпатии высокая. Эмпатические люди встречаются редко. Они способны понимать других лучше, чем самого себя. Они умеют дружить, выслушают и поймут ваши переживания, простят былые обиды. Эмпаты стараются интересоваться жизнями собеседников. Они очень общительны, быстро находят общий язык с окружающими. Такие не любят разрешать спорные ситуации конфликтом и стараются все урегулировать путем компромисса. Легко переносят критику в свой адрес. Люди с 3-им уровнем не всегда справляются со своими эмоциями, их легко вывести из равновесия.

Как развить в себе эмпатию?

Для того чтобы научиться лучше понимать других, необходимо развивать в себе эмпатию. Давайте рассмотрим некоторые рекомендации, которые позволят вам расширить свои возможности в общении:

  • Научитесь слушать собеседника. Это наиболее значимое умение. Главное не просто поучаствовать в беседе, а полностью выслушать переживания другого человека.
  • Присматривайтесь к окружающим вас. Не закрывайтесь. К примеру, если вы едете в общественном транспорте, не нужно доставать телефон, лучше обратите внимание на окружающих. Представьте, кем они являются, о чем они думают, где живут и куда едут, счастливы ли они.
  • Говорите с незнакомыми. Если у вас есть свободное время (очередь в магазине, совместная поездка за город), то обратите внимание на незнакомцев. Поговорите о чем-то. Развитие социального круга способствует увеличению эмпатическим навыкам.
  • Ставьте себя на место других. Навык поможет вам лучше понимать своего собеседника и рассмотреть возможную проблему под другим углом.
  • Учитесь определять собственные чувства. Трудно помочь в ситуации, которую самому не приходилось испытывать. Не помогут ни специальные рекомендации, ни особые упражнения. Поэтому следует развивать свою эмоциональную память, пережитые эмоции и чувства. Они помогут вам лучше понимать других людей и самого себя.

Cпециальные психологические упражнения для развития эмпатии.

Упражнение «Гомеостат»

Все участники занятия должны сесть в круг. Исходное положение – правая рука сжата в кулак и вытянута вперед. По команде тренера все показывают определенное количество пальцев. Задача всех участников - выбросить одновременно одинаковое количество пальцев. При этом не разрешается договариваться и каким-либо образом согласовывать свои действия.

Цель: научиться понимать состояние другого человека по невербальным признакам и давать обратную связь.

Упражнение «Анабиоз»

Два человека сами распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». «Замороженный» показывает человека, впавшего в анабиоз. «Реаниматору» нужно «оживить» его за 60 секунд, не разговаривая и не дотрагиваясь до него. Добиться результата нужно, используя любые виды невербального общения – жесты, взгляды, мимику, даже пантомиму. Победой «реаниматора» считаются проявление любых эмоций партнера. В этом упражнении отлично тренируется умение переходить от отчуждения к контакту, вырабатываются способы проникновения в чужую зону комфорта.

Цель: совершенствование навыков эмоционального контакта .

Упражнение «Сильные стороны»

Занятие проводится в паре. Один человек рассказывает другому о сложной ситуации, возникшей у него на работе. Второй партнер должен внимательно выслушать и дать обратную связь. В ответ партнеру нужно изложить его рабочую проблему с положительной стороны, подробно описать плюсы в его поведении. Затем можно поменяться ролями.

Цель: осознание профессиональных потребностей, жизненных целей других людей.

Упражнение «Зеркало»

Два участника становятся друг напротив друга. Один партнер делает различные движения, медленные повороты руками, телом. А другой должен в точности повторить все его действия. Этот тренинг хорошо развивает навыки психологического контакта. По ходу выполнения упражнения копировать действия партнера становится проще, иногда даже, получается предугадывать его движения. Гибко подстраиваясь друг под друга, участники осваивают навыки двигательного подражания.

Цель: научиться чувствовать телодвижения другого человека, ощущать логику его движений.

Упражнение «Телефон»

Основной задачей является передача одно и то же чувство по кругу. Все должны сесть близко друг к другу в круг и закрыть глаза. Первый участник передает выбранное чувство соседу, молча, с помощью прикосновений. Он воспринимает, распознает это чувство и передает следующему участнику так же без слов. Можно не повторять в точности действия предыдущего участника, а использовать другие прикосновения. Но передать нужно, то же самое чувство.

Цель: научиться распознавать чувства .

Люди, которым удалось путем самосовершенствования развить в себе дар эмпатии, очень самодостаточны. Они полностью контролируют свои эмоции, умеют прощать и не обвиняют ни окружающих, ни себя в жизненных неудачах.

Полезные материалы

Дома, на работе, на улице, в поездках – везде мы сталкиваемся с необходимостью понимать и, в некоторой степени, разделять эмоциональные состояния окружающих людей. Это помогает нам повышать эффективность общения, правильно подходить к групповой работе, получать позитивные эмоции.

Способность, которая позволяет нам успешно реализовывать межличностное общение и не приходить в ступор от поведения людей, – эмпатия. Попробуем разобраться, что такое эмпатия и как ею пользуются люди.

Значение слова «эмпатия» пришло из греческого языка: частица «ἐν» обозначает «в» (направленное внутрь), а «πάθος» – «страсть, глубокое чувство». Этот термин ввел Титченер, калькировав с немецкого слово, использовавшееся применительно к вопросу о воздействии на человека предметов искусства.

Эмпатия в психологии рассматривается всегда вместе с сопереживанием, проникновением во внутренний мир других, пониманием эмоций, чувств, способностью поставить себя на чужое место . Всё это в целом отвечает на один острый вопрос, который будоражит человечество много сотен лет, — вопрос о понимании других и, по сути, предугадывании их реакций.

Ведь если мы встанем на место другого, то поймем его желания, возможности и пути. Мы поймем, чего от нас ждут, тогда не будет нелепых комментариев, шуток не в тему и неловких моментов.

Эксперименты

Еще говорил о ключевой роли эмпатии в деле лечения души. Другими словами, нельзя понять человека, не превратившись в него на какое-то время, не поняв, что это такое — быть им.

Судя по всему, сочувствие подталкивает нас помогать людям. Эмпатическое возбуждение, по результатам экспериментов Хоффмана, чаще всего оказывалось предваряющим оказание помощи страдающему. При этом как только помощь была оказана, интенсивность возникшего переживания снижалась.

Эмпатию даже засняли – томографическое сканирование мозга показало, что активность мозга при эмпатии значимо отличается от спокойного состояния или ситуаций реципрокного альтруизма (когда человек может помочь страждущему, зная, что ему потом воздастся наверняка).

Казалось бы, эгоистов можно вынудить сотворить что-нибудь доброе, посулив хорошее вознаграждение в будущем или помощь когда-нибудь? Совершенно не так – именно у эгоистов мозг сильнее активируется на страдание другого, а не на выгоду.

К тому же благодаря нейросканированию стало ясно, что, когда мы смотрим на людей, которые испытывают отвращение, у нас активируются те же отделы мозга, что и у них. Даже если человек просто смотрит, как к другому прикасаются, у него становятся активны те же отделы мозга, что и у того, до кого дотронулись.

Немаловажны выводы относительно эмпатии для воспитания детей. Эксперименты на животных показывают, что физическая боль может усиливать агрессивное поведение. Этой закономерностью заинтересовались для объяснения чересчур агрессивного поведения взрослого, видевшего в детстве жестокое обращение.

Общие сведения

Гаврилова определила виды эмпатии, отделив сочувствие от сопереживания. Второе она понимала как явное переживание одним человеком точно таких же чувств, что и другой человек, – здесь акцент делается именно на собственных переживаниях. А вот первая форма эмпатии есть мысли о другом, о его потребностях, деятельная позиция, активность, направленная на помощь другому, отзывчивость.

Пашукова и Троицкая формулируют определение эмпатии как эмоции, для которой наполнением является наше восприятие того, каким воспринял мир другой. В связи с этим можно выделить её функции: ориентация на других, синхронизация эмоциональной сферы с окружающими людьми.

Очевидно, что такие функции позволяют упростить жизнь. Эмпатия по определению не является определенным чувством, и связана она как с негативными, так и с позитивными переживаниями. Эмпатическая реакция проявляется, как правило, с близкими, значимыми для человека людьми.

Как же это происходит? Психология отвечает на этот вопрос неоднозначно, высказываются разные предположения. Среди них Массен, Конджер и Ньюкомб рассматривают эмпатию через и идентификацию, которая есть перенимание совокупностей групп черт, принадлежащих тем, с кем человек идентифицируется. Лабунская и Ричардсон стоят на том, что чувство сопереживания рождается из интерпретации поведения других.

Таким образом, можно заметить разделение эмпатии на виды: когнитивную (когда мы понимаем чувства другого, осознаем их), эмоциональную (когда сопереживаем, вместе чувствуем), соматическую. По-видимому, исследуемое чувство тесно связано с воображением и отзывчивостью человека. Если человек внимателен к близким, то он, конечно, распознает настроения.

Но чтобы понять, чем вызывается то или иное чувство, переживание у другого, недостаточно просто вербальной и невербальной информации. Требуется воображение, развитое на достаточно высоком уровне, которое способно дополнить имеющуюся информацию и составить целостное представление о человеке.

В связи с последним эмпатию развивают через работу с воображением: чтение, выдумывание историй, представление, как ведут себя те или иные герои, попавшие в конкретную ситуацию. Именно благодаря работе в мире представлений человеческий опыт обогащается, да и любые формы воображения могут нести в себе сильный эмоциональный заряд. Характерологические черты процесса эмпатии:

1. Формирование образа другого. В зависимости от образа другого человека мы либо более, либо менее способны представить себя на его месте.

2. Воображаемое принятие роли другого. Чувство не может родиться без представления себя тем самым человеком, обладающим всей совокупностью жизненного опыта другого. В этом моменте может возникнуть ошибка, человек часто недостаточно точно восполняет пробелы в образе другого. И тогда эмпатия будет, но будет она к выдуманному образу другого. Как указывает Ильин, дополнение происходит нашими собственными качествами, зачастую негативными.

Крайности

Отсутствие эмпатии может быть последствием нарушения сопереживания в семье. Когда близкие люди не проявляют сочувствия и не пытаются друг друга понять, часто возникает тревожность, которая купирует проявления эмпатии. Отсутствие эмпатии или её низкий уровень может объясняться:

  • Эгоцентризмом.
  • Психологическим дискомфортом ( , депрессия).
  • Установками личности (избегание контактов, отрицательное отношение к любопытству, желание или убежденность в необходимости спокойно смотреть на страдания других).

Как отсутствие эмпатии, так и очень высокий уровень эмпатии вредят каждый по-своему. В первом случае человек совершенно не проявляет эмоциональной отзывчивости, он эгоцентричен и требует всего для себя, что, естественно, разрушает отношения с другими. Во втором случае человек слишком беспокоится о том, как его поведение скажется на других, излишняя эмпатия в общении препятствует проявлению лидерскихкачеств и настойчивости.

Наибольшей «интенсивности» достигает эмпатия у подростков, с возрастом её уровень начинает падать. Возможно, виной тому СМИ, которые постоянно крутят одни только негативные новости.

Так, недавнее исследование показало, что, к примеру, нарциссические люди, если им дать установку «Посмотрите на все это глазами страдающего человека», сопереживают, становятся чуткими, как и все. О чем это говорит? О том, что, вполне возможно, люди начинают постепенно закрываться от сопереживания, так как страданий в мире слишком много и никто не хочет слишком много страдать с кем-то.

По Васильковой, у высокого уровня нет негативных аспектов, а низкий уровень эмпатии характеризуется замкнутостью и необщительностью. Высокоэмпатийные люди доброжелательны, мягки, общительны, эмоциональны, обладают высоким интеллектом.

Сальзер и Берглас выделили у людей с высоким уровнем эмпатии меньшую выраженность стремления приписывать вину другим, более снисходительны. Что же влияет на то, как это загадочное и полезное чувство-отражение развивается?

  • Относительно ребенка: взаимоотношения в семье, насколько большая семья и какой ребенок по счету, какие эмоции и как часто ему приходится испытывать, в связи с чем.
  • Эмпатия у подростков и взрослых: широкий круг общения способствует более высокому уровню готовности сопереживать другим.

Живое общение

Эмпатия помогает людям, которые контактируют с эмпатом, чувствовать уважение и понимание. Это ведет к приятному времяпрепровождению, к тому же намного облегчает процесс дискуссий по проблемным вопросам.

Как развить эмпатию и повысить свои шансы на успех в кругу друзей и коллег? В данном контексте то, что означает слово «эмпатия», легко понять – наиболее проницательные люди никогда не задевают собеседника, обычно они быстро находят с ним общий язык и приходят к таким соглашениям, которые выгодны обоим, то есть проявляют умение не пересекать границы психологического пространства личности. Это значит не пытаться занять позицию спасателя, советчика или рыцаря, не перебивать человека, пытаясь сказать ему то, что хочется, не желая слушать его, и многое другое.

Цель – оказание участниками диалога человеческой заботы и поддержки друг другу в передаче и понимании информации, создание положительного эмоционального фона беседы. Лучше придерживаться правил экологичного общения: постепенно, используя их специально, человек учится применять их в жизни абсолютно спонтанно:

  • Пытаться понять картинку, смысл в голове у говорящего, который он хочет донести.
  • Подумать над причинами, почему он хочет об этом говорить, и какая ценность в этом (с его позиции).
  • Не проставлять оценок.
  • Не отвлекаться.
  • Думать над сообщением в целом, а не над его частями.

Существуют специальные упражнения на развитие эмпатии. Наиболее действенные примеры:

  • Чтение историй и рассказов, где даются детальные прорисовки переживаний героев.
  • Просмотр видеоматериалов, где люди без прикрас выражают свои сильные эмоции.
  • Описание внутреннего состояния людей, с которыми общается человек с их позиции.
  • Развитие умения слушать.
  • Прощение врагов.
  • Искренняя благодарность людям и её словесное выражение даже за небольшие подарки.

Мартин Хоффман считает, что именно эмпатия помогает людям придерживаться нравственного поведения. Достаточный уровень эмпатии необходим каждому человеку. Проявление эмпатии к собеседнику позволяет создать приятную атмосферу и расположить его к себе практически наверняка. Когда человек хочет, чтобы его желания учитывали, он тоже должен учитывать желания и потребности других людей, их границы свободы и действия, а для этого ему всю жизнь следует изучать как близких, так и незнакомцев. Автор: Екатерина Волкова

Внутренняя вселенная каждого человека неповторима. Мы приходим в этот мир со своим типом темперамента и проходим через уникальный жизненный опыт, который влияет на наши привычки, мировоззрение и способ восприятия окружающего мира. Глядя на снегопад, один человек восхищенно заметит: «Идут белые снега!». Другой нервно бросит: «Гадость в лицо лезет». И не смотря на это, нам иногда все же удается постичь внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека. Это явление называют сопереживанием или эмпатией.

Происхождение эмпатии

Эмпатия – это слово греческого происхождения, оно означает осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.

Разбирая, что же означает слово «эмпатия», многие путают его с состраданием, хотя на деле этот термин означает способность сопереживать любым эмоциям, не только отрицательным, но и положительным. На сегодняшний день сложилось несколько трактовок термина «эмпатия».

В медицине ему отводится роль понимания и демонстрации понимания эмоционального состояния другого человека. На первый план здесь выходит эмпатическое слушание, имеющее цель дать пациенту выговориться, поощрить его к откровенному выражению своих чувств и ощущений.

В психологии эмоциональная эмпатия считается нормой, существуют даже специальные методики выявления у людей способности к этой форме психической деятельности, которые разнятся от легкого отклика до полного погружения в чувства собеседника. Но не стоит путать с идентификацией, во время которой человек не просто понимает чувства другого, как это происходит с эмпатией, но и в некотором роде не различает их со своими.

В художественной литературе термин "эмпат" обрел новое значение, которое больше напоминает эмоциональную телепатию и считается экстрасенсорной способностью. Однако в реальности подобные эксперименты с эмпатией повторить не удалось.

Виды эмпатии

В классической психологии эмпатия подразделяется на эмоциональную, когнитивную и предикативную.

Эмоциональная эмпатия – это форма психической деятельности, основанная на механизмах проекции и подражания реакциям собеседника (моторным, аффективным). И говоря о сопереживании в быту, мы имеем в виду именно эмоциональную эмпатию, иными словами, способность проецировать на себя переживания другого человека и воспроизводить эти эмоции на себе.

Когнитивная эмпатия базируется на таких интеллектуальных процессах, как аналогия и сравнение. Она имеет место в научных дискуссиях и полемиках.

Предикативная эмпатия представляет собой способность предсказывать чувства другого человека в определенных ситуациях. И хотя этот термин вряд ли кто-то использует в быту, на деле умение поставить себя на место другого и спрогнозировать, какие чувства он при этом испытает, может большинство людей.

Психологи также выделяют в особые категории такие формы эмпатии, как сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание эмоций собеседника через отождествление с ним. Сочувствие же, напротив, представляет собой переживание собственных эмоций, испытываемых по поводу чувств собеседника.

Развитие эмпатии

Эмоциональная эмпатия у разных людей имеет свои особые степени выражения. Самый низкий уровень характеризуется сосредоточенностью на себе и равнодушием к мыслям и чувствам других людей. Представители этого вида, казалось, не испытывают эмоциональной эмпатии в принципе. Они редко понимают окружающих, чувствуют дискомфорт в незнакомых компаниях, а потому стараются жить уединенно. Как правило, у людей с низким уровнем эмоциональной эмпатии мало друзей, а те, что есть – скорее коллеги.

Второй уровень эмпатии наиболее распространенный. Его представители равнодушны к мыслям и чувствам других, но в редких случаях могут проявить сопереживание. Они способны выразить эмоции, но предпочитают держать их под контролем. Характерное для этого уровня развития эмпатии проявление – человек любит фильмы и художественные книги, но предпочитает действие, а не описание переживаний.

Третий уровень эмпатии – высокий и одновременно редкий. Его представители понимают и чувствуют эмоции других лучше, чем свои собственные. Это преданные и великодушные друзья, люди, неравнодушные к проблемам окружающих. Они контактны, отзывчивы, общительны, душевны, доверяют чувствам и интуиции. Обратная сторона медали заключается в том, что представители этого уровня эмоциональной эмпатии ждут социального одобрения своих действий и легко выходят из равновесия.

Помимо уровней эмпатии существует еще и классификация людей по этому признаку. Они подразделяются на «не эмпатов», «слабых эмпатов», «функциональных эмпатов» и «профессиональных эмпатов». Первая категория – те, кому чувство сопереживания не знакомо. Вторая категория хорошо знает об эмпатии, только испытывает постоянный стресс от переживания тяжести мира. Третья категория легко адаптируется к эмоциям и не пропускает их через себя. Профессиональные эмпаты легко распознают эмоции, даже те, которые собеседник предпочитает скрывать, но главное, они обладают способностью управлять чужими психическими переживаниями. И это довольно полезный навык для психологов и педагогов. Если вы хотите научиться понимать других людей, последовательное развитие эмпатии поможет обрести эту способность.

Диагностика эмпатии

Для того чтобы определить, способны ли вы понимать эмоциональное состояние окружающих людей, существуют наработанные методики. К примеру, диагностику эмпатии можно проводить при помощи шкалы эмоционального отклика, разработанной профессором психологии Альбертом Меграбяном. Этот ученый предложил простой и эффективный опросник, который выявляет уровень способностей к эмоциональному сопереживанию на чувства собеседника и степень его соответствия реальности субъекта.

Тест на диагностику эмпатии состоит из 25 вопросов, которые подводят к одному из пяти уровней сопереживания от очень высокого к очень низкому. И хотя вам может показаться, что наивысший уровень эмпатии одновременно является и наилучшим, на самом деле гипертрофированная чувствительность приводит к эмоциональной зависимости, ранимости и даже психосоматическим заболеваниям. Безусловно, стоит развивать в себе умение слушать другого, перефразировать и отражать его эмоции. Но при этом необходимо выбирать эффективные поведенческие стратегии, которые позволят вам соблюсти баланс между рациональным трезвым умом и чуткой отзывчивой эмоциональностью.