Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах. От смертной казни до поощрения

Лидеры ряда стран и международных организаций неоднократно указывали на угрожающие масштабы взяточничества, безразличие к которым может нанести непоправимый урон мировой экономике. Вместе с ними и российские власти не раз заявляли о намерении взять коррупционеров в ежовые рукавицы, однако действенных мер до сих пор принято не было. С одной стороны, позиции России в международном рейтинге коррупции по версии Transparency International улучшились - в прошлом году наша страна занимала в этом списке 133-е место из 176-ти возможных. Однако, как говорят многие эксперты, все рейтинги носят субъективный характер, поэтому никто не берется утверждать, что ситуация с коррупцией в России улучшилась, основываясь на версии международных организаций. Ряд специалистов, наоборот, придерживаются мнения, что коррупция у нас только процветает, подтверждением этому служит то, что размер средней взятки не уменьшается и, по данным МВД, составляет 300 тысяч рублей. По сведениям национального антикоррупционного комитета (НАК), в год российская коррупция «добывает» примерно 300 млрд долларов, и большая часть этой суммы связана с выполнением госзакупок, распределением бюджетов, государственными, региональными и муниципальными фондами.

Пока российские власти придумывают, как победить коррупцию, другие страны практикуют весьма успешные способы борьбы с ней. АиФ.ru рассказывает о наиболее эффективных мерах решения этого вопроса.

Мотивация, онлайн-игры и смертная казнь

Китайское антикоррупционное законодательство, пожалуй, является самым жестким в мире - за взятки или хищения госимущества чиновникам грозит смертная казнь. За последние годы высшая мера наказания в КНР была применена к десяти тысячам госслужащих. Кроме того, нередки случаи, когда китайским чиновникам, попавшимся на взятки, отрубали руки.

Однако крайние меры являются не единственным методом борьбы с коррупцией - китайцы посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Госслужащие медитируют, участвуют в восточных единоборствах и занимаются силовыми упражнениями. Кроме того, в Поднебесной разработали онлайн-игру, пользователям которой для победы необходимо уничтожить группу коррумпированных чиновников вместе с их родственниками.

Ни для кого не секрет, что запретный плод сладок, поэтому китайские госслужащие нередко идут на необычные шаги, чтобы обогатиться за счет своих служебных полномочий. Власти КНР запретили чиновникам принимать в дар биржевые акции, покупать недвижимость и автомобили по подозрительно низким ценам, договариваться об устройстве на престижную работу после ухода из государственных структур.

В борьбе с коррупцией все меры хороши

Расположенный рядом с Китаем Гонконг тоже может похвастаться заслугами в области борьбы с коррупцией - раньше практически весь госсектор страны был завязан на коррупции. Победить взяточничество гонконгским властям удалось благодаря нескольким эффективным мерам: во-первых, госслужащим пришлось доказывать, что вся недвижимость, роскошные автомобили и остальные дорогостоящие предметы были куплены на честно заработанные средства. Если чиновник оказывался нечистым на руку, его ждала тюрьма и конфискация имущества.

Во-вторых, в государстве создали независимую комиссию по борьбе с коррупцией, работникам которой изначально установили высокие зарплаты, чтобы у них не было соблазнов брать взятки. Комиссия занимается не только выявлением коррупционеров, но и проводит профилактические работы по предотвращению получения мзды.

И, наконец, жителям Гонконга и представителям СМИ дали реальную возможность жаловаться на взяточников - обычным гражданам разрешили помогать антикоррупционной комиссии, а журналистов допустили до дел любого госслужащие. Регулярно появляющиеся на страницах газет сообщения о чиновниках-коррупционерах сделали свое дело - население поверило, что в стране действительно борются со взяточничеством, а мздоимцы, от греха подальше, решили отказаться от сомнительных денег.

Презумпция коррумпированности

В рамках борьбы с коррупцией в Сингапуре был введен ряд эффективных мер, а именно: повышена независимость судебной системы, ужесточено уголовное наказание за взяточничество, увеличена зарплата судей, а также введены санкции за дачу взятки. Всего за несколько лет Сингапур справился с масштабной коррупцией.

Если высокопоставленный сингапурский чиновник попался на взятке, его дело рассматривается в особом порядке. В стране даже был введен особый юридический термин - презумпция коррумпированности. Иными словами, если госслужащий подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями, он заведомо виновен, и будет таковым считаться до того момента, пока не сможет доказать свою непричастность к коррупционным делам.

Поощрения за чистую репутацию

По версии того же Transparency International, Голландия является страной с наиболее низким уровнем коррупции. Для того чтобы достичь подобного успеха, нидерландским властям пришлось принять несколько антикоррупционных мер. Так, местным чиновникам, попавшимся на взятке, запрещается работать в государственных организациях, также они лишаются всех социальных льгот и гарантий.

Чтобы определенную должность не занял потенциальный коррупционер, в Голландии организована специальная система подбора персонала. Кроме того, в крупных ведомствах, сотрудники которых могли бы злоупотреблять своими полномочиями, существуют службы внутренней безопасности, которые следят за действиями чиновников и выявляют их ошибки.

Эффективной мерой в борьбе с коррупцией является разрешение СМИ обнародовать случаи взяточничества и проводить расследования.

Кроме того, голландских чиновников, на которых не пала тень подозрения в коррупционных деяниях или сообщивших о злоупотреблении должностными полномочиями своих коллег, материально поощряют.

Американская практика

Пристальное внимание вопросу коррупции уделено и в Штатах - американское законодательство предусматривает серьезное наказание за взяточничество в виде штрафа, в три раза превышающего размер взятки, а в некоторых случаях и лишение свободы сроком до 15 лет.

Стоит отметить, что в законодательстве США прописана отдельная статья об уголовной ответственности, грозящей руководству банков, предоставившему ссуды или денежные «подарки» представителям инспекторской комиссии, занимающейся проверкой финансовой организации. Банкирам грозит тюремное наказание сроком до года или штраф в размере суммы ссуды или «подарка». Аналогичное наказание предусмотрено и для инспектора, покусившегося на легкие деньги.

Если американский чиновник попался на получении подарка в какой-либо форме от любого лица, рассчитывающего на положительное решение его вопроса, госслужащему грозит уголовное наказание. Работники госструктур США обязаны докладывать в соответствующие органы обо всех замеченных фактах злоупотребления должностными полномочиями. Чиновникам, назначенным главой государства, запрещается принимать любые подарки во время всего срока службы.

Кроме того, госслужащие обязаны декларировать все расходы за прошлый год: полный заработок, проценты по вкладам, оплату транспортных расходов, проценты по вкладам и т.д.

10 (81/100)

Как установили эксперты, привлеченные Европейской Комиссией к составлению только что выпущенного доклада об уровне коррупции в государствах-членах ЕС, в Люксембурге он на порядок ниже, нежели в других европейских странах. Со случаями вымогательства и другими коррупционными действиями сталкивается только 1% населения. В среднем по ЕС этот показатель в четыре раза выше.

9 (83/100)


Рядовому канадцу не приходится сталкиваться с коррупцией. Это обусловлено, в первую очередь, грамотно построенной системой без лишней бюрократии. Также канадцы очень законопослушны из-за неподкупности полицейских и серьезных наказаний за правонарушения.

8 (85/100)


Сингапур - страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и даже обойтись без особо жестких репрессий.

7 (86/100)

Швейцария в Индексе восприятия коррупции набрала 86 баллов и заняла 7 место наименее коррумпированных стран. Тем не менее, эксперты указывают на возможность Альпийской республики улучшить свой показатель. Основным проблемным пунктом остаётся недостаточная прозрачность в деле финансирования швейцарских партий.

6 (87/100)


В Голландии низовая коррупция практически исключена. Дело в том, что в общественном сознании там культивируется вызывающий уважение образ чиновника как человека, который выполняет важную задачу – проводит политику государства и обслуживает население. Даже если чиновник работает в правительстве, его не меняют с приходом нового премьер-министра. Поэтому основная задача чиновника – сохранить лояльность государству, а не конкретному лицу.

5 (87/100)


В Норвегии действует довольно жёсткое законодательство в сфере противодействия коррупции, страна активно участвует в соответствующих международных механизмах и имеет в целом положительную динамику в борьбе с коррупцией. В числе основных направлений антикоррупционной работы можно отметить контроль правонарушений, связанных с деятельностью норвежского бизнеса в странах с высоким уровнем коррупции, а также выработку мер для уменьшения теневой доли в экономике страны.

4 (88/100)


Новая Зеландия в сфере противодействия коррупции развивает систему общественной и правовой культуры с целью воспитания граждан не воспринимать коррупцию как средство решения проблем. Для этого государство организовывает и финансирует проведение конференций, семинаров и курсов по борьбе с коррупцией, на которых ознакамливает всех желающих с особенностями антикоррупционной политики государства, правилами и порядком обращения с жалобой на факты коррупции и мошенничества.

3 (89/100)


Швеция имеет специальную систему противодействия коррупции. Данная система основана на "этической" люстрации. Согласно этой системе в Швеции существенно был упрощен доступ к любой публичной информации и документам, в некоторых случаях и внутреннего характера. Также было максимально упрощено администрирование налогов, получение субсидий и льгот. Важное значение имеет специальный реестр коррупционеров, в который вносятся лица привлеченные к ответственности за коррупцию. Лицам попавшим в такой реестр запрещается занятие государственных постов.

2 (90/100)


Особенностью противодействия коррупции в Финляндии является особая система правосознания граждан, которая не позволяет на моральном уровне давать и принимать взятки. Как показывает статистика эта система достаточно оправдана, посколько Финляндия не имеет ни специального антикоррупционного законодательства ни специального органа для борьбы с коррупцией. Финляндия также отказалась от неприкосновенности президента, депутатов, чиновников и судей, поэтому каждый из них может предстать перед судом за коррупцию без предварительного одобрения со стороны высших органов.

1 (91/100)


Антикоррупционной особенностью Дании является наличие специальных антикоррупционных трудовых договоров. Не подписание такого договора с представителем компании является основанием отказы в трудоустройстве. Данный договор налагает на работника обязанность не принимать и не предлагать взятки другим лицам. За нарушение этого договора работодатель имеет право уволить работника, поставив специальную отметку в личном деле и характеристике. Развитие общественной и правовой культуры в Дании сводится к порицанию коррупции и стимулированию честности и открытости функционирования публичных служб и чиновников. В качестве дополнительных рычагов влияния Дания ужесточает антикоррупционное законодательство.

Агентство (комиссия) по борьбе с коррупцией в Сингапуре подчинялось премьер-министру Ли Куан Ю, обладая при этом значительной политической и функциональной независимостью.

Одной из ключевых мер антикоррупционной программы в Сингапуре было существенное повышение заработной платы государственных служащих. Отчитываясь в 1985 г. перед парламентом об оправданности затрат на содержание аппарата, премьер-министр говорил: "Я являюсь одним из самых высокооплачиваемых и, вероятно, одним из самых бедных премьер-министров стран третьего мира… Имеются различные пути решений. Я же предлагаю наш путь в рамках рыночной экономики, который является честным, открытым, оправдываемым и осуществимым. Если вы ему предпочтете лицемерие, вы столкнетесь с двуличием и коррупцией. Делайте выбор".

С июля 1973 г. специальная антикоррупционная программа была развернута в Министерстве финансов Сингапура. Эта программа включала, в частности, следующие меры:

    совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения проволочек;

    обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;

    введение ротации чиновников для избежания формирования устойчивых коррупционных связей;

    проведение непредвиденных проверок;

    обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;

    введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет.

Введя в действие в начале 70-х годов антикоррупционную программу, Сингапур достиг в этом впечатляющих успехов, и теперь занимает девятое место в рейтинге коррупционности. (Это значит, что менее его коррумпированы только восемь стран.)

Многим странам, достаточно чистым в отношении коррупции, - они входят в первую десятку или двадцатку стран по рейтингу коррупционности, по-видимому, удалось создать эффективный механизм борьбы с коррупцией. К таким странам относятся (по увеличению рейтинга): Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австралия, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Германия, Великобритания, Израиль, США, Австрия.

Рассмотрим некоторые особенности организации антикоррупционной деятельности в таких странах. Коррупция, во-первых, осознается правительством этих стран как серьезная проблема национальной безопасности. При этом коррупция рассматривается как внешняя и внутренняя угроза. Четко разделяются два аспекта коррупции: политическая и экономическая. Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемости политической ситуации в стране и представляет угрозу демократическим институтам и балансу различных ветвей власти. Экономическая коррупция снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Важно отметить, что усилия по ограничению коррупции в этих странах, как правило, институциализированы и впечатляют своим масштабом.

Система борьбы с коррупцией в Нидерландах включает следующие процедурные и институциональные меры.

    Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции и обсуждение последствий - наказаний за коррупционные действия. Ежегодно министр внутренних дел этой страны представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.

    Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.

    Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию. Эта система указывает также правила поведения по исправлению допущенных нарушений.

    Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба, например пенсионного и социального обслуживания. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.

    Во всех значимых организациях, в частности в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, обязанностью которых является регистрация и выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и соответствующих последствий таких нарушений. Государственные организации стремятся поощрять позитивные действия должностных лиц. Система поощрений направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно.

    Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.

    Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными для общественности.

    Каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны.

    Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая, в частности, политический, общественный вред коррупции и возможные последствия участия в ней.

    Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.

    Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, и эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.

    Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят их независимые расследования. В то же время клеветнические сообщения приводят к утере общественного доверия и репутации соответствующих источников информации. Тем самым предотвращается, в значительной степени, безответственность в подготовке разоблачительных материалов.

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времён. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Резкий всплеск коррупции был отмечен в период становления рыночных отношений в XIX веке. Одновременно появились и первые попытки противодействия ей на законодательном уровне. Но существенного изменения антикоррупционной ситуации ни в мире, ни в отдельных государствах не произошло.

Нидерланды относятся к числу стран с одним из самых низких уровней коррупции. Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает следующие меры:

  • 1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.
  • 2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.
  • 3. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики.
  • 4. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
  • 5. В наиболее значимых организациях, в частности, в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий.
  • 6. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.
  • 7. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются.
  • 8. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая вред коррупции.
  • 9. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией, обладающая значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
  • 10. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
  • 11. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят расследования.

В Великобритании основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 г. и законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 гг. Первый из названных законов осуждает «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо».

Лицо, признанное виновным в таком поступке, присуждается к тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им. Дополнительно он лишается права быть избранным или назначенным на какую-либо публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может быть приговорён к лишению служебных прав навсегда, а также к лишению права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он бы рассчитывал в качестве должностного лица.

Закон 1906 г. о предупреждении коррупции предусматривает уголовную ответственность независимо от того, совершило ли лицо, получившее взятку, те действия, за которые она была дана, и от мотивов, которыми руководствовался взяткодатель.

Закон 1916 г. об исправлении Закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятка была дана, был договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Предусмотренное Законом 1916 г. взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.

В отдельный состав коррупционного преступления британское законодательство выделяет подкуп с целью получения почётных наград. Причём ответственность предусмотрена как для дающих, так и для получающих взятку. Взяткодатель наказывается лишением свободы на срок до двух лет или (и) штрафом по усмотрению суда. Взяткополучатель -лишением свободы до 3 месяцев или (и) штрафом в пределах предусмотренного законом максимума (Закон о предупреждении злоупотребления с наградами 1925 г.).

Законом о продаже должностей 1809 г. в редакции Закона об уголовном праве 1967 г. предусмотрена ответственность за коррупцию в виде продажи, покупки, сделок с целью получения какой-либо должности, в том числе и работы по найму как в пределах Соединённого Королевства, так и в британских владениях. Виновные наказываются лишением свободы на срок до 2 лет и лишением права навсегда занимать соответствующую должность. Британское законодательство рассматривает в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы до 2 лет. Что же касается коррупции на финансовых рынках, то британская правовая система обязывает финансистов сообщать обо всех подозрительных операциях в правоохранительные органы. И если банкир этого не сделает, то его привлекут к уголовной ответственности в качестве соучастника. В рамках антикоррупционной стратегии в Великобритании реализуется и программа утверждения принципов честности и неподкупности во всех сферах жизни общества, в том числе на государственной службе. В октябре 1994 г. был создан независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана. В состав Комитета вошли 10 авторитетных общественных деятелей, в том числе два члена парламента. В задачи Комитета входило: «изучение и оценка норм поведения всех руководителей общественных учреждений, включая все действия, относящиеся к их финансовой и коммерческой деятельности»; выработка рекомендаций по улучшению моральных критериев участников «публичной жизни». К их числу были отнесены все министры, государственные служащие, члены национального и Европейского парламентов, высшие чиновники всех неправительственных общественных учреждений, представители местных властей. При этом Комитету не рекомендовалось рассматривать частные случаи нарушения стандартов поведения, а сосредоточиться на формировании общих принципов достойного участия в общественной жизни. В результате уже в 1995 г. Комитет сформулировал семь принципов государственной работы чиновников - своеобразный Кодекс поведения:

  • · нестяжательство - служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий для достижения материальных и финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;
  • · неподкупность - недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;
  • · объективность - непредвзятое решение всех вопросов;
  • · подотчётность - ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление полной информации в случае публичной проверки;
  • · открытость - максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, их обоснованности (при этом сокращение информации допустимо при необходимости соблюдения высших общественных интересов);
  • · честность - обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения
  • · возможных конфликтов в пользу общественных интересов;
  • · лидерство - соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни.

Хотя сами по себе нарушения данных стандартов не влекли за собой судебных последствий и рассматривались только как нарушение «Кодекса чести», они сыграли роль сдерживающего фактора в борьбе с коррупцией.

Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих политико-административные решения, а также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования и проведения избирательных кампаний. Первое направление получило развитие ещё в 1919 г., когда в Уголовный кодекс была включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение 5 лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тыс. франков. В 1946 г., затем в 1992 г. в связи с принятием Устава о государственной службе ответственность по данной статье была ужесточена.

И всё же французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. При этом преследуется главная цель - предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего». Французские законодатели менее суровы, чем американские. От чиновников не требуется подача декларации о доходах, а соблюдение ограничений на профессиональную деятельность после увольнения чиновника с государственной службы контролируется менее строго.

Особенность французского антикоррупционного законодательства, по сравнению с американским, заключается в том, что государственные чиновники могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешается совмещать свою работу с выборной должностью на местном уровне. Если же они избраны в общенациональный парламент, то обязаны уйти в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений. Особый статус устанавливается для министров, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга. По Конституции Франции правительственным чиновникам запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и с любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частом секторе. После отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Это не относится к лицам, которые до назначения на министерский пост уже работали в указанных сферах.

Во Франции созданы правовые и организационные основы гласности деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.

Среди актов, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, следует назвать также решение правительства страны от 11 марта 1988 г. о публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев.

В 1990 г. был принят Закон о финансировании политических партий, который ввёл ограничения на предоставление средств, в том числе на проведение избирательных кампаний, политическим партиям от физических лиц или предприятий. В 1993 г. была создана Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий, наделённая контрольными функциями.

В 1991 г. во Франции была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ, а в 1993 г. был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы.

В 1995 г. был принят Закон Сегена, дающий Счётной палате право контролировать процесс назначения на государственную службу. Практически одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. В соответствии с Законом, каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан предоставить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов. В системе противодействия коррупции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции. Координация этой деятельности возложена на Центральную межведомственную службу при Минюсте по предотвращению коррупции.

Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и созданная в 1991 г. при министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот орган создавался для борьбы с «отмыванием» нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и, как следствие, о коррупции крупных французских госчиновников.

В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть.

Антикоррупционная система Германии базируется на 10 основных принципах:

  • · охранять государственную казну и конкуренцию посредством регистра коррупции;
  • · создавать стимулы для новой этики предпринимательства; запрещать должностным лицам, уволенным со службы за оказание протекции, в течение 5 лет иметь отношение к предпринимательству; ликвидировать пробелы в законах;
  • · вести санкционированный контроль за телефонными разговорами; урегулировать положение главного свидетеля посредством смягчения наказания;
  • · улучшать уголовное преследование путём создания центров по борьбе с коррупцией;
  • · обеспечивать широкую гласность своей деятельности;
  • · создать «телефон доверия»;
  • · усилить контроль с целью предупреждения самообогащения, и злоупотребления субъективным правом.

Следует отметить, что для противодействия коррупции в Германии были приняты меры законодательного и административного характера. В 1997 г. вступил в силу Закон о борьбе с коррупцией с одновременным внесением изменений в Уголовный кодекс (УК) Германии. Был расширен перечень коррупционных преступлений:

  • · получение выгоды (§331);
  • · получение взятки за нарушение служебного долга (§332);
  • · обещание, предложение выгоды, взятки (§333); дача взятки за нарушение служебного долга (§334);
  • · получение и дача взятки в хозяйственном обороте (§299);
  • · ограничивающие конкуренцию соглашения при конкурсах (§298).

В УК Германии была внесена статья о даче и получении взятки в частно -правовом обороте, которая ранее содержалась в Законе против неразрешённой конкуренции (подкуп служащего - §12).

В качестве организационно-правовой меры министерствам и федеральным органам управления был представлен пакет документов, который получил название «Директива федерального правительства о борьбе с коррупцией в федеральных органах управления».

В Директиве содержатся положения, направленные на предупреждение коррупции:

  • · определение перечня должностей, наиболее подверженных коррупции;
  • · усиление внутриведомственного контроля в форме ревизий;
  • · особенно тщательный подход при назначении лиц на должности, исполнение которых допускает возможность совершения коррупционных действий;
  • · обучение и повышение квалификации сотрудников для неприятия ими действий, подпадающих под состав коррупционных преступлений;
  • · усиление служебного надзора руководством федерального органа;
  • · ротация персонала, занимающего должности, наиболее подверженные коррупции;
  • · строгое соблюдение предписанных процедур при выделении и оформлении государственных заказов;
  • · чёткое разделение этапов, связанных с планированием, выделением и расчётами при оформлении государственных заказов;
  • · исключение из конкурса участников аукциона в случае серьёзного нарушения установленных правил.

Одновременно с Директивой были разработаны Рекомендации по соблюдению «Кодекса антикоррупционного поведения». К Рекомендациям прилагалось «Руководство к действию», предназначенное для руководителей, поскольку эффективность мер воздействия и предупреждения коррупции в первую очередь зависит, по мнению германских законодателей, от руководящих лиц государственной службы.

В соответствии с этими документами государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.

Для всякой иной работы, помимо службы, служащий обязан получить предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешение не требуется для: принятия опекунства, ухода за больным или немощным, выполнения обязанностей по завещанию, отправления «свободной» профессии, управления собственным имуществом, деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях.

Среди мер, направленных на противодействие коррупции, следует отметить порядок трудоустройства лиц, ушедших с высоких государственных постов.

В течение установленного срока они должны получить разрешение правительства на работу в частном секторе или занятие коммерческой деятельностью, если они к ней имели отношение. В противном случае их поведение может рассматриваться как коррупционное.

В Германии служащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе служебной деятельности. Без разрешения служащий не имеет права давать показания или делать заявления по известным ему фактам (делам) даже в суде. Разрешение такого рода даёт руководитель службы или, если служебные отношения прекращены, последний руководитель службы. Сведения для прессы вправе оглашать только правление учреждения или уполномоченный им служащий.

Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни. Всё это способствует эффективности антикоррупционной стратегии ФРГ.

Заслуживает внимания опыт противодействия коррупции Финляндии, у которой, по международным оценкам, один из самых высоких антикоррупционных рейтингов.

Низкому уровню коррупции в органах государственной власти и управления Финляндии способствуют:

  • · наличие развитых институтов гражданского общества, в том числе СМИ;
  • · стремление к минимизации вмешательства государства в экономический сектор;
  • · прозрачность и гласность процесса принятия решений должностными лицами, открытость и доступность большинства нормативных и подзаконных актов;
  • · политическая, финансовая и кадровая независимость системы правосудия от исполнительной власти, действительная гарантия защиты лиц, оказавших содействие компетентным органам в борьбе с коррупцией;
  • · эффективная организация административной системы, характеризующейся компактностью, малой степенью бюрократизации, отсутствием кастовости;
  • · адекватная система внутреннего и внешнего контроля за действиями должностных лиц, широкие полномочия в этой области у канцлера юстиции и парламентского уполномоченного по правам человека, парламента;
  • · достойный уровень зарплаты государственных служащих, наличие так называемого «социального пакета» (пенсионного обеспечения и выходного пособия), размер которого устанавливается по итогам выслуги лет; морально-психологический настрой общества и всего корпуса должностных лиц на неприятие коррупции.

Основные антикоррупционные принципы финского государства -прозрачность процесса отправления власти, обеспечение законности в государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных должностных лиц и служащих - закреплены в Конституции.

Государственная политика профилактики и пресечения коррупции изложена в общенациональной «Программе по борьбе с преступлениями в экономической сфере» 1996 г. Другие специализированные антикоррупционные проекты, а также специальные правоохранительные службы в стране отсутствуют.

Под должностным взяточничеством как основным видом коррупции в Финляндии понимается противоправная сделка между представителем органа власти или управления любого уровня и лицом (группой лиц, организацией), заинтересованным в его определённом поведении. При этом обоюдно извлекаемая выгода может носить как материальный (деньги, имущество, ценные бумаги и т.д.), так и нематериальный (лоббирование чьих-либо интересов, помощь в проведении избирательной кампании и т.д.) характер. В соответствии с Законом «О государственных служащих» чиновникам запрещается принимать подарки, угощения, пользоваться услугами увеселительного характера за счёт заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут оказать влияние. Высшие должностные лица страны (в том числе члены правительства и депутаты парламента) обязаны периодически представлять декларации о своих доходах и их источниках, которые обычно предаются публичной огласке. В Уголовном кодексе Финляндии за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до 2 лет лишения свободы (с освобождением от занимаемой должности, запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от 2 месяцев до 4 лет при наличии отягчающих обстоятельств). Они назначаются по следующим составам преступлений: получение государственным должностным лицом взятки либо принуждение к её даче, равно как и сама дача взятки; злоупотребление должностными полномочиями; служебный подлог; фальсификация доказательств; подкуп для дачи ложных показаний или неправильного перевода официального текста и т.д.

Н.Г. Чистякова

В статье анализируется система антикоррупционной политики в Нидерландах, выведшей эту страну на седьмое место в мире по индексу «чистоты» от коррупции. Автор статьи особое внимание уделяет вопросам значимости и применимости голландского опыта борьбы с коррупцией для современной России.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, индекс коррумпированности, «голландский менталитет», голландское антикоррупционное законодательство.

В одном из своих выступлений президент России Д.А. Медведев объявил, что коррупция в государственных органах власти создает угрозу национальной безопасности России. Несмотря на то, что на борьбу с коррупцией за последние 8 лет были затрачены огромные финансовые и людские ресурсы, ситуация далека от решения. В связи с этим для россиян, вероятно, было бы интересно познакомиться с практическим опытом решения аналогичных проблем в странах, сумевших если не полностью победить, то взять под контроль это всемирное явление. Автор статьи, живущий 13 лет в Нидерландах, анализирует систему антикоррупционной политики, выведшей эту страну на седьмое место в мире по индексу «чистоты» от коррупции.

Специфика коррупции как криминальной деятельности

Коррупция — это очень специфическая форма преступления. В нем отсутствует жертва и, как правило, в нем отсутствуют свидетели. Поймать преступников на месте преступления очень трудно и еще труднее доказать их виновность. Отслеживание деятельности коррупционеров предполагает вмешательство в их «личные» дела, что не приветствуется либеральными нормами демократических государств. Поэтому борьба с коррупцией средствами правоохранительных органов неимоверно трудна и мало-эффективна. Добавим к этому, что в правоохранительных органах работают тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Об этом в частности свидетельствуют социологические исследования, проведенные в рамках международной программы Transparency International. Согласно этим исследованиям полиция занимает третье место по степени коррумпированности, уступая лишь политическим партиям и парламентам.

Мировые индексы коррумпированности

Трудности, с которыми сталкиваются в борьбе с коррупцией, одинаковы во всех странах. В исследованиях Transparency International за 2007 г. 180 стран рассматриваются с точки зрения того, как общество оценивает степень коррумпированности своих политиков и прочих официальных лиц. Каждой стране присваивается индекс коррумпированности от 1 до 10 (Corruption Perception Index). Чем больше индекс, тем выше рейтинг, а значит, тем «чище» от коррупции считается страна.

Просматривая таблицу, Нидерланды нахожу быстро, они седьмые после традиционных лидеров — скандинавских стран Дании, Финляндии, Швеции, Исландии, а также Новой Зеландии и Сингапура. Прокручиваю мышкой таблицу вниз в поисках России. Знаю, что дела у нас не очень, поэтому, не особенно приглядываясь, опускаюсь до 70-х мест. Не найдя там, опускаюсь ниже к 80-м, 90-м опять нет. «Наверное, пропустила», — думаю я и возвращаюсь на начало таблицы, внимательно просматривая ее страну за страной… нахожу Россию на 145 месте, между Гамбией и Анголой, странами, в которых идут нескончаемые гражданские войны и дети умирают от голода..

Особенности голландского менталитета

Давайте теперь обратимся к Голландии и рассмотрим особенности менталитета общества, сумевшего создать себе репутацию одного из наименее коррумпированных в мире.

Исторически Нидерланды — христианское государство, причем веками в нем доминировала кальвинистская направленность, самая жесткая и бескомпромиссная с точки зрения моральных норм разновидность протестантизма. И по сей день на этой кальвинистской христианской доктрине во многом основаны моральные предпочтения граждан. Однако, поскольку голландцы веками бороздили мир в качестве торговцев и предпринимателей, существует, как они сами считают, некоторое противоречие между двумя сторонами их характера: викария и торговца. В качестве примера можно привести судебное разбирательство деятельности одного голландского продавца оружия, который нарушал все международные законы и договоренности и продавал самое страшное оружие всякому, кто был готов платить за него. При этом в своем родном городке он был уважаемым членом реформаторской церкви, дьяконом и исповедником для людей, столкнувшихся с моральными дилеммами.

Своеобразный пример национальной «гибкости» — знаменитая толерантность голландской политики в отношении наркотиков. В Голландии, к примеру, имеют место случаи, когда полицейский следователь проживает с женщиной, владеющей сетью кофе-шопов, где любой старше 18 лет может приобрести легкие наркотики. Но при этом торговец, снабжающий наркотиками кофе-шопы и исправно выплачивающий налоги со своего нелегального бизнеса, вполне может быть арестован и осужден.

В этой стране существуют и другие любопытные обычаи. Например, представитель муниципалитета может быть председателем местного футбольного клуба, который спонсируется строительной организацией, которая в свою очередь выполняет работу по контракту для этого муниципалитета. Само собой разумеется, что решение о том, кто будет выполнять строительные работы, принимается «заинтересованным» лицом. Нельзя сказать, чтобы это было официально разрешено, но тем не менее, случается довольно часто.

Помимо гибкости, толерантности и определенной степени разумного конформизма жители этой страны обладают еще одним важным качеством — независимостью и высоким чувством собственного и национального достоинства. «Мы, — говорят голландцы, — ненавидим власти и центральные решения и предпочитаем гибкость и компромиссы в политике, в воспитании детей и в экономике. В нашей стране диктатура невозможна, мы живем рядом с морем, и, если кто-то вздумает подвергнуть нас политическому насилию, мы можем сесть в лодку, поднять паруса и уплыть, например, в Северную Америку».

Коррупционные скандалы в Голландии

В Голландии есть и свои нашумевшие скандальные истории. Так в 2000 г. министр внутренних дел, отвечающий за честность гражданских служащих, подал в отставку, будучи обвинен в растрате общественных денег во время пребывания на посту бургомистра Роттердама. И, хотя судебных разбирательств не было, он был вынужден вернуть муниципалитету Роттердама $ 3000, поскольку было доказано, что он потратил деньги на личные цели. Не правда ли, для московских масштабов смешная сумма, но все равно — коррупция!

В 1995 г. состоялось парламентское разбирательство дела о ввозе в страну большого количества наркотиков, разрешенного полицией якобы для выслеживания главарей нескольких криминальных организаций. Главарей не нашли, наркотики также исчезли. Зато было обнаружено, что полиция финансирует свои акции криминальными деньгами, компенсируя нехватку правительственного финансирования. В ответ парламент издал закон, запрещающий гражданским лицам действовать под тайным прикрытием в рамках полицейского расследования.

Недавно закончилось еще одно громкое парламентское разбирательство. В отчете говорилось, что несколько крупных строительных компаний секретно договаривались о результатах тендеров и заранее сами определяли победителей, таким образом «планируя» распределение контрактов между собой. Доходило до того, что компания, «выигравшая» тендер, выплачивала «компенсацию» «конкурентам», формально проигравшим данный тендер. Очевидно, что они нарушали основной принцип рыночной экономики — принцип независимой соревновательности. Более того, они использовали фальшивые документы и скорее всего подкупали гражданских служащих, снабжавших их нужной информацией.

Помимо громких скандальных историй в стране существует и так называемая бытовая коррупция, то есть регулярно имеющие место случаи коррупции. В большинстве своем речь идет об утечке информации в криминальные организации.

Не редкостью является подкуп тюремных служащих, которые за деньги доставляют заключенным наркотики, спиртное, мобильные телефоны или паспорта. Иногда они даже помогают заключенным бежать из тюрьмы.

Значительное число преступлений совершается работниками службы эмиграции, которые за деньги выдают беженцам разрешения на проживание, что позволяет им в дальнейшем легально проживать в Голландии.

Увы, к «бытовым» ситуациям относится и коррупция, связанная с наркобизнесом. В этой стране довольно часто проводятся расследования по ввозу наркотиков в амстердамский аэропорт Схипхол. Расследования обычно начинаются после получения информации из криминального мира о том, что таможня или полицейский были вовлечены в торговлю наркотиками.

Я привожу эти факты не с целью подвергнуть сомнению справедливость высокой оценки, присвоенной Голландии, за «чистоту» от коррупции. Я хочу лишь показать, что Голландия — это не какая- то уникальная страна, состоящая сплошь из фанатически честных людей, дисциплинированно марширующих из-под палки всевидящего полицейского государства. По-человечески, они — седьмые, ничем не лучше нас — сто сорок пятых, но есть, однако, что-то, что разводит нас по разные стороны этой пренеприятной для россиян таблицы индексов коррумпированности. Попытаемся разобраться, в чем причина столь контрастного различия и, самое главное, почему существующая коррупция не приводит к системному кризису и параличу системы государственного управления.

Антикоррупционное законодательство

Голландское общество прекрасно знает о существовании организованной преступности. Более того, в конце 1980-х годов организованная преступность основала один из своих западноевропейских плацдармов именно в Голландии. В сложившихся условиях, в 2001 г. государство было вынуждено принять новое антикоррупционное законодательство, объявив, что основной задачей властей при проведении антикоррупционных мер является защита общественного сектора от влияния преступного мира.

В целях предохранения общественных институтов от содействия преступности или от вовлечения в процесс отмывания денег, была создана специальная государственная организация. В ее задачу входит предоставление общественным институтам информации о тех компаниях, с которыми они собираются вести дела, а именно кто в этих компаниях ответственные за принятия решений, откуда происходят их капиталы, придерживаются ли они закона и т. д.

Формально закон не допускает никаких поблажек коррупции среди гражданских служащих. Взяткодатель и коррумпированный чиновник — оба подвергаются наказанию, тюремному заключению сроком до четырех лет, а в исключительных случаях — с конфискацией имущества. Дача и принятие подарков, одолжения, предоставление услуг всегда наказуемы, как в момент совершения, так и в процессе осуществления коррумпированных сделок. Нет даже необходимости, чтобы гражданский служащий нарушал свои служебные обязанности, факта принятия «подарка» уже достаточно для возбуждения уголовного дела. На практике, однако, закон не истолковывается так строго.

Несмотря на ряд вопросов, касающихся, скажем, виновности супруга/супруги коррумпированного гражданского служащего или различия между наказуемым и допустимым поведением, новое законодательство предоставило существенно больше возможностей для отслеживания и борьбы с коррупцией. К примеру, поскольку доказать, что «подарок» и действия гражданского служащего связаны напрямую, практически невозможно, принцип причинности был упрощен до того, что простого предположения о связи одного с другим стало достаточно. В свою очередь, дающий взятку может быть арестован не будучи пойман на месте преступления или, как говорят голландцы, «с красной рукой».

Более того, в соответствии с антикоррупционным законодательством 2001 г. за подкуп иностранных гражданских служащих голландские компании подвергаются такому же судебному преследованию, как и за подкуп госслужащих на территории Нидерландов. До этого национальное антикоррупционное законодательство не рассматривало действия своих граждан за рубежом. Введение поправок, касающихся международной деятельности голландских компаний, было обусловлено требованиями международной конвенции государств — членов OECD.

Несмотря на очевидные успехи в борьбе с коррупцией в государственном секторе, общепризнанным слабым местом в голландском законодательстве является практически полное отсутствие преследования коррупции в частном секторе. В законодательстве имеется только один пункт, посвященный этому вопросу, который предполагает наказание тюремным заключением сроком на один год, однако за последние десять лет не известно ни одного случая наказания подобного проступка тюремным заключением. Однако сейчас все больше внимания уделяется этому вопросу, вносятся предложения пересмотреть значение термина «официальный служащий», с тем чтобы наделить этим званием не только работников общественных учреждений, но и сотрудников частного сектора. И, вероятно, вскоре появятся новые поправки к законодательству.

Организационная структура антикоррупционной деятельности

В Нидерландах существует трехуровневая система борьбы с коррупцией. Подавляющее большинство случаев коррупции государственные организации и институты, такие как тюрьмы, департамент государственных сборов, министерство обороны и т. д., разбирают сами, внутри своих организаций. Для этих целей в большинстве госучреждений существуют собственные отделы внутренних дел (или, иначе говоря, внутренние службы безопасности). Как правило, организации наказывают провинившихся, что называется, не вынося сор из избы, смещением с занимаемой должности, взиманием компенсации за нарушение или увольнением.

Так, к примеру, все двадцать пять региональных полицейских подразделений и Национальное Полицейское Агентство имеют не-обходимые инструменты и штат сотрудников для отслеживания и борьбы с коррупцией внутри своих организаций, они варьируются от крупных отделов внутренних дел до одного полицейского офицера.

Не секрет, что местные власти часто нанимают частных детективов для расследования, если видят в этом необходимость.

Следующим важным структурным уровнем в системе борьбы с коррупцией является так называемая Служба Общественного Обвинения. Служба общественного обвинения имеет девятнадцать региональных офисов, в каждом офисе имеется свой общественный обвинитель, ведущий дела по криминальным расследованиям. Если коррупционные дела попадают в зону внимания службы общественного обвинения, возможны два варианта развития событий. Общественный обвинитель имеет право не предъявлять обвинение, например, в случае если правительственная организация или служба имеет прозрачные правила, касающиеся принятия подарков, или если служащий был уже подвергнут дисциплинарному взысканию своей организацией за нарушение правил. Если же региональный общественный обвинитель решает, что необходимо проведение более глубокого расследования, он докладывает об этом национальному общественному обвинителю, уполномоченному на борьбу с коррупцией.

Национальный общественный обвинитель, в свою очередь, делает заявку в генеральную прокуратуру, составляющую третий организационный уровень в системе борьбы с коррупцией. Генеральный прокурор дает указание государственной криминальной полиции (в Голландии она называется «Rijksrecherche») о проведении независимого расследования. Это маленькая полицейская служба, которая проводит расследования, независимо и объективно, подчиняясь непосредственно генеральному прокурору, высшему государственному обвинителю. Собственно говоря, это единственная организация, наделенная полномочиями привлекать к суду в случаях коррупции. Служба имеет маленькое разведывательное подразделение, в чью задачу входит расследование фактов коррупции. Расследования касаются нанесения серьезного наказуемого ущерба репутации тем, кто находится на службе у общества.

Хочу обратить особое внимание на то, как формулируется в Голландии дело о коррупции — как дело о нанесении ущерба репутации. Ниже мы подробнее коснемся важности подобной формулировки. Нужно особо подчеркнуть, что служба общественного обвинения тщательно отслеживает ход проведения криминальной службой всех инициируемых ею дел. С этой целью в каждом региональном офисе имеется свой сотрудник, ведущий дела по расследованиям Rijksrecherche.

Rijksrecherche стала национальной организацией в 1996 г. До 2000 г. служба вела от 300 до 400 дел ежегодно, из которых 100 были связаны с коррупцией. После реструктуризации и появления центральной регистратуры, в которую должны поступать все заявки на расследования, количество расследований сократилось до 100-200 в год (30-40 имеют отношение к коррупции). Те 70 дел, которыми прежде занималась служба, теперь находятся в ведении региональных полицейских отделений. Как я уже упоминала в начале главы, предполагается, что большинство случаев коррупции организации должны разбирать сами.

Влияние голландской культуры на методы борьбы с коррупцией

Рассуждая о коррупции, принято ссылаться на культуру, мол, культурные, поэтому и честные, а некультурные — нечестные. Безусловно, культура здесь играет важную роль, но культура, понятая не как атрибут личности, а как социальное понятие, как форма взаимодействия людей в обществе. Разумеется, культура общества влияет на формирование нашей личной культуры, во многом определяя и нашу личную честность. Личная честность, в свою очередь, является важнейшим качеством для руководителя, а хорошее руководство необходимо здоровой организации. И все же не стоит абсолютизировать влияние общественной культуры на личные качества граждан, связь эта гораздо более сложная и менее прямо линейная. А тем более не стоит оправдывать преступников недостатками в общественной культуре.

Однако, говоря о национальных особенностях, которые определяют антикоррупционную политику в Голландии, ссылка на культуру вполне правомерна, поскольку основным принципом национальной антикоррупционной политики является «стимулирование честности (promotion of integrity)», что имеет непосредственное отношение к общественной культуре.

Ключевое в данном контексте английское слово «integrity» трудно перевести на русский язык буквально. Значение этого емкого слова включает в себя и репутацию, и чувство собственного достоинства, и профессиональную честь, и профессиональную компетентность. В демократической культуре это понятие почти свято, посягательство на «integrity» не менее страшное преступление, чем посягательство на жизнь. Утрата честного имени страшнее потери рабочего места, денег или имущества. Достойный уровень жизни, справедливая оплата труда, наличие демократических прав и свобод это, образно говоря, та пища, которая поддерживает здоровье общественного организма, в то время как «integrity» — это самое мощное «антитело» в борьбе с вирусом коррупции, проникшем в этот организм.

В коррумпированных организациях всеми силами стремятся лишить людей этого качества, человек без «integrity» — это человек без стержня, человек-пластилин, идущий на поводу у всех и беззащитный против любого произвола. Я лично была свидетелем того, какую панику произвело в офисе одной российской компании заявление сотрудницы о том, что она не потерпит унижений и будет бороться за свою профессиональную «integrity». Несмотря на то, что она была одним из самых профессиональных и ценных сотрудников, ее поспешно уволили, не дав времени собрать свои вещи и попрощаться с коллегами.

Примечательный факт: Амстердамский университет, проводивший изучение файлов Rijksrecherche, обнаружил, что большинство расследований было прекращено за недостатком улик или поскольку факта преступления не было установлено. И тем не менее никто не усомнился в значимости результатов расследования, поскольку в стране, где честность и незапятнанная репутация являются безусловной общественной ценностью и обязательным качеством гражданина, находящегося на службе у общества, защита «integrity» играет не менее важную роль в антикоррупционной политике, чем ее стимулирование.

Выше упоминалось, что коррупционные дела в этой стране определяются как «дела по нанесению серьезного ущерба репутации государственного служащего». И это не случайно. Тем самым подчеркивается, что задача следствия не только поймать и наказать коррумпированное лицо, но и защитить репутацию того, кого общество незаслуженно заподозрило в коррупции.

Думается, что в недостатке внимания правоохранительных органов к «гласу народа» или, по-голландски, к общественному обвинению (когда дела государственного чиновника, слывущего в народе взяточником и казнокрадом, не подвергаются ни корпоративному, ни судебному расследованию), заключается одна из причин столь низкого рейтинга России. У народа складывается впечатление, что «все берут», и именно это впечатление отражает рейтинг коррумпированности. Обвинение в коррупции должно быть расследовано, иначе обвиняемый будет вечно окружен грязными слухами и лишится доверия общества. Единственный выход из ситуации — это доказательство либо вины, либо невиновности.

Голландская традиция сотрудничества еще одна важная национальная черта, во многом определяющая и антикоррупционную политику. Благодаря этой традиции независимое расследование — явление в Голландии экстраординарное. В методе борьбы с коррупцией «своими силами», не перекладывая дела на плечи независимого расследования, с точки зрения национального менталитета, нет ничего странного. Это вполне вписывается в голландскую традицию сотрудничества. Кроме того, если бы национальная криминальная разведывательная служба вела независимые расследования во всех случаях коррупции, то ей потребовалось бы значительное увеличение штата, в сравнении с имеющейся на сегодняшний день сотней служащих, что совершенно не реалистично. Голландцы относятся весьма негативно к подобным вмешательствам в «частные дела», тщательно оберегают свою корпоративную неприкосновенность и не позволяют сотрудникам криминальной полиции наведываться в офис без веских на то оснований.

Не приветствуются и доносы, как нарушающие ту же почитаемую в народе традицию. Вследствие этого в Голландии расследования редко начинаются в ответ на донос, хотя доносов предостаточно. Доносчиками в Голландии, как правило, считаются обиженные служащие, жаждущие реванша, или люди, руководствующиеся слухами, но не попытавшиеся обсудить и решить проблемы внутри своих организаций.

Здесь мы логически переходим к невмешательству в частную жизнь и неразглашению служебной информации, как немаловажным чертам национальной культуры, столь неудобным для криминальных сыщиков, но лежащим в основе демократической системы. Разумеется, обойдя эти традиции, было бы намного проще собрать информацию и раскрыть преступление. Скажем, помимо материальных ценностей, таких как дорогие вещи, обеды в ресторане и заграничные путешествия, серьезные взятки даются в форме денег. Совсем не обязательно, что деньги сразу приведут к удовлетворению личного интереса дающего взятку, это может быть своего рода «инвестиция» в плодотворные отношения с гражданским служащим, который имеет ценный «товар», такой как информация, право принятия решения или власть. Дающий взятку, разумеется, должен отчитаться за трату в своих расходных книгах и в налоговых формах, обычно эти расходы обозначаются как «расходы на консультацию», «расходы по приобретению», «представительские расходы», «затраты» и т. п. Налоговые инспекторы, имеющие доступ к этой богатейшей для расследования случаев коррупции информации, могли бы играть неоценимую роль в помощи антикоррупционной полиции. Но это является нарушением существующего законодательства, согласно которому налоговый инспектор, в задачу которого входит сбор денег в государственную казну, обязуется не разглашать полученную информацию.

Следующей культурной препоной действиям полиции является общественное мнение в Голландии, утверждающее, что такие, весьма эффективные с точки зрения полицейских, методы расследования коррупции, как внедрение, установка подслушивающих устройств и иммунитет дающему взятку, не должны использоваться в цивилизованном государстве.

Возможно, эти традиции и мешают расследованию конкретных коррупционных дел, однако в более общем плане они оберегают общество от произвола властей, от всесилия каких бы то ни было служб. Ведь, в конце концов, во всех службах работают люди, а люди, как известно, слабы и склонны к греху, включая грех коррупции.

Складывается впечатление, что голландские блюстители порядка связаны по рукам и ногам культурными и юридическими табу. И проще назвать то, что они не имеют право делать в отношении своих граждан, чем перечислить методы их борьбы с коррупцией. Чтобы убедить вас в этом окончательно, добавлю, что:

— в этой стране нет национальной организации, которая вела бы записи всех случаев коррупции;

— не существует обязательств касательно финансового разоблачения подозреваемых в коррупции;

— в законодательстве мало упоминается о таких вещах, как работа на стороне и дополнительный заработок членов парламента. Кстати сказать, в Голландии не любят говорить о деньгах, и доход считается личным делом каждого. Тоже немаловажная черта национальной культуры.

И последнее — по порядку, но не по значимости. В Европе распространено выражение «going Dutch», оно означает, что если вы идете в ресторан компанией, каждый платит за себя. В приложении к борьбе с коррупцией этот голландский принцип звучит так: никогда не вынуждай других платить за себя, плати сам или пусть платит твоя организация. Если для выполнения своих служебных обязанностей тебе нужны обеды и авиабилеты, за них должен заплатить твой работодатель. Для того чтобы иметь возможность платить за себя и не заботиться о получении подарков «со стороны», служащие должны получать достойную заработную плату от своего работодателя.

Чему учит нас голландский опыт?

Проанализировав все вышеизложенное, можно прийти к следующим важным выводам.

Вывод первый. Искоренять коррупцию, которая глубоко проникла во все системы общественного организма, неимоверно трудно. Коррупция напоминает вирус, лекарства от него нет, и побороть его можно только средствами закаливания и оздоровления организма и еще локализацией вирусоносителя, дабы не дать ему беспрепятственно распространяться и заражать здоровые общественные системы.

Вывод второй. Никакие драконовские меры не оздоравливают общественный организм, а лишь увеличивают «мзду», взимаемую чиновниками. Периодически объявляемая компания по борьбе с коррупцией лишь увеличивает риск взяточников, а за их риск приходится платить нам, честным труженикам.

Давайте вспомним результаты горбачевских драконовских мер по борьбе с алкоголизмом: вырубленные уникальные крымские виноградники, заложенные еще до революции; отравленные некачественным самогоном тысячи советских граждан; миллионные нелегальные заработки подпольных торговцев и, соответственно, подорванная экономика; новый год без шампанского и фильма «С легким паром», короче, здоровее нация явно не стала.

Вывод третий. Важное качество чистых от коррупции организаций, как и демократических обществ в целом, открытость и ясность их политики, прозрачность структур, обсуждаемость происходящих процессов.

В Голландии служащий при устройстве на работу вместе с контрактом получает официальный список своих обязанностей, он четко знает, кто является его непосредственным начальником, а также всю цепочку субординации до президента компании. Если принимается какое-либо решение касательно его судьбы, он точно знает, кто конкретно принял это решение и к кому он может обратиться с тем, чтобы опротестовать решение или поблагодарить за него.

В российских организациях царит атмосфера 1937-го года. С еe атрибутикой в виде подсадных шпионов, подслушивания, доносов, страха сказать или услышать что-нибудь не то, получить удар в спину. С подозрительным отношением ко всем и каждому, с ужасом перед неведомой, но всесильной властью, не материализующейся в лице формальных начальников, а довлеющей над людьми как злой дух из каких-то невидимых, неосязаемых сфер. Знать наверняка, что от тебя как сотрудника требуется, невозможно, спросить об этом не у кого, можно только угадывать, ориентируясь по интуиции, получая как «вращатели столов» лишь мистические знаки, одобрительные в виде нежданных бонусов или порицательные в виде неожиданного смещения с должности или увольнения. Безвольный, дезориентированный, деморализованный персонал — это та самая мутная вода, в которой хорошо ловится рыбка. Неважно, что долго рыба в такой воде не живет и много рыбы, чтобы накормить всех, в ней не разведешь, но для коррупционера важна сиюминутная, легкая и личная выгода.

И в заключение еще раз о демократии. На примере Голландии можно ясно увидеть, что общество, не управляемое национальным лидером или элитами, а управляющее самим собой, обладает уникальной способностью к самоизлечению от многих социальных недугов, включая коррупцию, не прибегая при этом к репрессивным политико-административным мерам в отношении своих граждан. Когда нам говорят, что в нынешних тяжелых условиях (а когда они были легкими?) демократическое управление неэффективно и нужна «сильная рука» авторитарного правителя, не

верьте, это ложь. Допускаю, что часто ненамеренная, поскольку люди, не имеющие опыта проживания в демократическом государстве, имеют очень смутные представления об эффективности его функционирования и вполне могут принять за «демократию» ту неразбериху, которая царила в нашей стране в пост-горбачевские времена. Но в подавляющем большинстве случаев это ложь намеренная, ложь, распространяемая теми коррумпированными деятелями, которые стригут купоны с собственной неподконтрольности и бесправия граждан.

В Е С Т Н И К Р Г Г У № 14/09

Научный журнал Серия «Международные отношения. Регионоведение», Москва 2009